Современные средства достижения политической согласия. Какие данные подтверждают углубляющиеся в мире социальное неравенство

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность.

Вернемся же к объективным данным.

Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру.

На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов

В России:

10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег.

Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность).

Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления...

(сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема)

А общие механизмы... Давай тогда прикинем

1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!)

2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках...

3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше)

ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...

Подробное решение Параграф § 1 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Может ли общество развиваться без экономики? Как связаны экономика и уровень жизни? Каков портрет новой экономики начала XXI в.?

Общество не может развиваться без экономики. Экономика - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Уровень жизни (уровень благосостояния) - степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей массой товаров и услуг, используемых в единицу времени. Уровень жизни базируется на объёме реальных доходов на душу населения и соответствующем объёме потребления.

Новая экономика (неоэкономика) - экономическая инфраструктура, характеризующаяся преобладанием неосязаемых активов (услуг и технологий), и снижением роли осязаемых активов. То есть, это экономика знаний, новых информационных технологий, новых бизнес процессов, обеспечивающих лидерство и конкурентоспособность.

Вопросы и задания к документу

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Всё чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое «рыночное несовершенство», связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального неравенства.

Вопрос 2. Какие данные подтверждают углубляющееся в мире социальное неравенство?

По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают... Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким механизмам, предполагающим достижение социального согласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопрос 3. Используя содержание параграфа и свои знания по курсу обществознания, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социального согласия между участниками общественно-экономических отношений.

В современных международных отношениях вопросы международного культурного сотрудничества приобретают особое значение. Сегодня нет ни одной страны, которая бы не уделяла пристального внимания вопросам построения прочных культурных контактов с народами других государств.

Культура, будучи процессом духовного, творческого, интеллектуального общения, подразумевает взаимное обогащение новыми идеями в контексте культурного обмена и выполняет, таким образом, важную коммуникативную функцию, объединяя различные по своей социальной, этнической, религиозной принадлежности группы людей. Именно культура становится сегодня тем «языком», на котором может быть построена вся система современных международных отношений.

Теоретическая и практическая значимость культурных связей в современном политическом пространстве, активные процессы интеграции и глобализации в современном мире, проблемы культурной экспансии диктуют необходимость обращения к вопросам международного культурного обмена в системе международных отношений.

Международный культурный обмен включает в себя все особенности культуры и отражает основные этапы ее формирования, которые непосредственно связаны с контактами между народами, государствами, цивилизациями и являются частью международных отношений. Культурные связи имеют существенное отличие от международных отношений в том, что культурный диалог между странами продолжается и тогда, когда политические контакты осложнены межгосударственными конфликтами.

Культурный обмен в системе международных отношений – это сложное, комплексное явление, отражающее общие закономерности международных отношений и мирового культурного процесса. Это комплекс многообразных культурных связей по государственной и не государственной линии, включающий весь спектр различных форм и направлений взаимодействия, отражающий как современные международные отношения, так и исторически сложившиеся формы, обладающий значительной устойчивостью и широтой влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную жизнь.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Это могут быть материальные блага, производственные и финансовые услуги, а также духовные ценности.

В процессе производства происходит преобразование природных материалов, придание им свойств, благодаря которым они могут удовлетворять потребности людей. Отношения распределения и само потребление людьми товаров и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Например, принцип распределения по количеству и качеству труда, используемый во всех развитых странах, существенно стимулирует труд наёмных работников, порождает материальную заинтересованность в повышении производительности труда, в творческом влиянии на производственный процесс. Напротив, уравнительный принцип распределения не порождает таких мотивов.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определённых потребностей людей, общества.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:

Существование общества невозможно без постоянного производства материальных благ и услуг;

Общественное производство и прежде всего сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие его социальной структуры;

Экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);

В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Вопрос 2. От чего зависит богатство и процветание страны?

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм объединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим механизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществознания разделение труда, специализация и торговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки, Латинской Америки) и товарного хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чём преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квалификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития ведёт к снижению потребления: чтобы больше потреблять, надо больше производить. Таким образом, уровень экономического развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности). Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определённый период, позволяющий обеспечить его физический (физиологический) прожиточный минимум.

Всемирный банк определяет общемировой уровень бедности при доходах менее 1,25 долл. в день на человека. Согласно его данным в результате различных кризисов в 2009 г. за чертой бедности оказались 50 млн человек, а к концу 2010 г. примерно 64 млн человек жили в условиях крайней нищеты.

Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень её национальной черты бедности. Условия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьёзную проблему и для нашей страны. С начала XXI в. показатели в этой области удалось значительно улучшить. Доля населения, живущего за чертой бедности, снизилась в России с 1998 по 2011 г. с 29 до 12,6%, т. е. в 2,3 раза.

Главное условие решения этой проблемы - экономический рост.

Вопрос 3. Какие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни его членов. Этот показатель характеризует возможность человека удовлетворять потребности в товарах, услугах и условиях жизни, необходимых для комфортного и безопасного существования. Повышение жизненного уровня населения рассматривается в качестве важнейшей цели социально-экономического развития страны.

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние её народа связано с захватом в ходе войн территорий и богатства других народов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя обладает ограниченными ресурсами и давно потеряла все ранее захваченные чужие земли. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения доходов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум и др. (Предположите, какие наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития можно было бы использовать для сравнения её с другими странами.)

Вопрос 4. Каким образом можно обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?

Темпы общественного развития, кризис или расцвет во многом зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы его роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тесно связаны с экономической жизнью общества. Так, на темпы рождаемости влияет уровень материального благосостояния, условия жизни, обеспеченность жильём, степень вовлеченности женщин в общественное производство.

В то же время на темпы рождаемости влияют и другие общественные факторы, в частности ценностные предпочтения большинства населения. Именно последним можно объяснить высокий уровень рождаемости во многих странах, в том числе и в России, на ступени традиционного общества, когда значительная часть населения жила в условиях бедности, и падение рождаемости в развитых странах.

Существует и обратная зависимость. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, его плотности (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозяйство), темпов роста (низкие темпы затрудняют воспроизводство рабочей силы и снижают соответственно объёмы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на его простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Его ухудшение ведёт к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Повышение уровня жизни способствует росту её продолжительности. Так, за последние годы средняя продолжительность жизни мужчин в России выросла и составила в 2012 г. 62 года.

Заметное влияние экономическая жизнь общества оказывает на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растёт новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению чётких границ между ним и другими социальными группами.

Вопрос 5. Нужна ли демократия рыночной экономике?

Рыночная экономика, предоставленная сама себе, даёт преимущества одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает» другие. Если её не корректировать с помощью социальной политики, то она может выродиться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элиты) и против большинства.

Социальная политика российского правительства направлена на поддержку малоимущих граждан, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остаётся актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дополнять и взаимно поддерживать друг друга.

Демократия и правовое государство создают наиболее приемлемые условия для функционирования рыночной экономики. Так, предпринимателю важно начинать своё дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве (по каким законам он может действовать, какие налоги платить и т. д.). А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наёмных работников, должны открыто обсуждаться с учётом" мнения различных сторон.

В свою очередь, правовое государство опирается на гражданское общество, которое составляют граждане, самостоятельно принимающие решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданского общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и другие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

Вопрос 6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?

Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта такого развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия в России эта политика подверглась серьёзной переориентации.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия рыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (эти цели указаны ещё Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем выше ценится свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода.

Государство заинтересовано в обеспечении правовой надёжности экономической деятельности. Создание правового порядка предусматривает прежде всего обеспечение с помощью законов права собственности, права на свободу предпринимательской деятельности.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности предполагает создание государством институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

Вопрос 7. Каковы приоритеты политики Российского государства в экономике?

Приоритеты Российского государства в экономике постоянно, хотя безусловно и не динамично, меняются в зависимости от мировой политической и экономической конъюнктуры.

В данный момент предпринимаются серьёзные попытки изменить этот вектор в сторону ориентации на высокие, наукоёмкие технологии и повышение производительности труда.

Осознание необходимости таких изменений произошло уже давно, но политические и экономические предпосылки, заставляющие ускорить этот процесс, формируются только сейчас, на наших глазах.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Аристотель, обсуждая роль государства в экономических делах, отмечал, что «цель государства - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Вся деятельность государства должна быть направлена на улучшение качества жизни граждан, проживающих в стране. А совместное продвижение - это значит, что и граждане и государство должны работать как можно сплочённо, чтобы улучшить качество жизни в стране.

