Адресная социальная поддержка многодетных семей и ее реализация в рф

Концепции «информационного общества» разрабатывали … Д.Белл, Э. Тоффлер

К признакам правового государства относятся - реальное гарантирование основных прав и свобод.

Каким нормативно-правовым актом регулируется социальное партнерство в РФ? на основе Закона РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и других

Какое специализированное учреждение ООН занимается вопросами регулирования трудовых от-

ношений? нормативных правовых актов. ТК РФ Международная организация труда (МОТ)

Кого относят к субъектам социального партнерства ? работников, работодателей и государство.

Какие основные модели социального партнёрства можно выделить по степени и форме участия работников в управлении предприятием? представительскую, прямой представительской демократии, плюралистическую.

Какие есть основные формы социального диалога? Соц. диалог осуществляется между сторонами соц. диалога соответствующего уровня в формах: обмена информацией; консультаций; согласительных процедур; коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений.

Какая модель социального партнерство в зависимости от количества участвующих сторон,используется в РФ? В зависимости от количества участников соглашения могут быть 2-х и 3-х и многосторонними.

Кто является участниками соглашения на федеральном уровне в РФ? трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. деятельность которых осуществляется в соответствии с законами субъектов Р.Ф.

Какие основные виды соглашений, заключаемых в рамках социального партнерства, используются в РФ? В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое),территориальное и др.соглашения.

Каковы основные формы социального партнерства в РФ? В ведении коллективных переговоров по подготовке проектов КД соглашений и заключению КД, взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.

Кто может представлять интересы сторон в переговорном процессе в РФ? Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа...

Какие элементы включает в себя российская система и модель социального партнерства? Система социального партнерства включает в себя следующие элементы: цели, задачи, принципы, стороны, уровни, формы и механизмы функционирования.

Кого охватывает система обязательного социального страхования ? всех членов общества;

Какой из базовых институтов социальной защиты построен на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности трудозанятого населения и работодателей ? Социальное страхование

Каковы виды социальных страховых рисков в соответствии с законом? 1. необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каковы основные виды обязательного социального страхования в РФ? Каждому виду соц. страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного соц.страхования являются: 1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; 2) пенсия по старости; 3) по инвалидности; 4) по случаю потери кормильца; 5) пособие по временной нетрудоспособности; 6) пособие в связи с трудовым увечьем и проф. заболеванием; 7) пособие по беременности и родам; 8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5лет; 9) по безработице; 10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; 11) единовременное пособие при рождении ребенка; 12) пособие на санаторно-курортное лечение; 13) соц.пособие на погребение; 14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Какие основные формы соц. страхования существуют в РФ. обязательное и добровольное

Какие виды пенсий предусмотрены действующим пенсионным законодательством РФ ? Пенсия за выслугу лет; по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца; Социальная пенсия.

К чему относится определение: Система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка или иного дохода, получаемого ими до достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности или потери кормильца? пенсионное страхование

Каковы источники формирования средств Пенсионного фонда РФ ? страховые взносы; средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц; средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости; средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата; иных источников, не запрещенных законодательством Р. Ф.

Какие федеральным фонды социального страхования созданы в РФ? Фонд соц. страхования РФ Внебюджетные фонды РФ

Каковы основные тенденции в изменении соц.государства на современном этапе? снижение роли государства в соц. политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.) стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Какие основные идеи составляют идейно-мировоззренческую основу современного соц.государства? свобода,справедливость,солидарность

Какая модель соц. государства обеспечивает высокий уровень бюджетных расходов на соц.нужды общества? общественная, Это – перераспределительная модель соц. политики. Основным общественным институтом, осуществляющим такое перераспределение, является государство. Именно оно, в данном случае, берет на себя большую часть ответственности за социальное благополучие своих граждан.

Каковы основные разновидности «государства благосостояния» (по Т. Маршаллу, К. Эспин-Андерсону, Т. Тилтону, Н. Фернису)? Маршалл - государство как особенное сочетание демократии, благосостояния и капитализма. Т. Тилтон и Н. Фернис: позитивное государство соц. защиты (англо-американская и англо-саксонская модели), государство соц. безопасности (государство соц. защищенности, государство соц. защиты), соц.государство всеобщего благосостояния (государство всеобщего благосостояния, Соц. государство всеобщего благоденствия); К. Эспин-Андерсон критериями типологии соц. государства предлагает изменения в системах стратификации, степень расширения соц.прав и общественно-частная организация соц. обеспечения; он выделяет либеральный, консервативно-корпоративистский и социал-демократический (универсальный, скандинавский) типы

Какой элемент соц.структуры общества, составляет, по мнению многих специалистов, соц.фундамент соц.государства? средний класс

Какие модели социального государства выделяются на основе их политической природы ? Скандинавская (социал-демократическая) Континентально-европейская (смешанная) Англо-саксонская (либеральная)

Корпоративная модель социального государства предусматривает создание условий, активизирующих участие в социальной деятельности государства бизнес-структур, а также проведение ими эффективной социальной политики по отношению к работникам и местному сообществу.

