Сколько будет стоить кадастровый переоценка дома. Оспаривание через посредников. Какие документы нужны для переоценки кадастровой стоимости

Москва намерена в очередной раз обновить для всех столичных помещений кадастровую оценку, от которой зависит величина налога на имущество. РБК разобрался, как это может отразиться на собственниках помещений

Московские власти в начале июня определили победителя конкурса на проведение общегородской кадастровой оценки: пересмотром стоимости столичных зданий и земли займется частная компания «Ко- Инвест».

Она согласилась снизить цену своих услуг до 24 млн руб. (16 млн за недвижимость и 8 млн за землю). «Мы максимально снизили цену, чтобы выиграть конкурс, — у нас есть наработки, которые жалко терять, ведь мы занимались кадастровой оценкой московской недвижимости и раньше. Эта цена — тот минимум, за который мы готовы были взяться за эту работу», — объяснил РБК гендиректор «Ко-Инвеста» Александр Березин. По данным СПАРК, Березин владеет 25% «Ко-Инвеста», столько же — у Аллы Дидковской, а 50% контролирует Владимир Бирюков. Фирма специализируется на строительном аудите ; ее выручка в 2014 году составила около 65,3 млн руб., чистая прибыль — примерно 1,3 млн руб. (новых данных в СПАРК нет).

Пресс-служба заказчика — департамента городского имущества Москвы (ДГИМ) — объяснила выбор тем, что «ком​пания-победитель имеет значительный опыт в проведении данных работ».

Сколько объектов в Москве переоценят

Из конкурсной документации следует, что у оценщика есть 120 дней на то, чтобы определить стоимость 6,4 млн зданий и 337 тыс. земельных участков.

Сколько именно жилых домов предстоит оценить, не уточняется. По данным Мосгорстата, на конец 2013 года (позже данные не публиковались) в Москве было 73,4 тыс. жилых строений и 4,07 млн квартир (по данным Росстата , всего в стране было 61,3 млн квартир).

В соответствии с федеральным законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости» объектами кадастрового учета являются не только отдельно стоящие здания, но и конкретные помещения внутри, например, многоквартирного дома.

Подведомственное Росреестру предприятие «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ», которое определяло кадастровую стоимость в Москве в 2014 году (контракт стоил 28 млн руб.) , в своем отчете объясняло, что объекты оцениваются группами в зависимости от функции: жилые многоэтажки, индивидуальная жилая застройка, помещения делового или торгового назначения, объекты культуры и т. д. Сначала оценщик собирает данные о рыночных ценах по каждой группе: изучает, например, объявления о продаже квартир на специализированных сайтах, таких как Cian.ru или Avito.ru, аналитические отчеты международных брокерских компаний, а затем определяет факторы, влияющие на стоимость. Для жилья — это близость к метро, зонам рекреации, год постройки, материал стен, расстояние до исторического центра города, аварийность.

Со стороны ДГИМ «будет предоставлена вся необходимая для анализа и проведения кадастровой оценки информация», говорит его представитель. Какую методологию будет использовать «Ко-Инвест», Березин не уточнил.

Как часто и кем проводится переоценка

По закону кадастровая оценка в Москве проводится не реже чем раз в пять лет, но не чаще чем раз в два года. «Москва никогда не скрывала, что готова делать оценку настолько часто, насколько это позволяет закон, — объясняет оценщик, гендиректор компании Valrus Павел Карцев. — Многие регионы просто не могут себе позволить делать это часто, потому что у них денег нет».

Частая переоценка позволяет получать актуальную информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости — в этом основная идея переоценки. Плюс с каждым годом идет расширение списка объектов, которые попадают под налогообложение, а это возможность для города получить дополнительные деньги в бюджет, рассуждает Карцев. Если в 2014-м « Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» оценивала 6 млн зданий и помещений, то теперь их 6,4 млн.

7 июня 2016-го в первом чтении был одобрен , который передает функции по определению кадастровой стоимости недвижимости исключительно государственным оценщикам и предполагает введение единой методики такой оценки: сейчас такой нет, из-за чего кадастровая оценка зачастую выглядит необъективной. В законопроекте эта методика не описана, но в декабре она уже была одобрена Советом по оценочной деятельности, говорил ранее РБК собеседник в Минэкономразвития.

Переход на государственную оценку в любом случае будет постепенным — до 2020 года действует переходный период, отмечает руководитель учебно-методического отдела Российского общества оценщиков Петр Сапожников. По мнению московского омбудсмена Михаила Вышегородцева, после того как кадастровой оценкой займутся государственные оценщики, поток претензий может существенно сократиться.

Для чего нужна кадастровая оценка

Для большинства организаций налог на имущество рассчитывается с учетом кадастровой стоимости недвижимости . Для квартир в Москве кадастровая стоимость (вместо инвентаризационной) в качестве налоговой базы применяется с 2015 года: рассчитанный по новым правилам налог предстоит оплатить не позднее 1 декабря 2016-го.

Со ссылкой на данные правительства Москвы, кадастровая цена приближена к рыночной — как правило, она ниже всего на 15-20%, но налоги могут увеличиться значительно (см. справку). Кадастровая стоимость здания, участка земли или квартиры должна публиковаться на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра). От кадастровой стоимости зависят не только налоги физлиц и юрлиц, но и, например, арендная плата для бизнеса.

