Налоговые доходы бюджета субъекта федерации. Налог на прибыль в бюджет субъекта рф можно платить по разным ставкам

Центральным звеном региональных финансов являются региональные бюджеты.

Повышение их доли в консолидированном бюджете Российской Федерации, которое произошло за время реформ, свидетельствует о росте роли региональных финансов, поскольку именно через их потоки проходит все большая часть финансовых ресурсов, направляемых на социально-экономическое развитие региона.

Региональный бюджет -- форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов Российской Федерации относятся:

  • 1. Установление порядка составления и рассмотрения проектов региональных бюджетов, их утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Федерации;
  • 2. Составление и рассмотрение проектов региональных бюджетов и консолидированных бюджетов субъектов Федерации, их утверждение и исполнение, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении региональных бюджетов и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • 3. Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов Федерации между региональным бюджетом и местными бюджетами;
  • 4. Определение порядка направления в региональный бюджет доходов от использования собственности субъекта Федерации, доходов от налогов, сборов и иных доходов регионального бюджета;
  • 5. Разграничение полномочий по осуществлению расходов между региональным и местными бюджетами в соответствии с федеральным законодательством;
  • 6. Установление совместно с федеральными органами власти порядка и условий предоставления финансовой помощи региональным бюджетам;
  • 7. Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • 8. Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из регионального бюджета местным бюджетам;
  • 9. Установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;
  • 10. Определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Федерации;
  • 11. Осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Федерации и управление государственным долгом субъекта Федерации.

Федеральный центр во взаимоотношениях с субъектами Федерации должен придерживаться принципа равенства региональных бюджетов перед федеральным бюджетом, что предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в региональные бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Как и любой бюджет, региональный бюджет состоит из доходов и расходов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти субъектов РФ.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

Перечень доходов регионального бюджета установлен ст. 56, 57 Бюджетного кодекса РФ.

Налоговые доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений. Налоговый кодекс РФ (ст.14) к собственным региональным налогам и сборам относит:

Налог на имущество организаций; - налог на игорный бизнес (в тех регионах, где он разрешен); - транспортный налог.

В региональные бюджеты также зачисляются доходы от ряда федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами. В частности, в бюджеты субъектов частично зачисляются доходы от налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья, акцизов на спиртосодержащую продукцию, акцизов на автомобильный бензин, акцизов на алкогольную продукцию и пиво, налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, на добычу общераспространенных полезных ископаемых, сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, сбора за пользование объектами животного мира, единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Нормативы отчислений налоговых доходов в региональные бюджеты установлены Бюджетного кодекса РФ и налоговым законодательством.

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

  • 1. средства, получаемые от продажи регионального имущества;
  • 2. средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
  • 3. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
  • 4. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
  • 5. плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
  • 6. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
  • 7. часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
  • 8. другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
  • 9. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенными законом о бюджете. Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета.

Расходы бюджета. Согласно Бюджетному кодексу следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

  • 1. обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;
  • 2. обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;
  • 3. проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;
  • 4. обеспечение реализации региональных целевых программ;
  • 5. формирование государственной собственности субъектов Федерации;
  • 6. осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;
  • 7. содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;
  • 8. обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;
  • 9. оказание финансовой помощи местным бюджетам;
  • 10. обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
  • 11. компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;
  • 12. прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

  • - государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  • - обеспечение правоохранительной деятельности;
  • - обеспечение противопожарной безопасности;
  • - научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; - обеспечение социальной защиты населения;
  • - обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидро -метеорологической деятельности;
  • - обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  • - развитие рыночной инфраструктуры; обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  • - обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; - обеспечение деятельности средств массовой информации;
  • - прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований.

Письмо Министерства финансов РФ
№ 03-03-06/1/17267 от 28.03.2016

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возможности применения организацией разных налоговых ставок при расчете налога на прибыль организаций в течение одного налогового периода и сообщает следующее.

