Раздельный учет при экспорте. Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте? «Входной» НДС распределяется напрямую по субсчетам

В нашей ситуации экспорт на российский рынок составляет 99,57 %, на экспорт 0,43%, каким образом налоговый орган, даже составив пропорциональный расчет, докажет, что часть общехозяйственных расходов, непосредственно связана с реализацией на экспорт? (ведь обязательное распределение общехозяйственных расходов не основано на нормах права). А в учетной политике мы можем прописать, что распределения подобных расходов организация не производит. Какие мы понесем риски? Или данная статья не актуальна?

Не распределять НДС можно только по тем расходам, которые относятся к конкретному виду деятельности: к реализации на экспорт или к реализации на внутренний рынок. Если расходы невозможно отнести к конкретному виду деятельности, их надо распределить.

Например, невозможно отнести к конкретному виду деятельности расходы:

На аренду офиса, в котором заключаются договоры как на поставку по России, так и за рубеж;

На услуги связи по телефону, используемому менеджерами для переговоров с потенциальными клиентами российскими и иностранными.

НДС по таким общим расходам должен быть распределен, даже в случае если доля расходов на экспорт будет менее 5 процентов общих расходов (письмо Минфина России от 26.02.2013 № 03-07-08/5471).

В указанном Вами письме ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600 делается вывод, основанный на арбитражной практике, о том, что если организация не ведет раздельный учет НДС по общехозяйственным расходам, принимает его полностью к вычету, налоговая инспекция вправе применить свою методику ведения раздельного учета, принять к вычету НДС только в доле, приходящейся на экспорт, если у нее имеются безусловные доказательства, свидетельствующие о том, что общехозяйственные расходы непосредственно связаны с экспортом. Доказать связь расходов на аренду офиса, услуг связи можно наличием внешнеэкономических договоров, заключенных в данном офисе, распечаткой телефонных разговоров (будут указаны коды иностранных государств, номер телефона уполномоченного банка, в котором открывался счет для расчетов с нерезидентом). Наличие подобных доказательств имеется в виду. Если же офис, телефон используются только для заключения договоров по России, а экспортные контракты заключались за рубежом, телефон не используется для оформления экспортной операции, о чем имеются доказательства (документы по командированию руководителя для заключения договора, телефонная распечатка), то аренда офиса и услуги связи к экспорту не относятся, распределять НДС не нужно.

Если у налоговой инспекции будут доказательства связи общехозяйственных расходов с экспортом, а организация не ведет раздельный учет, часть входного НДС по общехозяйственным расходам, относящихся к экспорту, будет восстановлена.

Обоснование

1.Из письма ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600

О порядке распределения общехозяйственных расходов

Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) представило налоговую декларацию по НДС за III квартал 2013 года. В ходе камеральной налоговой проверки декларации по НДС было установлено, что общество в приказе по учетной политике закрепила следующую методику расчета сумм входного НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, приходящимся на экспортные отгрузки:"П.2.5. При реализации товаров (работ, услуг), вывезенных в таможенном режиме экспорта, налоговую базу определять в соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ . Учет НДС по затратам, относящимся к реализации продукции на экспорт, производить на балансовом счете 19.07.В целях обеспечения учета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам товаров, работ, услуг, относить к расходам на продажу продукции, поставляемой на экспорт:

- приобретение сырья, передаваемого в переработку для дальнейшей реализации готовой продукции на экспорт;

- приобретение товара для дальнейшей его реализации на экспорт;

- транспортные расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

- Услуги, связанные с таможенным оформлением;- услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта;

- расходы, понесенные комиссионером при продаже экспортной продукции.П.2.6. Для определения НДС, принимаемого к вычету по операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, определить долю расходов по приобретению сырья, исходя из количества реализованных на экспорт товаров".

В ходе проверки установлено:

Общая сумма налоговых вычетов, заявленных по декларации и отраженной в книге покупок общества, включает также вычеты по капитальному строительству, авансам под отгрузку, налоговому агенту, налоговые вычеты, приходящиеся на общехозяйственные расходы и др.

Руководствуясь принятой учетной политикой, общество полностью принимает к вычету (без распределения на экспортный и внутренний рынок) входной НДС по капитальному строительству, налоговому агенту, общехозяйственным расходам.*

Инспекцией составлен акт камеральной проверки с отказом в вычете входного НДС (по общехозяйственным расходам) на сумму 34121795 руб., приходящуюся на долю неподтвержденного экспорта, определенную исходя из пропорции экспортной отгрузки товаров в общей стоимости отгруженных товаров, а также с учетом пропорции подтвержденного и неподтвержденного экспорта. Руководствуясь письмом МФ от 18 мая 2006 года № 03-04-08/100 , инспекция предложила указанную сумму включить в налоговые вычеты по мере представления в налоговый орган пакета документов, предусмотренных ст.165 НК РФ , т.е. после подтверждения налоговой ставки 0 процентов.

Данная позиция Инспекции поддерживается Управлением и основана на следующем:

При определении порядка применения налоговых вычетов при осуществлении экспортных операций следует исходить из общих правил, связанных с вопросами налоговых вычетов НДС (ст.171 , 172 НК РФ).Согласно п.3 ст.172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 -8 статьи 171 НК РФ , в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Учитывая указанные статьи Налогового кодекса , налогоплательщик, распределяя входной НДС на экспортные и не экспортные операции, на подтвержденный и неподтвержденный экспорт, обязан определить порядок распределения всего входного НДС без исключения, в т.ч. и входной НДС, относящийся к общехозяйственным расходам, приобретаемым для производственных целей. Об этом свидетельствует и письмо МФ от 18 мая 2006 года № 03-04-08/100 , согласно которому "суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, учитываемых в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, принимаются к вычету в установленном порядке при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса ".

Сложившаяся арбитражная практика по данному вопросу сводится к следующему: налоговый орган может не согласиться с порядком ведения раздельного учета сумм НДС, применяемых организацией. Но если применяемый порядок закреплен в приказе об учетной политике организации, суды поддерживают сторону налогоплательщиков. Судами также учитывается следующее: указание инспекции на необходимость определения себестоимости экспортной продукции и обязательное распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов не основано на нормах права; довод налогового органа о представлении справки-расчета о распределении общехозяйственных расходов отклонен арбитражным судом, как противоречащий требованиям Налогового кодекса ; налоговым органом не представлено безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы, непосредственно связаны с реализуемой на экспорт продукцией (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23 августа 2011 года № Ф01-3245/11 по делу А17-5271/2010 , Определение ВАС РФ от 11 сентября 2009 № ВАС-11961/09 , Постановление ФАС Поволжского округа от 9 июля 2009 года № А57-18944/2008 , Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 марта 2006 года № Ф04-2300/2006/20827-А45-25, Постановление ФАС Уральского округа от 27 августа 2003 года № Ф09-2469/03-АК).

