Экономика общественного сектора и экономика сектора общественного управления. Их границы. Общественный сектор экономики. Для иностранных студентов

  • 2.1. Эффективность распределения ресурсов и благ по критерию Парето.
  • Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора.
  • 3.1. Общественный выбор. Теорема о невозможности.
  • 3.2. Функции общественного благосостояния.
  • Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах.
  • 4.1. История и масштабы развития общественного сектора в развитых странах. Концепция «эффективного государства»
  • 4.2. Различия в уровне развития общественного сектора и его модели.
  • Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России.
  • 5.1. Необходимость и проблемы трансформации общественного сектора в переходной экономике России.
  • 5.2. Доля общественного сектора в современной экономике России.
  • Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора.
  • 6.1. Субъекты, объекты управления общественным сектором.
  • 6.2. Принципы и методы управления общественным сектором
  • 6.3. Особенности финансирования в общественном секторе.
  • Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора.
  • 7.1. Доходы государства и современные принципы их формирования.
  • 7.2. Государственные расходы на общественный сектор.
  • Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора.
  • 8.1. Теория экономики города.
  • 8.2. Муниципальное образование и муниципальная собственность.
  • 8.3. Структура и функции местного бюджета.
  • Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора.
  • 9.1. Понятие и причины существования естественной монополии.
  • 9.2. Государственное регулирование естественных монополий.
  • Тема 10. Экономика общественного сектора и проблема бедности.
  • 10.3. Распределение доходов и социально-экономическое развитие.
  • Тема 11. Труд в экономике общественного сектора.
  • 11.1. Особенности функционирования труда в общественном секторе в России.
  • 11.2. Переход на новую систему оплаты труда в России.
  • Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства.
  • 12.1. Жкх как отрасль общественного сектора.
  • 12.1. Цель и задачи реформирования жкх в России.
  • 14.3. Анализ показателей развития жкх за годы реформ.
  • Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора.
  • 13.1. Образование и наука как отрасли экономики общественного сектора.
  • 13.2. Состояние и предпосылки преобразований в сфере образования в России.
  • 13.3. Доля образования в экономике общественного сектора и ввп России и в других странах.
  • Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения.
  • 14.1. Здравоохранение как элемент социальной инфраструктуры, его место и роль в общественном производстве
  • 14. 2. Особенности медицинских услуг и роль государства в их предоставлении.
  • Тема 15. Социальное страхование и социальная помощь.
  • 15.1. Сущность социального страхования и его виды.
  • 15.2. Проблемы формирования в России современной системы социального страхования.
  • Тема 16. Впк и его место в экономике общественного сектора.
  • 16.1. Сущность впк как части единого народнохозяйственного комплекса и его роль.
  • 16. 2. Отраслевая структура современного впк России.
  • 644046, Г. Омск, пр. Маркса, 35
  • Министерство путей сообщения Российской Федерации

    Омский государственный университет путей сообщения

    _______________________

    Е.А. Ломова

    ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА

    Конспект лекций

    ББК 45.78.я 86

    Ломова Е.А. Экономика общественоого сектора: Конспект лекций/ Е.А. Ломова; Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. 60 с.

    В данном конспекте лекций излагается экономическая теория общественного сектора, в том числе институциональных изъянов рынка и государства, теория общественного выбора, проблемы эффективности государственного сектора экономики, раскрывается теория и практика общественных финансов.

    Предназначен для студентов 2-го, 3-го курсов экономических специальностей.

    Библиогр.: 49 назв.

    Рецензенты:

    Введение………………………………………………………………..…

    Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

    Тема 2. Теория общественного благосостояния и место в ней экономики общественного сектора

    Тема 3. Роль государства в формировании и развитии экономики общественного сектора

    Тема 4. Роль и значение экономики общественного сектора в зарубежных странах

    Тема 5. Структура экономики общественного сектора в России

    Тема 6. Механизм управления экономики общественного сектора

    Тема 7. Государственные доходы и экономика общественного сектора

    Тема 8. Муниципальная экономика общественного сектора

    Тема 9. Роль естественных монополий в функционировании экономики общественного сектора

    Тема 10. ЭОС и проблема бедности

    Тема 11. Труд в экономике общественного сектора

    Тема 12. Проблемы развития жилищно-коммунального хозяйства

    Тема 13. Сфера образования и науки в экономике общественного сектора

    Тема 14. Реформирование и развитие здравоохранения

    Тема 15. Социальное страхование и социальная помощь

    Тема 16. ВПК и его место в экономике общественного сектора.

    Библиографический список……………………………….………….…

    ВВЕДЕНИЕ

    В конспекте лекций излагаются важнейшие проблемы неотъемлемой части современной экономической теории – теории общественного сектора, в частности теории благосостояния, общественных благ и общественного выбора, общественных финансов. Вместе с тем в рамках курса большое внимание уделяется и прикладным аспектам экономики эффективного государства и его финансов.

    Цель данного конспекта лекций – изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, описание особенностей его функционирования в переходной экономике России. Теоретический анализ особенностей функционирования общественного сектора в условиях переходной экономики представляет собой новую и во многом неисследованную проблему. Кроме того, для того, чтобы сформировать эффективный механизм функционирования общественного сектора в переходной экономике, необходимо изучать опыт рыночных экономик и возможности его использования в развитии общественного сектора, который возник в административно – командной системе и который во многом унаследовал ее недостатки. Все это делает предлагаемый конспект лекций важным и актуальным для подготовки экономистов.

    Важнейшей предпосылкой освоения этого курса является изучение курса экономической теории – главным образом микроэкономики и теории переходной экономики. Предполагается, что студент, начавший изучение курса «Экономика общественного сектора», знаком со многими понятиями и концепциями микроэкономики, в частности с такими, как теория спроса, теория предложения, теория потребительского поведения, теория поведения производителя (теория фирмы), модели рынков, концепция недостатков (институциональных изъяны) рыночной экономики, сущность переходной экономики, содержание и направления рыночных преобразований в переходной экономике.

