Переход к индустриальной цивилизации. Европа на пути модернизации и перехода к индустриальному обществу в XVI - XVIII в


7-5 тыс. Р.Х. сер. 15 в. кон. 18 – нач. 19 вв. 50-е - 70-е гг. 20 в.


Вехами аграрной цивилизации являются:

VII-V тыс. до н.э. - «неолитическая революция»;

Середина XV в. - изобретение печатного станка, великие географические открытия.

Со второй половины XV века начался переход к индустриальной цивилизации, который завершился на рубеже XVIII-XIX вв. в результате промышленной революции. Индустриальная цивилизация хронологически охватывает период с конца XVIII века до середины XX века, когда началось становление постиндустриального общества. Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция середины XX века. Наиболее развитые страны вступили в новую эпоху развития человечества в последней четверти XX века. Этот процесс продолжается и по сей день.

Итак, как следует из приведенной схемы, за аграрной в истории общества последовала индустриальная цивилизация. Переход от традиционного к индустриальному обществу осуществлялся в XV-XVIII вв. Ключевыми событиями в этом процессе явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; Промышленная Революция и буржуазные революции XVII-XVIII вв.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Родиной Возрождения была Италия, поэтому эпоху часто называют итальянским словом "Ренессанс". В итальянском Возрождении можно выделить своеобразные этапы:

Проторенессанс - вторая половина XIII-XIV вв.;

Раннее Возрождение - XV в.;

Высокое Возрождение - конец XV-первая треть XVI вв.;

Позднее Возрождение –XVI в.

Характерные черты этой эпохи:

1. возрождение античных ценностей (отсюда название эпохи);

2. гуманизм (от лат. humanitas – человечность): деятели Возрождения провозгласили культ человека, воспевалась духовная и физическая красота человека, говорилось о самоценности личности;

3. интерес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу человека привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к культуре стал основой для развития общественных наук. Следовательно, знания становятся одной из основных ценностей;

4. зарождаются рационалистические воззрения, начинает цениться время.

Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдвинуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.

Эпоха Возрождения оставила плеяду замечательных мыслителей и художников, прославивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески, Альберти и многие другие.

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. К ним относят открытие Америки Колумбом (1492 г.), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-22 гг.) и др.

В результате Великих географических открытий происходит накопление капиталов и формируется слой предпринимателей, которые вкладывали деньги в производство, для получения прибыли. Таким образом, возникли первые мануфактуры (в Италии в конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV-XVI вв.), то есть Великие географические открытия повлияли на формирование капиталистического уклада в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способствовали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных и мирового рынков. В отличие от древних "речных", теперь формируется "океаническая цивилизация".

Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация . Реформация - это борьба за переустройство католической церкви, в результате которой возникла новая конфессия христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Началась Реформация в Германии (в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против католической церкви), затем охватила большинство стран Европы. Победила Реформация в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах установились протестантские церкви (лютеранская, кальвинистская, цвинглианская, англиканская и др. церкви). В середине XVI-XVII вв. в противовес Реформации в Европе началась Контрреформация – церковно-политическое движение, направленное на укрепление власти католической церкви. Возглавляло это движение папство. Большую роль в осуществлении Контрреформации сыграли инквизиция и Орден иезуитов. Контрреформация победила в некоторых странах Европы, например, во Франции и в Испании.



Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета. Католическая церковь закрепляла сословное деление общества, что вызывало недовольство формирующейся буржуазии. Церковь дискредитировала себя продажей индульгенций, инквизицией и т.п. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении. Сторонники реформации – протестанты – считали, что между человеком и Богом не должно быть посредников, все люди равны перед Богом, спастись человек может только при помощи веры (идея Мартина Лютера). Земные успехи (слава, богатство), по мнению протестантов, – символы богоизбранности человека (идея Жана Кальвина). Поэтому человек должен активно трудиться, стремиться к накопительству, бережливости, профессиональному успеху. Протестантскую этику иногда называют трудовой. Реформация поставила проблему ответственности человека за личное счастье.

Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просвещение.

Просвещение – это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в XVII-конце XVIII вв. (наиболее активно между Английской и Французской буржуазными революциями). Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции, где появилась целая плеяда мыслителей (французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских философов стали широко известны в других странах). Просветители были людьми разного социального происхождения, выдвигали новые идеи, резко контрастировавшие с духовными установками средневековья. Эти идеи оказали исключительное влияние на формирование миропонимания человека в эпоху индустриальной цивилизации:

Идея разума: человек сам может познать мир посредством своего разума (рационализм, гносеологический оптимизм);

Идея прогресса: человечество движется в направлении к лучшему, к более совершенному состоянию;

Идея естественных прав, согласно которой человек от рождения имеет право на жизнь, свободу и собственность;

Теория общественного договора, смысл которой состоит в том, что государства возникли в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Следовательно, просветители считали, что источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной, должен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей (например, Ж.-Ж.Руссо), в случае узурпации власти народ имеет право на сопротивление тирану. Чтобы не происходило узурпации, власть необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную;

Идея разделения властей: впервые предложена Д.Локком, а разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш.Монтескье в работе "О духе законов" в 1748 г.;

Просветительскими многие философы, экономисты и социологи считают также теории А.Смита и Д.Юма, которые выдвинули идею существования рынка, самоуправляющегося на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка. Просветители заложили основы экономического либерализма, т.е. они выступали за свободу торговли, свободу предпринимательства;

В этическом смысле просвещение выдвинуло идею "разумного эгоизма", согласно которой каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества.

В отношении к религии и церкви просветители утверждали, что религия необходима, как моральная опора общества, но при этом активно критиковали церковь (Вольтер говорил: "Раздавите гадину!"), выступали за веротерпимость, за секуляризацию церковных земель.

Просветители ратовали также за развитие образования и внесли конкретный вклад в этот процесс: в 1751-1780 гг. была составлена 35-томная "Энциклопедия" под редакцией Д. Дидро. Деятели Просвещения полагали, что первоочередной задачей является просвещение населения, повышение уровня культуры общества (отсюда и название эпохи).

Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций правового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментом для всей индустриальной цивилизации.

Завершающим этапом на пути формирования индустриального общества былапромышленная революция , то есть коренное преобразование в экономике, в результате которого возникло крупное машинное производство (в контексте данной темы термины «промышленная революция» и «промышленный переворот» употребляются как синонимы). Родиной промышленной революции была Англия (60-80 гг. XVIII в), затем промышленный переворот произошел во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и других странах (в развитых странах Европы он завершился в середине XIX века). Начался промышленный переворот с текстильной промышленности, затем охватил угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному;

2) социальная сторона заключалась в том, что изменилось соотношение сил в обществе: основную роль в экономической и политической жизни общества начинают играть буржуазия и пролетариат.

В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики, изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического производства и института частной собственности утвердились либерально-демократические ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни общества.

Распространение буржуазных свобод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных революций XVI-XIX вв., которые также были свидетельствами глубокой общественной трансформации. Первая буржуазная революция произошла в Голландии (1566-1609гг.), затем в Англии (хронологические рамки в истории остаются спорными, примерно 1640-1660гг., отдельно следует сказать о "Славной революции" 1688г.), война за независимость Североамериканских колоний также рассматривается как буржуазно-демократическая революция (1775-1783гг.) и, наконец, Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг, дата завершения революции спорна).

