Главные проблемы экономики что. Актуальные проблемы современной экономики в россии

Введение

Россия уже более 20 лет - если учесть и период "перестройки" в рамках СССР - находится в фазе радикальных преобразований экономической системы. Сама протяженность периода реформ и противоречивые их результаты беспокоят общество, поскольку нет ясности, куда движется страна, в чем заключается генеральная стратегия.

Данная тема весьма актуальна в настоящее время в Российской Федерации. Во многом это объясняется тем, что рост и развитие экономики в стране очень важен во многих аспектах. Необходимо знать с какими итогами наша страна вошла в новое тысячелетие, в состоянии ли мы реализовать свои сравнительные конкурентные преимущества в мире, что вообще представляет наша страна на мировой арене.

Научная новизна данной работы заключается в том, что автор, опираясь на теорию и практику развития экономики, провел всесторонний анализ развития и проблем развития, привел различные примеры.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается:

данная работа может использоваться в учебном процессе при преподавании дисциплин "экономики", при подготовке учебно-методических материалов и электронного учебника по вышеуказанным дисциплинам.

Россия с ее огромными пространствами и ключевым геополитическим положением, потенциально мощным и во многом самодостаточным производственным аппаратом, с великой культурой "не вписывается" в новый мировой порядок и требует новых идей, взглядов и мнений по дальнейшему развитию.

В данной работе будут представлены взгляды некоторых ученых о моделях развития России и необходимых реформах для их осуществления.

Причины и актуальность проблемы экономического развития страны, а так же этапы развития

Сегодня нужен стратегический взгляд на трансформационные процессы в стране, причем с оценкой не только будущего, но и пройденных этапов. Россия уже почти 15 лет реализует программы радикальных трансформаций экономической системы, вопрос о стратегической обоснованности реформационных решений и степени их соответствия надежному будущему страны, не перестает быть предметом острых дискуссий.

В статье "Стратегия развития и ее цели" В. Кушлиин, пишет о том, что исследователи и специалисты практически едины в том, что у России нет сколько-нибудь внятной экономической стратегии. Государство проводит политику реагирования на конъюнктурный ход событий, не думая о том, как развивать экономику страны. Но условия меняются и диктуют смену подходов. Поэтому проблема соотношения стратегии и текущей экономической политики выходит на новый уровень обсуждения и практических действий. И считает, что нельзя такой вопрос, как формирование стратегии России доверять правящей элите.

На его взгляд, противоречия неясности в вопросе об экономической стратегии в России в значительной степени вытекают из больших различий в экономических интересах ключевых фигур реальной экономической политики в стране и из их отрыва от интересов и потребностей большинства трудового населения страны. Отстраненность основной массы населения от участия в формировании экономической политики и контроле за ней обеспечивало до сих пор значительный простор "элите" для лавирования между публичными целевыми установками при выдвижении программных документов. Цели основных хозяйствующих субъектов внутри страны сосредоточены исключительно на их текущих экономических интересах к выгоде ограниченного числа их носителей, а стратегия негласно формируется под сильным влиянием внешних сил, зачастую противоречащих национальным интересам России В Кушлин «Стратегия развития и ее основные цели»/ Экономист 2006г.№1.

В журнале "Экономист" другой автор пишет о том, что экономическая политика должна реализовать переход к долгосрочной стратегии развития. Разработка и реализация стратегии, на его взгляд, - это обязанность государства, особенно правительства, как ответственного за решение наиважнейших задач В Архангельский « Об условиях экономического развития в 2004-2007гг.» / Экономист 2004г., №7..

Порой исследователи в своих статьях негативно высказываться о самой необходимости стратегии: " При разработке концепции ускоренного постиндустриального роста нередко возникают предложения о разработке долгосрочной программы (или стратегического плана) социально-экономического развития страны. В принципе внимание к долгосрочным перспективам совершенно естественно, особенно после длительного периода глубокой трансформации общества и экономико-политической нестабильности. Однако преувеличение роли такого рода документа чревато существенными негативными последствиями. Превращение его в официальный государственный план может дезориентировать деятельность экономических агентов, подталкивая их к ориентации не на реальные вызовы времени (производительных сил, научно-технического прогресса), а на устанавливаемые властью приоритеты. А это сделает решение задач догоняющего развития в принципе невозможным. " С. Дзарасов «Российские реформы и экономическая теория» / Вопросы экономики 2002г., №7..

