Статус плательщика 101 расшифровка в году. Бюджетный статус в платежном поручении

Утвержден новый статус плательщика в платежном поручении в 2017 году. Изменения внесены 3 февраля ФНС России. Ставьте новые статусы в платежках по взносам и налогам.

Как писать статус плательщика в платежном поручении в 2017 году

В поле 101 платежного поручения в 2017 году указывается статус плательщика. Он обозначается двузначным кодом согласно приложению 5 к приказу № Минфина от 12 ноября 2013 года № 107н. Например, если вы от лица организации перечисляете налоги с собственной деятельности, укажите в поле 101 код 01 «Налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо». С 1 января изменился статус для страховых взносов. Новый статус плательщика в платежном поручении в 2017 году указывайте в поле 101 (см. наш образец).

ФНС выпустила письмо, в котором посоветовала ставить статус 01 в поле 101 платежки по взносам (письмо ФНС от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@). В январе ФНС были даны рекомендации указывтать статус 14. Однако кредитные организации отказывают в приеме платежных поручений юридических лиц с этим статусом. Банк России будет доработывать программу под статус 14 к 2018 году.

Статус при уплате взносов

  1. по юридическим лицам, производящим выплаты физическим лицам, - «01»;
  2. по индивидуальным предпринимателям - «09»;

По взносам на травматизм ставим код 08, так как платеж идет в ФСС

Статус при уплате налогов

В 2017 году указывайте статус при уплате взносов:

  1. Организации, которые платят текущие налоги (НДФЛ, налог на прибыль, НДС, УСН, ЕНВД) указывают статус 01.
  2. Организации и ИП, перечисляющие налоги в качестве налоговых агентов, (НДФЛ) вписывают код 02.
  3. А предприниматели при уплате налогов с доходов от своего бизнеса отмечают код 09.

Статусы плательщика в 2017 году: таблица

В таблице - все статусы, которые установлены приказом Минфина № 107н.

Образцы платежек на 2017 год представлены в статье "Образцы платежного поручения на 2017 год ".

Номер статуса (вписываем в поле 101)

Значение статуса плательщика в 2017 году

налогоплательщик (плательщик сборов и взносов, администрируемых ФНС) - юридическое лицо

налоговый агент (НДФЛ)

организация федеральной почтовой связи, составившая распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

налоговый орган

Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы

участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо

таможенный орган

плательщик - юридическое лицо (индивидуальный предприниматель, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава крестьянского (фермерского) хозяйства), осуществляющее уплату страховых взносов на травматизм и перевод иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель

налогоплательщик (плательщик сборов) - нотариус, занимающийся частной практикой

налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет

налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства

налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета)

налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, организация федеральной почтовой связи, составившие платежное поручение на общую сумму с реестром на перевод денежных средств, принятых от плательщиков - физических лиц

участник внешнеэкономической деятельности - физическое лицо

участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

плательщик таможенных платежей, не являющийся декларантом, на которого законодательством Российской Федерации возложена обязанность по уплате таможенных платежей

организации и их филиалы (далее - организации), составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

кредитная организация (филиал кредитной организации), платежный агент, составившие распоряжение о переводе денежных средств по каждому платежу физического лица

ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков

участник консолидированной группы налогоплательщиков

органы контроля за уплатой страховых взносов

плательщик - физическое лицо, осуществляющее перевод денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации

банки-гаранты, составившие распоряжение о переводе денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации при возврате налога на добавленную стоимость, излишне полученной налогоплательщиком (зачтенной ему) в заявительном порядке, а также при уплате акцизов, исчисленных по операциям реализации подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации, и акцизов по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции

учредители (участники) должника, собственники имущества должника - унитарного предприятия или третьи лица, составившие распоряжение о переводе денежных средств на погашение требований к должнику по уплате обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Пример заполнения поля 101 платежного поручения в 2017 году

ООО «Успех», применяющее УСН с объектом доходы, ведет деятельность в Ельнинском районе Смоленской области. По итогам 1 квартала 2017 года доходы компании составили 350 000 руб. Льготных ставок по налогу при УСН для объекта доходы в регионе не установлено. Поэтому авансовый платеж по налогу по УСН, который нужно перечислить по итогам I квартала 2017 года, равен 21 000 руб. (350 000 руб. × 6%). Платежным поручением № 72 от 14.04.2017 фирма перечислила в налоговую инспекцию авансовый платеж по УСН за I квартал 2017 года в размере 21 000 руб. Заполним платежное поручение на перечисление этой суммы.