§5. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности

Термин "индустриальное общество" в научный оборот был введен Анри Сен-Симоном. Формирование индустриального общества завершается в эпоху промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в. в Великобритании. Иногда в развитии индустриального общества выделяют этапы:

Конец XVIII – середина XX вв. – раннее индустриальное общество;

Середина XX в. – по сей день – зрелое индустриальное общество.

Однако второй период в обществознании часто рассматривают как самостоятельную ступень развития - постиндустриальное, информационное общество.

Индустриальное общество сложилось в результате Великих географических открытий, Возрождения, Реформации, Просвещения, Промышленной и буржуазных революций, поэтому для него, в первую очередь, характерно:

1) в экономической сфере : преобладание промышленности над сельским хозяйством, машинного труда на ручным, высокий уровень разделения труда, высокая производительность труда, массовое производство, использование научных технологий в производстве, высокий уровень развития конкуренции, формирование рыночной экономики;

2) в социальной сфере : урбанизация, высокая социальная мобильность, социальная защищенность личности;

3) в политической сфере : приоритетное положение прав и свобод личности, существование гражданского общества и правового государства, с признанием верховенства закона, принципа разделения властей и демократических ценностей;

4) в духовной сфере : ценности гуманизма, индивидуализма, признание самоценности личности (доктрина: "Человек-творец своей судьбы!"), свобода (идеологический плюрализм), терпимость, рационализация жизни, секуляризация культуры, высокий уровень развития образования. Негативная сторона технического прогресса выражается в распространении утилитарных ценностей, в тиражировании культуры.

В результате научно-технической революции (НТР) середины XX в. человечество вступило в фазу постиндустриального, информационного общества. Основная заслуга в этом процессе, по мнению социолога З. Бжезинского, принадлежит США: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру". Жизнь отдельного человека в постиндустриальном обществе находится в тесной зависимости от СМИ (средств массовой информации), информация становится одним из основных ресурсов и ценностей, сфера знаний и науки начинает преобладать в жизни общества, формируется массовая культура. Для производства на этой стадии характерно использование высоконаучных технологий, вытеснение человеческого труда (обезличенный труд, автоматизация производства), постоянное обновление технической базы. Высокий уровень развития техники и средств массовой информации способствует возрастанию интеграции мирового сообщества.

По уровню научно-технического развития современное общество зачастую называется технотронным, но высокий уровень развития техники имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С ним связаны глобальные проблемы современности. Глобальные (от лат. globus terrae – земной шар) проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значительной его части, решение этих проблем возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

К важнейшим глобальным проблемам относят:

Экологическую;

Демографическую;

Топливно-сырьевую;

Проблему третьей мировой войны;

Проблему "Севера и Юга", и др.

Многие проблемы порождены, как уже отмечалось выше, уровнем развития техники. Однако, решение этих проблем, как предполагают оптимистические прогнозы, также возможно при помощи техники.

Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX-XX веков. Представители "русского космизма" – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернадский -видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического пространства. Преодолеть проблемы, по мнению Н. Федорова, можно только совместными усилиями человечества как целого.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней технических и решение последних возможно только с изменением отношения людей к друг к другу и к природе. В частности, говорится о том, что западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

Цивилизации Востока

Современные цивилизации на основе локального подхода делят на западные и восточные. Восточная цивилизация имеет длительную историю развития, она древнее западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.). Различия между западной и восточной цивилизацией и путями их развития были заложены еще в глубокой древности, окончательно сложились в средние века и в новое время, когда страны Азии проводили политику самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и неповторимость. Однако, западная и восточная цивилизация всегда подвергались взаимному влиянию. Западная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой: достаточно вспомнить о "насильственном открытии" восточных стран, о создании колониальных империй. Тем не менее, Восток сохранил свои особые черты, которые во многом связаны с религией и философией.

По религиозному принципу восточные цивилизации делят на арабо-исламские, китайско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных восточных цивилизаций, в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообщество, среди них выделяют: страны в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриальными западными странами (Япония, Южная Корея); страны, которые подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность (Индия, Турция, Египет и др.); страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских стран, Камбоджа, Бирма и др.).

Несмотря на общность развития Запада и Востока, выделяют и специфические черты. Они отражены в сравнительной таблице признаков западной и восточной цивилизаций в новое время.

Критерии для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Отношение к природе Потребительское отношение к природе, которое можно выразить фразой известного героя: «Природа не храм, а мастерская». Человек – господин и покоритель природы. Общество стремится к подчинению природы, окультуриванию. Идея созерцательного, бережного отношения к природе. Понятие «естественной красоты». Принцип единения (слияния) человека с природой. Идея гармонии всего существующего. Мысль о растворенности сверхестественного в природе.
Отношение к человеку Человек – венец природы, мера всех вещей. Основной единицей общества является - самостоятельная личность. Общество для человека, а не наоборот. Культура антропоцентричная. Приоритет общества и общественных ценностей над личными. Понятия автономной личности не существует.
Особенности экономическо го развития Священным и неприкосновенным считается институт частной собственности, который составляет ядро экономической системы. Институт частной собственности относительно слабо развит, основой экономической системы является государственная собственность.
Политический строй Представление о том, что государство должно служить для обеспечения прав и свобод личности. Демократические традиции в управлении. Склонность к реформизму. Всевластие государства. Деспотические традиции в управлении.
Социальная структура Высокая социальная мобильность. Наличие разнообразных социальных статусов, возможность перемещений из одной социальной группы в другую. Низкая социальная мобильность. Четкое деление общества на группы, между которыми существуют жесткие границы.
Особенности духовного развития Доминанта рационалистических воззрений на мир. Прагматизм. Индивидуализм. Историческое изменение ценностных установок общества. Следование вековым, традиционным ценностям, обычаям. Консерватизм. Коллективизм.
Исторический процесс, прогресс Относительно быстрая смена культур. Скачкообразное развитие. Отрицание старых ценностей и замена их новыми в результате войн и революций. Представление о том, что общество развивается от низших форм к высшим. Преемственность, эволюционизм развития. Передача традиционных основ из поколения в поколение. Отрицание линейного характера развития. Цикличность истории.

Вряд ли возможно оценить какой путь развития (западный или восточный) является лучшим. Каждая из цивилизаций имеет как положительные, так и отрицательные черты. Западная цивилизация всегда считала лучшей и прогрессивной себя, а Восток отсталым, архаичным. До сих пор в западных странах доминирует европоцентристское понимание истории, философии и культуры, однако, нам следует признать, что восточные цивилизации продемонстрировали вековую стабильность, преемственность культуры. С них началось мировое цивилизационное развитие. Многие современные философы говорят о том, что мировоззрение будущего также должно быть основано на восточных ценностях. Недаром на сегодняшний день огромной популярностью в мире пользуются восточные религии, религиозно-философские системы и неориенталистские культы (нетрадиционные религии, основанные на сочетании восточных религий с западным менталитетом). Пути решения глобальных проблем человечества многим также видятся в традициях и образе жизни Востока.

