Лосун К.В. Вопросы развития человеческого потенциала. Как развить свой потенциал

В настоящее время нет однозначного понимания, что такое человеческий потенциал. Встречаются очень разные трактовки о его сущности, составляющих элементах и взаимосвязи с понятиями «человеческий капитал», «трудовой потенциал», «кадровый потенциал».

Человеческий потенциал – это «совокупность физических и духовных сил граждан, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей, как инструментальных, так и экзистенциональных, включая расширение самих потенций человека и возможность его самореализации» (Вишневский А.Г., Васин С.А., Зайончковская Ж.А.)

Составляющие человеческого потенциала :

    Физическая – характеризует физические и психологические возможности человека, зависящие от его здоровья.

    Интеллектуальная – включает в себя уровень знаний и умений, врожденные способности, талант, волевые и лидерские качества человека, накопленный производственный опыт.

    Нравственная – это объединение нравственной системы и возможностей ее реализации в среде. Он является моделью, с помощью которой человек представляет свои намерения в отношении полезности собственной деятельности для потенциала своей среды; основной характеристикой такой модели является способность приносить пользу (наносить вред) среде деятельности.

    Профессиональная – представляет собой совокупную способность физических и духовных свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности, с одной стороны, и способность совершенствоваться в процессе труда, решать новые задачи, возникающие в результате изменений в производстве, - с другой.

Качественные характеристики потенциала включают целый ряд параметров:

    уровень жизни,

    грамотность,

    образованность,

    здоровье,

    нравственность,

    творческий потенциал,

    активность.

Феномен человеческого потенциала обладает следующими особенностями :

    Системность: человеческий потенциал обладает системными свойствами, и не может сводиться к простой сумме перечня качеств людей.

    Внешняя обусловленность: для формирования и реализации человеческого потенциала определяющее значение, как правило, имеют «внешние» по отношению к нему условия и факторы, характер среды его существования.

    Непрозрачность: для человеческого потенциала характерно наличие скрытых свойств, которые при изменении определенных условий могут проявиться.

    Стратегичность: свойства человеческого потенциала обуславливают возможности человеческого развития как на ближайшую перспективу, так и в более отдаленном будущем.

Из диаграммы известного американского психолога Абрахама Маслоу видно, что самоактуализация для человека важнее других потребностей. Однако чем менее удовлетворены базовые потребности, тем более затруднителен переход к потребностям высшего порядка, к которым и относится самоактуализация.

Потребности воспроизводства рабочей силы отражают условия производственной деятельности человека. К ним относятся: потребности в пище, одежде, жилище, транспорте, сохранении здоровья, повышении профессионального образования, информации и т. п. От того, насколько полно удовлетворяется эта группа потребностей, зависит эффективность труда работника, его настроение.

Другая группа потребностей - потребности развития личности - намного сложнее и многограннее, поскольку отражает все условия жизнедеятельности человека в обществе. Это потребности социально активной личности, они предполагают потребности в физическом и духовном совершенствовании, в творческой деятельности, культурном и эстетическом воспитании и т. д.

2. Субъекты и механизмы обеспечения воспроизводства человеческого потенциала и профессионального потенциала, как его важнейшей составляющей. Особенности профессионального потенциала работников туристской индустрии.

Отличительной особенностью субъекта является то, что им могут выступать только люди (социальные элементы, сотрудники организации). Относительно субъекта менеджмента можно отметить, что только в рамках организации человек (или группа людей) могут быть субъектами менеджмента.

Механизм обеспечения воспроизводства человеческого потенциала состоит из трех фаз:

    на первой фазе в денежной форме происходит создание условий для производства потенциала (за счет бюджетов всех уровней);

    на второй фазе – как результат предоставления образовательных услуг;

    на третьей происходит реализация интеллектуального потенциала, в результате чего происходит создание условий для его производства, таким образом, он принимает свою первоначальную денежную форму.

На предприятии главное – работник, поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей.

Подсистема планирования и маркетинга персонала выполняет следующие функции: разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом; анализ кадрового потенциала; анализ рынка труда; планирование и прогнозирование потребности в персонале и т.п.

Подсистема управления наймом и учетом персонала осуществляет: организацию найма персонала; организацию собеседования, оценки, отбора и приема персонала; учет приема, перемещений, поощрений и увольнения персонала и т.п.

Подсистема управления трудовыми отношениями проводит: анализ и регулирование групповых и личностных взаимоотношений; анализ и регулирование отношений руководства; управление производственными конфликтами и стрессами и т.п.

Подсистема обеспечения оптимальных условий труда выполняет такие функции, как соблюдение соответствия требованиям психофизиологии труда; соблюдение соответствия требованиям технической эстетики, охраны труда и окружающей среды и т.п.

Подсистема управления развитием персонала осуществляет обучение, переподготовку и повышение квалификации; введение в должность и адаптацию новых работников; организацию рационализаторской и изобретательской деятельности; реализацию деловой карьеры и служебно-профессионального продвижения и т.п.

Подсистема управления мотивацией поведения персонала выполняет следующие функции: управление мотивацией трудового коллектива; разработка систем оплаты труда; разработка форм участия персонала в прибылях и капитале; разработка форм морального поощрения персонала и т.п.

В индустрии туризма к сотрудникам предъявляют разнообразные требования, которые можно объединить в две группы.

1. Профессиональные требования:

    теоритическая подготовка в профессиональной сфере;

    практические навыки работы в профессиональной сфере;

    знание иностранных языков;

    навыки со специализированными компьютерными программами;

    навыки речевой коммуникации, ведения переговоров;

    навыки управления конфликтами;

    знания и практические навыки в области маркетинга и техники продаж;

    знания и практические навыки в области менеджмента и самоменеджмента;

    знание законодательных актов, касающихся профессиональной сферы деятельности.

2. Личностные характеристики:

    ориентированность на потребности клиента;

    коммуникабельность;

    нацеленность на результат деятельности;

    нацеленность на изменения (гибкость, ситуативность поведения);

    постоянное рационализирство (стремление улучшить бизнес-процессы в компании);

    стремление к саморазвитию, профессиональному росту;

    личная дисциплинированность;

    стрессоустойчивость;

    умение работать в команде.

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • o сущность человеческого потенциала организации;
  • o содержание управления персоналом;
  • o процесс планирования трудовых ресурсов;

уметь

  • o определять факторы, обусловливающие будущие потребности организации в рабочей силе;
  • o эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;
  • o разрабатывать стратегию управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, направленные на ее реализацию;

владеть

o навыками использования современных технологий управления персоналом.

Человеческий потенциал

В теории управления используется несколько терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий потенциал, персонал, кадры, человеческий капитал, человеческий фактор и т.п. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты управления людьми. Введение их в оборот ученые связывают с эволюцией управления в целом, и управления человеком на производстве в частности. Так, по мнению Л. И. Евенко, одного из ведущих российских ученых в области менеджмента, произошла смена следующих четырех концепций роли кадров на производстве :

Использование трудовых ресурсов . С конца XIX в. и до 60-х. гг. XX в. вместо человека в производстве рассматривалась лишь его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и зарплатой. На Западе эта концепция наиболее ярко нашла свое отражение в марксизме и тейлоризме.

Управление персоналом . Научной основой этой концепции, развивавшейся с 30-х гг. XX в., была теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через свою формальную роль - должность, а управление им осуществлялось через административные механизмы (принципы, методы, полномочия, функции).

Управление человеческими ресурсами . Человек стал рассматриваться не как должность (элемент структуры), а как невозобновляемый ресурс - элемент социальной организации в единстве трех компонентов (трудовые функции, социальные отношения, состояние работника).

Управление человеческим потенциалом . В соответствии с этой концепцией человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться только как "ресурс". Исходя из желаний и способностей человека должны строиться стратегия и структура организации.

Существуют и иные точки зрения, но общим для них является то, что с развитием производительных сил и, соответственно процесса управления ими происходит изменение роли и места самого человека в производстве. Из придатка машины в постиндустриальном обществе он сегодня становится основой процесса производства. Опираясь на данные подходы в управлении человеком в рамках предприятий и организаций, можно выделить две его роли в общественном производстве:

  • o человек как ресурс производственной системы (трудовой или людской), важный элемент процесса производства и управления;
  • o человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - не только объект, но и главный субъект управления.

