Дискреционная бюджетно-налоговая политика в модели "кейнсианского креста". Мультипликаторы бюджетно-налоговой политики. Совокупный спрос (AD)

Совокупный спрос и совокупное предложение.

Лекция 5.

Основной (базовой) макроэкономической моделью является модель “совокупного спроса- совокупного предложения” (AD-AS). Она позволяет:

1) выявить условия макроэкономического равновесия, определить величину равновесного объема производства и равновесного уровня цен;

2) объяснить колебания объема производства и уровня цен в экономике;

3) показать причины и последствия этих изменений;

4) описать различные варианты экономической политики государства

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) представляет собой сумму спросов всех макроэкономических агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокупного спроса выступают:

1) спрос домохозяйств, т.е. потребительский спрос – С (consumption demand);

2) спрос фирм, т.е. инвестиционный спрос – I (investment demand);

3) спрос со стороны государства, т.е. государственные закупки товаров и услуг – G (government spending);

4) спрос иностранного сектора, т.е. чистый экспорт – Xn (demand for net export).

AD = C + I + G + Xn.

Эта формула похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты.

Отличие от формулы ВВП по расходам – AD – сумма намерений расходов, в то время как ВВП – сумма фактических расходов.

Величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом данном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше расходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг. Следовательно,

Зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон (рис. 3-1).

Каждая точка кривой совокупного спроса (кривой AD) показывает стоимость того количества конечных товаров и услуг, на которое будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен.

По оси абсцисс - реальный ВВП (Y) (в долларах, марках, рублях и т.п.)

По оси ординат – общий уровень цен – дефлятор ВВП (P), измеряемый в относительных величинах.

Кривая совокупного спроса не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса. Это связано с тем, что по осям отложены совокупные величины. Так, рост общего уровня цен (дефлятора ВВП) не означает повышения цен на все товары в экономике и может происходить в условиях, когда цены на некоторые товары снижаются, а на некоторые - остаются без изменения.


Отрицательный наклон кривой совокупного спроса поэтому также не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т.е. эффектом замещения и эффектом дохода. Например, замещение относительно более дорогих товаров относительно более дешевыми не может сказаться на величине совокупного спроса, поскольку она отражает спрос на все конечные товары и услуги, произведенные в экономике, на весь реальный ВВП, и снижение величины спроса на один товар компенсируется ростом величины спроса на другой.

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующими эффектами:

1. эффектом реального богатства (эффектом реальных денежных запасов – real money balances effect) или эффектом Пигу

(в честь известного английского экономиста, коллеги Дж.М.Кейнса по Кэмбриджской школе, ученика и последователя Альфреда Маршалла профессора Артура Пигу, который ввел в научный оборот понятие «реальных денежных запасов»).

Под реальным богатством понимают отношение номинального богатства индивида (М), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен (Р):

Таким образом, это реальная покупательная способность номинального богатства человека, которое может быть представлено как наличными деньгами (денежными финансовыми активами), так и ценными бумагами (неденежными финансовыми активами, т.е. акциями и облигациями) с фиксированной номинальной стоимостью. При росте уровня цен покупательная способность номинального богатства падает, т.е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше. Эффект Пигу заключается в следующем: если уровень цен повышается, величина реальных денежных запасов (реального богатства) снижается, люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают потребление, а поскольку потребление (потребительский спрос) является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается.

Этот эффект может быть записан в виде следующей логической цепочки:

2. эффектом процентной ставки (interest rate effect) или эффектом Кейнса.

Он состоит в следующем: если уровень цен повышается, возрастает спрос на деньги, поскольку людям требуется больше денег для покупки подорожавших товаров. Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет «цена» денег (цена кредита), т.е. ставка процента. А так как кредиты, в первую очередь, берут фирмы, используя их на покупку инвестиционных товаров, то удорожание кредита ведет к сокращению инвестиционного спроса, являющегося частью совокупного спроса, и, следовательно, величина совокупного спроса уменьшается.

Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки:

Растут цены – растет спрос на деньги – растет цена (процентная ставка) кредита – падает спрос на кредит (инвестиционные товары).