Непохожесть восточной и западной культур создает неповторимый колорит, но к сожалению порождает и серьезные конфликты. До сих пор, как и в эпоху колонизации, Запад пытается насильственно насадить Востоку свой образ жизни, что вызывает самое ожесточенное сопротивление и неприятие. Хочется верить, что никогда не оправдаются прогнозы политологов, которые говорят о том, что в XX веке были войны между странами, а в XXI веке будет война цивилизаций. Несложно догадаться, что в такой войне не будет победителей, она приведет к гибели или вырождению мировой цивилизации в целом. Поэтому будем полагаться на то, что сохраняя уникальность, восточная и западная цивилизации найдут точки соприкосновения и будут существовать в режиме диалога и сотрудничества друг с другом.

1.Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Античная цивилизация. М., 1973.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

4. Глобальные проблемы и будущее человечества. Выпуск 1-4. М., 1991.

5. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. М., 1992.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 2000.

8. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Выпуск 1. М., 1994; выпуск 2. М., 1995.

I. Модернизация как процесс

Переход от традиционного общества

к индустриальному обществу.

Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен. Общей особенностью всех значительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизационные изменения XX века, как впрочем, и все предшествующие социокультурные трансформации, были неожиданны для человека. В России они отличались тотальным, всеобщим характером, распространяясь практически на все сферы человеческой жизни, включая систему ценностей, модели поведения, адаптационные стратегии личности. Интенсивность динамики социокультурной среды превышала исторические аналоги, требуя новых адаптационных стратегий, превращая в «музейные экспонаты» бессмысленные на новых отрезках исторической динамики нормы, ценности, социальные позиции, модели повседневного существования.

Для традиционных обществ модернизация крайне болезненна. Социокультурная традиция, на которой построена вся их жизнь, легитимизирует примат коллектива (общины) над личностью, закрытое общество, отсутствие демократии, кроме некоторых низовых народных форм. Пассивность общества и личности сопровождается отношениями подданства, временной ориентацией на «сегодня», т.е. жизнь сегодняшним днем, невозможность работать ради «отложенного спроса», воспроизводство традиций («что всегда было, то всегда будет»), господство мировоззрения над технологией. Все это может вызывать в обществе серьезное сопротивление модернизационным процессам. Параллельно в обществе происходит осознание цивилизационных преимуществ, важности новых технологий, что скорее всего осознается в области военного строительства.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в., в XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

Признаки феодализма:

· хозяйство натуральное, труд ручной;

· наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;

· феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

Признаки капитализма:

· товарно-денежные отношения, машинный труд;

· наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;

· буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Переход от традиционного к современному обществу весьма драматичен как для общества в целом, так и для отдельного человека. Меняются почти все жизненные представления, система приоритетов, рациональность, психический склад личности, доминирующей в обществе.

Объем и глубина требуемых перемен столь велики и революционны, что процессы аутентичного переноса ценностей, отношения к миру, типа рациональности, политических и культурных институтов от современных к традиционным обществам протекают достаточно сложно.

Примером перехода традиционного к индустриальному обществу может служить время петровских преобразований. Великий российский реформатор Петр I использовал труд крепостных крестьян для развития мануфактур. И царское правительство, и славянофилы, и социалисты считали благом для России сохранение крестьянской общины, т.е. пытались использовать особенности традиционного общества для разных целей, в том числе и для нужд модернизации. За время петровских реформ количество мануфактур увеличилось примерно в 5 раз и составило 205 предприятий. Основные успехи были достигнуты в металлургии, Россия стала занимать 3-е место в мире по выплавке чугуна (после Англии и Швеции). Заметные сдвиги произошли в текстильной промышленности, развиваемой в основном частным капиталом. Для повышения уровня ремесленного производства и подготовки базы для развития мануфактур под контролем государства и его давлением стали образовываться цехи. Однако они не получили большого распространения и были связаны с деятельностью иностранцев. Петровская модернизация вышла за рамки производства и, затронув все стороны общественной жизни, приняла характер социальной модернизации.

Эпоха Возрождения.

Историки по-разному датируют начало генезиса современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640-1688 гг., с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.



Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Ренессанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы - дученто) и XIV в. (трехсотые - треченто); раннее Возрождение - XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение - с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее - до конца XVI в.

Родиной Возрождения стала Флоренция - богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского - делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Данте, Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи "первородного греха" (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция "естественного права человека на счастье". Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в "Декамероне" Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как это бывало во все эпохи, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины стали носить декольте, обнажили плечи и грудь, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Все больше число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стало подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием.

Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение.

Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно соял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддрержку титаны и рядовые труженники Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея "мученником человеколюбия". Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 - около 420г. до н. э.) приписывают афоризм "человек есть мера всех вещей". С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки - этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

Возраждение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения - общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы). Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев Х в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем, 1485-1490

Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV В. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры - трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла - нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового - сольная песня, кантата, оратория, опера.


Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т.д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнейний третьей степени. Трудами Г. Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия "О строении человеческого тела", положение о наличии легочного круга крообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармокологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.

Новое время. Контрреволюция.

Новое время было важнейшим этапом в процессе станов­ления современной мировой цивилизации. В эту эпоху про­исходит переход общества от «традиционного» типа к «ин­дустриальному». В это время в жизни европейского общества про­исходили изменения глобального характера. В экономи­ческой сфере такие процессы, как активное развитие тор­говли, финансового и банковского дела-, появление и рас­ширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепен­но стали входить в противоречие с традиционными устоя­ми средневековой экономики. Меняется и социальная струк­тура общества. . Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всячес­ких пороков, обязанного всю жизнь искупать «первород­ный грех», а как свободную личность, обладающую огром­ными возможностями. Закономерным результатом разви­тия гуманизма стала Реформация, разрушившая духовную монополию католической церкви в Европе. Идеологичес­кой основой этого процесса стал тезис о том, что человек не нуждается в посредничестве церкви для спасения своей души. На рубеже XV - XVI веков в значительной степени меня­ются представления европейцев о Земле. Достижения науч­ной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о сво­ем месте в окружающем мире. Данные явления самым ра­дикальным образом изменили образ жизни европейцев, оз­наменовав начало Нового времени. Процесс трансформа­ции европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая цер­ковь и др.), которые не желали уступать свои позиции.

Важной вехой в процессе становления и утверждения буржуазных отношений в качестве основы общественной жизни был конец XVIII века, ознаменовавший начало но­вого этапа в развитии мировой цивилизации. В некоторых странах (Нидерланды, Анг­лия) в ее руках находилась практически вся полнота влас­ти. События последней четверти XVIII - начала XIX ве­ков, прежде всего, Великая французская буржуазная рево­люция, нанесли окончательный удар по пережиткам фео­дального строя в Европе. Бурные события этого периода были идеологически подготовлены широким просветитель­ским движением, которое началось с конца XVII столетия. В этот период процесс перехода от «традиционного» к «индустри­альному» обществу значительно ускорился, что было выз­вано началом промышленного переворота в Европе. Ману­фактура постепенно вытеснялась фабрикой. В развитии стран Европы и Северной Америки все очевиднее проявлялись такие факторы, как быстрая смена технических достиже­ний и технологий, экономическая конкуренция, отчужде­ние человека от результатов труда, борьба трудящихся за свои права. Резко возросший слой наемных рабочих уже в XIX веке начинает оказывать значительное влияние на по­литику правящих злит. Центральной проблемой социаль­ного развития индустриальных стран становятся противо­речия между буржуазией, получавшей огромные прибыли, и бесправным и эксплуатируемым рабочим классом. Лишь к концу столетия рабочий класс превратился в мощную, организованную политическую силу, с которой ни государство, ни буржуазия не могли не счи­таться. Успехи индустриальной цивилизации способствова­ли укреплению веры во всемогущество человеческих сил, в возможность преобразования окружающего мира по своему усмотрению, идею постоянного поступательного, прогрес­сивного развития цивилизации.