Понятие "человеческий потенциал " отличается от смежных понятий:

  • o "трудовые ресурсы " - люди, обладающее физической и интеллектуальной способностью в соответствии с условиями воспроизводства рабочей силы;
  • o "персонал " - все работники, (трудовой коллектив, кадры), выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Поэтому в центр внимания при работе с персоналом ставится в первую очередь результативное выполнение задания, например производство продукции.

Человеческие ресурсы - это совокупность описывающих ресурсную трудовую составляющую характеристик работников организации, т.е. персонал и его качества, соотнесенные с конкретным рабочим местом, социокультурных характеристик, а также личностно-психологические свойства людей, проявляющиеся в их отношении к предприятию, поставленным задачам, окружающим их коллегам и руководителям. Специфика человеческих ресурсов состоит в следующем. Люди наделены интеллектом, следовательно, их реакция на внешнее воздействие (управление) эмоционально-осмысленная, а не механическая. Вследствие обладания интеллектом люди способны к постоянному совершенствованию и развитию, что является наиболее важным и долговременным источником повышения эффективности любого общества или предприятия, организации. Люди выбирают конкретный вид деятельности исходя из своих потребностей, опираясь на которые осознанно ставят перед собой определенные цели.

Данные особенности как раз и предопределяют происходящие изменения, проявляющиеся в переходе от "кадровой политики" и управления персоналом к управлению человеческим потенциалом. Кроме того, резко возросшая конкуренция, усиление внимания предприятий к вопросам снижения издержек, изменения в организационных структурах, резко возросшая роль знаний и борьба за таланты и другие тенденции, происходящие в экономике, - все это вместе привело к расширению деятельности, связанной с формированием человеческого потенциала предприятия, которая все более и более вытесняет концепцию и практику работы с человеком на производстве, ограниченную только проблемами "отдела кадров".

Одними из существенных характеристик человеческих ресурсов являются здоровье людей и соответствующая способность эффективно трудиться в рамках того или иного временного периода. Рассматривая понятие "человеческие ресурсы" в системе производственных отношений, принято выделять трудовую и социальную активность человека на производстве.

Различают четыре группы показателей трудовой активности :

  • 1. Производственно-экономическая , характеризующая степень превышения работником нормативных показателей труда, качества продукции и т.п.
  • 2. Творческая активность , направленная на решение творческих производственных задач (участие в рационализации и изобретательстве, разработке новых методов труда и т.д.).
  • 3. Развитие личности в процессе трудовой деятельности посредством повышения квалификации, совершенствования профессионального мастерства, освоения смежных профессий и т.д.
  • 4. Общественная активность в сфере производства , включающая показатели деятельности, направленной на формирование коллективистских отношений, развитие взаимопомощи и сотрудничества, расширение участия работающих в управлении производством.

Последняя группа показателей трудовой активности тесно соприкасается с социальной активностью работника, проявляющейся в творческом отношении к труду, участии в управлении производством, а также в формировании норм (правил) совместной работы, личностных установок и ценностных ориентиров, создании на производстве организационной культуры.

Такой взгляд на активность человека в первую очередь исходит из его личностных побуждений производить общественно значимые преобразования, т.е. от его активной жизненной позиции. Однако существует и другой подход, рассматривающий человека как объект управления и предусматривающий внешнее воздействие на него с целью активизации его деятельности. В данном случае используются все средства управления активностью человека, равно как и в целом человеческих ресурсов на производстве. Целью активизации при этом является изменение у персонала способа труда или позиции.

Два данных подхода к активизации человеческих ресурсов самым тесным образом смыкаются со всей системой управления человеком на производстве, которая находится в процессе постоянной эволюции. В частности, происходящие глобальные изменения в связи с переходом от индустриальной к постиндустриальной экономике, охватывающие все новые и новые страны, коренным образом трансформируют и систему управления человеческими ресурсами, ставя во главу угла задачу их активизации. В числе факторов постиндустриальной экономики , предопределяющих необходимость активизации человеческих ресурсов, многие ученые выделяют следующие:

  • 1. Превращение знания в важнейший ресурс производства и дальнейшего развития экономики. Отсюда активизация усилий человека, направленных на овладение знаниями, умелое их использование становится центральной задачей управления человеческими ресурсами.
  • 2. Осознание подготовленными, знающими людьми своего особого места во всей системе как производственных, так и социальных отношений. Данный фактор проявляется в том, что люди больше не хотят быть придатком машины или винтиком в бюрократическом аппарате управления. Поэтому управление человеческими ресурсами должно предусматривать меры разблокировки значимости человека в качестве деятельностного субъекта.
  • 3. Возрастающая ориентация людей на собственные интересы, личностные и коллективные ценностные ориентиры. Данное обстоятельство предполагает поиск и использование таких форм работы, которые помогали бы человеку не только легко находить свое место в трудовом коллективе, рабочей или управленческой командах, но и иметь возможность проявлять активность исходя из ценностей, норм и правил, принятых в данной организации.

Это знания, информация, опыт персонала управления, организационные возможности, информационные каналы организации, которые она использует в своей производственной деятельности.

Человеческий потенциал тесным образом связан с человеческими ресурсами организации и ее инновационной деятельностью. Особенности человеческого потенциала заключаются в том, что он - результат взаимодействия людей друг с другом, людей и информационных ресурсов, а также людей и элементов физического капитала в процессе производства.

Человеческий потенциал организации можно условно разделить на две основные составляющие - человеческие ресурсы и интеллектуальный потенциал организации в целом. В свою очередь интеллектуальный потенциал организации в целом можно разделить на внутренние элементы и внешние отношения.

Человеческие ресурсы - та часть человеческого потенциала, которая имеет непосредственное отношение к людям, составляющим персонал организации. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.

Интеллектуальный потенциал организации в целом можно разделить на внешние отношения и внутренние элементы. Внешние отношения - это отношения с потребителями, поставщиками, конкурентами, местными сообществами, имидж организации. Внутренние элементы интеллектуального потенциала организации - это организационная структура, культура организации, компьютерные и административные системы, системы сетевого взаимодействия.

Соотношение между этими составляющими интеллектуального потенциала представлено на рис. 11.1.

Все три составляющих человеческого потенциала взаимодействуют друг с другом. Они должны поддерживать друг друга, создавая синергетический эффект, и тогда происходит перекрестное влияние одних составляющих на другие.

Рис. 11.1.

Информационные системы и базы данных заняли значительное место в современных организациях благодаря беспрецедентно быстрому и успешному развитию компьютерной техники и программного обеспечения. Усовершенствованные технические средства придают новый импульс росту значимости знаний и интеллектуального потенциала. О корпоративных информационных системах будет подробно сказано в гл. 13 "Информационные технологии" настоящего учебника. Организационные структуры и их роль в современном менеджменте будут раскрыты в гл. 12 "Организационные структуры управления".

Интеллектуальный потенциал организации в целом развивается в процессе внедрения новых эффективных технологий современного менеджмента, в процессе формирования новых баз данных. Наращиванию интеллектуального потенциала организации способствуют также внедрение позитивных этических норм, нацеленность действий всех подразделений на эффективное функционирование организации.

В наши дни становится все более очевидным, что не только и не столько труд или капитал являются источником прибыли предприятия, а скорее вся система, в которой производится и потребляется его продукция. В этой системе есть и коммерческие идеи, и знания, и информация. В связи с этим человеческий потенциал еще в большей степени обособляется в относительно самостоятельный объект экономических и управленческих отношений.

Руководители организаций и компаний начинают осознавать тот факт, что наиболее ценным потенциалом, которым они располагают, являются знания и опыт работающих у них сотрудников, и прежде всего персонала управления. Человеческий потенциал может дать и уже дает многим из них значительное конкурентное преимущество. Организации пытаются найти способы и пути использования знаний и богатого опыта своих сотрудников как внутри организации, так и за ее пределами, включая взаимоотношения с клиентами и акционерами. От того, как организации используют свой человеческий потенциал, зависит не только их успех, но и способность выжить в жестких условиях конкуренции.

Все чаще высокие результаты деятельности организаций обусловлены удачно найденными решениями в сфере управления. Это управление направлено в том числе на то, чтобы идеи, возникающие у одних работников, разделялись другими работниками фирмы, чтобы постоянно генерировались новые решения актуальных проблем данной организации.

