Изучение социально-экономических и политических процессов. Влияние политики на социально-экономические процессы в россии и в мире

Главная > Документ

    Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. (Анисимова)

Социальные процессы играют огромную роль в жизни общества, привнося в него как позитивные для большинства людей результаты, так и негативные. В основе их возникновения лежат противоречия, возникающие между различными социальными группами, распола-гающими особыми корпоративными интересами, входящими в несо-ответствие с интересами других групп. Такое положение является абсолютно естественным и позволяет обществу находить наиболее эффективный путь развития, способный консолидировать интересы большинства своих членов. Вследствие этого возникающие в обществе проблемы вызывают изменения, от которых одни категории людей получают пользу, тогда как другие терпят ущерб. Сами люди, являясь непосредственными участниками социальных процессов, тем не ме-нее, не всегда в состоянии оказывать на них влияние. Социальный процесс - это социально значимые изменения в обще-стве, вызванные стремлением различных групп влиять на сложивши-еся в социуме условия с целью удовлетворения определенного инте-реса. В процессе столкновения интересов различных социальных групп обнажаются факты доминирования одних групп относительно других, структурирующие взаимоотношения в обществе под действи-ем различных факторов - социальных, экономических, политических, экологических, правовых и пр. Процесс предполагает наличие структуры и динамики, обеспечива-ющих ему устойчивый и направленный характер, упорядочивающий ход пронизывающих его социальных изменений. Структура процесса включает в себя совокупность всех входящих в него участников, со-действующих факторов, условий и пр. Динамика процесса базируется на показателях силы и масштабах происходящих изменений, их про-должительности и рабочего ритма. Процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсив-ностью, составом и характером стимуляции. Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдель-ных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов госу-дарствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат. Направленность процесса характеризуется его вектором, выража-ющим ориентацию процесса на определенный исход. Интенсивность процесса задается осознанным значением его ре-зультатов для вовлеченных в него участников. Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда. Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контро-лирующего и направляющего этот процесс. Основными элементами социального процесса выступают: участ-ники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, явля-ющийся членом научного сообщества. К числу участников процес-са можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уров-не охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющи-ми продолжительное время поддерживать динамику и направлен-ность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопре-ки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Субъектом социальных процессов могут выступать и социальные системы. Каждая эволюционирующая система имеет свою динамику, представляемую в виде либо непрерывного кумулятивного процесса, либо - цикла. Причины являются неотъемлемым элементом социальных измене-ний, выступая фактором их проявления. Если инициатор процесса может быть скрыт от внимания исследователей, то причина органич-но присуща процессу и составляет его внутренний источник. Потен-циальными причинами социальных процессов можно назвать: - природные причины - истощение ресурсов, загрязнение природ-ной среды, катаклизмы и пр.; - демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграции, процесс смены поколений; изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс; - социально-политические причины - конфликты, войны, револю-ции, реформы; привыкание, насыщение, жажда новизны, рост аг-рессивности и т. д. Можно выделить пять стадий типичного социаль-ного процесса: Зарождение - стадия, характеризующаяся формированием ис-ходных параметров дальнейших изменений, осознанием базовых противоречий, вызывающим реакцию по нейтрализации этих противоречий. Положительная динамика характеризуется активизацией вовле-ченных в процесс участников, формулировкой целей их участия в процессе и подбором средств в достижении поставленных задач. Кризис - стадия возникновения ряда ограничений в положи-тельной динамике, вызванных исчерпаемостью ресурсов или ут-ратой интереса к участию в процессе, конфликтом его инициато-ров или участников и пр. Отрицательная динамика возникает в результате нарастания факторов сопротивления, вызванных отсутствием средств, под-держивающих положительную динамику, сменой вектора после-дующих изменений или элиминацией инициатора процесса. Депрессия - стадия, характеризующаяся неопределенностью си-туации, способной либо усилить положительную динамику, либо стимулировать динамику отрицательную. можно выделить: - линейные и нелинейные процессы; - эволюционные и бифуркационные; - однофакторные и многофакторные. Классификация социально-экономических и политических процессов Социально-экономические и политические процессы - это изме-нения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, полити-ческой и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловленное комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Особенностью социально-экономических процессов является их те-сная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъек-тов), крупных национально-государственных систем, регионов, кото-рая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. Контролируемые и неконтролируемые процессы Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в за-висимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить кон-тролируемые и неконтролируемые процессы. Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Конт-ролируемость социальных процессов выступает в таких формах, как влияние, усиление роли отдельных элементов, моделирование ситуа-ций и пр. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления об-ществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различны-ми участниками процесса. Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не пред-полагают наличия социальных субъектов, групп, способных незави-симо от других оказывать направленное воздействие на их вектор. Утрата контроля над протекающими в обществе процессами характе-ризуется неопределенностью в локализации их инициаторов, вызван-ной взаимодействием большого числа участников. Сложные и простые процессы С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует под-разделять на простые и сложные. Простыми следует именовать та-кие процессы, объяснение которых укладывается в известную на-блюдателю и научному сообществу схему, позволяющую дать оценку такому процессу, предсказать его исход. Сложными же можно назвать такие изменения в обществе, для объяснения и оценки которых недо-статочно располагаемых наблюдателем и научным сообществом мето-дологических средств. Фактически сложными являются такие процес-сы, которые состоят из совокупности простых, целостное восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов к ана-лизу и объяснению этих процессов. Разумеется, что жестких границ между сложными и простыми про-цессами нет: они определяются, главным образом, местом и квали-фикацией наблюдателя, целью исследования, а также масштабом стоящих перед научным сообществом проблем. Обратимые и необратимые процессы Важнейшей характеристикой социальных процессов является об-ратимость. Свойство обратимости определяет динамику цикличе-ских процессов. Свойство необратимости подчеркивается при объяснении социально-экономических и политических процессов прогрессистскими теориями (Г. Гегель, К. Маркс), разделяющими точку зре-ния о том, что ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул. Необратимость процес-са задается кумулятивным накоплением включаемых в него свойств и признаков, определяющих качественную неоднородность процесса во времени. Инерционные и направленные процессы Свойство социальных процессов подпадать под воздействие вне-шних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерци-онные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, при-сущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого про-цесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования. Инерционность процесса поддерживается пассивным поведением большинства его уча-стников, неспособных или незаинтересованных в изменении его вектора. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные процессы Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительно-стью на кратко-, средне- и долгосрочные. Вряд ли целесообразно за-креплять за каждой из выделенных разновидностей количественное значение. Конкретный диапазон значений продолжительности про-цесса, соответствующий каждой разновидности, может быть задан ха-рактером процесса, а также целями наблюдения. Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом, отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи. Как правило, краткосрочным процессам отводятся сроки до одного года, поскольку значительная часть плановых документов (годовых планов, бюджетов, программ) рассчитана именно на данный период. Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обо-зримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточ-ных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально. Продолжительность средне-срочного процесса варьирует от 1 до 5 лет, в зависимости от целей ини-циаторов процесса и состава его участников. Этот срок превышает по-рог основных регламентирующих документов, задающих сроки крат-косрочных целей. Долгосрочные процессы не предполагают изна-чально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в фор-ме сценариев. Среди наиболее характерных политических процессов, в основе ко-торых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют: избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и др. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса из-менений: революционные и эволюционные, стабильные и нестабиль-ные процессы. С точки зрения их направленности - внутриполити-ческие и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные про-цессы. Непременными участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, предста-вителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой влас-ти и, по возможности, заменить ее собственными представителями. Основной задачей политического процесса является выработка и вне-дрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зави-сит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния полити-ческой власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Свойства социально-экономических и политических процессов: - Многомерность. - Динамизм. - Неравномерность. - Многовекторность (поливариантность).

