Обобществление труда и производства. Современная (смешанная) рыночная экономика (современный капитализм)

Экономические системы и их сравнительная характеристика.

Экономическая система – это совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

Современная классификация экономических систем предполагает четыре модели экономических систем:

· Традиционная экономика;

· Командно-административная экономика (плановая);

· Рыночная экономика (чистый капитализм);

· Смешанная экономика.

Ни одна из экономических систем не существует в чистом виде.

Традиционная система

Существует в экономически слаборазвитых странах. Это самая древняя и примитивная из всех типов экономических систем. Базируется на отсталых технологиях, в первую очередь связанна с первичной обработкой природных ресурсов, преобладанием ручного труда. В жизни общества преобладают освященные веками традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовое и сословное деление, сдерживая социально-экономический прогресс.

Подобный тип экономической системы характерен для первобытного общества, однако продолжает сохраняться и сейчас в сельскохозяйственных зонах южной Америки, Азии и Африки, а также в других регионах.

Достоинства: стабильность общества и высокое качество производимых благ.

Недостатки: неприспособленность к развитию и совершенствованию (все делается в соответствии с правилами традициями учителей, вследствие чего отсутствие технологического прогресса); плохая приспособленность к изменению внешних условий (прежние традиции не соответствуют новым условиям, а на формирование новых нужны долгие годы); ограниченность числа производимых благ (одни и те же изделия производятся из поколения в поколение, а способы производства остаются прежними, такими, какими они были сотни лет назад).

Смешанная экономика

Смешанную экономику отличает разнородность входящих в её состав элементов, в следствие соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формаци­онных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов систем.

В настоящее время смешанная экономика предстает в следующих формах:

· смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;

· смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).

Чертами смешанной экономики являются: сочетание государственного предпринимательства с частным при всесторонней его поддержке, сочетание капиталистических тенденций и социализации жизни, экономических и неэкономических начал; приоритетность рыночной организации экономики; многосекторность экономики; ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; социальная защита населения.

Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Од­нако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

Сегодня смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекват­ной формой современного развитого общества.

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и других стран.

Основные отличительные черты командно-административной, рыночной и смешанной экономических систем

Основные черты Рыночная экономика Командно-административная эконо­мика Смешанная экономика
Масштабы обобществ­ления производства Обобществление производства в рамках предприятия, экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах
Преоблада- ющая форма собственности Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-ка­питалистов Господствует государственная собст­венность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государствен­ной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к производи-тельному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства воля центрального органа власти, материали­зующая принятые полит. и идеологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование эконо­мики Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть. Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризи­сов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляю­щей) подсистемы, которой является, государство Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразование Ориентируется на предотвращение спада в производстве. Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены Гибкие цены
Заработная плата Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда Административное установление заработной платы Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
Социальные гарантии Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения

Теория трудовой стоимости.

Представители : У. Петти, А. Смит, Д. Риккардо, дальнейшее развитие в трудах К. Маркса.

Смит разграничил потребительную и меновую стоимость товара. Единственный источник стоимости товара – труд, затраченный в любой отрасли материального производства.

Рикардо : единым критерием стоимости товара является труд, затраченный на производство товара и определяемый затратами рабочего времени; показал, что при любом производстве стоимость товара определяется затраченным трудом.

Маркс : стоимость - общественный труд, овеществленный в товаре; она носит общественный характер, потому что в ее основе лежит труд, затраченный на производство товаров, предназначенных для обмена; стоимость выражает общественные отношения, складывающиеся между людьми при товарном производстве.

Основные положения . Все создаваемые товары (услуги) должны быть способны удовлетворять какую-либо потребность человека (обладать потребительной стоимостью ). Как потребительные стоимости товары не могут быть приравнены друг к другу (при обмене пара ботинок = 3 ц картофеля, но полезность того и другого товара различна). Различие потребительных стоимостей является необходимым условием обмена товаров (ибо бессмысленным был бы обмен таких вещей, потребительские свойства которых полностью совпадают), но оно не может служить основанием для количественного соизмерения.

Общим же свойством, присущим всем товарам, является стоимость, то есть овеществленный в них абстрактный труд. Именно он делает товары количественно соизмеримыми. Будучи различными по своей потребительной стоимости, товары, тем не менее приравниваются друг к другу в соответствии с тем количеством общественного труда, которое затрачивается на их производство.

Между потребительной стоимостью и стоимостью товара имеется внутреннее противоречие (как потребительные стоимости различные товары качественно разнородны и количественно несоизмеримы, а как стоимости товары однородны и соизмеримы), которое обусловлено двойственным характером труда, воплощенного в товаре.

Маркс показал, что труд имеет две стороны, является одновременно конкретным трудом и абстрактным трудом. Конкретным трудом называется полезный труд, затрачиваемый в определенной форме и качественно отличающийся от всех других видов труда (труд пекаря, столяра, сапожника, портного и т.п. качественно различен по целям, характерам трудовых операций, предметам труда, конечным результатам). Результатом различных видов конкретного труда являются различные потребительные стоимости.