Таким образом, общество, отстаивая свою методику расчета распределения под экспортные операции только части вычетов по НДС (без учета общехозяйственных расходов, сумм налога по капитальному строительству, по налоговому агенту) имеет по декларации по НДС следующий процент удельного веса заявленных вычетов в сумме исчисленного налога: по внутреннему рынку - 1267,4%, по экспортным операциям (подтвержденным документально) - 37,9%, что указывает на преждевременное применение по российскому рынку вычетов, относящихся к экспортным операциям.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить вопрос, связанный с распределением всего входного НДС без исключения, в т.ч. и входного НДС, относящегося к общехозяйственным расходам, приобретаемым для производственных целей, между экспортным и российским рынком в ситуации, когда такое распределение в приказе по учетной политике не предусмотрено.

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА ПИСЬМО от 31 октября 2014 года № ГД-4-3/22600О порядке распределения общехозяйственных расходов

Федеральная налоговая служба, рассмотрев запрос о разъяснении порядка распределения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к общехозяйственным расходам при совершении налогоплательщиком экспортных операций и операций на внутреннем рынке, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 10 статьи 165 Кодекса порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения (далее - учетная политика).В случае осуществления налогоплательщиком операций по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом как по ставкам 18 (10) процентов, так и по ставке 0 процентов, в целях соблюдения норм Кодекса налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении таких операций.

Поскольку нормами Кодекса порядок ведения такого раздельного учета не установлен, данный порядок разрабатывается налогоплательщиком самостоятельно и отражается в приказе об учетной политике.

Согласно правовой позиции судов налоговый орган должен обосновать правильность примененного им расчета при определении доли общехозяйственных расходов, относящихся к экспортным операциям (постановления ФАС Поволжского округа от 09.07.2009 по делу № А57-18944/2008 , ФАС Западно-Сибирского округа от 29.03.2006 по делу № Ф04-2300/2006(20827-А45-25)).С учетом изложенного, налоговый орган при наличии у него безусловных доказательств, свидетельствующих о том, что общехозяйственные расходы непосредственно связаны с производством и (или) реализацией экспортируемых товаров может отнести общехозяйственные расходы к экспортным операциям в доле, приходящейся на экспортированные товары.*

Действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко

Раздельный учет экспортного НДС на конкретных примерах

На заметку

Шесть правил раздельного учета экспортного НДС

1. Компания сама решает, как вести раздельный учет. Выбранный способ утверждают в учетной политике (п. 10 ст. 165 НК РФ). 2. Способ раздельного учета должен быть экономически обоснованным. То есть надо учитывать специфику деятельности компании. Например, если продукция однородная, то распределять налог можно исходя из ее количества. А если нет, то корректнее использовать выручку или себестоимость. 3. Данные раздельного учета надо подтвердить документально. Документы подходят любые: учетная политика, справка о расчете НДС, оборотно-сальдовые ведомости и другие регистры бухгалтерского или налогового учета, приказы руководителя о ведении раздельного учета.
4. Распределять нужно весь входной НДС. Во-первых, по товарам, сырью и материалам, которые компания использовала в экспортной деятельности. Во-вторых, по общехозяйственным расходам, которые нельзя отнести конкретно к экспорту или реализации на внутреннем рынке (аренда, услуги связи и т. п.).* 5. Раздельный учет надо вести по каждой экспортной поставке отдельно, а не по всем вместе. Ведь входной налог можно принять к вычету только после того, как подтверждена нулевая ставка по экспорту. А подтверждают ее по конкретной экспортной поставке. 6. Правило пяти процентов здесь не работает. Раздельный учет надо вести, даже если из всех расходов компании затраты на экспортные сделки составляют 5 процентов или меньше (письмо Минфина России от 26 февраля 2013 г. № 03-07-08/5471).*

Вывоз товаров и собственной продукции за пределы России – финансово выгодная операция для налогоплательщиков. Законодательство предусматривает особенный порядок начисления и возмещения налога на добавленную стоимость (НДС) для предприятий, участвующих в экспортной деятельности:

  • ставка НДС по отгруженным на экспорт товарам/услугам установлена в размере 0%;
  • налог, уплаченный при покупке предназначенных для вывоза за рубеж изделий, подлежит возмещению из государственного бюджета.

Ввиду необходимости возврата из бюджета уплаченного на российской территории НДС фискальные органы с особенным вниманием относятся к предприятиям, применяющим экспортные операции. Необоснованно заявленное возмещение НДС или несоблюдение регламента подтверждения права на применение льготной ставки налога чревато солидными доначислениями платежей в бюджет и штрафными санкциями.

Специфика экспортного НДС

При приобретении товаров или производстве собственной продукции/работ в стоимость единицы товара изначально заложен НДС, уплаченный поставщику. При перепродаже такого изделия на российской территории компания будет вынуждена 10% или 18% от суммы реализации заплатить в бюджет.

Если же этот товар продать иностранному предприятию, то обязанность уплачивать НДС у экспортера отпадает, поскольку для таких операций предусмотрено использование ставки НДС в 0%.

Пример

Компания А. приобрела для реализации товары на сумму 118000 рублей, уплатив поставщику НДС в размере 18000 рублей. Для реализации у компании есть два варианта – продать товар российской компании, либо переправить контрагенту в Белоруссию. Следует определить рентабельность обеих сделок.
При продаже в России:
Сумма реализации составит 150000 рублей, из которых НДС – 22881 руб. С учетом «входящего» налога компания А. обязана уплатить государству НДС в сумме (22881 – 18000) = 4881 руб. Прибыль от операции составит 32000 руб., включая НДС к уплате 4881 руб. Чистая прибыль – 27119 руб.
При экспорте в Белоруссию:
Реализация составит те же 150000 рублей, однако, применяя ставку 0%, компания не начисляет НДС к уплате. Помимо этого, А. имеет право вернуть из бюджета ранее уплаченную поставщику сумму в размере 18000 рублей. Прибыль составит 32000 руб., плюсом к ней пойдет возмещенный НДС, итого чистая прибыль составит 50000 рублей.

