Штраф за несвоевременную сдачу налога на прибыль. Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании? Санкции для должностных лиц

Налоговым кодексом предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей своевременно отчитываться о своих объектах налогообложения, суммах доходов и расходов, исчисленных налоговых платежах. Отчетным документом является налоговая декларация. Несвоевременная подача налоговой декларации – штраф на предприятие, риск заморозки операций по счетам в банке и привлечение к административной ответственности.

Штраф за непредоставление налоговой декларации

Для уклонистов от сдачи декларации в органы ИФНС предусмотрено несколько форм наказаний:

  1. Штраф за непредоставление декларации, размер которого регламентируется ст.119 НК РФ.
  2. Блокировка операций по банковским счетам – условия и механизм применения такой нормы прописаны в ст. 76 НК.
  3. Штраф за несвоевременную подачу декларации или предупреждение, адресованные ответственным должностным лицам, в рамках требований ст. 15.5 КоАП.

Штраф за непредоставление налоговой декларации в соответствии с НК рассчитывается в процентном отношении к сумме недоимки по конкретному налогу. В расчете штрафа учитывается и срок, на который была произведена задержка с подачей отчетной документации. Штраф за несданную декларацию равен 5% от суммы просроченного платежа по соответствующему налогу, начисляется он за каждый месяц задержки, в том числе и неполный.

Максимальный штраф за несдачу декларации может находиться на уровне 30% от суммы задержанного платежа по неподанной декларации. Минимальная планка размера штрафа установлена на отметке 1000 рублей. Штраф ИП за непредоставление декларации рассчитывается аналогично штрафным санкциям для юридических лиц по нормам ст. 119 НК.

Штраф за неподачу налоговой декларации ИП или юридическим лицом в рамках административной ответственности предусматривает наложение санкции на виновное в правонарушении физическое лицо. Размер штрафа находится в диапазоне от 300 до 500 рублей. При нарушении формата отчета (вместо электронной декларации документ подан в бумажном варианте) предусмотрен дополнительный штраф – 200 рублей.

Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации без задолженности по уплате налога

Нарушение сроков при подаче налоговых деклараций с нулевыми показателями также влечет за собой наказание в форме штрафов. В этом случае штраф на несдачу декларации ИП и предприятию будет назначен в размере 1000 рублей.

Если налоги были рассчитаны, вовремя перечислены в бюджет, а декларацию забыли подать или просрочили, наказания избежать не получится. Мнение, что 5% ставка штрафа при умножении на нулевую задолженность по налогу будет означать, что плательщику налога грозит нулевой штраф, неверно. Штраф за несвоевременное предоставление налоговой декларации при условии вовремя перечисленной суммы налога будет равен минимальному значению – 1000 рублей.

Иная ситуация с документацией за отчетные периоды, которая призвана отобразить авансовые платежи по налогам. Итоговое значение налога еще неизвестно, у предприятия есть обязанность уплатить не сам налог, а аванс по нему. Поэтому штраф по нормам ст. 119 НК применять нельзя, но штраф в сумме 200 рублей в соответствии со ст. 126 НК РФ может быть выписан (Письмо ФНС № СА-4-7/16692, датированное 22.08.2014).

Какой штраф за неподачу налоговой декларации – пример расчета

ООО «Крикус» осуществляет хозяйственную деятельность на общей системе налогообложения. Предприятием была задержана подача декларации по НДС на 4 полных месяца и 16 дней. Сумма налога по декларации также была перечислена с задержкой. Размер задержанного налогового платежа составляет 115 000 руб.

Расчет штрафа за несвоевременную подачу декларации будет вестись за 5 месяцев, так как по нормам НК учитываются не только полные, но и неполные месяцы просрочки. Сумма штрафа по ст. 119 НК будет равна 28 750 руб. (115 000 х 5% х 5).

Другое предприятие не сдавало декларацию по прибыли 7 полных месяцев и 2 дня. Сумма накопленной недоимки по налогу составила 565 000 руб. Алгоритм расчета следующий:

  • вычисляется период просрочки – 8 месяцев (2 дня являются неполным месяцем, который тоже должен участвовать в расчете);
  • определяется процент штрафа – 30% (8 месяцев х 5 = 40%, этот показатель выше максимально допустимого, поэтому за основу в расчетах берется 30%);
  • исчисление суммы штрафа к уплате – 169 500 руб. (565 000 х 30%).

Перечень документов в налоговые структуры невелик, а вот законодательно утвержденный штраф за несдачу декларации ИП и другие возможные санкции — намного весомее. Регламент сдачи отчетности ИП требует соблюдения сроков. Предпочтительнее вовремя предоставлять документацию, нежели оказаться среди забывчивых должников.

Об отчетности в 2017 году

Налоговая декларация — это своеобразное заявление плательщика налогов о доходах, их происхождении, расходах, системе налогообложения, избранной им для своей бизнес-деятельности, об имеющихся у него льготах и других данных, на базе которых он исчисляет и осуществляет платежи в казну государства и различные фонды (ст. 80 ч. 1 НК РФ).

Вне зависимости от обстоятельств их расчета, выплаты, авансовых платежей, определенных обязательств или их отсутствия, письменную информацию об этом, согласно п. 1 ст. 289 НК РФ, налогоплательщику необходимо предоставлять в отведенные для этого сроки. За неподачу налоговой декларации ИП грозят штрафы и другие санкционные меры.

