Субъекты и объекты рыночных отношений. Смотреть что такое "Рыночные отношения" в других словарях

Рыночные отношения - это отношения и связи, которые складываются между продавцами и покупателями в рыночных процессах купли-продажи товаров. Субъектами рыночных отношений являются потребители, производители и поставщики ресурсов.

Потребители и производители в рыночных отношениях

Потребителями выступают те субъекты, которые имеют деньги: предприниматели, наемные работники, мелкие товаропроизводители, пенсионеры, учащиеся и студенты. Таким образом, субъектом рыночных отношений выступает почти все население страны. В условиях рыночной экономики чтобы потреблять, нужно сначала купить на рынке.

Производителями продукции являются предприятия - капиталистические и простые товаропроизводители. Они производят товары и услуги, которые должны удовлетворить потребности потребителей - покупателей.

Поставщиками ресурсов, таких как земля, труд, капитал и предпринимательский талант, являются владельцы этих ресурсов. Землю как производственный ресурс поставляют землевладельцы, труд - ее носители - рабочие, инженерно-технические работники, менеджеры, другие специалисты. Капитал поставляют владельцы средств производства - капиталисты, а предпринимательские способности - предприниматели.

При анализе рыночных отношений принято также выделять два таких основных субъекта как: домохозяйства и предприятия. Эти субъекты присущие модели чистой рыночной экономики, при которой роль государства в экономических процессах минимальна.

Домохозяйства выполняют две основные функции в рыночной экономике: как правило, они являются основными и главными поставщиками всех экономических ресурсов и в то же время основной расходной группой в национальном хозяйстве.

Предприятия являются вторым основным и немаловажным компонентом частного сектора. Предприятия - это основное звено народного хозяйства, которое обеспечивает производство товаров и услуг и осуществляет коммерческую деятельность с целью получения прибыли. Предприятия по домохозяйству крайне разнообразны - от гигантов, таких как холдинговая компания "Луганскуголь", которая имеет 35 предприятий с общим количеством 29 тыс. работников, до крошечных мастерских и бакалейных магазинов - с одним-двумя работниками.

В смешанной рыночной экономике важным субъектом рыночных отношений является государство (по определению западных экономистов - правительство). Государство как и рыночная система делят между собой основные фундаментальные проблемы рыночной экономики. Благодаря этому функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется государственным сектором различными способами, такими, например, как перераспределение дохода и богатства; корректировки распределения ресурсов, контроль за уровнем занятости и инфляции и т.д..

Объекты рыночных отношений

Основными объектами рыночных отношений являются:
1) товары и услуги, которые снабжены на рынок или могут быть снабжены при определенном уровне цены. К товарам мы включаем и капитальные блага, т.е. средства производства;
2) рабочая сила, или труд;
3) земля и многие другие природные ресурсы;
4) недвижимость: здания, сооружения, жилье.
Рыночные отношения находят свое воплощение в такой категории, как рынок.

Хроника событий, связанных с арестом «Рыночных отношений»

Обновлено (17:25 ): Судья огласил решение и по Никите «Осту» Савинкину, приняв во внимание особую тяжесть преступления и тот факт, что обвиняемый может скрыться из-под домашнего ареста. Таким образом, все задержанные участники группы отравились в СИЗО сроком до 15 апреля.

Обновлено (19.02): избрана мера пресечения дляАнтона «Сыта» Сетенко и Евгения «Румяного» Румянцева - 2 месяца СИЗО. Медиазона ведёт трансляцию событий из зала суда (рекомендуем читать целиком). Оказывается, телефоны музыкантов прослушивались с апреля. В разговорах они часто пользовались футбольной терминологией. Обвинение утверждает, что это шифр, за которым скрывается продажа наркотиков, защита говорит, что речь шла о ставках на футбол, так как ребята увлекаются этим видом спорта. Цитируем ключевые моменты из трансляции Медиазоны.

«Следователь : мы соединили в одном производстве пять уголовных дел по факту обнаружения наркотического средства «гашиш». Музыкантам будет предъявлено обвинение в новой редакции, к делу добавлен один эпизод по части 5 статьи 228.1 и статье 30 УК. У следствия есть показания Савинкина, которые обличают Румянцева; он дал полные показания о сбыте наркотика .

По телефону фигуранты дела говорили, шифруя слова; продажу наркотиков называли «играем в футбол», гашиш - «мяч», рассказывает следователь.»
Румянцев : «В моих разговорах я никогда не говорил, что я играю в в какие-то мячики! Я не знаю, что там Никита (Савинкин) говорил, с ним это никогда не обсуждалось. Этот материал, который предоставил следователь, я к этому отношения не имею».

Судья Юрий Васильков зачитывает решение. Уголовное дело было возбуждено по части 2 статьи 228 УК, спустя два дня к обвинению, предъявленному рэперу, добавилась часть 5 статьи 228.1 и статья 30 УК (то есть покушение на сбыт в особо крупном размере в составе группы). Румянцев отправляется в СИЗО до 15 апреля 2016 года.

Судья Васильков приступает к рассмотрению вопроса о мере пресечения Сетенко.

Защита ходатайствует о приобщении справки с места жительства, характеристики, следователь - о приобщении новых материалов по части 2 статьи 228 УК, части 5 статьи 228.1. Повторяя аргументы своего коллеги, ходатайствовавшего об аресте Румянцева, женщина-следователь рассказывает о результатах ОРМ: телефон рэпера прослушивался с 2015 года, из разговоров понятно, что все четверо участников группы занимаются сбытом наркотиков. «Количество игроков обозначает количество веса гашиша». Это подтверждается показаниями Савинкина , говорит следователь.
Адвокат называет эти данные непроверенными. «Насколько я знаю, ребята увлекаются футболом и делают ставки. Говорить о сбыте - это абсолютные домыслы».

Сетенко: «Прошу учесть, что у меня беременная жена. Раскаиваюсь, вину признаю. Я употребляю, но никогда не продавал, не продаю и не буду. Прошу дать мне побыть с женой, пока она беременна. Обещаю: никуда не денусь, у меня отец - инвалид».
Сыт признал свою вину в употреблении наркотиков, его отправили в СИЗО на два месяца, до 15 апреля.