Как видно из примера, экспортные операции способны практически вдвое увеличить прибыль, что, несомненно, является выгодным для российской компании. Однако получение повышенного дохода связано с необходимостью подтверждения налоговым структурам применение нулевой ставки по НДС.

Как подтвердить нулевую ставку при экспортной операции

Перечень таможенной документации, прилагаемой к декларации по НДС и обосновывающий правомерное применение нулевой налоговой ставки, зависит от направления экспортных операций:

  • вывоз товаров в страны Евразийского экономического союза (бывшие республики СССР);
  • отгрузка в прочие страны, находящиеся за пределами ЕАЭС.

Экспорт в страны ЕАЭС

При перемещении товаров в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – Белоруссию, Армению, Казахстан или Киргизию – применяется упрощенный таможенный регламент, поэтому перечень документов, необходимых для обоснования применения ставки в 0%, достаточно ограничен. Продавец должен предъявить в налоговую службу следующие бумаги:

  • транспортные и товарные документы на экспортный груз;
  • заявительные документы на ввоз товаров и подтверждение уплаты покупателем косвенных налоговых платежей;
  • контракт между российским продавцом и покупателем из стран ЕАЭС.

Поскольку между таможенной и налоговой службами налажен двусторонний электронный обмен данными о ввозе/вывозе товаров, предъявление документов в бумажном варианте не обязательно. Фирме-экспортеру достаточно сформировать реестр необходимой документации в электронном виде и передать его в налоговую инспекцию.

Экспорт в другие иностранные государства

При экспорте товаров в страны, не входящие в ЕАЭС, подтвердить применение 0%-й ставки НДС можно соответствующими документами:

  • копия внешнеторгового контракта либо, при его отсутствии, акцепт или оферта;
  • договор оказания посреднических услуг – если экспорт осуществляется через третье лицо (поверенного, агента, посредника);
  • таможенная декларация (копия либо реестр в электронном виде);
  • товарные и транспортные документы (коносамент, грузовая накладная CMR, авиа- или комбинированные накладные).

Все предъявляемые документы должны иметь официальные пометки таможенных служб, свидетельствующие о фактическом вывозе товара с территории России.

Налоговые органы при камеральной проверке могут затребовать банковские выписки или счета-фактуры по экспортной сделке, поэтому продавцу целесообразно подготовить копии документов для приложения к декларации по НДС.

Срок подтверждения правомерности применения нулевой ставки и камеральная проверка

Налоговое законодательство предписывает продавцу-экспортеру в течение 180 календарных дней после того, как груз покинет пределы России, сформировать и предъявить в налоговую службу пакет необходимых документов.

После успешного подтверждения налогоплательщиком права на применение ставки НДС 0% ФНС приступает к камеральной проверке. При этом следует иметь в виду, что фискальный орган не контролирует правильность совершения отдельной экспортной операции – проверке подлежит весь налоговый период, когда совершена сделка.

В ходе осуществления камеральной проверки подлежит анализу:

  • наличие у экспортера ресурсов, необходимых для международной торговли – офиса, складов, укомплектованного штата сотрудников;
  • присутствие лицензионной и разрешительной документации;
  • своевременное заключение соглашений с транспортными и логистическими компаниями, осуществляющими перевозку экспортного груза.

Налоговые инспекторы, скорее всего, проведут встречные проверки, запросив накладные и счета-фактуры у поставщиков товара, вывезенного за границу.

Если экспортирующая фирма на протяжении последних 6 месяцев претерпела реорганизационные изменения ( , процедуры слияния или присоединения), то внимание налоговой инспекции к ее внешнеторговой деятельности будет особенно пристальным.

Последствия несоблюдения экпортером предписанного регламента

Отсутствие полного пакета документов или нарушение срока представления их в налоговый орган оборачивается для экспортера следующими санкциями:

  • доначисление НДС по ставке 18% (10% – при экспорте товаров из соответствующего перечня);
  • определяется по моменту фактического пересечения грузом границы РФ;
  • исчисление пени с даты отгрузки товара.

Если экспортер опоздал по времени с предоставлением документов, то он может рассчитывать на возмещение НДС в следующем налоговом периоде. После того, как полный перечень документов будет передан в ФНС, контролирующий орган принимает решение о проведении камеральной проверки. Однако эта процедура начнется только с начала следующего квартала и будет продолжаться три месяца.

Добровольность при применении нулевой ставки НДС

Применение любых льгот для налогоплательщика носит исключительно добровольный порядок. Достаточно часто организации не пользуются положенными послаблениями, если не уверены, что могут достоверно и аргументированно подтвердить свое право на льготу.

В отличие от установленных законом налоговых привилегий, использование при экспортных операциях нулевой ставки НДС – обязательное условие. Налогоплательщик не освобождается от уплаты налога, он должен на общих правах вести учет облагаемых операций и предоставлять в налоговый орган декларацию по НДС.

Помимо этого, налогоплательщику обязательно следует разделять учет операций по стандартным ставкам (10% и 18%) и по нулевой ставке. «Входящий» НДС по товарам/услугам, впоследствии используемым при экспортных операциях, должен учитываться отдельно. Сюда входят расходы на приобретение материалов и сырья, товаров для продажи, транспортные услуги сторонних компаний, аренда складов и т.д. Вся сумма налога по приобретенным ресурсам, идущим на обеспечение экспорта, подлежит возмещению из бюджета, поэтому во избежание налоговых споров, необходимо строгое ведение учета.

Помните: экспортные сделки сопровождаются обязательным выставлением счета-фактуры с выделенной нулевой ставкой. Документ должен быть выписан не позднее пяти дней после совершения отгрузки.

Когда экспортер может получить бюджетные деньги

По завершении трехмесячной камеральной проверки налоговая служба выносит решение, в котором предписывает полностью или частично возместить компании-экспортеру уплаченный «входной» НДС. На принятие решения закон выделяет контролирующему органу не более 7 календарных дней.

Налогоплательщик может заявить о намерении направить сумму возмещения на покрытие имеющейся недоимки по обязательным платежам. Если такое заявление не поступило в ФНС, в течение пяти банковских дней на расчетный счет экспортера должна поступить сумма возмещения.

