Экономическая безопасность россии. Международный студенческий научный вестник

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Финансовый университет

Экономическая безопасность России

Авдеева А.

г. Брянск

В нынешнее время особую актуальность приобретает экономическая безопасность страны, а ее основной задачей становится образование действенного механизма управления бюджетными ресурсами. Следует обратить внимание на то, что под механизмом обеспечения экономической безопасности государства понимается множество таких инструментов, способов, рычагов и стимулов, с помощью которых исполнительная власть на уровне государства и региона должна обеспечивать их стабильное развитие в системе экономического роста государства.

На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий, но и в целом для всего государства. Потребность в экономической безопасности -- это устранение потенциальных и реальных современных экономических угроз, угрожающих социально-экономической устойчивости государства и отдельных сфер деятельности.

Накопившийся опыт говорит о том, что безопасность экономического развития государства или региона основывает ключевую составляющую, как внутренней, так и внешней политики.

В Законе Российской Федерации «О безопасности» понятие «национальная безопасность» определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». При этом «жизненно важные интересы» представляются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства» .

Таким образом, экономическая безопасность является неотъемлемой составной частью национальной безопасности. Собственно же экономическая безопасность может быть представлена как состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается поступательное развитие общества, его экономическая и социально-политическая стабильность, не смотря на наличие неблагоприятных внешних и внутренних факторов.

Экономическая безопасность государства - сложное социально-экономическое понятие, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз экономике страны.

В этой связи следует также заметить, что для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

Очевидно, что экономическая безопасность государства определяется, прежде всего, состоянием производительных сил и социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны, структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основу экономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан. Экономическая безопасность государства тесно связана с понятиями «развитие» и «устойчивость» экономики .

С целью обеспечения эффективности воспроизводственного процесса страны, следует соблюдать стратегию обеспечения условий для экономической безопасности, которая занимает важное место в воспроизводстве национальной безопасности страны.

Учёные и исследователи заострили своё внимание на проблеме экономической безопасности страны, что обусловлено на сегодняшний день жизненно важными для России и ее регионов потребностями:

Устранить развивающийся системный кризис российского общества, получивший свое воплощение в уменьшении размеров производства, деформации общеотраслевой и территориальной структуры экономического комплекса, потере стратегических возможностей социально-экономического развития; сберечь собранный ресурсный, промышленный, кадровый, научно-технический и интеллектуальный потенциал в интересах достойного вступления и процветания Российской Федерации в XXI в.;

Сберечь и заложить базу для дальнейшего улучшения качества жизни населения, выбросить отрицательное влияние человека на природу и окружающую его среду.

Национальная безопасность Российской Федерации, вместе с внешнеполитическими и внешнеэкономическими факторами, непосредственно зависит от состояния российской экономики и оптимального совокупности интересов центра и регионов.

Следовательно, оценку экономической безопасности нужно проводить в объеме всех сфер жизнедеятельности с учетом политических, геополитических, социально-экономических и прочих условий, которые обеспечивают хорошую защиту жизненно важных интересов российского общества благодаря сбалансированному и активному развитию всех отраслей и территорий, развитию элементов внутреннего иммунитета и внешней безопасности от дестабилизирующих условий территориального, местного и федерального уровней, формированию положений для достижения ведущих позиций на мировом рынке товаров, труда и капиталов.

В 21 веке Россия столкнулась с новыми внешними угрозами и опасностями, способных подорвать экономический и производственный потенциал страны за счет рыночных механизмов и конкуренции. Можно сказать, что на данный момент экономика Россия находится в состоянии стагнации, усугублении кризисных процессов, которые напрямую оказывают негативное воздействие и на социальную сферу, уровень и качество жизни наших соотечественников. Проблемы национальной безопасности нашей страны, помимо глубокой экономической депрессии, усугубляются ростом таких угроз, как: нарастание ядерного противостояния, технологические, радиационные и экологические катастрофы, ослабление военной мощи и обороноспособности РФ, а так же критическая зависимость от зарубежных товаров и услуг .