В 2017 году территориальные органы ФНС и фонды информируются о деятельности частных предпринимателей по следующим параметрам:

  • избранная система налогообложения (ОСНО, УСН, ЕНВД);
  • наличие или отсутствие наемных работников;
  • дополнительные налоги, если таковые имеются;
  • кассовые операции (при осуществлении наличных расчетов).

Выбрав УСН, предприниматель обязан до конца апреля наступившего года проинформировать орган ФНС о функционировании своего бизнеса в предшествующем. Использование ЕНВД предполагает ежеквартальную подачу информации до 20-го числа начального месяца, идущего за отчетным кварталом. Сведения по Единому сельскохозяйственному налогу (ЕСХН) передаются в налоговые структуры по результатам календарного года не позже последнего дня марта наступившего вслед за отчетным года.

Работающие по патентной системе декларацию не подают, а ИП, избравшие общую систему (ОСНО), предоставляют сведения о доходах физических лиц (ф. 3-НДФЛ) по результатам отчетного года до конца апреля наступившего года и отчет по начислению и уплате страховых платежей в ФСС (ф. 4-ФСС);

Вернуться к оглавлению

Наказание за безответственность

Уже год действуют изменения ст. 119 НК РФ о расчете взысканий за неподачу декларации ИП. Взыскание исчисляется от величины налога, не внесенного в казну в законодательно установленный срок. То есть найдена точка отсчета для определения штрафных санкций, которой прежде не существовало. Ответственность ИП за неподачу налоговой декларации, включая «нулевую, наступает по прошествии 10 рабочих дней после необходимого для ее сдачи срока.

Табл.1. Штрафы за непредоставление налоговой декларации ИП

Наименование отчетности Организация Последствия Основание

(законы РФ)

Налоговая декларация по НДС Учреждения всех видов собственности, кроме работающих по УСН Возможна заморозка счета.

Штраф — 5-30% от величины невыплаченного налога за каждый полный или неполный месяц неуплаты, минимум — 1000 руб.

Административное наказание (по представлению фискальной службы): от 300 до 500 руб.

Уголовное наказание за уклонение от выплаты крупных налоговых платежей (за 3 финансовых года): штраф до 300 000 руб. либо принудительные работы до 2 лет, арест на полгода или тюремное заключение на 2 года. Штраф за непредоставление налоговой декларации ИП или ложную информацию в ней установлен в ту же сумму.

ст.76 НК

ст.15.5 КоАП

Декларация по налогу на доходы физических лиц (ф.3-НДФЛ). ИП по ОСН

Работающие по УСН отправляют «нулевую отчетность»

1000 руб. за нарушение времени сдачи, в том числе и «нулевого отчета» ст. 119 НК
Декларация по земельному налогу ИП и юрлица — собственники земельных участков, используемых в экономической деятельности

Освобожденные от налогового платежа подают «нулевую» декларацию

За отсутствие «нулевой отчетности» выплачивается штраф в 1000 руб. См. виды ответственности по п.1
Декларация по УСН Организации и ИП по УСН Если платежи были внесены, то за нарушение срока подачи декларации ИП штрафуется на сумму в 1000 руб.

Возможна блокировка счета.

Если налог не уплачен, штраф — 20-40% от величины невыплаченной суммы.

ст.ст.119 НК
Декларация по ЕНВД Организации и ИП по ЕНВД Штраф за несдачу декларации ИП — 5% от невыплаченной величины сбора каждый просроченный месяц (однако не выше 30% от суммы и не меньше 1000 руб.).

При отсутствии выплат см. позицию по УСН

ст.119 НК

Вернуться к оглавлению

Нарушение сроков подачи другой информации

Кроме декларации, сдаются: форма 4-НДФЛ, предусматривающая отчетность за месяц со дня получения первого дохода (не позднее 5 дней после его окончания), и декларация по НДС по каждому кварталу до 25-го числа первого месяца будущего квартала.

При наличии сотрудников предоставляются такие сведения:

  • о списочном составе наемных работников;
  • справки 2-НДФЛ по каждому из них;
  • новая справка 6-НДФЛ, которая заполняется с 1 апреля 2016 г. и относится ко всему предприятию в целом;
  • отчет в ПФР (ф. РСВ-1, СЗВ-М);
  • о других уплаченных налогах на недвижимость, транспорт, водные ресурсы.

Табл.2. Ответственность за нарушение сроков сдачи другой отчетности

Наименование отчетности Организация Последствия несвоевременной сдачи документов Основание

(законы РФ)

Справка по ф. 2-НДФЛ о доходах наемных работников Учреждения любой формы собственности, ИП, использующие наемный труд 200 руб. за любую непредоставленную отчетность.

Административное взыскание — штраф от 100 до 1000 руб., в зависимости от категории наказываемых

п.1.ст.126НК

(ст.119 НК не используют, так как это не декларация, а справка)

ст.15.6 КоАП

Справка по форме 6-НДФЛ ИП, организации, использующие наемный труд исключительно в электронной форме За каждый просроченный месяц — штраф в 1000 руб. или блокировка расчетного счета

За недостоверную информацию и за каждый из непредоставленных документов — штраф 500 руб.

ст.126 и 126.1 НК
Сведения о среднесписочной численности работников. Все учреждения и ИП, использующие наемный труд вне зависимости от численного состава Штрафные санкции — 200 руб.

Административное наказание: взыскание с должностных лиц от 300 до 500 руб.

