Порядок заключения договора строительного подряда. Обстоятельства непреодолимой силы

1. Понятие и виды капитального строительства

Капитальное строительство - это деятельность государственных органов , органов местного самоуправления , физических и юридических лиц , направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ.

Стройка - это совокупность зданий и сооружений, возведение которых осуществляется на одной или нескольких строительных площадках по единому проекту. Объект строительства - это каждое отдельно стоящие здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями и т.д.), на которые составлены отдельный проект и смета.

Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий , зданий и сооружений, т.е. их модернизация.

Новое строительство - строительство комплекса объектов вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, отдельных производств, которые возводятся на новых строительных площадках и после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, т.е. возникает новая организация - юридическое лицо.

Расширение действующих предприятий - строительство на их или прилегающей к ним территории дополнительных производств, новых отдельных цехов и объектов или осуществление работ по расширению уже существующих на предприятиях таких цехов и объектов. К этому виду капитального строительства относится также строительство филиалов и производств действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий - переустройство существующих цехов и объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. Такое переустройство осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, и, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Техническое перевооружение действующих предприятий - комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков. Осуществляется оно по проектам и сметам на отдельные объекты или отдельные виды работ и, как правило, без расширения производственных мощностей.

В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:

  • подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля;
  • хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;
  • смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть - силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы, монтаж технологического оборудования и т.п.).

Основной способ осуществления капитального строительства - подрядный. Работы этим способом осуществляются по договору строительного подряда .

2. Понятие договора строительного подряда

Условия договора сохраняют силу в течение всего срока действия договора. В случаях, когда после заключения договора законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение хотя бы одной из сторон, договор может быть изменен.

Заключение и исполнение договора строительного подряда

1. Заключение договора строительного подряда

Предварительная разработка и утверждение в установленном порядке обязательных для обеих сторон определенных документов, наличие которых необходимо для заключения договора строительного подряда (так называемых плановых предпосылок или оснований заключения договора), действующим законодательством не предусматриваются. Как отмечалось выше, заключение договора, выбор контрагента и определение условий договора (не противоречащих законодательству) законом отнесены к компетенции сторон договора.

Однако, чтобы заключенный договор был действителен, стороны предварительно должны получить определенные документы. Для заказчика - разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления , а для подрядчика - лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Согласно этому Временному положению объект предъявляется подрядчиком к приемке после завершения всех предусмотренных договором работ по объекту. Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц , создавая в необходимых случаях приемную комиссию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета , осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с указанным Государственным комитетом особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях .

Объекты производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором строительного подряда.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, форма которого (образец) приведена в Приложении 1 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов. Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком работ, предусмотренных договором.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результата работы.

Данная форма оплаты наиболее прогрессивна и выгодна для заказчика. В этом случае подрядчик заинтересован в конечном результате своей деятельности, которая снижается или вовсе утрачивается при постепенной, поэтапной или, например, помесячной оплате фактически произведенных им работ. Однако значительная стоимость и длительность капитального строительства требует авансирования деятельности подрядчика, причем он вправе требовать выплаты аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре (п. 2 ст. 711 ГК). Поэтому согласованный сторонами порядок оплаты работ, учитывающий их взаимные интересы, является важным средством эффективной организации их взаимоотношений.

4. Особенности договора подряда на строительство объектов "под ключ"

Такой договор заключается между заказчиком и подрядной организацией (генеральным подрядчиком) и предусматривает выполнение последним цикла: проектирование, строительные, монтажные и специальные строительные работы, сдача объекта в эксплуатацию.

Основной обязанностью заказчика является предоставление генеральному подрядчику документации, на основании которой проектируется объект: проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов; утвержденные технико-экономические обоснования строительства объектов производственного назначения и крупных общественных зданий и сооружений и др.

К основным обязанностям генерального подрядчика относятся:

  • обеспечение разработки строительной части проектно-сметной документации собственными силами или по договору с проектными организациями;
  • обеспечение своевременного и качественного выполнения строительных, монтажных и других специальных строительных работ;
  • комплектация объектов оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечение ввода в действие объекта в предусмотренный договором срок и др.

Стоимость работ по договору определяется соглашением сторон. Затраты генерального подрядчика до сдачи объекта заказчику покрываются за счет его собственных средств и полученных им кредитов банка.

Заказчик рассчитывается с генеральным подрядчиком после подписания акта приемки объекта. Генеральный подрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов работ в соответствии с ценой, установленной при заключении договора субподряда.

Таким образом, в данном договоре подрядчик берет на себя все обязанности по организации и обеспечению строительства, освобождая от них заказчика. На последнем, по сути дела, остается лишь обязанность оплаты результата работ, причем только после его приемки (без авансирования). Поэтому договор подряда на строительство объектов "под ключ" считается одной из наиболее прогрессивных форм капитального строительства.

