Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации. Единство финансовой системы рф

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Она производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Источниками государственного (центрального) бюджета являются.

Прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90 %. Самыми крупными из них являются - подоходный налог, налог на прибыль корпораций и налог
на добавленную стоимость;

Государственные займы. Осуществляются они с помощью выпуска и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в государственном бюджете составляет от 10 до 20 %;

Эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых расходов, т. е. в условиях превышения расходов над доходами.

Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Такое состояние бюджета называется «бюджетным дефицитом». Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализацию принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики. Особое значение из них имеют спад производства и рост теневого сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, и, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь теневая экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». Отсюда и название - «теневая экономика».



Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения. Даже самые экономически развитые страны, как правило, постоянно имеют дефицитный бюджет (от 10 до 30 %). Все зависит от причин его возникновения и направлений расходов государственных денежных средств. Если финансовые средства, составляющие превышение расходов над доходами, направляются на развитие экономики, используются для финансирования приоритетных отраслей, т. е. используются эффективно, то в будущем рост производства и прибыли в них с лихвой возместят произведенные затраты и общество в целом от такого дефицита только выиграет. Если же правительство не имеет четкой программы экономического развития, а превышение расходов над доходами допускает с целью латания

«финансовых дыр», субсидирования нерентабельного производства, то бюджетный дефицит неизбежно приведет к росту отрицательных моментов в развитии экономики, главным из которых является усиление инфляционных процессов.

Для покрытия дефицита бюджета правительства, как правило, прибегают к кредитам центрального банка, а также государственным займам, осуществляемым посредством выпуска ценных бумаг - государственных облигаций. В результате появляется и растет государственный долг. Ведь государственные облигации и кредит - это не что иное, как «долговые обязательства государства». А долг, как известно, платежом красен. По долгам надо обязательно рассчитываться. Если покрытие дефицита таким способом производится постоянно, то рост государственного долга может привести к банкротству государства. Кроме того, рост государственного долга является ярким свидетельством безразличия правительства к судьбе будущих поколений, ведь им придется рассчитываться за нынешние долги правительства.

Таким образом, постоянный бюджетный дефицит, вызывая рост государственного долга, может иметь самые серьезные последствия для развития экономики Поэтому правительство при наступлении очередного финансового года стремится «разгрузить» бюджет, т. е. уменьшить его дефицит. Практика принятия бюджетов показывает, что «разгрузка» бюджета осуществляется за счет широких слоев населения страны. Обычно «урезаются» социальные ассигнования: на образование, здравоохранение, жилищное строительство, социальное обеспечение.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
Бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Необходимость формирования централизованных фондов (госбюджета) обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.
Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они являются элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения, и здесь бюджет представляет собой философию и идеологию общественного развития. Являясь частью финансовых отношений, бюджет имеет те же характеристики, что и финансы в целом, но в то же время характеризуется определёнными особенностями:

  • бюджет является особой формой перераспределительных отношений, связанных с обособленной частью национального дохода в руках государства;
  • посредством бюджета осуществляется перераспределение НД на всех уровнях народного хозяйства и по всем сферам экономики;
  • область бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов.
Как экономическая категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:
  • валовой общественный продукт (ВОП), совокупный общественный продукт (СОП), НД - бюджет служит средством перераспределения этих категорий;
  • финансы, прибыль, налоги, кредит, заработная плата, материальное стимулирование и др. - бюджет служит результатом распределения этих категорий по отраслям производства, сферам деятельности и т.д.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА

1. Понятие - финансовая система

Финансовая система - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляются распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Поскольку финансы являются носителями распределительных отношений, то это распределение происходит, прежде всего, между различными экономическими (хозяйствующими) субъектами. Поэтому в совокупности финансов, образующих финансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

· общегосударственные финансы;

· финансы предприятий и организаций.

Финансовая система в её широком понимании включает также и кредитно-банковскую систему (совокупность банков и иных кредитных учреждений страны).

Каждая из этих сфер имеет организационную структуру и складывается из нескольких звеньев.

Звенья первой сферы - общегосударственных финансов - относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуровне.

Звенья второго подразделения (финансы предприятий и организаций) включают децентрализованные финансы и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера состоит из банков и иных кредитных учреждений страны.