Угрозы экономической безопасности подразделяются на внешние и внутренние. российский экономический безопасность защита

К наиболее существенным внешним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

Увеличение количества и видов санкций против России. Основные страны вводившие санкции против России, это страны Европы и Северной Америки. Наличие и продолжение санкционного давления, которые нанесут дополнительный ущерб, причем не только двусторонним отношениям между странами но и в плане глобальной экономики.

Продолжение оттока капитала за рубеж. Понятие «отток капитала» означает нелегальный вывоз капитала за границу. Обнародованы данные Банка России: в 2016 году отток составил до $14 млрд. и в 2017 году составит до $18 млрд.

Проблемы импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам. Существует и законодательный аспект защиты страны от подобных факторов, толчком для развития законодательства в отношении политики импортозамещения в России в 2015 году послужило Поручение Президента кабинету министров о разработке планов развития промышленности и сельского хозяйства, которые были утверждены еще в 2014 г. Сама Программа была учреждена в это же время после введения санкций США и стран Евросоюза в отношении России.

Согласно Указу Президента от 06.08.2014№560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности РФ» в рамках импортозамещения утверждено Постановление Правительства РФ «О применении отдельных специальных экономических мер…». В нем содержится список сельхозпродукции, продовольствия и сырья, поставлявшихся ранее из США, ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, но сейчас находящихся под запретом на ввоз в РФ.

4. Членство России в ВТО. Всемирная торговая организация, по уставу, занимается только торговлей, но, поскольку торговля есть основа мировой экономики, по факту ВТО вмешивается и в производство, и в политические отношения. Поэтому было бы естественным ожидать, что ВТО выскажется по поводу того, что одна из крупнейших экономик мира, Россия, оказалась под прессингом санкций. Тем не менее санкции коснулись ограничения доступа к капиталу (доступ к услугам входит в компетенцию ВТО), торговли оружием и поставок в Россию технологий и оборудования для нефте- и газодобычи. То есть страны - члены ВТО сделали то, что противоречит принципам этой всемирной организации. Тема санкций все же зазвучала в штаб-квартире ВТО в Женеве. Но только тогда, когда Россия ввела ответные санкции в отношении стран Запада - речь о запрете ввоза ряда товаров из США, Европы, Австралии и Канады. Страны ЕС, к примеру, пытались через ВТО добиться отмены встречных санкций.

К внутренним угрозам экономической безопасности России можно отнести:

1. Усиление имущественного расслоения общества и падение доходов населения. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов наиболее обеспеченных россиян в 15 раз превышает уровень доходов наименее обеспеченных граждан. Падение реальных располагаемых доходов населения в третьем квартале 2016 года на уровне 6,1% стало рекордным с 1999 года, говорится в мониторинге социально-экономического положения.

Отмечается, что столь существенного падения реальных располагаемых денежных доходов населения, как наблюдалось в конце 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, не было в третьем квартале начиная с 1999 года.

«Даже в период кризиса в 2009 года падение реальных располагаемых денежных доходов было несколько меньше, чем в текущем году: тогда реальные денежные доходы в третьем квартале сократились на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», -- говорится в мониторинге.

Исследования показывают, что снижение реального размера доходов во многом обусловлено продолжающимся падением реального размера назначенных пенсий. При этом рост потребительских цен за январь -- сентябрь 2016 года (4,05%) оказался самым низким за аналогичный период с 1991 года. В том числе продовольственная инфляция (2,43%) почти достигла самого низкого за 2000-е годы показателя за январь -- сентябрь, который был в 2011 году (2,13%), отмечается в мониторинге.

Криминализация и коррупция в экономике и обществе. Оценки масштабов Российской теневой экономики варьируются обычно в интервале 20-40% ВВП. И если проанализировать самые громкие коррупционные дела за последние два года, получается, что средняя сумма взятки - около 240 млн. руб. .

Разрушение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия сегодня примерно в 5 раз уступает Германии, в 7 раз -- Японии и в 17,5 -- 100 раз -- США.

