Реальный сектор экономики и антикризисное регулирование. Контрольная работа: Понятие реальный сектор экономики

Регулирования в стране. Представляет он собой отрасли, производящие материально-вещественные блага. Этот государственный связан и с производством нематериальных благ промышленного или стратегического назначения. К этим отраслям, в частности, относят рыболовство, сельское хозяйство, обрабатывающую и добывающую промышленность, распределение и производство энергии, строительство, связь и транспорт.

Реальный сектор экономики относят к макроэкономическому блоку. К нему может быть применимо стимулирующее, стабилизационное и антикризисное регулирование.

Представляет собой комплекс методов, форм и инструментов управления, направленный на прогнозирование и анализ кризисных процессов. Целью этого является также снижение негативных последствий кризисной ситуации, а также применение накопленной информации для последующего развития.

Антикризисное регулирование (в соответствии со структурным подходом) являет собой систему, содержащую некоторые характерные компоненты. В частности, среди элементов следует выделить: цели и задачи, приоритеты, субъекты и объекты, выявление риска и контроль над результатами проведенного антикризисного регулирования. Необходимо отметить, что содержание и характер элементов указанной системы управления определяют ее (системы) эффективность.

Приоритеты являются стратегическими ориентирами регулирования. При помощи приоритетов осуществляется воздействие на реальный сектор экономики. С этими стратегическими ориентирами должны соотноситься все производимые действия власти.

Задачи и цели определяются исходя из расставленных приоритетов.

К объектам антикризисного регулирования относят как целые комплексы или экономические процессы, так и отдельные хозяйственные агенты, на которые происходит воздействие при помощи инструментов управления.

Субъекты представляют собой исполнительные органы власти, кредитные организации, банки страны, центральный и коммерческие банки, фонды и институты развития.

Направления развития и поддержки являются стратегическими областями регулирования. Исходят они из намеченных целей и поставленных задач, а также из декларированных приоритетов. К укрупненным направлениям развития и поддержки относят формирование финансового стимулирования предприятий, развитие предпринимательства (среднего и малого), мероприятия по стимулированию внутреннего спроса, государственного и потребительского в том числе. К стратегическим областям относят также стимулирование трудового рынка, улучшение конкурентных условий, развитие науки и человеческих ресурсов, а также увеличение инновационного капитала.

В соответствии со степенью влияния на реальный сектор экономики все направления могут подразделяться на косвенные и прямые.

Способы антикризисного регулирования являют собой определенные приемы по воплощению намеченных направлений и целей. Так, например, понижение нагрузки на предпринимательство может быть достигнуто посредством снижения административного, тарифного, налогового воздействия.

К инструментам антикризисного регулирования относят практические методы влияния на реальный сектор экономики. Для осуществления антикризисного регулирования власть обладает различными инструментами, которые относятся к разным типам политики. В частности, сюда включают административную, курсовую и макроэкономическую, таможенно-тарифную и промышленную, инвестиционную и монетарную, налоговую и бюджетную политику. В соответствии со степенью влияния на экономические агенты все инструменты классифицируются на косвенные и прямые.

Реальный сектор экономики

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага. Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

Отраслевая структура национальной экономики. Реальный и финансовый сектор

Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.

Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной экономики.
Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития:
1) первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых;
2) второй связан с развитием и доминированием вторичных отраслей – производства, строительства;
3) третий связан с развитием и преобладанием третичных отраслей – сферы услуг.
Эти этапы развития отраслевой структуры национальной экономики сменяли друг друга, но для каждой отдельной страны имели свои специфические черты.
Динамичные изменения отраслевой структуры происходят циклично на временном отрезке от 10 до 20 лет. Для них характерны следующие черты:
1) повышение значения и объема отрасли услуг – интеллектуальной, информационной сферы;
2) снижение объемов добывающей отрасли по сравнению с прочими;
3) рост промышленного производства на фоне сельскохозяйственного сектора экономики.
Большое влияние на характер отраслевой структуры национальной экономики оказывает научно-технический прогресс. Он приводит к тому, что некоторые отрасли исчезают или же стагнируют, а другие, например атомная энергетика, активно развиваются. Отличительной особенностью является возникновение смежных отраслей экономики – нефтехимической, ракетно-космической и т.д.
Изменение отраслевой структуры идет по следующим основным направлениям:
1) принципиальное изменение технологий производства;
2) доминирование обрабатывающей отрасли по сравнению с добывающей;
3) развитие наукоемких отраслей национальной экономики;
4) смещение центра тяжести в сторону непроизводственных отраслей.
Современная отраслевая структура национальной экономики России характеризуется преобладанием топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

Вы точно человек?

Он является одной из наиболее капиталоемких отраслей, в связи с чем происходит отток капитала от других отраслей. Ориентация ТЭК на международный рынок делает Россию зависимой от мирового колебания цен. В результате чего более половины ВВП страны формируется от продажи ресурсов. Преобладание добывающих отраслей экономики негативным образом сказывается на общих темпах развития национальной экономики. Доминирование ТЭК препятствует развитию наукоемких отраслей экономики.

Различают также реальный и финансовый (денежный) секторы. В реальном секторе создаются товары и услуги, а финансовый - призван обслуживать сектор, в котором реально производится продукция.

Реальный сектор экономики (РСЭ) - совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Деление национальной экономики на реальный и финансовый секторы в известной мере условно. Эти секторы различаются целями, характером операций, техническими особенностями. Финансовый сектор не имеет четких границ, он охватывает движение денежных средств, предоставление финансовых услуг, управление финансовой деятельностью.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Реальный сектор экономики совокупность отраслей экономики, производящих материальные и нематериальные товары и услуги, за исключением финансово-кредитных и биржевых операций, которые относятся к финансовому сектору экономики.

Термин не имеет четкого законодательного определения. Часто используется в политической лексике и публицистике без конкретизации смысла. Многие авторы под реальным сектором подразумевают лишь сферу материального производства и не относят к нему услуги, торговлю, науку.

Реальный сектор экономики (real production sector) – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт. Включает промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг.

Основу реального сектора экономики составляет производство промышленной и сельскохозяйственной продукции. Именно в сфере производства происходит взаимодействие производителя с природой, создаются новые материальные блага.

Реальный сектор экономики

Количественное и качественное развитие производственной сферы обеспечивает благосостояние общества, рост доходов населения, создает материальную базу для развития образования, здравоохранения, культуры.

На состояние реального сектора экономики оказывают влияние:

Реальный сектор экономики в бывшем СССР после 2-й мировой войны в своем развитии претерпел несколько этапов. 1945-1950 – переориентация промышленности с военного производства на мирные рельсы (конверсия); период 1950-1970 характеризовался быстрым и эффективным развитием экономики; 1971-1991 – относительно высокие, но затухающие темпы развития. С 1991 г. начался процесс перехода к рыночной экономике, обусловленный замедлением экономического роста, возникновением межотраслевых диспропорций, падением фондоотдачи, эффективности капитальных вложений, высоким уровнем милитаризации экономики бывшего СССР. Вместе с тем переход к рыночной системе сопровождался рядом структурных, финансовых и системных кризисов.

На состояние реального сектора экономики существенное влияние оказывает:

  • состояние финансового рынка и в первую очередь уровень процентных ставок, от которого зависит возможность предприятий прибегать к краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам для пополнения оборотных средств и осуществления капитальных вложений;
  • сальдо внешнеторгового баланса страны;
  • инвестиционный климат в стране, наличие благоприятных условий для инвестиций, прежде всего прямых;
  • государственная политика, гарантирующая права инвесторов, обеспечивающая возможности для репатриации прибыли, создание условий, при которых невозможен пересмотр результатов приватизации;
  • наличие или отсутствие ограничений во внешнеэкономической деятельности.

