Оспаривание кадастровой стоимости в судебном порядке. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Могут ли отказать

Оценка стоимости по кадастру используется во многих операциях, связанных с землей. Но когда показатель чрезмерно завышен, это увеличивает расходы собственника.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Можно ли в 2019 году опротестовать кадастровую оценку участка? Любое недвижимое имущество в России должно состоять на кадастровом учете, в том числе и земельные участки.

Во избежание путаницы и для точной идентификации каждому объекту присваивается кадастровый номер. Но владение недвижимостью обязует собственников к уплате налогов.

А для этого нужно знать, сколько стоит имущество. Требуется знание цены и при иных операциях с землей.

На этом основании определяется стоимость объекта по кадастровой оценке. Как в 2019 году оспорить и изменить кадастровую стоимость земли?

Общие аспекты

В России все сведения о земельных участках хранятся в кадастре, который ведут уполномоченные государственные органы.

Каждый земельный участок или его обособленная доля имеет собственный номер, являющийся уникальным числовым кодом. Это позволяет осуществить идентификацию абсолютно любого учтенного объекта.

Запросить такие сведения вправе любое лицо – лично или через Интернет-ресурсы. Когда результат определения стоимости по кадастру затрагивает интересы заявителя, и он считает оценку завышенной, то можно запросить разъяснение.

Обращение с просьбой разъяснить порядок оценки направляется в государственное учреждение, проводившее определение стоимости.

В тридцатидневный срок предоставляется ответ о том, что стало основанием для установления конкретной цены. Если заявитель по-прежнему уверен в завышении цены, то он вправе оспорить кадастровую стоимость.

Что это такое

Кадастровой стоимостью земельного участка именуется публичный эквивалент его цены. Это среднее значение суммы, которую теоретически заплатили бы за участок на рынке.

Стоимость определяется на основании таких факторов, как:

  • категория земли;
  • средняя рыночная цена на аналогичные участки;
  • месторасположение;
  • наличие элементов благоустройства.

Утвержденные значения заносятся в базу кадастрового учета территориального отделения Росреестра.

С какой целью определяется показатель

Порядок оценки предполагает расчет удельного показателя кадастровой стоимости за один квадратный метр.

Причем показатель это разнится в зависимости от и категории земли.

После установления удельных показателей для разных типов земель рассчитывается стоимость каждого отдельного участка на основании его площади.

Когда для участка характерно наличие нескольких видов разрешенного использования, то при расчете используется наибольший удельный показатель стоимости из всех дозволенных видов использования.

Определение стоимости необходимо для целей . Используется кадастровая оценка и в иных случаях.

В частности на основании цены рассчитывается арендная плата при сдаче в аренду государственных земель.

Правовая база

Устанавливается кадастровая стоимость земель независимыми оценщиками на основании , исходя из решения региональных или местных властей, не реже одного раза в пять лет, но и не чаще одного раза в три года.

Новый норматив утверждал монополию на проведение оценки специально созданными субъектами РФ государственными бюджетными учреждениями (ГБУ).

Кроме того предусмотрено, что в период с 2019 до 2020 годы кадастровая оценка может проводиться согласно новому закону или старому.

Одновременно с принятием нового положения посредством введена норма, позволяющая до 1.01.2020 года использовать кадастровую стоимость, установленную до 1.01.2014. Если позднее была определена меньшая стоимость, то применять следует именно ее.

Согласно последним законодательным поправкам расчет налогов основывается на рыночной стоимости имущества, то есть исходя из кадастровой стоимости.

Кроме того от кадастровой оценки зависит размер арендной платы, стоимость из госфонда и некоторые иные расходы.

При завышении стоимости увеличиваются расходы тех, кто владеет и пользуется землей. Но для понижения кадастровой стоимости нужны веские основания, одного желания заявителя здесь недостаточно.

Основания для пересмотра

Основаниями для пересмотра данных кадастра выступают:

  • использование при проведении оценки недостоверной информации об объекте;
  • обнаружение в документах ошибок, способствующих завышению стоимости;
  • изменение основных характеристик участка.

Если нужно изменить стоимость по причине объективных изменений параметров участка, то в Росреестр подается надлежащее заявление и удостоверяющие документы.

Например, собственник перевел свою землю из категории СНТ в , соответственно поменялась и кадастровая стоимость.

Кадастровые погрешности исправляются в административном или судебном порядке.

Сбор документов

Лицо, инициировавшее оспаривание стоимости по кадастровой оценке, обязано аргументировать свои требования и обосновать обстоятельства, на которые ссылается при обращении.

То есть заявитель обязан представить ряд документов. Причем действовать он может как самостоятельно, так и через представителя в лице специализированной фирмы.

Перечень нужных документов включает в себя:

При обращении в суд оплачивается пошлина и предоставляются дополнительно:

Заявление без нужных документов к рассмотрению не принимается.

Пошаговая инструкция

Порядок действий при оспаривании кадастровой стоимости выглядит так:

  1. Предварительный анализ цены участка. На его основании устанавливается, завышена ли в действительности кадастровая стоимость и сопоставимы ли расходы с будущей выгодой.
  2. Составление экспертами отчета об оценке рыночной стоимости участка.
  3. Сбор пакета документов.
  4. Подача заявления и документов к комиссию субъекта РФ.
  5. Обращение в суд.

Как оспорить кадастровую стоимость земельного участка физическому лицу? Физлица вправе адресоваться сразу в суд.

Для юрлиц порядок досудебного урегулирования ранее был обязателен, в 2019 году юридическому лицу дозволено сразу обращаться в судебные органы.

Как снизить без суда

Поданное в комиссию заявление о пересмотре кадастровой стоимости участка рассматривается в течение месяца.