Вот здесь сегодня проходил суд:

Обновлено (19.02): утром 19 февраля суд отправил отправил в СИЗО участника рэп-группы «Рыночные отношения» Сергея Мишко (Бразильца), сообщает Медиазона.

Обновлено (18.02): Красногорский городской суд Московской области продлил на 72 часа срок задержания участникам рэп-группы «Рыночные отношения» Антону Сетенко и Сергею Мишко, - сообщает Медиазона, ссылаясь на ТАСС. Вопрос об избрании им меры пресечения будет решен 20 февраля.

Обновлено (17.02): двух участников «Рыночных отношений» суд .

Обновлено (17.02) : Можно посмотреть видео с презентации нового альбома Рыночных отношений «2015». Спустя сутки после задержания, в паблике «Характеристика» появился live с последнего концерта (29 января), судя по которому группа вполне неплохо собирала для андеграунд-коллектива.

Видео задержания и краткие допросы на месте преступления:

Например, имел место такой диалог:
– Чем занимаетесь?

– Музыкой.

– Вам жанр назвать? Рэп!
Также девушку, ведущую допрос, интересовали другие вещи – помимо логичных, вроде наличия судимостей у задержанных, её интересовало, имеются ли у них татуировки.
Исходя из информации, имеющейся в СМИ, задержаны Брази и Никита Ост.

«Сотрудники Главного управления уголовного розыска МВД России совместно с коллегами из подмосковного Главка в Красногорском районе Московской области задержали двух мужчин во время продажи наркотических средств и двух покупателей, намеревавшихся впоследствии сбыть приобретенный ими "товар"», - заявил сотрудник пресс-центра МВД России.

Против рэперов возбуждены два уголовных дела: по статьям «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств» и «Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств».

Крайний (искренне надеемся, что не последний) альбом «Рыночных отношений» можно послушать .
Мы следим за ситуацией и обновляем пост по мере поступления новой информации.

В современных условиях рыночная система хозяйства из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению ее субъективной структуры. Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители продукции; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято делить на четыре группы: домашние хозяйства, предприятия, банки и государство (правительство).

Домашние хозяйства представляют собой хозяйственную (экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Предприятие (фирма) - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Государство как субъект рыночных отношений представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

  • 1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.
  • 2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.
  • 3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.
  • 4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.
  • 5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
  • 6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.
  • 7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

  • - легальный (официальный);
  • - нелегальный (теневой),

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Несмотря на специфичность каждого рынка, все они не только взаимосвязаны, но и взаимообусловливают друг друга.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках. Экономическая жизнь в обществе протекает на двух уровнях:

  • - микроэкономическом, который характеризует поведение хозяйствующих субъектов при обмене;
  • - макроэкономическом, характеризующем ход воспроизводства (в том числе рыночную ситуацию) в масштабе всего народного хозяйства (национальной экономики).

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов. На внутренний рынок в условиях интеграции национальных экономик воздействует система мирохозяйственных связей, которые определили содержание гипермакроэкономики.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев.

Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

  • 1. По объектам рыночных отношений:
    • - товаров и услуг;
    • - средств производства;
    • - рабочей силы;
    • - ссудного капитала;
    • - финансов;
    • - ценных бумаг.
  • 2. По географическому положению:
    • - местный;
    • - региональный;
    • - национальный;
    • - мировой.
  • 3. По проявлению конкуренции:
    • - свободный;
    • - монополистической конкуренции;
    • - олигополический;
    • - монопольный (монопсонный).
  • 4. По объему продаж:
    • - розничный;
    • - оптовый.
  • 5. По механизму регулирования:
    • - совершенной конкуренции;
    • - несовершенной конкуренции;
    • - регулируемый (под контролем государства).

Таким образом, рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. Это, прежде всего, рынки ресурсов, а также другие. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д. Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую. Наличие постоянного противоречия между безграничными потребностями и ограниченностью ресурсов выдвигает перед всеми хозяйствами следующие основные взаимосвязанные проблемы:

  • 1. Что производить - это принятие решений о том, какие из возможных благ, какого качества, в каком количестве и когда должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время.
  • 2. Как производить, или принятие решения о том, кем, из каких ограниченных ресурсов и их комбинаций и при помощи, каких технологий будут произведены выбранные из возможных вариантов блага и услуги.
  • 3. Для кого производить - это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Решение этой проблемы связано с использованием национального продукта, его долей в разных слоях общества, числом богатых и бедных и так далее.

Перечисленные проблемы существуют во всех экономических системах, но в каждой из них они решаются по-разному. При административно-командной экономике государство берет на себя решение всех этих проблем (что, как и для кого) путем воздействия на производство, распределение, обмен и потребление через централизованную систему планов. В экономической системе с развитыми рыночными отношениями указанные проблемы (что, как и для кого) решаются через рыночный механизм посредством цен, спроса и предложения, конкуренции, прибылей и убытков. Каждый хозяйствующий субъект рыночной экономики исходит при производстве товаров из условий конкуренции и возможностей получения наибольшей прибыли, использует средства производства и ресурсы, которые требуют меньше затрат (решение вопроса: как производить), а продажа произведенных товаров и их потребление (для кого производить) определяются в соответствии с доходами различных групп населения (их бюджетами).

Важным условием развития экономической системы при использовании рыночного механизма является наличие свободы предпринимательства и выбора.

Потребители должны покупать-то, что они предпочитают, предприятия - производить и реализовать то, что они считают целесообразным, поставщики ресурсов по собственному выбору решают, куда направлять имеющиеся у них людские и материальные ресурсы.