Новая база​

, после использования кадастровой оценки вместо инвентаризационной квадратный метр в знаменитом Доме на Набережной «подорожал» с 8,2 тыс. до 630 тыс. руб. Кадастровая стоимость ЦУМа — $296 млн — в 30 раз больше инвентаризационной, «Атриума» — $378 млн — в 13 раз, гостиницы «Националь» — $88 млн — в 23 раза. У Большого театра, правда, все наоборот: кадастровая стоимость — $19 млн — в 1,6 раза меньше инвентаризационной.

Ставки налога при этом поменяются не сильно: от инвентаризационной стоимости бизнес платил 2,2%, а от кадастровой в 2015 году заплатит 1,2%, но к 2020 году ставка вырастет до 2%.

Для владельцев квартир в Москве ставка налога дифференцирована в зависимости от кадастровой стоимости: от 0,1% для жилья стоимостью до 10 млн руб. до 2% — для элитного жилья дороже 300 млн руб. При этом, по данным московских властей, для 94% квартир в столице ставки не превышают 0,15%. Кроме того, предусмотрен налоговый вычет (налогом не облагаются 20 кв. м в каждой квартире), а также понижающие коэффициенты, благодаря которым полная сумма налога будет уплачиваться только начиная с 2020 года.

Собственники и жилой, и коммерческой недвижимости по всей стране активно оспаривают завышенную, по их мнению, кадастровую оценку. Так, за пять месяцев 2016 года в московскую комиссию при Росреестре было подано 669 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости против 512 жалоб за тот же период годом ранее. Решение в пользу заявителей было принято по 70% заявлений, суммарная величина кадастровой стоимости была снижена на 31 млн руб., или на 23%, сообщила РБК пресс-служба Росреестра.

Те, кто не добивается переоценки в комиссии, идут в суд. «Суды, как правило, принимают сторону собственника. Например, в спорах о кадастровой стоимости собственных земельных участков процентов 80 предпринимателей выигрывают у городских властей», — рассказывает Вышегородцев.

Московские власти, надеется Карцев, понимают, что «сейчас объективно нельзя повышать размер налогов». Рублевые цены на недвижимость не росли, поэтому причин повышать налоги нет, подчеркивает он, по некоторым объектам кадастровая оценка, возможно, даже снизится. Действительно, по данным исследовательской и консалтинговой группы IRN, средняя стоимость жилья в Москве за год по 13 июня снизилась примерно на 10%, до 173 тыс. руб./кв. м. А два года назад квадратный метр в среднем стоил почти как сейчас — 170 тыс. руб.

В 2014 году бюджет Москвы собрал около 94 млрд руб. налога на имущество организаций (из них 17,5 млрд руб. — по кадастровой стоимости), в 2015 году планировал собрать 96,7 млрд руб. (и уже около 30 млрд руб. — по кадастру), сообщала газета «Ведомости» . При «грамотной переоценке» повышение налогов если и будет, то небольшим, согласен Сапожников.

Кадастровая стоимость определяется в ходе государственной кадастровой оценки независимыми оценщиками. Порядок проведения государственной кадастровой оценки регулируется Федеральным законом от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Кадастровая стоимость имущества устанавливается государством. Она влияет на многие финансовые вопросы, которые связаны с использованием недвижимости. Зачастую она завышена.
Пользователи и собственники недвижимости заинтересованы в реальной стоимости для:

  • установления меньшего размера земельного налога;
  • определения меньшей выкупной цены за земельный участок при приобретении в собственность;
  • расчета меньшей арендной платы;
  • формирования меньшего размера налога на имущество организаций;
  • иных ситуаций.

С начала 2015 года налог на недвижимое имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости, поэтому у собственников появится прямая заинтересованность в установлении адекватной стоимости и на квартиры. Правда, не все регионы еще перешли на такой расчет налога, но к 2020 году он будет по всей РФ. Бывают случаи, когда, наоборот, собственник заинтересован в ее увеличении (в основном, это связано с судебными спорами относительно прав на недвижимость, вопросами кредитования и залога, определения размера страховых выплаты, сумм материального ущерба и прочее). Так или иначе, ставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости может заинтересованное лицо, которым может являться:

  • собственник земельного участка;
  • хозяин квартиры; арендатор земли;
  • собственник квартиры;
  • собственник нежилых зданий, сооружений, строений;
  • арендатор нежилых помещений;
  • претендент в правах на недвижимость (например, лицо, обратившееся в муниципалитет за выкупом земельного участка), бывший собственник земли (который, допустим, пересматривает размер налогов) и другие.

Как показывает практика, наиболее часто интерес оспаривания проявляется в отношении земельных участков.
Летом 2016 года кадастровая стоимость недвижимости была «заморожена» на период с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ; далее - Закон № 360-ФЗ). Тогда же был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», который вступил в силу с 1 января 2017 года и заменил Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

Как узнать кадастровую стоимость?

Определить кадастровую стоимость самостоятельно можно на официальном сайте Росреестра. Важно знать, прямое отношение к оценке имеет:

  • Размещение территориальное.
  • Площадь.
  • Уровень цен на данном сегменте рынка.

