Переход к индустриальному обществу. Индустриальное общество: описание, развитие, черты и признаки

Во второй половине XIX в. Россия начала масштабный переход к индустриальному обществу. Основы данного процесса были заложены в ходе реформ 60 – 70-х годов, названных современниками «Великими». Сущность российской модернизации состояла в приближении к передовой для того времени европейской социально-экономической и политической модели общественного устройства, базировавшегося на рыночной экономике и парламентской демократии. Однако специфика исторического развития страны, сохранение феодально-крепостнических пережитков обусловили сложный и противоречивый характер российских преобразований. Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций, сохранение политического и духовного гнета царского самодержавия – все это привело к революционным событиям начала XX века, понимание которых невозможно без серьезного анализа реформ Александра II и развития пореформенной России в конце XIX – начале XX вв.

В целях более глубокого изучения темы представляется необходимым выделение следующих проблем:

1. Предпосылки реформ 60-70-х гг. XIX в.

3. Контрреформы 80-90 гг.

4. Первая российская индустриализация.

5. Аграрные проблемы пореформенной России.

При изучении первой проблемы необходимо уяснить экономические, политические, социальные и нравственные предпосылки реформ 60-70 гг. XIX в. Обратите внимание на точки зрения новейшей историографии по данному вопросу. В целях более глубокого понимания темы следует осмыслить механизм торможения крепостным правом развития индустриального и аграрного секторов экономики страны.

Анализируя вторую проблему, уясните для себя сущность реформ Александра II. Выделите их консервативные и прогрессивные черты. Постарайтесь ответить на следующий вопрос: почему реформы 60-70-х гг. часто называются в историографии «Великими»?

При рассмотрении третьей проблемы определите, какие демократические завоевания предыдущего периода были отменены Александром III.

Осмысливая вопрос первой российской индустриализации, проанализируйте ее особенности. В данной связи уделите внимание реформаторской деятельности министра финансов России. Рассматривая проблему, важно понять, какие социально - экономические последствия для страны принесла первая российская индустриализация.

Особое значение в России на данном этапе имело решение аграрных проблем. Так, например, известный современный санкт-петербургский историк определил характер первой российской революции гг., как революции аграрной, крестьянской. Поэтому предоставляется необходимым дать подробный анализ эволюции сельского хозяйства страны в пореформенный период. При изучении раздела ответьте на следующие вопросы:

1. Какие типы помещичьего хозяйства сложились в конце XIX в.?

2. В чем суть аграрного вопроса в пореформенной России?

3. Какие пути решения аграрных проблем предлагались в обществе в конце XIX – начале XX вв.? Почему они не были реализованы?

Изучая тему, следует иметь в виду, что глубокое осмысление проблематики истории России во второй половине XIX – начале XX вв. и анализ, на этой основе, дальнейшего пути развития страны возможен лишь при знании фактологической основы исторического процесса, при применении таких принципов научного исследования как принцип объективности и историзма .

1. Предпосылки реформх годов XIX в.

Необходимость проведения реформ в России была обусловлена, прежде всего, отставанием страны от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. По мнению, причины данного отставания следует искать в том, что «наш народ был поставлен судьбою у восточных ворот на страже ломившейся в них кочевой, хищной Азии. Целые века истощал он свои силы, сдерживая этот напор, одних отбивал, других через дверь христианской церкви мирно вводил в европейское общество. Так мы очутились в арьергарде Европы, оберегали тыл европейской цивилизации».

Природно-географические, социальные, исторические условия России определили особый, отличный от западного, тип феодального общества – самодержавно-крепостнический. Характерными чертами его были длительная консервация крепостничества и огромная роль государства, в зависимости от которого находились все социальные слои (в том числе и высшие).

Центральная власть, стремясь преодолеть разрыв в уровнях развития России и Запада (что было опасно для суверенитета и независимости страны), время от времени вынуждена была совершать рывок вперед. При этом использовались западно-европейский опыт и достижения технического прогресса. Таковыми являлись реформы Петра I.

Осторожные попытки Екатерины II и Александра I обновить социально-экономические и, возможно, политические отношения не нашли отклика у первого сословия – дворянства. Тем не менее, в обществе нарастало понимание того, что сохранение крепостного права губительно для дальнейшей судьбы страны, а рабское состояние основной массы населения позорит Россию. Об этом свидетельствовала, в частности, работа Уложенной комиссии (), многочисленные высказывания отечественных общественных деятелей о несправедливости существующих порядков (можно вспомнить эпиграф журнала «Трутень», издаваемого - «они работают, а вы их труд ядите»).

В XVIII-XIX вв. создавались разнообразные проекты по отмене крепостного права. Их разрабатывали, в основном, радикалы. Хотя в стороне не остались либералы, и даже консерваторы. В частности, граф предложил выделять в российском бюджете определенную сумму для того, чтобы «выкупать» крестьян у помещиков. Отмена Александром I крепостного права в Прибалтике (соответствующие положения были приняты в 1816 и 1819 гг.), многочисленные указы Николая I (и особенно реформа управления государственными крестьянами гг.), работа Секретных комитетов - все это являлось показателем того, что «неблагополучие» в аграрной сфере было понятно и правящим кругам.

Предпосылки, определившие необходимость проведения реформ, созрели окончательно к середине XIX века. Крепостническая система изжила себя экономически. Только 5% помещичьих хозяйств применяли рациональные формы агрикультуры: многопольный севооборот, машины и т. д. Стремление увеличить денежные доходы толкало земледельцев не к модернизации своего хозяйства, а к усилению барщины и увеличению оброка (натурального и денежного). Последний в течение первой половины XIX века вырос в среднем в 2-5 раз. Широко распространенным явлением в барщинных хозяйствах стало так называемая «месячина»: у крепостного крестьянина отбирали надел, и он должен был за скудное месячное довольствие работать на помещика. Однако данные меры не способствовали интенсификации сельскохозяйственного производства. Труд крепостных был малопроизводителен. Помещичьи хозяйства постепенно приходили в упадок. Для того чтобы поддерживать свою социальную базу, государство вынужденно было кредитовать траты помещиков под залог имений и крепостных, используя для этой цели значительную часть бюджета, главной доходной статьей которого были подати с крестьян. Ко времени отмены крепостного права примерно 65 % всех имений было заложено, а общая сумма долга государству и кредитным учреждениям составляла более 400 млн. рублей.

Крестьянский протест против существования крепостного права принимал различные формы: бунты, отказы от работ на барщине и выплаты оброка, побеги и т. д. Одной из основных причин крестьянских реформ Александра II, по мнению советских историков, была якобы имевшая место в стране революционная ситуация (характеризуется обострением выше обычного нужды и бедствий угнетенных классов, невозможностью для «верхов» управлять по-старому и нежеланием «низов» жить по-старому, экстраординарной активностью народных масс). То, что крестьяне не хотели жить по-старому, сомнений не вызывает. Но источники не фиксируют резкого ухудшения положения «угнетенных классов» во второй половине 50-х годов и, следовательно, большой их активности. В ходе революции гг. в год происходило до 26 000 крестьянских выступлений, в 1857 г. их было 192, в 1858 г, 1859 г. – 938, 1860 г. – не более 400. Такие локальные бунты серьезной опасности для самодержавия не представляли. К тому же к числу «антифеодальных» выступлений в советской историографии причислялись так называемые «питейные бунты» 1858 и 1859 гг., вызванные дороговизной и низким качеством спиртных напитков. Взрыв негодования крестьян против условий реформы произошел только весной 1861 г. (около 2000 выступлений за год), но правительству и тогда удалось без труда справиться с ними. Так что революционной ситуации в России в середине XIX в. не было. Тем не менее, народное движение не могло не влиять на позицию правительства в проведении крестьянской реформы.

Крепостничество препятствовало также индустриализации страны. В 30-40 гг. XIX в. в России начался промышленный переворот, содержанием которого был переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству. Происходит формирование нового социального слоя – вольнонаемных рабочих. На мануфактуры и фабрики приходили неимущие горожане, государственные крестьяне и крепостные, уходившие на заработки с разрешения своих господ. К 1860 г. 4/5 рабочих были вольнонаемными. Отличие в положении отечественных работных людей от западноевропейского пролетариата состояло в том, что они зависели не только от предпринимателей, но и от своих владельцев или отпустившей их на заработки общины. Российские рабочие, занятые на крепостных мануфактурах, не хотели приобретать необходимые профессиональные навыки , часто ломали и портили механизмы.

Наличие феодально-крепостнической системы мешало складыванию рынка свободной рабочей силы, развитию торговли (т. к. в стране сохранялась низкая покупательная способность населения), накоплению капиталов, необходимых для создания крупномасштабного производства. Купцы наживали состояния, как правило, на продаже спиртных напитков или на казенных (государственных) подрядах. Коммерческие и финансовые операции часто сопровождались злоупотреблением.

Россия все более отставала в технико-экономическом отношении от Запада. К середине XIX в. Англия, к примеру, обогнала русскую металлургию в 12 раз. По выплавке чугуна страна переместилась с 1-го на 8-е место в мире. Еще более серьезным было отставание в машиностроении, топливной промышленности , железнодорожном транспорте . К 1861 г. в России имелось только 1500 верст железных дорог, что в 15 раз меньше, чем в Англии.