Экономическая действительность характеризуется многочисленными противоположными интересами: покупатели стремятся купить недорогие товары при высокой ответственности продавцов, а продавцы желают продать товары по более высоким ценам и при меньшей ответственности; работники стремятся к приятной работе и высокой заработной плате, а работодатели заинтересованы в обеспечении высокой производительности при возможно низкой заработной плате и так далее. Каждый из участников экономического процесса стремится получить свою выгоду: продавец - добиться возможно большей прибыли, потребитель - получить свою выгоду. Разрешение указанных и многих других противоречий, исключение хаоса, который могла бы породить свобода предпринимательства и выбора, обеспечивает система рынков, цен и фактор конкуренции.

Система рыночных отношений представляет собой механизм, который выполняет функции по оповещению потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, которые принял каждый из участников этих отношений, по оптимизации этих решений, синхронизации изменений, обеспечению согласованных действий и тому подобное. Взаимодействующие решения участников хозяйственной деятельности (покупателей и продавцов) определяют систему цен на продукцию и ресурсы в каждый данный момент времени. Производители ориентируются на выпуск только той продукции, производство которой побразовать нормальную прибыль. Другой подход к производству продукции неприемлем.

Таким образом, сущность и позитивные функции рынка, лежащие в основе рыночной экономики, делают такую систему хозяйствования, в принципе, достаточно эффективной. Однако, рыночные отношения не являются абсолютно совершенными. Существуют и недостатки рынка. В условиях развитых рыночных отношений существует приоритет потребителя. Ориентация на прибыль и боязнь убытков заставляет хозяйствующих субъектов и поставщиков ресурсов ориентироваться в своей деятельности на требования потребителей. Рыночная система хозяйствования через свой механизм обеспечивает:

  • 1. Применение наиболее производительной технологии, которая позволяет добиваться наименьших издержек.
  • 2. Информирование поставщиков ресурсов и предпринимателей об изменениях в спросе, и тем самым осуществляется коррекция в распределении ресурсов.
  • 3. Сочетание личных и общественных интересов. Через конкуренцию оказывается воздействие «невидимой рукой» на корыстные мотивы предприятий и поставщиков ресурсов так, чтобы стимулировать заинтересованность в эффективном использовании ограниченных ресурсов.

Основное достоинство конкурентной рыночной системы - это ее постоянное стимулирование эффективности производства. «Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате децентрализованных решений, а не централизованного решения правительства»

Приведенные выше положения позволяют сделать следующие выводы:

  • 1. Рыночная экономика представляет собой такую форму организации хозяйственной деятельности, при которой взаимодействие всех хозяйствующих субъектов и решение трех основных проблем экономики (что, как и для кого производить) обеспечивается через воздействие рынка и его механизмов.
  • 2. Отличительной особенностью рыночной системы является ее способность перестраиваться и приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий.
  • 3. Рыночная система лучше других приспособлена для использования достижений научно-технического прогресса, интенсификации производства и в конечном счете для более полного удовлетворения потребностей общества.

Для любой рыночной системы обязательно наличие таких условий, как: право на частную собственность, свобода заключения сделок, потребления конкуренции, образования цен и свободный выбор профессии, места работы и занятий. Основой этой системы является рынок, который за длительный период убедительно доказал свои преимущества в использовании побудительных стимулов к высокоэффективной хозяйственной деятельности. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Это не означает, однако, что рыночные отношения являются абсолютно совершенными и во всем обеспечивают прогрессивное развитие общества. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а часто и их антагонизм неизбежно ведут к возникновению и обострению многих противоречий, затрагивающих все важнейшие ступени существования и развития общества.

У рыночного хозяйства есть свои врожденные недостатки (несовершенства).

Во-первых, функционирование рыночной системы основано на стихийном действии экономических регуляторов. Это порождает неустойчивость экономики, неизбежно возникающие диспропорции устраняются не сразу. Восстановление равновесия осуществляется порой через кризисы и другие глубокие потрясения.

Во-вторых, при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникают монополизированные структуры, ограничивающие свободу конкуренции со всеми ее позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

В-третьих, стихийно действующий механизм рынка не настраивает экономику на удовлетворение многих общественных потребностей, внутренне не способствует формированию фондов, идущих на удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом. Прежде всего, это формирование социальных трансфертов (пенсии, стипендии, пособия), поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и многих других социально ориентированных сфер.

В-четвертых, рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения и гарантированный трудовой доход. Каждый вынужден самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, т.е. делению на богатых и бедных, усиливает социальную напряженность. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления корыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками и другие антиобщественные явления.

Все эти негативные свойства рынка проявляются и в переходной экономике, что подтверждает опыт России. Вместе с тем эти черты рыночного несовершенства могут быть смягчены осуществлением разумной экономической политики. Здесь особенно важны меры государственного регулирования хозяйства путем перераспределения средств в пользу тех сфер общественной жизни, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными источниками, а также меры социальной политики.

Функционирование экономической системы, ее равновесие и динамика обеспечивается деятельностью «рыночных институтов» - специализированных организаций, функционирующих в рамках особого рынка. В наше время эти институты связаны между собой и зависят друг от друга. Рынок товаров и услуг представляют: товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, фирмы, занимающиеся сбором, обработкой и снабжением информацией участников рыночных отношений; рекламой, маркетингом, различные посреднические компании, сервисные службы и т.д.

4.1. Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений.

4.2. Структура рыночной экономики и инфраструктура.

4.3. Функции рынка и его роль в социально-экономической системе общества.

4.4. Основные виды и модели рыночной экономики.

4.1. Понятие рынка и рыночной экономики. Субъекты рыночных отношений

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значе­ний, но основное его значение таково: рынок - это механизм взаимо­действия покупателей и продавцов экономических благ.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные от­ношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возник­новения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития производ­ства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Со­временный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупате­лей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйствен­ной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потреб­ление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обме­на рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок - это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. На­конец, рынок - это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Каковы же исторические условия, сделавшие рынок объективно необходимым?

Условия возникновения рынка

Первое условие - разделение труда, которое ведет к специализации и обмену.

Первоначально обмен имел примитивные формы. По наблюдени­ям этнографов, на о. Калимантан и территории нынешней Малайзии это происходило так. «Продавцы», положив свои продукты для обме­на, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рас­смотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «про­давцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои.

