Нормативное регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов. Нормативное регулирование учета финансовых результатов

Основные нормативные документы

  • 1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  • 2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  • 3. Федеральный закон № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 6 декабря 2011 г.
  • 4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.
  • 5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению.
  • 6. ПБУ 1/08 "Учетная политика организации".
  • 7. ПБУ 9/99 "Доходы организации".
  • 8. ПБУ 10/99 "Расходы организации".
  • 9. ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".
  • 10. ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".
  • 11. Приказ Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".
  • 12. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" предназначен для обобщения информации о прочих доходах и расходах отчетного периода., таблица 1.

К счету 91 "Прочие доходы и расходы" могут быть открыты субсчета:

  • · 1 "Прочие доходы";
  • · 2 "Прочие расходы";
  • · 9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Таблица 1. - Примеры ведения бухгалтерского учета прочих доходов и расходов

Вид хозяйственной операции

Основание/первичный документ

Отражено в учете

Продажа Имущества

Отражены доходы от продажи

Акт приема-передачи, накладная

Отражена первоначальная стоимость выбывающего объекта основных средств

Отражена сумма начисленной амортизации по проданному объекту основных средств

Акт о приеме-передаче объекта основных средств

Списана остаточная стоимость проданных основных средств, иного имущества

Бухгалтерская справка

Начислен НДС с выручки от продаж

Счет-фактура

Вид хозяйственной операции

Основание/первичный документ

Отражено в учете

Реализация (отчуждение) исключительного права на результат интеллектуальной собственности

Признан прочий доход от реализации (отчуждения) исключительного права на результат интеллектуальной собственности

Договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности

Списана сумма начисленной амортизации по выбывающему НМА

Карточка учета нематериальных активов

Списана остаточная стоимость реализованного НМА

Бухгалтерская справка - расчет

Благотворительные взносы

Начислены благотворительные взносы, расходы на проведение спортивных мероприятий и др.

Договор, письмо

Начислены суммы пеней, штрафов за нарушение хоздоговоров

Договор, претензия

На субсчете 91-1 "Прочие доходы" учитываются поступления активов, признаваемые прочими доходами.

На субсчете 91-2 "Прочие расходы" учитываются прочие расходы.

Субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" предназначен для выявления сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 91-1 "Прочие доходы" и 91-2 "Прочие расходы" производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением дебетового оборота по субсчету 91-2 "Прочие расходы" и кредитового оборота по субсчету 91-1 "Прочие доходы" определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" на счет 99 "Прибыли и убытки". Таким образом, синтетический счет 91 "Прочие доходы и расходы" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 "Прочие доходы и расходы" (кроме субсчета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов"), закрываются внутренними записями на субсчет 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Аналитический учет по счету 91 "Прочие доходы и расходы" ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции.

Счет 91 "Прочие доходы и расходы" корреспондирует со счетами:

По дебету - 01, 02, 03, 04, 07, 08, 10, 11, 14, 15, 16, 19, 20, 21, 28, 58, 59, 60, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 73, 76, 81, 94, 98.

По кредиту - 07, 08, 10, 11, 14, 15, 20, 21, 23, 28, 29, 41, 43, 45, 50, 51, 52, 55, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 66, 67, 71, 73, 75, 76, 79, 81, 96, 98, 99.

По окончании каждого месяца определяется финансовый результат от прочих видов деятельности: из суммы прочих доходов (кредитовый оборот по счету 91-1) вычитается сумма прочих расходов (дебетовый оборот по счету 91-2).

Таблица 2. - Отражение финансовых результатов

Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" содержит информацию о всех доходах и расходах организации, сгруппированных в соответствии с Положениями по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". Доходы и расходы в Отчете группируются как доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие доходы и расходы. Рассмотрим порядок заполнения раздела "Прочие доходы и расходы" формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках", таблица 3.

Таблица 3. - Порядок заполнения раздела "Прочие доходы и расходы" формы № 2 "Отчет о прибылях и убытках"

Строка отчета о прибылях и убытках

Код строки

Как сформировать показатели для отчета о прибылях и убытках

Проценты к получению

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "Проценты к получению"

Проценты к уплате

Дебетовые обороты счета 91.2 субсчета "Проценты к уплате"

Доходы от участия в других организациях

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "доходы от долевого участия в других организациях"

Прочие доходы

Кредитовые обороты счета 91.1 субсчета "Прочие доходы" минус сумма НДС

Прочие расходы

Дебетовые обороты счета 91.2 субсчета "Прочие расходы"

Проценты к получению (строка 060) по этой строке организация приводит проценты, которые им причитаются (проценты по государственным облигациям и ценным бумагам, банковским депозитам и вкладам, а также по предоставленным займам).

Проценты к уплате (строка 070) по этой строке записывают проценты, которые предприятие должно уплатить по облигациям, акциям, кредитам и займам.

Доходы от участия в других организациях (строка 080) по этой строке показывают доходы от участия в уставных капиталах других организаций (например, дивиденды по акциям и т.д.). По этой строке приводятся суммы дивидендов причитающихся организации по итогам 2011 года. Ведь их начисляют в 2012 году, после того как, общее собрание акционеров фирмы, в которой участвует данная организация, утвердит годовую отчетность и размер вашего дохода. Впрочем, законодательство предоставляет право выплачивать дивиденды не только раз в году, но и по итогам 1 квартала, полугодия и 9 месяцев. Поэтому, если данной организации были начислены дивиденды по итогам отчетных периодов, то их сумму также надо показать по строке 080.