Однако необходимость стратегии очевидна, как пишет В. Мау, в настоящее время Россия перешла к третьему этапу экономических реформ и экономической политики. На данном этапе речь должна идти о выработке стратегии социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества. Доктор экономических наук, академик РАСХН Е. Строев, пишет о том, что политическая воля и четкая стратегия - это то, что требуется российской экономике на современном этапе. Даже робкие меры по упорядочению процесса принятия экономических решений на среднем уровне стоят многих прежних поспешных решений. Скажем, топливно-энергетический кризис в Сибири и в Приморье не произошел бы, если бы в свое время не поторопились ликвидировать признанными убыточными угольные шахты и повысить железнодорожные тарифы. О необходимости стратегии пишет доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист России В. Иванченко: "Пора от разговоров переходить к конкретной деятельности, создавая здоровую, целостную систему экономического прогресса России 21 в. … Нужна добрая воля власти и народа, а также четко сформулированная стратегическая цель и система приоритетов для ее реализации" В Иванченко « К системному развитию России» / Экономист 2005г., №11..

Стратегии развития.

Конкретная реалистичная программа социально - экономического развития страны предлагается в статье "Реализовать последний шанс", осуществление которой позволит максимально полно реализовать наши национальные конкурентные преимущества, провести структурную перестройку и модернизацию экономики на современной технологической основе, обеспечить быстрый и устойчивый экономический рост, повышение оплаты труда, кардинальное улучшение уровня и качества жизни. Эта программа предусматривает увеличение производства и реальных доходов населения темпом не менее 7% в год.

В начале 21 века остается последний шанс радикально изменить ситуацию, т.е. добиться востребования и претворения в жизнь имеющейся альтернативной концептуально программной разработки социально - экономической стратегии России С Глазьев «Реализовать последний шанс»/ Российский экономический журнал 2002г., №1..

Интеллектуальная революция диктует поворот всего общества и государственной политики в сторону образования, культуры и науки. Качественно меняется структура экономики, происходит ее переориентация на современные наукоемкие отрасли. Автоматизация производства предопределяет повышение роли творческого высококвалифицированного труда, современных знаний. Получают признания экологические приоритеты. Информационные технологии пронизывают общественные и производственные отношения. Экономические, общественные, научно-технические связи приобретают глобальный характер. Происходит синтез технологии и культуры. Энергично задействовав новые технологические возможности, Россия в состоянии предложить человечеству новые жизненные ориентиры, вытекающие из гуманистической природы нашей культуры, наших духовных традиций и исторического опыта.

В современных условиях российская экономика имеет достаточно открытый характер и ее развитие в существенной мере зависит от внешнеэкономических факторов. В статье " О выборе перспектив развития до 2010 года" Ф. Клоцвог, Л. Чернова и А. Сухотин предлагают альтернативную внешнеэкономическую стратегию. Ее суть заключается вовсе не в том, чтобы изолироваться от мирового рынка, как полагают некоторые. Ни одна страна, какой бы самодостаточной она ни была, сегодня не может нормально развиваться без активного участия в системе мирохозяйственных связей. Это в полной мере относится к России. Однако, такое участие должно осуществляться в интересах страны и ее народа, что возможно только при активной роли государства в проведении национальной ориентированной внешнеэкономической политики.

Национально-ориентированная внешнеэкономическая политика в современных российских условиях означает:

1) всемерное расширение взаимно выгодных экономических связей России со странами постсоветского пространства в целях создания достаточно емкого общего рынка продукции обрабатывающих отраслей промышленности и агропромышленного комплекса;

2) ограничение экспорта российских топливно-энергетических и сырьевых ресурсов в дальнее зарубежье масштабами, необходимыми для обеспечения экономически эффективного импорта;

3) расширение экономически эффективного импорта товаров из стран дальнего зарубежья в масштабах и структуре, обеспечивающих ускорение роста российской экономики.

Таким образом, принципиально возможны два варианта внешнеэкономической стратегии России:

1) пассивное следование требованиям мирового рынка и интересам крупного экспортно-ориентированного капитала, означающее сохранение преимущественной ориентации внешних связей России на рынок дальнего зарубежья.

2) активная внешнеэкономическая политика, нацеленная на экономическую интеграцию России со странами СНГ при дальнейшем развитии взаимовыгодных внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья.

В. Мау подробно анализирует стратегическую программу социально - экономического развития России.

О действующей на сегодняшний день социально-экономической программе Грефа пишет В. Мау. Непосредственным поводом к разработке Стратегической программы развития и реформирования России стало формирование новой администрации во главе с В. Путиным. Однако более глубокие причины связаны с реальным завершением второго этапа посткоммунистических реформ и появлением объективных и субъективных обстоятельств, свидетельствующих о начале новой фазы развития страны.