п.1 ст.126 НК

ч.1 ст.15.6 КоАП

Отчетность в ПФР по ф. РСВ-1 Подается ИП на УСН или ОСН с наличием сотрудников Административное наказание за непредоставленную отчетность или наличие искаженной информации в виде штрафа в 500 руб. за конкретного работника, на которого сдается ф. РСВ-1

Взыскание штрафов осуществляется ПФР через суд.

Ст.19, 20 ФЗ №212
Отчет по форме 4-ФСС Организации и ИП, которые начисляют выплаты или имеют договор с ФСС Административное взыскание: штраф — 5% от величины начисленных платежей за последние 3 месяца отчетного или расчетного периода, но не выше 30% от суммы не ниже 1000 руб. Должностные лица могут быть наказаны на 300 — 500 руб. п.1 ст. 46 ФЗ №212

ч.1 ст.15.6 КоАП

Наступают сроки сдачи большинства налоговых деклараций. За просрочку их представления штрафы грозят не только компаниям, но и их должностным лицам. Мы комментируем основания и порядок привлечения к ответственности за несвоевременную подачу деклараций. В каких случаях считается неправомерным наложение штрафа на компании; как снизить размер санкций; обязана ли фирма представлять декларацию, если сумма к уплате равна нулю; могут ли привлечь к ответственности за сдачу декларации по старой форме?

так, налоговую декларацию обязан представлять каждый налогоплательщик и по каждому подлежащему уплате налогу (подп. 4 п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 80 НК РФ). Также применительно к конкретному налогу представляется расчет авансового платежа. Размер санкции за несвоевременную сдачу декларации различен в зависимости от количества дней просрочки (ст. 119 НК РФ).

Основания применения ответственности

Ответственность по ст. 119 НК РФ неприменима к отчетным периодам

Применение санкций по ст. 119 НК РФ возможно только по итогам налогового, а не отчетного периода. Законодатель четко разграничивает два документа — налоговую декларацию и расчет по авансовым платежам. Иными словами, за непредставление в установленные сроки расчетов авансовых платежей ответственность по ст. 119 НК РФ применена быть не может (п. 15 ). Налоговые органы за непредставление в срок авансовых расчетов могут привлечь к ответственности лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ.

Кроме того, привлечь к ответственности по ст. 119 НК РФ налоговые органы вправе только налогоплательщика, но не налогового агента (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 ). Не подлежат представлению в налоговые органы декларации (расчеты) по тем налогам, по которым компания освобождена от обязанности по их уплате в связи с применением того или иного спецрежима (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Ответственность по ст. 119 НК РФ не распространяется на случаи несвоевременной сдачи деклараций по сборам и взносам. Однако за непредставление расчетной ведомости в органы ФСС организация может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 1000 до 5000 руб. по ст. 20 Федерального закона от 08.02.2003 N 25-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации". Налоговая ответственность неприменима и к взносам на обязательное пенсионное страхование, поскольку они не соответствуют понятию налога (п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106; постановления ФАС ДВО от 11.05.2006 N Ф03-А37/06-2/1072; ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25) ).

Не применяются ст. 119 и 126 НК РФ к нарушениям, связанным с исчислением сборов и взносов

За подобное правонарушение не могут привлечь и по п. 1 ст. 126 НК РФ. Дело в том, что она предусматривает ответственность за непредставление сведений, прямо предусмотренных НК РФ. Обязанность же по представлению расчетов по обязательному пенсионному страхованию следует из норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Более того, органы Пенсионного фонда не вправе привлекать к ответственности за непредставление в срок деклараций (расчетов) по ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ.

Отсутствие у налогоплательщика по итогам налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности подачи декларации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71; см. также решение ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03 ).

Отсутствие суммы к уплате налога не освобождает от обязанности подачи декларации

Такая позиция ВАС РФ нашла отражение в решениях федеральных окружных судов. Привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в 100 руб. обоснованно, даже если у налогоплательщика не было обязанности по уплате налогов по этим декларациям (постановления ФАС УО от 02.07.2001 N Ф09-1395/01АК; ФАС ЗСО от 05.11.2001 N Ф04/3414-990/А46-2001; ФАС ДВО от 30.06.2005 N Ф03-А73/05-2/1800 ).

Если компания не признается плательщиком какого-либо налога (например, у нее нет в собственности транспортных средств, земельных участков), то на нее не возложена обязанность по сдаче деклараций, а значит, не может быть применена ответственность по ст. 119 НК РФ. Отметим, что налоговые органы соглашаются с такой позицией (письмо Управления ФНС по г. Москве от 14.03.2008 N 03-05-05-02/13).

Еще один важный момент, о котором необходимо помнить при подаче деклараций: сама по себе уплата суммы исчисленного налога в установленный срок автоматически не освободит вас от ответственности за несвоевременное представление декларации (п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 ).

Что грозит за нарушение формы и порядка подачи декларации?

Поскольку действия представителя налогоплательщика, подавшего декларацию в инспекцию, расцениваются как действия самого налогоплательщика, то факт нарушения срока подачи декларации представителем не снимает ответственности с организации (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 ).

По общему правилу налоговый орган не вправе отказать в принятии декларации (расчета). Однако есть одна оговорка: если она представлена по установленной форме или формату (п. 4 ст. 80 НК РФ).

Для организаций, среднесписочная численность которых превышает 100 человек, существует обязанность сдавать декларации (расчеты) в электронном виде (п. 3 ст. 80 НК РФ). Возникает вопрос: может ли привлекаться к ответственности такая организация, если она представила декларацию на бумажном носителе?

