Расчет налоговой нагрузки по НДС: пример. Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности Размер налоговой нагрузки по отраслям

Расчет налоговой нагрузки в 2020 году - это специальная процедура, которая позволяет налогоплательщику самостоятельно контролировать уровень фискального обременения в рамках действующего законодательства. Напомним, что даже незначительное изменение данного показателя может вызвать особый интерес со стороны работников Федеральной инспекции. В статье расскажем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия.

Общие положения

Размер фискального обременения экономических субъектов — это не «призрачный» показатель или абстрактное плановое значение. Нет, налоговая нагрузка — это величина налогов, сборов и взносов, которая определяется для экономического субъекта в зависимости от его вида деятельности, масштабов производства и штатной численности.

Иными словами, объем фискальных платежей в бюджет практически для каждого субъекта определен. Точнее, чиновники определили лишь пограничные значения. Отклонение от данных показателей говорит о существенных изменениях в финансово-хозяйственной жизни предпринимателя или организации, что вызывает пристальный интерес со стороны ФНС.

Подробнее о том, какие установлены значения на 2020 год, мы рассказали в статье «Налоговая нагрузка по видам деятельности: к нам едет ФНС» . Далее определим, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия на конкретном примере.

Налоговая нагрузка: формула расчета

Итак, размер фискального обременения — это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Исчислять показатель нужно по формуле:

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Другие методики расчета

Налогоплательщики вправе применять иные методики расчета налоговой нагрузки для проведения самостоятельной проверки. Так, чиновники предусмотрели два способа.

Способ № 1. Исчисление по налогу на прибыль.

  • лист 02, строка 180;
  • лист 02, сумма строк 010 и 020.

В настоящее время значения, по которым ФНС инициирует выездную проверку, не установлены. Показатели прошлых лет были следующими: не менее 1 % — для торговой фирмы, и не менее 3 % — для других организаций, в том числе и для подрядных компаний и производственных предприятий.

Способ № 2. Расчет по налогу на добавленную стоимость.

При таком способе исчисления фискального обременения рассчитывается отношение суммы вычетов НДС к сумме начисленного налога. Если полученное значение равно 89 % и более, то это заинтересует ФНС.

Низкие значения сумм НДС к уплате не могут свидетельствовать о том, что налогоплательщик отклоняется от уплаты налогов и сборов. Такой вывод можно сделать только по результатам проведенной проверки.

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2020

Условия для расчетов:

ООО «ВЕСНА» занимается деятельностью в сфере гостиничного и ресторанного бизнеса. Компания применяет ОСНО. По данным бухгалтерской отчетности, выручка за 2017 год (строка 2110 отчета о финансовых результатах) — 65 миллионов рублей.

Данные налоговой отчетности за 2017 год:

  • декларация по налогу на прибыль — 1 750 000 рублей;
  • НДС — 1 670 000 рублей;
  • транспортный налог — 450 000 рублей;
  • налог на имущество — 780 000 рублей;
  • НДФЛ — 1 200 000 рублей.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

Пример расчета налоговой нагрузки:

Нал. нагрузка = 65 000 000 / (1 750 000 + 1 670 000 + 450 000 + 780 000 + 1 200 000) × 100 % = 65 000 000 / 5850 × 100 % = 11,11 %.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. — 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Снижение показателя: что будет

Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

  1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
  2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны. Также чиновники могут обратиться в судебные инстанции, чтобы начать административное или даже уголовное преследование по фактам уклонения от уплаты налогов и прочих фискальных платежей.

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение . Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС .

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой? » сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

Информацию по безопасной доле вычета по регионам — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 . Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей () .
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей () .
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33% .
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.) , а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш» .

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу :

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Виды показателей

Отметим, что коэффициенты налоговой нагрузки по видам экономической деятельности в Концепции выездных проверок ФНС всегда представлены в табличном виде. И их 2 вида:

Обращаем внимание, что значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год показаны в процентах.

Налоговая нагрузка – это отношение налогов (в т. ч. НДФЛ) и сборов по данным официальной статотчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100%.