Важной политической предпосылкой отмены крепостного права стало поражение в Крымской войне гг. Великое государство с огромной армией, подчинявшейся единой воле императора, не смогло одержать победу над достаточно слабой Османской империей и англо-французским экспедиционным корпусом. В Парижском мирном трактате (подписанном 18 марта 1856 г.) провозглашался принцип «нейтрализации» Черного моря, в соответствии с которым России и Турции запрещалось иметь военный флот, а на берегах - военные крепости и арсеналы. Черноморские проливы на время мира объявлялись закрытыми для военных судов всех стран. Кроме того, трактат лишал Россию права на защиту интересов православного населения Сербии и Дунайских княжеств. В условиях Крымской системы международных отношений государство оказалось в изоляции. Сложившаяся после Парижского мира внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе.

Блокада страны западными государствами привела к резкому сокращению вывоза и ввоза, что болезненно отразилось на финансах, промышленности и сельском хозяйстве. За годы войны дефицит государственного бюджета достиг чудовищных размеров – около 800 млн. руб. серебром, внешний долг – 430 млн., задолженность казенным банкам – 525 млн. Из-за огромной эмиссии бумажных денег в стране было расстроено денежное обращение . Значительно сократился экспорт: хлеба – в 13 раз, льна – в 8 раз, пеньки – в 6 раз. Уменьшился и импорт: хлопка – в 2,5 раза, красителей – в 1,5 раза, машин – в 10 раз. Рекрутские наборы оторвали из деревни около 10% работников. Реквизиция скота и фуража для армии разоряли крестьянство. В 1856 году южные губернии были охвачены переселенческим движением в «Крым за волей». Неблагополучие внутренней жизни стало очевидным. В общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права.

Таким образом, в середине XIX в. в России разразился социально-политический кризис, вызванный крахом внешнеполитического могущества и основанной на нем идеологии национально-государственной исключительности страны, быстрым отставанием России от европейских государств и угрозой превращения ее во второразрядную державу. Главной причиной этого отставания явилось исторически задержавшееся господство в стране феодально-крепостнических отношений.

2. Содержание реформаторской деятельности правительства

Александра II

Проведение великих реформ неразрывно связано с именем Александра II (), вошедшего в историю России как царь - «Освободитель». Воспитанник поэта, бывший уже в 26 лет «полным генералом», Александр Николаевич рано стал участвовать в государственной деятельности. В 1846 г. он возглавил Секретный комитет по крестьянскому вопросу. Однако, как свидетельствуют сохранившиеся документы, будущий инициатор крестьянской реформы зарекомендовал себя на данном поприще сторонником крепостного права. Трудно определить, что точно изменило взгляды императора, но уже в 1856 г. на обеде в московском дворянском собрании Александр II заявил, что лучше упразднить крепостное право «сверху», чем ждать, пока его отменят «снизу». Царя поддержали его брат великий князь Константин Николаевич, тетка, великая княгиня Екатерина Павловна, министр внутренних дел. Позже был собран штаб будущих реформаторов, в котором лидирующую роль сыграл – товарищ (заместитель) министра внутренних дел.

В январе 1857 г создается Секретный (с февраля 1858 г. - Главный) комитет для решения аграрной проблемы. В ответ на попытки входивших в него николаевских кадров «заболтать» дело подготовки реформ, Александр II издает 20 ноября 1857 г. указ (рескрипт) на имя виленского генерал-губернатора (друг детства царя) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». Вскоре аналогичные распоряжения были разосланы и в другие губернии. 17 февраля 1859 г. император учреждает редакционные комиссии (председатель – ) для выработки общего проекта освобождения крестьян.

Работа губернских комитетов показала, что существуют разные точки зрения русского дворянства на проблему проведения крестьянской реформы, обусловленные местными особенностями и экономическими интересами помещиков.

В нечерноземных губерниях с развитыми товарными отношениями и оброчной системой предлагалось освободить крестьян без переходного состояния. При этом помещики должны были получить выкуп и за отводимую крестьянам землю (платили сами крестьяне), и за личность (т. е. освобождение – «душу») - платило государство (проект тверского комитета и председателя губернского дворянства). Такой вариант проведения реформ способствовал бы быстрой ликвидации крепостничества и перестройке помещичьих хозяйств с использованием наемного труда.

Интересы помещиков черноземной полосы с барщинной системой, рассчитанной на рынок, и с дорогой землей, отражал проект крупного полтавского землевладельца. В нем проявилось стремление сохранить за помещиками больше земли, не потеряв при этом крестьянские рабочие руки.

Земледельцы слабо заселенной степной зоны основным условием проведения крестьянской реформы выдвинули установление переходного срока в 10-12 лет, во время которого сохранялась бы барщина (рроект известного славянофила).

Значительная часть помещиков из разных губерний была вообще против отмены крепостного права.

После яростных споров в Главном комитете и Государственном совете проект реформы 19 февраля 1861 г. подписал Александр II. Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных обывателей…» возвестил об освобождении крестьянства, а 17 актов – так называемые «Положения» - определили условия крестьянской реформы .

Крепостные получали личную свободу и ряд гражданских прав (на заключение сделок , открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т. д.). В основу реформы был положен принцип, по которому вся земля в дворянских поместьях считалась собственностью помещиков. Поэтому для ее получения крестьяне должны были заплатить выкуп. Территории 45 губерний России, на которые распространялись «Положения» о крестьянах, правительство разделило на 3 зоны: черноземную, нечерноземную и степную. Для каждой из них устанавливался высший и низший размеры крестьянского полевого надела. В этих рамках в течение 2 лет крестьяне с помощью избранных из местного дворянства мировых посредников заключали со своими помещиками договор (уставную грамоту), определявшую условия и размер выделяемой им земли. Закон предусматривал отрезку от общинных земель или прирезку к ним, если величина наделов, которыми пользовались крестьяне, выходила за установленные правительством рамки. Доминировали отрезки. Их тяжесть состояла в том, что помещики стремились отторгнуть от общинных земель то, без чего было затруднено полноценное функционирование крестьянского хозяйства – луга, выгоны, водопои и т. п. В дальнейшем приходилось арендовать эти земли за высокую плату. Ученые подсчитали, что в среднем по стране крестьяне потеряли 20% земель, которыми они пользовались до реформы.

Получая землю, крестьяне были обязаны оплатить ее стоимость. 75-80% суммы выкупа помещикам отдавало государство. Эта операция рассматривалась казной как предоставление долговременной ссуды крестьянам, которая должна была взиматься с них в виде выкупных платежей в течение 49 лет под 6% годовых. Подсчитано, что к началу XX в. крестьяне выплатили около 300% предоставленной им ссуды. До получения помещиками полной суммы стоимости земли крестьяне считались временнообязанными, продолжая выплачивать оброк и выполнять определенные повинности (временнообязанное положение было ликвидировано только в 1881 г.).

Сумма выкупа определялась не рыночной стоимостью земли, а капитализацией оброка, т. е. годовой оброк крестьянина приравнивался к годовому доходу в размере 6% годовых, а сам этот капитал и составлял сумму выкупа. В результате выкупная сумма за крестьянские наделы была определена в 867 млн. рублей, а рыночная стоимость земель составляла 544 млн. рублей. В данной связи становятся понятными причины массовых крестьянских восстаний, охватившие 42 губернии России. Значительную их часть приходилось подавлять с помощью армии. Крестьяне отказывались верить, что им сообщили подлинные условия реформы, считая, что «грамоту» подменили помещики.

Крестьянская реформа принесла свободу более чем 30 млн. крепостным. Однако эта свобода ограничивалась сохранением общины, подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний. Тем не менее, изменение статуса многомиллионного крестьянства потребовало создания условий для осуществления гражданских прав данной сословной группы в социальной, культурной и экономической областях. С этой целью правительство провело ряд реформ.

Реформа местного управления. (Активное участие в ее разработке приняли министр внутренних дел и товарищ министра. В 1861 г. они были уволены за либерализм. Закончил подготовку реформы новый министр МВД.) 1 января 1864 г Александр II подписал «Положения о губернских и уездных земских учреждениях», на основании которых создавались распорядительные органы – уездные и губернские собрания и исполнительные – управы. Члены земских собраний – гласные – избирались на трех избирательных съездах (по куриям): землевладельцев, городских избирателей и выборных от крестьян. В первых двух куриях выборы были прямыми на основании имущественного ценза. В третьей курии выборы были многостепенными и включали не только крестьян, но и тех землевладельцев, которые не соответствовали первой курии по имущественному цензу. Земства были лишены политических функций. Сферой их деятельности стали социальные и хозяйственные вопросы местного значения: пути сообщения, почта, школы, больницы, богадельни, приюты, местная торговля, страховая служба, продовольственное дело. Материальной основой функционирования органов местного самоуправления являлись земские сборы с населения и особые сборы с доходов торгово-промышленных предприятий, движимых и недвижимых имуществ. Земства принудительной власти не имели, поэтому были вынуждены обращаться к органам администрации и полиции, которые, в свою очередь, осуществляли надзор над их деятельностью.

