Александр Зрелов - Налоговое право: конспект лекций. Налоговое право. Конспект лекций. Кваша Ю., Зрелов А.П., Харламов М.Ф

Сунцева Полина Владимировна

УМК вопросы в темах, а не в вопроснике

Зачет

5 вопросов устно. Зачет 3 вопроса (определения)

Брызгалин АВ «Этюды о Налогах»

Налоговая система в РФ

Титов АС Налоговое администрирование и контроль

Теория налогообложения Майбуров, Сокольская

Майбуров. Кириенко, Иванов «Уклонения от уплаты налогов. Проблемы и решения»

Происхождение налогов

Налог- признак государства.

Понятие налога:

1 этап – налоги как дань с побежденных народов.

2- налоги как жертвоприношение. Богу, правителю, государству - как полит организации в жизни общества

3- феодальное общество. Как арендная плата за пользование землей.

4- налог как дар правителю

5- как добровольная помощь своему гос-ву (на образование, обороноспособность)

договорная теория. Граждане платят налоги по договору госудасртву

6 – налоги формируются законодательно. Как принудительный обязательный платеж. Систематический характер, привязаны к сумме дохода или имуществу

В Др Руси Налоги -Дань. На дым (жилье) и плуг.

В 12-13вв появ косвенные налоги.

В феодальной Руси – оброк, десятина, барщина- отработка

13-14 вв – денежная форма налога и косвенные налоги- сборы с купцов за право торговать, пошлина за въезд купца в другой город, при найме лавке, сбор за право купли-продажи товаров

Татаро-монгольское иго ввело подушное налогообложение с двора и с хозяйства. Ордынская подать – 14 видов

Система резиденции и нерезиденции установлена в РФ: 183 дня в году нахождение лица на территории РФ – лицо является резидентом и обязано уплачивать налоги

Теория налогов:

    Договорная

    Как часть финансового права. Как негативный фактор, как страховой платеж гос-ву, как средство обеспечения расходов гос-ва

    Как регулятор экономических процессов. Как средство уравнивания налогов. Стимулирующая и дестимулирующие факторы для производства

Налог . Ст 8 НК РФ

Обязательный индивидуально безвозмездный платеж, кот взимается с организаций или физ лиц в форме отчуждения принадлежащего им на праве собственности, хоз ведения, опер управления денеж средств в целях фин обеспечения деятельности гос –ва и МО (в тч пожизенно наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование)

Признаки налога:

    Обязательность (ст. 57 Конституции)

Законность (те, кот установлены НК) в Субъектах РФ, МО нельзя устанавливать налоги, кот не предусмотрены. Они могут только регулировать порядок уплаты и устанавливать льготы

Налог считается установленнным с момента установления всех его элементов

Право налогоплательщика обжаловать установленный налог (ст. 56 Консти)

    Индивидуально безвозмездный характер. Носит Индивидуальный характер. Государство не обещает материальных благ и льготы за эту уплату.

Организации – ЮЛ. Филиалы и обособленные подразделения ЮЛ.

Полномочия филиалов – в положении о филиале и имеют право представлять интересы в суде. Представительства – не выступают в суде от своего имени. Обособленное подразделение – выделяются стационарные рабочие места. Те они должны уплачивать за себя налоги.

По виду прав (собственности – владение, пользование. распоряжение, пожизненно наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование – ФЛ, постоянное бессрочное пользование, право оперативного управления – ограничено распоряжение имуществом)

Сбор (НК)

Обязательные взносы, взимаемые с организацией и ФЛ и уплата кот являются условием в пользу плательщика определенными действиями организациями или их должностными лицами (предоставление прав или выдача лицензии)

Разные подходы:

Как часть налога. Носит обязательный характер. НК регулирует порядок начисления и администрирования и порядок наложении ответственности за неуплату, но НК их не устанавливает и законодатель их не относит к налогом, но явл обязательным на всей территории РФ. Требований законности в Конституции не установлено, элементов нет

Отличия сбора от налога:

    Сборы не имеют безвозмездного характера . Являются условно возмездными. Идут на покрытие затрат государству. Некоторые сборы превышают затраты.

    Не носят регулярного характера

    Устанавливаются как НК так и другими НПА

1

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

2

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

3

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

4

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

5

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

6

Вторая половина XIX в.

характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

7

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

8

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970– 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

9

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в 1998 г.