Отказ в возмещении налога

В ряде случае налоговая служба может отказать экспортеру в возмещении НДС. Отрицательное решение ФНС может быть вызвано следующими причинами:

  • наличие явных ошибок при учете экспортных операций и составлении первичных документов;
  • сделки совершены взаимосвязанными компаниями;
  • необоснованная, с точки зрения ФНС, постановка товаров на учет.

При получении отказа налогоплательщик может оспорить решение инспектора ФНС в вышестоящей инспекции или в суде.

Учет НДС при экспорте вызывает достаточно много вопросов у бухгалтеров. Как организовать ведение раздельного учета при экспорте, какими документами его подтвердить и нужно ли представлять такие документы налоговым инспекторам - об этом пойдет речь в нашей статье.

Кому и зачем нужен раздельный учет НДС при экспорте

Если организация занимается экспортом продукции, то ей необходимо отдельно учитывать операции, облагаемые по ставке 0%. Вести обособленный учет «входного» НДС по товарам (работам, услугам), используемым в экспортных операциях, с 01.07.2016 необходимо только экспортерам сырьевых товаров (они указаны в п. 10 ст. 165 НК РФ). Необходимость ведения обособленного учета входного НДС для них обусловлена тем, что правила принятия к вычету входного НДС при экспорте сырьевых товаров отличаются от вычета при экспорте товаров, не относящихся к сырьевым, а также при реализации на внутреннем рынке. При экспорте сырьевых товаров вычет производится после подтверждения нулевой ставки, в остальных случаях — по общим правилам.

Подробнее о том, как ведется раздельный учет НДС, см. в материале .

О правилах предъявления к вычету по НДС по экспортным операциям см. в материале .

Варианты ведения раздельного учета

Поскольку Налоговый кодекс РФ не регламентирует принципы ведения раздельного учета, организации необходимо разработать их самостоятельно и закрепить в учетной политике(п. 10 ст. 165 НК РФ, письма Минфина России от 14.07.2015 № 03-07-08/40366, от 06.07.2012 № 03-07-08/172, от 27.06.2012 № 03-07-08/163, от 11.04.2012 № 03-07-08/101, ФНС России от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600@, постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.05.2017 № Ф07-2235/2017, Ф07-2300/2017 по делу № А26-3168/2016, от 12.01.2017 № Ф07-9954/2016 по делу № А26-12003/2015, Арбитражного суда Уральского округа от 27.01.2017 № Ф09-11792/16 по делу № А76-18939/2015, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 № Ф02-7691/2015 по делу № А19-7484/2015, ФАС Северо-Западного округа от 23.03.2012 по делу № А56-27831/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.10.2010 по делу № А58-3586/2008). Рассмотрим возможные варианты ведения раздельного учета.

Вариант 1. Суммы экспортного НДС учитываются на разных счетах и субсчетах бухгалтерского учета.

Ведение раздельного учета НДС по экспортным операциям осуществляется путем учета данных сумм на отдельных субсчетах бухгалтерского учета (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 05.03.2012 по делу № А28-2547/2011, ФАС Московского округа от 02.04.2010 №КА-А40/2846-10 по делу № А40-48569/08-14-170, ФАС Поволжского округа от 05.03.2012 по делу № А65-7523/2011, ФАС Московского округа от 29.12.2007 № КА-А40/13705-07 по делу № А40-24045/07-118-120). Например, к счету 19 «Налог на добавленную стоимость» открывается субсчет 19.11 «Налог на добавленную стоимость по неподтвержденному экспорту». Для возмещения НДС необходимо подобрать под эти суммы конкретных поставщиков сырья, технические материалы, товары, услуги и работы и конкретные счета-фактуры (постановление ФАС Уральского округа от 29.02.2008 № Ф09-8123/07-С2 по делу № А60-2654/07 [определением ВАС РФ от 10.07.2008 № 7997/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ]).

Также возможен следующий порядок ведения учета (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.06.2006 № А82-8327/2004-27):

  • рассчитывается себестоимость экспортированной за отчетный период продукции на основании данных по реализации в договорных ценах и затрат на рубль товарной продукции;
  • исчисляется объем материальных затрат в себестоимости экспортной продукции согласно удельному весу материальных затрат в общей смете затрат по организации;
  • определяется НДС на исчисленный объем материальных затрат, относящийся к экспортной продукции, и учитывается на отдельном балансовом счете.

Ведение раздельного учета подтверждается:

  • реестром учета экспортных операций;
  • анализом счетов 68, 19 и открываемых к ним субсчетов;
  • журналом проводок указанных счетов;
  • бухгалтерскими справками;
  • оборотно-сальдовыми ведомостями.

Это подтверждают суды в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31.10.2006 по делу № А55-4225/06-44, ФАС Московского округа от 25.05.2006, 18.05.2006 № КА-А40/4196-06 по делу № А40-41618/05-127-300, ФАС Московского округа от 03.04.2006, 30.03.2006 № КА-А40/2399-06 по делу № А40-43375/05-107-342, ФАС Московского округа от 31.01.2006, 30.01.2006 № КА-А40/62-06 по делу № А40-39222/05-128-333.

Вариант 2. Раздельный учет осуществляется на основании данных о расходах, фактически произведенных по конкретной экспортной операции.

Сумма НДС по экспортным операциям, подлежащая возмещению, определяется исходя из фактически реализованного количества продукции на экспорт, количества материалов, использованных при производстве этой продукции, и цен на эти материалы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2006 №Ф04-2070/2006 , ФАС Западно-Сибирского округа от 12.09.2005 № Ф04-5908/2005 ).

Вариант 3. Ведение раздельного учета основывается на процентном отношении экспортной продукции к общему объему продукции.

Если у налогоплательщика отсутствует возможность распределять «входной» НДС прямым способом, то он может использовать метод, когда раздельный учет «входного» НДС между экспортными и внутренними операциями по всем производственным ресурсам ведется расчетным способом. При этом если в налоговом периоде проводились экспортные операции, то «входной» НДС распределяется между экспортными и внутренними операциями пропорционально доле таких операций в данном периоде (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2007, 25.07.2007 № КА-А40/6810-07-П по делу № А40-27650/06-129-203). Такой вариант учета должен быть прописан в учетной политике (постановления ФАС Уральского округа от 28.04.2009 № Ф09-8988/08-С2 по делу № А47-6069/2008, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.09.2008 № Ф04-5168/2008 по делу №А03-11860/07-34 [определением ВАС РФ от 09.04.2009 №658/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ], ФАС Западно-Сибирского округа от 27.08.2008 № Ф04-5167/2008 по делу № А03-13639/2007-31 [определением ВАС РФ от 25.12.2008 №16748/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ]).