Важнейшим явлением Новой истории было распрост­ранение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географи­ческие открытия, передавшие в руки европейцев огром­ные богатства. . К концу XIX века европейская цивилизация уже господствовала во всем мире. Обширные территории Азии и Африки, являвшиеся колониями европейских держав, использовались последними как источник сырья и рынок сбыта своей продукции.

Верхней границей периода новой истории считается ру­беж XIX - XX веков, когда западная цивилизация подо­шла к своеобразной исторической развилке: ей предстоя­ло либо найти путь постепенной адаптации к новым усло­виям, либо резко изменить вектор своего развития и пе­рейти в принципиально новое качественное состояние.

Реформация и Контрреформация.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духов­ным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианс­кой веры к потребностям современного ей общества.

Уже с XV века католическая церковь переживала кри­зис народного доверия: происходило переосмысление тео­рии о «единоспасающей» роли католической церкви, значе­ния различных церковных таинств, Священного предания.

В то время как в крупных централизованных монархи­ях (Англии, Франции) короли противостояли стремлению римских пап к верховенству над светскими властителями, в раздробленной Германии роль духовенства была огромной. Церковные сборы были здесь крайне высоки, что негативно сказывалось на экономическом развитии многих областей. Антицерковные позиции занимали князья и рыцарство, претендовавшие на земли духовенства. Здесь зарождается движение за пересмотр устаревших религиозных догм и ре­организацию церкви, идеологом которого стал профессор Виттенбергского. университета, богослов Мартин Лютер (1483-1546 гг.). 31 октября 1517 г. он провозгласил свои «95 тезисов против индульгенций», в которых оспарива­лось право папы на отпущение грехов. Развернувшаяся полемика между Лютером и палой переросла в конфликт, после того как немецкий богослов в 1520 г. публично сжег булл (указ) папы о его отлучении от церкви. В это время формируется лютеранское учение, основные положения которого можно сформулировать следующим образом: Свя­щенное Писание является единственным источником веры; только вера делает человека праведником; следует сохра­нить только два церковных таинства - крещение и прича­щение; чистилища не существует; необходимо отказаться от почитания Богородицы и святых и т.д.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прибил свои 95 тезисов к дверям замковой церкви в Витенберге. Этот день считается днем начала европейской Реформации, и этот праздник широко отмечается .


В первой половине XVI века возникает много направле­ний и течений в протестантской идеологии, крупнейшим из которых был кальвинизм, получивший свое название от имени французского юриста и богослова Жана Кальвина (1509- 1564 гг.).

Реформация затро­нула и Англию, однако здесь она имела ряд особенностей. Инициатива ее проведения исходила от короля Генриха УШ (1509 - 1547 гг.), который в 1534 г. «Актом о супрематии» провозгласил себя главой церкви. Хотя церковная иерархия и литургия сохраняются, в Англии вводятся некоторые прин­ципы лютеранства, активно проводится секуляризация като­лических земель и имуществ. Политический акцент реформы сыграл здесь большую роль, чем духовный.

Успехи протестантизма, его повсеместное распростране­ние в Европе заставило папство предпринять ряд мер по борьбе с «протестантской ересью». Совокупность этих мер получила название «контрреформации». В 1542 г. проис­ходит реорганизация инквизиции, безжалостно расправляв­шейся с «еретиками». Составляется «Индекс запрещенных книг», расширяется церковная цензура. Одним из наиболее действенных средств в религиозной борьбе становится Орден иезуитов, основанный в 1540 г. Игнацием Лайолой (1491 - 1556 гг.).

В XVIII-XIX вв. в мире произошли принципиальные изменения. К концу этого периода на европейском континенте в целом завершился переход от аграрного общества к индустриальному. Хозяйственный подъем, связанный с завершением промышленного переворота, позволил Европе добиться не только экономического процветания, но и превратиться в бесспорного мирового лидера. Если в 1750 г. на долю европейских стран в целом приходилось 23,2% мирового ремесленного и промышленного производства, Китая -32,8%, Индии - 24,5, Японии -3,8, США - 0,1%, то в 1900 г. в Европе уже производили 62% промышленных товаров планеты, Китае - 6,2, Индии - 1,7, Японии - 2,4, США - 23,6%.

Опираясь на научные открытия, быстрое развитие техники и производственных технологий, европейцы в сравнительно короткий срок - к началу XX в. - сумели взять под контроль около 80% политической карты мира. Экономическое и военное превосходство европейцев подкреплялось широкомасштабной культурной экспансией. Практически все народы мира оказались вовлеченными в единый хозяйственный процесс. Появились развитые и отсталые страны, богатые и бедные регионы.

Успехи европейцев прямо зависели от особенностей общественного развития. В средние века Европа заметно уступала странам Востока. Благодатность почв и климата позволяла


получать более обильные урожаи при меньших затратах труда. Это в свою очередь давало возможность гораздо большей части населения (и значительно раньше, чем на Западе) заниматься несельскохозяйственным трудом (ремеслом) и непроизводитель­ной деятельностью (торговлей, управлением, наукой, служени­ем культам, войной и т. п.). Соответственно уровень жизни в арабском мире или Китае был выше, чем в Европе.

В XIV в. на континенте обнаружились признаки эконо­мического упадка: натуральное хозяйство исчерпало свои возможности, прекратилось освоение новых земель, сокра­щалась численность населения, обезлюдели многие деревни. Осложняли положение дел эпидемии чумы. Городские бунты и крестьянские восстания стали частым явлением. Для выхода из сложившейся ситуации требовалось найти пути повышения эффективности экономической деятельности.

Сама жизнь заставляла европейцев проявлять больше инициативы, предприимчивости, способствовала развитию товарно-денежных отношений. Достижение экономической эффективности виделось в утверждении частной собственности, хозяйственной свободы. Уже в XV в. в Европе отчетливо обоз­начилась тяга к кардинальной реорганизации как материальной, так и духовной жизни. Великие географические открытия отра­зили наметившиеся тенденций и сами стали важным стимулом к дальнейшим переменам.

Конечно, Запад не сразу перешел на рыночные рельсы и добился высокой степени эффективности своей экономики. Старое и новое сосуществовали достаточно долгое время. Этот своеобразный переходный период, растянувшийся примерно на три столетия, в рамках которого осуществлялась смена общественного строя и политических структур, завершился в конце XVIII в.

Однако уже в XVI в. в европейских странах наметились хозяйственный подъем и рост народонаселения, расширилась международная торговля, увеличилась масса драгоценных металлов на денежном рынке (благодаря все возраставшему притоку золота и серебра из испанских владений в Америке), возросла продуктивность сельского хозяйства, умножилось число производимых товаров.