Вопрос 2. Численность населения Земли быстро растёт. В 2011 г. она составила 7. млрд человек. Первый миллиард был достигнут примерно к 1800 г., и понадобилось ещё 125 лет, чтобы достичь 2 млрд. Однако, для того чтобы численность народонаселения возросла с 3 до 7 млрд, хватило 50 лет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в страны Юго-Восточной Азии и Африки. Объясните связь демографической ситуации в мире с экономической жизнью общества. Как влияет быстрый рост населения в бедных странах и сокращение населения в развитых странах на их экономическое развитие в целом, на такие показатели, как уровень жизни, доходы населения, производительность труда и др.?

Демографическая ситуация напрямую связана с экономической жизнью общества. Если в бедных странах будет увеличиваться население, то страна будет ещё больше беднеть, уровень жизни будет падать, доходы уменьшатся, всё это будет происходить благодаря рынку труда и т. д. Чем больше людей в неразвитых странах, тем хуже положение в стране.

Рост населения или его сокращение не влияют на экономическое развитие в целом, так же, как и на доходы, уровень жизни и т. д. , пока ситуация не становится катастрофической. В этом случае все происходит соответственно нормальному развитию - бедные страны беднеют еще больше, а богатые, нанимая дешевую рабочую силу, продолжают богатеть. Однако именно в эти моменты возможны глобальные изменения на политической карте мира - войны становятся, прежде всего, войнами за территории, а соответственно и за пищевые и др. ресурсы.

Вопрос 3. Как влияет процесс дифференциации доходов населения в условиях рынка на отношение работников к труду? Назовите положительные и отрицательные результаты социально-экономической дифференциации в ходе реформ в России.

Отношение работников к труду будет колебаться в зависимости цены за их труд (проще говоря зарплаты). Чем больше КПД труда – тем больше зарплата. Разница в доходах пока не несла за собой ничего хорошего. Это зародыш стратификации.

Плюсы – это стремление получения образования для того, чтобы в дальнейшем быть востребованным квалифицированным специалистом, который зарабатывает много денег. Минус – дальнейшее расслоение населения. Стратификация. Деление на богатых и бедных.

Ответ оставил Гость

Различных данных, показателей и соотношений, подтверждающих социальное неравенство - очень много. И, по большей части, они довольно-таки субъективны. Я имею в виду аналитические отчеты различных рейтинговых агенств, некоторые индексы, цифры, предоставляемые нам "независимыми экспертами". Если это необходимо, можно подобрать ряд таких показателей и пояснить их необъективность.

Вернемся же к объективным данным.

Первое и основное: соотношение доходов и личных средств равного количества самых богатых и самых бедных людей - как по странам, так и в общем по миру.

На 5% самых богатых людей в мире приходится треть всех мировых доходов

В России:

10% россиян делят между собой треть доходов. А 10% бедных перепадает лишь 2% от всех денег.

Второй фактор - жесткая и очень узкая специализация работника. Современный объем информации слишком велик, чтобы его можно было воспринимать одному человеку. И поэтому в мире имеет место тенденция к узкой специализации. Специалист в какой-либо области как правило уже не сможет переквалифицироваться и быть конкурентноспособным в другой. это порождает почти непреодолимые стены между профессиями. Узкая же специализация ведет к жесточайшей конкуренции и риску дискриминации индивида при падении востребованности его умений, навыков и знаний. К примеру, человек - высочайший категории специалист по магнитным носителям информации... Но они исчезли как класс, вытеснены флеш-памятью, CD, DVD.. И - все. человек - не нужен. Он - один из высококлассных бомжей... (конечно, это гипербола, но тенденция, хоть и мягче в реале, имеет ту же направленность).

Насчет возможных (кроме рынка) механизмов достижения социального согласия... Назову один. Основной. Это когда есть две (три, больше...) стороны. И им нужно принять общее решение. Как правило это решение, принимаемое сторонами за компромиссное, таковым не является. Это решение - результат "промывки мозгов", результат внедрения нужного (не сторонам, нет! - тем, кто внедряет) импульса и решения в головы методом НЛП, скрытыми манипуляциями через.... СМИ. Через ораторов и внедрение необходимости потребления и стереотипного мышления...

(сорри, сложновато, наверное, немного не по теме, но серьезная проблема)

А общие механизмы... Давай тогда прикинем

1) референдум (туда же голо-сование голосо-сование и прочие "сувания" непонятно чего, которое все считают "глубоким личным решением", непонятно куда - известно только то, что это "непонятно куда - жутко тайное и мега честное! Честное слово - прям так и считается!)

