Экономические системы в годы войны. Экономическое развитие ссср и германии во время второй мировой войны

Сложно представить, к каким результатам привела бы Вторая мировая война, если бы не титанический и самоотверженный труд миллионов крестьян и рабочих, инженеров и конструкторов, ведущих деятелей культуры и науки, мобилизовавших народ Советского союза на разгром агрессора.

Наполовину утраченный экономический потенциал и перебазирование сотен промышленных предприятий в восточную часть страны, невосполнимые людские потери и огромные разрушения в народном хозяйстве еще в самом начале войны привели к значительному сокращению промышленного производства. Экономика СССР вошла в период упадка. Особенно это было ощутимо для оборонных отраслей. В конце 1941 г. объемы валовой продукции советской промышленности уменьшились в два раза. В создавшихся условиях правительство страны было вынуждено принять жесточайшие меры по укреплению тыла. С самого начала агрессии со стороны фашистов, стали проводить массовые мобилизации гражданского населения на трудовые фронты.

К апрелю 1942 г. масштабы мобилизации расширились и на жителей сельской местности. Такие меры в первую очередь затронули подростков и женщин. К примеру, в 1942 году половину людей, занятых народным хозяйством, составляли женщины. Самым проблемным на тот момент был вопрос подбора квалифицированных кадров. На эвакуированных предприятиях осталось не более 27% специалистов и рабочих, поэтому к концу 1942 года был разработан специальный план подготовки, рассчитанный на проведение краткосрочных учебных курсов для 400 тыс. человек. Всего за 1942 год было подготовлено 4,5 миллиона человек. Но, как бы то ни было, численность рабочих сократилась до 18,4 млн. человек, по сравнению с 33,9 млн. в 1940 году.

СССР на тот момент сосредоточилась на обеспечении военных сил военной техникой и вооружением. Еще в начале войны из-за значительных потерь советская авиация сильно ослабла. Ситуация требовала немедленного выпуска новых боевых самолетов.

В танковой промышленности было развернуто серийное производство боевых машин новой конструкции.

Множество усилий было приложено инженерами и рабочими для увеличения количества изготавливаемого оружия и боеприпасов, которых так недоставало на фронтах.

Но к концу 1941 года потребности флота и армии в боевой технике и оружии были удовлетворены не полностью. Для выпуска танков, самолетов и прочей боевой техники нужно было много качественной стали. Из-за перебазирования оборонной промышленности в Западную Сибирь на Урале пришлось внести изменения в систему организации и технологии производства на множестве металлургических заводов.

Серьезный урон в военные годы был нанесен сельскому хозяйству. Несмотря на все силы, приложенные тружениками сельского хозяйства в 1941 году, зернозаготовля и производство другой продукции значительно сократились. Производственной и сырьевой базой стали юго-восточные и восточные районы страны, такие как Сибирь, Поволжье, Средняя Азия и Казахстан. Как бы то ни было, но к середине 1942 года в Советском союзе наладилось военное хозяйство, которое было в состоянии обеспечить производство военной продукции.

Уже с 1943 экономика СССР начала свой рост благодаря общему подъему производства.

Значительно возрос национальный доход, продукция промышленности, государственный бюджет, грузооборот транспорта. В середине 1943 года появилась возможность ускорить перевооружение флота и армии новейшей военной техникой.

Высшей точки военное производство достигло в 1944 году. Таких высот удалось достичь благодаря наличию прочного фундамента непрерывного развития главных отраслей Увеличение количества продукции происходило благодаря более эффективному использованию мощностей действующих заводов, вводу новых промышленных предприятий и восстановлению фабрик и заводов на отвоеванных территориях. Экономика СССР, а в частности химическая промышленность, металообработка, машиностроение и производство вооружения и боеприпасов значительно превысила довоенные нормы. Также увеличилось количество сельскохозяйственной продукции, капиталовложений и розничного товарооборота.

Особенно важную роль в производстве продукции тяжпрома играли восточные регионы страны. Также нарастал выпуск металла в южных и центральных частях СССР. В итоге, к концу военных действий было выплавлено практически в два раза больше стали, по сравнению с 1943 годом. Экономика СССР получила значительный толчок к развитию, благодаря увеличению производства проката, цветных металлов и специальных сталей. Расширилась топливно-энергетическая база. Стабилизировался уровень добычи угля.

Опыт доказал, что командная система управления производством, образовавшаяся накануне войны, располагала значительными возможностями для мобилизации экономических потенциалов страны. Для нее особенно характерна была маневренность и гибкость в сочетании с репрессивными мерами, игравшими важную роль в управлении кадрами и производством. Все это и стало причиной того, что экономика СССР в годы Великой Отечественной Войны не только не разрушилась, но и укрепила свои позиции.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по экономической истории

«Экономика стран мира

в годы второй мировой войны»

Выполнил студент группы КФ - 97 -1

Свир Станислав

Владимирович.

Проверил Игорь Михайлович Лакей.

ДНЕПРОПЕТРОВСК 1997

1 сентября 1939 года фашистская Германия начала вторую мировую войну, которая по разрушениям и людским жертвам значительно превысила первую мировую войну. Причины войны коренились в стремлении правящих кругов наиболее развитых стран решить свои проблемы за счет других. Сильным дестабилизирующим фактором было существование коммунистического режима с его идеей «мировой революции». Поэтому демократические страны проводили свою внешнюю политику, стремясь столкнуть два тоталитарных режима: фашистский и коммунистический.

Государства фашистского блока начали создавать экономическую базу для агрессии задолго до второй мировой войны. Ведущие страны агрессивного блока были хорошо развиты до войны. Наиболее развитой была Германия. С приходом к власти фашистов экономика Германии была перестроена на «блицкриг», суть которого сводилась к тому, чтобы прежде всего обеспечить форсированный выпуск вооружений, а проблему снабжения военного производства сырьём и топливом решать за счёт внешних завоеваний. Такая политика проводилась и во время войны. В систему экономического обеспечения дальнейшей агрессии были включены ресурсы захваченных государств. К лету 1941г. производственные мощности гитлеровской Германии за счёт европейских союзников и оккупированных стран увеличились по железной руде в 7 раз, стали - в 2,2 раза, по алюминию - в 1,7. С самого начала войны промышленность рейха работала на военные потребности на полную мощность. Производство военной техники и оружия стимулировало развитие тяжёлой промышленности. Лёгкая промышленность намного отставала от тяжёлой. В сельском хозяйстве немцы опирались на помещиков и богатых крестьян, хозяйств которых были главным источником товарной продукции. Вместе с этим политика усиленной эксплуатации трудового крестьянства, высокие налоги ускорили процесс разорения сельских работников. Успехи Германии на первом этапе войны дали ей возможность использовать экономический потенциал завоёванных стран.

В 30 - 40 годах основой экономики Германии была военная промышленность. В 1943 году её удельный вес в общей стоимости валовой продукции составлял 80%. Почти 20% работающего населения трудилось на военных производствах. Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счёт принудительной работы пленных и депортированных с других стран.

Мероприятия по милитаризации экономики нашли своё отражение и в сфере финансов. В Германии расходы на войну увеличились с 38,03 млрд. марок в 1939/40 финансовом году до 105 млрд. марок в 1943/44 году. Удельный вес этих расходов в общих расходах бюджета за годы войны составил 63%.

В странах фашистского блока широко развивались государственно - монополистические формы управления. Усилилась централизация государственного военно - экономического регулирования путём создания чрезвычайных органов, которым было подчинено всё народное хозяйство. Основным органом военно - экономического управления военным производством в Германии стало министерство вооружения и боеприпасов. При нём был создан совет вооружения, куда входили директора концернов и представители военной верхушки. От союза военных промышленников с руководством фашистской партии выигрывали прежде всего монополии. Для военно - государственного монополистического капитализма было особенно характерно усиление вмешательства государства в экономику с целью её тотальной мобилизации.