Получили распространение идеи гуманистов, прежде все­го восприятие человека как индивидуальности, обладающей


самостоятельной ценностью и правом на личную свободу и «свободу производителя». Уникальной чертой Западной Европы стали утверждавшиеся принципы плюрализма и общественного согласия. Появился стержневой политический институт - пар­ламент. На повестке дня оказался вопрос о разделении духовной и светской властей.

Важнейшим событием стала Реформация. В результате отделения от римско-католической церкви оформились новые вероучения, ставшие известными под именем протестантизма (от лат. protestari - возражать). Протестантизм выдвинул новые представления о личности и нравственности, месте ре­лигии в обществе, равно как и предугадал ведущую тенденцию развития теологической, философской, правовой мысли нового времени.

Протестантские учения быстро распространились и утверди­лись в Пруссии, Саксонии, Бранденбурге и других германских государствах, в Швейцарии, Голландии, Англии, Шотландии, Скандинавских странах. Не последнюю роль в этом сыграла протестантская этика - неформальная система норм и духов­ных ценностей, регламентирующих отношения между людьми, их поведение в обществе.

Согласно новым представлениям, место человека в обще­стве оценивается не по его происхождению и сословной при­надлежности, а по тому, что он умеет делать, чем может быть полезен другим. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Стремление верующего доказать свою богоизбранность создава­ло сильнейший стимул к предпринимательской деятельности. Новые нормы поведения освятили труд и осудили «праздность». Обретение специальности, профессии и постоянное совершен­ствование своих умений считались выполнением долга перед Богом. Особое место отводились дисциплине как производ­ственной, так и социальной (законопослушание).

Немецкий социолог М. Вебер весьма убедительно показал, что из всех мировых религий протестантизм в наибольшей степени соответствовал духу рыночных отношений и пред­принимательства, с чем он связывал быстрый экономический прогресс Западной Европы и США.

Современные исследования подтверждают важную роль протестантизма в истории Европы, поскольку страны, где он возобладал, добились наивысшего уровня развития. Несколько


отстали народы, традиционно тяготевшие к католицизму. А за­мыкают этот ряд христианских наций православные.

Новый общественный порядок, складывавшийся в ряде протестантских стран Европы, подвергся серьезному испытанию в годы тридцатилетней войны (1618-1648). Кровавая борьба между католиками и протестантами (по сути между старым и новым порядком) завершилась миром, установившим на кон­тиненте статус-кво.

После этого во второй половине XVII в. в Европе окончатель­но сформировалось ядро нового порядка, территория которого рас­пространялась на Нидерланды, Англию, Скандинавские страны, прирейнскую Германию, северо-восточную Францию, США.

В XVIII в. на европейском континенте вновь наблюдался общий хозяйственный подъем, связанный с быстрым развити­ем рыночных элементов в экономике, которые теснили старые феодальные отношения и создавали предпосылки для промыш­ленного переворота.

Мануфактурное производство в это время достигло вершины своего развития. При сохранении и дальнейшем распростране­нии рассеянных мануфактур в Европе резко возрос удельный вес централизованных мануфактур. Крупное производство на­чинает преобладать над средневековым ремеслом, способствует разделению труда и его специализации. Множество новых узких специальностей, которых не было раньше, подготовило в конце концов возможность заменить на многих операциях труд человека машиной.

Однако экономика продолжала носить аграрный характер, и во всех западноевропейских странах, за исключением Голлан­дии, примерно 80% населения было занято в сельском хозяй­стве. Но и здесь происходили существенные изменения - так называемый «аграрный переворот».

Переворот заключался в переходе к интенсивному земледе­лию, т.е. замене двух- и трехпольных севооборотов многополь­ными, что предполагало умение воостанавливать плодородие, чередуя выращивание разных культур. В результате за счет сокращения пара расширялись посевные площади, увеличивал­ся объем сельскохозяйственной продукции. Появились новые высокоурожайные культуры - гречиха, кукуруза и картофель, ставшие важнейшими продуктами питания беднейших слоев населения.


XVIII столетие было также веком торговли, поскольку ее развитие обгоняло даже развитие мануфактур. В сравнительно небольшие сроки значительно увеличилось количество мест­ных и областных рынков, оказавшихся прочно связанными. Концентрация капитала в торговле, как правило, обгоняла его концентрацию в промышленности. Сложился международный рынок, на который все большее влияние оказывало мануфак­турное производство.

Рождение и формирование западного индустриального общества оказалось неотделимо от рождения и формирования колониальной системы. Если Древний Рим косвенно влиял на положение огромного числа окружающих его племен и народов, то новая Европа существенно превзошла его в своем воздействии на судьбы народов мира. К концу XVIII в. значительная часть земного шара была так или иначе порабощена. Это не всегда выражалось в прямом захвате других стран; значительный эффект обеспечивали торговые фактории, неравноправные дого­воры. Высокие темпы роста внешней торговли стали возможны благодаря ввозу колониальных продуктов в страны-метрополии и их последующему реэкспорту в другие государства.

Иногда захваченные земли становились, как это произошло в североамериканских колониях Англии, местом переселения значительного количества европейцев, захватывавших у корен­ного населения земли и другие природные богатства. Таким образом, там к началу XVIII в. сложился очаг европейской цивилизации. В дальнейшем англичанам удалось превратить владения в Америке в обширный, быстро расширяющийся рынок для своих мануфактурных товаров. Тем не менее во второй половине века у местных предпринимателей и торгов­цев появились собственные интересы. Рост экономической самостоятельности колоний, налаживание внутренних связей, создание национального рынка, языковые и культурные осо­бенности, связанные с взаимодействием в Северной Америке разных народов, вызвали к жизни процессы формирования североамериканской нации.

В результате крупнейшим событием эпохи стала война колоний за независимость от Англии (1776-1783) и появление на политической карте мира нового государства - Соеди­ненных Штатов Америки, на базе которого развилась северо­американская ветвь западной цивилизации.


В политической сфере европейского общества в XVIII в. продолжал господствовать абсолютизм, что объясняется сосу­ществованием в то время старых и новых социально-экономи­ческих отношений. Реорганизация управления европейскими монархиями, отвечавшая интересам феодального дворянства, вместе с тем позволяла удовлетворять пожелания верхушки непривилегированных сословий. В свою очередь абсолютизм мог выполнять свои задачи, лишь опираясь на материальные ресурсы рыночного, частнопредпринимательского сектора эко­номики. В то же время у абсолютизма появилась альтернатива в виде английской конституционной монархии и республиканской формы правления по типу Голландии или США.

Развитие мануфактур и фермерских хозяйств привело к существенным изменениям в структуре европейского общества. Рядом с финансистами и торговцами, представлявшими новые социальные силы, прочно обосновались достаточно многочис­ленные классы мануфактуристов и фермеров. Умножились и ряды мануфактурных рабочих, концентрировавшихся в новых промышленных центрах.

Переход к индустриальной цивилизации 18 - начало 20 вв.

1. Индустриальный вызов Европы и Россия.