5. Имущественная ответственность за нарушение условий договора строительного подряда

Такая ответственность может быть установлена как в договорном порядке, т.е. по соглашению сторон, так и в нормативном порядке, т.е. предусмотрена законом или иными правовыми актами. Она наступает в соответствии с общими положениями о гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств : должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств . Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15, 393 ГК). Поскольку стороны договора строительного подряда обычно являются предпринимателями, ответственность эта наступает независимо от наличия вины сторон в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств (п. 3 ст. 401 ГК). Если договором строительного подряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств предусмотрено взыскание неустойки (штрафа , пени), убытки взыскиваются за вычетом этой неустойки. Но договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

Применение мер имущественной ответственности к контрагенту в случае нарушения им обязательств по договору строительного подряда - право, а не обязанность потерпевшей стороны.

Наряду с гражданско-правовой ответственностью сторон договора строительного подряда за нарушение его условий, строительное законодательство предусматривает также административную ответственность за правонарушения в области строительства. Такая ответственность установлена Законом РФ от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона предприятия, учреждения, организации и объединения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Размер штрафов за различные правонарушения определен в твердых суммах, которые несколько раз индексировались постановлениями Правительства РФ .

6. Изменение и прекращение договора строительного подряда

Изменение содержания договора может иметь место, например, при внесении заказчиком изменений в техническую документацию на объект строительства (она определяет по объекту строительства объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования), влекущих за собой дополнительные работы по стоимости, превышающей 10% указанной в смете общей стоимости работ. Внесение таких изменений в техническую документацию осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 1, 2 ст. 744 ГК).

Прекращение (расторжение) договора строительного подряда может иметь место по различным основаниям. Ими могут быть консервация или полное прекращение строительства, систематическое нарушение подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ или их низкое качество, систематическое нарушение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом) и др. Кроме того, заказчик (инвестор) вправе в любое время прекратить или приостановить действие договора с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду.

Прекращение или приостановление капитального строительства (следовательно, и действия договора строительного подряда) возможно и по решению правомочного государственного органа в случаях стихийных бедствий и иных проявлений действия непреодолимой силы, введения чрезвычайного положения , если в процессе строительства выяснилось, что его продолжение приведет к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, экологических и других норм, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства .

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

1. Проектирование и изыскания для капитального строительства

Проектирование для капитального строительства - процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства.

Изыскания для капитального строительства - процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.

Техническая документация (или проект строительства) - комплекс документов, включающий технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства, а также другие предъявляемые к этим работам требования.

Проектно-сметная документация - это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства. Строительство без наличия проектно-сметной документации не допускается.

Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем - рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Как и в договорных отношениях по строительному подряду, заключение договора на выполнение проектных и изыскательских работ, выбор партнера (контрагента), определение обязательств , любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией сторон договора, а основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения сторон, наряду с действующим законодательством является заключенный ими договор (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей - индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования - выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией - генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций - это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций - полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений. Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании на проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК).

В договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются предмет договора (наименование проектной документации, требования к ее качеству и техническому уровню), состав и содержание проектно-сметной документации, срок действия договора, сроки разработки и этапы выдачи документации, цена, порядок сдачи и приемки документации, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора, другие существенные условия, обеспечивающие интересы сторон.

Как отмечалось выше, определение условий договора законом отнесено к компетенции сторон, но они не должны противоречить действующему законодательству. Так, в силу п. 1 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности стороны обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством. Поэтому, например, определяя состав и содержание подлежащей разработке проектно-сметной документации, стороны обязаны руководствоваться требованиями санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством, соблюдать единые правила оформления документации и т.д.

Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.

Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен (п. 2 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). Какие-либо "плановые основания" или "плановые предпосылки", обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме. При этом они могут использовать форму договора строительного подряда, приведенную в упомянутом выше Руководстве по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации (учитывая особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ). Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) - выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.

К обязанностям подрядчика относятся также:

  • согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции;
  • внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование;
  • внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.

Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика.

Основная обязанность заказчика - принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее.

Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
  • оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • возместить подрядчику дополнительные расходы , вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
  • привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

4. Экспертиза и приемка технической документации

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 г. "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации" проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем - проекты строительства) независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации , отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то органах.

