Неналоговые платежи: особенности, виды и последние изменения в законодательстве. Новый законопроект по неналоговым платежам

МОСКВА, 13 сен — ПРАЙМ . Минфин рассчитывает, что поправки о включении в Налоговый кодекс РФ шести неналоговых платежей будут приняты в первом чтении до конца 2018 года, а с 2020 года эта система уже начнет работать, сообщила директор департамента доходов Минфина России Елена Лебединская в рамках Мосфинфорума.

"Сейчас готовятся поправки в Налоговый кодекс, предполагающие включение в него квазиналоговых платежей. Эти поправки мы надеемся до конца года принять в первом чтении, чтобы новая система полностью заработала уже с 2020 года", — сказала она.

В этот перечень войдет плата за негативное воздействие на окружающую среду, возмещение вреда, причиняемого дорогам автомобилями массой свыше 12 тонн (система "Платон"), обязательные отчисления операторов сети связи общего пользования, утилизационный, экологический и курортные сборы. Общая сумма сборов по этим платежам в бюджет составляет порядка 300 миллиардов рублей в год.

Эта работа проводится в рамках упорядочивания системы неналоговых платежей. В частности, принято решение разделить неналоговые платежи на три категории: квазиналоговые, которые и планируется включить в НК РФ; платежи, похожие на госпошлину (различные выписки из госреестров и регистров); остальные платежи, которые будут систематизированы созданной рабочей группой на уровне правительства.

За нарушения Налогового кодекса действует серьезная ответственность, в том числе уголовная. "Бизнес это очень волнует. Мы понимаем, что нельзя внезапно ввести уголовную ответственность. Договорились о том, что будет переходный период (до десяти лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства платежи будет мягче", — сказала она.

"Важно понимать, что никакие условия бизнеса не меняются, мы лишь переводим существующий платеж в Налоговый кодекс. Это помогает достичь ключевой цели, которую перед нами ставило бизнес-сообщество — предсказуемость", — добавила Лебединская.

"В рамках подготовки к заседанию рабочей группы мы вместе с Минэкономразвития и с региональными финансовыми органами проработали перечень других неналоговых платежей и выявили ряд платежей, по которым не требуется регулирование, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке", — сказала она.

К таковым, например, относится плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в государственном учреждении, пояснила глава департамента. "На наш взгляд, такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то этот вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы", — добавила она.

Для остальных неналоговых платежей планируется установить рамочные требования и понятную систему их взимания, сообщила Лебединская.

Власти РФ проводят работу по упорядочиванию системы неналоговых платежей. В частности, принято решение разделить неналоговые платежи на три категории: квазиналоговые, которые планируется включить в НК РФ; платежи, похожие на госпошлину (различные выписки из госреестров и регистров); остальные платежи, которые будут систематизированы созданной рабочей группой при правительстве РФ.

РИА Новости медиагруппы "Россия сегодня" является генеральным информационным агентством третьего Московского финансового форума.

Полный текст интервью читайте на сайте ria.ru в 10.00 мск.

Помимо привычных нам налоговых платежей, государственная казна получает также немалую прибыль и с неналоговых. Давайте разберемся, что это такое и какова роль данного механизма в отечественном капитале.

Что такое бюджетный доход

Все мы понимаем, что для нормального функционирования наше государство должно получать денежные средства, которые аккумулируются и называются бюджетом. Некоторые суммы поступают от физических лиц, ну а некоторые от юридических - это и называется доходностью капитала.

Ошибочно полагать, что государственная казна пополняется только обязательствами лиц и прочими пошлинами. Поэтому в современной практике подобные поступления разделяют на налоговые и неналоговые доходы бюджета. Как они формируются?

Первоначально большая масса поступлений попадает в местные органы самоуправления, однако задерживается там только треть от этой суммы, остальные же средства перечисляются в пользу национальной казны.

На самом деле этот процесс достаточно сложен и требует комплексного подхода к его рассмотрению, но давайте попробуем в нем разобраться.

Какие факторы влияют на уровень доходов

Если посмотреть на этот механизм в общемировом разрезе, то можно увидеть все несколько иначе. Вы никогда не задумывались над тем, почему какие-то страны более развитей, и улицы у них облагорожены, и незащищенные слои населения живут в большем достатке, нежели в прочих?

Налоговые и неналоговые доходы бюджета, а также их уровень во многом зависят от степени взаимодействия между государственными рычагами и субъектами-плательщиками. Немаловажную роль также играют такие факторы, как производственное и техническое развитие внутри страны, политические двигатели, уровень отношений в социально-экономическом аспекте государства.

Поэтому вышеперечисленные составляющие значительно влияют не только на текущий объем казны, но и на степень национального богатства в целом.

Понятие неналоговых доходов бюджета

Итак, мы рассмотрели, от чего может зависеть благосостояние государства и возможности его увеличения. Однако наша основная задача заключается в определении и раскрытии понятия «неналоговые доходы бюджета», а также нам необходимо выяснить их структуру и роль.

Согласно действующему законодательству, к данной категории относится довольно-таки внушительная группа поступлений, поэтому ошибочно предполагать, что налогоплательщики содержат национальную казну.

К неналоговым доходам бюджета относятся различного рода и вида отчисления, которые обоснованно поступают на бюджетные счета. Поэтому довольно сложно дать этому понятию какое-то универсальное и лаконичное определение, и единственное, что можно подвести под общий знаменатель в данных платежах - так это то, что ни один из них не является налогом.

Для большего понимания сложившейся картины давайте рассмотрим их разновидности.

Виды неналоговых доходов бюджетов

Источники неналоговых государственных поступлений

Итак, мы разобрались, какова структура неналоговых доходов бюджета, давайте теперь постараемся выделить основные источники, из которых наше государство извлекает прибыль:

  • как уже говорилось выше, на первом месте у нас стоят любые поступления, представляющие собой арендную плату от использования муниципальной собственности, а именно - любой недвижимости;
  • проценты, которые начисляются на оставшиеся незадействованные бюджетные средства, размещенные на кредитных счетах коммерческих субъектов хозяйствования;
  • помимо этого, также немалую прибыль приносят проценты по займам, предоставленным другим государствам;
  • любые паи, дивиденды от участия в доле акционерного капитала различных организаций;
  • прочие поступления, которые не являются налогами.

Как мы видим, эта категория прибыли занимает немалую нишу в государственной казне. Однако по этому поводу есть некоторые противоречия: отдельные ученые считают, что «иные» поступления, то есть неналоговые доходы бюджета, не могут приносить такую огромную прибыль стране.

Доходы регионального значения

Давайте попробуем разделить поступления в государственную казну по категориям использования. Неналоговые доходы регионального бюджета - это финансовые потоки, которые поступают на счета областного значения безвозвратно и безвозмездно для дальнейшего использования в целевых нуждах.