Прочие доходы (строка 090) по этой строке приводят прочие доходы, которые не были представлены в предыдущих строках отчета о прибылях и убытках (доходы от сдачи имущества в аренду (если такие доходы фирма получает не регулярно), продажа основных средств, НМА, материалов и др., прибыль, которую организация получила в рамках договора простого товарищества). Не надо забывать, что выручка от продажи основных средств показывается без НДС.

Прочие расходы (строка 100) по этой строке необходимо указать прочие расходы, которые не вошли в предыдущие расходные статьи отчета о прибылях и убытках (остаточная стоимость проданных основных средств, суммы, уплаченные банку (за расчетно-кассовое обслуживание, купля-продажа валюты), начисленный налог на имущество).

Таким образом, прочие доходы и расходы отражаются в форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках". Он содержит информацию о всех доходах и расходах организации, сгруппированных в соответствии с положениями по бухгалтерскому учету 9/99 "Доходы организации" и 10/99 "Расходы организации". В форме №2 среди прочих доходов и расходов отдельно выделяют суммы процентов к получению и оплате, доходы от участия в других организациях. В "Отчете о прибылях и убытках" представлены данные о доходах и расходах организации за два отчетных периода. Форма № 2 входит в состав годовой и промежуточной бухгалтерской отчетности. На основании данных о финансовом положении предприятия отраженных в "Отчете о прибылях и убытках" принимаются управленческие и инвестиционные решения.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Гладких Олег Петрович. Нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12: СПб., 2002 202 c. РГБ ОД, 61:03-8/178-3

Введение

Глава I. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10-41

1.1. Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации 10

1.2. Основные направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 20

Глава II. Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций 42 - 86

2.1. Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета 42

2.2. Совершенствование бухгалтерского учета доходов коммерческих организаций 50

2.3. Совершенствование бухгалтерского учета расходов коммерческих организаций 53

2.4. Вопросы гармонизации бухгалтерского и налогового учета процентов по займам и кредитам коммерческих организаций 72

Глава III. Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций 87-133

3.1. Учет основных средств коммерческих организаций 87

3.2. Учет нематериальных активов 95

3.3. Учет материально-производственных запасов 103

3.4. Учет активов и обязательств организации, выраженных в иностранной валюте

Заключение 134 - 144

Список использованной литературы 145-159

Приложения 160-202

Введение к работе

Отсутствие достаточной обоснованности в теоретическом и практическом аспектах проводимых в последние годы преобразований в экономико-правовой среде предпринимательской деятельности предприятий привело к формированию негативных тенденций: сложности и неопределенности условий хозяйственной деятельности предприятий, ухудшению предсказуемости многих ее факторов, объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности хозяйствующих субъектов, более тяжелому характеру финансовых последствий.

Достижение максимальных выгод от перехода страны на рыночные отношения и признания ее в качестве рыночно ориентированного промышленно развитого государства требуют кардинальных преобразований в нормативной базе управления деятельностью предприятий, включая создание научно обоснованной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. Однако недостатки действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и создаваемые ею барьеры препятствуют формированию стратегически и тактически обоснованного учетно-информационного обеспечения управления деятельностью предприятий, поиску и мобилизации резервов повышения эффективности предпринимательства, обеспечению выживаемости и развития организаций в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерческой тайны, инфляции и банкротства.

В свете наметившихся тенденций новое значение приобрел вопрос создания эффективной системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, адекватной современным требованиям и условиям деятельности предприятий.

Особое место в этой системе в целом занимает нормативное регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций.

Большое значение системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов обусловлено тем, что в рьшочнои экономике целью каждого коммерческого предприятия является достижение прибыли, представляющей собой полученный им доход, уменьшенный на величину произведенных расходов.

Научно обоснованное формирование учетной информации о доходах и расходах предприятий служит не только основой определения прибыли, но и важным фактором роста эффективности его деятельности, поиска и мобилизации резервов ее повышения, обеспечения финансовой устойчивости и создания более стабильной базы для формирования доходной части государственного бюджета.

Актуальность этих вопросов, их недостаточная теоретическая разработанность и особая практическая значимость в современных условиях хозяйствования обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его целей и задач.

Целью проводимого исследования является разработка научных и практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации в соответствии с современными требованиями хозяйствования.

Достижение поставленной цели потребовало решить следующие основные задачи:

Исследовать важнейшие проблемы действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, а также ее совершенствования в соответствии с происходящими изменениями в

экономико-правовой среде деятельности коммерческих организаций;

Исследовать сущность понятий «доходы» и «расходы» организаций, принятых Комитетом по международным стандартам и финансовой отчетности, и дать им критическую оценку;

На основе исследования и критической оценки российских положений по бухгалтерскому учету доходов и расходов в сопоставлении с МСФО и практики их бухгалтерского учета в Российской Федерации обосновать необходимость и разработать рекомендации по совершенствованию действующих нормативных документов;

На основе критического анализа действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету основных средств, нематериальных активов, материально-производственных запасов, а также активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, сформулировать научные и практические предложения по их совершенствованию.

Предметом диссертационного исследования является система нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в Российской Федерации.

В процессе исследования были использованы практические учетные материалы коммерческих организаций г. Санкт-Петербурга, Архангельской области и Республики Карелия.