18 в. занимает особое место в историицивилизации. Становление в Европе Нового времени означало разрушение устоев традиционной цивилизации и утверждение новой – индустриальной. Этот процесс перехода от традиционного общества к индустриальному получил названиемодернизации(осовременивания). Модернизация проходила в Европе в течение полутора столетий и охватила все сферы жизни общества. Различают два вида модернизации.Органическаямодернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, развитые страны Западной Европы.Неорганическаямодернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет тип «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. «Догоняющий тип» модернизации предполагает более сжатые сроки осуществления, выборочное заимствование и внедрение организационных и технических достижений, сужение сферы действия модернизационных задач. Примером служит Россия.

В 18 в. в Западной Европе почти повсеместное распространение получили капиталистические отношения. В течение 18 в. в Англии и Франции произошел целый ряд технических открытий и нововведений. Важнейшие из них – механизация ткацкого станка («летающий челнок» 1739), прядильного станка (1764 – 1784) , использование энергии воды (1769), изобретение паровой машины Д. Уаттом (1760). Технические изобретения 18 в. подготовили промышленный переворот первой трети 19 в., в итоге которого мануфактурная стадия капитализма уступила место фабрично-заводской, а ручной труд был заменен машинным. Важнейшими признаками хозяйственной жизни Европы в этот период являлось становление и расширение внутренних рынков, формирование мирового рынка, возникновение наций и мировой колониальной системы.

В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привёл к преобладающему их положению в экономической жизни общества. Возникли новые социальные слои – буржуазия и наёмные работники. Обострялись противоречия между новыми и старыми классами. Роль гаранта определённой внутриклассовой стабильности выполняла в тот период абсолютная монархия, выдвигающая лозунги заботы об общем государственном благе и надклассовости, к тому же абсолютизмявлялся выразителем национальных интересов на международной арене.

18 в. связан с появлением нового государства на северо–американском континенте. В 1776 г. было провозглашено создание Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была принята федеральнаяконституция. Конституция признавала самостоятельность 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, учреждения, но одновременно создавала сильную федеральную власть. Законодательные полномочия закреплялись законгрессом,состоявшим из двух палат – палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть осуществлялась президентом. Учреждался Верховный суд из несменяемых, пожизненно избираемых судей. В 1791 г. были приняты конгрессом 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища). Таким образом, США стали тем государством, в котором начали складыватьсягражданское общество, правовое государство.

Изменились в 18 в. и эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего мира. Мир воспринимался человеком как нечто неизменное, существующее согласно Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества, и на основе этого знания изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются Божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Человек Нового времени – это мобильнаяличность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Теоретической основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Европейское Просвещение было представлено Д. Локком, Д. Вико, И. Кантом, Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Ж.-Л. Монтескье и др.

Идеал просветителей – общество, основанное на началах Разума, Добра, Справедливости, Знания. В этом духе развивалась и политическая мысль Нового времени. Появление теории естественных прав, общественного договораиразделения властейозначали революцию в общественной мысли и не имели себе равных по своему влиянию. Целую эпоху революционных потрясений, политических и социальных переворотов открыла Великая французская революция (1789). 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней утверждалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Священные права человека и гражданина – свобода слова, права на безопасность, собственность. Вместе с американской Декларацией независимости (4 июля 1776 г.) и Конституцией США (1787 г.) эти документы в законодательном порядке закрепили сформулированные Просвещением идеалы и принципы, легшие в основу ценностей современной цивилизации.

В истории России 18 в. также занимает особое место. С этого времени начался отсчёт нового периода российской истории, известный под названием имперского. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные классы были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Русский народ в 18 и 19 вв. достиг пределов своего географического распространения: Балтийское и Черное моря на западе, Тихий океан на востоке и Памирское плато на юге. За исключением населения юго-западных регионов (Галиции, Буковины и Карпатской Руси), все ответвления русского народа в эти два века объединились в едином государстве.

Но большие достижения имперского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между «интеллектуалами» и народом». Главная психологическая опора русского государства - православная церковь - в конце 17 в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое влияние, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г., когда возникла угроза распада. Политические и социальные проблемы тоже обострились. Упразднение земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестко, как и делал Петр Великий. А позже концепциязапретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать. Политический кризис усложнялся социальной нестабильностью. Противоречия между классами с течением времени становились все острее и, в конце концов, достигли такой степени, что только автократическое правительство было способно служить посредствующим звеном между различными группами в обществе.

Во второй половине XIX в. Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу. Основы данного процесса были заложены в ходе реформ 60 – 70-х годов, названных современниками «Великими». Сущность российской модернизации состояла в приближении к передовой для того времени европейской социально-экономической и политической модели общественного устройства, базировавшегося на рыночной экономике и парламентской демократии. Однако специфика исторического развития страны, сохранение феодально-крепостнических пережитков обусловили сложный и противоречивый характер российских преобразований. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, сохранение политического и духовного гнета царского самодержавия – все это привело к революционным событиям начала XX века, понимание которых невозможно без серьезного анализа реформ Александра II и развития пореформенной России в конце XIX – начале XX вв.

В целях более глубокого изучения темы представляется необходимым выделение следующих проблем:

1. Предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в.

3. Контрреформы 80-90 гг.

4. Первая российская индустриализация.

5. Аграрные проблемы пореформенной России.

При изучении первой проблемы необходимо уяснить экономические, политические, социальные и нравственные предпосылки реформ 60-70 гг. XIX в. Обратите внимание на точки зрения новейшей историографии по данному вопросу. В целях более глубокого понимания темы следует осмыслить механизм торможения крепостным правом развития индустриального и аграрного секторов экономики страны.

Анализируя вторую проблему, уясните для себя сущность реформ Александра II. Выделите их консервативные и прогрессивные черты. Постарайтесь ответить на следующий вопрос: почему реформы 60-70-х гг. часто называются в историографии «Великими»?

При рассмотрении третьей проблемы определите, какие демократические завоевания предыдущего периода были отменены Александром III.

Осмысливая вопрос первой российской индустриализации, проанализируйте ее особенности. В данной связи уделите внимание реформаторской деятельности министра финансов России. Рассматривая проблему, важно понять, какие социально - экономические последствия для страны принесла первая российская индустриализация.

Особое значение в России на данном этапе имело решение аграрных проблем. Так, например, известный современный санкт-петербургский историк определил характер первой российской революции гг., как революции аграрной, крестьянской. Поэтому предоставляется необходимым дать подробный анализ эволюции сельского хозяйства страны в пореформенный период. При изучении раздела ответьте на следующие вопросы:

1. Какие типы помещичьего хозяйства сложились в конце XIX в.?

2. В чем суть аграрного вопроса в пореформенной России?

3. Какие пути решения аграрных проблем предлагались в обществе в конце XIX – начале XX вв.? Почему они не были реализованы?

Изучая тему, следует иметь в виду, что глубокое осмысление проблематики истории России во второй половине XIX – начале XX вв. и анализ, на этой основе, дальнейшего пути развития страны возможен лишь при знании фактологической основы исторического процесса, при применении таких принципов научного исследования как принцип объективности и историзма .

1. Предпосылки реформх годов XIX в.