Как правило, региональный доход пополняется такими источниками:

  • вышеупомянутые арендные платежи;
  • платные услуги местных исполнительных и прочих государственных органов;
  • любые компенсации, штрафы и пени, которые были назначены вследствие доказательства факта административного и уголовного правонарушения;
  • доходы от платежей юридических лиц за загрязнение окружающей атмосферы;
  • финансовые поступления за сверхлимитное использование лесного фонда государства.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Что касается основных источников поступления, то местные доходы практически ничем не отличаются от региональных, за исключением двух последних пунктов - поступлений за загрязнение атмосферы и сверхлимитного использования лесного богатства страны, которые уплачиваются на счета областного масштаба.

Но, помимо этого, неналоговые доходы местных бюджетов также формируются за счет следующих финансовых потоков:

  • при поступлении субсидий и дотационных отчислений из бюджетов других уровней воздействия;
  • возвратные виды финансовой помощи, или, как их еще принято называть, субвенции, поступающие из региональной казны;
  • финансовые поступления, которые относятся к внебюджетным фондам ;
  • любые добровольные и безвозмездные финансовые инвестиции, которые поступают от физических и юридических лиц.

Свойства неналоговых поступлений

Несмотря на то что неналоговые доходы бюджета не имеют четко спланированного алгоритма и методологии исчисления поступлений, их сложно назвать принудительными.

В современной практике принято такие платежи относить к преимущественно добровольным, поскольку не всегда они носят принудительный характер и могут представлять собой безвозмездное перечисление финансовых потоков. Поэтому даже если платеж обязателен, то в отличие от налогового, он несет какую-либо пользу плательщику - будь то работы или услуги.

Помимо этого, к неналоговым доходам бюджета относятся такие свойства, как регулярность и стабильность, за исключением тех категорий, которые определяются по решению факта нарушения уголовных и административно-правовых норм и представляют собой штрафы и различные взыскания.

И наконец, поступления неналогового характера мобильны - они могут пополнять казну как одного региона в этом отчетном периоде, так и другого уже в следующем.

Как повысить эффективность неналоговых платежей

Для того чтобы неналоговые доходы бюджета приносили максимальную пользу государственной казне, необходимо провести меры по повышению и поддержанию их эффективности, чего явно не наблюдается в нашем государстве.

Вот, к примеру, сейчас активно внедряется программа по приватизации и ликвидации государственных предприятий, а это значит, что внушительное количество сооружений распродается частным лицам, хотя в ином случае они могли бы сдаваться в аренду и приносить систематическую прибыль.

Помимо этого, необходимо произвести инвентаризационные меры государственного имущества для четкого понимания того, какие из активов не задействованы и простаивают, не принося никакого дохода.

Еще одна немаловажная мера по повышению эффективности - это урегулирование взаимоотношений внутри межведомственных организаций с целью исключения укрытия некоторых лиц от уплаты обязательных взносов.

В 2018 году Минфин России ведёт активную работу над систематизацией так называемых неналоговых платежей, которые пока в Налоговом кодексе РФ отсутствуют. Предполагается, что итогом станет своего рода «Кодекс неналоговых платежей», который в виде отдельного ФЗ вольётся в НК РФ. Рассказываем, как будет законодательно урегулирован этот вопрос и о каких видах неналоговых платежей вообще можно вести речь.

Цели законопроекта

Сегодня государство готово упорядочить систему неналоговых платежей и сборов:

  • часть из них (преимущественно – неналоговые обязательные платежи) перенести в НК РФ;
  • основную часть – привести к общему знаменателю в плане регулирования.

Общая цель создания системы неналоговых платежей в бюджет – сделать условия их взимания понятными и предсказуемыми, а часть сохранить в условиях работы конкурентного рынка.

Предыстория

В 2017 году Минфин разработал законопроект согласно тем решениям, которые были приняты на рабочей группе в Минэкономразвития с представителями бизнеса. Его внесли его в Правительство, но к нему был ряд замечаний, и проект вернули на доработку.

Основная проблема в том, что в него пытались включить все существующие неналоговые платежи предпринимателей, а они достаточно разнородны. Поэтому само определение неналогового платежа было очень сложное. Это могло привести к трудностям применения этого закона в дальнейшем.

Председатель Правительства Дмитрий Медведев дал дополнительное поручение проработать этот вопрос еще раз и рассмотреть возможность урегулирования некоторых платежей в рамках НК РФ для создания единых правил игры и систематизации таких платежей.

В итоге, судьба законопроекта о неналоговых платежах в 2018 года такова: в марте состоялось совещание у премьера, на котором принято решение разделить основные неналоговые платежи на 3 категории. По двум из них Минфин готовит проект закона о включении их в НК РФ.

Чтобы не было споров, какие отчисления к неналоговым платежам относятся (3-я группа), для определения их статуса была создана рабочая группа на уровне Правительства.

Подвижки есть: так называемый кодекс неналоговых платежей квазиналогового характера готов в виде поправок в НК РФ. Новая система должна полностью заработать уже с 2020 года.

Как известно, за нарушения НК РФ есть ответственность, в том числе уголовная. Поэтому будет переходный период (до 10 лет), в который ответственность за вновь введенные в рамках налогового законодательства неналоговые платежи будет мягче.

Утилизационный сбор будет налогом.

Всего на включение в НК РФ Минфин рассматривает 6 платежей, включая обязательные отчисления операторов связи. Отдельная тема – эта курортный сбор. Минфин полагает, что ему место тоже в Налоговом кодексе.

Будет ли реестр неналоговых платежей?

Известно, что изначально Минфин хотел создать отдельный реестр. И если какой-то платеж в него не включен, то платить его не надо. Хотя в целом чиновники не против него, позиция поменялась: если платёж включён в Налоговый кодекс, для него никакой реестр уже не нужен.

Платежи, которых в НК РФ не будет

Минфин проработал большой перечень неналоговых платежей другого рода и выявил ряд тех, которые регулировать не нужно, потому что это фактически платежи за услуги, которые можно получить на рынке.

ПРИМЕР 1

Плата за медосмотр работников, который не обязательно нужно проходить в госучреждении.

Такие рыночные услуги дополнительно регулировать не нужно. Если в этой сфере есть проблемы, то данный вопрос необходимо решать в рамках работы антимонопольной службы.

ПРИМЕР 2

Портовый сбор.

Он обязательный, но все условия и тарифы по нему устанавливает законодательство о естественных монополиях. То есть, по сути, вопрос уже урегулирован.

Платежи не в НК РФ, но требующие регулирования

Существует также достаточно большой блок платежей, связанный с различными госэкспертизами, который требует дополнительного регулирования.

Поскольку это государственная экспертиза, она обязательна. Но государство делегировало право ее производить, например, какому-то бюджетному учреждению. Тогда в этом случае должны быть общие правила игры – когда может меняться этот платеж, как определять его размер.

Однако, исходя из классификации неналоговых платежей (см. выше), эти – не похожи на налоги и сборы. Их регулирование должно быть иным.

Сейчас они либо в законах, либо в постановлениях и других актах, которые устанавливают общие требования и методику расчета стоимости экспертиз.

