Основы хозяйственного права. Юридические основы маркетинга и менеджмента

Налоги выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением валового общественного продукта, национального дохода и валового внутреннего продукта в целях развития производства и удовлетворения разнообразных потребностей государства и населения. Следовательно, они являются экономической категорией, характеризующей финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они выражают часть финансовых отношений по формированию доходов субъектов хозяйствования и граждан, а также по аккумулированию определенной доли их доходов государством для осуществления своих функций и задач.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государств. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги представляют собой предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономические выраженные существования государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значения налогов стало усиливаться: для содержания армий, флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, поводу формирования государственных финансов.

Первые исследования о налогах принадлежат Д. Рикардо и А. Смиту. По Д. Рикардо налоги представляют собой ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, всегда выплачивается в конечном счете из капитала или дохода.

А. Смит в своем классическом сочинении «исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по за ранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобны для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Более подробное определение дает русский ученый начала ХХ века Андрей Соколов. По А. Соколову под налогами нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих субъектов или лиц для покрытия ее расходов для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Во всех определениях подчеркивается следующие особенности налогов:

тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются источником доходов;

принудительный характер платежа на основе законодательства;

участие в экономических процессах общества.

Налогообложение основывается на двух принципах распределения налоговой нагрузки (налогового времени):

принцип выгоды;

принцип пожертвований.

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства: тех, кто получает больше благ и услуг предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования и другие виды услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных и безработных.

Согласно второму принципу, субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, т.е тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого исходит из предположения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, т.е на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части доходов тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые у бедного путем налогов, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Использования принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста доходов.

Экономическое содержание доходов проявляется в их функциях. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуются общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Одной из основных функций налогов является регулирующая их функция, оказывающая влияние на развитие производства. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объема накопления и потребления; их применение эффективной при стимулировании научно-технического процесса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый во взаимодействии с другими экономическими рычагами.

Вторая функция налогов - фискальная, обеспечивающая наступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Пере распределительная функция налогов состоит в распределении части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государству. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте.

В последние годы доля налогов и других платежей в бюджет в валовом внутреннем продукте составило в Казахстане более 40 %; это гораздо выше чем в других странах (20-30%). Такое положение свидетельствует о централизации ресурсов у государства в ущерб интересам низовых звеньев хозяйствования.

Государство, используя вышерассмотренные функции налогов, определяет систему налогов и разрабатывает механизм их функционирования, проводит различные мероприятия в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических целей и задач общества каждого периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением в области налоговой политики является определение налогов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками. Следовательно, через налоговую систему должна обеспечиваться развитие производства, эффективная и надежная защита нетрудоспособных людей.

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями государства, с одной стороны, и хозяйствующих субъектов и граждан, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В условиях рыночной экономики налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну и способствуют государственному регулированию экономической деятельности юридических и физических лиц.

Налоги участвуют в перераспределении валового внутреннего продукта и национального дохода. Общественное содержание налогов заключается в том, что налогообложение выступает частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений. Их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер налогов. Источником налогов выступает национальный доход - вновь созданная стоимость, образуемая в процессе производства посредством использования труда, капитала и природных ресурсов. Налоги в результате изъятия становятся собственностью государства и используются им для выполнения своих функций. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. По мере роста национального дохода совершенствуются и финансовые отношения в обществе по поводу формирования, распределения и использования доходов участников общественного производства: хозяйствующих субъектов, наемных работников и государства.

Налоги являются экономической категорией, поскольку им присущи:

Устойчивые внутренние свойства;

Закономерности развития;

Отличительные формы проявления;

Денежная форма выражения, в которой проявляется своеобразие отношений, составляющих содержание налогов как экономической категории.

Налоги связаны с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни сопровождаются движением денежных средств. В современном обществе налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе легального (законного) изъятия части валового внутреннего продукта и вновь созданной стоимости (национального дохода) для удовлетворения общегосударственных потребностей.

Согласно Налоговому Кодексу "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

В рыночной экономике важнейшими видами государственных доходов являются налоги, сборы, взносы, пошлины, поступающие в бюджетную систему государства, и другие государственные внебюджетные фонды.

Вопросы, касающиеся сущности налогов, их назначения, а также вопросы целей и принципов налогообложения недостаточно проработаны в отечественной экономической литературе, поскольку проблемами теории налогов в России серьезно занимались лишь до конца 20-х годов прошлого века.

Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые С.Ю. Витте, Н.И. Тургенев, В.А. Альтшулер, А.А. Тривус, А. Соколов и др. Министр финансов России С.Ю. Витте в начале прошлого века в своем труде "Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве" определял налоги как "принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития". Таким образом, он подчеркивал императивный характер налогов, однако не проводил различий между налогами и сборами.

