Процессы характерные для индустриального общества. Доиндустриальное общество. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество

Индустриальная эпоха (эпоха индустриальных обществ) началась с развития капиталистических предприятий и отношений в период распада феодального общества в некоторых странах Западной Европы: Голландии, Италии, Англии и других. Капиталистами были предприниматели, которые за свои деньги приобретали предметы, орудия, условия труда, нанимали работников и осуществляли производство материальных благ и услуг для продажи за деньги, для получения прибыли. Закончилась эта эпоха в середине XX века, с появлением элементов постиндустриальной (информационной) цивилизационной эпохи.

В индустриальных странах (формация и цивилизация) постепенно теряли господствующее положение и отступали перед капиталистическими формационными (товарно-денежными) и цивилизационными (протестантизм). Число капиталистов росло, увеличивалась степень вовлечения населения в капиталистические (товарно-денежные) отношения. В результате буржуазных революций к власти пришли буржуазные демократы. Они достроили капиталистические формации в своих странах до «вспомогательного верха» и цивилизации. К концу XIX в. капиталистическая формация и цивилизация одержала верх во многих странах Европы.

Мартин Лютер (1483-1546) создал протестантизм, оказавший влияние на становление капиталистического общества. Он отверг роль церкви и духовенства в качестве посредника между индивидом и Богом, утверждая, что спасение души человека зависит от веры, профессионального мастерства и образа жизни. Книгопечатание ознакомило население с Библией и стимулировало самостоятельность мышления. Пуританская этика стала цивилизационной основой капиталистической формации и цивилизации, которая существенно отличалась от предыдущей. Процесс становления индивидуалистической (либеральной) мировой цивилизации шел относительно быстро. Национальные государства боролись за рынки сбыта, политическое влияние, мировое господство. Возникали союзы государств, разделяющие сферы экономического и политического влияния.

Технологическую основу индустриального общества составляют физический и умственный труд, новые источники энергии (электричество, двигатель внутреннего сгорания), машинное производство на промышленной (индустриальной) основе. Эти средства производства позволили резко увеличить количество и качество материальных благ для удовлетворения демосоциальных потребностей людей.

Демосоциальная подсистема индустриального общества характеризуется следующими элементами: ростом населения Земли, нуклеарной семьей, урбанизацией, усложнением социальной структуры, ростом социального неравенства, национализмом и классовой борьбой буржуа и пролетариев, загрязнением экологической сферы, превращением городов во все более неперигодные для жизни.

Для экономической подсистемы характерны: индустриальный способ производства; капиталистическая собственность, развитие финансового капитала; господство крупных монополий — частных и государственных; рост эффективности общественного производства; появление мирового рынка; разделение общественного производства на три сектора (первичный — сельское хозяйство, вторичный — промышленность, третичный — услуги) при ведущей роли промышленного сектора; возникновение кризисов перепроизводства; борьба основных экономических классов (буржуазии и пролетариата).

Политическая подсистема индустриального общества характеризуется: распадом империй и возникновением национальных государств; развитием права; разделением законодательной, исполнительной, судебной властей; всеобщим избирательным правом; формированием и массовой . В городах возникает разрыв и конфликт между бюрократической, анонимной государственной властью и самоуправляемым, близким к интересам людей муниципалитетом.

Духовная подсистема индустриального общества характеризуется реформацией церкви, развитием и технического знания, становлением массового образования, возникновением массовых СМИ и науки. Новая религия, философия Галилея, Бэкона, Декарта, естественные науки изменили духовный климат постреформационной Европы.

Общественная психика характеризуется усилением рационализма, ослаблением религиозного мировоззрения и усилением светского (либерального, социалистического, анархистского), появлением социалистических прожектов переустройства общества, ожесточением субъективного противоборства разных классов.

Капиталистическое общество оказало решающее влияние на ход исторического процесса в XIX-XX веке. Оно начало колониальные войны против первобытно-общинных, аграрно-азиатских, феодальных обществ в других странах мира. Типы колонизации были разные: поселения колонистов, миграция в колониальные районы, проникновение колонизаторов в страны с развитой азиатской цивилизацией и формацией, закрепление там в качестве правящего меньшинства. Колонизируемые (и «цивилизуемые») народы оказывали сопротивление колонизаторам.