русские крестьяне – 20,44;

немцы -70,05;

англичане – 101,25;

канадцы – 116,02;

ирландцы – 97.00.

Вывод А. Нечволодова неутешительный: «Страна наша находится на пути самого потрясающего разорения». При этом первая российская индустриализация была обеспечена во многом благодаря средствам, полученным от продажи хлеба за границей.

Специальная правительственная комиссия констатировала в 1905 г., что заработная плата «клонится к такому минимуму, при котором сносное удовлетворение жизненных потребностей представляется фактически невозможным». Средняя заработная плата российского рабочего была в 3 раза ниже, чем английского, и в 5 раз – чем американского.)

В ноябре 1905 г. правительство приняло решение об отмене выкупных платежей с 1906 г. наполовину, а с 1907 г. – полностью.


7-5 тыс. Р.Х. сер. 15 в. кон. 18 – нач. 19 вв. 50-е - 70-е гг. 20 в.


Вехами аграрной цивилизации являются:

VII-V тыс. до н.э. - «неолитическая революция»;

Середина XV в. - изобретение печатного станка, великие географические открытия.

Со второй половины XV века начался переход к индустриальной цивилизации, который завершился на рубеже XVIII-XIX вв. в результате промышленной революции. Индустриальная цивилизация хронологически охватывает период с конца XVIII века до середины XX века, когда началось становление постиндустриального общества. Границу индустриальной и постиндустриальной цивилизаций определяет научно-техническая революция середины XX века. Наиболее развитые страны вступили в новую эпоху развития человечества в последней четверти XX века. Этот процесс продолжается и по сей день.

Итак, как следует из приведенной схемы, за аграрной в истории общества последовала индустриальная цивилизация. Переход от традиционного к индустриальному обществу осуществлялся в XV-XVIII вв. Ключевыми событиями в этом процессе явились: Великие географические открытия, духовные революции – Возрождение, Реформация, Просвещение; Промышленная Революция и буржуазные революции XVII-XVIII вв.

Эпоха Возрождения (XIV-XVI вв.).

Родиной Возрождения была Италия, поэтому эпоху часто называют итальянским словом "Ренессанс". В итальянском Возрождении можно выделить своеобразные этапы:

Проторенессанс - вторая половина XIII-XIV вв.;

Раннее Возрождение - XV в.;

Высокое Возрождение - конец XV-первая треть XVI вв.;

Позднее Возрождение –XVI в.

Характерные черты этой эпохи:

1. возрождение античных ценностей (отсюда название эпохи);

2. гуманизм (от лат. humanitas – человечность): деятели Возрождения провозгласили культ человека, воспевалась духовная и физическая красота человека, говорилось о самоценности личности;

3. интерес к человеку способствовал развитию наук: желание изучить физическую природу человека привело к развитию естественных наук, а интерес к духовной стороне человека, к культуре стал основой для развития общественных наук. Следовательно, знания становятся одной из основных ценностей;

4. зарождаются рационалистические воззрения, начинает цениться время.

Возрождение заложило основу для развития культуры Нового Времени, выдвинуло на первый план идеи антропоцентризма и индивидуализма.

Эпоха Возрождения оставила плеяду замечательных мыслителей и художников, прославивших свои имена в литературе, живописи, архитектуре, скульптуре: Данте, Петрарка, Ариосто, Тассо, Лоренцо Валла, Мазаччо, Донателло, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Брунеллески, Альберти и многие другие.

Сдвиги в общественном сознании во многом были связаны с Великими географическими открытиями второй половины XV- начала XVI в. К ним относят открытие Америки Колумбом (1492 г.), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-22 гг.) и др.

В результате Великих географических открытий происходит накопление капиталов и формируется слой предпринимателей, которые вкладывали деньги в производство, для получения прибыли. Таким образом, возникли первые мануфактуры (в Италии в конце XIV в., в Англии, Франции, Германии в XV-XVI вв.), то есть Великие географические открытия повлияли на формирование капиталистического уклада в экономике. Кроме того, Великие географические открытия способствовали освоению мирового пространства, развитию торговли, складыванию национальных и мирового рынков. В отличие от древних "речных", теперь формируется "океаническая цивилизация".

Следующей составляющей процесса модернизации явилась Реформация . Реформация - это борьба за переустройство католической церкви, в результате которой возникла новая конфессия христианства (наряду с православием и католицизмом) – протестантизм. Началась Реформация в Германии (в 1517 г. профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против католической церкви), затем охватила большинство стран Европы. Победила Реформация в Германии, Нидерландах, Шотландии, Англии, Скандинавских странах. В этих странах установились протестантские церкви (лютеранская, кальвинистская, цвинглианская, англиканская и др. церкви). В середине XVI-XVII вв. в противовес Реформации в Европе началась Контрреформация – церковно-политическое движение, направленное на укрепление власти католической церкви. Возглавляло это движение папство. Большую роль в осуществлении Контрреформации сыграли инквизиция и Орден иезуитов. Контрреформация победила в некоторых странах Европы, например, во Франции и в Испании.



Реформация была связана с развитием буржуазных отношений, с изменением менталитета. Католическая церковь закрепляла сословное деление общества, что вызывало недовольство формирующейся буржуазии. Церковь дискредитировала себя продажей индульгенций, инквизицией и т.п. Реформация выступила под лозунгами удешевления церкви, упрощения обрядов, использования национальных языков в богослужении. Сторонники реформации – протестанты – считали, что между человеком и Богом не должно быть посредников, все люди равны перед Богом, спастись человек может только при помощи веры (идея Мартина Лютера). Земные успехи (слава, богатство), по мнению протестантов, – символы богоизбранности человека (идея Жана Кальвина). Поэтому человек должен активно трудиться, стремиться к накопительству, бережливости, профессиональному успеху. Протестантскую этику иногда называют трудовой. Реформация поставила проблему ответственности человека за личное счастье.

Духовный переворот, заложенный Возрождением и Реформацией, завершило Просвещение.

Просвещение – это идейное общественное движение в странах Европы и Америки в XVII-конце XVIII вв. (наиболее активно между Английской и Французской буржуазными революциями). Зародилось Просвещение в Англии, а наибольшего развития достигло во Франции, где появилась целая плеяда мыслителей (французский язык был в те времена международным, поэтому идеи французских философов стали широко известны в других странах). Просветители были людьми разного социального происхождения, выдвигали новые идеи, резко контрастировавшие с духовными установками средневековья. Эти идеи оказали исключительное влияние на формирование миропонимания человека в эпоху индустриальной цивилизации:

Идея разума: человек сам может познать мир посредством своего разума (рационализм, гносеологический оптимизм);

Идея прогресса: человечество движется в направлении к лучшему, к более совершенному состоянию;

Идея естественных прав, согласно которой человек от рождения имеет право на жизнь, свободу и собственность;

Теория общественного договора, смысл которой состоит в том, что государства возникли в результате добровольного соглашения между гражданами, большинство передало власть меньшинству в обмен на гарантии личных прав и безопасности. Следовательно, просветители считали, что источником власти является народ, поэтому власть должна быть выборной, должен быть установлен принцип верховенства закона. По мнению некоторых просветителей (например, Ж.-Ж.Руссо), в случае узурпации власти народ имеет право на сопротивление тирану. Чтобы не происходило узурпации, власть необходимо разделить на законодательную, исполнительную и судебную;

Идея разделения властей: впервые предложена Д.Локком, а разделить власть на законодательную, исполнительную и судебную предложил Ш.Монтескье в работе "О духе законов" в 1748 г.;

Просветительскими многие философы, экономисты и социологи считают также теории А.Смита и Д.Юма, которые выдвинули идею существования рынка, самоуправляющегося на основе закона спроса и предложения. Смит назвал этот закон «невидимой рукой» рынка. Просветители заложили основы экономического либерализма, т.е. они выступали за свободу торговли, свободу предпринимательства;

В этическом смысле просвещение выдвинуло идею "разумного эгоизма", согласно которой каждый человек, стремясь к личному благу, невольно содействует процветанию всего общества.

В отношении к религии и церкви просветители утверждали, что религия необходима, как моральная опора общества, но при этом активно критиковали церковь (Вольтер говорил: "Раздавите гадину!"), выступали за веротерпимость, за секуляризацию церковных земель.

Просветители ратовали также за развитие образования и внесли конкретный вклад в этот процесс: в 1751-1780 гг. была составлена 35-томная "Энциклопедия" под редакцией Д. Дидро. Деятели Просвещения полагали, что первоочередной задачей является просвещение населения, повышение уровня культуры общества (отсюда и название эпохи).

Таким образом, можно сказать, что просветители заложили основы концепций правового государства и рыночной экономики, которые стали фундаментом для всей индустриальной цивилизации.

