Благосостояние и благополучие человека в россии. Благосостояние населения и социальная политика российской федерации. Способы повысить благосостояние населения

ПРОБЛЕМЫ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

Проблемы уровня и качества жизни являются одними из наиболее актуальных. Причиной служит экономический кризис 2008-2010 гг., на фоне которого в мире произошло глубокое падение уровня и качества жизни основной части населения.

Обеспечение экономического благосостояния человека является одной из основных задач государства. Конечно же, роль государства в обеспечении экономического благосостояния во многом зависит от социально-экономической модели страны, однако большинство государств в меру своих возможностей пытаются оказывать серьёзную поддержку своим гражданам. Как неоднократно доказывалось ведущими мировыми экономистами, это оправдано и с экономической точки зрения – сглаживание социального неравенства и компенсация провалов рынка помогает стимулировать экономический рост.

Благосостояние - характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы.

Повышение благосостояния населения России зависит не только от экономической эффективности хозяйства, но и от эффективности государственного регулирования экономики. Для выявления основных направлений государственного воздействия на экономику, приводящего к росту благосостояния населения, был изучен опыт экономически развитых стран. В России основными направлениями государственной экономической политики, направленной на повышение благосостояния населения, являются воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, а также финансирование социальных обязательств государства.

Формирование российской модели благосостояния происходит под воздействием ряда факторов и условий, составляющих институциональную среду и структуру, и зависит от траектории предыдущего развития национальной системы. Эти факторы условно можно разделить на факторы прошлого и настоящего.

К факторам прошлого относятся специфика развития российской экономики, в связи с этим сложившиеся стереотипы в обществе, менталитет, кризис 1998 г. и т.д. К факторам настоящего можно отнести те реальные условия, которые сложились в обществе на сегодняшний день: уровень и степень дифференциации доходов, региональные, территориальные , отраслевые диспропорции, ВВП, индекс развития человеческого капитала и другие.

Но чтобы лучше понять ситуацию с экономическим благосостоянием, необходимо обратиться к национальной статистике, то есть к данным Росгосстата. Одним из основных показателей является величина прожиточного минимума и процент населения за чертой бедности.

Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения.

Размер прожиточного минимума РФ за III квартал 2016 года учрежден Постановлением № 1275 от 01.12.2016 года и составляет:

    в расчете на душу населения – 9889 рублей в месяц;

    для трудоспособного населения – 10678 рублей в месяц;

    для пенсионеров – 8136 рублей в месяц;

    для детей – 9668 рублей в месяц.

Официально численность населения, имеющего среднедушевые денежные доходы за 2016 год ниже минимального прожиточного минимума, установленного в целом по России - 18,9 млн. человек.

В нищете в России, по критериям ООН, живут 20–30% населения, в бедности – три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным, скорее – «бедные беднели, богатые богатели». Разрыв между наиболее богатыми слоями – верхними 10% населения – и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15–20 раз.

Проблема благосостояния населения является одной из важных проблем общества. Для решения этой проблемы необходимо иметь четкий и конкретный план по развитию общества и улучшению благосостояния страны.

Важнейшее значение в решении проблемы благосостояния имеют продовольственные программы (в социально-экономическом и экологическом плане). От решения проблемы оптимального питания зависит реализация генетического потенциала индивидов, социальных групп, наций.

От обеспеченности продовольствием зависит политическая стабильность в обществе. Таким образом, государство должно способствовать сохранению стабильных цен на продовольствие, субсидируя их.

Одним из важнейших аспектов благосостояния индивида является его занятость в общественном производстве. При переходе к рынку так же, как и в рамках функционирования развитого рыночного механизма, неизбежна безработица. Но если общество ставит целью достижение целей индивидуального благосостояния, обеспечение эффективной и стабильной занятости должно являться одной из главных задач экономической политики.

Рост уровня экономического благосостояния зависит от эффективности мероприятий по активизации человеческого фактора, обогащения содержания труда, что обусловлено наличием специальных широких знаний, складывающихся в процессе развития системы образования. Необходима высокая экономическая культура, умение участвовать в ценовой конкуренции, ориентироваться на максимизацию полезности. Расширение системы образования является средством уменьшения разрыва между спросом и предложением различных видов труда. Рост образовательного уровня является одним из наиболее важных факторов роста доходов.

Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование. Согласно новому Индексу человеческого развития, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. В пятёрку наиболее благополучных стран вошли также Австралия, Швейцария, Дания и Нидерланды. Россия занимает 50 место в рейтинге, разделив его с Беларусью. Об этом сообщается в «Докладе о человеческом развитии 2015 года» ( ), подготовленном Программой развития Организации Объединённых Наций.

Благосостояние включает следующие компоненты: доходы и ; государственные социальные гарантии и платные , и социальную защиту.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом - результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности - следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр.

Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации.

Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

Еще один не менее важный фактор демографический. Демографическая

ситуация общества является важнейшим ориентиром производственной и социальной политики. Здоровье нации непосредственно зависимо от индивидуального благополучия граждан, от качества окружающей среды персональной и коллективной безопасности и другие.

Совокупный показатель благосостояния населения мира за последний год на 5,2%. Снижение показателя было зафиксировано впервые с 2007–2008 годов.

Анализируя данные по распределению доходов, можно сделать вывод о том, что по всему миру миллиардеры контролируют менее 2% совокупного объема мирового богатства, тогда как российские миллиардеры контролируют до 30% национального богатства . В результате чего Россия лидирует в мире по неравенству распределения доходов , что отрицательно сказывается на благосостоянии основной массы населения страны.