Политическая стабилизация, постепенное преодоление кризиса власти и ее консолидация, сближение позиций элитных групп по фундаментальным

вопросам сделали возможным начало дискуссии по долгосрочным проблемам развития страны, что и нашло отражение в разработке Стратегической программы, получившей также название "программы Грефа". Она должна была задать принципиальные ориентиры социально-экономического развития России, определить базовые механизмы, которые обеспечивали бы рост российской экономики темпом, позволяющим сокращать разрыв с наиболее развитыми странами мира. Иначе говоря, программа должна быть ориентирована на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста с учетом вызовов постиндустриального общества.

Три принципиальных подхода к решению выше названных задач.

Характерная для левых сил этатистская модель, в соответствии с которой государство является основным хозяйственным субъектом, только оно может взять на себя ответственность за инвестиционные процессы. Здесь предполагается максимальная концентрация финансовых ресурсов в руках государства (прежде всего ренты и экспортной выручки) и перераспределения их с учетом национальных приоритетов. Не менее важен протекционизм как способ защиты отечественного производителя от конкуренции более сильных иностранных фирм.

Модель роста, основанная на стимулировании предпринимательской деятельности, активной политике государства по создании благоприятных условий для инвесторов - как отечественных, так и иностранных. Для этого необходимо формирование адекватной системы институтов, включая соответствующее законодательство и эффективную правоприменительную систему.

Модель, предполагающая резкое сокращение бюджетной нагрузки на экономику, приведение ее в соответствие с параметрами, характерными для стран аналогичного уровня экономического развития (снижение бюджетной нагрузки с 35-36 до 20-22% ВВП в рамках бюджета расширенного правительства).

В процессе работы над новой Стратегической программой обсуждались все возможные варианты концепции. Однако после непродолжительных дискуссий этатический подход был отвергнут.

Основная дискуссия развернулась между сторонниками второго и третьего подходов. Оба этих подхода тесно взаимосвязаны и по своей сути являются либеральными. И лишь в 2000 году размежевание в рамках либеральной модели стало для всех очевидным и вышло из области чисто экономической полемики в политическую сферу.

"Программа Грефа" была разработана в первой половине 2000гг. Принципиальной особенностью этого документа является политическая и идеологическая последовательность - впервые после программы 1992г. В основу экономической политики здесь положено формирование институциональных условий, стимулирующих предпринимательскую активность как фундамент устойчивого экономического роста. Одобрение базовых подходов Стратегической программы В. Путиным в апреле 2000г. означало принципиальный выбор в пользу предлагаемой данным документом экономико-политической модели. Полный текст программы не получил тогда официального оформления, однако она стала базой для подготовки более технологических документов - программы мер на 18 месяцев, на 2002-2004 гг. и проектов разрабатываемых правительством нормативных актов. В центре внимания Стратегической программы находится комплекс институциональных и структурных реформ, включая политические, при поддержании общей макроэкономической стабильности. Главная особенность Стратегической программы состоит в отсутствии в ней отраслевых приоритетов, что является важнейшей характеристикой документа, нацеленного на решение задач постиндустриальной эпохи. Фактически здесь признается два обстоятельства: во-первых, пока не пришло время говорить о сравнительных преимуществах российской экономики в отраслевом разрезе - только практика покажет, в каких отраслях страна сможет на равных конкурировать с наиболее передовыми мировыми производителями.

И во-вторых, наиболее перспективными и конкурентоспособными могут оказаться не отрасли, а конкретные предприятия. Последнее вообще характерно для стран, решающих задачи догоняющего развития. Наконец, Стратегическая программа предполагает решение ряда принципиальных задач, выходящих за рамки собственно социально-экономической политики. Здесь особенно актуальными являются административная и судебная реформы. От них зависит достижение практически всех экономических целей, поскольку предпринимательская активность будет "скована" в условиях коррупции государственного аппарата и несправедливости судебных решений. Признание этого факта означает также, что в современной российской ситуации проблема исполнения законов выходит на передний план и оказывается даже более важной задачей, чем принятие новых нормативных актов В. Мау «Стратегическая программа социально - экономического развития России» / Вопросы экономики 2001г., №3..

Основная экономическая проблема с которой сталкивается любое общество -- это проблема экономического выбора. В процессе выбора общество сталкивается с необходимостью решения трех вопросов экономики: что? (какие товары и услуги и в каком количестве производить), как? (с помощью каких ресурсов и технологий производить нужные блага), и для кого? (кто будет покупать произведенные товары и оплачивать их). На тот или иной экономический выбор влияют:

Потребности человека, общества и других;

Ограниченность ресурсов необходимых для производства товаров и услуг;

Экономическая система и формы собственности на средства производства.