2. Научное исследование. Понятие методологии и метода.

(Базанова)

К настоящему времени наука обрела не только положительный, но и отрицательный опыт, вызванный разрушительными последствиями отдельных научных открытий и, в первую очередь, в области ядерной физики. И все же, несмотря на укоренившиеся в сознании многих лю-дей ростки антисциентизма, авторитет науки в обществе остается до-статочно высоким. И это не случайно, поскольку вся история науки последовательно знаменует прогрессивные вехи в развитии мировой цивилизации. Благодаря использованию научных методов в есте-ствознании, были созданы невиданные ранее искусственные агрега-ты, значительно увеличивающие производительность человеческого труда и создающие для работника более комфортабельные условия. Внедрение научной методологии в исследование социальных процес-сов позволило людям научиться оценивать тенденции развития об-ществ, культур, прогнозировать события и проектировать ситуации с заданными изначально свойствами.

Системность, наряду с доказательностью и теоретичностью, явля-ется одним из главных атрибутов научного знания. Благодаря систем-ности научного знания, постигается всеобщая связь явлений и процес-сов окружающей действительности, являющаяся объективной основой единства мира и отображающей ее системы наук. Теоретический ха-рактер научного знания делает его предметом обсуждения со стороны различных исследовательских школ, служит формой налаживания коммуникаций между ними и отображающего исследуемую действи-тельность профессионального языка. Особые требования наука предъяв-ляет к доказательности составляющих основу научных теорий положе-ний: каждое из утверждений, сформулированных в качестве выводов, должно опираться на общепринятые в научном сообществе заключе-ния. Главное предназначение науки заключается в том, чтобы дать ис-тинное теоретическое отображение действительности, сформулиро-вать законы развития различных ее сфер и научить использовать эги законы для решения актуальных задач человека. Научные исследо-вания позволяют расчленить конкретную целостность мира, сделав этот мир максимально обезличенным (бессубъектным), что позволя-ет приобрести результатам этих исследовании максимальную досто-верность.

Отображая действительность, наука распределяет результаты это-го отображения по трем уровням: эмпирический, абстрактно-теорети-ческий и сверхэмпирический (надтеоретический), соответствующий построению научной картины мира. На эмпирическом уровне форми-руется фактологическая база научных исследований, формулируются эмпирические обобщения в отношении исследуемых явлений, произ-водится первичная группировка собранного материала. Абстрактно-теоретический уровень предполагает разработку исследовательской концепции (теории), позволяющей положить логическое бснование в систематизацию исследуемых явлений, разработку категориального (понятийного) аппарата, предоставляющего возможность ученым обсуждать или оспаривать результаты проведенных исследований. Сверхэмпирический (надтеоретический) уровень способствует форми-рованию в научном сообществе научной картины мира, являющейся высшей формой систематизации научного знания.