Кто первым в истории разработал проект идеального государства ? Платон

Кто первым использовал термин «социальное государство» в середине 19 в.? Л. Фон Штайн

Каковы основные этапы развития соц. государства и почему 1-й этап в истории развития соц.государства (с 70-х гг. ХIХ в. до 30-х гг. ХХ в.) в литературе именуется как социалистический?

1)- с 50-х г.19в. до 30-х г.20в.- социалистический. переход от "полицейского" государства, "государства общественного договора", "государства как высшей формы власти" к государству,осуществляющему соц. функции. 2) становления соц. государства, длившийся с 30-х до конца 40-х г.XX в30 3)(40-е - 60-е г.20в.) 4) период с начала 60-х и до середины 80-х г.20в. 5)развития соц.государства (с начала 80-х до середины 90-х г.ХХ в.) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Каковы предпосылки, в наибольшей степени, способствующие социальной ориентации государства и становлению социального государства. 1.Наличие достаточно широкой экономической и соц. базы общества. 2.Ускоренное развитие общества на основе научно-технического и соц. прогресса. 3.Всемерное развитие демократии, в том числе на производстве (экономическая демократия), форм общественного самоуправления, активизация участия граждан в государственной жизни. 4.Усиление законности, расширение реальных прав и свобод человека в сочетании с его ответственностью перед обществом и государством.

Каковы принципы социального государства? Принцип справедливости – недопущение значительного имущественного и социального расслоения между людьми. солидарности – практическое выражение сострадания к жертвам несправедливости, т. е. всемерную помощь и поддержку обиженным. социальной защиты – гарантии экономической и иной обеспеченности каждому гражданину страны.

Каковы признаки социального государства? Поддержка соц. незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов); Охрана труда и здоровья людей; Поддержка семьи, материнства, детства; Устранение соц.неравенства путем перераспределения доходов; Поощрение благотворительной деятельности; Финансовая поддержка образовательных и культурных программ; Борьба с безработицей.

Лонгитюдное исследование – это вид исследования при котором ведется длительное пе-риодическое наблюдение над одними и теми же лицами или социальными объектами по определенной программе.

Легитимация власти -обоснование законности, правомерности существования существующей политической власти в глазах населения в первую очередь на основе общепринятых в обществе моральных представлений

Либеральная модель соц. - государство отвечает лишь за сохранение минимальных доходов людей и адресную поддержку социально уязвимых слоев населения, предполагаетминимальные гарантии государства населению и стимулирование частной инициативы

Метод включенного наблюдения это когда наблюдатель лично участвует в процессе. Методы социологических исследований включают – способы построения и обоснования соц. Знаний. Методы обработки и анализа данных включают методы : факторный, латентно-структурный, корреляционный, регрессивный, дисперсионный, ранжирование, шкалирова-ние, индексирование и т.д. Метод системного анализа это Метод тестирования применяется для исследования интеллекта и достижения личности. Метод системного анализа в соц. управления – способ изучения объектов в процессе их взаимодействия. Методы социологических исследований включают в себя: методы сбора информации, обработки и анализа данных, методы построения теории Малые группы рассматриваются как самостоятельные субъекты общественных отношений на уровне первичной социальности или первичной социальной структуры как социальная микросреда личности.

Межличностные отношения – соц. отношения, субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемые людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения

Межличностные отношения – соц.отношения, возникающие в процессе совместной деятельности, общения. Междисциплинарный характер в теории соц. управления объясняется объединение некоторых отраслей научным знанием.

Макросоциология исследует крупномасштабные социальные системы и исторически дли-тельные процессы. Макросоциологическая ориентация в системе управления господствовала до конца 20-х го-дов 20 века. Метасоциология исследует обоснование методов и логики построения социологических знаний. Микросоциология исследует малые соц.структуры, группы и непосредственные межличностные отношения.

Многомерная стратификация – это вычленение соц. слоев или групп, осуществляемых на основе нескольких критериев.

Минимальные государственные соц. стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах (за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов) гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Модели соц. государства различаются механизмами реализации принципов социального государства.

Модели социального общежития – соц. Конфликт,социальное партнерство, социальное отчуждение

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского тоталитарного государства - массовая социальная селекция для обеспечения тотального повиновения

Миссия соц. политики, характерная для эпохи светского демократического государства социальная селекция, ориентированная на нужды индустриального воспроизводства финансово-экономического капитала

Миссия соц. политики, характерная для эпохи древних мифо-династических государств утверждение родства социальной и небесной иерархии мироздания

Миссия соц. политики, характерная для религиозно-династического государства утверждение веры в Бога и праведной земной жизни верующего ради обретения им вечной жизни.

