Характеристика элементов финансовой системы рф. Финансы и финансовая деятельность государства

Центральное место в финансовой политике государства занимает бюджетная политика.
Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.
В мировой практике бюджеты государства разрабатываются, утверждаются и исполняются для достижения определенных целей в развитии бюджетной сферы, т. е. обеспечения тех видов деятельности, которые финансируются за счет бюджетных средств.
Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике.
Бюджетная политика - это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.
С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика предполагает:
- определение целей и задач в области бюджетов;
- разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
- выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- управление бюджетным процессом;
- организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.
Целями бюджетной политики являются:
- законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;
- реализацию прав самостоятельно принимать каждым органом власти на соответствующем уровне решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;
- бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;
- сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;
- контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
- реалистичности, т. е. исключения ошибок в прогнозировании социально- экономического развития;
- ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
- жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
- усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
В современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной политики являются:
- повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
- стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;
- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;
- стабилизация работы сектора экономики как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
- централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
- погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
- реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;
- принятие мер по перечислению дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т. д.
Бюджетная политика главным образом проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.
На протяжении ряда лет бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая осуществлялась по следующим направлениям:
- создание олигархического слоя собственников, воплощающих оперативную тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;
- приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет.
Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);
- либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;
- привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;
- реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.
Все вышеизложенные начинания решались реформаторами перестройки без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения предметов ведения и учета реального бюджетного потенциала.
Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:
- подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;
- устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;
- сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;
- расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между социальными группами населения;
- зависимость территориальных образований от центра (территориальных бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.
Разрешение сложившейся ситуации потребовало изменения курса в бюджетной политике. Современное социально-экономическое состояние общества и территорий свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в разрешении ряда проблем в бюджетной сфере.
Анализ состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоять следующие:
- сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
- оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
- обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
- усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
- повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
- усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
- оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.
Оптимизировать структуры статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктуризовать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.
Неопределение названных критериев предполагает движение к сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и политики государства в целом.
Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.
Совершенствование налоговой системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:
- обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;
- сокращение сроков просроченной задолженности;
- усиление финансового контроля;
- изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;
- введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;
- изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.
Низкий уровень сбора налогов объясняется сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.
Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Совершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
- стабильность доходов от реального сектора экономики;
- пропорциональность роста доходов и расходов;
- динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
- соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;
- наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
- доля расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики.
При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в
структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.


Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, и, что самое главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Построение бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система представляет собой основанную на экономических и юридических нормах совокупности бюджетов, существующих на территории страны.
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА - выраженная в денежных суммах роспись доходов, поступающих в распоряжение органов государственной власти, и производимых ими расходов. Бюджет государства -центральное звено финансовой системы страны. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики и решения общегосударственных социальных задач, таких, например, как обеспечение населения общественными товарами и услугами, перераспределение доходов, стабилизация экономики. Общественные товары и услуги - дороги, пожарная охрана. правоохранительные службы, национальная оборона, общественные школы и клиники - служат большому числу людей и не могут быть произведены в рамках частного предпринимательства. Правительственные программы борьбы с бедностью предусматривают перераспределение доходов людей, с избытком зарабатывающих себе на жизнь, в пользу бедных слоев населения.
Программы по стабилизации экономики направлены на нейтрализацию колебаний деловой активности в обществе. Все эти задачи не могут быть решены без соответствующего финансового обеспечения. Поэтому государство аккумулирует определенную сумму денежных средств (доходы государственного бюджета), а затем распределяет их по целевому назначению (расходы бюджета государства). Основными источниками доходов бюджета являются различного вида налоги: подоходный налог с граждан, налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины и др.
В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений оказывается недостаточно для покрытия расходов правительства, последнее прибегает к займам государственным, также составляющим доходную статью государственного бюджета. Важной статьей расходов бюджета государства являются правительственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средств связи, оплата услуг врачей, педагогов, пожарных, судей, полицейских, покупка оружия для национальной обороны. Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков. определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий ветеранам войны и т.д.
Кроме того. к расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу. Таким образом, государственный бюджет является финансовым планом. сопоставляющим ожидаемые доходы и расходы. Когда последние равны между собой, бюджет называется сбалансированным. Когда доходы превышают расходы, эта разница, является положительным сальдо. Когда бюджетные расходы больше доходов, то разница называется отрицательным сальдо, или бюджетным дефицитом.
Особенность бюджетов всех уровней – последовательное прохождение постоянно обновляющихся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном бюджете на следующий период времени.
Все стадии бюджетного процесса регламентируются процессуальными нормами бюджетного права. Таким образом, с юридической точки зрения бюджетный процесс представляет собой регламентированную нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и управления по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов. В связи с тем что каждый бюджет действует в течении одного года, все стадии бюджетного процесса повторяются ежегодно.
Следует заметить, что современные рамки бюджетного года в разных странах не одинаковы. Так, в США, Италии, Бразилии, Австралии и некоторых других государствах бюджетный год начинается с 1 июля и заканчивается 30 июля. Также например в Японии с 1 апреля по 31 марта, а во Франции как и в России с 1 января по 31 декабря. Как видно, общий закономерности здесь нет и в каждом случае начало бюджетного года обусловлено особенностями исторического и социального развития той или иной страны.
Бюджетный процесс в Российской Федерации выражает важнейшие черты, присущие бюджету государства: единство, полнота охвата всех доходов и расходов, реальность, публичность и гласность при рассмотрении и исполнении всех видов бюджетов, входящих в бюджетную систему.
Современный бюджетный процесс в развитых странах включает следующие стадии прохождения бюджета: составление, рассмотрение, утверждение и исполнение. Каждая из стадий урегулирована правом и обусловлена традициями бюджетного процесса страны.
Бюджетный процесс охватывает довольно большой период времени, в некоторых странах он почти в три раза превышает бюджетный год и общая его продолжительность составляет около трех лет.
Составление бюджета (ст.16 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса РФ») возложено на главу государственного управления (или исполнительной власти). Конкретно данную работу во всех странах выполняют министерства финансов (в Англии – казначейства, в США – административное и финансовое управление). Составление бюджета начинается в определенные сроки (в большинстве стран они устанавливаются актами парламента и являются постоянными).
Основные положения формирования бюджетов установлены Конституцией Российской Федерации.
На основе Российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства Российской Федерации: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов. Характерны и другие принципы, такие как, распределения полномочий в бюджетном праве основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей.
Всем без исключения стадиям бюджетного права свойственен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам, а расходов – по целевому их направлению. В настоящее время в процессе формирования и исполнения бюджетов произошли изменения: появились расходы, производимые на возрастной основе, предусмотрена консолидация в бюджете отдельных целевых и отраслевых внебюджетных фондов и т.д.
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий и т.д. С другой стороны в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку она является юридическим актом, лежащим в основе составления и использования бюджетов.
Также бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Центральное место в финансовой

системе любого государства занимает

государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.

Государственный бюджет дает реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами.

Задачи бюджета:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Осуществление социальной политики государства;

Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств

Функции бюджета:

Распределительная и перераспределительная.

Посредством бюджета производится межтерриториальное и межотраслевое перераспределение национального дохода

Регулирующая.

При помощи данной функции регулируются социальные и экономические процессы в стране, т.е. государство способно ускорять или сдерживать темпы производства, инфляции, изменять структуру спроса и предложения.

Контрольная.

Предполагает наличие возможности и обязанности государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетная классификация доходов и расходов

Для составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ используется бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа бюджетов разных регионов, разного уровня и

Согласно Бюджетному Кодексу (гл. 4) бюджетная классификация включает:

- Классификацию доходов;

- Функциональную классификацию расходов;

- Экономическую классификацию расходов;

- Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию источников внешнего финансирования дефицитов бюджета;

- Классификацию видов государственного внутреннего долга;

- Классификацию видов государственного внешнего долга;

- Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Доход бюджета

Доходы федерального бюджета, поступающие в 2006 году, формируются за счет:

1) федеральных налогов, сборов - в соответствии с

нормативами, установленными Бюджетным кодексом РФ (гл.7, статья 50):

- Налога на добавленную стоимость;

- Налога на акцизы;

- Единый социальный налог - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (6%);

- Налог на прибыль организаций - по ставке, зачисляемой в Федеральный бюджет (18%);

- Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

- Государственная пошлина.

Доходы бюджета (продолжение)

2) неналоговых доходов - в соответствии с

нормативами отчислений согласно приложению 2 к Федеральному закону «О бюджете»:

- доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%;

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 100%;

- платежи при пользовании природными ресурсами -100%;

- доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства - 100%;

- доходы от продажи материальных и нематериальных активов – 100%;

- штрафы, санкции, возмещение ущерба - 100%;

- прочие неналоговые доходы - 100%.