2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

1

В литературе существует три подхода относительно природы налогового права и его места в правовой системе. Налоговое право рассматривается как:

правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

– самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли;

– подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

2

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

3

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

4

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. К признакам метода налогового права относятся следующие:

Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер;

Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют;

Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения;

Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон;

Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

5

Место налогового права в системе российского права определяется тесным его взаимодействием с финансовым правом. О вхождении налогового права в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования и предмета финансового права; следует отметить также тесное взаимодействие налогового и бюджетного права. Однако налоговое право отнюдь не является подотраслью последнего: бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм. Предметы данных отраслей совпадают лишь частично.

6

Налоговое право, безусловно, взаимодействует и с конституционным правом, основываясь на его нормах. Взаимодействие с гражданским правом связано с общим предметом регулирования – имущественными отношениями, связь же с административным правом обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства.

7

Нельзя не упомянуть и о взаимосвязи налогового и уголовного права: одним из объектов уголовно-правовой охраны служат фискальные интересы государств, кроме того, квалификация некоторых уголовных правонарушений невозможна без обращения к нормам налогового права.

8

Таким образом, находясь в составе финансового права, налоговое право входит в состав единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.

3. Источники налогового права

Источники налогового права – это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы налогового права.

1

К основным источникам налогового права относят правовые (законодательные) акты, принятые уполномоченными государственными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие налоговые отношения.

2

Исходя из главенствующей роли Конституции РФ как основного закона государства следует отметить, что конституционные нормы выступают базой для формирования налогового законодательства. По этой причине Конституция РФ представляет собой главенствующий источник налогового права.

3

Источники налогового права обычно располагают в строго определенной иерархии.

Конституция РФ, в частности ст. 57.

Специальное налоговое законодательство:

– федеральное законодательство: НК РФ и иные принятые в соответствии с НК РФ федеральные законы о налогах и сборах;

– региональное законодательство: законы субъектов РФ (законы, вводящие на территории субъектов РФ установленные федеральным законодательством о налогах и сборах региональные налоги или сборы); иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными органами субъектов РФ;

– нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Общее налоговое законодательство (иные федеральные законы, содержащие нормы о налогах, например Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ)).

Подзаконные нормативные правовые акты о налогообложении:

– акты органов общей компетенции: указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; принятые органами исполнительной власти субъектов РФ подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с законодательством о налогах и сборах; принятые исполнительными органами местного самоуправления подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением;

– акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные правовые акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением, издание которых прямо предусмотрено НК РФ. К таким органам, например, относятся: Федеральная налоговая служба (далее – ФНС России); Министерство финансов РФ; Министерство экономического развития РФ; органы государственных внебюджетных фондов и другие органы государственной власти.

Акты по вопросам налогообложения судебных органов:

– акты органов конституционной юстиции: постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации; постановления и определения конституционных судов субъектов РФ;

– акты судов общей юрисдикции и арбитражных судов: решения пленума Верховного Суда Российской Федерации; решения по делам о налоговых спорах; обзоры судебной практики.

Международные источники налогового права:

– международные акты, устанавливающие общие принципы налогового права и налогообложения;

– международные налоговые соглашения (соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые Российской Федерацией с различными странами);

– международные договоры, регулирующие отдельные вопросы налогообложения;

– решения международных судов о толковании международных соглашений.

4

Кроме того, к источникам налогового права относятся акты иных отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, применяемые к налоговым отношениям (гражданское, банковское, валютное, бюджетное, таможенное, уголовное, административное, уголовно-процессуальное, земельное право и т. д.). Значительную регулирующую функцию выполняют акты не законодательного характера, но имеющие юридическую силу в результате утверждения их правомочными органами: двусторонние договоры и соглашения о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

4. Налоговый кодекс РФ как источник налогового права

1

Ведущее место в системе источников налогового права занимает НК РФ, обладающий наибольшей юридической силой среди нормативно-правовой базы о налогах и сборах. Остальные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты о налогах и сборах могут быть приняты только при условии их соответствия НК РФ. В связи с процессом развития налоговой деятельности государства, расширением круга субъектов налогового права, усложнением методов правового воздействия на отношения, возникающие в налоговой сфере, возникли предпосылки для кодификации налогового законодательства. Объективность кодификации налогового законодательства бесспорна, поскольку налоговое право практически завершило свое формирование как отрасль российского права.