Минимальное участие государства в социальной политике Англо-саксонская (либеральная)

Международный этический и гуманистический союз (МГЭС) основан в году. 1952

На чем основано соц. государство у Платона? Соц. государство у Платона основано на власти политиков-философов, обеспечивается справедливым трудом всех сословий, а наилучшее устройство общества предполагает также общность имущества, жён и детей

На каких принципах строится соц.политика в сфере доходов населения? Адресная помощь Социальная политика есть система мер государства, направленных на смягчение неравенства в распределении доходов, урегулирование противоречий между участниками рыночной экономики. На взаимопроникновении каких двух идей основано соц. правовое государство как особый исторический вид соц.государства? Постоянное взаимопроникновение и взаимное отталкивание правового начала и социального, т.е. по существу капиталистических и социалистических элементов. На раскрытие общих черт и особенностей развития соц.систем ориентирует сравнительный метод исследования. Научная теория соц. управления стала развиваться на основе изучения исторического опыта управления. Наиболее тесно социолог. управления связана с такими науками как соц.менеджмент и соц.организации Наука об обществе как целостном соц. организме о соц. общностях, о соц. процессах соц.организации, о взаимодействии личности и общества, о закономерностях соц. поведения людей – это социология. правовой нигилизм населения; Наиболее существенными недостатками правовой основы российского государства можно считать правовой нигилизм населения; Нормативное разделение ответственности за соц политику между государством, бизнесом и гражданами в РФ состоит в том, что государство оставляет за собой минимальные и равные гарантии соц. поддержки (минимальные зарплаты, минимальные пенсии, минимальная продовольственная корзина), а остальные – передаёт другим субъектам Негосударственное пенсионное обеспечение - пенсионное обеспечение, осуществляемое негосударственными пенсионными фондами за счет страховых взносов страхователей с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. На какие категории членов общества распространяется ответственность социального государства? Государство гарантирует всем гражданам равенство социальных условий, равные социальные права Обязанностью, какого социального института является организация социального страхования? социальный институт, стратификации, Отношение людей друг к другу, складывающее в исторически определенных, общественных– соц.отношения.Отношение между соц. субъектами по поводу их равенства и социальной справедливости в распределении жизненных благ, условий и становления развития личности, удовлетворение потребностей – соц.отношения.

Оказание в денежной и/или натуральной форме, адресной помощи безработным и/или нетрудоспособным гражданам и семьям с детьми, предоставляемой с учетом законодательно установленных гарантий по соц.обеспечению? Социальная помощь, социальная поддержка

Общественное настроение – это социально-психологическое явление, которое выражается в определенном состоянии групп, в определенный период времени и накладывающий отпечаток на их поведение.

Объектом изучения теории соц.управления является роль человека в механизме управления

Органическая теория общества основана Г.Спенсером

Отраслевая социология – это совокупность отраслей социальной науки, изучающих соци-альные явления, системы и процессы в отдельных сферах общественной жизни.

Обязательное социальное страхование - один из базовых институтов социальной защиты, построенный на принципах солидарной взаимопомощи и ответственности занятого населения и работодателей и имеющий целью компенсацию социальных рисков утраты или заработков или значительных дополнительных расходов вследствие утраты места работы, болезни, несчастного случая, утраты трудоспособности в связи со старостью, а также получение гражданами медицинской и реабилитационной помощи, санаторно-курортного лечения. Социальное страхование выполняет функцию воспроизводства рабочей силы в ситуациях наступления социальных рисков.

Органы гос. власти современной России содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека - руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Один из наиболее известных принципов социализма «от каждого по его способностям, каждому – по его труду» сформулировал … А. Сен-Симон

Определение человека как политического животного дал Аристотель

Основная проблема с переходом предпринимателей в «средний класс » состоит вотсутствии стимулов к развитию социальной (публичной) ответственности

Основные идеи, составляющие идейно-мировоззренческую основу современного социального государства свобода,справедливость, солидарность

Ограничения публичной этнокультурной идентичности и терроризм характерны для Светских демократических

Органы, гос.власти современной России, содействуют осуществлению материальной обеспеченности человека руководствуясь минимальными государственными стандартами.

Основные акторы соц. активности, направленной на обеспечение прав человека - институты государства и институты гражданского общества

Основные тенденции в изменении соц. Государства снижение роли государства в соц.политике и рост активности других субъектов (бизнеса и др.)стимулирование граждан к профессиональной самореализации

Основная и активная роль государства в соц. поддержке населения Скандинавская (социал-демократическая)

Официальная соц. политика в период 1990-х в Р. Ф. была связана со снижением участия государства и средств госбюджета в обеспечении социальных программ и созданием нового класса собственников

Основными формами участия работников в управлении организацией являются: учет мнения представительных органов работников в техили иных регламентированных случаях; проведение консультаций с данными органами по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащихнормы трудового права; предоставление работодателем информации по вопросам,непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем работы организации, проблемее улучшения; участие в разработке и реализации коллективных договоров; иные формы, предусмотренные в организации.

Основные функции социальной политики - противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, предотвращение массовой бедности населения, сдерживание процесса имущественного расслоения на очень бедных и очень богатых; минимизация отрицательных последствий массовой безработицы; целенаправленная помощь населению, попавшему в кризисное состояние.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Патернализм - (от лат. pater - отец, patemus - отцовский) идеология, политика и практика благотворительности, «отцовской заботы», осуществляемая: 1) государством по отношению к своим гражданам; 2) администрацией фирм, корпораций, учреждений к своим работникам и др. организациям; 3) одной страной по отношению к другой и т.д.

Пенсионная система - совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление материального обеспечения в виде пенсии гражданам при достижении ими установленного законом возраста, наступлении инвалидности, утрате кормильца, а также по другим основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Под «экономической демократией» понимается право работников делегировать своих представителей в органы управления предприятием;

Приоритетами государственной социальной политики следует считать обеспечение роста денежных доходов населения;

Процедурами реализации специфического метода в социологии управления являются генетические, оргструктурные, социотехнические, коммуникационные.