Для нормального функционирования предприятий реального сектора экономики необходима также адекватная налоговая система.

Особенности развития реального сектора экономики России

Представленные в предыдущих разделах пропорции имеют место в любой национальной экономике. В то же время реальные секторы национальных экономик характеризуются специфическими особенностями, которые зависят от общего состояния структуры экономики (аграрная страна, индустриальная страна), от уровня развития экономики (развитая страна, развивающаяся страна). Большую роль в формировании и развитии пропорций реального сектора играет тип хозяйственной системы. До 1991г. на территории России существовала плановая экономика. В плановой экономике действуют следующие пропорции реального сектора: плановая экономика предполагает возможность концентрировать большие объемы ресурсов для развития определенных отраслей (например, космической и оборонной промышленности), а другие отрасли финансировать по "остаточному принципу", соответственно, структура плановой экономики отличается диспропорциями, заключающимися в неравномерном развитии отдельных отраслей; в условиях плановой экономики главным ориентиром хозяйственной деятельности предприятий выступает централизованное плановое задание. Хозяйственная практика показала, что подобные задания легче установить для крупных предприятий-монополистов, соответственно, для плановой экономики характерен более высокий, по сравнению с рыночной экономикой, уровень монополизации производства, хозяйственные пропорции реального сектора в условиях плановой экономики носят монополистический характер; плановая экономика предполагает возможность централизованного перераспределения средств от одних предприятий к другим.

I. Реальный сектор экономики и его правовое регулирование

Соответственно, для плановой экономики характерно большое количество убыточных предприятий, которые вносят свой вклад в процесс формирования пропорций реального сектора, последнее невозможно в условиях рыночной экономики, т.к. убыточные предприятия признаются банкротами и прекращают свое существование.

Таким образом, пропорции реального сектора плановой и рыночной экономик существенно различались. Об этом свидетельствуют данные табл. 3.2. Ориентация советской экономики преимущественно на развитие отраслей тяжелой промышленности привело к тому, что к 1975г. в соответствующих отраслях (топливная промышленность, металлургия, машиностроение, кроме транспортного) объемы выпуска превышали соответствующие показатели по США. В то же время легкая промышленность традиционно финансировалась по «остаточному принципу». Это привело к существенному отставанию СССР от США по объёму выпуска в таких отраслях, как текстильная и швейная промышленность, химическая промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность. В связи с тем, что в условиях плановой экономики цены устанавливались централизованно, существовали многочисленные "ценовые перекосы", т.е. несоответствия относительных цен в СССР на те или иные товары их зарубежным аналогам.

Таблица 3. 2.

Соотношение объемов производства в отдельных отраслях промышленности СССР

Счет, в рублях Счет, в долларах
Наиболее развитые отрасли
Топливная промышленность 110,0 130,1
Металлургия 123,1
Промышленность стройматериалов 125,4 176,1
Машиностроение, кроме транспортного 110,0 120,0
Все машиностроение 92,3 94,2
Лесная, деревообрабатывающая промышленность и мебельная промышленность 84,0 130,2
Текстильная и швейная промышленность 83,9 96,6
Кожевенно-обувная промышленность 102,4 132,0
Отстающие отрасли
Транспортное машиностроение 53,2 55,4
Химическая промышленность 61,6 39,9
Целлюлозно-бумажная промышленность 17,6 22,0
Электроэнергетика 37,1 48,1
Отрасли со средним уровнем развития
Пищевая промышленность 62,6 74,6
Вся промышленность 73,5 84,6

Ликвидация государственного заказа и освобождение цен обусловили первоначальный спад производства практически во всех отраслях. В то же время динамика развития отдельных отраслей существенно отличается. В начале 90-х годов наиболее существенный спад производства наблюдался в легкой промышленности, промышленности строительных материалов, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В лучшем положении оказались черная и цветная металлургия, а также топливная промышленность: в этих отраслях экономический рост начался в 1995 г. Наряду с вышеупомянутыми отраслями в период экономического роста наибольшую динамику показали также химическая и нефтехимическая промышленность.

Обращает на себя внимание тот факт, что отраслевая структура российской экономики за период с 1992 г. по настоящее время существенно изменилась. Так, увеличилась доля топливной промышленности, черной и цветной металлургии, а также химической и нефтехимической промышленности. В свою очередь, сократилась доля машиностроения и металлообработки, легкой промышленности и промышленности строительных материалов. Подобные изменения свидетельствуют о том, что в период рыночных реформ российская экономика приобрела ярко выраженную сырьевую направленность. Большой импульс для развития сырьевого сектора дало устойчивое повышение цен на нефть.

Структурные преобразования находят свое отражение и в сфере занятости. За период рыночных реформ уменьшилось общее количество занятых и появилась безработица. Своего пика уровень безработицы в России достиг в 1995–1998 гг., а начиная с 1999 г. наблюдается некоторый спад уровня безработицы, обусловленный экономическим ростом. Количество занятых существенно уменьшилось в промышленности, сельском хозяйстве и в строительстве. В свою очередь, произошло увеличение занятости в оптовой и розничной торговле, а также в финансовой сфере. Данные тенденции обусловлены общим спадом производства, с одной стороны, и становлением рыночной инфраструктуры – с другой. В некоторых случаях (образование, здравоохранение, культура, искусство) количество занятых существенно не изменилось, что объясняется спецификой деятельности в указанных отраслях.

Соотношение динамики выпуска и динамики занятости в России принципиально подтверждает гипотезу Оукена о том, что амплитуда колебаний уровня выпуска существенно выше, чем амплитуда колебаний занятости. Степень экономического спада в первой половине 90-х годов была выше, чем темпы роста безработицы в аналогичный период. В свою очередь, экономический рост, начиная с 1999 г., привел к сокращению числа безработных. Однако это сокращение было менее существенным по сравнению с темпами роста российского ВВП.

Таким образом, особенности реального сектора экономики России обусловлены трансформационными процессами, с одной стороны, и конъюнктурными колебаниями на сырьевых рынках – с другой. Последнее вызвано тем, что Россия обладает богатыми запасами сырьевых ресурсов, пользующихся спросом на мировых рынках. В ходе рыночных реформ в России идут структурные преобразования, в той или иной мере, характерные для реальных секторов многих стран (например, увеличение доли сферы услуг). В то же время структурные изменения в России имеют национальное своеобразие (превышение доли сбережений над долей инвестиций в ВВП, вследствие недоверия к национальной банковской системе).

Выводы

1.Реальный сектор экономики представляет собой сферу экономики, связанную с производством и потреблением товаров и услуг, а также формированием занятости.

2.В сфере производства различают следующие виды макроэкономических пропорций: общие экономические пропорции; пропорции, отражающие структуру общественного разделения труда; пропорции, характеризующие изменение ВНП в краткосрочном периоде (мультипликаторы); пропорции, отражающие изменение ВНП в долгосрочном периоде (разложение по Солоу). Для характеристики динамики макроэкономических пропорций используются такие показатели как индекс структурных изменений и индекс сходства структур. Произведенный продукт подле-

жит распределению, при этом выделяют функциональное и индивидуальное распределение.