Великий русский финансист Н.И. Тургенев считал, что "налог - это средство к достижению цели общества или государства. На этом основывается и право правительства требовать податей от народа". По определению В.А. Альтшулера , "обложение налогом представляет собою вторжение государственной власти в частно-правовую сферу граждан, из имущества которых в принудительном порядке изымается часть ценностей на сокрытие государственных расходов". По мнению А.А. Тривуса , "налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику государственная власть". А. Соколов полагал, что "под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента". Данное определение представляется нам наиболее полным, поскольку оно указывает еще и на то, что налоги не только выполняют фискальную функцию, но и служат для "достижения каких-либо задач экономической политики". Вместе с тем в качестве плательщиков налога он выделяет лишь "хозяйствующих лиц или хозяйств", упуская из виду граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, но тоже являющихся налогоплательщиками.

За рубежом теоретические споры велись не столько о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько о той роли, которую играли налоги в экономике государства. Современное развитие западной экономической мысли характеризуется противостоянием кейнсианской школы (Дж. М. Кейнс, А. Хансен, Р. Харрод, А. Лернер, У. Шульц, Ф. Ноймарк и другие) и неоклассической школы (А. Маршалл, Г. Стайн, Г. Шмольдерс, А. Лэффер и другие), что и определило два основных направления в теории государственных финансов. Представители первого направления исходят из идеи активного государственного вмешательства в экономику, соответственно определяется и сущность налогов: кейнсианцы рассматривают налоги, прежде всего как орудие экономической политики государства. Кейнс руководствовался так называемым психологическим законом, по которому люди склонны увеличивать свое потребление, но не в такой степени, в какой увеличился доход. Его последователи создали теорию экономического роста. А их противники - сторонники неоклассической школы - считают налоги чисто фискальным инструментом и утверждают, что государственное регулирование экономики должно быть ограниченным. Представители неоклассического направления пропагандировали идеи свободного предпринимательства при ограничении государственного регулирования.

Для того чтобы рассмотреть теоретические основы современной налоговой политики, необходимо сначала охарактеризовать основные принципы современной системы налогообложения. Любые современные формы налога должны удовлетворять трем главным требованиям: определенность, эффективность, справедливость взимания налога.

Кроме этих норм, ставших уже классическими, в настоящее время в области налогообложения применяется ряд не менее важных норм (принципов); чаще всего они являются "запретами". Это запрет на введение налога без закона; запрет налогообложения факторов производства и запрет необоснованной налоговой дискриминации.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов. Специфические черты налогов, внешние формы проявления налогов. Функции налогов как отражение их экономической сущности. Единство и внутреннее противоречие функций налогов.

Фискальная функция как основная функция налогов. Роль регулирующей (стимулирующей) функции на современном этапе.

Можно дать следующее определение налогам как экономической категории. Налоги по своей сути есть совокупность отношений, возникающих между государством и налогоплательщиками (коими выступают физические и юридические лица) по поводу перераспределения ВВП (ВНП и НД) в целях формирования централизованных денежных фондов государства (Черник Д.Г.).

Современное определение налога (кафедра налогов МФА при Правительстве РФ): налог – это экономическая категория, выражающая денежные отношения, возникающие в процессе перераспределения ВВП, НД страны в связи с формированием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Под финансовыми ресурсами следует понимать фонды денежных средств, направленных на расширенное воспроизводство.

По мнению преподавателей кафедры налогов МФА, налогам как экономической категории присущи такие специфические особенности:

1.устойчивые внутренние свойства (обязательный, законодательно-правовой характер, индивидуальность);

2. закономерности развития, которые характерны для всех стран в силу национальных особенностей;

3. налогам присущи свои отличительные признаки проявления в отличие от других категорий (цена, кредит, финансы).

Любое экономическое явление имеет внешнюю форму своего проявления. Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения различных участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика - это изъятие части его собственного дохода. Причем изъятие принудительное и неэквивалентное. Из этого следует, что между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, с другой стороны, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены как справедливость, эффективность и простота.

Справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов, располагающие и увеличенной способностью к уплате налога, действительно уплачивают налог в больших суммах. Справедливость представляется в вертикальном и горизонтальном аспектах. Вертикальный – предполагает, что налог взимается в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного лица и с увеличением дохода ставка налога может возрастать. Горизонтальный – означает применение одинаковой налоговой ставки для лиц с одинаковыми доходами независимо от вида источника дохода.

Критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства.

Простота налогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения различных форм налоговой отчетности, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой ответственности на территории государства.

