Организационно – правовые формы коммерческих банков
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Организационно – правовые формы коммерческих банков |
Рубрика (тематическая категория) | Финансы |
Принципы деятельности коммерческих банков и их функции
Тема 2. Организация и принципы деятельности коммерческих банков
1. Принципы деятельности коммерческих банков и их функции
2. Организационно – правовые формы коммерческих банков
3. Порядок создания и государственная регистрация КО
4. Виды банковских лицензий и основания для их пользования
5. Формы реорганизации банков и способы их ликвидации
6. Управление коммерческим банком (внутренняя организационная структура)
Основными принципами деятельности коммерческих банков являются следующие:
1. Прибыльность их деятельности, прибыльность хозяйствования
2. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов
3. Экономическая самостоятельность банка, которая сочетается с экономической ответственностью банка за свою деятельность.
4. Свободное распоряжение доходами (прибылью) – в обязательном порядке должны создавать резервный фонд
5. Взаимоотношение банка со своими клиентами строится на договорных условиях как обычные рыночные условия
6. Государство может осуществлять регулирование деятельности коммерческих банков только лишь косвенными экономическими методами, а не прямыми административными. Банк России разрабатывает правила ведения бизнеса, устанавливает нормативы, которые регулируют всю их деятельность (нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности, нормативы кредитного риска, нормативы финансового риска)
Основная и старейшая функция – аккумуляция свободных денежных средств.
· Коммерческие банки действуют, чтобы привлечь средства как юридических, так и физических лиц.
· Мобилизуя денежные средства, коммерческие банки реализуют свои функции в посредничестве в кредитовании и в посредничестве платежей в хозяйстве.
· Хранение денежных средств на счетах в банке позволяют проводить безналичные расчёты в хозяйствовании.
· Организацией межбанковских расчетов занимается ЦБ.
· Выпуск кредитных денег (функция создания платежных средств) – увеличение денежной массы в соответствии с увеличением хозяйственного оборота
· Посредничество в инвестировании – банки имеют возможность по поручению своих клиентов размещать на рынке ценных бумаг их акции и облигации (андеррайтер)
· Развивается консультационная функция
· Креативная функция – создание банками новых банковских продуктов, совмещенных с другими финансовыми услугами
Финансовый супермаркет
При создании новых совмещенных продуктов выделяют Интеграционную функцию.
В структуре рыночного хозяйства кредитные организации, банки, выступают как хозяйственные общества, в соответствии с ГК хозяйственным обществом признается общественная организация,
Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей, а также приобретенное в процессе своей деятельности принадлежит ему на праве собственности. Как ХО банки могут создаваться на базе любой формы собственности и в любой организационно-правовой форме. Сегодня на практике в России коммерческие банки существуют на базе акционерной и паевой формы собственности. На 1.01.2009 коммерческие банки составляли 65,5% то на 1.01.2011- 66,3%, причем в форме ЗАО – 26,9% и 39,4% - ПАО (до 2015 г. ОАО) .
Деятельность банков, которые созданы в форме акционерных обществ регулируется ГК РФ, а также ФЗ об акционерных обществах и ФЗ о банках и банковской деятельности.
Акционерный банк в форме ПАО (до 2015 г. ОАО) вправе проводить открытую подписку выпускаемых акций и проводить их открытую продажу. Банк может выпускать кА обыкновенные акции, так и привелигерованные. Все обыкновенные акции должны иметь одинаковую номинальную стоимость и предоставлять равные права их владельцам. Привелегерованные не дают право голоса, но позволяют получать фиксированный доход. Общий объём выпускаемых привелигированных акций не должен превышать 25% от общего числа. Эмиссия акций подлежит обязательной гос. регистрацией и её проводит ЦБ РФ.
Банк, существ в форме ЗАО не вправе подписывать открытую подписку на свои акции или предлагать их неограниченному кругу лиц. Количество участников не должно превышать 50. В случае если это количество будет превышено – ЦБ ставит условие преобразовать в ПАО (до 2015 г. ОАО) или соответствовать требованиям закона.
Увеличение УК коммерч банков происходит либо путем выпуска дополнительного количества акций или увеличением суммы долей, а также за счёт приём в состав участников новых членов. Вопрос об этом решается на общем собрании акционеров.