Сравнивая внутренние и внешние угрозы можно сказать, что количество внутренних угроз больше чем внешних. Среди внутренних угроз большую опасность представляют тенденции, возникающие в научно -- технической и социальной сферах.

Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшение прироста ресурсов.

Так же можно отметить, что внешние факторы могут усиливать или ослаблять действия внутренних угроз и наоборот. Большинство авторов делят угрозы финансовую безопасности на опосредованные то есть,действующие при некоторых дополнительных условиях, и непосредственные, прямо вызывающие негативные изменения .

В интересах реального социально-экономического подъёма России необходимо пересмотреть правительственный курс и провести реформы в структурной, промышленной, валютной политике и в использовании внешнеэкономических связей с учетом интересов безопасности нашей страны.

Для повышения экономической безопасности страны нужно создание подходящего механизма ее снабжения. Он представляет собой систему организационных, экономических и правовых мер по предотвращению финансовых угроз и содержит следующие элементы:

Объективный и всесторонний прогноз состояния экономики и общества в целях раскрытия, моделирования и предотвращения угроз экономической безопасности;

Выработку пороговых значений социально-экономических характеристик, неисполнение которых приводит к нестабильности и конфликтам;

Работа государства по раскрытию и предотвращению внутренних и внешних угроз безопасности экономики.

Главной целью механизма обеспечения экономической безопасности, является формирование комплекса подходящих условий для жизнедеятельности и становления индивида, социально-экономической и военно-политической устойчивости российского общества, сохранения единства и государственности России, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Для этого следует выработать государственную стратегию обеспечения экономической безопасности. Она должна быть нацелена на защиту населения страны, а также на сохранение и рост образовательного, научно-технического и производственного потенциала.

Механизм обеспечения экономической безопасности России осуществляет ряд крайне важных функций, к которым многие авторы относят защитную, регулятивную, превентивную (предупредительную), инновационную и социальную функции. Рассмотрим их более детально.

Защитная функция предполагает ограждение экономики страны от внутренних и внешних угроз и объединена с наличием достаточного ресурсного потенциала. Для обеспечения работы защитной функции нужно наличие четырех неотъемлемых условий, среди которых:

а) наличие и действенное применение социально-экономических ресурсов страны;

б) рациональное применение и охрана существующих природных ресурсов;

в) улучшение управленческих и кадровых ресурсов на федеральном и региональных уровнях;

г) защита национальной экономики от внешнего воздействия, уничтожение внешних вторжений и рисков.

Регулятивная функция подразумевает два варианта нейтрализации угроз - регулирование «сверху вниз» и регулирование «снизу вверх».

Первый вариант создан на формировании в России совершенного механизма государственного регулирования экономики и имеющийся рыночных отношений. Государственное регулирование экономики обычно либо увеличивает рыночный механизм, либо ограничивает его потенциал и направлено на регулирование и трансформацию отношений рыночного саморегулирования .

Государственное регулирование нацелено не только на преодоление появляющийся угроз, но и на получение дополнительных возможностей и выгод. Соответственно, наиболее важную цель государственного регулирования можно определить, как оптимизацию степени экономической безопасности, нацеленную на обеспечение:

Баланса между сбережениями и инвестициями;

Макроэкономической устойчивости;

Стабильного экономического роста;

Условий функционирования хозяйствующих субъектов и их экономической безопасности.

Второй вариант подразумевает применение внутрихозяйственных элементов регулирования рынка, механизмов рыночного саморегулирования.

Особо важными элементами такого саморегулирования чаще всего выступают условия внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов, главные характеристики рынка - прежде всего конкуренция и уровень цен.

Наиболее подходящий баланc цен и конкуренции ведет к тому, что экономика переходит в сбалансированное состояние. Однако механизм рыночного саморегулирования не всегда действует, так как хозяйствующие субъекты в нашей стране различаются слабостью и неспособностью к принятию решений на высочайшем уровне. А это порождает некую неопределенность на рынке, зависимость от государства и определенных его решений.

