Инвестиционный климат в регионе кратко. Совершенствование корпоративного управления. Из чего складывается рассматриваемое понятие

Инвестиционный климат - совокупность политических, социально-экономических и финансовых факторов, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска при вложении капитала. Инвестиционный климат зависит от соблюдения прав собственности, характера правового регулирования и налогообложения, функционирования финансового рынка и рынка труда, уровня коррупции и преступности.

Инвестиционный климат тяжело поддается количественной оценке. Он характеризуется как благоприятный или неблагоприятный. Анализ инвестиционного климата осуществляется прежде всего на качественном уровне.

Рассмотрим факторы, определяющие инвестиционный климат в стране.

Первый по значимости фактор, мотивирующий инвестировать, - это политический, определяющий допустимость инвестиционных вложений. Для инвестора важна политическая стабильность. Сдерживающими политическими факторами развития инвестиционных процессов могут стать:

  • недостаточная эффективность структур государственного аппарата на всех уровнях управления;
  • высокая степень коррупционности и преступности;
  • длительные сроки и усложненные процедуры согласования инвестиционных решений;
  • недостаточная прозрачность осуществления процедур принятия решений по согласованию.

Следующим по важности для инвестора является группа экономических факторов, которые определяют эффективность инвестиций. К ним относятся:

  • степень развития инфраструктурной среды;
  • налоговое, таможенное и валютное регулирование;
  • размер и состояние рынка, на которые рассчитаны инвестиции;
  • уровень инфляции в стране;
  • уровень процентной ставки по кредитам.

Другой не менее важной составляющей инвестиционного климата выступает группа социальных факторов:

  • структура доходов и расходов населения;
  • традиции, менталитет населения, деловая этика;
  • уровень квалификации кадров;
  • жизненный уровень населения страны.

Инвестиционный климат в стране определяет баланс инвестиционной привлекательности и инвестиционного риска в стране. Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион, страну. Риск - характеристика качественная. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической, криминальной ситуаций. При высоком инвестиционном риске показатели потенциала рынка и ресурсной обеспеченности экономики в качестве стимулов инвестиций и характеристик инвестиционного климата выходят на второй план.

Важным шагом в создании благоприятного инвестиционного климата и развитии инвестиционной активности стало принятие в июле 2005 г. двух федеральных законов.

Первый - Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". Целью принятия этого Закона является обеспечение притока инвестиций в сферы инфраструктуры и социальной жизни для объектов с большими первоначальными затратами и длительными сроками окупаемости. Главным экономическим смыслом концессионного соглашения является то, что концессионер освобождается от необходимости нести первоначальные затраты, связанные с приобретением объекта. Средства инвестора могут быть направлены на развитие, совершенствование, повышение доходности объекта, что позволяет ему покрыть плату за использование объекта и получать прибыль.

Другой важный закон - Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Особые экономические зоны - части территории Российской Федерации, на которых действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Во-первых, этот особый режим заключается в сокращении отчислений в социальные фонды до 14% фонда оплаты труда. Во-вторых, предоставляется режим свободной таможенной зоны, при котором иностранные товары размещаются и используются в пределах территории без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу с уплатой акцизов, по без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Важнейшей задачей инвестиционной политики является создание благоприятного институционального климата для инвесторов. В сентябре 2012 г. Президент России подписал указ, согласно которому деятельность федеральных министерств и администрации регионов будет оцениваться именно по улучшению инвестиционного климата. Критериями оценки станут показатели рейтинга Doing Business: открытие нового бизнеса, получение разрешений на строительство, подключение к электричеству, получение кредита, регистрация собственности, защита прав инвесторов, уплата налогов, трансграничная торговля, исполнение контрактов, осуществление процедуры банкротства.

В 2013 г. в международном инвестиционном рейтинге Doing Business, характеризующем удобство ведения бизнеса, Россия заняла 92-е место из 183 возможных, поднявшись на 19 мест со 111-го в 2012 г. В отличие от множества рейтингов, пытающихся дать количественную оценку качественным процессам, он строится не на экспертных оценках, а на учете фактически осуществляемых при ведении бизнеса процедур. В табл. 4.4 приводятся данные, характеризующие положение РФ в соответствующем рейтинге.