Вариант 4. Раздельный учет ведется пропорционально отношению стоимости экспортной продукции к общей стоимости реализованной продукции.

Данный способ учета предусматривает определение отношения выручки от реализации экспортной продукции к выручке от реализации продукции на внутреннем рынке (постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.07.2009 по делу № А13-6020/2008, постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 № Ф09-355/08-С2 по делу № А47-1723/07). При этом сумма НДС из книги покупок за период отгрузки продукции на экспорт пропорционально распределяется на две части (постановление ФАС Московского округа от 20.02.2007, 26.02.2007 № КА-А40/749-07 по делу № А40-33938/06-139-97):

  1. НДС, приходящийся на экспортную продукцию.
  2. НДС, относящийся к отгруженной на внутренний рынок продукции.

Таким же образом может определяться налог по операциям, облагаемым и необлагаемым НДС (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.12.2008 № А69-2186/08-5-Ф02-6256/08 по делу № А69-2186/08-5).

Какие документы подтверждают раздельный учет

Поскольку Налоговым кодексом РФ не перечислены документы, которыми подтверждается ведение раздельного учета, организация самостоятельно для себя решает, чем можно подтвердить такой учет. К таким документам, например, относятся:

  • приказ о ведении раздельного учета и регистры бухгалтерского учета (постановление ФАС Московского округа от 15.01.2008 № КА-А40/14151-07 по делу № А40-73755/06-14-434);
  • справка о расчете НДС (постановления ФАС Московского округа от 10.01.2008 № КА-А40/13822-07 по делу № А40-15201/07-107-32, от 13.12.2005 № КА-А40/12261-05-П, от 06.12.2005 № КА-А40/11142);
  • приказ об учетной политике, рабочий план счетов предприятия с расшифровкой, журнал по счету 19 (постановление ФАС Московского округа от 09.01.2008 № КА-А40/13748-07 по делу № А41-К2-4864/07);
  • бухгалтерская справка о расчете «входного» НДС за месяц, в котором были экспортные поставки (постановление ФАС Московского округа от 19.07.2007, 25.07.2007 № КА-А40/6810-07-П по делу № А40-27650/06-129-203);
  • учетная политика и методика раздельного учета (постановления ФАС Московского округа от 18.07.2006, 24.07.2006 № КА-А40/5958-06-Б по делу № А40-50592/05-87-430, от 19.01.2006, 16.01.2006 № КА-А40/13686-05);
  • приказ руководителя организации о ведении раздельного учета и расчет НДС бухгалтерией (постановление ФАС Поволжского округа от 25.04.2006 по делу № А55-9050/2005-22);
  • оборотно-сальдовые ведомости и пояснительная записка по ведению раздельного учета НДС по общехозяйственным операциям (постановление ФАС Московского округа от 03.04.2006, 30.03.2006 № КА-А40/2399-06 по делу № А40-43375/05-107-342);
  • книги покупок и книги продаж (постановления ФАС Северо-Западного округа от 16.02.2006 № А52-4203/2005/2, от 09.09.2005 № А56-46648/04);
  • оборотно-сальдовые ведомости (постановления ФАС Московского округа от 31.01.2006, 30.01.2006 № КА-А40/62-06 по делу № А40-39222/05-128-333, ФАС Московского округа от 11.08.2005 № КА-А40/7422-05);
  • учетная политика и расчет суммы НДС (постановление ФАС Московского округа от 15.09.2005 № КА-А40/8454-05-П);
  • оборотно-сальдовые ведомости и методика ведения раздельного учета (постановление ФАС Московского округа от 11.08.2005, 08.08.2005 № КА-А40/7513-05);
  • учетная политика (постановление ФАС Московского округа от 01.08.2005 № КА-А40/7107-05);
  • бухгалтерская справка (постановление ФАС Уральского округа от 23.08.2005, 22.08.2005 № Ф09-493/05-С2).

Нужно ли представлять документы, подтверждающие раздельный учет

Налоговый кодекс (ст. 165, 172 НК РФ) не содержит требований представлять налоговым инспекторам вместе с декларацией документы, подтверждающие ведение раздельного учета, поэтому делать это налогоплательщики не обязаны. В пользу налогоплательщиков сложилась и судебная практика: таково, например, решение ФАС Московского округа в постановлении от 20.07.2010 № КА-А41/7691-10 по делу № А41-20286/07. Также указанные документы налогоплательщикам не обязательно представлять и в ходе камеральной проверки (ст. 88, 93 НК РФ).

При этом само по себе требование налоговиков о представлении документов - доказательств ведения раздельного учета является неправомерным (постановления ФАС Московского округа от 07.10.2008 № КА-А40/8592-08 по делу № А40-9998/08-151-31, от 11.09.2008 № КА-А40/6520-08 по делу № А40-51243/07-112-285).

Итоги

Необходимость ведения раздельного учета НДС при экспорте обусловлена правилами принятия входного налога к вычету. Принципы и методы ведения раздельного учета необходимо разработать самостоятельно и закрепить их в учетной политике. Также в учетной политике рекомендуется указать, какими документами вы будете подтверждать ведение раздельного учета НДС.

Обращаем внимание читателей на пункт 10 статьи 165 НК РФ. В этом пункте сказано, что порядок определения суммы НДС, относящейся к товарам (работам, услугам) имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Несмотря на то, что прямого указания на ведение раздельного учета статья 165 НК РФ не содержит, из пункта 10 статьи 165 НК РФ следует, что налогоплательщик, осуществляющий операции, облагаемые по ставкам НДС 18, 10 и 0 процентов, должен вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для производства товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению по разным ставкам. Установленный порядок ведения раздельного учета с целью определения суммы НДС, подлежащей вычету, должен быть закреплен в учетной политике.

Обратите внимание!

Исключение, которым может воспользоваться налогоплательщик, осуществляющий одновременно налогооблагаемые операции и операции, не подлежащие налогообложению (речь идет о 5% совокупных затрат) в отношении экспорта не применяется. Дело в том, что экспортная операция не является операцией, не подлежащей налогообложению, она является операцией, облагаемой налогом по ставке 0%, а это не одно и то же.