2

После принятия Конституции РФ в 1993 г. существенно возросла степень правотворчества субъектов РФ. Это привело к количественному увеличению актов налогового законодательства, а как следствие – к возникновению противоречий между федеральным и региональным законодательством по налогам и сборам и к диспропорции в соотношении между формой правового регулирования и сферой охватываемых налоговых правоотношений. Одновременно с вышеперечисленными явлениями повысилась роль государства в экономической жизни общества, особенно в финансовой сфере. В результате проблема кодификации наиболее значимых и объемных по своему содержанию среди финансовых отношений – отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, налогового контроля, а также связанных с привлечением к ответственности за совершение налогового правонарушения – значительно актуализировалась.

3

Стоит отметить, что НК РФ воспринял дух ранее принятых законов о налогах и сборах, т. е. почти все нормы НК РФ вытекают из норм предшествующей ему законодательной базы. В НК РФ сохранились нормы, оправдавшие себя в действии, в частности положения, регулирующие порядок исчисления и уплаты налогов. Кроме того, в НК РФ кодифицированы процессуальные нормы налогового права, систематизированы и конкретизированы составы налоговых преступлений, а также меры ответственности за их совершение. Вместе с тем НК РФ включает и отдельные термины и положения иных отраслей законодательства.

4

НК РФ состоит из двух частей. Первая часть устанавливает:

– законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;

– систему налогов и сборов в Российской Федерации;

– правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов;

– способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов;

– порядок оформления и подачи налоговой декларации;

– основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение;

– процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, правовые формы осуществления налогового контроля и т. д.

5

Вторая часть НК РФ регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов. В настоящее время продолжается процесс кодификации норм, регулирующих порядок взимания отдельных видов налогов, и они включаются во вторую часть НК РФ.


Задачи НК РФ как источника налогового права:

Установление правовых основ взаимодействия всех элементов налоговой системы;

Реализация правовых принципов налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов через закрепленные за ними гарантированные налоговые источники;

Формирование правовой базы налогового регулирования, стимулирующей развитие общества и предпринимательства;

Применение НК РФ в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего, как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

5. Принципы налогового права

1

Важнейшие принципы налогового права основаны на положениях Конституции РФ и исходят из содержания норм об основах конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, федеративного устройства РФ и т. д. Некоторые принципы уже отражены в законодательстве о налогах и сборах, другие только предусматриваются в проектах. В случаях пренебрежения принципами, заложенными в Конституции РФ, часто происходит прямое нарушение главного закона государства.

2

Непосредственное использование норм Конституции РФ, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, делает возможной практическую реализацию конституционной защиты частной собственности при осуществлении налоговых отношений, а также позволяет обеспечить законность в налоговых правоотношениях.

3

Принципы налогообложения в России установлены в ст. 3 НК РФ. К ним относятся:

Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ);

Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ);

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ);

Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ (п. 3, 4 ст. 3 НК РФ);

Принцип определенности, ясности и недвусмысленности нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями;

При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить (п. 6 ст. 3 НК РФ);

Обеспечение единого экономического пространства РФ. Установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например, ограничения объема перемещаемых из одного субъекта РФ в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) (п. 7 ст. 3 НК РФ).

6. Действие актов налогового законодательства в пространстве, во времени и по кругу лиц

1

Действие актов законодательства в пространстве. Нормы налогового законодательства обладают юридической силой на всей территории Российской Федерации. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ обладают юридической силой на территории этого субъекта РФ, а принятые органами местного самоуправления – на территории соответствующего муниципального образования.

2

Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц. Нормы налогового законодательства действуют в отношении субъектов налогового права, которые в НК РФ именуются участниками налоговых отношений (ст. 9 НК РФ):

– плательщики налогов и сборов;

налоговые агенты;

– налоговые органы;

– таможенные органы.

3

Действие актов налогового законодательства во времени. По общему правилу все акты законодатель ства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 5 НК РФ). Для отдельных видов актов законодательства в НК РФ предусмотрены дополнительные условия их вступления в силу.

ТЕМА 1. Понятие, признаки налога и сбора. Цель взимания налога и сбора. Правовое значение признаков налога и сбора. Проблемы юридического определения налога как основной категории налогово-правового регулирования. Принципы налогообложения.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налога являются:

1) общеобязательный характер. Статья 57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги и сборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ (в ред. от 30 декабря 2004 г.) (далее - НК РФ), нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляют жесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны все налогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может быть освобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;

2) индивидуальная безвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельности государства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо, начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именно в этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершение

Государственными органами определенного действия, таким образом лицо, уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в виде оказанных услуг;

3) денежная форма. Налоги взимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

4) публичный характер.

