У снижения уровня безработицы демографическая причина. Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные

Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидий по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная политика:

Выплата пособия по безработице признанным безработными,

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих,

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Политика в сфере занятости населения:

Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и др.

Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Наиболее актуальные вопросы минимизации уровня безработицы рассматриваются при разработке концепции действий на российском рынке труда с 2007 по 2010 год специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России. Этот документ обсуждался на заседании комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Разрабатываемая концепция включает в себя варианты решения наиболее важных проблем на рынке труда .

Первая из них - дисбаланс спроса на рабочую силу. Так как структура профобразования смещена в сторону высшей школы, хотя рынок нуждается в большем количестве квалифицированных рабочих и специалистов со среднетехническим образованием. Концепция предлагает ежегодно формировать государственные заказы, финансируя за счет бюджета подготовку определенного количества специалистов нужных профессий. По словам министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, количество бюджетных мест в вузах будет сокращаться за счет невостребованных специальностей.

Что касается платных учебных заведений, то им предлагается напрямую сотрудничать с работодателями.

Вторая проблема - крайне неравномерная "география" распределения трудовых ресурсов. По данным статистики, 28,4 процента всех трудоспособных россиян живут и работают в Центральном федеральном округе. Только в 2004 году в Москву и область перебрались более 80,9 тысячи человек. В то же время районам Сибири и Дальнего Востока "прощай" сказали 37,4 тысячи человек. Поэтому в проекте концепции большое внимание уделено привлечению трудовых ресурсов - в основном молодых людей, только получивших диплом, - в отдаленные регионы страны, традиционно нуждающиеся в рабочих руках. "Заманить" туда работников предлагается через решение жилищной проблемы - оплачивать им проценты по ипотечным кредитам - за счет государства, гасить часть суммы кредита - за счет работодателя. А пока молодые люди будут копить на первоначальный взнос, они будут жить в специально построенных комфортных общежитиях.

Третий важный вопрос - обеспечение работникам дополнительной социальной поддержки в случае увольнения. Проектом предусмотрено появление совершенно новой для России системы - добровольного социального страхования на случай потери работы. Страховым случаем при этом может быть расторжение трудового договора по причине ликвидации предприятия, сокращения штата и даже увольнения по собственному желанию.

Согласно концепции, должно полностью измениться отношение к пособию по безработице, механизм выплаты которого должен стимулировать к активному поиску работы. В поисках дополнительного резерва рабочих рук авторы концепции обратили взоры на такие группы безработных, как выпускники школ, не имеющие профессии, домохозяйки, инвалиды, люди предпенсионного возраста и даже матери, воспитывающие инвалидов. Для них планируется предложить программы обучения востребованным профессиям.

4 аспект - корректировка механизма квотирования иностранной рабочей силы. Предложено учитывать кадровые потребности работодателей, ликвидировать лишние административные барьеры при оформлении иностранной рабочей силы, а в использовании труда мигрантов, прибывающих в РФ в безвизовом режиме, работодателям будут предоставляться преференции. Проектом планируется создать перечень приоритетных профессий, по которым привлечение иностранных работников будет происходить сверх установленной квоты. В частности, предлагается приглашать специалистов востребованных категорий, обладающих высокой квалификацией.

5 вариант. Данный подход предлагает отказаться от единой тарифной сетки и перейти к отраслевым системам оплаты труда, разрешить региональным властям устанавливать ставки пособий по безработице, дать регионам побольше свободы. Предлагается также установить федеральный максимум и минимум пособий и разрешить региональным властям самим устанавливать ставки пособий.

В рамках данной концепции предусмотрен ряд мероприятий, способствующих ее реализации:

1. повышение уровня оплаты труда,

2. переход на новые отраслевые системы оплаты труда в бюджетной сфере,

3. регулирования трудовой миграции,

4. усиление ответственности работодателей за несоблюдение трудового законодательства,

5. повышение эффективности функционирования систем пенсионного, социального и медицинского страхования.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы в последние три года. Дальнейшее следование рекомендациям, возможное применение положений разрабатываемой концепции действий на российском рынке труда на ближайшие пять лет

специалистами департамента трудовых отношений Минздравсоцразвития России будут способствовать дальнейшему падению уровня безработицы, росту благосостояния населения, экономическому развитию страны.