Целью производства является удовлетворение потребностей людей. В процессе производства товаров и услуг, идет расходование имеющихся ресурсов для их производства. С расходованием ресурсов для удовлетворения потребностей связаны все проблемы экономического развития. В экономике существуют две аксиомы, которые прямо или косвенно связаны со всеми проблемами:

1. Потребности общества (индивидов и институтов) безграничны, полностью неутолимы (примером может послужить сказка о золотой рыбке).

2. Ресурсы общества, необходимые для производства товаров и услуг, ограничены и редки

Для максимального удовлетворения потребностей необходимо рациональное и эффективное использование ограниченных ресурсов. Но как гласит первая аксиома потребности безграничны, после удовлетворения одних потребностей, возникают новые потребности.

Потребность -- это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Так как общество (государство) развивается, повышается уровень НТП, соответственно расширяются и потребности человека. Так, например, сначала люди считали на счетах, потом в силу развития научно-технического прогресса применения счетов стало невозможным. Стали появляться калькуляторы, ЭВМ, компьютеры, позволяющие более своевременно и точно выводить результаты и т.п.

Но потребности в свою очередь делятся на первичные, удовлетворяющие жизненно важные нужды человека (одежда, жилье, питание) и вторичные к которым относится все остальное, например, потребности досуга: кино, спорт и т.д.

К материальным потребностям относятся и услуги, которые наравне с товарами удовлетворяют наши потребности (консультации врача, услуги парикмахерской, ремонт обуви и др.). Потребности существуют не только у человека отдельно, но и предприятий, правительственных учреждений, организаций. Так, например, предприятиям необходимы здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и т.д. Обществу необходимы железные дороги, шоссе, школы, больницы и т.д.

Средства с помощью которых удовлетворяются потребности называются благами. Одни блага имеются в распоряжении общества в неограниченном количестве (например воздух), другие -- в ограниченном, последние называют экономическими благами.

При принятии решения о том, какие товары и услуги производить (или покупать), а от производства (или покупки) каких нужно отказаться: необходимо выбирать оптимальный вариант использования экономических ресурсов.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые могут быть использованы для производства благ. Экономические ресурсы можно классифицировать следующим образом:

Материальные ресурсы -- земля, или сырьевые материалы и капитал;

Людские ресурсы -- труд и предпринимательская способность.

Все экономические ресурсы, факторы производства (ресурсы используемые для производства экономических благ) обладают общим свойством: они имеются в ограниченном количестве. Это означает, что ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения всех потребностей при данном уровне экономического развития. Ресурсы не безграничны, так, например, ограничены разнообразные пахотные земли, полезные ископаемые, рабочая сила (человек не может работать без отдыха). Так как ресурсы ограничены, то и объем производства ограничен. Общественное производство не способно произвести весь объем товаров и услуг, который обществу хотелось бы получить. Можно сказать, что научно-технический прогресс определяет границы использования того или иного ресурса (например, способы переработки нефти). Как уже отмечалось, существуют ресурсы участвующие в процессе производства -- факторы производства. В настоящее время можно выделить "новый" фактор -- информацию. Напомню, что в предыдущем вопросе мы рассматривали теорию "новой экономики", согласно которой образуется информационная экономика. В связи с этим информация является одним из показателей уровня развития общества (государства). Ведь чем быстрее и больше качественная информация внедряется в экономику, тем выше жизненный уровень народа, а также экономический потенциал страны. По данным Всемирного Банка и Программы развития ООН в 2005 году, накопленные материальные блага (физический капитал) составили лишь 16% общего достояния, природные богатства 20%, а интеллектуальный капитал (накопленные вложения в человека) -- 64%. Таким образом, видно,что увеличение доли интеллектуального капитала ведет за собой уменьшение сырьевой составляющей экономики, заменяя добывающие отрасли наукоемкими. А увеличение доли последних ведет к повышению уровня НТП.