Особенность этих платежей – отсутствие у них фиксированной стоимости. Методика её расчета обычно включает непосредственные затраты, которые необходимы для проведения соответствующей экспертизы. А установление фиксированной суммы привело бы к переплате одними и недоплате другими. И, как следствие, к падению качества этих экспертиз.

Рабочая группа Минфина приняла решение сформировать свой реестр неналоговых платежей в разрезе этих групп, а также проработать этот вопрос дополнительно с бизнесом, чтобы выявить общие и частные проблемы, а также определить возможные пути их решения.

По сути, это должны быть рамочные требования, чтобы все понимали:

  • откуда берется платеж;
  • как определяется его размер;
  • как он может меняться.

Ещё одна цель, чтобы не было больших различий между регионами: сейчас один и тот же платеж в разных регионах может называться и стоить по-разному, и это не всегда обоснованно.

Минфин против обхода НК РФ

Чиновники выступают за жёсткий механизм введения новых неналоговых платежей. В рамках вхождения ключевых неналоговых платежей в НК РФ по факту будет прекращена практика введения новых платежей, похожих на налоги, вне Кодекса.

Именно по этой причине Минфин за то, что туристический сбор, в каком бы виде он ни вводился, должен вводиться только через Налоговый кодекс.

Четверка бизнес-объединений — Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленная палата (ТПП), «Деловая Россия» и «Опора России» отправили Владимиру Путину письмо с заявлением о своем несогласии с предложением Минфина ввести шесть основных неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ. Об этом пишет газета «Коммерсантъ» .

Предприниматели, опасающиеся роста фискальной и административной нагрузки, настаивают на отдельном рамочном законе о таких платежах. Такой законопроект должен установить запрет на взимание неналоговых платежей, не включенных в реестры и перечни. Предложенная Минфином концепция реформирования квазиналогов, по мнению четверки, не соответствует поручению президента от марта 2016 года, «не решает поставленной задачи по систематизации законодательства» и лишь увеличивает давление на бизнес.

Однако Минфин менять свой вариант с НК на вариант с отдельным законом о «неналогах» не намерен. Министерство обещает, что содержание, размер и порядок уплаты платежей и их целевое назначение не должны измениться при внесении в Налоговый кодекс. Однако бизнес опасается не только повышения ставков, но и ужесточения администрирования. Ведь НК позволяет за несдачу отчетности и несвоевременную уплату блокировать счета.

Ставки по ряду неналоговых платежей для бизнеса могут быть пересмотрены. Ведомствам придется скорректировать размер некоторых сборов до справедливого уровня, а часть из них и вовсе исключить. Об этом рассказала «Известиям» директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская.

По ее словам, министерство попросило отраслевые ведомства предоставить расчеты и обоснования, на которые они опираются при принятии решения о размере платы за те или иные действия с госреестрами. Ревизия, проведенная рабочей группой, состоящей из представителей правительства и бизнеса, показала: стоимость схожих услуг может отличаться в несколько раз.

Глава РСПП Александр Шохин ранее говорил, что неналоговые платежи, связанные с реестрами и соответствующие понятию госпошлины, следует как можно скорее внести в НК. По его мнению, это позволит защититься от появления новых видов обязательных сборов и урегулировать стоимость существующих.

В НК размер госпошлины должен определяться исходя из затрат на оказание соответствующей госуслуги. Вопрос, насколько эти показатели соотносятся друг с другом, для платежей, установленных вне НК, на данный момент остается открытым, уверена Елена Лебединская. Особенно это касается сборов за информацию, предоставляемую в электронной форме. Стоимость схожих процедур может различаться в несколько раз.

В Минфине не стали указывать, какие конкретно платежи вызывают у ведомства наибольшие сомнения, сославшись на соображения межведомственной этики.

По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, необходимо как можно скорее оценить экономическую целесообразность основной массы неналоговых сборов, обязательных для ведения своего дела, и исключить из деловой практики те, что не улучшают ни состояние госфинансов, ни тем более состояние бизнеса. По его словам, многие ведомства практикуют навязывание услуги — госструктуры делают обязательным получение тех или иных документов для ведения предпринимательской деятельности, зачастую не фиксируя это в законодательстве.

В Минфине сообщили, что при анализе платежей, связанных с государственными реестрами, были выявлены и скрытые — те, что могут предшествовать, например, формально бесплатному включению в реестр.

Кабмин стратегически определился с будущим неналоговых сборов. Шесть из них, близкие по своей природе к налогам, Минфин хочет включить в НК. Проект находится на рассмотрении в правительстве, сообщали в ведомстве в начале марта. В частности, речь идет о переносе в Налоговый кодекс экологического, утилизационного и курортного сборов, платы за негативное воздействие на окружающую среду, за проезд большегрузов по автодорогам и использование связи.

Однако резко против включения данных платежей в НК выступил бизнес: это приведет к дополнительному давлению на предпринимателей, поскольку за нарушение положений Налогового кодекса предусмотрена гораздо более жесткая ответственность, вплоть до уголовной. Данную проблему предприниматели отдельно подняли на встрече с президентом на съезде РСПП. Владимир Путин попросил министра финансов Антона Силуанова не торопиться с внесением поправок в Налоговый кодекс.

Законопроект о включении в Налоговый кодекс основных неналоговых платежей нужно как можно быстрее внести в правительство, считает Минфин. Речь идет об экологическом, утилизационном и курортном сборах, плате за негативное воздействие на окружающую среду, проезд большегрузов по автодорогам, обязательных отчислениях операторов связи, говорится в сообщении. В общей сложности в 2018 г. они пополнили бюджет на 316,6 млрд руб., больше всего принес утилизационный сбор — более 260 млрд руб.

Минфин также провел инвентаризацию остальных неналоговых платежей. И насчитал 61 платеж, которые обобщил в шесть групп, пишут «Ведомости» .

К первой группе Минфин отнес 10 платежей за получение сведений из госреестров или включение в них информации. Всего министерство обнаружило порядка 200 таких реестров. Во вторую группу попали 15 платежей за обязательные услуги, которые оказываются на конкурентном рынке (например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия). По ним не требуется прямого регулирования правительства, но нужно определить принципы конкуренции, считает министерство. В третьей группе - платежи за услуги естественных монополий; в четвертой - различные компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой - девять платежей за услуги обязательного контроля (например, за регистрацию машины).

Часть этих платежей также впоследствии может оказаться в Налоговом кодексе. Например, схожие по своей природе с госпошлинами, - в частности, за предоставление сведений из госреестров, а также патентные платежи и сборы за обязательную госэкспертизу документов.

Сейчас неналоговые платежи регулируются отдельными нормативными актами, взимаются по разным правилам и собираются разными ведомствами. Так, плату за загрязнение окружающей среды и экологический сбор администрирует Росприроднадзор, плату с операторов связи - ФГУП при Россвязьнадзоре, утилизационный сбор - ФНС и ФТС. Но многим ведомствам не хватает ресурсов для контроля. Например, собирающие их ведомства не могут блокировать счета или арестовывать имущество, поэтому такие платежи и хотят передать под контроль ФНС.