Принципы налогообложения в Российской Федерации установлены в ст. 3 НК РФ.

Итак, законом закреплены следующие основные начала законодательства о налогах и сборах:

1) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

2) принцип определенности, ясности и недвусмысленности правовой нормы, который тесно связан с принципом законности. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться законодательная техника. Так как налоговое законодательство направлено не только и не столько на специалистов в области налогообложения, а в большей степени на граждан и организации, которые не являются профессионалами в области налогов, налоговая норма должна излагаться простым и понятным языком. В соответствии же с постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Законов Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и "О федеральных органах налоговой полиции" неопределенность правового содержания законодательной нормы противоречит общеправовым

Принципам юридической ответственности. Между тем критерий определенности правовой нормы как конституционное требование к законодателю был сформулирован в постановлении Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой". Общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и неизбежно ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона;

3) принцип обязательности уплаты налогов и сборов. В соответствии с этим принципом каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;

4) принцип недискриминационного характера налогов и сборов - налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5) принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и,

В частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить;

7) обеспечение единого экономического пространства Российской Федерации. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч. 1 ст. 8 Конституции РФ. Таким образом, установление налогов, препятствующих развитию единого экономического пространства путем, например ограничения объема перемещаемых из одного субъекта Федерации в другой товаров либо взимания налогов с налогоплательщиков иных регионов, является незаконным;

8) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы.

Тема 2. Понятие, предмет, метод, система налогового права РФ. Источники налогового права. Вопросы соотношения отдельных норм законодательства о налогах и сборах и законодательства об инвестиционной деятельности.

Налоговое право как подотрасль финансового права - это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих налоговые отношения, то есть отношения, возникающие в сфере налогообложения.

Налоговое право как раздел науки финансового права изучает нормы налогового права и регулируемые ими налоговые отношения, анализирует их, систематизирует и классифицирует. Наука налогового права изучает основные налогово-правовые категории (налоги и сборы, налоговая обязанность, налоговый контроль, налоговое правонарушение и др.) и налогово-правовые нормы (как действующие, так и отмененные), способствует их разработке и совершенствованию. Наука налогового права исследует закономерности и тенденции развития законодательства о налогах и сборах, принципы налогового права, анализирует правоприменительную практику в сфере налогообложения. Важными направлениями налогово-правовой науки являются история налогового права и сравнительно-правовое исследование налогового законодательства зарубежных стран.

Если налоговое право как подотрасль финансового права и совокупность соответствующих правовых норм регулирует налоговые отношения и устанавливает определенный порядок в сфере публичных (государственных и муниципальных) финансов, то наука налогового права представляет собой систему знаний о правовом регулировании налогообложения.

С понятием налогового права как раздела финансово-правовой науки самым тесным образом связано понятие налогового права как учебной дисциплины. Налоговое право как самостоятельная учебная дисциплина (учебный предмет) включено в учебные планы большинства юридических и экономических факультетов, а также факультетов государственного управления высших учебных заведений.

Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и

Сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Для регулирования налоговых отношений, так же как и для иных общественных отношений, регулируемых нормами публичного права, применяется преимущественно императивный метод правового регулирования. Наряду с присущими этому методу средствами (инструментами) правового регулирования - властными предписаниями и в ряде случаев запретами - в последнее время в механизме налогово-правового регулирования все чаще стали встречаться примеры использования правовых дозволений, составляющих суть диспозитивного метода правового регулирования, характерного для частного права. Это касается, например, правоотношений по предоставлению отсрочки, рассрочки уплаты налога, инвестиционного налогового кредита, использованию залога, поручительства в качестве способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и т.д.

Кроме того, в налоговом праве могут использоваться и такие средства, как рекомендации, поощрения и согласования.

Источники налогового права образуют иерархически выстроенную систему, включающую Конституцию РФ, международные договоры, а также нормативные правовые акты Российской Федерации. Особое место в механизме нормативно-правового регулирования налоговых отношений занимают судебные прецеденты.

По принципу убывания юридической силы Конституция РФ занимает первый, верхний уровень системы источников налогового права. Она закрепляет обязанность каждого лица платить законно установленные налоги и сборы, а также устанавливает некоторые другие общие начала налогового права.