Необходимость проведения реформ в России была обусловлена, прежде всего, отставанием страны от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. По мнению, причины данного отставания следует искать в том, что «наш народ был поставлен судьбою у восточных ворот на страже ломившейся в них кочевой, хищной Азии. Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор, одних отбивал, других через дверь христианской церкви мирно вводил в европейское общество. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегали тыл европейской цивилизации».

Природно-географические, социальные, исторические условия России определили особый, отличный от западного, тип феодального общества – самодержавно-крепостнический. Характерными чертами его были длительная консервация крепостничества и огромная роль государства, в зависимости от которого находились все социальные слои (в том числе и высшие).

Центральная власть, стремясь преодолеть разрыв в уровнях развития России и Запада (что было опасно для суверенитета и независимости страны), время от времени вынуждена была совершать рывок вперед. При этом использовались западно-европейский опыт и достижения технического прогресса. Таковыми являлись реформы Петра I.

Осторожные попытки Екатерины II и Александра I обновить социально-экономические и, возможно, политические отношения не нашли отклика у первого сословия – дворянства. Тем не менее, в обществе нарастало понимание того, что сохранение крепостного права губительно для дальнейшей судьбы страны, а рабское состояние основной массы населения позорит Россию. Об этом свидетельствовала, в частности, работа Уложенной комиссии (), многочисленные высказывания отечественных общественных деятелей о несправедливости существующих порядков (можно вспомнить эпиграф журнала «Трутень», издаваемого - «они работают, а вы их труд ядите»).

В XVIII-XIX вв. создавались разнообразные проекты по отмене крепостного права. Их разрабатывали, в основном, радикалы. Хотя в стороне не остались либералы, и даже консерваторы. В частности, граф предложил выделять в российском бюджете определенную сумму для того, чтобы «выкупать» крестьян у помещиков. Отмена Александром I крепостного права в Прибалтике (соответствующие положения были приняты в 1816 и 1819 гг.), многочисленные указы Николая I (и особенно реформа управления государственными крестьянами гг.), работа Секретных комитетов - все это являлось показателем того, что «неблагополучие» в аграрной сфере было понятно и правящим кругам.

Предпосылки, определившие необходимость проведения реформ, созрели окончательно к середине XIX века. Крепостническая система изжила себя экономически. Только 5% помещичьих хозяйств применяли рациональные формы агрикультуры: многопольный севооборот, машины и т. д. Стремление увеличить денежные доходы толкало земледельцев не к модернизации своего хозяйства, а к усилению барщины и увеличению оброка (натурального и денежного). Последний в течение первой половины XIX века вырос в среднем в 2-5 раз. Широко распространенным явлением в барщинных хозяйствах стало так называемая «месячина»: у крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Однако данные меры не способствовали интенсификации сельскохозяйственного производства. Труд крепостных был малопроизводителен. Помещичьи хозяйства постепенно приходили в упадок. Для того чтобы поддерживать свою социальную базу, государство вынужденно было кредитовать траты помещиков под залог имений и крепостных, используя для этой цели значительную часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян. Ко времени отмены крепостного права примерно 65 % всех имений было заложено, а общая сумма долга государству и кредитным учреждениям составляла более 400 млн. рублей.

Крестьянский протест против существования крепостного права принимал различные формы: бунты, отказы от работ на барщине и выплаты оброка, побеги и т. д. Одной из основных причин крестьянских реформ Александра II, по мнению советских историков, была якобы имевшая место в стране революционная ситуация (характеризуется обострением выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов, невозможностью для «верхов» управлять по-старому и нежеланием «низов» жить по-старому, экстраординарной активностью народных масс). То, что крестьяне не хотели жить по-старому, сомнений не вызывает. Но источники не фиксируют резкого ухудшения положения «угнетенных классов» во второй половине 50-х годов и, следовательно, большой их активности. В ходе революции гг. в год происходило до 26 000 крестьянских выступлений, в 1857 г. их было 192, в 1858 г, 1859 г. – 938, 1860 г. – не более 400. Такие локальные бунты серьезной опасности для самодержавия не представляли. К тому же к числу «антифеодальных» выступлений в советской историографии причислялись так называемые «питейные бунты» 1858 и 1859 гг., вызванные дороговизной и низким качеством спиртных напитков. Взрыв негодования крестьян против условий реформы произошел только весной 1861 г. (около 2000 выступлений за год), но правительству и тогда удалось без труда справиться с ними. Так что революционной ситуации в России в середине XIX в. не было. Тем не менее, народное движение не могло не влиять на позицию правительства в проведении крестьянской реформы.

Крепостничество препятствовало также индустриализации страны. В 30-40 гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, содержанием которого был переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Происходит формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики приходили неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих были вольнонаемными. Отличие в положении отечественных работных людей от западноевропейского пролетариата состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или отпустившей их на заработки общины. Российские рабочие, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые профессиональные навыки , часто ломали и портили механизмы.

Наличие феодально-крепостнической системы мешало складыванию рынка свободной рабочей силы, развитию торговли (т. к. в стране сохранялась низкая покупательная способность населения), накоплению капиталов, необходимых для создания крупномасштабного производства. Купцы наживали состояния, как правило, на продаже спиртных напитков или на казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались злоупотреблением.

Россия все более отставала в технико-экономическом отношении от Запада. К середине XIX в. Англия, к примеру, обогнала русскую металлургию в 12 раз. По выплавке чугуна страна переместилась с 1-го на 8-е место в мире. Еще более серьезным было отставание в машиностроении, топливной промышленности , железнодорожном транспорте . К 1861 г. в России имелось только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии.

Важной политической предпосылкой отмены крепостного права стало поражение в Крымской войне гг. Великое государство с огромной армией, подчинявшейся единой воле императора, не смогло одержать победу над достаточно слабой Османской империей и англо-французским экспедиционным корпусом. В Парижском мирном трактате (подписанном 18 марта 1856 г.) провозглашался принцип «нейтрализации» Черного моря, в соответствии с которым России и Турции запрещалось иметь военный флот, а на берегах - военные крепости и арсеналы. Черноморские проливы на время мира объявлялись закрытыми для военных судов всех стран. Кроме того, трактат лишал Россию права на защиту интересов православного населения Сербии и Дунайских княжеств. В условиях Крымской системы международных отношений государство оказалось в изоляции. Сложившаяся после Парижского мира внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Блокада страны западными государствами привела к резкому сокращению вывоза и ввоза, что болезненно отразилось на финансах, промышленности и сельском хозяйстве. За годы войны дефицит государственного бюджета достиг чудовищных размеров – около 800 млн. руб. серебром, внешний долг – 430 млн., задолженность казенным банкам – 525 млн. Из-за огромной эмиссии бумажных денег в стране было расстроено денежное обращение . Значительно сократился экспорт: хлеба – в 13 раз, льна – в 8 раз, пеньки – в 6 раз. Уменьшился и импорт: хлопка – в 2,5 раза, красителей – в 1,5 раза, машин – в 10 раз. Рекрутские наборы оторвали из деревни около 10% работников. Реквизиция скота и фуража для армии разоряли крестьянство. В 1856 году южные губернии были охвачены переселенческим движением в «Крым за волей». Неблагополучие внутренней жизни стало очевидным. В общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права.

Таким образом, в середине XIX в. в России разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских государств и угрозой превращения ее во второразрядную державу. Главной причиной этого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений.