Теоретической и методологической основой проведенного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области бухгалтерского учета и налогообложения. В работе использованы законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации, периодические издания, учетные и отчетные данные организаций. При разработке и решении поставленных задач применялись методы наблюдения, группировки, сравнения, обобщения, абстрактно-логические суждения и др.

Научная новизна исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с совершенствованием системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций в новых условиях хозяйствования.

В результате проведенного исследования получены следующие наиболее существенные научные результаты:

На основе критического анализа нормативных документов, регламентирующих методологию и организацию бухгалтерского учета в России, разработана новая классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета с обоснованием включаемых в их состав документов;

На основе исследования правовой и экономической обоснованности системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации определены основные направления ее совершенствования;

В результате исследования и критической оценки МСФО обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания понятий «доходы» и «расходы» организаций;

На основе критического анализа нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов в РФ в сопоставлении с МСФО и российской практики бухгалтерского учета обоснована необходимость и разработаны конкретные рекомендации по уточнению положений по учету доходов и расходов;

Разработана гармонизированная методика учета процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по их учету;

Обоснована необходимость и сформулированы предложения по уточнению содержания нормативных документов по учету основных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов;

Разработана методика учета основных средств, право собственности, на которые подлежит государственной регистрации, удовлетворяющая требованиям бухгалтерского и налогового учета;

Разработана методика раздельного учета налога на добавленную стоимость по приобретенным материалам, использованным для производства продукции, облагаемой и не облагаемой НДС при ее продаже;

На основе анализа учетной и налоговой практики разработаны предложения по совершенствованию учета курсовых разниц.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций, а также его отдельных объектов: основных средств, нематериальных активов, активов и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте. Реализация разработанных рекомендаций способствует повышению реальности отражения доходов и расходов в учете и отчетности коммерческих организаций, являющейся основой принятия управленческих решений.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации экспериментально апробированы и внедрены в практику хозяйственной деятельности предприятий, что подтверждается соответствующими справками. Теоретические и практические выводы и рекомендации диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на научных сессиях и конференциях Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов в 1999-2001 гг., на научно-практической конференции Дагестанского государственного университета в г. Кизляр в 2001 году.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования; определяются его цель, задачи и практическая значимость результатов.

В первой главе "Система нормативного регулирования бухгалтерского учета" исследована действующая система нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, определена ее классификация, обоснованы рекомендации по совершенствованию основных документов, регламентирующих методику и организацию бухгалтерского учета в коммерческих организациях.

Во второй главе "Методологические вопросы совершенствования бухгалтерского учета доходов и расходов коммерческих организаций" проанализированы основные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций, выявлены их основные недостатки, обоснованы предложения по их совершенствованию и разработаны конкретные рекомендации по учету процентов по займам и кредитам для целей бухгалтерского и налогового учета.

В третьей главе "Методологические вопросы совершенствования учета отдельных видов активов и обязательств коммерческих организаций" дан критический анализ положений (стандартов) по бухгалтерскому учету активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, нематериальных активов и основных средств и предложены конкретные мероприятия по их совершенствованию.

В заключении сформулированы основные выводы и предложения, полученные в результате диссертационного исследования.

Классификация документов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных и нормативных документов, эмитированных различными органами государственной власти, на основании и с учетом требований которых, осуществляется учетный процесс.

При осуществлении учетного процесса и составлении бухгалтерской отчетности практикующие бухгалтеры обязаны учитывать требования каждого нормативного документа, входящего в эту систему.

Принимая во внимание значительное количество законодательных и нормативных документов, составляющих систему нормативного регулирования бухгалтерского учета, принципиальное значение для учетно-информационного обеспечения управления деятельностью коммерческих организаций имеет их классификация.

Различный состав органов, утверждающих нормативные документы, неоднородность их типов и статуса, а также наличие противоречий внутри системы нормативного регулирования бухгалтерского учета между отдельными документами, обуславливают необходимость классификации нормативных документов по иерархическому признаку.

Действующее законодательство по бухгалтерскому учету не содержит классификацию нормативных документов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Руководителем Департамента регулирования бухгалтерского учета Министерства финансов РФ, г-ном Бакаевым А.С., предложена классификация системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации на основе четырех уровней документов, регулирующих бухгалтерский учет.

В состав документов первого уровня включаются Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регулирующие бухгалтерский учет. К этим документам относятся Федеральный закон РФ № 129-ФЗ от 21.11.1996 г. "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс Российской Федерации и др. В состав документов данного уровня, включается также "Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденное Приказом Министерства Финансов РФ № 34н от 29.07.1998 г.

В состав документов второго уровня включаются положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утверждаемые Министерством финансов Российской Федерации.

К документам третьего уровня относятся методические указания в виде инструкций, рекомендаций и т.д., как разъясняющих отдельные положения документов первого и второго уровня, так и предлагающих возможные варианты постановки бухгалтерского учета непосредственно в организации, в зависимости от ее отраслевой принадлежности, масштабов и типов производства,

К четвертому уровню системы нормативного регулирования относятся внутренние документы организаций, то есть рабочие документы, формирующие учетную политику организации в разрезе методических, организационных и технических составляющих (учетная политика, рабочий план счетов, система документооборота и т.д.) Приведенная выше классификация имеет ряд недостатков, существенно затрудняющих ее практическое использование.

