Процесса государственного регулирования экономического роста. Государственная политика экономического роста

Государственное регулирование экономического роста.

Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.



Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.

Вопросы для самоконтроля:

1.Понятие, показатели, факторы и типы экономического роста

2. Экономический рост: за и против

4. Опишите основные модели экономического роста

5. Государственное регулирование экономического роста – цели, методы.

Литература:

1.Камаев В.Д., Абрамова М.А., Александрова Л.С. Экономическая теория: Учебник для студентов вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.,1999. – 635 с.

2. Мостовая Е.Б. Основы экономической теории. – М.: Инфра – М, 1997

3. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Экономическая теория. – М.: Инфра – М, 2003

4. Экономическая теория./ под. ред. Видяпина В.И., Добрынина А.И., Журавлевой Г.П., Тарасевича Л.С. – М.: Инфра – М, 2002

5. Экономическая теория / под. ред. В.Д. Камаева. – М.: Владос,1998

6.Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М., 1997. – 783 с.

Лекция № 10. Финансы и государственный бюджет. Теория налогообложения

1.Финансы современного общества и их роль в процессе воспроизводства

2. Государственный бюджет: пути его формирования и использования

3. Налоги и их виды. Налоговая и фискальная политика.

Кривая Лаффера

4. Проблемы совершенствования налоговой системы в условиях современной экономики России

Причины регулирования и его виды

Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

  • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
  • перестройка налоговой системы;
  • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

Особенности регулирования на современном этапе

Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

Замечание 1

Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели - ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно - через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала. Поэтому правительство должно проводить налоговую политику, направленную на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Антициклическая политика - представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении противоположном текущей рыночной конъюнктуре. Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары.

Структурное регулирование предусматривает снижение риска при осуществлении капиталовложений; стимулирование предпринимателей в освоении новых направлений экономики; поддержку экспортных отраслей и тех, что выпускают заменители импорта; стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест и т.д.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции. Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.


Введение

Проблемы экономического роста встали перед человеком в последние 200 лет, особенно в 20 веке. Это вовсе не означает, что экономический рост раньше никого не волновал. До начала 19 века он был заметен только в течение десятков лет, а до 18 века – и в течение сотен лет. Из экономистов даже саму проблему экономического роста прежде никто не ставил. Впервые о нем заговорили меркантилисты, и то лишь косвенно. Более или менее предметно эту проблему поставил физиократ Ф. Кенэ.

Какова основная проблема экономического роста? Каким образом можно увеличить производство валового национального продукта или национального дохода и на сколько? Это центральный вопрос, решаемый любой страной в наше время. Он сам по себе чрезвычайно важен, но в условиях формирования единого мирового хозяйства приобретает особую остроту, так как связан, во-первых, с более или менее равномерным развитием структуры этого хозяйства, во-вторых, с большей или меньшей болезненностью вхождения в него той или иной страны. Поэтому этот вопрос в наше время остается достаточно актуальным.

Основная цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия экономического роста, а также выявить его особенности и проблемы в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;

    Анализ и изучение выбранной литературы.

Данная работа состоит из введения, 3-х глав, практикума и заключения.

Во введении раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи работы. Глава 1 посвящена сущности экономического роста, его типы и показатели. Во 2 главе речь пойдет о государственном регулировании экономического роста. 3 глава включает в себя особенности современного экономического роста в России. В заключении сформулированы основные выводы по работе.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост - наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом. Экономический рост подразумевает такое увеличение ВВП, которое сопровождается расширением ассортимента выпускаемых товаров и услуг, повышением их качества, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре общественных потребностей.

Национальное хозяйство развивается постоянно, но периоды быстрого роста, подъема могут перемежаться периодами спада, сокращения объемов производства. Поэтому экономический рост представляется как отражение общей тенденции, отражающей положительные изменения в экономическом развитии. Это означает, что в отдельные периоды экономический рост может характеризоваться отрицательной величиной.

В качестве показателей экономического роста используют темп роста объема произведенного ВНП (или ВВП), темп прироста ВНП (или ВВП), темп роста и темп прироста этих показателей на душу населения. Именно постоянно возрастающие объемы производимого в стране ВНП обеспечивают повышение уровня жизни населения, позволит осуществлять необходимые инвестиции, решать экологические, оборонные проблемы и т.д.