Таблица 4.4. Изменение положения Российской Федерации в рейтинге Всемирного Банка Doing Business 2013-2014 гг.

Показатели

% пунктов от передового рубежа

DB 2014

DB 2013

Изменение места

DB 2014

DB 2013

Регистрация предприятий

Получение разрешений на строительство

Подключение к системе электроснабжения

Регистрация собственности

Кредитование

Защита инвесторов

Налогообложение

Международная торговля

Обеспечение исполнения контрактов

Разрешение платежеспособности

В рейтинге страновых инвестиционных рисков, присвоенных журналом, Россия заняла 60-е место среди 187 исследуемых стран. По международному рейтингу конкурентоспособности, опубликованному группой Всемирного экономического форума, в 2010-2011 гг. Россия находилась по этому показателю на 63-м месте. Рейтинг учитывает таможенное и антимонопольное регулирование, защищенность инвесторов, возможности открытия и ведения бизнеса. В рейтинге восприятия коррупции Россия на 133-м месте из 174 возможных.

Действенность мер экономической политики но многом зависит также от качества общественных институтов. Роль государства при этом определяется нс только количественными характеристиками госрасходов или госсобственности, но и качеством государственного управления. Наряду с технологической модернизацией, России нужна и институциональная модернизация, направленная на обеспечение инновационного роста.

За годы подъема в отечественной экономике не была создана институциональная среда, способствующая повышению устойчивости экономического роста. Отсутствие прочной институциональной ткани снижает мультипликационные эффекты. Проблема модернизации экономики должна касаться не только обновления технологической базы, но и формирования рыночных институтов. Институциональная составляющая влияет на показатели экономического роста сильнее, чем качество экономической политики. Применяемые в России инструменты экономической политики ограничивают конкуренцию и не дают возможности для развития малого и среднего бизнеса.

Краткие выводы

Российская экономика в настоящий период исчерпала резервы роста за счет внешних источников, поэтому необходимо проведение структурных реформ, стимулирующих развитии национальной финансово-инвестиционной системы с опорой па внутренние источники. Это предполагает:

  • настройку инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в тесной увязке с задачами инвестиционной политики, направленной на расширенное воспроизводство и устойчивое развитие экономики;
  • стимулирование сбережений населения и предприятий, увеличение нормы накопления и сокращение разрыва между ними:
  • сокращение оттока из страны частного капитала, который не может найти применения внутри страны;
  • увеличение инвестиций в основной капитал, где износ основных фондов достиг критических размеров;
  • расширение денежного предложения и сокращение цены капитала, ориентированного на кредитование реального сектора экономики и осуществление реальных инвестиций;
  • улучшение инвестиционного климата за счет создания благоприятной институциональной среды, поскольку ее влияние па показатели экономического роста сильнее, чем качество экономической политики.

Для любой страны является инвестиционный климат, а также соотношение между иностранными и отечественными инвестициями. Если отечественные обеспечивают стабильный рост экономики, тогда иностранные вроде не нужны. Посмотрев с другой стороны, инвестиций своих у государства может и не хватать, тогда возникает необходимость в притоке капиталов иностранных инвесторов.

Чтобы инвесторы пришли в страну и начали вкладывать деньги в экономику, должен быть благоприятный инвестиционный климат, который определяется рисками, получаемыми от вложения денежных средств в экономику государства и определенного региона, а также возможность эффективного использования капитала.

У России есть множество возможностей привлечь иностранный капитал: огромные неограниченный серьезная научно-техническая база, низкая конкуренция российского бизнеса, перспектива развития экономики.

Но есть и факторы, которые сдерживают приток капитала в страну: неразвитая инфраструктура связи и транспорта, устаревшие производственные мощности, отстающий уровень развития сельского хозяйства, высокая коррупция. Это, конечно, понижает инвестиционный климат государства.

Все это к концу 90-х годов выразилось в 0,5%

Инвестиционный климат может быть благоприятным и неблагоприятным.

Благоприятный предполагает стабильную работу инвесторов, приток капитала в страну. Стабильную правовую базу и защиту капитала вкладчиков.

Неблагоприятный рискован для инвестора. Происходит инвестиционная деятельность стабильно уменьшается. Падает экономика страны.