Также узнать стоимость, не выходя из дома, поможет сайт Ростехнадзора. Главное - найти здесь интерактивную карту. Мало того, что карта поможет определить цену. Она ещё и расскажет большое количество полезной и важной информации об объекте!
Определяется стоимость, в большинстве случаев, для расчёта налога.

Напоминаем, что оплачивать налог нужно только по квитанции и никак иначе! Многие мошенники, например, в дачных садоводствах, собирают налоги наличными средствами - причём больше, чем нужно.

Кадастровая оценка

Решение о проведении государственной кадастровой оценки принимают региональные органы власти или органы местного самоуправления, которые выбирают оценщика и заключают с ним договор. Кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года, но и не реже одного раза в пять лет. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе переоценка может проводиться не чаще одного раза в два года.
При оценке необходимо учитывать износ построек, рассказал гендиректор Московского областного БТИ Владислав Мурашов. Для большинства обычных зданий и сооружений срок службы составляет 80 лет. Для построек с деревянными несущими стенами - 50 лет. Временные бытовки, склады, летние павильоны строятся по регламентам только на 10 лет. А вот уникальные здания музеев, хранящих национальные и культурные ценности, произведения искусства, а также стадионы и театры имеют запас прочности 100 лет.

Цели государственной кадастровой оценки:

Если Вы не согласны с установленной кадастровой стоимостью земельного участка, то Вы можете оспорить результаты определения кадастровой стоимости в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (решение комиссии также может быть оспорено в суде).

Как определить необходимость оспаривания?

Кадастровая стоимость изменяется раз в пять лет (может чаще 1 раз в три года, но не реже). В каждом регионе оценку проводят свои оценочные организации и ее результаты утверждаются постановлением главы субъекта РФ. В этом постановлении указываются категории земель и устанавливается удельная единица кадастровой стоимости на один квадратный метр земли. Также указывается дата, с которой применяется новая оценка. Чтобы подтвердить целесообразность оспаривания сначала необходимо узнать действующий размер кадастровой величины земельного участка. Это можно сделать:

  • получив справку о кадастровой стоимости в кадастровой палате;
  • войдя на сайте росреестра в разделе «Публичная карта» (в поисковом поле ввести кадастровый номер земельного участка, после чего участок будет отображен на карте с описанием, в том числе со стоимостью);
  • рассчитав самостоятельно, сопоставляя сведения своего земельного участка (площадь, категория земель и место нахождения) с данными постановления губернатора об утверждении результатов оценки.

Далее необходимо обратиться в оценочную компанию, где ориентировочно Вам скажут соответствует ли цена земли рыночной или нет. После этого можно принимать решение о целесообразности ее уменьшения.
Существует 3 основных способа оспаривания кадастровой стоимости:

  • заявление в комиссию;
  • заявление в суд о признании недействительным решения комиссии об удовлетворении заявления об оспаривании кадастровой стоимости;
  • административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной или/и об исправлении ошибки.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, то есть либо по правилам закона об оценочной деятельности, либо по правилам закона о кадастровой оценке. Следует отметить специфику оспаривания в зависимости от применяемого закона:
1. По закону об оценочной деятельности существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по закону о кадастровой оценке такого порядка нет ни для одной категории заявителей, в том числе для юридических лиц.
2. Согласно нормам закона об оценочной деятельности комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. А по закону о кадастровой оценке аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ.
3. В соответствии с действующим законом об оценочной деятельности комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам же закона о кадастровой оценке комиссии, видимо, будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они получат право исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
4. Пока закон о кадастровой оценке и подзаконные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Это может привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

В 2017 году, возможно, некоторые лица, запросив выписку из ЕГРН, могут обнаружить в ней, что актуальная кадастровая стоимость не соответствует Закону № 360-ФЗ, например, не произведен «перерасчет» кадастровой стоимости или результаты ГКО 2016 года учитываются как «актуальная стоимость» несмотря на то, что они выше предыдущей кадастровой стоимости. Физические и юридически лица могут попытаться защитить свои права путем подачи заявления в ФГБУ «ФКП Росреестра» о внесении в ЕГРН сведений об актуальной кадастровой стоимости (ст. 1 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»), а также заявления в территориальное управление Росреестра об исправлении ошибок в ЕГРН (ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Компетенция ФГБУ ФКП «Росреестра» и его филиалов с 2017 г будет определяться Приказами Росреестра от 12 мая 2015 года №П/210, от 23 марта 2016 года № П/0133.

Но если в удовлетворении заявления откажут, основания для обжалования такого решения будут, как правило, отсутствовать. Дело в том, что закон о госрегистрации недвижимости, который вступит в силу с 1 января 2017 года, допускает исправление технической и реестровых ошибок, как правило, по решению суда (п. 4 ст. 61 закона о госрегистрации недвижимости). Он устанавливает: «В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда». Аналогичная правовая позиция выработана ВАС РФ к исправлению ошибок в ГКН (Решение ВАС РФ от 28 июня 2012 г. № ВАС-4569/12, Постановление Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 г. № 6200/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 22 марта 2011 г. № 14765/10, Постановление Президиума ВАС РФ от 15 декабря 2011 г. № 12651/11).