Организация представила декларацию на бумажном носителе вместо электронного. Каковы последствия?

Минфин РФ в письме от 24.12.2007 N 03-01-13/9-269 очень осторожно подошел к разъяснению этого вопроса. С одной стороны, он указал, что представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности. Но с другой — привлечение к ответственности налогоплательщика, представляющего декларацию (расчет) с нарушением ст. 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики и поэтапного характера введения обязательности представления электронных деклараций.

Арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Санкция по ст. 119 НК РФ может применяться только за несдачу декларации в срок, а за нарушение порядка (формы) ее представления ответственность неприменима (постановление ФАС ЗСО от 28.09.2006 N Ф04-6577/2006(27077-А45-29) ). Так, налогоплательщик подал декларации по транспортному налогу в электронном виде на магнитных носителях с подтверждением на бумаге. Инспекция отказала ему в приеме декларации, сославшись на нарушение порядка представления и необходимость подачи ее в электронном виде по телекоммуникационным каналам. Однако суд признал неправомерным привлечение компании к ответственности по ст. 119 НК РФ, поскольку данной статьей не предусмотрена ответственность за сдачу декларации по неустановленной форме (постановление ФАС ВСО от 16.10.2007 N А58-2710/07-Ф02-7689/07 ). ВАС РФ эту позицию поддержал (определение ВАС РФ от 14.02.2008 N 1475/08 ).

Если у Вас устаревшая форма бланка налоговой декларации

Не секрет, что бухгалтеру иногда бывает сложно отследить все изменения форм деклараций. Но подача декларации по старой форме не образует состава налогового правонарушения по ст. 119 НК РФ. Представление декларации на бланке старого образца не влияет на правильность исчисления подлежащего уплате налога. Именно такой вывод сделан в определениях ВАС РФ от 24.04.2008 N 5284/08, от 18.01.2008 N 227/08, от 09.10.2007 N 11937/07, от 18.10.2007 N 12554/07, от 31.10.2007 N 13878/07 .

Но арбитражный суд Поволжского округа вынес недавно постановление, в котором указал, что налоговый орган вправе отказать в принятии декларации, составленной налогоплательщиком на старом бланке. Так как в абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ указано, что инспектор не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), только если она представлена налогоплательщиком по установленной форме. В дальнейшем если налогоплательщик не подаст ее в исправленном виде, фискальные органы могут привлечь его к ответственности за просрочку (постановление ФАС ПО от 06.05.2008 N А12-15036/07 ).

Между тем, несмотря на положительную судебную практику в этом вопросе, учитывая новые формулировки ст. 80 НК РФ, советуем отслеживать изменения в налоговом законодательстве и представлять декларации по действующим формам .

Не применяйте факсимиле при оформлении деклараций

В недавнем определении ВАС РФ от 02.06.2008 N 6600/08 был сделан вывод, что воспроизведение подписи руководителя на декларации при помощи факсимиле не подтверждает сведения, указанные в ней. Значит, такая декларация не соответствует налоговому законодательству. Организациям необходимо обращать внимание на оформление подписи в декларации, чтобы избежать ситуации ее отклонения в инспекции.

Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Нередко организации задают вопрос: что является базой для исчисления штрафа? Вправе ли инспекция привлечь к ответственности за просрочку сдачи декларации, если сумма налога к уплате по ней равна нулю?

В ст. 119 НК РФ четко определены правила исчисления размера штрафа — от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе несвоевременно поданной декларации.

Из какой суммы исходят налоговые органы при определении суммы штрафа?

Но анализ судебной практики показывает, что все же налогоплательщику надо готовиться к тому, что инспекторы могут рассчитать размер штрафа иначе, а именно — со всей суммы налога за год (письмо Минфина РФ от 16.08.2006 N 03-02-07/1-224).

К счастью, сложилась единообразная практика, в том числе ВАС РФ, которая такой подход не поддерживает. Размер штрафа должен определяться исходя из суммы налога, подлежа-щей уплате либо доплате, на основе поданной с нарушением срока налоговой декларации (постановления ФАС ВВО от 04.06.2007 N А29-7619/2006а; ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07; ФАС МО от 24.05.2007 N КА-А40/4236-07 ).

Когда сумма штрафа будет равна нулю?

Каков же будет штраф за представление декларации, по которой сумма налога равна нулю? За непредставление декларации в течение более чем 180 дней штраф составит ноль руб-лей, поскольку п. 2 ст. 119 НК РФ не содержит условия о минимальном размере штрафа. Такого подхода придерживается ВАС РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 N 6161/06 ). Это не оспаривается и налоговыми органами (письмо МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890). Если просрочка подачи декларации составит менее полугода, то налоговый орган, скорее всего, наложит штраф в размере 100 руб., поскольку из п. 1 ст. 119 НК РФ следует, что штраф в любом случае не может быть менее этой суммы.

Но эту позицию можно попытаться оспорить! В частности, сошлитесь на постановление ФАС ВСО от 24.04.2008 N А19-2170/08-51-Ф02-1843/08 , в котором суд указал, что поскольку сумма налога составляет ноль рублей, то сумма штрафа за непредставление декларации в установленный срок также составляет ноль рублей. Иными словами, суд не признал 100 руб. в качестве обязательного минимального размера штрафа по п. 1 ст. 119 НК РФ.

