Понятие налоговых правоотношений их структура и субъекты. Виды налоговых правоотношений


ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

(г. Казань)

Экономический факультет

Кафедра «Финансы и кредит»

НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Курсовая работа

По дисциплине «Налоговое администрирование»

Выполнила:_________________

Студент гр. 871

Ильина Светлана Валерьевна

Научный руководитель:______

к. э. н., доцент Гарасимчук Елена

Геннадьевна

Набережные Челны – 2010

Введение

Реформирование экономики России было нацелено на переход к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Следовательно, актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации.

Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации.

Целью курсового исследования является изучение понятия и структуры налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение налоговому правоотношению, установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;

2. провести исследование видов налоговых правоотношений;

3. рассмотреть особенности налогового правоотношения как элемента механизма правового регулирования;

4. установить основных участников налоговых правоотношений в РФ;

5. раскрыть основания возникновения и прекращения налоговых правоотношений;

6. определить состав и структуру налогового правоотношения;

7. выявить проблемы и перспективы совершенствования и развития налоговых правоотношений.

Объектом курсового исследования являются налоговые правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налогообложения, а также их осуществление на практике.

Предметом исследования являются нормы финансового, административного, гражданского и иных отраслей права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация регулирования налогообложения в Российской Федерации.

Предметом исследования – проблемы правоотношений субъектов налогового права.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка используемой литературы. Каждая глава в свою очередь делится на три-четыре параграфа.

Первая глава посвящена исследованию налогового правоотношения как вида финансового правоотношения. Здесь были определены сущность налогового правоотношения, его виды, а также проанализировано налоговое правоотношение как элемент механизма правового регулирования.

Вторая глава посвящена анализу субъектно-объектного состава налогового правоотношения, в частности участники налоговых правоотношений, основания возникновения и прекращения, содержание, совершенствование и развитие налоговых правоотношений.

При проведении курсового исследования были использованы различные методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

Теоретической основой для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, различные литературные источники, полный список которых приведён в конце работы.

1. Налоговое правоотношение как вид финансового правоотношения

1.1. Сущность налогового правоотношения

Налоговые правоотношения - это охраняемые государством об-щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек-тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

Распространенное мнение высказывает Н.И. Химичева, характеризуя налоговые правоотношения как урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц . Это же определение наблюдается в работе О.В. Староверовой, где «налоговые отношения отличаются от финансовых и административных наличием особых элементов: субъектов и объектов».

Сущность налогового правоотношения с введением, установлением и взиманием налогов и сборов связывает А.В. Брызгалин. Он указывает, что «налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов» . Подтверждает это и С.Г. Пепеляев, выделяющий стержнем налоговых правоотношений отношения по взиманию налогов. Однако четкого определения налоговых правоотношений в своих работах он не дает .

Более широкого подхода придерживается А. Б. Борисов. По мнению этого автора, «Налоговые правоотношения носят комплексный характер и вытекают из финансовых, конституционных, имущественных, административных управленческих, арбитражно-процессуальных, административно-процессуальных, информационных, гражданско-процессуальных отношений» .

Таким образом, приведенный анализ позволяет заключить, что по своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера. Вопрос о материальном содержании (составе) таких правовых отношений в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным.

Правоотношение обычно понимают как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами.

Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая норма.

Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит представительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

Структура правоотношения включает в себя следующие элементы:

Субъекты правоотношения;

Объект правоотношения.

Юридическую сторону содержания правоотношения составляют сами субъективные права и обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера возможного и должного поведения участников конкретных правоотношений. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем:

1. возможность субъекта своими собственными действиями реализовать свое право;

2. право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей;

3. право обращаться за государственной защитой, в случае, если субъективное право нарушено.

Юридическая обязанность - это обязанность исполнить все то должное, что предусмотрено нормой права, а в случае неисполнения претерпевать предусмотренные санкцией данной нормы меры государственного воздействия.

1. 2. Виды налоговых правоотношений

В юридической литературе предлагаются различные виды налоговых правоотношений.

В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным. Отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т. п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:

    отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями;

    отношения между государствами (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений – по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

По характеру межбюджетных связей они делятся на отношения на абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена только одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативно-правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязательных лиц, наделенных соответствующими правами.

    установления и введения налогов и сборов;

    взимания налогов и сборов;

    проведения налогового контроля;

    привлечения к ответственности за налоговые правоотношения;

    обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц .

По цели они делятся на основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию и уплате налога и сбора. Отношения, возникающие по поводу постановки на учет, по проведению налоговых проверок и т. п. принято рассматривать как вспомогательные.

  1. Налоговые правоотношения (5)

    Реферат >> Финансы

    А также их теоретического обоснования. 1 Понятие налогового правоотношения , его структура Следует отметить, что в дореволюционной юридической...

  2. Налоговый процесс и его структура

    Дипломная работа >> Финансы

    ... налоговых правоотношений . Как отмечалось выше, связь финансового права с административным несомненна, однако рассматри­вать понятие налогового ... исследования является налоговый процесс его структура . Целью исследования налогового процесса является...

  3. Налоговое планирование предприятия, его структура

    Реферат >> Финансы

    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.1. Понятие и содержание налогового планирования на... РИС 2) Структура налогового планирования Проекция конструкции налогового планирования в виде... ли предприятие субъектом налоговых

Налоговые правоотношения представляют собой особый вид финансовых правоотношений, урегулированных нормами нало­гового права. Налоговые правоотношения - это отношения по ус­тановлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществ­ления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов,

действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения имеют несколько существенных признаков и особенностей:

1) налоговое правоотношение - это общественно значимое
отношение. Данные правоотношения возникают между определенными лицами (юридическими и физическими) и имеют общественную значимость в первую очередь в сфере налогообложения.
Личные взаимоотношения, например между налогоплательщиком
и руководителем налогового органа, не носят общественно значимого характера и не требуют специального правового регулирования нормами налогового права;

2) налоговые правоотношения регулируются нормами налогового права, т. е. эти отношения возникают на основе норм налогового права, складываются в соответствии с правовыми предписаниями и осуществляются в пределах норм налогового права и прекращаются на их основе. Например, приобретение имущества
физическим лицом является основанием возникновения отношений по уплате соответственного налога. Владение имуществом и все, что связано с этим, влечет отношения по порядку исчисления и периодичности уплаты налога, а продажа имущества другому лицу одновременно будет основанием для прекращения налоговых правоотношений;

3) налоговые правоотношения представляют собой юридическую связь субъектов таких правовых отношений посредством
субъективных прав и юридических обязанностей. При этом субъективное право принадлежит управомоченному лицу, которое вы­
ступает в правоотношении в качестве, например, налогового органа и обладает определенными правомочиями. Носитель же юридической обязанности является в правоотношении обязанным лицом и выступает в качестве налогоплательщика, который обязан совер­шить в пользу государства определенные юридически значимые
действия (например, исполнить обязанность по уплате налога или сбора) либо воздержаться от каких-либо действий (например, воздержаться от нарушения норм налогового законодательства);

4) налоговые правоотношения основаны на властных отноше­ниях, поскольку с одной стороны в них всегда выступают госу­дарственный орган или орган, уполномоченный государством.
Однако это не означает обладание этими органами исключительным приоритетом в налоговых правоотношениях, так как с другой стороны установлены меры защиты от незаконных действий
налоговых органов и их должностных лиц;

5) налоговые правоотношения - это отношения, возникающие по поводу денежных средств и уплаты их в доход государства,
а также по поводу приобретения определенных прав или разрешений (в отношении сборов). При этом уплата налога носит одно-

сторонний характер и не предусматривает какое-либо встречное удовлетворение;

6) налоговые правоотношения являются четко определенны­ми, конкретными отношениями. Это связано с их характером и невозможностью, без соответствующего закрепления в норме на­логового права, вносить какие-либо изменения и дополнения.

Наряду с указанными признаками налоговые правоотношения, как и любые иные правоотношения, характеризуются наличием идеологического характера, так как право и связанные с ним явле­ния выражают государственную волю и государственную идеоло­гию 1 . Основания возникновения, изменения и прекращения нало­говых правоотношений установлены налоговым законодательством.

Необходимо также сказать и об отношениях по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также отношени­ях, возникающих в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к от­ветственности виновных лиц, к которым законодательство о на­логах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено На­логовым кодексом Российской Федерации.

§ 2. Структура и содержание налогового правоотношения

Под структурой налогового правоотношения понимается внут­реннее строение и взаимосвязь элементов такого правового отно­шения. Структуру налоговых правоотношений, как и структуру любых правовых отношений, образуют следующие три элемента:

1) объекты правоотношений;

2) субъекты правоотношений;

Рассмотрим подробнее данные элементы налоговых правоот­ношений.