Кроме того, рост ставки процента сокращает и потребительские расходы. С однойстороны, кредит берут не только фирмы, но и домохозяйства (потребительский кредит), особенно на покупку товаров длительного пользования, и его удорожание ведет к сокращению потребительского спроса.

С другой стороны, рост ставки процента означает, что по сбережениям теперь выплачивается более высокий доход, что стимулирует домохозяйства увеличивать сбережения и сокращать потребительские расходы. Величина совокупного спроса уменьшается в еще большей степени.

3. эффектом импортных закупок (эффектом чистого экспорта – net export effect).

Он заключается в следующем: если уровень цен повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев, и поэтому сокращается экспорт. Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому увеличивается импорт. В результате чистый экспорт сокращается, а поскольку он является частью совокупного спроса, то величина совокупного спроса уменьшается. Запишем эту логическую цепочку:

Во всех трех случаях зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон.

Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов (изменения общего уровня цен), которые влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой совокупного спроса.

Неценовые факторы оказывают влияние на сам совокупный спрос, что означает, что величина совокупного спроса одинаково изменяется при каждом возможном уровне цен. Это обусловливает сдвиг кривой AD. Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, а если сокращается, то она сдвигается влево.

К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся:

1. Факторы, воздействующие на совокупные потребительские расходы:

уровень благосостояния (W- wealth). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая AD сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево

Уровень текущего дохода (Yd – disposal income).

Ожидания (expectations). При анализе их воздействия на совокупный спрос учитывают два вида ожиданий:

Ожидания изменения дохода в будущем. Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой AD вправо).

Ожидания изменения уровня цен. Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по относительно низким ценам в настоящем (так называемая «инфляционная психология»), что также ведет к увеличению совокупного спроса

Налоги (Tx – taxes). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода, частью которого является потребление и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево.

Трансферты (Tr - transfers). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода. Потребительские расходы растут, совокупный спрос увеличивается

Уровень задолженности домохозяйств (D – debt). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и соответственно совокупного спроса (сдвиг кривой AD влево).

ставка процента по потребительскому кредиту (R – interest rate). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы.

Количество потребителей (N – number of consumers). Очевидно, что этот фактор находится в прямой зависимости с совокупным спросом.

2. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

Ожидания (E - expectations). Ожидания инвесторов (фирм) связаны, прежде всего, с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (ожидаемой нормой прибыли), т.е. с тем, что Дж.М.Кейнса называл «предельной эффективностью капитала». Кейнс считал, что основой для принятия инвестиционных решений служит субъективный фактор - «природное чутье» (animal spirit), настроение инвестора. Если инвестор оптимистично оценивает будущее и ожидает высокой нормы отдачи от инвестиций, он будет финансировать инвестиционный проект. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, и инвестиционные расходы сокращаются.

Ставка процента (R – interest rate). Этот фактор также является важным при принятии инвестиционных решений. Чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы, и тем меньше инвестиционные расходы, что сдвинет кривую AD влево. И наоборот.

Влияние ставки процента, как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, который является ценовым фактором

, обусловливающим величину совокупного спроса и движение вдоль кривой AD. В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег или изменение спроса на деньги, но не под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).

Величина дохода (Y - yield). Поскольку определенную часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше величина совокупных инвестиционных расходов. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).

Налоги (Tx – taxes). Рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиции. Следовательно, инвестиционные расходы уменьшаются, сдвигая кривую AD влево.

Трансферты (Tr – transfers). Трансферты фирмам, выступающие в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита, стимулируют инвестиционный спрос.

Технологии (t - technological progress). Появление новых более производительных технологий ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо.

Избыточные производственные мощности (N excess). Наличие избыточных мощностей снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно.

Величина запаса капитала фирм (К 0). Если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше величина капитала фирм по сравнению с оптимальной, тем больше инвестиционный спрос.

3. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг является экзогенной переменной и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при формировании государственного бюджета на очередной финансовый год, т.е. выступает параметром управления.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг кривой AD вправо), а их снижение– сокращает.

4. Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

Величина валового национального продукта и национального дохода в других странах (Y world). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и, следовательно, к увеличению ее экспорта и в результате к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

величина валового национального продукта и национального дохода в данной стране (Y domestic). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты начинают предъявлять больший спрос на товары и услуги других стран (иностранного сектора), что ведет к росту импорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране. Кривая AD сдвигается влево.

обменный курс национальной денежной единицы (e – exchange rate). Обменный курс – это цена национальной денежной единицы в денежных единицах другой (или других) страны, т.е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (например, 1 фунт стерлингов = 2 марки). Рост обменного курса (в нашем случае, 1 фунт стерлингов = 3 марки) означает, что немцам необходимо теперь поменять большее количество марок, чтобы получить то же количество фунтов и купить то же количество английских товаров, как раньше, поэтому английские товары станут относительно более дорогими для Германии, и величина экспорта Великобритании сократится. При этом немецкие товары станут для англичан относительно более дешевыми, поскольку англичанам потребуется поменять меньшее количество фунтов для покупки того же, как прежде, количества немецких товаров. Импорт Великобритании возрастет, и, следовательно, ее чистый экспорт сократится, что обусловит сокращение совокупного спроса. Таким образом, рост обменного курса национальной денежной единицы сокращает чистый экспорт и ведет к уменьшению совокупного спроса.

Неценовыми факторами, также оказывающими влияние на совокупный спрос и объясняющими сдвиги кривой AD, являются денежные факторы . Дело в том, что кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена или уравнением Фишера – в честь известного американского экономиста Ирвинга Фишера

где M – масса (количество) денег в обращении, V – скорость обращения денег (величина, которая показывает то количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица или то количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица), P – уровень цен в экономике (дефлятор ВВП), Y – реальный ВВП.

Из этого уравнения мы получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:

Y= (MV)/Р

Из этого уравнения мы получаем два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос и сдвигает кривую AD:

величина массы денег в обращении. Если в экономике увеличивается предложение денег,

то все экономические агенты чувствуют себя богаче и увеличивают свои расходы. Рост совокупных расходов приводит к росту совокупного спроса и сдвигает кривую AD вправо. Кроме того, рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег, т.е. цену кредита), а чем ниже ставка процента, тем, как мы уже отметили, больше и потребительские, и инвестиционные расходы, поэтому тем больше совокупный спрос. И наоборот, сокращение предложения денег в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую AD влево. Регулирование денежной массы осуществляет Центральный банк страны. Именно это лежит в основе монетарной политики, с помощью которой государство может проводить стабилизационную политику, воздействуя на совокупный спрос.

скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

Мультипликативным эффектом обладают и трансферты. Трансферты представляют собой как бы "антиналоги". Они, так же как и налоги, оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос (через изменение потребительских расходов). Рост трансфертов ведет к росту располагаемого дохода, а их сокращение - к уменьшению располагаемого дохода. (Строго говоря, трансферты изменяют величину личного дохода, что при неизменной величине налогов означает изменение располагаемого дохода.) Если трансферты увеличиваются на 100 дол., то располагаемый доход увеличивается также на 100 дол. При предельной склонности к потреблению, равной 0,8, потребление увеличится на 80 дол.:

а поскольку мультипликатор расходов в данном случае равен 5:

то совокупный доход увеличится на 400 дол.:

Опять мультипликатор начинает действовать как бы со второй ступени по сравнению со случаем, когда увеличиваются государственные закупки, т.е. не со 100 дол., а с 80 дол., поэтому и прирост совокупного дохода составляет не 500 дол., а только 400 дол.

Выведем формулу мультипликатора трансфертов. Изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода:

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению:

а изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

Следовательно, величина мультипликатора трансфертов равна

Таким образом, величина простого мультипликатора любого инструмента фискальной политики определяется только предельной склонностью к потреблению (или соответственно предельной склонностью к сбережению) и не зависит от величины государственных закупок, аккордных налогов или трансфертов.

Мультипликатор трансфертов - это коэффициент, который показывает на сколько увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу.