Налоги имеют не только экономические, но и правовые формы внешнего проявления. В силу того, что налоговые отношения затрагивают важнейшие экономические интересы их участников, они должны быть законодательно закреплены. В современных государствах составной самостоятельной частью финансового права выступает налоговое право.

Экономическая природа налогов

Экономическая сущность налогов

Внешние формы проявления налогов

экономические

правовые

Вид финансового платежа с присущими ему отличительными чертами:

1. Обязательность

2. Законодательный характер

3. Безэквивалентность

4. Целевой характер

1. Доходы бюджета

2. Изъятие части

собственного дохода налогоплательщика

Нормы налогового права

Практика налогообложения складывалась под воздействием потребностей государства в доходах.

Государство выражает интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, финансовую, социальную, экологическую, демографическую и др.

Отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов охватывает финансово-бюджетная система. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, т.к. государству нужны были дополнительные средства.

Налоги являются основным источником формирования бюджета. Они представляю собой часть ВВП, создаваемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Государство, как правило, обладает незначительной собственностью на средства производства, поэтому формирование бюджета происходит за счет изъятия части ВВП у других участников производственного процесса.

Таким образом, через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна - формирование доходной части бюджета государства. Таким образом, изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога . Взносы осуществляют основные участники производства валового продукта:

Работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

Поэтому экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных доходов. Налоги в этих условиях становятся для государства главным методом мобилизации национального дохода. Аккумулируя посредством налогов денежные средства, государство влияет на экономику, стимулируя или сдерживая развитие отдельных отраслей, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. По своему содержанию на макроэкономическом уровне налог представляет собой долю произведенного государством валового внутреннего продукта, перераспределяемого государством с целью реализации своих функций, а в микроэкономическом аспекте налог – это изымаемая доля продукта, произведенного субъектом хозяйствования при осуществлении своей деятельности.

В НК РФ сказано, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Иными словами, налог основывается на принципах:

Обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения. Законом однозначно определяется обязанность граждан уплачивать налоги. В данном случае можно говорить и о принудительном характере налога, т.к. обязательность уплаты налогов основана на возможности принуждения со стороны государства. Так, согласно ст.57 КРФ “каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы”;

Индивидуальности определения величины налога в отношении каждого налогоплательщика;

Безвозмездности уплачиваемых сумм,что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы налога;

Отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.

Кроме того, особенностью налога является то, что он устанавливается и взимается государством или специально уполномоченными организациями в силу права верховенства, властных полномочий.

В НК РФ дается и определение понятия «сбор» - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Главное отличие сбора от налога состоит в отсутствии требования безвозмездной уплаты, т.е. уплата сбора предполагает последующее совершение разрешительных действий плательщиком.

Установленное в НК определение достаточно полно характеризует понятие налога.

Вместе с тем в данной формулировке отсутствует одна немаловажная деталь: данный платеж должен быть законодательно установлен, т.е. взимание налога может осуществляться только на правовом основании, по юридически установленным правилам.

Кроме того, данное определение страдает еще одним серьезным недостатком. Уплата налога жестко увязывается с денежной формой его внесения.

Подобная увязка ограничивает возможности уплаты налога в других формах. Естественно, что денежная форма должна быть и фактически является основной формой уплаты налогов в любой налоговой системе. Но она не может быть и фактически не является единственной. Теория и мировая практика не исключают возможности уплаты налога в натуральной форме. В частности, такое право получают налогоплательщики, участвующие в соглашениях о разделе продукции, которые платят налог в виде части добытых полезных ископаемых.

И последнее. Предусмотренное в данном определении взимание налогового платежа в форме отчуждения принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств противоречит КРФ, поскольку согласно Основному закону страны лишение имущества может быть произведено только лишь по решению суда.

Таким образом, можно дать следующее определение налога: "налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований" (Пансков).

Аспекты современного подхода к определению налога.

Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов.

Прочное вхождение налогов в повседневную жизнь общества заставило ученых задуматься над вопросами о сущности и природе налогов. Эволюция научных взглядов на природу и содержание налогов сопровождает развитие государства, расширение его функций. В период господства меркантилизма (XV-XVI вв.) налоги рассматривались исключительно с позиций частной собственности. Их содержание сводилось к изъятию части дохода, поэтому налоги допускались лишь как экстраординарный случай. Взгляды той эпохи наиболее ярко отражены в высказывании Фомы Аквинского о том, что налоги являются дозволенной формой грабежа.