Труд товаропроизводителей, выступающий как затрата рабочей силы вообще, независимо от ее конкретной формы - есть абстрактный труд . Следовательно, если создателем потребительной стоимости является конкретный труд, то в качестве создателя стоимости выступает абстрактный труд, ибо однородность труда делает товары соизмеримыми между собой. Абстрактный и конкретный труд - это две стороны труда, воплощенного в товаре.
Если стоимость представляет собой овеществленный в товаре абстрактный труд, то величина стоимости товара определяется количеством труда или рабочего времени, необходимого для его производства. Чем больше общественно необходимого времени (при нормальных условия производства - норм уровень техники, умелости и интенсивности труда), которое нужно для производства товара, тем выше его стоимость.

При измерении величины стоимости необходимо учитывать также различие между простым и сложным трудом. Товары, производимые сложным трудом (требует специального обучения), имеют при одинаковых по продолжительности затратах рабочего времени более высокую стоимость, чем те, на создание которых затрачен простой труд (труд неквалифицированного работника, не обладающего специальной подготовкой).

Анализируя развитие форм стоимости, как выражение исторического процесса развития обмена, К. Маркс исследует 4 формы стоимости:

1) простую (существовала на той ранней ступени развития обмена, когда он еще не принял массового характера, осуществлялся не регулярно, а случайно, эпизодически; например, 20 метров полотна = 1 паре ботинок);

2) полную (на более поздней ступени развития, когда обмен товаров стал приобретать все более регулярный и массовый характер; в обмене учавствует множество различных товаров; например, 20 метров полотна = одному мешку зерна, или = двум граммам золота, или = одному костюму);

3) всеобщую (из товаров выделялись такие, которые выступали в роли всеобщего эквивалента, например, скот);

4) денежную (в роли всеобщего эквивалента золото).

Вывод: обмен товаров осуществляются на основе их стоимости, величина которой измеряется общественно необходимыми затратами труда.

Производители, у которых производительность труда ниже общественно нормальной или которые выпускают продукцию в количественном и качественном отношении с отступлением от общественных потребностей, как бы «наказываются» законом стоимости. 3акон стоимости, таким образом, лишает товаропроизводителей свободы выбора снижать или не снижать затраты труда, выявлять или не выявлять потребности общества. Все они находятся под экономическим давлением и вынуждены осуществлять постоянный поиск резервов экономии затрат труда, учет запросов рынка. 3акон стоимости действует, следовательно, как принудительная сила.

2. Теория предельной полезности (вторая половина XIX века)

Основоположники: австрийцы Менгеро, Бём-Баверком, Визер и английский экономист Джевонс. Названные экономисты создали особое направление в экономической науке, получившее название «маржинализм» («предельность»).

Идея : стоимость (или, на современном экономическом языке - ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. То есть в основе обмена лежит полезность товара, а не труд.

Ход рассуждений маржиналистов : потребление любого блага, как правило, постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (если голоден – ест до тех пор, пока не почувствует себя сытым). Отсюда следует:

1. каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага.

2. чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага: благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей (потребление первого бутерброда принесет человеку 5 единиц полезности, второго - 4, третьего - 2, а четвертого - 1, общая полезность этого ряда составит 12 единиц полезности (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда.

Итог: теория трудовой стоимости исключает влияние рынка, стоимость рассматривается как общественно необходимые затраты труда без учета спроса и предложения, что по своей сути не отражает природы цены. Теория предельной полезности - важна полезность блага или товара, то есть его способность удовлетворять какой-нибудь человеческой потребности. Полезность является необходимым условием для того, чтобы какой-нибудь предмет приобрел меновую ценность.

Теория предельной полезности и теория стоимости базируются на различных предпосылках, отражают как бы разный круг экономических отношений. С одной стороны, когда речь идет о свободно воспроизводимых ресурсах, о массовом производстве, то основой цены выступает стоимость и теория стоимости дает исчерпывающие объяснения этого процесса. В условиях реальной ограниченности ресурсов больше подходит теория предельной полезности. В этих условиях только она способна объяснять особый порядок установления цен и т.д.

Структура рынков

Рынок, как механизм ("большой" рынок), состоит из отдельных ("малых") рынков - капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. "Малые" рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на "большом" рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретенные ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить на все более узкие. Так, если на рынках ресурсов выделить рынок труда, то он в свою очередь, со стоит из рынков по группам специализаций (машиностроители. работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

В рынок включены элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Он связан как с производственной, так и духовной сферой. В соответствии с этим рынок имеет многообразную структуру.

По объектам обмена различают рынок товаров, рынок услуг, рынок капиталов, рынок ценных бумаг, рынок труда, валютный рынок, рынок информации и научно-технических разработок.

В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.