Опасения бизнеса подтверждаются - с внесением всех этих платежей в Налоговый кодекс появляется риск и уголовной ответственности за их неуплату. Хотя Минфин и утверждает, что будет установлен 10-летний мораторий по таким преступлениям.

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев поручил министерствам следить за общей фискальной нагрузке при установлении новых неналоговых сборов. Она не должна расти. Поручение опубликовано на сайте Кабмина и адресовано Минфину и Минэкономразвития.

Еще в марте 2016 г. президент Владимир Путин поручал создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, напоминают «Ведомости» . В январе 2017 г. правительство ввело мораторий на появление новых платежей, тем же летом появился их реестр и даже законопроект, объединяющий их в отдельный кодекс. Но проект пока лежит на полке.

Не был соблюден и мораторий. Например, с 1 мая 2018 г. в восьми муниципалитетах Краснодарского края был введен курортный сбор. Появились сбор в 1,2% от стоимости договора, который застройщики перечисляют в Фонд защиты дольщиков, отчисления букмекеров на спорт, постоянно обсуждается повышение других обязательных платежей.

В январе 2018 г. Медведев поручил включить неналоговые платежи в Налоговый кодекс, первую версию законопроекта Минфин представил в августе 2018 г. - вместо платы за негативное воздействие на окружающую среду появился экологический налог, который будет собирать ФНС. Но документ до сих пор не принят.

Обещания не повышать нагрузку звучат каждый год аккурат накануне очередного прямого или косвенного повышения налогов. И уже вызывают у бизнеса не надежду, а тревогу, говорят эксперты.

Ведомства, в том числе региональные, не смогут вводить новые неналоговые платежи для бизнеса. Устанавливать их можно будет только законами или правительственными актами. С такой инициативой выступил Минфин.

Ключевая цель этого — обеспечить прозрачные и предсказуемые условия ведения бизнеса и не допустить скрытого роста нагрузки на предпринимателей, — цитируют «Известия» слова представителя Минфина Елены Лебединской.

Закрепление неналоговых платежей на стратегическом уровне — законов и актов правительства — должно будет повысить их прозрачность и прогнозируемость.

Напомним, часть неналоговых платежей сейчас и так устанавливается на уровне законов, например курортный или экологический сборы. В то же время плата за разного рода обязательные госэкспертизы, аудит, испытания, услуги госконтроля может устанавливаться ведомствами или госучреждениями самостоятельно.

Правительство не будет повышать налоговую нагрузку на бизнес ближайшие 6 лет, но некоторые налоговые решения, стимулирующие развитие бизнеса, будут приняты. Об этом сообщил первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая на съезде партии «Единая Россия».

«Мы не будем повышать налоговую нагрузку, однозначно, но внутри налоговой системы будет определенная настройка. Мы видим, что необходимо стимулировать через налоги те решения, которые требуют поддержки. И я уверен, что в течение шестилетнего периода такие стимулирующие решения будут», — цитирует Силуанов ТАСС .
Однако не стоит радоваться — правительство также будет строже требовать с бизнеса исполнения налогового законодательства. И делаться это будет не только для наполнения бюджета, но и для равных условий для бизнеса. Поскольку те, кто честно платит налоги проигрывают в конкуренции тем, кто работает «в тени».

Ранее Силуанов неоднократно подчеркивал, что после последних налоговых изменений, в частности повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20% с 2019 года, налоговая нагрузка на бизнес будет зафиксирована на шестилетний период.

Минфин намерен обеспечить предсказуемость не только налогов, но и неналоговых платежей, заявил Силуанов. «Мы договорились о том, что неналоговые платежи должны быть так же, как и налоги, регламентированы и предсказуемы», — сказал он.

По его словам, часть неналоговых платежей будет введена в Налоговый кодекс, другая часть таких платежей будет переведена в категорию госпошлин — с понятными правилами взимания платежа. «Мы говорим о том, что теперь не министерства должны устанавливать ставки по госпошлинам, а, как минимум, правительство РФ или закон», — отметил Силуанов.

Всего Минфин насчитал шестьдесят один платеж и разделил их на шесть групп. К первой он отнес платежи за получение сведений из госреестров или включение в них информации - например, за данные из ЕГРЮЛа или реестров недвижимости - всего 10 платежей. Ко второй - плату за услуги, которые бизнес может получить и у частных компаний. Например, за подготовку документов или прохождение медобследования для покупки оружия - всего 15 подобных услуг. В третьей - платежи за услуги естественных монополий, например портовые сборы; в четвертой - платежи-компенсации, например за вред водным объектам или лесам. К пятой группе Минфин отнес платежи за обязательную экспертизу, которую можно пройти лишь у госорганов (например, аудит проектной документации), а к шестой - девять платежей за услуги обязательного контроля (например, сбор за регистрацию машины).

В Налоговый кодекс из всех этих платежей пойдет лишь первая группа - их Минфин считает госпошлинами. Остальные же продолжат регулироваться отдельными законами и контролироваться профильными ведомствами. Если потребуется, законодательство будет доработано, уточнил представитель Минфина.

Изначально бизнес и Минфин договорились создать единый реестр платежей и ввести отдельный закон для них, напомнила на заседании правления РСПП член его комитета по регуляторной политике Марина Иванова. Но вместо этого платежи по-прежнему будут регулироваться разными нормативными актами, сказала она. Какая-то часть платежей все равно останется вне Налогового кодекса и нужно оформить их так, чтобы не появлялись новые платежи по упрощенной процедуре, жаловался и президент РСПП Александр Шохин на встрече с премьером Дмитрием Медведевым. Тот, в свою очередь, поручил заняться доработкой этих вопросов экспертной группе, которую возглавит первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

При общей налоговой нагрузке в 31% неналоговая нагрузка на бизнес в 2017 г. составила 0,79%, оценивал Минфин в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019-2021 гг. Закрепление ее на таком уровне - одна из мер одобренного правительством плана ускорения инвестиций Минэкономразвития.

Систематизация неналоговых платежей - это одна из ключевых задач Минфина на ближайшее время. Цель ее - обеспечить предсказуемые процедуры установления и изменения таких платежей.

«С ведущими бизнес-объединениями были выработаны ключевые принципы регулирования неналоговых платежей, проведена их инвентаризация, начата работа с субъектами РФ», - пояснил Антон Силуанов, выступая на расширенной коллегии ведомства.

В соответствии с принятыми в Правительстве решениями часть платежей войдёт в налоговое законодательство, а по другим будут подготовлены предложения по унификации и нормативно-правовому регулированию, с тем чтобы обеспечить предсказуемые для бизнеса условия.

«Практика такого «тихого» увеличения изъятий у бизнеса через установление новых сборов должна прекратиться. Все изъятия будут публично обсуждаться и проходить оценку регулирующего воздействия», - сказал Силуанов.

