Распределительная функция финансов включает следующие положения. Распределительная функция финансов. Основные моменты

Распределительная функция финансов.

Финансы: сущность, характеристика как экономической категории, функции, экономические основы функционирования

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Роль и значение финансов зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономическом устройстве страны. Не всякие де­нежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отли­чаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителей, а финансы - экономический инстру­мент распределения и перераспределения валового внутреннего про­дукта (ВВП) 1 и национального дохода, орудие контроля за образовани­ем и использованием фондов денежных средств.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесе­нии платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате стра­ховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. К финансам относятся также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы.

Распределительная функция финансов.

Распределение национального дохода заключается в создании основных, или первичных, доходов. Их сумма равна национальному доходу. Ос­новные доходы формируются при распределении национального до­хода среди участников материального производства.

Первичные доходы (зарплата работников и доходы предпринимателей, возникающие в сфере материального производства) еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материаль­ных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее рас­пределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования до­ходов и накоплений; с наличием наряду с реальным сектором непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производные, доходы. Это доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также налоги. Вторичные доходы служат для формирования ко­нечных пропорций использования национального дохода. Перераспределение национального дохода происходит между произ­водственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, от­раслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и вало­вого внутреннего продукта, совершаемых с помощью финансов, состо­ит в развитии производительных сил и рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широ­ких слоев населения.

Функции финансов

Одним из серьезных вопросов в теории экономической науки является изучение функций финансов , включая и оценку их практической значимости. При этом функции финансов приписываются не только государственным финансам, но и финансам хозяйствующих субъектов, финансам домашних хозяйств, финансам индивидов, т.е. функциям отводится роль обязательного признака всей финансовой системы.

Часто финансам приписываются функции денег. Помимо функции денег, как средства платежа, важную роль играет и их функция, как средства накопления, и вместе они образуют основу всей финансовой системы государства. Финансы, в самом общем виде, это оборот денежных средств, в которых реализуются функции денег.

В процессе расширенного воспроизводства финансы выполняют функции, раскрывающие их механизм, с помощью которого государство воздействует на хозяйствующие субъекты и домашние хозяйства. Все функции финансов взаимосвязаны, дополняют друг друга, что обеспечивает интеграционный (мультипликационный) эффект.

Финансы имеют две основные функции – распределительную и контрольную, которые проявляются в формировании и использовании целевых фондов денежных средств.

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется с помощью их распределительной функции. Именно здесь реализуется общественное назначение финансов - обеспечение каждого участника воспроизводственного процесса в том или ином виде необходимыми финансовыми ресурсами в форме целевых денежных фондов. Тем самым обеспечивается экономическая целостность государства.

В процессе финансовых взаимосвязей обеспечивается распределение и перераспределение средств, поступающих в виде налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней и ВБФ.

Объектом действия распределительной функции финансов выступают стоимость (в её денежной форме), ВВП, часть национального богатства (принявшая денежную форму) и располагаемый доход индивида, т.е. та часть совокупного дохода, которая осталась в его распоряжении после уплаты обязательных платежей.

Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица (государство, хозяйствующие субъекты, население), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются целевые фонды денежных средств.

С помощью финансов распределительный процесс происходит во всех сферах общественной жизни - в материальном производстве, обращении и потреблении. Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, территориальный, местный. Финансовому распределению характерна многоступенчатость, которое порождает разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы при создании денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства, хозяйствующих субъектов и населения в денежных средствах, но и осуществлять контроль за использованием финансовых ресурсов.

Финансы характеризуют всю структуру экономической деятельности государства, все сферы и взаимоотношения с хозяйствующими субъектами, и выступают универсальным средством контроля, за распределением и перераспределением финансовых потоков внутри бюджетов соответствующих уровней. Осуществляя контроль за финансовыми ресурсами, можно узнать, как складываются пропорции в распределении и использовании денежных средств, насколько эффективно финансируются запланированные расходы.

Объектом действия контрольной функции финансов являются результаты экономической деятельности различных элементов финансовой системы, а инструментом её реализации выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, которые находятся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, и позволяют увидеть различные стороны работы экономического субъекта и оценить результаты его хозяйственной деятельности.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может быть реализована с большим или меньшим объемом, который во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в экономике государства.

Финансовая дисциплина - это обязательный порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств для хозяйствующих субъектов всех форм собственности, а также должностных лиц.