Программа социологического исследования- это определение проблемы, обзор литературы, выбор гипотезы, разработка проекта, проведение самого исследования, интерпретация результата, написание отчета.

Профиль стратификации – это распределение страт по всему социальному пространству, соотношению численности социальных страт. Под понятием «социальная система» подразумевают объединение людей.

Понятие «социальное управление» включает в себя целенаправленную деятельность людей

Понятие «механизм социального управления» включает в себя принципы и формы соц.управления.

Под системой, выделяемой в системе управления: структурно-функциональная, информационно-поведенческая, подсистема саморазвития системы управления

Предметом социологии управления является отношение управления и процессы их институционализации.

Предпосылками развития социологии управления явилась потребность в многоуровневом

Политическая демократия предусматривает формирование властных структур путем свободного волеизъявления граждан в условиях политического плюрализма и общественного контроля за деятельностью властных структур, обеспечивает политическое и правовое равноправие всех граждан и их объединений, сочетание решений большинства с обеспечением интересов меньшинства.

Правовое государство - особая организация публичной политической власти, основанная на праве и законе, реализуемая преимущественно в правовых формах и пределах, ограниченных правами (законом). Правовое государство провозглашает основные права и свободы человека и гарантирует их реальное осуществление.

Правовая основа социального государства - совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Признаки социального государства - это совокупность важнейших качественных характеристик социального государства, позволяющих отличать социальное государство от иных государственных образований. К числу этих признаков относят: ответственность государства за уровень личного благосостояния каждого члена общества, соблюдение прав и свобод человека, наличие государственной системы социальной защиты и социального обеспечения, ответственность государства за развитие демократических основ общественной жизни, создание условий для эффективной деятельности гражданского общества и др.

Приоритетной задачей современного этапа становления в России соц. государства является : сглаживание социального неравенства в обществе;

Принципы социального государства - это система важнейших положений, лежащих в основе деятельности социального государства. К числу этих принципов относят: экономическую свободу человека; доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, государственное регулирование рыночных отношений; становление эффективного социального рыночного хозяйства, социальную справедливость, социальную солидарность, гендерное равенство мужчин и женщин; участие граждан в управлении государственными и общественными делами и участие работников в управлении производством.

Функции государства представляют собой основные направления его деятельности по решению стоящих перед ним задач для достижения определенных целей. Реализуя свои функции, государство посредством реформ, различного рода преобразований, правового регулирования социальных связей воздействует на состояние общественных процессов.

Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в государственных целях, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

В научных и практических целях функции государства могут быть классифицированы по разным критериям.

Например, по времени действия выделяют постоянные, осуществляемые государством на всех этапах его существования, и временные функции, появление которых вызвано специфическими условиями общественного развития, а прекращение - их исчезновением.

По сферам политической направленности (внутренняя и внешняя политика) функции государства подразделяются на внутренние, представляющие его деятельность внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества, и внешние

Деятельность за ее пределами, в которой проявляется роль государства во взаимоотношениях с другими странами. Внутренние и внешние функции любого государства тесно связаны, поскольку внешняя политика во многом зависит от внутренних условий существования общества.

По сферам общественной жизни функции государства могут быть разделены на экономические, социальные, политические и осуществляемые в духовной области.

Следует отметить, что социальные функции государства заключаются в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ. В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями.

Становление социального правового государства проходит сложный и болезненный путь. Первоначально развитие и обогащение общества ведет к расслоению его на бедных и богатых. Формально провозглашение равенства воспроизводит неравенство материальное, порождающее кризис и острые социальные конфликты в обществе. И лишь постепенно правовое государство приобретает черты государства социального, дополняет формальные гарантии свободного развития личности материальными гарантиями социальной защищенности. В целом же современное правовое государство гарантирует реальную социальную защищенность всем, кто находится в экономически невыгодном положении, и постоянно увеличивает ассигнования на социальные нужды всего населения страны.

В бывших тоталитарных государствах, где происходит становление правовых основ общественной и государственной жизни, социальное регулирование по принципу уравниловки постепенно вытесняется. Уравниловка как явление примитивно-потребительское выгодна только уравнивающей бюрократии. Такой способ социального регулирования насаждается и поддерживается принудительной силой тоталитарного государства. Возможность бюрократии иметь более высокий уровень потребления по сравнению с основной массой населения создается искусственно за счет присвоения результатов чужого труда, ограничения материального стимулирования трудового вклада в производство социальных благ. В итоге это ведет к сдерживанию социальной активности и предприимчивости производителей, снижению уровня научно-технического прогресса, падению культуры и нравственности народа, приводит общество в состояние застоя и разобщенности.

Только в условиях понимания критериев свободы, общественного контроля и экономической самостоятельности производителей материальных и духовных благ государство в состоянии проводить справедливую социальную политику в отношении населения страны.

Экономические функции государства состоят в выработке и координации стратегических направлений развития экономики в условиях рыночных отношений. Рассмотрим подробнее, что они в себя включают.