2) метод "грубой силы" - кто сильнее, тот и взял. Желающий может это право оспорить. Очень, между прочим, частый вариант, даже в Новейшей истории. Тот же Муамарчик Каддафи - кому не угодил? Неизвестно... Зато известно, что СШ#sensored#... надо много дешевой нефти и не надо несговорчивых дядечек у власти во всяких африках...

3) Метод договорных отношений. Считается мегагуманным (по нему столько Конвенций, каждая страна по Гражданскому кодексу наклепала - в общем - няшка, а не метод. Одна беда - он почти всегда сводится или проистекает от методов, написанных выше)

ну и хватит, пожалуй... Сорри за оффтоп...

Оцени ответ

Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения

Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

Консенсусологическое направление в истории социологии

Составление презентации

0-8

Согласие и конфликт. Категориальное поле согласия. Структура и функции социального согласия.

работа с литературой, источниками; реферат

0-8

Типология социального согласия. Виды социального согласия

Согласие как социальный процесс

доклад

Составление презентации

0-8

Социальные условия и детерминанты социального согласия

работа с литературой, источниками; эссе

0-8

Среда безопасности, компромиссности, справедливости

Составления тезариуса

Составление презентации

0-8

Всего по модулю 1:

44

0-30

Модуль 2

Механизмы и способы достижения социального согласия

доклад

Составление презентации

0-15

Духовное развитие и социальное согласие

работа с литературой, источниками эссе

0-15

Согласие в системе социальной устойчивости

Составления тезариуса

Составление презентации

0-10

Согласованное поведение социальных субъектов

работа с литературой, источниками; эссе

0-10

Воспитание ответственности за свои поступки

работа с литературой, источниками

Составление презентации

0-10

Всего по модулю 2:

45

0-60

ИТОГО:

89

0-100


Тема 1. Консенсусологическое направление в истории социологии

Консенсус омниум О. Конта. Теория механической и органической солидарности Э. Дюркгейма. Развитие идей ценностно-функционального согласия в трудах Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Ковалевского, П. Сорокина. Смысловое согласие М. Вебера. Психологическое согласие Г. Тарда. Идеи согласия и солидарности в западной, американской и русской социологии.

Тема 2. Согласие и конфликт. Категориальное поле согласия. Структура и функции социального согласия.

Согласие и конфликт – основные состояния общества. Взаимосвязь согласия и конфликта. Согласие как результат разрешения конфликта. Конфликт как этап развития согласия. Равновесное соотношение согласия и конфликта.

Система философских категорий, раскрывающих смысл согласия. Гармония как исходная категория в понимании согласия. Категория «единство» - системообразующее понятие, раскрывающее сущность согласия. Целостность и мера – фундаментальные понятия категориального поля согласия. Социологические понятия, раскрывающие смысл согласия: интеграция, солидарность, сплоченность, консолидация , сотрудничество, справедливость, равенство, партнерство, стабильность, устойчивость, порядок. Психологические понятия, связанные с согласием, - доверие, толерантность, понимание. Определение понятий «согласие», «социальное согласие», «индивидуальное согласие». Структура социального согласия: единство, субъекты (участники, стороны), взаимодействие, социальное настроение. Ценностное и функционально-целевое единство взаимодействующих субъектов. Переменные, характеризующие единство и влияющие на динамику согласия. Субъекты социального согласия: личность как социальный деятель, социальная группа, социальная организация, социальная общность. Понятие «консенсусная группа».

Потребности как источник взаимодействия социальных субъектов. Специфика согласного взаимодействия. Уровни социального настроения и социальное согласие.

Функции социального согласия: позитивные и негативные. Позитивные функции социального согласия: интегративная, адаптивная, информационно-коммуникативная, диагностическая, инновационная. Негативные функции социального согласия: конформистская и стагнационная.

Тема 3. Типология социального согласия. Виды социального согласия

Основные типы социального согласия: ценностное и функционально-целевое. Определение ценностного согласия. Ценностное согласие как результат действия моральных ценностей. Правовое ценностное согласие как результат действия правовых ценностей. Ценностное согласие – основа неформального порядка.