По механизму функционирования различают свободный (регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей); монополизированный (условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция); регулируемый (важная роль принадлежит государству, которое использует экономические инструменты воздействия) рынки.

Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.

В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.

По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.

В экономике существуют не только отдельные, изолированные рынки, но и единая рыночная система, все элементы которой находятся в определенных соотношениях друг с другом.

Инфраструктура рынка - это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее характеризуют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка, так и совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка.

Организационная база инфраструктуры рынка включает снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посреднические организации, коммерческие фирмы крупных промышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

Факторы определяющие спрос

Величина спроса зависит от целого ряда факторов (ценовых и неценовых), и в первую очередь от цены. Между ценой и спросом существует жесткая функциональная зависимость, ко­торая может быть выражена графически кривой спроса. Кри­вая наглядно показывает, что с ростом цены величина спроса количественно уменьшается, а с понижением цены возрастает.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Эту обратную зависимость не следует смешивать с прямой зависимостью между спросом и ценой. Необходимо также различать понятия величины спроса и самого спроса, его функции. Это хотя и близкие понятия, но не одно и то же. Величина спроса на данный товар или услугу изменяется в зависимости от цены, а изменение самого спроса как такового или функции спроса зависит от изменения неце­новых факторов, которые делают спрос в целом большим или меньшим либо вообще иным (например, в связи со сменой моды, вкусов и предпочтений покупателей, появлением новых, лучших по качеству товаров-заменителей и т.д.). На графике изменение функции спроса показывает смещение кривой спро­са (Д) вправо и вверх (увеличение спроса) либо влево и вниз (сокращение спроса).

На изменение спроса оказывают влияние следующие неценовые факторы: ,

Качество товара;

Доходы покупателей;

Численность покупателей, их возраст,профессия

Повышение,понижение цен на товаро-заменители

Изменение вкусов и предпочтений покупателя

Направление соц. политики гос-ва (зарплаты,пенсии,пособия и тп.)

Потребительские ожидания покупателя

Также оказывает влияние на величину спроса эффект или принцип падающей, убывающей предельной полезности товара или услуги .

По мере удовлетворения потребности полезность товара снижается, это ведёт к сокращению спроса. Величина спроса зависит от конкурентоспособности товара, которая прямо пропорциональна качеству и обратно пропорциональна цене товара.

Рис. 7.1. Изменение объема спроса и функции спроса

Изменение неценовых факторов (P n , P m , I, M), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение спроса (функции спроса), что графически выражается смещением кривой D (рис. 7.1). То есть при той же цене P 1 , но с возросшими доходами, покупатели могут приобрести большее количество товара Q 2 > Q 1 (кривая D 1) или меньшее – при снижении цены товара-заменителя Q 1 < Q 2 (кривая D 2).

Спрос на товары по-разному реагирует на изменение факторов, его определяющих. Степень чувствительности спроса к изменению различных факторов (цена товара, доход потребителя, цены товаров-заменителей и дополняющих товаров) называется эластичностью спроса .

Спрос – это количество товаров (услуг), которые покупатели могут приобрести на рынке. Размер спроса зависит от многих факторов: цен товаров; цен товаров-заменителей; денежных доходов покупателей; вкусов и предпочтений людей; потребительских ожиданий. Среди перечисленных факторов наиболее значимыми являются цены товаров и доходы покупателей. При этом в качестве определяющего фактора выступает цена товара.

Q D = f(P) – функция спроса по цене.

Данную функцию можно изобразить в виде графика (рис. 6.1).

закон спроса гласит, что при прочих равных условиях при понижении цен покупатель приобретает больший объем товара и сокращает закупки при повышении цен на него.

Кривая предложения

Форма кривой предложения определяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо, т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

Детерминанты предложения

Цена – основная детерминанта величины предложения любого продукта. Однако существуют другие (условно назовем их неценовые) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. Если одна из неценовых детерминант в действительности претерпевает изменения, положение кривой предложения будет меняться.

К другим детерминантам предложения относятся:

1) Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность, снижение цеп на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2) Технология. Совершенствование технологии означает, что можно более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3) Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4) Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5) Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения цен на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6) Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем большее число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньшее в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении выражается в смещении кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево.

Причиной изменения предложения служит изменение одной или более детерминант предложения. Напротив, изменение величины предложения означает передвижение с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения. Причиной такого передвиженияявляется изменение цены на рассматриваемый продукт.

17. Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие и равновесная цена. Паутинообразная модель рыночного равновесия.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ - ситуация на рынке, при которой нет тенденции к изменению рыночной цены или объема продаваемых благ.

Рыночное равновесие устанавливается, когда цена приводится к уровню, который уравнивает объем спроса и объем предложения. Рыночное равновесие цены и объем продаваемого блага могут изменяться в ответ на изменения спроса и предложения.