Разработка и утверждение правовых основ экономики. В социальной рыночной экономике особое место отводится законодательству, регулирующему социальные отношения. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет правила экономической игры, которую ведут экономические субъекты (производители, потребители, государство). Когда говорят о правилах экономической игры, то имеют в виду правовую основу, созданную государством. В свою очередь, под правовой основой подразумевают законы и другие нормативные акты, регулирующие экономическую деятельность (например, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность и др.). Государство устанавливает продолжительность рабочей недели, минимальную заработную плату, определяет механизм обязательного социального страхования, порядок начисления пенсий. Кроме этого разрабатываются специальные законы, гарантирующие населению социальную стабильность. Ими устанавливаются помощь семьям, различного вида пособия, возможность получения образования, жилья, доступность услуг здравоохранения.

Антимонопольное регулирование. Целью антимонопольного регулирования является предотвращение последствий, связанных с несовершенством конкуренции. Государство посредством соответствующего законодательства устанавливает контроль за ценами, препятствует слиянию крупных фирм. Оно не просто борется с монополиями, а пытается обеспечить широкий доступ к достоверной информации о ситуации на рынке и о состоянии экономики в целом.

Стабилизация экономики. Правительство, используя финансовую и денежную политики, стремится преодолеть кризисные явления, спад производства, снизить безработицу, сгладить инфляционные процессы. Известны два пути проведения стабилизации экономики: увеличение государственных расходов при снижении налогов или сокращение государственных расходов при увеличении налогов. Эта функция направлена на предотвращение, торможение экономического спада, закрепление и поддержание экономических показателей на определенном уровне.

Распределение ресурсов. Реализуя экономическую политику, государство регулирует деятельность предприятий на микроэкономическом уровне. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на здравоохранение, образование.

Перераспределение ресурсов. Перераспределение доходов представляет собой изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим или добровольная передача доходов одними лицами другим, более нуждающимся. Через налоговое перераспределение доходов, реализацию программ социальной защиты государство берет на себя заботу о незащищенных гражданах.

Обеспечение социальных гарантий. Государство гарантирует выполнение своих обязательств на уровне минимальных социальных стандартов.

Средства государственного регулирования экономики подразделяются на административные и экономические.

Административные средства - запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение - запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредной. Продукт не допускается к использованию, применению. Разрешение - это согласие, выданное в письменной форме на ведение экономической деятельности. Принуждение - это метод управления, основанный на порицании и применении мер наказания за нарушение установленных норм.

Основным экономическим средством государственного регулирования является финансовая политика государства.

Оно воздействует на экономику, преодолевая "провалы рынка", связанные с устранением негативных последствий рыночного механизма, и осуществляя перераспределение доходов и ресурсов. Способность государства предоставлять общественные блага и осуществлять перераспределение зависит от доходов, которыми оно располагает.

Общие понятия конституционного строя

Экономическая основа конституционного строя государства основана на становлении социально-рыночных отношений, в рамках которого производство и распределение всех благ происходит посредством рыночных отношений. Участники экономической системы, то есть все субъекты хозяйственной деятельности - конкурируют между собой.

Органы власти поддерживают такую конкуренцию , принимая все необходимые меры по предотвращению монопольных действий, а также осуществляя контроль всех экономических процессов.

Определение 1

Конституционный институт экономических систем представляет сформированную группу конституционных норм и правил, которые регулируют все экономические процессы в государстве.

Основные принципы конституционно-правовых норм

К основным принципам правовых норм экономической системы относят:

  1. Единство экономического пространства.
  2. Свободное перемещение произведенных товаров, предметов, услуг.
  3. Поддержка здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами.
  4. Свобода выбора экономической деятельности.

Для экономической системы России характерно множество форм собственности. Правовое регулирование отношений между собственниками осуществляется рядом законодательных актов и главное место принадлежит конституционным нормам. Именно данные нормы служат основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве. Правовое регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Основано такое регулирование на юридически утвержденной форме собственности.

В России существуют следующие формы собственности:

  • частная;
  • государственная;
  • муниципальная;
  • коллективная.

Так, можно сделать вывод, что правовая основа экономической системы должна содержать:

  1. Цели, которые можно будет достичь.
  2. Инструменты, которые помогут достичь поставленных целей.
  3. Принципы, которые помогут определить эффективность используемых инструментов.
  4. Социальные аспекты, которые могут быть связаны с условиями труда, защитой окружающей среды, торговли и т.д.

Правовые аспекты экономической системы

Правовое регулирование экономической системы включает в себя:

  1. Единое экономическое пространство на всей территории России.
  2. Конституционное право запрещает устанавливать таможенные границы, ввозные пошлины и сборы, которые могли бы препятствовать свободному обращению товаров.
  3. Ограничения, которые касаются свободного перемещения товаров и услуг, могут вводиться только на государственном уровне, и только в определенных случаях.
  4. Единое экономическое пространство должно включать в себя общие порядки системы налогообложения.

В условиях рыночной экономики государство выполняет следующие функции:

  • обеспечивает благоприятные условия для увеличения объемов производства;
  • способствует росту конкурентоспособности национального товаропроизводителя;
  • обеспечивает равные условия для всех участников хозяйственной деятельности;
  • ликвидирует последствия макроэкономической нестабильности;
  • способствует развитию отдельных регионов;
  • способствует равномерному распределению доходов.

Экономическая система России основана на регулировании норм правовой системы общественных отношений, которые возникают между различными субъектами, по утверждению и закреплению форм собственности.