Представители бизнес-сообщества России обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить принятие закона о регулировании неналоговых платежей юрлиц и индивидуальных предпринимателей.

Обращение, подписанное президентом «Опоры России» Александром Калининым, президентом торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным и Президентом РСПП Александром Шохиным есть в распоряжении RNS .

«Предпринимательское сообщество обращается к Вам с просьбой дать поручение Министерству Финансов РФ и Министерству экономического развития РФ ускорить внесение в Госдуму проекта федерального закона «О регулировании отдельных обязательных платежей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», — говорится в документе.

Предлагаемый законопроект устанавливает создание перечней и реестров неналоговых платежей. Не включенные в них, но подпадающие под критерии обязательных платежей в понимании закона, взимать будет запрещено. Дополнять и изменять эти перечни смогут только представительные органы власти соответствующего уровня.

Федеральная налоговая служба не поддерживает включение неналоговых платежей в Налоговый кодекс.

Такое заявление сделала замглавы службы Наталья Завилова на совещании в Совете Федерации во вторник, 6 февраля. Прописать такие платежи в НК не получится, так как их природа очень разнообразна, отметила Завилова.

«Если посмотреть на неналоговые платежи, то все, что их объединяет с налогами, — только фискальный аспект. Налоговый кодекс — достаточно системный, структурированный документ. Систематизировать все отраслевые законы таким же образом невозможно», —передает слова Завиловой РБК . По оценке налоговой службы, необходимо ограничить порядок введения такого рода платежей, сроки вступления в действие, установление тарифов, но не в рамках НК, подчеркнула она.

В начале января премьер-министр Дмитрий Медведев поручил главам Минфина и Минэкономразвития до 28 февраля представить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс, хотя эти ведомства не поддерживают эту идею. Зато она понравилась главе комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. «Идея написать закон о неналоговых платежах сродни тому, чтобы установить 2 тыс. показателей по эффективности государственных программ, отчитаться о проделанной работе, но никак не решить проблему», — сказал он на Гайдаровском форуме.

В июле прошлого года Минфин и Минэкономразвития подготовили законопроект, объединяющий все неналоговые платежи в единый реестр для упрощения их регулирования.

Директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская, которая также присутствовала на совещании в Совфеде во вторник, заявила, что подготовленный законопроект позволит охватить наибольшее число всех платежей и урегулировать их, не загоняя все под признаки налогов и соответствующее регулирование. «Учитывая, что большинство платежей не попадает в бюджет, применение к ним регулирования через НК — вопрос спорный и сложный. В частности потому, что тогда их придется включить в бюджет и поменять работу всех бюджетных учреждений. Несмотря на то что мы за единство кассы, переход на финансирование всех этих платежей через бюджет не вполне оправдан», — пояснила она.

Сейчас в России действует более 30 видов платежей федерального уровня, а с учетом региональных их число достигает 50. В 2015 году совокупный размер таких платежей приближался к 700 млрд руб., сейчас цифра уже существенно превышает 1 трлн руб., говорят в Торгово-промышленной палате. Как писал Минфин в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, в 2016 году неналоговая нагрузка на экономику достигла 0,74% ВВП при общей фискальной нагрузке 29,95%.

Неналоговые платежи внесут в Налоговый кодекс.

Минфин, Минэкономразвития совместно с Экспертным советом при Правительстве РФ должны до 28 февраля 2018 подготовить предложения о возможности включения неналоговых платежей в Налоговый кодекс РФ.

Соответствующее поручение дал Дмитрий Медведев, сообщается на сайте Правительства.

Министр культуры России Владимир Мединский ввести неналоговый платеж со всех фильмов в размере 3% от стоимости билета в кинотеатре.

За основу был взят опыт Франции, где подобный сбор уже существует и составляет 12%.

Поддерживают ли эту идею наши читатели, выясним в ходе опроса, в котором приглашаем вас принять участие.

Министр культуры России Владимир Мединский предложил ввести неналоговый платеж со всех фильмов в размере 3% от стоимости билета в кинотеатре, сообщает РБК . Вырученные примерно 1,5 млрд руб. в год пойдут на поддержку отечественного кино.

Ранее министерство предлагало взимать с иностранного фильма 5 млн руб. за выдачу прокатного удостоверения. Теперь же Мединский выступил с инициативой о введении сбора в размере 3% от проката любой картины — и зарубежной, и российской. Об этом он заявил на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.

По словам Мединского, введение сбора и его размер обсуждались с представителями киноиндустрии. За основу был взят опыт Франции, где подобный сбор уже существует и составляет 12%.

«Мы долго эту тему обсуждали с отраслью, звучали разные цифры, — рассказал министр. — Мы предлагаем начать с 3%, его будет платить кинотеатр. Все крупнейшие киносети считают ее разумной. Методику оплаты мы еще будем разрабатывать. По сути, это налог с продаж».
Сейчас кинопрокатчики платят только 3,5 тыс. руб. за прокатное удостоверение. В мае этого года Минкультуры заявило о том, что согласовало с кинопродюсерами введение сбора за выход иностранных фильмов в российский прокат. Размер сбора — 5 млн руб. за один фильм, показанный в кинотеатрах более чем 100 раз. По данным «Коммерсанта», из-за протестов со стороны индустрии в октябре этого года Мединский от этой идеи отказался.

На сайте Кремля опубликовали поручения Президента РФ Владимира Путина, сформированные по итогам встречи с представителями российских деловых кругов и объединений, состоявшейся 21 сентября 2017 года.

Президент поручил Правительству ускорить разработку и внесение в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего определение единых правил установления, исчисления и взимания неналоговых платежей (так называемый "неналоговый кодекс"). Срок установленный для выполнения поручения - 15 декабря 2017 года.

Новый закон должен будет распространятся на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности.

Также Президент поручил министрам внести законы об уточнении правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и продлить переходный период, в течение которого за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает при возмещении в полном объёме ущерба, причинённого бюджетной системе РФ.

Минфин внес в правительство разработанный совместно с Минэкономразвития законопроект о неналоговых платежах.

Это рамочный закон, он станет основой "кодекса неналоговых платежей", пишет "Российская газета" .

Законопроект распространяется на все обязательные неналоговые платежи, которые носят индивидуально-безвозмездный характер, либо взимаются за выдачу документов, подтверждающих определенные права, и связаны с ведением предпринимательской деятельности. В первоначальной редакции перечня неналоговых платежей федерального уровня их было более 30, рассказал "РГ" директор Департамента оценки регулирующего воздействия минэкономразвития Вадим Живулин.

В случае принятия законопроекта будет проведена масштабная инвентаризация существующих обязательных платежей, обещал Живулин. При этом взимать с предпринимателей можно будет только те из них, которые будут признаны обоснованными в ходе такой работы.

Законопроект предполагает, что после 1 июля 2019 года можно будет не платить по платежам, которые не попадут в специальный реестр или информация о которых не появится в Интернете в установленном порядке.