Объект налоговых правоотношений - это то, по поводу чего возникают правовые отношения, ради чего субъекты вступают в правовую связь.

В налогово-правовой литературе в качестве объекта налоговых правоотношений, как правило, указывается обязательный безвоз­мездный платеж (налог или сбор). Размер платежа определяется установленными законодательством о налогах и сборах правила­ми. Некоторые ученые и специалисты (Г.В.Петрова, И.И.Куче­ров и др.) 2 в качестве основного объекта налоговых правоотноше-

______________________________

1 См.: Алексеев С. С. Общая теория права. - М., 1982. - Т. 2. - С. 92.

2 См.: Кучеров И. И. Налоговое право России: Курс лекций. - М., 2001;
П е тр о в а Г. В. Налоговое право. - М., 1999.

ний называют «денежное средство (материальное благо), которое должно быть внесено налогоплательщиком в бюджет или внебюд­жетный фонд в форме налога или сбора или взыскано принуди­тельно налоговыми органами».

При этом следует добавить, что к объектам налоговых право­отношений необходимо отнести и определенные материальные (средства производства, предметы потребления и др.) и немате­риальные (продукты творчества, само поведение участников) бла­га, денежные средства в виде пени за несвоевременное выполне­ние обязанности по уплате налога, штрафы за нарушение налого­вого законодательства, а также публичный правопорядок в сфере налогообложения, сохранность сведений, составляющих налого­вую тайну, права и законные интересы участников таких право­вых отношений, их защиту.

Юридическое содержание налоговых правоотношений образу­ют субъективные права и юридические обязанности участников таких отношений. Право именуется субъективным по принадлеж­ности субъекту правоотношения. Отсюда возникает и зависимость в реализации права по усмотрению участника налоговых правоот­ношений, который может воспользоваться предоставленным ему правом либо отказаться от его реализации.

Субъективное право субъекта налогового правоотношения - это вид и мера возможного поведения этого управомоченного. лица, которым, как правило, соответствует юридическая обя­занность другого лица. Юридическая обязанность - это обязан­ность, предусмотренная юридической нормой (в нашем слу­чае - налогово-правовой) и подлежащая безусловному испол­нению. Например, право налогоплательщика получать от нало­говых органов и других уполномоченных государственных орга­нов письменные разъяснения по вопросам применения законо­дательства о налогах и сборах соответствует обязанности нало­говых органов:

а) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

б) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

в) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

г) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

д) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или
излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

е) соблюдать налоговую тайну;

ж) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое правоотношение представляет собой вид финансового отношения, урегулированного нормами налогового права. Следовательно, для него характерны все признаки финансового правоотношения, к которым, в частности, относятся следующие: 1) эти отношения складываются в процессе проведения финансовой деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, т.е. они носят распределительный характер; 2) их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты финансового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения; 3) финансовые правоотношения имеют денежный характер; 4) эти отношения имеют властный характер; 5) государство само непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной названных отношений, что в сочетании с признаком властности свидетельствует об их властно-публичном характере.

Налоги выступают основным методом собирания денежных средств в процессе осуществления финансовой деятельности. Поэтому возникающие налоговые отношения неразрывно связаны именно с объективной необходимостью для любого государства осуществления данного вида деятельности как важнейшего инструмента достижения стоящих перед ним общесоциальных, публичных целей и задач.

Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих упол- номоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.

Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.

Основными налоговыми отношениями из приведенного ранее перечня являются отношения по взиманию налогов и сборов, в которых государство в лице своих налоговых органов тоже выступает в качестве их непременного участника.

Налоговые органы - обязательный участник отношений и по осуществлению налогового контроля, а также привлечения к ответственности за допущенные налоговые правонарушения. В последних, кроме того, участвуют суд и правоохранительные органы.

В целом можно сказать, что для налоговых отношений, как и для иных финансовых отношений, свойственен публично-правовой характер; властный, имущественный (денежный), обязательственный характер.

В то же время налоговые правоотношения обладают и рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных финансовых правоотношений. К ним могут быть отнесены следующие.