Несмотря на снижение совокупного объема мирового богатства, с 2000 года был зафиксирован рост благосостояния населения всей Земли на 38%.

По прогнозам выдающихся экономистов благосостояние населения всего мира к 2017 году повысится почти на 50%.

США сохранят свои лидерские позиции по уровню богатства населения, в Европе этот показатель вырастет до нынешнего уровня США. Китай увеличит благосостояние и обойдет по этому показателю Японию, занимающую сейчас второе место. А Россия к 2017 году достигнет уровня, равного уровню США 1904 года. Впрочем, как отмечают многие экономисты, главное - не догнать Америку по уровню «валового богатства», а обеспечить его равномерное распределение. В этом Россия, как видно из данных исследования, пока не преуспела.

В ближайший год можно ожидать ускорения темпов роста мирового ВВП и национального богатства. Но проблема разницы в уровне доходов в России при этом вряд ли решится, хотя пока она отчасти нивелировалась тем, что уровень благосостояния рос как у обеспеченных слоев населения, так и у малообеспеченных.

Таким образом, уровень благосостояния в большей мере определяют доходы, которые являются одним из важных показателей экономического развития. Элементами, обеспечивающими ресурсный потенциал экономического роста в условиях новой экономики, считаются: человеческий и социальный капиталы, национальное богатство во всем его многообразии. www . statistika.ru

Благосостояние населения как базовая категория экономической политики государства - явление многогранное. Его уровень является тем фактором, который сдерживает или способствует человеческому развитию, создавая дополнительные стимулы или ограничивая возможности индивидов и населения в целом относительно реализации активной экономического поведения. Поэтому очень важна эффективность управленческих решений в процессе наращивания благосостояния населения, которая дает возможность оценить перспективы улучшения качества человеческого капитала и обеспечения экономического развития.

Благосостояние населения реализуется совокупностью всех условий его жизнедеятельности, сложившихся в результате производства, распределения, обмена и потребления. Благосостояние формирует иерархию потребностей и определяет уровень их общего удовлетворения.

Оценивать благосостояние населения можно по многим критериям. Анализ научной литературы по данному направлению исследования позволяет выделить несколько методологических подходов к определению критериев оценки благосостояния населения:

1. Определение уровня благосостояния населения через общественное благосостояние. Необходимо тщательно проанализировать текущее состояние ВВП, учитывая неравенство распределения доходов. Этот экономическое направление сформировался из дискуссионных вопросов, касались общественного благосостояния и изменений в его показателях. Основными его вопросами являются:

Возможность сравнить личную пользу каждого участника и необходимость корреляции благосостояния через регулирование неравенства участников (А. Пигу, В. Парето )

Создание компенсационных критериев для определения уровня потерь и прибылей от перераспределения благ, которые получают те или иные участники взаимоотношений (Р. Хикс, Н. Кальдор, Т. Сцитковски)

Подведение основательной базы под функцию благосостояния общества, как инструмента определения лучшего обществе (Дж. Ролз, Дж. Харсаньи, А. Сен, П. Сэмюэльсон, К. Эрроу, А. Бергсон).

2. Качество развития как критерий благосостояния населения. Этот подход предполагает соответствующие методики оценки, измеряют результат обеспеченности благами для человеческого капитала. Над разработкой или адаптацией соответствующих индексов работают отечественные и зарубежные ученые, активными пользователями являются международные организации. Одним из самых известных является индекс человеческого развития.

3. Оценка благосостояния населения по таким критериям, как уровень и качество жизни. Доступ к благам может реализовываться благодаря определению количества материальных благ, которые присутствуют у индивида или группы индивидов. Этот подход отличается от предыдущего скорее названием, чем сути, поскольку ставя целью измерить уровень или качество жизни, авторы предлагают перечень предпосылок и результатов развития.

Рис. 5.1. Составляющие благосостояния населения

Обобщая различные подходы к определению критериев оценки благосостояния населения, стоит отметить, что основными его составляющими являются "качество жизни" и "образ жизни" (рис. 5.1), через которые целесообразно разрабатывать систему критериев оценки благосостояния населения. Рассмотрим их подробнее.

Учитывая недостаточную изученность категории "качество жизни" на данном этапе развития нашего общества, предлагаем такую систему критериев, характеризующим качество жизни населения:

И. Уровень жизни населения. Критерии уровня жизни населения можно объединить в 5 групп: доходы населения; социальное обеспечение; здравоохранение; образование демографическая ситуация.

1. Доходы населения. Оценка благосостояния населения должна включать общие совокупные доходы как всего населения, так и семьи и индивида. Важно учитывать соотношение дохода и уровня цен и налогов. Стабилизация происходит тогда, когда последние не повышаются при увеличении доходов, или остаются неизменными при неизменном уровне доходов, или незначительно растут при стабильном росте доходов и тому подобное. В таком случае речь может идти о росте возможности удовлетворить потребности человека.

Хотя совокупный доход включает в себя все жизненные средства, льготы и бесплатные услуги, сюда не входит стоимость медицины и образования, предоставляется бесплатно. Они относятся к расширенному потребления, которое влияет на рабочую силу и сам факт роста населения.

Центральным звеном системы показателей уровня жизни показатель реальных доходов. Они характеризуют доходы с учетом налогов, цен, тарифов и других обязательных отчислений и платежей. Номинальные доходы отражаются денежные доходы без учета налогов и цен.