3.1. Государственная политика борьбы с безработицей

Борьба с безработицей представляет собой комплекс мер, которые приводят к снижению уровня безработицы. Власти каждой страны определяют методы борьбы с безработицей. Для того, чтобы эффективно применить эти методы требуется определить нужные факторы, детерминирующие соотношение спроса и предложения рабочей силы. Только факторно-ориентированная политика влияния на рынок труда может принести определенные результаты. Снижение безработицы - это очень сложная задача, по причине того, что существует множество её типов. Поэтому очень сложно и часто совсем невозможно разработать единый способ борьбы с безработицей и государству приходится использовать разные методы для того, чтобы решить эту проблему.

Рассмотренные ниже меры применяются к рыночной экономике, но некоторые из них могут применяться и к командной экономике.

Для снижения безработицы государство применяет разные методы, которые связанны с разработкой способов переподготовки безработных, их социальной поддержки, поддержки в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Эти методы можно поделить на активные и пассивные.

1) активные методы

Эти методы направлены на создание новых рабочих мест, организацию системы образования, производственного и технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; создание рабочих мест для молодежи, регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.

2) пассивные методы

Пассивные методы включают создание системы социального страхования и материальной помощи безработным. Система социального страхования включает выплаты пособий по безработице с учетом прежних заработков; материальную помощь, направленную на обеспечение безработному прожиточного минимума.

При рассмотрении вопроса государственного регулирования безработицы, следует определить виды политики, которые прямо воздействуют на уровень безработицы в стране. На основании данного критерия определим такие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая политика и политика в сфере занятости населения. (Рис.3.1.)

Рис.3.1. Виды государственной политики в области безработицы.

Такие виды политики государства тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют то влияние, которое они осуществляют на уровень занятости населения.

Обращаясь к методам снижения безработицы в России, рассмотрим возможные методы, прибегая к классификации, указанной выше.

Макроэкономическая политика:

Создание условий для роста спроса на товары.

Занятость на рынке возрастет, а безработица снизится в том случае, когда товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников, так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации, что сложилась на рынках товаров и услуг. К способам увеличения спроса можно отнести следующие:

1) стимулирование роста экспорта;

2) льготное налогообложение;

3) поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятий;

4) льготное кредитование и т.п.

Социальная политика:

Выплата пособия по безработице;

Бюджетное субсидирование дополнительной рабочей силы на действующих предприятиях;

Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста.

Политика в сфере занятости населения:

Применение гибких форм занятости в не-государственном секторах экономики;

Реализация программ поддержки молодых работников;

Развитие самозанятости населения.

Самозанятость населения можно определить как специфическую форму экономической деятельности. Сущность ее заключается в следующем: гражданин находит сам для себя источник доходов, который обеспечивает его достойное существование;

Предоставление рабочих мест, которые не ориентированы на получение прибыли, а связанны с работой в интересах общества;

Организация подготовки и переподготовки кадров;

Создание и поддержка нетрадиционных форм занятости;

Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, т.е. право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса;

Предоставление информационной помощи безработным;

Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда.

Далее рассмотрим более подробно возможность снижения безработицы с помощью биржи труда. В настоящее время, в основном, государственные биржи труда выполняют функции бирж труда. Это так называемые государственные службы занятости населения, которые подчиненные министерствам труда. К задачам государственных служб занятости можно отнести следующие:

Предоставление посреднических услуг при трудоустройстве безработных и лиц, которые желают переменить работу;

Изучение спроса и предложения рабочей силы;

Предоставление информации о профессиях, которые требуются;

Профориентация молодежи.

Государственные биржи труда ведут учет всех безработных и осуществляют выплату пособий по безработице. При отказе от работы, предложенной биржей труда, безработному такие пособия не предоставляются.

В Российской Федерации создана Государственная служба занятости для реализации государственной политики в области занятости населения и для обеспечения гражданам соответствующих гарантий на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения.

В законодательстве предусматривается обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из принципов, который определяет правила поведения гражданина и государства на рынке труда, а именно: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству. В Государственной службе занятости человека регистрируют как лицо, которое ищет работу. С этого момента у государства возникает обязанность на протяжении 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если после окончания периода предложений о работе нет, то человек приобретает статус безработного и начинает получать пособие со стороны государства.