Поскольку мы перечисляем налог, то в поле 21 укажем 5 (очередность уплаты налогов, сборов и взносов).

В поле 101 укажем 01 , так как налог перечисляет компания. В поле 104 запишем КБК для уплаты налога по УСН для объекта доходы - 182 1 05 01011 01 1000 110, в поле 105 - ОКТМО Ельнинского района Смоленской области - 66619000. В поле 106 отметим ТП, а в поле 07 - КВ.01.2017, так как деньги перечисляются за I квартал 2017 года. В поле 108 поставим 0, в поле 109 - 0.

В поле 22 «Код» также впишем 0, так как при уплате текущих налогов и взносов, рассчитанных самостоятельно, УИН не устанавливается. В поле 24 «Назначение платежа» отметим дополнительную информацию, связанную с перечислением денег - «Авансовый платеж за I квартал 2017 года, перечисляемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН, доходы)».

Образец заполненного платежного поручения приведен ниже. Зеленым фоном выделены номера полей платежного поручения.

Федеральная налоговая служба предпринимает невероятные усилия с тем, чтобы страхователи если и испытывали какие-либо затруднения в связи со сменой администратора страховых взносов, то они были бы минимальными и легко разрешимыми. Представители ФНС и памятку специальную подготовили для страхователей, и разъяснения начали давать, как заполнить новый расчет по взносам. Но кто бы мог предположить, что самым сложным будет... . И главная проблема - указать статус плательщика.

Нельзя сказать, что Федеральная налоговая служба не разъясняла, как следует с 1 января 2017 года заполнять платежки по взносам. Напротив, представители ФНС обращались к этому вопросу не единожды - пример тому Информация ФНС от 16 января 2017 года, письмо ФНС от 20 января 2017 г. N БС-3-11/371@, совместное письмо ФНС, Правления ПФР и ФСС от 26 января 2017 г. N БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П . Как бы там ни было, данные разъяснения, к сожалению, лишь окончательно запутали страхователей, а то и вовсе поставили их в тупик.

Неопределенный статус

Проблемным оказалось поле "101" платежного поручения на уплату страховых взносов. Напомним, что в этом поле указывается "Статус плательщика".
Вообще на перечисление денег в бюджет утвержден Приказом Минфина от 12 ноября 2013 г. N 107н. И как заполнить поле "101" платежного поручения, определено в Приложении N 5 к этому Порядку. При этом ни в сам Порядок, ни в "статусное" Приложение N 5 к нему не вносились никакие изменения в связи с передачей полномочий по администрированию взносов от фондов ФНС.

Официальная версия

На самом деле контролирующие органы высказались вполне конкретно. В поле "Статус плательщика" страхователи при перечислении взносов, начисленных на выплаты, произведенные в пользу сотрудников или "подрядчиков", должны указать показатель "14". То есть в этом случае страхователь себя должен "закодировать", как налогоплательщик, производящий выплаты в пользу физлиц.

При перечислении страховых взносов за себя в поле "Статус плательщика" чиновники требуют указывать одно из следующих значений:

  • индивидуальный предприниматель - "09";
  • нотариус, занимающийся частной практикой, - "10";
  • адвокат, учредивший адвокатский кабинет, - "11";
  • глава крестьянского (фермерского) хозяйства - "12".

Миссия невыполнима

Не очень понятно, почему в ФНС решили, что при уплате страховых взносов страхователь должен "прикрываться" статусом налогоплательщика. Ведь несмотря на то, что страховые взносы (за исключением "несчастных") администрирует налоговая служба и порядок их исчисления и уплаты регламентирован непосредственно положениями Налогового кодекса, от этого страхователи не стали налогоплательщиками.

Тем не менее вполне вероятно, что в ФНС знают, каким образом Минфин скорректирует правила заполнения поля "101" платежного поручения на уплату взносов. То есть разъяснения чиновников основаны на том, что страхователям неизвестно. Однако проблема в том, что выполнить указание ФНС в большинстве случаев не представляется возможным. Дело в том, что многие банки "блокируют" платежные поручения на уплату взносов, в которых указаны не только "старые" КБК (как того попросили, собственно говоря, представители ФНС), но и если в них в поле "Статус плательщика" указан код, отличный от "08". Причем банки об этом предупреждают своих клиентов, рассылая им следующие сообщения: "Уважаемый клиент! Информируем, что при перечислении денежных средств в уплату страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ в реквизите "101" (показатель статуса плательщика) указывать значение "08" плательщика - юрлицо или ИП, которые переводят денежные средства в счет уплаты страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ".