В первой половине XIX века в Европе поднялось революционное движение пролетариата, выдвинувшего свои экономические и политические требования к классу капиталистов: произошли восстание лионских рабочих (1834) и силезских ткачей (1844), в Англии развернулось чартистское движение. Карл Маркс и Фридрих Энгельс теоретически обосновали требования пролетариата в «Манифесте коммунистической партии». В 1917 г. в России началось строительство «пролетарско-социалистического» общества (формации и цивилизации).

Двумя общественными формациями и цивилизациями индустриальной эпохи стати капиталистическая и социалистическая (советская). Вначале их борьба складывалась в пользу социализма (формации и цивилизации): возник «нролетарско-социали- стический» Советский Союз. Затем в результате победы над нацизмом сложился лагерь советского социализма, включающий множество стран; началось разложение колониальной системы капитализма. Советские коммунисты надеялись, что победа социалистического общества над капиталистическим будет означать их победу. Это положение зафиксировала программа КПСС, принятая XXII съездом КПСС (1961 г.).

Трансформация либерально-капиталистического общества в социал-демократическое доказала, что всемирно-историческое значение стал играть не пролетариат, а средний масс. Буржуазно-социалистическое общество (сметанная формация и цивилизация) оказалось более жизнеспособным по сравнению с либеральным капитализмом и пролетарским социализмом, потому что, с одной стороны, давало простор талантам, а с другой стороны, — воплощало умеренную социальную справедливость в форме относительного неравенства, социальной защиты трудящихся, слабых. В конце XX века мировая система социализма и СССР потерпели поражение.

— процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия . Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов , а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населения. В результате образуется все более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность.

В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество:

1. История движется неравномерно, «скачками», разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и может быть «измерен» посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики — институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности рассматривается как естественное и неотъемлемое.


5. Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Казаки — этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной Украины и России, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XVIII—XX вв, в официальных документах Российской империи слово «казак» обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности — «свободный человек».

Капитализм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.
Капитализм — общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм , предшествует социализму — первой фазе коммунизма.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на основе взаимовыгодных сделок.

Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства, так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются «князем» и «княгиней». Затем князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

Военная — организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

Судебная — князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы.

Религиозная — в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова «князь» значения «священник» в чешском и польском.

Коллективизация — это процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (1928-1933) (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии.

Цель коллективизации — установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Кооперация (лат. cooperatio) — форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Подробное решение параграф § 1 по истории для учащихся 9 класса, авторов Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. 2016

  • Гдз рабочая тетрадь по Истории за 9 класс можно найти

1. Назовите причины важнейших перемен в экономическом развитии в начале XX в.

1. Завершение создания системы мировой торговли и почтовой связи.

2. Вторая промышленно-технологическая революция - ускоренное развитие новых отраслей промышленного производства, новой техники и технологии.

3. Увеличение числа людей занятых в промышленности и сокращение работников в сельскохозяйственном производстве.

4. Бурное развитие машиностроения, в том числе автомобильной, электрической и нефтехимической промышленности.

5. Конкуренция, которая способствовала внедрению новых технологий.

2. Какие страны достигли технологической зрелости к началу XX в., а какие встали в это же время на путь ускоренной индустриализации?

Технологической зрелости достигли Великобритания, Германия, Франция, США, Бельгия.

На путь ускоренной индустриализации стали Россия, Швеция, Италия, часть Австро-Венгрии, Канада, Япония.

3. Как процессы увеличения занятости в промышленности проходили в различных странах?

Число занятых в промышленности в Великобритании, а затем в США и Германии уже в начале XX в. превысило численность работающих в сельском хозяйстве. Великобритания была впереди всех - 9% населения было занято в сельском хозяйстве в 1911 г. Этот важнейший показатель степени индустриализации страны был иным для Франции и Италии, где большая часть населения продолжала работать в сельском хозяйстве (43% населения во Франции). Около 80% населения России жило сельскохозяйственным трудом.

4. Почему в начале XX в. быстро росли города?

Развитие промышленности требовало большого количества рабочих рук. Начал происходить отток населения из сельской местности в города.

5. Назовите основные черты развития индустриального общества. Обсудите, какие из них были главными и как они были связаны между собой.

Начало массового производства промышленных товаров, концентрация производства и капитала, усиление регулирующей роли государства в экономике и особенно расширение социальных функций государства стали в начале века наиболее важными чертами развития индустриального общества.