3.Макроэкономические пропорции в сфере занятости выражаются в двух формах: классификацияразличных групп населения по их отношению к занятости; взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП. По отношению к занятости население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. Трудоспособное население подразделяется на институциональное и неинституциональное. В свою очередь, экономически активное население делится на занятых и безработных. Различают фрикционную, структурную, сезонную и циклическую безработицы. Существует также естественный уровень безработицы. Взаимосвязь между динамикой занятости и динамикой ВНП выражает параметр Оукена

Совокупность ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении государства, образует общественный сектор хозяйства. Общественный сектор экономики — это сфера деятельности, ориентированная на ликвидацию провалов рынка, создание общих и социально значимых благ. Общественный сектор является достаточно сложным образованием и значительной мере пересекается с государством. В его состав входят бюджетные учреждения, государственные внебюджетные фонды и государственные предприятия, и другие объекты госсобственности. Однако, не все предприятия, находящиеся в собственности государства, ориентированы на производство общественных благ. Не вполне корректно относить к общественному сектору государственные коммерческие предприятия, продукция которых является рыночным товаром, обладает свойствами конкурентности и исключаемости.

Помимо названных институтов, к общественному сектору в широком смысле слова относятся негосударственные некоммерческие организации. Сектор некоммерческих организаций, получивший большое развитие в ведущих зарубежных странах, является важным элементом гражданского общества. Эти структуры осуществляют свою деятельность в сфере провалов рынка и не ориентированы на получение прибыли. Цели и задачи их деятельности закрепляются в уставе. Некоммерческие организации могут получать прибыль, но она направляется исключительно на достижение уставных целей. Важным отличием некоммерческих организаций от государственных является то, что они создаются на добровольных началах и функционируют независимо. Они отличаются большей открытостью и ответственностью перед потребителями их услуг. В ряде случаев некоммерческим организациям может передаваться часть регулирующих функций, традиционно выполняемых государством.

Общественный сектор — это не только совокупность государственных предприятий и организаций, находящихся в собственности государства, но и денежные средства. В связи с этим ключевую роль среди компонентов общественного сектора играют государственные финансы: государственный бюджет, его доходы и расходы.

Общественный сектор представляет собой такую область экономики или часть экономического пространства, где в совокупности определяются следующие специфическиеусловия :

· рынок не действует или частично действует, следовательно, преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности, нерыночный тип организации обмена деятельностью;

· производятся, распределяются и потребляются не частные, а общественные блага;

· экономическое равновесия между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-общественными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.

В отличие от рыночного, общественный сектор имеет дело с общественными благами, которые в большинстве своем не являются предметом купли-продажи. В тех случаях, когда происходит коммерческая сделка по поводу общественного блага, она не рассматривается как главный побудительный мотив деятельности общественных организаций. В связи с этим организации общественного сектора называют некоммерческими. Поскольку в общественном секторе доминирующее место занимает деятельность государства, то часто его называют государственным сектором экономики.

Что такое "реальный сектор экономики"?

Структура общественного сектора неоднородная и включает три подсектора : государственный, добровольно-общественный, смешанный. С одной стороны, смешанный сектор занимает промежуточное положение между общественным и рыночным секторами, с другой — существует смежная зона внутри общественного сектора между государственным и добровольно-общественным подсекторами.

Масштабы общественного сектора характеризуется как размерами государственной собственности (запас ресурсов), так и объемом государственных доходов и расходов (потоки собираемых и расходуемых средств). Общественный сектор традиционно занимает прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, образование, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство. Масштабы общественного сектора во многом зависят не только от объективных экономических возможностей страны, но также от традиций и особенностей проводимой политики. Согласно закону Вагнера (сформулированного еще в конце Х I Х века) доля общественного сектора в экономике постоянно увеличивается в исторической перспективе. Немецкий экономист связывал эту закономерность с процессом завоевания публичными товарами частного рынка.

В новых условиях хозяйствования, когда государство выступает как один из субъектов рынка, а в общественном секторе начинают взаимодействовать наряду с государственными и общественные, некоммерческие, частные, смешанные организации возникает необходимость изменения организационно-функциональной конструкции государственных финансов, которая позволит, сохраняя регулирующую роль государства, обеспечить баланс между объемом общественных потребностей и возможностями их удовлетворения.

В первом случае речь идет о спросе на общественные блага, во втором случае об их предложении. Реальное существование этих по природе рыночных явлений в нерыночном общественном секторе обуславливает необходимость установления равновесия между ними. Другими словами необходим нерыночный механизм балансирования, включенного в рыночный экономический оборот общественного сектора. В рыночном секторе подобным механизмом является процесс свободного ценообразования, в результате которого устанавливается равновесие между спросом и предложением на частные блага. Но и в этом случае рыночное равновесие строится на косвенных институциональных ограничениях, обозначаемых государством (налоги, субсидии, лимитирование уровня цен).

В общественном секторе регулирующий механизм имеет принципиальную иную конструкцию и специфику, обусловленную особенностями спроса и предложения общественных благ. Природа общественных благ обуславливает необходимость равномерного удовлетворения спроса на них. Предложение же общественных благ отличается тем, что реализуется государственными и общественными организациями, хотя большую часть затрат на получение этих благ несет на себе потребители, то есть члены общества в виде налогов, добровольных платежей. В первом случае речь идет о принуждении экономических агентов участию в производстве общественных благ, во втором случае о добровольном участие их в этом процессе. На обеспечение равновесия между спросом и предложением на общественные блага влияет в большой степени та часть указанного процесса, которая реализуется в государственном секторе, так как значительный объем общественных благ производится именно здесь. Такого рода механизм балансирования в отечественной литературе называют финансово-бюджетным, которое устанавливается между спросом и предложением на общественные блага определяют как «бюджетное равновесие». Концепция бюджетного равновесия раскрывает природу и сущность механизма создания и распределения, общественных благ, и с учетом коллективного характера их потребления, отражает необходимость использования принудительных и обязательных инструментов воздействия на субъектов хозяйствования для обеспечения возможности формирования общественных благ.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Что представляет собой экономическая структура города?

Секторы городской экономики. Развитие экономики города зависит от его географического положения, функций в системе расселения, интенсивности производственных связей с окружающей территорией, численности экономически активного населения, мощности базовых отраслей.

Экономика каждого города состоит из трех основных секторов — базового, обслуживающего и сектора домашнего хозяйства.

Базовый сектор обладает градообразующей ролью. Его предприятия производят товары и услуги, которые вывозятся (экспортируются) за пределы города. Доходы от их вывоза используются для закупки продукции из других регионов страны и мира. С развитием базового сектора связана динамика численности населения города; именно предприятия базового сектора определяют «лицо» города в районе, стране, мире. К базовому сектору городской экономики относятся такие отрасли, как промышленность, строительство, высшее образование, управление, внешний транспорт.

В состав обслуживающего сектора входят предприятия, обеспечивающие как базовый сектор (ремонтные мастерские, исследовательские организации), так и жизнь людей: химчистки, прачечные, рестораны, ремонтные мастерские и пр. Сектор домашнего хозяйства — это неработающие пенсионеры, домохозяйки, дети.

Базовую занятость составляют работники предприятий базового сектора, обслуживающую — работники других отраслей городской экономики.

Для оценки экономической эффективности и перспектив развития города используется индекс базовой занятости , рассчитываемый как отношение числа занятых в экспортной отрасли к численности всех горожан.

В городах менее развитых стран большое значение имеет так называемый неформальный сектор . В нем заняты недавно прибывшие из сельских районов мигранты, не имеющие постоянной работы. Они зарабатывают на жизнь разноской и продажей воды, газет, сувениров, чисткой обуви и другим неквалифицированным трудом, т. е. работой, не связанной ни с базовым, ни с обслуживающим сектором.

Уровень специализации городской экономики определяется с помощью индекса локализации , рассчитываемого как отношение доли отрасли в городской экономике к доле той же отрасли в экономике страны (мира). Для расчетов используются данные о численности работающих или о стоимости произведенной продукции.