На наш взгляд, такой подход может быть обоснован тем, что если для более тяжкого правонарушения (п. 2 ст. 119 НК РФ) минимальный размер штрафа не установлен, то невозможно и установление минимального штрафа в 100 руб. для менее тяжкого правонарушения (п. 1 ст. 119 НК РФ).

Не забудьте указать на обстоятельства, смягчающие ответственность!

В случае выявления хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства по п. 1 ст. 112 НК РФ размер санкции подлежит уменьшению. Причем не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ). Однако в зависимости от количества таких обстоятельств суд вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9 ).

Что относится к смягчающим обстоятельствам?

Перечень смягчающих обстоятельств открыт. Как налоговый орган, так и суд могут признать таковыми и иные обстоятельства (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ). Рекомендуем еще на стадии производства о налоговом правонарушении указать на те или иные оправдывающие налогоплательщика факты. В обязанности руководителя (его заместителя) налогового органа входит выявление всех обстоятельств, в том числе смягчающих или отягчающих ответственность (подп. 4 п. 5 ст. 100 и подп. 4 п. 7 ст. 101.4 НК РФ).

Суд учтет Ваши смягчающие ответственность обстоятельства, если налоговый орган этого не сделал

Суды обращают внимание на данный факт. И если руководитель инспекции имел возможность при вынесении решения учесть смягчающие обстоятельства, но не сделал этого, они признают решение инспекции в этой части недействительным. Так, в постановлении ФАС ДВО от 18.01.2008 N Ф03-А59/07-2/6075 налоговый орган не согласился с принятым судебным актом. Инспекторы сослались на то, что снижение санкций по причине установления судом смягчающих вину обстоятельств не является основанием для признания обжалуемого решения недействительным. Однако суд не принял во внимание этот довод инспекции и признал недействительным спорное решение в части начисленного штрафа. К аналогичным выводам пришел суд в постановлении ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) : "Налоговый орган при рассмотрении дела о налоговом правонарушении должен устанавливать и учитывать смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства".

И даже если инспекторы учтут определенные обстоятельства, это не мешает суду принять во внимание иные обстоятельства и еще более снизить штраф (постановление ФАС СЗО от 05.09.2007 N А42-8861/2006 ). Встречаются и такие экзотические варианты, как, например, в постановлении ФАС ЗСО от 14.09.2006 N Ф04-5987/2006(26424-А70-7) . В этом деле суд не счел смягчающим обстоятельством наличие у предпринимателя несовершеннолетних детей в отсутствие доказательств расходов на их содержание. Но при этом он снизил штраф в два раза, так как налогоплательщик признал факт неуплаты налогов и совершение налоговых правонарушений, добровольно уплатил большую часть задолженности по налогам, пене и санкциям и к тому же является физическим лицом.

Обобщив арбитражную практику, мы можем выделить следующие обстоятельства, чаще всего признаваемые судами в качестве смягчающих ответственность :

  1. самостоятельное обнаружение налогоплательщиком и устранение нарушений налогового законодательства (постановление ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31) ). Дело в том, что непринятие во внимание этих обстоятельств при решении вопроса о штрафе может породить в налогоплательщике надежду, что ошибки налоговым органом не будут обнаружены (п. 17 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 );
  2. совершение правонарушения впервые и отсутствие вредных последствий для бюджета (определения ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08 и от 19.03.2008 N 3088/08; постановления ФАС СКО от 13.08.2007 N Ф08-4669/2007-1824А; ФАС ВВО от 30.06.2005 N А43-1504/2005-34-71; ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) . Приведем два ярких примера: сославшись на это основание в постановлении ФАС ВВО от 22.01.2008 N А82-5165/2007-99 , суд снизил размер штрафа с 162 298 руб. до 3000 руб, а в постановлении ФАС ДВО от 07.11.2007 N Ф03-А73/07-2/4872 — с 335 196,25 руб. до 1000 руб.

    Является ли совершение правонарушения впервые смягчающим обстоятельством - решит суд

    Между тем не всегда совершение правонарушения впервые признается судами как смягчающее обстоятельство. Так, в постановлении ФАС СЗО от 30.06.2007 N А21-4829/2006 суд указал на неправомерность ссылки на такое обстоятельство, как совершение правонарушения впервые. Он пояснил, что "совершение правонарушения впервые не может быть признано обстоятельством, смягчающим ответственность, поскольку оно является обстоятельством, не отягчающим ее" (определением ВАС РФ от 21.11.2007 N 15375/07 в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ по заявлению налогоплательщика отказано);

  3. незначительный характер правонарушения, а именно небольшой период просрочки представления налоговой декларации (постановления ФАС ВСО от 08.04.2008 А10-3436/07-Ф02-1188/08, от 21.02.2008 N А33-13458/07-Ф02-356/08, от 19.02.2008 N А33-12418/07-Ф02-383/08; ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08 ). Так, в постановлении ФАС ВСО от 11.01.2008 N А74-1746/07-Ф02-9642/07 суд снизил размер штрафа с 91 464,45 руб. до 11 433 руб., руководствуясь незна-чительным (4 дня) нарушением срока подачи декларации по земельному налогу, вызванным неполадками в компьютерной системе организации;
  4. тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения. Но может ли это обстоятельство распространяться на юридическое лицо? Полагаем, что да! Ведь перечень смягчающих обстоятельств в НК РФ не является исчерпывающим. Арбитражная практика также признает тяжелое финансовое положение организации смягчающим вину обстоятельством (п. 19 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9; постановления ФАС ВСО от 21.02.2008 А33-13458/07-Ф02-356/08, ФАС СКО от 09.10.2007 N Ф08-6608/2007-2456А; ФАС СЗО от 13.11.2006 N А05-4018/2005-29, от 14.01.2008 N А56-1698/2007; ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 ). Однако такое положение необходимо доказывать со ссылками на бухгалтерские документы;
  5. Может ли штраф быть больше суммы налоговых платежей?