Статьей 286 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налог на прибыль организаций определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 286 Кодекса по итогам каждого отчетного (налогового) периода, если иное не предусмотрено статей 286 Кодекса, налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном статей 286 Кодекса.

Пунктом 1 статьи 284 Кодекса определено, что налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено статьей 284 Кодекса. При этом:

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента, если иное не предусмотрено статьей 284 Кодекса.

Для организаций - резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. Размер указанной налоговой ставки не может быть выше 13,5 процента.

Необходимо отметить, что глава 25 Кодекса не содержит ограничений по установлению законами субъектов Российской Федерации положений о периоде времени, в течение которого налогоплательщики вправе применять соответствующую пониженную ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, при исчислении налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, налогоплательщик может применять в рамках одного налогового периода две налоговые ставки (общеустановленную и пониженную). При этом в случае если условия применения соответствующей пониженной налоговой ставки реализованы налогоплательщиком не с начала, а в течение налогового периода, то с даты реализации таких условий налогоплательщик вправе применять пониженную налоговую ставку для исчисления региональной части налога, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

Одновременно сообщаем, что форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденная приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@, предусматривает возможность исчисления налога по пониженной ставке с части налоговой базы за налоговый (отчетный) период. В частности, пониженная ставка и налоговая база, к которой она применяется, указываются по строкам 130 и 170 листа 02 декларации. Сумма налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, за налоговый период, исчисленная по разным налоговым ставкам, приводится в строке 200 листа 02. Расчет налога производится по алгоритму, приведенному в данной строке.


Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.С.КИЗИМОВ

Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет доходы бюджета как «денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» .

Данное определение вряд ли можно признать удачным.

Как правильно, по нашему мнению, отмечает Ш.В. Кара-оол, во-первых, признаки безвозмездности и безвозвратности соответствуют не всем видам доходов бюджетов. Так, в доход бюджета поступают денежные средства, которые государство (а в соответствующих случаях и субъект Российской Федерации) обязано возвратить полностью и в определенный срок (государственные кредиты, займы и т. д.).

Во-вторых, вызывает сомнение установление доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы только законодательством Российской Федерации. Действие принципа федерализма в государственном устройстве России обусловливает правотворчество и субъектов Российской Федерации, в том числе в бюджетной сфере. Нормативные правовые акты, регулирующие определенные виды доходов местных бюджетов, принимаются и на муниципальном уровне .

В-третьих, законодатель неоправданно сузил сферу всеобщности доходов бюджета, определив их принадлежность органам власти.

Доходы бюджета принадлежат публично-территориальному образованию в целом: Российской Федерации, её субъектам или муниципальным образованиям, а соответствующие органы государственной власти, местного самоуправления только реализуют бюджетную компетенцию от имени этого публично-территориального образования.

На основании изложенного доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно было бы определить следующим образом: это денежные поступления, формирующие доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации как централизованного фонда денежных средств субъекта Российской Федерации .

На рис.2 отражены межбюджетные отношения и доходная база, размещенная на территории субъекта Федерации.

Рис. 2. Межбюджетные отношения и доходная база, размещенная на территории региона

Доходы бюджетов представляют собой часть национального дохода, подлежащую централизации в бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В доходах бюджета могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также безвозмездные перечисления. Нормативы централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Доходы бюджета субъекта Российской Федерации можно классифицировать по различным основаниям.

Так, по социально-экономическому признаку,поступления в бюджет субъекта Российской Федерации можно подразделить на:

1) поступления от государственного сектора экономики, где источником поступления выступает деятельность государственных организаций (например, отчисления от прибыли государственных предприятий), а также имущество, находящееся в составе казны субъекта Российской Федерации. В данном случае движение денежных средств осуществляется в рамках собственности субъекта Российской Федерации;

2) поступления от негосударственных организаций и граждан, где поступления образуются за счет обращения частной собственности в государственную. Движение денежных средств от плательщика в бюджет субъекта Российской Федерации сопровождается сменой формы собственности .

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет:

1) налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами;

2) неналоговых доходов;

3) иных поступлений.

Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ подразделяются:

а) на собственные налоговые доходы от региональных налогов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ и статьей 56 Бюджетного кодекса РФ;

б) на отчисления от федеральных налогов и сборов, по нормативам, определенным БК РФ.

Зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат налоговые доходы от следующих региональных налогов:

Налог на имущество организаций – по нормативу 100%;

Налог на игорный бизнес – по нормативу 100%;

Транспортный налог – по нормативу 100%.

В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

Налог на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 100%;

Акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%;

Акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу 50%;

Акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 60%;

Акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу 100%;

Акцизов на пиво – по нормативу 100%;

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) – по нормативу 5%;

Налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу 100%;

Налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60%;

Сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30%;

Сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100%;

Государственной пошлины – по нормативу 100% .

Зачисление в бюджеты субъектов РФ налоговых доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, осуществляется по следующим нормативам:

20% зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;

80% распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

К неналоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

а) часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных платежей в бюджет в размерах, установленных законами субъектов РФ;

б) плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;

в) платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню - по нормативу 100%;

г) сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ, - по нормативу 100%;

д) иные неналоговые доходы (штрафы и тому подобное) .

Между налогами и неналоговыми платежами много общих черт, основные из них:

Установление законодательным порядком размеров и условий взимания;

Обязательность уплаты;

Принудительный характер изъятия;

Связь их с бюджетом или внебюджетными фондами;

Безэквивалентность платежа.

Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж – это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и не регулируется законами о налогах и сборах.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

Финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

Субвенций из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;

Субвенций из регионального фонда компенсаций;

Перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований .

Межбюджетные трансферты – универсальное явление, свойственное большинству государств, так как бюджетное устройство практически всех стран основывается на децентрализации полномочий. Децентрализация имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для минимизации негативных эффектов от децентрализации налоговых полномочий и расходных обязательств используются межбюджетные трансферты.

Выделяют три основные задачи рассматриваемого инструмента: компенсация внешних эффектов, возникающих в виде перелива выгод от деятельности властей, выравнивание доходов субнациональных бюджетов, а также устранение недостатков налоговой системы.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются за счет: налоговых доходов от региональных налогов, от федеральных налогов и сборов и налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами; неналоговых доходов; иных поступлений. В доходах региональных бюджетов превалируют отчисления от федеральных налогов.

Правительство страны установило налоговые пошлины, которые уплачиваются в бюджет государства. В налоговом кодексе установлена система налогов, которая состоит из трех частей:

  • Уровень федеральный.
  • Региональный уровень.
  • Местный.

Налоги федеральные прописаны в налоговом кодексе, их изменения могут производить налоговики. Уплачивать пошлину, сбор, взнос обязаны все налогоплательщики. Другие налоги, например, региональные, подлежат уплате в региональный бюджет и распространяются на все субъекты РФ.Правительство страны наделило региональные власти полномочиями вводить или отменять ставки налога, изменять их.

Местные налоги регламентированы актами на Федеральном уровне, и также органы на местах могут вводить или отменять налоги и сборы.

Разберемся, что относится к региональным налогам и кто является плательщиком.

Уплачивать эти налоги обязаны все налогоплательщики, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территории субъекта. К региональным относятся следующие виды налогов:

  • Налог на имущество предприятия.
  • Налог на транспорт.
  • Игорный бизнес (для некоторых субъектов).

Региональные власти наделены полномочиями определять налоговые ставки, порядок и срок уплаты налога, а также льготы. Но основные элементы ставок определяет налоговый орган Центра.

Для некоторых коммерческих структур разработаны специальные налоговые режимы, но это не снимает с них ответственность в уплате налога любого уровня.

Уплата налогов в региональную казну не зависит от режима налогообложения, единственное, что будет отличаться, это налоговая ставка.

Неоднократно произносилась фраза: «Заплати налоги и живи спокойно». Это значит, что если уплатить сбор своевременно, вашу организацию не будет беспокоить налоговый орган с требованиями уплатить штраф и пени.

