Как рассчитать размер банковской гарантии по концессии. Концессионные соглашения: Новый взгляд

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 10. Условия концессионного соглашения. 1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);

2. Концессионное соглашение помимо предусмотренных частью 1 настоящей статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации и условиям конкурса условия, в том числе:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
2) порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;


7) обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг;
8) способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения;
3. В случае, если законодательством Российской Федерации предусмотрено финансирование предоставления товаров, работ, услуг гражданам и другим потребителям за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата таких товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей.
4. Правительство Российской Федерации утверждает типовые концессионные соглашения в отношении указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона отдельных объектов концессионных соглашений.
Комментарий к статье 10
В статье определены существенные условия концессионного соглашения и дополнительные условия концессионного соглашения.
1. Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия (существенные условия концессионного соглашения):
1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;
2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) срок действия концессионного соглашения;
4) состав и описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;
5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением);
6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;
7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.
2. Концессионное соглашение помимо предусмотренных ч. 1 комментируемой статьи существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству РФ и условиям конкурса на право заключения концессионного соглашения условия, в том числе:
1) объем производства товаров, выполнения работ, оказания услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
2) порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги и надбавок к ценам (тарифам) при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;
3) объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения;
4) срок сдачи в эксплуатацию созданного и (или) реконструированного объекта концессионного соглашения с установленными концессионным соглашением технико-экономическими показателями;
5) обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг на внутреннем рынке в течение срока, установленного концессионным соглашением;
6) обязательства концессионера по реализации производимых товаров, выполнению работ, оказанию услуг по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам);
7) обязательства концессионера по предоставлению потребителям установленных федеральными законами, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льгот, в том числе льгот по оплате товаров, работ, услуг;
8) способы обеспечения концессионером исполнения обязательств по концессионному соглашению, в том числе по страхованию риска утраты (гибели) или повреждения объекта концессионного соглашения;
9) обязательства концедента по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, расходов на использование (эксплуатацию) указанного объекта.
В соответствии с п. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться (способы обеспечения исполнения обязательств):
- неустойкой,
- залогом,
- удержанием имущества должника,
- поручительством,
- банковской гарантией,
- задатком,
- другими способами, предусмотренными законом или договором.
Недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства). Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом (см. п. п. 2, 3 ст. 329 ГК РФ).
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (ст. 330 ГК РФ).
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (ст. 331 ГК РФ). В комментируемой статье речь идет, однако, о законной неустойке.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (п. 1 ст. 332 ГК РФ). При этом размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает (п. 2 ст. 332 ГК РФ).
Уменьшение неустойки может быть осуществлено на основании ст. 333 ГК РФ, которая гласит:
"Если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Правила настоящей статьи не затрагивают права должника на уменьшение размера его ответственности на основании статьи 404 настоящего Кодекса и права кредитора на возмещение убытков в случаях, предусмотренных статьей 394 настоящего Кодекса".
В п. 1 ст. 404 определено, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению.
Важно подчеркнуть, что правила пункта 1 ст. 404 ГК РФ соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины (п. 2 ст. 404 ГК РФ).
Поручительство - одна из форм обеспечения исполнения обязательств.
По договору поручительства поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Договор поручительства может быть заключен также для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ст. 361 ГК РФ). Договор поручительства должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность договора поручительства (ст. 362 ГК РФ).
При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Поручитель отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником, если иное не предусмотрено договором поручительства. Лица, совместно давшие поручительство, отвечают перед кредитором солидарно, если иное не предусмотрено договором поручительства (ст. 363 ГК РФ).
Поручитель вправе выдвигать против требования кредитора возражения, которые мог бы представить должник, если иное не вытекает из договора поручительства. Поручитель не теряет право на эти возражения даже в том случае, если должник от них отказался или признал свой долг (ст. 364 ГК РФ). В ГК РФ определены:
1) права поручителя, исполнившего обязательство (ст. 365);
2) порядок извещения поручителя об исполнении обязательства должником (ст. 366);
3) основания прекращения поручительства (ст. 367).