  6. несоразмерность величины штрафа совершенному налоговому правонарушению. Так, при вынесении постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26) суд сослался на п. 19 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 41/9 , которым предусмотрено, что п. 3 ст. 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции. Суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
    В письме, направленном заявителем (ответчиком) в налоговый орган, он просил при принятии налоговым органом решения учесть в качестве смягчающего обстоятельства, помимо прочих, несоразмерность штрафа допущенному нарушению (сумма налога, подлежащая уплате по декларации, составляет 1 601 090 рублей, а размер штрафа — 2 721 853 руб.). Арбитражный суд исходя из принципов соразмерности и справедливости уменьшил подлежащую взысканию с общества сумму штрафа.
    Аналогичное решение содержится и в другом постановлении ФАС СЗО от 22.04.2008 N Ф04-2542/2008(3973-А81-31) . Налогоплательщик может ссылаться на правовую позицию Конституционного Суда РФ. В постановлении КС РФ от 15.07.1999 N 11-П указано, что в случаях, когда подлежащие принудительному взысканию суммы в совокупности многократно превышают размеры налоговых обязательств, это не только приводит к лишению предпринимателей дохода (прибыли), но и ставит под угрозу их дальнейшую деятельность, вплоть до ее прекращения;
  7. Сошлитесь на неопределенность налогового законодательства

  8. заблуждение относительно режима налогообложения осуществляемой предпринимателем деятельности. Это, как правило, вызвано неопределенностью действующего в спорный период законодательства о налогах и сборах и отсутствием официальных разъяснений компетентных органов (постановления ФАС ЗСО от 13.03.2008 N Ф04-1691/2008(1961-А75-29) и от 18.01.2007 N А52-2613/2006/2 );
  9. социальная значимость налогоплательщика (постановления ФАС ЗСО от 23.01.2008 N Ф04-362/2008(906-А67-26); ФАС МО от 14.04.2008 N КА-А41/802-08; ФАС ВВО от 28.01.2002 N А29-7560/01А; ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС СКО от 19.11.2007 N Ф08-7587/07-2838А );
  10. добросовестность налогоплательщика, что выражается в своевременной и полной уплате налогов в бюджет (определение ВАС РФ от 10.04.2008 N 2752/08; постановление ФАС ВВО от 22.01.2007 N А43-38466/2005-34-1275 );
  11. возраст предпринимателя и наличие у него на иждивении несовершеннолетних детей (постановления ФАС ЗСО от 22.05.2007 N Ф04-3123/2007(34389-А75-31); ФАС ПО от 27.11.2007 N А65-3005/2007-СА2-8 ); состояние здоровья предпринимателя и его близких, например болезнь ребенка, инвалидность матери (постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-4498/2005(13053-А27-19); ФАС ВСО от 13.02.2007 N А19-16402/06-44-Ф02-220/07, от 19.03.2007 N А33-12072/06-Ф02-1271/07; ФАС ВВО от 15.03.2006 N А79-1673/2005 );
  12. Больничный главбуха послужит оправданием вашей просрочки

  13. болезнь главного бухгалтера организации (постановления ФАС ВСО от 10.07.2003 N А33-17991/02-С3с-Ф02-2039/03-С1; ФАС ЗСО от 02.12.2002 N Ф04/4353-1705/А45-2002; ФАС СЗО от 17.07.2001 N А26-5260/00-02-03/407 ) или его неквалифицированность (постановления ФАС ВСО от 24.07.2007 N А19-913/07-41-Ф02-4575/07; ФАС ЗСО от 13.03.2007 N Ф04-1166/2007(32271-А45-3) ;
  14. изъятие документов уполномоченным государствен-ным органом (постановление ФАС СЗО от 30.05.2000 N А56-31511/99 );
  15. ошибочное направление декларации в другую инспекцию, в том числе через оператора электронной связи (постановления ФАС ВСО от 16.10.2007 N А19-4293/07-44-Ф02-7638/07; ФАС ЗСО от 01.02.2007 N Ф04-45/2007(30821-А81-32) ).

Когда налогоплательщик одновременно имеет отягчающие и смягчающие вину обстоятельства

Заметим также, что наличие отягчающих вину обстоятельств не препятствует суду учесть одновременно и смяг-чающие обстоятельства. Ведь предельный размер уменьшения налоговой санкции не установлен (постановления ФАС ВСО от 08.05.2007 N А19-10870/06-Ф02-2519/07; ФАС ВВО от 16.04.2007 N А38-3216-17/288-2006; ФАС СКО от 16.04.2008 N Ф08-1888/2008-680А ). НК РФ не ставит возможность уменьшения размера штрафа при наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства в зависимость от наличия отягчающих вину обстоятельств.

Наконец, не следует забывать и об административной ответственности должностного лица организации за несвоевременную подачу декларации (ст. 15.5 КоАП РФ). За это же правонарушение при просрочке в течение 10 дней налоговый орган может прибегнуть к еще одному действенному способу — приостановлению операций организации по счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ). Но проследите за тем, чтобы такое решение было отменено не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления вами налоговой декларации .