Когда "потолок цен" устанавливается ниже равновесной цены, образуется дефицит (иногда его называют избыточным спросом благ) и объем спроса превышает объем предложения. Такое положение приведет к конкуренции между покупателями за возможность купить данное благо. Конкурирующие покупатели начинают предлагать более высокие цены. В ответ на это продавцы начинают повышать цены. По мере того как цены растут, объем спроса сокращается, а объем предложения увеличивается. Это продолжается до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня.

Когда минимальные уровни цен устанавливаются выше равновесной цены, объем предложения превышает объем спроса и образуется избыток благ. Рыночное равновесие и отклонение от него показаны на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Рыночное равновесие

Выделяют четыре варианта влияния сдвигов кривых спроса и предложения на цену и объем благ.

1. Увеличение спроса на благо вызывает сдвиг кривой спроса вправо, в результате чего увеличиваются и равновесная цена, и равновесный объем блага.

2. Уменьшение спроса на благо смещает кривую спроса влево, в результате чего снижаются равновесная цена и равновесный объем блага.

3. Увеличение предложения блага сдвигает кривую предложения вправо, в результате чего снижается равновесная цена и увеличивается равновесный объем блага.

4. Уменьшение предложения блага сдвигает кривую предложения влево, в результате чего повышается равновесная цена и сокращается равновесный объем блага.

Используя указанные четыре варианта изменения спроса и предложения и сдвига их кривых, можно определить равновесную точку в случае любых колебаний спроса и предложения.

Однако не всегда "срабатывают" названные выше "четыре правила" спроса и предложения, ибо часто одновременно происходит сдвиг и кривой спроса, и кривой предложения, что значительно усложняет анализ реальных экономических явлений и процессов.

Научно обоснованный метод анализа спроса и предложения предполагает необходимость:

· а) отличать изменение спроса или предложения, которые ведут к сдвигу кривой, от изменения объема спроса или предложения, которые вызывают движение вдоль кривой;

· б) соблюдать все остальные условия равными, что требует знания различий между влиянием, обусловленным изменением цены блага, и влиянием, обусловленным изменением других факторов.

Эффект дохода

Эффект дохода – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор.

Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров.

Для нормальных товаров общий эффект воздействия на спрос складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые действуют в одном направлении.

В зависимости от реакции покупателя на рост реального дохода все товары делятся на три группы:

1. нормальные товары

2. товары низкого качества

3. товары Гиффена

Предположим, что Х – некачественный товар. Эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположном направлении. Эффект дохода снижает эффект замещения. В результате общий эффект воздействия на спрос есть разность между эффектом замещения и эффектом дохода.

Для описания предпочтений потребителя по всем наборам товаров используется совокупность кривых безразличия, кото­рая называется картой безразличия (рис. 14). Она показывает порядковое ранжирование всех наборов благ, которые может выбрать потребитель. Следовательно, кривая безразличия, ле­жащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров. Это означает, что каждая кривая безразличия характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлет­ворения потребностей.

Кривая безразличия Карта кривых безразличия.

Положение о кривых безразличия основывается на следую­щих аксиомах:

1) непрерывности - из нее следует, что все товары можно разбивать на все более мелкие единицы, размеры которых не сдерживают потребителей;

2) рациональности потребителя - хотя поведение человека на рынке субъективно, средним потребителем является разум­ный человек, стремящийся наилучшим образом распорядиться своим доходом;

3) возможности выбора - предполагает способность челове­ка определить, какой из предложенных потребительских набо­ров (А, Б, В) является для него предпочтительным;

4) транзитивности - исходит из того, что если для потреби­теля «потребительская корзина» А столь же значима, что и «корзина» Б, а «корзина» Б - что и «корзина» В, то «корзины» А и В являются одинаковыми по своим полезностям для данно­го потребителя. Из этого следует, что если А = Б = В, то А = В;

5) ненасыщенности - для потребителя всегда существует
какой-то набор, который предпочтительнее другого. Он всегда
предпочитает иметь набор, в котором товаров больше. Это зна-
чит, что у него нет порога насыщения.

Преимущество кривых безразличия перед концепцией пре­дельной полезности в том, что можно не измерять количествен­но саму полезность.

Кривые безразличия помогают выявлять предпочтения по­требителей, что приносит практическую пользу предпринима­телям.

Карта кривых безразличия позволяет выявить потребитель­ские предпочтения, но она не отвечает на вопрос, сколько и какие именно наборы приобретет потребитель. Ответить на этот вопрос позволяет анализ покупательной способности по­требителя, которая определяется доходом потребителя и цена­ми товаров. Это ограничение потребителя называется бюджет­ным. Представим, что все многообразие товаров на рынке све­дено к двум продуктам: мясу и рыбе. Обозначим их X и Y. Семья может расходовать на них 4 тыс. руб. Цена товара X = 100 руб., цена товара Y = 200 руб. Исходя из бюджетного ограничения, семья может составить несколько вариантов наборов, которые могут быть представлены в виде графика бюджетной линии. Если всю сумму затратить на мясо, то будет приобретено 40 единиц (кг), а на рыбу - 20. Соединив эти две точки, мы полу­чим линию бюджетного ограничения (рис. 15).