В современных условиях каждая организация или фирма постоянно испытывает ощутимые воздействия внешней среды. Быстрые и подчас непредсказуемые изменения внешней среды заставляют каждое предприятие быстро приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям. Адаптация, приспособляемость стали жизненно важными свойствами любой организации.

Развитие гибкости, адаптивности и самообучаемости становится одним из ведущих принципов формирования человеческого потенциала коммерческих организаций. Гибкость, адаптивность компаний, их самообучаемость становятся факторами, определяющими степень их инновативности. Адаптивность как важнейшее свойство коммерческой организации обеспечивается целенаправленным обучением и тренировкой работников, включением самоанализа в процесс деятельности.

Важной особенностью формирования человеческого потенциала становится активное использование информационных технологий, глобальных информационных систем. Эффективность деятельности любой коммерческой организации в значительной мере зависит от использования информационных технологий в интересах повышения эффективности операций и принимаемых решений. Компьютеры, информационные системы, системы связи оказывают существенное влияние на повышение конкурентоспособности организаций.

Большое значение приобретают новые подходы и методы управления персоналом коммерческих организаций , среди которых в качестве основных можно выделить следующие:

  • 1. Разделение с персоналом стратегической информации о развитии организации.
  • 2. Создание групп работников как независимых поставщиков, которые работают вне организации.
  • 3. Поощрение представления работников о себе как о бизнесменах.
  • 4. Выявление талантливых людей в других организациях, которые могли бы поработать в организации на временной или постоянной основе.
  • 5. Регулярное знакомство работников с новыми идеями и новыми людьми с целью развития новых продуктов и технологий.
  • 6. Замена оценки персонала "сверху" процедурами самооценки.

По мере развития человеческого потенциала современных организаций меняются формы и методы руководства: происходит отход от авторитарного, основанного на беспрекословном желании утвердить свою власть и авторитет, к демократическому, основанному на оказании работникам помощи в раскрытии их способностей, на формировании вокруг себя группы единомышленников. В связи с этим источником власти становится не столько должностная позиция, сколько знание. Одним из основных принципов формирования организаций становится переход от функциональной специализации к горизонтальной интеграции, основанной на интеллектуальном сотрудничестве. Организационные структуры управления от структур вертикального подчинения переходят к адаптивным структурам, что расширяет возможности и создает дополнительные предпосылки для развития современного интеллектуального потенциала коммерческих организаций.

Формирование и использование человеческого потенциала в организации определяется тем, как повышается компетенция работников организации и как она используется в целях повышения конкурентоспособности организации в целом. Компетенция работников увеличивается путем их обучения, проведения тренингов, формирования соответствующей корпоративной культуры. Как это происходит, более подробно рассмотрено в соответствующих главах настоящего учебника. Вопросы обучения персонала рассмотрены в гл. 7 "Обучение", а формирование прогрессивной корпоративной культуры - в гл. 16 "Культура организации".