В семидневный срок после подачи заявления уведомляется о дате рассмотрения обращения орган местного самоуправления и непосредственно заявитель. Неявка участников не влияет на принятие решения.

Видео: как оспорить кадастровую стоимость земельного участка

Правомочность заседания комиссии признается при участии не меньше половины ее членов. О вынесенном решении заинтересованные лица извещаются в течение пяти дней после заседания.

Вердикт комиссии может быть положительным и тогда стоимость изменяется или отрицательным, что позволяет обратиться в суд.

В судебном порядке

Заявитель может оспорить в суде решение комиссии или результаты определения кадастровой стоимости.

В качестве требования заявляется изменение кадастровой стоимости на основании приведенных аргументов и/или отмена решения комиссии.

Иные требования вместе с оспариванием кадастровой стоимости не рассматриваются. Ответчиком по делу выступает Росреестр и орган, утвердивший результаты оценки.

Период исковой давности для оспаривания кадастровой стоимости равен пяти годам с момента внесения результата оценки в Кадастр.

После 5 лет стоимость и так изменится по причине проведения новой оценки. Новую оценку можно оспорить, а вот прежнее значение оспариванию уже не подлежит.

Если суд удовлетворит заявленное требование, то в решении указывается новая , которая заносится в Кадастр недвижимости.

В течение месяца решение суда позволяется обжаловать в апелляционном порядке.

Возникающие нюансы

После вынесения комиссией или судом положительного решения о пересмотре стоимости участка Кадастровая палата (Росреестр) субъекта РФ обязана внести соответствующие изменения в кадастр недвижимости.

В дальнейшем эти сведения будут запрашиваться налоговой инспекцией при проверке налоговых деклараций. Но тут возникают нюансы.

По закону измененные на основании оспаривания кадастровые сведения для целей налогообложения используются, начиная с года подачи заявления о пересмотре результатов кадастровой оценки.

И если год обращения отличается от года принятия решения, придется доказывать налоговым органам необходимость применения измененной стоимости.

Налоговая инспекция может отказать в возврате или зачете излишне уплаченных налогов, поскольку в кадастре за предыдущий год отображена устаревшая стоимость. Надлежащей базы по подобным ситуациям еще не сформировано.

Судебная практика

Суд указал на то, что оценка объекта не связана с на объект.

Основанием для оспаривания становится наличие права аренды участка и преимущественного права на заключение нового .

Поскольку расходы лица обусловлены именно кадастровой стоимостью, то имеет место полное право на защиту собственных интересов и оспаривание кадастровой оценки, предоставляемое потенциальному арендатору.

Нередко собственники участков задаются вопросом, а нужно ли оспаривать кадастровую стоимость. Сбор документов, а тем более судебный процесс, потребуют финансовых издержек.

Насколько оправданно оспаривание результатов кадастровой оценки? Для ответа можно ознакомиться с .

В процессе рассмотрения ООО смогло снизить кадастровую стоимость земельного участка до 2 000 рублей против прежних 5 200 000 рублей.

Кадастровая стоимость земельного участка — это определенная расчетная величина, устанавливаемая в результате государственной оценки земли с учетом ее местонахождения и классификации по целевому назначению.

Кадастровая стоимость участка применяется при расчете земельного налога, арендной платы, платы за пользование земельным участком, выкупной стоимости земельного участка в случае его выкупа из государственной или муниципальной собственности, при продаже земельных участков из государственной или муниципальной собственности собственникам находящихся на этих участках зданий, строений и сооружений.

Государственная кадастровая оценка земли проводится в соответствии с законодательством РФ о государственной кадастровой оценке, а также законодательством об оценочной деятельности (ст. 2 Закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ; ч. 1 ст. 24.15 Закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ). При этом органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (п. 2 ст. 66 ЗК РФ).

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ).

Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены, если они затрагивают права и обязанности заинтересованных лиц (как правило, владельцев земельных участков).

Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются:

  • недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости;
  • установление в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

Оспорить кадастровую стоимость можно в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суде. При этом обращение физического лица в комиссию в порядке досудебного разрешения спора не является обязательным, в связи с чем заявитель вправе сразу обратиться в суд. Однако рекомендуем сначала обратиться именно в комиссию (ч. 3 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 1 ст. 22 Закона N 237-ФЗ).

Порядок внесудебного оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости земельного участка в комиссии по рассмотрению таких споров рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Комиссия формируется при территориальном управлении Росреестра в субъекте РФ (п. 1 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 N 263).

Срок, в течение которого можно оспорить результаты определения кадастровой стоимости, — пять лет с момента внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН, до 01.01.2017 — ЕГРП) результатов определения кадастровой стоимости, но до момента определения новой кадастровой стоимости (ч. 10 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ).

Для обращения в комиссию составляется заявление . В нем нужно указать Ф.И.О., адрес места жительства и причины, по которым кадастровая стоимость представляется неверной.

К заявлению необходимо приложить (ч. 14 , , 16 ст. 24.18 Закона N 135-ФЗ; ч. 9 ст. 22 , п. п. 2 , 3 ст. 23 , ст. 24 Закона N 237-ФЗ):

Помимо требований в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности (ст. 125 , ч. 1 , 2 ст. 220 , ч. 1 ст. 246 КАС РФ):

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление;

2) наименование административного истца, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя;

3) наименование административного ответчика, место его нахождения, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты (если известны).

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

По делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению реестровой или технической ошибки (Росреестр).

По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) комиссии административными ответчиками являются комиссия и отделение Росреестра, при котором она создана (п. 7 Постановления N 28);

4) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение;

5) основания и доводы, обосновывающие требования административного истца;

6) сведения об обращении в комиссию и результатах его рассмотрения — если такое обращение подавалось;

7) перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов.