Здесь мы наблюдаем зародыш бартера - одну из простейших форм обмена. Конечно, ему еще далеко до подлинного рынка. Ведь интере­сы «покупателя» и «продавца» могли не совпадать. Тогда приходилось совершать не один, а несколько обменов, чтобы за свой продукт полу­чить то, что требовалось.

Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для прода­жи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в под­линном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нуж­ны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов. Иными словами, появилось производство на рынок, для удовлетворения потребностей других экономических субъектов.

Второе условие - самостоятельность экономических хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремле­ние возникает на основе экономической самостоятельности, выра­жающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Эта самостоятельность (обособленность) исторически возникает на базе частной собственности. В дальнейшем она начала опираться и на коллективную собственность, но обязательно ограниченную каким-то локальным кругом интересов (кооперативы, товарищества, акционерные общества, государственные предприятия, смешанные предприятия, т.е. с государственным участием, и т.д.).

Для эффективного функционирования рыночного хозяйства необходимо и третье условие – свобода предпринимательства. Вне­рыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Таким образом, рынок является сложным механизмом, на котором совершаются сделки между покупателями и продавцами экономиче­ских благ. Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор и обработку ин­формации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ве­дение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением. Нобелевский лауреат Рональд Коуз в своей знаменитой статье «Природа фирмы» выдвинул концепцию (ее теперь разделяют большинство экономистов), согласно которой наиболее эффективно рыночные сделки осуществляются через фирмы, а не ме­жду индивидуумами. Говоря иначе, покупая товар в магазине, покупа­тель экономит на трансакционных издержках. По мнению Р. Коуза, «экономия на трансакционных издержках по сравнению с индивидуу­мами является одной из главных причин существования фирм во­обще».

Субъекты рыночных отношений, а не товары и деньги, создают рынок и рыночную экономику.

В развитой рыночной экономике, где доминирует частная (в ее различных проявлениях) собственность на факторы производства, основными субъектами рыночных отношений выступают сфера бизнеса и сфера домашнего хозяйства. Кроме них участниками рыночных отношений в большей или меньшей мере являются государство (в форме государственного предпринимательства и правительственных органов) и различного рода зарубежные субъекты, поскольку рыночная экономика является открытой.

Роль и функциональная нагрузка основных субъектов рыночных отношений отличаются своей спецификой. Термин «бизнес» имеет в целом многоаспектное содержание. В рассматриваемом смысле под бизнесом понимается любая организационная форма капитала, производящая товары и услуги в целях извлечения прибыли. Иначе говоря, это совокупность различного рода фирм (от гигантских акционерных компаний до индивидуальных предприятий), занятых в самых различных отраслях национальной экономики - в промышленности, транспорте, строительстве, торговле и т.д. Поставляя на рынок произведенные товары и оказывая услуги, субъекты бизнеса формируют и обеспечивают рыночное предложение. Но в то же время для осуществления процесса производства сфера бизнеса закупает необходимые для этого факторы производства, выступая таким образом одновременно и на стороне спроса.

Такая же двоякая роль присуща и другим субъектам рыночных отношений. Так, домохозяйства, являясь собственниками таких факторов производства, как земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность, выступают поставщиками этих факторов (ресурсов) для бизнеса, т.е. также обеспечивают рыночное предложение. Но, с другой стороны, домашние хозяйства (и это для нынешней российской реальности пока более понятно) - это совокупность потребителей, охватывающая все слои общества. Поэтому домохозяйства формируют и представляют спрос на рынке.

Рассматривая субъекты рыночных отношений, необходимо сказать о го­сударстве. Чаще всего в качестве субъекта рыночных отношений отмечают лишь правительственные учреждения, не выделяя государственного предпринимательства. Подобный подход обоснован только в том случае, если функционирование государственных предприятий отнесено к сфере бизнеса, Пренебрегать же государственным предпринимательством неправомерно. Как свидетельствует мировая статистика, оно занимает достаточно прочные позиции в отраслях, имеющих важное значение для национальной экономики, в том числе и требующих огромных капиталовложений, что не всегда под силу и не всегда выгодно частному предпринимательству.

В целом и в условиях приватизации сохраняет свою актуальность утверждение многих западных специалистов, что в обозримом будущем государственное предпринимательство останется ощутимым фактором рыночной экономики, а значит, и важнейшим ее субъектом. Однако следует учитывать одну особенность: государственный бизнес выступает в странах с развитым рыночным хозяйством, как правило, не в форме ведомственных предприятий, а в форме публичных корпораций или смешанных акционерных обществ. Кроме того, надо выделить еще один аспект участия государства в рыночных отношениях. Он обусловлен тем, что государство, выступая на рынке как покупатель, приобретает определенную часть созданной в обще­стве продукции. Это - военная продукция и продукция, которая направляется на пополнение и образование государственных резервов (страхового, экспортного и иного назначения).

Иная роль у такого субъекта рыночных отношений, как правительственные учреждения, обладающие властными полномочиями. Их основная функциональная роль в системе рыночных отношений заключается в том, чтобы создавать наилучшую среду, регулировать «правила игры» всех субъектов хозяйственной жизни общества. Это реализуется с помощью налоговой системы, норм амортизационных отчислений, санитарных нормативов, технологических стандартов, защиты здоровья и окружающей среды. Любой производитель должен соблюдать множество нормативов, которые устанавливаются и жестко контролируются государством. В данном смысле современный ры­нок - это регулируемый рынок, функционирование которого невозможно без отработанного и совершенствующегося государственно-правового механизма.

Все субъекты рыночных отношений связаны и взаимодействуют друг с другом, формируя поток доходов и расходов, который находится в постоянном движении и отражает результаты общественного производства, в том числе общий объем производства, общий доход, занятость.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Под принципами принято понимать основные положения теории, мировоззрения, деятельности и т. п. Принципы права, в частности, указывают на цели правового регулирования, дают ему общее направление, предопределяют основные тенденции регулирования тех или иных общественных отношений. Поэтому принципы права считаются элементом действия правовой системы любого общества. 1 Правовые принципы существуют объективно, они реально заложены в праве, независимо от того, сформулированы они в научном понятии или нет. Причем содержание существующих принципов раскрывается через совокупность соответствующих законодательных установлений. Общая теория права выделяет общеправовые, отраслевые и межотраслевые принципы.Некоторые ученые выделяют межинститутские и подотраслевые принципы, принципы функционирования тех или иных комплексов правовых норм -- принципы права охраны окружающей среды, принципы законодательного регулирования отношений в сфере научно-технического прогресса.