*1) Обращаем внимание, что приказом Минфина от 05.05.2008 N 54н утверждена новая декларация по налогу на прибыль, поэтому декларацию за первое полугодие 2008 г. необходимо подавать уже по новой форме.

*2) Подробнее на эту тему см.: Мясников О.А. Блокировка счета: законные способы выхода из кризиса // Арбитражное правосудие в России. 2008. N 7. С. 45.


Журнал "Арбитражное правосудие в России" N 7/2008, И.Б. ШТУКМАСТЕР, юрист компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

В нашем сегодняшнем материале выясним, какие предусмотрены штрафы за несдачу налоговой декларации 3-НДФЛ за 2017 год в 2018 году.

Напомним, подать декларацию 3-НДФЛ необходимо в ИФНС по месту регистрации следующим налогоплательщикам в следующие сроки:

  • лицам, получившим в течение 2017 года доход, который не был задекларирован в срок до 30 апреля 2018 года;
  • лицам, имеющим право на получение налоговых вычетов (социальных, имущественных, стандартных, профессиональных, инвестиционных), в течение трех лет после возникновения прав на получение вычета. Например, в 2018 году можно обратиться за получением имущественного вычета в счет покупки квартиры или дома за период 2015-2017 годов.

Тут важно понимать, что если лицо не предоставит декларацию 3-НДФЛ для получения вычета в срок, то штраф ему не грозит. Но в этом случае лицо будет лишено права на получение вычета.

Другая ситуация с нарушением подачи срока или вовсе не сдачей декларации 3-НДФЛ, если был получен доход в 2017 году, и он не был задекларировали другим способом.

В этом случае, в соответствии с законодательством РФ, возможны следующие последствия:

1. Не подана вовремя нулевая декларация, т. е. незадекларированный доход был, но налогооблагаемой базы не было. ФНС оштрафует на 1 000 рублей, согласно ст.119 НК РФ и обяжет сдать декларацию 3-НДФЛ.

2. Не подана вовремя декларация, по итогам которой нужно было заплатить налог, но налог при этом уплачен в срок, установленный законодательством. В этом случае действует та же статья 119 НК РФ. Размер штрафа в этом случае составит 5% от суммы налога за каждый месяц просрочки, начиная с мая 2018 года. При этом сумма штрафа не может превышать 30% от суммы рассчитанного налога на доход.

3. Декларация не подана вовремя, и налог уплачен несвоевременно. Напомним, что налог за 2017 год должен быть уплачен до 15 июля 2018 года. Если был нарушен срок подачи декларации и уплаты налога, но все же эти действия в итоге были совершены добровольно, без участия ФНС, то наложить штраф ИНФС не может. Если все же пришло уведомление от налоговой, то лицо обяжут выплатить штраф в размере 20% от суммы налога, согласно ст.122 НК РФ.

Размер этого штрафа ИФНС может увеличить в два раза, если докажет что действия по не предоставлению декларации и уплаты налога были умышленными. Т. е. в вместо 20%, вас обяжут уплатить 40% от размера налога. Однако доказать такой момент на практике очень сложно.

Помимо штрафа в этой ситуации необходимо уплатить пени. Размер пени рассчитывается в зависимости от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день неуплаты налога.

4. Своевременно подана декларация, но не уплачен налог. В этой ситуации штраф не грозит, но уплатить пени придется. Размер пени составит 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки уплаты налога.

5. Для ИП, адвоката или нотариуса дополнительное наказание за несвоевременную сдача отчета 3 НДФЛ - блокировка расчетных счетов в банке на основании ст. 76 НК РФ.

Не сданная предпринимателем вовремя налоговая декларация может привести к неприятным последствиям для него. Причем, некоторые из них могут появляться вследствие спорной трактовки законодательства государственными структурами. Изучим специфику подобных последствий подробнее.

​Если ИП не сдаст налоговую декларацию вовремя, то в отношении него могут быть применены, прежде всего, санкции в виде штрафов.

В общем случае величина штрафа составляет 5% от суммы налога, исчисленного и подлежащего отражению в декларации, но не уплаченного в срок. Аналогичная сумма штрафа начисляется каждый последующий месяц после возникновения просрочки в предоставлении отчетности. Но даже если недоимка по налогу отсутствует, то ИП за несдачу декларации в любом случае оштрафуют на минимальную сумму — 1000 рублей. Максимальная сумма штрафа — 30% от неуплаченного налога (то есть, при просрочке в 5 месяцев).

Указанный штраф, как правило, выписывается ИП за несдачу профильной декларации по основному виду деятельности — например, декларации по ЕНВД или УСН. Но есть и другие разновидности штрафов, применяемые в зависимости от типа декларации (либо расчета по тому или иному платежу), которую ИП обязан сдать в ФНС. В частности, это могут быть:

  • штраф за непредоставление 2 - НДФЛ (если у ИП есть сотрудники) — в размере 200 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу расчета по форме 6-НДФЛ — в величине 1000 рублей за каждый месяц просрочки предоставления документа;
  • штраф в размере 30% от не уплаченных вовремя взносов (минимальный — 1000 рублей) за непредоставление расчета по страховым взносам;
  • штрафы за непредоставление СЗВ - М, СЗВ-СТАЖ — 500 рублей за каждый документ;
  • штраф за несдачу 4 - ФСС — 30% от неуплаченных взносов, минимум — 1000 рублей.