В XVII в. коренным образом меняются взгляды на экономическую природу налогов, их содержание. Государство оказывает определенные услуги: защиту от внешних врагов, охрану личной безопасности и имущества граждан. В обмен на эти услуги граждане платят налоги. В ХVII-ХVIII вв. все экономические теории (с учетом имевшихся модификаций) рассматривали налоги как плату граждан за услуги, предоставляемые государством. Считалось, что уплата налогов представляет собой сделку обмена. Одни теории признавали такой обмен эквивалентным, а другие даже видели выгоду от сделки для граждан. Теория обмена и теория страхования, в соответствии с которыми индивидуум, уплачивая налог, либо приобретает определенные блага у государства (теория обмена), либо страхует себя от рисков, возникающих при владении чем-либо (теория страхования). И в том и в другом случае налогоплательщик не просто жертвует власти часть своего имущества, а приобретает определенные выгоды.

Развитие государства в XIX в. привело к тому, что оно перестало играть лишь роль «ночного сторожа». Государство производит разнообразные материальные и нематериальные ценности. Экономисты признали производительный характер государственных расходов. Немецкая экономическая школа выделила отдельно экономическую функцию государства. Услуги, которые производит государство и предоставляет своим гражданам, по природе своей являются благами общественными и неделимыми. Внешняя безопасность и внутреннее спокойствие в стране, правосудие и общественная гигиена труда направлены на благо всего общества, и пользоваться ими можно лишь коллективно. В первой половине XIX в. разрабатывается теория наслаждения: “наслаждение” доставляют блага, предоставляемые государством обществу, за что население страны должно платить налоги.

В этих условиях природа налогов видится совершенно по-иному. В XIX в. различные экономические теории рассматривали налоги как принудительный, безэквивалентный платеж: теории жертвы и теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории рассматривали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность, вытекающую из самой цели государства и из тех потребностей общества, которые удовлетворяются государством. Министр финансов царского правительства С.Ю. Витте определял налоги как «принудительные сборы (пожертвования) с дохода и имущества подданных, взимаемые в силу верховных прав государства ради осуществления высших целей государственного общежития».

Трактовка налогов как принудительного безэквивалентного платежа характерна не только для XIX в., она сохранялась и на протяжении всего XX в. «Налогами следует считать принудительные сборы, взимаемые в пользу государства или общины, поскольку эти сборы не являются уплатой за специальные услуги государства или общины» (М. Фридман). «Налог есть принудительный сбор, взимаемый государством с отдельного лица для покрытия расходов, вызванных государственными нуждами, без всякого отношения к специальной выгоде плательщика» (Э. Селигман). «...Это верно, что общество как целое само накладывает на себя налоговое бремя; верно и то, что каждый гражданин получает свою долю от государства. Но между этой выгодой и налоговыми платежами нет такой же тесной связи, как в тех случаях, когда человек... совершает обычную покупку» (П. Самуэльсон).

Современное понимание природы налогов позволяет выделить ряд характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим чертам можно отнести (Черник Д.Г.):

- Обязательный характер. Любой налог изымает определенную часть дохода. Вряд ли найдется человек или организация, которые платят налоги с радостью и «чувством глубокого удовлетворения». В современном обществе налоги - это «печальная» необходимость. Однако независимо от их субъективных взглядов все они должны платить налоги в обязательном порядке. Налоги - платежи не добровольные, а обязательные. В обществе, в котором действует отлаженная налоговая система, вопрос, платить или не платить налоги, просто не должен возникать. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов».

- Законодательный характер. Налоги - это законодательные платежи. Они вводятся и взимаются не по воле монарха, президента или правительства, а в силу законодательных актов. Налоги вводятся и отменяются только соответствующими законами. Именно закон определяет, кто обязан уплачивать данный налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.

- Безэквивалентность налогов имеет двойственный характер. Сточки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства имеет большое значение для морального климата и непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов.

- Целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образований в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятий, предусмотренных бюджетами различных уровней.

Перечисленные черты – это лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов.

Функции налогов. Единство и внутренне противоречие функций налогов.

Сущность налогов проявляется через их функции. Под функцией экономической категории понимают наиболее важные, наиболее характерные черты данной категории. Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций.

Одни ученые выделяют только две функции (Павлова Л.П., Романовский М.В.): фискальную и регулирующую.

Юткина Т.Ф. выделяет такие функции налогов: фискальная, регулирующая, контрольная.

Черник Д.Г. выделяет фискальную, экономическую и контрольную функции налогов. При этом экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции.

Пансков выделяет 4 функции налога: фискальная, распределительная, стимулирующая, контрольная.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Регулирующая функция: налоги, участвуя в перераспределительном процессе, либо стимулируют, либо сдерживают темпы экономического развития.

