Качество жизни населения и социальные стандарты. Долгое время большинство исследователей считали, что качество жизни является лишь качественной стороной образа жизни. Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

  • 6. Миграционные процессы в рф, их характеристики и тенденции.
  • 7. Качественные характеристики трудового потенциала, роль системы образования в их развитии.
  • 8. Профессиональное обучение, его виды, формы, роль в формировании системы непрерывного образования.
  • 9. Понятия об экономически активном населении и его занятости.
  • 10. Виды и формы занятости, их развитие в России; гибкие формы занятости.
  • 11. Структура и основные пропорции распределения занятых, основные тенденции их изменения.
  • 12. Показатели, характеризующие занятость и безработицу.
  • 13. Безработица в России: виды, формы, уровень.
  • 14. Статус безработного в рф, понятия подходящей и неподходящей работы.
  • 15. Рынок труда: сущность и основные составляющие.
  • 16. Сегментация рынка труда; соотношение внутреннего и внешнего рынков труда.
  • 17. Цель и содержание государственной политики занятости.
  • 18. Основные меры по реализации активной политики занятости.
  • 19. Федеральная государственная служба занятости населения (фгзсн) и центры занятости, их цели, задачи, функции.
  • 20. Социальная поддержка безработных граждан, ее формы.
  • 21. Особенности регулирования занятости населения в странах с развитыми социально-рыночными отношениями.
  • 22. Основные понятия, связанные с оценкой результативности трудовой деятельности (продуктивность, эффективность, производительность труда, экономическая эффективность производства).
  • 23. Сущность и социально-экономическое значение повышения производительности труда.
  • 24. Понятие об условиях, факторах и резервах роста производительности труда.
  • 25. Показатели и методы измерения производительности труда, особенности их применения.
  • 26. Выработка продукции, ее разновидности и методы измерения.
  • 27. Натуральный и трудовой методы измерения выработки продукции.
  • 28. Стоимостной метод измерения выработки продукции и его разновидности.
  • 29. Трудоемкость единицы продукции как показатель производительности труда, его разновидности.
  • 30. Уровень и качество жизни населения: понятия, взаимосвязь, значение изучения.
  • 31. Система показателей уровня и качества жизни населения, их характеристика.
  • 32. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.
  • 33. Проблема бедности и малообеспеченности в современном мире и России.
  • 34. Направления и формы социальной помощи малообеспеченному населению.
  • 35. Вознаграждение за труд: сущность, виды, требования к системе вознаграждения.
  • 36. Доходы населения, их виды, направления расходования; структура денежных доходов населения рф.
  • 37. Показатели дифференциации доходов населения.
  • 38. Сущность и функции заработной платы в рыночной экономике.
  • Функции заработной платы
  • 39. Система регулирования заработной платы и ее элементы.
  • 40. Госрегулирование заработной платы, его основные направления.
  • 41. Минимальный размер оплаты труда (мрот), принципы, порядок и значение установления.
  • 42. Основные принципы и элементы организации заработной платы.
  • 43. Договорное регулирование условий оплаты труда.
  • 44. Тарифная система оплаты труда, ее назначение и составляющие.
  • 45. Экономическая сущность тарифных ставок (должностных окладов), направления их дифференциации.
  • 46. Тарифные сетки, их назначение и основные характеристики.
  • 47. Единая тарифная сетка (етс), ее назначение и построение.
  • 48. Формы оплаты труда, их разновидности, условия применения и тенденции развития.
  • 49. Сущность, разновидности и условия применения сдельной формы оплаты труда.
  • 50. Сущность, разновидности и условия применения повременной формы оплаты труда.
  • 51. Премиальные системы оплаты труда, их основные элементы.
  • 52. Гибкие и нетрадиционные системы оплаты труда.
  • 53. Социальное партнерство, его субъекты, сферы и уровни реализации.
  • 54. Механизм реализации системы социального партнерства; значение и инструменты его правовой составляющей.
  • 55. Международная организация труда (мот), ее значение, структура и развитие.
  • 56. Методы и направления деятельности мот.
  • Основные задачи мот
  • Методы работы мот
  • 32. Социальные стандарты уровня жизни населения, их разработка и использование.

    В мировой практике используются три основные концепции в подходе к определению уровня бедности: абсолютная, относительная и субъективная.