Несмотря на то, что многие из указанных форм не относятся к налоговой отчетности, по существу они очень схожи с декларациями. Санкции за их предоставление, очевидно, могут быть не менее жесткими для налогоплательщика, чем при несдаче налоговой отчетности вовремя.

Отдельно стоит отметить, что в соответствии с положениями КоАП РФ указанные штрафы могут дополняться иными административными санкциями. Например, за несдачу любой налоговой декларации ФНС вправе выписать штраф на основании статьи 15.5 КоАП РФ на должностное лицо (в данном случае, им будет ИП) в сумме 300 - 500 рублей.

Не считая указанных санкций, ИП, не сдавший декларацию вовремя, может столкнуться с иными неприятными правовыми последствиями. В их числе — возникновение обязанности по уплате в ПФР взносов, в несколько раз увеличенных в сравнении с теми, что платятся в стандартной фиксированной величине. Изучим специфику таких правовых последствий подробнее.

Кратный рост взносов при несдаче декларации: на каком основании?

Индивидуальные предприниматели, которые работают без штата — то есть, без осуществления выплат другим физическим лицам, обязаны уплачивать обязательные взносы в социальные фонды — ПФР, ФСС и ФФОМС. С 1 января 2017 года за их сбор отвечает ФНС (но впоследствии переводит полученные от хозяйствующих субъектов суммы на счета в указанных фондах).

Размер фиксированных взносов в ФСС и ФФОМС не зависит от доходов ИП. В свою очередь, взносы в ПФР делятся на 2 части:

  • строго фиксированные;
  • начисляемые на доход предпринимателя свыше 300 тыс. рублей.

До 2017 года действовал Закон «О страховых взносах» № 212 - ФЗ, в соответствии с которым ПФР имел право увеличить «строгую» часть взносов в 8 раз в случае несообщения ИП сведений о полученных доходах. То есть — при непредоставлении налоговой декларации в ФНС (откуда ПФР в порядке межведомственного обмена данными запрашивал сведения о доходах плательщиков взносов).

Таким образом, те индивидуальные предприниматели, которые до 2017 года по каким - либо причинам не представляли декларации в ФНС (вне зависимости от наличия или отсутствия доходов), могли становиться обязанными уплачивать взносы в ПФР в сумме, увеличенной в несколько раз относительно их стандартной величины. Теоретически, сумма к уплате могла доходить до 154 852 рублей (действовавшая в 2016 году фиксированная ставка, умноженная на 8).

Разумеется, не всех ИП устраивало подобное положение дел. В ходе взаимодействия бизнеса и государственных ведомств сформировались 2 противоположные позиции (одна из которых, отметим, характеризуется уклоном в пользу предпринимателей и, более того, в принципе, может рассматриваться как основная). Речь идет о позициях:

  • ФНС России.

Изучим их подробнее.

Взимать ли увеличенные взносы с ИП: позиция ПФР

В Письме от 10.07.2017 года № НП - 30 - 26/9994 Пенсионный Фонд указывает, что норма Закона № 212 - ФЗ о взыскании с ИП взносов, в несколько раз превышающих стандартные, не предполагает возможности пересчета обязательств ИП, возникших вследствие непредоставления декларации. Фонд считает правомерным истребовать с предпринимателя — пусть и с нулевыми доходами, социальные взносы — по фиксированной их части, в максимальном объеме.

Вместе с тем, ПФР отмечает, что при предоставлении ИП налоговой декларации пусть и с опозданием, но в пределах расчетного периода, за который исчисляются взносы, пересчет обязательств все же возможен. Очевидно, что такая позиция все же выходит за рамки Закона № 212 - ФЗ или, по крайней мере, отражает попытку ПФР определенным способом трактовать нормы данного закона. В данном случае — трактовка не в пользу предпринимателей.

Иную точку зрения по вопросу пересчета взносов имеет ФНС России.

Позиция ФНС

Налоговое ведомство в Письме от 13.09.2017 года № БС - 4 - 11/18282@ отмечает, что:

  1. В положениях Закона № 212 - ФЗ отсутствуют нормы, ограничивающие сроки представления налогоплательщиком сведений о доходах в ФНС (о которых впоследствии информируется ПФР).
  2. Выходит, что ИП, забывший представить декларацию за определенный период, вправе сделать это в любой момент позднее. Как только ФНС получит ее, то в распоряжении ведомства появятся сведения о доходах налогоплательщика, которые затем можно будет передать в ПФР.
  3. Основное назначение норм Закона № 212 - ФЗ, позволяющих ПФР увеличивать взносы в несколько раз — установление юридических оснований для дополнительного контроля над доходами ИП в целях корректного расчета не фиксированной части взносов, а той, что зависит от дохода, превышающего 300 тыс. рублей.
  4. Выходит, что по мнению ФНС указанную норму, в принципе, не следует применять как оправдывающую многократное увеличение взносов. ПФР, таким образом, может иметь смысл пересмотреть свой подход к трактовке данной нормы.
  5. В компетенции ПФР — установление правильности исчисления взносов.
  6. Выходит, что если Фонд будет следовать политике увеличения платежей, истребуемых с ИП, не разбираясь в ситуации, то его действия можно будет расценить как не соответствующие указанной компетенции.

В итоге, ФНС признает, что поддерживает право ИП на пересчет обязательств ИП, в отношении которых закон дает ПФР формальное право увеличить требования по пенсионным взносам. Но при одном условии: ИП, так или иначе, должен представить в ФНС декларацию по периоду, за который исчислены взносы в сумме, вызывающей вопросы.