Банки, которые создаются в форме ООО должны в своей деятельности руководствоваться ГК РФ, ФЗ ʼʼО банках и банковской деятʼʼ и ФЗ ʼʼоб ОООʼʼ
УК банков в форме ООО создаётся за счёт паевых взносов его участников, размер этих взносов определяется в уставе банка в учредительном договоре, участники банка имеют право продать полностью или частично свою долю другому участнику банка или 3 лицу, в случае если это предусмотрено уставом. Выходящий из общества участник должен подать заявление и на общем собрании участников банка решается вопрос кому будет уступлена доля вышедшего. В случае если уставными док-ми не предусмотрена продажа долей 3-м лицам, и никто из участников банка не решил приобрести эту долю, то банк обязан выплатить участнику действительную стоимость этой доли и подать в ЦБ заявление об уменьшении его УК.
Участник банка, выходящий из ООО может получить действительную стоимость своей доли только по истечении 6 месяцев с момента окончания финансового года, в котором было подано заявление на выход
Организационно – правовые формы коммерческих банков - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организационно – правовые формы коммерческих банков" 2017, 2018.
Что такое ОПФ? Каждая организация имеет свою ОПФ. Гражданским кодексом РФ и другими Федеральными законами определено, какие ОПФ могут иметь организации (юридические лица) в Российской Федерации. Еще не догадались? Тогда отвечаем, что это такое:
ОПФ - это определенная законом и закрепленная в уставе каждой фирмы или некоммерческой организации ее правовая форма. Дословная расшифровка аббревиатуры ОПФ - это юридический термин: организационно-правовая форма . Подробнее о том, что означает организационно-правовая форма для организации и какие бывают виды организационно-правовых форм для коммерческих и некоммерческих организаций в России, вы можете прочитать ниже, в абзаце Виды ОПФ .
Между тем, расшифровка ОПФ может иметь и другое значение - экономическое, а именно: основные производственные фонды. Что такое "основные производственные фонды"? В науке "Экономика предприятия", ОПФ - это средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. К основным производственным фондам предприятия относятся: здания, строения и сооружения, линии связи и электропередач, машины, транспортные средства и оборудование, инструменты, инвентарь и др. (это основные виды ОПФ, как основных производственных фондов). Поскольку ОПФ в данном контексте - это понятие экономическое, и не затрагивает основной тематики нашего сайта - государственной регистрации некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, тех кому важно получить более полную информацию по теме основных производственных фондов предприятия, мы осмелимся направить на информационный ресурс экономической тематики. :)
Дословная расшифровка ОПФ не содержит определения, что такое организационно-правовая форма . Как это не странно, не содержит его и основное действующее российское законодательство с Гражданским кодексом во главе! Единственное, довольно размытое и неопределенное объяснение понятия ОПФ содержит Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012. Согласно ему, "под организационно-правовой формой понимается способ закрепления (формирования) и использования организацией имущества и вытекающие из этого ее правовое положение и цели предпринимательской деятельности". Ну теперь все понятно, не правда ли? :)
Попробуем дать свое, более внятное определение:
Организационно-правовая форма (ОПФ) - это сокращенная буквенная аббревиатура или полное словесное обозначение вида организации, располагающееся всегда непосредственно перед ее собственным (индивидуальным) названием, характеризующее коммерческую или некоммерческую направленность организации (в ряде случаев отражающее основную цель ее деятельности), а также характеризующее отнесение данной организации к одному из предусмотренных законом режимов закрепления и использования имущества, деятельности и порядка управления организацией.
Виды ОПФ
Здесь мы детально расшифруем ОПФ организаций, при этом будем руководствоваться все тем же Общероссийским классификатором ОПФ.
Основные виды ОПФ коммерческих предприятий и организаций:
ИП - индивидуальный предприниматель
ООО - общество с ограниченной ответственностью
ОДО - общество с дополнительной ответственностью
ОАО - открытое акционерное общество
ЗАО - закрытое акционерное общество
ПК - производственный кооператив
КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство
ГУП - государственное унитарное предприятие
Основные виды ОПФ некоммерческих организаций (ОПФ НКО):
ПК - потребительский кооператив
ОО - общественная организация
ОД - общественное движение
АНО - автономная некоммерческая организация
СНТ - садоводческое некоммерческое товарищество
ДНП - дачное некоммерческое партнерство
ТСЖ - товарищество собственников жилья
Конечно, весь спектр организационно-правовых форм более широк. Здесь мы расшифровали ОПФ наиболее часто встречающихся видов. Надеемся, что вам понравилась эта статья и вы почерпнули полную информацию по теме "расшифровка ОПФ ". Если вы желаете уточнить, как расшифровывается сокращение организационно правовых форм, не присутствующих в вышеуказанном перечне или вам необходимо узнать код ОПФ по ОКОПФ вашей организации, посмотрите пожалуйста в классификаторе ОПФ, расположенном по следующей ссылке:
Применительно к процессу государственной регистрации НКО или коммерческой организации, правильное и точное указание полного и сокращенного наименования организационно-правовой формы (ОПФ) при подготовки документов - необходимое условие для успешного ее прохождения.