Одним из недостатков существующей классификации является тот факт, что к документам первого уровня в существующей классификации отнесены документы, утвержденные органами, статус которых существенно различается. Так, в состав документов первого уровня в существующей классификации, включены как Федеральные Законы, так и нормативные акты Министерства финансов РФ. При этом в соответствии с Конституцией РФ, выделена иерархическая система нормативных актов, издаваемых различными органами и состоящая из федеральных конституционных и собственно федеральных законов, которые не могут противоречить федеральным конституционным; указов и распоряжений Президента, которые не могут противоречить федеральным законам; постановлений и распоряжений Правительства РФ, изданных на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, а также указов и распоряжений Президента РФ.

Включение в данный перечень "Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации", утвержденного Министерством финансов РФ необоснованно с юридической точки зрения, поскольку Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти" № 867 от 17.05.2000 г. и Министерство финансов не поименовано среди органов законодательной, либо исполнительной власти Конституцией РФ.

Роль бухгалтерского учета доходов и расходов в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета

С момента государственной регистрации коммерческой организации как юридического лица, у нее возникает право на осуществление предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ под «предпринимательской деятельностью» понимается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» .

Следовательно, уже на этапе формирования терминологического аппарата, гражданское законодательство определяет в качестве основной цели деятельности коммерческой организации получение прибыли являющейся мерой эффективности ее деятельности.

Именно показатель прибыли наиболее полно характеризует результаты деятельности коммерческой организации, служит исходным элементов для финансового анализа деятельности предприятий, позволяет определить потенциал коммерческой организации как объекта для инвестиций и характеризует качество работы менеджмента организации. Прибыль коммерческих организаций в ее экономическом понимании характеризуется разностью между полученными доходами организаций и расходами, понесенными для получения доходов. Это понимание прибыли разделяется Международными стандартами финансовой отчетности, выделяющими доходы и расходы организаций в качестве элементов, непосредственно связанных с измерением прибыли организации . В условиях рыночной экономики доходы и расходы являются важнейшими факторами, определяющими достоверность формирования финансовых результатов в бухгалтерском учете и отчетности. От правильности методологии их формирования зависят основные показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия, к которым в частности относится рентабельность чистых активов, собственного капитала и др.

Во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в РФ, в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, Министерством финансов РФ были приняты Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99)», и Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации (ПБУ 10/99)».

Основной целью издания этих документов, заложенной в Программе реформирования бухгалтерского учета, являлось приведение национальной системы учета доходов и расходов в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности.

При этом, как показало дальнейшее исследование, принятые стандарты имеют недостатки и нуждаются в совершенствовании.

В положениях по бухгалтерскому учету доходов и расходов организаций определяются понятия «доходы» и «расходы», однако они не бесспорны.

В соответствии с ПБУ 9/99 «доходами» организации признается «увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).» «Расходами» организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается «уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)» .

Определение понятий «доходы» и «расходы» организаций несколько отличается от их определения, приведенного впервые в Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997 г. Концепция определяет основы построения системы бухгалтерского учета в условиях новой экономической среды, складывающейся в стране и призвана:

Учет основных средств коммерческих организаций

В состав имущества (внеоборотных активов) коммерческих организаций, входят основные средства, представляющие собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной натуральной форме в течение длительного периода.

Бухгалтерский учет основных средств регулируется положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным приказом Министерства финансов РФ № 26н от 30.03.2001 г.

Данное положение содержит ряд недостатков, существенно ограничивающих возможность его практического использования при осуществлении учетного процесса.

Согласно ПБУ 6/01 восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания могут увеличивать первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств.

В случае наличия, у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта .

Согласно МСФО-16 «Основные средства» последующие затраты, относящиеся к объекту основных средств, должны увеличивать его балансовую стоимость, если компания с большей долей вероятности получит будущие экономические выгоды, превышающие первоначально рассчитанные нормативные показатели существующего актива. МСФО-16 предусмотрено изменение стоимости основных средств в результате частичной ликвидации объектов основных средств .

Таким образом, МСФО-16 не регламентируются причины изменения стоимости основных средств и не приводятся их определения. По смыслу МСФО-16 не имеет значения в результате какой операции (модернизации, реконструкции или капитального ремонта) организация получит будущие экономические выгоды, принципиальным является сам факт их получения. Действующая российская учетная практика в настоящее время не готова к восприятию представления МСФО о возможности увеличения балансовой стоимости основных средств.

Главным образом, это объясняется тем, что сформированная по правилам бухгалтерского учета, балансовая стоимость основных средств в соответствии с Законом РФ № 2030-1 от 13.12.1991 г. входит в состав облагаемой базы по налогу на имущество .

Что же касается налогового учета по налогу на прибыль, то в соответствии со ст. 257 Налогового Кодекса РФ первоначальная стоимость амортизируемого имущества изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.

К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.

К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико - экономических показателей амортизируемого имущества или его отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования и (или) программного обеспечения новым, более производительным .

Таким образом, в налоговом учете дается только определение причин вследствие которых изменяется стоимость основных средств без раскрытия их содержания.

При этом, определение модернизации позволяет определить виды работ, к ней относящиеся, чего нельзя сказать об определении реконструкции.

Введение

Финансовый результат рассматривается как изменение собственного капитала в результате финансовой деятельности организации за определенный период времени. В общем смысле данный показатель определяется как сопоставление доходов и расходов организации с определением разницы между ними. Предпочтительнее, конечно, превышение доходов над расходами, то есть прибыль, но, к сожалению, так получается не всегда. В процессе работы по некоторым хозяйственным операциям у предприятия могут возникнуть и убытки, которые уменьшают полученную прибыль и снижают рентабельность.