Рис. 15. Линия бюджетного ограничения

Любой набор, соответствующий точке, лежащей на бюджетной линии, доступен потребителю. Точка Н, находя­щаяся внутри бюджетной линии, доступна потребителю, одна­ко его доход не будет использован полностью. Точка М, лежа­щая выше и правее бюджетной линии, недоступна потребителю при данном доходе и цене.

При изменении дохода бюджетная линия будет перемещать­ся параллельно вправо или влево в зависимости от того, растет доход или нет (рис. 16).

Если цена товара Y растет, а цена товара X не изменилась и остался прежним доход, то бюджетная линия изменит угол своего наклона (рис. 17). При прежнем доходе покупатель сможет купить меньше товара Y, который подорожал. Бюд­жетная линия пересечет вертикальную ось на более низком уровне.

Рис. 16. Сдвиг бюджетной линии Рис. 17. Бюджетная линия при
при росте дохода повышении цены товара.

Другая ситуация возникает при понижении цены одного из товаров. Точка пересечения бюджетной линии с осью коорди­нат будет отодвигаться все дальше от начала координат. Воз­можности выбора потребителя увеличатся.

Проблема потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя максимально сов­падали с его возможностями. В условиях рыночной экономи­ки выбор потребителя связан не только с оценкой полезности потребляемых благ, но и сравнением цен альтернативных ва­риантов выбора. Изменение цены вызывает изменение реаль­ного дохода потребителя и альтернативной стоимости блага, что влияет на потребительский выбор. Свобода потребитель­ского выбора есть необходимое условие суверенитета потре­бителя, в соответствии с которым решения, что и в каком количестве приобрести, как расходовать полученный доход, принимаются самими потребителями.

С помощью таблицы 3 рассмотрим отличительные черты рыночной и командно-административной экономик.

Таблица 3

Отличительные черты экономики

Рыночная

Командно-административная

Масштабы обобществления

Обобществление производства в рамках предприятия.

Экспроприацию трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы.

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве.

Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены.

Конкуренция

Социальные гарантии

Социальная незащищённость граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Зарплата на основной работе.

Зарплата на основной работе +свободное время + связи + трансферты.

Теневая экономика

Отсутствует

присутствует

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда.

Административное установление заработной платы.

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.п.)

Социалистическое соревнование.

При командной экономике все распределяется централизованно и заранее по существующему плану определяется - кому, что и сколько производить.

При рыночной экономике эти процессы подчиняются законам свободного рынка - производится то, на что есть спрос в данный момент времени .

Характерными чертами командно-административной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм командно-административной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра -- высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда .

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь, прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствовавшими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса .

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.

В рыночной системе поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами: каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, посредством которого индивидуальные решения и предпочтения предаются гласности и координируются. Тот факт, что товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции, означает, что существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. В результате экономическая власть широко рассеяна. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал. Был достигнут новый уровень развития «человеческого фактора», главной производительной силы общества. Наемный работник и капиталист-предприниматель выступали как юридически равноправные агенты рыночных отношений. Понятие «свободный наемный работник» предполагает право свободного выбора покупателя рабочей силы, места ее продажи, то есть свободу передвижения в пределах рынка труда. Подобно всякому товаровладельцу, реализовавшему свой товар и получившему за него деньги, наемный работник обладал свободой выбора предметов и способов удовлетворения потребностей. Обратной стороной свободы выбора стала личная ответственность за поддержание рабочей силы в нормальном состоянии, за правильность принятого решения, за соблюдение условий трудового соглашения.

Фундаментальные задачи экономического развития в рыночной экономической системе решаются опосредованно, через цены и рынок. Колебание цен, их более высокий или низкий уровень служат индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на конъюнктуру рынка, уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.

Предприниматели стремятся получать все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать естественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широко реализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (так называемые предпринимательские) способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развития и совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

4.3. Типы экономических систем

Классификация в науке выступает важнейшим инструментом систематизации явлений и процессов. Ее успешность зависит от правильного выделения критерия (главного признака).
При рассмотрении экономических систем используются разные критерии. Среди них называют следующие:
. преобладающая форма хозяйствования. Выделяются экономическая система с натуральной формой хозяйствования и экономическая система с товарной формой хозяйствования;
. основные формы собственности. Различаются экономические системы общинного типа, частнособственнического типа, кооперативно-общественного типа, смешанные;
. способ распределения доходов. Выделяются такие типы, как общинно-уравнительный - с распределением доходов по земле, с распределением доходов по факторам производства, с распределением по количеству, качеству и эффективности трудового вклада;
. степень государственного вмешательства в экономику как критерий. Различают следующие типы экономических систем: свободный (либеральный), административно-командный, экономически регулируемый, смешанный;
. механизм или способ координации действий хозяйствующих субъектов. Выделяются такие типы экономических систем, как традиционный, рыночный, плановый;
. степень открытости включения в мирохозяйственные связи и отношения. Различают закрытую и открытую экономические системы;
. степень зрелости экономических систем. Различаются формирующиеся, зрелые (развитые) и деградирующие системы.
В современной экономической литературе (табл. 1.2) чаще всего выделяют четыре основных типа экономических систем:
. традиционную экономику;
. административно-командную экономику;
. рыночную экономику;
. смешанную экономику.