Городской мультипликатор: модель Лоури. Модель Лоури отражает взаимосвязь секторов городской экономики и их взаимное влияние на рост людности города. Развитие базовых производств ведет к расширению обслуживающих производств и росту занятости как в них самих, так и в секторе домашнего хозяйства.

Модель Лоури

Рассмотрим взаимозависимость секторов городской экономики на примере небольшого города, базовый сектор и базовая занятость в котором связаны с разработкой расположенного в окрестностях месторождения железной руды. Вывоз руды позволяет городу закупать продовольствие и предметы потребления для жителей и оборудование для функционирования базового сектора. Добыча руды ведет к развитию технологически связанных с ней производств: обогатительных фабрик, ремонтных цехов, предприятий по изготовлению оборудования. В свою очередь, растет число занятых в сфере управления, образования, в секторе домашнего хозяйства. На первых этапах рост занятости в базовом секторе происходит преимущественно за счет привлечения рабочей силы из других районов или из сельской местности.

Предположим, что для работы на руднике в город приехало 100 шахтеров; это значит, что базовая занятость в городе увеличится на 100 рабочих мест. Как будут «вести себя» другие секторы городской экономики? Если семья каждого шахтера состоит из четырех человек (глава семьи — работник базового сектора, неработающая жена и двое детей), то численность населения города в целом увеличится на 400 чел. (в том числе базовый сектор — на 100, а сектор домашнего хозяйства — на 300 чел.). Таким образом, базовый мультипликатор равен 4. Для нормальной жизни этих людей необходимо построить новые больницы, химчистки, булочные. Это неизбежно приведет к росту занятости в обслуживающем секторе.

Как правило, рост сектора домашнего хозяйства на 10 чел. ведет к увеличению занятости в обслуживающем секторе на одно место. Таким образом, мультипликатор обслуживающего сектора равен 1/10.

Инвестиции в реальный сектор экономики: как не прогадать

Очевидно, что каждый занятый в обслуживающем секторе имеет семью, члены которой, в свою очередь, должны иметь доступ к обслуживающему сектору, т. е. расширение обслуживающего сектора ведет к расширению сектора домашнего хозяйства и самого обслуживающего сектора. Так круги расширения численности населения города увеличиваются. Когда вырастут и выучатся дети шахтеров, они, вероятно, пойдут работать на предприятия базового и обслуживающего секторов, т. е. начнется новый круг роста всех секторов городской экономики.

При реальных подсчетах по модели Лоури используются такие понятия, как «зональный ограничитель» (предполагается, что жилищное строительство не может бесконечно расширяться и занимать земли, предназначенные для промышленных предприятий) и «пороговый ограничитель» (существуют пороговые значения численности людей, при которых создание предприятий обслуживающего сектора может считаться экономически оправданным — например, при росте населения на 1000 чел. возникает необходимость в строительстве поликлиники, а на 5000 чел. — больницы).

где h — мультипликатор сектора домашнего хозяйства;

s — мультипликатор обслуживающего сектора.

Таким образом, при росте базового сектора на 100 чел. в первом круге расширения общая численность населения города вырастет до 667 человек:

Со временем, когда истощатся запасы руды, начнут закрываться рудники и обогатительные фабрики, занятость в базовом и обслуживающем секторах будет сокращаться. Если власти не будут предпринимать меры — проводить региональную политику, то город и окружающая его территория превратятся в классический депрессивный район с падающим уровнем жизни, экологическими и социальными проблемами и постоянной оппозицией правительству.

В случае принятия властями решения о поддержке городской экономики проводится политика по привлечению новых базовых производств, развитию соответствующей инфраструктуры, переквалификации кадров. Если же из за географического положения города (суровых природных условий, удаленности от экономических центров страны), специфических хозяйственных навыков и уровня образования населения новые отрасли «отказываются» мигрировать, горожанам может быть предложено переехать в более перспективные районы.

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Сущность экономического сектора

Одной из основных систем, изучаемых экономической теорией, является национальная хозяйственная система. Ее эффективность определяется макроэкономическими показателями, описывающими совокупные результаты деятельности за определенный период. Стоит отметить, что экономика страны является сложной системой, состоящей из множества элементов. Изучение и исследование ее процессов требует более детального подхода, поэтому хозяйственную систему страны условно делят на экономические сектора.

Замечание 1

Экономический сектор обычно включает в себя множество хозяйствующих субъектов, чья деятельность схожа, имеет приблизительно одинаковые цели. Каждая из институциональных единиц выполняет аналогичные функции, имеет те же источники финансирования, что и другие субъекты данного сектора.

Деление на сектора может производиться относительно различных признаков:

  • По владельцу собственностью выделяют государственный и частный сектора.
  • В зависимости от производственного цикла говорят о первичном, вторичном, третичном секторах.
  • Особенность экономической деятельности формирует непроизводственный, производственный и финансовый сектора.
  • Относительно основного экономического субъекта сектора делят на государственный, сектор домашних хозяйств, предприятий и внешних агентов.

Одним из важнейших экономических секторов является реальный сектор. Именно здесь происходит производство большинства благ, потребляемых обществом. Далее идет процесс распределения, обмена и потребления продукции или услуг. Производственный процесс всегда сопровождается встречным движением финансов. Реальный сектор обеспечивает рабочие места для домашних хозяйств, приносит ощутимую долю дохода в государственный бюджет. Развитие этого сектора оказывает прямое влияние на состояние экономики страны в целом.

Отраслевой состав реального сектора

Работа реального сектора важна, прежде всего, для обеспечения благосостояния населения и устойчивости хозяйственной системы страны. Развитию данного сектора уделяется большое внимание в разных странах. Структурно реальный сектор является достаточно сложной системой, представленной множеством разнообразных предприятий, коммерческих организаций и других форм компаний, чья основная цель направлена на извлечение прибыли.

Реальный сектор так же может быть разделен на подсистемы. Чаще всего выделяют сферы материального и нематериального производства. Первое представляет собой создание продукции, выраженной в материально – вещественной форме. Нематериальные блага обычно представлены интеллектуальной собственностью, различного рода патентами, лицензиями. Эта сфера предоставляет консультационные, информационные и иные виды услуг, которые так же позволят получить доход.

Обычно реальный сектор экономики рассматривается, как совокупность отраслей народного хозяйства. Соотношение их долей показывает экономическую направленность хозяйственной системы страны, ее потенциал и способность противостоять факторам среды. Относительно отраслей реальный сектор может рассматриваться, как объединение двух направлений:

  1. Отрасли, ориентированные на экспорт, и отрасли их обслуживающие. Если говорить о России, то данную группу формируются топливно-энергетический комплекс, лесная промышленность, трубопроводный транспорт. Их удельный вес во всей структуре экономики не превышает 5%, при этом они приносят до половины всего дохода экономики страны.
  2. Отрасли, чья продукция, ориентирована на внутренний рынок. Их отличает невысокий уровень конкурентоспособности, поэтому они не приносят ощутимого дохода.

Однако, строительство и торговля могут приносить более высокие доходы занятому населению.

Замечание 2

Существует национальный классификатор отраслей народного хозяйства, хотя на практике принято делить реальный сектор по более простому принципу. Выделяют сельское хозяйство, промышленность, услуги транспорта и связи, торговлю и строительство. Каждая из отраслей имеет свой специфический продукт, и метод получения прибыли. При этом они могут образовывать промышленные или другие виды комплексов, где несколько отраслей находятся во взаимовыгодном сотрудничестве друг с другом.