Кроме того, к любому новому платежу или изменению существующего бизнесу дадут подготовиться: принятые об этом акты будут вступать в силу не ранее 1 января следующего года либо через полгода после опубликования. Похожее правило вводится по новым формам отчетности, связанным с платежами. Упорядочивается определение ставок платежей. Проект также дает ряд процедурных гарантий компаниям, касающихся точности расчетов, - возможность быстрого получения справок о платежах, проведения совместной сверки, перерасчета.

Курортный сбор включат в реестр обязательных платежей, иные сборы с физических лиц отражаться в перечне не будут. Ведение такого реестра предусмотрено .

Поскольку положения этого законопроекта должны регулировать платежи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, информация о курортном сборе будет отражена в соответствующих перечнях и реестрах обязательных платежей. Поскольку именно на юрлиц и ИП будет возложена обязанность по сбору курортного сбора.

В то же время иные платежи, взимаемые с физических лиц, отражаться в перечнях и реестрах не будут, пишет RNS. Таким образом, в реестр, например, не будет включена плата за парковки.

«Главное правило, что взиматься могут только те платежи, которые попадут в перечень», — передал RNS через пресс-службу директор департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Вадим Живулин.

Для вновь вводимых платежей устанавливается правило, согласно которому они могут взиматься только с 1 января года, следующего за годом введения, но не менее чем через шесть месяцев. Живулин поясняет, что «это ограничение позволит обеспечить приемлемый переходный период и исключит возможность внезапного установления новых платежей».

Правовыми актами представительных органов муниципального образования. Предусмотрено ведение реестров таких платежей.

Введение новых или изменение действующих обязательных платежей допускается не ранее 1 января года, следующего за годом принятия утверждающих их нормативных актов, но не ранее шести месяцев со дня официального опубликования этих актов.

В проекте указаны права и обязанности плательщиков и органов (организаций), осуществляющих администрирование обязательных платежей. В частности, в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты платежей.


1. Введение
Налоговая система Российской Федерации, являясь важной составляющей государственной системы, рассматривается научным сообществом и специалистами как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их установления, взимания, отмены, уплаты и контроля. В идеале налоговая система должна быть рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, а значит должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.
Качественные и количественные характеристики, которыми должна обладать налоговая система страны, проявляются в приоритетных целях налоговой политики. В этом смысле налоговая политика, как часть финансовой политики, представляет собой систему принципов и методов по формированию, принятию и реализации решений в области налогов и налогообложения. Эти принципы связаны с формированием финансовых ресурсов государства, необходимых при регулировании социально-экономических процессов на различных уровнях управления, в соответствии с социально-экономическим целями и задачами.
Несмотря на наличие значительного количества научных трудов, посвященных анализу современной налоговой политики, в том числе в контексте модернизации налоговой системы, существует определенная потребность в осуществлении исследований в направлении влияния фискальной политики на устойчивость развития бизнеса и национальную экономику в целом.

2. Приоритеты налоговой политики РФ и сущность неналоговых платежей
Необходимость и возможность совершенствования налоговой системы РФ обуславливаются основными событиями в сфере экономической политики в последние время. Эти условия связаны со сложной геополитической обстановкой, масштабным оттоком капитала из страны, снижением цен на энергоносители, двусторонними санкциями, масштабным ослаблением курса рубля. В результате перечисленных фактов инфляция оказалась выше целевого уровня (5%), установленного на 2014 г. в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики ЦБ РФ на 2014–2016 гг., и составила 11,4%. При этом в 2014 г. налоговая нагрузка на российскую экономику выросла на 0,4 п.п. ВВП относительно предыдущего 2013 г., наряду с сокращением налоговых доходов в реальном выражении на 2,7%, что свидетельствует о возрастающих рисках, связанных с наполняемостью доходной части бюджетной системы России .
В рамках международных сопоставлений обращает на себя внимание более высокий уровень налоговой нагрузки России по сравнению с другими странами. Так, по данным МВФ этот показатель выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России), что свидетельствует о менее привлекательном налогом климате в РФ. С другой стороны, в отчете Doing Business – 2015, который оценивает условия бизнес-среды по итогам 2013 года, РФ в рейтинге стран занимает 62-ю позицию, в том числе по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место; по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место, что, не смотря на отдалённость от первой десятки стран, тем не менее, демонстрирует положительную динамику, поскольку по итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место по индикатору «Налогообложение») и 88-е место по показателю «Регистрация предприятий» .
Проблемы финансово-экономических условий актуализируют вопросы формирования эффективной государственной налоговой политики, которые активно обсуждаются как на уровне научного и экспертного сообщества, так и в органах законодательной и исполнительной власти. Это положение дел вызвано необходимостью выработки конкретных эффективных механизмов налоговой политики, способных работать на стабилизацию экономической системы страны, обеспечивая благоприятный налоговый климат для бизнеса с одновременным решением проблем социально-экономической сферы.
Современные приоритеты и направления государственной налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы, обеспечивающей, с одной стороны, стабильное и достаточное поступление средств в бюджет, а, с другой стороны, стимулирующей предпринимателей и население к созидательной деятельности.
В июле 2015 года Министерством финансов РФ опубликован документ «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» , в котором подчёркивается, что Правительство Российской Федерации не планирует выходить с предложениями о повышении налоговой нагрузки в ближайшие три года и не будет поддерживать такие инициативы других субъектов права. Ключевым направлением налоговой политики станет реализация антикризисных мер и мероприятий, которые уже запланированы в различных стратегических документах. К этим документам относятся послания и поручения Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, а также утвержденные к настоящему времени «дорожные карты» в различных отраслях.
Несмотря на целый ряд прогрессивных мер, предусмотренных современной налоговой политикой, очевидно, что построить систему налогообложения, отвечающую одновременно и в полной мере общепринятым принципам налогообложения, таким как всеобщность, стабильность, определенность, обязательность, справедливость, однократность и эффективность крайне сложно.
Дальнейшее развитие налоговой системы РФ должно предусматривать, помимо качественного роста уровня налогового администрирования, прежде всего стимулирование активизации бизнес-процессов и легализации теневого сектора экономики. В этой связи справедливо утверждение, что «бюджетные доходы можно увеличить не с помощью многолетних манипуляций с изменениями налоговых ставок, механизмов взимания, налогового администрирования, а путем повышения деловой активности и роста промышленного производства» , который в свою очередь даст импульс росту налоговых поступлений. При этом хорошие перспективы для повышения бизнес-активности имеет инструмент финансирования под будущие налоговые поступления, который широко используется в мировой практике .
По сути, у государства две основные задачи – сбор и грамотное распределение полученных благ в соответствии с целями и задачами, которые решаются посредством реализации фискальной функции налогов. В целом, грамотная реализация фискальной функции – это финансовая основа стабильного функционирования государства и поддержания существующей общественно-политической структуры.
Необходимо отметить, что для выполнения социально-экономических задач не всегда используется доходная часть бюджета, в ряде случаях расходы перекладываются на третьих лиц, и при этом государство продолжает гарантировать выполнение своих обязательств. Ярким примером этого является предусмотренная российским законодательством оплата больничных листов в первые три дня болезни работника работодателем. По сути, данный платеж является обязательным для работодателя и не компенсируется государством, но данный платеж почему-то не относится к налоговым платежам, и таких платежей в действующем законодательстве множество. То есть в действующем налоговом законодательстве полностью отсутствуют платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а регулируемых иными нормативными документами, на основании которых происходит взимание данных платежей. При этом обязательность действий по данным платежам стимулируется государством различными санкциями, например, представленными в Кодексе об административных правонарушениях или Уголовном Кодексах и (или) дает возможность контролирующим ведомствам накладывать санкции, приостановить работу бизнеса и (или) полностью закрыть бизнес. По сути, данные платежи являются несколько иной формой выполнения налогоплательщиком своих обязательств перед государством, которое в свою очередь обеспечивает тем самым выполнение своих целей и задач.
Институт неналоговых платежей со стороны бизнеса и доходов государственных и местных бюджетов, а также целевых фондов становится дополнительным обеспечением устойчивости финансовой системы государства за счет источников, менее подверженных экономическим колебаниям.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что неналоговые платежи – это возмездные и безвозмездные платежи, возникающие в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством. Эти платежи осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями в пользу третьих лиц, в том числе государственных органов власти. Они устанавливаются различными государственными нормативными актами различных уровней власти, неисполнение которых карается действующим законодательством и ставит под угрозу существования бизнеса или делает невозможным его нормальное функционирование.