Завершающим этапом на пути формирования индустриального общества былапромышленная революция , то есть коренное преобразование в экономике, в результате которого возникло крупное машинное производство (в контексте данной темы термины «промышленная революция» и «промышленный переворот» употребляются как синонимы). Родиной промышленной революции была Англия (60-80 гг. XVIII в), затем промышленный переворот произошел во Франции, Германии, Чехии, Бельгии и других странах (в развитых странах Европы он завершился в середине XIX века). Начался промышленный переворот с текстильной промышленности, затем охватил угледобычу, машиностроение и транспорт. Промышленная революция имела две стороны: техническую и социальную:

1) техническая сторона заключалась в переходе от мануфактуры к фабрике, от ручного труда к машинному;

2) социальная сторона заключалась в том, что изменилось соотношение сил в обществе: основную роль в экономической и политической жизни общества начинают играть буржуазия и пролетариат.

В результате промышленного переворота промышленность стала основой экономики, изменилась социальная структура общества. С развитием крупного капиталистического производства и института частной собственности утвердились либерально-демократические ценности не только в экономической, но и в политической и духовной сферах жизни общества.

Распространение буржуазных свобод, конституционализма, парламентаризма происходило в ходе буржуазных революций XVI-XIX вв., которые также были свидетельствами глубокой общественной трансформации. Первая буржуазная революция произошла в Голландии (1566-1609гг.), затем в Англии (хронологические рамки в истории остаются спорными, примерно 1640-1660гг., отдельно следует сказать о "Славной революции" 1688г.), война за независимость Североамериканских колоний также рассматривается как буржуазно-демократическая революция (1775-1783гг.) и, наконец, Великая французская буржуазная революция (1789-1794гг, дата завершения революции спорна).

§5. Современные цивилизации. Глобальные проблемы современности

Термин "индустриальное общество" в научный оборот был введен Анри Сен-Симоном. Формирование индустриального общества завершается в эпоху промышленной революции, начавшейся в последней трети XVIII в. в Великобритании. Иногда в развитии индустриального общества выделяют этапы:

Конец XVIII – середина XX вв. – раннее индустриальное общество;

Середина XX в. – по сей день – зрелое индустриальное общество.

Однако второй период в обществознании часто рассматривают как самостоятельную ступень развития - постиндустриальное, информационное общество.

Индустриальное общество сложилось в результате Великих географических открытий, Возрождения, Реформации, Просвещения, Промышленной и буржуазных революций, поэтому для него, в первую очередь, характерно:

1) в экономической сфере : преобладание промышленности над сельским хозяйством, машинного труда на ручным, высокий уровень разделения труда, высокая производительность труда, массовое производство, использование научных технологий в производстве, высокий уровень развития конкуренции, формирование рыночной экономики;

2) в социальной сфере : урбанизация, высокая социальная мобильность, социальная защищенность личности;

3) в политической сфере : приоритетное положение прав и свобод личности, существование гражданского общества и правового государства, с признанием верховенства закона, принципа разделения властей и демократических ценностей;

4) в духовной сфере : ценности гуманизма, индивидуализма, признание самоценности личности (доктрина: "Человек-творец своей судьбы!"), свобода (идеологический плюрализм), терпимость, рационализация жизни, секуляризация культуры, высокий уровень развития образования. Негативная сторона технического прогресса выражается в распространении утилитарных ценностей, в тиражировании культуры.

В результате научно-технической революции (НТР) середины XX в. человечество вступило в фазу постиндустриального, информационного общества. Основная заслуга в этом процессе, по мнению социолога З. Бжезинского, принадлежит США: "Если Рим дал миру право, Англия - парламент, а Франция - культуру и национальную республику, то современные Соединенные Штаты Америки дали миру научно-технический прогресс и массовую культуру". Жизнь отдельного человека в постиндустриальном обществе находится в тесной зависимости от СМИ (средств массовой информации), информация становится одним из основных ресурсов и ценностей, сфера знаний и науки начинает преобладать в жизни общества, формируется массовая культура. Для производства на этой стадии характерно использование высоконаучных технологий, вытеснение человеческого труда (обезличенный труд, автоматизация производства), постоянное обновление технической базы. Высокий уровень развития техники и средств массовой информации способствует возрастанию интеграции мирового сообщества.

По уровню научно-технического развития современное общество зачастую называется технотронным, но высокий уровень развития техники имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С ним связаны глобальные проблемы современности. Глобальные (от лат. globus terrae – земной шар) проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества или значительной его части, решение этих проблем возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

К важнейшим глобальным проблемам относят:

Экологическую;

Демографическую;

Топливно-сырьевую;

Проблему третьей мировой войны;

Проблему "Севера и Юга", и др.

Многие проблемы порождены, как уже отмечалось выше, уровнем развития техники. Однако, решение этих проблем, как предполагают оптимистические прогнозы, также возможно при помощи техники.

Глобальные проблемы современности прогнозировались еще на рубеже XIX-XX веков. Представители "русского космизма" – философы Н. Федоров, К. Циолковский и В. Вернадский -видели решение демографической и экологических проблем в освоении космического пространства. Преодолеть проблемы, по мнению Н. Федорова, можно только совместными усилиями человечества как целого.

Современные исследователи считают, что этические проблемы на поверку опасней технических и решение последних возможно только с изменением отношения людей к друг к другу и к природе. В частности, говорится о том, что западному обществу необходимо воспринять восточную философию с ее бережным отношением к природе.

Цивилизации Востока

Современные цивилизации на основе локального подхода делят на западные и восточные. Восточная цивилизация имеет длительную историю развития, она древнее западной, ведет начало от Древнего Востока (Египта, Месопотамии, Индии, Китая и др.). Различия между западной и восточной цивилизацией и путями их развития были заложены еще в глубокой древности, окончательно сложились в средние века и в новое время, когда страны Азии проводили политику самоизоляции, пытаясь сохранить самобытность и неповторимость. Однако, западная и восточная цивилизация всегда подвергались взаимному влиянию. Западная цивилизация выступала более агрессивной и нетерпимой: достаточно вспомнить о "насильственном открытии" восточных стран, о создании колониальных империй. Тем не менее, Восток сохранил свои особые черты, которые во многом связаны с религией и философией.

По религиозному принципу восточные цивилизации делят на арабо-исламские, китайско-конфуцианские и индо-буддистские. Существует и другая классификация современных восточных цивилизаций, в зависимости от уровня развития и интеграции в мировое сообщество, среди них выделяют: страны в экономическом и политическом развитии сравнявшиеся с индустриальными западными странами (Япония, Южная Корея); страны, которые подвергаясь влиянию Запада, сохраняют восточную самобытность (Индия, Турция, Египет и др.); страны, замкнувшиеся в традиционной модели развития (большинство африканских стран, Камбоджа, Бирма и др.).

Несмотря на общность развития Запада и Востока, выделяют и специфические черты. Они отражены в сравнительной таблице признаков западной и восточной цивилизаций в новое время.

Критерии для сравнения Западная цивилизация Восточная цивилизация
Отношение к природе Потребительское отношение к природе, которое можно выразить фразой известного героя: «Природа не храм, а мастерская». Человек – господин и покоритель природы. Общество стремится к подчинению природы, окультуриванию. Идея созерцательного, бережного отношения к природе. Понятие «естественной красоты». Принцип единения (слияния) человека с природой. Идея гармонии всего существующего. Мысль о растворенности сверхестественного в природе.
Отношение к человеку Человек – венец природы, мера всех вещей. Основной единицей общества является - самостоятельная личность. Общество для человека, а не наоборот. Культура антропоцентричная. Приоритет общества и общественных ценностей над личными. Понятия автономной личности не существует.
Особенности экономическо го развития Священным и неприкосновенным считается институт частной собственности, который составляет ядро экономической системы. Институт частной собственности относительно слабо развит, основой экономической системы является государственная собственность.
Политический строй Представление о том, что государство должно служить для обеспечения прав и свобод личности. Демократические традиции в управлении. Склонность к реформизму. Всевластие государства. Деспотические традиции в управлении.
Социальная структура Высокая социальная мобильность. Наличие разнообразных социальных статусов, возможность перемещений из одной социальной группы в другую. Низкая социальная мобильность. Четкое деление общества на группы, между которыми существуют жесткие границы.
Особенности духовного развития Доминанта рационалистических воззрений на мир. Прагматизм. Индивидуализм. Историческое изменение ценностных установок общества. Следование вековым, традиционным ценностям, обычаям. Консерватизм. Коллективизм.
Исторический процесс, прогресс Относительно быстрая смена культур. Скачкообразное развитие. Отрицание старых ценностей и замена их новыми в результате войн и революций. Представление о том, что общество развивается от низших форм к высшим. Преемственность, эволюционизм развития. Передача традиционных основ из поколения в поколение. Отрицание линейного характера развития. Цикличность истории.