Прибыль занимает одно из важнейших мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. В условиях рынка прибыль предопределяет решение что, как и в каких размерах производить. Поэтому каждого производителя товаров и услуг интересует вопрос, при каких условиях можно получить максимальную прибыль.

Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями. Прибыль, известная с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использования современных методов ее анализа и планирования.



Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода - это одновременно и процесс обеспечения эффективности условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Концепция доходов и расходов, лежащая в основе ПБУ, состоит в том, что не все затраты относятся к расходам, так же, как и не все поступления относятся к доходам. Затраты, как расходы в ожидании будущих выгод, в зависимости от их назначения и содержания могут относиться на увеличение расходов отчетного периода или активов, которые могут быть включены в расходы в последующие отчетные периоды. В таком же порядке денежные и иные поступления признаются либо как увеличение доходов отчетного периода, либо относятся к обязательствам, которые при выполнении определенных условий могут стать доходами в будущих отчетных периодах. Расходы как объект бухгалтерского учета отражаются против соответствующих им доходов точно так же, как и доходы могут быть записаны на счетах только против соответствующих им расходов.

Исключения из общего правила возникают тогда, когда имеющиеся активы утрачивают способность приносить доход, или когда возникают обязательства (платежи), против которых не могут быть признаны соответствующие активы. Такие реальные потери отражаются как расходы отчетного периода, в котором они выявлены.

1 Финансовый результат: основные понятия

Финансовый результат - это разница от сравнения сумм доходов и расходов организации. При превышении доходов над расходами формируется прибыль, а расходов над доходами - убыток. Полученный организацией за отчетный год финансовый результат в виде прибыли или убытка соответственно приводит к увеличению или уменьшению капитала организации. В соответствии с п. 79 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности № 34н бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.


Рисунок 1 - Факторы, влияющие на финансовый результат деятельности предприятия

Финансовое состояние предприятия отражает его конкурентоспособность, (платежеспособность, кредитоспособность) в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования вложенного собственного капитала.

Для отражения информации о доходах и расходах организации Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению предназначены счета: 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки». Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчету 91.2 «Прочие доходы» и кредитового оборота по субсчету 91.1 «Прочие доходы» определяется сальдо прочих доходов и расходов за отчетный месяц. Это сальдо ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов» на счет 99 «Прибыли и убытки».

Доходы организации возникают как увеличение экономических выгод в результате поступления денежных средств и других активов или уменьшения обязательств.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах торговых организаций устанавливаются Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99. По данному Положению доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и погашение обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).



Для целей ПБУ 9/99 не признаются доходами организации поступления от других юридических и физических лиц:

1. сумм налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экс­портных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

2. по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента и т.п.;

3. в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

4. авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

5. задатка;

6. в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

7. в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

Для целей ПБУ 9/99 доходы, отличные от доходов от основных видов деятельности, считаются прочими поступлениями. К прочим поступлениям относятся также чрезвычайные доходы, которыми считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.п.

Для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступ­лениями исходя из требований ПБУ 9/99, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.

Информация о доходах по обычным видам деятельности обобщается на счете 90 «Продажи», о прочих доходах – на счете 91 «Прочие доходы и рас­ходы», о чрезвычайных доходах – на счете 99 «Прибыли и убытки». Более подробная классификация видов деятельности организации рассмотрена на Рисунок 3

Рисунок 3 - Виды деятельности организации

Расходы организации представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в некоторых случаях - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.



Рисунок 4 - Классификация расходов от характера, условий осуществления и направлений деятельности

Если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие расходы.

Понесенные налогоплательщиком расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте или в условных единицах, учитываются в совокупности с расходами, стоимость которых выражена в рублях. Пересчет указанных расходов производится налогоплательщиком в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания таких расходов. Суммы, отраженные в составе расходов налогоплательщиков, не подлежат повторному включению в состав его расходов.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах торговых организаций устанавливаются Положением по бухгалтер­скому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.

Для целей ПБУ 10/99 не признаются расходами организации выбытие активов:

1. в связи с приобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств, незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.;

2. вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерных обществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);

3. по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным догово­рам в пользу комитента и т.п.;

4. в виде авансов, задатка и в порядке предварительной оплаты мате­риально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг;

5. в погашение кредита, займа, полученных организацией.

Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, счи­таются прочими расходами, к ним относятся также и чрезвычайные расходы.

Порядок признания расходов в бухгалтерском учете установлен пунктом IV ПБУ 10/99.

Расходы должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета в том отчетном периоде, в котором они действительно возникли в ходе финансово-хозяйственной деятельности, независимо от реального факта выплаты денежных средств или иного возмещения задолженности по возникшим обязательствам.

Непременные условия, которые являются обязательным основанием для признания расходов в бухгалтерском учете также перечислены в ПБУ 10/99.

К ним относятся:

1. расход основан на конкретных договорных отношениях либо обы­чаях делового оборота, или основанием расхода являются требования законодательных или иных нормативных актов;

2. сумма расхода может быть определена, исходя из содержания опе­рации, или обоснована расчетным путем;

3. доказательная уверенность оттока денежных средств и других ак­ти­вов, подтверждаемая фактической передачей активов, либо полная определенность в том, что актив будет обяза­тельно пере­дан в оплату расхода.