С одной стороны, милитаризация экономики способствовала возрастанию доходов монополий, особенно тех, которые выполнял военные заказы. С
другой - вела к росту цен налогов, усилению инфляции, сокращению расходов на социальные нужды, к постоянному ухудшению положения трудящихся. Так, средний размер капиталов акционерных обществ в в Германии увеличился с 2,3 млн. марок в 1933 году до 5,4 млн. марок в 1942 году. Например, химический трест «И. Г. Фарбениндустри» за годы фашистского режима увеличил свои прибыли в 17 раз. В условиях войны усилилась эксплуатация трудящихся на многих предприятиях Германии. Рабочий день продолжался 11 - 12 часов, а в Японии рабочих заставляли трудиться по 15 часов в сутки. К концу войны по сравнению с довоенным уровнем реальная заработная плата рабочих снизилась на 40%

Однако, несмотря на полную милитаризацию, экономика Германии была не в состоянии полностью удовлетворить потребности фронта. С конца 1943 года появились трудности во всех отраслях хозяйства. Нарушаются связи между отдельными экономическими комплексами, наблюдается недостаток сырья, топлива, людских и финансовых ресурсов, промышленное производство резко снижается, растёт инфляция. Уменьшились посевные площади, валовой сбор зерновых резко снижается. Продовольственную проблему Германия решала за счёт оккупированных территорий. Потребление продуктов питания резко снизилось. Дефицит бюджета ликвидировался за счёт эмиссии бумажных денег, что привело к резкому подъёму инфляции. Усилилось обнищание народных масс.

Немецкое военное хозяйство потерпело поражение.

В декабре 1941 года Япония начала войну против США. Лучшая военная подготовленность обеспечила ей ряд значительных военных успехов, в результате которых значительные территории были захвачены. Однако японская военная экономика не могла выдержать соперничества с военной экономикой США.

Вторая мировая война способствовала завершению превращения Японии в индустриально - аграрную страну. Часть тяжёлой промышленности в промышленном производстве в 1942 - 1943 гг. превысила 72%. Традиционная для Японии хлопковая промышленность сократила производство в 25 раз. Война привела к хроническому дефициту японского бюджета: в 1944 - 1945 гг. расходы превышали доходы в 4 раза. Инфляция тяжёлым бременем легла на плечи трудящихся. Одновременно концентрация промышленности принесла большие прибыли японским монополиям. Их прибыли возросли с 2,1 млрд. иен в 1937 году до 7,1 млрд. иен в 1944 году. Размеры контролируемого капитала у компании «Мицубиси» возрос в 10 раз, у «Мицуи» - в 6 раз. Однако за это обогащение страна заплатила миллионами человеческих жизней, голодом и нищетой, экономической разрухой и полным расстройством финансовой системы.

Развитию военного производства способствовал принятый в 1938 году закон о всеобщей мобилизации нации. Военные расходы Японии увеличились с 7,2 млрд. иен в 1939/40 финансовом году до 73,1 млрд. иен в 1944/45 финансовом году, т.е. более чем в 10 раз.

Всё более широкие масштабы принимало государственно - монополистическое регулирование экономики Японии. С конца 1941 года в основных отраслях промышленности создаётся система «контрольных ассоциаций», во главе которых стояли директора крупных промышленных и торговых концернов. Как и в других странах фашистского блока, в Японии военные монополии пользовались особыми привилегиями при получении кредитов, распределении дефицитного сырья и рабочей силы.

Однако несколько театров военных действий оказались непосильными для японской экономики. В полной мере проявились острая нехватка рабочей силы, физический и моральный износ оборудования, не обновлявшегося с
20 - 30 гг., нехватка транспортных средств для обеспечения растянутых транспортных коммуникаций. Цены росли в два раза быстрее, чем минимальная заработная плата, ускорилось разорение деревни. Поражение в войне ослабило японский империализм. Япония лишилась колоний, потеряла свои иностранные капиталовложения. Японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков. Это нанесло тяжёлый удар по экономике Японии, чрезвычайно сильно зависевшей от импорта сырья и экспорта готовой продукции. В полной мере сказалась узость внутреннего рынка. К 1947 году промышленное производство было в 3,5 раза ниже уровня 1938г, доля Японии в промышленном производстве капиталистического мира составила 1,3% (в 1938 г.-4,8%).

Быстрые темпы милитаризации экономики характерны и для других членов фашистской коалиции. В Италии, например, был принят так называемый план «автаркии», направленный на преодоление зависимости от импорта стратегического сырья и топлива, увеличения собственной добычи руды и др. Гражданские предприятия интенсивно переводились на выпуск военной продукции. Итальянская экономика, лишившаяся традиционных источников снабжения и лишь в незначительной степени допущенная к грабежу чужих территорий, испытывала нарастающие трудности. Падение добычи и поставок угля, обозначенные к началу 1943 года, усугубило нехватку энергетических ресурсов.

Для всех стран фашистского блока в годы войны была характерна государственно - монополистическая система. Например, в Италии действовал институт так называемой «промышленной реконструкции», главная задача которого заключалась в расширении связей правительства с монополиями. Для Италии типичным было возрастание объёма государственно - монополистической собственности в форме смешанных частично государственных акционерных обществ, в которых государство выступало в роли акционера.

В целом регулирование экономики стран носило необычайно широкий и всеобъемлющий характер.

От СССР война потребовала широкой мобилизации финансовых средств в интересах экономического обеспечения военных действий. Объём ресурсов государственного бюджета, использованного на военные цели в 1941 - 1945 гг., составил 582,4 млрд. руб.

Война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий, покрыть расходы, вызванные переводом экономики на военные рельсы, эвакуацию большого числа промышленных предприятий и населения из прифронтовой зоны и восстановление хозяйства в освобождённых районах. Решение этих задач происходило в обстановке, когда обычные источники дохода были не в состоянии покрыть возросшие финансовые потребности государства. В результате сокращения товарооборота уменьшились поступления от налога с оборота. Сократились они и подругой статье государственного дохода - отчисления от прибыли. Это привело га первом этапе войны к уменьшению абсолютных размеров доходной части бюджета. Если в 1944 г. из общей суммы доходов государственного бюджета в 180 млрд. руб. за счёт налога с оборота и отчислений рот прибыли страна получила 127,6 млрд. руб., то в 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась до 165 млрд. руб., а поступления от этих статей дохода - до 81,3 млрд. руб. Поступления от предприятий продолжали оставаться важнейшим источником финансирования оборонных и хозяйственных мероприятий. Доходы и накопления народного хозяйства увеличивались на основе роста производительности труда, соблюдения режим экономии.

Лекция №7. Экономика перед началом второй мировой войны.

Версальский мирный договор

Режим отношений в западном мире по окончании первой мировой войны определила серия договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. В нее входили: Компьенское перемирие (1918 г.), Парижская мирная конференция (1919- 1920 гг.), Трианонский мирный договор с Венгрией, Севрский мирный договор с султанским правительством Турции (был заменен Лозанским договором 1923 г.). Вашингтонская конференция (1921-1922 гг.) разработала договоры, регулировавшие отношения в области военно-морских проблем и вопросов, связанных с Дальним Востоком и бассейном Тихого океана. Центральное место в этой системе занимал Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г. державами-победительницами (США, Британская империя, Франция, Италия, Япония, Бельгия и др.), с одной стороны, и побежденной Германией, с другой.

По Версальскому договору территория Германии сократилась на 1/8, а население - на 1/10. Возвращались округа Малмеди и Эйпен - Бельгии; Познань, части Поморья и части территории Пруссии - Польше. Данциг (Гданьск) объявлялся вольным городом, Мемель (Клайпеда) передавался ведению держав-победительниц (в 1923 г. был присоединен к Литве). На решение плебисцита передавался вопрос о принадлежности Шлезвига, южной части Восточной Пруссии и Верхней Силезии. Северная часть Шлезвига перешла к Дании (1920 г.), часть Верхней Силезии - к Польше (1922 г.), другие спорные терри­тории остались у Германии. Франции был передан Саарский угольный бассейн (терри­тория его поступала на 15 лет под управление Лиги наций). Демилитаризации подлежали германская часть левобережья Рейна и полоса правого берега шириной 50 км. По Версальскому договору Германия отказалась и от за­морских владений. Великобритания захватила германские ко­лонии в Восточной и Юго-Западной Африке, Франция - боль­шую часть Камеруна, половину Того в Африке и т. д. США, Англия и Франция лишили Германию военно-мор­ского флота. Сухопутная армия Германии была ограничена 100 тысячами человек и 4 тысячами офицеров. Из состава германских вооруженных сил полностью ис­ключались военная авиация и подводный флот. Запрещались выпуск броневиков, танков, военных судов, производство удушливых, ядовитых и других газов. Сумму репарационных платежей Версальским договором не устанавливали. Позднее она была определена в 120 млрд. золотых марок.