Инвестиционный климат региона и страны учитывает все факторы для привлечения денежных средств на эту территорию. Их существует два типа:

Тип первый: показатели макроэкономические

Делается полный анализ ВВП всей страны, какое распределение бюджетных средств идет на конкретный регион, экономическая политика в стране, насколько стабильна национальная валюта, объем производимой продукции, насколько защищены права инвесторов и капитала, правовая база для инвестиций, насколько развит фондовый рынок.

Тип второй: показатели многофакторные

К ним следует отнести фактор биоклиматического потенциала, какие ресурсы есть в данном регионе, наличие энергетического потенциала и трудовых ресурсов, насколько развита инфраструктура и научно-техническое производство, экологическая обстановка в регионе. Фактор политики рассматривается тоже. Учитывается населения на этой территории, уровень заработной платы. Важным, во многом определяющим звеном является финансовый климат, профессионализм администрации региона, отношение к иностранному капиталу, соблюдение прав и свобод человека, состояние государственного и местного бюджета.

Правда, инвесторы не рассматривают показатели только одного инвестиционного климата, это всего лишь составляющая, которая учитывается перед тем как ввести капитал в регион или страну. Далее идет конкретный подход к отрасли для инвестиций. И здесь рассматриваются другие параметры.

Инвестиционный климат и его составляющие очень многогранны, и в каждом определенном случае учитываются разные показатели.

Также и рейтинг важен для инвесторов. Многие не могут сами провести анализ и глубокие исследования, в особенности это относится к другим странам. Для них рейтинговые агентства дают свою оценку, поэтому при повышении рейтинга страны всегда идет приток инвестиций.

Инвестиционный климат связан с установлением уровня требований к сфере хозяйственной жизни общества. Он должен создавать стимулы для производителя, обладающего ресурсами и коммерческим опытом, расширять свое дело и вкладывать в него чистые инвестиции. 1 Инвестиции должны стать привлекательными.

Инвестиционный климат не может существовать вне предпринимательского. Последний зависит от содержания кредитно-денежной, бюджетно-налоговой, таможенной политики; масштабов, форм и методов государственного вмешательства в экономику. При этом имеется ввиду, что экономическая политика государства может формировать ту хозяйственную среду, при которой предпринимательство было бы выгодным и безопасным. Содействие предпринимательству означает и стимулирование его разрастанию, а последнее возможно при благоприятном инвестиционном климате, сформированном в значительной мере именно государством.

Для России понятие «инвестиционный климат» относительно новое. В советском союзе инвестиционную деятельность осуществляло преимущественно само государство, реализуя свои интересы. Поэтому ему не требовалось применения стимулов инвестиционной деятельности предприятий. Это объясняет тот факт, что термин "инвестиционный климат" не был востребован.

Само понятие напрямую связанно с понятием «инвестиции». Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкие по содержанию к нашему термину "капитальные вложения", и "финансовые" (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно со статусом собственника, дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметом биржевой игры на рынке ценных бумаг. Часть портфельных инвестиций - вложения в акции предприятий различных отраслей материального производства - по своей природе ничем не отличаются от прямых инвестиций в производство.

Также инвестиционный климат тесно связан с инвестиционной политикой. Можно сказать, что инвестиционный климат является результатом инвестиционной политики. Задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

  1. Механизмы формирования благоприятного инвестиционного климата

Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий - предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность оных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.

Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.

Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.

Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.

Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.

Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.

Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики.

Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.

Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства. Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции.

Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.

Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценения капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.

По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя.

После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики. Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.

Таким образом, экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида - инвестиционного бизнеса.

Внутренние источники инвестирования.

Традиционно в России финансирование капитальных вложений осуществлялось в основном за счет внутренних источников. Можно предположить, что и в дальнейшем они будут играть решающую роль, несмотря на активизацию привлечения иностранного капитала.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства. Средства отдельных граждан - не единственный источник сбережений на будущее. Компания, располагающая свободными финансами, может направить их по различным путям инвестирования. Эта прибыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована или же положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своей прибыли. Правительство тоже может делать сбережения - в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление. При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, например, в инфраструктуре.

Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Уже было отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретение оборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъеме производительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своего текущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена не на потребление, а на инвестиции.