Расходы, в отношении которых не выполнено хотя бы одно из вышепе­речисленных условий, не могут признаваться расходами, а понесенные затраты отражаются на счетах расходов как дебиторская задолженность.

По данным Отчета о прибылях и убытках можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности организации осуществляется положениями следующих законодательных актов:

1. Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.96г. № 129-ФЗ;

2. положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ);

3. методические указания по вопросам бухгалтерского учета;

4. план счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению;

5. другие нормативные акты.

Эти законодательные и нормативные документы обязательны для исполнения всеми организациями.

Закон о бухгалтерском учете является элементом нормативного правового регулирования и представляет законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. Он устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации с тем, чтобы обеспечить единообразное ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями, составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Собственно нормативную базу, определяющую конкретный порядок ведения бухгалтерского учета, представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и основное из них – Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998г. № 34н.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) определяют требования, принципы, правила и способы ведения учета отдельных активов, обязательств, финансовых и хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности.

Методические указания по бухгалтерскому учету, инструкции, и другие нормативные акты, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, – это элементы методического обеспечения бухгалтерского учета.

Практически по конкретным вопросам прежде всего надо руководствоваться ПБУ.

В целях исчисления финансовых результатов прежде всего, следует учитывать Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, "Расходы организации" ПБУ 10/99, "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 и др.

Действующие формы внешней отчетности, в т.ч. и предназначенные для отражения финансовых результатов деятельности компании, в настоящее время определены Приказом Минфина "О формах бухгалтерской отчетности организаций" от 22 июля 2003г. № 67н.

1.2 Законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая учет доходов и расходов предприятия

Бухгалтерский учет в России организуется исходя из сложившейся системы нормативного регулирования в рыночной экономике, которая определяет установленную государством совокупность обязательных правил и норм организации и ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской отчетности в хозяйствующих субъектах (организациях, предприятиях). Совокупность действующих правил и норм в учете, обязательных к применению, позволяет рассматривать бухгалтерский учет как систему, организуемую в каждом хозяйствующем субъекте и выполняющую определенные функции.

В зависимости от статуса и назначения нормативные документы делятся на следующие группы, так как это показано на рис. 1.1, определяющие четыре уровня нормативного регулирования бухгалтерского учета.

1 уровень

2 уровень


Рис.1.1. Группировка нормативных документов, регламентирующих

бухгалтерский учет и отчетность

Первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета, включающий законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

Основой правового регулирования бухгалтерского учета в стране является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет основы общественного строя, права, свободы, обязанности граждан, национально-государственное устройство, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону.

В соответствии с Конституцией РФ официальный бухгалтерский учет, являющийся инструментом финансового регулирования и единой финансовой политики, находится в ведении государства. Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.

Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские отношения в стране и оказывающим прямое воздействие на систему бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

Гражданский кодекс РФ определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Налоговый кодекс РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Трудовой кодекс РФ определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений, реализуемые посредством его целей.

Нормативным актом, регулирующим организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Основными целями законодательства о бухгалтерском учете являются:

Обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации;

Составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами, кроме организаций, находящихся на специальных режимах налогообложения (УСН, ЕНВД и т.д.). В Законе определены понятия «синтетический учет», «аналитический учет», «план счетов бухгалтерского учета», «бухгалтерская отчетность», представлены разрешенные варианты ведения бухгалтерского учета (бухгалтерской службой – подразделением под руководством главного бухгалтера, штатным бухгалтером, специализированной организацией или специалистом на договорных началах, руководителем организации лично), формирование учетной политики и ее изменений.

Закон содержит следующие нормы:

Основные требования к ведению бухгалтерского учета;

Порядок оформления всех хозяйственных операций, проводимых организацией, первичными учетными документами;

Правила ведения регистров бухгалтерского учета, предназначенных для систематизации и накопления учетной информации, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде машинограмм, полученных при использовании вычислительной техники, а также на магнитных лентах, дисках, дискетах и иных машинных носителях;

Виды оценки имущества и обязательств организации для их отражения в учете и отчетности, а также в случаях начисления амортизации объектов и оценки объектов бухгалтерского учета путем резервирования;

Правила проведения инвентаризации имущества и обязательств организации, порядок урегулирования выявленных в ходе инвентаризации расхождений между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета;

Состав бухгалтерской отчетности, ее содержание и порядок оформления, периодичность ее составления, правила представления и утверждения отчетных форм и др.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» определяет, что общее методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляется Правительством РФ. В настоящее время общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации возлагается на Минфин России.

Основной задачей Минфина России, определенной в Постановлениях Правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» и от 30.06.2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», названа выработка единой государственной политики в области бухгалтерского учета и отчетности. Минфину России предоставлены функции регулирования бухгалтерского учета и отчетности путем подготовки проектов федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, разработки и утверждения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, методических указаний по его ведению, форм бухгалтерской отчетности, указаний по их составлению и представлению и других документов методического характера.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет закрепить законодательно установленные меры ответственности в области административных правонарушений в отношении различных субъектов права, включая собственность, защиту законных экономических интересов физических и юридических лиц, а также предупредить их.

Уголовный кодекс РФ предусматривает меры ответственности за нарушения, в том числе в экономике, меры ответственности даны в гл. 22 «Преступления в сфере экономической деятельности» Кодекса.