Контрольная функция проявляется:

1. до наступления распределительного процесса;

2. при использовании фондов денежных средств;

3. при подведении итогов хозяйствования.

Распределительная и контрольная функции финансов отражаются в двух сторонах одного и того же экономического процесса. Реализация контроля финансов осуществляется через бюджет, который позволяет калькулировать доходы и расходы, оценить результаты хозяйственной и инвестиционной деятельности.

Особенности реализации распределительной и контрольной функций финансов проявляются в направленности на воспроизводство «человеческого капитала» в рамках бюджетов всех участников экономической деятельности.

Кроме распределительной и контрольной функций финансов, используются и другие дополнительные функции: регулирующая, распоряжения, социальная, страхования, инвестиционная и т.д.

Рассмотрим некоторые из них. Регулирующая функция связана с вмешательством государства в процесс воспроизводства, через государственные расходы, налоги, государственный кредит. Данная функция реализуется через финансовые механизмы, которые включают в себя совокупность экономических отношений, порядок формирования и использования, централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.

Финансы, реализуя функцию распоряжения, становятся одновременно формой, через которую общество планомерно формирует пропорции распределение финансовых ресурсов в государстве. В том числе на уровне семьи, домашнего хозяйства.

Можно выделить еще одну функцию финансов - социальную, которая состоит в том, что в рамках возможностей бюджета необходимо поддерживать неработающих и социально незащищенных членов общества, определять для них уровень благосостояния, гарантировать им прожиточный минимум, оказывать помощь и поддержку в развитии различных форм предпринимательской активности населения, что особенно актуально в период финансовых кризисов.

Социальная функция предполагает оптимизацию фондов, имеющих особое значение для осуществления и реализации социальной политики государства. Кроме материальной помощи неработающим членам семьи из бюджета домохозяйства, следует учитывать поддержку из социальных фондов, социальных программ развития на федеральном, региональном и местном уровнях, систему государственного социального страхования, минимальных социальных стандартов и адресной социальной помощи, для обеспечения более высокого качества жизни населения.



Вместе с тем, в условиях реформирования экономики функции финансов, как и они сами являются носителями противоречий. Правильнее было бы считать, что никаких функций у финансов нет, а просто они, как одна из форм денеж­ных отношений, опираются на соответствующие деньгам фун­кции.

Помимо путаницы между функциями денег и финан­сов, признание их означает, приписывание им свойств, которых у них не мо­жет быть, т.к. за всеми функциями фи­нансов скрываются решения собственника денежного дохода, самостоятельно принимающего решение о формах и методах распределения и контроля денежных средств.

И это особенно наглядно и убедительно проявляется именно в условиях рыночных отношений, так как рынок возникает в процессе взаимоотношений независимых, самостоятельных экономических субъектов, каждый из которых преследует свои цели.

В соответствии сними собственник самостоятельно определяет направления использования своих доходов. Как называются результаты его действий с точ­ки зрения макроэкономики (потребление, накопление, перераспределение и т.д.) его совсем не ин­тересует. Поэтому в условиях рыночной экономики - некорректно говорить, что финансы распределяют, перераспределяют, накапливают и т.д. Это делают собственники денежных средств.

Другое дело - централизованный сектор экономики, в котором органы публичной власти определяют пропорции между потреблением и накоплением и с этой целью формирует различные целевые фонды денежных средств.

Контрольные вопросы:

1. В чём заключается сущность финансов, назовите их специфические признаки.

2. Как осуществляется движение денежных средств, на различных стадиях воспроизводственного процесса.

3. Приведите определение финансов, как экономической категории.

4. Какие денежные отношения не относятся к финансовым отношениям.

5. В чем заключается противоречие финансов.

6. Какие функции выполняют финансы.

7. Когда проявляется контрольная функция финансов

8. Что является объектом действия распределительной функции финансов.

9. Что такое финансовая дисциплина.

Финансы - это значимая составляющая человеческой жизни. Люди прилагают огромные усилия, чтобы зарабатывать деньги, которых никогда не бывает достаточно. Но с точки зрения экономической науки, финансы - лишь средства, которые используются для достижения определенных целей. Их наделяют функциями, выполнение которых ведет к активизации конкретных процессов. Роль финансов очень велика в нашем обществе. Для многих деньги - это цель существования. Люди тратят драгоценные годы своей жизни, чтобы заработать как можно больше и умереть в роскоши.