Чаще всего сберегатели (вкладчики) и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики и инвесторы связаны через финансового посредника. Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объем сбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национального дохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом, можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутренним сбережениям.

Когда страна входит в мировую финансовую систему, складывается не столь однозначная ситуация. Если некая российская компания желает сделать капиталовложение, она может занять необходимые средства как в российском, так и в зарубежном банке. Одним из источников инвестиций может быть прибыль. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия.

Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. Расширить возможности предприятий поможет решение о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое действует с 1 января 1993 года. Это должно послужить хорошим стимулом к усилению инвестиционной активности.

К внутренним инвестициям также относятся амортизационные отчисления. Амортизационные отчисления - это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материального носителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначально являющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия. Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которые изнашиваются в процессе использования при производстве товаров. В случае высокой инфляции амортизационные отчисления теряются. Тогда для самоинвестирования предприятия используют средства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, что отражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и их амортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличить источники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтому одной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности могла бы стать антиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовой стоимости основных средств. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационного фонда необходимо провести реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота амортизационного фонда. Также нужно распространить на амортизационный фонд законодательство о собственности и гарантировать права собственников капитала на определение судьбы амортизационного фонда. Усилить ответственность производства (менеджеров) предприятий за его сохранность и целевое использование; ввести налоговые и административные санкции против нецелевого применения и вывоза амортизационного фонда за пределы российской национальной территории. Эти меры помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие, помогут держаться производству на прежнем уровне.

В случае дефицита государственного бюджета нецелесообразно рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас ужесточился контроль над целевым использованием льготных кредитов. Для обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

Выделение государственных инвестиций для стимулирования развития опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение продовольственной и топливно-энергетической проблем;

Поддержание научно-производственного потенциала;

Выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности приостановить его падение собственными силами.

Критерии оценки инвестиционного климата страны .

Инвестиционный климат страны формируется политикой правительства под влиянием множества факторов, им созданных.

Все факторы делятся на две группы: направленные и ненаправленные. Под направленными факторами понимаются целенаправленные изменения инвестиционной политики правительства с целью изменить инвестиционный климат. Под нецеленаправленными следует понимать все остальные шаги правительства, учитываемые инвесторами. 2 Нецеленаправленное влияние политических факторов на инвестиционный климат происходит через определенные политические события, которые могут иметь как негативный, так и позитивный эффект.

В первом случае, говорят о дефектном политическом процессе (ДПП). Он характеризуется во-первых, слабостью государственной власти; во-вторых, высоким уровнем конфликтности, то есть отсутствием договоренности между ветвями государственной власти, Центром и периферией, между властью и населением, а также данным государством и зарубежьем (ближним или дальним); в-третьих, кризисностью; в-четвертых, наличием несовершенной законодательной базы, тормозящей социально-политическое и экономическое развитие; в-пятых, коррумпированностью государственных служащих; в-шестых, разрастанием бюрократического аппарата.

Все эти признаки устранимы, однако некоторые из них, такие, как слабость государственной власти, конфликтность, могут принять латентный характер вновь актуализироваться.

Состояние вышеперечисленных процессов формируют факторы инвестиционного климата. На оценку инвестиционного климата влияют следующие параметры:

– политическая стабильность и предсказуемость;

– компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

–макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

– качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

– качество банковской системы и других финансовых институтов;

–защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

– обязательность контрагентов по исполнению договоренностей;

– открытость экономики;

– уровень развития инфраструктуры;

– качество рабочей силы;

– уровень монополизации рынков, барьеры входы на рынок;

– уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции.

Из вышеперечисленных параметров видно, что основное значение для привлечения инвестиций играет степень демократизации общества, а также стабильность и предсказуемость политической системы.

Этим можно объяснить инвестиционную непривлекательность России в первые семь лет после падения советского союза. Нестабильная ситуация в стране наряду с криминогенной обстановкой и наличием конфликтов между ветвями власти создавали нестабильность. Иначе говоря, существовал политический риск для инвесторов.

Политический риск, в совокупности с экологическим, отраслевым, социально-экономическим и другими, образуют страновой риск.

Одной из методик для определения общего странового риска является цифровая система BERI, разработанная Гарвардской школой бизнеса. Система состоит из пятнадцати оценочных критериев, каждый из которых имеет свой удельный вес.