МЕТОДИКА РАЗДЕЛЬНОГО УЧЕТА ПРИ ЭКСПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЯХ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ

Как и в общем случае, методика ведения такого учета при осуществлении экспортных операций не предусмотрена законодательством, следовательно, налогоплательщик разрабатывает ее самостоятельно и закрепляет в учетной политике.

Как указывают арбитражные суды, при рассмотрении споров, связанных с возмещением НДС, относящегося к операциям, облагаемым по ставке 0 процентов, налогоплательщик обязан самостоятельно разработать методику ведения раздельного учета предъявленного поставщиками товаров (работ, услуг) НДС, изложив четко и ясно условия определения подлежащей возмещению доли НДС по экспортным и внутренним операциям, и отразить это все в своей учетной политике для целей налогообложения. Принятая в организации методика деления НДС, предъявленного поставщиками, должна обеспечивать правильность исчисления той части НДС, которая соответствует стоимости материальных ресурсов, фактически использованных при производстве и (или) реализации товаров на экспорт (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 августа 2005 года по делу №А26-451/2005-211).

Основываясь на положениях налогового законодательства по НДС, можно рекомендовать налогоплательщику НДС, осуществляющему реализацию товаров (работ, услуг) как внутри страны, так и на экспорт, организовать учет так, чтобы имелась возможность правильного определения сумм НДС, приходящихся на товары (работы, услуги), фактически использованные при производстве и реализации товаров на экспорт. То есть методика раздельного учета затрат должна предусматривать следующие направления:

1. по месту реализации:

ü материальные ресурсы, предназначенные для производства экспортной продукции;

ü материальные ресурсы, предназначенные для производства продукции, реализуемой внутри страны.

2. по факту подтверждения экспорта;

ü материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой подтвержден;

ü материальные ресурсы, использованные для производства экспортной продукции, экспорт которой не подтвержден.

Принимая к учету товары (работы, услуги), организация общие суммы налога первоначально учитывает на специальном субсчете, открытом к счету 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» , назовем его «НДС по операциям, облагаемым по разным ставкам налога». Затем внутренней записью по счету налог распределяется на другие субсчета, например, «НДС по операциям, облагаемым по ставке 18%» и «НДС по операциям, облагаемым по ставке 0%».

Может случиться и так, что организация приобретает материальные ресурсы для использования в операциях, облагаемых по ставке 18%. Если у нее соблюдаются все требуемые законодательством условия, то сумму входного налога она поставит к вычету. А затем выясняется, что часть материальных ресурсов использована при экспортных операциях. В этом случае суммы налога, предъявленные к вычету, следует восстановить (подать уточненную декларацию за тот период, когда налог был поставлен к вычету) и уплатить сумму налога в бюджет. В бухгалтерском учете восстановление налога, естественно, будет произведено в том периоде, когда товары (работы, услуги) направлены на осуществление операций, облагаемых по нулевой ставке.

Конечно, восстановление суммы «входного» налога приведет к начислению пени за период с момента вычета до даты восстановления, Чтобы этого не случилось, организациям, одновременно осуществляющим реализацию товаров в Российской Федерации и за рубеж, не стоит торопиться с вычетами. Лучше их применить в том налоговом периоде, когда точно будет известно, для каких операций использованы те или иные материальные ресурсы.

В принципе раздельный учет «входного» налога по экспортным операциям может быть построен по аналогии с раздельным учетом при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций. Разница будет лишь в том, что НДС, распределенный на экспорт, не будет относиться налогоплательщиком на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, а будет учитываться на отдельном субсчете к счету до тех пор, пока факт экспорта по отгруженным товарам (работам, услугам) не будет подтвержден.

Рассматривая экспортные операции, нельзя не затронуть также распределение косвенных (общехозяйственных, общепроизводственных) расходов: нужно ли распределять НДС по таким расходам или нет? Налогоплательщику, конечно, было бы выгодно не распределять сумму «входного» налога по таким расходам на операции по реализации внутри страны и по реализации на экспорт. Ведь, не распределяя расходы, он бы имел возможность сразу получить вычет по налогу.

Минфин Российской Федерации разрешил не вести раздельного учета входного НДС по общехозяйственным расходам тем налогоплательщикам, основным видом деятельности которых является экспорт товаров, то есть 100-процентным экспортерам. В Письме Минфина Российской Федерации от 18 мая 2006 года №03-04-08/100 (ответ на частный запрос налогоплательщика) специалисты Минфина отметили, что согласно Плану счетов бухгалтерского учета общехозяйственные расходы включаются в затраты на производство. И поскольку основным видом деятельности организации является реализация товаров на экспорт, то общехозяйственные расходы включаются в затраты по производству и реализации экспортируемых товаров. Таким образом, суммы НДС, предъявленные при приобретении услуг, учитываемых в бухгалтерском учете как общехозяйственные расходы, принимаются к вычету в установленном порядке при предъявлении в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Но в отношении тех налогоплательщиков, которые реализуют товары как на экспорт, так и внутри страны, налоговые органы настаивают на распределении, причем распределение НДС по косвенным затратам может определяться расчетным путем с использованием методов бухгалтерского учета по учету затрат.

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

Раздельный НДС-учет при экспорте: сложности из-за упрощения

Ни для кого не секрет, что раздельный учет для определения НДС-вычетов при совмещении экспортных операций с торговлей на внутреннем рынке весьма трудоемок и ничем не регламентирован. Строго говоря, в гл. 21 НК РФ нет даже прямого указания на то, что его нужно вести. Такая обязанность следует из совокупности нормп. 10 ст. 165 , п. 9 ст. 167 , п. 3 ст. 172 НК РФ . Причем одна из них определение порядка ведения раздельного учета полностью отдает на откуп самим экспортерам - его нужно закрепить в учетной политик еп. 10 ст. 165 НК РФ ; Письмо Минфина от 14.07.2015 № 03-07-08/40366 .

А раз методика раздельного учета - дело хозяйское, то не удивительно, что экспортеры ищут возможности ее упростить. Только вот иногда это приводит к неприятным последствиям. Например, к отказу в возмещении экспортного НДС, снятию части вычетов по внутреннему НДС. Мы рассмотрим три не очень удачных способа упрощения раздельного учета НДС при экспорте.