Вряд ли возможно оценить какой путь развития (западный или восточный) является лучшим. Каждая из цивилизаций имеет как положительные, так и отрицательные черты. Западная цивилизация всегда считала лучшей и прогрессивной себя, а Восток отсталым, архаичным. До сих пор в западных странах доминирует европоцентристское понимание истории, философии и культуры, однако, нам следует признать, что восточные цивилизации продемонстрировали вековую стабильность, преемственность культуры. С них началось мировое цивилизационное развитие. Многие современные философы говорят о том, что мировоззрение будущего также должно быть основано на восточных ценностях. Недаром на сегодняшний день огромной популярностью в мире пользуются восточные религии, религиозно-философские системы и неориенталистские культы (нетрадиционные религии, основанные на сочетании восточных религий с западным менталитетом). Пути решения глобальных проблем человечества многим также видятся в традициях и образе жизни Востока.

Непохожесть восточной и западной культур создает неповторимый колорит, но к сожалению порождает и серьезные конфликты. До сих пор, как и в эпоху колонизации, Запад пытается насильственно насадить Востоку свой образ жизни, что вызывает самое ожесточенное сопротивление и неприятие. Хочется верить, что никогда не оправдаются прогнозы политологов, которые говорят о том, что в XX веке были войны между странами, а в XXI веке будет война цивилизаций. Несложно догадаться, что в такой войне не будет победителей, она приведет к гибели или вырождению мировой цивилизации в целом. Поэтому будем полагаться на то, что сохраняя уникальность, восточная и западная цивилизации найдут точки соприкосновения и будут существовать в режиме диалога и сотрудничества друг с другом.

1.Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Античная цивилизация. М., 1973.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1993.

4. Глобальные проблемы и будущее человечества. Выпуск 1-4. М., 1991.

5. Европейская цивилизация и капитализм: культура и экономика в развитии общества. М., 1992.

6. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

7. Хачатурян В.М. История мировых цивилизаций. М., 2000.

8. Цивилизации и культуры. Россия и Восток: цивилизационные отношения. Выпуск 1. М., 1994; выпуск 2. М., 1995.

Переход к индустриальной цивилизации 18 - начало 20 вв.

1. Индустриальный вызов Европы и Россия.

18 в. занимает особое место в историицивилизации. Становление в Европе Нового времени означало разрушение устоев традиционной цивилизации и утверждение новой – индустриальной. Этот процесс перехода от традиционного общества к индустриальному получил названиемодернизации(осовременивания). Модернизация проходила в Европе в течение полутора столетий и охватила все сферы жизни общества. Различают два вида модернизации.Органическаямодернизация является результатом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Например, развитые страны Западной Европы.Неорганическаямодернизация представляет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет тип «догоняющего» развития, предпринимаемого правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. «Догоняющий тип» модернизации предполагает более сжатые сроки осуществления, выборочное заимствование и внедрение организационных и технических достижений, сужение сферы действия модернизационных задач. Примером служит Россия.

В 18 в. в Западной Европе почти повсеместное распространение получили капиталистические отношения. В течение 18 в. в Англии и Франции произошел целый ряд технических открытий и нововведений. Важнейшие из них – механизация ткацкого станка («летающий челнок» 1739), прядильного станка (1764 – 1784) , использование энергии воды (1769), изобретение паровой машины Д. Уаттом (1760). Технические изобретения 18 в. подготовили промышленный переворот первой трети 19 в., в итоге которого мануфактурная стадия капитализма уступила место фабрично-заводской, а ручной труд был заменен машинным. Важнейшими признаками хозяйственной жизни Европы в этот период являлось становление и расширение внутренних рынков, формирование мирового рынка, возникновение наций и мировой колониальной системы.

В социальной сфере модернизация тесно связана с урбанизацией – небывалым ростом городов, который привёл к преобладающему их положению в экономической жизни общества. Возникли новые социальные слои – буржуазия и наёмные работники. Обострялись противоречия между новыми и старыми классами. Роль гаранта определённой внутриклассовой стабильности выполняла в тот период абсолютная монархия, выдвигающая лозунги заботы об общем государственном благе и надклассовости, к тому же абсолютизмявлялся выразителем национальных интересов на международной арене.

18 в. связан с появлением нового государства на северо–американском континенте. В 1776 г. было провозглашено создание Соединённых Штатов Америки. В 1787 г. была принята федеральнаяконституция. Конституция признавала самостоятельность 13 штатов, сохранявших свои органы управления, законы, учреждения, но одновременно создавала сильную федеральную власть. Законодательные полномочия закреплялись законгрессом,состоявшим из двух палат – палаты Представителей и Сената. Исполнительная власть осуществлялась президентом. Учреждался Верховный суд из несменяемых, пожизненно избираемых судей. В 1791 г. были приняты конгрессом 10 поправок к конституции, провозглашавшие гарантии демократических прав и свобод (свобода слова, печати, собраний, неприкосновенности личности и жилища). Таким образом, США стали тем государством, в котором начали складыватьсягражданское общество, правовое государство.

Изменились в 18 в. и эмоционально-психологические установки человека, его менталитет. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружающего мира. Мир воспринимался человеком как нечто неизменное, существующее согласно Божественным законам. Человек Нового времени считает возможным познать законы природы и общества, и на основе этого знания изменить их в соответствии со своими желаниями и потребностями.

Государственная власть, социальное устройство общества также лишаются Божественной санкции. Они истолковываются как человеческий продукт и подлежат, если это нужно, изменениям. Человек Нового времени – это мобильнаяличность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей среде. Теоретической основой модернизации общественной жизни в Новое время стала идеология Просвещения. Деятели эпохи Просвещения оставили глубокий след в философии, науке, искусстве, литературе и политике. Они выработали новое мировоззрение, призванное раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок традиционализма. Философской основой мировоззрения эпохи Просвещения был рационализм. Человек, как разумное существо, призван переустроить общество на разумных основаниях. На этой основе декларировалось право людей на социальную революцию. Европейское Просвещение было представлено Д. Локком, Д. Вико, И. Кантом, Вольтером, Ж. Ж. Руссо, Ж.-Л. Монтескье и др.

Идеал просветителей – общество, основанное на началах Разума, Добра, Справедливости, Знания. В этом духе развивалась и политическая мысль Нового времени. Появление теории естественных прав, общественного договораиразделения властейозначали революцию в общественной мысли и не имели себе равных по своему влиянию. Целую эпоху революционных потрясений, политических и социальных переворотов открыла Великая французская революция (1789). 26 августа 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина. В ней утверждалось, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Священные права человека и гражданина – свобода слова, права на безопасность, собственность. Вместе с американской Декларацией независимости (4 июля 1776 г.) и Конституцией США (1787 г.) эти документы в законодательном порядке закрепили сформулированные Просвещением идеалы и принципы, легшие в основу ценностей современной цивилизации.

В истории России 18 в. также занимает особое место. С этого времени начался отсчёт нового периода российской истории, известный под названием имперского. Россия стала европеизированным государством и членом европейского сообщества наций. Управление и юриспруденция, армия и различные социальные классы были реорганизованы на западный лад. Быстро развивались промышленность и торговля, в техническом обучении и науке появились большие достижения. Русский народ в 18 и 19 вв. достиг пределов своего географического распространения: Балтийское и Черное моря на западе, Тихий океан на востоке и Памирское плато на юге. За исключением населения юго-западных регионов (Галиции, Буковины и Карпатской Руси), все ответвления русского народа в эти два века объединились в едином государстве.

Но большие достижения имперского периода сопровождались глубокими внутренними конфликтами. Главный кризис зрел в национальной психологии. Европеизация России принесла с собой новые политические, религиозные и социальные идеи, которые были восприняты правящим и высшими классами общества прежде, чем они достигли народных масс. Соответственно возник раскол между верхушкой и низом общества, между «интеллектуалами» и народом». Главная психологическая опора русского государства - православная церковь - в конце 17 в. была потрясена в своих основах и постепенно теряла свое влияние, начиная с 1700 г. и до революции 1917 г., когда возникла угроза распада. Политические и социальные проблемы тоже обострились. Упразднение земских соборов (устранившее народ от политической власти) и отмена самоуправления в 1708 г. тоже создали политические затруднения.

Правительство остро чувствовало ослабление контактов с народом после реформ Петра. Скоро стало ясно, что большинство не симпатизирует программе европеизации. Проводя свои реформы, правительство вынуждено было поступать жестко, как и делал Петр Великий. А позже концепциязапретов стала привычной. Между тем западная политическая мысль воздействовала на европеизированные круги российского общества, впитывавшие идеи политического прогресса и постепенно готовившиеся к борьбе с абсолютизмом. Так петровские реформы привели в движение политические силы, которые впоследствии правительство не смогло контролировать. Политический кризис усложнялся социальной нестабильностью. Противоречия между классами с течением времени становились все острее и, в конце концов, достигли такой степени, что только автократическое правительство было способно служить посредствующим звеном между различными группами в обществе.

Гуманитарно-технический факультет

Кафедра истории, права и общественных дисциплин

РЕФЕРАТ

модернизация европейского общества: переход от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному

Ессентуки, 2017

Введение………………………………………………………………….….Стр. 3

Глава 1.Понятие модернизации,основные критерии………………….....Стр. 4

Глава 1.1.Органическая модернизация…………………………………….Стр. 7

Глава 1.2. Неорганическая модернизация………………………………...Стр.14

Глава 2. Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы………………………………….....................Стр. 16

Заключение…………………………………………..…………...………...Стр. 21

Список используемой литературы….……………………………………………...……………….Стр. 23

Введение.