3. Неналоговые платежи и их влияние на эффективность бизнеса
К неналоговым платежам можно отнести следующие:
– обязательные отчисления на противопожарную безопасность,
– экологические платежи,
– оплату работодателем первых трех дней болезни работника,
– парафискалитеты,
страховые взносы,
– платную парковку,
– платежи за специальную оценку условий труда,
– мероприятия по охране труда,
– платежи за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников,
– обязательность наличия электронно-цифровой подписи для определенных категорий бизнеса для общения с органами государственной власти и государственных внебюджетных фондов,
– приобретение контрольно-кассовой техники и ежемесячные платежи за обслуживание (кроме лиц, применяющих патентную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход),
– платежи в Санэпидемстанцию,
– платежи правообладателям за использование произведений,
– патентные платежи,
– платежи за сертификацию,
– платежи в саморегулируемые организации для определенных видов деятельности,
– затраты на формирование и обновление необходимого комплекта документов (закон о защите прав потребителей, воинский учет, экологический, кадровый учет, закон о персональных данных, закон о противодействии терроризму и др.),
– утилизационный сбор, обязательность обучения и повышения квалификации работников, в т.ч., например, охране труда и др.
Это далеко не полный перечень сформирован на основе действующих нормативных документов, и оказывает существенное влияние на фискальную нагрузку бизнеса, особенно малого и среднего. По факту, почти каждое государственное ведомство имеет при себе некие, в т.ч. коммерческие, структуры, отвечающие определенным требованиям данного ведомства и аккредитованные при них, которые занимаются оказанием различного рода услуг или подготовкой к проведению проверок этими ведомствами (например, установка и обслуживание пожарных сигнализаций лицензированными коммерческими организациями в системе МЧС). Все это существенным образом влияет на финансовое состояние организаций, особенно малого бизнеса и создает такие условия работы, при которых у бизнеса нет возможности работать, соблюдая все нормативные акты, что порождает коррупцию и заставляет уходить бизнес в тень.
Недостаточное внимание к специфике деятельности малого и среднего бизнеса при проектировании и реализации регуляторных решений снижает уровень доверия предпринимателей к государству, создает дополнительные стимулы к уходу бизнеса в теневой сектор экономики, нивелирует положительные эффекты от реализации мер государственной поддержки. Так, вновь создаваемое предприятие на момент регистрации должно иметь полный комплект необходимой документации, что, однако, на практике встречается крайне редко. Проведенный методом экспертных оценок анализ выявил, что вновь открывшееся малое предприятие должно потратить единовременно от 200 до 450 тыс. руб. на неналоговые платежи в части документационного обеспечения для минимально возможного обеспечения безопасного уровня функционирования. Это и документы в части специальной оценки условий труда, пожарной безопасности, утилизации отходов и т.д. При этом предприятие должно заключать в обязательном порядке ряд договоров с коммерческими организациями, например на обслуживание пожарной сигнализации, предусматривающими значительные ежемесячные платежи. В случае открытия производственного предприятия данные расходы возрастают примерно в 1,3 раза. Ежегодные регулярные неналоговые платежи могут составлять от 3 до 25% от оборота компании (рассматривались предприятия с выручкой до 150 млн руб. в год), что для малого предприятия, учитывая официальные налоговые платежи и официальную налоговую нагрузку, является критичной величиной, особенно для предприятий малого бизнеса.
Не способствовал развитию малого и среднего бизнеса и ряд таких мер, как увеличение страховых платежей, отмена льготы по налогу на имущество организаций для плательщиков специальных налоговых режимов, введение торгового сбора, предъявление новых требований по проведению специальной оценки условий труда, произвольные изменения схем размещения нестационарных торговых объектов в отдельных субъектах Российской Федерации, влекущие к сокращению количества таких объектов, и ряд других.
Значительно улучшил сложившуюся ситуацию частичный мораторий на проведение контрольных мероприятий для вновь созданных предприятий, что позволяет им в течение первых трех лет функционирования подготовить необходимый комплект документации, т.к. после истечения срока действия моратория на предприятии начинаются массовые проверки контролирующих органов. Это является одной из основных причин закрытия большинство предприятий, особенно малых в первые три года после открытия. По факту государство позволяет первые три года работать без необходимых документов в части, например охраны труда, кадрового учета, и т.д. и гарантирует отсутствие проверок, но через три года все контролирующие органы (а их более ста) будут в плановом порядке проводить проверки.
В последние годы предпринимательское сообщество озабочено вопросом о непомерно большой нагрузке на бизнес от неналоговых платежей, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах. Традиционно в Основных направлениях налоговой политики рассматривались приоритеты государства в отношении платежей, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В силу важности неналоговых платежей и значительности их вклада в размер совокупной нагрузки на бизнес в Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов этому вопросу уделён отдельный раздел. Это раздел «Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес», в нем раскрываются основные меры по ограничению неналоговых платежей в течение четырёх лет.
В настоящее время базовый реестр насчитывает более 70 неналоговых платежей, которые имеют различную правовую и экономическую природу, порядок формирования оснований для начисления, они разбросаны по разным отраслевым актам и никак не кодифицированы.
Разнообразие видов неналоговых платежей по различным признакам представлено в табл.1, которая составлена нами с позиции синтеза теории и практики неналоговых платежей.