Уровнем ниже в системе источников налогового права размещаются международные договоры, среди которых выделяют соглашения об избежании двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимной помощи налоговых и иных государственных органов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере налогообложения и т.д. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем те, которые установлены актами законодательства о налогах и сборах, включая Налоговый кодекс РФ, то применяются правила и нормы международного договора.

Среди нормативных правовых актов Российской Федерации выделяют налоговое законодательство, которое именуется законодательством о налогах и сборах, и подзаконные акты в сфере налогообложения.

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах включает три уровня:

1) законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

2) законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

3) нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

Виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

Формы и методы налогового контроля;

Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Подзаконные нормативные акты, ранее игравшие существенную роль в регулировании налоговых отношений, в результате налоговых реформ постепенно теряют прежние позиции в системе источников налогового права. Завершилась "эпоха указного права", в течение которой Президент РФ своими указами заполнял правовой вакуум в сфере налогообложения.

^ Тема 3. Налоговая система Российской Федерации. Понятие налоговой системы. Система налогов и сборов. Виды налогов и сборов.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых,

Налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.

Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов). Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".

Система налогов и сборов представляет собою своего рода "инвентарный список" фискальных платежей, установленных и взимаемых на различных уровнях - общегосударственном (федеральном), региональном и муниципальном.

Конкретное количество налогов, устанавливаемых в рамках национальной системы налогов, зависит от ряда обстоятельств, среди которых господствующие позиции занимают, например, экономические расчеты и резоны. Состав системы налогов напрямую зависит не только от уровня национальных публичных финансов, от текущей налоговой политики, от других направлений экономической политики - торговой, таможенной и т.д., но также и от ряда других социокультурных факторов - исторических традиций, уровня налоговой культуры и правосознания населения и т.д.

Система налогов и сборов - динамичная экономико-правовая категория. Налоги учреждаются, трансформируются и отменяются. И все это

Происходит в соответствии с целями и задачами текущей налоговой и финансовой политики.

Тема 4. Налогоплательщик и элементы налогообложения. Правовое значение элементов налогообложения. Налоговые база, отчетный период, ставки. Порядок исчисления и уплаты налога.

Элементами налогообложения в соответствии со ст. 17 НК РФ являются:

1) налогоплательщики;

2) объект налогообложения;

3) налоговая база;

4) налоговый период;

5) налоговая ставка;

6) порядок исчисления налога;

7) порядок и сроки уплаты налога.

Под субъектом налогообложения понимаются лица, на которых НК РФ возложена обязанность по оплате того или иного налога.

Основную категорию субъектов налогообложения составляют налогоплательщики и плательщики сборов. Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии с НК РФ с 1 января 1999 г. филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений и не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Соответственно, субъектом налогообложения филиалы и представительства тоже быть не могут. Кроме того, с 1 января 1999 г. ответственность за исполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет юридическое лицо, в состав которого входит соответствующий филиал (представительство).

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих

Организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Обязанность по исчислению и уплате налогов не всегда возложена на прямых налогоплательщиков. В некоторых случаях, в частности при уплате налога на доходы физических лиц, обязанность по начислению и перечислению в бюджет исчисленных налоговых сумм возлагается на иных, по идее законодателя более компетентных, лиц, именуемых налоговыми агентами.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Тема 5. Налоговые правоотношения. Понятие налоговых правоотношений, их субъекты. Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Общественные отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей, объединенных в налоговую систему РФ, и урегулированные нормами налогового права, называются налоговыми правоотношениями .

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение.

Стороны налоговых правоотношений, наделенные юридическими правами и обязанностями, считаются субъектами этих правоотношений.

Одной из сторон налоговых правоотношений выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования в лице их органов, уполномоченных устанавливать налоги.

Второй стороной являются налогоплательщики без их персонификации.

Н.И. Химичева выделяет три группы субъектов налоговых правоотношений:

1) органы власти, уполномоченные обеспечить полноту и своевременность поступления налогов, - налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы налоговой полиции и др.;

2) налогоплательщики:

А) юридические лица, а также их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счет в банке, занимающиеся предпринимательской деятельностью, получающие доходы на территории Российской Федерации, имеющие имущество в Российской Федерации и т.д.;

Б) физические лица - граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, получающие доход; имеющие в собственности налогооблагаемое имущество; принимающие наследство и др.;

В) налоговые агенты - источники выплаты доходов: лица, на которые законодательством возложена обязанность исчисления и удержания налогов с других лиц и уплаты их в бюджеты или государственные внебюджетные фонды;

3) третьи лица - физические лица, юридические лица, другие субъекты, которые либо располагают информацией о налогоплательщике, необходимой для исчисления налогов, либо от действий которых зависит надлежащее исполнение обязанностей и реализация прав налогоплательщиков и уполномоченных органов.