Как правило, научная картина мира формируется в рамках одной из ведущих на определенный момент исторического времени научных дисциплин, обладающей более высокими по сравнению с другими до-стижениями в области систематизации, теоретичности и доказатель-ности своих положений. Научная картина мира, сформированная из теоретических положений одной научной дисциплины, начинает вли-ять на другие научные дисциплины посредством своей методоло-гии, языка или подхода. Научная картина мира выводит за пределы отдельной теории всю сумму накопленного на данный период научно-го знания. Таким потенциалом обладали в разное время механическая теория И. Ньютона (1643-1727), теория относительности А. Эйнш-тейна (1879-1955), эволюционная теория Ч. Дарвина (1809-1882), кибернетическая теория Н. Винера (1894-1964) и теория диссипатив-ных структур И. Пригожина (р. 1917).

По мере перехода научных исследований от менее высокого уровня к более высокому, строгость доказательности имеет тенденцию к сни-жению, а их общенаучный (философский) характер, напротив, увели-чивается. Однако это не означает уменьшения научного содержания теорий, содействующих формированию научной картины мира. Фи-лософские средства обобщения, при отсутствии строгих количествен-ных способов выражения, располагают необходимой для наиболее абстрактных сфер исследовательского интереса гибкостью, позволя-ющей искать новые пути в развитии научного знания, в рамках науч-ной демаркации. Язык философии позволяет наладить коммуникацию между различными научными дисциплинами, методами, подходами, что подготавливает условия для междисциплинарного взаимодей-ствия.

Развитие научных теорий, особенно на высших уровнях отображе-ния действительности, невозможно без методологии. Методология может выступать как форма философского обобщения, так и частно-научного, обозначаемого в западной литературе, как эпистемология.

Методологией можно назвать набор положений, принципов, иссле-довательских приемов, раскрывающих некоторую общность подходов ученых, принадлежащих к одной или нескольким отраслям научного знания, с целью более полного и комплексного отображения объекта.

Основу методологии составляют признанные и универсальные ме-тоды, используемые при построении научной картины мира: язык, позволяющий выразить суть выявленных проблем, а также ценности и культура разделяющего эту методологию научного сообщества.

Методом научного исследования является способ сбора, обработки или анализа данных, получаемых в ходе наблюдения объекта, и при-меняемый в регулировании, координации и проектировании процес-сов, в основе которых лежит исследуемый объект. Таким образом, ме-тодом является не только действие по упорядочиванию интересующей исследователя информации, но и операция по использованию этой информации в решении конкретных практических задач. Классифи-кация методов научного исследования предполагает, как минимум, четыре основания. По области применения методы могут разделяться в соответствии с демаркацией между научными дисциплинами на:

физические;

химические;

социальные;

логико-математические и пр.

Степень достоверности используемых методов лежит в основе их разделения на достоверные и вероятностные, а степень охвата - на частные и общие. Способность методов быть использованными в про-цедуре проектирования находит свое воплощение в выделении алго-ритмических и эвристических методов.

Алгоритмические методы направлены на разработку строгой после-довательности действий, ведущих к заданному результату. Ис-пользование алгоритмических методов целесообразно для органи-зационного сопровождения проектной деятельности и предполагает выработку мер практического воплощения положенного в их основу замысла. К эвристическим следует причислить методы, не имеющие предписывающего значения, как в случае с использованием алгорит-мических методов. Характерным свойством эвристических методов является их ориентация на объяснение и понимание происходящих событий. В силу этого обстоятельства необходимость в применении эвристических методов приходится на ранние этапы в динамике науч-но-исследовательского цикла, тогда как сфера действия алгоритмиче-ских методов охватывает его заключительные этапы.

Учет уровней отображения действительности позволяет выделять общенаучные и конкретно предметные методы исследования. К обще-научным методам принадлежат методы логико-теоретического и систем-ного характера, позволяющие использовать универсальные принципы анализа и обработки данных для описания и объяснения проблемной ситуации, рассмотрения ее в контексте сложившейся в научном сооб-ществе научной картины мира. Конкретно-предметныеметоды вклю-чают в себя правила и условия проведения экспериментов, требования репрезентативности и обработки данных, необходимые для получения еще не известных на стадии описания и объяснения результатов.

Среди общенаучных методов наибольшую популярность получили методы системного подхода (системный анализ, моделирование), ло-гико-теоретические методы (абстрагирования, сравнения, индукции, дедукции и пр.), эмпирико-теоретические (эксперимент, измерение, наблюдение, описание и пр.).

Конкретно-предметные методы включают в себя привязанные к каждой научной отрасли способы аккумуляции и применения науч-ной информации для решения конкретных задач. Для математических дисциплин такими методами являются: линейное программирование, симплекс-метод, метод наименьших квадратов и т. д. Для физической науки - эксперимент, для социологии - контент-анализ, социомет-рия, фокусированное интервью и пр.

Г. Рузавин выделяет три группы методов: методы проверки, под-тверждения и опровержения научных гипотез и теорий; методы объяс-нения, понимания и предсказания; методы социально-экономических и гуманитарных исследований

Выделение методов социально-экономических и гуманитарных ис-следований в отдельную группу вполне оправдано, поскольку объект таких исследований предполагает слабость и непрерывную подвиж-ность составляющих его структурных звеньев, что значительно за-трудняет достижение обоснованности и доказательности получаемых в ходе таких исследований результатов.