Определение функционально-целевого согласия. Общественное разделение действий как основное условие становления функционально-целевого согласия. Функционально-целевое согласие – источник институализации. Правовые нормы и правила как формы закрепления функционально-целевого согласия. Виды функционально-целевого согласия: структурно-функциональное согласие, функционально-ролевое согласие, функционально-договорное согласие. Социальный контроль как способ сохранения существующего функционально-целевого согласия. Функционально-целевое согласие – основа формального порядка.

Взаимосвязь ценностного и функционально-целевого согласия. Признаки ценностного и функционально-целевого согласия.

Типы социального согласия в различных культурах.

Виды социального согласия в соответствии с субъектами действия и взаимодействия: личностное согласие, межличностное согласие, групповое, межгрупповое согласие и организационное, межорганизационное согласие.

Условия и факторы, гармонизирующие межличностное взаимодействие. Уровни интеграции личности в социальную систему. Формирование группового согласия. Модели управления групповым согласие. Соотношение согласия и конфликта в группе. Консенсусная группа. Условия и факторы, определяющие степень согласия в группе. Особенности межгруппового согласия. Специфика организационного согласия. Условия и факторы, определяющие степень согласия в организации. Специфика межорганизационного согласия.

Виды социального согласия в соответствии с основными сферами социальной жизни: духовное, экономическое, политическое, общественное (социальное в узком смысле слова) согласие.

Тема 4. Согласие как социальный процесс

Основные этапы становления социального согласия: начальный, инициирующий, этап согласований, этап согласованных действий и взаимодействий, конфликтный этап, этап выхода из конфликта и начало формирования нового согласия.

Интенсивность и длительность социального согласия.

Модель «трех-консенсусов» Р. Котарело (Испания): «соглашение относительно прошлого», «временные нормы», «оканчательное определение правил игры».

Тема 5. Среда безопасности, компромиссности, справедливости

1. Работа по подгруппам:

а) подготовить схему структуры социального согласия;

б) аргументировать свой подход;

в) обсуждение схем и определение оптимально обоснованного варианта структуры социального согласия.

2. Работа по подгруппам:

а) осуществить анализ и определить соотношение позитивных и негативных функций социального согласия.

Работа по подгруппам. Задание: создать модель консенсусной группы и определить условия ее реализации.

Страница 15 из 26

Общественный договор и социальное согласие

Концепции общественного договора XVII-XVIII веков обосновали договорную природу государства, которая давала ему легитимные права на выражение общей воли.

Эти теории все более становились достоянием истории мысли по мере того, как идея демократии меняла свое содержание: наблюдался отказ от идеалов непосредственной демократии и переход к идеям представительной демократии и меритократии, усложнилось представление о способности государства выразить общую волю и обеспечить общественное согласие в связи со все большей диверсификацией интересов социальных групп и более осторожным отношением к генерализующим (обощающим) терминам.

В XIX и начале XX веков либерализм сохраняет свои традиционные черты, в том числе и веру в традиционный общественный договор и социальное согласие, достигаемое при участии государства. Даже в близкое к нам время можно найти примеры такого понимания. Например, Франклин Рузвельт, будучи либералом, настаивал на роли государства в творении социального порядка. Только в эпоху тэтчеризма-рейганизма возобладал неолиберализм, качественно отличный от своего предшественника - классического либерализма. Неолибералы конца XX века не признают общей воли, утверждают приоритет индивидуальной воли и представляют общественный порядок как результат стихийной игры сил, складывающихся в обществе. Общественный порядок, с их точки зрения, творится снизу, и чем более без помощи государства, тем лучше, и чем менее без явного договора как обозначения общих целей и интересов, тем лучше тоже.

Однако элиты, пришедшие к власти в России 90-х годов, избрав неолиберальную модель развития и придав ее реализации специфически русский непримиримый характер, все более задумываются как о роли государства в создании и обеспечении социального порядка, так и о роли договоренностей между людьми, между обществом и государством в его создании. Все чаще слышались слова о том, что следовало договориться, а не применять силу, что надо достичь согласия, равновесия элит и пр. Слово “договор” обретает в этих декларациях более прямое значение, чем это было в теориях XVII-XVIII веков. Менее всего договор мыслится опосредованным и включающим социальные механизмы обеспечения согласия.