СПОСОБ 1. Отказ от распределения входного НДС по общехозяйственным расходам

В своей учетной политике экспортеры нередко указывают, что при определении суммы входного НДС по экспортным операциям учитывается только НДС:

  • по прямым материальным расходам. Например, налог, предъявленный поставщиками товаров, сырья, материалов;
  • по иным затратам, непосредственно связанным с производством и реализацией товаров на экспорт. Скажем, НДС по транспортным расходам, услугам, связанным с сопровождением, погрузкой экспортируемых товаров, с таможенным оформлением.

А входной налог по общехозяйственным расходам в полном объеме относится к реализации товаров на внутреннем рынке и принимается к вычету в общем порядке.

Особенно часто подобные положения встречаются в учетной политике тех организаций, у которых доля экспортных операций невелика.

Такой способ упрощения раздельного учета избавляет экспортеров от необходимости определять зачастую копеечную экспортную долю входного НДС по множеству счетов-фактур на различные административно-управленческие расходы (представительские, канцелярские, на услуги связи), на арендные и коммунальные расходы, на расходы на юридические, аудиторские и консультационные услуги и т. д.

И есть арбитражные решения в пользу экспортеров. В них суды обосновывают свою позицию так: каких-либо специальных положений по ведению экспортерами раздельного учета НДС гл. 21 НК РФ не установлено, а значит, организации могут указывать в своей учетной политике, что НДС по общехозяйственным расходам в полном объеме относится на уменьшение налога, начисленного по ставке 18%Постановления ФАС ПО от 05.03.2012 № А65-7523/2011 ; ФАС ВВО от 23.08.2011 № А17-5271/2010 .

Однако спор с проверяющими практически неизбежен. Ведь ФНС считает, что распределять между экспортными и внутренними продажами нужно и НДС по общехозяйственным расходам. Если же экспортер не разделит такой входной налог, то инспекция при наличии «безусловных доказательств» связи общехозяйственных расходов с производством и (или) реализацией экспортируемых товаров должна будет, как отмечает ФНС, сама определить экспортную долю НДС по таким расхода мПисьмо ФНС от 31.10.2014 № ГД-4-3/22600@ .

Несмотря на отдельные судебные решения, принятые в пользу экспортеров, можно сказать, что в целом арбитражная практика по этому вопросу складывается для них отрицательна яПостановления АС СЗО от 27.10.2015 № А56-72133/2014 ; АС ВСО от 13.11.2014 № Ф02-4777/2014 ; ФАС УО от 23.12.2013 № Ф09-13581/13 ; ФАС СЗО от 15.12.2011 № А42-1252/2011 .

ВЫВОД

Отказываться от раздельного учета входного НДС по общехозяйственным расходам весьма рискованно.

СПОСОБ 2. Применение экспортного варианта правила «пяти процентов»

Правило «пяти процентов», как вы помните, касается раздельного учета при совмещении облагаемых и не облагаемых НДС операций. Оно позволяет не вести такой учет в тех налоговых периодах, когда доля расходов по необлагаемым операциям не превышает 5%п. 4 ст. 170 НК РФ . Экспортеры модифицируют это правило под себя. В своей учетной политике они указывают, что раздельный учет НДС по расходам, относящимся как к экспорту, так и к операциям, облагаемым по ставкам 18% или 10%, не ведется в налоговом периоде, в котором доля экспортных расходов не превысила 5% общих расходов организации.

В товарной структуре экспорта бо´ ль -шую часть (66,4%) составляют топливно-энергетические ресурсы

Включение в учетную политику правила «пяти процентов» (иными словами, определение порога существенности) можно считать разновидностью первого способа упрощения раздельного учета. Ведь и этот способ позволяет не рассчитывать экспортную долю входного НДС по общим расходам. Но именно в тех кварталах, когда объемы экспорта малы. При этом входной НДС по расходам, относящимся и к экспорту, и к внутренним продажам, заявляется к вычету в общем порядке (или не восстанавливается, если ранее уже был принят к вычету).

Правило «пяти процентов» в том виде, в котором оно содержится в п. 4 ст. 170 НК РФ, к организациям, совмещающим экспортные операции с облагаемыми НДС продажами на внутреннем рынке, конечно же, не относится. Ведь и экспорт - это облагаемая операция (ставка 0%). Но в то же время включать в учетную политику аналогичное правило гл. 21 НК РФ экспортерам не запрещает. И есть судебные решения, в которых сделан такой же выво дПостановление ФАС МО от 28.11.2012 № А40-19807/12-107-92 .

Минфин неоднократно высказывался против применения правила «пяти процентов» экспортерами, совмещающими операции, облагаемые по ставкам 0% и 18 (10)%. По его мнению, они должны вести раздельный учет всегда. Доля экспортных операций значения не имее тПисьма Минфина от 26.02.2013 № 03-07-08/5471 , от 05.05.2011 № 03-07-13/01-15 . Свою позицию финансовое ведомство обосновывает тем, что нормы гл. 21 НК РФ не предусматривают право организаций, совмещающих экспортные операции с торговлей на внутреннем рынке, облагаемой НДС, не вести раздельный учет, даже если доля экспортных расходов несущественна. Только выглядит такой аргумент не очень убедительно. В гл. 21 НК РФ действительно нет подобных норм. Но, как мы помним, в ней вообще не упоминаются какие-либо права и обязанности экспортеров в части ведения раздельного учета.

Минфин согласен с тем, что, если у экспортера в течение квартала были операции, как облагаемые по ставке 0%, так и освобожденные от НДС (или не признаваемые объектом обложения НДС), раздельный учет он может не вест ип. 4 ст. 170 НК РФ ; Письма Минфина от 19.12.2014 № 03-07-08/65765, от 17.06.2014 № 03-07-РЗ/28714 . Ведь поступать так позволяет не закрепленное в учетной политике экспортное правило «пяти процентов», а непосредственно нормы п. 4 ст. 170 НК РФ.

Несмотря на наличие положительных судебных решений, говорить, что в случае спора шансы экспортера на успех велики, было бы опрометчиво. Поскольку решения эти единичны.

ВЫВОД

Хотя ФНС и не выпускала разъяснений по этому вопросу, позиция Минфина дает основания полагать, что в случае применения правила «пяти процентов» проверяющие вряд ли упустят возможность снять у экспортера НДС-вычеты в части облагаемых операций на внутреннем рынке.