3.Специфика социального познания

(Быкасова)

Человеческое познание подчиняется общим закономерностям. Однако особенности объекта познания обусловливают его специфику. Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, общественный характер. Однако в данном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, когда оно выражается в системе знаний об обществе на его различных уровнях и в различных аспектах.
Специфика этого вида познания заключается прежде всего в том, что в качестве объекта здесь выступает деятельность самих субъектов познания. То есть сами люди являются и субъектами познания, и реальными действующими лицами. Помимо этого, объектом познания становится также взаимодействие между объектом и субъектом познания. Другими словами, в отличие от наук о природе, технических и других наук в самом объекте социального познания изначально присутствует и его субъект.
Далее, общество и человек, с одной стороны, выступают как часть природы. С другой - это творения и самого общества, и самого человека, опредмеченные результаты их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей. Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.
К трудностям социального познания, объясняемым объективными причинами, т. е. причинами, имеющими основания в специфике объекта, добавляются и трудности, связанные с субъектом познания. Таким субъектом является в конечном счете сам человек, хотя и вовлеченный в общественные связи и научные сообщества, но имеющий свой индивидуальный опыт и интеллект, интересы и ценности, потребности и пристрастия и т.д. Таким образом, при характеристике социального познания следует иметь в виду также и его личностный фактор.
Наконец, необходимо отметить социально-историческую обусловленность социального познания, в том числе уровнем развития материальной и духовной жизни общества, его социальной структурой и господствующими в нем интересами.
Конкретная комбинация всех указанных факторов и сторон специфики социального познания обусловливает многообразие точек зрения и теорий, объясняющих развитие и функционирование общественной жизни. Вместе с тем указанная специфика во многом определяет характер и особенности различных сторон социального познания: онтологическую, гносеологическую и ценностную (аксиологическую).
1. Онтологическая (от греч. on (ontos) - сущее) сторона социального познания касается объяснения бытия общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития. Вместе с тем она затрагивает и такой субъект социальной жизнедеятельности, как человек, в той степени, в какой он включен в систему общественных отношений. В рассматриваемом аспекте указанная выше сложность социальной жизни, а также ее динамичность в сочетании с личностным элементом социального познания являются объективной основой многообразия точек зрения по вопросу о сущности социального бытия людей.
Что это действительно так, свидетельствуют и сама история социального познания, и его сегодняшнее состояние. Достаточно отметить, что различные авторы за основу бытия общества и человеческой деятельности принимают такие разнородные факторы, как идею справедливости (Платон), божественный замысел (Августин Блаженный), абсолютный разум (Гегель), экономический фактор (К. Маркс), борьбу «инстинкта жизни» и «инстинкта смерти» (эроса и танатоса) между собой и с цивилизацией (3. Фрейд), «реликты» (В. Парето), «социальный характер» (Э. Фромм), «народный дух» (М. Лацариус, X. Штейнталь), географическую среду (Ш. Монтескье, П. Чаадаев).
Каждая из этих точек зрения, а их можно бы было назвать гораздо больше, отражает ту или иную сторону бытия общества. Однако задача общественной науки, каковой и является социальная философия, заключается не в простой фиксации различного рода факторов социального бытия, а в том, чтобы обнаружить объективные закономерности и тенденции его функционирования и развития. Но тут мы и сталкиваемся с главным вопросом, когда речь идет о социальном познании: а существуют ли эти объективные законы и тенденции в обществе?
Из ответа на него вытекает и ответ о возможности самой социальной науки. Если объективные законы социальной жизни существуют, то, следовательно, возможна и социальная наука. Если же таких законов в обществе нет, то не может быть и научного знания об обществе, ибо наука имеет дело с законами. Однозначного ответа на поставленный вопрос сегодня не существует.
Указывая на сложность социального познания и его объекта, например, такие последователи И. Канта, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт, утверждали, что никаких объективных законов в обществе нет и не может быть, ибо здесь все явления носят индивидуальный, неповторимый характер, а, следовательно, в обществе нет и объективных законов, которые фиксируют лишь устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями и процессами. Последователи неокантианцев пошли еще дальше и объявили, что само то общество существует лишь как наше представление о нем, как «мир понятий»», а не как объективная реальность. Представители этой точки зрения по существу отождествляют объект (в данном случае общество и вообще социальные явления) и результаты социального познания.
На самом деле человеческое общество (как и сам человек) имеет объективную, прежде всего природную, основу. Оно возникает и развивается тоже объективно, то есть независимо от того, кто и как его познает, независимо от конкретного субъекта познания. В противном случае в истории вообще не было бы какой-либо общей линии развития.
Сказанное, конечно, не означает, что развитие социального знания вообще не влияет на развитие общества. Однако при рассмотрении этого вопроса важно видеть диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания, ведущую роль основных объективных факторов в развитии общества. Необходимо также выделить те закономерности, которые возникают в результате действия этих факторов.
К таким основным объективным социальным факторам, лежащим в основе любого общества, относятся прежде всего уровень и характер экономического развития общества, материальные интересы и потребности людей. Не только отдельный человек, но и все человечество, прежде чем заниматься познанием, удовлетворять свои духовные потребности, должно удовлетворить свои первичные, материальные потребности. Те или иные социальные, политические и идеологические структуры также возникают лишь на определенном экономическом базисе. Например, современная политическая структура общества не могла возникнуть в условиях первобытной экономики. Хотя, безусловно, нельзя отрицать взаимовлияния самых различных факторов на общественное развитие, начиная от географической среды и кончая субъективными представлениями о мире.
2. Гносеологическая (от греч. gnosis - знание) сторона социального познания связана с особенностями самого этого познания, прежде всего с вопросом о том, способно ли оно формулировать собственные законы и категории и имеет ли оно их вообще. Другими словами, речь идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого по онтологической проблеме социального познания, то есть от того, признается ли объективное существование общества и наличие в нем объективных законов. Как и вообще в познании, в социальном познании онтология во многом определяет гносеологию.
К гносеологической стороне социального познания относится также решение таких проблем:
- каким образом осуществляется познание общественных явлений;
- каковы возможности их познания и каковы границы познания;
- роль общественной практики в социальном познании и значение в этом личного опыта познающего субъекта;
- роль разного рода социологических исследований и социальных экспериментов в социальном познании.
Немаловажное значение имеет вопрос о возможностях человеческого разума в познании духовного мира человека и общества, культуры тех или иных народов. В связи с этим возникают проблемы возможностей логического и интуитивного познания явлений общественной жизни, в том числе психологических состояний больших групп людей как проявлений их массового сознания. Не лишены смысла проблемы так называемого «здравого смысла» и мифологического мышления применительно к анализу явлений общественной жизни и их пониманию.
3. Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания существует и ценностная - аксиологическая его сторона (от греч. axios - ценный), играющая важную роль в понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное, связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами различных познающих субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор осуществляется конкретным субъектом с его жизненным и познавательным опытом, индивидуальными целями и задачами. Кроме того, ценностные предпосылки и приоритеты во многом определяют не только выбор объекта познания, но и его формы и методы, а также специфику истолкования результатов социального познания.
То, как исследователь видит объект, что он в нем постигает и как он его оценивает, вытекает из ценностных предпосылок познания. Различие ценностных позиций обусловливает различие в результатах и выводах noзнания.
В связи со сказанным возникает вопрос: а как же тогда быть с объективной истиной? Ведь ценности в конце концов персонифицированы, имеют личностный характер. Ответ на этот вопрос неоднозначен у разных авторов. Одни полагают, что наличие ценностного момента в социальном познании несовместимо с признанием социальных наук. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Думается, что правы именно последние.
Действительно, сам по себе ценностный подход присущ не только социальному познанию, «наукам о культуре», но и всему познанию, в том числе и «наукам о природе». Однако на этом основании никто не отрицает существование последних. Фактическая же сторона, показывающая совместимость ценностного аспекта социального познания с социальной наукой, состоит в том, что эта наука исследует в первую очередь объективные законы и тенденции развития общества. И в этом плане ценностные предпосылки будут определять не развитие и функционирование объекта исследования различных общественных явлений, а лишь характер и специфику самого исследования. Объект же сам по себе остается тем же независимо от того, каким образом мы его познаем и познаем ли мы его вообще.
Таким образом, ценностная сторона социального познания вовсе не отрицает возможность научного познания общества и наличие социальных наук. Более того, она способствует рассмотрению общества, отдельных социальных явлений в разных аспектах и с различных позиций. Тем самым происходит более конкретное, многостороннее и полное описание социальных феноменов и, следовательно, более научное объяснение социальной жизни. Главное заключается в том, чтобы на основе различных точек зрения и подходов, позиций и мнений выявить внутреннюю сущность и закономерность развития социальных явлений и процессов, что и составляет главную задачу социальных наук.
Онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру познавательной деятельности людей.