Поручительство - один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов (сборов). В соответствии со ст. 74 НК РФ в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.
При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченного поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое лицо или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства в качестве меры по обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, применяются положения гражданского законодательства РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ о налогах и сборах.
Указанные правила применяются также в отношении поручительства при уплате сборов.
В силу банковской гарантии банк, иное кредитное учреждение или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате (ст. 368 ГК РФ).
Банковская гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его обязательства перед бенефициаром (основного обязательства). За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение (ст. 369 ГК РФ). Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит в отношениях между ними от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого она выдана, даже если в гарантии содержится ссылка на это обязательство (ст. 370 ГК РФ).
Если в банковской гарантии не предусмотрено иное, применяются следующие правила ГК РФ:
1) банковская гарантия не может быть отозвана гарантом (ст. 371 ГК РФ);
2) принадлежащее бенефициару по банковской гарантии право требования к гаранту не может быть передано другому лицу (ст. 372 ГК РФ);
3) банковская гарантия вступает в силу со дня ее выдачи (ст. 373 ГК РФ).
Требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту в письменной форме с приложением указанных в гарантии документов. В требовании или в приложении к нему бенефициар должен указать, в чем состоит нарушение принципалом основного обязательства, в обеспечение которого выдана гарантия. Требование бенефициара должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана (ст. 374 ГК РФ).
По получении требования бенефициара гарант должен без промедления уведомить об этом принципала и передать ему копии требования со всеми относящимися к нему документами. Гарант должен рассмотреть требование бенефициара с приложенными к нему документами в разумный срок и проявить разумную заботливость, чтобы установить, соответствуют ли это требование и приложенные к нему документы условиям гарантии (ст. 375 ГК РФ).
Гарант отказывает бенефициару в удовлетворении его требования, если это требование либо приложенные к нему документы не соответствуют условиям гарантии либо представлены гаранту по окончании определенного в гарантии срока.
Гарант должен немедленно уведомить бенефициара об отказе удовлетворить его требование. Если гаранту до удовлетворения требования бенефициара стало известно, что основное обязательство, обеспеченное банковской гарантией, полностью или в соответствующей части уже исполнено, прекратилось по иным основаниям либо недействительно, он должен немедленно сообщить об этом бенефициару и принципалу. Полученное гарантом после такого уведомления повторное требование бенефициара подлежит удовлетворению гарантом (ст. 376 ГК РФ).
Предусмотренное банковской гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой суммы, на которую выдана гарантия. Ответственность гаранта перед бенефициаром за невыполнение или ненадлежащее выполнение гарантом обязательства по гарантии не ограничивается суммой, на которую выдана гарантия, если в гарантии не предусмотрено иное (см. ст. 377 ГК РФ).
3. В случае если законодательством РФ предусмотрено финансирование предоставления товаров, работ, услуг гражданам и другим потребителям за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в полном объеме, концессионным соглашением не должна предусматриваться оплата таких товаров, работ, услуг за счет средств граждан и других потребителей.
Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность (см. ст. 6 БК РФ):
- федерального бюджета;
- бюджетов субъектов РФ;
- местных бюджетов;
- бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней (структура бюджетной системы РФ) (см. ст. 10 БК РФ):
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных БК РФ и иными федеральными законами.
Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации (см. ст. 16 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями (см. ст. 14 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.
Использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ.
В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов РФ в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам ведения субъектов РФ и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2 и 5 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", и расходных обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.
Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ (см. ст. 15 БК РФ в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ).
Таким образом, суммы, подлежащие перечислению залогодателю в порядке и очередности, которые определены статьей 61 Федерального закона об ипотеке, зачисляются в:
федеральный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является федеральное имущество;
региональный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является имуществом субъекта РФ;
местный бюджет, если предметом ипотеки, на который обращается взыскание, является имущество муниципального образования.
Бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих указанные правоотношения (см. п. 1 ст. 2 БК РФ).
4. Правительство РФ утверждает типовые концессионные соглашения в отношении указанных в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О концессионных соглашениях" отдельных объектов концессионных соглашений.

Закон №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в качестве одной из форм обеспечения исполнения соглашений с муниципальными или государственными структурами допускает использование безотзывных банковских гарантий (ББГ). Концессия - один из видов партнерства государства и частного бизнеса.