Снижение кадастровой стоимости

Способы снижения кадастровой стоимости В соответствии с законодательством существует 2 способа изменения:

Наиболее эффективным способом является обращение в суд, так как комиссии это, по сути, тот же административный орган, который заинтересован в оставлении ранее утвержденного результата кадастровой оценки. Хотя формально законом устанавливается, что комиссия по спорам состоит из независимых и незаинтересованных членов, в то же время практика оспаривания насчитывает редкие случаи, когда принимают сторону правообладателей, оставлении прежней кадастровой стоимости.

Уменьшение стоимости в комиссии В каждом регионе России создается специальная комиссия по оспариванию кадастровой стоимости. В указанную структуру могут обращаться как юридические, так и физические лица - собственники или иные правообладатели недвижимости.В целях экономии времени и сил физлицам лучше сразу обращаться в суд, минуя спор в комиссии. Срок обращения - в течение пяти лет с момента утверждение результатов кадастровой оценки и до утверждения очередной оценки.

Кадастровая стоимость земли оспаривается по двум основаниям:

  • недостоверные сведения, учтенные при кадастровой оценке (чаще всего это касается строений, нежели земельных участков);
  • уравнивание кадастровой стоимости земли с её рыночным уровнем.

Для начала работы комиссии Росреестра необходимо подготовить документы и подать заявление. Форма заявления о пересмотре цены является свободной. К нему прикладывается:

  • нотариально заверенные документы на землю (свидетельство о праве собственности, договор купли-продажи, дарения, мены, аренды и прочее, что подтверждает право на землю заявителя);
  • отчет оценщика, в котором четко установлена рыночная стоимость участка и которая отличается от кадастровой (в письменном виде и в электронной форме);
  • экспертиза отчета оценщика как на бумаге, так и на диске (проводится союзом оценщиков и такая экспертиза подтверждает, что отчет о рыночной оценке обоснованный);
  • информация о недостоверных сведениях, использованных при кадастровой оценке (предоставляются, если кадастровая оценка обжалуется на этом основании, а не по уровню рыночной стоимости);
  • кадастровая справка о стоимости объекта недвижимости.

Без указанных документов заявление рассматриваться не будет. Участие гражданина или юридического лица на заседание комиссии не предусматривается. Свое решение она выносит в течение одного месяца. Результатами работы комиссии могут быть:

  • отклонение заявления;
  • изменение стоимости.

Если решение комиссии будет положительным, то она сама направляет необходимые сведение в кадастровый орган, где вносятся изменение в кадастр. Об отрицательном результате приходит уведомление. После его получения, в случае несогласия с решением комиссии, заявитель может обжаловать его в суде или непосредственно обратиться в суд с требованием об изменении кадастровой стоимости (не ссылаясь на решение комиссии).

Уменьшение стоимости в суде

Порядок снижения в суде не предусматривает обязательного предварительного обращения в комиссию по оценке только для граждан. Юрлица должны предварительно обратиться в комиссию, иначе делу ходу не будет. С 2015 года дела о кадастровой стоимости (так называемые административные дела) рассматривают областные, краевые, республиканские федеральные суды. В суд можно обратиться в любое время с момента утверждения оспариваемой стоимости и до утверждения следующей оценки. Например, гражданин обжалует кадастровую стоимость от 20.12.2011 года. В ходе судебного процесса - 17.12.2016 года утверждается новая оценка. Судебное дело не прекращается и если суд удовлетворит иск, то решение будет иметь силу и распространяться на оценку, которая действовала с 20.12.2011 г. по 17.12.2016 г. Новую стоимость нужно высуживать по новому административному исковому заявлению по оспариванию. Прежде чем обратиться в суд необходимо оформить административный иск и приложить необходимые документы. Исковое заявление желательно подготовить с помощью квалифицированного юриста, так как при его составлении требуются знания процессуального законодательства и их несоблюдение может привести к проигрышу.

В исковом заявлении обязательно необходимо указать:

  • сведения о земельном участке (кадастровый номер, адрес, площадь и пр.);
  • данные кадастровой стоимости (размер и дата внесения в кадастр);
  • результаты рыночной стоимости объекта недвижимости (рыночная стоимость должна сильно разниться от кадастровой, иначе в удовлетворении иска могут отказать, например, если рыночная стоимость отличается на 1-10 процентов, то шансов на выигрыш в суде мало);
  • в чем конкретно заключается нарушение прав собственника или пользователя (высокий налог, арендная плата и прочее).

Административным исковым заявлением оспаривается именно стоимость и поэтому в просительной части иска указывается на необходимость установления рыночной стоимости вместо имеющейся кадастровой. Важно знать, что оспаривать необходимо не по состоянию на любое число, а именно на дату утверждения результатов кадастровой оценки постановлением главы субъекта РФ. Но имейте в виду, что все последствия изменения кадастровой стоимости начинают течь с 01 января того года, в котором было подано заявление в суд.

К исковому заявлению обязательно прилагается следующий пакет документов:

  • государственная пошлина в размере 2 000 рублей - для организаций, 300 рублей - для граждан (если она оплачивается от имени дольщиков, то ее размер делится между ними в равных частях)
  • копии документов на недвижимость (свидетельство, правоустанавливающие документы, договор аренды)
  • копию отчета независимого оценщика о рыночной стоимости участка (в бумажном и электронном формате).