Последствия

Таким образом, возникла неопределенность - что делать страхователям, когда они при всем желании не могут указать статус плательщика в платежке, как того требуют налоговые органы.

Представляется, что проблема должна быть разрешена следующим образом. В платежном поручении на уплату страховых взносов попробуйте указать статус плательщика по "инструкции" налоговиков. Если банк эту платежку не пропустит, то укажите статус плательщика "08", чтобы деньги, что называется, ушли по назначению. Сделать это лучше заблаговременно (см. табл. 1).

Таблица 1

Сроки уплаты страховых взносов

Дело в том, что с 1 января 2017 года в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса обязанность по уплате страховых взносов (опять же за исключением взносов на травматизм) признается исполненной с момента предъявления в банк платежки на уплату взносов при достаточном количестве денег на счете страхователя для исполнения этого поручения. Исключения из данного правила приведены в пункте 4 статьи 45 Кодекса. Из положений данной нормы следует, что обязанность по уплате взносов не будет исполнена в следующих случаях:

  • вы отзовете платежку из банка;
  • банк вернул вам неисполненное платежное поручение;
  • в платежке допущены ошибки, в результате которых деньги не попали на соответствующий счет Федерального казначейства.

Остальные ошибки, допущенные в платежных поручениях на уплату взносов, являются простительными - такие платежи можно уточнить в налоговой, подав соответствующее заявление. Таким образом, дождавшись, когда, наконец, станет ясно, какой статус плательщика должен быть указан в платежке на уплату взносов, страхователь при необходимости сможет уточнить платеж - в инспекцию следует подать заявление с просьбой уточнить статус плательщика. Подобные ошибки налоговики уточняют и при этом на основании вашего заявления пересчитают также пени, начисленные со дня фактической уплаты взносов до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Обратите внимание! Нельзя уточнить платеж по взносам на обязательное пенсионное страхование, если эти взносы отражены в персонифицированной отчетности (п. 9 ст. 45 НК).

Февраль 2017 г.

Платежные поручения используют различные организации и предприниматели, чтобы создать документ, придать ему крайне точное оформление, и с помощью этого документа перевести денежные ресурсы. Сфера применения платежного документа крайне обширная: его используют для расчета с налоговой, различными агентами (представителями других организаций), внебюджетными фондами, уплаты средств клиентам банка и для многих других целей. Происходит расчет с вышеупомянутыми субстанциями по форме безнала.

Налоговые службы уже давно основали собственную традицию считывать всю информацию с помощью цифр. Поле 101 в платежном поручении помогает налоговым службам выяснить эту информацию. Поле существует для того, чтобы зафиксировать статус плательщика. В 2017 году заполнять данное поле нужно согласно новому порядку, который несколько отличается от старого. Здесь находится образец заполнения поля 101. Нововведения обусловлены тем, что страховые взносы, за исключением взносов на травматизм, перешли в руки Федеральной налоговой службы (ФНС). Вследствие этого плательщики получили новые разные коды. Однако часть кодов можно интерпретировать по-разному. Как результат, это вызвало множество неточностей и путаниц при заполнении платежного поручения. К примеру, код 08 был действующим до 2016 года включительно, а в настоящее время налоговая его не принимает. Его используют только для платежей по травматизму и направляют в ФСС.

ФНС, естественно, отреагировала на большое количество ошибок при заполнении поручения, и в феврале опубликовало рекомендательное письмо.

Основные аспекты данного письма гласили, что в поле 101 коды относятся к следующим плательщикам:

  • статус 01 предназначен для юридических лиц, которые выплачивают средства физическим лицам;
  • статус 09 относится к индивидуальным предпринимателям. Раньше ИП использовали код 08;
  • статус 10 отмечают на бланке нотариусы, которые занимаются частной практикой;
  • статус 11 – для адвокатов-учредителей;
  • статус 12 уполномочены использовать главы фермерского хозяйства;
  • статус 13 – для физических лиц, заполняющих документ о платежном поручении.