И.И. Кучеров предлагает следующую классификацию участников налоговых правоотношений:

1) субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти);

2) субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов);

3) субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);

4) субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);

5) субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов);

6) субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (федеральные органы налоговой полиции, органы прокуратуры, органы внутренних дел);

7) субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).

Отношения в сфере налогообложения регламентируются исключительно нормами законодательства о налогах и сборах, тем более что правовая регламентация налоговых правоотношений с 1 января 1999 г. осуществляется в налоговой сфере не разрозненной совокупностью финансово-правовых норм, а "возглавляется" кодифицированным законодательным актом, который комплексно унифицировал не только предмет правового регулирования налоговых отношений, но и установил особые юридические средства регулирования - установления и формы, касающиеся способов возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов защиты прав, процедурно-процессуальных форм и т.д. О том, что налоговые правоотношения могут регламентироваться нормами иных отраслей права, а также иными отраслями законодательства, в НК РФ ничего

Не сказано, что, по мнению многих авторов, исключает возможность регламентации налоговых отношений иными нормами, которые не входят в состав законодательства о налогах и сборах, даже несмотря на то обстоятельство, что в подп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ упоминается о неких "иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах". Таким образом, отношения в сфере налогообложения могут регламентироваться только законодательством о налогах и сборах, но никак не нормами, которые содержатся в иных нормативных актах, не отвечающих требованиям ст. 1 НК РФ.

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Согласно ст. 9 НК РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие в установленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (сборщики налогов и сборов);

6) органы государственных внебюджетных фондов.

Хотелось бы отметить тот факт, что законодательно закрепленный в НК РФ перечень далеко не полон, ибо не охватывает всех потенциальных и реальных участников налоговых правоотношений. Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства требует также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями.

Рассмотрим более детально всех участников налоговых правоотношений.

Организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов. Согласно ст. 19 НК РФ "налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы".

Тема 6. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора. Взыскание налога, сбора, пени. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов. Сроки уплаты налогов и сборов. Понятие, изменение срока уплаты налогов и сборов. Инвестиционный налоговый кредит. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

Предмет налогового права составляют отношения, регулируемые нормами законодательства о налогах и сборах. В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения

В узком смысле налоговая обязанность представляет собой реализацию конституционно установленной меры должного поведения налогоплательщика по уплате законно установленных налогов и сборов.

В широком понимании налоговая обязанность, кроме обязанности по уплате налогов и сборов, включает в себя и иные меры должного поведения налогоплательщика, определенные ст. 23 Налогового кодекса РФ, а именно обязанность встать на учет в налоговых органах; вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и объектов налогообложения, обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты); обязанность представлять налоговым органам бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и иные документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; обязанность выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; обязанность в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов; обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей письменно сообщать в налоговый орган об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов); обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях; обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации; о реорганизации или ликвидации организации; а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налоговая обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным

Нормативным правовым актом о налогах и сборах. Если говорить о налоговой обязанности в узком смысле, то данная обязанность устанавливается по каждому виду налога отдельно, так как для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате и сроки ее реализации определяются по-разному. Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет выделить общие условия возникновения налоговой обязанности:

Наличие нормативных правовых актов, устанавливающих все обязательные элементы налога (в противном случае налог не считается установленным и, следовательно, обязательным к уплате);

Наличие субъекта налогообложения - лица, на которое законодательство о налогах и сборах возлагает обязанность уплатить налог;

Наличие налоговой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения), наличие объекта налогообложения само по себе не является основанием для возникновения налоговой обязанности, поскольку они выступают основаниями для возникновения обязанности по исчислению налога, но не по его уплате.

Некоторые специалисты в качестве условия возникновения налоговой обязанности выделяют также наступление сроков уплаты налога. Однако существует и точка зрения, в соответствии с которой срок уплаты налога характеризует только надлежащее или ненадлежащее исполнение налоговой обязанности, а не ее возникновение, поскольку к моменту, когда такой срок наступает, обязанность по уплате налога уже существует.