Желательно чтобы оценка для оспаривания стоимости была выполнена известной в регионе организацией с солидной репутацией заключение экспертизы вышестоящей организацией оценщиков (саморегулирующей организацией) о том, что отчет оценщика соответствует правовым нормам. Обычно сам оценщик и организует проведение экспертизы, так как он состоит в саморегулирующей компании и у него должны быть налажены соответствующие связи.

К участию в деле необходимо привлечь в качестве административного ответчика кадастровую палату, Росреестр и орган субъекта РФ, который утверждал результаты кадастровой оценки в конкретном регионе (обычно это правительства и администрации республик, областей, краев, комитеты, департаменты и управления по имуществу, земельным отношениям и прочее). В качестве третьих лиц привлекают местную администрацию, соседей по участку, бывших собственников и прочих, то есть всех, кто может иметь интерес к спору. Исковое заявление адресуется и направляется в областной (краевой, республиканский) суд. Раньше такие споры рассматривал арбитраж. Как и при работе комиссии в суде оспаривается не только сама стоимость, приравниваемая к уровню рыночной, но и на основании недостоверных сведений, использованных при оценке. Если оценка недвижимости проведена серьезной организацией и профессионально, то дело в основном выигрышное. Важно, чтобы рыночная оценка была сделана на дату утверждения кадастровой оценки. Вся эта информация содержится в постановлении главы субъекта РФ. Дело в суде можно вести самому, а можно поручить представителю по доверенности. Но такое лицо должно иметь высшее юридическое образование, иначе его не допустят к делу. Судебное оспаривание может свестись к рассмотрению имеющихся материалов дела, а если спор бурный, то, возможно, будет назначена судебная экспертиза, несмотря на то, что в деле имеются и отчет оценщика и экспертное заключение союза оценщиков. В суд могут пригласить специалиста по вопросам оценки, не исключено, что вызовут оценщика, отчет которого представлен с иском. Судебная практика говорит, что, в основном, ответчик в суде не возражает против требований собственника (арендатора). В этом случае рассчитывать на возмещение судебных расходов (уплата госпошлины, проведение оценки, экспертизы, изготовление нотариальной доверенности и прочее) не придется. Если же административный ответчик выступает против истца, то при удовлетворении иска с него можно смело взыскивать все судебные издержки. После вступления в силу судебного постановления кадастровая палата должна самостоятельно производить внесение изменений в кадастр (так как в их адрес суд направляет копию решения). Однако следует перестраховаться и самим обратиться в кадастровый орган с заявлением о внесение изменений в государственный кадастр. К заявлению необходимо приложить копию судебного акта. В настоящее время в госдуме находится законопроект о приостановлении возможности оспаривания кадастровой стоимости недвижимости. Если этот закон пройдет, то с 01.01.2017 г. и по 01.01.2020 г. обращаться с переоценкой кадастровой стоимости будет невозможным, так как индивидуальную оценку объекту недвижимости (необходимую для судебного спора) планируется поручать госструктурам, которые и будут формироваться в указанный период.

Мораторий на изменение кадастровой стоимости до 01.01.2020

03 июля 2016 года был принят вступающий в силу с 01.01.2017 года Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке».
Данный закон детально описывает новую процедуру кадастровой оценки и оспаривания ее результатов.
Еще одним законом - Федеральным законом от 03.07.2016 № 360-ФЗ - был фактически установлен мораторий на изменение кадастровой стоимости для целей взимания платы за землю во всех ее возможных формах, определяемых как процент от кадастровой стоимости, на период с 01.01.2017 по 01.01.2020.

Суть моратория сводится к следующим основным моментам:

  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 новая кадастровая оценка не проводится. Правило, определяющее интервал кадастровой оценки (не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет), временно не применяется;
  • в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 применяется кадастровая оценка, которая действовала на 01.01.2014;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка не была проведена, применению подлежат результаты кадастровой оценки, утвержденные за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
  • если на 01.01.2014 кадастровая оценка была утверждена, но в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была проведена еще одна кадастровая оценка или их было несколько, в период действия моратория применению подлежит та кадастровая оценка, которая является наименьшей;
  • если кадастровая стоимость в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 была оспорена через соответствующую комиссию Росреестра или через суд, в период действия моратория применяется кадастровая стоимость, определенная по результатам оспаривания;
  • правило «наименьшей стоимости» применяется и к тем объектам, в отношении которых кадастровый учет будет осуществлен в период действия моратория (вновь построенные объекты, ранее учтенные объекты, измененные объекты).

Проиллюстрируем суть моратория на конкретном примере.
На 01.01.2014 кадастровая стоимость земельного участка составила 100 000 рублей. С 01.01.2016 данная стоимость была определена в размере 150 000 рублей.
С учетом установленного законом № 360-ФЗ моратория, для целей взимания платы за землю в период с 01.01.2017 по 01.01.2020 будет применяться кадастровая стоимость в 100 000 рублей.
Если кадастровая стоимость участка была снижена в судебном порядке в августе 2016 года до 75 000 рублей, то в период действия моратория (то есть с 01.01.2017 по 01.01.2020) для целей взимания платы за землю во всех ее формах применяется именно данная кадастровая стоимость - 75 000 рублей.