Милитаризация экономики и создание военного хозяйства фашистской Германии. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. резко ухуд­шил экономическое положение Германии. Объем промышлен­ного производства в 1933 г. был ниже уровня 1929 г. на 28,7%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 30-40%, про­изводство стали и чугуна - более чем вдвое. Резко сократился внешнеторговый оборот. В 1932 г. мощности машиностроения были загружены на 27%, автомобильной промышленности - на 25%, строительства - на 20%. Количество безработных дос­тигало в 1932 г. 7 млн. человек. Промышленный кризис пере­плетался с аграрным. За 1928-1932 гг. было продано с торгов 560 тыс. га крестьянской земли.

В 1933 г. власть в Германии перешла в руки фашистской партии национал-социалистов. Они начали широкомасштабную милитаризацию экономики под лозунгами пересмотра Версаль­ского договора. В июне 1933 г. при Министерстве экономики был организо­ван Генеральный совет хозяйства, который направлял госу­дарственную экономическую политику. В 1934 г. был издан дек­рет о трудовом фронте: запрещались стачки и переход рабочих с предприятия на предприятие. Официально закрепляется сис­тема принудительного труда, снижается заработная плата, по­чти полностью уничтожается социальное страхование. В 1933 г. был принят закон о принудительном синдицировании, отдель­ные предприятия должны были входить в состав существую­щих картелей или синдикатов. По закону об «органическом построении германского хозяйства» (1934 г.), хозяйство разде­лялось на группы. Руководство ими передавалось непосредствен­но монополистическому капиталу.

Экономическая политика была открыто направлена на под­готовку к войне. В широких масштабах велось строительство предприятий военной индустрии. Капитальные вложения в пе­ревооружение в 1933-1934 гт. составили более половины вало­вых капитальных вложений. Милитаризация обусловила выход из кризиса и значительный рост объема продукции. За 1929-1938 гг. общий объем промышленной продукции возрос на 25%. Прежде всего возросло производство военной техники - само­летов, танков, артиллерии. Объем производства легкой про­мышленности снизился.

Перед второй мировой войной производство угля, чугуна, стали, электроэнергии в Германии резко превысило уровень 1929 г. Крупный монополистический капитал Германии сращи­вался с верхушкой фашистского государства. Благодаря политике умиротворения агрессора, проводимой США, Англией и Францией, фашистская Германия аннекси­ровала в 1938 г. Австрию и Чехословакию, оккупировала Фран­цию, напав 1 сентября 1939 г. на Польшу, развязала вторую мировую войну. Оккупировав и ограбив почти всю Западную Европу, Германия резко увеличила свой военный потенциал. В июне 1941 г. фашистская Германия развязала войну на уничто­жение СССР.

В годы войны основой экономики Германии была военная промышленность, удельный вес ее в общей стоимости вало­вой продукции в 1939 г. составил 80%. Численность занятых в военной промышленности за 1939-1943 гг. возросла вдвое.

Потребность в рабочей силе Германия удовлетворяла за счет принудительного труда военнопленных, насильственной депортации миллионов рабочих из оккупированных стран. За 1940-1944 гг. численность иностранных рабочих и военнопленных возросла с 1 млн. до 7,5 млн человек. В период войны пришло в упадок сельскохозяйственное производство. Продовольственную проблему Германия решала путем грабежа оккупированных территорий. В итоге второй мировой войны фашистская Германия потерпела не только военное, но и экономическое поражение. Она была сокрушена под влиянием могучих ударов Советской Армии совместно с силами антигитлеровской коалиции.

Экономическая политика фашистской Германии

Экономический кризис в Германии достиг кульминации к 1932 г. Промышленное производство упало в 1932 г. на 40% по сравнению с 1929 г. 68 тыс. предприятий потерпели крах. Осо­бенно пострадали отрасли тяжелой промышленности. Были распроданы десятки тысяч крестьянских хозяйств. Массовые стачки охватили страну. На 60% сократилась внешняя торговля. Произошел крах ряда крупных банков. В 1932 г. в стране име­лось 8 млн полностью и частично безработных. Экономический кризис породил крах Веймарской респуб­лики. Монополистическая буржуазия все больше приходила к мысли о необходимости военной диктатуры и обратилась к фашистскому движению. Именно она способствовала приходу фашистов к власти. Г. Стиннес, Ф. Тиссен, владельцы угольных компаний Рура и другие выдавали огромные денежные суммы фашистской партии. Глава концерна «Тиссен АГ» финансировал Гитлера (1889-1945) уже в 1923 г. В конце 20-х гг. Гитлер сотрудничал уже с остальными финансовыми магнатами Рура. В 1931 г. связь с нацистской партией установил директор Рейхсбанка Я. Шахт. Я. Шахт после прихода фашистов к власти был одним из круп­нейших меценатов СС.

В октябре 1931 г. представители монополий, высшего гене­ралитета и финансовых кругов договорились с Гитлером о со­здании единого блока для борьбы за установление диктатуры. Многие лидеры американского финансового капитала тоже покровительствовали Гитлеру. В январе 1932 г. на совещании Гитлера с промышленника­ми нацистская партия получила одобрение своей программы. В 1933 г. на совещании в Кельне промышленники выдвинули ряд требований будущему правительству нацистов и сформулиро­вали программу действий: усилить борьбу против большевиз­ма, подчинить крупному капиталу мелких и средних предпри­нимателей, поднять экономическую конъюнктуру путем обшир­ных государственных заказов, разорвать Версальский договор, сделать Германию сильной в военном отношении. Группа германских промышленников вместе с Я. Шахтом обратились к президенту Гинденбургу с письмом-просьбой назначить Гитлера канцлером Германии. 30 января 1933 г. пре­зидент Гинденбург передал реальную власть Гитлеру, назна­чив его рейхсканцлером.

Так в Германии была установлена фашистская, террорис­тическая диктатура наиболее реакционных и шовинистических кругов финансового капитала. Фашистская диктатура была ус­тановлена в тот период, когда высшая точка экономического кризиса миновала. Началось оживление в экономике, чему спо­собствовал ее перевод на военные рельсы.

Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация Германии. Она рассматривалась Гитлером как главное средство выхода из кризиса. Фашистское правительство перевело всю страну на военные рельсы. За 1933-1939 гг. военные расходы возросли в 10 раз. Были построены заводы по выпуску танков, боевых самолетов, орудий. Расши­рилось производство пушек, подводных лодок, боеприпасов. Сразу после прихода к власти германский фашизм начал гото­вить 2-ю мировую войну. Было создано министерство авиации в апреле 1933 г., введена всеобщая воинская повинность в мар­те 1935 г. В июне 1935 г. был заключен англо-германский морс­кой договор. Германия добилась права строить свой надводный флот в размере 35%, а подводный флот - 45% от тоннажа британского флота. В марте 1936 г. были посланы войска в деми­литаризованную Рейнскую область. С 1934 г. было восстановле­но колониальное ведомство. Все это нарушало Версальский договор, но западные державы не выступали с протестом, а монополии Великобритании, Франции, США обильно финан­сировали фашистскую Германию, снабжали стратегическим сырьем, помогали оснащению ее армии и т. д.

Экономическая политика германского фашизма стимули­ровала перерастание монополистического капитала в государтвенно-монополистический. В Германии были объединены все промышленные и финансовые компании, транспорт, торго­вые и ремесленные предприятия в отраслевые и территориаль­ные группы. В их главе были поставлены руководители из числа крупных капиталистов. Предпринимательские союзы Германии объединились в корпорацию «Имперское сословие германской промышленности». Крупнейшие промышленники Крупп, Тиссен Феглер, банкир Шредер вошли в состав Генерального совета хозяйств при министерстве народного хозяйства. Вожди фашистской партии становились фабрикантами, банкирами, землевладельцами, получали крупные посты в промышленных и финансовых корпорациях.

Перестройка социально-экономической структуры шла в направлении централизации экономической мощи в руках фа­шистского государства и верхушки монополистического капи­тала. Был создан сложный аппарат для государственного регули­рования хозяйства, его регламентации. Вскоре после прихода к власти уже в середине 1933 г. фашистское правительство приня­ло закон о принудительном картелировании экономики. В ряде отраслей промышленности были созданы объединения промыш­ленных фирм. 27 февраля 1934 г. был принят «Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства». По этому закону министр экономики получал полномочия на создание хозяйственных объединений, их роспуск или слияние, на на­значение руководителей этих объединений. Было образованы 7 главных имперских групп: промышленности, энергетики, ремес­ла, торговли, банковского и страхового дела, транспорта. Через них проводились государственные решения в области экономи­ки. Символом веры фашизма стал так называемый «фюрер-прин­цип». Группы предприятий и секторы экономики должны были подчиняться в своей хозяйственной деятельности распоряжени­ям и приказам руководителей экономики. Во главе экономики Германии стоял Главный хозяйственный совет обязывал генерального уполномоченного в об­ласти военной экономики Я. Шахта обеспечить «переход всех экономических сил на службу ведения войны». Германское правительство стремилось сократить ввоз продовольствия и всемерно расширить экспорт, чтобы обеспечить необходимое количество валюты для возрастающего ввоза стратегического сырья. Новый план Я. Шахта вводил жесткий контроль за рас­ходами иностранной валюты. Были приняты экстренные меры по налаживанию про­изводства синтетических материалов - искусственного кау­чука, бензина, пластмасс, химического волокна и т. д. На­коплению дефицитного сырья способствовали усиленные закупки его вплоть до начала второй мировой войны в США, Великобритании, Франции и других странах. Особенно боль­шую помощь Германии в этом оказали американские моно­полии, связанные картельными соглашениями с германски­ми трестами.