Необходимо отметить, что для возникновения обязанности по уплате отдельных налогов Налоговый кодекс РФ может устанавливать и иные условия.

Законодательство о налогах и сборах не содержит определения понятия изменения налоговой обязанности. Но, изучив нормы Налогового кодекса РФ, можно сделать вывод, что под изменением налоговой обязанности законодатель понимает изменение ее содержания в результате:

Принятия нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу;

Осуществления зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования об уплате налога;

Предоставления налогоплательщику рассрочки или отсрочки уплаты налога.

Таким образом, изменение обязанности по уплате налогов или иных обязательных платежей означает, что под воздействием определенных обстоятельств изменились сроки уплаты налога или сумма, подлежащая уплате. При изменении содержания налоговой обязанности после направления налогоплательщику требования по уплате налога, налоговый орган должен направить налогоплательщику уточненное требование об уплате налога.

Основания прекращения налоговой обязанности перечислены в п. 3 ст. 44 Налогового кодекса РФ.

Налоговое право

Юридический факультет, кафедра конституционного и административного права

Направление подготовки : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр)

Учебный план : 40.03.01 «Юриспруденция» (бакалавр) 2016-2017 (очное);

Дисциплина : «Налоговое право» (бакалавриат, 2 курс , 4 семестр)

Количество часов : бакалавриат - 108 ч. (в том числе: лекции – 32, практические занятия – 32, самостоятельная работа – 44; форма контроля – зачет

Аннотация : Курс включает в себя рассмотрение основных институтов и категорий налогового права, изучение которых позволяет приобрести студентам необходимые теоретические знания и практические навыки их применения. Большое внимание уделяется субъектам налогового права, элементам налогообложения, вопросам налогового контроля, ответственности за нарушения налогового законодательства, правовому режиму взимания отдельных налогов (сборов). Основная трудность изучения курса «Налоговое право» состоит в его динамичности. Налогообложение в России в последние годы меняется постоянно и кардинально.

Темы : 1. Налоговое право России – самостоятельная отрасль российского права. 2. История возникновения и развития налогообложения, налогового права. 3. Налоговая система РФ. 4. Налоговая модель и ее элементы. 5. Субъекты налогового права. 6. Обязанность по уплате налогов (сборов) и общий порядок ее исполнения. 7. . 8. Косвенные налоги. 9. Налог на прибыль и налог на имущество организаций. 10. Налоги с физических лиц. 11. Специальные налоговые режимы. 12. Сборы. 13. и ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Ключевые слова : налоги, сборы, налогообложение, налогоплательщики, налоговый орган, налоговая система .

Автор : Файзрахманова Лейсан Миннуровна, доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, e-mail: [email protected] ; Хусаинов Зуфар Фоатович, профессор кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук, доктор юридических наук; Чулюкин Илья Львович, ассистент кафедры конституционного и административного права юридического факультета, кандидат юридических наук.

1. Становление и развитие налогообложения в России

Налоги и государство являются связанными между собой явлениями. Государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства.

Появление налогов связывают с появлением первых государственных образований, когда происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются органы власти. Изначально налоги выполняли военную функцию государства, т. е. участвовали в формировании и содержании армии, а затем в процессе развития государства у налогов появились фискальная, регулятивная и контрольная функции.

В России этот период приходится на время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Роль налоговой системы в Древней Руси выполняли податные отношения.

Становление и развитие податных отношений в Древней Руси делится на несколько этапов.

I этап: формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода не образовывали собой систему, поэтому не носили финансового характера.

II этап: формирование простейших податных форм, когда складываются важнейшие черты налогов (стабильная форма платежа, обязательность и систематичность, определенные гарантии).

III этап охватывает период, характеризующийся разделением податей на ордынские и внутренние.

IV этап длится с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства. По окончании этого периода в России уже введены государственные подати.

Ключевым моментом в формировании системы налогообложения стал период царствования Ивана III.

В это время появляется относительно упорядоченная структура налоговой системы, разделение налогов на прямые и косвенные, а также на общегосударственные и местные. Постепенно происходит трансформация органов, взимающих с населения государственную подать: формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов.

Эпоха царствования Петра I характеризуется введением «подушной подати», т. е. налога, за счет которого одинаково облагалась как платежеспособная часть мужского населения, так и дети, инвалиды, пожилые люди. Основная черта подушной системы налогообложения состоит в том, что она способствует нарастанию финансовой мощи государства. При Петре I существенному реформированию подверглась система налоговых органов: создается Правительствующий сенат, учреждаются финансовые коллегии.