Основные принципы регулирование рыночных отношений

1. Приоритет и неприкосновенность частной собственности. В период господства социалистической идеологии ведущей формой собственности являлась государственная собственность, и данное положение было закреплено в Конституции СССР 1977 г. Новая Конституция РФ 1993 г. закрепляет наличие различных форм собственности, в равной мере защищаемых государством. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции -- это частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Под частной собственностью в ст. 8 понимается собственность граждан, их объединений, юридических лиц, не являющихся государственными и муниципальными организациями и предприятиями. По ст. 35 право частной собственности означает, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Ни Конституция РФ 1993 г., ни Гражданский кодекс РФ 1994 г. не предусматривают коллективной формы собственности. Причем ГК исходит из того, что понятие «форма собственности» -- экономическая, а не юридическая категория. Право частной собственности с чисто юридических позиций является общим, собирательным понятием для права собственности частных (негосударственных, непубличных) владельцев имущества, преследующих при его использовании свой частный, а не государственный или муниципальный (публичный) интерес. 13

Подобным образом определяется право частной собственности и в законодательстве других стран. Так, например, § 903 Гражданского уложения Германии понимает под правом частной собственности право господства собственника, который по своему усмотрению может этой своей собственностью распоряжаться и не допускать воздействия на нее со стороны любого другого лица.

Следует отметить, что рыночное хозяйство в странах Запада принципиально основывается не на различных формах собственности, а на частной собственности. Наличие частной собственности признается необходимым условием активизации механизмов экономической саморегуляции, рынка, конкуренции. Исторический опыт этих стран убедительно подтверждает эффективность и неизбежность использования института частной собственности, а доверие к историческому опыту других народов является необходимым условием стоящих перед российским обществом задач: приобщения к достижениям мировой цивилизации и демифилогизации собственной истории. 14

Следует согласиться с С.С. Алексеевым, что до тех пор, пока гражданское законодательство, законы о собственности, все иные аналогичные законы не будут признаны и конституциированы в общественном и юридическом бытии в качестве частного права, в России не будет развиваться частная собственность, предпринимательство, частная инициатива. 15 Как известно, при социализме исходили из ленинского указания: «Мы ничего „частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное». Такой подход в значительной мере явился причиной экономического отставания от других стран, низкой эффективности экономики СССР.

Частное право охватывает отношения, участники которых не обладают никакой властью, но их договоры, акты имеют полновесное юридическое значение, защищаются судом, признаются и проводятся государством как его же собственные веления. Это уникальное своеобразие частного права как раз и позволяет ему быть условием и гарантом гражданского общества, обеспечивать свободу автономной личности, независимости и самостоятельности частных лиц, а следовательно, быть условием и гарантом рыночной экономики, демократии, свободного общества. 16 Частная собственность, предпринимательство, экономическая свобода невозможны без частного права, 17 последнее выступает как рыночное право, охватывающее возведенные в систему отношения свободной личности и товарно-денежные отношения. 18

Особо следует отметить ст. 36 Конституции РФ, которая закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. В том виде, как оно было признано ранее (Законы РФ «О земельной реформе» и «О собственности»), право частной собственности на землю сопровождалось различными ограничениями. Новая Конституция отказалась от них и не говорит о каких-либо предварительных условиях приобретения гражданами и их объединениями права частной собственности на землю, не содержит каких-либо запретов по реализации этого права при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Вместе с тем проблема частной собственности на землю не решена. В связи с принятием в первом чтении Государственной Думой Земельного кодекса РФ сложилась поистине драматическая ситуация: аграрное лобби всячески противодействует реализации права граждан и юридических лиц владеть, пользоваться и распоряжаться землей. Не случайно Председатель Правительства РФ В. С. Черномырдин предложил провести всенародный референдум о праве частной собственности на землю, и в печати активно обсуждается структура вопросов на этом референдуме. 19

Статья 9 Конституции утверждает -- частной собственности на землю быть. Среди ученых-юристов идет острая дискуссия по этому вопросу, но она связана с другими проблемами. Представители науки земельного права настаивают на широкомасштабном вмешательстве государства в процесс использования земель. 20 По их мнению, всё связанные с землей отношения должны быть прежде всего предметом земельного законодательства. 21 Цивилисты считают, что Земельный кодекс должен определять пределы включения земли в экономический оборот, а ГК должен регулировать отношения, возникающие в этих пределах, и земля в этом случае попадает в сферу действия гражданского права. 22 Более предпочтительной является позиция представителей гражданского права: действительно, до тех пор, пока землей будет распоряжаться государство, ни о каких рыночных отношениях в сфере сельского хозяйства говорить нельзя.

Очень важное значение имеют юридические гарантии права частной собственности, установленные в ст. 35 Конституции. Прежде всего собственнику гарантируется, что он не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Данное возмещение выражается в форме выплаты лицу, лишаемому права собственности, компенсации, соответствующей рыночной стоимости имущества на момент его отчуждения и возмещения ему полных убытков.

Существенные изменения произошли в последнее время в уголовно-правовой охране частной собственности. Регламентация уголовной ответственности за преступления против собственности в УК РФ 1960г. не соответствовала Конституции РФ 1993 г. Как известно, УК РФ 1960 г. рассматривал социалистическую собственность как элемент экономической основы Советского государства и обеспечивал ее первоочередную и усиленную охрану. В условиях становления рыночных отношений параллельное существование норм уголовного права, устанавливающих неравную ответственность за одни и те же действия против социалистической и несоциалистической собственности, превратилось в правовой анахронизм. 23 Поэтому Федеральным законом от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» глава вторая была исключена из УК, а глава пятая Особенной части стала носить наименование «Преступления против собственности». С этого момента в России всем формам собственности обеспечивается действительно равная уголовно-правовая защита (этого же принципа придерживается и новый Уголовный кодекс, принятый Государственной Думой).