СПОСОБ 3. Отказ от восстановления НДС-вычетов текущего квартала, если экспорт состоялся и был подтвержден в этом же квартале

В момент покупки товара вам может быть еще неизвестно, что впоследствии вы продадите его заграничному покупателю. Также, приобретая работы и услуги, вы можете еще не знать, что они окажутся связаны с производством и (или) реализацией товаров на экспорт. Поэтому на совершенно законных основаниях входной НДС по таким товарам, работам и услугам вы сможете заявить к вычету сразу после принятия их на учет (при соблюдении прочих условий применения НДС-вычетов).

Но допустим, впоследствии эти товары вы отгрузите на экспорт. А работы и услуги окажутся связаны с производством и (или) реализацией экспортированных товаров. В таком случае в отношении входного НДС по этим товарам, работам и услугам начнет действовать особый порядок применения НДС-вычета по экспортным операциям. Заявлять вычет можн оп. 9 ст. 165 , п. 9 ст. 167 , п. 3 ст. 172 НК РФ :

  • <или> на последний день квартала, в котором подтверждена ставка 0%, - если пакет подтверждающих документов собран в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров на экспорт;
  • <или> на день отгрузки - если на 181-й календарный день с даты отгрузки подтверждающие документы так и не будут собраны.

Чтобы соблюсти этот особый порядок, экспортеры восстанавливают ранее правомерно принятый к вычету НДС. И как разъясняет Минфин, делать это необходимо не позднее квартала, в котором товары были выпущены в рамках таможенной процедуры экспорт аПисьмо Минфина от 28.08.2015 № 03-07-08/49710 .

Но может так случиться, что в одном и том же квартале:

  • входной НДС по товарам (работам, услугам) будет принят к вычету на общих основаниях (что найдет отражение в бухучете и книге покупок);
  • потом этот НДС (его часть) приобретет «экспортный статус» из-за состоявшейся в этом квартале экспортной отгрузки;
  • затем снова возникнет право на вычет ставшего экспортным НДС, но уже в особом порядке, так как ставка 0% будет подтверждена.

В такой ситуации у экспортеров возникает соблазн не восстанавливать входной НДС, который тут же нужно опять принимать к вычету.

Отказ от восстановления НДС в этом случае позволяет не делать в бухучете, книге покупок и книге продаж по сути нивелирующие друг друга записи о восстановлении заявленной к вычету в текущем квартале суммы НДС и о ее новом принятии к вычету. Строго говоря, сейчас в гл. 21 вообще нет нормы, прямо предписывающей восстанавливать ранее правомерно принятый к вычету входной НДС по товарам (работам, услугам), использованным для экспортных операций.

Да и на итоговой сумме НДС-расчетов с бюджетом за квартал это никак не отразится. Допустим, в книге покупок в I квартале 2016 г. по счету-фактуре был заявлен к вычету НДС в сумме 100 руб. Из них, как потом оказалось, 30 руб. - это вычет, относящийся к экспорту, состоявшемуся и подтвержденному в этом же квартале. Отказавшись от восстановления НДС, экспортер в общем разделе НДС-декларации покажет вычет сразу лишь на сумму 70 руб. (100 руб. – 30 руб.). Ну а вычет в размере 30 руб. попадет только в экспортный раздел декларации. То есть общая сумма НДС, принимаемая к вычету в текущем квартале по этому счету-фактуре, так и останется равной 100 руб.

Для целей же раздельного учета экспортер просто оформит некий утвержденный в учетной политике регистр, в котором как раз и рассчитает эти 30 руб.

Минфин настаивает, что в случае последующей отгрузки товаров на экспорт особый порядок применения экспортных вычетов обязывает восстанавливать НДС, ранее правомерно принятый к вычет уПисьма Минфина от 21.10.2015 № 03-07-13/1/60242 , от 08.05.2015 № 03-07-11/26720 , от 27.02.2015 № 03-07-08/10143 .

Экспортеры подтверждают обоснованность применения не только ставки 0%, но и налоговых вычето вп. 1 ст. 165 НК РФ . С этой целью входной НДС, относящийся к подтвержденным экспортным операциям, отражается в декларации обособленно. Но одной лишь правильно заполненной декларации мало. В учете (по крайней мере налоговом) экспортный НДС тоже должен отражаться отдельно. Поэтому налоговикам вряд ли понравится, что входной НДС, отраженный в книге покупок одной записью, в декларации будет показан в разных разделах. Инспекторы могут усмотреть в этом отсутствие раздельного учета и отказать в возмещении экспортного НДС.

Проверяющие вообще очень трепетно относятся к строке 100 раздела 3 НДС-декларации, предназначенной для отражения сумм восстановленного НДС. Так, например, одному экспортеру пришлось отстаивать экспортные НДС-вычеты в суде, хотя он и восстановил налог, ранее заявленный к вычету. Просто в декларации он указал его лишь в строке, предназначенной для общей суммы восстановленного НДС, а сделать расшифровку в строке 100 раздела 3 забы лПостановление АС МО от 14.08.2013 № А40-134057/12-140-934 .

ВЫВОД

Не стоит отказываться от восстановления НДС, даже если экспортная операция, к которой относится этот входной НДС, была подтверждена в квартале отгрузки. Это тот случай, когда овчинка выделки не стоит. Ведь при грамотной автоматизации учета восстановление НДС, ранее заявленного к вычету в общем порядке, и принятие его к вычету вновь по экспортным правилам не сильно вас обременят. Зато раздельный учет приобретет такую желанную налоговиками прозрачность.

Экспортный раздельный учет не только трудоемок, но и не всегда корректен, причем по абсолютно объективным причинам. Нередко организации (как правило, производственные) даже регистрируют для ведения экспортной торговли отдельные фирмы, чтобы не вести раздельный учет, а просто юридически обособить экспортную торговлю от прочих направлений своей деятельности.

Примечательно, что и законодатели признают: затраты на администрирование особого порядка заявления НДС-вычетов экспортерами (как со стороны последних, так и со стороны налоговых органов) не оправдывают результато впояснительная записка к проекту Закона № 730216-6 . Но к сожалению, в ноябре 2015 г. второе чтение законопроекта, призванного позволить экспортерам принимать входной НДС к вычету по общим правилам, было отложено на неопределенный срок.