    Тема 1. Необходимость, сущность, функции экономики общественного сектора

    1. 1. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Сущность и виды общественных благ.

    Экономическая теория выделяет несколько недостатков рыночного механизма в рамках теории экономической эффективности. Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

    К основным сбоям рыночного механизма относятся:

      возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции;

      проблема производства общественных благ

      наличие внешних, или побочных эффектов

      проблема ассиметричной информации

      неполные рынки

      макроэкономическая нестабильность

      неравенство в распределении ресурсов и доходов.

    Проблема производства общественных благ – одна из важнейших причин необходимости корректирования рыночного механизма. Общественные блага - блага, потребление которых доступно одновременно многим людям, обладают свойством неисключаемости и несоперничества в потреблении.

    Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества. Они встречаются редко. Пример – национальная оборона.

    Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом. Их большинство. Пример – концерт, исполняемый в зале.

    В чем здесь неэффективность рынка? Дело в том, что существует потребность в общественных благах, но платежеспособный спрос и предложение этих благ рынок не формирует. Никто не хочет платить за это благо, считая, что и без него обойдутся. Значит, никто его не производит. Это проблема безбилетного проезда или «Фритредерства». Решая эту проблему, государство может принять решение о производстве общественных благ на государственных предприятиях или привлечь частных производителей через систему госзакупок. Для этого оно должно получит средства от общества через систему общих и местных налогов.

    1.2. Понятие и причины существования общественного сектора в экономике

    Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.

    Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.

    Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

    Некоммерческий сектор экономики (третий сектор) включает в себя разнообразные некоммерческие общественные организации, выполняющие функции как государственного, так и частного сектора с использованием нерыночных принципов распределения ресурсов.

    Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.

    Определяя предмет экономики общественного сектора , необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.

    Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.

    Главные проблемы смешанной экономики :

      найти оптимальной соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики

      определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику

    Важнейшие направления экономической деятельности государства:

      обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей

      устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма

      осуществление государственной экономической политики

    UDK 330.3
    BBK 65.201

    In the article the author reviews the evolution of theoretical ideas about the content of the public economic sector, analyses its structures and functions in brief. On the basis of economic dividing into sectors the author identifies such terms as state sector - public sector - budget sector. The author also describes those definitions, points out the urgency of understanding of the public sector as an exponent of welfare of a certain territory. Conditions for effective realization of budgetary reforms by state power bodies of the RF subjects are determined as well.

    Keywords: бюджетная реформа , public economic sector , functions of the public sector , evolution of theoretical concepts .

    Реализуемые сегодня публично-правовыми образованиями Российской Федерации бюджетные реформы в соответствии с требованиями Федерального закона «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ, предполагают: расширение сети бюджетных учреждений, рост производства социальных и общеэкономических услуг, повышение их качества, а также стабилизацию роли государственного сектора как главного производителя общественных благ . Перечисленные факторы являются, пожалуй, основным стимулом появления концепции «эффективного государства», предусматривающей смещение акцента с количественного аспекта в деятельности государства к качественному и возникновению проблемы эффективного удовлетворения потребностей населения. Все это, в свою очередь, усиливает значимость исследований формирования и развития роли общественного сектора экономики, главной целью которого является производство и распределение общественных благ, удовлетворение потребностей населения государства.

    Становление общественного сектора экономики обусловлено также развитием социально-экономических отношений и неспособностью многих организаций оказывать социальные услуги на частной основе.

    В современной научной среде не дается однозначного толкования понятия общественного сектора, не существует четко обозначенных субъектов и объектов управления в лице общественного сектора, отсутствует достаточное теоретическое осмысление данного явления. Все это позволяет автору в рамках данного исследования предложить собственный подход к определению понятия общественного сектора.

    Зачастую многие исследователи отмечают, что теория экономики общественного сектора берет свое начало в трудах Платона и Аристотеля. Они впервые затрагивают идеи справедливости распределения общественных благ и удовлетворения человеческих потребностей, что собственно является одним из определяющих принципов современного общественного сектора. Так, Платон в работе «Государство» рассуждает о необходимости общественных благ, благодаря которым обеспечивается благосостояние человека и общества, а Аристотель создает собственную теорию государства, в которой выделяет «хорошие» и «дурные» формы управления государством, определяющие ориентированность власти на удовлетворение человеческих потребностей .

    Но фактически зарождение экономики общественного сектора происходит в середине XVIII века благодаря английскому экономисту Дэвиду Юму. Именно он предложил понятие «общественных благ», указывая на существование таких услуг, производство которых не приносит прибыли, но может быть полезно для общества в целом. Позже «отец» экономики Адам Смит отметит необходимость предоставления монархом (фактически государством) некоторых благ (например, оборона, образование бедных слоев населения и т.д.), прибыль от реализации которых не покрывает затраченных при их производстве ресурсов в частном секторе . А Джон Стюарт Милль укажет на возможность удовлетворения индивидуальных потребностей в условиях коллективных действий («природа некоторых благ требует общественного наблюдения»), тем самым он объяснит свойства публичного блага .

    Данные теоретические воззрения совместно с развитием теоретических знаний в области микроэкономических процессов определили появление концепций, обосновывающих формирование и последующее становление теории общественного сектора экономики. Автор представит этапы развития теоретических концепций становления общественного сектора экономики, приведет основные положения данных экономических теорий и выделит механизмы, с помощью которых осуществляется функционирование общественного сектора в период господствующей концепции.

    Таблица 1. Эволюция теоретических концепций становления общественного сектора экономики

    Наименование теории

    Представители

    Инструменты общественного сектора

    Теория провалов рынка

    Дж. М. Кейнс,

    к. XIX - н. XX в.в.

    Повышение роли общественных отноше-ний в экономиической жизни.

    На первом месте - проблемы обществен-ного контроля и регулирования.

    Общественный сектор как система удовлет-ворение совместных потребностей людей.

    1.Свободный (конкурентный) рынок — система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие само-произвольно, без вмешательства внешних сил.

    2.Централизованный механизм приня-тия решений.