2. Правовое равенство всех субъектов рыночных отношений. В целях развития конкуренции, а в конечном счете -- всех рыночных отношений важно достичь равенства субъектов рыночных отношений в правовом смысле слова. Равенство, как известно, состоит в том, что фактически неравные люди, обмениваясь материальными и духовными ценностями на эквивалентных началах, вынуждены признавать друг друга равными себе. Равенство участников правового общения, таким образом, не навязывается извне, а является естественным, закономерным результатом развития тех общественных отношений, которые основаны на эквивалентном обмене ценностей. Именно требование эквивалентности с неизбежностью формирует равный масштаб, ставит участников общественного отношения в равное положение. В этом смысле никогда не может стать правовым и, следовательно, справедливым такое неравенство, которое основано на нетипичных, неестественных, незакономерных для эквивалентного обмена связях, например в случаях принудительного распределения материальных и духовных ценностей. 24

Именно равенство сторон является в соответствии со ст. 1 ГК РФ основным началом гражданского законодательства, признающимся правовым фундаментом рыночных отношений, 25 основным принципом правового регулирования имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (ст. 2 ГК РФ). Попытки же и в современных условиях регулировать рыночные отношения в рамках хозяйственно-правовой концепции, 20 утверждать, что хозяйственное право, которое ранее было правом плановой экономики, становится теперь правом предпринимательской деятельности, что предпринимательское право есть хозяйственное право рыночной экономики, -- несостоятельны. 26 Существует идея создания наряду с ГК Предпринимательского, или Торгового, кодекса. 27 Однако одни ученые считают, что торговое, предпринимательское, коммерческое право -- это современное хозяйственное право, 28 а другие, -- что составная часть гражданского, частного права. 29

Идея хозяйственного права имела право на существование лишь при командно-административной системе управления (хотя и тогда она вызывала у многих ученых-юристов возражения). Попытка разделить единые по содержанию рыночные отношения на два самостоятельных вида, которые должны регулироваться двумя различными кодексами -- Гражданским и Предпринимательским (Торговым), может привести к крайне нежелательным последствиям. Принятый ГК позволяет сформулировать для всех участников одинаковые правила поведения в условиях рынка, стабилизировать экономическую ситуацию, активнее привлекать иностранный капитал. Именно в условиях рыночной экономики, основанной на многообразии форм собственности и предпринимательской деятельности, деление имущественных отношений по субъективному признаку (раньше многие считали, что гражданское законодательство регулирует отношения с участием граждан, а хозяйственное -- с участием организаций) становится неактуальным. Не случайно, что такого признака не знает ни один из классических торговых или гражданских кодексов, начиная от Юстиниана и кончая современным законодательством стран Запада. 30 Выделение коммерческого, торгового законодательства возможно, ибо не все отношения в сфере рынка могут регулироваться нормами гражданского права (например, антимонопольное, биржевое, инвестиционное законодательство), но только благодаря последовательной реализации положений, норм нового ГК рыночные отношения станут необратимыми.

Возвращаясь к равенству сторон как принципу правового регулирования рыночных отношений, следует подчеркнуть, что современное законодательство устанавливает равенство сторон не только между товаропроизводителями, вступающими между собой в договорные отношения, но и между государством и физическими, юридическими лицами. В соответствии со ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Данной конституционной норме соответствует ст. 16 ГК. Но она по своему содержанию несколько шире, чем ст. 53 Конституции: в качестве потерпевших, которые имеют право на возмещение вреда, ГК называет как граждан, так и юридических лиц, в качестве причинителей вреда -- не только органы государственной власти и их должностных лиц, но и любые государственные органы, органы местного самоуправления и их должностных лиц. Отдельные авторы предлагают в связи с этим разработать специальный закон об ответственности государственных органов и должностных лиц перед населением, перед гражданином, 31 выделяют принцип взаимной ответственности государства и личности, 32 отношения государства и предпринимателей признаются отношениями равных партнеров. 33

3. Отражение, учет в законодательстве предпринимательского, коммерческого риска. Риск, являясь и объективной, и субъективной категорией, включает в себя три главных момента: вероятность получения желаемого результата (удачи), вероятность наступления нежелательных последствий (неудачи) в ходе выбора альтернативы и ее реализации, вероятность отклонения от выбранной цели. При этом возможны отклонения как отрицательного, так и положительного свойства. 34 Правовое регулирование рыночных отношений должно учитывать коммерческий риск, под которым понимаются возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущениями с его стороны. 35 В законодательстве понятие коммерческого риска отсутствует. Экономическая наука (преимущественно западная) достаточно активно занимается проблемой риска в коммерческой, предпринимательской деятельности: рассматриваются причины и факторы риска, выделяются уровни риска (небольшой, средний, высокий) и т. д. 36 Проблема риска, на наш взгляд, должна учитываться различным законодательством -- гражданским, банковским, биржевым и даже уголовным. На сегодняшний день эта проблема практически не решается. Так, в соответствии со ст. 401 ГК основанием освобождения лица, не исполнившего или исполнившего ненадлежащим образом обязательства, может служить лишь невозможность его исполнения вследствие непреодолимой силы (форс-мажор). Статья 18 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» перечисляет все возможные основания для отзыва Центральным Банком России лицензии у коммерческих банков, которые, по сути, сводятся к одному -- неспособности банка своевременно и полно рассчитаться по своим долгам. Нигде -- ни в ст. 18, ни в других -- не указывается на возможность учета коммерческого риска в банковской деятельности. Не учитывает риска и Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