Применение высоких технологий является одним из условий для получения полного объема производства. Например, если раньше урожай убирали в ручную, то сейчас применяется современная техника для этого. Иногда бывает, что экономика страны не до использует экономический потенциал. Это связанно с безработицей, так и с другими причинами -- неэффективным управлением, с банкротством и др. Исходя из того, что экономические ресурсы ограничены, необходимо использовать их бережно и рационально. Еще одним способом решения проблемы какие товары и услуги производить, а от производства каких стоит отказаться, является кривая производственных возможностей. Она показывает максимально возможный выпуск продукции при полном использовании данных ресурсов и технологий. Для наглядности и уяснения смысла кривой производственных возможностей, приведем следующий элементарный пример. Пусть некто имеет участок 10 соток, на котором он может выращивать картофель и морковь, причем вся земля абсолютно одинакова с точки зрения возможностей выращивания того и другого. Предположим, с каждой сотки можно максимально получить 2ед. моркови и 1 ед. картофеля. Если индивид решить занять всю землю картофелем, максимально возможный урожай будет 10 ед. картофеля и 0 ед. моркови. Если же вся земля будет использована под морковь, то максимальный урожай будет 0 ед. картофеля и 20 ед. моркови. Но возможен и любой другой вариант распределения земли. Например, 8 соток идут под морковь, а 2 сотки -- под картофель. Тогда максимальный урожай будет уже 2 ед. картофеля и 16 ед. моркови и т.д. Таким образом, на рисунке это будет выглядеть так. (см. рис 3.1.).

Рис. 3.1.

Кривая производственных возможностей отражает все возможные комбинации двух благ, которые могут быть произведены в экономике при полном использовании имеющихся ресурсов и данном уровне технологий. Количество товара, от которого следует отказаться, чтобы получить дополнительное количество другого товара, называется вмененными (экономическими) издержками этого товара. Причем производство дополнительных единиц влечет за собой жертвование все возрастающим количеством другого товара. В этом заключается сущность закона возрастающих вмененных издержек. В нашем примере, наш индивид может вырастить больше картофеля за счет моркови и наоборот.

Вопросы что, как и для кого производить являются основными и общими для всех типов хозяйств, но разные экономические системы решают их по своему. Различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику. Дадим краткую характеристику каждой системе.

Таблица №3.1. Экономические системы

Название экономической системы

Характеристика системы

Традиционная экономика

Основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах. Ассортимент товаров и услуг не меняется десятки лет. Все делается так, как делали предки.

Командная экономика

Обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством.

Рыночная экономика

Определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск.

Смешанная экономика

Представляет такую экономическую систему, где государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, частная собственность сосуществует с общественно-государственной.

Переходная экономика

Экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества..

Но тем не менее проблема экономического выбора будет возникать всегда пока существует экономика.

В случае если потребности безграничны, то основная характеристика ресурсов – их ограниченность . Индивид, как и общество в целом, живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом. Наличных ресурсов, которые мы хотим использовать всœегда меньше, чем крайне важно для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительная . С развитием общества, как правило, она преодолевается. При этом на каждый данный момент времени ограниченность ресурсов имеет место. Это означает, что одновременное и полное удовлетворение всœех потребностей принципиально невозможно. Следствием ограниченности ресурсов является стремление к наилучшему их использованию. Это приводит нас к важному понятию эффективности. Эффективность означает отсутствие потерь, или настолько эффективное использование ресурсов экономики, насколько это возможно для удовлетворения нужд и желаний людей.

Значение экономики как раз и состоит в осознании реальности и понимании того, как направить общество по пути наиболее эффективного использования ресурсов.

Основная проблема экономики – обеспечить использование имеющихся ресурсов таким образом, чтобы добиться наиболее полного удовлетворения потребностей общества.

Из несоответствия между безграничными потребностями и относительной ограниченностью ресурсов возникает потребность хозяйствовать. Хозяйственная деятельность людей представляет собой процесс, в котором экономическая теория выделяет 4 стадии: производство, распределœение, обмен и потребление. В хозяйственной деятельности люди, независимо от их воли и сознания вступают в отношения между собой. Эти отношения между людьми в процессе производства, распределœения, обмена и потребления называются производственными или экономическими отношениями .

В процессе хозяйствования перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: какие товары производить, как их производить и для кого (как распределить), ᴛ.ᴇ. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом пытается не только зафиксировать то, что есть, но и разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем. В связи с этим встает проблема рационального ведения хозяйства.

Все единицы экономики, принимающие экономические решения, называются хозяйствующими субъектами (экономическими агентами). Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределœении, обмене и потреблении экономических блаᴦ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства ), фирмы (бизнес ), государство . Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов . Это означает, что целью их деятельности является максимизация результатов, а средством – минимизация затрат. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей, фирмы – к максимизации прибыли, государство – к наивысшему уровню общественного благосостояния.

Множественность экономических целœей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора – выбора наилучшего среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при минимуме затрат.