По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору автономных налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) - прямое.

Социальные трансфертные выплаты - трансферты домохозяйствам - воздействуют на совокупный спрос, а трансферты фирмам - субсидии - и на совокупный спрос, и на совокупное предложение. Увеличение субсидий и субвенций, введение льготного инвестиционного кредита и др. расширяют возможности внутреннего финансирования фирм и увеличения производства, что не только ведет к росту инвестиционных расходов, увеличивая совокупный спрос, но и уменьшает издержки фирм на производство единицы продукции, а это служит стимулом для роста совокупного предложения. Сокращение трансфертов уменьшает и совокупный спрос, и совокупное предложение.

Виды фискальной политики

Инструменты фискальной политики применяются, прежде всего, для стабилизации экономики и сглаживания циклических колебаний.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис.2,а), направлена на увеличение деловой активности и используется как средство борьбы с безработицей.

Мерами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

При этом снижение налогов и увеличение трансфертов фирмам (субсидий) ведет к росту и совокупного спроса, и совокупного предложения. Происходит не только рост совокупного выпуска (от Y 1 до Y *), но и снижение уровня цен (от Р 1 до Р 2 ) (рис.2,в), поэтому эти инструменты могут использовать как средство борьбы одновременно и с безработицей, и с инфляцией.

Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая фискальная политика используется при буме ("перегреве" экономики), направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией (рис. 2,б).

Мерами сдерживающей фискальной политики служат:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Снижение трансфертов.

Рис. 2. Воздействие фискальной политики на экономику

Как было показано в гл. 6, существуют три инструмента дискреционной бюджетно-налоговой политики: государственные закупки, налоги и трансферты. Их изменение вызывает соответствующее мультипликативное изменение выпуска. В этой связи выделяют три мультипликатора, отражающих воздействие дискреционной БНП на равновесный выпуск: мультипликатор государственных закупок, мультипликатор налогов и мультипликатор трансфертов. Рассмотрим подробнее действие каждого мультипликатора.

1. Мультипликатор государственных закупок (m G) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины государственных закупок.

Чтобы вывести значение мультипликатора государственных закупок, запишем уравнение равновесного выпуска (7.24) для двух разных значений государственных закупок – G 1 и G 2:

Разность () показывает изменение равновесного выпуска (ΔY* ) в результате изменения государственных закупок, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

(7.25)

Из уравнения (7.25) следует, что величина мультипликатора государственных закупок совпадает со значением мультипликатора автономных расходов из уравнения (7.24). Это так, поскольку государственные закупки являются частью автономных расходов, их влияние на равновесный выпуск аналогично влиянию инвестиций, которое было рассмотрено в двухсекторной модели "кейнсианского креста".

Проанализируем воздействие государственных закупок на выпуск на следующем примере. Предположим, правительство приняло решение увеличить государственный оборонный заказ, повысив соответствующую статью расходов федерального бюджета. При этом пропорционального увеличения налогов не произошло, т.е. правительство финансирует возросшие государственные закупки либо за счет накопленных государственных сбережений прошлых лет, либо наращивает государственный долг, прибегая к заимствованиям. Увеличение расходов на оборону означает также увеличение доходов оборонных предприятий и военнослужащих. Предприятия оборонного комплекса в свою очередь увеличивают спрос на соответствующих рынках на необходимые им товары промежуточного потребления. При наличии свободных мощностей и вынужденной безработицы на рынке труда предприятия, производящие соответствующую продукцию, могут удовлетворить возросший спрос "оборонки", нарастив выпуск и наняв дополнительных рабочих, тем самым снизив уровень безработицы в экономике. В то же время возросшие доходы военнослужащих позволяют им увеличить потребительские расходы. Растут также потребительские расходы наемных работников и предпринимателей, занятых в отраслях, на продукцию которых вырос спрос со стороны "оборонки". Рост потребительского спроса побуждает предприятия, производящие потребительские товары, увеличивать выпуск, для чего им потребуется также нанимать дополнительных работников, сокращая тем самым уровень безработицы в экономике. Возросшие доходы вновь нанятых работников трансформируются в их расходы, что дает вторичный импульс на рынках потребительских товаров и т.д. Таким образом, первоначальное повышение государственных расходов на оборону вызвало мультипликативное расширение доходов и расходов в экономике в целом.