Таблица 1
Классификация неналоговых платежей для предпринимательских структур

Классификационный признак Виды неналоговых платежей
В зависимости от уровня нормативного регулирования Федеральные нормативные акты
Региональные нормативные акты
Акты органов местного самоуправления
Иные нормативные документы
По объекту связи с видами и спецификой деятельности субъекта Универсальные (для всех субъектов рыночной экономики)
Специальные (в зависимости от вида деятельности)
По содержанию За использование государственного имущества
За пользование природных ресурсов
За предоставление услуг государственными органами власти
За предоставление услуг коммерческими и некоммерческими организациями
Суммы принудительного изъятия (санкции)
Прочие платежи
По характеру поступления в бюджет Возмездные
Безвозмездные
По месту зачисления Бюджет (федеральный, региональный, местный)
Целевые фонды
Коммерческие и некоммерческие организации
По моменту отражения в учете Учитываемые с момента вступления в законную силу административного или судебного акта (например, административные штрафы)
Учитываемые с момента оказания услуги например, лицензионные сборы на право владения, ношения, использования оружия, доходы от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
По виду последствий Наказуемые (административно, уголовно, иными нормативными актами)
Ненаказуемые
По типу бизнеса Микробизнес
Малый бизнес
Средний бизнес
Крупный бизнес
По величине неналоговой нагрузки на бизнес Допустимые
Критические
Катастрофические
По соотношению объема оформления первичных документов и сумме одного платежа Большой объем первичных документов с незначительными (от 100 руб.) суммами (например, административные штрафы, госпошлины)
Средний объем первичных документов с незначительными (100 руб. за 1 справку) суммами (например, плата за информацию из реестра дисквалифицированных лиц)
Небольшой объем первичных документов со значительной платой (например, договора от оказания платных услуг подразделениями вневедомственной охраны)
По основным направлениям реформирования Платежи, по которым необходимы системные решения о самих принципах их взимания
Платежи, по которым необходим временной мораторий
Платежи, которые целесообразно отменить
Платежи, которые целесообразно оставить без изменений

Таким образом, характерными чертами неналоговых платежей являются:
– несистемный характер закрепления видов и порядка взимания платежей, в отличие от налоговых доходов, закрепленных в НК РФ, неналоговые платежи предусматриваются в довольно большом числе нормативных правовых актов различной юридической силы;
– обязательность наличия определенного комплекта документов у хозяйствующего субъекта;
– возможность осуществления проверок;
– как правило, не регулярный характер поступления в бюджет под влиянием стихийных (не прогнозируемых) обстоятельств, поскольку их плательщики зачастую имеют право выбора воспользоваться услугой, предоставляемой государ­ством, или отказаться от нее (например, в связи с ее ценой). Плательщики налогов такого выбора не имеют.
По данным Счётной палаты РФ на основании проведённого экспертно-аналитического мероприятия «Анализ наличия и состояния нормативной методической базы формирования неналоговых доходов федерального бюджета, а также сложившейся практики подготовки прогноза доходов» сделан вывод, что при формировании неналоговых платежей в большинстве случаев отсутствовало финансово-экономическое обоснование ставок. В ряде случаев ставки не соответствовали рыночным условиям, в нормативных правовых актах не определены сроки пересмотра ставок и необходимость индексации их с учетом уровня инфляции, а когда индексация производилась, её размеры не соответствовали уровню инфляции, что привело к занижению прогнозных и фактических размеров поступления неналоговых доходов .

4. Основные проблемы политики по неналоговым платежам
Анализ практики взимания неналоговых платежей и материалов научных дискуссий по этому вопросу позволяет выделить следующие основные проблемы политики по неналоговым платежам.
1. Ряд неналоговых платежей по своей экономической природе аналогичны государственной пошлине или налогами, например, большинство сборов за оказание платных услуг и компенсации затрат государства, плату пользователей радиочастотным спектром и за использование лесных ресурсов. Представляется целесообразным включить отдельные неналоговые платежи в Налоговый кодекс.
2. Предпринимательскую деятельность сопровождает целый спектр неналоговых платежей, которые принимались в разное время. В них в полном объеме не определены существенные нормы формирования данных платежей. В частности, не определены нормы для основания возникновения, принципов определения размера и ставки платежа, периодичности изменения ставки с учетом экономической целесообразности и уровня инфляции, контроля администраторов за уплатой и ответственность за неуплату.
3. Неналоговые платежи различаются по правовой и экономической природе, порядок формирования оснований для начисления определён разными отраслевыми актами и никак не кодифицированы.
4. Ставки неналоговых платежей своевременно не пересматриваются, в этом вопросе нет единого подхода как в связи с инфляцией, так и в связи с изменением условий работы хозяйствующих субъектов. В итоге бюджет не только не получает необходимые доходы, но и вынужден нести дополнительные расходы из-за неправильного администрирования в этой области.
5. В законодательстве отсутствуют требования о представлении главными администраторами доходов прогнозов по неналоговым доходам на очередной финансовый год и плановый период, рассчитанных по соответствующим методикам.
6. При исчислении налоговой нагрузки на бизнес не учитываются общие суммы неналоговых платежей, которые ложатся серьёзным бременем на финансовую составляющую предпринимательской деятельности.
В июне 2015 года Правительство одобрило мораторий на увеличение нагрузки по ряду неналоговых платежей. До 2019 года было отложено введение шести платежей, еще по пяти продлен уже действующий мораторий, было отказано от увеличения тарифов на страхование опасных объектов, хотя ранее планировался их рост в 1,5–3,5 раза, принято решение об отсрочке экологического сбора, нормативов допустимых сборов при отведении сточных вод. Также отказались от повышения платы на размещение отходов для промышленных предприятий и платы за лицензирование деятельности по обращению с отходами. По оценке Минэкономразвития, в результате введения моратория бизнес сможет сэкономить около 1,5 трлн рублей. В «Опоре России» (организация занимается представлением интересов малого бизнеса) экономию оценивали только в 1 трлн рублей .

5. Выводы
Решению проблем политики неналоговых платежей, которые справедливо стали предметом налоговой политики РФ, будут способствовать ряд мероприятий. К ним можно отнести как проведение анализа состава, структуры неналоговых платежей, составление Кодекса неналоговых платежей, проведение уточненного исследования оценки влияния неналоговых платежей на финансовые показатели бизнес-структур с целью выявления избыточных затрат, и в конечном итоге уточнение методики расчета налоговой нагрузки и фискальной нагрузки. Логично провести унификацию документов и форм, структурированную по видам бизнеса по типу Федерального закона №209-ФЗ от 29.06.2015 г. в части введения типового устава для юридических лиц, например, специальной оценки условий труда, мероприятий по охране труда, платежей за обязательные медицинские осмотры и диспансеризацию работников и др.
Таким образом, оценка эффективности государственной налоговой политики должна осуществляться путем сопоставления результатов, выражающихся в увеличении налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, и налоговым климатом, проявляющимся в уровне и динамике фискальной нагрузки.