Экономическую подготовку к войне возглавил осенью 1936 г. Г. Геринг, ставший уполномоченным по осуществлению 4-лет­него плана. Этот план мобилизации экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производ­ства военного снаряжения был рассчитан на четыре года. Пред­приятия, зачисленные в разряд «решающих в военном отно­шении», снабжались в первую очередь кредитами, сырьем, рабочей силой.

В целом с 1932 по 1938 гг. военные расходы увеличились в 25 раз (их удельный вес поднялся с 26% до 76%). Расходы на транспорт увеличились более чем в 4 раза, на общественное управление - в 1,5 раза, и расходы на жилищное строитель­ство возросли почти в 1,7 раза. Устанавливался запрет на инве­стиции в бумажную, джутовую, хлопчатобумажную, шерстя­ную и другие отрасли. В отрасли тяжелой и военной промыш­ленности направлялись 3/5 всех инвестиций.

Тяжелая промышленность к 1939 г. превысила предкризис­ный уровень на 50%. Машиностроение стало давать около 25% всей промышленной продукции. Накануне второй мировой войны на долю Германии приходилось 13% мирового промыш­ленного производства. Аграрная политика фашизма была рас­считана на создание продовольственных резервов к началу вой­ны. Было создано «Имперское сословие по продовольствию» - главный орган фашистского государства по регулированию сель­скохозяйственного производства, и отрасль была поставлена под его безраздельный контроль. Была введена система прину­дительных поставок сельскохозяйственной продукции. Продук­ция каждого двора находилась на строгом учете. Особую роль сыграл закон «О наследственных дворах» (принятый уже в сен­тябре 1933 г.), которыми признавались хозяйства зажиточных крестьян (гроссбауэров), имевшие от 7,5 до 125 га земли. Они объявлялись неотчуждаемыми, освобождались от некоторых налогов: поземельного, на наследство - и могли наследоваться только старшим из сыновей (но по закону 1937 г. «Об обеспече­нии нормального ведения сельского хозяйства» наследствен­ный двор мог быть отнят у хозяина за невыполнение указаний «Имперского сословия по продовольствию»). В 1933 г. был лик­видирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих.

Фашистское государство взяло под свой контроль и рынки рабочей силы. Рабочие и предприниматели были включены в единый так называемый «Немецкий трудовой фронт», претен­довавший на реализацию идей социального партнерства труда и капитала. Законом «Об организации национального труда», принятым в январе 1934 г., декларировалось прекращение клас­совой борьбы, а рабочие превращались в «солдат труда». Каж­дый фабрикант объявлялся их «фюрером» и получал диктатор­ские полномочия. Были отменены коллективные договоры, уничтожены профсоюзы и другие рабочие организации, запре­щены стачки и забастовки. Зарплата регулировалась «Немец­ким Трудовым фронтом» и так называемыми доверенными по договору, которые подчинялись в свою очередь министерству экономики и получали от него указания по этим вопросам. Фашисты провозгласили промышленный капитал самой по­четной «разновидностью труда».

С 1935 г. для юношей и девушек в возрасте 18-25 лет была введена принудительная трудовая повинность: в 1938 г. она стала всеобщей. В 1934 г. рабочим-металлистам было зап­рещено произвольно менять место работы. Позднее эти огра­ничения распространялись на другие категории квалифици­рованных рабочих. Рабочий день накануне войны достигал 10-14 часов.

Фашистская Германия развязала вторую мировую войну и воссоздала свою военную промышленность.

Мировой экономический кризис 1929 г. захватил экономи­ку Англии только в конце 1930 г. Но уже бюджет 1930 г. был принят в атмосфере ухудшения положения в торговле и роста безработицы. За годы кризиса 1930-1932 гг. объем промышленного производства упал на 15% (особенно пострадали тради­ционные отрасли - металлургическая, угольная и др.); сокра­тились посевные площади; объем внешней торговли сократил­ся в 2 paзa, торговый баланс был дефицитным; увеличилась безработица - в 1932 г. она охватила 30-35% всех рабочих. В связи с неустойчивым положением фунта стерлингов иност­ранные держатели краткосрочных вкладов в банках Лондонс­кого Сити стали изымать их для перевода в более прочную валюту, уменьшался золотой запас страны. Все это вызывало тревогу финансовых и правительственных кругов, необходимы были" решительные меры.

В марте 1931 г. для изучения экономического положения страны и выработки рекомендаций была создана королевская Комиссия по национальной экономии под руководством фи­нансиста Дж. Мэя, в июле 1931 г. был опубликован доклад Ко­миссии. Комиссия считала необходимым уменьшить государствен­ные расходы и использовать национальный доход для перерас­пределения выделяемых средств из менее существенных отрас­лей в те, которые предназначены смягчить социальную не­справедливость, или те, которые улучшают экономическую структуру нации. Было предложено увеличить прямые и кос­венные налоги и сократить государственные налоги за счет в основном уменьшения выплат безработным.

В августе 1931 г. при обсуждении доклада Комиссии по на­циональной экономики большинство членов кабинета выска­зались против принятия предложений Комиссии Мэя. Раскол правительства привел к кризису в лейбористской партии. И к 24 августа 1931 г. Макдональд сформировал новое националь­ное правительство, в котором ключевые посты заняли консер­ваторы. Поскольку доклад Комиссии по национальной экономике получил одобрение отечественных и зарубежных банкиров, они готовы были выдать английскому правительству необходимые для платежного баланса страны займы при условии принятия мер, рекомендованных Комиссией Мэя. Платежный баланс находился к тому времени в катастрофическом состоянии. В сентябре 1931 г. более ста американских и французских банков предоставили Великобритании необходимый заем.

Новый кабинет министров Макдональда принял изменен­ный более жесткий бюджет. Новый кабинет министров приступил к реализации плана экономии и рационализации бюджетных расходов. В соответствии с этим планом были значительно увеличе­ны прямые и косвенные налоги, уменьшены оклады государственных служащих и учителей, резко сокращены обществен­ные работы. Возросли вклады населения на социальное страхо­вание, а выплаты сократились. Пособия по безработице были срезаны на 10%, был введен закон о проверке нуждаемости, запрещавший выдачу пособий безработным, находившимся на иждивении своей семьи. В целом регулирование государственных расходов оказало во время депрессии стабилизирующий эффект. Финансовая ста­бильность позволила вернуть доверие к правительству как в самой Великобритании, так и за границей. Кроме осуществления политики экономии правительство Макдональда принимало и другие меры. Был отменен золотой паритет фунта стерлингов, в резуль­тате обесценивался бумажный фунт - его стоимость к концу 1931 г. снизилась на 30%, повысились розничные цены на внут­реннем рынке. Следует отметить, что потеря доверия к фунту вызывалась также мрачными бюджетными предсказаниями Комиссии Мэя.

Большое число стран, как входивших в созданный в 1931 г. стерлинговый блок, так и не входивших, включая доминионы, Скандинавию, Японию, последовало за Великобританией и так­же отменило золотой стандарт. А поскольку США, Германия, Франция, Бельгия, Голландия, Италия и другие страны не от­казались от золотого паритета, стерлинговые товары приобрели внезапное ценовое преимущество, изменив неблагоприятную си­туацию 1925-1931 гг. В 1931-1932 гг. был принят ряд законов об обложении таможенными пошлинами не менее 10% стоимости всех видов ввозимых в Великобританию товаров. Внутренний рынок был огражден от иностранной конкуренции, что поло­жительно сказалось на развитии английской промышленности и позволило улучшить платежный баланс за счет сокращения им­порта. В Великобритании цены оставались достаточно стабиль­ными, уровень жизни практически не менялся в 1931-1936 гг., Цены возросли в среднем лишь на 10%. Таким образом, доверие к фунту было почти восстановлено, и вклады начали возвращать­ся в английские банки. К апрелю 1932 г. фунт стабилизировался, бюджет был сбалансированным, проводилась эффективная по­литика протекционизма, и финансовый кризис миновал. Бан­ковский процент постоянно снижался. После 1932 г. бюджетные проблемы решались все легче за счет повышения подоходного налога, сокращения пособий по безработице, появления новых государственных доходов (в ре­зультате проведения протекционистской политики). Высвобож­дению дополнительных денежных ресурсов способствовал пере­ход к более низкой процентной ставке по военному займу.