В современных условиях важнейшими приоритетами стратегического социально-экономического развития России является модернизация экономики страны, перевод ее на инновационный путь развития, и придание ей большей социальной направленности. Одной из важных задач инновационного развития страны на период до 2020 года является увеличение человеческого потенциала в таких сферах как наука, образование, а также технологии и инновации. Увеличение человеческого потенциала основывается на повышение восприимчивости населения страны, а также ее субъектов к инновациям, в частности к инновационным продуктам и технологиям. Также предполагается значительное расширение «класса» новых инновационных предпринимателей, в обществе планируется создание «терпимости» к риску, а также внедрение инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
Человеческий потенциал можно рассматривать как одну из оценочных и прогностических характеристик конкретной социально-экономической общности людей, определенного типа социума, а также организации социальной жизни. Сегодня проблема человеческого потенциала является проблемой развития страны на перспективу, а также оценки возможностей человеческого развития и управления им. Понятие человеческого потенциала, с одной стороны рассматривается как конфигуратор из следующих элементов: человеческий капитал, человеческие ресурсы, жизненный потенциал, а также личностный потенциал. Сущность человеческого потенциала, с другой стороны, базируется на других понятиях: человеческие ресурсы (человеческий капитал); уровень жизни (качество жизни). Из вышесказанного следует, что человеческий потенциал - это интегральная форма многообразных свойств человеческой общности, выражающая сложившуюся в ней систему отношений и возможностей развития на основе самореализации личности в общественно значимой деятельности. Понятие человеческого потенциала можно рассматривать в нескольких контекстах:
- в экономическом контексте человеческий потенциал предстает как трудовой (человеческий) капитал и фактор производства;
- социально-организационном контексте рассматривается как человеческий ресурс;
- социально-экологическом аспекте человеческий потенциал рассматривается как жизненный потенциал (общая жизнеспособность);
- демографическом изучается как источник экономической и территориальной поляризации различных слоев населения в рамках страны или региона, стабильный потребитель товаров и услуг и как фактор, влияющий на состояние региональной инфраструктуры;
- экзистенциальном (духовно-практическом) - как личностный потенциал.
Для развития человеческого потенциала необходимы такие составляющие как социальная сфера (образование, здравоохранение, культура, искусство и др.), а также отрасли экономики, в которых человеческий потенциал находит свою реализацию и тем самым развивается.
В ближайшем будущем планируется введение адаптации всех ступеней системы образования современного человека, улучшение его знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, внедрение системы непрерывного образования для формирования и развития нового инновационного общества и инновационной экономики России. Для новой инновационной экономики в России необходим «инновационный человек», который способен не только эффективно использовать достижения современной науки и техники, но и создавать инновации, внедрять их во все сферы общественной жизни .
Задачи становление инновационной \экономики и усиление социальной политики тесно связаны, взаимообусловлены и решение их во многом зависит от повышения человеческого потенциала. Экономика, основанная на инновациях, ориентирована на создание и внедрение принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов. Такая экономика требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, свойств человеческого потенциала, более высокого человеческого развития.
Понятие «потенциал» (от лат. potentia - сила, возможность) подразумевает совокупность возможностей, которые при определенных условиях становятся реально действующими факторами. В настоящее время в литературе не существует однозначной определения человеческого потенциала, а имеются различия в рассмотрении его сущности, составляющих элементов, взаимосвязи со следующими категориями: кадровый потенциал, трудовой потенциал, человеческий капитал. В литературе часто отождествляют понятия человеческий капитал и человеческий потенциал. Следует отметить, что человеческий капитал выступает одной из форм проявления человеческого потенциала, которая связана с получением дохода, благодаря эффективности проведенных инвестиций в развитие профессиональных качеств человека - носителя этих качеств.
Можно отметить, что добиться развития и повышения человеческого потенциала, качества жизни населения можно только при условии перехода к более активному внедрению инноваций, достижений, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы всей российской экономики. На первый план в инновационной экономике выходит проблема формирования человеческого потенциала, восприимчивого к новым разработкам, инновациям, готового к активному включению в научные и производственные процессы в условиях стремительно обновляющихся технологий. Поэтому в процессе инновационного развития Российской Федерации ключевой задачей экономики страны становится формирование «инновационного человека», которым должен стать каждый гражданин. Человек должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений.
Под развитием человеческого потенциала можно понимается расширение возможностей населения, повышение территориальной мобильности и профессиональных навыков каждого человека. Цель развития состоит в том, чтобы создать максимальные благоприятные условия, в которых способности людей получали бы дальнейшее совершенствование, а круг возможностей каждого расширялся. Основная идея развития человеческого потенциала сосредоточена на прогрессе, влияющем на жизнь и благосостояние каждого человека. Известно, что понятие благосостояния включает в себя проживание в условиях высокого уровня свободы, следовательно, развитие человеческого потенциала тесно увязывается с расширением определенных возможностей, которые каждый человек может реализовать, или предметов, в отношении которых можно совершать действия в течение своей жизни. В случае если базовые потребности гражданина не будут удовлетворяться, то отсутствуют возможности широкого выбора, а многие потенциальные возможности становятся недостижимыми для человека.
Развитие человеческого потенциала рассматривается как процесс, способствующий расширению выбора, стоящего перед человеком. В свою очередь расширение выбора становится возможным при условии увеличения возможностей и функциональных аспектов жизни каждого человека. Следует отметить, что на всех уровнях развития человека, а также человеческого потенциала для каждого жизненно важными являются три вида возможностей: долгая жизнь, здоровый образ жизни, достаточный доступ к знаниям и ресурсам, который необходим для обеспечения достойного уровня жизни. Для повышению уровня благосостояния и расширению выбора каждого человека необходим доход. В соответствии с концепцией развития человеческого потенциала, доход определяется лишь как вариант, выбираемый людьми, но он не является конечным итогом всей жизни человека. Цель развития человечества - расширить все варианты выбора, стоящего перед гражданином, а не только обеспечить себе доход.
Благодаря глубоким теоретическим разработкам современного индийского ученого, лауреата Нобелевской премии по экономике (1998 г.) А. Сена тема человеческого потенциала нашла отражение в концепции «человеческого развития». Используя в своих исследования подход «с точки зрения возможностей» ученый обосновал положение, согласно которому процесс развития - это не возрастание только материального или экономического благосостояния общества, а расширение возможностей каждого человека, которое подразумевает большую свободу выбора товаров или услуг. В трудах А. Сена процесс развития заключался в том, чтобы каждый человек мог свободно выбирать из огромного числа вариантов какую-то цель и образ жизни, которые по его мнению более предпочтительные. Исходя из концепции человеческого развития, доход можно рассматривать как один из выборов, которым человек хотел бы обладать, и, несмотря на всю значительность дохода, последний не определяет всю сложность и многообразие человеческой жизни. По мнению А. Сена экономический рост может способствовать человеческому развитию, только в том случае если он влечет за собой повышение дохода на душу населения, а также позволяет иметь такой объем государственных расходов, которые инвестируются в социальную сферу, и способствуют более широкому удовлетворению потребностей каждого человека, и сопровождаются справедливым распределением ресурсов в экономике.
Концептуальные разработки А. Сена получили серьезное продолжение в ежегодных докладах Программа развития ООН (ПРООН) «О человеческом развитии», Под руководством пакистанского экономиста Махбуба-уль-Хака в 1990 г. подготовлен первый доклад о развитии человека. В ежегодных доклада нашла отражение концепция человеческого развития, которая исходит из активного поиска баланса между эффективностью в экономике и социальной справедливостью.
Ориентированная на рост и эффективность государственная политика, не всегда учитывает жизненно важные потребности той части общества, которая самостоятельно не способна решить проблему их удовлетворения. Следует отметить, что в условиях переложение ответственности на государство за удовлетворение потребностей членов общества, возможно зарождение иждивенческих настроений, а это явление снижает индивидуальную экономическую активность населения. Необходимо, чтобы государство обеспечивало даже не столько равенство потребления, сколько равенство возможностей каждого гражданина, прежде всего в таких сферах как образование, здравоохранение, безопасность, политические и гражданские права. Таким образом, концептуальная схема человеческого развития, предлагаемая Программой развития ООН, строится на следующих основных принципах:
- производительности труда - люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности и участвовать в формировании дохода, поэтому экономический рост, динамика занятости и оплаты труда являются составляющими моделей человеческого развития;
- равенстве возможностей, что означает ликвидацию преград, связанных с разными расами, полом, местом проживания человека, уровнем благосостояния, которые препятствуют каждому гражданину участвовать в политической, социальной и экономической жизни страны;
- устойчивости развития, которое заключается в отсутствии долгов (финансовых, социальных, демографических, экологических), по которым будущим поколениям придется платить, а также обеспечение справедливого распределения возможностей развития между поколениями;
- расширении возможностей, т.е. содействии самостоятельности каждого гражданина, повышении ответственности людей за свою судьбу, активном участии населения в процессах принятия решений и повышении роли гражданского общества;
- общественном благополучии - необходимости в социально ответственных формах развития свободных рыночных отношений, наличии чувства социальной сплоченности.
Тема человеческого развития в России, оставаясь увязанной с социально-экономическими задачами страны, приобрела в настоящее время новое качество и вызвала к жизни теоретические разработки концепций человеческого потенциала. Разработки российских исследователей в частности, Региональной общественной организации «Институт Человека» и Института философии Российской Академии наук, существенно обогатили концепцию человеческого развития в теоретико-методологическом (применение тезаурусного подхода, разработках концепции социального проектирования, теории молодежи и пр.) и прикладном (в области гуманитарной экспертизы) планах.
Сегодня в России и в зарубежных странах появляется все больше сторонников изучения экономического развития как человеческого развития, расширения функций и потенций человека, возможности накопления человеческого потенциала и его эффективное использование в расширенном общественном воспроизводстве в интересах каждого члена общества. Человеческое развитие - это процесс расширения у людей возможности выбора, т.е. возможности вести тот образ жизни, который они находят предпочтительным. Фактически этот выбор касается неопределенно большого круга волнующих общество проблем, который исторически изменяется. Поэтому человеческий потенциал, его состояние может стать критерием для качественной оценки протекающих в обществе процессов. Тем самым конкретизируются задачи общества и государства в сфере человеческого развития. Для измерения уровня человеческого развития и изменений, происходящих в нем, а также для определения численной оценки его динамики был разработан интегральный социально-экономический показатель - индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
Индекс развития человеческого потенциала можно рассматривать как сводный показатель, который отражает общий уровень развития, достигнутый страной, по трем основным аспектам: возможности каждого человека вести долгую и здоровую жизнь; приобретать знания; доступу к ресурсам, требуемым для поддержания достойного уровня жизни (рисунок 1).


Рисунок 1 - Компоненты индекса развития человеческого потенциала
Постоянно уточняется и совершенствуется методология расчета ИРЧП. Но, несмотря на все достижения, остаются трудности в получении сравнимых показателей при отсутствии необходимой социальной статистики во многих развивающихся страна мира, а по некоторым разделам - и в странах с переходной экономикой. Рассчитывается ИРЧП как средневзвешенный показатель трех составляющих: уровня жизни, достигнутого уровня образования, долголетия.
Так, долголетие можно рассматривать, как способность прожить человеком здоровую и долгую жизнь, что является естественным жизненным выбором и одной из основных универсальных потребностей каждого человека. Ожидаемую продолжительность жизни можно рассматривать как базовый показатель долголетия, который характеризуется средней продолжительностью предстоящей жизни человека при рождении. Этот показатель, рассчитывается отдельно для лиц мужского и женского пола, на практике определяется на основе условного поколения, которое составляется из совокупности людей различных возрастов, умерших в данном году.
Показатель ожидаемой продолжительности жизни характеризует интенсивность смертности населения каждой страны, региона и т.п. в какой-либо календарный год, иными словами показывает долголетие гипотетического новорожденного человека, который будет жить всю жизнь в условиях данной выявленной интенсивности смертности. В условиях совершенствования качества услуг здравоохранения, а также необходимого повышения качества жизни населения реальному новорожденному, который появился на свет в данном году, в среднем удастся прожить дольше, чем гипотетическому.
Способность каждого человека к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией можно охарактеризовать как образованность. Характеристиками образованности выступают такие составляющие как грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, который касается его повседневной жизни, можно рассматривать как грамотность населения. Уровень грамотности взрослого населения страны, региона, т.е. доля грамотных в возрасте 15 лет и старше, выступает важнейшим базовым показателем данного направления человеческого развития каждой территории. Этот показатель относится к реальному населению и является показателем состояния образования в данной стране или регионе, и в значительной степени зависит от грамотности в течение предыдущих 10-20 лет. В индустриальных странах с рыночной экономикой показатель уровня грамотности населения должен быть не ниже 99 %.
Образованность в последние годы стала оцениваться комбинацией двух базовых показателей: уровнем грамотности взрослого населения и совокупной долей учащихся. Это связано с тем, что требуется более адекватное отражение различий между индустриальными странами. Показатель рассчитывается как отношение общего числа учащихся (зачисленных) на всех ступенях обучения - начальной, средней, средней специальной, высшей, послевузовской - вне зависимости от их возраста к общей численности населения страны, региона в возрасте от 6 до 24 лет.
Показатель уровня жизни характеризует возможность доступа каждого человека к материальным ресурсам, которые необходимы для достойного существования, включая такие важные моменты как ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие граждан в жизни общества. Следует отметить, что уровень жизни людей, в отличие от показателей долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у каждого человека, но не определяет их использование. Можно сказать, что это средство, которое расширяет возможности выбора каждого человека, но не собственно выбор. Уровень жизни людей оценивается величиной такими показателями как: ВВП на душу населения, переведенный в доллары по паритету покупательной способности (ППС), а также ВВП в диапазоне, превышающем среднее мировое значение.
С появлением в 1990 г. первой формы ИРЧП в печати, критики засомневались в том, что данный индекс сможет достаточно точно отражать различия в уровнях человеческого развития применительно к индустриально развитым странам, т.к. средний доход в этих странах был выше уровня бедности и был достигнут высокий уровень грамотности. Они различались главным образом по ожидаемой продолжительности жизни. Поэтому в ИРЧП был включен доход выше международного уровня бедности, но он был значительно дисконтирован по величине при соотнесении с человеческим развитием. ИРЧП отражает достижения определенной страны в обеспечении трех важнейших аспектов человеческого благополучия. Достижения в каждой из этих трех областей оцениваются в процентах от некой установленной идеальной величины, но, ни в одной стране мира еще не достигнутой. Итак, три идеальные составляющие ИРЧП следующие:
1) ожидаемая продолжительность жизни человека, равной 85 годам;
2) грамотность и охват населения образованием всех трех ступеней на уровне 100 %;
3) реальный ВВП на душу населения на уровне 40 000 дол.
Согласно расчетам Организации объединенных наций на практике индекс развития человеческого потенциала, равный 1, будет иметь та страна, в которой выявлены следующие показатели:

  1. средняя продолжительность жизни населения составляет 85 лет;
  2. ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 000 долл. США;
  3. все население страны (100 %) являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают школу начальную или среднюю, учатся в высшем или среднем учебном заведении;

Как выявлено в ходе расчетов, в 2009 г. ближе всего к этому показателю находится страна Норвегия, ИРЧП которой составил 0,943.
Согласно данным ООН в 2003 г. Российская Федерация занимала 63 место в мире по уровню человеческого развития с индексом развития человеческого потенциала равным 0,769. За 6 последующих лет Россия снизилась до 66 места в списке стран и в 2009 г. ИРЧП сократился и составил 0,755. Индекс в России стал падать с началом 90-х годов по причине сокращения ВВП и повышения смертности среди населения. Если в 70-х гг. XIX века, через 25 лет после окончания войны, согласно ежегодному отчету ООН «Отчет о развитии человечества» СССР по уровню жизни входил в двадцатку самых развитых стран мира то уже в 1992 г. Россия занимала 52 место, в 1995 г. место снизилось до 114, в 2004 г. возросло до 57, в 2005 г. вновь снизилось до 62 с индексом 0,795, в 2006 г. - 65 с индексом 0,797, в 2007 г. - 67 место с индексом 0,802. От своих соседей по таблице Россия отличается очень низкой продолжительностью жизни и снизившимся уровнем образования .
Согласно данным отчетов ООН в 2009 г. по сравнению с 2008 г. (65 место) Россия опустилась на одну строчку, хотя абсолютный показатель - индекс развития человеческого потенциала - поднялся с 0,719 до 0,755. В 2009 г. Россия расположилась между Белоруссией и Гренадой. Выше России поднялись такие страны, как Ливия и Куба. Первое место в рейтинге, как и два года подряд до этого, заняла Норвегия. Последняя позиция досталась Демократической республике Конго. Всего рейтинг в 2011 г. учитывает 187 стран по сравнению с 169 годом ранее.
В России как и в других странах мира индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index, HDI) учитывает такие важные показатели, как уровень образования, ожидаемая продолжительность жизни и показатель ВВП на душу населения. С 1990 г. он публикуется ООН вместе с докладом о человеческом развитии. Доклад 2011 г. обращает внимание на то, что изменение индекса часто сопровождается экологическими проблемами, а также тем, что расширение прав и возможностей способствует улучшению уровня жизни. Также доклад показывает взаимосвязь между устойчивостью развития страны и равенством возможностей каждого его гражданина.
Индекс сильно варьируется по регионам России. По данным ООН, в 2009 г. наивысший среди российских регионов ИРЧП наблюдался у Москвы — 0,964 (что сопоставимо с такими странами, как Норвегия, Австралия, Нидерланды), в то время как наименьший индекс у Республики Тувы — 0,732 (сопоставим с Грузией, Украиной). Также в первую тройку в 2009 г. вошли город Санкт-Петербург (ИРЧП = 0,904), Тюменская область (ИРЧП = 0,882). При этом важно отметить, что индекс для Москвы и Санкт-Петербурга завышен, в то время как для Московской и Ленинградской областей занижен. Такая ситуация складывается из-за того, что отдельная часть ИРЧП рассчитывается как отношение студентов вузов к общему числу учащихся. Однако значительная часть студентов данных областей учится в двух федеральных городах, внося тем самым вклад в их индекс (для Москвы вклад в ИРЧП индекса образования — 1,083, для Санкт-Петербурга — 1,020).
Регионы Приволжского федерального округа занимают большой диапазон по индексу развития человеческого потенциала. Так в 2009 г. Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации. В Татарстане ИРЧП = 0,864, что сопоставимо со странами с очень высоким уровнем человеческого развития Чешской Республикой (0,865) и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (0,863).
Большинство же регионов ПФО относится к диапазону ИРЧП 0,788-0,831, что вполне сопоставимо с такими странами, как Венгрия, Польша, Литва и др. По данным ООН в Приволжском федеральном округе в 2009 г. Республика Мордовия занимает 41 место в общем рейтинге . Республика Мордовия за период 2005-2009 гг. поднялась с 48 места (ИРЧП = 0,738) до 41 места (ИРЧП = 0,809) или на 7 мест, что является положительной тенденцией. Средняя продолжительность жизни в Мордовии составляет 69 лет. Республика Мордовия по индексу человеческого развития сравнима с такими странами как Португалия и Литва.
За 1996-2011 гг. ИРЧП в 10 субъектах ПФО из 14 увеличился, в одном остался на том же уровне, а в 3 снизился (таблица). Наибольшее увеличение выявлено в Республике Марий Эл (на 25,15 %), Пензенской области (+ 18,99 %), Республике Мордовия (+16,36 %), Кировской области (+ 15,33 %), Удмуртской Республике (+14,44 %), Чувашской Республике (+13,46 %) (таблица 1).


Таблица 1. - Индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в нем в 1996-2011 гг.


Регион

Отклонение 2011 г. от 1996 г.

Отклонение 2011 г. от 1997 г.

Отклонение 2011 г. от 2000 г.

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Место региона в ПФО

Место региона в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

По значению ИРЧП

По месту в ПФО

Российская Федерация

Чувашская Республика

* Новая методика 1997 г. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru. - заглавие с экрана