С целью всестороннего определения доходов предлагаем использовать такую группу показателей:

Фактическое конечное потребление домохозяйств на душу населения;

Денежные доходы на душу населения в месяц;

Распределение общего объема уровня денежных доходов по группам (с наименьшими и наибольшими доходами)

Номинальная (то есть та, которая начисляется) среднемесячная заработная плата работника;

Реальная заработная плата работника с корректировкой на индекс цен. (Реальная заработная плата отражает то количество благ и услуг, которое можно реально приобрести на номинальную (денежную) заработную плату, то есть зависит от покупательной способности денежной единицы и уровня налогообложения доходов);

Средний размер назначенной месячной пенсии;

Реальный размер назначенной месячной пенсии с корректировкой на индекс цен;

Уровень накоплений (сбережений);

Величина прожиточного минимума на душу населения в месяц;

Минимальный размер оплаты труда;

Минимальный размер пенсии по возрасту;

Уровень бедности;

Уровень безработицы;

Затратная часть семейного бюджета;

Коэффициент Джини, отражающий степень неравномерности деления населения по уровню доходов.

2. Социальное обеспечение. Предусматривает все виды расходов государственных органов или предприятий и организаций любой формы собственности в защиту домохозяйств от разного рода непредвиденных обстоятельств (природные катастрофы и т.п.). Эти расходы состоят из социальной помощи и административных выплат.

3. Здравоохранение. С большого количества социально-экономических факторов, влияющих на состояние здоровья населения, выделим следующие:

Социально-демографические: возраст, пол, социальная принадлежность, семейное положение; производственная деятельность (профессия, должность, стаж, условия и характер труда, степень утомляемости, ритмичность работы, величина дохода на душу населения);

Жилищные условия: величина полезной площади, приходящейся на одного человека, основные качественные характеристики жилья;

Условия и качество питания;

Употребление алкогольных напитков, курения;

Проведение летнего отдыха, занятия физкультурой и спортом.

Важной проблемой на сегодня является определение методологии оценки состояния здоровья. Обычно при его оценке используются показатели, противоположные здоровью: коэффициент общей и детской смертности, коэффициент инвалидизации, количество дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 дней, распространенность основных хронический заболеваний.

4. Образование. Показатели уровня образования имеют не только количественную, но и качественную характеристику, поэтому ее развитие может происходить в направлении как расширение системы образования, так и ее качественного совершенствования. Образование характеризуют такие показатели как: количество учащихся и студентов в процентном отношении к общей численности населения, мужчин, женщин; уровень образования; расходы на образование в процентном отношении к ВВП страны; доля расходов на образование на региональном уровне; количество государственных общеобразовательных школ, вузов и средних специальных учебных заведений, а также численность учащихся на 1000 человек населения.

Украина отстает по всем рейтингам медицинского обслуживания, уступая более сотни стран, хотя в других сферах несколько превышает общемировые показатели. Так, профессиональный рост и система высшего образования в Украине считаются одними из лучших в мире. Украина занимает 48 место по уровню высшего образования и профессиональной переподготовки. Польша - на 33-м, Норвегия - на 9-м, Финляндия - на 1-м. По качеству здравоохранения и дошкольного образования наше государство находится на 94-м месте. Первое место принадлежит Японии, десятое - Норвегии, тогда как Польша находится на двадцать шестой позиции.

Если в 1991 году на образование в Украине тратилось 6,2% объема ВВП, то в 2009 - 5,9%. Зато в Польше в течение этого периода произошел рост с 5,2% до 5,8%. Норвегия, которая имеет значительно более высокие показатели ВВП, увеличила расходы с 7,1% до 7,7 %.

5. Демографическая ситуация. Основными ее показателями являются: общая численность населения (для сравнения берутся среднегодовые оценки, кроме общей, также показывается численность по полу и по возрасту); населения, находящегося в браке; ожидаемая продолжительность жизни (лет) коэффициент естественного прироста (разница коэффициентов рождаемости и смертности) коэффициент рождаемости (отношение числа родившихся за год к среднегодовой численности населения); коэффициент смертности (отношение числа всех смертей к среднегодовой численности населения); коэффициент нетто миграции (отношение разницы между иммигрантами и эмигрантами к среднегодовой численности населения); коэффициент прироста (сумма коэффициентов естественного прироста и нетто миграции) индекс старения (отношение количества лиц в возрасте 65 лет и старше с количеством лиц, младше 15 лет, умноженное на 100).

За годы независимости численность населения Украины уменьшилась более чем на 5 млн человек; по оценкам, еще 5-7 млн Украинская работают за рубежом, из них 80% - это женщины репродуктивного возраста. Такое положение в перспективе может негативно повлиять на динамику численности населения (по некоторым оценкам, к 2050 году она может снизиться до 35 млн человек). Ухудшение демографической ситуации вызвано следующими основными факторами:

Снижение качества жизни;

Просмотр семейных ценностей и устойчивого жизненного порядка (значительное количество женщин отдают предпочтение работе, а не семьи);

Доминирование городского образа жизни;

Существование существенного разрыва между богатыми и малообеспеченными слоями населения, уменьшение количества молодежи на фоне роста количества пожилых людей.