В 1934 г. политика экономии была смягчена: восстановлены сокращенные в 1931 г. пособия по безработице, половина уре­занных зарплат (остальные - в 1935-1936 гг.), был снижен подоходный налог. В 1935 г. был отменен закон о нуждаемости. В 1934 г. Великобритания окончательно вышла из кризиса. Положение английской промышленности было наихудшим в третьем квартале 1932 г., но к концу этого года в экономике наблюдались уже первые признаки выздоровления. В 1934 г. объем промышленного производства достиг уровня 1929 г.

«Новый курс» Ф. Рузвельта

В 1929 г. разразился мировой экономический кризис, который продолжался по 1933 г. включительно и сильнее всех Нью-Йорка. Он охватил банковскую систему, промышленность, сельское хозяйство. К 1932 г. промышленное производство в США сократилось в целом на 46%, производство чугуна - на 79%, стали - на 76%, автомобилей - на 80%.

Кризис вызвал массовую волну банкротств. За 1929-1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных и фи­нансовых фирм, разорились 5760 банков. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г. Резко снизился жизненный уровень. Падение курса акций затронуло от 15 до 25 млн американцев. Росло число безработ­ных: с членами семей они составляли почти половину всего населения. Заработная плата снизилась более чем вдвое. Мно­гие лишились жилья, возникли «гуверовские городки», выст­роенные из ящиков и строительных отходов.

Промышленный кризис переплетался с аграрным. Сбор пшеницы упал к 1934 г. на 36%, кукурузы - на 45%. Цена на сельскохозяйственные продукты снизилась на 58%, а более Фермерских доходов шло на погашение задолженности и нало­ги За годы кризиса разорились около 1 млн ферм, и они были принудительно проданы. Для сдерживания падения цен уничтожали продукты - пшеницу сжигали в топках паровозов и пароходов, молоко из цистерн выливали в водоемы, картофельные и хлопковые поля заливали керосином или запахивали. В 1933 г. президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). К этому моменту положение в стране было чрезвычайным. Правительством Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «Новый курс» Рузвельта.

«Новый курс» представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории. Рузвельтом было проведено в жизнь больше реформ, чем было обещано в предвыборной кампании. Уже 9 марта была созвана специальная сессия Конгресса, и в течение 100 дней (за 3 месяца) заложены основы политики «Нового курса».

Рузвельт рассчитывал преодолеть кризис путем планирования хозяйства, установления «классового мира» внутри страны и доброго соседства с другими странами.

Основной целью реформ Рузвельта стало активное вмеша­тельство государства в процесс общественного воспроизводства.

В осуществлении «Нового курса» выделяют два этапа: пер­воначальный - с 1933 до 1935 гг. и второй этап - с 1935 г.

Для спасения банковской и финансовой систем и их оздо­ровления запрещался вывоз золота за границу; был прекращен обмен банкнот на золото, были закрыты все банки. В чрезвы­чайном законе о банках предусматривалось возобновление их функций и получение правительственных кредитов (займов) из Федеральной резервной системы (это разрешалось только наиболее крупным банкам). К концу марта 1933 г. было вновь открыто 4/5 банков - членов Федеральной резервной системы (2 тыс. банков разрешения на это не получили).

Созданная еще при президенте Гувере Реконструктивная корпорация расширила свои операции. За первые два года «Но­вого курса» сумма займов, выданных ею, превысила 6 млрд. долл. Усилилась концентрация банковской системы - число банков с 25 тыс. сократилось до 15 тыс. Для увеличения финансовых ресурсов государства и рас­ширения его регулирующих функций США отказались от золотого стандарта, изъяли золото из обращения и провели девальвацию доллара: в январе 1934 г. золотое содержание доллара снизилось на 41%.

Благодаря девальвации доллара распределение доходов из­менилось в пользу промышленного, а не ссудного капитала Тем самым были предотвращены массовые банкротства в кре­дитной сфере, уменьшилась задолженность монополий прави­тельству, усилились экспортные возможности США. Центральное место в мероприятиях «Нового курса» отво­дилось проблеме восстановления промышленности. В июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промыш­ленности (НИРА). Была создана Администрация национально­го восстановления, в состав которой вошли представители финансовой олигархии, а также экономисты, деятели Амери­канской федерации труда. Закон о восстановлении промышленности вводил систему государственного регулирования. Он включал три раздела. В первом разделе основной упор был сделан на «кодексы чест­ной конкуренции», в которых устанавливались правила конку­ренции, занятости и найма.

Ассоциация предпринимателей всю промышленность раз­делила на 17 групп, каждая из которых обязывалась разрабо­тать такой кодекс. Кодексами для каждого предприятия уста­навливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В каждом кодексе обязательно оговарива­лись условия занятости и найма.В целом во всех отраслях промышленности администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли. Во втором и третьем разделах закона определялись формы налогообложения и фонд общественных работ с указанием порядка использования средств этого фонда. Для оказания помощи безработным Конгресс создал Администрацию обще­ственных работ. На организацию общественных работ выделялось 3,3 млрд. долл., сумма невиданная по тем временам. В чис­ле других мер было предусмотрено создание трудовых лагерей для безработной молодежи в возрасте 18-25 лет. Учитывая по­пулярность такой меры, к 1935 г. лагеря были расширены вдвое и в них до Второй мировой войны побывало 3 млн. человек. Молодежь очищала леса, проводила мелиорацию, занималась лесонасаждением, ремонтировала дороги. Администрация чрез тайной помощи выдавала штатам дотации для помощи безработным. На общественных работах к январю 1934 г. было за­нято 5 млн. человек. Пособия получали 20 млн. американцев.

В 1933 г. было создано Управление долины реки Теннесси, на которое было возложено освоение этого наиболее отсталого района. Здесь осуществлялось строительство ГЭС, борьба с эро­зией почв путем лесонасаждений, контролировалась промыш­ленность, снабжаемая электростанцией Теннесси. Для трудо­устройства безработных на Юге США строились автострады, аэродромы, мосты, гавани и т. д.

Для предпринимателей имела значение отмена антитрес­товского законодательства. В то же время профсоюзы получили право на коллективную защиту.

Реализация этого закона укрепила положение крупных мо­нополий, так как в конечном счете они определяли условия про­изводства и сбыта; менее сильные компании были вытеснены. Поэтому закон НИРА был хотя и принудительной, но удобной для американских монополий формой картелирования.

27 мая 1935 г. Верховный суд США признал его неконсти­туционным, но регулирующая роль государства во многом со­хранилась. Второй важный этап - в начале 1933 г., в канун объявлен­ной фермерами всеобщей забастовки, Конгресс США принял закон о регулировании сельского хозяйства. Для его проведения была создана Администрация регулирования сельского хозяйства, так называемая ААА. Для преодоления аграрного кризиса закон предусматривал меры повышения цен на сельскохозяйственную продукцию до уровня 1909-1914 гг. В их числе:

1. Сокращение посевных площадей и поголовья скота.

2. Чрезвычайные меры по финансированию государством фермерской задолженности, которая к началу 1933 г. достигла 12 млрд. долл.

3. Антиинфляционные меры. Правительство получало пра­во девальвировать доллар, демонитизировать серебро, выпус­тить на 3 млрд долл. казначейских билетов, государственных облигаций. В результате фермеры за 1933-1935 гг. получили кре­диты на сумму более 2 млрд. долл., и продажа разорившихся ферм с аукционов прекратилась.

Проведение этого закона в жизнь привело к тому, что за­пахали 10 млн. акров засеянных хлопком площадей, уничтожи­ли 1/4 всех посевов. За год действия ААА было забито 23 млн голов рогатого скота и 6,4 млн голов свиней. В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился повор влево. Этого добились своей борьбой трудящиеся: за-193 3-1939 бастовало более 8 млн. человек. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера «Национальный акт о трудовых отношениях», билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходи­мость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринима­телями коллективных договоров. За рабочими признавалось пра­во на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассмат­ривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серь­езный шаг навстречу рабочему движению.