По РФ прирост значения ИРЧП за 1996-2011гг. составил 9,49 %. Можно сказать, что 6 субъектов из 14 смогли повысить ИРЧП за 1996-2011 гг. на уровне выше среднего российского прироста.
Как показывают данные таблицы в 1997-2011 гг. по России индекс возрос на 0,119 пункта. На территории ПФО за данный период выявлено увеличение индекса по всем 14 субъектам, однако не один субъект не смог увеличить свой ИРЧП на уровне средне российского значения. За период 2000-2011 гг. в таких субъектах как Республика Марий Эл, Пензенская область и Саратовская область рост превышал средне российское значение и составил за 11 лет соответственно 0,095, 0,094 и 0,092, т.е. выявлены регионы-лидеры по росту индекса. В остальных 11 регионах рост индекса не превышал среднероссийское значение.
Выявлены изменения места каждого региона по развитию ИРЧП в ПФО. За 1997-2011 гг. Так значительно повысился ИРЧП и соответственно улучшилось место в таких субъектах как: Удмуртская республика индекс возрос с 0,728 до 0,840 или на 0,112 пункта (место улучшилось с 10 в ПФО до 5). На втором месте по росту индекса находится Оренбургская область (индекс возрос с 0,743 до 0,853 или на 0,110 пункта (место улучшилось на 4 пункта). Третье место по росту занимает Пермский край (индекс возрос с 0,737 до 0,841, место улучшилось на 3 пункта).
За 2000-2011 гг. Оренбургская область поднялась с 4 места на 2 место в ПФО, Пермский край поднялся с 6 места на 4 место, Саратовская область поднялась с 10 места на 8 место. Поднялись на 1 место Чувашская Республика (с 11 на 10 место), Пензенская область (с 13 на 12 место), Нижегородская область (с 8 на 7 место). Такие регионы как Республика Мордовия снизилась на 4 места (с 7 на 11 мест), Самарская область на 3 места (с 3 на 6 место), Республика Башкортостан на 1 место (с 2 на 3 место), Кировская область на 1 место (с 12 места на 13 место).
Итак, в 2000-2011 г. первое место в ПФО среди регионов-лидеров по индексу занимает Республика Татарстан (что еще раз подтверждает сбалансированное развитие человеческого потенциала в регионе). На втором месте в 2000 г. была Республика Башкортостан , а в 2010-2011 г. на второе место поднялась Оренбургская область. Третье место в 2000 г. занимала Самарская область, а в 2011 г. Республика Башкортостан. Рассмотрим индекс развития человеческого потенциала и место региона ПФО в РФ в 1996-2011 гг.
На протяжении последних двух десятилетий Россия находится в условиях постоянного реформирования. По данным статистически исследований реформы так и не привели к значительному улучшению жизненных условий населения, как в экономическом, так и в социальном аспекте. Населения Россия по жизненному уровню вернулась к дореформенному периоду, а по некоторым показателям ситуация даже ухудшилась. Российское население, к сожалению, сегодня продолжает сокращаться. на каждые 100 рожденных младенцев в 2003 г. умирали 173 чел., К 2050 г. по самым оптимистичным прогнозам население России сократится до 102 млн чел., а по более пессимистичным - до 77 млн чел. Вышесказанное заставляет задуматься о том, насколько Россия будет способна контролировать свое географическое пространство уже через несколько десятков лет.
По данным Московского центра Карнеги, ситуация в здравоохранении тревожная, т.к. лишь треть россиян считают себя здоровыми людьми, еще треть россиян страдают от хронических заболеваний, часто болеют 40 %. Две трети российских детей больны, и этот факт означает угрозу воспроизводства нездорового населения. Вновь начали распространяться болезни, которые в СССР были ликвидированы, среди них чума и туберкулез, страна так же оказалась на грани эпидемии СПИДа. Повышение качества жизни граждан России - ключевой вопрос государственной политики. Именно для развития человеческого потенциала в 2005 г. было принято решение о введении приоритетных национальных проектов на территории Российской Федерации.
Основными приоритетами региональной политики в условиях становления инновационной экономики должны быть следующие.
1. Переход от экспортно-сырьевой экономики к инновационной как способ преодоления зависимости благополучия регионов от наличия природных ресурсов.
2. Опережающие инвестиции в развитие социальной инфраструктуры и развитие человека.
3. Сбалансированное распределение социальной ответственности между государством, бизнесом и населением при ведущей роли государства в обеспечении минимальных социальных гарантий и взимании части природной ренты на реализацию крупных социальных программ.
4. Создание условий и возможностей для населения зарабатывать деньги и обеспечивать себе социально приемлемый уровень жизни самостоятельно, что могло бы существенно снизить социальную нагрузку на бюджет. При этом принципиальное значение имеет значительное повышение оплаты труда, обеспечивающее достойный уровень жизни населения.
5. Увеличение количества высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест и мотивированности населения к повышению своей конкурентоспособности на рынке труда вследствие расширения инновационного сегмента региональной экономики.
Инновационная экономика, как деятельность по созданию и внедрению принципиально новых образцов продукции, новых или усовершенствованных технологических процессов требует от людей, трудовых коллективов, социальных общностей новых компетенций, новых профессиональных и социальных качеств, нового качественного уровня образования, свойств человеческого потенциала. В свою очередь, добиться развития человеческого потенциала, повышения качества жизни населения можно только перейдя к более активному внедрению инноваций, использованию новых ресурсосберегающих технологий, обновлению технологической базы российской экономики.
Список литературы
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 1999 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http // www.undp.ru . - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана
Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. / Под общей редакцией С.Н. Бобылева / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать: ООО «РА ИЛЬФ», 2013. - 202 с.
Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.
Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана
Катайкина Н.Н. развитие человеческого потенциала как условие формирования инновационной экономики региона // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2013. № 1. С. 65-73.

Инновационная Россия - 2020. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Минэкономразвития России. Москва, 2010. // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru. - заглавие с экрана

Доклад о человеческом развитии 2011 г. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://gtmarket.ru. - заглавие с экрана

Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. / Под редакцией А.А. Аузана и С.Н. Бобылева. М.: ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать ООО «Дизайн-проект «Самолет». 2011. - 146 с.

Предыдущая

Человеческий потенциал является одним из основных видов совокупного экономического потенциала и отличается конкретными и качественными характеристиками. Необходимая численность населения отличается определенными качественными показателями (квалификационной и профессиональной структурой) и является необходимым ресурсом, без которого невозможно не только развитие национальной экономики, но и ее нормальное функционирование. Соответственно, чем больше степень обеспеченности человеческим потенциалом, тем больше потенциальная способность национальной экономики к росту.

Человеческий потенциал России

Общее количество на 2000 г. составляло 145,6 млн чел., что соответствует шестому месту в мире. Средняя продолжительность жизни населения России по данным Госкомстата равна 69,5 года, у мужчин — 63 года, у женщин — 74. Снижение привело к тому, что естественный прирост снизился в несколько раз.

Начиная с 2000 г. произошел серьезный сдвиг в структуре населения, заключающийся в увеличении доли городского населения и возрастании количества женщин, участвующих в хозяйственной деятельности.

Квалификационная структура человеческого потенциала в России существенным образом изменилась с 2000 г.- 274 человека на 1000 работающих, которые имеют высшее или среднеспециальное образование. Это показатель существенным образом различается по регионам России и наиболее высокий наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Характерно, что присутствует значительная концентрация человеческого потенциала в центральных районах со снижением в районах Севера.

Основным фактором, под влиянием которого происходит размещение человеческого потенциала страны, является . Оно препятствует перспективному развитию производственного потенциала. Необходимо перераспределение человеческого потенциала в целях создания приоритетных отраслей промышленности. Человеческий потенциал отличается значительной мобильностью. Миграционные потоки в основном направлены в центральные районы. Значителен и приток населения из стран ближнего зарубежья, но в большинстве своем он носит незаконный характер. В целях пресечения миграции был принят соответствующий закон, который вводит значительный объем штрафов предприятиям, которые используют нелегальную рабочую силу.

В результате нестабильной социально-экономической ситуации в стране, устранения государства от регулирования большинства экономических процессов, произошло существенное снижение качества человеческого потенциала. Большая его часть была безвозвратно потеряна для национальной экономики по причине выезда на постоянное проживание за территорию страны. Также снизилось , что стало прямой причиной снижения и качества человеческого потенциала.

Проблема развития человеческого потенциала

Проблема развития человеческого потенциала - это проблема соответствия качественных характеристик рабочей силы характеру современной экономики.

В условиях постиндустриализации возрастают требования к физическим качествам и особенно к образованию работника, включая его способности к постоянному повышению квалификации.

Однако развитие качественных характеристик рабочей силы происходит крайне неравномерно в мировом хозяйстве. Наихудшие показатели в этом плане демонстрируют развивающиеся страны, которые, однако, выступают основным источником пополнения мировых трудовых ресурсов. Именно это обстоятельство обусловливает глобальный характер проблемы развития человеческого потенциала.

Физические качества человека

Потенциал трудовой деятельности человека определяется прежде всего его физическими способностями к созидательной деятельности , состоянием его здоровья и развития как живого организма. Повышенная интенсивность современного производства увеличивает как физическую, так и интеллектуальную нагрузку на и объективно предполагает создание адекватных условий для ее воспроизводства. В то же время возможности для этого существуют преимущественно в развитых странах, а пополнение мировых происходит в определяющей степени за счет стран развивающихся. В последних развитию физических качеств человека активно препятствуют такие факторы, как низкий уровень доходов, отсутствие полноценного питания, плохие жилищные условия, низкий уровень развития здравоохранения и массовые заболевания и др. Достаточно отметить, что, по оценкам ВОЗ, к началу XXI в. только в Африке СПИДом было поражено порядка 25% рабочей силы.