    Потребительские бюджеты являются важным инструментом нормативной и аналитической оценки, прогнозирования и регулирования величины и динамики уровня жизни и разработки обоснованной политики в области доходов. На практике используют два вида потребительских бюджетов: нормативные, являющиеся результатом исследований различных ведомств и научных учреждений, и фактические, полученные в результате статистических и специальных обследований.

    Нормативные потребительские бюджеты имеют несколько разновидностей.

      Потребительские бюджеты высокого достатка.

      Рациональные потребительские бюджеты, которые соответствуют рациональным потребностям населения.

      Система минимальных потребительских бюджетов: минимальный потребительский бюджет (МПБ) и бюджет прожиточного минимума (БПМ). В настоящее время Министерством труда и социального развития РФ утвержден только БПМ, который является МПБ низкого стандарта.

    Минимальный потребительский бюджет – стоимость набора потребительских товаров и услуг, обеспечивающих социально обоснованный минимальный уровень потребления материальных и духовных благ, необходимых для развития личности.

    Прожиточный минимум представляет собой показатель минимального уровня потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности в стоимостном выражении. Кроме того, он включает обязательные платежи и сборы.

    ПМ определяется в стоимостном выражении в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в целом по Российской Федерации, ее субъектам, а также может определяться по отдельным городам и административно-территориальным объединениям.

    Прожиточный минимум исчисляется как сумма: – стоимости потребительской корзины (по ценам Госкомстата); – расходов по обязательным платежам и сборам. В состав расходов по обязательным платежам и сборам включаются подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд РФ – их величины рассчитываются в соответствии с действующим законодательством о налогообложении физических лиц. Расходы по обязательным платежам и сборам определяются только для трудоспособного населения.

    Прожиточный минимум считается наиболее оптимальным показателем нижней границы социального стандарта уровня жизни населения.

    Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и жизн-ти.

    Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения: 1) трудоспособное население – мужчины в возрасте 16–59 лет и женщины в возрасте 16–54 лет, за исключением неработающих инвалидов I и II групп этого возраста; 2) пенсионеры – мужчины в возрасте от 60 лет и женщины в возрасте от 55 лет, а также лица, получающие пенсию по инвалидности; 3) дети – в возрасте до 15 лет.

    Потребительская корзина определяется: – в целом по Российской Федерации; – в субъектах Российской Федерации. С учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг субъекты РФ распределяются по зонам. Состав минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг определяется с учетом: – научных рекомендаций по минимальным объемам потребления и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности; – фактического объема потребления продуктов питания; – непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях. Потребительская корзина включает в себя: 11 групп продовольственных продуктов – хлеб и крупяные культуры, картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия, мясопродукты, рыбопродукты, молоко, яйца, масло растительное и другие жиры, соль, чай, специи; 10 групп непродовольственных товаров – пальтовая группа, костюмы и платья, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы, обувь, школьно-письменные товары, постельное белье, культурно-бытовые и хозяйственные товары, предметы санитарии и лекарства; 7 видов услуг – оплата жилья, центральное отопление, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, транспортные и другие услуги. Действительно, потребительская корзина устанавливает минимальные размеры потребления: для трудоспособного гражданина она предусматривает в год хлеба – 151,3 кг, картофеля –117,9 кг, фруктов – 16,6 кг, мясопродуктов – 30,8 кг, рыбопродуктов – 8,4 кг. Пальто и курток ему положено 3 на 7,6 лет, обуви – 6 пар на 3,2 года. Поездок на транспорте – 620 в год (а для пенсионера они не предусмотрены). Обратите внимание, что в корзине не предусмотрены алкоголь, табак и т. п. – они не входят в товары, “необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности”, и, следовательно, не включены в корзину.

    Курсовая работа

    Уровень и качество жизни населения


    Введение

    1. Уровень и качество жизни: сущность, основные понятия и критерии

    1.1. Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты

    1.2. Показатели качества жизни

    1.3. Критерии качества жизни

    2. Уровень и качество жизни в Красноярском крае

    2.1. Тенденции в социально – экономическом развитии края

    2.2. Уровень жизни населения г. Минусинска

    Заключение

    Список использованной литературы

    Приложения


    Введение

    Современный этап радикальных экономических реформ сопровождается координальными преобразованиями социальной структуры российского общества. Темпы социально-экономических преобразований резко отличаются в регионах Российской Федерации. На фоне всеобъемлющего Российского кризиса в обществе произошло глубокое падение уровня жизни основной массы населения россиян.