Таблица 1.2. Сравнительная характеристика различных экономических систем

Основные
черты

Рыночная экономика

Командно-административная экономика

Смешанная
экономика

Масштабы обобществления производства

Обобществление производства в рамках предприятия

Экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объединение частных товаропроизводителей в колхозы и совхозы

Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах

Преобладающая
форма
собственности

Экономическая деятельность единоличных предпринимате- лей-капиталистов

Г осподствует государственная собственность

Экономическая деятельность па базе коллективной, частой и государственной собственности

Форма бюджетного ограничения

Жесткая

Мягкая

Разнообразные социально регулируемые

Стимул к производительному труду

Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.)

Социалистическое
соревнование

Факторные доходы

Основной
принцип
производства

Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения

Принцип соответствия спроса и предложения

Регулирование
экономики

Саморегулирование индивидуальных капиталов на основе свободного рынка при слабом вмешательстве государства

Жесткий контроль централизованным государством, полностью монополизировавшим экономику и власть

Активное государственное регулирование национальной экономики для стимулирования потребительского спроса и предложения, предотвращение кризисов и безработицы и т.д.


Конкуренция

Теневая
экономика

Отсутствует

Присутствует

Только на запрещенный государством товар (наркотики)

Координация

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и прежде всего система цен

Правила и параметры экономического поведения в соответствующее размещение благ определяется воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является государство

Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется рыночным механизмом и государственным регулированием

Ценообразование

Ориентируется на предотвращение спада в производстве

Г осударство устанавливает постоянные (фиксированные) цены

Гибкие цены

Заработная плата

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения па рынке труда

Административное установление заработной платы

Устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения па рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату

Социальные гарантии

Социальная незащищенность граждан в случаях безработицы, болезни и старости

Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение

Создание государственных п частных фондов социального страхования и социального обеспечения