Правовые нормы, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, имеют превентивное (предупредительное) значение, позволяют упредить возможные противоправные действия экономического характера, а также затруднить их совершение. Система бухгалтерского учета построена таким образом, что в ней всегда остаются следы правонарушений.

Второй уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета в России включает положения (стандарты) по бухгалтерскому учету (ПБУ), утвержденные Минфином России. Положения по бухгалтерскому учету относятся к актам, которые принимают федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства), и обязательны к использованию организациями.

Минфину России, наряду с Банком России, предоставлено право принятия нормативных актов. В Минфине России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности.

Положения по бухгалтерскому учету – подзаконные акты Минфина России – приобретают значение нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования в «Российской газете», а также в журнале «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» издательства «Юридическая литература» Администрации Президента РФ. Они вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в них не установлен другой порядок вступления в силу.

По состоянию на 1 апреля 2009 г. принято 20 ПБУ, обязательных к исполнению организациями на территории Российской Федерации, в том числе при осуществлении деятельности за пределами страны. Они содержат принципы, правила признания, оценки, группировки информации по объектам бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности имущества, обязательств и групп хозяйственных операций.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах прописаны в Положении по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н и в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. В данных положениях прописаны условия признания доходов

Третий уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета включает акты методического (нормативно-технического) характера. Они представлены методическими указаниями, положениями, инструкциями разъяснительного, уточняющего, рекомендательного характера по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности, утвержденными Минфином России, Банком России, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами.

Акты методического (нормативно-технического) характера носят методический характер и являются обязательными для исполнения. Согласно п. 1 Приказа Минфина России от 04.03.1999 г. № 47 «О совершенствовании работы по подготовке и государственной регистрации нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации» акты Минфина России, признанные Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат обязательному опубликованию в «Финансовой газете».

Данные документы не имеют самостоятельного значения, а обязательность их исполнения определена нормативными правовыми актами. В актах методического (нормативно-технического) характера содержатся предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами. Так, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34н, определен порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношений организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Акты методического (нормативно-технического) характера можно разделить на две группы (рис. 1.2).



Рис.1.2. Группировка актов методического (нормативно-технического) характера

Акты, урегулированные ПБУ, приняты по вопросам, разработанным и утвержденным ранее приказами Минфина России.

Акты, не урегулированные ПБУ, приняты по вопросам, ранее не разработанным Минфином России в форме ПБУ:

Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 г. № 49;

Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные Приказом Минфина России от 20.05.2003 г. № 44н и др.

В связи с увеличением рыночной направленности системы бухгалтерского учета на базе развития современной российской экономики потребности в создании нормативно-технических указаний и инструкций по применению норм бухгалтерского учета, разработанных в национальных стандартах (ПБУ), растут.

Четвертый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета содержит документы, регламентирующие бухгалтерский учет и бухгалтерскую отчетность в самой организации. К ним относится приказ руководителя организации «Об учетной политике», который представляет собой нормативный акт, способствующий решению ее основных и оперативных задач. В составе приказа «Об учетной политике» разрабатываются и утверждаются следующие рабочие документы: формы первичных учетных документов; графики документооборота; рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы внутренней бухгалтерской отчетности и др.


ВВЕДЕНИЕ 1

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС УЧЁТА ДОХОДА И РАСХОДА ОРГАНИЗАЦИИ 4

1.1 Нормативное регулирование учёта доходов и расходов 4

1.2. Состав, классификация доходов и расходов и порядок их формирования 7

1.3. Синтетический, аналитический учёт доходов и расходов и отражение их в отчётности 18

ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ДОХОДОВ ИРАСХОДОВ ИП ЛОГУНОВА 30

2.1 Экономическая характеристика предприятия 30

2.2 Учет доходов организации 32

2.3 Учет расходов организации 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности исследования доходов и расходов для финансовой системы предприятия и ее стабильного функционирования.

В распоряжении фирмы остается часть от выручки, при вычете материальных, денежных и трудовых затрат, затрат на производство и реализацию продукции. Поэтому важной задачей каждого хозяйственного субъекта является получение больших доходов, при наименьших затратах, путем экономии в расходовании средств и увеличение эффективности их использовании.

Однако доходы и расходы являются одними из самых сложных экономических категорий. Изучив источники получения доходов можно разработать научный подход к решению многих проблем, например, достижения конечных результатов при наименьших затратах. При этом укрепление коммерческого расчета во всех звеньях производства каждого отдельного предприятия в решающей степени зависит от управления расходами и выявления специфических резервов роста доходов каждого отдельного хозяйствующего субъекта.

Такой подход к предмету исследования настоящей работы означает, что прибыль или положительный финансовый результат деятельности организации и есть, то ради чего эта деятельность ведется – это первооснова существования хозяйствующего субъекта с точки зрения его устремлений.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что выбранный объект исследования, доходы и расходы организации, процесс их получения и финансовые результаты, являются для организации, существующей в экономической среде рыночных механизмов, категорией номер один.

Целью написания выпускной квалификационной работы является исследование теории и практики организации учета и проведения анализа доходов и расходов организации, для выработки направлений роста финансовых результатов деятельности.

Для достижения поставленной цели в работе предстоит решить следующие задачи:

Определить экономическую сущность доходов и расходов предприятия и механизм организации бухгалтерского учета по ним;
- раскрыть цели, задачи и методику анализа доходов и расходов;
- проанализировать деятельность ИП Логунова Г.В. его доходы и расходы;

Предложить мероприятия по наращиванию доходов и оптимизации расходов.