    В системе макропараметров «доходы населения» является одним из наиболее обобщающих показателей экономического развития страны и роста благосостояния людей. Основа закона - тенденции непрерывного роста народного благосостояния заключается в том, что улучшение жизни есть настоятельная необходимость самого хозяйственного развития. Доходы населения является основой повышения жизненного уровня, выступает в тоже время как источник совершенствования и развития производства для дальнейшего же роста жизненного уровня людей.

    Необходим мониторинг социально-трудовой сферы, представляющий собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа, происходящих в ней изменений, предупреждение негативных тенденций, ведущих формированию и развитию различных очагов социальной напряженности, а так же для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере. Одним из основных направлений мониторинга социально-трудовой сферы является мониторинг доходов и уровня жизни населения. Он призван стать важным инструментом разработки государственной социальной политики.

    Наше благосостояние напрямую зависит от правильной социальной политики государства, которая, в свою очередь, зависит от того, достаточно ли информации и насколько она полно показывает проблемы в современном российском обществе.

    1. Уровень и качество жизни: сущность, основные показатели и критерии

    1.1 Уровень жизни: сущность, минимальные социальные

    стандарты

    Конечной целью общественного развития является повышение уровня жизни населения.

    Уровень жизни – это экономическая категория и социальный стандарт, характеризующий степень удовлетворения физических и социальных потребностей людей. Основными компонентами стандарта уровня жизни является: здоровье, питание и доходы населения, жилищные условия, домашнее имущество, платные услуги, культурный уровень населения, условия труда и отдыха, а так же социальные гарантии и социальная защита наиболее уязвимых граждан.

    Социальные гарантии – система обязательств общества перед своими членами по удовлетворению важнейших потребностей. Государство, давая гарантии, объявляет, что общество берет на себя обязательство по созданию условий каждому члену общества для реализации его экономической активности и получения дохода.

    Социальная защита – система мер, осуществляемых обществом по обеспечению необходимого материального и социального положения граждан.

    Эти компоненты характеризуются количественными показателями, индикаторами и индексами и оформляются в систему показателя уровня жизни.

    В процессе воспроизводства взаимные экономические и социальные факторы, такие как здоровье, образование, жилище, питание, социальное обеспечение и другие. Решающую роль для населения имеет уровень жизни, а для производства – эффективность труда.

    ВВП и национальный доход на душу населения, а так же производительность общественного труда является показателями общеэкономического, а уровень жизни – показатель социального развития.

    Сложившееся понимание существа «уровень жизни» акцентирует внимание на том, что уровень жизни важен не сам по себе, а в соотношении с потребностями населения.

    Конкретно анализ уровня жизни определяется содержанием таких величин как: потребительская корзина и прожиточный минимум. В общем виде уровень жизни страны или региона по средней продолжительности жизни населения, величине безработицы, структурных личных потребительских расходов и потребления основных продуктов питания в калориях. Принимается во внимание уровень квалификации работников, численность студентов и учащихся на 1000 человек и т.д., а так же уровень развития социальной инфраструктуры (например, число больничных коек на 1000 человек, наличие школ, объектов культуры и спорта, жилья и т.д.)

    Уровень жизни необходимо рассматривать во взаимосвязи с общеэкономическими показателями, а так же показателями, связывающими общеэкономические и уровень жизни – доходами населения, потребительским спросом, торговлей, ценами, госбюджетом, кредитом. Так, например, доходы населения являются ключевыми факторами, определяющими уровень жизни.

    Необходимо выделять компоненты уровня жизни – определенные виды человеческих потребностей, удовлетворение которых является основной частью уровня жизни в целом (например, питание, здоровье, образование). Совокупность компонентов охватывает всю сферу человеческих потребностей.

    Из них формируется система показателей уровня жизни. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение и другие.

    От уровня жизни зависит продуктивность работников, цена рабочей силы, а так же её реализация в труде, то есть производство потребительских благ. Развитие происходит по направлению центральной общей производительности. Повышение или понижение уровня жизни населения и производительности труда неизбежно движет экономику вперед или вспять.

    Во многих странах для оценки уровня жизни используют показатель «благосостояния общества», который символизирует минимальный уровень потребления и является показателем черты бедности.