Лишь уголовное законодательство учитывает в определенной степени хозяйственный риск. Причем оправданный профессиональный и хозяйственный риск -- новый институт в уголовном законодательстве. Действовавший до последнего времени УК РСФСР не отражал проблему риска. Только Основы уголовного законодательства СССР и республик 1991 г. признавали преступлением действия, хотя и подпадающие под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но представляющие собой оправданный профессиональный или хозяйственный риск для достижения общественно полезной цели (ст. 27). Риск признавался оправданным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и если лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам. По новому законодательству риск не признается оправданным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экономической катастрофы, угрозой здоровью или жизни людей. 37

При риске лицо действует во имя достижения положительного результата. Оно прибегает к рискованным действиям, когда поставленная цель не могла быть достигнута иным путем. В этой связи сам по себе риск и его отрицательные последствия как возможные издержки оправданны. Они целесообразны, так как без него не всегда можно эффективно осуществлять хозяйственную, коммерческую деятельность. Вопрос только в мере риска, какой считать оправданным, а какой -- нет. Представляется, что такую меру ни один закон заранее определить не может, ее должен определять только суд. Со своей стороны законодатель обязан установить в правовых нормах следующее положение -- риск обязательно должен учитываться при определении степени юридической ответственности, в отдельных случаях, устанавливаемых судом, ответственность либо снимается полностью, либо значительно снижается. При этом надо учитывать два обстоятельства: 1) неудача, коммерческое фиаско наступили лишь по вине самого лица, недостаточной продуманности своих действий; 2) неудача наступила по вине третьих лиц, как-то: ненадежность банков, неустойчивость рубля, обман, мошенничество контрагентов и т. д.

2. Правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений

Среди важнейших закономерностей развития российского общества сегодня признается формирование и развитие рыночных отношений. К сожалению, как правильно подчеркивает Р. О. Халфина, в России не соблюдается одно из основных условий становления и функционирования рынка -- его адекватное правовое обеспечение, 6 которое должно базироваться на определенных положениях, принципах, подходах к правовому регулированию рыночных отношений, что невозможно в рамках отраслевых юридических дисциплин, так как каждая из них связывает рынок с совершенствованием правовых норм только своей отрасли. И лишь теория права способна сформулировать ряд теоретических положений, подходов к правовому регулированию рыночных отношений, которые могут быть использованы при совершенствовании и разработке правовых норм в рамках конкретных правовых отраслей. Важнейшее место среди теоретических положений должны занять принципы правового регулирования рынка, поскольку их выделение позволит выявить сущность, содержание, цели, направления и перспективы нормативного регулирования данного рода общественных отношений. Необходимость выделения принципов правового регулирования рыночных отношений вытекает из особенностей, специфики их содержания. Рыночные отношения -- это один из видов общественных отношений; понятия «общественные отношения» и «рыночные отношения» -- не тождественны.

Из экономической литературы известны следующие характерные черты свободного рынка: неограниченное число участников конкуренции; абсолютно свободный доступ на рынок и такой же выход из пего; мобильность трудовых, материальных, финансовых и прочих ресурсов; полная информированность каждого участника конкуренции о предложении и спросе, ценах и норме прибыли и т. п.; ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказывать влияние на решения, принимаемые другими участниками. 7 Закон конкуренции -- высший принцип бизнеса, и именно он обеспечивает и создает механизм изобилия, 8 а конкуренция -- основа рыночного механизма. 9 Наряду с конкуренцией к экономическим признакам рынка относят обычно свободное предпринимательство и возмездность. По своей структуре рыночные отношения можно понимать в узком и широком смысле слова: в узком -- это имущественные, товарно-денежные отношения, основанные на равенстве сторон; в широком -- это налоговые, финансовые и трудовые отношения (например, по социальной защите безработных), отношения, возникающие из приватизации, и т. д. 11 В связи с экономическими признаками рынка право должно сформулировать такие принципы правового регулирования рыночных отношений, которые соответствовали бы этим признакам, содержанию этих отношений. Ввиду важности и особенностей рыночных отношений считаем неверной точку зрения, согласно которой нет смысла выделять в качестве самостоятельных принципы правового регулирования рынка, а стоит лишь говорить о практике применения общеправовых принципов в сфере рынка. 12 Однако поскольку в этой сфере общественных отношений действуют нормы различных отраслей и институтов права, формулируемые в настоящей статье принципы не отменяют действия общеправовых принципов, принципов тех или иных отраслей и институтов права (например, принципов гражданского, трудового, договорного и обязательственного права и т. п.). Принципами правового регулирования рыночных отношений являются следующие: приоритет частной собственности, правовое равенство всех субъектов рыночных отношений, отражение, учет в законодательстве предпринимательского, коммерческого риска, антимонопольное регулирование, свобода труда и предпринимательской деятельности, эффективная социальная защита населения, правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений. Итак, проанализируем каждый из вышеуказанных принципов.

3. Антимонопольное регулирование

Метод антимонопольного регулирования общественных отношений в условиях рынка становится одним из решающих. Различают, как известно, четыре вида монополии: естественная, организационная, технологическая и экономическая. В социалистических странах, в отличие от капиталистических, где монополия возникает в результате действия стихийных сил рынка, монополии формировались искусственно, как итог выполнения решений тех или иных органов управления. Причем конкуренция в СССР существовала только между монополиями -- министерствами за объем выделяемых им фондов, особенно импортных, за их роль и влияние в высших эшелонах власти, за их значимость в общегосударственном масштабе. Таким образом, в России сформировалась как альтернативная рынку полицентрическая система монополистических центров, пронизывающих всю совокупность экономических структур. Эта система представляла опору и родовое качество административно-командной системы. рыночный экономический безопасность предпринимательский

Переход российского общества к рыночным отношениям потребовал создания антимонопольного законодательства. В 1991 г. был принят впервые в истории России антимонопольный законодательный акт -- Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Цель этого Закона -- правовыми средствами помочь развитию конкуренции. Наряду с ограничением монополистической деятельности предпринимателей -- хозяйствующих субъектов Закон предусматривает меры к пресечению государственного монополизма -- монополистических действий органов государственной власти и управления. Устанавливается как административная, так и уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства. В настоящее время проблема демонополизации российской экономики не решена, и задачей законодательства является прежде всего усиление, ужесточение антимонопольных мер, причем, как правильно отмечает В. Еременко, приватизация не должна привести к замене прежней государственной монополии на новую -- частную или коллективную. 40

4. Свобода труда и предпринимательской деятельности

Свобода труда и предпринимательской деятельности является конституционным принципом, она закреплена в ст. 34, 35 и 37 Конституции РФ. Свобода труда означает прежде всего свободный для гражданина выбор -- работать или не работать. Запрещается принудительный труд. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с нормами международного права не считается принудительным трудом: а) работа или служба, выполняемая на основании вступившего в законную силу приговора суда; б) военная служба; в) работа в условиях чрезвычайных обстоятельств (например, стихийных бедствий).