Государственная служба занятости - это структура специальных государственных органов. Они призваны обеспечить координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, решение вопросов занятости населения, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги, которые предоставляются службой занятости - бесплатные.

К функциям службы занятости относятся следующие:

Прогнозирование и анализ спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда население и работодателей;

Учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются с вопросами о трудоустройстве;

Комплексное внедрение автоматизации в процессы управления занятостью;

Предоставление консультаций лицам, которые обращаются в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы, требованиях, которые предъявляются к профессиям и работникам;

Помощь гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

Для граждан, что потеряли работу и заработок, подходящей будет та работа, которая соответствует их профессиональной подготовке, учитывает возраст, трудовой стаж и опыт работы, транспортную доступность нового рабочего места;

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях;

Повышение уровня профессиональной подготовки занятого населения, который на сегодня достаточно низок. При значительном количестве уволенных работников с предприятий требуется организовать курсы ускоренной их подготовки и переобучения по краткосрочной программе;

Предоставление услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения. По этой причине нужно разработать новую концепцию развития системы профориентации. Предоставление профориентационных услуг должно осуществляться не только для учащейся молодежи, но и для работающих граждан, которые хотят сменить профессию;

Регистрация безработных, а также оказание им помощи в пределах своей компетенции;

На сегодня в законодательстве определен статус безработного. Он является незанятым человеком вынуждено, по отношению к нему государство не смогло выполнить своих обязательств, то есть со стороны государства ему не была предоставлена работа. Но при этом не всякий незанятый человек, что желает работать, получает статус безработного и может рассчитывать на предоставление ему социальной помощи или поддержки со стороны государства. Для этого нужно соблюдать два следующие условия:

1) гражданин должен быть трудоспособного возраста и иметь способность к систематической работе по определенной профессии. Если нет профессии, то в таком случае он должен принять предложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке;

2) нужна готовность гражданина трудиться (желание и обязанность принять предложение о подходящей работе);

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых нуждается в получении новой профессии;

Выдача гражданам пособия по безработице и приостановление выплат этих пособий;

Разработка предложений и заключений об использовании труда иностранных рабочих, которые привлекаются в России на основе межправительственных соглашений и лицензий;

Разработка региональных и республиканских программ занятости, включая при этом финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных групп населения.

Таким образом, функции, которые выполняет Государственная служба занятости, значительно расширились по сравнению с функциями, что действовали ранее в системе трудоустройства населения.


Похожая информация.


Сафаров Парвиз Мехман , аспирант. Научно-исследовательский и учебный центр по труду и социальным проблемам Министерства труда и социальной защиты населения Республики Азербайджан, Азербайджан

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Курс экономической теории [Текст]. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997.
2. Социально-политический журнал [Текст]. – 1998 год, №1.
3.Человек и труд [Текст]. – 1998 год, №1.
4. Экономика и математические методы [Текст]. – Т.36, 2000, №3.
5. Жеребин В.M., Романов A.Н. Уровень жизни населения [Текст]. – М.: 2002.
6. Maслов P.P. Измерение потребительского спроса [Текст]. – М.: Экономика, 1971.
7. Общество и экономика [Текст]. – 2002, №6.
8. Политическая экономика: Учебник [Текст]. – М.: Экономика, 1993.
9. Сисмонди С. Новое начало политической экономики: Т.1. [Текст]. – М.: 1936.
10. Эрман В. Уровень жизни как экономическая категория [Текст] // Труды по экономическим наукам, 1962.

Причины безработицы

Отношение к безработице как социально-экономическому критерию состояния общества с течением времени менялось, но ущерб, нанесенный безработицей, влечет за собой значительное отставание страны в экономическом развитии.

Повышение или снижение экономической активности являются основными причинами роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет, ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных.

Основными экономическими причинами безработицы являются:

1) Высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требуют ее продавец.

Поведение работодателя на рынке рабочей силы определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от ее использования в течение определенного периода времени, с теми затратами, которые он понесет за покупку машины, заменяющей рабочую силу и того результата, который принесет ему эта машина. Если такое сопоставление будет в пользу машины, то предприниматель откажется от использования рабочей силы и отдаст предпочтение машины. Научно-технический прогресс и повышение технического строения производства есть одна из причин безработицы в современных условиях.

2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель.

В этом случае наемный рабочий отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определенного времени он может оставаться без работы и относится к категории безработных.

3) Отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.

В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличие рабочей силы настолько низкого качества, что работодатель не желает ее приобретать. Это бродяги, инвалиды и т. п.

Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это не равновесие особенно усиливается в период экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.п.

Виды безработицы

Для рыночной экономики безработица является естественной на рынке труда. Многие экономисты, рассматривая, как объект своих изучений, безработицу делают акцент именно на естественности и неизбежности этого процесса. В тоже время, для обычного человека безработица чаще всего представляет сугубо негативное явление.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпринимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категории рабочей силы: потерявшие работу в результате увольнения; добровольно оставившие работу; пришедшие на рынок труда после перерыва; впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит, прежде всего, от фазы экономического цикла.

Для того, что бы разобраться в истинном значении безработицы, необходимо выделить и проанализировать виды безработицы.

В основном экономисты делят безработицу на естественную и вынужденную.

Рассмотрим каждый вид более подробно:

1) Естественная безработица

Естественная норма безработицы - это такая ее норма при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменный уровень цен.

К естественной безработице относится фрикционная, добровольная и институциональная.

· Фрикционная

К фрикционным безработным относятся люди: уволенные с работы по приказу администрации; уволившиеся по собственному желанию; ожидающие восстановления на прежней работе; нашедшие работу, но еще не приступившие к ней; сезонные рабочие (не в сезон); впервые или вновь появившиеся на рынке труда с требующимся в экономике уровнем профессиональной подготовке и квалификации.

Уровень фрикционной безработицы, равен выраженному в процентах отношению количества фрикционных безработных к общей численности рабочей силы. При этом фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительна, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Фрикционная безработица порождается постоянным перемещением населения из одного региона (города, поселка) в другой, сменой профессии, этапов жизни (учеба, рождение ребенка и уход за ним и т.п.). Безработица, возникающая по этим мотивам, рассматривается как добровольная, поскольку люди по собственному желанию меняют место жительства, работу, профессию, принимают решение учиться или иметь ребенка. Фрикционная безработица существует всегда, она неизбежна. Главный ее признак - низкая продолжительность. Так, в США в конце 1980-х гг. примерно 50% безработных были таковыми 5 недель, а 80% безработных - примерно 14 недель. Это говорит о том, что американская безработица по природе в значительной мере носит фрикционный характер, что свидетельствует о достаточно высокой эффективности рынка рабочей силы, нормальном процессе перераспределения ресурсов в экономике, а не о серьезной социальной проблеме. Существенной чертой такой безработицы является также то, что люди, ищущие работу, обладают необходимой квалификацией, профессиональной подготовкой и навыками. На их способности существует спрос со стороны фирм.

· Добровольная

Добровольная безработица включает в себя контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, т. е. не просто не желает работать.

Добровольная безработица возникает, как уже говорилось ранее, когда человек не работать за низкую заработную плату. Кроме того, в любом обществе есть определенный процент людей, которые вообще не хотят работать (в западных странах их доля в общей сложности доходит до 15%). В эту категорию входят достаточно богатые люди, которые могут себе позволить не работать, поскольку не нуждаются в доходах от труда. Сюда же можно отнести своего рода "врожденных тунеядцев" (бомжи, клошары и т.п.), для которых бродяжничество - своеобразный стиль жизни, психологическая установка. Часть людей получают доход из других источников (находятся на иждивении супругов, государства) и считают, что тот заработок, который они получают, не компенсирует им потерю досуга или нерыночную деятельность, включающую работу по дому и воспитанию детей. Наконец, в категорию добровольных безработных нередко попадают люди с низкой квалификацией, которые не могут рассчитывать на высокие заработки, а также работники тех стран, где налоги настолько высоки, что трудовые доходы не приносят ощутимой чистой прибыли 4 .

· Институциональная

Она вызывается функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на рынке труда. Относительно большое пособие по безработице может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда.

2) Вынужденная безработица

Вынужденная безработица, которая называется или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. К ней относятся структурная, циклическая, застойная, региональная и скрытая безработица.