Разграничение финансовой системы на отдельные сферы (подразделения) и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и использования фондов денежных средств и, следовательно, особой ролью в финансовой системе.

Общегосударственные финансы включают бюджетную систему (государственный бюджет), государственные внебюджетные целевые фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Бюджетная система России - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации совокупность бюджетов (федерального, региональных и местных) и внебюджетных фондов. В бюджетную систему входят государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственный бюджет Российской Федерации - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда. Он обеспечивает выполнение функций государства, заключающихся в проведении государственной политики, главным образом посредством перераспределения доходов, полученных, в первую очередь, через систему налогообложения. Государственный бюджет РФ объединяет федеральный бюджет, территориальные бюджеты (бюджеты субъектов РФ) и местные бюджеты.

Следующим звеном общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные целевые фонды. При переходе к рыночным условиям хозяйствования были образованы следующие внебюджетные социальные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования. Эти фонды являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение - финансирование социальных услуг, предоставляемых населению.

Наряду с государственными внебюджетными фондами социального назначения создаются фонды экономического назначения, за счёт которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических задач. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов, имеют определённую самостоятельность.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов. Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства. Государственный кредит - это также внешние займы государства, когда государство берёт кредит у зарубежных государств для покрытия дефицита бюджета.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует проведению мероприятий по их предупреждению.

Финансы предприятий являются одним из важных звеньев финансовой системы Российской Федерации. Они функционируют в производственной и непроизводственной сферах экономики.

Предприятия производственной сферы в условиях рыночной экономики осуществляют свою деятельность на основе полного хозяйственного (коммерческого) расчёта.

Хозяйственный (коммерческий) расчёт производственных предприятий основан на трёх принципах: финансовой самостоятельности, рентабельности, самофинансирования за счёт полученной прибыли.

Финансы предприятий являются не просто одним из составных звеньев финансовой системы, а практически являются одним из основных звеньев финансовой системы Российской Федерации, занимая в ней определяющее положение. В этом звене финансовой системы формируются финансовые потоки, создаются валовой внутренний продукт и национальный доход, который в дальнейшем подлежит перераспределению через налоговую и бюджетную системы, производственные и социальные сферы. Особенности финансов отдельных предприятий зависят от формы собственности и организационно-правовой формы.

Однако не все предприятия (организации) строят свою работу на принципах коммерческого расчёта. Гражданский кодекс РФ разграничивает юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации. Во внимание принимается основная цель. В качестве критерия такого разграничения служит также порядок использования полученной прибыли.

Таким образом, в сфере финансов предприятий выделяют следующие звенья финансовой системы:

· финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

· финансы предприятий, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансы государственных и муниципальных предприятий;

· финансы общественных организаций (объединений).

Основой организации финансов предприятий всех форм собственности является наличие финансовых ресурсов в размерах, необходимых для хозяйственной и коммерческой деятельности. Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий во многом зависит общее положение финансовой системы. Они позволяют управлять стоимостной оценкой материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивать их сбалансированность. Прибыль предприятий играет решающую роль в формировании доходов бюджетов всех уровней. Из бюджета обеспечивается финансирование социальной сферы экономики, инвестиционных программ, обороны, экологии.

Кредитно-банковская система - это совокупность банков и иных кредитных организаций, осуществляющих кредитные отношения.

Объективная необходимость существования кредитных отношений в государстве обусловлена кругооборотом товарных ресурсов и денежных средств в процессе общественного воспроизводства. У их владельцев в ходе кругооборота образуются временно свободные денежные средства. В то же время у других предприятий возникает потребность в привлечении денежных средств. Это и создает реальную основу для возникновения кредитных отношений.

Аккумулируют временно свободные денежные средства хозяйственных организаций, главным образом, банки и иные кредитные организации. Возможность пользоваться кредитом (ссудой) позволяет предприятиям ускорять реализацию намеченных мероприятий (проектов), не дожидаясь накопления собственных денежных фондов.

Мобилизацию денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система - одно из важнейших подразделений финансовой системы государства. 2 декабря 1990г. был принят закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», где была определена новая структура банковской системы страны, состоящая из двух уровней:

· первый уровень - Центральный банк Российской Федерации (Банк России);

· второй уровень - коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.