Если вам понравилась данная статья, просим вас оставить отзыв в комментариях ниже.

Желаем Вам удачи!

Кадастровая оценка участка осуществляется по существующим правилам, общим для всех землевладельцев. Соответственно, на отдельно взятом участке оценка будет произведена аналогично другим участкам, находящимся в пределах установленной территории.

Несмотря на то, что кадастровый план предполагает наличие нюансов и уникальных характеристик в учётных записях, на практике это не всегда срабатывает . В итоге участок с имеющимся на его территории нарушением ландшафта или качества плодородной почвы, оценивается по тем же параметрам, что и более доброкачественный участок.

По логике вещей извлечение полезных свойств с наиболее доброкачественных земель можно получить в большем объёме, нежели при использовании участка, на территории которого расположены овраг, болотце или иные особенности, не позволяющие использовать площади участка в полном объёме. В этом случае некоторые землевладельцы принимают решение о проведении переоценки стоимости.

Возможны и обратные случаи. К примеру, проведение работ связанных с обработкой ЗУ, его обустройством или с обеспечением инженерными коммуникациями в принципе может увеличить кадастровую стоимость. Некоторые собственники, возводя капитальное строение с целью реализации участка на продажу, стремятся к увеличению стоимости, полагая приобретение дополнительных преимуществ.

Тем не менее, такие посягательства на переоценку существуют.

В большинстве случаев уменьшение кадастровой стоимости земель планируется с целью уменьшения суммы земельного налога , которая для многих предприятий или фермеров может оказаться ощутимой.

Кроме этого переоценка кадастровой стоимости потребуется, если вы:

  • переводите земли из одной категории в другую;
  • меняете разрешённое использование ЗУ;
  • изменяете площадь ЗУ;
  • получили ущерб плодородного слоя почвы.

Переоценка кадастровой стоимости производится не реже 1 раза в 5 лет после проведения ревизии земель со стороны уполномоченной комиссии ГКН. После того как переоценка проведена, производится изменение кадастровой стоимости земель в учётных записях государственного реестра.

В этот период отдельные граждане и заинтересованные лица имеют право получить информацию об изменении стоимости своего участка. Землевладельцы, имеющие претензии к установленной сумме оценки, имеют право изложить свою претензию в письменной форме и представить её в отделение кадастра и картографии по месту нахождения земельного участка.

На эту процедуру даётся срок 6 месяцев , после которого учётные записи приобретают стабильность и изменению не подлежат.

Переоценка по инициативе граждан в этот период осуществляется на основании заявлений, в которых указаны причины изменения стоимости участка, то есть на основании указания сведений, которые не были учтены комиссией при плановой переоценке земель. Эти заявления подлежат рассмотрению и удовлетворению по усмотрению комиссии ГКН.

В прошествии определённого срока, переоценка может проводиться в индивидуальном порядке по сложившейся необходимости или в том случае, когда правообладатель участка был проинформирован о неадекватно завышенной (заниженной) стоимости.

Нередки случаи, когда после благоустройства территории в результате возведения многоэтажки, кадастровая стоимость увеличивается в результате проведения учётных мероприятий со стороны ГКН или по инициативе застройщика, передающего участок под домом в субаренду участникам долевого строительства.

Это позволяет ему существенно увеличить доход с прибыли, в то время как арендная плата остаётся прежней.

Такие случаи увеличения кадастровой стоимости осуществляются на основании изменения качества земель, приведение ранее неухоженного участка к балансу в общем градостроительном контексте.

Для таких процедур требуются усилия группы независимых оценщиков , которые устанавливают новый регламент стоимости земель в силу изменившихся обстоятельств.

На основании экспертизы может осуществиться и переоценка стоимости ЗУ в сторону снижения стоимости. Если земли пришли в негодность или подверглись порче плодородного слоя почвы по не зависящим от правообладателя причинам – их кадастровая стоимость может быть существенно снижена. Для осуществления переоценки в этом случае потребуется заключение экспертизы, подтверждающей снижение качества земель.

Эти случаи особенно важны для индивидуальных предпринимателей , имеющих огромные территории земель. В случае снижения плодородия или порчи участков им придётся тратить средства на уплату земельного налога без особой отдачи. Такие случаи могут возникнуть в результате пожаров, стихийных бедствий или порчи земель со стороны расположенного по соседству промышленного предприятия.

Жизнь богата различными примерами, когда землевладелец попадает в сложную ситуацию независимо от степени своей ответственности. Для таких ситуаций предусмотрены варианты возможного оказания поддержки от государства, в том числе – и посредством снижения кадастровой стоимости земель в результате их переоценки. Хотите узнать больше или как произвести ? Жмите на выделенные фразы.

Пошаговая инструкция при обращении в комиссию ГКН

Проблема изменения кадастровой стоимости ЗУ решается двумя способами:

  1. Административным способом, при обращении в комиссию ГКН.
  2. Обращением в суд после проведения административной процедуры решения.