Государственная политика довольно сильно зависит от прямой деятельности правительства. Так, косвенно или прямо государство влияет на экономический баланс внутри страны, обеспечивая замедление инфляции и стабильность. Как бы не была государственная власть вовлечена в развитие экономики и как бы ее не регулировала, без нее не возможно было бы осуществлять коммерческую деятельность на должном уровне.

Государство может влиять разными способами: правовыми, финансовыми. Регулируя правила игры на рынке и финансовые потоки, держа в тонусе предпринимателей, государство обеспечивает необходимую дисциплину в частном секторе. Его степень влияния определен, в первую очередь, степенью развития областей предпринимательства.

Экономическая политика государства

Главной задачей государства в экономике является его уровень вмешательства в экономику и его контроль правительством. На данный момент существует три основные модели государственной политики:

  • классическая модель политики,
  • регулирующая,
  • командная.

Все три модели различаются лишь степенью вмешательства в дела предпринимателей, но обо всем по порядку.

Классическая модель экономической политики

Данный тип характерен для развитых стран и в своей основе представляет невмешательство в развитие экономики внутри страны. По классическому типу экономики, государство должно заниматься лишь общими функциями: защитой территории, долгами и социальными программами. Для развития той или иной области внутри страны, правительство может занимать политику протекции — поддержкой отстающих областей экономики или в целях защиты национального производителя путем введения дополнительных налогов, пошлин или принятия соответственного постановления или закона.

Регулирующая экономическая политика

Данная модель представляет из себя формулу 50/50. Суть ее в том, что 50% экономических решений зависит от собственника и столько же от вмешательства государства в экономику. Здесь государство выступает жестким регулятором экономических взаимоотношений и занимается перераспределением денежных потоков. В основном такой вид экономической политики можно встретить в развивающихся странах, яркими примерами являются такие страны, как Беларусь и Казахстан.

Командно-административная модель экономической политики

Вмешательство государства в дела бизнеса наибольшее. Государство полностью контролирует весь бизнес внутри страны, и принимать важные решения возможно лишь по согласованию с государственными органами. Правительство полностью определяет схему и законодательство ведения бизнеса. Все природные ресурсы принадлежат государству и без государственной доли в добыче или переработке компанию открыть невозможно. Яркий пример такого типа экономики — Китай. Здесь регулируется абсолютно все, открытие компании зарубежными инвесторами невозможно до момента, пока зарубежный инвестор не создаст конгломерат с местной компанией.

Уровни вмешательства

Государственный аппарат может по разному влиять на экономику. Все зависит от заинтересованности государства в той или иной сфере или модели экономики. Существует прямое и косвенное вмешательство в дела экономики.



Прямое вмешательство

Здесь государство полностью является локомотивом, который тянет экономику страны. От государства зависит все. Прямое вмешательство предполагает очень большой государственный сектор экономики. Правительство, как горячие пирожки издает законодательство, увеличивает дотации и кредиты. Всё, от транспорта до образования, в разной степени принадлежит государству. Прямое вмешательство характерно для стран бывшего СССР и тоталитарных режимов. Уровень частного сектора в медицине, транспорте, электроэнергетике, промышленности очень мал или вообще отсутствует.

Косвенное вмешательство

Косвенное вмешательство характерно для стран с развитой экономикой. Здесь государственная доля очень мала и все вмешательство страны в экономику заключено в налогообложении, пошлинах и в социальной политике.

Государство все равно будет наблюдать и контролировать экономику страны. Все это необходимо для сглаживания инфляции, создания равных условий ведения бизнеса и недопущения развития монополий. Также, государство регулирует баланс доходов. Так государственный аппарат заботиться об инвалидах, пенсионерах, стариках и малоимущих. Государство — первый в стране конгломерат научных разработок и исследований. Без государственной поддержки бизнес бы не развивался настолько быстро и яро.

Государство поддерживает все неприбыльные отрасли, которые не может или не хочет, ввиду убыточности, поддерживать частный сектор.

Функции государства в условиях рыночной экономики

Государство представляет собой роль арбитра в экономике, выполняя свою самую главную функцию — обеспечение равенства развития отраслей экономики.

Государственные структуры должны быть хладнокровны и выдержаны при принятии тех или иных регуляционных мер, независимо от того, как это будет отражаться на отдельной отрасли, если это решение принесет положительный результат для всей экономики страны.

Регуляцию экономики государство выполняет через следующие функции:

  • Юридическую. Самым первым и самым важным шагом для стабильного развития экономики является нормативно-правовая база. Правительство занимается развитием правовой системы, определяет права и обязанности, создает законы, таким образом, влияя на экономику.
  • Стабилизационную. Здесь правительство использует все свои бюджетно-налоговые и денежные возможности. Главными задачами этой функции постоянная поддержка отраслей экономики, уменьшение инфляции, стабилизации курса национальной валюты, уменьшение уровня безработицы и регулирование цен на социально значимые группы товаров.
  • Социальную. Главными аспектами этой функции является перераспределение финансов между слоями общества, защита незащищенные слоев общества, организация и поддержание в отличном состоянии отраслей, которыми не занимается частный бизнес: медицина, транспорт, наука, оборону, связь, образование.
  • Социальные гарантии. Государство должно и обязано гарантировать минимум. Обеспечивать граждан минимальной пенсией по старости либо инвалидности, обеспечивать граждан получением заработной платы не меньше установленного минимума, обеспечивать пособие по безработице.