Можно предположить, что отсутствие немедленных действенных мер по улучшению качества жизни в нашей стране приведет к:

Увеличение разрыва между богатыми и малообеспеченными слоями населения, уменьшение количества молодежи на фоне роста количества пожилых людей;

Падение конкурентоспособности государства и замедления потенциала развития населения;

Уменьшение количества здорового населения до критического уровня;

Сокращение числа трудоспособных лиц в пользу нетрудоспособных.

Качество жизни определяет темпы восстановления человеческого потенциала, объемы инвестиций, показатели эффективности труда и миграции. Именно от этого фактора во многом зависит конкурентоспособность государства.

Наряду с уменьшением налогообложения и учетом расходов на воспроизводство человеческого потенциала должны расти расходы в образовательной и культурной сферах. Большое значение имеет кредитования образования, государственное финансирование научно-исследовательской и инновационной деятельности. Всего для реализации программы "Человеческий капитал" на 2007-2013 годы предусмотрено финансирование в размере более 9700000000 евро для поддержки образования, борьбы с безработицей и общественной изоляцией, ликвидации гендерного неравенства .

II. Условия жизни населения. Среди критериев условий жизни населения можно назвать следующие:

1. Жилищные условия, которые включают: долю собственного жилья в общую наличии жилищного фонда; общие объемы жилищного фонда (м2) общую площадь жилья в расчете на одного человека (м2), уровень благоустройства жилья (наличие отопления, водопровода и канализации).

2. Культура и отдых. Этот показатель включает: количество книг и журналов на душу населения; число библиотек, театров, кинотеатров, газет на 1000 жителей; количество лиц, выехавших за границу в качестве туристов на 1000 человек; количество лиц, которые лечились или отдыхали в санаторно курортных учреждениях.

3. Транспортное обеспечение и связь можно оценить количеством легковых автомобилей в личном пользовании на 1000 человек; густотой автомобильных дорог на 100 м2 территории; протяженностью автомобильных дорог (тыс. км), в т.ч. основных дорог и процент асфальтированных дорог.

4. Правовая защита населения характеризует уровень безопасности проживания и численность занятых в правоохранительных органах (тыс. Чел.).

5. Окружающая среда. Для оценки окружающей среды предполагается учитывать показатели, характеризующие загрязненность среды, воздействие на природу (например, экологические стандарты воды), температурный режим и его перепады, влажность и сухость воздуха, культурные достопримечательности, влияние на социально-экономическую систему, густоту и скученность населения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что качества жизни населения отводится роль главного инструмента социально-ориентированной экономической политики государства. Этот инструмент может и обязательно должен использоваться для достижения высшего качества жизни, требует скоординированных действий во всех основных отраслях науки и политики.

Оценку показателей качества жизни можно рассматривать как процедуру выявления степени соответствия основных условий и параметров жизненной деятельности человека его потребностям и личным представлениям о полноценном, достойный уровень жизни, удовлетворяет ее требования. Она осуществляется на основе сопоставления параметров и характеристик жизни данного индивида или общества с соответствующими параметрами и характеристиками жизни, принятыми за основу сравнения (эталон) и ценностного осмысления полученных результатов; позволяет на постоянной основе осуществлять оценку и прогнозировать качество жизни населения в регионах Украины, обеспечив при этом системность, однозначность, сопоставимость и воспроизводимость получаемых данных. Результаты такой оценки могут использоваться при реализации государственной политики по улучшению благосостояния населения, разработке приоритетных направлений развития промышленности, науки и социальной сферы, а также при определении эффективности социально значимых технологий, соответствующих инновационных проектов и программ развития.

Система критериев качества жизни достаточно динамичная и вывести постоянную структуру практически невозможно. В предлагаемой системе критериев следует учитывать ряд индикаторов, которые непосредственно влияют на ее состояние.

Схематически систему индикаторов показано на рис. 5.2.

Несмотря на трудности, многие элементы качества жизни могут и должны изучаться на основе анализа результатов специальных выборочных исследований, включая межрегиональные и международные сопоставления.

Для повышения качества жизни следует усилить регулирующую роль государства и общественных организаций во всех сферах общественной жизни, а также активизировать законотворческую деятельность.

Рис. 5.2. Индикаторы качества жизни

Благосостояние - характеристика социально-экономических условий жизни и удовлетворения потребностей населения. По рекомендациям ООН, благосостояние представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в т.ч. демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда занятости, организации труда; образование, в т.ч. грамотность; жилище; социальное обеспечение; человеческие свободы. Для международного сопоставления уровня жизни (благосостояния) ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.

Главным элементом благосостояния является уровень и дифференциация доходов населения. Уровень доходов в целом - результат развития экономики страны и наличия в ней природных ресурсов. Дифференциация доходов складывается под воздействием экономических, демографических и социальных факторов и измеряется соотношением уровня материальной обеспеченности 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных групп населения (децильный коэффициент).

Одной из главных характеристик благосостояния населения является степень соответствия денежных доходов прожиточному минимуму. Так, в Декларации прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 26) предусмотрено, что «пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни ниже установленного законом прожиточного минимума». Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния населения. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку натурального набора прожиточного минимума, а также включает в себя расходы на налоги и обязательные платежи. При изучении благосостояния остро стоит проблема малообеспеченности - следствие низкого размера доходов, низкой квалификации, незанятости, наличия иждивенцев и пр. Благосостояние, наряду с доходами и потреблением, включает условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня, здоровья, демографии и демографической и экологической ситуации. В большинстве стран с рыночной экономикой преобладающая часть расходов на образование, медицину, социальное обслуживание покрывается за счет коллективных источников финансирования. Отрицательно сказывается на благосостоянии населения инфляция, которая обесценивает доходы населения. Нейтрализуются негативные последствия инфляции посредством политики индексации доходов.