Такая экспертиза осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации, утвержденным Госстроем России 29 октября 1993 г. по поручению Совета Министров - Правительства РФ. Упомянутым выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ установлено, что:

  • проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России (в настоящее время - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу) или в порядке, устанавливаемом им совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждаются их соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлекаемых средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Приемка технической документации оформляется актом. Обязательная для сторон форма такого акта законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме, разрабатываемой самими сторонами. В акте обычно отмечается, соответствует ли техническая документация условиям договора, дается ее краткое описание, фиксируется эффективность технической документации и на основании чего она определена, указывается обусловленная договором цена, а также размер надбавки или скидки к цене в процентах с учетом выполнения условий договора. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.

5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий

Изменение содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.

Заказчик (инвестор) вправе в любое время расторгнуть договор с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности).

Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом).

В ГК содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостатки, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором не установлено иное (ст. 761 ГК).

Поскольку в Законе об инвестиционной деятельности, как и в других законодательных актах, специальных указаний об ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не содержится, заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК. Как отмечалось выше, ответственность заказчика в полном объеме в случае одностороннего расторжения им договора предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации . Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Государственные контракты предназначены для:

  • реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • развития и создания производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ ;
  • развития общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга;
  • строительства отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
  • развития фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны (п. 20 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594).

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Предполагается принятие специального закона о подрядах для государственных нужд. Основными подзаконными нормативными актами , регулирующими отношения по выполнению подрядных работ для государственных нужд в настоящее время, являются:

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд";

Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (далее - Основные положения). Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом такими ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане , занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 764 ГК).

2. Основания и порядок заключения государственного контракта

В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 упомянутого выше Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г.).

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен упомянутым выше Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК). Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне.

При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда . Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт.

Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Обязательными (существенными) условиями государственного контракта являются условия:

  • об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;
  • о сроках ее начала и окончания;
  • о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  • о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).

Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений.

Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит .

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора (п. 7 Основных положений). Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).

В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Регулирование данного вида подрядных отношений осуществляется нормами § 3 гл.37 ГК «Строительный подряд». Нормы, регулирующие отношения по строительному подряду, содержатся и во многих других нормативных правовых актах, в частности: Градостроительный кодекс, ФЗ «Об инвестиционной деятельности»; «Об архитектурной деятельности»; «О конкурсах» и т.д.

В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина, к нему применяются правила § 2 гл. 37 ГК «Бытовой подряд».

Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик.

В качестве заказчиков могут выступать инвесторы, а также уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица,

Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели. Для выполнения соответствующих видов работ они должны иметь лицензию .

При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда , при которой заказчик заключает договор с одной строительной организацией – генеральным подрядчиком, привлекающим для выполнения отдельных комплексов работ специализированные организации в качестве субподрядчиков.

С согласия подрядчика заказчик может заключать договоры на выполнение определенных работ с другими подрядными организациями. Такие заключаемые заказчиком договоры принято называть прямыми договорами.

Различают следующие виды договора строительного подряда:

Договоры на выполнение строительно-монтажных и иных работ по объекту в целом ;

Договоры на выполнение отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ;

Договоры на выполнение пусконаладочных работ.

Форма договора письменная.

Существенными условиями являются условия о предмете, цене и сроке договора.

Предметом договора строительного подряда (субподряда) является конечный результат деятельности подрядчика (субподрядчика). По договору строительного подряда – это соответствующий объект строительства (предприятие, здание, сооружение), сдаваемый подрядчиком заказчику, а по договору субподряда – законченный комплекс определенных работ (монтажных, санитарно-технических и др.), составляющих часть работ по объекту строительства в целом и сдаваемых субподрядчиком генеральному подрядчику.

Срок договора строительного подряда определяется по соглашению сторон путем указания в договоре начального и конечного сроков выполнения работы. По соглашению сторон в договоре могут быть установлены также сроки завершения отдельных этапов работ .

Для заключения договора строительного подряда необходимо предварительное получение определенных документов . Для заказчика таким документом является разрешение на строительство , выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (ст. 51 Градостроительного кодекса). Для подрядчика лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Основная обязанность подрядчика по договору строительного подряда – осуществить строительство (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) предусмотренного договором предприятия, здания, сооружения.

Важным условием исполнения договора является то, что СМР и иные работы по объекту должны быть выполнены в соответствии с технической документацией и ПСД (определяющей цену работ).

Осуществляя строительство, подрядчик обязан соблюдать СНиПы, а также требования закона об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.

На подрядчике лежит обязанность обеспечить стройку необходимыми материалами, деталями, конструкциями, оборудованием, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства осуществляет заказчик (ст. 745 ГК).

Обязанностью подрядчика является также возведение здания , сооружения или иного объекта строительства либо выполнение иных строительных работ и сдача заказчику результата выполненных работ в срок, установленный договором.

Закон предусматривает некоторые специфические обязанности .

Так, заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок .

Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо– и паропровода, оказывать другие услуги.

От заказчика требуется также передать подрядчику документы , подтверждающие разрешение соответствующих органов на производство работ в местах прохождения подземных коммуникаций, в зоне воздушных линий электропередачи и линий связи.

В соответствии со ст. 748 ГК заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший отступления от условий договора, которые могут ухудшить качество работ, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Характерной особенностью строительного подряда является сотрудничество сторон (ст. 750 ГК).

Особо регламентируется сдача и приемка работ . В предусмотренных законом случаях в приемке должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом , подписанным обеими сторонами.

При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц, создавая при необходимости приемную комиссию .

В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. Приемка осуществляется только при положительном результате таких испытаний (п. 5 ст. 753 ГК).

Подрядчик обязан своевременно устранить недоделки и дефекты , выявленные в процессе приемки строительно-монтажных работ. Срок устранения указанных недостатков специально оговаривается в акте приемки.

Оплата в ыполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой , в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Свою специфику имеет ответственность подрядчика за качество работ . Согласно ст. 754 ГК подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.

Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон (ст. 755 ГК).

При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством работ , применяются правила п.1–5 ст.724 ГК. При этом предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с п. 2, 4 указанной статьи составляет пять лет (ст. 756 ГК).

Если договором строительного подряда за его неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени), убытки взыскиваются за ее вычетом (зачетная неустойка). Однако договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

Юридической службе организации необходимо очень внимательно отнестись к согласованию условий данного вида договоров, чтобы исключить возможность возникновения неблагоприятных для организации последствий. О наиболее важных условиях пойдет речь в настоящей статье.

Существенные условия договора строительного подряда.

Определение договора строительного подряда приведено в п. 1 ст. 740 ГК РФ: подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Исходя из этого можно сделать вывод, что существенными условиями договора строительного подряда являются предмет и срок.

Предмет данного договора - выполнение работ по строительству или реконструкции предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также при проведении работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 740 ГК РФ).

Предмет должен быть определен надлежащим образом, в противном случае договор может быть признан недействительным. Такой вывод сделан в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 10.09.2009 № А17-1771/2009. Суд указал, что в договоре подряда от 01.12.2007 № 4 не определены в полной мере объем и содержание работ (отсутствуют техническая документация и смета). Анализ данного договора не позволил с достоверностью установить, в чем, собственно, заключается задание заказчика. Приложение 1 (которое является неотъемлемой частью договора) представляло собой только протокол договорной цены, в котором согласовывается стоимость кладки 1 куб. м кирпича. Рукописная запись не давала возможности установить, кем и при каких обстоятельствах она сделана и была ли она согласована с лицами, скрепившими своей подписью данный документ. Кроме того, спорная рукописная запись в любом случае не может заменить требуемую при заключении договора строительного подряда техническую документацию, в которой должны быть поименованы виды и объемы производимых работ. Таким образом, ввиду невозможности достоверно определить предмет договора указанный договор подряда был признан незаключенным.

Пример 1.

Допустим, строительной организации при возведении многоэтажного жилого дома необходимо привлечь стороннюю фирму для установки окон. В этом случае предмет договора строительного подряда может быть сформулирован следующим образом:

Подрядчик обязуется по заданию Заказчика (в соответствии с утвержденной проектной документацией и спецификацией) своим иждивением (из своих материалов, собственными силами и средствами) выполнить изготовление, поставку, монтаж, регулировку изделий из поливинилхлорида (окон, балконных дверей, окон лоджий) на строительстве жилого дома № 1 (адрес по генплану), расположенного по проспекту Героев, 1, в Советском районе г. N(далее - работы), в соответствии с условиями настоящего Договора, а Заказчик обязуется принять результат работ и уплатить обусловленную настоящим Договором цену.

Результатом работ по настоящему Договору являются смонтированные и готовые к эксплуатации изделия из поливинилхлорида (окна, балконные двери, окна лоджий).

Место выполнения работ: Россия, г. N, Советский район, проспект Героев, 1, строительство жилого дома № 1 (адрес по генплану) (далее - Объект).

Требования к выполнению работ отражены в спецификации (приложение 1 к Договору, являющееся его неотъемлемой частью) и утвержденной проектной документации Объекта, переданной Подрядчику по акту приема-передачи (приложение 2 к настоящему Договору, являющееся его неотъемлемой частью).

В соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Статья 190 ГК РФ указывает, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Пример 2.

В рассматриваемом нами договоре условие о сроке выполнения работ может быть сформулировано следующим образом:

Работы по настоящему Договору должны быть выполнены в полном объеме и сданы Подрядчику в соответствии с условиями настоящего Договора, требованиями спецификации и проектной документации Объекта в следующие сроки:

  • начало работ - 1 сентября 2011 г.;
  • окончание работ - 31 декабря 2011 г.