· Структурная безработица

В основе структурной безработицы лежит научно - технический прогресс, использование его достижений в хозяйственной практике. Это выражается в изменении структуры производственного и потребительского спроса населения, в соответствующем совершенствовании технологии производства и т.д. В результате изменяется структура рабочих мест, происходит их модернизация, появляются новые, ликвидируются старые. Такие новации трансформируют профессионально - квалификационный состав занятого населения и в этой связи количественные характеристики спроса на рабочую силу. Предложение же труда более консервативно и дольше сохраняет свое качество и структуру. Людям необходимо для переориентации определенное время, в течение которого они приобретут новые навыки труда, знания, умения, приспособятся к изменяющейся среде обитания.

Таким образом, Структурная безработица возникает в результате несовпадения спроса на рабочую силу и предложения труда, связанного с технологическими изменениями в производстве, которые порождают и структурные изменения в спросе на рабочую силу. По этой причине структурную безработицу иногда называют технологической. Под влиянием технологических изменений спрос на некоторые виды профессий прекращается, и работодатели ищут специалистов с новыми профессиями. Кроме того, происходят изменения территориального распределения рабочей силы, в результате чего в отдельных регионах может накапливаться незанятое население. В 1990-е гг. в России и других странах СНГ безработица возросла в значительной мере за счет структурного компонента, так как, с одной стороны, спрос на многие специальности стал резко падать (инженеры, проектировщики, научно - исследовательские работники и т.д.), а с другой стороны - появилась потребность в новых профессиях (банковские служащие, бухгалтеры, коммерсанты, менеджеры и т.д.).

· Циклическая

Безработица, которая предопределяется циклическим характером общественного воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса.

· Застойная

Застойная безработица характеризует ту часть населения, которая постоянно лишена работы или перебивается случайными заработками. Это нищие, бродяги, инвалиды и т. д. Эта часть людей, потерявшая законный источник существования, как правило, пополняет ряды преступного мира.

· Региональная

Региональная безработица связана с целым комплексом фактором исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому при решении данной проблемы должно быть тесное взаимодействие местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной властью.

· Скрытая

В условиях, когда спрос на рабочую силу почти отсутствует, многие люди, потеряв надежду ее найти, не идут на биржу труда и не регистрируются. Поэтому эта часть безработных остается вне поля зрения официальной статистики, поэтому считается скрытой.

В качестве экономической категории воспринимался как явление, которое присуще лишь капиталистическим странам. Безработица же рассматривалась как следствие специфических взаимоотношений, которые осуществлялись в его рамках и появлялись из-за нескончаемых противоречий труда и капитала.

Переход к рыночной экономике в нашей стране оголил старые проблемы занятости. А также добавил ряд новых, связанных со структурной перестройкой нашей экономики, появлением нового вида трудовых отношений, которые обусловлены различными формами собственности. Следствием чего стало высвобождение сотрудников с крупных предприятий в период перехода к рыночным отношениям и пополнение ими рядов безработных. Однако воспринимать данную социально-экономическую категорию в качестве явления именно переходного периода, бесспорно, ошибочно. Она взаимосвязана с экономической эволюцией, с изменением спроса на труд и соцстатусом самого работника. А также с недостатками правового регулирования рынка труда и соответствующих отношений.

В полной мере избавиться от безработицы невозможно, однако доступно ее минимизировать, одновременно сглаживая политические, общественные и этические последствия ненадлежащего обеспечения занятостью трудоспособного слоя населения.

Занятость и безработица: теоретические аспекты

Вторая категория выступает неотъемлемой характеристикой рыночной экономики нашей страны. Безработица – явление социально-экономическое, в рамках которого часть трудоспособного населения не занята в сфере производства. Она является следствием превышения предложения труда над спросом на него.

Доля безработных пребывает в зависимости от существующих на конкретный период времени темпов роста экономики и эффективности труда, а также от степени соответствия классификационных, профессиональных навыков трудящихся текущему спросу, существующей демографической ситуации, проводимой государством политики занятости.

Концепции трактовки феномена безработицы

Полностью противоположные точки зрения у сторонников кейнсианской концепции и классической. Последние интерпретируют данное понятие как несовершенство рынка труда (микроэкономическими причинами), а первые – с позиции макроэкономики, как дефицит агрегированного экономического спроса.

Согласно кейнсианцам, безработица появляется по причине «жесткости» заработной платы. При сдвиге кривой трудового спроса, который вызван падением всего агрегированного спроса в экономике, зарплатный порог остается неизменным. В связи с этим наблюдается разрыв уровня спроса и предложения при условии фиксированной зарплаты.