2. Мультипликатор налогов (т T) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины автономных налогов.

Для вывода мультипликатора налогов снова воспользуемся уравнением (7.24), но подставим в него разные значения автономных налогов:

Разность () показывает изменение равновесного выпуска () в результате изменения автономных налогов, так как все прочие факторы, определяющие равновесный выпуск, остались неизменными:

(7.26)

Из уравнения (7.26) следует, что значение налогового мультипликатора . Знак "минус" в формуле мультипликатора свидетельствует о том, что изменение равновесного выпуска отрицательно зависит от изменения автономных налогов: с ростом автономных налогов равновесный выпуск сокращается, и наоборот. При этом по абсолютной величине мультипликатор налогов меньше, чем мультипликатор государственных закупок. Это связано с тем фактом, что изменение автономных налогов в кейнсианской модели влияет прежде всего на потребление, а не на совокупный доход. Так, повышение автономных налогов на 1 руб. приведет к снижению располагаемого дохода домашних хозяйств на 1 руб., но к сокращению их потребления только на величину трс, что послужит запуском процесса дальнейшего мультипликативного снижения выпуска в экономике. Если бы государственные закупки сократились на 1 руб., то первоначальное снижение выпуска также составило бы 1 руб., что больше, чем трс. В этом случае в результате дальнейшего мультипликативного процесса сокращения доходов и расходов равновесный выпуск снизится на бо́льшую величину.

3. Мультипликатор трансфертов (m F) коэффициент, который показывает, во сколько раз изменение равновесного дохода превышает первоначальное изменение величины трансфертов.

Вывод мультипликатора трансфертов аналогичен выводу мультипликатора налогов. Изменение равновесного выпуска в результате изменения трансфертов составит

(7.27)

Из уравнения (7.27) следует, что значение мультипликатора трансфертов по абсолютной величине совпадает со значением мультипликатора налогов, однако в отличие от последнего мультипликатор трансфертов является величиной положительной. Это означает, что увеличение трансфертных выплат приводит к росту

равновесного дохода в отличие от повышения автономных налогов. При этом трансферты, так же как и автономные налоги, влияют прежде всего на потребление: рост трансфертных выплат на 1 руб. приведет к росту располагаемого дохода домашних хозяйств также на 1 руб. и к росту потребительского спроса на величину трс, что запускает процесс мультипликативного расширения выпуска, которое в итоге окажется меньше, чем в случае, если бы на 1 руб. были повышены государственные закупки.

Если государство одновременно изменяет величины государственных закупок, автономных налогов и трансфертов, то итоговое изменение равновесного выпуска можно определить путем суммирования результатов воздействия каждого инструмента БНП на выпуск:

Следует также отметить влияние системы встроенных стабилизаторов на значение мультипликаторов БНП. Встроенные стабилизаторы являются инструментами недискреционной БНП, т.е. они предназначены для автоматического сглаживания циклических колебаний выпуска и занятости без специальных мер воздействия на экономику со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относится система подоходного налогообложения, система пособий по безработице (см. гл. 6). В рассмотренной выше трехсекторной модели "кейнсианского креста" по умолчанию предполагалось наличие в качестве встроенного стабилизатора подоходного налогообложения, что следует из кейнсианской налоговой функции (7.17). Полученные выше значения мультипликаторов государственных закупок, налогов и трансфертов уже учитывали действие эффекта подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора. Однако в отсутствие системы подоходного налогообложения (т.е. когда все налоги представлены только величиной автономных налогов) значение мультипликаторов изменится.