Выбирая один из вариантов мы фактически отказываемся от другого альтернативного варианта.

Альтернативные издержки - ϶ᴛᴏ оценка наиболее ценной из отвергнутых в результате выбора возможности использования данного ресурса.

Иллюстрацией применения принципа альтернативности и связанных с этим издержек является модель производственных возможностей.

Производственные возможности – возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всœех имеющихся ресурсов и при условии данного уровня развития технологии. Поясним это на условном примере. Допустим, что в обществе производится две группы благ: товары производственного назначения и потребительские товары. В случае если общество использует свои ресурсы для производства только потребительских товаров, то оно произведет их 5 трлн шт., в случае если же только для производства товаров производственного назначения, то 6 млн шт. При одновременном производстве обоих групп благ возможны следующие сочетания (см. табл. 1).

Таблица 1

Таблица производственных возможностей

Ограниченность редких ресурсов означает крайне важно сть выбора между потребительскими и инвестиционными товарами. Таблица показывает, что всякое увеличение производства инвестиционных товаров (с 0 до 6 млн шт.) снижает производство потребительских товаров (с 5 трлн шт. до 0), и наоборот. В случае если мы заполним промежуточные позиции и построим по этим точкам кривую, представляющую всœе возможные комбинации потребительских и инвестиционных товаров, мы получим модель (график) производственных возможностей (см. рис. 1).

Рис. 1. Граница производственных возможностей

Линия АБВГД, которую называют кривой производственных возможностей , отражает альтернативные варианты производства при полном использовании ресурсов. В точке Б, к примеру, экономика страны работает в основном на потребление. Доля сбережений низкая, инвестируется мало. В результате производственные мощности не растут. Жители в будущем будут жить не намного лучше, чем сегодня. В точке Е, напротив - страна много инвестирует, что означает рост объёма производства средств производства (здание, оборудование, складские запасы). Тем самым увеличиваются производственные мощности, достигается быстрый рост экономики. Страна отказывается от сегодняшнего потребления в пользу будущего. Линия производственных возможностей страны, в случае если она находится в точке Е в будущем продвинœется дальше вправо, так как мощности увеличиваются в большей степени, чем если бы страна находилась в точке Б.

Кривая производственных возможностей обычно имеет выпуклую форму. Это означает, что, изменяя структуру производства, к примеру, в пользу товаров производственного назначения, мы будем в большей мере использовать в их производстве сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. По этой причине каждая новая единица инвестиционного товара требует всœе большего сокращения производства потребительских товаров и наоборот. Так производство первой тысячи штук инвестиционных товаров потребовало сокращение производства потребительских товаров на 0,2 млн, второй – на 0,3 третьей – на 0,6 и т.д. Этот пример наглядно иллюстрирует закон убывающей производительности (отдачи) ..

В условиях ограниченности ресурсов проблема экономического выбора неустранима, однако в различных экономических системах она решается по-разному.

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.

Рассматривая проблемы российской экономики можно утверждать, что экономика сама по себе проблема. Понятно, что речь идёт о современной экономике, со всеми её характеристиками и атрибутами. Само собой разумеется, что и система мирового хозяйственного механизма, его структура и связи, и их взаимодействие, определяются экономической и финансовой стратификацией участников организованного экономического пространства. Проще говоря, ведущие страны устанавливают порядок в мировой экономике.

Любое сегодняшнее исследование российской экономики сводится к анализу экономического и финансового кризиса, по мнению одних экспертов уже угасающего, по мнению других, только разгорающегося.

Примем, что для рассмотрения сегодняшнего состояния, очевидны причины его возникновения и следствия. В той связи приведём собственные оценки и обобщения:

  • - Воздействие кризиса на экономику колеблется в диапазоне “от слабого до катастрофического”.
  • - Помимо общих характеристик и причин определились новые источники кризиса.
  • - Выявилась необходимость совместного решения и оказания помощи.

Воздействие экономического кризиса доказало прочность и в то же время хрупкость российской экономики; показало умение лидеров государственного и корпоративного руководства решать задачи управления в чрезвычайных ситуациях и, наконец, обнажило, слабые звенья хозяйственного механизма.

Почему Россия доля, которой в мировой экономики чрезвычайно мала, испытывает наибольший экономический урон в сравнении со странами Европы и со странами БРИКС - экономическому объединению развивающихся стран, куда её условно относят. Действительно ВВП в России за период кризиса сократился на 7,9% , тогда как в Европе на 2.6%, а в развивающихся странах был отмечен рост ВВП на 2%.