Установочными критериями являются:

1) политическая стабильность (удельный вес – 12);

2) отношение к иностранным инвестициям (6);

3)возможность национализации (6);

4) влияние девальвации (6);

5) состояние платежного баланса (6);

6) состояние экономического роста (10);

7) конвертируемость валюты (10);

8) уровень зарплаты и производительности труда (8);

9) возможности получения прибыли (8);

10) условия формирования уставного капитала (8);

11) уровень государственного регулирования инвестиций (4);

12) возможность реализации проекта (6);

13) возможность получения консультационных услуг (2);

14) состояние инфраструктуры (4);

15) возможность кооперирования в сфере производства (4)

Трижды в год независимая группа экспертов дает оценку 45 странам мира по системе BERI. Недостаток системы BERI состоит в том, что она не учитывает регионов страны и их особенностей.

Наряду с этой системой существуют различные рейтинговые оценки инвестиционного климата и странового риска, по которым легко можно провести сравнительный анализ. Такие оценки проводит ряд экономических журналов. В их числе “Multinational Business” (приложение к журналу “Economist”), “Fortune” (журнал американкой консультационной фирмы “Plan econ.”), “The Wall Street Journal Europe’s” и некоторые другие.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала, прежде всего иностранного.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими условиями для капитала, но важное значение имеют социальные и политические условия, в которых действует инвестор (забастовки, социальные волнения, угроза войны и т.д.).

Факторы инвестиционного климата

Важный фактор формирования инвестиционного климата — предоставление гарантий инвесторам. При нынешнем состоянии экономики соответствующие возможности государства резко ограничены. Однако с учетом острого дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов господдержка зарубежных инвесторов (разумеется, адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) безальтернативна. В этой связи, закон, о котором идет речь, предоставляет иностранным инвесторам такие гарантии, как: полная и безусловная защита их прав на инвестиции и интересов и условий на территории России; использование на этой территории и перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных доходов (естественно, после уплаты предусмотренных законодательством налогов и сборов).

К числу факторов формирования благоприятного инвестиционного климата относятся шаги по развитию соответствующей правовой базы. К этому следует добавить, что вступившая в действие первая часть Налогового кодекса РФ содержит положения, касающиеся обеспечения стабильности, прозрачности и предсказуемости налогообложения. Документом, в частности, предусмотрено, что акты законодательства о налогах (сборах) вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу (сбору), а федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов, а также акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги (сборы), вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия. Определено далее, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков, не имеют обратной силы, а акты, смягчающие его, имеют.

И все же инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным : объем иностранных инвестиций, как уже отмечалось, не отвечает потребностям страны, а иностранные инвесторы занимают выжидательную позицию. Каковы же основные факторы консервации неблагоприятного инвестиционного климата?

Прежде всего — это очевидное отсутствие результативной государственной инвестиционной политики, мизерность государственных гарантий. Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

Другой негативный фактор — поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Если государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность. В этой связи одна из важнейших, но не решенных пока задач госрегулирования — не допускать роста цен на продукцию и услуги естественных монополий и тем самым роста затрат в данной части издержек производства предприятий реального сектора.

Оценка инвестиционного климата

Можно говорить об инвестиционном климате в отрасли, регионе, стране, во всем мире .

Основа для оценки инвестиционного климата — соотношение риска и прибыли .

Инвестиционный климат может оцениваться с точки зрения разных категорий инвесторов — прямых, портфельных или кредиторов. При этом для всех этих основных категорий инвесторов существуют разные методики оценки инвестиционного климата. Количественная оценка (в баллах или по степеням) инвестиционного климата по той или иной методике называется инвестиционным рейтингом.

Корпоративный инвестиционный рейтинг

Определяет привлекательность компаний с точки зрения покупателей их ценных бумаг. Гак. американское рейтинговое агентство Standard & Poor"s присвоило к середине 2004 г. такие рейтинги 74 российским компаниям и организациям.