Существует 2 формы безработицы:

  1. Вынужденная (есть желание и возможность работать, но нет предложения, может быть связана с уменьшением объемов производства).
  2. Добровольная, или безработица ожидания (результат «жесткости» заработка и, как следствие, нехватки рабочих мест).

Это именно формы безработицы, а существуют еще и ее типы. Они представлены в таблице ниже.

  • Функциональный тип проявляется в результате перемещения сотрудников с одного рабочего места на другое. Это следствие кратковременной динамики на рынке труда. Данный тип существует из-за растянутости во времени процедуры подбора персонала и рабочих мест. Функциональная безработица принципиально неустранима. Она присутствует в каждой экономической системе.
  • Сезонный тип безработицы возникает вследствие колебаний уровня экономической активности на протяжении года, которые характерны для некоторых отраслей.
  • Институциональный тип проявляется из-за недостаточной эффективности организации рынка труда. К примеру, из-за неполной информации о наличии текущих вакансий.
  • Структурная безработица , по сути, выступает углубленной формой фрикционной. Данный тип возникает в результате продолжительной динамики в экономической структуре, которая приводит к существенному несоответствию имеющейся квалификации либо профессии трудящихся квалификационным или профессиональным требованиям, необходимым для конкретного рабочего места. Также могут прослеживаться и территориальные структурные несоответствия.(Фрикционный тип и структурный достаточно схожи на первый взгляд. В первом случае у безработных имеются навыки, которые можно продать, а во втором - они сразу не могут получить работу ввиду недостаточности квалификационной подготовки. Итак, можно говорить о том, что функциональная безработица носит краткосрочный характер, структурная же более продолжительна во времени, ввиду чего она считается более серьезной проблемой.)
  • Безработица избыточного предложения – следствие нарушения баланса на рынке труда (к примеру, в ситуации, когда уровень зарплаты оказывается выше существующего равновесного). Данный тип считается вынужденным, неравновесным.
  • Также можно выделить и такую разновидность рассматриваемого явления, как скрытая (латентная) безработица . Если кратко, то это люди, не относящиеся к экономически активному населению на конкретный момент времени. Однако они хотели бы войти в данную категорию при условии предоставления им подходящей работы.

Типология рассматриваемой категории по К. Марксу

Ее основа – способность безработных по-новому включиться в трудовую обстановку из-за растянутости данного явления во времени. Итак, согласно К. Марксу, безработица бывает:

  • Текучая (периодическое «отталкивание» и «протягивание» рабочей силы на трудовом рынке).
  • Застойная (длительная безработица, которая чередуется с кратковременной случайной занятостью). Она охватывает чаще всего ту долю рабочей силы, которая наименее профессионально подготовлена (неквалифицированные слои населения, бывшие домохозяйки и др.) и может продолжаться не один год.

Естественный уровень безработицы – это особый идеальный уровень данного социально-экономического явления. В его пределах она поставлена в конкретные рамки, в границах которых достигаются состояние требуемой экономической стабильности и режим существенного эффективного роста.

Естественный уровень безработицы должен соответствовать потенциальному ВНП (максимально возможный реальный объем валового национального продукта при полной занятости как трудовых, так и остальных ресурсов, которые пригодны для производства).

Интерпретация понятия занятости

Данную категорию можно расшифровать как совокупность определенных экономических отношений, которые связаны с обеспечением рабочими местами, а также с участием в обширной хозяйственной деятельности.

Принято разграничивать все население на экономически неактивное и активное. Занятость очерчивает очень важный аспект социальной эволюции человека, который связан с удовлетворением его существующих трудовых потребностей. В качестве социально-экономической категории она характеризует деятельность, которая связана с удовлетворением общественных и личных потребностей, не противоречит законодательству и приносит человеку заработок (трудовой доход).

В соответствии с МОТ безработным признается гражданин, который не осуществляет трудовую деятельность, однако способен к работе и находится в активном ее поиске на протяжении последних 4 недель.

Что касается занятых, то это люди в возрасте старше 16 лет, которые трудятся по найму за определенную плату либо на себя (самозанятость), пребывают в отпуске либо временно не осуществляют никакой деятельности из-за болезни.