Мультипликатор государственных закупок в экономике без встроенных стабилизаторов примет значение

Мультипликатор налоговв экономике без встроенных стабилизаторов будет равен

Мультипликатор трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов будет равен

Нетрудно заметить, что по абсолютной величине мультипликаторы БНП в экономике без встроенных стабилизаторов выше, чем в экономике со встроенными стабилизаторами. Это объясняется тем, что в экономике, в которой помимо автономных налогов существует еще система подоходного налогообложения, в ходе мультипликативного расширения выпуска, вызванного соответствующим применением инструментов дискреционной БНП, располагаемый доход будет увеличиваться медленнее, так как величина налоговых выплат растет по мере роста дохода. В результате расширение потребительского спроса замедлится по сравнению с его расширением в экономике без встроенных стабилизаторов, в которой домашние хозяйства при любом уровне дохода выплачивают в бюджет одну и ту же сумму налогов.

Одновременное изменение государством величин государственных закупок, автономных налогов и трансфертов в экономике без встроенных стабилизаторов также вызовет результирующее изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28), с той разницей, что значения мультипликаторов БНП будут описываться уравнениями (7.29)-(7.31).

Следует подчеркнуть, что при выводе каждого мультипликатора БНП прочие факторы предполагались неизменными. В случае мультипликатора государственных закупок это означает, что государство увеличивает расходы бюджета без увеличения его доходов. На практике эго приводит, как правило, к возникновению бюджетного дефицита, который необходимо так или иначе финансировать (см. гл. 6). Однако правительство может поставить цель стимулировать совокупный спрос, сохраняя сбалансированный бюджет. В этом случае любой прирост государственных закупок должен покрываться приростом налоговых поступлений в бюджет на ту же самую величину. Каковы будут последствия такой политики для экономики в целом?

Рассмотрим сначала простой случай, когда в экономике отсутствует система подоходного налогообложения в качестве встроенного стабилизатора и все налоги являются автономными. В этом случае любое увеличение государственных закупок на AG финансируется за счет повышения автономных налогов на ΔТ п, причем ΔG = ΔТ a. Также предположим, что изменения трансфертных выплат не происходит. Итоговое изменение равновесного выпуска согласно уравнению (7.28) в этом случае примет вид

Заменяя АТ а на AG и вынося AG за скобки, в итоге получим

Таким образом, итоговое изменение равновесного выпуска в точности равно первоначальному изменению государственных закупок, финансируемых повышением автономных налогов на ту же величину. Другими словами, мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Данный вывод, известный как теорема Хаавельмо, имеет большое практическое значение для проведения БНП в рамках кейнсианской модели. БНП оказывается эффективной лишь в случае дефицитного бюджета, однако в перспективе это может привести к наращиванию государственного долга и повышению долгового бремени. Тем не менее в краткосрочном периоде, на который сделан акцент в кейнсианской модели, дефицитное финансирование дает существенный мультипликативный эффект и позволяет (в случае стимулирующей БНП) увеличить выпуск на большую величину, чем в случае, когда правительство придерживалось бы сбалансированного бюджета.

Мультипликатор сбалансированного бюджета не изменится, если ввести в анализ подоходное налогообложение, – доходы государственного бюджета будут расти уже не только за счет повышения автономных налогов, но и за счет роста индуцированных налоговых поступлений по мере роста выпуска, т.е. увеличение государственных закупок финансируется теперь за счет совокупных налоговых поступлений в соответствии с налоговой функцией (7.17):

Отсюда изменение автономных налогов составит

Снова воспользуемся уравнением (7.28):

Перенесем слагаемые с ΔY * в левую часть уравнения, вынеся ΔY за скобки:

Множитель при ΔY * в левой части уравнения равен множителю при ΔG в правой части уравнения. После сокращения получим

Таким образом, и в экономике, в которой наряду с автономными налогами действует система подоходного налогообложения, мультипликатор сбалансированного бюджета также равен единице. Однако если правительство при планировании бюджета не будет учитывать индуцированные налоговые поступления, автоматически пополняющие доходы бюджета в ходе увеличения выпуска, а повысит автономные налоги на всю величину изменения государственных закупок (т.е. ΔG = ΔT a), то совокупный мультипликативный эффект окажется даже меньше единицы, а бюджет в итоге сформируется с незапланированным профицитом.