  1. Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество») 12

    Программа

    2.1 Государственная комплексная программа научных исследований «Теоретико-методологические основы устойчивого инновационного развития социально-ориентированной экономики Республики Беларусь» («Экономика и общество»)

  2. Взаимодетерминация культуры и власти в информационном обществе: социально-философский анализ

    Автореферат

    Защита состоится «02» декабря 2009 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д.212.341.01 в Российском государственном социальном университете по адресу: 129226, г.

  3. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации

    Документ

    Защита состоится «18 » мая 2010 г. в 14 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.009.03 Института экономики РАН по адресу: 117218, Москва, Нахимовский проспект, д.

  4. Социально-экономические функции государства в построении среднезажиточного общества в Китае

    Диссертация

    Защита диссертации состоится “ ” 2010 г. в часов на заседании Диссертационного Совета Д. 501. 001. 03 по социологическим наукам при Москов­ском Государственном Университете имени М.

  5. Автореферат

    Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) на кафедре «Гуманитарные и социальные

На современном этапе состояние социальных наук в значительной степени отображается как уже сложившимся уровнем общественной практики, так и в совокупности особенностей ее теоретического и практического осмысления.

В силу этого обстоятельства и вследствие кумулятивного роста, в содержании самой науки блок социальных и экономических наук стал приобретать целый ряд черт, которые поставили его в один ряд с наиболее развитыми на сегодня научными системами. Исключительное своеобразие предмету социально-экономических и политических исследований придает стремление рационального мышления выявить в динамике социальных систем некие устойчивые зависимости, изучение которых позволяет исследуемой общности обрести наивысшую в данных условиях устойчивость и способность к росту. Такой исход может быть достигнут благодаря реализации одного из направлений развития современной социальной науки: ?