По соглашениям о концессии частные инвесторы (концессионеры) на свои средства возводят, ремонтируют, реконструируют, или иным образом создают какие-либо виды недвижимого или движимого имущества госзаказчиков (концедентов). Компенсация затраченных средств и получение прибыли производится при использовании концессионером имущества в течение согласованного срока.

По окончании срока соглашения о концессии частный инвестор обязан вернуть концеденту (государству или муниципалитету) имущество. Выбор концессионеров производится путем проведения тендера или конкурса.

Требования к ББГ

В соответствии со ст. 10 п. 6.1 №115-ФЗ гарантия надежного банка - один из видов обеспечения и защиты госзаказчиков от недобросовестных исполнителей. В конкурсных документах обязательно указываются требования к банкам, гарантии которых будут приняты в качестве обеспечений по концессионным соглашениям.

Конкурсная документация содержит требования:

  • к виду обеспечения соглашения;
  • к содержанию документов, которыми подтверждается обеспечение контракта;
  • к гарантиям, их содержанию, размеру, периоду действия.

В случаях, если соглашение о частных инвестициях в форме концессии заключается на объекты централизованного водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения, к виду обеспечения обязательств концессионеров и, соответственно, к банковским гарантиям предъявляют более строгие требования. В этом случае гарантии должны быть непередаваемыми безотзывными. В полном объеме требования к таким гарантиям приведены в №1188-ПП от 19.12.3013 г.

Банки

Требования к банкам-гарантам также изложены в №115-ФЗ и №495-ПП от 15.06.2009 г.

У банка должна быть действующая лицензия Центробанка РФ, он должен работать на рынке финансовых услуг не менее трех лет, иметь по итогам предшествующего года деятельности положительное заключение аудитора.

Наши предложения

Оформление банковских гарантий по №115-ФЗ для заключения концессионных соглашений имеет много нюансов и тонкостей. Несвоевременное предоставление гарантии освобождает госзаказчика от обязанности заключить соглашение. Чтобы быть уверенным в своевременности и легитимности банковской гарантии, ее соответствии условиям муниципальных и государственных структур обратитесь в «Гарант-Директ». Наши специалисты не только помогут вам быстро оформить гарантию для участия в конкурсе на заключение соглашения о концессии, но и дадут бесплатные консультации на всех этапах ее оформления.

Позвоните нашим специалистам или оформите заявку на сайте.

Читайте также

Банковская гарантия обеспечения контракта по 223-ФЗ

В настоящее время заказчики все чаще указывают наличие банковского поручительства по 223-ФЗ у поставщика в числе обязательных требований к участникам госзакупок.

Банковская гарантия для застройщика

Чтобы защитить права дольщиков при долевом строительстве жилья и иных объектов закон №214-ФЗ внесены поправки, предписывающие застройщикам предоставлять участникам строительства гарантии обеспечения обязательств по своевременной сдаче объекта в эксплуатацию. Одной из форм обеспечения обязательств застройщиков по 214-ФЗ является поручительство банка (гарантия).

Сама же банковская гарантия подразумевает участие в сделке сразу трех сторон:

  • г аранта;
  • п ринципала;
  • б енефициара.

БГ – это письменное обязательство, которое берет на себя гарант (банк, кредитная организация другого уровня или страховая компания), по которому он гарантирует выплатить бенефициару определенную сумму денег, в случае если принципал (клиент гаранта) не сможет выполнить свои обязательства перед бенефициаром (заказчиком в контракте) в полном объеме. При этом бенефициар и принципал являются заказчиком и исполнителем по основному договору поставки товаров работ или услуг, который и страхует банковская гарантия.

Добавим, что в роли принципала может выступать не только исполнитель по контракту, в том числе государственному или муниципальному. Обратиться в банк за получением БГ может даже физическое лицо, чтобы заручиться поддержкой гаранта при получении крупного кредита в другом банке. А потому банковскую гарантия нередко сравнивают с поручительством.

В настоящее время БГ используется в таких сферах экономики как госзаказ, кредитование, таможенное дело, внешнеэкономическая деятельность. Вообще, данный финансовый инструмент может понадобиться везде, где требуется гарантировать свои обязательства и подстраховаться на случай непредвиденных ситуации или при работе с новым и непроверенным контрагентом.