2. Состав и структура финансовой системы

По причине сложности не всегда можно исследовать и провести анализ системы в целом. В этом случае прибегают к декомпозиции - разделению системы на части (подсистемы) - и исследуют эти части как самостоятельные объекты. В частности выделяют субъект и объект управления.

Каждая из этих подсистем является сложной системой. Подсистемами называют крупные составляющие сложных систем, которые обычно, в свою очередь, являются сложными системами. В качестве подсистем финансовой системы выступают сферы и звенья.

Структура финансовой системы - это совокупность её элементов и связей между ними.

Финансовая система состоит из трёх основных элементов:

1. совокупность сфер и звеньев финансовых отношений (собственно финансовая система в узком понимании);

2. совокупность создаваемых в каждом звене денежных фондов;

3. система финансовых органов - финансовый аппарат (инфраструктура финансовой системы), или финансовая система с точки зрения управления финансами.

Финансовая система - 1) вся совокупность звеньев и сфер; 2) совокупность учреждений финансовой системы, которая существует на предприятии, в государстве и т.д.

Первая сфера, где необходимы финансы - государство. Система, с помощью которой государство собирает и расходует средства, называется государственные финансы.

Кроме государства существуют различного рода предприятия, следовательно, вторая сфера называется финансы предприятий. Это инструмент, с помощью которого предприятие собирает средства.

Третья сфера - прочие финансы (в том числе финансы страхования).

Звенья первой сферы:

1. Федеральный бюджет;

2. Внебюджетные фонды (денежные средства, которые концентрируются в руках неправительственных, но государственных организаций):

· Пенсионный фонд;

· Фонд социального обеспечения (концентрирует деньги, предназначенные на оплату отпусков, больничных и т.д.);

· Фонд обязательного медицинского страхования.

Правительство стремится распоряжаться этими фондами, так как в них оседают колоссальные средства, которые правительство может использовать для своих целей.

3. Государственный кредит.

Звенья второй сферы (финансы предприятий):

1. Финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;

2. Финансы учреждений и организаций, которые осуществляют некоммерческую деятельность;

3. Финансы общественных объединений (профсоюзов, политических партий, общественных фондов).

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

1. Социальное страхование;

2. Личное страхование;

3. Имущественное страхование;

4. Страхование ответственности;

5. Страхование предпринимательских рисков.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Каждому звену системы финансов присущи свои специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов.

Финансовые системы разных стран имеют разный состав, что определяется разными государственными структурами и организационно - правовыми формами.

Проведение рыночных реформ в России, осуществление принципиально новой экономической и финансовой политики, объективно обусловили выделение новых звеньев финансовых отношений.

Следует иметь в виду, что первичные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу системы финансов любого государства. И это не только теоретическое предположение, поскольку вся совокупность этих ресурсов отражается в сводном балансе финансовых ресурсов России.

В целом, вся система финансов состоит из двух укрупнённых подсистем (сфер):

· государственных и муниципальных финансов;

· финансов хозяйствующих субъектов.

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов и соответственно финансовых фондов.

Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг.

Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов, и начинаются прочие распределения и перераспределения стоимости.

Группировка финансовых отношений внутри сферы субъекта хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Он оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Участниками товарного производства также выступают ПБЮЛ (предприятия без образования юридического лица). Под деятельностью таких предприятий понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, выделяют следующие звенья в сфере субъектов хозяйствования:

· финансы коммерческих организаций;

· финансы некоммерческих организаций;

· финансы ПБЮЛ.

Сфера финансов государственных и муниципальных финансов состоит из двух звеньев:

· финансы государственного бюджета;

· финансы внебюджетных фондов.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, даёт государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

3. ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления;

2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.);

3. Фонды, консолидированные в бюджете;

4. Внебюджетные децентрализованные фонды;

5. Фонды страхования;

6. Государственный кредит;

7. Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды);

8. Финансы населения.

Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это - общегосударственные финансы, за счёт которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

Финансы, обладая в целом общими специфическими свойствами, имеют свою внутреннюю структуру. В нее входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохранении общих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньев обусловлена многообразием потребностей общества, с которыми связаны финансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальную сферу.

Следовательно, финансовая система в экономическом аспекте - это объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся в совокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Материальное выражение звеньев (институтов) финансовой системы составляют соответствующие их специфике денежные фонды - бюджетные, внебюджетные и т. д. В литературе встречается применение термина «финансовая система» и в другом значении - как системы финансовых органов, что вряд ли заслуживает поддержки, поскольку в этом случае одним и тем же термином обозначаются существенно различающиеся между собой понятия.