Если оспаривается решение или действия (бездействие) комиссии, то в иске также следует указать (п. п. 5 , 7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ):

1) наименование, номер, дату принятия оспариваемого решения, дату и место совершения оспариваемого действия (бездействия). Если обжалуется бездействие, то необходимо указать на то, в чем оно заключается;

2) нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которыми надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В зависимости от оснований обращения и заявленных требований к административному исковому заявлению нужно приложить в том числе следующие документы (ч. 1 ст. 55 , ч. 4 , , 8 ст. 57 , ст. 126 , ч. 2 , 3 ст. 246 , ч. 3 ст. 220 КАС РФ; пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ; п. 6 Обзора, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 20.04.2017; п. п. 11 , Постановления N 28):

1) уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, либо копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

2) выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости земельного участка, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, а также сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость;

3) копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на земельный участок;

4) документы, подтверждающие недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

5) отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

6) решение комиссии (при наличии);

7) квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 руб.;

8) документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

9) иные документы и материалы, подтверждающие требования административного истца.

Шаг 2. Обратитесь с административным исковым заявлением и комплектом документов в суд

Административное исковое заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в суд города федерального значения (например, в Московский городской суд), областной суд, верховный суд республики, краевой, суд автономной области и суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ по определению кадастровой стоимости либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (п. 15 ст. 20 , ч. 1 ст. 22 , ч. 2 ст. 24 КАС РФ; п. 3 Постановления N 28).

С административным исковым заявлением можно обратиться в следующие сроки (ч. 1 ст. 219 ст. 141 , ч. 1 ст. 226 , ч. 1 ст. 247 КАС РФ).

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости административный истец должен доказать недостоверность сведений о земельном участке, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (ч. 5 ст. 247 , ст. 248 КАС РФ).

После вынесения положительного решения суда в его резолютивной части должно содержаться указание на вновь установленную величину кадастровой стоимости, а также на дату подачи искового заявления (ч. 3 ст. 249 КАС РФ; п. 25 Постановления N 28).

Если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость участка была изменена, то сведения о новой кадастровой стоимости применяются для предусмотренных законодательством РФ целей (например, для исчисления земельного налога) с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (ч. 5 ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ; п. 1 ст. 391 НК РФ; Письмо ФНС России от 07.11.2016 N БС-4-21/21044@).

Обратите внимание!

Если кадастровая стоимость была пересмотрена и вносится в ЕГРН на основании НПА субъекта РФ об утверждении кадастровой стоимости, сведения о ней учитываются в целях налогообложения в этом и предыдущих годах, если это прямо предусмотрено в указанном НПА и при этом положение налогоплательщика улучшается (например, в случае уменьшения кадастровой стоимости участка) (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-05-04-01/46181).

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Оспорить кадастровую стоимость земельного участка возможно по правилам, регламентированным Федеральными законами № 135-ФЗ и № 218-ФЗ, а также Налоговым кодексом РФ. Необходимость в процедуре может быть вызвана различными нарушениями, выявленными в ходе государственной оценки объектов недвижимости, а также при несоответствии указанного показателя рыночной цене участка.

Что это такое?

Использование параметра кадастровой оценки земельных ресурсов осуществляется в РФ с 2013 года, в настоящее время данное правило распространяется на все виды объектов недвижимости, подлежащих учету в кадастровой службе Росреестра. Определение данного стоимостного показателя происходит в результате государственной оценки недвижимых объектов, для этого учитываются следующие нюансы:

  • проведение оценочных мероприятий происходит в рамках государственного заказа, который размещают региональные властные структуры;
  • выполнение кадастровых действий в рамках госзаказа может осуществляться только профессиональным кадастровым специалистом - инженером;
  • при оценке земельной недвижимости таким способом выполняются комплексные работы, т.е. обследование происходит в отношении группы объектов и не учитывает характерные особенности конкретных земельных наделов.

Итогом комплексных работ будет являться отчет о кадастровой стоимости, который подлежит утверждению региональным заказчиком. После этого сведения о кадастровой оценке направляются в службу Росреестра, а также в адрес ФНС для использования при расчете налоговых обязательств.

Именно использование данного стоимостного показателя для расчета земельного налога является его основным целевым назначением. До введения механизма кадастрового учета применялся вариант с применением инвентаризационной стоимости земли, однако по состоянию на 2017 год практически все регионы привели в соответствие свою законодательную базу.

Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка необходимо осуществлять после уточнения его актуального значения. Рассмотрим основные варианты получения данной информации.

Как получить сведения о кадастровой стоимости?

Одним из направлений механизма кадастрового учета является ведение единой федеральной базы данных по всем объектам недвижимости - госреестр ЕГРН. Именно данный реестра будет являться официальным источником сведений о кадастровом стоимостном показателе в отношении земельных наделов.

Получение данных из госреестра ЕГРН в 2017-2018 году возможно следующими способами:

  1. подача письменного запроса в территориальную службу Росреестра для получения соответствующей справки;
  2. оформление аналогичного запроса через местное учреждение Многофункционального центра;
  3. подача запроса в электронной форме через официальный портал госуслуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт на указанном сайте);

На основании указанного запроса заявителю будет выдана справка об актуальном значении кадастровой стоимости.

Помимо этого, неофициальную, но достоверную информацию о стоимостных показателях кадастровой оценки земли можно получить через общедоступный онлайн-ресурс Публичной кадастровой карты, официальный сайт регионального органа власти и через инспекцию ФНС. Нужно учитывать, что такие способы получения информации не позволят заинтересованному лицу получить официальную справку для последующего оспаривания.