Кто может выдать банковскую гарантию – только организация, которая находится в специальном перечне на официальном сайте Министерства финансов. Связано это с тем, что банк, который занимается выдачей банковских гарантий, берет на себя определенные риски, а потому должен соответствовать правилам Центрального Банк РФ к финансовой устойчивости и иметь крупный собственный капитал.

Банковская гарантия – концессионное соглашение

Используется банковская гарантия и в качестве обеспечения исполнения концессионных соглашений в рамках Федерального закона 115-ФЗ между частными предприятиями и государством. Концессионное соглашение представляет собой сделку между частной компанией (концессионером) и государственной или муниципальной организацией (концедент), по которой первая сторона обязуется создать либо реконструировать имущество для второй.

Как правило, чтобы стать концессионером любой компании требуется выиграть тендер, при проведении которого заказчик и устанавливает требование о наличии банковской гарантии как финансового обеспечения обязательств концессионера. Такое условие вполне объяснимо, поскольку для исполнителя выгодно получить подобный контракт, однако во время его исполнения он может столкнуться с различными проблемами.

Ведь концессионное соглашение заключается, в том числе, и на реконструкцию, модернизацию и строительство систем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения. Это очень важные объекты инфраструктуры, нарушение работы которых приведет к пагубным последствиям для многих жителей города.

Именно поэтому, если победитель тендера (конкурса) не сможет своевременно предоставить банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения своих обязательств, заказчик имеет полное право отказаться от заключения с ним концессионного соглашения и выбрать другого исполнителя.

Кому может понадобиться банковская гарантия в рамках Федерального закона 115-ФЗ? Концессионером может стать любая частная компания, которая занимается ремонтом, строительством, реконструкцией, а также другими видами работ, связанными с созданием или восстановлением объектом недвижимого или движимого имущества. Однако если такая компания примет решение об участии в тендере на определение концессионера, то среди прочих условий ей придется заручиться поддержкой надежной кредитной организации и получить банковскую гарантию.

Мировое соглашение по банковской гарантии

Банковская гарантия – это своего рода страховка обязательств исполнителя по контракту. БГудобна тем, что исполнителю не приходится изымать крупные суммы денег из оборота и переводить их на длительное время заказчику. Последнему эти денежные средства, по сути, не нужны, ему нужно своевременное и полное исполнение обязательств поставщика. Однако случается и так, что заказчику приходится требовать у бенефициара исполнения своих обязательств.

Чаще всего БГ бывает безусловной и безотзывной, а потому банк поспорить с заказчиком не может. Но после исполнения своих обязательств он имеет полное право потребовать у своего клиента полностью возместить убытки. Для этого он может обратиться в суд или заключить с принципалом мировое соглашение на выгодных обеим сторонам условиях.

Кстати, существует и такое понятие как судебная банковская гарантия. Ее ответчик может использовать в качестве обеспечения иска, для того, чтобы не допустить ареста своих активов или имущества и продолжить деятельность. Однако банку придется выплатить банковскую гарантия, если ответчик заключит мировое соглашение, либо суд вынесет решение, по которому ему придется удовлетворить иск.

Для обеспечения исполнения концессионных соглашений с государственными и муниципальными заказчиками чаще всего используются банковские гарантии. В онлайн-сервисе TenderHelp предусмотрена возможность получения таких гарантий. Об особенностях гарантий по 115-ФЗ мы расскажем ниже.

Концессионные соглашения по 115-ФЗ

Концессия — одна из форм государственно-частного партнерства. В рамках концессионного соглашения инвестор (концессионер) на собственные средства реконструирует или создает имущество для государственного заказчика (концедента). Имущество может быть как движимым, так и недвижимым. Прибыль концессионер получает от временного владения имуществом и его эксплуатации. Срок эксплуатации имущества концессионером определяется условиями соглашения. После окончания этого срока права владения и использования имущества полностью переходят (возвращаются) к концеденту.

Концессионные соглашения между государственными (муниципальными) организациями и частными инвесторами регулируются 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 г. Концессионные соглашения заключаются по итогам закрытых или открытых конкурсов (ст. 21 115-ФЗ). Примерные соглашения концессии утверждаются правительством РФ (ст. 10 п. 4).