разработка основ методологии социальной инженерии, проявляющейся в системе инновационных мероприятий по перестройке и регулированию общественных отношений в социальных общностях; ?

мониторинг социального поведения, диагностика состояния социальных систем; ?

разработка понятийного аппарата, необходимого для понимания и объяснения социальных явлений и процессов в рамках общей теории; ?

разработка модели управления, основанной на системе общественных ожиданий и учете иерархии потребностей управляемой общности.

Научные представления об обществе, социальных группах и процессах в историческом плане формировались двумя путями: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ научных представлений об обществе основан на обобщении единичных социальных фактов с последующей выработкой закономерностей, позволяющих прогнозировать проявление этих фактов в схожих условиях. Первое и основное правило социологического исследования состоит в том, что социальные факты нужно рассматривать как предметы. Главным доводом, способствующим распространению индуктивного подхода в объяснении социальных процессов, было как раз стремление рассматривать социальные события в качестве предметов.

Способ предполагает выявление аналогий между различными социальными событиями с точки зрения обнаружения общности между ними.

Логическая схема индуктивного обобщения содержит переход от группы частных суждений к формулировке общего закона, фиксирующего устойчивую, повторяющуюся связь между событиями. Как пишет самый яркий представитель этого направления в социологии Г. Спенсер: «Коль скоро общество становится особым индивидуальным бытием в силу постоянства отношений между его составными частями, то у нас сейчас же является вопрос - не представляют ли эти постоянные отношения между его частями каких-нибудь сходств с постоянными отношениями между частями, замечаемыми нами в каких-либо других бытиях. Единственное мыслимое сходство между обществом и чем-либо другим может заключаться в параллелизме, - принципа, управляющего расположением составных частей»На основе принципа параллелизма имеется возможность объяснить социальные факты путем выявления сходства между фактами, локализованными в различных точках пространства и времени.

Индуктивизм принято рассматривать как одну из разновидностей позитивистского подхода к анализу и объяснению социальных процессов. Позитивистский подход представлен фиксацией устойчивых зависимостей между параметрами протекающих в обществе процессов. К примеру, исследуя статистику разводов, позитивистски мыслящий социолог склонен фиксировать статистически сильную связь между длительностью брака и фактом его официального разрыва, придавая соответствующей зависимости статус эмпирической закономерности. В результате выявленная зависимость становится одним из средств определения факторов, влияющих на прочность браков и причины их разрушений. Один из наиболее ярких представителей социологического позитивизма Г. Спенсер считал индуктивный метод единственно возможным методом социального объяснения. Так, отделяя собственные представления от взглядов О. Конта, Спенсер-писал, что «есть один метод философствования... Все понятия о причинах, действующих в различных явлениях, имеют степень общности, соответствующую широте обобщений, определенной опытом»2.

Еще по теме 1.3. Социально-экономические и политические процессы как объект социальных исследований:

  1. Глава 3 Социальные методы в практике исследования социально-экономических и политических процессов
  2. Глава 1 Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
  3. Классификация социально-экономических и политических процессов
  4. 1.1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы
  5. Рой О. М.. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер. - 364 с: ил. - (Рерия «Учебник для вузов»)., 2004

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов.

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что в конечном счете неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов.

Основу политических процессов составляет оппозиция «вызов- реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка .

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

Участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями.

Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозиция» обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тогда как оппозиция по определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

Основной задачей политического процесса является выработка и внедрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния политической власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Наиболее полное представление о характере и сути политического процесса может дать так называемая воронка причинности, рассмотренная в исследованиях О.М. Роя и представленная на рис. 1.1.

Рис. 1.1.

Смысл данной модели заключается в том, чтобы представить взаимосвязь множества факторов, обусловливающих стратегию политического выбора электоральным большинством, определяющим вектор ожидаемых социальных преобразований, передаваемый в компетенцию избираемого лидера. Модель электорального выбора, лежащая в основе динамики политических процессов, позволяет исследовать степень влияния различных факторов на определение направления политического вектора.

Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и некоторые другие. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений выделяют революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности - внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Социально-экономические процессы -- это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них -- труд, второе -- грабеж или эксплуатация труда других. Первое -- экономическое средство, второе -- политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно -- государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений. В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», предопределяющий логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов -- роста и упадка. Достигая максимума, тенденция роста производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или-общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических -- оппозиция «вызов-реакция».

Оппозиция «вызов-реакция» содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или к полной замене ее носителя.

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Основными элементами социально-экономического процесса выступают: участники, субъект (инициатор) процесса, причины и наблюдатель, являющийся членом научного сообщества. К числу участников процесса можно отнести всех активных и пассивных членов общества, чьи интересы затрагивают происходящее в обществе изменения. По числу участников процесса можно судить о его характере, масштабах и уровне охвата. Субъектом (инициатором) процесса выступает один из его участников, располагающий значительными ресурсами, позволяющими продолжительное время поддерживать динамику и направленность социальных изменений. Инициатор процесса способен оказывать серьезное влияние на ход таких изменений путем воспроизведения благоприятных условий, направленных на достижение ожидаемого результата. Оказываемое инициатором влияние на процесс может быть и не осознанным, вызывающим определенные изменения вопреки воле и интересам инициатора. Все это способно стимулировать широко распространенные случаи утраты инициаторами контроля за вызванными ими изменениями. Роль инициатора процесса может быть многократно усилена в случае обладания им широкими властными полномочиями, полученными им как легальным, так и нелегальным образом. Будучи распорядителем средств, ресурсов, осуществляя право законодательной инициативы, субъект процесса устанавливает правила игры для всех его участников, задавая желаемый вектор направленности процессу.