    Теория общественного благосостояния

    А.Пигу, В.Парето, А.Бергсон, Э.Линдаль

    20-30-е годы XX в.

    Общественный сектор экономики формируется, когда государство начинает заниматься перераспределением доходов, это увеличивает совокупное благосос-тояние общества и повышает значимость принципа социальной справедливости.

    1.Налогообложение как способ решения проблемы внешних эффектов. 2.Государство как корректор провалов рынка.

    Теория игр (дилемма заключенного)

    Ж.Бертран,

    Р.Асерольд,

    Д.Нейман,

    О.Моргенштерн

    40-50-е годы XX в.

    Общественный сектор экономики необходим, т.к. согласованное поведение людей дает большую выгоду, нежели деятельность индивидов, действующих в личных интересах.

    2. Стратегии, при которых каждый старается сделать лучше для себя, делая лучше для других.

    Теория общественного блага

    П.Самуэльсон,

    Р.Масгрейв

    50-70-е годы XX в в.

    Существует определенное экономическое пространство, где рынок не срабатывает. Для устранения его провалов необходим общественный сектор экономики.

    Общественные блага аналогично с частными предоставляются для удовлетворения спроса на них индивидом.

    1.Система общественных благ - институт, с помощью которого реализуется общественный сектор.

    2.Предоставление услуг общественным сектором - меха-низм добровольного рыночного обмена.

    Теория общественного выбора

    Дж.Бьюкенен,

    Д.Мюллер,

    60-е годы XX в.

    Эффективность государства ставится под знак вопроса.

    Общественный сектор (а именно правитель-ственные учреждения) используется индивидом для достижения своих эгоистических интересов.

    1.Государственные институты как средства достижения целей.

    2.Рациональное поведение индивида (отождествление своих предпочтений с товаром).

    Теория прав собственности и транзакционных издержек

    О.Уильямсон,

    Дж.Стиглер

    60-80-е годы XX в.

    Необходимо существование предприятий как внерыночной формы проведения трансакций.

    Когда транзакционные издержки положительны, распределение прав собственности перестает быть нейтральным фактором и начинает влиять на эффективность и структуру производства.

    В случае низких трансакционных издержек вмешательство государства излишне, в случаях высоких — не всегда экономически оправдано.

    1.Рынок - основной механизм распределения ресурсов в обществе.

    2.Транзакционные издержки как показатели эффективности производства общественно значимых товаров и услуг.

    Рассмотрев содержание основных концепций, обосновывающих формирование общественного сектора, можно сделать следующий вывод: термин «общественный сектор» формально не определен ни в одной из вышеуказанных концепций, а эволюция взглядов в отношении данного понятия демонстрирует его неоднозначность, спорность его содержания и структуры. По мнению автора, одной из основных и наиболее распространенных причин этого является неоднозначная классификация секторов экономики в целом. Автор придерживается существующей точки зрения, согласно которой государственный и некоммерческий сектора экономики могут быть объединены в рамках общественного сектора, формируя собственную структуру, состоящую из трех подсекторов: государственного, добровольно-общественного и смешанного (как взаимосвязь первых двух типов) .

    Противоречивость теоретических представлений о содержании, причинах и предпосылках формирования и развития общественного сектора сопряжена также с неоднозначностью структурного разделения экономики. В современной экономической науке можно выделить две основные группы теорий, обосновывающих существование общественного сектора. Первая группа теорий составляет позитивную экономику, которая анализирует и прогнозирует то, как рыночные отношения будут изменяться, какие внешние эффекты будут оказывать возможное влияние на их функционирование блага . В рамках данного направления общественный сектор представляется как составная часть рынка, предназначенная для исправления и ликвидации его «провалов» . Вторая группа теорий входит в состав нормативной экономики, которая пытается оценить альтернативные стратегии функционирования экономики государства, взвешивая его доходы и расходы и опираясь на теории общественного блага и распределения ресурсов в обществе блага . Здесь общественный сектор предстает в качестве производителя и поставщика общественно значимых услуг, включая в себя различные механизмы распределения общественных благ среди населения страны. Нормативная экономика может использовать методы позитивной экономики. Тем самым смешивая содержание терминов и нивелируя характеристики общественного сектора в позитивной экономике.

    Функционирование общественного сектора обуславливает взаимодействие индивидуумов, составляющих общество, государственных институтов и некоммерческих структур, в основе деятельности которых лежит производство общественно значимых товаров и услуг - общественных благ - и удовлетворение потребностей населения. Общественный сектор экономики состоит из различных объектов и явлений человеческой жизнедеятельности и государственной политики :

    • -благосостояние человека и общества в целом, которое впоследствии формирует потребности индивидуумов и населения в общественных благах;
    • -материальные и нематериальные источники для создания общественных благ (например, территориальные и природные ресурсы, производственные ресурсы и др.);
    • отношения между субъектами экономики, в т.ч. централизация и децентрализация;
    • -механизмы, использующиеся при производстве и распределении общественных благ (системы государственного и общественного регулирования, государственного контроля).
    • производственно-распределительная - общественный сектор отвечает за создание, производство и перераспределение общественных благ, а именно социально значимых товаров и услуг, в этом то и реализуется принцип социальной справедливости общества ;
    • воспроизводственная - обеспечение граждан общественными благами создает условия для воспроизводства социального и человеческого капитала, развития общества в целом ;
    • социальная - удовлетворение потребностей населения страны, отдельных индивидуумов и социальных групп осуществляется путем реализации социальной политики и программ, проводимых в отношении того или иного субъекта государства в рамках общественного сектора;
    • экономическая - для производства общественных благ необходимы государственные ресурсы (финансовые, инвестиционные и др.), генерация и аккумулирование которых позволяет максимально четко и эффективно расставить акценты и определить приоритетные направления социальной политики, благодаря которой общественные блага становятся доступными различным категориям граждан;
    • управленческая - общественный сектор может выступать как в качестве субъекта управления (отвечает за распределение благ в обществе для достижения социальной справедливости и экономической эффективности), так и в качестве объекта (совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении государства). Также он выполняет функцию социального института, являющегося поставщиком общественных благ;
    • стабилизирующая - благодаря удовлетворению потребностей граждан и производству социально значимых товаров и услуг общественный сектор способен нивелировать различные кризисные движения, устранить возникающие диспропорции в обществе и реализовать его поэтапное социально-экономическое развитие.