Банковские гарантии по 115-ФЗ

Для защиты заказчика от недобросовестных исполнителей законодательство предусматривает предоставление концессионером обеспечения. Один из возможных вариантов обеспечения — безотзывная банковская гарантия (ст. 10 п. 6.1). Требования к банкам, которые могут предоставлять гарантию по концессионным соглашениям, определяются постановлениями правительства и указываются в документах к конкурсу. В конкурсной документации и концессионном соглашении также прописывают:

  • Способ обеспечения исполнения контракта и требования к документам, подтверждающим обеспечение исполнения контракта.
  • Требования к банковской гарантии.
  • Размер банковской гарантии и сроки ее действия.

К банковским гарантиям для обеспечения концессионных соглашений для объектов централизованного тепло- и водоснабжения, водоотведения выдвигаются более строгие требования. Согласно ст. 10 п. 4.1 114-ФЗ, банковская гарантия в таких случаях должна быть непередаваемой. В Постановление Правительства № 1188 от 19.12.2013 г. приводится список дополнительных требований к банковским гарантиям исполнения концессионных соглашений для таких объектов.

Если победитель конкурса в оговоренные сроки не предоставляет обеспечение исполнения контракта, то заказчик не вправе подписывать с ним концессионное соглашение (ст. 36 п. 1 115-ФЗ).

Требования к банку-гаранту по 115-ФЗ

Список требований к банку-гаранту по 115-ФЗ приводится в Постановление Правительства N 495 от 15.06.2009 г. Банк может выдавать гарантии для обеспечения исполнения концессионных соглашений, если:

  • имеет действующую лицензию Центробанка РФ или соответствующую лицензию иностранного государства,
  • работает не менее 3 лет,
  • в наличии безусловно положительное аудиторское заключение за предшествующий год, где подтверждается достоверность финансовой отчетности согласно правилам ведения бухучета по законодательству РФ.

Получение банковских гарантий для заключения концессионных соглашений по 115-ФЗ в онлайн-сервисе TenderHelp

Онлайн-сервис TenderHelp - официальный сайт выдачи гарантий - позволяет быстро и без проблем получить банковскую гарантию для контрактов по 115-ФЗ. Для этого достаточно:

  1. Зарегистрироваться на сайте TenderHelp.
  2. Заполнить заявку данными, исходя из требований вашего концессионного соглашения.
  3. Прикрепить к заявке необходимый пакет документов.
  4. Отправить в банк заявку, подписанную УЭЦП.

Предложение от банка по выпуску банковской гарантии вы получите в срок от трех часов.

Банковская гарантия по 115 ВЗ

Чтобы не возникло разногласий при выполнении концессионных соглашений, которые складываются между государством и муниципальным (или частным) предприятием, была предусмотрена банковская гарантия по 115 ФЗ. Под концессионным соглашением следует понимать договор между государственным и частным органом, согласно которому последнее проводит работы по возведению или реконструкции имущества (движимого или недвижимого) за собственные средства. Затраты компенсируются за счет получения на определенный срок этого же имущества в собственную эксплуатацию.

Роль банка в банковской гарантии 115 ФЗ

К банкам также имеются определенные требования:

  • официальная лицензия ЦБ;
  • присутствие на рынке более 3 лет;
  • положительное аудиторское заключение за отчетный период прошлого года.

Нарушение банками 115 ФЗ практически невозможно, поскольку государство ведет контроль подобных дел. К тому же контракты в ключевых, важных для страны и населения, моментах подписываются только при условии, что банковская гарантия будет непередаваемой.

Банк и клиент подписывают соглашение с указанными в нем данными:

Это дает определенные гарантии того, что бенефициар в итоге получит деньги, независимо от степени выполнения контракта.

Документы для 115 ФЗ банк предоставляет во время проведения конкурса (открытого или закрытого), что дает возможность выбора.

Разрыв договора по ФЗ 115

Расторжение договора будет чревато рядом отрицательных последствий для всех сторон, берущих участие в подписании контракта, за исключением представителя государства. В дальнейшем поучаствовать в подобных мероприятиях таким компаниям будет сложно, ведь будет иметься негативный опыт сотрудничества.