Развитие промышленности способствовало урбанизации. Конкуренция способствовала развитию и внедрению новых технологий. Основными потребителями промышленных товаров были жители города. Для удовлетворения спроса начинается массовое производство промышленных товаров. Массовое производство привело к концентрации производства, что приводило к производству стандартизированной унифицированной продукции. Крупные банки обслуживали промышленные предприятия, которым были необходимы инвестиции. Государственное регулирование появилось в результате концентрации производства: руководители корпораций и трестов искусственно завышали цены, ограничивали конкуренцию для получения большей прибыли. Государство путем принятия соответствующих законов начинает регулировать отношения в экономике, участвовать в разрешении конфликтов между рабочими и нанимателями.

6. Как массовое промышленное производство меняло быт и условия жизни людей в начале XX в.?

В домах рабочих в Англии появляются газовые плиты, в многоэтажных домах - лифты, массовым становится производство швейных и пишущих машинок. Телефоны появляются не только в конторах, но и в квартирах, в США их уже миллионы. Америка была охвачена бумом строительства небоскребов. В Лондоне, Нью-Йорке, Бостоне, Париже, Будапеште и других крупных городах массовым видом транспорта становится метрополитен. Миллионными тиражами издаются газеты. На улицах, уже освещаемых электрическими фонарями, появляется все больше трамваев и автомобилей. В годы Первой мировой войны ежегодное производство автомобилей уже измеряется миллионами штук.

7. Каковы причины процессов концентрации в экономике? Как они протекали в различных странах?

Концентрация производства была вызвана конкуренцией, концентрация капитала – необходимостью финансирования развивающей промышленности.

Концентрация шла неодинаковыми темпами в разных странах и приобретала различные формы. В США это были корпорации, тресты, контролировавшие значительную часть добычи угля, нефти, производства стали. В рамках треста объединялись отдельные предприятия, которые становились держателями части акций единого треста. Так происходила концентрация промышленного капитала. В европейских странах, и прежде всего в Германии, концентрация в экономике проходила в форме создания координирующих структур, определявших общие правила поведения на рынке,- синдикатов и картелей. Синдикаты обеспечивали возможности прежде всего сбыта однотипной продукции большого числа различных предприятий.

В начале XX в. усилились процессы концентрации банковского капитала. Появились гигантские акционерные банки, способные обслуживать крупнейшие предприятия.

Начался настоящий бум создания крупных акционерных обществ. Около трети всех предприятий в США были акционерными обществами. Фондовая биржа, где продавались и покупались акции предприятий, стала регулятором экономического развития.

8. Чем была вызвана к жизни антимонопольная (антитрестовская) политика? Каковы ее цели?

Некоторые тресты начали самовольно завышать цены на свои товары или услуги. Установленные по сговору цены ограничивали конкуренцию.

В США были приняты антитрестовские законы. В результате ряд трестов был расформирован, в том числе и гигантский нефтяной трест Рокфеллера - «Стандарт ойл компани» - в 1911 г. Железнодорожные тарифы не могли быть подняты выше того предела, который отныне устанавливало правительство. Антимонопольное законодательство США имело целью регулирование конкуренции, создание возможностей для состязания между крупными корпорациями, а также обеспечение возможности доступа на рынок новых поставщиков.

9. Почему усилилась роль государства в экономике в начале XX в.? Каковы главные направления государственного регулирования?

К началу XX столетия исчерпал себя частнохозяйственный вариант рыночного саморегулирования. Идеи классического либерализма о невмешательстве государства в экономику пришлось оставить прошлой эпохе. Постепенно (с конца XIX в.) стала складываться смешанная рыночно-государственная экономика.

При содействии или активном участии государства формировалась инфраструктура индустриального общества, т. е. те базовые системы, которые обеспечивают все отрасли экономики и сами условия жизни общества: транспортная система - дороги, финансовая система - стабильная национальная валюта, энергетическая система - производство электроэнергии, социальная система - социальное страхование, образование, медицина и т. д. Важной сферой государственного регулирования становится антимонопольное законодательство и охрана природы.

Государство путем принятия законов и создания специальных органов государственного управления стало активно регулировать экономические отношения, устанавливая правила поведения на рынке для коммерческих банков и корпораций, мелкого бизнеса и индивидуальных предприятий, поставщиков и потребителей. Государство начинает активно участвовать в разрешении конкретных трудовых конфликтов между бастующими рабочими и капиталистами. Таким образом, государственное регулирование становится одним из важнейших факторов развития капиталистической экономики.