Образование как элемент человеческого потенциала

Важнейшим элементом качественных характеристик трудовых ресурсов является уровень общего и профессионального образования . Согласно теории человеческого капитала, существует сильная зависимость между и затратами на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение, т.е. «инвестициями в человека », причем таких инвестиций в долгосрочном плане выше вложений в физический капитал.

В современных условиях расходы на общее образование, профессиональную подготовку и здравоохранение больше не рассматриваются как непроизводительные затраты, а считаются одним из самых прибыльных видов инвестиций . Поданным на 2004 г., государственные затраты на образование составляли во Франции, Великобритании и США — соответственно 5,6, 5,3 и 5,7% ВВП, в России — 3,8%. В то же время в большой группе развивающихся государств аналогичный показатель составлял менее 2%. Например, в Доминиканской Республике и Индонезии он равнялся 1,1%, в Гамбии — 1,9.

Среднее количество лет обучения у взрослого человека составляет в Буркина-Фасо — 1 год, Мозамбике — 2,25 года, Индии — 5 лет, Нигерии — 5,77 года, Бразилии — 8,4 года (при 9-14 годах в развитых странах).

Для развивающихся стран отдельной, но исключительно важной задачей в области образования выступает ликвидация неграмотности взрослого населения. За последние 20 лет удельный вес неграмотных в мировом населении и в совокупном населении развивающихся стран понизился, но в отдельных регионах по-прежнему остается высоким. К тому же общая численность неграмотных в мире растет. В Южной Азии уровень неграмотности взрослого населения составляет 45%, в Африке южнее Сахары — 39%, в регионе Ближнего Востока и Северной Африки — 35%. В целом ряде развивающихся стран удельный вес неграмотных среди взрослого населения достигает запредельных величин. Например, в Нигере неграмотно 86% взрослого населения, в Бенине — 56%, Гамбии — 63%, Сенегале — 61 %, Эфиопии -58%, Пакистане и Бангладеш — 51%.

Расчет индекса развития человеческого потенциала

На международном уровне в рамках ООН во второй половине 1980-х гг. формируется понятие «индекс развития человеческого потенциала» (ИРЧП), в котором учитываются возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования.

С 1990 г. публикуются данные о величине ИРЧП по странам, входящим в ООН. В этих расчетах она определяется как среднее арифметическое из трех показателей: ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, реальный душевой ВВП (валовой внутренний продукт).

ИРЧП, равный 1, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 85 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 40 тыс. долл. США, в которой 100% взрослого населения являются грамотными, а все, кто достиг соответствующего возраста, посещают начальную или среднюю школу либо учатся в высшем или среднем специальном учебном заведении. Ближе всего к этому показателю сегодня находится Норвегия, ИРЧП которой равен 0,944.

ИРЧП, равный 0, будет иметь страна, в которой средняя продолжительность жизни равна 25 годам, ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности) равен 100 долл. США, в которой 100% взрослого населения неграмотны и никто не получает никакого образования. Ближе всего к этой крайности сегодня находится Сьерра-Леоне, ИРЧП которой равен 0,275.

Каждый показатель (индекс) рассчитывается по формулам вида:

  • I — индекс данного вида;
  • D ф — фактическое значение показателя;
  • D min — значение показателя, принятое как минимальное;
  • D max — значение показателя, принятое как максимальное.

Индекс ожидаемой продолжительности жизни рассчитывался следующим образом. Исходя из достигнутых значений ожидаемой продолжительности жизни в начале 1990-х гг. (Япония — 79 лет, Швеция — 78, Канада и Франция — 77, США и Великобритания — 76, Чили — 72, Мексика — 70 лет), при расчете ИРЧП в 1994 г. были приняты значения: максимум — 85 лет, минимум — 25 лет. В России ожидаемая продолжительность жизни в 1994 г. — 63,8 года. При этих данных индекс ожидаемой продолжительности жизни для России составил:

I п.ж = (63,8 — 25/85 — 25) = 0,646

Индекс уровня образования по существующей методике рассчитывается как средневзвешенная величина из двух индексов, характеризующих соответственно уровень грамотности (вес 2/3) и долю учащихся в возрасте до 24 лет (вес 1/3).

В 1994 г. уровень грамотности взрослого населения России составил 98,4%, а доля учащихся в возрасте до 24 лет — 49,1%
(26 млн учащихся в средних и высших учебных заведениях при 52,9 млн человек в возрасте до 24 лет). При этих данных и нормативном диапазоне (100% — 0%) индексы грамотности и доли учащихся в 1994 г. составили соответственно:

Учитывая веса этих индексов, получаем индекс уровня образования для России в 1994 г.:

I обр = 0,984* 2 / 3 + 0,491* 1 /з = 0,819.

Наиболее сложной и дискуссионной является методика расчета третьего из приведенных показателей ИРЧП — индекса, характеризующего среднедушевой ВВП. Авторы методики ООН учитывали, что в 1994 г. значения среднедушевого ВВП могут быть в диапазоне от 40 тыс. долл. до 100 долл. Учитывалась также «полезность» 1 долл. США в различных странах. Исходя из этого проводилась корректировка номинальной величины душевого ВВП в данной стране по паритету покупательной способности (ППС). В 1994 г. корректировка проводилась при величине душевого ВВП,составлявшей 5100 долл. При расчете ИРЧП максимум этой величины был принят равным 5448 долл., а минимум — 100 долл. В России душевой ВВП за 1994 г. составил 1044,5 долл. При этих данных индекс душевого ВВП составил:

На основе полученной совокупности рассчитывается индекс развития человеческого потенциала.

Для России в 1994 г. он составлял:

Эта величина соответствует 119 месту из 174 стран, дня которых в 1994 г. рассчитывался ИРЧП. В 1992 г. ИРЧП России был равен 0,849, что соответствовало 52 месту; в 2005 г. по этому показателю Россия оказалась на 67 месте (ИРЧП = 0,802). Наиболее высокие значения ИРЧП в 2005 г. — у Исландии, Норвегии, Австралии, Канады, Ирландии.

Список стран по рейтингу ИРЧП

Индекс развития человеческого потенциала дает сводную оценку человеческого процесса и охватывает три параметра: 1) долголетие, измеряемое как ожидаемая продолжительность предстоящей жизни; 2) уровень образования — как комбинация индекса грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся среди населения в начальных, средних и высших учебных заведениях; 3) уровень жизни — на базе реального ВВП на душу населения. При построении ИРЧП для каждого из перечисленных показателей были даны минимальные и максимальные значения: продолжительность жизни — 25 и 85 лет; грамотность взрослого населения — 0 и 100%; совокупная доля учащихся — 0% и 100%; ВВП на душу населения — 100 и 40 000 долл.

Доклад ПРООН 2005 г. свидетельствует, что из 174 стран, для которых рассчитывался ИРЧП, в большинстве государств увеличилась средняя продолжительность жизни, возрос удельный вес населения, получающего образование, наблюдались положительные тенденции в динамике ВВП. Из них 45 относятся к категории стран с высоким уровнем развития (ИРЧП > 0,800), 94 страны — к категории со средним уровнем (0,500-0,799) и 35 стран — с низким уровнем (< 0,500).

Список стран по рейтингу ИРЧП возглавляет Канала, затем идут Норвегия, США, Австралия, Исландия, Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония, Великобритания; Россия занимает 60-е место, а замыкают его Сьерра-Леоне, Нигер и Эфиопия. Причем расхождение по ИРЧП огромно: индекс Канады составляет 0,935, и это более чем в три раза превышает показатель Сьерра-Леоне — 0,262. Интересен тот факт, что первые места в этом рейтинге занимают страны, которые отнюдь не испытывают наплыв желающих поселиться там (за исключением США), напротив, Канада и Австралия, и даже США проводят активную политику по привлечению иммигрантов. Между тем Германия и Франция, не вошедшие в первую десятку, активно отбиваются от прибывающих.