Российское понимание договоренностей отличается тем, что, хотя они крайне редки, а применение силы здесь более часто, вера в возможность договоренности безусловна. Она покоится на невыявленности интересов, ошибочно принимаемой за предпосылку согласия, и простых суждениях здравого смысла, типа: “нам нечего делить”, “мы всегда жили в мире” и др. Принципы непосредственной демократии преобладают в России над пониманием демократии как социального и государственного устройства, и идея договора лишается при этом черт социального механизма, построенного на принципах, которые можно найти в теориях общественного договора.

Коммуникативное (понимание общественного договора как общественного согласия, достигнутого в коммуникации) и герменевтическое
между людьми. На основе же истины, с его точки зрения, и может быть достигнут общественный договор или социальное согласие. (понимание общественного договора как общественного согласия, достигнутого на основе понимания) понимание (часто совместное) общественного договора соответствуют духу времени. В концептуальной форме близко к идеям такого договора подошел Ю. Хабермас. Хабермас ищет основания рационального общественного договора, в котором понимание является способом нахождения истины в процессе коммуникации

Хабермас не принимает во внимание известные в XX веке и нашедшие отражение в теориях факты, согласно которым в истории не обязательно побеждают или доминируют истинные идеи.
С равным, а нередко большим участием в ней могут функционировать ложные или вообще лежащие за пределами науки представления. Особенно это характерно для индустриальных массовых обществ в связи со способностью масс как гетерогенных образований ориентироваться на эклектическое соединение всего, что кажется им обеспечивающим лучшую жизнь. Хабермас не видит этих перемен, возможно, сознательно, поскольку на классической стадии развития западных обществ наука, истинное знание или апелляция к нему играли основную легитимизирующую социальное развитие функцию. Хабермас полагает что классическая стадия развития западных обществ (классический капитализм или современное общество), не завершена. “Модерн - незавершенный проект”. Именно поэтому Хабермас не находит оснований отказываться от такого классического источника социальных сдвигов и инструмента согласия, как истина. Его концепция истины, достигаемой в коммуникации, является вместе с тем теорией общества, построенного как западное, современное (modern).

Если бы мы хотели применить данные идеи Хабермаса для достижения социального согласия, консенсуса или общественного договора в сегодняшней России, следовало бы попытаться найти истинный путь развития и объединить всех на основе его знания.

Именно так и осуществляется российская реформа. Особенно на ранних стадиях она представлялась как реализация истинной - неолиберальной экономической теории, применяемой точно так же, как прежде марксизм. Такой тип использования характерен для классических социальных теорий, но неолиберальные концепции не являются таковыми.

Реформа в России разделила общество на бедных и богатых, поляризовала его. Она не структурировала общество, не сформировала средний класс - носитель демократических ценностей и социальную базу демократии.

Новые элиты обнаружили номенклатурную сущность независимо от того, были ли они прежде связаны с номенклатурой (перечень руководящих должностей, назначение на которые утверждалось партийными органами) или нет. Она состоит в стремлении к замкнутости и отгороженности от общества, в защите элиты от вхождения в нее новых членов, в молчаливой способности отличить своих от чужих и пр. Большая же часть общества оказалась аморфной, неструктурированной и даже десоциализированной и демодернизированной. В этой ситуации исчезла как возможность общего пути, общих интересов, так и возможность согласования интересов. Невыявленные или недостижимые интересы невозможно согласовать. Отсутствие конкуренции интересов из-за их невыявленности не обеспечивает социального согласия. Когда интересы не ясны, конфликтность не уменьшается, а приобретает нерациональный характер. Слои, реально и материально выброшенные из ситуации, при которой они могли бы поставить себе практические задачи приходят к ценностному пересмотру жизни, к решению проблем этической сферы. Только решив проблему ценностного выбора, они могут ответить на вопросы, встающие перед ними в практической деятельности. Решив проблемы идентификации, люди могут стать готовыми к формулировке своих интересов.

Таким образом, всякий договор, согласие в переходный период упирается в способность к артикуляции интересов как предпосылке компромисса, согласования интересов, выработки общих правил и консенсуса как полного согласия по поводу базовых ценностей и интересов.

Решающую роль в разрешении конфликтов, по Хабермасу, играет моральная сфера. Здесь задается вопрос о том, что следует делать каждому. Представляется очевидным, что в обществе, где нет традиций правового регулирования, моральное состояние граждан играет решающую роль в формировании и поддержании социального порядка. Однако официальное культивирование эгоизма и своекорыстия как высших ценностей (в соответствии с неолиберальной моделью) подорвало традиционные моральные устои общества. Источник отсутствия согласия в нашем обществе – неартикулированность интересов и, следовательно, невозможность их рационального согласования - укоренен в порожденных неудачной стратегией реформ проблемах этической и моральной сфер. Сложившаяся в России духовная и реальная ситуация сформировалась под влиянием политических сдвигов и требует для своего исправления длительного процесса социальных изменений, включающих изменения политики.