Не менее важное значение имел закон о социальном обес­печении, принятый несколько недель спустя. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодатель­ством штатов. Однако закон распространялся на рабочих круп­ных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания. В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на пред­приятиях федерального значения устанавливались единые нор­мы заработной платы, ее минимальный и максимальный уро­вень, максимальные пределы продолжительности рабочей не­дели - 44 часа.

Сохраняются традиционные формы, сложившиеся в коло­ниальной системе домонополистического капитализма (неэк­вивалентная торговля, колониальная дань, налоговый грабеж и др.). Главными формами зависимости становятся вывоз капита­ла, эксплуатация дешевой рабочей силы, создание специфи­ческой колониальной социально-экономической структуры. Политические и юридические формы отношений между метрополией и колонией различны:

а) сохранение государственной независимости страны (страны Латинской Америки);

б) промежуточные переходные формы зависимости (про­тектораты - Египет, Тунис, Кувейт, Бахрейн и т. д. мандатная система - мандат от Лиги Наций);

в) полное подчинение метрополии (Индия, Алжир, Бир­ма, Цейлон, Индонезия).

Борьба за передел мира На долю Великобритании и Франции приходилось около 85% территории и 84% населения колоний, обделенными ока­зались США, Германия, Италия, Япония. Начало передела - англо-бурская война 1899-1902 гг.; ис­пано-американская война 1898 г.; русско-японская война 1904 г.Затем Первая мировая война. Япония захватила Манчжу­рию (1931 г.), в 1937 г. - попытка захватить Китай. Италия захватила Эфиопию (1936)

Казалось, Англия должна была выиграть в результате Первой мировой войны - она были одной из стран-победительниц. Ее главный конкурент, Германия, был разгромлен, к Англии перешла часть германских колоний. Но выигранная война ухудшила положение английской экономики. В ходе войны Англия потеряла половину своего торгового флота. Связи с колониями ослабли - между Англией и колониями лежали океаны, где караулили немецкие субмарины. Долг Соединенным Штатам был столь большим, что на его погашение ежегодно тратилось до 40% государственного бюджета.

Весь период между мировыми войнами английская промышленность испытывала хронический застой с массовой безработицей и недогрузкой производственных мощностей. Англии приходилось хуже, чем другим странам, потому что главную роль в ее хозяйстве играли традиционные “старые” отрасли - угольная, металлургическая, текстильная, а эти отрасли оттеснялись на задний план “новыми”.

Правда, в Англии стали развиваться и “новые” отрасли: химическая, автомобильная., электротехническая, авиационная. Но удельный вес этих отраслей пока был невысок, и они не могли стать основой нового промышленного подъема. Поэтому к 1929 г., к началу мирового экономического кризиса, английская промышленность еще не восстановила довоенный уровень производства, а к началу Второй мировой войны производство лишь на 22% превысило уровень 1913 г.

Однако по итогам Второй мировой войны Англия была в числе победителей, и снова это не обеспечило ей процветания. Промышленность Англии и в послевоенный период развивается медленней, чем промышленность других стран. К 1990 г. английское промышленное производство выросло по сравнению с довоенным (1938 г.) уровнем в 3,2 раза, а производство индустриальных капиталистических стран в целом - в 8,5 раза. К началу 90-х годов по объему промышленного производства Англию обогнала Италия, и Англия по этому показателю отошла на 5-е место в капиталистическом мире.

Но по сравнению с довоенным периодом промышленность Англии развивается теперь несколько быстрее. За 30 лет (с 1950 по 1980 г.) промышленное производство выросло втрое. Чем объясняется это относительное ускорение темпов?

Во-первых, государственным регулированием, стимулирующим экономический рост.

Во-вторых, обновлением основного капитала после войны. Пришлось восстанавливать разрушенные предприятия и обновлять оборудование остальных, потому что во время войны оно износилось. Большие строительные работы вызвали повышенный спрос на рабочую силу, стройматериалы, оборудование - возник строи-тель- ный бум, экономическое оживление. Но главное - при восстановлении промышленности происходит технический скачок, который и составляет основное содержание обновления основного капитала. А повышение технического уровня промышленности, естественно, повышает ее возможности, ее конкурентоспособность. К тому же при обновлении основного капитала происходит и структурная перестройка промышленности: капиталы идут в наиболее перспективные отрасли. И если прежде Англия отставала по развитию новых отраслей, то теперь именно в них наблюдался усиленный прилив капиталов.

В-третьих, в связи с распадом колониальной системы резко сократился вывоз капиталов из страны, и теперь те капиталы, которые прежде вывозились, стали вкладываться в свою про-мыш- ленность.

Наконец, в-четвертых, после открытия крупных месторождений нефти в Северном море Англия стала обеспечивать себя нефтепродуктами, получив в условиях энергетического кризиса существенное преимущество перед другими странами.

До Первой мировой войны, как уже отмечалось, Англия отставала от других стран по концентрации производства и образованию монополий. Однако в военные годы, когда выгоднейшие государственные заказы получали самые крупные фирмы, а также в годы межвоенных кризисов и депрессий, когда мелкие и слабые фирмы неуклонно разорялись, процесс монополизации промышленности Англии успешно завершился. В начале 80-х годов из 5 крупнейших монополий мира 3 были американскими и 2 английскими: “Роял Датч Шелл” и “Бритиш Петролеум” (обе нефтяные). Ни одна монополия ФРГ или Японии не входит в состав этой первой пятерки.

Среди остальных корпораций заслуживает внимания концерн “Юнилевер” - крупнейшая пищевая монополия мира. Этот концерн на своих предприятиях производит мыло, маргарин и другие продукты. Именно здесь производится подавляющая часть потребляемого в Европе маргарина. Значительная часть сырья поступает из Африки - пальмовое масло, кокосовые и земляные орехи и другие масличные культуры. Именно там, в Африке, работает половина занятых в концерне. Концерн номинально англо-голландский (как, впрочем, и “Роял Датч Шелл”), а фактически - с участием многих стран. Он имеет свыше 600 дочерних компаний в разных странах.

Из остальных корпораций Англии отметим табачную компанию “БАТ индастриз” и химическую “Империал кемикл индастриз”.

Уже из краткого перечня вырисовываются особенности английских корпораций - их колониальный и международный характер. Из 5 перечисленных компаний 4 используют сырье бывших колоний. Ведь нефтяные монополии возникли значительно раньше, чем в Англии нашли “свою” нефть, да и для выращивания табака климат Англии не подходит. Из 5 компаний две даже по названию - транснациональные. Фактически транснациональными являются и остальные.

Такие же особенности характерны и для финансового капитала Англии. В отличие от промышленных корпораций, в первую пятерку крупнейших банков мира не входит ни один английский, в первую же десятку - два: “Барклейз бэнк” и “Вестминстер бэнк”. Но “большая четверка” английских банков имеет больше заграничных филиалов, чем банки других стран.

Государственное регулирование хозяйства в Англии развивалось несколько иначе, чем в США. Как и в США, первым толчком стал кризис 1929 - 1933 гг. Государство в эти годы принимало антикризисные меры и для этого создавались специальные государственные органы. Но в Англии была еще одна форма организации - смешанные государственно-капиталистические компании, т.е. компании с участием государственного капитала, действующие под государственным контролем. Такую смешанную форму имели производство и распределение электроэнергии, радиовещание (Би- Би-Си) и некоторые другие отрасли.

Следующим толчком, усилившим тенденции государственного регулирования, стала Вторая мировая война. Государство стимулировало концентрацию промышленности. Военные заказы получали крупнейшие фирмы. Чтобы обеспечить выполнение этих заказов, государство брало в свои руки распределение сырья, топлива, энергии и обеспечивало всем этим в первую очередь те крупные фирмы, которые выполняли военные заказы. Более того, государство ликвидировало некоторые мелкие фирмы или подчиняло их крупным при выполнении военных заказов.

Но полностью государственное регулирование развернулось лишь после войны. В 1945 г. к власти в Англии пришли лейбористы, английская рабочая партия. В своей программе они провозглашали переход к социализму в Англии путем национализации промышленности.

С 1946 по 1951 г. они провели национализацию ряда отраслей хозяйства. Были национализированы Английский банк, угольная и газовая промышленность, электростанции, радио и телевидение, железные дороги и другие виды транспорта. В 1967 г., когда лейбористы снова оказались у власти, была национализирована металлургическая промышленность.