С уважением,
коллектив Центра регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО
Организационно-правовая форма Банка России как юридического лицаОбщим признаком, характеризующим гражданско-правовое положение Банка России, независимо от того, в каком качестве он выступает, осуществляя возложенные на него функции, является приданный ему статус юридического лица, основанного на федеральной собственности. Поэтому закрепленный в Федеральном законе гражданско-правовой статус Банка России, как и статус другихюридических лиц, должен соответствовать нормам Гражданского кодекса РФ, регулирующим общие положения о юридических лицах (гл. 4 ГК РФ) с учетом того, что Банк России конституционный федеральный государственный орган, на которого Конституцией России и федеральным законодательством возложены публично-правовые функции по управлению (регулированию) денежно-кредитной сферы России.
Согласно ст. 2 Федерального закона Банк России является юридическим лицом. Однако эта норма не устанавливает организационно-правовую форму Банка России как юридического лица и не определяет его место в системе органов государственной власти и управления РФ. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями. Поэтому определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
В соответствии с ГК РФ юридические лица создаются в установленном законом порядке и в различных, но обязательно в предусмотренных законодательством организационно-правовых формах. Только в этом случае в момент своего создания юридические лица приобретают правоспособность. Придумывать нечто не предусмотренное законом их создатели (учредители) не вправе. Поэтому в учредительных документах юридических лиц, а также в законодательных и иных правовых актах органов государственной власти, на основании которых создаются и действуют юридические лица, в обязательном порядке должно быть отражено их наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму (ст. 52, 54 ГК РФ).
Решающее значение для определения вида и организационно-правовой формы Банка России, как и любого другого юридического лица, являются цели и характер его деятельности, а также особенности осуществляемых им функций.
Вопрос об организационно-правовой форме юридических лиц - предмет гражданского законодательства. В связи с этим установлению организационно-правовой формы Банка России в Федеральном законе "О Центральном банке РФ (Банке России)" должно предшествовать закрепление соответствующих положений в Гражданском кодексе РФ применительно ко всем государственным органам. Именно гражданское законодательство должно ответить на вопрос, признаются ли государственные органы юридическими лицами. Если да, то какая из предусмотренных этим законодательством организационно-правовых форм может им соответствовать? Если нет, то вопрос об организационно-правовой форме любого государственного органа, включая Банк России, снимается сам собой.
Определяя организационно-правовую форму Банка России, к нему нельзя подходить как к обычному юридическому лицу, статус которого целиком и полностью основывается на положениях гражданского законодательства. Правовое положение Банка России имеет конституционно-правовой характер, он наделен государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере, является органом государства, а не просто юридическим лицом. Поэтому при определении в гражданском законодательстве организационно-правовой формы государственных органов, включая Банк России, требуется единый подход. Ранее автор уже высказывал мнение, что государственные органы могли бы иметь форму государственных учреждений. Но в юридической литературе имеются и другие точки зрения. Например, утверждается, будто Центральный банк РФ нельзя в полной мере отнести к государственному учреждению, поскольку в силу ст. 50, 120 ГК РФ учреждение определяется как организация, финансируемая собственником полностью или частично, а Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Высказывалось мнение, что Банк России является государственногй корпорацией и, даже, государственным унитарным предприятием.
Между тем, осуществление Банком России своих расходов за счет собственных доходов вовсе не противоречит ст. 50, 120 ГК РФ, так как, согласно ст. 298 этого же Кодекса, "если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе". Поэтому осуществление Банком России расходов за счет собственных доходов вовсе не опровергает, а, наоборот, подтверждает, что из ныне существующих организационно-правовых форм юридических лиц ему, как и другим государственным органам, более всего соответствует "государственное учреждение".
Документом, которым создан Банк России, является Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно этому закону получение прибыли не является целью деятельности Банка России (ст. 3 Федерального закона). Организации, в том числе Банк России, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»), признаются некоммерческими организациями.