Новые экономические и политические условия современной России вызвали существенные изменения в структуре ее финансовой системы и содержании вошедших в нее звеньев, их внутреннем строении, взаимодействии между собой. На данном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
- бюджетная система, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации) и местных
бюджетов муниципальных образований;
- внебюджетные целевые государственные и муниципальные (местные) денежные фонды;
- финансы предприятий, организаций, учреждений;
- финансы страхования;
- кредит (государственный, муниципальный и банковский).

Подобное мнение содержании финансовой системы широко распространено среди представителей финансово-правовой науки. Вместе с тем в экономической финансовой литературе высказано мнение о более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему особенностями. Другие представители этой науки, не упоминая среди звеньев финансовой системы байковский кредит, государственный кредит в нее включают2. В то же время ученые-экономисты отмечают целесообразность расширительного толкования понятия финансов (которого придерживаются авторы настоящего учебника), включая в них и банковский кредит.

Названные звенья финансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своих особенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с тем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствует большей ее гибкости и эффективности действия.

Современная финансовая система Российской Федерации формировалась с использованием зарубежного опыта. Так, стали создаваться разнообразные внебюджетные и бюджетные целевые фонды, подобные тем, которые существуют в других странах. Упразднена государственная монополия на имущественное и личное страхование, на банковский кредит. Финансовая система приобрела черты, присущие рыночным отношениям в экономике, сформированы финансовые институты на уровне местного самоуправления. Вместе с тем финансовой системе России свойственны черты, которые отражают экономические и политические условия, традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей. Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными. Централизованные денежные средства в определенных территориальных пределах (например, федеральный, республиканский, областной бюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Кроме того, выделяются фонды общего и целевого назначения. Целевыми денежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные государственные и муниципальные фонды. В сравнении с ними государственный или местный бюджет - денежный фонд общего назначение.

Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством которой образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Они необходимы для реализации общегосударственных или территориальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороны и безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базой самостоятельности субъектов РФ, развития местного самоуправления. Средства бюджетной системы образуются в основном за счет налогов.

Внебюджетные целевые государственные имуниципальныефонды - новое звено финансовой системы Российской Федерации. Они создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Их средства должны направляться на определенные цели соответственно своему предназначению. К ним относятся, в частности, такие государственные социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, сформированные во исполнение требований законодательства, фонды, создаваемые на основании актов Правительства РФ и других органов.

В целом внебюджетные фонды призваны увеличить финансовые ресурсы государства и обеспечить их наиболее целесообразное использование. Однако в связи с недостаточностью средств в бюджетной системе, распыленностью государственных финансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами их внутреннего неэффективного использования значительная часть этих фондов ликвидирована.

Финансы предприятий, организаций, учреждений-обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении названных субъектов, используются ими для выполнения своих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие форм собственности, на основе которых функционирует данное звено финансовой системы. В нем выделяются две подгруппы: финансы коммерческих и финансы некоммерческих организаций^. Коммерческими организациями являются предприятия, финансы которых используются для обеспечения собственной производственной и социальной деятельности. Основной их целью является извлечение прибыли (ст. 50 ГК РФ). Бюджетные организации такой цели не имеют, хотя на основании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательской и иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях более полного выполнения своих функций (ст. 161 БК РФ).

Финансы предприятий - исходное звено, основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны с материальным производством, в процессе которого создается национальный доход, затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Помимо финансов предприятий, действующих в сфере материального производства, функционируют также финансы других коммерческих организаций, которые занимаются предпринимательской деятельностью в иных сферах. Это банки и небанковские кредитные организации, страховые компании, различные фонды и иные организации, оказывающие услуги и осуществляющие свою деятельность на коммерческой основе.

Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическим лицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических и физических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однако законодательство предусматривает случаи страхования за счет средств государственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работников налоговых органов и т. д.). Различают следующие формы страхования: а) имущественное и личное; б) социальное; в) медицинское. По методам проведения они могут быть обязательными и добровольными. С переходом к рыночной экономике страхование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственными в этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственные. страховые организации, находясь под надзором государства.