Классификация рассматриваемой категории

Исходя из качественных и количественных характеристик, выделяют занятость:

  • полную (все желающие обеспечены работой);
  • свободно избранную (право на занятость либо незанятость);
  • скрытую (неофициальные подработки);
  • маятниковую (занятость и безработица постоянно чередуются);
  • продуктивную или эффективную (приносит трудящимся доход);
  • неполную (работает лишь часть всего экономически активного населения);
  • сезонную (работа в определенное время года);
  • периодическую (чередование трудовой деятельности и равномерных периодов отдыха).

Согласно МОТ рассматриваемое явление бывает трех категорий:

  • занятые (рабочая сила);
  • безработные (активная часть населения в определенный период времени);
  • вне рабочей силы (остальная часть населения, не имеющая занятости, не осуществляющая ее поиск, не изъявляющая желания работать, а также лица, не достигшие трудоспособного возраста).

Таким образом, любая государственная политика борьбы с безработицей должна проводиться по двум направлениям:

  1. Разработка мер стимуляции роста уровня трудоустройства.
  2. Реализация мероприятий, способствующих сокращению увольнений.

Безработица и инфляция: кривая Филлипса

В соответствии с официальными данными опроса (январь 2009 г.) приблизительно 61% россиян уверены, что именно эти два явления – главные проблемы России. Их взаимосвязь выражена кривой Филлипса и представляет собой проявление цикличности экономической стороны развития нашей страны.

Так, на рисунке ниже можно увидеть, что фаза спада (начало падения цен) отражает рост безработицы, а фаза подъема (рост инфляции) – ее сокращение. Пик экономической активности сопровождается ускоренным обесцениванием денежной массы и наименьшим уровнем незанятости. Видно, что безработица и инфляция достигают своего предельного уровня в самой нижней и самой верхней точках экономического цикла соответственно. А вот в точке, где образуется «дно» цикла, наоборот, показатель рассматриваемого негативного социально-экономического явления будет наивысшим, а темпы обесценивания денег – наименьшими.

О. Филлипс исследовал зависимость динамики уровня инфляции (темпа прироста з/пл.) и безработицы. На оси абсцисс он отложил в процентном выражении темп прироста незанятости (U), а на оси ординат – заработной платы (W). Фаза подъема: темп прироста инфляции высокий, а безработицы - низкий (W₃; U₃). Фаза спада: темп прироста зарплаты низкий, а незанятости - высокий (W₁; U₁). Среднее положение (W₂; U₂) отображает такое состояние, которое характеризуется устойчивым экономическим развитием (оптимальное соотношение темпов прироста зарплаты и безработицы).

Госрегулирование занятости

Государственная борьба с безработицей осуществляется посредством системы социальных амортизаторов (устройств защиты), применяемые в целях обеспечения безопасности трудящихся (ее экономической стороны). Первый элемент системы – регулирование уровня занятости.

Борьба государства с безработицей сводится к решению задачи достижения полной занятости в рамках макроэкономики: обеспечение сбалансированности трудоспособной части населения и необходимого количества рабочих мест для него. Для этого требуется сформулировать и реализовать комплекс соответствующих мер, направленных на сокращение уровня рассматриваемого социально-экономического явления.

Меры борьбы с безработицей многообразны. Они различаются в зависимости от типа данного социально-экономического явления.

Макроэкономические меры способствуют снижению уровня безработицы, которая вызвана дефицитом спроса (агрегированного). Целенаправленная, четко фиксированная политика позволит увеличить данный спрос через рост госрасходов, снижение налоговых ставок, ввиду чего начнет увеличиваться спрос на труд, а соответственно - и занятость.

В рамках монетарной политики посредством увеличения предложения денег можно снизить банковский процент, вследствие чего будет наблюдаться рост потребительского спроса, а значит, и агрегированного. В конечном итоге это приведет и к увеличению показателя занятости.

Микроэкономические меры – госмероприятия, касающиеся напрямую рынка труда, с помощью которых можно снизить уровень и циклического, и естественного типа данного явления.

Государственная борьба с безработицей выливается в применение активных и пассивных мер. Первые нацелены на уменьшение уровня безработицы, а вторые – на смягчение ее отрицательных последствий.

Как побороть данное негативное явление с точки зрения государства?

Госрегулирование – многоуровневый процесс, который обобщенно представляет собой 3 уровня. На каждом из них используются соответствующие методы борьбы с безработицей:

  • макроуровень;
  • региональный;
  • микроуровень.