ПРИМЕР 7.3

Предположим, правительство в экономике из примера 7.2 решает стимулировать выпуск и занятость, увеличив государственные закупки товаров и услуг на 100 млрд руб. При значении мультипликатора государственных закупок 2,5 (он совпадает по величине с мультипликатором автономных расходов, который был рассчитан в примере 7.2), увеличение государственных закупок на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на 2,5 × 100 = 250 млрд руб. А что произойдет, если правительство решит сократить автономные налоги на 100 млрд руб. (т.е. ограничится только взиманием подоходного налога)? Мультипликатор налогов равен Таким образом, сокращение автономных налогов на 100 млрд руб. вызовет увеличение равновесного дохода на величину (-1,875) × (-100) = = 187,5 млрд руб. Аналогичный результат будет достигнут, если при прочих равных условиях правительство решит повысить трансферты на 100 млрд руб. Мультипликатор трансфертов m F = = 0,75/(1 – 0,75(1 – 0,2)) = 1,875. Изменение равновесного дохода составит: 1,875 × 100 = 187,5 млрд руб. Обратите внимание, что изменение величин автономных налогов и трансфертов порождает меньший эффект, чем изменение величины государственных закупок товаров и услуг.

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Трансферты представляет собой платежи, которые делает государство не в обмен на товары и услуги. Государство выплачивает трансферты: а) домохозяйствам и б) фирмам. Государственные трансфертные платежи домохозяйствам включают в себя различного вида социальные выплаты : пособия по безработице, пособия по бедности, пособия по нетрудоспособности, пенсии, стипендии и т.п. Государственные трансфертные платежи фирмам – это субсидии.

Трансферты являются автономной величиной , поскольку их размер определяется государством, т.е. является параметром управления.

Трансферты можно рассматривать как «антиналоги», т.е. их воздействие на экономику аналогично воздействию автономных налогов, но трансферты действуют в противоположном направлении. Так, если рост налогов сокращает совокупный спрос, то рост трансфертов его увеличивает. И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения. И так же как и налоги, трансферты в кейнсианской модели обладают мультипликативным эффектом изменения национального дохода (совокупного выпуска).

Чтобы вывести формулу мультипликатора трансфертов, вспомним, что изменение трансфертов означает изменение располагаемого дохода: DТr = DРД

Изменение располагаемого дохода ведет к изменению потребления в соответствии с величиной предельной склонности к потреблению: . А изменение потребления мультипликативно изменяет совокупный доход:

.

Величина мультипликатора трансфертов, таким образом, равна mрс /(1– mрс) или mрс/mрs. Мультипликатор трансфертов – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается (уменьшается) совокупный доход при увеличении (уменьшении) трансфертов на единицу. По своему абсолютному значению мультипликатор трансфертов равен мультипликатору налогов. Величина мультипликатора трансфертов меньше, чем величина мультипликатора расходов, поскольку трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный доход, а расходы (потребительские, инвестиционные и государственные закупки) – прямое.

Алгебраический вывод формулы мультипликатора трансфертов . Поскольку в простой кейнсианской модели предполагается, что трансферты получают только домохозяйства, то изменение трансфертов действует на потребительскую функцию, которая с учетом трансфертов выглядит следующим образом:

C = C + mpc (Y – T + T r)

Y = C + I + G

Подставим потребительскую функцию в уравнение совокупного дохода (выпуска), затем перегруппируем и в результате получим:

Таким образом, мультипликатор трансфертов равен: . Заметим, что мультипликатор трансфертов :

1) по абсолютной величине совпадает с мультипликатором автономных налогов, но имеет противоположный знак;

2) меньше мультипликатора автономных расходов.

Любое изменение автономных (т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных – потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных закупок, налогов, трансфертов – ведет к параллельному сдвигу кривой совокупных планируемых расходов и не меняет ее наклон. Единственная величина, которая влияет на величину мультипликаторов всех этих видов расходов – предельная склонность к потреблению. Чем она больше, тем величина мультипликатора больше. Кроме того, именно предельная склонность к потреблению определяет наклон кривой совокупных планируемых расходов. Чем больше предельная склонность к потреблению, тем кривая более крутая.

При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор трансфертов равен .