Под традиционной экономической системой обычно понимается экономика, основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей. Это, как правило, экономика натурального хозяйства, обслуживающего себя за счет собственных сил и ресурсов, имеющая замкнутый характер. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономии в слаборазвитых странах.
Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и на личном труде их владельца. В странах с традиционной экономической системой мелкое товарное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике. В развитии национального предпринимательства огромную роль в экономике слаборазвитых стран часто играет иностранный капитал.
Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание мер по социальной защите беднейших слоев населения от безработицы, инфляции и других последствий.
Административно-командная экономика. Определяется как такой ее тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и самопроизводство определяется административным центром на основе системы его команд.
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация, бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Рыночная экономика. Экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, предложения и цен, а также экономической выгоды.
Смешанная экономика. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, формационных образований, цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность - гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
Смешанные системы существовали в различные исторические периоды. Например, в свое время такой системой был колонат, возникший на основе соединения рабовладельческих и феодальных отношений в Древнем Риме. Применительно к современным условиям смешанная экономика предстает в следующих укрупненных формах:
. смешанная экономика развивающихся (особенно слаборазвитых) стран, в которых «смешение» вызывается низким уровнем развития и наличием отсталых экономических форм;
. смешанная экономика развитых стран (развитая смешанная экономика).
Идеи смешанной экономики, появившиеся на рубеже двух последних веков и получившие затем широкое распространение, отражали реальные изменения в социально-экономической жизни, особенно усилившиеся в послевоенный период. Эти изменения проявились в усложнении форм взаимодействий рынка и государственного регулирования экономики, частного предпринимательства и процесса социализации, а также во все более заметном проникновении в структуру общественных систем постиндустриальных (постэкономических) начал.
Сам термин «смешанная экономика» не имеет однозначного толкования. Его первоначальная и наиболее распространенная трактовка делает упор на сочетание различных секторов экономики (частного и государственного), на разнообразие форм собственности. Вторая трактовка, получившая развитие от кейнсианства, выдвигает на первый план проблему сочетания рынка, рыночного механизма и государственного регулирования. Третья трактовка, инициированная разнообразными социал-реформистическими течениями, основывается на сочетании капитала частного предпринимательства и социальности, общественных социальных гарантий. Наконец, еще одна позиция, вытекающая из цивилизационного подхода, нацеливает на проблему соотношения экономических и неэкономических начал в структуре современного общества.
Указанные трактовки смешанной экономики в современных условиях не противоречат друг другу: они лишь отражают наличие нескольких линий формообразования современного типа развитой экономики и их единство. Смешанная экономика представляет собой одновременное сочетание указанных параметров, а именно: сочетание частного и государственного секторов экономики, рынка и государственного регулирования, капиталистических тенденций социализации жизни, экономических и неэкономических начал.
Параметры смешанной экономики обладают относительной самостоятельностью. Однако возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.
Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных элементов в ее составе, но и образование конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т.д.
Смешанная экономика является целостной системой, выступающей адекватной формой современного развитого общества. Образующие ее элементы опираются на такой уровень произво- дительнных сил и на такие тенденции социально-экономического развития, которые объективно требуют дополнения рынка государственным регулированием, частно-хозяйственной инициативы - социальными гарантиями, также включения в экономическую структуру общества постиндустриальных начал. Смешанная экономика не является конгломератом, хотя и уступает «чистым» системам в степени однородности составляющих ее элементов.
В разных странах и регионах складываются различные модели смешанной экономики. Они отличаются друг от друга своими «национальными коэффициентами смешивания» разных форм собственности, рынка и государственного регулирования, капитала и социальности, экономической и постэкономической сторон. Эта особенность зависит от многих факторов: уровня и характера материально-технической базы, исторических и геополитических условий формирования общественного устройства, национальных и социокультурных особенностей страны, влияние тех или иных социально-политических сил и т. п. Более того, в смешанной экономике, как правило, может доминировать та или иная сторона параметров.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечивать рост эффективности хозяйственной деятельности, так как полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности народного хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам, совхозам.
Поэтому структура общественных потребностей определялась непосредственно центральными плановыми органами. Однако, поскольку детализировать, предвидеть изменения общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как «общественные» целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов направления средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной особенностью распределения продукции в административно-командной системе являлось привилегированное положение партийно-государственной элиты.
Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижению НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные социально-экономические преобразования во всех бывших социалистических странах.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются историей, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, в административно-командной системе существовали советская модель, китайская и др.
Американская модель построена на системе всемирного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха.
Американская модель - это либеральная рыночная модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Германская модель - это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциальной структуры субъектов социальной политики. В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, а создает надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов (равенстве прав, стартовых возможностей и правовой защите).
Они фактически состоят из двух основных частей: гражданского и хозяйственного права, с одной стороны, и системы мер по поддержанию конкурентной среды - с другой. Важнейшая задача государства - обеспечивать баланс между рыночной эффективностью и социальной справедливостью.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не существовало. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные ограничения ради процветания страны.
Японская модель - это модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой рыночные отношения опосредуются активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного начала.
Шведская модель - модель «скандинавского социализма», которая отводит государству место верховной социально- экономической силы. Демократически избранной государственной власти делегируются огромные полномочия по регулированию социально-экономической жизни. Однако нельзя не признать, что концептуальные различия между социальной рыночной экономикой и «скандинавским социализмом» на практике стираются.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов, например в 80-х гг. XX в. достигла 70% ВВП, причем более половины из этих расходов направлялось на социальные цели. Естественно, это возможно только в условиях высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональная социализация», при которой функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.
В последние полтора-два столетия в мире действовали различные типы экономических систем: две рыночные системы, в которых доминирует рыночное хозяйство, - рыночная экономика, и две нерыночные системы - традиционная и административно-командная. В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов.
Современные развитые страны взяли курс на построение социально регулируемой рыночной экономики, что лежит в основе понятия «смешанная система хозяйства».
Экономические системы в реальной жизни развиваются и изменяются. Общим для разных экономических систем является то, что они проходят со временем одинаковые этапы: возникновения, утверждения, расцвета, увядания, умирания. Но история разных систем тем не менее различна. Основополагающая прогрессивная тенденция развития экономических систем связана со способностью системы обеспечить условия для все большей развитости и совершенства людей.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные исторические классификации экономических систем.
2. Что образует структуру экономической системы?
3. Чем отличаются различные подходы к изучению экономических систем?
4. Какие известны типы и виды экономических систем?
5. Раскройте важнейшие черты белорусской модели экономики.
6. Назовите основные источники развития экономических систем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество / В.Г. Афанасьев. М., 1980.
2. Булатов, A.C. Экономика/A.C. Булатов. М., 1995. Гл. 1.
3. Лутохина, Э.А. Экономические системы / Э.А. Лутохина. Минск, 1998.
4. Макконнелл, K.P. Экономикс: в 2 т. / K.P. Макконнелл, С.Л. Врю. М., 1992. Т. 1. С. 47-49.
5. Экономическая теория: системный курс: учеб. пособие / под ред. Э.И. Лобковича. Минск, 2000.

Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов. В настоящее время система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки.

4. Командно-административная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

Характерные черты:

Общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы,

Сильная монополизация и бюрократизация экономики,

Централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйствования.

Хозяйственный механизм имеет ряд особенностей:

1. Непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов.

2. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между предприятиями.

3. Государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно директивных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Минусы:

Бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей;

Бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности.

Монополии при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии.

Решение ключевых экономических задач: определение объема и структуры продукции производится центральными плановыми органами. Однако поскольку предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей. Централизованное распределение благ и ресурсов осуществляется без участия непосредственных производителей и потребителей и происходит в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями (например, развитие ВПК), на основе централизованного планирования. Распределение созданной продукции жестко регламентировано центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств фонда заработной платы, т.е. уравнительный подход к оплате труда.


Система невосприимчива к достижениям НТП и не способна обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития, что сделало неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах.

В таблице 1 приведена сравнительная характеристика рассматриваемых экономических систем.

Таблица 1

Сравнительная характеристика системы свободного предпринимательства, командно-административной и смешанной
экономических систем

По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику.

Основными чертами рыночной экономики являются:

  1. многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
  2. развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  3. специализация;
  4. более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.

В рыночной экономике прежде всего выделяются две основные формы собственности, которые, в свою очередь, имеют много разновидностей:

1. частная;

2. государственная.

В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов.



Планомерность выступает как средство активного приспособления к требованиям рынка. В результате и ключевые задачи экономического развития получают новое решение. Так, вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм, а также прогноза развития потребностей. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством дает возможность еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компаний, выпускающих основную массу товаров данного вида, в соответствие сложившимся на рынке ценам.

Задача использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов как крупными компаниями, так и государством для вложений в развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды.

Модель кругооборота смешанной экономики

Модели в рамках систем

Для каждой системы характерны свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели.

Изучение этих моделей имеет практическое значение для разработки собственной модели развития страны. При этом речь идет не о копировании чужого опыта, а о творческом его использовании с учетом конкретных условий, сложившихся в нашей стране.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное воздействие, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 90-х гг. составила свыше 50% от ВВП, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, Особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) - на государство.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ . Эта модель формировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. При этом особым покровительством пользуются так называемые миттельштанд, т.е. мелкие и средние предприятия, фермерские хозяйства. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормы. Лежащий в основе этой системы рынок обнаружил свое преимущество в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это, в частности, относится к особенностям психологического склада населения страны, его высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, базирующимся на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. В целях ее ускоренной модернизации широко используются налоговая, тарифная и валютная политика. Длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики способствует повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорейское государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

И наконец, еще один элемент южнокорейской модели - это оказание государственными органами всесторонней поддержки мелкому и среднему предпринимательству, что способствовало созданию в сжатые сроки среднего класса. В то же время, как показал конец 90-х гг., у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательствам в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Сравнительная таблица экономических систем

Основные черты Рыночная экономика Командно-административная эконо­мика Смешанная экономика
Масштабы обобществ­ления производства Обобществление производства в рамках предприятия экспроприация трудовой частной собственности, насильственное объе­динение частных товаропроизводите­лей в колхозы и совхозы Обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и ин­тернациональном масштабах
Преобладающая форма собственности Экономическая деятельность еди­ноличных предпринимателей-капиталистов господствует государственная собственность Экономическая деятельность на базе коллективной частной и государственной собственности
Форма бюджетного ограничения Жесткая Мягкая -
Стимул к производи-тельному труду Факторные доходы (заработная плата, прибыль и т.д.) Социалистическое соревнование Факторные доходы
Основной принцип производства Воля центрального органа власти, материализующая принятые политические и идеологические решения. Принцип соответствия спроса и предложения
Регулирование экономики Саморегулирование индивидуаль­ных капиталов на основе свобод­ного рынка при слабом вмеша­тельстве государства жесткий контроль централизованным государством, полностью монополи­зировавшим экономику и власть. Активное государственное регулирова­ние национальной экономики для сти­мулирования потребительского спроса и предложения, предотвращения кризисов и безработицы и т.д.
Конкуренция Есть Нет Есть
Теневая экономика Отсутствует Присутствует Только на запрещенный государством товар (наркотики)
Координация Роль координации действий экономических субъектов и размещения благ в экономике выполняет рыночный механизм, и, прежде всего, система цен. Правила и параметры экономического поведения, и соответствующее размещение благ определяются воздействием командующей (управляющей) подсистемы, которой является, государство роль координации действий экономических субъектов и размещения благ определяется и рыночным механизмом и государственным регулированием.
Ценообразо-вание ориентируется на предотвращение спада в производстве. Государство устанавливает постоянные (фиксированные) цены гибкие цены
Заработная плата устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда административное установление заработной платы устанавливается в процессе конкуренции при соотношении спроса и предложения на рынке труда, но государство устанавливает минимальную заработную плату.
Социальные гарантии Социальная незащищенность гра­ждан в случаях безработицы, бо­лезни и старости Гарантированное трудоустройство, бесплатная медицина и образование, социальное обеспечение Создание государственных и частных фондов социального страхования и со­циального обеспечения