Налоговые правоотношения отличаются прежде всего сферой финансовой деятельности, поскольку к ним относятся отношения, как отмечалось ранее, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий и бездействия их должностных лиц,

привлечения к ответственности за совершение налогового правона-

§ 1. Понятие и виды налоговых правоотношений

Особая сфера возникновения и существования налоговых правоотношений обусловливает и некоторые особенности их субъект- но-объектного состава, например, участие налоговых органов, а так- же содержание как совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных прав и обязанностей сторон в названной сфере.

Налоговые правоотношения могут существовать лишь в правовой форме, т.е. «при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения»18, поскольку обязанность уплачивать налоги устанавливается только законодательно. Следовательно, правовая форма в данном случае является определяющей для возникновения, изменения или прекращения общественного отношения.

Более глубокому пониманию сущности данного явления способствует рассмотрение видов налоговых правоотношений.

В юридической литературе предлагаются различные классифицирующие признаки.

Взависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.

К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т.п., можно отнести к процессуальным.

По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на: 1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями - к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов; 2) отношения между государством (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений - по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

Похарактеру межсубъектных связей ониделятся на отношения абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в

" Финансовое право: Учебник / Под ред. В.В. Бесчеревных и С.Д. Цыпкина. М. 1967. С. 197.

теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативный правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

По цели они делятся на отношения основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию, уплате налога или сбора. В то же время отношения, возникающие по поводу постановки на налоговый учет, по проведению налоговых проверок и т.п. принято рассматривать как вспомогательные, обеспечивающие выполнение обязанностей налогоплательщиком, предусмотренных налоговым законодательством.

Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.

Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.

Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны - налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица. Объектом правоотношения является то, по поводу чего общественное отношение возникает. Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает налоговое правоотношение - налог, сбор, размер которого определяется установленными законодательством о налогах и сборах правилами, порядок их взимания, уплаты, осуществление в этой связи налогового контроля, привлечение к налоговой ответственности и обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц.

Согласно ст. 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действия (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговое право - официальный (государственный) регулятор общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения. Устанавливая юридические предписания(налогово0правовые нормы), оно тем самым придает налогообложению правовую форму, в результате чего возникают особые, урегулированные правом общественные отношения - налоговые правоотношения. Через подобное нормативное воздействие государство придает процессу изъятия части частной собственности легитимный характер, переводит его под свою юрисдикцию и защиту.

Налоговые правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами налогового права, носящие властно-имущественный характер и выражающие публичные интересы.

С целью достижения баланса между публичными и частными финансовыми интересами в сфере налогообложения государство максимально реализует все правовые регуляторы. В налоговом законодательстве содержатся регулирующие, запрещающие, обязывающие, поощрительные нормы, посредством которых налоговое право очерчивает необходимые, общественно значимые или полезные варианты поведения налогоплательщиков и государства, ограничивает в должной мере частные финансовые интересы и одновременно не позволяет публичному фискальному интересу преобладать в предпринимательской деятельности. Нормы налогового законодательства устанавливают и меры юридической ответственности за противоправное поведение субъектов.

Таким образом, налоговые правоотношения - это центральное звено механизма налогово-правового регулирования, основной канал реализации налогового права.

Налоговые правоотношения возникают не в силу того, что законодатель изобрел норму налогового права, а потому, что отношения по изъятию части частной собственности в доход государства не могут существовать ни в какой иной форме.

Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, поэтому им присущи все признаки последних, но имеют и характерные черты.

Налоговым правоотношениям свойственны следующие общеправовые признаки.

1. Формальная определенность . Налоговые правоотношения регулируют четко определенные связи, возникающие между определенными субъектами. Они возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые непосредственно моделируют налоговые правоотношения и реализуются через них. Именно правоотношения придают движение налоговым нормам, реализуют их цели и задачи, выражают регулятивный и охранительный потенциалы, показывают степень эффективности правового воздействия на сферу налогообложения.

2. Связь участников налоговых правоотношений юридическими правами и обязанностями. Участники налоговых правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные лица, интересы одного могут быть реализованы лишь через деяния другого. Например, п. 1 ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщику право получать от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, о налоговом законодательстве и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Названному праву корреспондирует установленная абз. 4 п. 2 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов бесплатно предоставлять такую информацию и документы налогоплательщику.

Наличие законодательно установленных прав и обязанностей участников налоговых правоотношений дает основания каждой стороне рассматривать себя в качестве равной другой. Вместе с тем, учитывая публичную природу и властный характер налогового права, следует отметить, что каждая из сторон налогового правоотношения видит в другой средство для достижения желаемой цели.