Динамика благосостояния населения, источники её влияния

экономический благосостояние население прожиточный

В современных условиях, когда основной характеристикой развитого общества становится его социальная направленность, особое внимание необходимо уделить материальным источникам, обеспечивающим благополучие. Одним из источников выступают, прежде всего, доходы населения. Поэтому, для характеристики благосостояния необходимо исследование источников жизнеобеспечения. Именно они наиболее полно отражают связь между доходом и благополучием.

Благосостояние, является многослойной и многоаспектной категорией. Она характеризуется не только уровнем доходов, но и удовлетворенностью людей своей жизнью с точки зрения удовлетворенности разнообразных потребностей и интересов, зависящих от различных факторов, оказывающих непосредственное влияние на нее. Поэтому, прежде всего, необходимо рассмотреть и исследовать ее с учетом специфических черт. Воздействие причин и условий, как известно неодинаково на разные периоды развития общества характеризующиеся определенной динамикой экономики. Кроме того, значимость данной темы усиливается еще и тем, что по мере развития рыночных отношений и преобразований в социально - экономической сфере все в более заметной роли выступают экономические и социальные условия региона.

Разная обеспеченность и степень интенсивности использования факторов привело к усилению региональных различий в уровне благополучия граждан. К тому же в современных рыночных условиях идут процессы, оказывающие определенное влияние на реальный уровень благосостояния населения, живущего в регионе. Все это связано с возрастанием экономической самостоятельности регионов. Экономически развитыми признаны регионы с лучшими значениями по каждому конкретному показателю, например, самый высокий доход на душу населения, самая низкая величина прожиточного минимума и т. д. На основе этих данных определяется рейтинг того или иного региона. Вместе с тем, сейчас практически все регионы зависимы не только от степени насыщения ресурсами, но и уровня их истощения, располагаемых на его территории. Это является объективной причиной, определяющей материальную возможность развития.

Каждый регион обладает определенной степенью насыщенности и полноты использования ресурсов. Вследствие этого, необходима уровневая характеристика благосостояния. При ее рассмотрении нужно в основу источника дохода взять не только общие положения, но и региональные особенности и условия, влияющие на получение дохода.

Поэтому необходимо предпринять более глубокое исследование влияния отдельных источников на уровень благосостояния граждан, изучения не только всей совокупности факторов, но и источников, оказывающих наиболее существенное влияние на его рост в конкретных экономических условиях. Одним из них является уровень доходов и их структура. Именно он оказывает наибольшее влияние в современных условиях. Степень разработанность проблемы Методологическим основам исследования проблем благосостояния уделялось значительное внимание с самого начала формирования экономической теории как науки. Экономика благосостояния возникла как своеобразная подотрасль неоклассического направления.

Благосостояние является не только характеристикой развития общества, но и объективно необходимым условием его развития. Кроме того, рост благосостояния можно приравнять к увеличению богатства, наращивание которого напрямую связано с экономическим ростом, накоплением капитала и других ресурсов и поэтому основой роста благосостояния является материальное производство, создающее материальное благополучие.

Для любой экономики, стремящейся к увеличению материальных основ и благ в обществе, необходимо создание такой структуры и критериев роста, которые могут применяться систематически. Под критерием благосостояния подразумевается сбалансированное влияние экономической эффективности и распределение полученных доходов между государственными программами, при котором одним из основных последствий и одной из основных целей государственной деятельности является изменение дохода.

Воздействие благосостояния на экономику связано с созданием и использованием необходимых материальных основ и благ в обществе, оно включает в себя все аспекты человеческой деятельности, необходимые для полноценного жизнеобеспечения. Проблему достижения благополучия в обществе пытались и пытаются решить уже несколько столетий.

Богатство индивидуума по А. Смиту зависит от «количества того труда, которым он может распоряжаться или которое он может купить», а также возможностью распоряжаться продуктами труда других людей. Количественную оценку благополучия он определял как то, насколько индивид или общество становится богаче с изменением времени и места, обуславливающие рост реального дохода, что равнозначно повышению благосостояния. При этом он связал рост материальных основ и благ в обществе с уменьшением тягот, на которые приходилось бы идти ради получения более высокого дохода.

Таким образом, анализируя характер формирования и распределения доходов, он замечает, что сами доходы имеют факторное происхождение, а их распределение осуществляется по рыночным законам. Доходы рабочих (заработная плата) по мнению А. Смита есть результат труда, и он зависит от его количества, тяжести и сложности.

Кроме того, Смит предположил, что богатство индивида измеряется возможностью располагать продуктами труда других людей. При этом, погоня за богатством в условиях разделения труда мотивируется желанием уменьшить тяжесть труда для себя и возложить ее на других. Поэтому, человек, оценивая свое денежное состояние или количество товара, которым он владеет, выражает его в том количестве труда других людей, которое он мог бы купить на рынке за свой товар.

Таким образом, он выступал за повышение общественного благосостояние, считая ее положительной функцией народонаселения. Трудовая природа его роста является особенностью количественного измерения благосостояния. Однако с ростом реальных доходов благосостояние индивида может не только расти, но и снижаться.

Тем не менее, он отрицал закономерность снижения величины оплаты труда до прожиточного минимума и был убежден, что при наличии высокой заработной платы всегда можно найти рабочих более деятельных, прилежных и смышленых, чем при низкой.