Необходимость развития человеческого потенциала обусловлена тем, что развивая, его можно превратить в мощнейший человеческий капитал, который в свою очередь выступил движущей силой для более эффективного и плодотворного развития российского общества. Следовательно, важность развития человеческого потенциала невозможно переоценить. Поэтому вопросам и проблемам связанным с развитием человеческого потенциала необходимо уделять большое внимание и проводить эффективную и масштабную работу в данном направлении. Сегодня, государство оказывает всевозможную поддержку талантливой молодёжи, молодым семьям, специалистам в разных сферах, тем самым способствуя развитию человеческого потенциала, как отдельных личностей, так и всей страны в целом. Помощь подобного рода осуществляется по средствам разработки и реализации многочисленных программ и проектов, как на уровне страны в целом, так и на региональных уровнях.

Потенциал – это совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере. Говоря о человеческом потенциале, его можно рассмотреть с двух разных точек зрения: относительно страны в целом или отдельно взятой личности. Человеческий потенциал страны – это совокупность физических и духовных сил ее жителей, которые могут быть использованы для достижения индивидуальных и общественных целей – как инструментальных, связанных с обеспечением необходимых условий жизнедеятельности, так и экзистенциальных, включающих расширение самих потенций человека и возможностей его самореализации.

Человеческий потенциал личности – способность человека к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь – способность к развитию. Потенциал личности – возможность жить богатой внутренней жизнью и эффективно взаимодействовать с окружением, быть продуктивным, эффективно влиять, успешно расти и развиваться. Человеческий потенциал при должном внимании может превратиться в человеческий капитал, что немаловажно.

Что же касается человеческого капитала, то отечественные экономисты С.А. Дятлов и А. И. Добрынин считают, что человеческий капитал это совокупность определённых элементов и характеристик. « Во – первых, это накопленный запас навыков, знаний, способностей. Во - вторых, это такой запас навыков, знаний, способностей, который целесообразно используется человеком в той или иной сфере общественного воспроизводства и способствует росту производительности труда и производства. В – третьих, целесообразное использование данного запаса в виде высокопроизводительной деятельности закономерно приводит к росту доходов работника».

Интерпретировав определение человеческого капитала, данное С.А. Дятловым и А.И. Добрыниным можно говорить о том, что человеческий капитал – это внутренние ресурсы человека воплощенные, во что- либо и приносящие определённого рода пользу или доход.

Рассмотрев понятия человеческого потенциала и человеческого капитала можно ещё раз проследить наличие связи между ними. Эффективное развитие человеческого потенциала приведут к образованию человеческого капитала, а он благоприятно повлияет на экономику всей страны в целом.

Развитие человеческого потенциала связано с множеством различных факторов. Если говорить о человеческом потенциале страны, то одним из критериев успешности его развития выступает демографический показатель. На примере России положительная тенденция в этой области стала особо заметной в 2012 году. В сравнении с 2011 годом в 2012 году рождаемость увеличилась на 80,3 тыс. человек, а показатель смертности уменьшился на 35 тыс. человек. Развитие человеческого потенциала отдельно взятой личности можно рассмотреть, опираясь на показатели, отражающие, желание людей получать высшее образование. По данным переписи 2002 года количество лиц с высшим образованием составляло 19,4 млн человек, а в 2010 году их стало 27,5 млн.Также необходимо отметить, что доля неграмотных людей в возрасте от 10 лет и выше уменьшилась. В 2002 году доля неграмотных составляла 0,5%, а в 2010 она сократилась до 0,3%. Приведенные выше данные, говорят о положительной динамике в направлении развития человеческого капитала, но, показатель, например демографический, пока что оставляет желать лучшего. Демографический показатель является определенным индикатором эффективности социальной политики государства, которая в свою очередь является одним из факторов развития человеческого капитала на уровне всей страны.

Одними из направлений социальной политики нашей страны является развитие человеческой личности, поддержание здоровья, повышение культурного уровня, предоставление «натуральных» услуг через систему социальной инфраструктуры. Работа в данных направлениях осуществляется по средствам реализации программ и проектов, таких как: программа “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009 – 2013 годы, программа “Культура России (2012-2018 годы) “ и др., разработка и внедрение таких программ, безусловно, способствует развитию человеческого потенциала всей страны. Но существуют определенные сложности, снижающие эффективность социальной политики, к таким сложностям можно отнести низкий уровень жизни, пассивную жизненную позицию граждан, а также некоторые проблемы в сфере образования, здравоохранения и др.

Что касается потенциала отдельной личности, здесь огромную роль может играть, то насколько человек сможет реализовать себя в той или иной сфере, будь то работа, учеба, творчество. В последнее время большинство ВУЗов стремиться обеспечивать своих студентов всем необходимым для занятия наукой, творчеством и др. На примере Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема явно видно, что создаются все условия для развития потенциала студентов. Научное Студенческое Общество проводит конференции, семинары, обучающие занятия, благодаря которым студенты могут найти своё место в научной среде. Творческие студии позволяют студентам достичь определенного мастерства и получить необходимые навыки в театральном искусстве, танцах или фотографии. Но и здесь тоже существуют определенные трудности, основная из которых низкая заинтересованность студентов в занятии какой – либо деятельностью.

Всё вышесказанное говорит о том, что, несмотря на то, что работа по улучшению условий для развития и реализации человеческого потенциала ведется (помощь молодым семьям, выплата материнских капиталов, поддержка молодых ученых и творческих людей и др.), всё равно есть некоторые нерешенные проблемы и слабые места, которым необходимо уделить особое внимание.

Для того, чтобы узнать представление молодых людей о человеческом потенциале нами был проведен опрос среди студентов некоторых ВУЗов Дальнего Востока (Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема, г. Биробиджан, Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск, Комсомольского – на – Амуре государственного технического университета, Амурского государственного педагогического университета, г. Комсомольск – на- Амуре.) Всего в опросе приняли участие 44 человека. Возрастные границы опрашиваемых: 17-25 лет. В таблице 1 представлены вопросы анкеты и предлагаемые варианты ответов.

Таблица 1. Представление молодежи о человеческом потенциале

1)Что для Вас значит термин « человеческий потенциал »? Дайте своё определение данному понятию.
2)Как Вы думаете, какие условия необходимы для развития человеческого потенциала? Выберите ОДИН вариант ответа. А. только желание самого человека

Б. только поддержка государства

В. желание самого человека и поддержка государства

Г. другие условия (укажите какие)

3)Как Вы считает, важно ли развитие человеческого потенциала отдельной личности для всего общества, государства в целом? Выберите ОДИН вариант ответа. А. да

В. да, (объясните почему)

Г. нет, (объясните почему)

В результате проведенного опроса нами (по каждому вопросу) выявлено следующее:

  1. Среди общего числа опрошенных большинство (70,5% – 31 человек) ничего не ответили на первый вопрос, остальные же (29,5 % – 13 человек) дали свои разнообразные определения понятию человеческий капитал. Среди них были следующие формулировки: человеческий капитал – это способность и желание человека что-то делать, человеческий капитал – это совокупность свойств, черт, способностей индивида, человеческий потенциал – это то, что заложено в человеке с рождения, это то, что он должен в себе развивать на протяжении всей жизни и т.д.
  2. Говоря о условиях, необходимых для развития человеческого потенциала (43,2% – 19 человек)выбрали вариант А, думая, что необходимым условием является только желание самого человека развиваться, а (57,8% – 25 человек)выбрали вариант В, посчитали, что одного желания самого человека развивать свой потенциал недостаточно, еще для этого необходима еще для этого поддержка государства.
  3. Отвечая на вопрос о важности развития человеческого потенциала отдельной личности для всего общества, государства в целом респонденты были практически единогласны. Большинство (86,4% – 38 человек) ответили – да, выбрав вариант ответа под буквой А, еще (9% – 4 человека) также ответили до, но еще и объяснили почему (вариант ответа В), но (4,5% – 2 человека) посчитали, что развитие потенциала одной личности не важно для всего государства, выбрав ответ Б.

В целом, результаты опроса показали, что молодые люди под человеческим потенциалом понимают особые ресурсы (качества, способности) человека, используя и развивая которые он может достичь определенных успехов. Проанализировав ответы респондентов, мы увидели, что большинство студентов считает, что развития потенциала отдельной личности крайне важно для развития всего общества в целом и это развитие невозможно без желания самого человека и поддержки государства.