    Применительно к общественному сектору существует также проблема демаркации : зачастую он отождествляется с государственным сектором, т.к. в обоих преобладает нерыночный способ координации экономической деятельности. Но автор поддерживает ту точку зрения, согласно которой общественный и государственный сектора разделяют . Более того, по мнению автора, общественный сектор шире государственного, т.к. включает в себя не только нерыночные способы удовлетворения потребностей граждан и широкое использование методов государственного регулирования (элементы государственного сектора), но и составляющие некоммерческого сектора - субъекты, оказывающие социально-значимые услуги населению.

    Так как в современных условиях общественный сектор экономики не сводится только к деятельности государственных и частных структур, необходимо подчеркнуть, что понятие общественного сектора также шире понятия бюджетного сектора, сегодня включающего в себя совокупность учреждений, чье функционирование находится в ведении государства. Поэтому уровень развития бюджетного сектора как показателя благосостояния территории является неотъемлемым условием для обеспечения экономики общественными благами и формирования самого общественного сектора.

    Таким образом, по мнению автора, общественный сектор экономики - совокупность публично-правовых образований и организаций, объединенных целью производства и распределения общественных благ для удовлетворения потребностей населения и базирующихся на ресурсах (в первую очередь финансовых), находящихся в их распоряжении . Современной экономике общественного сектора России при реализации своих функций следует использовать методы нормативной экономики с учетом позитивных принципов, таких как ликвидация «провалов» рынка.

    Поэтапное развитие общественного сектора, его четкое отделение от других секторов экономики способно дать «толчок» для становления современного российского бюджетного сектора, в рамках которого идет реализация бюджетных реформ. Реорганизация бюджетных учреждений, и их переход на новые принципы предоставления социальных услуг позволят в максимальной степени реализовать реформы бюджетного сектора, а значит, повысить качество предоставляемых гражданам социально важных услуг и обеспечить население общественными благами. Для этого, по мнению автора, органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует осуществлять следующие мероприятия:

    • контроль над качеством производства и распределения общественных благ (социально значимых товаров и услуг), их доведением до потребителей;
    • контроль над финансовыми потоками, отвечающими за производство и распределение общественных благ;
    • корректировочные шаги по созданию и поддержанию необходимой для бюджетного сектора инфраструктуры (механизмы и технологии по оказанию и предоставлению услуг, четкая иерархия между распорядителями и получателями денежных средств, определение основных направлений развития бюджетной сферы);
    • социально-экономическое прогнозирование бюджетных перспектив с учетом внешних кризисных явлений и тенденций, способных оказать существенное влияние на бюджетный сектор экономики.

    Литература

    1. О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08 мая 2010 г. № 83-ФЗ (ред. от 30.11.2011) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть третья: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011) [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
    3. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора: Основы теории государственных финансов: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1996. 319 с.
    4. Смит А., Риккардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М. Классика экономической мысли: Сочинения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 896 С.
    5. Вехи экономической мысли. Экономика благосостояния и общественный выбор. Том 4. Под общ. ред. А.П.Заостровцева. СПб.: Экономическая школа. 2004. 568 С.
    6. Сергиенко Н.В. Общественный сектор как отражение смешанной экономики [электронный ресурс]. // Региональная экономика и управление. 2006. № 03 (7). Режим доступа: URL: http://region/mncip/ru/modules.php?name=News&file=article&sid=103 (дата обращения 20.12.2011).
    7. Lane J.E. The public sector: concepts, models and approaches // SAGE Publications Ltd. Third edition. 2000.

    Bibliography

    1. On amendments in separate legal acts of the Russian Federation connected with improvement of legal state of state (municipal) institutions: Federal law dated May 8, 2010. № 83-FL (dated from 30.11.2011) . Access from the reference-legal system “Konsultant-Plus”.
    2. Budgetary code of the Russian Federation. Part three: Federal law dated July 31, 1998. № 145-FL (dated from 03.12.2011) . Access from the reference-legal system “Konsultant-Plus”.
    3. Jacobson L.I. Public sector economy: Basics of the theory of state finances: Study-book for universities. М.: Aspekt Press, 1996. 319 p.
    4. Smith A., Ricardo D., Keynes J., and Freedman M. Classics of economic concepts: Essays. M.: Published by ELSMO-Press, 2000. 896 P.
    5. Stages of economic concepts. Economics of welfare and public choice. Volume 4. Under the general editorship by A.P. Zaostrovtsev. StPetersb.: Ekonomitcheskaya shkola. 2004. 568 P.
    6. Sergiyenko N.V. Public sector as reflection of mixed economy . // Regionalnaya ekonomika i upravleniye. 2006. № 03 (7). Access mode: URL: http://region/mncip/ru/modules.php?name=News&file=article&sid=103 (Access date 20.12.2011).
    7. Stiglitz J.E. Economics of the public sector. 3rd ed. 2000.
    8. Lane J.E. The public sector: concepts, models and approaches // SAGE Publications Ltd. The third edition. 2000.

    Экономика общественного сектора - научная и учебная дисциплина, предметом которой выступает государство как специфический субъект экономических действий.

    Предметом изучения экономики общественного сектора является формирование и использование ресурсов государства и влияние государства на экономическое положение и поведение организаций (фирм) и домохозяйств. экономика общественный цена компенсация

    Позитивная экономика общественного сектора исследует внутреннюю логику и фактические образы экономического поведения государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства.

    Нормативная экономика общественного сектора обосновывает эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

    Провал (несовершенство, изъян) рынка - это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов.

    Оптимум Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояния хотя бы одного субъекта экономической системы. Согласно критерию Парето, движение в сторону оптимума возможно при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

    Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, где наблюдаются «провалы» рынка: 1) монополия; 2) недостаток и асимметрия информации; 3) возникновение внешних эффектов; 4) производство общественных благ.