Основания для оспаривания

Возможность оспорить показатели комплексной кадастровой оценки принадлежит только собственникам земли, так как только их интересы могут быть нарушены в результате указанной процедуры. Перечень оснований, по которым может предъявляться требование об отмене или изменении стоимостных данных земли регламентирован Законом № 135-ФЗ и включает в себя:

  • недостоверность данных, сформированных по итогам комплексного обследования недвижимости;
  • необходимость привести в соответствие кадастровое значение стоимости надела с его рыночной ценой.

Указанный нормативный акт раскрывает и понятие недостоверности сведений - она включает в себя различные ошибки и нарушения, допущенные при проведении инженером комплексных кадастровых работ.

При установлении возможных нарушений нужно учитывать их примерный перечень, сформированный в Обзоре Пленума ВС РФ № 28:

  • нарушение при оформлении перечня земельных объектов, в отношении которых проводились оценочные мероприятия;
  • неправомерное установление ряда критериев, влияющих на стоимостный показатель - расположение надела; вид разрешенного использования или целевые характеристики; расположение участка в пределах зон специального землепользования и т.д.;
  • нарушения при использовании расчетных работ для определения итогового стоимостного значения.

Перечисленные обстоятельства носят оценочный характер, выявление фактических нарушений будет осуществляться при рассмотрении обращения правообладателя земли.

Несоответствие кадастрового значения стоимости и рыночной цены определяется путем заказа и получения отчета независимого оценщика (данный способ оспаривания недоступен собственникам, проживающим в регионах с применением инвентаризационной стоимости земли). Для получения указанного отчета необходимо предварительно заказать у инженера межевой план на земельный надел с указанием его параметров и характеристик.

В настоящее время правообладателям земельных объектов доступны два способа оспорить кадастровое значение стоимости - путем обращения в региональную Уполномоченную комиссию по разрешению данной категории споров или в рамках судебной процедуры. Для правообладателей-предприятий обязательным условием для обращения в суд является соблюдение комиссионного способа урегулирования спора. Для граждан данное условие не является обязательным, они могут сразу передавать документы в судебное учреждение.

В чем преимущества и недостатки варианта с обращением в региональную комиссию? Ключевым минусом является тот факт, что указанная структура создана и действует при учреждениях Росреестра, что неизбежно влечет необъективность проверки нарушений. Среди преимуществ такого способа можно выделить:

  • относительно сжатые сроки рассмотрения споров (на практике, продолжительность разбирательства спора составит 2-3 месяца);
  • безвозмездный характер рассмотрения спора (для обращения в судебное учреждение потребуется оплатить госпошлину);
  • наличие «запасного» варианта для дальнейшего оспаривания в виде судебного разбирательства.

Для рассмотрения спора по существу, правообладателю необходимо представить пакет обязательных документов.

Прежде всего, гражданину нужно заполнить бланк заявления с подробным указанием выявленных нарушений. Помимо этого, в региональную комиссию представляются следующие формы и бланки:

  • правоустанавливающие документы на участок земли - свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН, свидетельство о наследстве, распорядительный акт местных властей о выделении земли;
  • общегражданский паспорт собственника земли;
  • межевой план на земельный надел;
  • официальная справка об актуальном значении кадастровой стоимости;
  • письменные доказательства, подтверждающие выявленные нарушения при государственной оценке земли.

При рассмотрении и проверке перечисленных документов членами Комиссии будут исследоваться материалы комплексной кадастровой оценки земли. Если заявленные нарушения подтверждаются, показатель кадастровой стоимости будет аннулирован, а региональным властям придется проводить повторную оценку земель (на период назначения и проведения оценки в отношении земельного объекта будет действовать инвентаризационный стоимостный показатель).

Обращение в судебное учреждение допускается в качестве первой стадии оспаривания, либо в виде обжалования решения региональной комиссии. Перед обращением в суд правообладателю необходимо собрать аналогичный пакет документации, что и в случае с рассмотрением спора в уполномоченной комиссии.

Рассмотрение дела об оспаривании кадастровой стоимости земли будет происходить с учетом следующих нюансов:

  1. суд будет оценивать законность размещения государственного заказа для проведения оценочных мероприятий и обоснованность выбора победителя тендера;
  2. при рассмотрении итогов проведения комплексных кадастровых работ суд обязан проверить реальные качественные и количественные параметры спорного объекта;
  3. если основанием для предъявления искового заявления выступает отчет оценщика и межевой план кадастрового инженера, суд привлечет указанных специалистов к участию в деле.

Если в ходе судебного процесса будут выявлены нарушения, допущенные кадастровым специалистом, спорный стоимостный показатель будет аннулирован.

Рассмотрение споров о несоответствии кадастровых и рыночных показателях стоимости земли также имеет специфичные нюансы. В этом случае в суд дополнительно представляются следующие документы:

  • межевой план, изготовленный кадастровым специалистом и содержащий актуальные параметры земельного объекта;
  • отчет независимого оценщика, состоящего членом одной из профильных СРО;
  • положительное заключение, составлено экспертным советом СРО, по факту проверки отчета оценщика.

По итогам рассмотрения указанных документов суд может принять решение, по которому значение кадастровой стоимости участка будет приравнено к показателю рыночной цены. При этом указанное решение будет затрагивать только стоимостные данные спорного объекта, аналогичные сведения на смежные участки останутся без изменения. Для изменения кадастровой стоимости иных участков потребуется отдельное самостоятельное обращение их собственников.