Объектом практического исследования выступает Индивидуальный предприниматель Логунова Галина Валентиновна, (далее ИП Логунова Г.В.»), основной деятельностью которой является реализация хлебобулочных изделий населению.

Предметом данного анализа является процесс формирования доходов и расходов организации.

Период исследования – 2008 и 2009 годы.

Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по вопросам формирования доходов и расходов, труды отечественных экономистов, материалы периодической печати по теме исследования, бухгалтерская и статистическая отчетность.

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС УЧЁТА ДОХОДА И РАСХОДА ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Нормативное регулирование учёта доходов и расходов

Нормативное регулирование бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Основным документом, устанавливающим единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета доходов и расходов организаций в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Согласно ст. 3 этого Закона в состав законодательных документов Российской Федерации о бухгалтерском учете также включаются другие федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации. Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

В состав федеральных законов, регулирующих бухгалтерский учёт доходов и расходов, в первую очередь включаются Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации.

Гражданский кодекс Российской Федерации является основополагающим документом, регулирующим гражданско-правовые отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Что касается Налогового кодекса РФ, то помимо важной роли этого документа при формировании информации об объектах бухгалтерского учета, его нормы прямо регулируют порядок учета доходов и расходов отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности. В частности, эти нормы определены для субъектов упрощенной системы налогообложения и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Регулирование бухгалтерского учета доходов и расходов Президентом РФ в большинстве случаев осуществляется посредством выдачи им поручений иным федеральным органам исполнительной власти.

Согласно ст. 5 Закона о бухгалтерском учете общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Этот федеральный орган исполнительной власти регулирует бухгалтерский учет доходов и расходов как посредством самостоятельного издания актов в области бухгалтерского учета, так и делегированием своих полномочий Министерству финансов РФ.

К основным документам, регулирующим бухгалтерский учет доходов и расходов, изданным Министерством финансов РФ, относятся:

- «Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;

- «Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №32н;

- «Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99», утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. №33н;

Положения (стандарты), регламентирующие бухгалтерский учет отдельных объектов. К этим документам, в частности, относятся Положение по бухгалтерскому учету основных средств (ПБУ 6/01), материально-производственных запасов (ПБУ 5/01) и др. Этими стандартами регулируется методология бухгалтерского учета объектов, отличных от доходов и расходов организаций. Однако полнота, достоверность, объективность и рациональность в учете доходов и расходов могут быть достигнуты лишь при соблюдении этих требований в учете других, связанных с ними учетных объектов;

- «План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению», утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000г. № 94н. Этот документ устанавливает схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, доходов и расходов, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

Учетная политика организации является одним из наиболее важных документов, регулирующих бухгалтерский учет доходов и расходов в рамках организации. При этом учетная политика организации в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона «О бухгалтерском учете» должна основываться на нормах законодательства о бухгалтерском учете и нормативных актов органов, регулирующих бухгалтерский учет.

С 1 января 2002 г. вступила в силу глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации, которая вкупе с остальными его главами, включая первую его часть, является основополагающим документом, регулирующим налоговый учет доходов и расходов организаций.

В соответствии со ст. 313 НК РФ данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам бюджетом по налогу на прибыль.

1.2. Состав, классификация доходов и расходов и порядок их формирования

Действующие в настоящее время в Российской Федерации нормативные акты содержат несколько различных классификаций доходов и расходов организации. Однако каким-то образом формализовать и систематизировать эти классификации не всегда просто, поскольку при нормотворчестве обычно ставятся несколько иные задачи. В то же время такие классификации, представленные в виде своеобразных комментариев к нормативным актам, могут существенно облегчить работу финансиста, бухгалтера и аудитора .

После дополнения части второй Налогового кодекса Российской Федерации главой 25 «Налог на прибыль организаций» существенно поменялись фискальные принципы формирования финансового результата деятельности организаций, определения доходов и расходов, что потребовало переосмысления системы доходов и расходов и нового анализа структуры этой системы. Большинство комментариев к главе 25 НК РФ представляют собой простую расшифровку норм этой главы, причем в том же порядке, который предусмотрен Кодексом. При этом доходы и расходы систематизируются по отдельности, независимо друг от друга. В то же время обращает на себя внимание достаточно большое количество зеркальных норм, которые зачастую абсолютно идентичны как для доходов, так и для расходов. Данная классификация является универсальной и для доходов, и для расходов, где зеркальные нормы объединены в единую систему .

Наиболее общим признаком подразделения доходов и расходов на категории является характер налогообложения соответствующей им прибыли. По данному признаку все доходы и расходы организаций можно разделить на пятькатегорий .

I. В первую категорию входят доходы и расходы по видам деятельности, освобожденным от обложения налогом на прибыль организаций. Эти виды деятельности перечислены в Методических рекомендациях по применению главы 25 «Налог на прибыль организаций» второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 26 февраля 2006 г.№БГ-3-02/98.

II. Ко второй категории относятся доходы и расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли. Перечни таких доходов и расходов приведены в двух статьях главы 25 НК РФ : ст.251 (доходы), ст.270 (расходы). Среди этих доходов и расходов значительное количество симметричных, т.е. результат операции может быть квалифицирован как доход либо как расход в зависимости от ее направленности. В то же время есть уникальные, которые могут быть только доходами либо только расходами. Рассматриваемые доходы и расходы можно разделить на четыре вида .