При переходе фирм в собственность государства акции акционерам обменивались на облигации государственного займа, приносившие такой же доход, как и прежние акции. Точнее - несколько больший, потому что при национализации большинство предприятий оценивалось с существенным завышением их стоимости. Облигации можно было продать на бирже, получив капитал в деньгах.

Рассмотрим главные результаты этой национализации.

1. Национализированы были преимущественно “старые”, малорентабельные отрасли. Выкупая их, государство принимало на себя расходы по содержанию этих важных для хозяйства отраслей, а бывшим их хозяевам предоставляло возможность на полученный выкуп осваивать перспективные “новые” отрасли.

Национализированные отрасли, особенно угольная и металлургическая промышленность, нуждались в реконструкции. Прежним владельцам такая реконструкция была непосильна именно потому, что они не обеспечивали достаточно высоких прибылей. Теперь государство провело их реконструкцию за счет государственного бюджета.

2. В руки государства перешли главным образом те отрасли, которые обслуживают остальное хозяйство, обеспечивают его топливом, энергией, металлом, перевозками. После национализации они стали предоставлять частному сектору энергию, транспорт и сырье по сниженным ценам, часто по ценам ниже себестоимости. Таким образом, за счет государства расходы корпораций снизились, доходы увеличились и положение упрочилось.

Однако экономически государственный сектор оказался мало эффективным. Он требовал больших расходов на содержание. Государственное хозяйство управлялось преимущественно административными методами, недостатки которых нам хорошо известны. Поэтому каждый раз, когда консерваторы возвращались к власти, они предпринимали действия по денационализации.

В 80-х годах правительство М. Тэтчер приватизировало ряд фирм. В национализированные отрасли, которые до этого были монополией государства, был допущен частный сектор. Были уменьшены государственные инвестиции в хозяйство. Проводились меры по ограничению государственного регулирования, в какой-то степени близкие “рейганомике”. Однако эти меры лишь немного сократили государственный сектор хозяйства. В эти годы усиленно приватизировались предприятия коммунальных услуг и жилые дома, свыше миллиона англичан выкупили у государства дома, и теперь 65% населения владеет собственным жильем.

В ходе приватизации преимущественным правом при покупке акций пользовались работники приватизируемых фирм. В результате за годы правления М.Тэтчер число акционеров выросло с 7 до 25% взрослого населения страны.

К настоящему времени вес государства в хозяйстве страны определяется следующими величинами. В государственном секторе производится около 20% промышленной продукции Англии. Через государственный бюджет проходит до 40% валового национального продукта. Очевидно, что в Англии, как и в США, именно государственный бюджет, а не государственный сектор, является главным инструментом государственного регулирования хозяйства.

В сфере этого регулирования находится и сельское хозяйство. Выше говорилось, что к началу Первой мировой войны сельское хозяйство Англии свелось преимущественно к пригородному, а 2/ 3 потребляемого продовольствия поступало из-за границы. Во время Первой мировой войны, когда Германия топила суда, которые шли с продовольствием в Англию, в стране возник продовольственный дефицит, и сельскохозяйственное производство быстрыми темпами наращивало объемы. После войны потребности в “домашних” продуктах упали. Но ситуация повторилась в период Второй мировой войны. И после этой войны государство стало поддерживать искусственными мерами фермеров. Оно стало покрывать около четверти их производственных расходов: скупало их продукцию по гарантированным твердым ценам, платило премии за повышение урожайности, продуктивности животноводства и другие достижения. В результате с начала 50-х по начало 80-х годов сельскохозяйственное производство Англии выросло более чем втрое, и свыше 60% потребляемого продовольствия Англия стала производить сама.

Правда, со вступлением Англии в “Общий рынок” перед ее сельским хозяйством встали новые трудности. Сельскохозяйственная продукция Англии дороже аналогичной продукции партнеров по “Общему рынку”, поэтому при объединении рынков сельскохозяйственной продукции она оказывается неконкурентоспособной и требуются дополнительные государственные ассигнования в помощь фермерам. Это порождает конфликты Англии с партнерами по “Общему рынку”.

До Первой мировой войны Англия была крупнейшей торговой державой мира. Внешняя торговля для нее имела особое значение, потому что из-за границы она получала 90% необходимого сырья, 70% продовольствия, а треть ее промышленной продукции предназначалась для экспорта. Но после войны она утратила свои позиции на мировых рынках. Ее доля в мировом капиталистическом экспорте резко сократилась с 15% в 1913 г. до 11% в 1938 г.

Чтобы укрепить свои позиции во внешней торговле, английское правительство организует экономические союзы, создавая привилегированные рынки для сбыта английских товаров.

В 1931 г. был организован “стерлинговый блок”, который объединял Англию с ее колониальной империей, Голландию, Скандинавские страны, Португалию. Эти страны договорились при торговле между собой расплачиваться фунтами стерлингов, тогда как остальной мир уже торговал за доллары. Таким образом, между собой этим странам торговать было легче, чем с остальным миром.

В 1932 г. была введена имперская система преференциальных (предпочтительных) тарифов: страны Британской империи снижали пошлины при торговле между собой, а на товары других стран пошлины повышались. Таким образом, в 30-х годах возникают “полузакрытые” рынки, где преимуществом пользовались английские товары.

После войны доля Англии в мировой торговле продолжала падать. Она сократилась до 6% мирового капиталистического экспорта к началу 90-х годов. Сначала Англия пыталась проводить прежнюю внешнеэкономическую политику, создавая внешние заповедники для сбыта своих товаров. В конце 50-х годов в противовес “Общему рынку” она организовала “зону свободной торговли” из 7 стран. Кроме Англии, в этот торговый союз вошли Норвегия, Швеция, Дания, Австрия, Швейцария и Португалия - главным образом страны прежнего “стерлингового блока”. В торговле между собой эти страны снижали пошлины, обеспечивали преимущества товарам партнеров по союзу.

Распалась Британская империя. Английские колонии стали независимыми государствами. Потеря колоний была таким ударом по английской экономике, что, казалось, Англия уже не оправится. Но шок прошел. Английские дипломаты добились сохранения связей с бывшими колониями. Британская империя стала Британским содружеством. Страны содружества по-прежнему входили в стерлинговую зону, сохраняли предпочтительные тарифы (т.е. пониженные пошлины при торговле между собой), были связаны экономическими соглашениями с Англией. Сохранению позиций Англии и ее влиянию в странах содружества способствовало и то, что в этих странах были крупные английские капиталовложения, т.е. крупнейшие хозяйственные объекты оставались в собственности англичан, и то, что за время колониального господства Англии экономика этих стран развивалась как придаток к английской экономике, а это, естественно, затрудняло экономические связи с остальным миром.

Но и это уже не спасало. Страны содружества теперь поглощали меньше 30% британского экспорта, потому что освободившиеся страны предпочитали покупать товары Японии, ФРГ и США. Больше половины британского экспорта теперь шло в индуст-ри- альные страны.

Это и явилось основной причиной резкого изменения внешнеэкономической ориентации: в начале 70-х годов Англия, отказавшись от прежних связей, вступила в “Общий рынок”. Правительство надеялось, что таким образом Англия сможет занять более выгодные позиции в международном разделении труда, увеличить сбыт продукции в индустриальные страны, стать полноправным членом единой Европы.

И ныне хозяйство Англии все более интегрируется в мировое сообщество, в котором и она нашла свое достойное место.

Экономика войны - экономическая отрасль, которая занимается вопросами оборонной промышленности и военного дела. Военная экономика - одна из учебных дисциплин, которая изучает закономерности в экономическом обеспечении военной отрасли и является основной частью всей военной науки.

Экономика в период войны - это хозяйственная деятельность страны в период ведения военных действий. Особенности - перевод экономики страны на «военные рельсы», активное производство военной техники и снабжения нужд армии, непосредственное влияние политики на хозяйственную деятельность страны, максимальное использование природных и экономических ресурсов в военных целях.

Экономика в период войны , как правило, характеризуется ростом производства в промышленной сфере с одной стороны и уроном для сельского хозяйства с другой. На фоне занятости предприятий и людей в военном секторе появляется острый дефицит различных товаров, в том числе и продуктов питания.

Сущность экономики войны

Развитие экономического потенциала напрямую связано с усилением военных позиций государства, его способности, быстро реагировать на агрессию и перестраивать экономику на покрытие потребностей вооруженных сил в любое время (как мирное, так и военное).