Изготовление межевого плана для оспаривания осуществляется на основании обращения к кадастровому инженеру, которого собственник земли вправе выбрать самостоятельно. В рамках кадастровых работ будет проведено обследование конкретного спорного участка для установления ключевых характеристик, влияющих на его стоимость. Именно на основании указанного документа будет оформляться отчет о рыночной стоимости земельного объекта для последующего представления в суд.

Последствия оспаривания

Если по итогам рассмотрения указанного спора решением Комиссии или судебного учреждения кадастровая стоимость аннулирована или изменена, данные процессуальные акты должны быть направлены в налоговые органы и службу Росреестра. При этом новые данные в отношении участка будут внесены в госреестр ЕГРН, а инспекция ФНС будет обязана учитывать их при расчете налоговых обязательств.

Оспаривание кадастровой стоимости влечет следующие юридически значимые последствия:

  • налоговый орган будет обязан учесть новые стоимостные показатели для текущего или последующих отчетных периодов, тогда как на предыдущие годы это правило не распространяется;
  • при последующих мероприятиях по государственной кадастровой оценке земли будут учитываться факты и обстоятельства, установлены при рассмотрении спора;
  • если при проведении повторных мероприятий по государственной оценке земель вновь будут допущены нарушения, правообладатели смогут повторно воспользоваться правом на оспаривание кадастровой стоимости.

Если на момент обращения в региональную Комиссию или судебное учреждение гражданин уже произвел перечисление налога за землю, он вправе потребовать перерасчета и возврата излишне уплаченной суммы только в отношении текущего отчетного периода. Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением в адрес налогового органа, а при отказе от перерасчета - в судебные органы.

О способах вычисления и пересмотре кадастровой стоимости

Данная стать расскажет о том как оспорить кадастровую стоимость квартиры, участка, земли, коммерческой недвижимости, и других объектов, подлежащих постановке на кадастровый учет РФ. Проверить данный факт можно с помощью поиска объектам недвижимости на кадастровой карте Москва и всей России.
К кадастровой стоимости относят цену за недвижимый объект, описание которого имеется в государственном кадастре недвижимости.
Расчетом данной стоимости занимаются оценщики со стороны. Эта процедура регламентируется с помощью Федерального закона от 29-го июля 1998-го года №135-ФЗ (Закона, регулирующего оценочную деятельность).

Решение о том, что необходимо провести государственную кадастровую оценку, принимается местными органами власти субъектов РФ или же органами МСУ. Они же осуществляют выбор специалиста и подписывают с ним соглашение. Исходя из положений вышеупомянутого закона, процесс переоценки осуществляется минимум один раз в пять лет (в любом регионе) и максимум раз в три года (в случае с Москвой, Санкт-Петербургом действует иная норма проведения процесса – не чаще, чем один раз за 2 года).

Для проведения государственной кадастровой оценки, ФГБУ «ФКП Россреестра» осуществляет формирование списка оцениваемых объектов недвижимости в данной местности. Соответствующий запрос на эту процедуру должен направить орган, решившийся провести кадастровую оценку. Кадастровую стоимость вычисляют оценщики со стороны, избираемые по итогам конкурса властями субъектов РФ.

Российское законодательство позволяет оценщикам в самостоятельном порядке определять метод, с помощью которого будет рассчитана кадастровая стоимость недвижимых объектов. После окончания процесса оценки, происходит ее утверждение местными властями и передача в Росреестр (который вводит все полученные факты в ГКН).

Выделяют следующие варианты, благодаря которым может быть получена информация о кадастровой стоимости объекта недвижимости:

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность получить информацию из ГКН

Такой вариант возможен при заказе соответствующей выписки. В данной ситуации есть вариант воспользоваться специализированным сервисом на вышеобозначенном портале. Заходите на главную страницу, делаете переход в раздел, посвященный физическим либо юридическим лицам. Нажимаете на кнопку выдачи информации из ГКН, заполняете образец и формируете заявку. Те пункты, на которых есть восклицательный знак, должны быть заполнены. Далее убеждаетесь, что заявку приняли, запоминаете ее номер (он позволит следить за Вашей заявкой). Информация из ГКН будет получена в течение 5 рабочих дней с того момента, как были приняты документы.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, посвященного публичной кадастровой карте.

В данной карте находится информация ГКН. Для поиска конкретного объекта можно применить кадастровый номер и поисковый запрос. Про любой объект, отраженный на портале, имеются стандартные характеристики. Такие сведения обладают справочным характером и не обладают юридической законной силой.

  1. Благодаря порталу Росреестра и сервису, предоставляющему справочные материалы по объектам недвижимого типа в режиме онлайн.

Чтобы найти справочный материал по конкретному объекту недвижимого типа в режиме онлайн, можно зайти на специализированный портал. Его расположение – раздел, посвященный электронным работам и услугам. Кадастровый номер либо адрес необходимого объекта даст Вам возможность получить справочный материал об объекте недвижимого типа.

  1. С помощью портала Росреестра и сервиса, дающего возможность узнать справочный материал из фонда справочных материалов государственной кадастровой оценки.

Данный портал даст возможность узнать итоги такой оценки, проведенной региональными органами власти РФ. Заходите в раздел, посвященный физлицам либо юрлицам, выбираете «выдача информации». После вводите кадастровый номер нужного объекта в поисковике и нажимаете соответствующую кнопку. Получаете ссылку на весь интересующий Вас материал (либо, если такие сведения отсутствуют – появляется надпись, что их нет). Сведения выдаются сервисом на безвозмездной основе в режиме онлайн.

  1. Также можно лично посетить офис Федеральной кадастровой палаты Росреестра либо МФЦ.