Монополии

Очень важная миссия государства не указанная выше — это недопущение развития огромных трестов и монополий. Государство не может допустить больших монополий на рынке одной отрасли, это приводит к изменениям в экономике страны. Так, монополии довольно серьезно влияют на ценообразование в стране. Обычно они завышают реальную стоимость товаров на 30-50%, пользуясь превосходством положения. Такие образования государство просто обязано ликвидировать. Да, допускаются малые монополии, но здоровая конкуренция предполагает, что участники рынка конкурируют, что приводит к снижению цен и большего спектра товаров и услуг на выбор.

Задача регулирования

Регулирование в той или иной мере обязано быть в каждой экономике. Это вопрос безопасности и стабильности. Это можно сравнить с учителем в школе: при отсутствии учителя в классе хаос, гул и все ученики творят, что им вздумается, при нахождении учителя в классе — класс смирен и покорен.

Главной целью регулирования экономики есть ее стабилизация. Инфляция, цены, ценные бумаги, уровень спроса и предложения, банки, фондовые биржи — все должно быть под контролем. С этого контроля государство имеет дивиденды, поступающие в казну. За счет этих средств строятся и поддерживаются все общественноважные объекты: школы, ВУЗы, дороги, медицинские учреждения и социальные нормы: пенсии, зарплаты, пособия.

Роль государства РФ в экономике

На сегодняшний момент довольно сильно экономика России зависит от государственной политики. За последние 13 лет, с 2002 по 2015 год, государство РФ инвестирует огромные средства во все отрасли страны, особо это видно на фоне судостроения, авиастроения и машиностроения.

Именно благодаря умелым действиям правительства на сегодняшний момент Россия получает свой доход не из экспорта полезных ископаемых, а из экспорта собственной продукции. Доля государства в экономике велика и составляет около 18% от всех работающих граждан страны. Это позволяет мягко регулировать ценообразование во многих сферах производства. Благодаря экономическим и правовым функциям государства, уровень налогообложения составляет не больше 30%.

Государство РФ выполняет экономическую, социальную, культурно-воспитательную, охранную функции. Т.е. столп экономики России — это ее государство. Особо это стало заметно на фоне кризиса 2008-2009 года и санкций 2014-2015 года. В этот период государство активно поддерживало бизнес и предоставляло льготные кредиты и займы. Многие компании таким образом выжили или остались на плаву до реорганизации.

Если вывести итог, то можно сказать, что сейчас государственный сектор в России поддерживает всю экономику. Экономика РФ не совсем зрелая и для ее поддержания необходимо и государственное вмешательство, что на данном этапе играет только на руку стране.

Роль государства в экономике США

Для того чтобы понять уровень регулирования экономики США государством нужно знать становление экономики. Штаты долгое время являлись примером подражания того, как нужно вести бизнес. Этот стало возможно благодаря тому, что правительство волнами вмешивается в экономику страны.

В начале своего существования, государство не вмешивалось в контроль экономики и сохраняло лишь общественно важные функции. Однако позже, когда рынок США стал превращаться в хаос, правительство взяло борозды правления в свои руки, наладив поступление денежных потоков, защитив страну от развала. После, государство брало в свои руки лишь отдельные части экономики, занимаясь протекцией.

Однако позже, из-за закрытых глаз правительства, в первой трети XX века наступил самый большой кризис в истории США, который произошел по вине необузданных банков и фондовых бирж — Велика депрессия. Выйти из данного положения стало возможно благодаря «Новому курсу» Рузвельта. В это время экономика и социальные нормы страны были полностью возложены на государство: обеспечивалось все от медицины до создания рабочих мест.

В XXI веке государство США более мягче относится к своей экономике и выполняют все функции классической экономики. Борется с внешним и внутренним долгом, занимается протекцией и социальными функциями.

Краткий итог

Государственная политика в экономике — самый важный инструмент здоровых коммерческих отношений. Да, очень часто, как бы не всегда, коммерция хитрит и плохо регулируется государством, но без государства все еще хуже — исчезает доверие и надежность, что плохо влияет на бизнес.

На самом деле можно утверждать, что государство — это и есть его экономика. От каждого решения политиков зависит то, как страна будет жить. Малейший просчет государства в экономике, социальных программах или плохо организованной защите, влияет на бизнес и благосостояние граждан, что в итоге приводит к недовольствам и политическим кризисам, которые разрешаются лишь сменой власти и внедрения полного государственного регулирования.

Кратко и понятно о роли государства в экономике на answr.pro

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.

Необходимо охарактеризовать содержание экономической функции применительно к Республике Беларусь, а также формы осуществления данной функции.