Распределительная в деятельности предприятия. Основные свойства

Самой значимой является распределительная функция финансов. Данную особенность можно наблюдать на всех уровнях экономической деятельности общества: государство, регион, предприятие, семья и отдельная личность. Распределительная функция предусматривает создание фондов и отчислений для обеспечения деятельности того или иного субъекта. Если говорить о предприятии, то формируются специальные фонды, ресурсы которых идут на покрытие нужд и потребностей. Например, позволяет удерживать из прибыли предприятия сумму, которая покроет расходы по созданию товаров или оказанию услуг.

Формирование финансовых ресурсов - это очень важный этап коммерческой деятельности предприятия. Именно такой резерв позволяет компаниям развиваться, осваивать новые технологии или распространять свое присутствие территориально. Распределительная функция финансов также предусматривает создание запасов для покрытия рисков, льгот и дотаций, разрешения непредвиденных ситуаций. Современные инновационные методы требуют постоянных вложений и усовершенствований в средства производства и повышение квалификации.

Распределительная функция финансов в жизни семьи

Семья, как отдельная составляющая общества, имеет свои обязательства и планы, которые требуют соответствующих вложений средств. К обязательным платежам можно отнести коммунальную и арендную плату, расходы по кредитам и займам, взносы в учебные и образовательные учреждения. Кроме этого, создаются своего рода фонды, за счет которых обеспечивается приобретение наиболее дорогих вещей, мебели, оборудования, а также организация детского или общего отдыха.

При поступлении денег в они подлежат распределению в зависимости от конкретных нужд и потребностей. Как и на предприятии, финансовые средства подлежат планированию и прогнозированию, в зависимости от чего и происходит их дальнейшее использование.

Роль и значимость

Распределительная функция финансов ведет к появлению возможности планировать дальнейший рост и развитие предприятия, улучшать условия жизни и приобретать дополнительные блага. Рассмотрение денежных средств в качестве инструмента для достижения поставленных целей ведет к осознанию их истинной ценности и значимости. Компании и государства учатся правильно распоряжаться имеющимися средствами, когда перестают воспринимать финансы как саму цель своей деятельности.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Распределительная функция финансов. Через нее реализуется назначение финансов: обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами, аккумулируемыми посредством перераспределения первичных доходов владельцев экономических ресурсов.

Регулирующая функция финансов. Она показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста. Ее действие связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, госкредита, изменения налогового бремени. Контрольная функция финансов. В основе ее действия лежит движение финансовых ресурсов, объем которых, их состав и структура дают обобщающую характеристику всех сторон деятельности хозяйствующих субъектов и государства. В финансовых отношениях участвуют все субъекты экономики, поэтому с помощью финансовых ресурсов можно систематически контролировать складывающиеся в экономике пропорции, соблюдение финансовой дисциплины. Совокупность распределительной, регулирующей и контрольной функций раскрывает сущность финансов, показывая, какие элементы стоимости и как могут перераспределяться, каким образом осуществляется контроль за объемом и направлениями движения финансовых ресурсов. денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений, образованием и использованием денежных фондов целевого назначения. Финансовые отношения возникают в подразделениях обществ, производства, во всех его секторах, на всех этапах стоимостного распределения. Они опосредуют связи между: государством, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и гражданами - с другой (по поводу платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды и финансирования из них); государством и его кредиторами на внутренних и внешних финансовых рынках; органами государственного управления и самоуправления по оказанию друг другу финансовой помощи; хозяйствующими субъектами по поводу уплаты штрафов, пени, неустоек, обусловленными нарушениями платежной, договорной и финансовой дисциплины; предприятиями и их работниками по поводу оплаты труда и материального стимулирования и т. д. Многообразию финансовых отношений содействует и государство, которое разрабатывает различные формы их использования (например, вводит или отменяет конкретные виды платежей и т. д.). Формы финансовых отношений устанавливаются государством в соответствии с общими задачами развития страны, особенностями исторического этапа и т. д. Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением денежных фондов, образует финансовые отношения. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Рассмотрение финансовых ресурсов в качестве материальных носителей финансовых отношений позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Ни одна из них, кроме финансов, не характеризуется таким материальным носителем. Отсюда, важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий, является то, что финансовые отношения всегда связанны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Этот признак является общим для финансовых отношений любых общественно – экономических формаций, где бы они ни функционировали. При этом формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества. В условиях рынка появляются и принципиально новые виды финансовых отношений, связанные с несостоятельностью (банкротством) предприятий, возникающей в связи с приостановлением его текущих платежей; возникающих при слиянии, поглощении и разделении предприятий (корпораций). Сущность финансов проявляется в первую очередь с помощью распределительной функции. Через нее реализуется общественное назначение финансов обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов. Распределительная функция финансов заключается в первую очередь в создании основных или первичных доходов путем распределения общего, национального дохода среди участников материального производства. Следующая функция финансов заключается в создании вторичных или производственных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Объектами действия распределительной функции финансов выступают стоимость валового общественного продукта (в денежной форме), а так же часть национального богатства (принявшая денежную форму). Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридические и физические лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения.