    Государственные финансы призваны выполнять три самостоятельные функции: аллокационную, распределительную (дистрибутивную) и стабилизационную.

    Масштабы общественного сектора могут характеризоваться как размерами государственной собственности, так и объемом государственных доходов и расходов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, принадлежащих государству, во втором случае - о потоках собираемых и расходуемых средств.

    Общественный сектор занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство, почтовые услуги, железнодорожные перевозки.

    Основными результатами деятельности в общественном секторе являются общественные блага.

    Общественное благо отличается двумя свойствами: неизберательностью (несоперничество) в потреблении и неисключаемостью.

    Свойство неизберательности означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.

    Блага, которым оба свойства присущи в высокой степени, называются чистыми общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется лишь в ограниченной степени, то это смешанное общественное благо.

    В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и быть продано по частям.

    Кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема, цена не является переменной величиной и невозможно назначить цену на отдельную единицу чисто общественного блага.

    Общественные блага бывают общенациональными и локальными. Различие определяется разницей в территориальном охвате полезных действий того или иного блага. Промежуточное положение между частными и общественными благами занимают блага, обладающие особыми достоинствами, или социально значимые блага.

    Создание общественного блага предполагает согласованные коллективные действия. Они могут выражаться либо в прямом участие в производстве данного блага, либо в совместном финансировании его производства.

    Равновесные цены на общественное благо, соотвествующее значениям предельной индивидуальной готовности платить за него, называют ценами Линдаля. Равновесие, достигаемое при этих ценах, называется равновесием Линдаля.

    При оптимальном производстве общественного блага предельная норма трансформации этого блага в частное равна сумме предельных норм замещения двух благ для всех индивидов, участвующих в их потреблении. Это утверждение называется условием Самуэльсона Парето-оптимального производства общественного блага.

    Перераспределение связано с взиманием налогов, поставкой общественных благ, осуществлением денежных выплат, распределением отдельных частных благ в натуральной форме.

    Перераспределение, проводимое государством, бывает целенаправленным и ненамеренным. Объектами перераспределения могут выступать доходы; физический и денежный капитал как фактор производства; потребительские блага и услуги, ресурсы; экономические возможности.

    Базовым критерием эффективности для рыночной экономики является критерий Парето. Однако если существует принудительное перераспределение, которое осуществляет государство, одного критерия Парето оказывается недостаточно.

    Критерий компенсации или критерий Калдора-Хикса: повышение экономической эффективности имеет место в тех и только тех случаях, когда в новой ситуации индивиды, которые получили дополнительные выгоды, способны компенсировать проигравшим их потери и при этом остаться в выигрыше по сравнению с первоначальной ситуацией.

    Если кривые потребительских возможностей пересекаются, то критерий Калдора-Хикса даст неопределенные результаты. Т. Ситовски предлагает двойной критерий: во-первых, надо убедится, что движение из первой точки во вторую улучшает положение, согласно критерию Калдора-Хикса и, во-вторых, проверить, что обратное движение из второй точки в первую не улучшает положение согласно критерию Калдора - Хикса. Лишь тогда, когда соблюдаются оба условия, благосостояние повышается.

    Проблема экономического распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Для ответа на вопрос, улучшает или ухудшает то или иное изменение в экономике благосостояния отдельного индивида была введена функция общественного благосостояния.

    Функцию общественного благосостояния можно представить как возрастающую функцию от благосостояния (функции полезности) отдельных членов общества (1):

    W = W (U 1 , U 2 , ….., Ui),

    где W - функция благосостояния;

    U - функция полезности.

    Каждая из этих функций полезности индивидов определяется на множестве возможных аллокаций всех доступных обществу благ.

    Представлений о функции общественного благосостояния много: функция благосостояния Бергсона-Сауэльсона, утилитаристская или бентамианская функция общественного благосостояния, эгалитарный подход, роулсианская функция, функция Ницше, функция Нэша, либертаристская позиция.

    До каких пределов государство должно перерараспределять благосостояние своих граждан зависит от избранного вида функции общественного благосостояния.

    Все направления экономической теории в большей или меньшей степени собираются найти компромисс между требованиями экономического роста и требованиями равенства, между эффективностью и справедливостью.

    Если аллокационные решения принимает государственный орган, он преследует цель не столько добиться непосредственной денежной выгоды, сколь достичь оптимального состояния экономики.

    Выполнение как можно большего числа условий Парето-оптимизации не является наиболее надежным путем обеспечения максимальной эффективности, если при этом некоторые условия все же нарушаются. Коль скоро «первое лучшее» решение недостижимо, надо искать «второе лучшее», предполагающее сознательное отклонение от вариантов, выглядящих наиболее эффективными в контексте частичного равновесия.

    Теория общественного выбора - это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. Объектом анализа изучаемой теории является общественный выбор как прямой, так и представительной демократии.

    Взаимодействие избирателей, политиков и государственных служащих образует политический процесс.

    При потреблении общественных благ осуществляется коллективный характер выбора. Поскольку всем участникам выбора предстоит потреблять один и тот же набор общественных благ, необходимо согласовать индивидуальные предпочтения. На практике такое согласование осуществляется через политические институты демократии. Коллективный выбор зависит процедуры голосования.

    На практике наиболее распространенная процедура принятия коллективных решений - правила простого большинства. Согласно этому правилу побеждает альтернатива, в поддержку которой высказываются более половины участников выбора. Решение принимается N/2 + 1 голосами (N - число голосующих).

    Американский исследователь Кеннет Мэй доказал, что применение правила простого большинства - единственная процедура коллективного выбора, удовлетворяющая четырем условиям, названным им соответственно достижимостью результата, анонимностью, нейтральностью и позитивным откликом.

    Демократическая система принятия политических решений имеет изъян -- парадокс голосования. Парадокс голосования -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявление действенных предпочтений общества относительно экономических благ. Парадокс голосования - это частный случай теоремы Эрроу.