Благосостояние страны — это обеспечение населения государства необходимыми для жизни материальными, социальными и духовными благами. Благосостояние находится в прямой зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений. В еще большей степени оно связано с эффективностью социально-экономической политики в данном обществе. Экономистов часто критикуют за то, что они используют для измерения благосостояния стран лишь валовой внутренний продукт (ВВП), который не учитывает многие факторы, которые влияют на уровень жизни. Когда ВВП страны высок, это говорит о среднем доходе граждан страны, который отражает их благосостояние лишь в предположении «прочих равных». Но это предположение далеко не всегда выполняется. Существует метод определения благосостояния страны путём исследования субъективной удовлетворенности людей своей жизнью. А по рекомендации ООН с 1978 г. в международной статистике жизненный уровень населения оценивается количеством и качеством потребляемых жизненных благ (материальных и духовных). Существует также индекс ИРЧП(индекс развития человеческого потенциала), который представляет собой среднюю арифметическую из трех социальных индикаторов жизненного уровня:

индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении,

индекс уровня образования населения,

индекс реального среднедушевого ВВП, рассчитанного с учетом паритета покупательной способности валют разных стран.

Россия сегодня занимает 71 место в списке с ИРЧП = 0817. Однако, следует учитывать, что индекс составляется с отставанием в два года, поэтому цифры, опубликованные ООН в 2009 году относятся к 2007. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования. Но следует учитывать, что индекс сильно варьируется по регионам России. По данным Независимого Института Социальной Политики, в 2006 году наивысший среди российских регионов ИРЧП у города Москвы — 0,907 (что сопоставимо с такими странами как Германия, Италия и др.), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,691 (сопоставим с Киргизией, Таджикистаном и др.).

В Москве в сентябре 2010 года прошла международная конференция «Социальное измерение модернизации», организованная партией «Единая Россия». По мнению участников дискуссии, модернизация России должна быть направлена на повышение благосостояния всех слоев общества. Эта тема особенно актуальна на фоне кризиса, который сильно отразился на уровне жизни населения. Но первый вице-премьер России Игорь Шувалов утверждает, что уже удалось добиться роста благосостояния населения. С начала года заработная плата в среднем по стране увеличилась на 5%. А в проекте федерального бюджета на 2011-2013 годы, который 30 сентября правительство внесло в Государственную думу, даже отсутствует специальный антикризисный фонд. Об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме «Россия зовет!». Однако было отмечено, что отсутствие специального фонда вовсе не означает, что в 2011 году полностью прекратятся программы финансирования антикризисных проектов. Более того, премьер-министр отметил, что у правительства есть возможность запускать новые приоритетные проекты, в том числе в социальной сфере. Так, директор департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Марина Шевырева объявила о создании в стране уникальной службы профилактики и борьбы со СПИДом. В обязанности этой службы входит гарантируемое государством оказание эффективной медицинской помощи ВИЧ-инфицированным, включая лечение. Важно, что Россия, одна из немногих стран мира, где государственное здравоохранение взяло на себя обязательства по бесплатному предоставлению лекарственных препаратов больным ВИЧ-инфекцией. Но на сегодняшний момент Россия имеет самый высокий уровень инфицирования в Европе. Российские и зарубежные эксперты оценивают число инфицированных ВИЧ в диапазоне от 0,5 до 1,5 млн. человек. Таким образом, принятие этих мер было, с государственной точки зрения, необходимым решением.

А в конце 2008 г. в РФ была принята рассчитанная на 12 лет «Приоритетная программа «Здоровье», которая намечает к 2020-му увеличить ожидаемую продолжительность жизни на 6-7 лет. Однако большинство включенных в этот документ проектов сосредоточены на восстановлении системы государственного здравоохранения и стимуляции рождаемости, с тем, чтобы остановить процесс сокращения населения. Смертность, которая в 2008 г. составляла 14,7 случая на каждую тысячу жителей, планируется снизить к 2012-му до 13, а рождаемость повысить с 12,1 до 13,5. И уже по недавнему заявлению вице-премьера Александра Жукова, в 2009-м продолжительность жизни мужчин выросла до 63 лет, женщин — до 75, причем за счет сокращения смертности. Численность населения тоже увеличилась впервые за 15 лет, но «с учетом миграционных процессов».

Сегодня, по прогнозу экономического развития России, подготовленному экспертами в рамках подпрограммы исследований президиума РАН «Комплексный системный анализ и моделирование мировой динамики», говорится, что сейчас уровень благосостояния в России составляет 23% от уровня жизни в богатых странах ОЭСР. А к 2050 году этот показатель может вырасти до 60%, при условии, что экономика страны перестанет быть ресурсозависимой. Нынешний (на 2010 год) уровень благосостояния развитых стран может быть достигнут Россией уже к 2035 году. Правда, к этому моменту благосостояние самих стран ОЭСР вырастет на 63%.