Для того чтобы ваше заявление о переоценке ЗУ было рассмотрено административным способом , то есть уполномоченной комиссией, обратитесь в местное отделение кадастра и картографии того региона, к которому относится участок, подлежащий переоценке. Обращение может быть личным или посредством пересылки необходимых документов и их копий заказным письмом с вложенной в него описью.

Заявление должно быть написано по специальной форме, которую можно найти на официальном сайте Росреестра или составлено непосредственно при обращении к специалисту по кадастровым вопросам. В нём должны содержаться следующие сведения:

  • все данные правообладателя ЗУ;
  • его контактные данные для обратной связи;
  • реквизиты (для юр. лиц).

В основной части заявления указывается причина заявления о пересмотре земель и основания, которые подтверждают правомочность переоценки. Текст заявления должен быть лаконичным и чётким, с опорой на аргументы требующие переоценки стоимости.

Образец формы можете скачать .

Заявление может быть подано исключительно правообладателем участка с предоставлением паспорта. Если от его имени действует представитель – им должна быть представлена удостоверенная нотариусом доверенность.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • кадастровый паспорт;
  • удостоверенная нотариусом копия правоустанавливающего (правоудостоверяющего) документа;
  • документы, подтверждающие недостоверность используемых сведений при переоценке ГКН стоимости участка;
  • положительного экспертного заключения об оценке от независимой экспертизы по оценочной деятельности;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Экспертное заключение необходимо получить заранее, до обращения в уполномоченную комиссию. Для его получения потребуется выписка из кадастровых записей.

Обозначенные документы необходимо передать вместе с заявлением под расписку о получении кадастровому специалисту . Без указанных документов заявление к рассмотрению принято не будет. На рассмотрение заявления потребуется срок приблизительно в 40 календарных дней, в число которых входят сроки:

  • на рассмотрение вопроса о принятии заявления;
  • рассмотрение заявления;
  • уведомление о принятом комиссией решении.

Обратите внимание на то, чтобы ваша претензия на переоценку, установленную ГКН, не отличалась в сторону увеличения или уменьшения более чем на 30% от установленной суммы.

Если вы придерживаетесь принципиальной позиции на более существенную разницу – то после получения отказа со стороны ГКН, вам придётся обращаться в суд.

В день, дата которого указана на обороте выданной расписки, вы явитесь за результатом . В случае положительного решения по вашему заявлению, вам должны предоставить новый кадастровый паспорт с указанием актуальной кадастровой стоимости ЗУ и выписку из записей учёта с внесением новых данных после произведённой переоценки. Интересует кадастровая и рыночная стоимость земли, как они соотносятся? Переходи по .

Платим пошлины

Размер пошлины для внесения исправлений в записи кадастра, в том числе – допущенные сотрудниками ГКН составляет 350 рублей. За получение нового кадастрового паспорта с актуальными данными о кадастровой стоимости участка вам придётся заплатить ещё 200 рублей.

Если вы будете решать вопрос в суде, государственная пошлина за подачу искового заявления составит 200 рублей . Для юридических лиц расценки по оплате государственной пошлины будут несколько выше.

Имейте в виду, что стоимость работ по получению экспертного заключения достаточно высокая. В регионах она составляет сумму от 2 тысяч рублей за участок, при общей оценке объекта. При условии необходимости проведения экспертизы, стоимость работ исчисляется от 15 000 рублей . Это не удивительно, так как для работы по достоверной оценке качества почв проводятся дорогостоящие анализы, и используется самое современное оборудование.

Заключение

После проведения планового учёта земель проводится их переоценка. В результате её проведения некоторые сведения могут оказаться не актуальными.

Подобные инциденты нередки, что позволило разработать целую систему исправления допущенных ошибок и недочётов в изменении кадастровой стоимости земельных участков.

Кроме проблемы с неучтёнными сведениями, которые можно внести путём представления на рассмотрение комиссии заявления, возникают другие ситуации, требующие рассмотрения. В их число входят случаи, когда кадастровая стоимость может быть изменена в сторону повышения или занижения в связи с изменившимся качеством участка.

При оформлении права собственности на любой из объектов недвижимости (земельного участка, квартиры, частного дома) его государственная регистрация и становление на реестровый учёт обязательны. Без этих процедур любые действия и сделки с недвижимостью будут незаконны. В процессе регистрации недвижимости Росреестром проводится и обязательная оценка её .

Сама реестровая стоимость земли устанавливается по общим критериям экспертизы, с учётом средней цены по региону, а это не всегда целесообразно. Например, государственная комиссия зачастую одинаково оценивает участок земли с ровной, качественной поверхностью и аналогичный участок рядом, но с менее плодородной почвой, оврагами и прочими недостатками. А поскольку от реестровой стоимости напрямую зависит сумма налога, который собственник обязан регулярно выплачивать, завышенная оценка существенно сказывается в финансовом плане. Разумеется, владелец такой территории вряд ли смирится с заявленной ценой, и он имеет право её оспорить, чтобы справедливо снизить с такими недостатками

В ином случае собственник может оспорить наоборот заниженную цену на действительно хороший земельный участок, особенно в том случае, когда хочет его продать и получить максимум прибыли. Правда, такие случаи встречаются гораздо реже.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Когда нужна переоценка

Помимо спорных вопросов, указанных выше, необходимость сделать перерасчет возникает в случаях:

  • (участков);
  • объединения нескольких участков или разделения одного на несколько отдельных;
  • нанесения ущерба недвижимой площади (зачастую почве, что важно при сельскохозяйственных работах).