Размер банковской гарантии на данный момент времени зависит от большого количества различных факторов. В первую очередь следует опираться на законодательство – по 44-ФЗ Федеральному закону она может соответствовать определенному параметру. Все основные моменты обязательно отражаются заключаемом договоре.

Принцип расчета

Принцип расчета максимальной БГ зависит от большого количества самых разных факторов. Процедура вычисления имеет множество разных нюансов. Чтобы избежать сложностей при вычислении, стоит заранее ознакомиться с процедурой расчета на специальном примере.

Обойдется сегодня рассматриваемого типа продукт относительно не дорого.

Вычисление производится по достаточно простой формуле:

(цена продажи × 5% × срок действия договоренностей)/365 дней + 5 тыс. рублей.

Как определяется цена и стоимость

Цена и стоимость БГ могут быть различными. Все нюансы фактическим сводятся к спросу и предложению. При этом рассматриваемый продукт каким-либо исключение из правил не является. Потому в первую очередь зависит от этих двух факторов. На данный момент на территории РФ множество различных компаний предлагают подобные услуги.

Цена на сам продукт может варьироваться в различных пределах. Определяет её сама фирма, какие-либо стандартные способы осуществления расчета попросту отсутствуют. В каждом случае компания, предлагающая БГ, самостоятельно оценивает свои услуги и силы. На процедуру вычисления стоимости/цены продукты влияет обширный перечень различных факторов.

Наиболее существенными, которые необходимо будет учитывать прежде всего, являются следующие:

  • размер (от суммы контракта);
  • присутствует или же отсутствует обеспечение.

Комиссионные отчисления в первую очередь зависят именно от типа БГ. Обычно она составляет от 2% до 11%. Данную характеристику всегда устанавливает предприятие, которая являются БГ в конкретном случае. Также на стоимость БГ оказывает существенное влияние предмет/срок действия.

Очень важным моментом является присутствие/отсутствие обеспечения по БГ. Сегодня банковское учреждение всегда заинтересовано в том, чтобы все выданные средства были возвращены. Начисление их бенефициарию будет иметь место в случае ненадлежащего исполнения контрактных условий. В случае отсутствия БГ стоимость услуги будет существенно увеличена.

Причиной тому является необходимость покрывать все риски. Также будет иметь место увеличенная комиссия. Чаще всего при отсутствия обеспечения БГ обойдется клиенту в два раза дороже, чем в альтернативном случае – при её наличии.

Именно поэтому стоит уделить вопросу пристальное внимание. Сегодня получение вознаграждения БК является более удобным, выгодным, чем ссуда.

Главной особенности БГ является полное отсутствие определенного значении ставки. Потому принципал (это одна и сторон взаимоотношений) имеет возможность оплатить полностью всю стоимость, необходимую для начисления компанией БГ.

Комиссия существенно различается в зависимости от самой сделки:

  • по крупным – больше;
  • по небольшим – меньше.

Участники подобных сделок могут использовать этот момент с максимальной выгодой для себя. Касается это юридических лиц, являющихся представителями бизнесам малого и среднего.

Размер банковской гарантии

Процесс определения стоимости БГ имеет большое количество самых разных сложностей. В первую очередь это касается именно ситуации, в которой требуется получение подобной услуги.

Можно выделить 3 основных момента:

  • от контракта;
  • по концессионным соглашениям;
  • для таможенного представителя;
  • для подтверждения контрактов.

Видео: Обеспечения заявок % от НМЦК

От суммы контракта

Фигурирующие в различного рода контрактах, порой являются достаточно существенными. Именно поэтому чтобы избежать большого количества самых разных проблем при невыполнении стоит использовать БГ.

В рассматриваемого типа случае возможно будет получение заказчиком определенной суммы денег в случае, если исполнитель заказа по какой-то причине не выполнит его, реализует не должным образом.

С 01.01.14 г. все БГ обязательно должны быть соответствующим образом отражены в специализированной государственном реестре. Если по какой-то причине такая БГ не включена в него – она не может быть использована для обеспечения по государственным контрактам.