После смерти Петра I финансовая система России переживает упадок, и лишь с приходом к власти Екатерины II начинается повторная реорганизация системы налогообложения и упорядочивание взимаемых сборов.

Вторая половина XIX в. характеризуется преобладанием прямых налогов над косвенными, а также возникновением в 1863 г. патентной системы, предполагавшей обложение налогом права на занятие торгово-промышленной деятельностью. Эта система просуществовала вплоть до революции 1917 г.

Послереволюционное время связано с отменой ранее существовавших видов налогов и введением новых. Оба направления преследовали исключительно революционные задачи. Отмена частной собственности, например, породила отмену поземельного налога, национализация промышленности привела к отмене промыслового налога и т. д. В начале 1920-х гг. была создана новая налоговая система, связанная с переходом к НЭПу: вновь введен промысловый налог, присутствовало четкое разграничение налогообложения городского и сельского населения.

Снижением налоговых платежей характеризуется послевоенный период развития налогообложения в России. С начала 1960-х и вплоть до 1980-х гг. был принят курс на повышение эффективности работы государственных промышленных предприятий. Такой принцип работы системы налогообложения позволил приблизить к минимуму размер налоговых платежей, взимаемых с населения. Уже в 1970- 1980-х гг. налоги и сборы с промышленных предприятий составляли около 90 % общего числа поступлений в государственную казну, тогда как платежи, взимаемые с населения, не превышали 8–9 %.

Современный этап развития налогообложения в России связан с формированием самостоятельной налоговой системы, введением новых видов налогов: налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц. Ранее практически каждый вид налога регулировался соответствующим нормативным актом, что впоследствии обусловило возникновение множества расхождений законов и подзаконных актов. Решением этой проблемы стало принятие Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в 1998 г.

2. Понятие и предмет налогового права. Налоговое право в системе российского законодательства

Налоговое право – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.

В литературе существует три подхода относительно природы налогового права и его места в правовой системе. Налоговое право рассматривается как:

– правовой институт финансового права, который обособленно от него рассматриваться не должен;

– самостоятельная отрасль права, с собственным предметом и методом, правовыми принципами, терминологией и другими атрибутами отрасли;

– подотрасль финансового права, стремящаяся к обособлению в самостоятельную отрасль.

Предмет налогового права – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в России, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые правоотношения подразделяются на имущественные, непосредственно связанные с движением денежных средств в наличной или безналичной форме, и организационные (неимущественные). Первые являются основными, вторые – вспомогательными, обеспечивающими возникновение, изменение или прекращение имущественных налоговых отношений. Все налоговые отношения прямо или косвенно связаны с имуществом, материальными благами, экономической выгодой, т. е. с приращением собственности.

Метод налогового права – это обусловленная спецификой предмета налогового права совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на налоговые отношения. К признакам метода налогового права относятся следующие:

Приоритет публичных интересов над частными. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Налоговое право имеет фискальный характер, его главная цель – обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Все остальные задачи носят вторичный, производный характер;

Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Налоги и сборы уплачиваются не вследствие инициативы плательщика, не в порядке кредитования или благотворительного взноса, а в силу конституционно-правовой обязанности. Поэтому большинство налоговых норм являются обязывающими либо запрещающими, хотя, разумеется, и дозволяющие нормы здесь присутствуют;

Императивность. Налоговому праву свойственны детальная нормативная регламентация и минимизация свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в рамках налогового правоотношения;

Обязательное участие компетентных представителей государства. Налоговые правоотношения носят вертикальный характер, характеризуются субординацией сторон;

Сочетание разрешительного и общедозволительного правового регулирования. Разрешительный тип регулирования характеризуется формулой «запрещено все, что прямо не разрешено законом» и применяется к государственно-властным субъектам, общедозволительный – «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и применяется к частным лицам.

Место налогового права в системе российского права определяется тесным его взаимодействием с финансовым правом. О вхождении налогового права в систему финансового права свидетельствует частичное совпадение границ предмета правового регулирования и предмета финансового права; следует отметить также тесное взаимодействие налогового и бюджетного права. Однако налоговое право отнюдь не является подотраслью последнего: бюджетное законодательство лишь предопределяет наличие налоговых норм. Предметы данных отраслей совпадают лишь частично.