Если все вышеперечисленные способы для Вас по определенным обстоятельствам не актуальны, тогда можно запросить кадастровую справку о стоимости из ГКН. Посещаете офис либо городское МФЦ (возможно также направление запроса почтовым отправлением). Если у ГКН есть справочный материал о нужном Вам объекте, требуемую справку Вы получите бесплатно (срок выдачи – одна неделя). Подавая запрос, обязательно укажите, каким образом готовы забрать материал: лично либо с помощью почты.

Налоговый расчет на имущество физлиц возможен благодаря специализированному сервису на сайте ФНС России.

Каким образом можно изменить итоги вычисления кадастровой стоимости?

Исходя из положений Закона об оценке, итоги вычисления кадастровой стоимости могут быть пересмотрены в судебной инстанции и специальной комиссии, занимающейся рассмотрением таких дел.

Пересматривать вычисления кадастровой стоимости могут следующие лица:

  • Физические лица – если результаты вычисления кадастровой стоимости влияют на их права и обязанности;
  • Юридические лица – аналогично физлицам.
  • Органы госвласти, органы МСУ – если речь идет о недвижимых объектах, владельцами которых выступает государство либо муниципалитет.

Для осуществления данного процесса в судебной инстанции используется специальный порядок рассмотрения аналогичных споров.

Если итоги вычисления кадастровой стоимости желают пересмотреть в суде физические лица, им не нужно обязательно составлять предварительный запрос в комиссию. С юрлицами и органами госвласти все немного сложнее – они имеют право пересмотреть итоги проведения данного процесса в судебной инстанции лишь в той ситуации, когда комиссия отклонила заявление о таком пересмотре (если оно при этом было оформлено надлежащим образом), либо же если комиссия не рассмотрела заявление в обозначенные законодательными актами сроки.

Процесс регулируется ст. 24.18 Закона об оценке. Также данный процесс регулирует приказ российского Минэкономразвития от 4-го марта 2012-го года №263.

Подать заявление в комиссию можно с того дня, как в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости и до того дня, когда в ГКН были внесены итоги вычисления кадастровой стоимости, определенные при проведении стандартной государственной кадастровой оценки.

Обстоятельства, на основании которых комиссия имеет право на пересмотр итогов определения кадастровой цены:

  1. Ложный справочный материал об объекте недвижимого типа, который был применен при расчете его кадастровой цены.
  2. Если в отношении объекта недвижимого типа провели установку его цены на рынке – на день, по состоянию на который установили его кадастровую цену.

Для пересмотра итогов расчета кадастровой стоимости в комиссии, заявителем обязательно должно быть подано обращение.

Как по первому, так и по второму обстоятельству заявление в комиссию могут направить как лица физического, так и лица юридического типа – если по итогам вычисления кадастровой цены произошло нарушение прав и обязанностей этих лиц. Аналогичное право имеют и органы госвласти, МСУ.

Чтобы выявить обстоятельства для пересмотра итогов вычисления кадастровой стоимости объекта недвижимого типа, заявитель имеет право на составление обращения к заказчику услуг по вычислению кадастровой стоимости. Есть вариант и с обращением в орган, занимающийся вопросами данного типа – если цена вычислена путем проведения кадастрового учета недвижимого объекта.

В течение одной недели с того дня, как поступил указанный запрос, заказчик работ и орган, занимающийся данными вопросами, должны предоставить заявителю необходимую информацию. Нарушать обозначенные временные сроки категорически нельзя (исходя из положений законодательства Российской Федерации).

Должно быть подано как само заявление, так и следующие типы документов:

  • Кадастровая справка о кадастровой цене (можно заказать онлайн как и выписку из ЕГРП) объекта недвижимого типа. В ней должен находиться справочный материал об оспариваемых итогах вычисления кадастровой стоимости.
  • Копия правоопределяющего документа на недвижимый объект – в случае подачи заявления лицом, имеющим право на недвижимый объект. Ее должен заверить нотариус.
  • Документы, доказывающие ложную направленность информации об объекте недвижимого типа, примененные при вычислении его кадастровой цены (если основанием подачи заявления выступает именно это обстоятельство).
  • Отчет об оценке оценочного объекта. Он должен быть как на бумаге, так и в электронном формате – если заявление подается в силу причины определения в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены.

Если обозначенных документов нет – рассмотрением заявления никто заниматься не будет.

Также возможно приложение документации иного типа.

Комиссия должна рассмотреть поступившее заявление за 30 дней со дня его поступления.

В течение одной недели со дня поступления заявления комиссия осуществляет направление уведомления о том, что это заявление будет рассмотрено с обозначением дня его изучения в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект, итоги вычисления кадастровой стоимости которого намерены оспорить. Также подобное уведомление получает лицо, имеющее право на данный недвижимый объект.

Если заявление подали из-за неправильного справочного материала о недвижимом объекте, который был использован при вычислении его кадастровой цены, по итогам изучения этого заявления комиссия может остановиться на следующих решениях:

  1. Она может отклонить заявление, если использовалась достоверная информация.
  2. Она имеет право пересмотреть итоги вычисления кадастровой стоимости – если применяли недостоверный справочный материал об объекте недвижимого типа.

Если же заявление подали из-за второго обстоятельства, то комиссия решает определить кадастровую цену объекта недвижимого типа, исходя из размера его рыночной цены. Комиссия также имеет право просто отклонить заявление и не изучать его далее.

Комиссия работает на законных основаниях, если на заседании находятся более половины ее участников. Голоса отдают открыто. Участники комиссии не могут проигнорировать голосование – они должны быть либо «за», либо «против». Если свыше половины пришедших на заседание участников комиссии отдали свои голоса «за» какое-то решение, оно будет принято комиссией.