Основными целями деятельности Банка России, непосредственно связанными с его юридическим статусом, являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов (ст. 3 Федерального закона). Указанные цели Банка России связаны с управлением денежно-кредитной и банковской системами, повышением их эффективности и надежности и, безусловно, включают защиту прав и законных интересов всех участников экономических отношений. Поэтому они, несомненно, нацелены на достижение общественных благ и в этом смысле полностью соответствуют целям некоммерческих организаций. Согласно закону некоммерческие организации могут создаваться, в частности, для достижения управленческих целей, для защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 3 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Состав участников, имеющих право создавать (учреждать) предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовые формы некоммерческих организаций, определен в ст. 116-123 ГК РФ, ст. 6-12 Федерального закона «О некоммерческих организациях». При этом Российской Федерацией, как собственником федерального имущества, некоммерческая организация может быть создана только в форме учреждения (ст. 120 ГК РФ).
В соответствии с действующим законодательством Банк России также создан собственником - Российской Федерацией. Решение РФ о создании Банка России как некоммерческой организации сформулировано в Федеральном законе. Создавая Банк России, собственник - Российская Федерация - наделил его уставным капиталом в размере 3 млрд. рублей (ст. 9 Федерального закона). На этом финансирование Банка России со стороны Российской Федерации было прекращено. Таким образом, в случае с Банком России собственник - Российская Федерация - финансирует созданное им юридическое лицо частично, только при его создании.
Некоторыми авторами высказываются предложения о придании Банку России статуса обычного юридического лица, правовое положение которого регулируется исключительно гражданским и банковским законодательством. Например, внесено предложение установить для Банка России особую организационно-правовую форму "федерального юридического лица публичного права", сочетающего в себе черты коммерческой организации и административного органа. Но такого рода организации не известны ни Конституции РФ, ни действующему гражданскому законодательству России. Более того, реализация данного предложения на практике будет означать, что, вопреки Конституции РФ, правовое регулирование юридического статуса Банка России с более высокого, конституционно-правового уровня произвольно переводится на уровень гражданского законодательства. Поэтому высказанное в печати предложение требует более внимательного анализа. Необходимо в первую очередь уяснить содержание термина "федеральное юридическое лицо публичного права". Само название свидетельствует о том, что "федеральное юридическое лицо публичного права" - это организация, создаваемая в целях реализации на федеральном уровне функций и полномочий в интересах всего общества. Применительно к Банку России это означало бы осуществление "федеральным юридическим лицом публичного права" государственных полномочий. Но допускает ли действующая Конституция РФ, чтобы функции Российской Федерации, ее государственные полномочия в денежно-кредитной сфере были переданы не государственному органу, а юридическому лицу, имеющему исключительно гражданско-правовой статус? Полагаем, что нет.
Для такого вывода имеются веские основания. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Согласно Конституции РФ "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления" (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).
Опосредованная власть народа осуществляется избираемыми им органами государственной власти или местного самоуправления либо назначаемыми этими органами должностными лицами. При этом органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, но в рамках территории муниципального образования могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями (ст. 12, 132 Конституции РФ).
Исходя из федеративной природы Российской государственности в том виде, как она закреплена вот. 1, II, главе 3 (включая ст. 71и 75) Конституции РФ, реализация государственных полномочий в денежно-кредитной сфере находится в ведении Российской Федерации, т.е. в ведении федеральных государственных органов. Никто иной, кроме государственных органов, осуществлять функции государства, государственную власть и государственные полномочия в денежной, кредитной и валютной сфере на федеральном уровне не вправе. Такие государственные органы с учетом принципа разделения властей в Конституции РФ определены. К ним относится и Банк России (ст. 75 Конституции РФ). Причем Конституция РФ не позволяет передавать (делегировать) государственные полномочия, находящиеся в ведении Российской Федерации (федеральный уровень), от федеральных государственных органов иным лицам, тем более коммерческим организациям. Более того, единство системы государственной власти - важнейший конституционный принцип, на котором основано активное устройство России (ст. 5 Конституции РФ).