Увеличение сроков выполнения работ возможно только по обстоятельствам непреодолимой силы.

Датой окончания выполнения работ считается дата подписания комиссией, состоящей из представителей Заказчика и Подрядчика, акта о сдаче-приемке работ.

Сроки, указанные в Договоре, являются исходными для исчисления неустойки в случае неисполнения Подрядчиком обязательств по настоящему Договору.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Довольно часто стороны договора определяют начальный срок моментом внесения заказчиком аванса. До недавнего времени суды в таких случаях признавали условие о сроке несогласованным, а договор - незаключенным. Однако Президиум ВАС в Постановлении от 18.05.2010 № 1404/10 по делу № А40-45987/09-125-283 указал: если начальный момент периода определен как действие стороны или иных лиц, в том числе на момент уплаты аванса, и такие действия совершены в разумный срок, неопределенность в установлении срока производства работ устраняется. Следовательно, в этом случае условие о периоде выполнения работ должно считаться согласованным, а договор должен считаться заключенным.

Обычные условия договора строительного подряда.

Условие о цене не является существенным условием договора строительного подряда, за исключением случая, когда стороны пришли к соглашению о признании его таковым.

Согласно ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно.

Договором строительного подряда может быть предусмотрена оплата работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком. В соответствии с п. 8 Письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.

Довольно часто заказчик настаивает на включении в договор условия о гарантийном удержании, в соответствии с которым он удерживает часть цены работ в виде обеспечения надлежащего исполнения подрядчиком своих обязательств по качеству выполненных работ. Эта сумма выплачивается подрядчику при условии устранения замечаний по выполненным работам либо в случае отсутствия замечаний в течение гарантийного срока.

Гарантийное удержание, конечно, не является разновидностью такого способа обеспечения исполнения обязательств, как удержание, однако, как было сказано выше, ГК РФ предусматривает возможность определения порядка оплаты выполненных работ самим договором строительного подряда. Поэтому данное условие не противоречит законодательству, что находит подтверждение в судебной практике.

В частности, в Постановлении ФАС ПО от 26.08.2010 № А65-20024/2009 суд указал, что согласно п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ). В рассматриваемом контракте стороны предусмотрели порядок оплаты работ, а также 5%-ное удержание на гарантийный период сроком 14 месяцев со дня утверждения акта приемки завершенного объекта приемочной комиссией. Суд апелляционной инстанции правомерно признал условие контракта об удержании 5% цены договора относящимся к порядку оплаты, что не противоречит положениям п. 2 ст. 746 ГК РФ.

Отметим, что в более ранних решениях судов высказывалась иная позиция. Так, в Постановлении ФАС МО от 28.11.2005 № КГ-А40/11581-05-П-1,2 говорилось, что условие контракта об оплате выполненных подрядчиком и принятых заказчиком работ с удержанием последним 5% стоимости работ для покрытия возможных расходов, вызванных ненадлежащим исполнением подрядчиком гарантийных обязательств по контракту, противоречит содержанию и смыслу ст. 359 и 740 ГК РФ. В связи с этим суд сделал вывод, что данное условие контракта не подлежит применению, а права заказчика не подлежат судебной защите.

Пример 3.

В договоре можно предусмотреть следующий порядок оплаты работ:

Цена Договора составляет 5 000 000 руб. (пять миллионов рублей), в том числе НДС (18%), при условии изготовления, поставки, монтажа, регулировки 1000 кв. м окон, балконных дверей (далее - ОК) на Объекте и 1000 кв. м окон лоджий (далее - ОЛ) и складывается из расчета:

  • 3000 руб. за 1 (один) кв. м смонтированных на Объекте ОК;
  • 2000 руб. за 1 (один) кв. м смонтированных на Объекте ОЛ.

Указанная цена Договора включает в себя стоимость изготовления, поставки, монтажа, регулировки ОК и ОЛ на Объекте, выполнения сопутствующих (в том числе подготовительных) и иных работ, а также сумму всех налогов, сборов, таможенных пошлин, других обязательных платежей, компенсацию иных издержек, предусмотренных законодательством РФ, и т.д., то есть является твердой и окончательной.