3. Волевой характер налоговых правоотношений. Он проявляется в двух аспектах. Во-первых, налоговые правоотношения возникают только на основе нормы налогового права, которая устанавливается по воле государства; во-вторых, налоговое правоотношение возникает и реализуется не автоматически, а только при наличии к тому воли хотя бы одной из его сторон. Например, на основании абз. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном налоговым законодательством.

Наличие налоговой нормы еще не означает, что на ее основе обязательно возникнет налоговое правоотношение. Без заинтересованности в ее реализации и без осуществления действий со стороны хотя бы одного из субъектов налоговое правоотношение не возникнет, тем более, не будет развиваться. Только в процессе взаимодействия участники налоговых правоотношений смогут реализовать предоставленные им права и выполнить возложенные на них обязанности.

4. Индивидуализация субъектов. Налоговые правоотношения отличаются определенностью прав и обязанностей субъектов, координацией их взаимного поведения. Участники налоговых правоотношений всегда известны. Поскольку налоговые отношения имеют властный характер, одной стороной всегда будет выступать государство - самостоятельно или в лице компетентного органа. При постановке на налоговый учет каждый налогоплательщик получает индивидуальный номер, прикрепляется к определенной налоговой инспекции. В результате налоговые правоотношения являются не абстрактной связью, а упорядоченным правовыми нормами взаимодействием известных лиц.

5. Охрана налоговых правоотношений государством . Каждая налоговая норма и, как следствие, возникающее на ее основе налоговое правоотношение, имеют санкции за нарушение установленного порядка поведения. В случае же нарушения налогового законодательства возникает ответная реакция государственного охранительного механизма: НК РФ установлена ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах (гл. 16 и 18), другие федеральные законы устанавливают меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков, за неправомерные действия или бездействия должностных лиц и иных работников органов внутренних дел, допущенные ими при реализации налоговых полномочий.

Государственная защита налоговых правоотношений показывает заинтересованность властного субъекта в наличии и поддержании установленного порядка в налоговой сфере. Даже деликтные налоговые правоотношения (возникающие из совершения налогового правонарушения) имеют государственную охрану. Это не свидетельствует о том, что государство заинтересованно в совершении налоговых правонарушений. Публичный интерес при обнаружении таких деликтов заключается в обеспечении законности и сохранении правопорядка в процессе привлечения виновных к ответственности. Поэтому при производстве дела о налоговом правонарушении государство устанавливает и гарантирует соблюдение необходимых процедурных и процессуальных действий, направленных на пресечение, выявление правонарушения, компенсацию государству причиненного имущественного вреда и убытков, наказание виновного с одновременным соблюдением прав человека.

Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений - финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обуславливает следующие характерные черты налоговых правоотношений.

1. Возникновение и функционирование . Налоговые правоотношения возникают и функционируют в процессе налоговой деятельности государства - т.е. деятельности по образованию за счет налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях.

2. Имущественный характер . Налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные отношения, носящие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере.

3. Направленность. Они направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств.

4. Обязательное участие государственных органов. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих же правоотношениях государство или муниципальное образование будут обязательным участником, которым принадлежит правотребование об уплате налогов. Тем самым, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.

5. Наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности . Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым НК РФ допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанными исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщиками, но обязанными исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно ст. 24 НК РФ называются налоговыми агентами и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обуславливает особенность последних.

Налоговое правоотношение имеет свою структуру (состав), т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность. Все элементы структуры налогового правоотношения направлены на достижение целей налоговой деятельности государства - своевременное и полное поступление обязательных платежей в казну при одновременном соблюдении прав налогоплательщиков. Вместе с тем каждый элемент выполняет и самостоятельные, только ему присущие функции, обусловленные спецификой конкретного налогового правоотношения, в рамках которого этот элемент функционирует. В налоговом правоотношении все элементы тесно взаимосвязаны и только в совокупности они способны вызывать к жизни и обеспечивать функционирование налоговых правоотношений. Наличие такого состава позволяет налоговому правоотношению выполнить все функции, возложенные на него в механизме налогово-правового регулирования.

Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений - финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обуславливает следующие характерные черты налоговых правоотношений.