Статистики сравнили сумму трат среднего россиянина с тратами жителей других стран. Причем потребление измерялось в американских долларах по паритету покупательной способности. И Россия оказалась в середине списка по расходам ($7918 в год) на потребление, а это больше, чем в мире в целом ($6095). Но далеко от лидеров по потреблению — США и Люксембурга с почти $32 тыс. и $33,7 тыс. соответственно. В общем, уровень благосостояния зависит от того, с кем себя сравнивать. Глава Росстата Александр Суринов заявил, что если сравнивать себя с другими странами, то мы стали страной со средним доходом. Мы больше стали тратить на непродовольственные товары и услуги. Россияне стали есть меньше картофеля и хлеба, зато увеличили потребление овощей, фруктов, мяса, рыбы. Если почти 20 лет назад среднестатистический россиянин тратил на еду 36,1%, а в 2000 году — почти 50% своих доходов, то в 2009 году этот показатель упал до 33,7%. Вроде бы это большое достижение, но в разрезе международных стандартов, семья, расходующая на еду 33% и более доходов, считается бедной. Более того, из данных Росстата следует, что даже наиболее обеспеченный слой населения на продукты изводит почти четверть бюджета.

В то же время сокращается разрыв между доходами 10% наиболее и 10% наименее обеспеченных граждан. На 0,1% (до 16,7%) в 2009-м по сравнению с 2008-м. До этого наблюдался рост показателя. Сокращается и количество людей, живущих за чертой бедности, в качестве которой выступает прожиточный минимум. Так, в 2000 году за гранью нормального существования, не говоря уже о потреблении, находились 29% россиян, или 42,3 млн. человек. Теперь эта картина выглядит так: 13,1%, или 18,5 млн. человек соответственно. Другое дело, что прожиточный минимум является не слишком хорошим индикатором, но всё же это официальный показатель. Прожиточный минимум в первом квартале 2010года в среднем по России составил 5518 рублей, из которых на еду уходило 2090 рублей. Но следует иметь в виду, что в развитых странах потребительская корзина, по которой рассчитывают минимум, куда вместительнее нашей. Также есть и разные методики расчета. Так, расчеты, базирующиеся на показателях доходов от собственности наиболее и наименее обеспеченных граждан, дают отличный от официальный статистики показатель расслоения — в 823 раза.

На этот показатель Суринов отвечает, что еще Маркс говорил о том, что инфляция — это способ перераспределения средств от бедных к богатым. И да, в России очень сильно неравенство, как и в США, где присутствует архирасслоение в обществе. Так расслоение общества по коэффициенту Джини в России составляет — 0,38, а в США — 0,41.

Сегодня правительство РФ представляет достаточно большое количество социальных программ по повышению уровня жизни граждан и достижения уровня жизни наиболее развитых стран мира. Так в Предложениях, подготовленных Российской Федерацией к саммиту «Группы двадцати», состоявшемуся в апреле 2009 года в Лондоне, проблематика, связанная с повышением финансовой грамотности населения, особо выделена среди мер, призванных обеспечить устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе и повысить уровень защиты прав потребителей. А антикризисный план, утверждённый правительством на 2010, основными направлениями деятельности обозначает: усиление государственной поддержки социально нестабильным слоям населения, проведение дополнительных мероприятий по обеспечению полноценной социальной защиты населения, т. е. увеличение пенсий, стипендий, социальных пособий. Дальнейшее развитие получит реализация программы, осуществляющей поддержку детей-сирот, которых обязаны будут обеспечить жильем, разработка программы по обеспечению работой всех слоев населения, в том числе и инвалидов.

Таким образом, решение социальных вопросов — это сложная комплексная задача, которая требует системного, программного подхода. Безусловно, сегодняшние действия государства способствуют развитию положительных трендов, в то же время острота социальных проблем для России требует более активного участия государства и развития элементов государственно-частного партнерства.

Народное благосостояние рассматривается как сфера жизнедеятельности людей, связанная с удовлетворением их материальных и духовных потребностей. Благосостояние - это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами (предметами, услугами, условиями, удовлетворяющими определенные потребности). Уровень благосостояния зависит от развития производства и одновременно воздействует на него.

Возьмем три аспекта (точки зрения, с которых рассматривается предмет, явление) процесса формирования благосостояния.

Первый - это ресурсы, создаваемые в сфере производства. Они предназначены для удовлетворения потребностей человека.

Второй - доступность потребительских благ отдельным группам и слоям населения.

Третий - состояние здоровья населения, окружающей его социальной и природной среды.

Ресурсы для потребления как результат производства потребительских благ и услуг являются источником благосостояния. Они определяются величиной произведенного обществом национального дохода.

Доступность потребительских благ характеризуется уровнем и структурой потребления. Поэтому вторым существенным аспектом формирования народного благосостояния являются условия и механизмы распределения, находящие свое выражение в дифференциации оплаты труда и доходов населения; в реальном потреблении и степени удовлетворения потребностей семей; в имущественной и жилищной обеспеченности различных групп и слоев населения.

Третьим аспектом формирования благосостояния является динамика состояния населения по основным наиболее важным с точки зрения его жизнедеятельности параметрам (рождаемость, заболеваемость, смертность), а так же динамика показателей социальной и природной среды, включая условия труда. Эти показатели можно отнести к показателям, характеризующим качество жизни населения.

Перед нами стоит задача: рассмотреть вторую и третью стороны формирования процесса благосостояния населения, а именно признать факт реальности, что распределение доходов, справедливое с позиций рынка, оказывается далеко несправедливым с точки зрения отдельных категорий населения.

Материальное благосостояние или материальная обеспеченность населения характеризуется уровнем и качеством жизни. Повышение уровня и качества жизни - это не только результат экономического роста, но и его условие. Современному производству требуются как принципиально новые техника и технологии, так и высококвалифицированные работники. Они составляют основу среднего класса. У таких людей сложнее структура материальных, духовных и социальных потребностей, они тратят больше средств на восстановление жизненной энергии, на образование и профессиональную подготовку, а уровень и качество их жизни должны быть выше, чем просто обеспечивающее выживание.