Конституцией не предусмотрена юридическая обязанность для граждан трудиться. Выбор гражданина в пользу работы подкрепляется материальными стимулами, поскольку для большинства трудоспособных граждан трудовая деятельность остается основным источников средств существования.

Давно прошло время, когда практически единственным способом реализации права на труд в нашей стране был труд в государственных учреждениях, организациях или государственных предприятиях. Сейчас реализация права на труд возможна в самых разнообразных формах: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, может быть участником хозяйственного товарищества или общества, членом производственного кооператива, наемным работником и др. 41

Говоря о свободе предпринимательской деятельности, хотелось бы подчеркнуть, что в ее основе лежит свобода договоров. Статьи 1 и 42 ГК РФ усматривают свободу договоров прежде всего в предоставлении гражданам и юридическим лицам возможности самостоятельно решать вопрос о заключении договора, выбирать любую из предусмотренных в законодательстве моделей договоров, включать в договор по соглашению между собой любое не противоречащее закону условие и т. п. 42 Совершенствование трудовых отношений также связывается с развитием договорных методов и их регулирования. 43

5. Эффективная социальная защита населения

В связи с развитием рыночных отношений появилась потребность гарантировать некоторые социальные права граждан. Например, Закон РСФСР «О занятости населения в РСФСР» впервые дает понятие «безработные», определяет их правовой статус. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 45 до 75% среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда. 44

Социальная политика Российского государства включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д. Однако обязанность государства оказывать социальную помощь населению не означает замену государственным попечительством экономической свободы и активности, хозяйской и предпринимательской инициативы членов общества. Надо помогать малоимущим, безработным и одновременно создавать все правовые возможности, чтобы граждане собственными усилиями достигали высокого материального уровня жизни.

6. Правовое обеспечение экономической безопасности участников рыночных отношений

Термин «экономическая безопасность» появился в экономической литературе совсем недавно. В качестве составных частей общей угрозы экономической безопасности называются обычно следующие факторы: отсутствие рыночного законодательства, слабая защита права частной собственности, неплатежи, невыполнение контрактов, договоров и обязательств, неразвитость судебной системы, контроль криминальных структур за развитием рынка и др. 45

По сути, к условиям экономической безопасности относят все правовые и социальные условия развития рыночных отношений. Однако такой широкий подход не отражает существа самого понятия термина «безопасность». Правовое обеспечение экономической безопасности нельзя путать с правовым стимулированием развития рыночных отношений, 46 но оно неизбежно связано с совершенствованием гражданского, трудового, административного, налогового и т. д. законодательства 47 и обеспечением возможности осуществлять правомерную, эффективную предпринимательскую деятельность. В этой связи важное значение приобретает как совершенствование уголовного законодательства, так и практика его применения. Необходимо активно бороться, с одной стороны, с экономическими преступлениями, совершаемыми самими коммерческими структурами, 48 а с другой -- с бандитизмом и мошенничеством, от которых больше всего страдают эти структуры.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность, функции государственного бюджета и факторы, влияющие на его содержание. Историческое развитие бюджетной системы в Республике Беларусь и особенности ее функционирования в переходном периоде. Методы экономического регулирования рыночных отношений.

    реферат , добавлен 16.05.2009

    Рынок: сущность, функции. Понятие рыночной системы. Функции рынка. Частная собственность как основа рынка. Механизм рыночных отношений. Виды рынков. Типы рыночных отношений. Инфраструктура рынка.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2007

    Принципы, инструменты, методика и экономическая сущность планирования в деятельности предприятия. Становление рыночных отношений. Развитие предпринимательской деятельности. Повышение производительности труда, использование промышленных мощностей.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Состояние регулирования российской экономики на федеральном и региональном уровнях. Изучение сущности и структуры регулирующей функции государства. Натурализация хозяйственной деятельности. Развитие существующих рыночных отношений в современном обществе.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2014

    Теоретико-методологические основы рыночных отношений. Механизм саморегулирования рынка. Влияние монополистических тенденций на рыночные отношения. Особенности, этапы приватизации в Казахстане и степень монополизации рынка на примере АО "Казахтелеком".

    дипломная работа , добавлен 24.11.2010

    Рычаги управления экономикой страны, регионов и предприятий в рыночных условиях. Стихийность ценообразования как следствие безграничной демократизации и либерализации в хозяйственной деятельности. Обеспечение экономической безопасности предприятий.

    диссертация , добавлен 30.11.2008

    Изучение понятия, видов ренты. Цена земли. Источники образования ренты. Экономический механизм регулирования земельных отношений. Присвоение ренты в условиях рыночных отношений. Состояние, проблемы и перспективы дальнейшего развития земельного рынка в РФ.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2016

    Понятия, принципы и функции рынка и рыночных отношений, условия их возникновения и субъекты. Преображение рынка в связи с переходной экономикой, современные виды рынка (1992-2012 гг.). Особенности формирования рыночных отношений в экономике России.

    курсовая работа , добавлен 20.01.2015

    Фирма - ее структура, цели и задачи. Организационные формы предпринимательства. Фирма, как субъект рыночных отношений. Сходства и различия предпринимательской деятельности ближнего, дальнего зарубежья и Казахстана.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2006

    Рыночные отношения как основная форма существования мировой экономики. Объективные законы развития рыночной экономики. Хозяйственные возможности и условия Республики Узбекистан. Пять основных принципов реформирования экономики страны, стратегия реформ.