Целью данной работы является изучение модернизации, основные особенности этого процесса, а также изучение процесса перехода от традиционного, аграрного общества к обществу индустриальному в странах Европы.

Вопросы, которые будут рассмотрены в работе, взаимосвязаны.

Первая глава посвящена подробному изучению термина «модернизация», будут изучены основные критерии модернизации.

Во второй главе рассматривается переход от прежнего общества к новому обществу, или процесс индустриализации в Европе.

В заключении будет вывод о том, какое влияние может оказать современная модернизация на страны Европы.

Глава1. Понятие модернизации, основные критерии.

Общее понимание модернизации как перехода от традиционного, аграрного общества к современному, индустриальному, сложилось в западной социологии в 60-е г. XX века в связи с проблемой развития стран, освободившихся от колониализма. Один из авторов теории модернизации - Ш. Эйзенштадт - расшифровывал это понятие так: «Исторически модернизация - это процесс изменения в направлении тех типов социальной, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с XVII по XIX век и затем распространились на другие европейские страны, а в XIX и XX веках - на южноамериканский, азиатский и африканский континенты».

Смысл, который вкладывается в данное понятие, тождествен «современности» (modernity), связывается с распространением культуры «модернити», с приверженностью западноевропейскому рационализму, идеям индивидуальной свободы и социального равенства, либеральной демократии и социального государства, правового государства и гражданского общества, с ориентацией социальных субъектов на инновационные формы деятельности как основой экономического роста и благосостояния. «Модернити» - это ориентация людей на приумножение материального, вещного богатства и технический прогресс, отношение к природе исключительно как объекту приложения своих знаний и сил, готовность человека к постоянным переменам в производстве и потреблении, в правовых нормах и политических институтах, ценностях и образе жизни, а также собственное стремление быть инициатором таких перемен. В таком ключе модернизация отражает концепцию общественного развития, объясняющую процесс прогрессивного перехода от «традиционного», эволюционного общества к «современному», инновационному, который сопровождается преодолением отчуждения человека от собственности и политической власти.

Модернизация означает комплекс социальных, политических, экономических, культурных и интеллектуальных трансформаций, происходивших на Западе с XVI века и достигших своего апогея в XIX-XX веках. Сюда включаются процессы индустриализации, урбанизации, рационализации, бюрократизации, демократизации, доминирующего влияния капитализма, распространения индивидуализма и мотивации успеха, утверждения разума и науки и многие другие. «Модернизация» в этом смысле означает достижение современности, процесс превращения традиционного, или дотехнологического общества, по мере его трансформации, в общество, для которого характерны машинная технология, рациональные и секулярные отношения, а также высоко дифференцированные социальные структуры.

Теория модернизации основывается на признании неравномерности общественного развития, наличия досовременного периода в развитии государств, реальности существования современных сообществ, а также на понимании необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин «модернизация» означает одновременно и стадию (состояние) общественных преобразований, и сам процесс перехода к современным обществам.

Как процесс модернизация имеет строгое - прогрессивное - направление: она начинается и контролируется «сверху» интеллектуальной и политической элитой, которая стремится вытащить страну из отсталости с помощью планируемых, целенаправленных действий. При этом в качестве ориентира рассматривается не утопическое общество, а реально существующие развитые страны западного капиталистического мира. Следовательно, модернизация означает осознанное копирование обществ, выступающих в качестве «стран-образцов», «стран, на которые ссылаются» и которые «устанавливают скорость движения», «стран-пионеров», которые выступают авангардом мирового развития. «Модернизация не является самоподдерживаемым, самопрогрессирующим процессом. Скорее, это перенесение образцов, моделей и достижений развитых стран в свои собственные».

Можно выделить ряд критериев модернизации в различных областях общественной жизни:

в социальной области - разделение функциональных ролей, выполняемых разными индивидами в обществе, в особенности разделение между обязанностями в общественном производстве, в политике и в семье, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями их личной независимости, основанной на эквивалентном обмене вещами (на вещной зависимости);

в экономике - применение технологии, основанной на использовании научного (рационального) знания, появление вторичного (индустрия, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технического разделения труда, развитие рынков товаров, денег и труда;

в политической области - образование централизованных государств и в то же время - разделение властей, включение широких масс населения в политический процесс (хотя бы посредством выборов), установление политической демократии или, по крайней мере, популистского правления, формирование осознанных интересов различных общественных групп;

в духовной области - дифференциация культурных систем и ценностных ориентаций, секуляризация образования и распространение грамотности, многообразие течений в философии и науке, религиозный плюрализм, развитие средств распространения информации (massmedia, телеграф, почта и т.д.), приобщение крупных групп населения к достижениям культуры.

В зависимости от того, в каком историческом времени происходили указанные модернизационные изменения, и какие источники - внутренние (эндогенные, органические) или внешние (экзогенные, неорганические) - вызывали модернизацию к жизни, проводят классификацию, соответствующую «поэшелонному» построению стран (наций), где первому эшелону отведена роль авангарда, - это страны первичной - органической модернизации. Второй эшелон осуществляет уже вторичную - неорганическую - модернизацию, реагируя на внешний вызов, но имея определенные собственные источники для развития (экзо-эндогенная модернизация). Третий эшелон также осуществляет неорганическую, догоняющую модернизацию, но не обладает необходимым внутренним ресурсом для этого и зависит от внешних источников (экзогенная модернизация).

1.1.Органическая модернизация.

Органическая модернизация - это утверждение культуры «модернити» в силу внутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития. Поскольку первичная модернизация подготавливается всем ходом предшествующего развития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников. Механизмы развития при этом - инновационные, темпы - быстрые, характер - самостоятельный, духовные основы развития - собственный исторический продукт. В процессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, он вырисовывается по мере приближения к нему.

Страны, в которых происходила органическая (эндогенная) модернизация - это страны Западной Европы и Северная Америка (США и Канада), а также Австралия и Новая Зеландия, составившие первый эшелон модернизации, от которого импульсы распространились по всему миру.

Темпы и размах преобразований в разных сферах общественной жизни - в экономике, политике, культуре, общественных отношениях, социальной структуре и т.д. - в странах первого эшелона капитализма в общем и целом соответствовали друг другу. Каждая модернизация представляла собой, своего рода революцию, подготовленную ходом эволюции. Можно даже сказать, что в этих странах движение по пути модернизации было постоянным, хотя скорость этого движения, естественно, была неодинаковой на разных отрезках времени, а сами перемены иногда сопровождались острыми социальными конфликтами и даже гражданскими войнами, как, например, война между Севером и Югом в США в 1861-65 гг.

Модернизация началась в эпоху промышленной революции в Западной Европе, сопровождавшейся разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией политических режимов. В процессе модернизации происходило становление гражданского общества и правового государства. Этот тип модернизации был характерен и для Северной Америки, где переход к современному обществу осуществлялся на основе опыта Западной Европы, но не путем его копирования.

Фактически модернизация представляет собой непрерывный процесс, продолжающийся до наших дней, хотя его развитие отмечено зигзагами типа правления Гитлера и Муссолини. Конечно, в этом развитии были и «звездные часы», когда происходили наиболее радикальные преобразования общества, т.е. модернизации в собственном смысле слова, которые являлись ответом на кризис предыдущего развития. Они начинались с осознания этого кризиса и поисков путей его разрешения - с перемен в духовной сфере, в области культуры, без чего было бы невозможно появление ее социального субъекта. Недаром модернизации сопровождались острыми дискуссиями по поводу образования. Различные общественные классы и слои пытались повлиять на состояние дел в этой сфере, поскольку помимо умения читать и писать образование формировало приверженность человека тем или иным культурным ценностям, общественно-политическим течениям, отнюдь не безразличным к модернизации. Но при этом, несмотря на сопровождавшую модернизации борьбу между различными идейно-политическими течениями, все они в целом проистекали из общей культурной матрицы, что позволяло обществу сохранить относительную устойчивость в моменты перемен.

Носителями модернизаторских идей и субъектами модернизации, которые потом претворяли эти идеи, были, как правило, социальные слои, занимавшие как бы стороннюю позицию, промежуточное положение по отношению к двум основным антагонистическим классам («третья сила»): буржуа по отношению к крестьянам, ремесленникам и феодалам в эпоху зарождения мануфактур и промышленного переворота, технократы и городские средние слои - по отношению к пролетариату и буржуазии на заре поточно-конвейерного производства и «государства благосостояния», новый рабочий класс, массовые движения типа «зеленых» - по отношению к индустриальному рабочему классу и технократам-менеджерам крупных корпораций в нынешний период складывания постиндустриального производства. Конечно, роль «третьей силы» не была абсолютной, модернизаторские общественные слои в странах первого эшелона капитализма сами органично вырастали из недр общества и всегда привлекали к себе союзников из противоборствовавших друг с другом классов, отсекая их крайние течения и снимая противоречия между ними. Таким образом, модернизаторская политика, по сути дела, была центристской. При этом успех модернизаторских сил в огромной степени зависел от того, удавалось ли им убедить общество в своей правоте и сформировать положительный социальный консенсус.