Кредит выражается в привлечении свободных денежных средств различных субъектов, аккумуляции их в денежные фонды и предоставлении другим субъектам во временное использование на началах возмездности и срочности. Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственных средств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношения стали более разнообразными по своему содержанию и кругу участников. Согласно законодательству различают две формы кредита: а) государственный и муниципальный; б) банковский.

Под государственным кредитом понимаются прежде всего отношения, посредством которых образуется государственный долг (гл. 14 БК РФ). Это отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц государством (муниципальными образованиями) при недостаточности государственных (бюджетных) доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношениях выступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являются кредиторами. Заимствование осуществляется в формах выпуска облигаций государственных займов, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в Сберегательный и другие банки в качестве источника кредитных ресурсов. Государственный долг образуется на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ.

Государственный долг может быть внутренним (порядок образования и погашения которого урегулирован законодательством РФ) и внешним, регулируемым международными договорами и соглашениями РФ. Государственный и муниципальный долг может быть использован для покрытия бюджетного дефицита.

Вместе с тем и государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам в целях финансовой поддержки, развития экономических взаимоотношений и т. д. (ст. 6 БК РФ). Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает уже в качестве кредитора. В рассмотренных формах осуществляется и муниципальный кредит.

Банковский кредит - это отношения по предоставлению банками денежных средств физическим и юридическим лицам для производственных, социальных и иных нужд на основе договора во временное использование на условиях возмездности (платности), срочности и материальной обеспеченности долга. При этом банки используют в качестве кредитных ресурсов, главным образом, хранящиеся на открытых у них счетах временно свободные средства юридических и физических лиц, в определенных случаях - бюджетные и иные ресурсы.

В условиях перехода к рыночной экономике круг объектов банковского кредитования и субъектов кредитных отношений значительно расширился. Изменилась и банковская система: на месте прежних банков, являвшихся исключительно государственной собственностью, действует под надзором государственного Центрального банка РФ широкая сеть кредитных организаций (коммерческих банков), основанных на разных формах собственности.

В процессе функционирования финансовой системы производятся денежные платежи и расчеты, т. е. используется денежная система. Эти платежи и расчеты производятся как в безналичной форме, так и с использованием наличных денежных знаков. При формировании соответствующих валютных фондов производятся валютные операции.