Разберемся, чем различаются региональные и местные налоги.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

НДФЛ и НДС какие налоги?

Подоходный налог уплачивают все работающие граждане страны, и этот налог – федеральный, это прописано в Налоговом кодексе (ст.13). Исключение составляют иностранные граждане, работающие на патенте. Налоги с них остаются в регионе.

В статье 56 НК прописано, что 85 процентов всех доходы от получения подоходного налога остаются в региональном бюджете, оставшаяся часть распределяется между округами, поселками, муниципальными районами.

Так что, можно сказать, что к региональным налогам и сборам относятся не только налог на транспорт и имущество организаций, но и часть НДФЛ.

Также можно задать вопрос: НДС — федеральный налог или региональный?Налог на добавленную стоимость — это та часть пошлины, которая включена в стоимость товара или услуги, является этот налог федеральным. Все коммерсанты и организации обязаны уплачивать данный налог своевременно.

Итоги

Перечень налогов, которые уплачиваются в федеральный бюджет, можно увидеть в статьях налогового законодательства. Среди них такие крупные, как налог на прибыль и НДС, акцизы. Все это значительно пополняет бюджет страны.

Значительно пополняется региональный бюджет, если есть рабочие места в регионе, функционируют фабрики, заводы, развивается сельское хозяйство.