Путаница возникает из-за 14 кода, который идентифицирует налогоплательщиков, осуществляющих выплаты для физических лиц. Многие предприниматели ставили код 14, уплачивая страховые взносы своих работников. Банковская система оказалась недостаточно подготовленной, и платежки с кодом 14 не может принять. Для адаптации нововведений требуется около полугода, заверяют в налоговой. А в данный момент при заполнении поля 101 ИП, будут ли они производить оплату за себя, или же за своих работников, должны указывать код 09.

Как обозначить бюджетный статус плательщика для составления платежного поручения? Многие субъекты предпринимательства зачастую сталкиваются с проблемой указания данного реквизита при подготовке банковских документов для совершения определенных платежей. Речь идет о том, как правильно заполнить конкретное поле платежки – 101. Как показывает практика, при ответе на этот вопрос в каждой конкретной ситуации всегда возникают неоднозначные решения. Между тем некорректно указанный статус плательщика (101 поле) может стать причиной неисполнения безналичной транзакции по перечислению средств. Прежде всего, это касается конкретных целей платежной операции, в отношении которых бюджетный статус плательщика обязателен для заполнения. Очевидно, что такая тема требует более детального рассмотрения.

Платежное поручение: особенности составления документа

Надо отметить, что в сфере подготовки бухгалтерской и налоговой документации очень часто происходят какие-либо изменения. Однако наступление 2018 года не ознаменовалось внесением корректировок в структуру платежных поручений. При составлении банковских платежек используются те же самые бланки, что и раньше. Поэтому предпринимателям, руководителям юридических лиц, бухгалтерам и прочим специалистам не нужно привыкать к новым формам таких документов.

Общая структура платежки, нумерация и наименования её полей регламентируются нормативами, установленными Центробанком РФ еще в 2012 году.

Как и прежде, стандартная форма данного документа предусматривает необходимость указания в нем статуса плательщика.

Как уже упоминалось ранее, обозначение статуса плательщика производится заполнением поля 101 в бланке платежного поручения. Чтобы указать данный реквизит, необходимо прописать в этом поле особый код, состоящий из двух символов – цифр. Такая кодировка позволяет однозначно идентифицировать два существенных параметра банковской операции:

Необходимо прописывать статус плательщика для составления поручения банку, если погашаются обязательства по налогам, взносам на страхование, другим платежам, имеющим обязательный характер. Не требуется заполнять поле 101, когда субъект предпринимательства совершает безналичную оплату счетов, выставляемых его контрагентами.

Расположение поля 101 на квитанции

Как обозначить статус плательщика

Поручения банку для оплаты налоговых обязательств и взносов по страхованию заполняются согласно правилам, установленным Минфином РФ (2013 год). Действие данных регламентов продолжается и в наступившем 2018 году. Важное обстоятельство – налоги, взносы по страхованию с 2017 года могут уплачиваться третьими лицами вместо непосредственных плательщиков, имеющих обязательства перед бюджетом и соответствующими фондами. Это могут быть обычные граждане, индивидуальные предприниматели, организации. Сторонние субъекты при составлении платежных поручений должны руководствоваться теми же правилами, что и непосредственные плательщики.

Перечень стандартных кодов для обозначения статуса плательщика в отдельном поле 101 регламентирован специальным нормативным актом Минфина РФ (приказ, утвержденный 12.11.2013).

Наименование кода

Код поля 101

Плательщик налогов, сборов, обладающий полномочиями юридического лица К.01
Субъект, выполняющий обязанности налогового агента К.02
Юридическое лицо, принимающее участие во внешнеэкономической деятельности К.06
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, перечисляющие прочие обязательные платежи в бюджет К.08
Плательщик налогов и сборов:
  • индивидуальный предприниматель
К.09
  • представитель нотариата, практикующий как частный нотариус
К.10
  • адвокат, являющийся учредителем адвокатского кабинета
К.11
  • субъект, возглавляющий фермерское (крестьянское) хозяйство
К.12
  • клиент банка, имеющий собственный счет и отнесенный к категории других физических лиц
К.13
Плательщик налогов, совершающий платежи в пользу физических лиц К.14
Физическое лицо, являющееся субъектом внешнеэкономической деятельности К.16
Индивидуальный предприниматель, участвующий во внешнеэкономической деятельности К.17
Субъект, обязанный по требованиям российского законодательства уплачивать таможенные платежи, но не имеющий статуса декларанта К.18
Юридические лица и их обособленные подразделения, удержавшие деньги из дохода (зарплаты) физического лица, являющегося должником, в счет выплаты его долгов перед бюджетом по исполнительному производству К.19
Субъект, являющийся ответственным участником объединенной (консолидированной) группы плательщиков налогов К.21
Лицо, участвующее в консолидированной группе плательщиков налогов К.22
Физическое лицо (гражданин), выступающее плательщиком прочих обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет К.24
Участники (учредители), владельцы активов организации-должника, имеющей статус унитарного предприятия, или сторонние субъекты, распорядившиеся о переводе денег для погашения долгов по обязательным платежам. В отношении данного должника применяются процедуры банкротства К.26
Кредитно-финансовые учреждения или их филиалы, распорядившиеся о переводе средств, ранее предоставленных бюджетной системой, не отправленных получателю и требующих возврата в ту же систему К.27
Лицо, обладающее статусом официального (уполномоченного, законного) представителя плательщика налогов К.28
Прочие юридические лица К.29
Другие физические лица К.30