    Прожиточный минимум – стоимостная оценка суммарного потребления человека или семьи, определяемая на основе минимальной потребительской корзины. «Корзина» дает структуру потребления, расходы малоимущих слоёв, содержит набор (минимальные нормы), необходимые для физиологического выживания. Этот набор и сам прожиточный минимум зависит от уровня социально – экономического развития страны и принят принципом распределения. В настоящее время эта экономическая категория не имеет смысла, поскольку более 40 миллиона граждан России (30%) находится далеко за чертой бедности.

    При существующем уровне производства не только не может повысить планку черты бедности, но и восполнить разницу между «дном» и минимальным потребительским бюджетом.

    Потребительский бюджет – баланс доходов и расходов среднестатистической семьи, характеризующий уровень жизни различных групп семей трудящихся.

    Минимальный потребительский бюджет складывается на основе традиций потребления, коньюнктуры рынка потребительских товаров и представляет собой прожиточный минимум, исчислённый из средних доходов на душу населения. Поэтому это сравнительно более высокий стандарт прожиточного уровня.

    Для исчисления минимального прожиточного минимума используется содержание продовольственной корзины.

    Продовольственная корзина (набор из продуктов питания одного человека в месяц) рассчитана на основе минимальных норм потребления продовольствия, которые соответствуют физическим потребностям, килокалориям и обеспечения соблюдения традиционных основных навыков организации питания.

    Стоимость минимальной потребительской корзины, то есть её содержание в денежном выражении представляет собой минимальный потребительский бюджет.

    Минимальный потребительский бюджет, или бюджет прожиточного минимума рассчитывается на душу населения и по его основным социально – демографическим группам в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации.

    Бюджет прожиточного минимума представляет собой показатель потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, рассчитанный исходя из минимальных норм потребления важнейших продуктов питания, товаров и услуг. Наиболее рациональный минимальный потребительский бюджет должен выдерживать примерно следующие пропорции: питание должно составлять – 41,1%, непродовольственные товары - 39%, услуги – 13,2%, налоги и сборы – 2,7%.

    1.2 Показатели качества жизни.

    Существуют интегральный и частный подходы к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах общественного мнения и т. п.) и субъективный (на основе мнения населения).

    И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

    Введение

    Глава 1. Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения

    1.1 Формирование экономической категории «качество жизни»

    1.2 Подходы к измерению качества жизни населения

    Глава 2. Оценка качества жизни населения

    2.1 Показатели оценки качества жизни населения

    2.2 Общее представление о системе показателей уровня жизни населения

    2.3 Индекс развития человеческого потенциала как интегральный показатель измерения уровня жизни

    Глава 3. Социальные стандарты и их роль в обеспечении благополучия населения

    3.1 Понятие и значение социальных стандартов

    3.2 Характеристика государственных минимальных социальных стандартов в России

    Заключение

    Приложения

    Тема 36. Китайская модель экономического роста:
    уроки для России

    Введение

    Глава 1. Экономическое «чудо» Китая

    1.1 Характеристика экономического роста Китая

    1.2 Трактовка «экономического чуда»

    1.3 Сравнение экономической политики в России и в Китае

    1.4 Характер экономической политики, примененной в Китае

    Глава 2. Китайская модель экономического роста

    2.1 «Китайская» экономическая модель развития

    2.2 Математическая модель роста

    2.3 Недостатки «китайской» модели роста

    Глава 3. Уроки для России

    3.1 Китайское экономическое чудо: уроки для России

    3.2 Предлагаемые меры для России по извлечению опыта из китайской модели экономического роста

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Тема 37. Кластеры и их развитие в условиях
    современной экономики России

    Введение

    Глава 1. Развитие теории кластеров в современной экономике

    1.1 Эволюция основных теоретических подходов к изучению кластеров

    1.2 Ключевые задачи формирования и основные функции кластеров в экономике современной России

    1.3 Характерные признаки и классификация кластеров

    Глава 2. Организационно-экономический механизм функционирования кластеров

    2.1 Классические модели развития кластеров



    2.2 Образование кластеров и формы участия агентов в развитии кластеров

    2.3 Условия, влияющие на кластерную политику

    3.1 Предпосылки развития кластеров в Российской экономике

    3.2 Экономико-правовые аспекты развития кластеров в России

    3.3 Основы реализации кластерной политики Российской Федерации

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Тема 38. Конкурентные преимущества РФ в контексте
    накопления и эффективности использования человеческого
    капитала