  • 1. Налоговые правоотношения возникают и функционируют в налоговой деятельности государства, то есть деятельности по образованию за счёт налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях.
  • 2. Налоговые правоотношения имеют имущественный характер. Они являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, имеющие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере.
  • 3. Налоговые правоотношения направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств.
  • 4. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих правоотношениях государство и муниципальное образование выступает обязательным участником, которому принадлежит право-требование об уплате налогов. Таким образом, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.
  • 5. Для налоговых правоотношений характерно наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым Кодекс допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно статье 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обуславливает особенность последних.
  • 6. Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе норм налогового права.
  • 7. Налоговые правоотношения носят публичный характер.

С.И. Белова выделяет следующие признаки налоговых правоотношений:

  • 1. Налоговые правоотношения носят ярко выраженный государственно-властный императивный характер.
  • 2. Налоговое правоотношение возникает при обязательном участии соответствующего государственного органа - носителя полномочий государственно-властного характера.
  • 3. Налоговые правоотношения носят организационно-имущественный характер.
  • 4. Налоговые правоотношения - это общественные отношения, которые могут существовать только в правовой форме.
  • 5. Налоговые правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны является во всех случаях обязательным условием их возникновения.
  • 6. Способ разрешения споров, возникающих между сторонами налоговых правоотношений. Такие споры разрешаются как в административном, так и судебном порядке.
  • 7. В случае нарушения одной из сторон требований норм налогового права она несёт ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

На наш взгляд, вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но они позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более чётко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

Виды налоговых правоотношений. Многообразие налоговых правоотношений позволяет провести определённую классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.

М.В. Карасёва по характеру налогово-правовых норм выделяет материальные и процессуальные правоотношения. По объектам налоговых правоотношений указанный автор выделяет имущественные и неимущественные отношения. По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяются сложные и простые правоотношения.

Н.П. Кучерявенко предлагает налоговые правоотношения разделить на: общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные, охранительные.

А.И. Худяков выделяет материальные и организационные правоотношения, а также налоговые правоотношения активного типа и пассивного типа в зависимости от характера обязанности субъекта.

В.А. Яговкина по субъективному составу выделяет две группы налоговых правоотношений: первую группу составляют отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами России и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов. вторую группу, по мнению указанного автора, составляют отношения между государством в лице его органов и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений.

Ю.А. Крохина предлагает следующую классификацию налоговых правоотношений.

1. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования они подразделяются на материальные и процессуальные.

Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативных правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (статья 34631 НК РФ). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ.

Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определённые процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и так далее.

2. В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

Регулятивные налоговые правоотношения возникают на основе регулятивных норм права; обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; имеют позитивный характер; служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства. Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и другие.

Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.

Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне - той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать её право и исполнять возложенные на них обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязательной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения.

Относительные налоговые правоотношения наиболее характерны для налогового права. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно-определённый субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально-определённого субъекта. Например, отношения по постановке на налоговый учёт, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определённых видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога и так далее.

Регулятивные отношения подразделяются также на активные и пассивные.

Активные налоговые правоотношения выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности.

Пассивные налоговые правоотношения выражают статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъективном праве.

Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных способов и средств государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и так далее. Охранительные налоговые правоотношения возникают на основе охранительных норм налогового права (например, главы 11, 16, 18 НК РФ); они возникают как на основе налоговых правонарушений, так и определённого рода событий и правомерных актов.

  • 3. В зависимости от юридических оснований, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений выделяются правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и так далее.
  • 4. В зависимости от структуры юридического содержания налогового правоотношения выделяются:
    • - простые налоговые правоотношения;
    • - сложные налоговые правоотношения.
  • 5. В зависимости от объекта налогового правоотношения выделяются:
    • - имущественные налоговые правоотношения;
    • - неимущественные налоговые правоотношения.
  • 6. В зависимости от юридического характера взаимоотношений участников налогового правоотношения:
    • - вертикальные налоговые правоотношения;
    • - горизонтальные налоговые правоотношения.
  • 7. В зависимости от формы проявления налогового правоотношения:
    • - двусторонние налоговые правоотношения;
    • - многосторонние налоговые правоотношения.
  • 8. В зависимости от принадлежности налогового правоотношения к какому-либо налогово-правовому институту:
    • - отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов;
    • - налогово-учётные отношения;
    • - налогово-контрольные отношения;
    • - отношения по правовому регулированию конкретного налога
    • - другие налоговые отношения.