Обеспечение на всей территории РФ ветвления полномочий федеральной государственной власти, включая полномочия по направлениям, закрепленным в п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, возложено на Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации (ст. 78 Конституции РФ). Поэтому попытка практически реализовать предложение о признании Банка России не государственным органом, а обычным юридическим лицом (хоть и публичного права) и наделении такого лица государственными полномочиями, находящимися в ведении Российской Федерации, не только явилась бы прямым нарушением Конституции РФ, но могла бы повлечь негативные последствия политического характера. Следовательно, Российская Федерация не вправе делегировать кому-либо свои государственные полномочия. Полномочия РФ могут быть переданы лицам, не являющимся органами государства, только в части касающейся реализации имущественных и иных прав гражданско-правового характера Российской Федерации, но при соблюдении условий, закрепленных в законодательстве.
И последнее, что необходимо отметить в связи с обсуждением предложения о наделении Банка России статусом "федерального юридического лица публичного права".
К сожалению, авторы этого предложения в обоснование своей позиции ссылаются только на внутреннее законодательство иностранных государств. Ими не приводятся какие-либо существенные правовые признаки, характеризующие "публично-правовые юридические лица" как особую, отличную от других, предусмотренных гражданским законодательством, разновидность организационно-правовых форм.
По сути, речь идет о попытке придать государственным органам некую гражданско-правовую оболочку (организационно-правовую форму). При этом не учитывается, что в гражданском законодательстве РФ уже имеется организационно-правовая форма, сходная по своему содержанию с "юридическим лицом публичного права", - это "учреждение". Одним из предназначений "учреждения" как некоммерческой организации является осуществление управленческих функций в целях, направленных на достижение общественных благ. Причем учреждение может быть государственным (созданным Российской Федерацией или субъектом РФ), муниципальным или созданным любым иным собственником.
Таким образом, "учреждение" как организационно-правовая форма может быть признано характерным для всех юридических лиц, осуществляющих в Российской Федерации управленческую деятельность, направленную на достижение общественных благ. Следовательно, по своему содержанию термины "учреждение" и "юридическое лицо публичного права" - тесно связанные друг с другом понятия.
Данный вывод подтверждается правовыми нормами, закрепленными в "Конвенции между Правительством РФ и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество" от 26 ноября 1996 г., имеющей для обоих государств силу закона. Согласно п. d . ст. 3 упомянутой Конвенции, «термин "государственное учреждение Договаривающегося Государства" означает, в отношении России, органы государственной власти, созданные в России в соответствии с тем, как они определены в Конституции России, и, в отношении Франции, само Государство, его территориальные органы, а также их юридические лица публичного права» .
Следовательно, в Конвенции признается, что: 1) органы государственной власти, определенные в Конституции РФ, являются государственными учреждениями Российской Федерации; 2) каких-либо юридических лиц публичного права, наделенных государственно-властными полномочиями, в России не существует; 3) в законодательстве Франции (но не России) помимо Государства существуют его территориальные органы, а также "их (государства и территориальных органов. - Я.Г.) юридические лица публичного права"; 4) оба государства признают, что "юридические лица публичного права" есть государственные учреждения не только для Франции, но и для России; 5) термин "органы государственной власти РФ" применительно к законодательству России по своему содержанию соответствует значению термина "государство, его территориальные органы, а также их юридические лица публичного права" по законодательству Франции.
На основании изложенного предложение о закреплении за Банком России статуса "федерального юридического лица публичного права" требует от авторов этой идеи более тщательной ее проработки и обоснования с учетом действующей Конституции РФ и федерального законодательства.
В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой формы собственности как хозяйственное общество . По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки.
Банк в форме общества с ограниченной ответственностью – это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.
Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36% от общего числа действующих в Российской Федерации банков.
Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акционеров.
Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.
Акционеры банка - открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запрещено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.
Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей, или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом . Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка - закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобразоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в судебном порядке.
В Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 64% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО -26%, в форме ОАО – 38%.
Новые возможности для диверсификации структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества).
Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредитных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные банки, кооперативные банки и другие. В СССР до кредитной реформы 1930-32 годов существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответственностью. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.
Коммерческие банки ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Работа по созданию коммерческого банка начинается с выбора его организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма коммерческого банка определяется ст. 1 Закона: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно ст. 66 ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Организационно-правовая форма является важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии как банковского, так и иного хозяйствующего субъекта. От выбора правовой формы зависят возможности наращивания собственного капитала банка и привлеченных средств, характер и специфика организации управленческого процесса, формы и методы контроля. Для кредитного института этот вопрос приобретает особое значение, ибо природа бизнеса банка требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и в целом финансового рынка. К тому же величина уставного капитала, которая регламентируется при образовании и регистрации банка, является гарантом соблюдения интересов кредиторов, определяет рейтинг банка, а величина собственного капитала должна соответствовать обязательным нормативам, устанавливаемым Банком России.