Важнейшим элементом в режиме восприятия и оценки социально-экономических процессов является научное сообщество -- сообщество ученых, специалистов, практиков, формулирующих ключевые стандарты оценки, измерения и регулирования исследуемых процессов. При помощи таких стандартов, норм инициатор процесса способен контролировать и моделировать ход событий, а наблюдатель -- определять критерии оценки развертывания процессов в пространстве и времени.

Наблюдатель, будучи формальным или неформальным членом научного сообщества, является источником когнитивных параметров процесса. Когнитивный смысл процессу придается в акте его восприятия, познания, объяснения и понимания. Отображая процесс, наблюдатель, основываясь на выработанных научным сообществом подходах, стремится распознать логику процесса, актуализируя сам факт его протекания, и вырабатывает некую мысленную схему понимания и объяснения полученных в ходе наблюдения событий. Интерпретируя результаты и ход социальных процессов, наблюдатель делает видимыми источники, масштаб и направленность текущих процессов, используя надёжные и общепринятые методы анализа и обработки информации.

Наблюдатель является преимущественно пассивным участником процесса, составляющим представление о его характере, придающим ему определенный смысл и значение. С целью измерения исследуемых процессов наблюдатель предлагает систему координат, значимую для всех его участников.

Всякий процесс может быть измерен. Характер измерения процессов произволен от способа его структуризации, типа и положения наблюдателя. Основными структурными единицами, определяющими направление и интенсивность происходящих процессов, являются социальные системы.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

3 группа - связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

Классификация социальных процессов.

1. Процессы функционирования и процессы развития .

2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. По сферам проявления.

5. По степени управления.

6. Сложные и простые.

Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в за­висимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления об­ществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.

Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не пред­полагают наличия социальных субъектов, групп, способных незави­симо от других оказывать направленное воздействие на их вектор.

С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует под­разделять на простые и сложные. Простые – их объяснение укладывается в общеизвестную схему, легко оценивается их результат и предсказывается исход.

Сложные - изменения, для объяснения и оценки которых недо­статочно располагаемых наблюдателем и научным сообществом мето­дологических средств. Фактически сложными являются такие процес­сы, которые состоят из совокупности простых, восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов.

Важнейшей характеристикой социальных процессов является обратимость. Свойство обратимости определяет динамику цикличе­ских процессов. Свойство необратимости - прогрессистские теории, ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его - развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул.

Свойство социальных процессов подпадать под воздействие вне­шних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерци­онные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, при­сущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого про­цесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования.

Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительно­стью на кратко-, средне- и долгосрочные.


Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом (годовой план, бюджет, программа), отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи – до 1 года.

Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обо­зримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточ­ных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально - от 1 до 5 лет.

Долгосрочные процессы не предполагают изна­чально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в фор­ме сценариев.

Роль государства

Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ. Во-первых, государство разрабатывает и утверждает правовые основы нормального развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, организаций и физических лиц на рынке.

Во-вторых, государство способствует стабильному экономическому росту, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы. Важная функция государства состоит в исправлении просчетов и недостатков, чтобы перераспределить ресурсы и сгладить цикличность и диспропорции в экономике, повысить ее эффективность.

В-третьих, государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить необходимое социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень образования и др.). чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.

В-четвертых, государство осуществляет меры, которые не могут быть осуществимы (или эффективно выполнены) силами рынка и частного капитала. Сюда относятся меры по производству так называемых общественных товаров, укреплению обороны, совершенствованию управления, развитию фундаментальной науке, выполнению космических программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры в городе и деревне.

В-пятых, государство поощряет потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и др.).

В-шестых, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

Понятие социальных, экономических и политических процессов

Социально-экономические процессы -- это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них -- труд, второе -- грабеж или эксплуатация труда других. Первое -- экономическое средство, второе -- политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно -- государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических -- оппозиция «вызов-реакция».

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

3 группа - связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

33. программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Общая цель социологического исследования определяет содержание и структуру его программы. Целью теоретических социологических исследований является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, а целью прикладных исследований - практическое решение поставленных социологических проблем с дальнейшим предложением конкретных способов действий в определенный срок. Теоретико-прикладные и чисто прикладные социологические исследования имеют преимущественно эмпирический характер, они являются основой исследований теорий среднего уровня (специальных и отраслевых) и высшего уровня (общеметодологических, фундаментальных).

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции:

1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования);

2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

33. Теоретический-методологический) раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

34. Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

35. Проблема исследования является исходным начальным пунктом всякого исследования. Она представляет собой:

1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и / или

2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации, как реально возникшее противоречие в развитии социума.