Следующим этапом модернизации был выход ее субъектов и их политических лидеров на политическую арену и завоевание ими власти, что позволяло создать соответствующие модернизации социально-политические и правовые условия или, если она к тому времени уже началась, заметно ускорить ее. Так, реформы О. Бисмарка в Германии, а позже - Ф.Д. Рузвельта в США и социал-демократов в Швеции в 30-е годы XX в., создание системы V Республики во Франции способствовали перестройке экономики, обновлению социальной структуры общества, хотя сами изменения начинались еще до реформ.

Наконец, наступал этап собственно модернизации - преобразований в экономике и технологии, в личном потреблении и образе жизни людей, т.е. в толще гражданского общества, в «сфере повседневности», которая всегда придавала импульсы переменам во всем социуме западной цивилизации.

Поскольку модернизации разрушали старую структуру экономики и изменили образ жизни многих людей, они вели к маргинализации части общества, к отчуждению ее от остального социума. Причем прежние антагонисты, положению которых угрожала модернизация, порой забывали о своих старых противоречиях и объединялись против перемен. Так, фабрично-заводской пролетариат, по крайней мере, его немалая часть, смыкался с «классической» буржуазией и ненавидимыми им лавочниками в своем противодействии поточно-конвейерному производству, быстрым перестройкам экономики, проникновению норм и ценностей «модернити» во все поры общества. В Германии такое смыкание сыграло зловещую роль в приходе к власти Гитлера. В наше же время рабочий класс поточно-конвейерного производства, антагонист технобюрократии и крупных собственников гигантских корпораций фактически пытался противодействовать вместе с ними «микроэлектронной революции», нынешним переменам в производстве и организации труда. От того, как и насколько быстро модернизаторским силам удавалось преодолеть противодействие переменам со стороны сопротивляющихся обновлению социальных слоев, зависел переход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение конфликтов, возникших в ходе модернизации. Тогда общество в целом вновь обретало динамическую устойчивость, способность к эволюционному развитию, которое обеспечивало «накопление сил» для следующей модернизации.

Такова, однако, лишь общая схема осуществления модернизации. Ее конкретные особенности определяются историческими условиями, в которых она протекает, прежде всего ее социально-технологическим типом, тем, как изменяется место человека в процессе труда и какова вообще его роль в модернизации.

Первая модернизация в странах Запада (XVI-XVII вв.) позволила перейти от естественных производительных сил, когда преобладало индивидуальное аграрное и ремесленное производство, к общественным - таким, которые, во-первых, могли использоваться людьми только сообща, что предполагало кооперацию и разделение функций в процессе труда, во-вторых, представляли собой результат самого общественного развития (например, мануфактура). Эту модернизацию условно можно назвать доиндустриальной. С точки зрения процесса труда ее исходным пунктом было расщепление труда на простые операции под воздействием рыночных отношений, закрепление их за конкретным работником и появление приспособленного к этим операциям инструмента. Соответственно на смену отношениям личной зависимости пришли отношения личной независимости на основе зависимости людей от потоков товаров и денег, т.е. рынка. Колоссальное приумножение власти человека над силами природы сопровождалось появлением новых форм отчуждения: отчуждение людей друг от друга и от социально-экономических процессов, когда человек должен был приноравливаться к законам рынка, а также отчуждение основной массы работников от средств производства и средств существования, когда складывались основные классы буржуазного общества. Европейский тип личности, представленный в «экономическом человеке», раздваивался на два неразделимых полюса: буржуа и пролетария. Одновременно возникло и отчуждение работника от процесса труда: он перестал контролировать изготовление продукта от начала до конца, будучи поглощенным «своей» операцией.

Второй крупной модернизацией в истории Запада было преобразование самих общественных производительных сил - переход от мануфактуры к машинному или фабрично-заводскому производству (промышленный переворот или ранне-индустриальная модернизация). Ее исходный пункт - превращение орудия труда из ручного в механическое, появление машины, что сопровождалось полным расслоением гражданского общества на буржуа и пролетариев, кристаллизацией общественных интересов и развитием классовой борьбы как формы их проявления. Раннеиндустриальная модернизация в силу крайнего упрощения и изматывающего ритма труда усилила отчуждение человека: он переставал быть самим собой в процессе труда, терял свою «родовую сущность». Торжество отчуждения в результате раннеиндустриальной модернизации вызвало к жизни радикальные проекты общественного переустройства, воплотившиеся затем в незападных обществах (в частности, в России).

На самом деле, разрешение социальных конфликтов раннеиндустриального общества, как показал опыт истории, возможно было лишь на путях «модернити», проведения третьей крупной модернизации - позднеиндустриалыюй (США 1914-1929 гг., Западная Европа 30-50-х гг., Япония 50-60-х гг.). Ее исходный пункт в технологическом отношении - преобразование процесса труда на основе его научной, инженерной организации (Ф. Тэйлор). Возникает поточно-конвейерное производство (Г. Форд, Л. Рено), ориентированное на массовый выпуск стандартной продукции, в том числе предметов длительного пользования для личного потребления. Позднеиндустриальная модернизация позволила преодолеть отчуждение трудящихся от средств существования, открыла путь превращению пролетариев в полноценных членов гражданского общества (Э. Бернштейн). Она превратила трудящегося человека в главный «производственный ресурс», потребовав появления инженеров не только по «железкам», но и по организации труда и конструированию рабочих мест, специалистов по эргономике и конкретной социологии, менеджменту и инженерной психологии. Она существенно сгладила классовые противоречия раннеиндустриального капитализма, превратив их в основу поступательного развития западного общества 1930-1970-х гт. В результате ее осуществились, хотя и не в полной мере, идеалы европейского социализма: достижение большей социальной справедливости, завоевание трудящимися политических и ряда социальных прав, сложилась система социального страхования, льготного или бесплатного здравоохранения и образования. Рабочие становились собственниками домов и автомобилей, акций и банковских вкладов. Более того, к неудовольствию российских «либералов» и национал-традиционалистов, реализация социалистических принципов в развитых странах вплоть до середины 1970-х гг. была мощным стимулом обновления и экономического роста: поддержание высокого спроса населения на товары и услуги с помощью «государства благосостояния» способствовало расширению рынков, росту производства в новых отраслях, появлению множества принципиально новых видов товаров.Позднеиндустриальная модернизация означала поворот капиталистического производства к человеку, к удовлетворению его потребностей - несмотря на монотонность труда у конвейера, обезличивающую стандартизацию потребления и образа жизни десятков миллионов людей, утрату людьми своей индивидуальности и растворение их в массе других, таких же обезличенно «устроенных» индивидов, формализацию отношений между ними и подавление их потоком материальных благ и гигантскими мегаполисами.

Благодаря росту личного потребления трудящихся и системе социальных гарантий, развитию системы образования возникло новое качество рабочей силы: позднеиндустриальная модернизация привела к первому этапу НТР - соединению производительного труда с научным знанием, во многих отношениях способствовала усложнению и интеллектуализации труда, поставила на повестку дня проблему его гуманизации. Наконец, эта модернизация обеспечила невиданную ранее социальную и территориальную мобильность людей из разных стран, содействовала углублению международного разделения труда и росту иностранных капиталовложений, появлению новых средств связи и транспорта. Она создала, не только «общество массового потребления», но и «общественно развитого индивида». Но она же фактически обнажила и проблему развития стран второго и третьего эшелонов мирового капитализма, поставив под сомнение универсальность индустриальной модели и культуры «модернити» в целом.

1.2.Неорганическая модернизация.

Неорганическая (вторичная) модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Вторичная модернизация - это формирование интеллектуального и политического «ответа» на вызов со стороны стран первого эшелона капитализма. Она связана с распространением культуры «модернити» под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации. Она предполагает, что одни элементы общества «убежали» вперед, более или менее соответствуют развитию в передовых странах, а другие еще не «вызрели», отстают в своем развитии или вовсе отсутствуют. Так, современная система высшего образования может уживаться с неграмотностью большинства населения, а передовые предприятия тяжелой индустрии - с архаичной системой земледелия.

Цель вторичной модернизации - «догоняющего» развития - преодоление технико-экономической отсталости и зависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизация может проходить в форме «вестернизации», путем механического перенесения западных социально и технологически эффективных экономических и политических институтов в иную социокультурную среду. «Вестернизация», как правило, сопровождается социокультурным отторжением преобразований со стороны социального большинства и порождает острые социально-политические проблемы, разрешение которых происходит иногда в русле «консервативных» революций.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. В России так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов». Первые выступали за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Глава 2.Переход от традиционного, аграрного общества к индустриальному обществу в странах Европы.

Позднее средневековье - в Западной Европе это период XVI - первой половины XVII в. - характеризовалось разложением феодальных отношений и зарождением капитализма. Наиболее интенсивно эти процессы развивались в таких странах, как Англия и Нидерланды.