    Модель медианного избирателя - модель, характеризующая существующую в рамках прямой демократии тенденцию, согласно которой принятие решений осуществляется в соответствии с интересами избирателя-центриста (человека занимающего место в середине шкалы интересов данного общества).

    Прямая демократия -- это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу. Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Представительная демократия -- все имеющие право голоса периодически избирают своих представителей в законодательные органы, а уже избранные законодатели проводят в жизнь те или иные решения.

    В период выборов мы замечаем, что многие избиратели не участвуют в голосовании. Это свидетельствует о том, что они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением или эффектом рационального игнорирования. Существует своеобразный эффект порога - это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе.

    Группы специальных интересов - совокупность индивидов, для которых одни и те же мероприятия вызывают однонаправленные изменения полезности. Для реализации своих интересов они используют механизм лоббирования. Все способы влияния на представителей власти с целью принятия выгодного для ограниченной группы избирателей политического решения называют лоббизмом. В повседневной законодательной деятельности депутаты стремятся повысить свою популярность, активно используя систему логроллинга - практику взаимной поддержки путем «торговли голосами». Классической формой логроллинга является «бочонок с салом» - закон, включающий набор небольших локальных проектов. Поиск политической ренты - это стремление экономических агентов получить экономическую ренту с помощью политического процесса.

    Экономика бюрократии - это система организаций, удовлетворяющая как минимум двум критериям: во-первых, она не производит экономические блага, имеющие ценностную оценку, и, во-вторых, извлекает часть своих доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности.

    Уильям Нисканен впервые подошел к исследованию деятельности бюрократических учреждений с позиции «издержки - выгоды» и применительно к бюро (подразделения государственного аппарата, финансируемые из бюджета) это означало соотношение бюджета и выпуска. Модель Нисканена демонстрирует возможность существенного избыточного финансирования бюро при наличии информационной асимметрии между ними и теми, кто распределяет бюджетные средства.

    «Провалы» государства - это случаи, когда государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов.

    К «провалам» государства относят:

    • 1) недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений;
    • 2) бюрократизм в принятии экономических решений;
    • 3) недостаток контроля над бюрократией;
    • 4) несовершенство политического процесса;
    • 5) недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.

    Прослеживаться устойчивые взаимные связи между колебаниями индекса популярности правительства и итогами выборов, с одной стороны, и динамикой макроэкономических показателей, характеризующих цели и инструментов, с другой. Стабильное чередование определенных форм экономической политики называется экономико-политическим циклом деловой активности.

    Источниками государственных доходов являются:

    налоги - обязательные платежи, регулярно взимаемые в доход государственных и муниципальных органов;

    неналоговые поступления, их важнейший источник - государственное предпринимательство, т.е. прибыльное использование ранее накопленных ресурсов.

    На физических и юридических лиц государством возлагаются налоговые обязательства, т.е. установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоги бывают денежные и натуральные.

    Все денежные фонды, находящие в распоряжении государства объединяются понятием бюджет. На практике различают бюджет (бюджеты всех уровней) и государственные и муниципальные внебюджетные фонды, которые имеют целевой характер.

    Источником налоговых поступлений являются доходы граждан и организаций. Объектами налогообложения являются не только доходы, но и имущество принадлежащие налогоплательщику, приобретенные или проданные им товары, использованные ресурсы и т.д.

    Классификация налогов:

    С учетом объектов налогообложения, различают прямые и косвенные налоги. Первыми облагаются непосредственно физические и юридические лица, их доходы или имущество, вторыми - ресурсы, деятельность, товары и услуги;

    • 2) С учетом целей взимания, налоги делятся на целевые и нецелевые. Целевые налоги (маркированные) предназначены для финансирования конкретных программ общественных расходов, которые определяются уже в момент введения того или иного налога. Если средства, аккумулируемые с помощью налога, могут расходоваться для решения разнообразных задач по усмотрению органа, утверждающего бюджет, такой налог называется немаркированным;
    • 3) в зависимости от того как исчисляются налоговые обязательства налоги делятся на специфические и стоимостные. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в денежных единицах, на количество облагаемых товаров, выраженное в натуральных единицах, такой налог называется специфическим. Если налог исчисляется путем умножения ставки, выраженной в процентах (долях) на величину стоимости товаров, услуг, работ, ресурсов, то налог называется стоимостным;
    • 4) в зависимости от того как изменяется удельный вес налогового платежа в доходе различаются прогрессивные, регрессивные и пропорциональные налоги. Прогрессивный налог растет быстрее дохода, регрессивный - медленнее его, а доля пропорционального налога в доходе остается неизменной независимо от того, насколько велик доход.

    Экономика общественного сектора призвана объяснить:

    • - каким образом предпочтения граждан трансформируются в цели, преследуемые государством;
    • - как государство изыскивает средства для достижения этих целей;
    • - как государство эти средства расходует;
    • - за счет чего экономическая деятельность государства может стать более рациональной.

    Государство стоит в общем ряду участников экономической деятельности. Однако государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают больше никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права и обязанности устанавливаются и защищаются государством.

    Данная особенность государства предопределяет своеобразие его взаимоотношений с предприятиями, независимыми некоммерческими организациями и домохозяйствами. Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, могут формироваться за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций. В настоящее время это осуществляется посредством налогообложения.

    Роль государства в реализации социальной и экономической политики определяется следующими функциями:

    • · Стабилизационная - реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т. п.
    • · Функция распределения ресурсов предполагает распределение ресурсов между частным и общественным секторами. Это соотношение определяется как доля бюджетных изъятий из ВВП.
    • · Функция распределения доходов предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния. Политика перераспределения доходов предполагает осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности, уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.

    При анализе конкретных ситуаций экономика общественного сектора, как правило, стремится прежде всего выявить пути Парето-оптимизации, т.е. достижения всех возможных Парето-улучшений.

    Парето-улучшением называется такое изменение в ходе экономических процессов, которое повышает уровень благосостояния (значение функции индивидуальной полезности) хотя бы для одного из их участников, если при этом не допускается снижение уровня благосостояния ни одного из других участников.

    Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что же касается перераспределения, оно предполагает улучшения положения одних индивидов за счёт ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берёт на себя функцию арбитра в такого рода конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

    Когда речь идёт о Парето-оптимизации, экономика общественного сектора занимает однозначную позицию: всякое Парето-улучшение желательно, в ходе его достигает повышение эффективности. Перераспределение же осуществляется главным образом исходя из социальных, культурных и этических требований, характер которых меняется с развитием общества и которые играют роль ограниченный при принятии экономически эффективных решений.

    Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. В качестве синонимов этого термина используются также слова: "провалы рынка", "ошибки рынка", "неэффективность рынка".

    Библиографическое описание:

    Нестеров А.К. Общественный сектор экономики [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

    Общественный сектор экономики являет собой особую категорию, конептуализация которой интересовала большое количество ученых экономистов, начиная с XVIII века.

    В статье рассмотрены подходы различных экономистов к сущности понятия "общественный сектор".

    Следует отметить, что хронология подходов к категории общественный сектор берет свое начало в XVIII веке в учениях меркантилистов. Впервые было обосновано его наличие.

    Развитие концепций общественного сектора экономики связано с совершенствованием социально-экономической системы и переходам к новым формам хозяйствования.

    Общественный сектор экономики , как особая категория, формировался на фоне масштабных экономических преобразований, а основные достижения в данной области приходятся на XX век, когда было разработано около 10 различных по своей сути подходов.

    Общественный сектор экономики в учениях экономистов

    Рассмотрим понятие общественный сектор в учениях различных экономистов, в таблице ниже выделены основные элементы, характеризующие суть данной категории. На основе хронологической последовательности проследим развитие общественного сектора в рамках экономических школ.

    Характеристика и основные элементы общественного сектора

    Посошков Иван Тихонович

    меркантилизм

    начало XVIII века

    Общественный сектор трактовал как общенациональный капитал, для приращения которого государь "должен заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах".

    1. Общенациональный капитал страны – это не обогащение казны, а народное достояние.

    2. Задача государства – всенародное обогащение.

    3. Ввозить из-за границы только то, что не производится в стране и без чего обойтись невозможно, а вывозить только готовые изделия.

    классическая школа

    вторая половина XVIII века

    Общественный сектор трактовал как "предоставление государством некоторых благ, прибыль от реализации которых не покрывает затраченных при их производстве ресурсов в частном секторе".

    1. Общество с помощью государства должно создать условия и специальные институты, которые позволят обеспечить предоставление такие благ.

    2. После выполнения первого условия, государство не должно вмешиваться в функционирование общественного сектора.

    Карл Марке

    теория прибавочной стоимости

    Общественный сектор трактовал как "сознательное регулирование производства со стороны государства".

    1. Максимально возможное государственное вмешательство в функционирование экономики.

    2. Широкое участие государства в национальной экономике.

    Дж. М. Кейнс

    кейнсианство

    начало XX века

    Общественный сектор трактовался, как "система удовлетворения совместных потребностей людей".

    1. Государство, выступая в качестве экономического агента и регулирующего органа, способно управлять развитием рынка, используя макроэкономические инструменты.

    2. Централизованный механизм принятия решений для стабилизации экономики.

    Линдаль Э.

    теория общественного благосостояния

    30-ые гг. XX века

    Общественный сектор – это интегрированная система перераспределения доходов, финансовых отношений, расходования финансовых ресурсов.

    1. Налогообложение как способ решения существующих в экономике проблем.

    2. Общественный сектор имеет сугубо финансовую природу.

    Коммонс Дж.

    институционализм

    40-ые гг. XX века

    Общественный сектор трактовал как институт совокупности социально-правовых норм, выполнять которые принуждает государство.

    1. Государство выполняет функции гаранта соблюдения законодательно определенных норм.

    2. Преодоление социально-экономических конфликтов посредством законодательных юридических норм ведет к социальному прогрессу и социальной стабильности.

    Масгрейв Р.

    теория общественного блага

    50-ые гг. XX века

    Общественный сектор – это экономическое пространство, где рынок не срабатывает.

    1. Система общественных благ – институт, с помощью которого реализуется общественный сектор.

    2. Общественные блага аналогично с частными предоставляются для удовлетворения спроса на них индивидом.

    3. Предоставление услуг общественным сектором через механизм добровольного рыночного обмена.

    Бьюкенен Дж.

    теория общественного выбора

    60-ые гг. XX века

    Общественный сектор – это совокупность правительственных учреждений, которая используется индивидом для достижения своих эгоистических интересов.

    1. Эффективность государства оценивается низко.

    2. Государственные институты представляются как средства достижения целей индивидов.

    3. Стимулирование потребления.

    Восколович Н.А.

    теория позитивной экономики

    80-ые гг. XX века и по настоящее время

    Общественный сектор – совокупность ресурсов, находящихся в распоряжении общества и используемых для производства общественных благ в сферах экономической деятельности, где рынок полностью или частично неэффективен.

    1. Несовершенство механизма конкуренции, внешние эффекты, недостаточная информация, дифференциация доходов в обществе – обуславливают необходимость существования общественного сектора.

    2. В общественном секторе доминирует деятельность государства.

    Якобсон Л.И.

    неолиберализм

    90-е гг. XX века

    Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства, это государственные предприятия, учреждения, доходы и расходы бюджета, формы налогообложения и программы общественных расходов.

    1. Роль государства в экономике неоправданно высока. Необходимо создание рынка свободного от вмешательства правительства, государства, регулирующих органов в экономические процессы. Необходимо возвращение к роли государства эпохи А. Смита.

    2. Решение социальных задач, с которыми рынок не в состоянии самостоятельно справиться, необходимо передать частным благотворительным организациям.

    3. Полностью отказаться или резко урезать социальные функции государства.

    Стиглиц Дж.

    неокейнсианство

    Общественный сектор – это производитель и поставщик общественно значимых материальных благ и услуг, а также различные механизмы распределения общественных благ среди населения страны.