Значение регулирующей функции проявляется в том, что налоги активно влияют на экономику по таким направлениям: стимулирование или сдерживание темпов воспроизводства, усиление или ослабление процесса накопления капитала, расширение или уменьшение платежеспособного спроса населения. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а такжена стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Конкретными инструментами налогового регулирования являются налоговые ставки, налоговые льготы и непосредственно разновидности налогов.

Экономическая функция означает, что налоги, активно участвуя в перераспределительном процессе, оказывают серьезное влияние на воспроизводство.

Усиление налогового бремени (увеличение числа налогов, изменение налоговых льгот, повышение налоговых ставок) ведет к уменьшению таких компонентов совокупного спроса (налоговой волны), как накопление, потребление населения, сбережения, инвестиции и т. д.

Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Отметим еще раз, что экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении ВВП. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.

Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.

Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налоговых поступлений по бюджетам.

Стимулирующая функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности, т.е. государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей, одновременно сдерживая развитие других (поддержка производства продукции социального и сельскохозяйственного назначения, инновационной и внешнеэкономической деятельности). Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, содержание детей и иждивенцев при исчислении НДФЛ и ЕСН непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности членов общества, нуждающимся в первоочередной поддержке. Кроме того, государство финансирует за счет общих налоговых поступлений (налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и др.) здравоохранение, образование, развитие науки и культуры и другие социальные программы. Все это свидетельствует о социальном характере налогов и, следовательно, позволяет с их помощью снижать социальную напряженность в обществе.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета и использование средств на мероприятия прежде всего природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; водный налог; НДПИ; плата за загрязнение окружающей природной среды; транспортный налог и т.д.

Экономисты отмечают наличие связи между двумя основными функциями налогов - фискальной и экономической. Связь эта носит своеобразный характер. Усиление налогового бремени способствует более полной реализации фискальной функции в краткосрочном периоде, но при этом подрывает экономические стимулы развития. Однако в долгосрочном периоде итоговые поступления снижаются как из-за банкротств, сокращения предпринимательской и трудовой активности, так и из-за нежелания платить налоги (вывоз капитала за рубеж, уход в теневую экономику, уклонение от налогов). Снижение налогового бремени, наоборот, уменьшает фискальный эффект на первых порах, но активизирует стимулирующее воздействие налогов на экономику. Поэтому в долгосрочном периоде за счет усиления деловой активности налоговые доходы государства возрастают даже в условиях низкого налогового бремени.

Контрольная функция дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов. Контрольная функция налогов дает возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностью государства в финансовых ресурсах.

На современном этапе контрольная функция представлена налоговым администрированием, задача которого обеспечить контроль за правильностью исчисления и полнотой взноса в бюджет налогов. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности.

В специальной экономической литературе можно встретить и другие точки зрения. Например, И.Горский утверждает, что налогам свойственна одна функция – фискальная: в ней смысл, внутренне предназначение и исторический движитель налога. Он подчеркивает, что в западной литературе нет строгих формулировок налога, как нет и никаких упоминаний о его функциях.

Разграничение функций налога носит в значительной мере достаточно условный характер, поскольку они осуществляются одновременно, и отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других функциях.

7. Тесты по теме 1.

1. Сущность налога - это:

а) изъятие государством в пользу общества части прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности организаций;

б) изъятие государством в пользу общества части сто-имости валового внутреннего продукта в виде обязательного платежа;

в) изъятие государством в пользу общества части добав-ленной стоимости;

г) изъятие государством в пользу общества части дохода, полученного юридическими и физическими лицами.

2. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между:

а) хозяйствующими субъектами и государством по поводу формирования государственных доходов;

б) организациями, индивидуальными предпринимателями и государством по поводу формирования государственных доходов;

в) хозяйствующими субъектами, гражданами и государ-ством по поводу формирования государственных доходов;

г) хозяйствующими субъектами, признаваемыми налоговыми резидентами, и государством по поводу формирования государственных доходов.

3. Налог - это:

а) обязательный, индивидуальный, безвозмездный или возмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

б) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц;

в) обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц;

г) обязательный, индивидуальный, безвозмездный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

4. Сбор - это:

а) обязательный взнос или платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщи-ков сборов государственными органами юридически значимых действий;

б) обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий;

в) обязательный взнос, взимаемый только с организаций, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами значимых действий;

г) обязательный взнос, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей.

5. Налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны:

а) только юридические лица;

б) организации и физические лица;

в) юридические лица и их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет;

г) организации и индивидуальные предприниматели.