Фондовый рынок России обвалился вдвое в сравнении с фондовыми рынками развитых стран. Доходы Федерального бюджета сократились почти на 5трл. руб., с 9,3трл. до 4,4трл. Перечень можно продолжить. И причины известны: зависимость от экспорта, слабость банковской системы и малоизвестный - внешнеэкономический корпоративный долг, свыше 540,0 млрд. USD, который необходимо было обслужить в эти годы и т.п. Россиян может успокоить лишь одно: и США и Евросоюз тоже оказались не готовы к кризису. До последних дней перед началом кризиса раздавались бодрые уверения о благополучии в экономике и о радужных перспективах.

Бедствие? Но не для всех. Только за один 2009г. число миллиардеров в России увеличилось в два раза. Может быть, в этом и заключается “особенность” российского капитализма, “собственный путь” российской экономики. Справедливости ради нужно отметить, что российское правительство сберегло все социальные позиции, и не только сберегло, но и в ряде случаев улучшило. Правда не в той мере, на которую рассчитывали, малообеспеченные и беднейшие слои населения.

Особый интерес представляет то, что экономическая наука не заметила наступления кризиса. Зато после кризиса, о его причинах, последствиях и грядущих волнах экономического спада, рассуждают многие и экономисты, и аналитики, и политики. Говорят правильно и аргументировано, но поздно. Другое дело, что их выводы могут быть учтены и использованы при последующих, экономических кризисах различного происхождения.

Общеизвестно, что экономический кризис - явление не новое. Это принципиальная характеристика капиталистического производства. Капитализм создаёт и совершенствует индустрии, создаёт новые технологии, организует виртуальные финансовые системы, определяет роли субъектов в управлении мировым хозяйственном механизме.

И в то же время капиталистическое предпринимательство рождает источники и причины экономических провалов и катастроф локального, регионального, и, в последнее время, глобального характера.

Рассматривая эволюцию российской экономики, её обновление на инновационной базе, следует обратить внимание на общеизвестные в настоящее время факты, с позиций, коренившихся в них негативных и противоречивых начал.

Итак, во-первых, необходимо признать, что в целом наша экономика сегодня является экономикой бедной и слаборазвитой страны.

При этом необходимо оговориться: особенности исторического пути России обусловили своеобразие нашей бедности - при низком уровне жизни основной массы населения и в целом отсталой экономике в некоторых ее секторах были созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом.

Огромен разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области создания современной инфраструктуры. В стране практически нет современных автодорог, а пропускная способность железных дорог низка и в последнее время практически не растет. Более половины населения не имеют домашнего телефона, около 85% никогда в жизни не пользовались компьютером.

Производственная, транспортная и (особенно) жилищно-коммунальная инфраструктуры находятся на низком техническом уровне и сильно изношены физически; условием их обновления и модернизации являются крупные единовременные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации.

Во-вторых, налицо доминирующая роль сырьедобывающего сектора в экономике России.

Хотя непосредственно доля сырьевых отраслей в формировании российского ВВП сравнительно невелика, именно на него приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские компании, денежных потоков и производственных инвестиций. В промышленности на электроэнергетику и экспортноориентированные топливно-сырьевые отрасли приходится почти 80% всех капиталовложений, а доля инвестиций в перерабатывающих отраслях (машиностроении, легкой и пищевой промышленности) не превышает 15%. В экспорте доля продукции топливно-сырьевых отраслей (включая промышленную продукцию неглубокой переработки) составляет 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом более половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного за последние десятилетия. Сырьевой сектор является крупнейшим генератором денежных доходов населения. Более того, именно вокруг сырьевых компаний и на их базе окончательно консолидируется современная российская олигархия: компании сырьевого профиля начинают прямо или косвенно управлять все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу, так или иначе подконтрольную этим компаниям, попадают уже не только потоки, непосредственно связанные с добычей и экспортом природных ресурсов, но и задействованные в смежных или обслуживающих их секторах, а то и просто в производствах с повышенной рентабельностью, технологически никак не связанных с основным профилем деятельности этих компаний.

Кроме того формально у нас - правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами и даже «архитектурными излишествами». Мы имеем своды законов, позволяющие экономическим субъектам свободно использовать ресурсы, конкурировать между собой и богатеть за счет более производительного и эффективного труда.

Правовая система регулирования административных отношений на практике не действует. Важнейшие вопросы деятельности властей решаются на основе личных решений и «консультаций», практически вне связи с существующими формальными нормативными актами. Права контроля над теми или иными прибыльными сферами, особенно на региональном уровне, открыто распределяются узким кругом лиц, обладающих фактической властью.