Суть военной экономики заключается в формировании мощной оборонной промышленности на территории страны, активизации производственных мощностей, определении географического расположения оборонных предприятий, а также налаживании между ними связей для полноценного функционирования всех «ветвей». Военная экономика работает на освоение новых технологий в сфере военного производства, подготовку энергетических ресурсов, развитие основных сфер жизнедеятельности страны (энергетики, сельского хозяйства, государственной связи, транспорта и так далее).

В мирное время военная экономика существует наравне с гражданской. Это значит, что военные предприятия могут выпускать саму различную продукцию - как военного, так и бытового назначения. К примеру, в сфере военного обеспечения фабрика может производить военную и гражданскую одежду и обувь.

Экономика войны подчиняется рынку, что обуславливает ее зависимость от спроса и предложения. Но наравне с этим у военных предприятий всегда есть один большой заказчик - система военной организации, отвечающая за обороноспособность страны.

Экономика войны и ее структура

В период войны экономика стран-участниц приспосабливается к текущей ситуации и направляется исключительно на покрытие нужд защитников страны. В частности, функциональную структуру экономики войны может разбить на три условных сектора:

1. Изготовление военной продукции.
2. Изготовление специальных средств, необходимых для дальнейшего производства военной продукции.
3. Изготовление необходимого оборудования длю людей, которые работают в секторе военного производства.

Подобная структура отличает военную экономику от других направлений хозяйственной деятельности в обычной жизни. В период войны страна производит почти весь ассортимент военной продукции, который используется армией, как для ведения военных действий, так и в мирных целях.

Все товары военного производства можно условно разделить на несколько групп:

1. Оружие для ведения боевых действий, оборудование для вооруженного противостояния, а также специальная боевая техника. Такое производство является основой для достижения победы в войне.

2. Продукция, которая необходима для личного состава армии и обеспечения его жизнедеятельности. К таковому можно отнести предметы обмундирования, снаряжение, медицинские препараты, продукты питания и так далее. Особое место занимают средства для ведения вооруженного противостояния. Для их производства требуется привлечение людей, имеющих высокую квалификацию, а также обеспечение максимальных производственных мощностей.

Даже в мирное время тенденция на увеличение ассортимента товаров военного назначения остается в силе. Каждая сильная страна должна быть готова к нападению, что стимулирует «закулисную» гонку вооружений. При этом наименование продукции военного назначения, количество и качество производимой техники постоянно меняется. Самое страшное, что ведется активная гонка ядерных вооружений, которая сегодня только набирает оборотов.

Во многих странах мира на фоне жизни в мирных условиях заметна тенденция к снижению численности вооруженных сил, сокращению бюджетов на военные расходы, уменьшению объемов производимой продукции военного назначения. Особое внимание уделяется разработке более технологичных вооружений, способных эффективней противостоять врагу с минимальным использованием человеческих ресурсов.

Законы экономики войны

С самого начала боевых действий хозяйственная деятельность страны направляется только в военное русло. При этом итоговый результат войны во многом зависит от соблюдения основных законов:

1. В войне выигрывает тот, у кого используются более современные виды оружия и боевой техники. Разница в эффективности вооружения часто оказывает решающую роль в вопросе победителя. История показала, что в большинстве случаев армия с эффективным и более современным оружием побеждала своих оппонентов. К такому выводу пришел еще Ф. Энгельс. Он утверждал, что в войне побеждает производитель более эффективных орудий насилия. А здесь как раз главную роль отыгрывает военная экономика и ее слаженость.

2. Второй закон - закон производства в прибавочной экономике. Суть проста. В экономике войны определенная часть бюджета должна выделяться на укрепление обороноспособности страны. Здесь важно перестроить экономику таким образом, чтобы укрепление обороны было не в ущерб производству товаров военного назначения, то есть оружия и боевых машины.

3. Еще один закон - качественная взаимосвязь различных секторов экономики. Его смысл - соблюдение количественно-качественных пропорций. Если увеличиваются масштабы производства какой-либо продукции, то в остальных секторах должны происходить аналогичные изменения. Сроки реализации этого закона могут быть различными, но чем быстрее перестраивается экономика и налаживается взаимосвязь, тем эффективнее ведутся боевые действия и тем больше шансов на победу.

Экономика СССР в годы второй мировой войны

Для достижения победы в войне СССР пришлось приложить поистине титанические усилия, как в сфере экономики, так и относительно человеческих ресурсов. Инженеры, крестьяне, рабочие, конструктора и прочие специалисты - все работали на решение одной главной задачи. Только полная мобилизация позволила обеспечить полное и безоговорочное поражение фашистской Германии.

До начала войны экономика СССР была одной из самых крупных. Первое место в Европе по добыче "черного золота", развитие новых отраслей промышленности, первоме место по добыче синтетического каучика, руды и маргнаца. На тот период доля СССР в мировой экономике (промышленном производстве) составляла почти 10%.


Снижение экономического потенциала, перенос нескольких тысяч предприятий в восточной части страны, большие разрушения в народном хозяйстве и огромные человеческие жертвы - все это привело к сильному сокращению производства в стране. Уже к концу 1941 года объем ВВП уменьшится почти в два раза. В таких условиях руководству СССР приходилось принимать жесткие меры для укрепления тыла и массово проводить мобилизацию людей. Гражданское население буквально «выхватывали» из мирной жизни и отправляли на фронт.

В 1942 году началась массовая мобилизация среди сельских жителей. При этом брали абсолютно всех - в том числе подростков и женщин. Уже к концу 1942 года больше 60% в сфере сельского хозяйства было задействовано более 60% женщин. Возникла острая проблема квалификации кадров. В тех предприятиях, которые были перенесены, оставалось не более трети специалистов и рабочих.

В 1941 году началась реализация планов по обучению и подготовке кадров. За небольшой период было подготовлено почти 4,5 миллиона человек. Но несмотря на эти усилия, численность людей, задействованных в производстве, все равно снижалась. В 1940 году на заводах работало около 34 миллионов человек. В то время, как в 1942 году этот показатель снизился до уровня 18,5 миллионов.

Основной задачей ставилось полное обеспечение армии военной техникой, обмундированием, оружием. Активизировался выпуск боевых самолетов, танковых машин новых типов, новых боеприпасов. Инженера объединили все усилия, чтобы обеспечить армию наиболее качественной и дееспособной техникой. Но этого все равно не хватало. В конце 1941 года потребности флота и армии были удовлетворены только на 70%. Основной проблемой была острая нехватка стали, которая нужна была для производства самолетов и боевой техники.

Из-за переноса многих заводов пришлось изменить технологию производства на многих предприятиях. При этом ведущую роль взял на себя Урал, где концентрировался практически весь оборонных сектор страны. Из-за потери Донбасса появился острый дефицит угля.

Серьезный урон в годы Второй мировой войны понесло и сельское хозяйство. Объем заготовки зерновых культур к концу 1941 года резко снизился. Основными поставщиками продукции стали юго-восточные и восточные районы страны. В частности, ведущую роль взяли на себя Средняя Азия, Казахстан, Сибирь, Поволжье и прочие. Уже к 1942 году титанические усилия СССР позволили наладить эффективную экономику войны, где все работало эффективно и слаженно. Уже в 1943 году начался резкий рост производства.

Этот же период можно охарактеризовать, как переломный для государственного бюджета страны, грузооборота в транспортной сфере, продуктовых сферах деятельности. В 1943 году началось активное перевооружение флота и армии, появилось новое вооружение и техника. В распоряжении армии поставляются новые образы артиллерии, оружия, авиации, брони.

1944 год - кульминация всей военной экономики страны. Уровень тяжелой промышленности достиг небывалых высот. При этом увеличение мощностей объяснялось восстановлением старых и строительством новых заводов в тех районах, которые были освобождены от фашистской Германии. Уже в 1943 году удалось существенно увеличить объем продукции сельского хозяйства, был налажен товарооборот, увеличились капиталовложения.

Одну из главных ролей в производстве стали играть восточные регионы СССР. Налаживался выпуск металла в южной и центральной части. В 1945 году результаты плавления стали выросли почти вдвое, если сравнивать с 1943 годом. Выросло производство цветных металлов, стали, проката, возросла добыча угля.

Но, несмотря на некоторые успехи в промышленности, потери в войне были колоссальными - разрушено более полутора тысяч городов, уничтожены десятки тысяч деревень, выведены из строя более тысячи шахт, взорвано более трех тысяч заводов и фабрик, уничтожено около 65 тычяч километров ж/д путей. Все это не считая огромные потери человеческих ресурсов

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш