Коммунальная инфраструктура

ПРОЕКТ---

Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Архангельское Каменского района

на 2014-2024 годы

В соответствии с Федеральным законам от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом Российской Федерации, на основании Устава муниципального образования Архангельское Каменского района, Собрание депутатов муниципального образования Архангельское Каменского района РЕШИЛО:

1. Утвердить Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Архангельское Каменского района на 2014-2024 годы (Приложение).

2. Решение Собрания депутатов муниципального образования Архангельское Каменского района № 24-5 от 30.09.2011 года «Об утверждении Программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры Каменского района на 2011-2015 годы и на период до 2020 года» признать утратившим силу.

4. Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава муниципального образования

Архангельское Каменского района А.Ю. Сафронов

Приложение

к решению Собрания

депутатов муниципального образования

Архангельское Каменского района

от ___________ № _________

1. Паспорт Программы

Наименование программы

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования Архангельское Каменского района на 2014-2024 годы

Основание для разработки (дата и номер соответствующего нормативного акта)

Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Федеральный закон от 30.12.2004 №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

Постановление Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 №502«Об утверждении требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов»

Заказчик Программы

Администрация муниципального образования Каменский район

Основные разработчики программы

Отдел по ЖКХ, строительства, архитектуре и муниципальному контролю администрации муниципального образования Каменский район

Исполнители программы

Предприятия и организации коммунального хозяйства всех форм собственности, осуществляющие деятельность по предоставлению коммунальных услуг на территории муниципального образования Каменский район

Цели и задачи программы

Цель Программы:

Поэтапная реконструкция сетей коммунальной инфраструктуры, имеющих большой процент износа;

Строительство новых и реконструкция существующих водопроводных сетей в целях повышения надежности;

Реконструкция канализационных очистных сооружений;

Реконструкция теплосетей;

Внедрение - энерго и ресурсоснабжающих технологий в инженерных системах;

Задачи Программы:

Повышение качества оказываемых услуг;

Обеспечение подключения вновь строящихся объектов недвижимости к системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения с гарантированным объемом заявленных мощностей;

Реконструкция тепловых, водопроводных и канализационных сетей, оборудования, обеспечивающих услугами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения соответствующего качества согласно расчетным нагрузкам;

Снижение потерь в сетях до нормативных, при транспортировке энергоресурсов.

Важнейшие целевые показатели

Повышение надежности работы системы коммунальной инфраструктуры;

Повышение качества коммунальных услуг;

Обеспечение возможности подключения строящихся объектов к системам коммунальной инфраструктуры при гарантированном объеме заявленных мощностей;

Рациональное использование природных ресурсов.

Сроки и этапы программы

2014-2024 годы

Объемы и источники финансирования

Всего- 66860,0 тыс. рублей

2019-2024 годы –15160,0

Ожидаемые результаты реализации программы

Снижение потерь коммунальных ресурсов в производственном процессе;

Повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятий коммунального комплекса;

Снижение количества аварий.

2. Характеристика существующего состояния систем коммунальной инфраструктуры

Программа предусматривает как решение задач ликвидации сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, так и разработку и широкое внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования жилищно-коммунальных предприятий, максимального использования ими всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

Капитальный ремонт существующей системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения отвечает интересам жителей муниципального образования Архангельское Каменского района и позволит формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунальной инфраструктуры и условий для привлечения инвестиций.
Капитальный ремонт существующей системы электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения - это проведение работ по замене их на более долговечные и экономичные, в целях улучшения эксплуатационных показателей объектов ЖКХ.

2.1. Краткая характеристика источников теплоснабжения

МУП ЖКХ Каменского района на правах хозяйственного ведения эксплуатирует 3 котельные расположенные на территории муниципального образования Архангельское Каменского района.

Общая суммарная установленная мощность котельных составляет – 12,578 Гкал/час.

2.2. Краткая характеристика тепловых сетей

Тепловая энергия к потребителям подается по тепловым сетям протяженностью в однотрубном исполнении 4,979 км в том числе:

На отопление- 4,979 км;

СВЕДЕНИЯ о котельных и протяженностей тепловых сетей, обслуживаемых

МУП ЖКХ Каменского района


Тепло подается:

От котельной центральная с. Архангельское снабжаются теплом 26 многоквартирных домов, 2 детских сад, 1 общеобразовательная школа, Каменская ЦРБ, пункт полиции, 2 здания администрации, библиотека, МКУК Архангельский ЦКД и БО и прочие потребители;

От котельной школы п. Молчаново снабжаются теплом 1 школа;

от котельной школы

С. Кадное снабжаются теплом 1 школа и 1 детский сад;

Продолжительность отопительного периода составляет 207 дней. Обеспечение потребителей тепловой энергией на отопление производиться по закрытой системе теплоснабжения. Но имеется несанкционированный разбор горячей воды из системы отопления.

Тепловые сети проложены в подземном (в каналах) и надземном (безканально) исполнениях. Нормативный срок эксплуатации тепловых сетей составляет 20 лет. Фактический срок эксплуатации сетей по котельным составляет от 5 до 52 лет.

Срок эксплуатации тепловых сетей в разрезе котельных составляет:

2.3 Система водоснабжения

Система водоснабжения МО Архангельское состоит из 31-ой артезианской скважины и 62,5 км водопроводных сетей.

Водоснабжение с. Архангельское осуществляется из подземных источников. Забор воды осуществляется от 5-ти артезианских скважин общей производительностью 3840 куб. м воды в сутки. Затем по магистральным водоводам общей протяженностью 4 км вода подается на 1 водонапорную башню, откуда она по уличным водопроводным сетям (3,9 км) поступает потребителям. Очистка воды не производится. На текущий момент система водоснабжения райцентра способна обеспечить потребности населения в размере 220 литров воды в расчете на одного человека, что по действующим нормативам вполне достаточно.

Система водоснабжения с. Архангельское характеризуется высокой степенью износа. Уровень износа, как магистральных водоводов, так и уличных водопроводных сетей составляет более 70%.

Задачу обеспечения высокой надежности водоснабжения с.Архангельское и сельских поселений предполагается решить путем реализации мероприятий по установке на 18-ти скважинах частотно-регулируемых приводов, а также реконструкции водопроводных сетей.

Водохозяйственные сооружения в сельском поселении в основном находятся в бесхозяйном состоянии.

В настоящее время в районе ведется работа по проведению инвентаризации бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры. После составления реестра бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, составления технических паспортов, будет произведена регистрации объектов в соответствующих сельских поселениях.

В целях соблюдения санитарных правил и норм в поселениях и коммунальном предприятии должны быть составлены санитарные паспорта на все водозаборные объекты и водопроводные сети.

Характеристика сооружений водоснабжения с. Архангельское

а) Артезианские скважины

Год строительства скважины

Мощность электродвигателя

Марка насоса

Производительность

(куб. м/сутки)

Уровень износа

б) Водонапорные башни

в) Водопроводная сеть

Характеристика

сооружений водоснабжения МО Архангельское Каменского района

а) Артезианские скважины

Существующие источники водоснабжения и их производительности

Артезианские скважины – 20 шт. Глубина скважин от 80 до 150м. с.Архангельское-6шт.,насос-ЭЦВ-8-25-100 -4шт.,(ЧРП-2шт.), ЭЦВ-6-16-110-2шт., д.Завидки-1шт., насос ЭЦВ-6-10-110-1шт., д.Подлозинки-1шт., насос ЭЦВ-6-10-16-2шт., д.Колычево-1шт.,насос ЭЦВ-6-6,3-80-1шт., д.Шишковка-1шт.,насос ЭЦВ-6-16-110-1шт.(ЧРП-1шт.), Солнцевка-1шт., насос ЭЦВ-6-10-130-1шт., п.Молчаново-2шт., насос ЭЦВ-8-16-150-3шт., с.Языково-3шт., насос ЭЦВ-8-25-100-1шт., ЭЦВ-6-16-110-2шт., ЭЦВ-6-6,3-90-1шт.,с.Долгие Лески -1 шт.,насос ЭЦВ-6-10-130-1шт.(ЧРП -1шт.), д. Кондауровка -1 шт.,насос ЭЦВ-6-10-130-1шт., д. Барановка -1 шт.,насос ЭЦВ-6-10-130-1шт. д. Цыгановка -1 шт.,насос ЭЦВ-6-10-130-1шт., д. Михайловка -1 шт.,насос ЭЦВ-6-10-100-1шт.

Артезианские скважины – 11шт. Глубина скважин от 80 до 150м. с.Кадное-2-шт.,насос-ЭЦВ-8-25-100 -2шт

д. Сапроново-1шт., насос-ЭЦВ-6-10-140 -1шт.

д. Филоновка -1шт., насос-ЭЦВ-6-10-140 -1шт.

д. Фроловка-1шт., насос-ЭЦВ-6-10-140 -1шт.-(ЧРП).

с. Ситово- 2шт., насос-ЭЦВ-6-16-140,ЭЦВ-6-10-140 -2шт.-(1ЧРП)

д. Мостаушка-1 шт., насос-ЭЦВ-8-25-125 -1шт. д. Ереминка-1 шт., насос-ЭЦВ-6-10-140-1шт.д. Ознобищено-1 шт., насос-ЭЦВ-5-65-100 -1шт.д. Кресты-1 шт. насос-ЭЦВ-6-10-140 -1шт.

в) Водопроводная сеть

Характеристика водопровода д. Шишковка

Характеристика водопровода д. Колычево

Характеристика водопровода д. Дмитриевка

Характеристика водопровода д. Михайловка

Характеристика водопровода д. Солнцевка

Характеристика водопровода д. Подлозинки

Характеристика водопровода д. Завидки

Характеристика водопровода д. Барановка

Характеристика водопровода д. Цыгановка

Характеристика водопровода д. Кондауровка

Характеристика водопровода с. Долгие Лески

Характеристика водопровода с. Языково

Материал

Год укладки



от арт.скв. до ул. Советской

ул. Советская

ул. Молодежная

от водонап. Баш. До ул. Центральная

ул. Центральная

сталь-чугун

ул.Донская

ул. Дружбы

ул. Садовая

ул. Павловская

ул. Солнечная

ул. Бороздинский конец

ул. Погорелый конец

Характеристика водопровода п. Молчаново

Характеристика водопровода с. Кадное

Наименование участка водопроводной сети

Материал

Год укладки



ул. Школьная

ул. Парковая

ул. Набережная

ул. Центральная

ул. Полевая

ул. Садовый пер.

ул. Донская

ул. Школьная

ул. Молодежная

ул. Садовая

ул. Парковая

д.Фроловка

д.Филоновка

д.Ереминка

д.Мостаушка

д.Сапроново

д. Луговка

д. Мосоловка

д. Барановка

д.Ознобищено

д. Петровская Слобода

д. Кресты

д. Кресты Новая улица

д. Малое Красное

д. Заречье

2.4 Система водоотведения.

Централизованная система водоотведения имеется только в с. Архангельское. В других населенных пунктах стоки на объектах, оборудованных канализацией, сливаются в приобъектные септики (выгребы), из которых автотранспортом вывозятся к местам их слива.

Действующая система водоотведения в с.Архангельское состоит из биологических очистных сооружений, 2,4 км самотечных трубопроводов.

Имеющиеся в с.Архангельское очистные сооружения –биологические, мощностью 700 куб.м. в сутки, занимают площадь 1,1га. По периметру ограждены забором из металлической сетки. Год постройки -1981.

Имеется лаборатория по контролю качества очистки стоков с необходимым оборудованием для хлорирования стоков. По данным ежемесячных анализов проводимым Тульской ЦЛАТИ превышение норм ПДС наблюдается редко.

Индивидуальный жилищный фонд с.Архангельское пользуется придомовыми выгребами.

Количество стоков поступающих на очистные сооружения составляет, в зависимости от времени года, от 175 до 325 м 3 /сутки

Система водоотведения характеризуются высоким уровнем износа. Уровень износа сетей канализации – 80 %, очистные сооружения требуют полной реконструкции. В замене нуждаются 1,8 км уличных сетей.

В процессе эксплуатации оборудования решеток, песколовок, запорной арматуры на первичных отстойниках, биофильтрах, аэрофильтрах, вторичных отстойниках, системах хлорирования, слива ила на поля в агрессивной среде все быстро приходит в нерабочее состояние, требуется замена и ремонт вышеназванного оборудования.

Канализационные сети в основном выполнены из чугунных, керамических труб.

Основные технические проблемы канализационных сетей и сооружений водоотведения, которые обостряются в планируемом периоде:

Выход из строя оборудования системы водоотведения вследствие воздействия агрессивных сред;

Старение канализационных сетей из-за увеличения срока службы;

Необходимость проведения работ по замене запорной арматуры, насосного оборудования на канализационных насосных станциях;

Большой расход энергии установленного электрооборудования

ХАРАКТЕРИСТИКА

технического состояния сооружений водоотведения с.Архангельское

а) Очистные сооружения(биологические)

в) Сети канализации

3. План развития муниципального образования Архангельское Каменского района и прогноз спроса на коммунальные ресурсы

План развития муниципального образования Архангельское Каменского района выполнен в соответствии с генеральным планом поселения который включает в себя мероприятия по строительству реконструкции систем коммунальной инфраструктуры.

Выполнение плана развития муниципального образования должно обеспечить снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры в соответствии с отчетными показателями эффективности деятельности муниципального образования Архангельское Каменского района.

Программой устанавливается необходимость проведения мероприятий по энергосбережению (ресурсосбережению) и повышению энергетической эффективности при производстве, транспортировке и потреблении коммунальных ресурсов, а также необходимость установки общедомовых и индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.

Программой устанавливается целесообразность проведения работ по созданию системы мониторинга состояния и управления инженерными сетями и объектами жилищно-коммунального хозяйства на основе интеграции геоинформационной системы и системы диспетчеризации.

Программой устанавливается необходимость проведения работ по регистрации права муниципальной собственности и права хозяйственного ведения на все объекты недвижимости, находящиеся в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий коммунального комплекса, для обеспечения экономически обоснованного объема финансовых средств, необходимых для реализации производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, с целью полного возмещения экономически обоснованных затрат этих организаций, создания рыночно-ориентированной системы хозяйствования и управления в коммунальном комплексе, необходимой для привлечения частных инвестиций, в целях развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры.

3.1 Перспективы развития застройки

Фактические объемы ввода объектов застройки

В соответствии с существующими официальными прогнозами, в период действия Программы (до 2024 года) будут вводиться жилые объекты в связи с представлением участков для строительства многодетным семьям.

Индивидуальные жилые дома будут иметь персональные источники теплоснабжения.


3.2 Прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы


1. Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры и перечень программных мероприятий

Группа индикаторов

Наименование целевых индикаторов

программы комплексного развития системы водоснабжения и водоотведения

Площадь объектов жилой застройки, подключенных к системе централизованного водоснабжения и водоотведения

Тыс. кв. м.

Уровень собираемости платежей за услуги водоснабжения и водоотведения

Объем реализации услуг

Тыс. куб. м.

Показатели степени охвата потребителей приборами учета

Доля объема услуг, реализуемых в соответствии с показателями приборов учета

(бюджетные организации)

Целевые индикаторы для проведения мониторинга реализации

программы комплексного развития системы теплоснабжения

Критерии доступности для населения коммунальных услуг

Площадь объектов жилой застройки, (многоквартирные и индивидуальные жилые дома), подключенных к системе теплоснабжения

Тыс. кв. м.

Уровень собираемости платежей за услугу теплоснабжения

Показатели спроса на коммунальные ресурсы и перспективной нагрузки

Объем реализации услуг

4.1.Перечень мероприятий

Мероприятиями по теплоснабжению основное внимание должно уделяться модернизации систем теплоснабжения с определением оптимального варианта использования схемы централизованного теплоснабжения и применения автономных и индивидуальных источников теплоснабжения жилых домов и объектов соцкультбыта при новом строительстве, обеспечении гарантированного подключения вновь строящихся объектов капитального строительства к указанным системам, замене ветхих сетей теплоснабжения, повышению эффективности источников теплоснабжения, созданию необходимого резерва мощности.

Мероприятия по водоснабжению и водоотведению должны обеспечивать развитие инфраструктуры города по всем направлениям, быть направлены на обеспечение нормативного качества ресурса, обеспечение гарантированного подключения вновь строящихся объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения, обеспечение надежности и экономичности системы.

Мероприятия по электроснабжению должны предусматривать развитие сети, направленной на повышение энергетической безопасности потребителей муниципального образования Архангельское Каменского района. Кроме того, должны быть приведены в нормативное состояние муниципальные воздушные и кабельные электрические сети.

Оценка эффективности

Предмет оценки

Показатели качества

Повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства

Динамика себестоимости и роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.
Снижение удельных издержек на оказание жилищно-коммунальных услуг.
Количество аварий в системах инженерного обеспечения.
Уровень износа систем инженерного обеспечения.
Объем отремонтированных (реконструируемых) и вновь выстроенных инженерных объектов.

Финансирование объектов коммунальной инфраструктуры

Общий объем текущего финансирования. Общий объем инвестиций в системы водоснабжения и водоотведения за счет средств бюджетов всех уровней

Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве

Объем затрат на энергосберегающие мероприятия в жилищно-коммунальном хозяйстве и экономический эффект от их реализации


5. Программа инвестиционных проектов, обеспечивающих достижение целевых показателей

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Объем финансирования (тыс. рублей)

Финансовые потребности

в том числе за счет средств:

местных бюджетов

бюджет Тульской области

внебюджетных источников

Замена водопроводной

сети: с. Архангельское-3000 м.п.; с. Языково-3000 м.п.; д. Михайловка-500 м.п.; д. Колычево-500 м.п.; д. Подлозинки-500 м.п.; д. Шишковка-1000 м.п.; п. Молчаново-3000 м.п.; с. Ситово-3000 м.п.; д. Кресты-2000 м.п.

Реконструкция биологических очистных сооружений в с. Архангельское

Замена сетей водоотведения в с. Архангельское-2400 м.п.

Реконструкция центральной котельной в с. Архангельское (с заменой оборудования) .(с изготовлением ПСД)

Реконструкция котельной колы в с. Кадное (с заменой котлов) .(с изготовлением ПСД)

Реконструкция котельной школы в п. Молчаново (с заменой котлов) .(с изготовлением ПСД)

Замена тепловых сетей в с. Архангельское д. 219-1500 м.п.; д. 108-1500 м.п.

Замена тепловых сетей в п. Молчаново д. 76- 65 м.п.

Замена тепловых сетей в с. Кадное д. 100-100 м.п., д.80- 124 м.п.

6. «Управление программой»

Управление реализацией Программы осуществляется заказчиком - Администрацией муниципального образования Каменский район и включает в себя организационные мероприятия, обеспечивающие планирование, выполнение, корректировку и контроль исполнения предусмотренных Программой мероприятий.

Финансирование расходов на реализацию Программы осуществляется в порядке, установленном бюджетным процессом муниципального образования Каменский район.

В целях наиболее эффективной реализации мероприятий Программы муниципальное образование Каменский район в соответствии с регламентом работы рассматривает материалы о ходе выполнения Программы, заслушивает отчеты исполнителей и, в случае необходимости, вносит коррективы в Программу с учетом результатов рассмотрения.

Программа разрабатывается сроком на 10 лет и подлежит корректировке ежегодно.

Мониторинг Программы включает следующие этапы:

1. периодический сбор информации о результатах проводимых преобразований в коммунальном хозяйстве, а так же информации о состоянии и развитии систем коммунальной инфраструктуры;

2. верификация данных;

3. анализ данных о результатах проводимых преобразований систем коммунальной инфраструктуры.

Мониторинг осуществляется посредствам сбора, обработки и анализа информации.

Сбор исходной информации производится по показателям, характеризующим выполнение программ, а так же состоянию систем коммунальной инфраструктуры.

Разработка и последующая корректировка программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры базируется на необходимости достижения целевых уровней муниципальных стандартов качества предоставления коммунальных услуг при соблюдении ограничений по платежной способности потребителей, то есть при обеспечении не только технической, но и экономической доступности коммунальных услуг.

_______________________________

Коммунальная инфраструктура (коммунальный сектор городской экономики) включает в себя ряд подсистем.

В первую очередь, выделим жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), задача которого - обеспечение нормальной эксплуатации объектов жилой и нежилой недвижимости (жилых и нежилых зданий). Нормальная эксплуатация - это техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы (жилищные и коммунальные услуги).

Помимо жилищно-коммунального комплекса, коммунальная инфраструктура обеспечивает поставку необходимых ресурсов в социальный (бюджетный) сектор - школы, больницы и т.п., а также коммерческим потребителям.

Сектор благоустройства обеспечивает должный уровень благоустройства городской среды - это строительство и поддержание городских дорог, зеленых насаждений, зон рекреации, санитарная уборка и т.д.

Предприятия коммунальной инфраструктуры прежде всего характеризуются тем, что производят общественные блага в чистом виде (городское благоустройство) либо товары и услуги, обладающие существенными чертами общественных благ, - так называемые смешанные общественные блага (водоснабжение). С точки зрения теории общественных благ блага, производимые предприятиями коммунального хозяйства, относятся к категориям локальных и социально значимых благ.

Понятие "жилищно-коммунальный комплекс", широко распространенное в России и странах СНГ, в западных странах используется значительно реже. Во многом это "наследие" советской экономики, когда жилищные и коммунальные услуги, имеющие разную экономическую природу, были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия.

Вторая особенность коммунальной инфраструктуры - сложная система взаимосвязей хозяйствующих субъектов и потребителей услуг, обусловленная как сложной схемой технологического взаимодействия в производственном процессе, так и противоречивыми интересами бизнеса и общества, которые вытекают из публичной природы услуг.

Третьей особенностью коммунальной инфраструктуры является монопольное положение большинства предприятий комплекса на локальных рынках (как правило, в пределах поселений). С одной стороны, это связано с монопольным положением предприятий, обеспечивающих поставку ресурсов по сетевым системам (водоснабжение). С другой - монополизм в жилищном секторе и секторе благоустройства является в значительной степени продуктом социалистической системы хозяйствования, и развитие рыночных институтов в конечном счете приведет к демонополизации этих секторов.



В результате, несмотря на то, что, строго говоря, понятия коммунальной инфраструктуры и ЖКК не идентичны, зачастую в литературе они используются как синонимы. Это отражает тот факт, что в сегодняшних российских условиях проблемы развития коммунальной инфраструктуры неразрывно связаны с проблемами реформирования ЖКК.

Отмеченные особенности определяют круг содержательных вопросов экономики жилищно-коммунального комплекса в экономике переходного периода.

Основные экономические характеристики жилищно-коммунального комплекса . На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5 процентов валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль экономики, по существу, входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей. Но жилищно-коммунальный комплекс относительно равномерно рассредоточен по всей территории страны, поэтому как нечто масштабное и единое часто не воспринимается.

ЖКК в настоящее время характеризуется крайней неразвитостью ры­ночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой ценообразования, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают предприятия ЖКХ стимулов к сокращению непроизводительных затрат. Потери в результате нерационального использования ресурсов (тепловой энергии и воды) достигают 50 процентов.

Эффективность работы самого жилищно-коммунального комплекса остается крайне низкой. Более того, усиливается административное влияние на него: в условиях нестабильного финансирования не работают договорные отношения; сектор, как уже отмечалось, характеризуется крайней неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования, затратной системой тарифного регулирования предприятий-монополистов, большой и нерациональной энергоемкостью. Преобладание административной системы хозяйствования и неполное (в первую очередь бюджетное) финансирование лишают коммунальные предприятия стимулов к сокращению непроизводительных затрат.

Инвестиции в жилищно-коммунальный комплекс . С советских времен жилищно-коммунальное хозяйство развивалось за счет бюджетных средств. В настоящее время на политическом уровне декларируется необходимость привлечения частных инвестиций, но реально в отрасль по-прежнему привлекаются в небольшом количестве лишь бюджетные ресурсы.

Инвестиционный потенциал предприятий коммунального сектора, который может быть мобилизован в рамках действующей системы тарифного регулирования (амортизация, фонды капитальных ремонтов, прибыль) можно оценить в 60 млрд рублей в год (что численно соответствует приведенной выше оценке дефицита средств, то есть как раз этих денег в основном и нет). Но этих инвестиций было бы абсолютно недостаточно для качественного изменения состояния отрасли. Задача состоит в том, чтобы осуществляемые уже сегодня текущие платежи, покрывающие неэффективность комплекса, превратить в инвестиционные ресурсы. Это не требует повышения тарифов для потребителей, это задача повышения эффективности бизнеса в секторе. Но данный ресурс может быть задействован только при создании надлежащей системы мотивации - экономической заинтересованности в сокращении затрат.

Потенциальная инвестиционная привлекательность отрасли базируется на практически гарантированном сбыте продукции и на формализованных прозрачных правилах ценообразования (регулирования) монополий, что позволяет минимизировать риски инвестора. В России тарифное регулирование - пока что процесс стихийный и политизированный. Без решения этой проблемы частные инвестиции в отрасль невозможны. Даже по­сле того как указанные проблемы будут решены, потребуется определенное время на выстраивание эффективных схем взаимодействия с бизнесом (гарантийные агентства и т.п.). Согласно "оптимистичному" прогнозу Под программы реформирования и модернизации ЖКК в составе федераль­ной целевой программы "Жилище", эти процессы вряд ли начнутся ранее 2005 года.

Принципы организации работы предприятий коммунальной инфраструктуры. В мировой практике существуют три основные управленческие модели организации работы коммунального комплекса: немецкая (или североевропейская), французская и английская. В той или иной степени все они основаны на том, что коммунальная инфраструктура - это сфера ответственности местной власти.

В Германии муниципалитеты создают акционерные общества, который управляют водоканалами. Основные инженерные фонды входят в уставной капитал предприятия, то есть принадлежат уже не местным властям, а; предприятию. В таких АО либо 100 процентов собственности, либо контрольный пакет акций принадлежит муниципалитету. В чем достоинстве этой схемы? Возникает четкий механизм управления предприятием. Собственник через наблюдательный совет, через общепринятые рыночник институты обеспечивает управление своим имуществом.

Во французской модели инфраструктура остается в муниципальной собственности. Та же инженерная система водоснабжения принадлежит муниципалитету. А вот работать на водопроводно-канализационных сетях может любой частный оператор, выигравший конкурс. Муниципалитет формирует конкурентную среду в сфере управления своим имуществом, конкуренцию не на рынке, но за рынок.

Подведем некоторые итоги. Германская модель не дает то­го притока частных инвести­ций, который необходим сейчас нашему ЖКК. Она, конечно, отличается большей соци­альной направленностью и в качестве инвестиционного ресур­са ориентирована в первую оче­редь на бюджетные деньги, на устойчивое развитие в условиях высокого уровня бюджетной обеспеченности. А чем характеризуется наш коммунальный сектор? Прежде всего колоссальными потерями - тепла, воды и т.д., а так­же отсутствием бюджетных ресурсов. Перед нами стоит задача - вызвать у бизнеса интерес к сокращению потерь, создав механизмы превращения их в инвестиции. Потребители сегодня так или иначе оплачивают ушедшие из дырявых труб тепло и воду. Возможно организовать дело так, что биз­нес, реконструируя магистрали, модернизируя технологические процес­сы, будет сокращать потери, а население - некоторое время продолжать их оплачивать. Но это не выброшенные на ветер деньги, а возврат инвес­тиций тем, кто вложил их в развитие инфраструктуры. А это уже концессионные механизмы. Когда период регулирования закончится, появится возможность уменьшить размер оплаты этих услуг. Поэтому особый интерес для нас представляет французский опыт.

Естественная монополия в коммунальном секторе. В коммунальном секторе работает большое число организаций, занимающих монопольное положение на локальном рынке товаров и услуг. Поэтому, прежде чем анализировать практику работы монополий в коммунальном секторе, совершим небольшой экскурс в теорию монополии.

Основные признаки монополии. Федеральный закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" дает следующее определение: "Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

К естественной монополии в полной мере применима одна из основных характеристик обычной монополии, а именно: продавец обладает монопольной властью над рынком, если он имеет возможность повышать цену путем ограничения выпуска продукции. Далее, само по себе название "монополия" подразумевает, что на рынке находится единственный продавец. Чтобы "предотвратить" вхождение на рынок других фирм, в отрасли существуют барьеры входа на рынок. В случае обычной монополии это искусственные барьеры, создаваемые самим монополистом или государством, - патенты, лицензии, агрессивная ценовая политика и т.д. В случае естественной монополии барьеры входа часто являются "естественными". Например, как уже было сказано, вход на рынок водоснабжения ограничен колоссальными изначальными затратами, которые должна понести компания на постройку сетей, водозаборов и т.д. И наконец, продукт монополиста обычно плохозаменяем. Например, печки -"буржуйки" не являются идеальным замещением системы центрального отопления.

Естественная монополия обладает большинством признаков обычной монополии, за исключением одного. В ситуации естественной монополии производство одной фирмой всегда выгоднее производства двумя и более фирмами. Поэтому кривые средних и предельных долгосрочных издержек всегда убывают.

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного и коммунального хозяйства.

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:
- системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
- общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Еще одна проблема - неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих из них действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная, и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений для санитарной очистки сточных вод и сброса их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона в значительной мере зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.
Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции, независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

При планировании развития коммунальной инфраструктуры необходимо в качестве отправной точки этого процесса рассматривать планы градостроительного развития каждой отдельно взятой территории города. Именно на основании данных планов необходимо сформировать прогноз спроса на коммунальные ресурсы, который в дальнейшем ляжет в основу формирования программ развития строительства источников генерации (производства) коммунальных ресурсов, а также развития сетевого хозяйства систем коммунальной инфраструктуры /40/. Планирование развития всей совокупности данных систем на соответствующей территории должно осуществляться в соответствии с нормами градостроительного законодательства и законодательства в сфере регулирования тарифов (а вернее, даже производственной и инвестиционной деятельности) организаций коммунального комплекса. Планирование развития систем коммунальной инфраструктуры является частью плана реализации генплана и также состоит из двух этапов, определенных Федеральным законом №210-ФЗ от 30.12.2004г «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»

1) разработки и утверждения программы комплексного развития всех систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования;

2) подготовки и утверждения инвестиционных программ конкретных организаций коммунального комплекса, эксплуатирующих соответствующие системы коммунальной инфраструктуры в границах данного муниципального образования.

Реализация такого процесса на практике позволит решить проблему опережающего развития коммунальной инфраструктуры для нужд жилищного строительства.

Для обеспечения планирования развития систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании необходимо сделать определенные шаги.

Принципы формирования инвестиционных потребностей для развития коммунальной инфраструктуры с целью решения градостроительных задач

Для того чтобы определить наиболее эффективную систему развития коммунальной инфраструктуры необходимо ответить на ряд вопросов:

1 Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры

2 В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры

3 Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства

4 Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап

5 Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства

Ответы на эти вопросы позволяют получить основу модели развития коммунальной инфраструктуры /51/.

Кто несет ответственность за развитие коммунальной инфраструктуры. Согласно действующему законодательству ответственность за развитие коммунальных систем лежит на органах местного самоуправления. Развитие коммунальной инфраструктуры является ключевым аспектом городского развития. Если муниципалитет не несет ответственности за развитие коммунальной инфраструктуры, то он не может осуществлять программы по городскому развитию. Следовательно, все работы по расширению коммунальных систем для нужд новых пользователей должны находиться под контролем муниципалитетов /22/.

В чьей собственности должны находиться новые объекты коммунальной инфраструктуры.

Новые объекты коммунальной инфраструктуры могут находиться как в частной, так и в муниципальной собственности. Однако необходимо, чтобы развитие коммунальной инфраструктуры осуществлялось организацией коммунального комплекса, которая будет в дальнейшем эксплуатировать эти участки коммунальной инфраструктуры. Например, если электрические сети города находятся в частной собственности, то их развитие должна осуществлять компания, эксплуатирующая данные сети. Если сети строятся застройщиком и остаются в его собственности, то это создает дополнительные проблемы при эксплуатации данных систем.

Каковы основные этапы развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового строительства.

Для обеспечения объекта нового строительства коммунальными услугами необходимо решить три основные задачи:

строительство локальных (внутриплощадочных) инженерных сетей для подключения к инфраструктурным коммунальным системам;

инженерное обеспечение земельных участков под жилищное строительство необходимыми инфраструктурными коммуникациями (развитие магистральных и разводящих сетей для поставки ресурсов);

необходимое развитие и модернизация генерирующих мощностей для обеспечения ресурсами новых потребителей /23/.

Первая задача направлена на оборудование коммунальными объектами площадки застройки. Эти системы подключаются к инфраструктурным коммуникациям распределительным и магистральным сетям, по которым будут поставляться коммунальные ресурсы. Наконец, подключение новых пользователей может потребовать модернизации отдельных участков существующей коммунальной инфраструктуры (для повышения пропускной способности) и/или увеличения мощности (модернизация генерирующих мощностей, строительство новых водозаборов, очистных сооружений и т.д.).

Кто должен нести непосредственную ответственность за каждый этап?

Оптимальный с точки зрения сохранения целостности коммунальных систем способ распределений ответственности за решение трех основных задач развития и модернизации инфраструктуры для нужд нового строительства иллюстрирует таблица 1, а также собственности на вновь построенные объекты коммунальной инфраструктуры.

Таблица1-Распределение ответственности за развитие инфраструктуры

Как видно из таблицы 1, основным исполнителем является коммунальное предприятие. Собственность на новые объекты формируется в зависимости от сложившейся структуры собственности на объекты коммунальной инфраструктуры в данном муниципальном образовании. Застройщик через продажу квартир передает собственность на локальные сети жильцам. Для обслуживания этих сетей жильцы нанимают компанию по управлению жильем.

Каковы возможные источники финансирования развития коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства. Существует три основных источника финансирования вышеперечисленных задач:

1) оплата застройщиками (покупателями жилья);

2) оплата всеми потребителями через включение соответствующих расходов в тарифы на коммунальные услуги;

3) оплата за счет средств бюджетов различных уровней власти, прежде всего муниципального.

В первом случае оплата может производиться путем перекладывания всех расходов по развитию и модернизации коммунальной инфраструктуры для нужд нового жилищного строительства на застройщиков. Это может быть осуществлено путем включения стоимости развития инфраструктуры в стоимость земельного участка под застройку либо через перевод застройщиком отдельного платежа коммунальному предприятию или муниципалитету.

Во втором случае все расходы по развитию коммунальной инфраструктуры включаются в тариф на коммунальные услуги. Таким образом, стоимость развития полностью перекладывается на существующих потребителей.

В третьем случае осуществляется прямое бюджетное финансирование. В результате ни застройщики, ни существующие потребители не платят за развитие коммунальной инфраструктуры.

Привлеченные средства (кредиты, целевые инвестиции и т.д.) также являются источником финансирования. Однако их возврат в любом случае будет осуществлен через один из вышеперечисленных источников, и поэтому привлеченные средства не рассматриваются в качестве основного источника финансирования /46/.

Принципиально важно отметить «комплексность» программы. Дело в следующем.

Во-первых, возможны альтернативные варианты развития систем коммунальной инфраструктуры. Самый простой пример, который в действительности имел место в нескольких крупных городах России, - различные варианты обеспечения отопления и горячего водоснабжения. Для этих целей можно использовать централизованное теплоснабжение. А можно подвести к строящемуся дому газ и установить в каждой квартире автономное отопление. Ясно, что эти решения должны быть взаимосвязаны, иначе будет построено то, что никому не будет нужно /24/.

Во-вторых, взаимосвязана и работа отдельных систем коммунальной инфраструктуры. Для того чтобы работала котельная, необходимо, чтобы у нее было топливо. Значит, к ней ко времени завершения ее строительства нужно подвести газопровод. Для того чтобы вода двигалась по трубам, нужны насосные станции, которые потребляют электричество. Значит, строительство трубопроводов должно синхронизироваться со строительством линий электропередачи к насосным станциям. Для того чтобы обеспечить дом горячей водой, предприятие водоснабжения должно подготовить и доставить к дому воду, а предприятие теплоснабжения должно иметь в достаточном количестве тепловую энергию для того, чтобы эту воду сделать горячей.

Поэтому комплексность развития всех систем коммунальной инфраструктуры чрезвычайно важна. Таким образом, основной целью программы является комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования в соответствии с потребностями жилищного и промышленного строительства, а также модернизация оборудования и сетей организаций коммунального комплекса в целях повышения качества товаров (услуг), улучшения экологический ситуации. Для достижения поставленной цели программа должна предусматривать решение задачи по определению дополнительной нагрузки системы коммунальной инфраструктуры в результате строительства новых объектов недвижимости и реконструкции старых, и задач по развитию и модернизации систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения и объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Управление развитием коммунальной инфраструктуры - одна из важнейших функций органов местного самоуправления и органов государственной власти. Актуальной проблемой при реализации этой функции является расхождение планов по развитию коммунальной инфраструктуры с планами потребителей.

А.Б. Рыжов,

руководитель регионального центра общественного контроля ЖКХ Нижегородской области

В этой статье вы прочитаете:

  • Возможно ли совместить развитие коммунальной инфраструктуры и потребности потребителей
  • Какие трудности возникают у естественных государственных монополий
  • Как эффективно решить проблему развития коммунальной инфраструктуры, создав новую систему

Фьючерсные контракты на поставку ресурсов, а также ограничение сферы ответственности единых ресурсоснабжающих организаций утвержденными точками поставки позволят учитывать в планах развития коммунальной инфраструктуры реальные потребности поселений в энергоресурсах.

Как синхронизировать развитие коммунальной инфраструктуры и желания потребителей

Транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической, тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем коммунальной инфраструктуры относятся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, регулируемых Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях». В отраслевых федеральных законах «О водоснабжении и водоотведении», «О газоснабжении в Российской Федерации», «О теплоснабжении», «Об электроэнергетике» и подзаконных актах закреплена исключительная роль единой ресурсоснабжающей организации.

  • Федеральный закон о водоснабжении и водоотведении

В настоящее время выбор законодателя и органов исполнительной власти сделан в пользу совершенствования условий для деятельности единых инфраструктурных организаций. При этом рост тарифов жестко ограничивается в краткосрочных интересах потребителей. Правительством РФ утвержден план привлечения частных инвестиций в ЖКХ. В субъектах РФ реализуются соответствующие ему «дорожные карты». На основе «дорожных карт» утверждаются актуальные документы территориального планирования, схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Утверждены схемы развития газоснабжения и схемы развития электроэнергетики. В заключаемых на системы коммунальной инфраструктуры концессионных соглашениях устанавливаются целевые показатели деятельности концессионера.

Проблема в том, что частный инвестор может лишь сказать «да» или «нет» утвержденным планам. Если инвестор сказал «да» - он отвечает за достижение целевых показателей своими средствами. С точки зрения обеспечения ответственности оператора за достижение целевых показателей механизм концессии намного эффективнее, чем механизм прямых бюджетных инвестиций.

Однако, если серьезный, добросовестный концессионер не приходит, система не срабатывает. По существу, нужно будет заново перепланировать развитие инфраструктуры? Возможно, привлечение более компетентных проектировщиков решит проблему.

И с другой стороны, если концессионер найдется, но планирование было неудачным, он будет стараться изо всех сил, потеряет какие-то свои средства и все равно уйдет, то проблема управления эксплуатацией и развитием коммунальной инфраструктуры на данной территории останется нерешенной.

Трудности государственных естественных монополий

Сложность осуществления в короткие сроки точной инвентаризации миллионов объектов инфраструктуры, повсеместного качественного моделирования коммунальных систем понятна. И все же это, в принципе, реализуемые мероприятия в отличие от точного определения будущих потребностей потребителей.

Необходимость координации планов развития инфраструктуры и планов потребителей заново ставит вопрос об оптимальных пределах публичного управления инфраструктурной сферой и, с другой стороны, о допустимых пределах рыночной частной инициативы.

В частности, в сфере регулирования возникают вопросы.

Если мы определяем единую инфраструктурную организацию и законодательно создаем ей монопольные условия, то какие гарантии необходимой доходности на инвестируемый капитал мы должны ей предоставить и какие ограничения по ее рентабельности мы должны устанавливать?

Ответ на этот вопрос урегулирован законодательством, но практика весьма неоднозначна.

Пример

Законодательное регулирование

Согласно Основам ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 № 406, учитываемая при определении необходимой валовой выручки (НВВ) нормативная прибыль включает:

а) средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учетом предусмотренных Налоговым кодексом РФ особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам;

б) расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утвержденных инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтенных в стоимости таких мероприятий;

в) расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.

Величина нормативной прибыли не может превышать 7% суммы включаемых в НВВ расходов, указанных в подп. «а» - «ж» п. 38 Основ ценообразования.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5% включаемых в НВВ на очередной период регулирования расходов, указанных в подп. «а» - «ж» п. 38 Основ ценообразования.

Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации, являющейся государственным или муниципальным унитарным предприятием, по предложению этой гарантирующей организации устанавливается на более низком уровне.

Согласно ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Практика

Данные государственной статистики свидетельствуют, что фактическая рентабельность организаций коммунального комплекса варьируется в широком диапазоне.

Значительность доли убыточных организаций коммунального комплекса означает наличие рисков снижения надежности коммунальной инфраструктуры в соответствующих поселениях.

До какой степени публичные органы должны закрывать простор частной инициативе по реализации локальных объектов инфраструктуры, чтобы выполнить свои обязательства перед единой инфраструктурной организацией? Где заканчивается эффективная консолидация экономических ресурсов и начинается извлечение монопольной ренты?

  • Проблемы правового регулирования территориальной организации самоуправления

Речь идет о правовых и административных барьерах для частных инициатив в создании локальных объектов энергоснабжения, более выгодных местным потребителям, чем присоединение к сетям единой организации. Препятствия в реализации таких локальных проектов обосновываются опасностью снижения общественно полезного синергетического эффекта от использования всеми уже существующей единой системы инфраструктуры, а также снижением надежности снабжения потребителей.

При этом вопрос возникает к точности (а значит, и справедливости) определения степени общественной полезности реализации локального проекта. Потому что сейчас оценка происходит фактически исходя из того, насколько такие проекты противоречат интересам единой ресурсоснабжающей организации, общественно, безусловно, полезной и значимой.

Насколько нужно детализировать публичное планирование градостроительной деятельности, чтобы удовлетворить потребности единой инфраструктурной организации в информации, необходимой для приемлемого уровня эффективности инвестиций? Как обеспечить достоверность исходных данных для такого планирования?

Коммерческие организации - потребители коммунальных ресурсов - живут в динамичных условиях рыночной экономики. Структура и территориальное размещение жилищного фонда, социальной инфраструктуры также изменяются во времени. Объем потребления коммунальных ресурсов всеми указанными потребителями невозможно задать посредством планирования «сверху». Известное исключение составляет бюджетный сектор с утвержденными в соответствии с законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности показателями ежегодного снижения потребления энергоресурсов.

Пример

Согласно Требованиям к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 502, такие программы разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов на основании генеральных планов поселений, городских округов и включают мероприятия по строительству и реконструкции систем коммунальной инфраструктуры, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, программами в области обращения с отходами.

Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры должна включать, в частности:

  • план развития поселения, городского округа;
  • план прогнозируемой застройки и прогнозируемый спрос на коммунальные ресурсы на период действия генерального плана;
  • перечень мероприятий и целевых показателей, обосновывающие материалы.

Обосновывающие материалы включают, в частности:

  • обоснование прогнозируемого спроса на коммунальные ресурсы;
  • обоснование целевых показателей комплексного развития коммунальной инфраструктуры, а также мероприятий, входящих в план застройки поселения, городского округа;
  • обоснование использования в качестве источников финансирования инвестиционных проектов тарифов, платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры;
  • результаты оценки совокупного платежа граждан за коммунальные услуги на соответствие критериям доступности.

Данный пример иллюстрирует степень зависимости организации коммунального комплекса от утвержденного публичными органами управления плановых решений.

Современные методы информационного обеспечения позволяют собирать и обрабатывать очень большие объемы информации, вплоть до сведений о каждом потребителе. Вопрос, однако, состоит в отсутствии обязанности потребителей предоставлять информацию о планируемом на будущие периоды потреблении и, что более важно, экономической ответственности за соответствие потребления заранее представленным данным.

  • Информационно-расчетные центры ЖКХ о регулировани деятельности

Применение принципа «бери или плати» или аналогичных, в особенности в отношении населения, может быть воспринято обществом как нарушение баланса интересов в ущерб потребителям.

Более существенной проблемой долгосрочного планирования потребления является возможный уход потребителя с территории единой ресурсоснабжающей организации. При этом требование о выполнении обязательств потреблять ранее заявленный объем коммунального ресурса выполняться тем или иным способом не будет.

Должно ли государство обязать инфраструктурную организацию предоставлять некоторым категориям застройщиков технологическое присоединение на льготных условиях?

Тем более что присоединенная таким образом мощность используется лишь частично.

Пример

Представитель ПАО «Россети» так комментирует сложившуюся ситуацию: «Процесс технологического присоединения выстроен с несоразмерным перекосом в пользу потребителя. Заявка потребителя должна быть выполнена безусловно, в противном случае будут серьезные санкции ФАС. Для реализации заявок сооружаются новые трансформаторные мощности, которые, к сожалению, не всегда загружаются потребителем на 100% заявки. Тем более загрузка мала, если это присоединение было льготным. То есть причина появления новых незагруженных подстанций лежит в поведении потребителя, а не в плохом планировании сетевой организации».

Регулирование коммунальной отрасли преследует цели надежного снабжения потребителей энергоресурсами при достижении баланса экономических интересов производителей и потребителей. В парадигме централизованного планирования основным источником риска для достижения целей государственного и муниципального регулирования в сфере предоставления коммунальных ресурсов, включая реализацию программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, является возможная неточность планирования по причинам:

  • недобросовестности или некомпетентности проектировщиков;
  • отсутствия точных данных о планах потребителей;
  • возможности изменения планов потребителей в любой момент.

Неизбежная неточность планирования влечет неэффективность. Это порождает необходимость искусственного ограничения роста тарифов. А с другой стороны - ведет к запрещению сторонних локальных инициатив в целях сохранения выручки единой инфраструктурной организации. Более того, из необходимости компенсировать экономические потери монополий возникает необходимость не только в территориальной «привязке» потребителя к единой инфраструктурной организации, но и в юридическом закреплении обязанности потребителя оплачивать весь объем планируемого потребления.

На круглом столе «Перспективы развития рынка электрической энергии и мощности в современной экономической ситуации: вопросы нормативно-правового регулирования» в Совете Федерации представителями ПАО «Россети» были озвучены совершенно обоснованные предложения:

  • оплата услуги по передаче не потребленной, а заявленной мощности;
  • введение на розничном рынке по аналогии с оптовым штрафных санкций за неоплату услуг;
  • создание института «финансовых гарантий» для сетевых компаний;
  • введение симметричной ответственности гарантирующих поставщиков перед сетевыми компаниями и оптовым рынком;
  • допуск сетевых компаний к сбытовой деятельности;
  • повышение прозрачности системы тарифообразования.

Аналогичные меры целесообразно принимать и в других инфраструктурных отраслях. Как вариант, в логическом пределе «закрепощения» потребителя к его обязательствам потреблять в будущем заявленный им объем энергетических ресурсов должна последовать государственная или независимая регистрация подключенной к объектам капитального строительства мощности различных инфраструктур. Такая регистрация возможна в рамках введения сведений в ГИС ЖКХ либо включения данных об объеме потребления инфраструктурного ресурса объектом капитального строительства в качестве одного из атрибутов при государственной регистрации прав и обременений на недвижимое имущество. Заранее точно определенные и объем планового потребления, и необходимая валовая выручка позволят обеспечить прозрачность тарифообразования.

Однако такие меры будут непопулярны среди потребителей как неудобные. А с учетом накопленного «навеса» заниженных тарифов - и как невыгодные.

Что же делать с развитием коммунальной инфраструктуры?

Решением проблем может стать введение для всех потребителей долгосрочных обязательств поддерживать согласованный объем мощности. И установить не государственное, а «рыночное» регулирование этих отношений:

1. Создание рынка срочных контрактов. На нем потребители, желающие откорректировать объем подключенной мощности, продают и покупают объемы мощности в определенных точках поставки в будущие временные периоды - 2018 г., 2019 г., после 2030 г. и т. п. Падение цен на фьючерсы позволит инфраструктурной организации принимать решение о выкупе необходимого объема фьючерсов с последующей реконструкцией инфраструктурных объектов с целью снижения их незагруженной мощности. И наоборот, при высоких ценах на фьючерсы возможна эмиссия фьючерсов единой инфраструктурной организацией с одновременным строительством новых мощностей для соответствующих точек поставки.

2. Максимальная либерализация строительства инженерных сетей к точкам поставки: единой организации либо вообще независимых от систем единой организации. Цена присоединения и передачи ресурсов устанавливается договором.

Возможности новой системы управления коммунальной инфраструктурой

Новые принципы регулирования позволят сбалансировать интересы естественных монополий и потребителей их продукции.

Сфера деятельности единых инфраструктурных организаций и соответственно государственного планирования и регулирования будет ограничена сетью точек поставок.

Подключенная мощность будет оплачиваться потребителями - владельцами срочных контрактов на приобретение мощности, срок исполнения которых наступил. Цены срочных (фьючерсных) контрактов на приобретение мощности будут формироваться на рынке. И именно они станут для единой инфраструктурной организации сигналами о потребности в мощности в тех или иных точках поставки.

Эмиссия срочных контрактов единой инфраструктурной организацией позволит ей финансировать нужное рынку увеличение мощности в соответствующей точке поставки в нужное время. При этом строительство ненужной, не оплаченной потребителями мощности исключается.

Вне зон деятельности единой инфраструктурной организации локальные инфраструктурные объекты создаются без государственного регулирования цен.

Либерализация локальных проектов позволит эффективно решать такие важные местные задачи, как, например, создание ливневой канализации на отдельной улице, технологическое присоединение объекта или нескольких объектов капитального строительства к сетям, реконструкция сети, по которой осуществлено технологическое присоединение.

Плюс к тому, усовершенствованное государственное регулирование обеспечит невозможность появления новых бесхозяйных объектов локальной инфраструктуры.

Фьючерсы на поставку мощности в будущих периодах должны быть розданы существующим потребителям по единой методике, требующей всестороннего обсуждения и проработки в совокупности с правилами тарифообразования.

Срок поставки ресурса, на которую фьючерсы раздаются существующим потребителям бесплатно, будет важным параметром регулирования. Этот срок должен обеспечивать защиту имеющихся прав потребителей и в то же время создавать предпосылки для возможности привлечения инвестиций на строительство новой инфраструктуры или закрытие ненужных мощностей.

Застройщики и любые заинтересованные инвесторы вправе будут купить такие фьючерсы у эмитента. Вероятно, в зависимости от отрасли эмитентом может быть выбрано муниципальное образование или единая ресурсоснабжающая организация.

  • Закон о «прямых договорах» c ресурсоснабжающими организациями-2016

Замена точки поставки путем обмена фьючерсами между будущими потребителями и эмитентом позволит находить ценовой компромисс, обеспечивая обоснованность предлагаемых изменений в схему теплоснабжения «кровным рублем» договаривающихся сторон.

При удачном выборе модели рынка фьючерсы могут в перспективе стать надежным инструментом привлечения инвестиций в развитие коммунальной инфраструктуры. Притом в тех объемах, которые действительно отвечают интересам потребителей.

Это позволит оптимизировать совокупные общественные издержки на функционирование необходимой инфраструктуры.