6. Субъект налогообложения - это:

а) организации и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

б) индивидуальные предприниматели и физические лица, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

в) организации, на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы;

г) организации и физические лица, которые являются резидентами Российской Федерации и на которых НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие нало-ги и сборы.

7. Срок, установленный законодательством о налогах и сбо-рах, определяется:

а) календарной датой;

б) истечением периода времени, но не более года;

в) календарной датой или истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти;

г) календарной датой или указанием на событие, которое должно произойти в зависимости от того, что отражено в налоговой политике организации.

8. Источник выплаты доходов налогоплательщику:

а) организация или физическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

б) юридическое лицо, от которого налогоплательщик получает доход;

в) организация, физическое лицо или иной источник, от которого налогоплательщик получает доход;

г) государственное учреждение, выплачивающее доход налогоплательщику.

9. Объектами налогообложения могут являться:

а) любое обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которой у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога;

б) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику, относящееся к имуществу, за исключением имущественных прав;

в) любое обстоятельство, имеющее стоимостную характеристику и относящееся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), за исключением имущественных прав;

г) только операции по реализации товаров, работ, услуг на территории Российской Федерации.

Задания на СРС по теме №2. Организация налогового контроля. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Цель задания – рассмотреть сущность и особенности организации налогового контроля в Российской Федерации, виды и формы ответственности юридических и физических лиц за налоговые правонарушения.

1. Какие функции налоговой системы характеризуют следующие высказывания:

а) Пьер Буаст говорил, что налог только тогда бывает справедлив, когда народ согласен ему подчиниться;

б) Вольтер писал, что налоги необходимы, лучшим же средством для их взимания бывает то, которое способствует облегчению труда и оживлению торговли;

в) Шарль Монтескье говорил, что в деле налогов следует принимать в соображение не то, что народ может дать, а то, что он может дать всегда?

2. Дана примерная структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет, %:

Налог на добавленную стоимость................................................... 23

Налог на прибыль.............................................................................. 19

Налог на доходы физических лиц.................................................... 17

Налоги на природные ресурсы......................................................... 5

Акцизы................................................................................................ 11

Прочие налоги и доходы................................................................... 5

Итого................................................................................................... 100

На основе этих данных рассчитайте:

а) соотношение прямых и косвенных налогов;

б) соотношение налогов, взимаемых с физических и юридических лиц;

в) процентное соотношение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2010 г., если предполагается, что в федеральный бюджет поступит 2380 млрд руб., в региональные бюджеты – 512 млрд руб., в местные бюджеты – 434 млрд руб.

3. В связи с различным уровнем экономического развития и поступлением налоговых платежей российские регионы делятся на регионы-доноры, которые имеют излишек средств, поступающих в их бюджеты, и дотационные территории, которые не обеспечивают себя за счет налоговых поступлений и нуждаются в дополнительных дотациях федерального бюджета.

Москва является главным налогоплательщиком страны или основным донором, перечисляя в федеральный бюджет около 30 % налоговых поступлений. Доля налогов, которые приносят в городскую казну торговля и промышленность, составляет менее половины. За счет каких категорий налогоплательщиков и каких налогов формируется основная часть городского бюджета и чем это вызвано? Какие из городов и территорий РФ также являются донорами?

4. В Римской империи с граждан взимались более 200 видов налогов и сборов, например, на пшеницу, за прикладывание печати, на наследство, на доход от фиников, на воздвижение статуй, пошлины с вина, с рыботорговцев, за обмен и размен денег, на жалование полиции, на содержание именитых гостей, дорожная пошлина, портовая пошлина и т. д. Какие из перечисленных налогов и сборов можно отнести к прямым, а какие к косвенным?

5. По каким признакам можно классифицировать налоги:

а) на федеральные, региональные и местные

б) на налоги с физических лиц, юридических лиц, с физических и юридических лиц;

в) на целевые, общие и чрезвычайные;

г) на прямые и косвенные;

д) на закрепленные и регулирующие.

6. Практикум: 8 – 12

7. Тесты по теме №2:

1. Налоговая ставка - это:

а) размер налога на единицу налогообложения;

б) размер налога на налогооблагаемую базу;

в) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

г) размер налога, подлежащий уплате за календарный месяц.

2. Налоговый период - это:

а) календарный год, квартал, месяц, декада;

б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база;

в) любой период времени применительно к отдельным налогам;

г) год или квартал по согласованию с налоговыми органа- ми и в соответствии с учетной политикой организации.

3. Налоговая база - это:

а) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения;

б) только стоимостная характеристика объекта налогообложения, выраженная в рублях или иностранной валюте;

в) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, учитываемая по правилам бухгалтерского учета;

г) стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, находящегося на территории Российской Федерации.