Повышение уровня и качества жизни - социально-приоритетная цель развития общества, важнейшее направление проводимой государством политики доходов и заработной платы. Средством достижения этой цели выступают рост ВВП и совершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.

Уровень жизни - это потребление материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени экономического развития. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

Рост уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потребления товаров и услуг, выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека и т. д. Следовательно, качество жизни характеризуется уровнем образования и медицинского обслуживания, характером труда, состоянием окружающей среды. По большому счету, в рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения.

Для характеристики уровня и качества жизни используется система индикаторов - интегральных и частных, натуральных и стоимостных.

В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят:

· реальные доходы на душу населения;

· реальная заработная плата;

· доходы от вторичной занятости и реализации продукции личного подсобного хозяйства;

· дивиденды, проценты по вкладам;

· пенсии, пособия, стипендии.

С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов.

Доходы населения - материальные средства, которыми располагают граждане для осуществления своих потребностей. Доходы делятся на денежные и натуральные. Денежные доходы включают оплату по труду всех членов семьи; пенсии, пособия, стипендии; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, а также страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и другие доходы.

Натуральные доходы включают продукцию, созданную домашним хозяйством для собственного потребления.

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и уровня цен на товары и услуги. Номинальная (начисленная) заработная плата превысила 101 тыс. тенге, реальные денежные доходы населения за два месяца 2013 год выросли на 2,6%, реальная заработная плата в январе-марте увеличилась на 0,9%, номинальная заработная плата выросла на 7,8% и превысила 101 тыс. тенге.

Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов. Этот показатель позволяет определить средства, используемые населением на потребление и сбережение. Вместе с тем он не учитывает динамики уровня цен.

Для этих целей используется показатель реальные располагаемые доходы располагаемые доходы, скорректированные на изменение потребительских цен.

Еще ориентируются на такой показатель как реальная заработная плата - составная часть реальных доходов, она определяется путем деления номинальной (начисленной) заработной платы на индекс потребительских цен. Индекс потребительских цен - изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде.

Важное место занимают индикаторы, характеризующие дифференциацию доходов. Дифференциация позволяет оценить происходящие социальные изменения. Уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны. Дифференциацию доходов характеризуют следующие показатели:

· показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая 20% или 10% группа населения - распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения;

· децильный коэффициент - соотношение среднедушевых денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения;

· коэффициент дифференциации заработной платы - соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней;

· коэффициент дифференциации доходов населения.

К частным показателям уровня жизни относятся показатели потребления отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности продуктами питания и др. Выделяют натуральные и стоимостные показатели. Натуральные характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами (данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с нормами). Стоимостные отражают затраты на удовлетворение конкретных потребностей и их динамику. Группируются по видам потребностей. Например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых и т. д.

Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства. Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру потребления во взаимосвязи с совокупными доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.

К интегральным показателям качества жизни относятся: индекс развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), индекс интеллектуального потенциала общества, человеческий капитал на душу населения, коэффициент жизнеспособности населения.

Индекс развития человеческого потенциала 1РЧП - средняя арифметическая трех индексов: ожидаемой продолжительности жизни 1ж, уровня образования 1о и валового внутреннего продукта на душу населения (ВВПн) (в долларах).

Индекс интеллектуального потенциала общества отражает уровень образования населения и состояние науки в стране. Учитываются уровень образования взрослого населения, удельный вес студентов в общей численности населения, доля расходов на образование в ВВП, удельный вес занятых в науке, удельный вес затрат на науку.

Человеческий капитал на душу населения отражает уровень затрат государства, предприятий и граждан на образование, здравоохранение и другие отрасли социальной сферы в расчете на душу населения. Чем выше уровень экономического развития, тем больше уровень человеческого капитала и его удельный вес в структуре всего капитала.

Коэффициент жизнеспособности населения характеризует возможности сохранения генофонда, интеллектуального развития населения в условиях проведения конкретной социально-экономической политики, осуществляемой на момент обследования в стране. Этот коэффициент измеряется по пятибалльной шкале. Ниже 1,5 баллов означает кризисное положение, падение уровня и качества жизни до той черты, за которой начинается вымирание населения. Всемирная организация здравоохранения в 1995 г. определила, что коэффициент жизнеспособности российского населения 1,4. Высший балл - 5 баллов не имеет ни одна страна в мире: 4 - Швеция, Дания, Голландия, Бельгия; 3 - США,

Япония, Германия, Тайвань, Сингапур и Южная Корея; 2 - Китай, Вьетнам, Бразилия, Аргентина, Монголия, Турция; 1,6 - Сомали, Гаити, Бирма; 1,5 балла - Босния, Западная Сахара.

Отдельные стороны качества жизни характеризуют частные показатели:

· социально-демографические (продолжительность жизни, динамика заболеваемости, рождаемости, смертности);

· экономической активности населения (уровень безработицы, миграция населения и ее причины);

· развития социальной сферы (доля расходов на образование, науку, здравоохранение);

· социальной напряженности (участие в забастовках, динамика преступности, теневая экономика);

· экологические показатели (содержание вредных веществ, доля затрат на экологию в ВВП).

Все рассмотренные показатели, как общие, так и частные, используются для анализа уровня и качества жизни в стране.