Стоит отметить, что сферы материального и нематериального производства тесно связаны друг с другом и не могут существовать по отдельности. Основным источником дохода государственного бюджета при этом остаются отрасли, чья продукция поступает на экспорт.

Предприятия реального сектора

Предприятие является хозяйственной единицей, преимущественно занимающейся производством экономических благ. Оно получает прибыль за счет реализации созданного продукта или услуги.

В условиях рыночной модели экономики предприятия имеют право на осуществление независимой деятельности, не противоречащей законодательству страны. Владельцы компаний имеют право свободно распоряжаться частью прибыли и использовать ее по своему усмотрению. Для получения дохода используется все имущество предприятия, а так же его собственные и заемные финансовые средства. Второй целью деятельности хозяйствующего субъекта является удовлетворение общественной потребности в определенном экономическом благе.

Замечание 3

Так как основная направленность бизнеса реального сектора обозначена получением дохода, то результативность этого сектора так же определяется в денежных единицах. Для понимания содержания реального сектора необходимо разобрать его инфраструктуру, под которой понимается экономические отношения между субъектами, способствующие экономическому росту страны.

Инфраструктура производства включает в себя объекты хозяйствования, которые создают блага, а так же продвигают и реализуют их. Сюда относят различного рода промышленные предприятия, маркетинговые компании, консалтинговые, телекоммуникационные и торговые организации. Непроизводственные предприятия обычно не создают продукцию и не оказывают прямого воздействия на отношения производитель – покупатель. Данный подсектор обычно представлен государственными и негосударственными учреждениями, производящими общественные блага.

Предприятия конкретной отрасли производят соответствующие товары или услуги. Так для агропромышленного комплекса характерно создание продукции сельского хозяйства, скотоводства, а так же специальной техники, химических веществ, необходимых для данной сферы деятельности.

Предприятия промышленности специализируются на добыче полезных ископаемых, их обработке и создании полуфабрикатов, либо готовых конечных товаров. Лесная промышленность специализируется на заготовке леса, а так же занимается производством материальных ценностей из древесины. Предприятия каждой из отраслей имеют свою направленность, свой продукт и метод извлечения прибыли.

Реальный сектор является основой российской экономики , определяющей ее уровень и специализацию. В нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. На внешний рынок ориентированы ТЭК, металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса, ОПК и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт), остальные отрасли ориентированы на внутренний рынок.

Основная часть сельскохозяйственных угодий приватизирована и перешла в руки сельхозорганизаций, фермеров, отдельных граждан. Тем не менее в целом за 1990-е гг. выпуск сельхозпродукции сократился радикально и стал восстанавливаться лишь в следующем десятилетии по большинству видов сельхозпродукции.

Является «становым хребтом» не только реального сектора, но и всей российской экономики. Наша страна производит 10-11,5% мировой первичной энергии, поставляя примерно половину на экспорт, а половину — на внутренний рынок. ТЭК представлен как полноценно развитой топливной промышленностью, так и мощной электроэнергетикой, включая атомную.

Больший вклад в экспорт вносят , и . Все они производят продукции меньше, чем в советское время из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт.

Оказался в последние два десятилетия в наиболее тяжелом положении из всех отраслей реального сектора, хотя есть исключения. В 2000-е гг. внутренний спрос на машиностроительную продукцию стал расти, однако он во многом удовлетворяется за счет импорта, что вызвано прежде всего невысоким техническим уровнем российской машиностроительной продукции.

Выпуск военной продукции в России составляет около трети от дореформенного уровня, а численность занятых в ОПК за эти годы уменьшилась более чем в четыре раза. Основу комплекса стали составлять холдинги и концерны, объединяющие компании, полностью или частично принадлежащие государству. Они выпускают как оборонную, так и гражданскую продукцию.

Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства. Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а численность занятых в строительстве сократилась.

В 1990-е гг. резко сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Наиболее слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень.

Связь и телекоммуникации развиваются противоречиво: отстают почта и космическая связь, динамично растут телефония и пользование Интернетом.

Специфика реального сектора в России

Как и в остальных странах мира, в России реальный сектор является основой национальной экономики, определяющей ее уровень и специализацию. В нем занято населения и производится примерно такая же часть ВВП.

Реальный сектор представлен широким набором отраслей. Однако в нем доминируют отрасли по добыче сырья и топлива и производству энергии и материалов. С одной стороны, это следствие природных ресурсов, особенно минеральных, что позволяет России активно использовать ее естественное конкурентное преимущество. С другой стороны, это результат деиндустриализации России: сохранение или небольшое сокращение сырьевых отраслей в последние два десятилетия сопровождалось, в отличие от советских времен, не ростом остальных (несырьевых) отраслей, а их сильным падением. Сырьевым отраслям удалось лучше перенести катастрофу 1990-х гг. и активнее воспользоваться подъемом начала 2000-х гг. из-за высокого спроса мирового рынка на их продукцию. Продукция остальных отраслей российского реального сектора в своей массе недостаточно конкурентоспособна (хотя есть исключения, особенно ОПК). Перед кризисом 2008-2010 гг. объемы выпуска продукции во многих отраслях реального сектора были радикально меньше дореформенных, особенно в машиностроении (производство машин и оборудования достигло только половины дореформенного уровня).

В результате реальный сектор остается расколотым на две части:

  • отрасли, ориентированные на внешний рынок — экспортно- ориентированные (ТЭК и металлургия, значительная часть химии, лесопромышленного комплекса и ОПК) и обслуживающие их отрасли (трубопроводный и морской транспорт). Эта часть реального сектора невелика по числу занятых (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране, обеспечивая за этот счет основную часть доходов госбюджета и очень заметную часть платежеспособного спроса на внутреннем рынке;
  • отрасли, ориентированные на внутренний рынок (все остальные). Эта часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности (кроме торговли и строительства, активно удовлетворяющих внутренний спрос работников первого сектора), доходы ее работников поэтому невелики, что определяет в целом невысокий внутренний платежеспособный спрос основной массы населения и предприятий в России.

Подобная ситуация типична для «голландской болезни» с ее перераспределением доходов и экономических ресурсов в пользу экспортно-ориентированных сырьевых и обслуживающих их отраслей, а также замещением местного производства импортом. Эта болезнь поражает не все страны с большими запасами сырья (его много в США, Канаде, Австралии, Норвегии), а страны с несовершенными экономическими и политическими институтами (bad governance), элита которых не способна противостоять «большим деньгам» от экспорта сырья и согласна отложить проведение модернизации и активной промышленной политики (в Нигерии и Саудовской Аравии нефтяной экспорт даже затормозил экономический рост, породив так называемое ресурсное проклятие).

Лекарством от «голландской болезни является» активная поддержка обрабатывающей промышленности, особенно наукоемкой, однако российское правительство мало занималось промышленной политикой и лишь в последние годы больше обращается к ней в рамках стратегии модернизации страны. Так, в Концепции-2020 выделены высокотехнологичные отрасли, в которых Россия обладает или претендует на обладание серьезными конкурентными преимуществами — авиационная промышленность и двигателестроение, ракетно-космическая промышленность, судостроение, атомный энергопромышленный комплекс, радиоэлектронная промышленность, информационно-коммуникационные и медицинские технологии, а также энергоэффсктивность и энергосбережение.

Реальный сектор экономики России включает:

  • агропромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • топливно-энергетический комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс;

Металлургический, химический и лесопромышленный комплексы

После ТЭК наибольший вклад в экспортно-ориентированную часть реального сектора вносят металлургический, химический и лесопромышленный комплексы. Все они производят продукции меньше, чем в советское время, из-за сокращения спроса на внутреннем рынке, хотя им удалось заметно компенсировать спад внутреннего спроса ростом поставок на экспорт (см. вышеприведенный пример с производством минеральных удобрений).