Для региона это будет означать рост как самого субъекта, так уровень жизни работающего населения. Чем больше работающих граждан, занимающихся бизнесом, тем больше платится налогов, взносов, и, соответственно, пополняется бюджет.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции их распределения между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определены законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год. К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- государственная пошлина;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес;
- региональные лицензионные сборы.
Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов
РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:
- акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ - 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
- налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%, а по отдельным видам полезных ископаемых 60%);
- сбор за пользование объектами водных биоресурсов, кроме внутренних водных объектов (отчисляется 30%);
- платежи за пользование лесным фондом (плата за древесину, отпускаемую на корню), отчисляется до 100% платы при превышении минимальных ставок;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (отчисляется 40%);
- налог на доход физических лиц (отчисляется 70%);
- налог на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции (отчисляется 80%);
- единый сельскохозяйственный налог (отчисляется 60%).
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:
- части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
- доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
- доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
- доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
- других источников получения доходов.
Формирование бюджета субъекта РФ за счет собственных и регулирующих налогов
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, сумму поступлений которых в бюджет субъекта РФ можно записать в виде выражения?
(2.84)
где Бс, 8 - общая сумма доходов за счет собственных поступлений и регулирующих видов налогов соответственно.
Собственные доходы включают налоговые 8Н и неналоговые 8НН поступления,
(2.85)
где а = 1...А - общее число региональных налогов и сборов формируемых доходную часть бюджета субъекта РФ;
б = 1...Б - общее число неналоговых поступлений в бюджет субъекта РФ;
К,.., Зпч,- сумма налогового и неналогового платежа, поступающего от одного вида источника соответственно.
Расчет налоговых доходов субъекта РФ
1. Налог на имущество организаций
(2.86)
где С] - налоговая база конкретного вида имущества, определяемая комиссией по рыночной стоимости или по другим методикам с учетом остаточной стоимости;
- налоговая ставка на данный вид имущества, не превышающая 2,2% от стоимости имущества, устанавливаемая субъектом РФ;
і = 1...А] - общее число налогоплательщиков, уплачивающих данный вид налога.
2. Транспортный налог
(2.87)
где Б,., Бг, - сумма транспортного налога и платежа, перечисляемая в бюджет организацией и индивидуальным вла
дельцем транспортных средств соответственно, которые рассчитываются по выражениям:
о
5О=ХТ(2ДХ2; (2.88)
1=1
(2.89)
где Т - количество однотипных транспортных средств, находящихся в распоряжении организации;
СЗД - объем двигателя конкретного транспортного средства;
Л2, А3 - налоговые ставки на 1 куб. см объема двигателя для транспортных средств организаций и индивидуальных владельцев соответственно, устанавливаемые законодательно органом власти субъекта РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ;
1 = 1...0 - количество видов транспортных средств, находящихся на балансе организации;
1.. .А - число организаций, уплачивающих транспортный налог;
1А; - число индивидуальных налогоплательщиков
транспортного налога.
3. Налог на игорный бизнес
85=ЙЫЗХ4(2.90)
где 1...Л3 - общее количество налогоплательщиков (игорных организаций);
1 - 1... а - количество объектов налогообложения организации (игорный стол, автомат, другие игорные средства);
N - количество 1х однотипных средств выигрыша в организации;
>1.4 - налоговая ставка на 1е однотипное средство выигрыша, устанавливаемая законодательным органом субъекта Федерации.
4. Региональные лицензионные сборы
" ХЧл" (2.91)
где 1...А4 - количество лицензируемых видов деятельности, осуществляемых субъектом РФ;
Л - общее число лицензий, выданных органом власти субъекта РФ по одному виду деятельности;
- налоговая ставка лицензионного сбора по одному конкретному виду деятельности, устанавливаемая законодательным органом субъекта РФ на основании Налогового кодекса РФ.
5. Государственная пошлина, взимаемая с юридических и физических лиц за оказываемые услуги учреждениями субъекта РФ, в соответствии с НК РФ поступает полностью в бюджет субъекта РФ и рассчитывается аналогично формуле 2.23.
В целом налоговую составляющую дохода бюджета субъекта РФ можно записать выражением:
V ¦ (2.92)
где i = 1.^ - общее количество налоговых поступлений, формирующих бюджет субъекта РФ;
Sj - сумма ьго налогового поступления, формирующего бюджет субъекта РФ.
Расчет неналоговых доходов субъекта РФ
Неналоговые доходы в региональном бюджете формируются за счет следующих поступлений:
а) Доходов от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, источниками которых являются:
- поступления от приватизации организаций;
- поступления от продажи субъектом РФ принадлежащих ему акций организаций;
- поступлений от продажи квартир;
- поступлений от продажи производственных и непроизводственных фондов и активов, транспортных средств и оборудования;
- поступлений от продажи конфискованного, бесхозного имущества и имущества, перешедшего в собственность субъекта РФ;