    1. Жесткая критика свободного рынка, либеральных рыночных реформ, либерализации рынка, неоклассических и неолиберальных концепций функционирования общественного сектора.

    2. Оценка альтернативных стратегий функционирования экономики государства, общественного сектора.

    3. Общественный сектор отождествляется с государственным.

    4. Повышение роли протекционистских мер со стороны государства.

    Жилина Е.А.

    теория нормативной экономики

    90-ые гг. XX века и по настоящее время

    Общественный сектор – совокупность всех типов ресурсов, находящихся в распоряжении государства или под его контролем, включая государственные предприятия, учреждения, муниципальные службы, а также добровольно-общественные объединения.

    1. Государственный сектор в экономике должен быть ведущим, а доминирующей формой контроля – прямой контроль через государственную собственность.

    2. Добровольно-общественные объединения занимают очень малую долю в общественном секторе.

    3. Оценка доходов и расходов государства на основе концепций предоставления и распределения общественно значимых материальных благ и услуг в обществе на основе существующих потребностей.

    4. Нормативная экономика может использовать методы позитивной экономики. Тем самым смешивая содержание терминов и нивелируя характеристики общественного сектора в позитивной экономике.

    Анализ категории общественный сектор

    Проанализируем рассмотренные точки зрения, чтобы определить содержание понятия общественный сектор экономики.

    Середина XX века – формализация термина общественный сектор.

    По итогам рассмотрения основных концепций, которые на основе различных подходов обосновывали формирование и функционирование общественного сектора как особой категории, можно судить о том, что до середины XX века формально термин "общественный сектор" не был определен в рамках ни одной из рассмотренных концепций. В целом, это свидетельствует о неоднозначности данного термина, что вызвано многогранным характером его природы, а также спорным содержанием и структурой, на что опосредованно повлияла и концептуальная эволюция данного понятия.

    Меркантилисты, строго говоря, не сформировали каких-либо конкретных подходов к общественному сектору экономики, не уделяя ему внимания как особой категории. Вместе с тем, ряд представителей данной школы указывали на существование в экономике определенных явлений, которые современные ученые относят к государственному общественному сектору.

    Российский ученый Иван Тихонович Посошков, поддерживавший реформы и преобразования Петра I, являясь представителем меркантилизма, предлагал последовательные институциональные преобразования, когда рассматривал невещественные и вещественные богатства в привязке к необходимости развития русской промышленности. Фактически, представив ряд положений будущего институционализма, Посошков сформировал фундаментальные положения, которые характеризуют общественный сектор. Его синтез невещественных и вещественных богатств, формирующий общественный сектор, с позиций современной науки и сегодняшнего состояния российской промышленности представляется весьма актуальным.

    Посошков акцентировал внимание на необходимости увеличения народного достояния, представляя его как общенациональный капитал, и предлагал строить заводы за государственный счет, передавая их потом в частные руки. Его идеи находят отражение в современной России, когда государственные корпорации способствуют развитию общенационального капитала, а государство реализует госпрограммы, направленные на всенародное обогащение и приращение общенационального капитала, формируя таким образом общественный сектор в том его понимании, которого придерживался Посошков. Следует также отметить, что взгляды Посошкова, изложенные в книге "О Скудости и богатстве", опередили свое время почти на три столетия, они являлись новаторскими не только в Российской Империи, но и во всем мире, что делает его одним из самых выдающихся экономистов за историю человечества.

    Посошков впервые поднял вопросы и изучал явления, которые являются актуальными в современном обществе, затронув в том числе и фундаментальные аспекты функционирования общественного сектора экономики.

    Дальнейшие направления исследований общественного сектора носили общеэкономический характер, ученые стремились их обосновать в контексте основных теорий экономических школ.

    Вместе с тем, следует отметить, что если первоначально, предпринимались попытки определить сущность общественного сектора через конкретные критерии, то они имели несистемный характер, и следовали лишь из исследовательских устремлений экономистов в рамках комплексных теорий, которых они придерживались и развивали.

    Концептуализация общественного сектора в привязке к финансам, общественным благам, рынку, что само по себе повлияло на становление экономики общественного сектора, не являлась самодостаточной. В результате, ряд ученых заложили фундаментальные аспекты для формирования современного понимания термина общественный сектор.

    С позиций проведенного анализа наиболее объективными и целесообразными подходами представляются концепции нормативной и позитивной экономики, а также неокейнсианство.

    Вместе с тем, на основе изученных концепций и определений общественного сектора, можно определить данное понятие следующим образом:

    Общественный сектор экономики – это совокупность предприятий и иных образований, которые объединены с целью обеспечить организацию производства общественно значимых материальных благ и услуг для удовлетворения в них потребностей населения страны, которые функционируют под контролем государства.

    В современных условиях для России представляется целесообразным использовать методы теории нормативной экономики с учетом возможного применения отдельных принципов теории позитивной экономики. При этом ключевыми направлениями должны выступать контроль качества производства и распределения общественных благ среди населения и контроль финансовых потоков.

    Литература

    1. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. – М.: АН СССР, 1951.
    2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. – М.: Эксмо, 2007.
    3. Маркс К., Энгельс Ф.Ф. Собрание сочинений, т. 32. – М.: Госполитиздат, 1955.
    4. Кейнс Дж. М. Избранные произведения. – М.: Экономика, 1993.
    5. Линдаль Э. Исследования в области теории денег и капитала. – М.: Экономика, 1993.
    6. Коммонс Дж. Правовые основания капитализма. – М.: НИУ-ВШЭ, 2011.
    7. Масгрейв Р. Теория государственных финансов. – М.: Бизнес Атлас, 2009.
    8. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логические основания конституционной демократии. – М.: Таурус-Альфа, 1997.
    9. Экономика, организация и управление общественным сектором / под ред. Н.А. Восколович. – М.: Юнити-Дана, 2008.
    10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Юрайт, 2015.
    11. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора. – М.: Инфра-М, 2007.
    12. Жилина Е.А. Развитие общественного сектора в современных условиях. – М.: Инфра-М, 2015.