Центральное место в финансовой политике государства занимает бюджетная политика.
Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.
В мировой практике бюджеты государства разрабатываются, утверждаются и исполняются для достижения определенных целей в развитии бюджетной сферы, т. е. обеспечения тех видов деятельности, которые финансируются за счет бюджетных средств.
Целевые ориентиры государства находят отражение в бюджетной политике.
Бюджетная политика - это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.
С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика предполагает:
- определение целей и задач в области бюджетов;
- разработку механизма мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и внебюджетные фонды разных уровней бюджетной системы;
- выбор направлений использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
- управление бюджетным процессом;
- организацию регулирования экономических и социальных процессов с помощью бюджетных ресурсов.
Целями бюджетной политики являются:
- законодательное разграничение бюджетных полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления в вопросах всего цикла бюджетного процесса;
- реализацию прав самостоятельно принимать каждым органом власти на соответствующем уровне решения о направлениях и объемах использования бюджетных средств;
- бездефицитность бюджетов любого уровня бюджетной системы за счет изменения налоговой системы, регулирования поступлений доходов в бюджеты от налоговых и неналоговых источников доходов;
- сбалансированность бюджетов всех уровней бюджетной системы путем согласования между звеньями бюджетной системы принципов, методов, показателей и нормативов перераспределения бюджетных средств;
- контроль за целевым, экономичным и эффективным использованием бюджетных средств на социально-экономическое развитие на любом уровне бюджетной системы.
Бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами.
От качества федерального бюджета, заложенных в него параметров зависят и уровень социальной защиты граждан, и инвестиционные возможности государства, и степень влияния России на международной арене, и даже предпринимательская активность граждан.
Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов.
Бюджетная политика государства как часть фискальной политики ориентируется в основном на достижение уравновешенного бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении всего бюджетного периода.
Для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
- реалистичности, т. е. исключения ошибок в прогнозировании социально- экономического развития;
- ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
- жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
- усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
В современных условиях России ее бюджетная политика направлена на преодоление последствий системного кризиса и стабилизации в первую очередь социально-экономической ситуации. С этой целью наиболее актуальными задачами бюджетной политики являются:
- повышение уровня минимальных государственных гарантий перед обществом: минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий и их своевременное регулирование в соответствии с ростом потребительских цен;
- стабилизация уровня жизни населения, создание условий во всех регионах режима защищенности наименее обеспеченной части населения, предотвращение обнищания населения и минимизация негативных последствий безработицы;
- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисные ситуации в результате катастроф, стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и сепаратистских последствий;
- выравнивание условий социально-экономического развития регионов при одновременной поддержке тех регионов, которые имеют важное стратегическое значение;
- стабилизация работы сектора экономики как главного элемента обеспечения жизни общества и безопасности государства;
- централизация всех видов доходов и иных ресурсов на счете Федерального казначейства с целью оперативного вмешательства в негативные последствия;
- обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной и других видов продукции;
- погашение задолженности бюджетным организациям и другим получателям бюджетных средств;
- реструктуризация государственных долгов, инвентаризация высших и внутренних заимствований и результатов их использования;
- принятие мер по перечислению дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и прибыли ЦБ РФ в федеральный бюджет;
- обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
- повышение роли бюджета развития РФ как источника государственной инвестиционной политики и т. д.
Бюджетная политика главным образом проявляется в процессе реализации работ по мобилизации денежных ресурсов в бюджеты и их использовании в ходе бюджетного процесса.
На протяжении ряда лет бюджетная политика строилась на принципе реформирования экономики, которая осуществлялась по следующим направлениям:
- создание олигархического слоя собственников, воплощающих оперативную тактику реформ. Предполагалось, что, передав основные отрасли производства и крупные объекты в собственность частных лиц, в России появится олигархический слой, который за счет платежей обеспечит в достаточной степени выполнение властью своих функций перед обществом и государством;
- приведение институционной базы в соответствие с усилением сырьевой направленности реального сектора экономики и подчинение ей внешнеторговой деятельности государства, за счет чего предполагалось значительно увеличить объемы бюджетов всех уровней, в первую очередь федеральный бюджет.
Хотя сырьевые источники и пополняют бюджет, однако не в том соотношении, как его мог бы пополнить конечный продукт (кроме газа);
- либерализация денежно-кредитного и финансового рынка (либерализация цен на товары и услуги), по мнению реформаторов, должна была наполнить не столько федеральный бюджет, сколько территориальные бюджеты и на этой основе обеспечить социально-экономическое развитие регионов;
- привлечение спекулятивного и иностранного капиталов, которые должны были стабилизировать экономику, придать ей бурное развитие и на основе экономического сектора обеспечить бюджеты денежными ресурсами;
- реализация модели бюджетного федерализма, согласно которой предполагалось значительно расширить полномочия территориальных органов власти, в том числе с помощью заключения двухсторонних соглашений между центром (Федерацией) и субъектами РФ, между субъектами РФ и муниципальными образованиями и на этой основе предполагалось устранить противоречия в существующей бюджетной системе за счет оперативного решения финансовых проблем.