Чтобы общество существовало, нужно общее. Это не только моральная сфера общих правил и обязательств, правовая сфера общих законов. Общее присутствует как страна, как земля, как народ, как окружающая среда. В сегодняшней России утвердилось особое безразличие богатых к судьбе остальных, безразличие ко всему вышеназванному общему. Богатые походят на пассажиров верхних палуб тонущего “Титаника”. Они получили дополнительную порцию шампанского и деликатесов, но от этого их жизнь не сделалась менее безопасной.

Представления о справедливости и способах ее достижения сильно отличаются в традиционном и современном обществе. В традиционных обществах, где нет интенсивного производства, наиболее понятны и приняты дистрибутивные (распределительные) концепции справедливо сти . Эти общества ставят вопрос о справедливости распределения и полагают справедливой уравнительность. Данный принцип отвечает рациональности традиционного общества, но противоречит рациональности современного, неразрывно связанной с эффективным достижением целей. В современных обществах также имеются дистрибутивные модели справедливости, существуя в противоречии с указанными нормами рациональности.

Дж. Роулс предложил концепцию, своего рода рациональный общественный договор , в котором справедливость становится основанием социального сотрудничества. Оно может быть достигнуто при наличии: 1) рациональных представлений каждого человека о собственном благе, которые он может сформулировать в виде целей и планов, ожиданий и намерений, и 2) чувства справедливости. Первое имеется у западного человека, живущего в условиях риска. Никакой начальный социальный статус не гарантирует человека современного (западного) общества от риска снижения этого статуса, в том числе до самого низкого уровня из-за потери доходов, работы или здоровья. Поэтому каждый человек может мысленно поставить себя в нижайшую социальную позицию. Исходя из этого, находясь в неведении относительно своего будущего, каждый может быть согласен на то, чтобы сделать минимальный уровень жизни выше, максимизировать социальный и материальный минимум путем введения социальных правил, налоговой политики, деятельности фондов и благотворительных обществ. Общество, способное сделать это, является справедливым. Оно обеспечивает основные свободы (слова, совести, ассоциаций, передвижений, выбора профессии, участия во властных структурах, продвижения по службе, ответственности и др.). Оно создает баланс между конкурирующими притязаниями честно, в соответствии с достигнутым соглашением (вариант “общественного договора”), выполненными правилами. Справедливость, по Дж. Роулсу, это не требование равенства, а это требование, чтобы люди разделяли судьбу друг друга.

Этого нет в России. Способность представить и сформулировать свое благо полностью отсутствует как на индивидуальном, так и на национальном уровне. Низкий уровень рациональности, отсутствие рациональной мотивации поведения и уравнительные представления о справедливости затрудняют ныне все попытки достижения социального соглашения об общих для всех правилах. Прежние общие основы в виде общих идеологий и представлений, ценностей и целей жизни исчезли и не могут быть заявлены при нынешнем разнообразии стилей жизни, целей и ценностей. Однако согласие по поводу базовых ценностей и интересов в обществе должно неизбежно возникнуть, без этого оно не выживет. В условиях отсутствия автономного индивида, имеющего представление о собственном благе и чувство справедливости, процедура соглашения может быть выработана на основе традиций и истории.

Представляется, что в истории и традициях России нет иного механизма перехода от традиционного общества к современному, чем этатизм. Этатизм в России часто имел модернизаторские стремления. Однако до сих пор они реализовались путем выделения слоя, приемлющего западный образ жизни (поскольку модель модернизации в России всегда имела догоняющий характер). Этот путь способствовал отчуждению больших масс народа от модернизации, сохранению традиционного общества на большей части страны. Этатизм всегда был связан с формулировкой общего интереса. В этом смысле он соответствовал целям традиционного общества.

Смена моделей модернизации (вестернизации, догоняющей модели) на модель постмодернизации (на основе собственных традиций) может изменить роль этатизма в постмодернизационном процессе. Максимизация минимума может стать в России делом государства. Не избежать здесь и минимизации максимума, учитывая дикий, непроизводительный характер нового русского капитализма. Через закон власть может обеспечить справедливость как требование, чтобы люди разделяли судьбу друг друга. Ментальные, культурные предпосылки модернизации могут вырасти на базе рационального юридического консенсуса.

Русский историк Сергей Соловьев говорил, что нравы народа указами не изменишь. Да, нельзя изменить так быстро, как того хотят нынешние модернизаторы. Но другого способа ненасильственной модернизации не существует для России.

Убедительный аргумент относительно сквозных черт русской ментальности представил
А. Лукин. На Западе несколько раз были проведены опросы людей из СССР, враждебно настроенных к нему и по этой причине оказавшихся за рубежом. “Гарвардский проект” обследовал послевоенную эмиграцию; затем появилось исследование эмигрантов, уехавших при
Л. Брежневе (1975 – 1982 гг.); в период М. Горбачева снова были проведены опросы среди русских за рубежом; новое российско-британское исследование было проведено в 1993 г. В распоряжении А. Лукина были материалы опросов, проведенных в январе 1995 г. Институтом социально-политических исследований РАН. Все эти материалы (за 50 лет) свидетельствуют о стойкости политического идеала граждан в независимости от их реального отношения со своей страной. Это патерналистское государство с чрезвычайно широкими полномочиями, которое решительно их осуществляет, направляя и контролируя судьбу страны, но которое в то же время благожелательно служит интересам гражданина, уважает его личное достоинство и оставляет ему значительную свободу желаний и чувство защищенности от произвольных вмешательств и наказания.

Этатистская модель общественного договора осуществима в России при ряде условий. Одним из основных является появление реальной демократической оппозиции. В любом обществе существуют недовольные, но их существование еще не говорит о наличии оппозиции. Оппозиция - это те, кто способен выдвинуть альтернативу власти или претензию на такую альтернативу. Оппозиция может быть революционной или нереволюционной. В “нормальном” демократическом обществе оппозиция есть всегда, она носит институционализированный характер и входит в механизм легальной сменяемости власти. В нашем обществе слово “оппозиция” звучит пугающе и не имеет того смысла, который ему придан в развитых демократиях. Условием существования оппозиции в западном смысле являются: 1) свобода выражения взглядов; 2) наличие общих для власти, оппозиции и общества в целом базовых ценностей и интересов; 3) наличие согласия между властью и оппозицией по ключевым вопросам. В масштабах нашего общества мы не найдем таких условий, в нем присутствует разное понимание основополагающих принципов, интересов страны и пр.

Однако поскольку процесс реформирования осуществляется сверху, то среди реформаторов есть группы, которые имеют консенсус по поводу российского будущего как демократической и буржуазной страны. Именно в этих группах могут формироваться власть и оппозиция в смысле, приданном этим понятиям классической демократией. Реально они еще не сложились. Можно лишь считать, что сформированы властная элита и (в относительной степени) контрэлита. Первая, по-своему происхождению связанная с прошлым, но отрицающая его зеркально, путем перехода в свою противоположность, теоретически ориентирована на неолиберальную модель, которая предстает как либерализм без справедливости, практически же это - социал-дарвинизм, хищный, дикий капитализм. Контрэлита, будучи достаточно слабой, все же существует и составляет социальную базу возможной оппозиции. Эти люди стремятся к тому, чтобы капитализм в России обрел цивилизованные, близкие к западным, но соответствующие российским возможностям черты.

Радикал-демократы не приемлют политики общественного договора, не желают действовать в интересах всего общества, они стремятся к “чистой демократии”. Таким образом, сама элита активизирует силы сопротивления либеральным реформам. Контрэлита потенциально способна к созданию более широкой базы демократии. Уход неомодернистов – радикал-демократов только и может обеспечить победу либерализма, “подправленного” консервативными элементами, присущими сознанию народа. Чтобы в России выжила демократия, демократам надо не объединяться, а разъединяться. Там, где нет социальной базы, демократия может иметь только эшелонированный характер для последовательного и постепенного осуществления своих принципов.

Свободное общество - это общество общих правил - правовых норм и компромиссов. В России, где реформа осуществляется сверху, где народ не составляет реальной социальной базы демократии, ненасильственная модернизация может быть проведена только теми, кто, продвигаясь вперед, сохранит баланс между идеями модернизации и средствами ее достижения, т.е. будет готов на длительность процесса и вовлечения в него всего общества.



Оглавление