4. Какое из следующих положений является одним из принци-пов построения налоговой системы, установленных НК РФ:

а) порядок предоставления налоговых кредитов;

б) уголовная ответственность за совершение налоговых правонарушений;

в) формы налогового контроля;

г) научный подход при установлении элементов налога.

5. Принципом налогообложения, сформулированным Ада-мом Смитом, является:

а) принцип справедливости;

б) принцип срочности;

в) принцип эластичности;

г) принцип достаточности.

6. Камеральная проверка проводится по месту нахождения:

а) налоговых органов только на основе анализа представленных налоговых деклараций;

б) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком;

в) налогоплательщика только на основе анализа пред-ставленных налоговых деклараций и регистров бухгал-терского учета;

г) налоговых органов на основе налоговых деклараций и документов в присутствии налогоплательщика.

7. Выездные налоговые проверки могут проводиться в отно-шении:

а) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;

б) только организаций и индивидуальных предпри-нимателей;

в) всех налогоплательщиков и плательщиков сборов, за исключением налоговых агентов;

г) всех налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, за исключением физических лиц.

8. Доступ на территорию или в помещение налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента должностных лиц налогового органа, проводящих налоговую проверку, осуществляется на основании:

а) предъявления должностными лицами служебного удостоверения;

б) предъявления должностными лицами решений руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки;

в) предъявления должностными лицами служебного удостоверения и решения руководителя (его заместите-ля) налогового органа о проведении выездной проверки;

г) устного уведомления организации о предстоящей выездной налоговой проверке.

9. Осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки:

а) не допускается;

б) допускается при согласии владельца предметов на проведение их осмотра;

в) допускается без ограничений;

г) допускается при согласии руководителей организации, в отношении которой проводится выездная нало-говая проверка.

10. Выемка документов и предметов осуществляется на основании:

а) решения налогового органа;

б) мотивированного постановления должностного лица налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку;

в) мотивированного постановления должностного лица, утвержденного руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа;

г) решения налогового органа при согласовании с главным бухгалтером организации.

11. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность:

а) по исчислению налогов налогоплательщика;

б) по исчислению и удержанию налогов только у физи-ческих лиц;

в) по исчислению и удержанию налогов только у физических лиц и перечислению их в бюджет;

г) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.

12. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента:

а) списания банком денежных средств с расчетного счета налогоплательщика;

б) предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика; =

в) предъявления в банк поручения на уплату налога и выполнения этого поручения банком на дату, установленную законодательством для уплаты налога;

г) предъявления в банк поручения на уплату налога независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика.

13. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее:

а) 3 недель со дня выявления недоимки;

б) срока исковой давности;

в) 3 месяцев со дня выявления недоимки;

г) 60 дней со дня выявления недоимки.

14. Требование об уплате налога должно быть исполнено:

а) в течение месяца;

б) в течение 45 календарных дней;

в) в течение 10 календарных дней;

г) срок не установлен.

15. Исковое заявление о взыскании налога за счет имуще-ства налогоплательщика (налогового агента) - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым или таможенным органом в течение:

а) 3 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;

б) 6 месяцев с начала срока исполнения требования об уплате налога;

в) 6 месяцев с момента образования недоимки;

г) 6 месяцев после истечения срока исполнения тре-бования об уплате налога.

Задания на СРС по теме №3. Федеральные налоги Российской Федерации

Цель задания: развитие творческого подхода у студентов к исчислению налогооблагаемой базы с федеральных налогов, рассмотрение особенностей применения федеральных налогов в практической деятельности.

1. Ответьте на вопросы:

А). Кто является плательщиком единого социального налога?

Б). Какие операции не подлежат налогообложению акцизами?

В). Могут ли налогоплательщики, не являющиеся работодателями, самостоятельно рассчитать сумму ЕСН, и почему?

Г). Какие товары (работы, услуги) освобождаются от налога на добавленную стоимость?

Д). Что является объектом налогообложения у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации?

2. Выполните практические задания:

А). Ежемесячная заработная плата штатного сотрудника, предоставившего документы о наличии на иждивении двух детей, составила, руб.

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход

Б). Организация выпускает подакцизный товар. Себестоимость производства – 340 руб. Организация рассчитывает получить прибыль в объеме не менее 15 % от себестоимости. Ставка акциза – 6 руб. с единицы товара. Необходимо определить минимальную отпускную цену товара с учетом НДС и акциза.

В). Организация оптовой торговли закупила новогодние подарки у индивидуального предпринимателя на сумму 8 000 руб. (НДС не предусмотрен) и у фирмы (юридического лица) – на сумму 90 000 руб. (в том числе включая НДС 18 %). Торговая наценка составила 15 %. Новогодние подарки были реализованы полностью через собственный магазин розничной торговли площадью 200 м2. Необходимо определить сумму НДС, подлежащую уплате в отчетном периоде организацией.