- поступлений от продажи земли;
- поступлений от штрафных санкций, административных платежей и сборов;
- поступлений от внешнеэкономической деятельности;
- других поступлений от реализации имущества.
Неналоговые доходы от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, рассчитывается аналогично по формулам 2.242.36.
б) Доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или от деятельности субъекта РФ, которые подразделяются на следующие виды доходов:
- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
- доходы от процентов, полученных от размещения в кредитных организациях временно свободных средств бюджета субъекта РФ;
- доходы от оказания услуг или компенсации затрат субъекта РФ;
- платежи, поступающие от подведомственных субъекту РФ, организаций;
- другие поступления от использования имущества, находящегося в собственности субъекта РФ.
Суммы доходов по каждому виду источников дохода в бюджет субъекта РФ и общая сумма поступлений от неналоговых источников дохода рассчитываются по формулам 2.372.52. Например, доходы от пользования имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ, можно рассчитать по выражению: где 1... А, - общее количество имущества (объектов), находящегося в ведении субъекта РФ и сдаваемого налогоплательщикам с целью получения выгоды (например, аренда объектов) или количество организаций (налогоплательщиков), которым передано имущество во временное пользование;
8п - количество одноименных элементов имущества, переданных организации во временное пользование с целью извлечения выгоды (например, площади здания);
к8 - ставка оплаты одного элемента имущества, переданного во временное пользование (например, 1 кв. м площади, одного станка и т. д.). Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении субъекта РФ, например доходы от банковской деятельности, рассчитываются по выражению 2.42.
Регулирующие доходы бюджета субъекта РФ
Регулирующие доходы, формирующие бюджет субъекта РФ, включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджет субъекта РФ по нормативам в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субсидий и трансфертов из федерального бюджета, которые можно описать выражением
Ч". X"" Л " ^" ¦ 12.94)
где 1 = 1...А8 - общее количество налогов, отчисления от которых поступают в бюджет субъекта РФ на основании Налогового кодекса РФ и решения Правительства РФ;
Н; - налоговая база ьго налога;
Щ - часть налоговой ставки по 1му налогу, которая закрепляется за субъектом РФ от общей ставки налога;
а = 1...Д, - общее число отчислений из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в виде дотаций, субсидий, субвенций, трансфертов и т. д.;
8а - сумма аго вида отчисления (дотации, субвенции, субсидии и т. д.).
В частности, каждую доходную часть бюджета субъекта РФ за счет регулируемых видов налогов в отдельности можно записать в следующем виде:
- налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, формулами 2.9, 2.10 с К, = 0,8;
- налога на доходы физических лиц, - формулами 2.14, 2.15 с Кф = 0,7;
- налога на наследование и дарение, засчитываемого в бюджет субъекта РФ в полном объеме (до принятия решения о его отмене) - формулой
8н=(Сн8ь)хЛн, (2.95)
где Сн - стоимость наследуемого имущества, сумма наследуемых денежных средств;
8ь - сумма налогового вычета, устанавливаемого законом, в зависимости от степени родства (супруги, дети, родственники);
Хн - налоговая ставка;
- акцизов на спирт этиловый, на спиртосодержащую продукцию, автобензин, дизтопливо, моторные масла - формулами 2.7, 2.8;
- налога на добычу полезных ископаемых - формулами 2.16, 2.17;
- сбора за пользование объектами водных биоресурсов - формулами 2.19, 2.20;
- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - формулой
П
* (2.96)
і=1
где і = 1...П - количество налогоплательщиков, уплачивающих налог в бюджет субъекта РФ;
Бн - сумма дохода налогоплательщика, получаемая в течение отчетного года;
Лн - налоговая ставка, равная 0,9 (норматив 90%);
- единого сельскохозяйственного налога, взимаемого с товаропроизводителей по нормативу 30%, - формулой, аналогичной формуле 2.93.
Состав доходов региональных бюджетов последних лет можно охарактеризовать данными, представленными в табл. 2.7.
Таблица2.7
№ % к общей сумме дохода
Наименование показателя
п/п 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2002 г. 2004 г.
1 Налоговые доходы: 67,7 67,3 68,7 70,2 71,8
- налог на прибыль 16,8 15,7 14,9 15,2 16,1
- подоходный налог с физических лиц; 9,4 9,3 9,8 10,2 11,3
- налог на добавленную стоимость 12,9 13,1 12,8 12,9 13,0
- акцизы 3,7 3,9 3,8 4,0 4,2
- налог на имущество организаций 8,9 7,8 8,4 8,3 7,9
- платежи за пользование природными ресурсами 6,9 7,1 7,3 7,3 12,6
- другие доходы 9,1 10,4 11,7 12,3 6,7
2 Неналоговые доходы: 4,6 4,8 4,0 4,0 3,3
- доходы от государственной собственности и деятельности 1,1 1,3 1,4 1,3 1,1
- доходы от продажи имущества 1,4 1,6 1,4 1,4 1,2
- другие доходы 2,1 1,9 1,2 1,3 1,0
3 Безвозмездные перечисления: 27,7 27,9 27,3 25,8 24,9
- дотации 0,1 0,2 0,1 0,1 0,2
- субвенции 0,9 0,8 0,7 0,7 0,6
-средства, перечисляемые по взаимным расчетам 7,7 6,9 7,2 6,8 6,3
- трансферты 13,1 14,3 14,2 13,2 12,8
- целевые бюджетные фонды 5,2 4,9 4,5 4,4 4,6
- другие перечисления 0,7 0,8 0,6 0,6 0,4
Итого: 100 100 100 100 100
Из табл. 2.7 видно, что в доходах региональных бюджетов главную роль играют регулирующие виды федеральных налогов, доля которых превышает 65%. Безвозмездные отчисления из федерального бюджета превышают 25%. На долю неналоговых доходов субъектов РФ приходится не более 6%, а в последние годы она сокращается и не превышает 34%.