Оплата выполненных работ осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в настоящем Договоре, в следующем порядке:

  • Заказчик перечисляет Подрядчику аванс в размере 3 000 000 руб. (трех миллионов рублей) в течение 15 (пятнадцати) дней с момента подписания Договора с последующим зачетом аванса при осуществлении окончательного расчета по настоящему Договору;
  • окончательный расчет по настоящему Договору осуществляется в течение 15 (пятнадцати) дней со дня подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ (без претензий) за вычетом суммы уплаченного аванса. Кроме того, выплаты (окончательный расчет по настоящему Договору) осуществляются за вычетом суммы гарантийного удержания (в размере 10% от суммы выполненных работ, указанных в актах сдачи-приемки), которая удерживается в качестве обеспечения надлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Договору сроком на один месяц с момента ввода Объекта в эксплуатацию и передачи собственникам помещений Объекта (обозначенный срок гарантийного удержания включает в себя также период времени с момента подписания актов сдачи-приемки выполненных работ до момента ввода Объекта в эксплуатацию и передачи собственникам помещений Объекта). Данная сумма выплачивается Подрядчику при условии устранения замечаний по работам, указанным в соответствующих актах, либо в случае отсутствия обозначенных замечаний.

Работы оплачиваются Заказчиком в соответствии с фактически выполненными объемами.

При изменении реквизитов Подрядчика, указанных в настоящем Договоре, Подрядчик извещает об этом Заказчика в однодневный срок официальным документом, подписанным руководителем и главным бухгалтером и заверенным печатью. В противном случае все риски, в том числе связанные с перечислением Заказчиком денежных средств на указанный в настоящем Договоре счет Подрядчика, несет исключительно Подрядчик.

Выставляемые Заказчику платежные документы в обязательном порядке должны содержать ссылки на первичные документы, а также документы, подтверждающие выполнение Подрядчиком обязательств. Датой оплаты считается день поступления денежных средств на расчетный счет Подрядчика. Заказчик вправе задерживать перечисление Подрядчику денежных средств за выполненные работы в случае неустранения дефектов, выявленных в ходе приемки выполненных работ.


Обеспечение строительства материалами.

Согласно ст. 745 ГК РФ обязанность по обеспечению строительства материалами (в том числе деталями и конструкциями) или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик. Данному условию также необходимо уделить пристальное внимание, поскольку сторона, в обязанности которой входит обеспечение строительства, несет ответственность за обнаружившуюся невозможность использования предоставленных ею материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ, если не докажет, что невозможность использования возникла по обстоятельствам, за которые отвечает другая сторона.

Поэтому в договоре необходимо определить сторону, на которую возлагается обязанность по обеспечению строительства материалами и оборудованием, и порядок их оплаты. В противном случае могут возникнуть сложности в защите прав соответствующей стороны.

Например, в Постановлении ФАС СКО от 10.06.2010 № А53-14938/2009 суд указал: требования истца о взыскании 75 154 руб. (стоимость израсходованных на некачественно выполненные строительные работы материалов) заявлены истцом необоснованно, поскольку из условий заключенного сторонами договора подряда не усматривается, что обязанность по обеспечению строительства возложена на заказчика. Напротив, в рассматриваемом договоре прописано, что подрядчик занимается закупкой материалов, а заказчик обязуется оплатить работы, стоимость которых определена в смете с учетом стоимости материалов.

Отметим, что в соответствии с п. 3 ст. 745 ГК РФ в случае обнаружившейся невозможности использования предоставленных заказчиком материалов или оборудования без ухудшения качества выполняемых работ и отказа заказчика от их замены подрядчик вправе отказаться от договора строительного подряда и потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ.

Пример . Условие об обеспечении строительства материалами и оборудованием в договоре может быть сформулировано следующим образом:

Обеспечение строительными материалами, изделиями и конструкциями, иным инженерным оборудованием осуществляет Подрядчик.

Все поставляемые для строительства материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

Приемку, разгрузку и складирование прибывающих на Объект во исполнение Договора материалов и оборудования осуществляет Подрядчик.

Ответственность за сохранность всех поставленных для реализации Договора материалов и оборудования до полного завершения работ (включая период времени, в течение которого Подрядчик будет устранять выявленные в ходе приемки недостатки, демонтировать возведенные им временные сооружения, а также вывозить находящуюся на территории строительной площадки строительную технику, механизмы, оборудование, оставленный после выполнения работ мусор) несет Подрядчик.

Подрядчик отвечает за соответствие используемых материалов и оборудования государственным стандартам и техническим условиям и несет риск убытков, связанных с их ненадлежащим качеством, несоответствием государственным стандартам, техническим условиям и иным аналогичным требованиям.


Контроль за ходом работ.

Строительство является сложным и ответственным процессом, поэтому заказчик должен осуществлять контроль за деятельностью подрядчика и оперативно реагировать на отклонения от порядка выполнения работ. Статьей 748 ГК РФ заказчику предоставлено право осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Пример 4.

Данное условие в договоре строительного подряда может быть сформулировано следующим образом:

Качество выполняемых работ должно соответствовать требованиям действующих ГОСТов, СНиПов, ТУ, других нормативно-технических документов, утвержденной проектной документации и спецификации.