10. Расскажите об основных направлениях социальных реформ в начале XX в.

К 1914 г. во всех европейских странах были приняты законы о компенсации за производственный травматизм, различные системы страхования и вспомоществования (по случаю болезни, инвалидности и др.). Начала складываться система помощи малоимущим. Был введен 8-часовой рабочий день для отдельных категорий рабочих (в Великобритании - для горняков, работающих в ночную смену). Во многих европейских государствах в начале века был запрещен детский труд, были приняты законы о пенсиях по старости для рабочих. Однако возраст для получения пенсий был установлен высокий - с 70 лет, во Франции - с 65 лет. Пенсионное страхование для всего населения страны было введено в 1913 г. только в Швеции. В США реформы, предусматривающие ограничение труда женщин и детей, установление 8-часового рабочего дня, действовали лишь в некоторых штатах.

Важным направлением в социальной политике индустриальных стран стало развитие образования, науки, здравоохранения. В странах с католическими традициями, прежде всего Франции, Италии, Испании, в начале века был ликвидирован контроль церкви над школьным образованием. Государственная обязательная светская школа с бесплатными завтраками стала общим явлением для развитых стран Европы.

11. Какие два пути открывались перед индустриальными странами в начале XX в.?

В начале XX в. определились два пути реализации накопленного экономического потенциала. Один путь - социальные реформы, перераспределение части производимого богатства на социальные цели для преодоления негативных последствий урбанизации, ликвидации контрастов богатства и нищеты, оздоровления окружающей среды и т. д. Другой путь - военная и внешнеэкономическая экспансия, милитаризация. Такой путь избрали Германия, Япония. В канун войны все ведущие индустриальные страны (кроме Швеции, США и др.) были вовлечены в гонку вооружений

ЕДИНСТВО МИРА И ЭКОНОМИКА ВЕЛИКИХ ДЕРЖАВ В НАЧАЛЕ XX в.

Вопросы и задания к таблицам.

1. Как менялось соотношение сил между ведущими индустриальными державами?

В промышленном производстве ведущие позиции к 1913 г. стали занимать США и Германия. Им уступили Англия и Франция, объемы производства которых снизились. Россия незначительно увеличила объемы промышленного производства. Австро-Венгрия и Италия остались на прежнем уровне.

2. Какие страны вышли на первые места в индустриальном развитии в начале XX в.?

США и Германия.

3. Составьте список стран в соответствии с местом, которое они заняли накануне Первой мировой войны по уровню экономической мощи (в порядке убывания).

США, Германия, Великобритания, Россия, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

4. Какие страны стали отставать в своем развитии?

Великобритания, Франция. Незначительно Италия.

5. В каких странах население росло наиболее быстрыми темпами?

США, Россия,

6. В каких странах рост населения замедлился?

Великобритания, Франция, Австро-Венгрия, Италия, Япония.

1. Назовите главные причины формирования единой мировой экономики и мировой торговли в начале XX в.

1. Формирование системы мировой торговли.

2. Вывоз капитала.

3. Действие золотого стандарта.

4. Появление новых средств связи.

2. Почему индустриальные страны, помимо вывоза товаров, приступили к широкому вывозу капитала?

Появление филиалов предприятий в других странах способствовало расширению рынка сбыта производимых товаров. А денежные займы другим государствам увеличивали капитал кредиторов.

3. Какие причины обусловили рывок в экономическом развитии США в начале XX в.?

1. Большой и растущий внутренний рынок, который создавал условия для постоянного увеличения производства промышленных и сельскохозяйственных товаров.

2. Бум рождаемости и огромный приток населения из-за океана.

3. Отсутствие традиций всевластия чиновников и жесткой регламентации экономической и общественной жизни.

4. Сложившаяся традиция причастности населения ко всему, что происходит – от строительства дорого и жилья до формирования структур местной власти и их полномочий.

4. Выделите главные факторы, которые способствовали бурному экономическому росту в Германии.

1. Объединение страны, которые привело к формированию большого внутреннего рынка.

2. Быстрыми темпами росло население.

3. Присоединение Эльзаса и Лотарингии, богатых железной рудой.