Рассмотрим основные характеристики организационно-правовых форм коммерческого банка.
Согласно ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Если число участников общества превысит установленный предел, оно в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации.
Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников, а также продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или его участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Однако участники общества пользуются преимущественным правом покупки продаваемой (передаваемой) доли. При выходе участника общество обязано выплатить ему действительную стоимость доли или выдать в натуре имущество такой же стоимости в течение одного года с момента перехода к обществу доли, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.
Согласно ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО, как и общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые.
Открытое акционерное общество (ОАО) характеризуется тем, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу в соответствии с действующим законодательством.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его участников или заранее определенного круга лиц. Поэтому ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО, как и ООО, ограничивается действующим законодательством. Превышение числа участников требует преобразования ЗАО в ОАО или ведет к ликвидации ЗАО.
В соответствии с ГК РФ общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что его участники несут по обязательствам общества субсидиарную (дополнительную) ответственность своим личным имуществом. Этим можно объяснить тот факт, что банков в форме общества с дополнительной ответственностью в банковской системе России нет.
Выбор организационно-правовой формы коммерческого банка требует анализа преимуществ и недостатков каждой из них. Следует отметить, что ООО и АО являются достаточно близкими «по содержанию». Они представляют собой объединение капиталов, не требующее участия членов общества в его хозяйственной деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть и физические, и юридические лица. Все отношения внутри общества строятся «по капиталу»:
? каждый из участников (акционеров) обладает числом голосов, пропорциональным оплаченной доле уставного капитала;
? прибыль, подлежащая распределению, распределяется пропорционально приобретенным долям (акциям);
? имущество, остающееся после ликвидации общества, распределяется в том же порядке.
В чем же отличие ООО от АО? Преимущество (отличие) АО заключается в заложенной в его конструкции минимальной возможности «растаскивания» имущества. В то же время это преимущество ведет к определенному ущемлению прав акционеров, которые зачастую лишены возможности вернуть вложенные средства. Напротив, ООО дает возможность «изымать» вложенные средства через процедуру прекращения членства в обществе, однако это ведет к появлению вероятности потерь в имуществе общества.
Следует отметить, что банковское законодательство частично нивелирует это негативное следствие выхода участника из общества. В частности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает право участника выйти из состава банка только по истечении трех лет с момента его регистрации (ст. 11).
Преимуществом формы ОАО является то, что есть возможность увеличения капитала банка за счет привлечения инвесторов. Такой возможности нет у ООО и ЗАО. Учитывая то, что номинальная величина уставного капитала банка регулируется Банком России, такое преимущество ОАО можно считать достаточно значимым.
Реализация положений федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» для банковской сферы имеет существенные отличия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии с банковским законодательством решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций он ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица. При этом они не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. В отличие от процедуры регистрации других организаций, к учредителям кредитной организации предъявляются следующие серьезные требования. Юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение, собственные средства для внесения в уставный капитал, должны осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Следует отметить, что требование о внесении собственных средств в качестве вклада в уставный капитал обязательно для всех хозяйствующих субъектов, однако для кредитных организаций оно становится наиболее значимым по причине того, что величина собственных средств (капитала) установлена Банком России в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Если в качестве учредителя выступает кредитная организация, она должна быть финансово устойчивой, в том числе в части выполнения обязательных резервных требований Банка России, а также достаточности капитала.
Еще одной особенностью регистрации кредитных организаций является порядок оплаты уставного капитала. Уставный капитал должен быть оплачен в полном размере в месячный срок со дня регистрации банка. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных средств как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, а также принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация. Перечень иного имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, устанавливает Банк России. Размер вклада в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20 процентов уставного капитала. Кроме того, Банком России осуществляется контроль за приобретением акций (долей) создаваемой путем учреждения кредитной организации. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок более 5 процентов акций (долей) требует уведомления Банка, а пакета, превышающего 20 процентов, ? согласования. Эти положения установлены для юридических и физических лиц, а также групп юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Таким образом, каждая из рассмотренных форм обладает своими преимуществами и недостатками. Их взвешенная оценка, а также учет особенностей реализации нормативной и правовой базы в банковской сфере позволят выбрать наиболее эффективную для учреждаемого банка организационно-правовую форму.