При выборе проблемы необходимо задуматься над той проблемной ситуацией, которая лежит в основании данной проблемы. Поскольку проблемное поле всегда бывает достаточно широким, даже у небольшого социального объекта, желательны несколько итераций ее определения (сужения).

Проблемная ситуация есть некий исходный комплекс реальных, жизненных противоречий;

Проблемная ситуация есть состояние неблагополучия, которое не получило еще должного осмысления. Она осознается, ощущается как смутное чувство непорядка («что-то не так...»);

Проблема есть результат осмысления, осознания проблемной ситуации;

Проблема - это осознанная и названная проблемная ситуация;

Это концептуальная (научная) модель проблемной ситуации.

В социологии социальные проблемы группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.

Так, по своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных , профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений, заведений и т. д.

По масштабам распространенности социальная проблема носит или общесоюзный, или региональный характер (ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной , среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают:

во-первых, проблемы одноплановые . Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, принятие (непринятие) решения о переходе на арендные отношения (семейный подряд) и др.

во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, проституция, рэкет.

в-третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

36. Качественная репрезентативность – предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (должны быть представлены все группы).

Количественная репрезентативность – все существующие группы должны быть представлены в оптимальном количестве.

Имеются четыре основных типа выборок :

· Выборка по группам (квотированная выборка) – разновидность неслучайной выборки, участники которой выбираются на основе заранее специфицированных характеристик для каждой составляющей подгруппы, таким образом, выборка моделирует сообщество, т.к. в ней пропорционально представлены все слои, как в реальности.

· Произвольная (вероятностная) выборка – тип выборки, процесс формирования которой – произвольный, где каждый представитель сообщества имеет равный шанс быть включенным в данную выборку (таблицы случайных чисел, лотереи, механические подходы).

· Стихийный отбор – отбор по принципу добровольности и доступности (почтовые, опросы в прессе)

· Субъективная выборка – разновидность неслучайной выборки, участники которой выбраны сознательно исследователем, т.к. они отличаются от “среднего” человека, т.е. обладают особенными знаниями, занимают особые позиции в обществе, обладают незаурядными характеристиками и являются представителями другой части общества, которая важна для изучения. Также иногда применяют для обозначения данного термина понятие “целевая, преднамеренная” выборка.

Также выборка может быть разовой (участие респондентов для одного измерения) и панельной (участие респондентов в исследовании на длительный срок).

Важный показательошибка выборки (погрешность) – характеризует те пределы, в рамках которых можно доверять полученным данным.

Типы и виды выборки

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях.

Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность.

Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три . Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

· стихийный отбор , т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

· вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

· квотный (стратифицированный) отбор , в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

38. Вероятностная (случайная) выборка (Probability Samplinq) – метод формирования выборки предполагающий, что вероятность попадания в выборку каждого элемента совокупности известна и больше нуля.

Вероятностные методы включают :

Простой случайный отбор,

Систематический отбор,

Кластерный отбор,

Стратифицированный отбор.

Простой случайный отбор предполагает, что вероятность быть избранным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности. Вероятность быть включенным в выборку определяется отношением объема выборки к размеру совокупности.

Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел.

При использовании метода формирование выборки вслепую единицы совокупности в соответствием с их фамилиями, названиями или другими признаками вносятся в карточки, которые в перемешанном виде помещаются в какую-то непрозрачную емкость (ящик, коробку и т.п.). Из данной емкости кто-то случайным образом вытягивает число карточек, определяемое объемом выборки.

Другим методом вероятностного отбора является кластерный отбор , основанный на делении совокупности на подгруппы, каждая из которых представляет совокупность в целом.

39. Неслучайная (невероятностная) выборка - это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.

По этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по условиям исследования оказывается единственно возможным про-вести неслучайную выборку.

Известны следующие разновидности неслучайной выборки: квотная выборка, метод снежного кома, метод основного массива, метод стихийного отбора.

Выделяют два основных вида неслучайного отбора:

¦ направленный отбор (другие названия - целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);

¦ стихийный.

Направленный отбор характеризуется выбором единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.

40.Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов .

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

разноводности метода опроса

41. Опрос - самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

Анкетный социальный опрос разделяют на следующие виды:

1. По способу общения анкетера и респондента выделяют очные и заочные соц опросы .

Заочные социальные опросы не предполагает прямого контакта между респондентов и анкетером. Это, например, почтовый соцопрос (анкета высылается по почте), прессовый соц опрос (анкета публикуется в газетах или журналах) и Интернет-опрос (анкеты размещаются на специальных ресурсах, куда респонденты целенаправленно заходят и заполняют анкеты.

Очные социальные опросы предполагают прямой контакт анкетера и респондента. К ним можно отнести раздаточный соцопрос, когда анкетер раздает анкеты респондента, а после заполнения собирает их. В этом случае анкетер выступает своеобразным инструктором, помогая респонденту правильно заполнить анкету.

2. По месту проведения анкетный опрос может подразделяться на соц опрос по месту жительства и по месту учебы или работы . В случае проведения анкетного опроса по месту работы и учебы, есть возможность провести групповой социальный опрос в коллективе.

3. По уровню стандартизации различают строго и нестрого стандартизированные соц опросы. Стандартизированность соц опроса определяется преобладанием закрытых или открытых вопросов анкеты. Чем больше в анкете содержится открытых вопросов, тем менее она стандартизирована.