Отраслевой инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью отрасли. Так, российская экспертно-аналитическая группа ЭКСПАНС оценивает рейтинг различных отраслей российской экономики для российских кредиторов. На основе примерно 20 показателей (каждый из них, во-первых, оценивается по балльной шкале и, во-вторых, имеет разный удельный вес в общем наборе показателей) выводится итоговый показатель инвестиционной привлекательности каждой крупной российской отрасли (ее инвестиционный рейтинг) на ближайшие 3-5 лет.

Региональный инвестиционный климат

Определяется инвестиционной привлекательностью региона. В России рейтинговое агентство «Эксперт РА» при журнале «Эксперт» ежегодно определяет рейтинг каждого российского региона с точки зрения прямого инвестора (как зарубежного, так и российского). Этот рейтинг складывается из соотношения интегрального инвестиционного риска и интегрального инвестиционного потенциала этого региона.

Интегральный инвестиционный риск, который характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, складывается из семи видов (показателей) риска: законодательный, политический, социальный, экономический, финансовый, криминальный, экологический. По каждому виду риска среднероссийский уровень принимается за единицу и региону выставляется показатель больше, равный или меньше этой единицы. Суммируя показатели риска (а они весят по-разному), можно получить в итоге средневзвешенную величину — интегральный инвестиционный риск данного региона. Так, по итогам 2001-2002 гг. наилучший показатель был у Новгородской области, Москвы, Московской области, Ярославской области. Белгородской области, Орловской области. Ненецкого автономно го округа и Санкт-Петербурга (соответственно 0,739, 0,741, 0,785, 0,7S5, 0,807, 0,826, 0,848 и 0,852), а наихудший — у Таймырского автономного округа, Ингушетии, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 1,929, 2,081, 2,375 и 13,364).

Интегральный инвестиционный потенциал, который учитывает основные макроэкономические характеристики региона, насыщенность его территории факторами производства, потребительский спрос и другие характеристики, составляется из восьми отдельных потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, природно-ресурсный. Каждый из восьми частных потенциалов, в свою очередь, характеризуется целой группой показателей. В итоге можно рассчитать удельный вес региона в каждом отдельном потенциале всей России. Если суммировать эти значения, то можно получить интегральный инвестиционный потенциал региона, который равен доле этого региона в суммарном инвестиционном потенциале всех 89 российских регионов. Так, в 2001-2002 гг. наибольший инвестиционный потенциал был у Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Свердловской области (соответственно 18,289%, 5,662%, 4,648%, 2,675% и 2,586% от всего инвестиционного потенциала России), а наименьший — у Агинского Бурятского автономного округа, Корякского автономного округа и Чечни (соответственно 0,060%, 0,055%, 0,031%).

Сопоставляя интегральные показатели инвестиционного риска и инвестиционного потенциала, журнал разбивает все регионы России на 12 групп:

  • группу регионов с максимальным потенциалом и минимальным риском (рейтинг 1А), группу с высоким потенциалом и умеренным риском (рейтинг 1В), группу с высоким потенциалом и высоким риском (рейтинг 1С);
  • три группы со средним потенциалом и минимальным, умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги 2Л, 2В, 2С); одну группу с низким потенциалом и минимальным риском (рейтинг ЗА);
  • две группы с пониженным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги (3В1 и ЗС1);
  • две группы с незначительным потенциалом и умеренным и высоким риском (соответственно рейтинги ЗВ2 и ЗС2);
  • группу с низким потенциалом и экстремальным риском (ЗД).

По результатам 2001-2002 гг. в группу с рейтингом 1А вошли только Москва и Московская область, в группе 2А не оказалось ни одною региона, в группу ЗА вошли Новгородская и Ярославская области, в группу 1В — Сан кг-Петербург, Свердловская область и Ханты-Мансийский автономный округ, а в группу ЗД — Ингушетия, Чечня, Таймырский и Корякский автономные округа.