Г). Гражданин в 2004 г. продал квартиру, которая принадлежала ему на праве собственности с 2000 г., за 1 500 000 руб. Какую сумму имущественного вычета будет иметь гражданин?

Д). А. А. Иванов имеет на иждивении трех детей и ежемесячно получает следующие доходы по основному месту работы, руб.

Месяц Доход Месяц Доход Месяц Доход

В январе А. А. Иванову выплатили материальную помощь в размере 2 200 руб., а в декабре – премию в размере 5 000 руб.

Необходимо определить налог на доходы физического лица за год.

3. Практикум: 13 - 18

4. Тесты по теме 3.

1. Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

а) федеральные налоги и сборы;

б) налоги и сборы субъектов Российской Федерации;

в) местные налоги и сборы;

г) таможенные пошлины.

2. К федеральным налогам относятся:

а) налог на имущество физических лиц;

б) налог на прибыль организаций;

в) транспортный налог;

г) земельный налог.

3. Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются:

а) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);

б) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено НК РФ;

в) в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), если иное не предусмотрено Налоговым и Таможенным кодексами Российской Федерации;

г) в пользу налогоплательщика, если это предусмотрено законодательными актами регионов.

4. К актам законодательства о налогах и сборах относятся:

б) инструкции Федеральной таможенной службы;

в) федеральные законы;

г) приказы ФНС России и ФТС России.

5. Нормативный правовой акт о налогах и сборах призна-ется не соответствующим НК РФ при наличии одного из следующих обстоятельств:

а) этим актом предоставляются льготы для отдельных категорий плательщиков;

б) этот акт соответствует принципу определенности;

в) этот акт содержит запрет на действия налоговых орга-нов, разрешенные или предписанные НК РФ;

г) этим актом законодательным органам субъектов Российской Федерации предоставляется право устанавливать налоговые ставки в пределах, предусмотренных федеральным законодательством.

6. Признание нормативного правового акта о налогах и сбо-рах не соответствующим НК РФ осуществляется:

а) путем отмены этого акта Правительством Российской Федерации;

б) в порядке, предусмотренном в нормативном правовом акте;

в) только в судебном порядке;

г) в судебном порядке, если иное не предусмотрено НКРФ.

7. Если доходы, полученные налогоплательщиком, нельзя однозначно отнести к доходам от источников в Российской Федерации либо к доходам от источников за преде-лами Российской Федерации, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется:

а) Министерством финансов Российской Федерации;

б) в судебном порядке;

в) решением налоговых органов по месту постановки на учет налогоплательщика;

г) федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять контроль и надзор в области налогов и сборов.

8. Налогоплательщиками налога на прибыль признаются:

а) российские и иностранные организации;

б) российские и иностранные организации, их обособленные подразделения, имеющие расчетный счет и самостоятельный баланс;

в) российские и иностранные организации, получающие доходы только на территории Российской Федерации;

г) российские организации, получающие доходы как на тер-ритории Российской Федерации, так и за ее пределами.

9. Не являются плательщиками налога на прибыль:

а) Центральный банк Российской Федерации;

б) страховые организации;

в) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения;

г) иностранные организации, имеющие доходы от источников в Российской Федерации.

В разделе на вопрос подскажите полное определение: понятию налога, его свойства и черты? заданный автором черносотенец лучший ответ это налоги -это обязательные платежи физ. и юр. лиц взимаемые государством. налоги выполняют две функции: фискальная и экономическую. субъект налога- это физ или юр. лицо на которое возложена обязанность уплаты налога. Объект налога-это предмет подлежащий налогооблажению.

Ответ от Inna_audit [гуру]
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образовани - п. 1 ст. 8 НК РФ.Является основным источником средств, поступающих в государственный бюджет. Одновременно налоги служат одним из средств регулирования экономических процессов, хозяйственной жизни. По уровню взимания налоги делятся на федеральные, региональные и местные. По виду объектов налогообложения налоги делятся на прямые, взимаемые непосредственно с дохода (подоходный налог, налог на прибыль) , и косвенные - в виде надбавок к цене товаров и услуг (акцизные сборы, налог на добавленную стоимость) . Налоги и налоговые ставки различны в разных странах и периодически изменяются.


Ответ от разбросаться [гуру]
Налоги, обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Используются для финансирования его расходов…Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.уществует несколько точек зрения на эту проблему, но я выделила бы три функции налогов:распределительную;фискальную;контрольную.