Заказчик вправе назначить на строительной площадке своего представителя, который от имени Заказчика совместно с Подрядчиком будет оформлять акты на выполненные работы, осуществлять технический надзор и контроль за выполнением работ, а также производить проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Договора, проектной документации Объекта и спецификации.

Представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время в течение всего периода выполнения работ.

Работы должны выполняться Подрядчиком в строгом соответствии со сроками, установленными в настоящем Договоре.

Подрядчик самостоятельно организует производство работ на Объекте по своим планам, в соответствии со сроками выполнения работ, установленными данным Договором. Обеспечение общего порядка при выполнении работ на Объекте, вывоз строительного мусора со строительной площадки Объекта в период производства работ является обязанностью Подрядчика.

В процессе строительства Подрядчик обязан применять только те материалы, которые указаны в проектной документации Объекта или согласованы с Заказчиком.

В случае если Заказчик письменно отклонил использование материалов, которые не соответствуют стандартам качества, условиям Договора, Подрядчик обязан за свой счет и своими силами произвести их замену на другие материалы с учетом требований Заказчика, принимая во внимание, что такая замена не должна увеличивать сроки выполнения работ.

Заказчик в процессе выполнения работ вправе выдавать Подрядчику в письменной форме мотивированные распоряжения в отношении:

  • замены некачественных материалов;
  • прекращения выполнения Подрядчиком любой работы, если она не соответствует документации, СНиПам и требованиям действующего законодательства РФ;
  • переделки работ для обеспечения их надлежащего качества.

За три дня до начала приемки Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности отдельных ответственных конструкций и скрытых работ.

В случае если Заказчиком будут обнаружены некачественно выполненные работы, Подрядчик своими силами и за свой счет обязан в указанный Заказчиком срок переделать эти работы для обеспечения их надлежащего качества. При невыполнении Подрядчиком этой обязанности Заказчик вправе для исправления некачественно выполненных работ привлечь другую организацию с оплатой расходов за счет Подрядчика.

Порядок сдачи-приемки работ.

Общие правила сдачи и приемки выполненных работ установлены в ст. 753 ГК РФ. В соответствии с ней заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо (если это предусмотрено договором) выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке. По общему правилу заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ (введены в действие с 01.01.2000), в том числе формы № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат».

В соответствии с Указаниями по применению и заполнению данных унифицированных форм (Письмо Росстата от 31.05.2005 № 01-02-9/381) форма № КС-2 применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется форма № КС-3.

В случае если заказчик считает, что работы не соответствуют установленным договором требованиям к качеству, он может отказаться от подписания акта. Но отказ должен быть мотивированным, иначе суд может обязать заказчика оплатить работы.

В частности, ФАС ДВО в Постановлении от 03.05.2011 № Ф03-1529/2011 по делу № А51-8880/2010 установил, что подрядчик, выполнив обусловленные сделками работы, направил в адрес ответчика акты выполненных работ по форме № КС-2, которые последним получены. Однако заказчик данные акты не подписал, своих возражений либо претензий по качеству, объему и стоимости работ не предъявил, свой отказ от подписания документов не мотивировал. При таких обстоятельствах суд признал односторонние акты выполненных работ соответствующими нормам гражданского законодательства и счел факт выполнения работ подрядчиком по спорным договорам подряда установленным. Как следствие, суд указал на возникновение у заказчика обязанности по их оплате, которая исполнена им не в полной мере.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в том случае, если мотивы отказа от подписания акта обоснованны. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 23.11.2010 № А46-13537/2009 признал обоснованным отказ ответчика (заказчика) от подписания актов по форме № КС-2 по причине отсутствия в них сведений о том, какие работы и в каком объеме предъявлены к приемке. Суд указал, что они не могут служить основанием для предъявления требований об оплате работ.

Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.

Пример 5.

В договоре порядок приемки можно определить следующим образом:

Подрядчик представляет Заказчику акт выполненных работ, составленный по форме № КС-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100, и справку о стоимости выполненных работ и затрат, составленную по форме № КС-3, утвержденной названным выше Постановлением, с указанием объемов работ, а также исполнительную документацию по выполненным объемам работ не позднее момента предъявления выполненных работ к сдаче.

Заказчик, получивший сообщение Подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по настоящему Договору работ, обязан в течение двух рабочих дней приступить к его приемке.

Приемка законченных строительных работ должна проводиться комиссией, состоящей из представителей Заказчика и Подрядчика.

Сдача результата работ Подрядчиком и приемка его Заказчиком оформляются актом, подписанным уполномоченными представителями Сторон. При отказе одной из Сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается только другой стороной.