Список использованной литературы

1.Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ // Российская газета. - N 295, 29.12.2010

2.Молчан А.С. Макроэкономические тенденции и параметры эффективного развития субъектов региональной экономики в контексте мер обеспечения экономической безопасности: Коллективная монография / Краснодар, 2016. - 156 с.

3.Королюк Е.В. Ключевые направления обеспечения экономической безопасности государства / Под общей редакцией Е.В. Королюк. - 2016. - С. 91-94

4.Бурцев В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. - 2014. № 5. - С.50-52

5.Сахарова Н.П. Методология формирования механизмов обеспечения экономической безопасности промышленности России // Управление экономическими системами. - 2012. - №7. - С. 15-19

6.Скрипко В. И., Сергеева А. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации // Молодой ученый. -- 2016. -- №8.8. -- С. 32-35.

7.Фирсов В.А. Меры по устранению угроз экономической безопасности Российской Федерации // Вестник РАГС при Президенте РФ. - 2015. - № 2. - С.46-48

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблемы защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Определение сущности экономической безопасности. Разработка и реализация политики и стратегии, формирование системы обеспечения безопасности.

    реферат , добавлен 22.11.2010

    Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Исследование содержания, структуры, экономических интересов и приоритетов, внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства. Определение проблем топливно-энергетической, продовольственной, экологической и демографической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Изучение понятия экономической безопасности государства. Обобщение основных факторов, определяющих ее уровень. Экономическая безопасность и приоритеты инвестиционной политики. Современные угрозы национальной безопасности России и пути их преодоления.

    реферат , добавлен 08.12.2010

    Анализ угроз экономической безопасности России в области продовольствия. Международный опыт обеспечения продовольственной безопасности государства. Принципы и механизмы обеспечения продовольственной безопасности в России, оценка ее современного состояния.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2017

    Понятие экономической безопасности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, ее краткая характеристика. Критерии и показатели экономической безопасности национальной экономики. Анализ показателей экономической безопасности России.

    статья , добавлен 03.03.2013

    Сущность, критерии и угрозы в сфере транспортного обеспечения экономической безопасности государства. Механизмы совершенствования организации транспортного обеспечения экономической безопасности. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Выяснение сущности проблемы обеспечения экономической безопасности России, актуальные причины их образования. Теоретические аспекты обеспечения национальной безопасности. Принципы, на которых основывается национальная экономическая безопасность.

    реферат , добавлен 06.08.2014

    Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Интеграция России в мировую хозяйственную систему, возникновение зависимости от внешнего рынка. Необходимость в создании правового механизма обеспечения экономической безопасности государства. Финансовая безопасность, значимость валютного контроля.

Документ исходит из того, что в мире идут экономические войны: в нем перечислен ряд угроз, среди которых на первом месте стоит стремление развитых стран использовать свою экономическую мощь во вред другим государствам. И это помимо собственно санкций, которые там тоже упомянуты. Среди других внешних угроз - создаваемые без участия РФ торговые блоки, спекулятивный иностранный капитал, информационная уязвимость банковской системы. Названы и угрозы, так сказать, внешне-внутренние, это наша зависимость от конъюнктуры рынков сырья, связанная со сложившейся в стране хозяйственной моделью. Отмечено отсутствие среди крупнейших мировых корпораций российских - несырьевых.

Собственно внутренние проблемы (угрозы) - это низкий уровень инвестиций в реальный сектор, обусловленный как финансовыми причинами, так и недостаточной защитой собственности. Слаба в стране инновационная активность, ограничены масштабы несырьевого экспорта, высоки уровни коррупции и теневой экономики, недостаточно эффективно госуправление. Названы также проблемы в области образования и медицины (образованию посвящен раздел документа), а кроме того - охарактеризованы как избыточные существующие (и по-видимому, продиктованные внешними обязательствами) экологические нормы, повышающие затратность производства.

Цели Стратегии: укрепление экономического суверенитета (а ведь этот термин не всегда у нас считался имеющим право на жизнь), экономический рост, связанный с поддержанием на мировом уровне научно-технического потенциала, развитие оборонной промышленности, повышение уровня жизни населения, то есть, низкий уровень жизни вошел в число проблем безопасности.