Доходы бюджета (продолжение)

3) федеральных налогов и сборов (в части погашения

задолженности прошлых лет по отдельным видам налогов, а также в части погашения задолженности по отмененным налогам и сборам) - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложению 3 к Федеральному закону «О бюджете».

В доходах федерального бюджета, помимо выше перечисленных, также учитывается прибыль Банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - по нормативам, установленным федеральными законами.

Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

В финансовой системе Российской Федерации в последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическими и политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР, изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местного самоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появились новые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннего строения, взаимодействия между собой.

  • -- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
  • -- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) фонды;
  • -- финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
  • -- имущественное и личное страхование;
  • -- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности.

Развитие финансовой системы Российской Федерации на современном этапе связано с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться различные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Ликвидирована государственная монополия на имущественное и личное страхование, банковский кредит. Финансовая система приобретает черты, присущие рыночным отношениям в экономике, происходит формирование финансовых институтов на уровне местного самоуправления, органы которого согласно Конституции РФ (ст. 12) не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем для финансовой системы России характерны специфические особенности, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с ними государственный или местный бюджет -- денежный фонд общего назначения.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такие денежные фонды необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местного самоуправления.

Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физических лиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе через внутренний и внешний кредит.

Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды -- новое звено финансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. При формировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства. Появились и другие внебюджетные целевые фонды, в том числе на основании актов Правительства РФ. Они образуются как за счет обязательных платежей юридических и физических лиц, так и за счет поступлений на добровольной основе. В установленных Законодательством случаях в них могут направляться и бюджетные средства. В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее эффективное и целесообразное использование.

Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективного использования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) в бюджетную систему части этих фондов. Так, с 1995 г. в федеральном бюджете консолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы с преступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своей обособленности в форме целевых бюджетных фондов.

Финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства как обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующих субъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционируют финансы предприятий, организаций и учреждений. Это звено финансовой Системы подразделяется на финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими организациями являются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечение прибыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних» лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения ими своих функций.

Финансы предприятий -- исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. В своем материальном выражении -- это обособленные денежные фонды различного назначения, создаваемые на каждом конкретном предприятии и используемые для развития производства и социальных нужд его работников. Финансы предприятий органически связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, что создает возможности их действенного влияния на данные процессы, обеспечивая эффективность производства. Кризисные условия экономики такие возможности резко ограничивают или затрудняют их использование.

Особое место занимают финансы совместных предприятий, создаваемые на основе сотрудничества и объединения средств отечественных и иностранных хозяйственных организаций. Такие предприятия имеют имущество, находящееся в общем распоряжении партнеров, что распространяется и на денежные фонды. Доля средств, приходящаяся на российского партнера, вливается в общий объем финансовых ресурсов страны.

Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других хозяйствующих субъектов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и другие организации, оказывающие услуги, осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения, по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников государственной налоговой службы и т.д.).

В связи с переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения по своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.

Различают две формы кредита:

  • а) государственный и муниципальный;
  • б) банковский.

Под государственным кредитом принято понимать отношения, посредством которых образуется государственный долг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др. При этом в качестве источника кредитных ресурсов широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки.

Государственный долг может быть внутренним (порядок его образования и погашения урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (кредит) различным субъектам в целях их финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т.д. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора.

В таких же формах осуществляется и муниципальный кредит. На этом уровне также образуется муниципальный долг путем заимствования средств органами местного самоуправления. В свою очередь органы местного самоуправления могут предоставлять находящиеся в их ведении средства во временное пользование.

Банковский кредит -- это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора, во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов главным образом хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике сфера, круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширились. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являющихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности. Однако резкое обострение системного кризиса экономики России в 1998 г. проявилось, в частности, в параличе банковской системы, сокращении числа банков, что вызвало принятие мер по усилению роли государственного регулирования деятельности банков, направленных на их оздоровление. Они явились составной частью мер по стабилизации социально-экономического положения в стране, включая меры по оздоровлению государственных финансов в целом.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т.е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции. Экономические связи стран СНГ, сохранившиеся и развивающиеся после распада Союза ССР, в сфере финансов осуществляются на основе заключения соответствующих договоров и соглашений. Существуют финансовые отношения и с другими зарубежными странами. Все они являются предметом международного финансового права.