Государство фактически устранилось от функции гаранта исполнения контрактного права. Обеспечение выполнения партнерами обязательств по контрактам является в наших условиях заботой и проблемой самих заинтересованных хозяйствующих субъектов, которые вынуждены полагаться в этом только на собственную силу или силу своих покровителей, но не на силу закона и государства. Таким образом, и характер российской экономики, и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований, а также мер полуадминистративного регулирования на отраслевом уровне, которые можно обозначить как «промышленная политика». Констатацию этого факта совершенно ошибочно считают у нас чуть ли не «коммунистической ересью» или по крайней мере оппозицией курсу на реформы. В реальности дело обстоит как раз наоборот - сведение реформ к отказу государства от ответственности за состояние экономики и к использованию им только узкого набора инструментов кредитно-денежного регулирования, эффективность которых в наших условиях более чем сомнительна, на деле означает отказ от подлинных рыночных реформ, так как обрекает страну на роль вечной отсталой периферии в целом динамично развивающегося мирового хозяйства.

В настоящее время можно выделить некоторые принципиальные положение прошедшего или текущего экономического кризиса.

Произошла территориальная локализация источников и причин кризиса, приведших или способных привести к кризису.

Определились страны, преодолевшие кризис и понесшие экономический урон.

Выявлены европейские страны, в которых кризис не прекратился. Спасение этих стран является актуальной задачей ЕС.

Следует отметить и такие характеристики глобальных экономических явлений, как:

  • - Фрагментарность или дифференциация общих, присущих кризису, показателей и параметров. Так в одной стране, это могут быть, высокие долговые государственные и/или корпоративные обязательства; в другой - неверно избранный экономический курс и финансовая политика; в третьей не конкурентоспособная экономика и т.д.
  • - Неравномерность преодоления кризиса различными странами в т.ч входящими в региональные экономические объединения.
  • - Социальная напряжённость и конфликтность в странах и в период кризиса и после кризиса. Практически нет ни одной страны, в т.ч. и удачно перенесших экономические потрясения, где бы не отмечались социальные волнения.

Естественно, что перечисленные факторы связаны, и как уже говорилось, причины их проявления разные - а последствия одинаковые. Социальная напряжённость является серьёзнейшей угрозой восстановлению экономики.

Принципиальным положением разрушительных потрясений в экономике следует считать капиталистическую сущность самой экономики.

Основной мотивацией производства является получение прибыли и потребительская модель существования общества. К положительным принципам капиталистического производства относятся постоянный поиск путей и решений, обеспечивающих увеличение доходов и сокращение расходов на базе совершенствования производительных сил, введения новых технологий, как в производстве, так и в организации и управления.

Как вечный двигатель, как вечный стимул, погоня за прибылью и жажда наживы управляют мировым хозяйственным механизмом. Естественно и общество организуется с целью гармонизации производительных сил и производственных отношений. В государствах нашедших нужный баланс взаимодействия и экономическая и социальная обстановка может считаться удовлетворительной. В противном случае мы наблюдаем, обнищание масс, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, и социальные противоречия, доходящие порой до социальных взрывов.

Главной характеристикой российской экономики становится неопределённость: и состояние её неопределённо и будущее непредсказуемо.

Сегодня, когда экономическая наука дискредитирована, когда не устранены многие причины, вызвавшие кризис управление хозяйственным механизмом может осуществляться только в режиме “ручного управления”, только на базе коллективных решений и в режиме “реального времени”. И такая практика укрепляется на наших глазах. Однако принесёт ли и такая экономическая политика положительные результаты в ближайшей перспективе, ответить затруднительно.

Доверять прогнозам тоже нет оснований. Дело в том, что реальные прогнозы строятся на статистической базе, многофакторном анализе и экспертных оценках. Но как реально оценить эгоистическую политику банков и транснациональных компаний, как предвидеть непродуманную политику руководства отдельных стран, как согласовать, порой противоположные, интересы участников открытого рынка, противоречивые позиции на валютном рынке?

Определённый ответ, обеспечивающем новое качество экономике, дать легко, но исполнить мероприятия такого масштаба невозможно.

Приведём по этому поводу пусть очевидные, пусть общеизвестные высказывания, но с ними нельзя не согласиться. “Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто”. “Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными”,

В заключение отметим: причины, приведшие к мировому экономическому кризису, не устранены. В одних странах они смягчены, в других обострились.

Будущее российской экономики зависит, прежде всего, от политической воли руководства страны, от мер и действий, определяемых этой волей.