Металлургия производит около 5% российского ВВП и обеспечивает около 14% отечественного экспорта. Черная металлургия в 1988 г. произвела 94 млн т стали, в 1990-е гг. снизила ее выпуск вдвое, но к концу следующего десятилетия нарастила до 72 млн т (2007 г.), уступая только Китаю, Японии и США, а в мировом экспорте занимая 3-е место. Однако по выпуску специальных сталей и сплавов, предназначенных в основном для машиностроения, объемы производства сократились в разы, оборудование устарело и износилось, а часть технологий вообще утеряна.

В цветной металлургии по производству алюминия (около 4 млн т) Россия уступает только Китаю, по экспорту алюминия занимает 1-е место, по производству (0,3 млн т) и экспорту никеля — также 1-е место в мире (во многом благодаря его большим геологическим запасам). В добыче золота (около 160 т в год, т.е. на дореформенном уровне) Россия занимает лишь 5-е место, хотя обладает третьими в мире месторождениями золота и имеет хорошие шансы довести добычу золота до 250 т в год. Процесс перехода от истощающихся россыпных месторождений на обильные, но длительные в освоении рудные месторождения золота сдерживается нехваткой средств и технологий.

Хорошие экспортные доходы позволили в 2000-е гг. переоснастить металлургию современным оборудованием (в основном импортным), поэтому износ основных фондов здесь составляет 44% по черной металлургии и 42% по цветной, т.е. на уровне развитых стран.

В подготовленной в 2009 г. Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года прогнозируется увеличение выпуска всех металлов в стране, прежде всего за счет собственных средств металлургических компаний, так как многие из них имеют их в избытке, активно приобретая металлургические активы за рубежом.

Химический комплекс охватывает широкий круг производств (прежде всего минеральные удобрения, химические средства защиты растений, синтетические смолы и пластмассы, синтетический каучук, шины, резинотехнические изделия, искусственные и синтетические волокна и нити, краски и лаки, синтетические моющие средства). Все эти производства дают в совокупности около 2% ВВП России и 6-7% экспорта. Как и в советское время, проблемой остается то, что в отечественной химии налажена первичная переработка природных ресурсов, хуже — вторичные переделы, еще слабее — высшие переделы. В результате страна занимает лишь 20-е место в мире по выпуску химической продукции, хотя и поставляет на экспорт большие объемы простых товаров, прежде всего минеральных удобрений, синтетического каучука, синтетических смол и пластмасс, импортируя примерно на такую же сумму более сложные химические товары.

Поставки на экспорт помогли поддержать вышеупомянутые химические производства, а быстрорастущий внутренний спрос стимулировал выпуск шин, однако производство химических волокон и нитей, лаков и красок, химических средств защиты растений и целый ряд других отраслей в условиях снизившегося спроса и/или повысившихся требований к качеству не смогло выдержать иностранной конкуренции и сильно сократилось (в 2008 г. мощности по производству лакокрасочных материалов были загружены на 38%, химических средств зашиты растений — на 26%).

Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года предусматривает рост почти всех химических производств на базе их модернизации и развития НИ ОКР, однако без увеличения госфинансирования.

К химическому комплексу примыкает (но не входит в его состав) фармацевтическая промышленность. Она находится в сильном упадке, который начался еще в советские десятилетия из-за нараставшей неспособности этой отрасли обеспечивать потребности страны в современных лекарственных препаратах. В результате доля отечественных препаратов на внутреннем рынке составляет 68% в натуральном выражении и 19% в денежном выражении (2008 г.).

Утвержденная в конце 2009 г. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года предполагает увеличить эту долю в денежном выражении до 50% за счет модернизации отрасли на основе иностранных и отечественных технологий, причем с ощутимой государственной финансовой поддержкой, и даже прогнозирует резкое увеличение нынешнего небольшого экспорта российских лекарственных препаратов.

Лесопромышленный комплекс (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность) обеспечивает 2,5-4% российского экспорта. Объем производства в лесной промышленности постепенно растет — в 2007 г. вывоз деловой древесины из леса достиг 134 млрд плотных кубических метров (без учета большой нелегальной вырубки леса), хотя вряд ли в будущем сможет приблизиться к советскому объему (250-280 млрд плотных кубических метров) из-за перехода экономики на другие конструкционные материалы и более рационального использования древесины. Около 40% необработанной древесины и пиломатериалов идет на экспорт.

Восстановление внутреннего спроса, особенно в строительстве, помогло росту деревообрабатывающей промышленности, но его тормозит невысокое качество выпускаемой продукции, не позволяющее наращивать и экспорт (примером может быть отечественная мебель).

В целлюлозно-бумажной промышленности, издавна ориентированной на экспорт (экспортируется половина продукции), и к тому же с заметным присутствием иностранного капитала, этих проблем меньше, но тем не менее эта отрасль не входит даже в десятку мировых производителей и во многом из-за того, что отечественные целлюлозно-бумажные комбинаты (165 ЦБК) до сих пор не выпускают в заметных объемах многие высокопередельные виды продукции, например мелованную бумагу, качественный картон. Проблемы лесопромышленного комплекса — это во многом следствие нехватки дорог (не дают хорошего доступа клееному сырью), кредита, а также быстрого роста тарифов на нужную ЦБК в больших количествах электроэнергию.

Легкая промышленность

Российская легкая промышленность очень сильно зависит от той конъюнктуры, которая складывается на мировых рынках. С одной стороны, эта отрасль сильно подвержена конкуренции со стороны азиатских производителей, часть продукции которых ввозится в страну вообще нелегально. С другой стороны, легкая промышленность России полагается в основном на иностранное сырье, комплектующие и оборудование.

Отечественное производство одежды сократилось в разы (костюмы, куртки) и десятки раз (пальто, платья, рубашки) и имеет тенденцию к дальнейшему сокращению. Удалось остановить резкое падение выпуска тканей и частично восстановить его, хотя объемы производства несравнимы с советским уровнем (2,5- 2,8 млрд кв. м в год по сравнению с 8,4-8,7 млрд кв. м). В производстве кожаной обуви удалось добиться перелома, и оно растет (почти в два раза за 2000-е гг. — до 58 млн пар в 2009 г.), хотя и здесь объемы производства радикально уступают советским (385 млн пар в 1990 г.). Лучше ситуация в производстве ковров и ковровых изделий — оно составляет 2 /з советского уровня.

Строительный комплекс

Этот комплекс состоит как из капитального (инвестиционного, производственного), так и жилищного строительства, а также производства строительных материалов. Деиндустриализация России привела к сильному сворачиванию капитального строительства, т.е. строительно-монтажных и прочих работ по сооружению, расширению, ремонту, реконструкции и модернизации нежилых зданий и инженерных сооружений. Рост спроса на жилье в 2000-е гг. помог восстановлению жилищного строительства (см. гл. 12). Но в целом объемы строительства остаются намного меньшими, чем до распада СССР, а в результате численность занятых в строительстве сократилась с 7 до 5-5,5 млн человек.

Снижение объемов строительства повлекло за собой уменьшение выпуска основных строительных материалов, восстановление производства которых начало происходить только в первое десятилетие XXI в.: выпуск цемента в 1985 г. составил 84,5 млн т, в 2000 г. — 32 млн т, в 2007 г. — 60 млн т, строительного кирпича — соответственно 24, 11 и 13,5 млрд шт. условного кирпича.