В промышленности все шире применялось в качестве энергетической силы водяное колесо, значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, в частности в сукноделии, распространилось производство шелковых и хлопчатобумажных тканей. Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль производства - типографское дело. Из автоматических механизмов в это время были известны только часы с пружинкой и маятником. В качестве топливной базы для металлургии служил древесный уголь. В XV в. местами начали применять каменный уголь. Большие успехи в XIV-XV вв. были достигнуты в области судостроения и мореходства.

Растет производительность сельского хозяйства. Развитие промышленности и увеличение спроса на сельскохозяйственные продукты способствовали росту сельскохозяйственного производства, его товарности. Возрастала урожайность, и расширялся объем производства сельскохозяйственных продуктов. Увеличивались площади культивируемых земель за счет мелиорации заболоченных и засушливых участков. Улучшалась агротехника. Однако сохранившаяся повсюду феодальная эксплуатация крестьян, сдерживавшая рост производительности их труда.

Расширение товарного хозяйства в городе и деревне создавало предпосылки для замены мелкого индивидуального производства крупным капиталистическим производством. Начинается процесс первоначального накопления капиталов. Источники накопления:

Практика откупов налогов, предоставления займов коронованным особам под высокие проценты, ростовщичество.

Колониальный грабеж.

Революция цен, связанная с огромным притоком колониального золота и серебра, вызвала длительную инфляцию, прежде всего, в западноевропейских странах и способствовала росту богатств денежных воротил и предпринимателей.

Результаты первоначального накопления:

Появление обладателей крупных денежных богатств, потенциальных предпринимателей и купцов буржуазного типа;

Превращение массы сельского и городского населения в лишенных средств производства пауперов. В перспективе они должны были стать наемными рабочими на формирующихся капиталистических предприятиях.

Процесс экспроприации шел намного быстрее образования капиталистических форм производства. Поэтому появляется масса бездомных, нищих, бродяг. Феодальное государство применяло к ним жестокие репрессии. В Англии, Нидерландах, Франции и Испании издавались кровавые законы, предписывавшие наказывать бродяг плетьми, кнутом, ссылкой на галеры и даже смертью. Бродяг помещали в работные дома, где они гибли от голода и каторжного труда.

В сельском хозяйстве капитализм распространялся значительно медленнее, чем в промышленности. Благоприятные условия для капиталистической перестройки сельского хозяйства были созданы в Англии и Нидерландах. Английские дворяне и буржуа, скупив секуляризованные у монастырей земли и изгнав с них крестьян, заводили крупные овцеводческие или земледельческие хозяйства с применением наемного труда сельских батраков.

В условиях разложения феодальных отношений и зарождения капитализма личность держателя потеряла для земельного собственника всякое значение, ценность представляла только земля. Поэтому землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду на более выгодных условиях. Можно выделить несколько форм аренды:

Издольщина - форма аренды, когда земельный собственник предоставлял арендатору не только земельный участок, но часто посевной материал, инвентарь и жилье, получая долю урожая.

Испольщина - форма аренды, когда обе стороны несли равные затраты и делили поровну доходы.

Но в полном смысле капиталистической арендой стало фермерство. Фермер арендовал большой участок земли, обрабатывал его с помощью наемной рабочей силы. В этом случае выплачиваемая земельному собственнику рента представляла лишь часть прибавочной стоимости, произведенной наемными работниками. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. На большей части Франции сохранялась феодальная форма держаний.

В то время как на Западе в сельское хозяйство проникали капиталистические отношения, в странах Центральной и Восточной Европы расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социальной и политической силой в этих странах оставалось дворянство, которое использовало развитие товарно-денежного хозяйства в своих интересах. Увеличившийся спрос на сельскохозяйственные продукты - сырье и хлеб на Западе - стимулировал здесь развитие крупного барщинного хозяйства. Помещики расширяли свою запашку за счет крестьянских наделов и переводили крестьян с оброков на барщину. Подобный путь развития аграрных отношений служил тормозом для зарождения капитализма не только в деревне, но и в городе.

Появление капитализма вызвало к жизни новые классы - буржуазию и наемных рабочих. Буржуазия происходила, прежде всего, из городской торгово-ростовщической и ремесленной верхушки. Кроме того, в класс буржуазии вливалась чиновная бюрократия, а также высший слой интеллигенции, обосновывавшей идеологические притязания нового класса. В состав буржуазии переходила и та часть дворянства, которая становилась на путь капиталистического предпринимательства, а также зажиточная верхушка крестьян, эксплуатировавшая бедноту.

Класс наемных рабочих включал многочисленные предпролетарские массы - ремесленных подмастерьев, разорившихся ремесленников-надомников, сельских батраков и поденщиков, пауперов, вовлекаемых в капиталистическое производство. Новые классы создают свою идеологию, выражавшую их политические требования. Поскольку в это время еще господствовало религиозное мировоззрение, новая идеология выступала в форме новых религиозных учений. Например, кальвинизм стал идеологическим знаменем нидерландской и английской буржуазных революций. Чаяния формирующегося мануфактурного пролетариата нашли свое выражение в учении Томаса Мюнцера и революционных анабаптистов, призывавших к насильственному перевороту и переустройству общества на основе социального, политического и имущественного равенства.

В XVIII в. в Европе наиболее быстрый экономический рост наблюдался на двух её полюсах: 1) на крайнем Западе, в раннебуржуазных государствах, а также во Франции, где буржуазный уклад был достаточно развит; 2) на крайнем Востоке, в России, где, несмотря на господство феодального строя, происходило ускоренное развитие крепостнической мануфактуры.

Индустриализация, охватившая с конца ХVIII - XIX вв. всю Европу, развивалась крайне неравномерно и имела свои особенности в каждом регионе. Наиболее бурный рост был характерен для районов, имевших давние промышленные традиции, а также для областей, богатых углем, железной рудой и другими полезными ископаемыми.

Наиболее развитой в промышленном отношении страной была Англия. Промышленный переворот начался в Англии в 60-е гг. XVIII в. в легкой промышленности. Внедрение машин в этой сфере производства требовало меньших капиталовложений и приносило быструю финансовую отдачу. В 1765 г. ткач Д. Харгривс изобрел механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретен, в 1784 г. Д. Уатт изобрел паровую машину, которую можно было использовать практически во всех отраслях промышленности. Это изобретение открывало путь к дальнейшему совершенствованию машинного производства. Мануфактура начинает вытесняться фабрикой. В отличие от мануфактуры, основанной на ручном труде, фабрика была крупным машинным предприятием, рассчитанным на выпуск огромного количества стандартной продукции. Успехи Англии в промышленном секторе были впечатляющими: в конце XVIII - первой половине XIX вв. ее стали называть «мастерской мира».

Заключение.

Современная модернизация - это ускоренный и инициируемый государством процесс превращения страны в промышленную державу, конечная продукция которой становится конкурентоспособной на мировом рынке. Это процесс обновления общества на основе ассимиляции достижений более развитых стран. Это элемент движения общества от традиционализма к либерализму при условии существования эшелонов стран, уже ранее прошедших этот путь и своим примером стимулирующих потребности других стран в модернизации и оказывающих им определенную помощь в ее проведении. Само существование стран, находящихся на разных стадиях модернизации (стран, относящихся к разному типу модернизации), определяет необходимость ее проведения и механизм ее осуществления.

При этом надо отметить, что страны органического типа модернизации сейчас находятся уже на постиндустриальном этапе развития и не склонны к дальнейшим мобилизациям. В такой ситуации соперничать с ними по уровню экономического развития не представляется возможным, а задачей модернизации выступает не достижение определенных экономических показателей, а формирование хозяйственной системы, которая способна к устойчивому эволюционному развитию и не требует необходимости дальнейших мобилизаций. Успешная модернизация - это та, которая исключает в будущем необходимость все новых и новых модернизаций.

К тому же, история свидетельствует, что модернизации способны изменить положение страны в мировой табели о рангах относительно других индустриальных держав, но практически ни при каких обстоятельствах не могут выдвинуть ее на первые позиции среди стран, относящихся к постиндустриальному миру. Модернизация предполагает широкие и масштабные заимствования - не ценностей, как утверждают многие российские критики «догоняющих модернизаций», а технологий и стереотипов поведения на рынке, - что заставляет максимально четко определять сравнительные издержки, возникающие при использовании уже имеющихся технологических решений или разработке собственных. Разумная политика заимствований предполагает беспристратное сравнение имеющихся технических возможностей и их зарубежных аналогов и подчинение политики целям минимизации расходов на технологическое перевооружение производства. Технологический протекционизм - опаснейший враг модернизации.

Список используемой литературы.

1. Долгушин, М.И. Традиции и проблема модернизации / М.И. Долгушин. - Киров, 2015.

2. Кравченко, А.И. Культурология: Учеб.пособие для вузов / А.И. Кравченко. - М.: Академический Проект, 2013.

3. Панкратов, С.А. Модернизация как исторический феномен: Учебно-методическое пособие / С.А. Панкратов. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2012.

4. Пугачев, В.П. Соловьев А.И. Введение в политологию / В.П. Пугачев. - М.: Аспект-Пресс, 2014.

5. https://ru.wikipedia.org

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08