Вид экономической деятельности (по ОКВЭД-2) Период 2017 года
ВСЕГО 10,8 3,6
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего 4,3 5,5
растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях 3,5 5,4
лесоводство и лесозаготовки 7,5 6,8
рыболовство, рыбоводство 7,9 5,5
Добыча полезных ископаемых – всего 36,7 1,8
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего 45,4 1,0
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 18,8 4,1
Обрабатывающие производства – всего 8,2 2,2
производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий 28,2 2,4
производство текстильных изделий, одежды 8,1 4,2
производство кожи и изделий из кожи 7,9 4,7
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения 2,0 3,6
производство бумаги и бумажных изделий 4,4 1,8
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации 9,2 4,3
производство кокса и нефтепродуктов 5,1 0,2
производство химических веществ и химических продуктов 1,9 2,4
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях 6,9 3,0
производство резиновых и пластмассовых изделий 6,3 2,6
производство прочей неметаллической минеральной продукции 8,9 3,5
производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования 4,4 2,4
производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки 8,8 3,9
производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий 9,9 4,3
производство компьютеров, электронных и оптических изделий 12,5 5,3
производство электрического оборудования 6,7 3,0
производство прочих транспортных средств и оборудования 4,7 4,8
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 5,1 1,7
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха – всего 6,8 2,4
производство, передача и распределение электроэнергии 8,1 2,2
производство и распределение газообразного топлива 1,3 1,4
производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха 6,5 4,5
Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений – всего 8,4 4,8
Строительство 10,2 4,3
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов – всего 3,2 1,2
торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт 2,7 1,1
торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,1 0,9
торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 3,6 2,2
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания – всего 9,5 5,7
Транспортировка и хранение – всего 6,8 4,8
деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки 8,5 6,8
деятельность трубопроводного транспорта 4,5 2,1
деятельность водного транспорта 9,3 4,1
деятельность воздушного и космического транспорта отр. 3,0
деятельность почтовой связи и курьерская деятельность 14,4 11,6
Деятельность в области информации и связи – всего 16,4 5,2
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом 21,3 6,3
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги 15,4 9,2

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

– информационный показатель, на который налоговики обращают самое пристальное внимание. Ведь, если он ниже заявленных норм, то это повод для камеральной или выездной проверки. Определяется он расчетным путем. Порядок действий проверяющих регламентирован письмом ФНС от 17.07.2013г. №АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». В данной статье мы рассмотрим как рассчитывается налоговая нагрузка по ндс на основе двух практических примеров.

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Прежде чем сдавать декларацию, налоговики рекомендуют проверить данные и рассчитать налоговое бремя самостоятельно.

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% – для предприятий торговли.

Формула и порядок расчета

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Для расчета удельного веса можно воспользоваться формулой:

Нв÷Бн × 100,

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

НДС (упл) ÷ (Бнвн + Бн 0%) × 100, где

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% – налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд. 4).

Координаты строк приведены для бланка декларации по НДС, которая была утверждена приказом ФНС от 29.10.2014 г. №ММВ-7-3/588@, действующей в 1 кв. 2016г.

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

Как видно из вышеприведенных формул, в каждой первоначально стоит рассчитанный НДС к перечислению. Для его расчета используются следующие данные:

  1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
  2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
  3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
  4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
  5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
  6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
  7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень НДС к оплате.

На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

  1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
  2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
  3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
  4. Полученные авансы также увеличивают базу;
  5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

Пример #1 расчета налоговой нагрузки

Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.

  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  3. Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  4. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  5. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  6. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
  7. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

Рассчитаем удельный вес НДС к возмещению:

659 105,08 (598 500 + 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

Рассчитаем налоговую нагрузку на компанию:

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

Пример #2 расчета налоговой нагрузки

Если фирма ООО «Ассорти» закупала ТМЦ без НДС, но по более низкой цене. Стоимость ТМЦ 3 000 000 руб. без НДС. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) – 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = – 66 832,2 руб.

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Дебет Кредит Сумма Расчет Содержание
41 60 3000 000 Поступили товары от поставщика
60 51 3 000 000 ТМЦ оплачены поставщику
62 90 4 618 200 Реализация ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Учтен исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Учтен входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
99 90 66 833,2 Убытки предприятия

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит :

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.