Транспортный комплекс

В 1990-е гг. более чем на 40% сократился грузо- и пассажирооборот транспорта общего пользования, который начал восстанавливаться только в следующем десятилетии, однако остается намного меньше советских показателей. В грузообороте доминирует трубопроводный транспорт (50%) и железнодорожный (43%). Слабым местом российской транспортной системы является недостаточное развитие транспортной сети и ее низкий технический уровень, из-за чего ежегодно теряется сумма, превышающая 3% ВВП, а также резко снижается мобильность населения.

В железнодорожных перевозках доминирует государственная компания «Российские железные дороги», на которую вместе с се дочерними компаниями (работают не по государственным тарифам) приходится около половины перевозимых грузов. Остальное перевозится в основном частными компаниями. Одобренная правительством в 2007 г. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года предусматривает рост грузооборота в 1,6 раза на основе строительства 16-21 тыс. новых железнодорожных путей и наращивание пассажирооборота на основе строительства высокоскоростных магистралей.

Автомобильный транспорт занимает небольшую долю в грузообороте, но доминирует по объему перевозок, так как перевозит грузы преимущественно на короткие расстояния. Это происходит во многом из-за того, что в России сеть автомобильных дорог с твердым покрытием остается небольшой (примерно в три раза меньше потребностей),технически устаревшей (только 56% федеральных автомобильных дорог соответствуют необходимым критериям прочности) и к тому же медленно увеличивается (ежегодно сдается в эксплуатацию 1-2,5 тыс. км новых и отремонтированных дорог, что во много раз меньше, чем в советское время). Созданная в 2009 г. для строительства и реконструкции автомагистралей и скоростных автодорог госкомпания «Российские автомобильные дороги» («Автодор») имеет утвержденные правительством планы на строительство и реконструкцию в 2010-2015 гг. примерно 1,4 тыс. км автодорог федерального значения. На это планируется потратить 1,5 трлн руб., т.е. по 1 млрд руб. за каждый километр (в несколько раз дороже, чем в Германии и США), и к тому же часть этих дорог планируется сделать платными. Согласно Концепции-2020, в 2015-2020 гг. ежегодно будет вводиться по 5-10 тыс. км автодорог.

Внутренние перевозки грузов и пассажиров водным транспортом (морским и внутренним водным) перестали играть заметную роль из-за снижения более чем в три раза объемов этих перевозок. Это произошло вследствие роста тарифов и ухудшения состояния флота, портового хозяйства и внутренних водных судоходных путей. К тому же Россия лишилась большинства собственных портов на Балтийском и Черном морях и резко сократила «северный завоз» из-за прекращения освоения Севера. Правда, во внешних перевозках роль водного транспорта намного заметнее, так как морской транспорт обеспечивает основную часть объема российской внешней торговли (67% экспорта и 9% импорта). Хотя под контролем России имеется морской транспортный флот дедвейтом 18 млн т, однако 67% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами в целях ухода от налогов, а в результате судами под российским флагом перевозится только 5% объема отечественных внешнеторговых грузов, на чем российские судоходные компании ежегодно теряют 9-11 млрд долл.

Воздушный транспорт после сокращения в 1990-е гг. в четыре раза числа пассажиров начал увеличивать их перевозки (в 1990 г. — 91 млн человек, 2000 г. — 23 млн человек, 2008 г. — 51 млн человек). Здесь остро стоит проблема обновления парка, который во многом морально устарел и поэтому в нем нарастает численность магистральных самолетов иностранного производства (в 2008 г. их было 320, а их доля в общем пассажирообороте достигла 50%).

Наиболее динамично развивается трубопроводный транспорт: сеть магистральных нефтепроводов и газопроводов продолжает возрастать за счет интенсивного строительства новых экспортных трубопроводов.

Связь и телекоммуникации

Этот вид экономической деятельности в России развивается противоречиво. Ежегодно запуская на коммерческих условиях немало иностранных спутников, Россия многие годы не может довести до нужного количества спутников отечественную глобальную навигационную систему (ГЛОНАСС), аналог американской GPS. Отечественная почта, в которой доминирует ФГУП «Почта России», находится в плохом состоянии и во многом из-за сокращения подписки на газеты и журналы в 18 раз, отправки посылок — в 3 раза.

В то же время за постсоветские годы число телефонных аппаратов сети общего пользования возросло в 2 раза (до 46 млн шт.), число подключенных телефонов сотовой связи — значительно превысило численность населения (около 200 млн шт.), а численность пользователей Интернета превысила 40 млн человек.

Торговля и бытовое обслуживание

В торговле и ремонте (автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования) занято много работающих — почти 18% и производится очень большая доля ВВП — около 21%.

Большая численность занятых здесь объясняется отчасти тем, что в условиях сохраняющейся в России и соседних странах высокой безработицы этот вид деятельности является своеобразным «буфером», поглощающим лишние рабочие руки, согласные на невысокую оплату труда.

Что касается высокого вклада торговли в ВВП, то, конечно, главной причиной является рыночный характер российской экономики. Но в России постоянным мотивом являются жалобы производителей на большое количество посредников в продаже их товаров. Можно высказать предположение, что это следствие власти бюрократии, которая руками аффилированных с ней предпринимателей организует цепочки посреднических фирм, обойти которые поставщику невозможно из-за наличия у бюрократии административного ресурса. Другой причиной является частое (для минимизации налогообложения) отделение от производителей сбытовых компаний (примером могут быть трейдинговые компании в нефтегазовом секторе), деятельность которых проходит в статистике как торговля.

Российская торговля демонстрирует нам также важную макроэкономическую особенность — высокую долю импортных товаров в розничном товарообороте (45-47% всего розничного товарооборота в предкризисные годы). Для большой экономики с относительно емким рынком и большим экспортом это свидетельство низкой конкурентоспособности отечественных потребительских товаров и ориентации экономики на «проедание» экспортной выручки, а не на ее инвестирование.

Методика анализа реального сектора

Хотя СНС базируется не на отраслях, а на видах экономической деятельности, при анализе реального сектора распространенным подходом остается отраслевой, точнее, основанный на группировании отдельных отраслей (видов экономической деятельности) в отраслевые комплексы (например, ваграрно-промышленный комплекс) или в укрупненные отрасли (например, легкую промышленность). В России такой подход преобладает отчасти потому, что наша страна в статистическом учете только с 2003 г. перешла с Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) в соответствии с рекомендациями СНС. Но более важной причиной является то, что отраслевой анализ позволяет лучше описать состояние реального сектора.

В практике изучения национальной экономики сложилось различное деление реального сектора на отраслевые комплексы и укрупненные отрасли. Вот один из вариантов:

  • аграрно-промышленный комплекс (АПК);
  • топливно-энергетический комплекс (ТЭК);
  • металлургический комплекс;
  • химический комплекс;
  • лесопромышленный комплекс;
  • машиностроительный комплекс;
  • оборонно-промышленный комплекс (ОПК), часто называемый военно-промышленным комплексом (ВПК), хотя первый означает оборонную промышленность и военные НИОКР, а второй — альянс армии, госаппарата и военной промышленности;
  • легкая промышленность;
  • строительный комплекс;
  • транспортный комплекс;
  • связь и телекоммуникации;
  • торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание.

Возможно и более простое деление реального сектора: сельское хозяйство, промышленность (добывающая и обрабатывающая), строительство, транспорт и связь, торговля. К нему прибегают при небольших размерах национальной экономики или при слабости национальной статистики.