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам: статусы

Вышеприведенная таблица свидетельствует о том, что индивидуальным предпринимателям, совершающим платежи по страховым взносам за наемных работников, следует указывать код 14. При уплате индивидуальным предпринимателем страховых взносов за самого себя указывается обозначение статуса под кодом 09. Если же индивидуальный предприниматель или юридическое лицо выполняет обязанности налогового агента, уплачивая, к примеру, подоходный налог за персонал, то надлежит указать код 02.

С 2017 года юридическому лицу, перечисляющему взносы на различные виды обязательного страхования, следует прописывать код 01. Это касается социального, медицинского, пенсионного страхования. Иначе говоря, для уплаты данных страховых взносов поручения банку составляются по тому же шаблону, что и при оплате налога. Кроме того, при заполнении платежных документов по вышеупомянутым страховым взносам необходимо указывать реквизиты налоговой службы, администрирующей соответствующие платежи.

Отдельный нюанс – уплата взносов на страхование от травматизма. Налоговая служба не администрирует такие платежи. Они по-прежнему находятся под контролем Фонда социального страхования. Таким образом, для этих взносов прописывается код 08.

Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям нужно особо внимательно отнестись к заполнению поля 101 в платежном поручении

Ошибка при обозначении поля 101 в платежке: что делать

Если плательщик допустил ошибку при составлении платежного документа, неверно указав свой статус, то перечисленные денежные средства могут не поступить получателю. Это особенно важно, так как получателем денег является в данной ситуации бюджетная система. Часто бывает так, что деньги плательщика списываются со счета (например, через Сбербанк Онлайн), но не зачисляются в бюджет. Налоговым законодательством РФ предусмотрено, что такое перечисление налога не будет считаться реализованным. Данное обстоятельство может привести к начислению штрафов налогоплательщику.

Чтобы избежать подобных недоразумений при общении с налоговой службой, плательщику налогов следует принять следующие меры:

  1. Тщательнейшим образом проверить составленную платежку на наличие неточностей.
  2. Если ошибка все же обнаружена при проверке, необходимо направить в налоговую службу письменное заявление с уточнением статуса плательщика. К данному заявлению следует прикрепить копию соответствующей платежки.
  3. Рекомендуется провести с налоговой службой специальную сверку по ранее уплаченным налогам. Результаты данной сверки оформляются актом.

При безналичной оплате через российскую банковскую систему используют платежное поручение. Это первичный документ, унифицированная форма которого утверждена положением Центробанка № 383-П (далее – Приложение № 383-П). Платежное поручение выступает письменным указанием клиента банка на перевод денежной суммы соответствующему получателю. Согласно правилам заполнения платежек, установленных приказом Минфина № 107н от 12 ноября 2013 года (далее – Приказ № 107н), все обязательные поля в этом документе должны быть заполнены определенным образом. Как правило, незаполненные строки и поля в платежном документе нежелательны. Если говорить о поле 101, где проставляют в платежном поручении статус составителя, в 2018 году его оформляют с учетом некоторых изменений.

В каких случаях проставляют статус составителя

В соответствии с Положением № 383-П данный реквизит документа заполняют только в случае перечисления денежных сумм в бюджет. То есть – при уплате налогов, сборов, взносов и т. п.