В рассматриваемом случае БГзависит от следующих основных параметров:

  • срок устанавливается в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, а также Федеральным законом №223-ФЗ;
  • комиссия за выдачу будет составлять не менее, чем 3.5% в год;
  • обеспечением на случай не учета в процессе вычисления размера авансового платежа будет являться поручительство от бенефициаров.

Большая часть компаний, предлагающих подобного рода БК, работают как с государственными тендерами, так и с муниципальными.

По концессионным соглашениям

По концессионным соглашениям, заключаемым при реализации проектов самого разного типа, также может быть заключен договор по БГ.

Размер по таким соглашениям, в соответствии с Федеральным законом №115-ФЗ от 21.07.05 г., зависит от следующих моментов:

  • способ обеспечения выполнения всех условий, обязательств, отраженных в договоре;
  • величина самой концессионной платы;
  • в каком порядке будет осуществляться возмещение в случае досрочного прекращения действия рассматриваемого типа договора;
  • наличие определенного перечня обязательств концедента/концессионера по подготовке объектов для выполнения заказа;
  • полная величина выручки валового типа.

Для таможенного представления

Для таможенного представителя также возможно оформление продукта рассматриваемого типа. Подобное позволяет разрешить большое количество самых разных услуг.

БГ фактически является одной из альтернатив для юридических лиц, которые ведут свою деятельность в сфере таможни. БГ в таком случае представляет собой эффективный способ обеспечения уплаты платежей в сфере таможенного дела.

В данной сфере деятельности регулированием всех процессов занимается Министерство финансов РФ. Оно в каждом отдельном случае устанавливает максимальные допустимые лимиты, которые могут быть оформлены одной компанией.

Величина такого показателя зависит от:

  • размера собственных денежных средств;
  • норматива достаточности.

Обеспечение контрактов

БГ обеспечения контрактов зависит от множества различных факторов. Сегодня стоимость различного рода проектов, заказов, на которые заключается специальный контракт, зависит от большого количества самых разных факторов.

Именно поэтому с целью избежать всевозможных убытков необходима гарантия. Чаще всего используется БГ.

Важно помнить о наличии альтернативы – на счет заказчика перечисляется некоторое количество средств. В случае невыполнения, ненадлежащего исполнения заказа будет иметь место не возврат этих средств.

Фактически, они будут являются гарантией. Но БГ имеет более широкий функционал, множество достоинств.

Важно помнить о некоторых нюансах, связанных с подобными соглашениями:

  • БГ обязательно должна соответствовать всем требованиям федерального законодательства;
  • длительность действия данного продукта от банка должен составлять не менее, чем 2 месяца с момента окончания срока подачи самой заявки.

В рассматриваемом случае данная услуга должна быть обязательно безотзывной. При этом содержать следующие моменты:

  • все суммы, фигурирующие в договоренности, должны обязательно соответствовать параметрам в ч.3 ст.№44 Федерального закона №44-ФЗ;
  • в соответствии с договором за каждый день просрочки должна иметь место оплата просрочки в размере 0.1% от суммы, которая подлежит уплате.

Использование данного типа банковской услуги имеет большое количество нюансов и даже недостатков.

Но при этом позволяет увеличить вероятность надлежащего исполнения обязательства исполнителем, взявшегося за заказ или же обязанным осуществлять выполнение каких-либо других условий договоренностей. Перед заключением договора стоит пристально его изучить.

Механизм расчета стоимости на конкретном примере

Например, величина полной суммы заказа равна 12 000 000 рублей. Величина оплаты залога составляет 30% от данной суммы. Сам заказ реализуется всего за 12 месяцев.

Величина ставки по таким гарантиям может составлять от 2% до 10% от суммы заказа. Для вычисления среднюю величину проще всего установить среднюю величину. Она составит 6%.

Сама процедура определения процентов по гарантии такого типа осуществляется следующим образом:

12 000 000 × 30% × 6 × 1 = 216 000 рублей. Исходя из всего выше обозначенного, можно понять, что величина вычисляемой суммы будет не менее 216 000 рублей.

Учитывая величину стоимости самого заказа, цена является полностью адекватной. По аналогии возможно будет осуществить перерасчет.

При возникновении необходимости получения БГ необходимо будет обязательно избегать компаний, предлагающих оформить все за полчаса. В данной сфере действует множество мошенников. Потому стоит быть пристально внимательным.