Темп роста определяется как отношение ВНП изучаемого периода к аналогичному показателю базового периода, умноженного на 100%. Аналогично измеряется темп роста и темп прироста ВНП на душу населения. В темпах экономического роста и прироста ВНП находит свое отражение уровень эффективности национальной экономики.

Особенностью экономического роста в последние два десятилетия является замедление его темпов по сравнению с первыми послевоенными десятилетиями. Так, если среднегодовые темпы прироста мирового ВВП на душу населения составляли в 1950-е гг.2,7%, в 1960-е - 2,9%, то в последующие десятилетия они постоянно снижались: до 1,9% - в 1970-е гг., 1,3% - в 1980-е и 1,2% - в 1990-е гг.

Одной из основных причин возникших тенденцией является исчерпание ресурсов для дальнейшего экономического роста. Все экономические ресурсы (природные, материальные, трудовые) обладают одним общим свойством - относительной редкостью. Особенно это касается невоспроизводимых природных ресурсов. Исчерпаемость сырьевых и энергетических ресурсов, рост общемировых цен на них в последние десятилетия усиливает действие закона убывающей отдачи, чем и можно объяснить торможение экономического роста в последние десятилетия.

Данная проблема наиболее актуальна для промышленно развитых стран, которые для поддержания высоких темпов экономического роста вынуждены ввозить сырье в значительных объемах.

Существующие различия в темпах экономического роста объясняются действием стимулирующих или тормозящих факторов . Их можно классифицировать по следующим признакам:

    степени опосредованного воздействия на экономический рост - прямые и косвенные;

    воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;

    источникам экономического роста - внутренние и внешние;

    влиянию на производительность труда и капитала - интенсивные и экстенсивные.

Данная классификация не может охватить всего многообразия факторов роста, поскольку на экономическое развитие (частью которого является экономический рост) влияет совокупность правовых, политических, экономических, культурных, социальных, исторических, демографических и других факторов и условий, сложившихся в данной стране.

К прямым факторам непосредственно воздействующим на экономический рост, относятся объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов; численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки; объемы основного капитала (оборудования и промышленных строений, товарно-материальных запасов, жилья) и уровень его использования; НТП и степень его воздействия на экономику.

Несомненно, каждый из перечисленных факторов подлежит количественной оценке, и для каждого из них можно подсчитать удельный вес в общем увеличении производства. Насколько полученный результат (в процентах) будет соответствовать общему увеличению производства нации, настолько экономический рост можно объяснить действием этого фактора.

Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, стимулирующие и тормозящие экономический рост. Вклад этих факторов в экономический рост практически не поддается количественной оценке. Тем не менее, как показывает мировая практика, их значимость в экономическом развитии постоянно возрастает. Например, многие западные экономисты едины во мнении, что послевоенный всплеск экономического роста в развитых странах во многом объясняется их правительствами системы смешанной экономики, соединившей кейнсианскую антициклическую политику государства с преимуществами рыночной экономики.

В то же время примером негативного воздействия этих факторов на экономический рост может служить состояние российского общества на современном этапе. Политическая нестабильность в России на протяжении последних лет, слабость и неэффективность государственной власти, коррумпированность российской бюрократии, неустойчивость финансового положения населения порождают социальную и экономическую апатию, препятствует формированию инициативных и ответственных субъектов созидательной деятельности, способных принимать инвестиционные решения.

В зависимости от того, какая группа факторов (физические или стимулирующие производительность) играет доминирующую роль в экономике на данном этапе, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост. Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе.

Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического процесса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста , основным его критерием выступает рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.

Исследования западных ученых показывают общую тенденцию, характерную для стран с развитой рыночной экономикой: рост доли интенсивных факторов в формировании темпов экономического роста.

Рассмотренные выше факторы экономического роста воздействуют прежде всего на совокупное предложение, поэтому их еще называют факторами предложения . Однако увеличение совокупного предложения под влиянием экстенсивных или интенсивных факторов экономического роста возможно только при соответствующем расширении совокупного спроса, поэтому факторы предложения создают лишь условия экономического роста. Фактически сложившийся экономический рост является результатом взаимодействия факторов спроса и предложения.