Все вышеизложенные начинания решались реформаторами перестройки без соответствующего анализа российских условий, без достаточного обоснования, без правовой базы разграничения предметов ведения и учета реального бюджетного потенциала.
Взятый правительством курс реализации бюджетной политики по перечисленным направлениям привел к негативным последствиям. Налицо обозначилось:
- подавление инвестиционной активности государственного сектора экономики;
- устранение государства от реализации принципа социальной справедливости и обеспечения гарантированного уровня благосостояния;
- сползание к индивидуальному принципу удовлетворения социальных потребностей без учета роста доходов населения;
- расслоение общества на бедных и богатых, на нищих и сверхбогатых, что породило противоречия между социальными группами населения;
- зависимость территориальных образований от центра (территориальных бюджетов от федерального бюджета), что привело к негативным последствиям в социально-экономической жизни общества и территорий.
Разрешение сложившейся ситуации потребовало изменения курса в бюджетной политике. Современное социально-экономическое состояние общества и территорий свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в разрешении ряда проблем в бюджетной сфере.
Анализ состояния бюджетной системы в течение ряда последних лет свидетельствует, что в числе первоочередных проблем, которые необходимо разрешить, стоять следующие:
- сбалансировать бюджеты всех уровней, в том числе государственные бюджетные фонды;
- оптимизировать структуры статей доходов и расходов всех уровней бюджетной системы;
- обеспечить принятие реальных и прозрачных бюджетов и внебюджетных фондов;
- усовершенствовать налоговую систему как основной источник доходов бюджетов всех уровней;
- повысить эффективность (доходность) использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и собственности муниципальных образований;
- усовершенствовать законодательную базу и определить механизм передачи расходов верхнего уровня на бюджеты нижних уровней бюджетной системы;
- оптимизировать бюджетную систему на основе обобщения теории и реализации ее положений в практику бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджетов, внебюджетных и бюджетных фондов может быть достигнута за счет эффективности сбора налогов со всех налогоплательщиков, сокращения расходов, расширения эмиссионных и неэмиссионных источников финансирования бюджетного дефицита, повышения доли неналоговых видов доходов, сокращения внешних и внутренних заимствований.
Оптимизировать структуры статей доходов и расходов означает, что в первую очередь необходимо реструктуризовать государственные долги, установить верхнюю границу доходности бюджета по государственным заимствованиям, предельно допустимую границу доходности за счет налогов.
Неопределение названных критериев предполагает движение к сужению функций государства в социально-экономической сфере, углублению противоречий и тенденций сепаратизма в обществе, ослаблению роли государства, его влияния на массы и политики государства в целом.
Обеспечение принятия реальных и прозрачных бюджетов означает, что накопления и активы работают в интересах развития экономики, а исполнение бюджетов осуществляется в соответствии с утвержденными нормативами и общество знает, на что расходуются переданные им государству средства в виде налогов и других платежей. Реальность бюджета основывается на научном прогнозе макроэкономических показателей, реальных доходах населения, реальном накоплении ресурсов в предпринимательском секторе экономики и реальных доходах, поступающих в бюджеты.
Совершенствование налоговой системы как основного источника доходов бюджетов в первую очередь означает:
- обеспечение увеличения собираемости налогов путем регулирования налогооблагаемой базы;
- сокращение сроков просроченной задолженности;
- усиление финансового контроля;
- изменение порядка зачисления платежей по уровням бюджетной системы;
- введение государственной монополии на производство алкогольной продукции;
- изменение налогового законодательства, в частности отмены льгот, снижения ставок, отмены отдельных видов налогов, замены налогов на единый налог на доход и т. д.
Низкий уровень сбора налогов объясняется сокрытием выручки налогоплательщиками, уходом от уплаты налогов отдельными налогоплательщиками, несовершенством налогового законодательства.
Повышение эффективности использования государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований означает, что необходимо повысить персональную ответственность руководителей всех уровней собственности за использование активов, своевременное получение дивидендов по акциям, арендной платы за использование государственного имущества, за создание условий для привлечения инвестиций.
Переход на казначейскую систему исполнения бюджета означает переход к единому счету Федерального казначейства РФ, что обеспечит централизацию всех средств бюджета, в том числе счетов государственных внебюджетных фондов, средства которых остаются в распоряжении коммерческих банков на достаточно длительное время. Казначейская система требует своего реформирования в направлении придания ей самостоятельного статуса по исполнению бюджетов, который в настоящее время принадлежит Минфину России.
Совершенствовать законодательную базу и определить механизм регулирования доходов и расходов по уровням бюджетной системы означает, что необходимо четко разграничить права, полномочия и ответственность всех уровней власти бюджетной системы, урегулировать механизм устранения встречных бюджетных потоков денежных средств путем изъятия доходов, создаваемых в территориальных образованиях, более четко определить механизм перераспределения доходов между бюджетами различных уровней в интересах покрытия дефицитов нижестоящих бюджетов.
Критериальное значение для оценки качества бюджетной политики имеют следующие показатели:
- стабильность доходов от реального сектора экономики;
- пропорциональность роста доходов и расходов;
- динамика доли текущих и капитальных расходов в структуре расходов бюджета;
- соотношение процентных и непроцентных расходов в бюджете;
- наличие сфер (отраслей), финансирование которых улучшается или ухудшается;
- доля расходов бюджета на финансирование реального сектора экономики.
При ее незначительности (в настоящее время она не превышает 9% в
структуре расходов федерального бюджета) государственный сектор экономики отстает в развитии.