Направлений развития перечислено много, понятно, что это в основном изменение вектора в тех сферах, где отмечены проблемы. Следует назвать «оптимизацию регулятивной и налоговой нагрузки» с учетом задач развития. Совершенствование госконтроля за иностранными инвестициями в компании, имеющие стратегическое значение. Предусмотрена комплексная модернизация реального сектора экономики и формирование производственных кластеров, в том числе с льготным режимом. Перечислены различные направления технологического развития, в том числе для преодоления «критической зависимости» от импорта. При этом: «обеспечение доступа к иностранным технологическим решениям в интересах национальной экономики». Тут, видимо, имеются в виду и технологические секреты, с которыми их обладатели не очень хотят расставаться. Режим санкций предусматривает ведь и ограничения по доступу России к технологиям. Совершенствование ответных санкций, кстати, тоже названо одной из мер экономической безопасности РФ.

Концепция «свободно плавающего курса рубля», вероятно, впредь будет не столь прочно занимать свое место в политике ЦБ РФ. Собственно, на днях Эльвира Набиуллина уже об этом обмолвилась. Стратегия предписывает снизить критическую зависимость национальной денежно-кредитной системы от колебаний конъюнктуры на международных финансовых и товарных рынках. Но какими именно мерами это снижение будет обеспечиваться, пока мы не знаем, в целом документ предусматривает разработку ведомствами, в трехмесячный срок, собственных конкретных перечней мер в области экономической безопасности.

Предусмотрено также снижение доли иностранной валюты в российском хозяйственном обороте. Такая мера, как развитие инструментов инвестиционно-ориентированной финансовой политики, в том числе путем мобилизации накоплений, может предполагать развитие облигационного рынка, о чем не раз писал «Эксперт». В целом, на развитие финансовой системы в Стратегии делается упор. Как и на целом ряде мер по территориальному развитию. Концепция упоминает городские агломерации, предполагает выравнивание экономических условий, приоритетное развитие окраин страны, а также Севморпути, БАМа и Транссиба.

Россия, согласно документу, будет выстраивать международно-правовую систему экономических отношений так, чтобы это отвечало ее интересам. Тут можно вспомнить пресловутую Европейскую энергетическую хартию, с ее неблагоприятными для нас аспектами, и констатировать, что действуя в рамках Стратегии, Российская федерация не будет подписывать такого рода документы, а кроме того, будет предлагать свои варианты изменений международно-правовых режимов. Это очень важно, учитывая, например, «газовые споры» в ЕС, а также санкции.

Государство будет поддерживать российские несырьевые компании с тем, чтобы они выходили на уровень глобальных лидеров. Таким образом, в частности, дополнительные перспективы появляются в работе Минэко по созданию «национальных чемпионов» из активно растущих в наукоемкой сфере компаний.

Для самых широких деловых кругов важно, что Стратегия постулирует снижение рисков предпринимательской деятельности, «связанных с использованием формальных поводов для ее остановки», а также борьбу с рейдерством и, конечно, коррупцией.

Кроме того, отмечена необходимость противодействия как иностранным попыткам участвовать в направленных против российского бизнеса схемах, так и спецслужбам других государств в их деятельности против стратегически важных отраслей, прежде всего оборонной, энергетической и транспортной.

Стратегия перечисляет элементы экономической безопасности, их названо в общей сложности 40 и предусмотрен мониторинг соответствующих показателей. Можно отметить, что в это число вошла денежная масса (М2), а также число бедных, индекс предпринимательской уверенности и конечно весь ряд основных показателей состояния экономики, таких как уровень ВВП и развитие отраслей, показатели внешней торговли и т. п.

Важен и сам факт, что экономика непосредственно увязана с безопасностью страны и понимается теперь как важнейший, обеспечивающий ее фактор (документ на эту тему был и раньше, с 1996 года, но как актуальный он не воспринимался). А значит, к управлению экономикой нельзя относиться пассивно, лишь наблюдая и прогнозируя пути и скорость ее развития, потому что к национальной безопасности так не относятся.