Для правильного оформления платежного поручения необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • нельзя проставлять в поле 101 цифру «0», как при заполнении других реквизитов платёжки;
  • недопустимо оставлять поле пустым, если средства перечисляются в бюджет;
  • значение в этом поле проставляют в соответствии с правилами заполнения платежек, изложенными в Приказе № 107н.

При расчетах между организациями (ИП) и при внебюджетных перечислениях это поле оставляю пустым.

Какой код ставить в поле «Статус составителя» в платежном поручении

Информацию о статусе в реквизите 101 платежки вносят в соответствии с Приложением № 5 к Приказу № 107н. В нем приведен полный перечень значений, которые плательщики могут проставлять в реквизите 101 при расчетах с бюджетом.

Учтите, что в 2017 году в упомянутое Приложение № 5 приказом Минфина № 58н от 05.04.2017 года внесены некоторые изменения, которые касаются проставления статуса составителя расчетного документа. Поскольку эту информацию необходимо учитывать при заполнении платёжки, рассмотрим подробнее внесенные изменения.

1. В связи со вступившими в силу в 2017 году поправками в налоговое законодательство, куда перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды, в Приказ № 107н были внесены изменения, касающиеся заполнения статуса составителя в платежном поручении на оплату таких взносов. Из-за передачи в нынешнем году налоговым органам прав на администрирование взносов у их плательщиков возникал вопрос, какое значение вносить в поле 101.

Вначале ПФР и ФСС рекомендовали заполнять рассматриваемый реквизит статусом «14» – налогоплательщик, совершающий выплаты физическим лицам. Но в новой редакции Приказа № 107н этот статус вообще исключен. Поэтому с апреля 2017 года при заполнении платежек для перечисления взносов страхователи проставляют в статусе составителя «01».

Таким образом, статус составителя ООО в платёжке, как правило, «01» (администрируют налоговики). Если происходит уплата подоходного налога, то «02».

2. Еще одно изменение касается статуса составителя «08». До вступления в силу изменений этот показатель проставляли в поле 101 фирмы, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы фермерских хозяйств при расчетах с бюджетом в виде оплаты взносов и иных сумм.

Теперь эти категории плательщиков указывают значение «08» только при перечислении в бюджет прочих платежей, исключая налоги, сборы и взносы. Например, к таким можно отнести госпошлину или взносы на травматизм, которые по-прежнему перечисляют в ФСС в отличие от остальных взносов.

Таким образом, статус составителя «08» указывают все остальные категории плательщиков при перечислении страховых взносов на травматизм. В части взносов в ФСС на статус составителя надо обращать особое внимание.

3. Частные предприниматели при перечислении налогов, сборов и взносов указывают в платежном поручении свой статус составителя – «09». В большинстве случаев статус составителя ИП будет иметь именно такое значение. Исключение – код «08».

Нотариусы, адвокаты, а также руководители крестьянских хозяйств проставляют в поле 101 значения «10», «11» и «12» соответственно.

4. Следующее изменение в правилах заполнения платежных поручений относится к статусу составителя «24». Ранее это значение применяли физические лица при перечислении налогов и страховых взносов. Теперь этот код указывают только при уплате сборов, а также взносов в ФСС и других платежей в бюджет (есть ряд исключений).

Для оформления платежки на перечисление налогов, сборов и взносов, которые уплачиваются через налоговые органы, физические лица в реквизите 101 проставляют статус составителя «13».

5. Еще один вопрос по заполнению реквизита 101 возникал при оформлении платежных поручений в связи с изменениями в НК РФ относительно возможности оплаты налогов и взносов за обязанного субъекта иным лицом. Изменения, внесенные в апреле нынешнего года в правила заполнения платежек, разъясняют, как нужно оформлять платежное поручение при исполнении чужих обязательств.

Однако никакого специального значения для иного лица в «Статусе составителя» чиновники не предусмотрели. Поэтому при оформлении документа в поле 101 вносят статус лица, за которого уплачиваются взносы или налоги.

Ещё коды

Как видно, для страховых взносов статус составителя в общем случае может принимать значения «01», «08», «09» или «13».

Что касается НДФЛ, статус составителя должен иметь значение:

  • «02» – статус составителя налогового агента;
  • «13» – обычное физлицо.

В отношении госпошлины статус составителя в большинстве случаев будет «08».

Учтите, что статус составителя при штрафе зависит от того, какой именно орган власти администрирует данную санкцию – налоговики, ФСС, таможня и др.