4. Курс на милитаризацию и заказ государства на производство вооружений.

5. Отсутствие колоний, что заставляло сфокусироваться на развитии внутреннего рынка.

6. Патриотический подъем, трудолюбие, дисциплинированность.

5. Почему Великобритания стала отставать от растущей мощи Германии в начале XX в.? Что мешало, а что помогало развитию британской экономики?

Экономика Великобритании зависела от ресурсов колониальной империи и ее внутреннего рынка. Скопившийся капитал был направлен на экспорт, а не на развитие промышленности. А также поступление на внутренний рынок более дешевых товаров из-за границы привели к отставанию экономики страны. Германия сосредоточилась на развитии внутреннего рынка.

Однако, наличие колоний предоставляло доступ к природным ресурсам, что подпитывало экономику Великобритании. Также наличие крепкой валюты способствовало экспорту капитала. Британская экономика была построена на широких взаимосвязях с заморскими рынками.

6. Назовите причины отсутствия динамизма во французской экономике в начале XX в. Обсудите, какие из них были главными.

Главные причины отставания Франции были вызваны спецификой ее экономического развития. Франция в начале XX в. была страной мелких собственников в городе и деревне. Преобладание аграрного населения и медленные темпы формирования широкого слоя покупателей массовых товаров - жителей городов - сказывались на экономическом развитии. Налицо была узость внутреннего рынка. В то же время крупный банковский капитал, имевший давнюю традицию во Франции, был оторван от капитала промышленного. Промышленники руководствовались лозунгом «Производить мало, но дорого». А банкиры предпочитали вкладывать деньги за рубежом в виде займов правительствам различных стран, среди которых была и Россия. Такие вложения считались более надежными по сравнению с вложениями капитала в производство.

7. В чем отличия экономического развития Австро-Венгрии и Италии от других великих держав?

В отличие от других ведущих стран Европы, она была многонациональным государством. Нарастание межнациональных противоречий ослабляло австро-венгерскую монархию. В австрийских, чешских и отчасти венгерских землях начались процессы ускоренной индустриализации. В то же время в сельскохозяйственных районах украинских, словацких, хорватских, румынских земель царили застой и нищета. В отдельных сельских регионах сохранялись полуфеодальные отношения.

8. Почему из Италии и Австро-Венгрии в начале XX в. выезжали миллионы людей?

Разница в развитии регионов: В Италии южные регионы были беднее, в Австро-Венгрии - сельскохозяйственные районы украинских, словацких, хорватских, румынских земель. Царившая в этих регионах нищета заставляла людей выезжать в другие страны. В Австро-Венгрии этому способствовали и национальные притеснения.

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Обусловили глубокие изменения в политической и экономической жизни людей позднего Средневековья. Индустриальное общество начало формироваться в начале XIX века. Произошло своеобразное перераспределение рабочей силы: занятость населения упала в сельскохозяйственной сфере с 80% до 12%. Одновременно возросла до 85% доля работающих в промышленном секторе и существенный прирост городского населения.

Такое общество характеризуется возникновением поточного, массового производства, автоматизацией и механизацией , неуклонным развитием рынков и услуг. Накапливаются знания, формируется гражданское общество, повышается уровень жизни , развивается , образование, наука. Результатом образовательной революции становится всеобщая грамотность и формирование системы образования.

Приоритеты индустриального общества

Важнейшими ценностями считаются трудолюбие, предприимчивость, порядочность, образованность. В индустриальном обществе быстрыми темпами растет сельскохозяйственное и промышленное производство, возникают новые средства коммуникации (печатная пресса, радио, ТВ), образуются монополии, происходит сращивание промышленного и банковского капиталов. Кроме того, повышается мобильность населения, увеличивается средняя продолжительность жизни, растет уровень потребления, изменяется структура рабочего времени и отдыха. Изменения касаются и демографического развития - снижается и смертность, происходит постарение населения.

Для развитого индустриального общества характерна соответствующая политическая система - . Преобразования в политической сфере приводят к установлению новых политических прав и свобод, в том числе, избирательного права. Важнейшую роль в поддержании порядка имеет право, основными принципами которого является равенство возможностей, признание за каждым права на жизнь, свободу, собственность.

В 70-х годах 20 века индустриальное общество, благодаря научно-технической революции и глобальной информатизации, трансформировалось в постиндустриальное общество.