Высшие органы исполнительной и законодательной власти в рамках макроуровня призваны решать основные задачи, такие как:

  1. Политика соцподдержки и трудоустройства незанятого населения. Сюда можно отнести такие текущие задачи, как совершенствование Министерства труда и соцразвития, включая службу занятости и иные структуры. Разработка их грамотной политики.
  2. Согласование демографической, миграционной, социальной политики с приоритетами и целями регулирования трудового рынка. Это достигается посредством минимизации оттока классифицированных кадров за границу, ограничения нелегальных и нежелательных форм иммиграции, регулирования доходов (цены на труд), содействия занятости такой категории населения, как зарегистрированные беженцы и вынужденные переселенцы.
  3. Согласование структурной, внешнеэкономической, финансово-кредитной, инвестиционной политики в целях регулирования трудового рынка. Здесь должны рассматриваться решения по поводу осуществления госзаказов и госзакупок продукции, прежде всего, инфраструктурного, социального, оборонного и экологического назначения, а также госпрограмм инвестиционной направленности, государственных дотаций, кредитов, субсидий и налоговых льгот, которые должны быть направлены на поддержку, развитие производства (в первую очередь, в приоритетных отраслях). Задача исключительной важности – регулирование связей внешнеэкономической ориентированности в интересах повышения занятости.

Госрегулирование на региональном уровне должно осуществляться по тем же самым направлениям, что и на макроуровне, и применять те же методы борьбы с безработицей. На данном уровне также должны разрабатываться и реализовываться программы транспортного, производственного и жилищного строительства, госзакупок продукции предприятий любой формы собственности, предоставления компаниям кредитов, налоговых льгот, дотаций, направленных на поддержку и развитие производства также в приоритетных отраслях. Именно на региональном уровне более эффективны такие способы борьбы с безработицей, которые реализуются посредством стимулирования фермерства, малого и индивидуального бизнеса.

Как борются с данным явлением в России?

К общим для всех форм безработицы мерам относятся:

  • выплата соответствующих пособий;
  • формирование действенных служб занятости.

К специфическим мерам борьбы исключительно с фрикционным типом безработицы относятся:

  • совершенствование системы сбора, предоставления информации касаемо наличия свободных вакансий (не только в рамках данного населенного пункта, но и в других городах, регионах);
  • формирование узкоспециализированных служб по данной направленности.

Борьба с безработицей структурного типа подразумевает применение следующих мер:

  • формирование госслужб и учреждений, ориентированных на переподготовку и переквалификацию кадров;
  • стимулирование деятельности частных служб данной направленности.

Средства борьбы с циклическим типом данного явления следующие:

  • разработка и реализация стабилизационной политики, ориентированной на предотвращение серьезных спадов производства и, как следствие, массовой безработицы;
  • проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест государственного сектора экономики.

Борьба с безработицей в России осуществляется в соответствии с принятой в 2009 г. президентской антикризисной программой, которая направлена на устранение негативных последствий кризиса, а также напряженности на трудовом рынке, на сокращение уровня безработицы. Общая сумма, выделенная из бюджета на поддержку региональных рынков труда в 2010 г., составила 36,4 млрд руб. Существенная часть выделенных средств направлена на реализацию мер пассивного характера, а именно на выплату положенных пособий.

Борьба с безработицей в нашей стране осуществляется в рамках вышеуказанной программы, которая включает ряд пунктов:

  1. Организация общественных работ. Так, в регионах в них были заняты те, кто лишился постоянной зарплаты. Наиболее распространенные виды общественных работ: благоустройство территорий, ремонт и реставрация культурных памятников, уборка улиц, обслуживание общественного транспорта.
  2. Формирование дополнительных рабочих мест (стимулирование малого бизнеса).
  3. Господдержка посредством выдачи кредита на собственное дело.
  4. Выплата пособий. Минимальный размер пособия по безработице в нашей стране составляет 850 руб., максимальный – 4900 руб. Среднее значение данного пособия – 2700 руб.
  5. Мероприятия по оказанию помощи студентам (организация стажировки для выпускников вузов).
  6. Предоставление возможности переобучения.

Несмотря на то что вышеперечисленные меры имеют ряд недостатков и требуют усовершенствования, борьба с безработицей уже к концу 2010 г. принесла свои плоды в виде сокращения незанятости на 2,8%.