Кроме того, поскольку реестровая цена не является постоянной (в связи с постоянными изменениями на рынке недвижимости), делать переоценку необходимо как минимум один раз в пять лет, порядок как при оформлении в первый раз. Делает переоценку реестровая комиссия. Все данные о переоценке земли вносятся в базу Росреестра и паспорт земельного участка, который также необходимо периодически менять.

Информация о кадастровой стоимости общедоступна, владелец земли может проверить эти данные, не выходя из дома, на официальном сайте Росреестра. В случае, если собственник не согласен с оценкой, он в течении полугода должен подать письменное заявление (претензию) в ответственный орган по месту нахождения объекта недвижимости. Если через шесть месяцев после изменения кадастровой стоимости земельного участка претензия не была подана, оспорить оценку невозможно.

Документы и сроки

Начиная с 2013 года на всей территории РФ началась массовая переоценка кадастровой стоимости недвижимости и земельных участков. При этом, их новая цена, определенная государством, часто становится шоком для собственников. Она увеличилась в десятки, а иногда и в сотни раз. И все бы ничего, но с этой суммы надо платить налог, который также кратно увеличился. Разумеется, у многих граждан очень остро встает вопрос о том, насколько правильно рассчитана новая цена их недвижимого имущества органами государственной власти и верна ли сумма налога. И если вы читаете эту статью, то очевидно этот вопрос стал беспокоить и вас, после получения уведомления с новой суммой налога из налоговой инспекции.

Государственная переоценка кадастровой стоимости земельных участков и иной недвижимости, по Закону, происходит один раз в 5 лет. Однако, это не означает, что в следующий раз оценка вашей недвижимости приблизится к рыночной и вам нужно просто подождать. Наоборот, самое время действовать!

Как правильно поступить в данной ситуации? Есть абсолютно легальный путь решения вашей проблемы, это - обжалование кадастровой стоимости, с целью ее изменения в меньшую сторону, и, соответственно, уменьшение налога на недвижимость.

Для этого государством предусмотрен специальный механизм. При Росреестре РФ существуют комиссии, в которые вы можете обратиться, если считаете, что оценщики Росреестра неверно установили кадастровую стоимость вашей недвижимости. По статистике, более чем в 50 % случаев комиссия принимает положительное решение об уменьшении неверно определенной цены. Если же у вас не получилось добиться положительного решения в комиссии, то остается еще один путь обжалование кадастровой стоимости - с помощью иска в суд.

Самая сложная проблема - доказать комиссии или суду то, что стоимость вашей недвижимости действительно завышена. По сложившейся практике, это делается с помощью отчета об оценке. У нашей компании накоплен солидный опыт по оспариванию кадастровой оценки в комиссиях Росреестра и судах. Мы не только подготовим для вас отчет об оценке для предоставления по месту требования, но и поможем собрать остальные документы, подготовить исковое заявление и представим ваши интересы в суде, при необходимости.

По своему опыту можем сказать, что если отчет о переоценке кадастровой стоимости выполнен правильно и к нему нет претензий, то дело практически всегда решается в пользу нашего клиента.

Переоценка кадастровой стоимости земельного участка

Основная проблема государственной оценки земельных участков заключается в том, что она проводится усредненно. Однородные участки, расположенные либо в одном месте, либо схожие друг с другом по какому-то набору признаков, могут быть оценены одинаково. При этом завышение цены, по ряду причин, обычно происходит в большую сторону и значительно превышает рыночную стоимость. Пересмотр кадастровой цены нужен, чтобы уровнять рыночную и кадастровую стоимости земли - о том, что они должны быть равны, говорит статья 66 Земельного Кодекса.

С дополнительными сведениями вы можете познакомиться в статье . В ней вы узнаете, если у вас основания для переоценки, какие шаги конкретно нужно предпринять и какие документы вам надо подготовить.

Переоценка кадастровой стоимости недвижимости и квартир

С городской недвижимостью (здания, квартиры, торговые помещения и т.п.) дела обстоят еще сложнее. Показатель ее стоимости постоянно меняется в зависимости от экономической ситуации в стране. В Москве эти колебания вполне могут измеряться миллионами рублей. Кроме того, цена недвижимости может быстро меняться, если она размещена в той точке города, который активно застраивается и благоустраивается или, наоборот, приходит в упадок.

Если ваша собственность стоит больших денег, то и налог с нее тоже не маленький, и хорошим вариантом для вас для того, чтобы обжаловать кадастровую стоимость квартиры или любой другой недвижимости, будет как раз тот период, когда цены на него минимальны.

С дополнительными сведениями вы можете познакомиться в статье . В ней вы узнаете, если у вас основания, для переоценки, какие шаги конкретно нужно предпринять и какие документы вам надо подготовить.

Если вам необходима переоценка кадастровой стоимости квартиры, земельного участка и любой другой недвижимости - звоните, и мы поможем!