Если в ходе приемки работ обнаружены дефекты материалов, оборудования, деталей и узлов или же выполненные на Объекте работы не отвечают требованиям Договора, СНиПов, ТУ и ПСД, Подрядчик устраняет такие недостатки или производит соответствующую замену за свой счет в указанные Заказчиком сроки. Если дефект не подлежит исправлению, он должен быть компенсирован в 100%-ном (стопроцентном) размере.

За два дня до начала приемки Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности отдельных ответственных конструкций и скрытых работ.

Их готовность подтверждается двухсторонними актами промежуточной приемки ответственных конструкций и скрытых работ.

Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после письменного разрешения Заказчика.

Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее.

Работы по настоящему Договору считаются выполненными только после передачи Подрядчиком Заказчику всей необходимой исполнительной документации по выполненным работам, документов, подтверждающих качество использованных материалов (если они представлялись Подрядчиком), в полном объеме по акту приема-передачи, подписанному Сторонами.

Заказчик назначает своего представителя на строительстве, который от его имени совместно с Подрядчиком осуществляет приемку по акту выполненных работ, технический надзор и контроль за их выполнением и качеством, а также производит проверку соответствия используемых Подрядчиком материалов и оборудования условиям Договора и утвержденной проектной документации Объекта.

Представитель Заказчика имеет право беспрепятственного доступа ко всем видам работ в любое время в течение всего периода выполнения работ по Договору.

Окончательная приемка работ по Договору осуществляется в соответствии с установленным порядком приемочной комиссией с участием полномочных представителей Подрядчика и Заказчика.

Окончание сроков действия Договора не освобождает Подрядчика от ответственности за нарушение его условий.

Гарантийный срок на выполненные работы.

Еще одним важным условием договора строительного подряда является гарантийный срок на выполненные подрядчиком работы. Согласно п. 2 ст. 755 ГК РФ подрядчик не отвечает за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если докажет, что они возникли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной эксплуатации объекта или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или третьими лицами. В силу п. 4 ст. 755 ГК РФ при обнаружении в течение гарантийного срока недостатков заказчик должен в разумный срок заявить о них подрядчику. При наличии спора между сторонами относительно недостатков работ суд, как правило, назначает экспертизу. Так, в Постановлении ФАС ВВО от 08.06.2011 № А11-14133/2009 указано, что по ходатайству истца (заказчика) судом была назначена строительно-техническая экспертиза на предмет определения качества выполненных работ, причин протечки кровли, перечня и стоимости работ по устранению недостатков работ по ремонту кровли, причин разрушения водосточной трубы. Экспертиза показала, что одной из причин образования дефектов кровли рассматриваемого жилого дома является некачественное выполнение работ по договору подряда от 22.05.2007, связанное с нарушением требований СНиП II-26-76 «Кровли. Нормы проектирования», СНиП II-25-80 «Деревянные конструкции», МДС 12-33.2007 «Кровельные работы». С учетом проведенной оценки суд пришел к выводу о недоказанности возражений ответчика (подрядчика) и удовлетворил иск заказчика о взыскании 130 130 руб. убытков.

Пример 6.

В договоре условие о гарантийном сроке можно предусмотреть следующим образом:

Подрядчик гарантирует соответствие качества выполнения всех работ Договору, проектной документации, спецификации, действующим нормам и техническим условиям.

Гарантийный срок на выполняемые по настоящему Договору работы составляет 5 (пять) лет со дня ввода Объекта в эксплуатацию.

Гарантийный срок на применяемые материалы и оборудование определяется в соответствии со сроком, установленным заводом-изготовителем, но не может быть менее 5 (пяти) лет.

Если в период гарантийной эксплуатации Объекта обнаружатся дефекты, препятствующие его нормальной эксплуатации (опосредованные недостатками работ), Подрядчик обязан устранить их за свой счет и в согласованные сроки.

Для участия в составлении акта, фиксирующего дефекты, согласования порядка и сроков их устранения Подрядчик обязан командировать своего представителя не позднее чем за два дня со дня получения письменного извещения Заказчика. При отказе Подрядчика от составления или подписания акта обнаруженных дефектов и недоделок для их подтверждения Заказчик вправе назначить квалифицированную экспертизу, в результате которой будет составлен соответствующий акт по фиксированию дефектов и недоделок и их характера, что не исключает право Сторон обратиться по данному вопросу в арбитражный суд. Оплата услуг экспертной организации производится за счет Подрядчика.

Заключение.

Безусловно, существует множество иных особенностей договора строительного подряда. Кроме того, судебная практика формирует новое толкование норм права - приведем в пример хотя бы упомянутое Постановление Президиума ВАС РФ № 1404/10. Из этого следует, что юридической службе строительной организации нужно внимательно следить за действующим законодательством и практикой его применения.