1. Государственный бюджет и его роль в финансовой системе 3

2. Состав ВВП: чистый внутренний продукт, национальный доход, личинный доход, располагаемый доход 14

Литература 20

1. Государственный бюджет и его роль в финансовой системе

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

Бюджет – это необходимый атрибут государства и основа его суверенитета. Посредством бюджета образуются денежные фонды соответствующего государственного образования, которые обеспечивают выполнение задач общего для них значения, создают финансовую основу для осуществления функций органов государственной власти.

В материальном аспекте государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении соответствующего органа власти. Материальное содержание бюджета подвижно, постоянно меняется объем концентрируемых в нем денежных средств, виды поступлений в него, направления расходов и т.п.

Бюджет – совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общих задач государственных образований и выполнения функций соответствующих органов власти.

Согласно Бюджетному кодексу (ст. 6) – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства.

Роль бюджета в том, что он создает финансовую базу функционирования государства, выполнения им своих задач.

Сконцентрированные в бюджете средства предназначены для осуществления государственной социально-экономической политики, обеспечения обороны и безопасности страны. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти, утверждается государственным собранием и имеет силу закона.

Функции бюджета:

· перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта,

· государственное регулирование и стимулирование экономики,

· финансовое обеспечение социальной экономики,

· контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Как главная форма бюджетного планирования бюджет – регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и использованию центрального бюджета.

Бюджетный процесс охватывает четыре стадии бюджетной деятельности:

· составление проекта,

· рассмотрение и утверждение бюджета,

· исполнение бюджета,

· составление отчета об исполнении бюджета.

1. Составление проекта бюджета осуществляется исполнительными органами власти. Составлению бюджета предшествует разработка планов-прогнозов развития территорий и целевых программ, на базе которых составляется сводный финансовый баланс. Непосредственная работа по составлению проекта бюджета ложится на Министерство финансов. Составленный и подготовленный (согласованный) проект бюджета до 1 сентября вносится на рассмотрение в Государственную Думу.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета происходит в законодательном органе – парламенте России. Государственная Дума рассматривает бюджет в нескольких чтениях. Закон о бюджете считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты. В случае отклонения Закона о бюджете Советом Федерации обе палаты создают согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

3. Исполнение бюджета происходит после утверждения бюджета законодательными органами и подписи федерального бюджета президентом. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации. Исполнением бюджета, его доходной части, занимается Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, налоговая инспекция. Эти органы осуществляют сбор налогов и предоставляют необходимую информацию в казначейство.

4. Составление отчета об исполнении бюджета возложено на Министерство финансов и его финансовые органы, налоговую инспекцию. Эти организации отправляют отчеты в соответствующие органы власти.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга частей:

· Доходная часть, которая показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов.

· Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются:

1. прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог на добавленную стоимость,

2. государственные займы - осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 % ,

3. эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег - этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

· спад общественного производства,

· завышенные расходы на реализации принятых социальных программ,

· увеличение затрат на оборону,

· рост теневого сектора экономики,

· рост предельных издержек общественного производства,

· массовый выпуск «пустых» денег.

Особое значение из перечисленных выше причин имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется.

Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной (легальной) лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени».

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет от 10 до 30 %. Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для развития приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания «финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета - это государственные займы и ужесточения налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, - это собственное производство денег, или «сеньораж» (печатанье денег).

Однако «сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег (это слишком явно связано с усилением инфляции). В настоящее время этот процесс реализуется посредством создания резервов коммерческих банков. Следует заметить, что эти операции должны иметь незначительный размер, тогда особо пагубных последствий они не несут. Но, если правительство чрезмерно полагается на механизм «сеньоража» как средство оплаты своих расходов, то количество денег, находящихся в обращении, будет расти слишком быстро (в соответствии с мультипликатором денежного предложения), порождая тем самым рост инфляции. Казалось бы, избежать этих отрицательных последствий легко: ФРС может отказаться от покупки казначейских векселей и тем самым не помогать Казначейству. Однако практика показывает, что при достижении бюджетным дефицитом определенного критического уровня, его дальнейший рост принимает взрывоопасный характер, и никакие меры фискальной политики уже не способны остановить этот процесс.