Основным фактором, влияющим на совокупный спрос, является уровень доходов населения. Когда доходы начинают превышать некоторый пороговый уровень благосостояния, то это приводит к пропорциональному росту потребления товаров длительного пользования. В этом состоит основная особенность общества потребления, сложившегося в промышленно развитых странах. Давление спроса создает необходимые условия для роста производства, стимулирует приток инвестиций, увеличивает количество рабочих мест в экономике и соответственно создает доходы их обладателям, что вызывает новый виток совокупного спроса. Таким образом, создается устойчивая долговременная основа для экономического роста со стороны спроса.

На экономическое развитие оказывает влияние не только внутренний, но и внешний спрос. Рост экспорта создает новые рабочие места, увеличивает занятость, положительно влияет на динамику номинальной и реальной заработной платы, что в свою очередь стимулирует доходы и совокупный спрос. Существует связь между темпами экономического роста и ростом экспорта: низкие темпы экономического роста уменьшают экспортный потенциал страны. Мировой опыт свидетельствует, что страны, которые строили свой экономический рост на формирование экспорта, достигли более высоких показателей роста, чем страны, пытавшиеся развивать отечественное производство путем устранения конкуренции со стороны импортных товаров за счет ужесточения тарифных барьеров.

Все рассмотренные выше факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Помимо факторов роста, существуют факторы торможения. К их числу относится несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая возникает в результате несоответствия нормы сбережений и накоплений в экономике, потока инвестиций и запаса капитала, темпов роста доходов и численности.

Каждый из факторов, влияющих на экономический рост, вносит свой вклад в полученные результаты. Для анализа этого влияния используется производственная функция. В макроэкономике эта функция отражает соотношение выпуска продукции и использованных для этого факторов. Такая функция была разработана в начале ХХ в. американцами - экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом. Функция Кобба - Дугласа позволяет оценить вклад каждого фактора производства в увеличение национального продукта и имеет следующий вид:

где Y - объем производства;

К - затраты капитала;

L - затраты труда;

A - коэффициент пропорциональности, величина которого зависит от соотношения капитала, труда и результата производства.

2. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост рассматривался представителями различных школ с целью выяснения его тенденций, источников роста и его результатов, обеспечения устойчивых темпов, изменения технологии и структуры национального хозяйства. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода к развитию национального хозяйства.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда. При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей,- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования. Преодолеть затратный характер развития мешает отставание страны от среднего в мировой практике уровня использования сырьевых ресурсов. К этому надо прибавить большую отсталость технологий, изношенность производственного оборудования, недостаточную квалификацию многих работников. [ 15, с.147 ]



Экономический рост является наилучшим средством борьбы с инфляцией, разрешения отмеченного выше противоречия между огромной потребностью российской экономики в инвестициях и ее неспособностью их усваивать, что порождает вывоз капитала и относительный избыток денег. Это лучшее средство стерилизации якобы избыточных доходов от экспорта.

Денежный спрос увеличивается в зависимости от темпов экономического роста. Если темп роста будет поддерживаться на достаточно высоком уровне, то при неизменной скорости обращения денег весь прирост денежного предложения от эмиссии при покупке Центральным банком валютной выручки станет поглощаться растущим, денежным спросом, не вызывая инфляции и чрезмерных колебаний рыночного валютного курса. Цель одновременно оказывается средством.

Поддержание высоких темпов экономического роста в России будет во многом зависеть от устойчивости экспорта. В последние годы объем импорта увеличивался в целом в соответствии с ростом располагаемых доходов. Поскольку повышение уровня жизни населения является одной из важнейших целей и одним из главных результатов экономического роста, его высокие темпы предполагают устойчивое расширение спроса на импортные товары. Российская промышленность пока не в состоянии выпускать продукцию, способную конкурировать со многими импортными потребительскими товарами. Кроме того, продолжающееся реальное укрепление рубля будет и дальше способствовать повышению спроса на импортные товары и продукцию как потребительского, так и промышленного назначения.