Благодаря распределительной функции финансы обслуживают воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. С помощью распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства и образование доходов в различных формах, а так же формируются фонды целевого назначения. На основании данной функции также обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется перераспределение национального дохода. Финансовому распределению присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения - внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное. Названные виды распределения обслуживаются разными звеньями финансовой системы: внутрихозяйственное - финансами предприятий, внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами. На основе данной функции обеспечиваются также общегосударственные потребности, формируются ресурсы для содержания и развития непроизводственной сферы, осуществляется внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода и т. д. Создаваемые с помощью распределительной функции бюджетные резервы, страховые и внебюджетные фонды используются для предупреждения возможных диспропорций на отдельных участках хозяйственного строительства, обеспечения необходимой маневренности в использовании ресурсов. Контрольная функция заключается в контроле за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Контрольная функция осуществляется государством, перед финансовым контролем стоят следующие задачи: 1) проверка расходования государственных средств (соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования государственных средств); 2) проверка своевременности и полноты мобилизации средств в государственные ресурсы по всем звеньям финансовой системы; 3) проверка соблюдения правил учета и отчетности. Осуществлением соблюдения пропорций в распределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорции для разных отраслей различны и складываются при разных условиях и, следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления. Из распределительной функции финансов вытекает контрольная функция которая основывается на возможности оценки величины фондов денежных средств и их предусмотренной направленности движения, происходящей как в фондовой, так и в нефондовой формах. Финансовый контроль осуществляется в процессе финансового планирования, при использовании доходной и расходной частей бюджетной системы. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. Одной из задач финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам. Функции распределения и контроля это две стороны экономического процесса. Эти функции реализуются через финансовый механизм являющийся частью хозяйственного механизма. Как уже было отмечено, контрольная и распределительная функции финансов осуществляются финансами одновременно. Так как с помощью финансов государство осуществляет распределение созданного в обществе продукта не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости, становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели(выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, оборачиваемость, платежеспособность и др.) позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов. Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина – это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Еще по теме 3. Функции финансов.:

  1. 46 Модуль «Финансы». Сущность и функции финансов, их роль в системе денежных отношений рыночного хозяйства
  2. 17. Сущность и происхождение финансов. Функции финансов и их роль в экономике.
  3. Экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов в условиях рынка.
  4. 73 Модуль «Финансы организаций (предприятий). Финансы предприятий, их функциии место в финансовой системе страны

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право -

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.

Однако финансы отличаются от денег не только по содержанию, но и по выполняемым функциям, в которых проявляется их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.

Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как правило, бывает один - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.

Если говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы:

  • 1. зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;
  • 2. доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода, связанное с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций;

наличие наряду с непроизводственной сферой, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление);

перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образуются вторичные, или производственные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении национального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и, прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создания рыночных структур экономики, укрепление государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Контрольная функция

Будучи инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение финансового развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываются пропорции в распределении денежных средств, на сколько своевременно финансовые ресурсы поступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективно ли они ими используются и т.д.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции - это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовой дисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина - это обязательный для всех предприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.

Другие функции

К числу дискуссионных относится вопрос о функциях финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции -- распределительную и контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному), стимулирующая, регулирующая и т. д. Но при этом происходит подмена вопроса о функциях финансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные, хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественном воспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторов производства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведения режима экономии и т. д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаря функционированию финансов, с их функциями неправомерно.

Помимо распределительной и контрольной функции, по мнению некоторых экономистов, финансы выполняют также регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налги, государственный кредит) в процессе воспроизводства.

Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов, считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределения обслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают, что она порождена самими факторами функционирования финансов на второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее со специфическими общественными назначениями финансов, подчеркивая, что ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию. Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов(доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.