Страновой инвестиционный климат (инвестиционный климат в стране)

Из кредитных рейтингов, рассчитываемых для отдельных стран (так называемых суверенных рейтингов), наиболее известны в мире рейтинги агентств Moody"s, Standart and Poor"s (S&P), Fitch- IBCA, Dun & Bradstreet и рейтинговых агентств британской газеты «Financial Times» и британского журнала «Еиготопеу». Так, Moody"s присваивает странам (а также их компаниям, если они заказали у этого агентства исследование на определение своею рейтинга как заемщика) один из 19 рейтингов, начиная с высшего Ааа и далее по нисходящей Aal, Аа2, АаЗ, Al, А2, A3, Baa1, Ваа2, ВааЗ, которые считаются приемлемыми для осуществления инвестиций, и кончая Ba1, Ва2, ВаЗ, B1, В2, ВЗ, Саа, Са, С, которые считаются неприемлемыми для осуществления инвестиций. Схожую методику использует S&P в рамках своего суверенного рейтинга, т.е. по странам и территориям, присваивая им 23 кредитных рейтинга от AAA, АА+, АА, AAU-, А+, А, А — до многочисленных рейтингов с буквой В и кончая рейтингами ССС+, ССС, ССС-, СС, С, С1, Д. По данным этого агентства, на середину 2004 г. суверенные рейтинги России и Казахстана были на уровне ВВВ-, Украины, В+, т.е. несколько ниже.

В сфере прямых инвестиций весьма известен рейтинг агентства Business Environment Risk Intelligence (BERI), используемый в первую очередь прямыми инвесторами. Этот рейтинг рассчитывается сотней экспертов трижды в год для 50 стран на текущий момент, на год и на пять лет вперед. Рассчитываемые для каждой страны 57 показателей группируются в три составных индекса (рейтинга) — операционного риска (риска операций), политического риска и риска репатриации прибылей и капитала. Итоговый индекс (рейтинг) страны является среднеарифметическим из всех трех вышеописанных индексов. В 2001 г. итоговый индекс для России на предстоящие 12 месяцев составил 42 балла, на предстоящие пять ле г — 44 балла. Из девяти уровней инвестиционной привлекательности в этом итоговом индексе это третий снизу уровень — ЗВ, на котором находились также Украина, Пакистан, Индонезия.

Схожую методику использует группа PRS. Она оценивает инвестиционный климат большинства стран мира и даже групп стран по 22 показателям, сводя их вЗ индекса (политический, финансовый, экономический) и затем — в итоговый составной индекс, максимальная оценка которого может составлять 100 баллов. На декабрь 2001 г. итоговый составной индекс но всему миру составил в среднем 69,1 балла, в том числе у развитых странах — 83,7, из них США — 79,1, Япония — 84,3, страны зоны евро — 83,8 балла. У России итоговый индекс составил 69,5 балла, Украины — 66,8, Казахстана — 72,0, Польши — 75,3, Китая — 74,3 и Индии — 65,3 балла.

Не менее известен рейтинг для прямых инвестиций компании А.Т. Kearney (называемый FDI Confidence Index) no 60 странам мира. Он составляется на основе опросов руководителей 1000 самых крупных компаний мира об их намерениях инвестировать в ту или иную страну в ближайшие один — три года. Вероятность инвестирования они оценивают от 0 до 3 (наивысший балл). По данным на сентябрь 2002 г., у России этот индекс составил 0,99, Польши -1,15, Китая — 1,99 (наивысший среди всех стран), Индии — 1,05 балла.

Среди страновых рейтингов есть и весьма узкие, нацеленные на оценку только некоторых элементов инвестиционного климата в стране или же преследующие другие цели, но их данные можно использовать потенциальным инвесторам. Так, международная общественная организация, борющаяся с коррупцией в мире, — Transparency International оценивает уровень коррупции в различных странах по 10-балльной системе, присвоив в 2003 г. России 2,7 балла, Азербайджану, Грузии, Таджикистану — 1,8, Украине — 2,3, Казахстану и Узбекистану — 2,4, Индии — 2,8, Армении — 3,0, Китаю — 3,4, Польше — 3,6, Бразилии — 3,9, Белоруссии — 4,2, Южной Корее — 4,3, Эстонии — 5,5, Японии — 7,0, США — 7,5, Германии — 7,7, Финляндии — 9,7. Институт международного управления оценивает 50 стран мира по индексу конкурентоспособности (его максимальная величина составляет 100 балов), который в 2001 г. составлял у России 34,57 балла, Польши — 32,01, Китая — 49,53, Индии — 40,41, Бразилии — 49,66, Японии — 57,52, Германии — 74,04, США — 100,00.