В течение одной рабочей недели с момента принятия по итогам изучения заявления конкретного решения комиссия направляет специализированное уведомление лицу – владельцу объекта недвижимого типа, итоги вычисления кадастровой цены которого оспаривались. Аналогичное управление направляется в орган МСУ, на территории которого находится недвижимый объект.

Комиссионные решения можно оспорить в судебной инстанции.

Если пересматриваются итоги вычисления кадастровой цены в судебной инстанции, комиссионное решение не считается предметом изучения при изучении требований заявителя.

Если комиссия решила пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены, то за одну рабочую неделю ею должна быть направлена копия данного решения в соответствующий орган.

Если комиссия приняла решение пересмотреть итоги вычисления кадастровой цены по причине вычисления в отношении объекта недвижимого типа его рыночной цены, то ею также должны быть направлены следующие документы:

  1. Отчет, оценивающий рыночную цену. Он должен быть в электронном формате.
  2. Справочный материал о кадастровой цене – в орган кадастрового учета.

Исходя из положений ст.403 НК РФ, если кадастровая цена на объект изменена судебным либо комиссионным решением, вся необходимая информация учитывается при исчислении налоговой базы – но только после того, как кадастровая цена будет внесена в ГКН.

Urbanlook

Законодательные нововведения, связанные с переходом на налогообложение исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости и созданием института государственных кадастровых оценщиков, стали причиной множества споров, дискуссий и прогнозов на будущее не только для рынка недвижимости, но и в области социологии, экономики и даже урбанистики. Спровоцирует ли возросший налог на имущество «переселение» москвичей «за МКАД», станет ли непосильной нагрузкой для целого ряда предприятий и производств, покажет время. Однако специалисты утверждают: налог – не приговор. Собственники недвижимости имеют право на оспаривание кадастровой стоимости своего имущества. Все подробности о сложной, но часто необходимой процедуре, рассказали эксперты и практикующие оценщики саморегулируемой организации НП «АРМО».

В комиссии при Росреестре в первом полугодии текущего года поступило более 14,6 тыс. заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 30,2 тыс. объектов недвижимости. Решения в пользу заявителей принято в отношении 52,2% от общего числа заявлений. Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях снизилась на 29,1% (265 млрд рублей).

При этом в июле Конституционный суд разрешил органам местного самоуправления оспаривать в суде «существенное снижение» кадастровой стоимости земельных участков. Это значит, что владелец крупного бизнеса, которому удалось снизить в комиссии кадастровую стоимость имущества, должен учитывать риск оспаривания этого решения местными органами власти – с целью увеличения средств, поступающих в региональный бюджет. В результате кадастровая стоимость может снова повыситься. Такое постановление вызвало резонанс, однако не отменило права как юридических, так и физических лиц на снижение кадастровой стоимости имущества.

Под кадастровой стоимостью в общем смысле понимается рыночная стоимость, определенная методами массовой оценки, при которой специалисты-оценщики должны опираться на данные государственного кадастра недвижимости без учета индивидуальных характеристик объектов недвижимости. Отсюда - множественные ошибки, источник которых – в неполной и некачественной исходной информации. Так, по данным, озвученным на прошедшей в «Российской газете» пресс-конференции, "несколько сотен тысяч объектов в базах данных имели лишний "0" в строке "площадь". Как результат: кадастровая стоимость большого количества объектов недвижимости превышает их рыночную стоимость. Самостоятельно рассчитать сумму налога можно с помощью онлайн-калькулятора. Для этого необходимо знать кадастровый номер объекта недвижимости или адрес. Либо посетить личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.

Сравнив кадастровую стоимость квартиры или земельного участка с максимально схожими предложениями на рынке, можно определить, действительно ли кадастровая стоимость объекта имеет значительные расхождения с его рыночной стоимостью. В этом случае единственная возможностью уменьшить сумму налога – снизить кадастровую стоимость своего имущества. Это возможно только через процедуру оспаривания в комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой оценки при Росреестре или в суде.

Физическому лицу о пересмотре кадастровой стоимости можно обращаться сразу в суд. Для юридических лиц процедура оспаривания начинается в комиссии. Заявление в суд можно подавать только после получения отрицательного ответа комиссии. Оспорить кадастровую стоимость имущества может любой собственник объектов недвижимости. Арендатор тоже обладает правом на оспаривание в том случае, если размер арендной платы рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка или объекта капитального строительства. «Застройщики часто работают по договору аренды, поэтому важно помнить: если в договоре аренды не указаны права арендатора на оспаривание кадастровой стоимости, им не может быть инициирована процедура оспаривания. Арендатору для обращения в суд потребуется согласие собственника земельного участка», - отмечает руководитель юридического департамента НП «АРМО» Никита Власов .

Пройти процедуру оспаривания самостоятельно – невозможно. В этом процессе собственнику необходима квалифицированная помощь специалиста – оценщика.

Как выбрать оценщика

К выбору специалиста в области оценочной деятельности стоит подойти очень ответственно. Именно от знаний, умений и практического опыта в данной области зависит успех всей процедуры. Оценщик может быть как индивидуальным предпринимателем, так и сотрудником оценочной компании. Но в обоих случаях он должен соответствовать жестким требованиям закона. Прежде всего - состоять в саморегулируемой организации оценщиков (СРО), на сайте которой в реестре членов необходимо проверить ключевую информацию: числится ли оценщик как действительный член, есть ли у него действующий страховой полис на сумму 300 тыс.руб., не имеет ли он дисциплинарных взысканий.

Важнейшими критериями при выборе оценочной компании является: наличие в штате не менее двух специалистов-оценщиков, которые так же должны соответствовать вышеуказанным требованиям, кроме того иметь дополнительную страховку оценочной компании на сумму не менее 5 млн. руб. Информация об этом также размещена на сайте СРО.