2. Содержание реформаторской деятельности правительства

Александра II

Проведение великих реформ неразрывно связано с именем Александра II (), вошедшего в историю России как царь - «Освободитель». Воспитанник поэта, бывший уже в 26 лет «полным генералом», Александр Николаевич рано стал участвовать в государственной деятельности. В 1846 г. он возглавил Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Однако, как свидетельствуют сохранившиеся документы, будущий инициатор крестьянской реформы зарекомендовал себя на данном поприще сторонником крепостного права. Трудно определить, что точно изменило взгляды императора, но уже в 1856 г. на обеде в московском дворянском собрании Александр II заявил, что лучше упразднить крепостное право «сверху», чем ждать, пока его отменят «снизу». Царя поддержали его брат великий князь Константин Николаевич, тетка, великая княгиня Екатерина Павловна, министр внутренних дел. Позже был собран штаб будущих реформаторов, в котором лидирующую роль сыграл – товарищ (заместитель) министра внутренних дел.

В январе 1857 г создается Секретный (с февраля 1858 г. - Главный) комитет для решения аграрной проблемы. В ответ на попытки входивших в него николаевских кадров «заболтать» дело подготовки реформ, Александр II издает 20 ноября 1857 г. указ (рескрипт) на имя виленского генерал-губернатора (друг детства царя) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре аналогичные распоряжения были разосланы и в другие губернии. 17 февраля 1859 г. император учреждает редакционные комиссии (председатель – ) для выработки общего проекта освобождения крестьян.

Работа губернских комитетов показала, что существуют разные точки зрения русского дворянства на проблему проведения крестьянской реформы, обусловленные местными особенностями и экономическими интересами помещиков.

В нечерноземных губерниях с развитыми товарными отношениями и оброчной системой предлагалось освободить крестьян без переходного состояния. При этом помещики должны были получить выкуп и за отводимую крестьянам землю (платили сами крестьяне), и за личность (т. е. освобождение – «душу») - платило государство (проект тверского комитета и председателя губернского дворянства). Такой вариант проведения реформ способствовал бы быстрой ликвидации крепостничества и перестройке помещичьих хозяйств с использованием наемного труда.

Интересы помещиков черноземной полосы с барщинной системой, рассчитанной на рынок, и с дорогой землей, отражал проект крупного полтавского землевладельца. В нем проявилось стремление сохранить за помещиками больше земли, не потеряв при этом крестьянские рабочие руки.

Земледельцы слабо заселенной степной зоны основным условием проведения крестьянской реформы выдвинули установление переходного срока в 10-12 лет, во время которого сохранялась бы барщина (рроект известного славянофила).

Значительная часть помещиков из разных губерний была вообще против отмены крепостного права.

После яростных споров в Главном комитете и Государственном совете проект реформы 19 февраля 1861 г. подписал Александр II. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных обывателей…» возвестил об освобождении крестьянства, а 17 актов – так называемые «Положения» - определили условия крестьянской реформы .

Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав (на заключение сделок , открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д.). В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Поэтому для ее получения крестьяне должны были заплатить выкуп. Территории 45 губерний России, на которые распространялись «Положения» о крестьянах, правительство разделило на 3 зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих рамках в течение 2 лет крестьяне с помощью избранных из местного дворянства мировых посредников заключали со своими помещиками договор (уставную грамоту), определявшую условия и размер выделяемой им земли. Закон предусматривал отрезку от общинных земель или прирезку к ним, если величина наделов, которыми пользовались крестьяне, выходила за установленные правительством рамки. Доминировали отрезки. Их тяжесть состояла в том, что помещики стремились отторгнуть от общинных земель то, без чего было затруднено полноценное функционирование крестьянского хозяйства – луга, выгоны, водопои и т. п. В дальнейшем приходилось арендовать эти земли за высокую плату. Ученые подсчитали, что в среднем по стране крестьяне потеряли 20% земель, которыми они пользовались до реформы.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. 75-80% суммы выкупа помещикам отдавало государство. Эта операция рассматривалась казной как предоставление долговременной ссуды крестьянам, которая должна была взиматься с них в виде выкупных платежей в течение 49 лет под 6% годовых. Подсчитано, что к началу XX в. крестьяне выплатили около 300% предоставленной им ссуды. До получения помещиками полной суммы стоимости земли крестьяне считались временнообязанными, продолжая выплачивать оброк и выполнять определенные повинности (временнообязанное положение было ликвидировано только в 1881 г.).

Сумма выкупа определялась не рыночной стоимостью земли, а капитализацией оброка, т. е. годовой оброк крестьянина приравнивался к годовому доходу в размере 6% годовых, а сам этот капитал и составлял сумму выкупа. В результате выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, а рыночная стоимость земель составляла 544 млн. рублей. В данной связи становятся понятными причины массовых крестьянских восстаний, охватившие 42 губернии России. Значительную их часть приходилось подавлять с помощью армии. Крестьяне отказывались верить, что им сообщили подлинные условия реформы, считая, что «грамоту» подменили помещики.

Крестьянская реформа принесла свободу более чем 30 млн. крепостным. Однако эта свобода ограничивалась сохранением общины, подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Тем не менее, изменение статуса многомиллионного крестьянства потребовало создания условий для осуществления гражданских прав данной сословной группы в социальной, культурной и экономической областях. С этой целью правительство провело ряд реформ.

Реформа местного управления. (Активное участие в ее разработке приняли министр внутренних дел и товарищ министра. В 1861 г. они были уволены за либерализм. Закончил подготовку реформы новый министр МВД.) 1 января 1864 г Александр II подписал «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», на основании которых создавались распорядительные органы – уездные и губернские собрания и исполнительные – управы. Члены земских собраний – гласные – избирались на трех избирательных съездах (по куриям): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного ценза. В третьей курии выборы были многостепенными и включали не только крестьян, но и тех землевладельцев, которые не соответствовали первой курии по имущественному цензу. Земства были лишены политических функций. Сферой их деятельности стали социальные и хозяйственные вопросы местного значения: пути сообщения, почта, школы, больницы, богадельни, приюты, местная торговля, страховая служба, продовольственное дело. Материальной основой функционирования органов местного самоуправления являлись земские сборы с населения и особые сборы с доходов торгово-промышленных предприятий, движимых и недвижимых имуществ. Земства принудительной власти не имели, поэтому были вынуждены обращаться к органам администрации и полиции, которые, в свою очередь, осуществляли надзор над их деятельностью.

русские крестьяне – 20,44;

немцы -70,05;

англичане – 101,25;

канадцы – 116,02;

ирландцы – 97.00.

Вывод А. Нечволодова неутешительный: «Страна наша находится на пути самого потрясающего разорения». При этом первая российская индустриализация была обеспечена во многом благодаря средствам, полученным от продажи хлеба за границей.

Специальная правительственная комиссия констатировала в 1905 г., что заработная плата «клонится к такому минимуму, при котором сносное удовлетворение жизненных потребностей представляется фактически невозможным». Средняя заработная плата российского рабочего была в 3 раза ниже, чем английского, и в 5 раз – чем американского.)

В ноябре 1905 г. правительство приняло решение об отмене выкупных платежей с 1906 г. наполовину, а с 1907 г. – полностью.