Мировой инвестиционный климат

Для прямых инвесторов определяется прежде всего перспективами роста мировой экономики, а для портфельных инвесторов и кредиторов — прежде всего перспективами мирового рынка капитала. Низкие темпы роста мировой экономики обычно тормозят рост всех стран — ее участниц и тем самым уменьшают их привлекательность для прямых иностранных инвесторов, а состояние мирового рынка капитала ощутимо регулирует размеры притока в страну портфельного и ссудного капитала и оттока из страны такого капитала.

Инвестиционный климат — совокупность сложившихся в какой-либо стране политических, социально-культурных, финансово-экономических и правовых условий, определяющих качество предпринимательской инфраструктуры, эффективность инвестирования и степень возможных рисков при вложении капитала.

Инвестиционный климат определяется прежде всего экономическими факторами:

  • природными условиями, в том числе запасами полезных ископаемых;
  • уровнем квалификации и величиной средней заработной платы трудящихся;
  • состоянием экономической конъюнктуры;
  • емкостью внутреннего рынка и возможностью реализации товаров на внешнем рынке;
  • состоянием ;
  • уровнем налогообложения;
  • развитием производственной и социальной инфраструктуры;
  • политикой государства по отношению к иностранному капиталу, наличием закрытых для него отраслей и регионов и льготных условий в других отраслях и регионах.

Кроме экономических факторов при оценке инвестиционного климата учитывается политическая ситуация в стране: политическая стабильность, угроза крупных социальных конфликтов, состояние преступности и др.

Роль инвестиционного климата определяется селективностью инвестиций, которая в свою очередь связана с тем, что практически всегда складывается в пользу продуцента – потребности в свободных превышают возможности их накопления. Капитал, как правило, направляется в зоны высокой прибыльности, устойчивой ликвидности и безопасности. При этом инвесторы прежде всего учитывают степень возможных как вероятность недостижения или неполного достижения целей вложения.

Для определения инвестиционных рисков используются методы постадийной оценки, расчета критических точек, корректировки параметров, вероятностной оценки, анализа чувствительности и др.

К факторам, способствующим притоку инвестиций (благоприятный инвестиционный климат ), относятся:

  • высокий потенциал внутреннего рынка;
  • высокая норма прибыли;
  • низкий уровень конкуренции;
  • стабильная ;
  • низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);
  • эффективная поддержка государства.

Факторы, препятствующие развитию инвестиционной активности (неблагоприятный инвестиционный климат ), включают:

  • политическую нестабильность в стране;
  • социальную напряженность (этнические и религиозные беспорядки, забастовки, коррупция, войны мафиозных структур, бюрократия, снижение уровня жизни большей части общества);
  • неблагоприятные макроэкономические показатели (отрицательная динамика экономического развития, высокий , внутреннего и внешнего долгов, дефицит );
  • неразвитость законодательства, регулирующего инвестиционную сферу и инвестиционную инфраструктуру в целом;
  • высокие ;
  • неблагоприятную для производителя .

Особое место среди факторов инвестиционной привлекательности занимает правовая стабильность, которая в законодательстве многих стран фиксируется как оговорка о неприменении в течение определенного времени вновь вводимых законодательных актов, ограничивающих права субъектов инвестиционной деятельности или ухудшающих условия их деятельности по отношению к существовавшим на начальный период условиям.

Возможности привлечения объективно связаны с инвестиционным климатом в стране, субъективно – с инвестиционным имиджем, складывающимся под воздействием не только реальных процессов развития предпринимательства, но и проводимых внутри страны и на международной арене целевых акций поощрения или ограничения притока иностранных инвестиций.

Инвестиционный климат регулируется государством путем:

  1. развития ресурсного потенциала, рыночной инфраструктуры, нормативно-правовой базы;
  2. принятия специальных мер государственной поддержки и защиты инвесторов (гарантии, и др.).

Разработаны методы количественной оценки качества инвестиционного климата. Для стран с нестабильной (переходной) экономикой и развивающихся стран используется, в частности, метод «Бeри-индекса» (BERI — Business Environment Risk Intelligence S.A.) – синтетического показателя, представляющего собой сумму баллов экспертных оценок индикативных факторов, определяющих отдельные стороны инвестиционного климата. По результатам расчетов осуществляется ранжирование стран, что учитывается при принятии инвестиционных решений.