«Очень важно также, чтобы специалист имел практический и успешный опыт оспаривания кадастровой стоимости в определенном регионе. Это связано с тем, что региональные комиссии по рассмотрению споров могут иметь свои дополнительные, зачастую специфические требования к порядку проведения расчетов. Так, в Московской области, одно из таких требований – использование двух подходов к оценке – доходного и сравнительного. А в Челябинске, например, по инициативе комиссии и по результатам диалога с экспертами-оценщиками подготовлены методические разъяснения, которые необходимо учитывать при подготовке отчета об оценке для целей оспаривания. Незнание подобных фактов сводит к нулю шансы на положительное решение комиссии - отмечает Игорь Патрушев , председатель регионального совета по оценочной деятельности в Челябинской области, генеральный директор ООО Консалтинговая компания «ОБиКон».

Какие документы необходимы Определившись с оценщиком, необходимо заключить договор на проведение оценки. Ключевой частью такого договора является обязательный раздел - «задание на оценку», которое заказчик ставит перед оценщиком.

«Для того чтобы оценщик максимально точно определил рыночную стоимость объекта недвижимости, то есть учел все индивидуальные характеристики объекта, заказчик должен не только предоставить оценщику подробную информацию об этом объекте, но и допустить специалиста к его осмотру. Информация об объекте обязательно должна быть заверена подписью заказчика. В ином случае отчет будет недостоверным и комиссия откажет в положительном решении по данному обращению. Ведь именно отчет об оценке - главный документ во всей процедуре оспаривания», - подчеркивает Евгений Тагин , генеральный директор ООО "Оценка и право".

«В договоре также важно прописать обязанность оценщика представлять интересы заказчика в комиссии, это значит, что оценщик не только подготовит отчет об оценке объекта недвижимости, но и примет активное участие в заседаниях комиссии и суда. Добросовестные специалисты работают именно так, это является хорошей практикой. Только профессионал может мотивированно защитить сделанные расчеты перед комиссией», - считает Валентина Осыка , руководитель ООО "Архонт Консалтинг".

Если заказчик планирует обращаться в суд (когда речь идет о значительном снижении кадастровой стоимости решение комиссии скорее всего будет отрицательным), одного отчета об оценке недостаточно. Для судебной процедуры необходимо экспертное заключение СРО. Этот документ стоит предоставить и в комиссию, во-первых, это повышает шансы на положительное решение по обращению собственника недвижимости, а, во-вторых, исключает возможность ошибки в отчете.

Игорь Патрушев отмечает: «Так заказчик получает дополнительную уверенность в объективных результатах оценки своей собственности». Если комиссия все-таки приняла отрицательное решение, для заявителя есть 3 варианта дальнейших действий:

Подать заявление в комиссию повторно . Добросовестный оценщик в процессе общения с членами комиссии в рамках заседания скорректирует те пункты отчета, с которыми комиссия не была согласна, и подготовит его к повторному рассмотрению.

Оспорить решение комиссии . Оспаривание решения комиссии об отказе возможно через суд. В ряде случаев это может быть целесообразно. Например, если заседание комиссии состоялось с нарушением законодательства РФ.

Оспорить кадастровую стоимость имущества в суде. Для судебного оспаривания потребуется расширенный пакет документов, в котором должны быть: заявление в суд об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной; отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости; экспертное заключение СРО отчета об оценке; оплаченная пошлина и т.д.

«Необходимо привлечь квалифицированного адвоката для защиты интересов собственника в суде (если оценщик не может взять и эту функцию на себя), а также еще до обращения в суд задуматься о кандидатурах возможных судебных экспертов. Именно от их выводов во многом зависит исход судебного процесса. От судебных экспертов необходимо заранее получить письменные подтверждения о готовности проведения судебной экспертизы, в которых должны быть указаны сведения об их опыте и квалификации, сроках и стоимости проведения экспертизы. В подготовке этих документов и их представлении суду поможет адвокат. А в поиске квалифицированных и независимых судебных экспертов заказчику может помочь оценщик и саморегулируемая организация, в которой он состоит. Но утверждение эксперта остается за судом», - отмечает практикующий судебный эксперт Георгий Каргин .

Цена вопроса

Услуги хорошего специалиста-оценщика по процедуре оспаривания могут обойтись заказчику в 50-70 т.р., при комплексном подходе – 100 т.р. и выше для крупных объектов в зависимости от региона. В бюджет судебной процедуры стоит заложить услуги адвоката (если оценщик не может взять эту функцию на себя), а также расходы на дополнительную судебную экспертизу (в совокупности от 100 т.р.). Роль СРО в успешном оспаривании Положительная экспертиза отчета об оценке свидетельствует о соответствии данного документа требованиям законодательства и объективности результатов оценки.

«Именно саморегулируемые организации как сообщества профессионалов аккумулируют знания и опыт оценщиков из разных регионов страны. Эксперты СРО не просто дают положительное заключение, но и методически корректируют отчеты с учетом лучшей практики и актуальных подходов в области процедуры оспаривания. Заказчику также стоит обратить внимание, что судебная процедура предусматривает возможность участия эксперта СРО на стороне собственника имущества с целью защиты результатов независимой оценки», - говорит генеральный директор НП «АРМО» Елена Петровская .

Не стоит забывать, что даже в случае положительного решения комиссии или суда и снижении налога, всего через несколько лет государство проведет переоценку кадастровой стоимости недвижимости, которая может дать те же результаты, что и до оспаривания или даже выше. В этом случае всю процедуру собственнику придется проходить повторно.