Экономические функции государства многообразны и сложны. Единого понятия "экономическая функция государства" не существует ни в правовой, ни в экономической литературе. Современные исследователи определяют экономическую функцию государства с точки зрения характеристики роли и места государства в регулировании экономических отношений, выражающейся в выработке и координации государством развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

Что же касается самого государства, то эта его функция, по существу, выражается не только в приоритетной защите основных правовых ценностей рыночной экономики (таких как свобода предпринимательства, конкуренция, собственность вне зависимости от формы), но и в государственно-правовой помощи новым рыночным институтам. Она позволяет согласовывать экономические интересы и свободы участников гражданского оборота, хозяйственной деятельности с социальной справедливостью, интересами государства и общества в целом, принципами правового воздействия на общественные отношения. Эффективность деятельности государства в качестве собственника значительной части имущества также напрямую зависит от полноты реализации экономической функции юридической практики и государства в целом

Важна данная функция и с точки зрения координационной практики. Координационная практика вносит организованность и порядок в экономические отношения, дисциплинирует действия их участников, создаёт индивидуально-конкретные и иные юридические условия и гарантии для нормальной хозяйственной деятельности государственных и кооперативных предприятий, позволяет оперативно реагировать на возникновение и изменение потребностей экономического развития. Переход от плановой командно-административной экономики к рынку привел к почти полному отказу государства от координации управления экономической сферой жизни общества. Экономически самостоятельным субъектам было предоставлено право координировать свою хозяйственную деятельность, однако, такого рода координационная деятельность уже не будет государственно-властной.

Тем не менее, представляется, что полный отказ государства от координации управления отдельными экономическими и хозяйственными процессами неоправдан, может привести и приводит на практике к тяжким для государства и общества социально-экономическим и иным последствиям. Самоустранение государства от координации управления процессами приватизации государственных и муниципальных предприятий, жилья приводит к разбазариванию государственной и муниципальной собственности, социальной несправедливости. Принимаемые государством меры к управлению государственной и муниципальной собственностью явно недостаточны, зачастую сводятся к формальным проверкам и заседаниям многочисленных комиссий и комитетов, без какой-либо реальной координации. Определенные координационные мероприятия осуществляются государством в области защиты прав потребителя, создания условий для свободной конкуренции и ограничения монополистической деятельности, управления хозяйственной деятельностью естественных монополий, однако, эти мероприятия до настоящего времени неэффективны. Действовавший механизм координации хозяйственных процессов сломан, а новый не создан, что является одной из экономических задач государственной власти на современном этапе

В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерна свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

1) определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

2) создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения. Такими учреждениями в США являются Административно-бюджетное бюро, Совет экономических консультантов, Национальное управление трудовых отношений, Федеральная резервная система и другие. Они входят в аппарат президента страны .

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Экономическая функция государства в основном заключается в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях, но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов. В современном гражданском обществе только хозяйственные единицы и трудовые коллективы (производители) могут решать, какие органы государственного и хозяйственного управления им нужны, в чем должны состоять функции этих органов, сколько им платить и за какие услуги.

2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг. Методы его влияния на экономические отношения, складывающиеся в этом секторе экономики, принципиально не отличаются от общих методов государственного регулирования экономических процессов в стране.

Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический "фон", который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Одна из главных функций государства - активизация, интенсификация, прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты. Это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики.

Наряду с минимальной (обязательной всегда) границей существует и максимальная (максимально допустимая) граница вмешательства государства в экономику и ее регулирование. Сюда относятся следующие функции, выполняемые государством:

Мобилизация ресурсов в экстремальных условиях;

Ориентация экономики на перспективу, на долговременный экономический рост;

Обеспечение перспективных структурных преобразований в производстве;

Проведение региональной политики;

Решение социальных проблем, не решаемых в должной мере рынком;

Реализация национальных интересов в мировой экономике.

Во всех общественных системах государство играет весомую роль, выполняя больший или меньший набор хозяйственных и социальных функций. Поскольку наиболее совершенным образом такая деятельность организована в странах с развитой рыночной экономикой, проблемы государственного регулирования экономики рассматриваются на примере этой группы государств. Государственное регулирование экономики (госрегулирование) -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). При этом для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов). Теория экономической политики объясняет необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка, предоставленного самому себе.

Экономические основы конституционного строя Республики Беларусь закрепляются в статьях 1, 13 и 44 Конституции. В них, по существу, идет речь о социально ориентированной рыночной экономике. Производство и распределение товаров и благ в условиях такого хозяйствования осуществляется посредством рыночных отношений, создания равных условий для существования и развития всех форм собственности. При этом сохраняется активная организующая роль государства.

Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Что же касается природных ресурсов, то недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.

Государство гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения социально-экономического уровня жизни.

Основой развития государства как демократического, социального, правового является существование и развитие не только государственной, но и частной формы собственности. Только в соревновании (конкуренции) субъектов хозяйствования, принадлежащих к различным формам собственности, можно создать эффективную экономику.

Базовым правовым актом, определяющим основания возникновения и порядок осуществления права собственности, является Гражданский кодекс Республики Беларусь. В нем предусмотрено, что субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно-территориальные единицы. Субъектами права частной собственности являются физические и негосударственные юридические лица. При этом в Гражданском кодексе прямо зафиксировано, что права всех собственников защищаются равным образом.

Государственная собственность выступает в виде республиканской собственности (собственность Республики Беларусь) и коммунальной собственности (собственность административно-территориальных единиц).

Изучение экономических функций государства весьма важно в изменяющихся реалиях. Изучив материал по данному вопросу можно с уверенностью сказать, что экономика, пущенная на самотёк, не только не принесёт никаких плодов, но и разрушит государство изнутри.