Агропромышленный комплекс (АПК). АПК охватывает:

  • сельское хозяйство;
  • отрасли, поставляющие материальные ресурсы для сельского хозяйства (тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и химикатов для сельского хозяйства);
  • отрасли, перерабатывающие сельхозпродукцию (пищевкусовая промышленность, первичная переработка сельхозсырья для легкой промышленности, например, хлопкоочистительные заводы);
  • инфраструктурные виды деятельности, обслуживающие сельское хозяйство (заготовка, транспортировка, хранение и торговля сельхозпродукцией и др.).

Чем более развита страна, тем меньше в се агропромышленном комплексе доля сельского хозяйства. Однако общедоступная статистика АП К подробные данные даст прежде всего по самому сельскому хозяйству. При пользовании этой статистикой нередко допускают ошибки и прежде всего такая, как ориентация на годовые, а не среднегодовые показатели производства сельхозпродукции. А ведь сельское хозяйство сильно зависит от погодных условий, и поэтому целесообразно использовать среднегодовые данные за три года, еще лучше — за пять лет.

Сказанное относится и к показателям эффективности сельского хозяйства — прежде всего урожайности ведущих сельхозкультур и надоям молока на одну корову (для стран умеренного климата). В свою очередь, эффективность сельского хозяйства зависит от уровня агротехники, к показателям которого относят прежде всего внесение удобрений, химикатов и насыщенность тракторами и сельхозтехникой.

При отсутствии прямых данных об эффективности сельского хозяйства можно использовать и сопоставление доли сельского хозяйства в ВВП страны с долей занятых в этой отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) состоит из электроэнергетики и топливной промышленности, которая охватывает добычу угля и торфа, нефти и газа. ТЭК в ряде стран составляет основную часть таких видов деятельности (по СНС), как «Добыча полезных ископаемых» и «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды».

Изучение ТЭК страны подразумевает исследование баланса производства электроэнергии электростанциями и баланса энергоресурсов. Первый баланс дает представление о том, как производство электроэнергии распределяется по видам электростанций (ГЭС, ТЭС, АЭС). Обратим также внимание на то, что производство электроэнергии надушу населения коррелирует с уровнем социально-экономического развития страны (но не совпадает, потому что страна может торговать электроэнергией с соседними государствами). Поэтому более высока корреляция между показателем потребления электроэнергии на душу населения и уровнем развития страны, хотя и она не равна единице.

Таблица 1. Постсоветские страны: потребление электроэнергии на душу населения в 2004 г., кВт ч

Белоруссия

Молдавия

Справочно:

Азербайджан

в среднем по миру

в среднем по странам ОЭСР

Казахстан

Киргизия

Таджикистан

Туркмения

Узбекистан

Бразилия

Баланс энергоресурсов страны состоит из строк и столбцов: строки охватывают добычу, запасы, экспорт, импорт и потребление энергоресурсов, а столбцы содержат разные виды энергоресурсов — природное топливо (нефть и газовый конденсат, природный газ, уголь и торф), продукты переработки топлива, горючие побочные энергоресурсы, электроэнергию, теплоэнергию. Более простой вариант баланса энергоресурсов представляет собой разбивку потребленной в стране энергии по видам (в России в 2005 г. из всей потребленной энергии в размере 647 млн тонн нефтяного эквивалента на природный газ приходилось 54%, нефть и газовый конденсат — 21%, уголь — 16%, атомную энергию — 6%, гидроэнергию, солнечную, ветровую и геотермальную — 2%, биомассу и мусор — 1%)".

Металлургический комплекс охватывает как черную, так и цветную металлургию страны. Химический комплекс состоит из довольно большого количества подвидов экономической деятельности, так же как лесопромышленный комплекс. Особенно большое число подвидов экономической деятельности входит в машиностроительный комплекс.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) не представлен отдельными видами и подвидами экономической деятельности, поэтому бывает сложно выделить военную продукцию из гражданской. В связи с тем, что ОПК развит в немногих странах, его нередко опускают при анализе реального сектора. Добавим, что в странах с развитым ОПК иногда делят машиностроение на гражданское и военное.

Легкая промышленность представлена прежде всего производством тканей (текстильное производство), одежды, обуви, кожи и кожаных изделий. Иногда производство тканей и одежды объединяют под одним термином — «производство текстиля».

Строительный комплекс охватывает строительство (новое строительство и ремонт), а также промышленность стройматериалов. Само строительство часто делят на промышленное, гражданское (например, строительство офисных зданий) и жилищное.

Транспортный комплекс (транспорт) традиционно разбивают на железнодорожный, автомобильный, авиационный, морской, речной, трубопроводный транспорт. При анализе транспорта используют такие показатели, как перевозка грузов (в тоннах или же в кубометрах в случае природного газа), грузооборот (в тонно-километрах, т.е. в тонах перевезенных грузов, помноженных на расстояние, на которое их перевезли) и пассаж и рооборота (количество перевезенных пассажиров).

Связь и телекоммуникации как отраслевой комплекс охватывает разные виды хозяйственной деятельности, существующих прежде всего на базе почты, телефонии и Интернета.

Наука и научное обслуживание включены в качестве подвида в такой вид экономической деятельности, как «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг». Проблема сочетания анализа экономических ресурсов и отрасли особенно приложима к науке и научному обслуживанию. В данном случае возможны и такие подходы к ее решению — переместить анализ науки и научного обслуживания в анализ научных ресурсов или совмещать их вместе при анализе реального сектора.

Торговля и общественное питание, гостиницы и бытовое обслуживание как межотраслевой комплекс занимает весьма заметное место в развитых странах, однако в ряде постсоветских стран его значение еще больше. Например, в российском ВВП торговля весит больше, чем в ВВП США. Это вызвано прежде всего тем, что розничная торговля (особенно индивидуальное предпринимательство) является резервуаром скрытой безработицы. Другой причиной особенно высокого веса торговли является активное использование рядом стран своего транзитного положения (примером может служить Киргизия, реэкспортирующая в соседние страны огромную часть закупаемых ею китайских потребительских товаров).

Отдых и развлечения, культура и спорт как комплекс охватывают широкий круг отраслей, в том числе туризм.

В заключение отметим, что при изучении реального сектора используют понятие «производственная инфраструктура» . Оно охватывает электро-, газо- и водоснабжение, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации.

Экономическую систему можно условно разделить на два крупных сектора: реальный и финансовый.

Реальный сектор состоит из системы экономических отраслей, занимающихся производством материальной и нематериальной продукции. То есть под ним подразумевают не только систему материального производства, но и сферу предоставления услуг, науки, торговли. Исключение составляют финансовые, кредитные и биржевые операции, относящиеся к финансовой экономике.

В реальном секторе макроэкономики осуществляется производство, распределение, реализация и потребление разнообразных товаров и услуг, а в финансовом – исключительно денежные взаимоотношения экономических субъектов, формирующие спрос и предложение.

Монетизация реального сектора

Экономику можно изобразить в качестве сложного кругооборота продукции и услуг, с одной стороны, и денежных ресурсов - с другой. превратилась в монетарную структуру: реализация товаров и предоставление услуг всегда сопровождается финансовым компонентом, каждая покупки-продажи производится с применением денежных или финансовых ресурсов. Поэтому для оценки показателей реального сектора используются не натуральные , а денежные величины.

реального сектора

Инфраструктурой реальной экономики называется экономическая система, включающая материально-товарное содержание и совокупность экономических взаимоотношений субъектов рынка, создающих условия для роста рыночной системы.

Типы инфраструктуры реальной экономики

1. - объединяет предприятия и компании, занимающиеся изготовлением, реализацией и продвижением материальной продукции. Сюда включаются промышленные, транспортные, торговые, телекоммуникационные, маркетинговые кампании ;