    Введение

    Глава 1. Человеческий капитал как основа конкурентных преимуществ

    1.1 Сущность человеческого капитала и его конкурентные преимущества

    1.2 Классификация видов человеческого капитала

    Глава 2. Анализ развития человеческого капитала в Российской Федерации

    2.1 Российский человеческий капитал и проблемы его роста

    2.2 Пути и методы повышения уровня и качества Российского человеческого капитала

    Глава 3. Инвестиции в человеческий капитал в России

    3.1 Особенности человеческого капитала на российском рынке

    3.2 Пути повышения роста человеческого капитала в России

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Тема 39. Консалтинг как институт новой экономики
    и его роль в развитии бизнеса

    Введение

    Глава 1. Консалтинг как продукт общественного разделения труда и рыночный институт: теоретические аспекты

    1.1 Консалтинг как продукт общественного разделения труда: понятие и характеристики на современном этапе экономики

    1.2 Консалтинг как рыночный институт хозяйственного механизма в постиндустриальном обществе, его роль и функции

    1.3 Понятие малого и среднего бизнеса

    Глава 2. Институт консалтинга и его роль в развитии малого и среднего бизнеса

    2.1 Становление института консалтинга в российской экономике

    2.2 Состояние малого и среднего бизнеса в российской экономике и роль консалтинга в развитии и повышении его конкурентоспособности

    2.3. Проблемы становления института консалтинга малого и среднего бизнеса

    3.1 Основные направления совершенствования института консалтинга малого и среднего бизнеса

    3.2 Институциональные аспекты создания системы обучения консультантов для малого и среднего бизнеса

    3.3 Развитие технологий консалтинга и консалтингового бизнеса

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

    Тема 40. Макроэкономическая политика:
    цели и инструменты. Виды и эффективность
    макроэкономической политики

    Введение

    Глава 1. Макроэкономическая политика государства

    1.1 Обоснование необходимости макроэкономической политики

    1.2 Макроэкономическая политика: необходимость и цели

    1.3 Макроэкономическая политика как основа регулирования экономических процессов. Виды макроэкономической политики

    Глава 2. Механизм макроэкономического регулирования

    2.1 Цели и инструменты макроэкономического регулирования. Магический многоугольник

    2.2 Инструменты макроэкономической политики

    2.3 Стратегия социально-экономического развития России

    Глава 3. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию

    3.1 Причины возникновения и проявления текущего мирового финансового кризиса

    3.2 Влияние мирового финансового кризиса на денежно-кредитную политику и банковскую систему России

    3.3 Борьба с кризисом в России

    Заключение

    Список использованных источников

    Ренкас Н.Н., заместитель главы администрации Новгородской области, кандидат экономических наук.

    Следствием процесса реформирования экономики и социальной сферы является недостаток реальных финансовых ресурсов в государстве и регионах, который не позволяет в полной мере реализовывать конституционные гарантии социальной защиты граждан, обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Игнорирование в России социального аспекта реформирования экономики привело к снижению качества жизни населения, которое проявляется в падении реальных доходов, расширении масштабов бедности и нищеты, росте неравенства в доходах, безработице, общем снижении жизненных стандартов; недостаточное финансирование здравоохранения, образования, культуры - отраслей, определяющих формирование человеческого капитала, - предопределяет и в будущем стагнацию экономического роста и социального развития общества.

    Решение этой проблемы - в освоении рыночных механизмов эффективного использования ресурсов и лучшего учета потребностей и запросов населения, повышения уровня и качества жизни. Этому должна способствовать система государственной социальной стандартизации качества жизни населения с определением ответственности за их соблюдение различных органов власти: федеральной, региональной и муниципальной.

    В настоящее время вопросам социальной стандартизации уделяется внимание в законодательной работе на федеральном и региональном уровнях управления. Основой законодательной базы в области социальной стандартизации стало принятие Законов Российской Федерации "О прожиточном минимуме в РФ", "О минимальном размере оплаты труда", "Об основах социального обслуживания населения в РФ". Это позволило установить такие важные социальные стандарты, как уровень нищеты, бедности, уровень минимальной заработной платы, уровень компенсационных выплат для отдельных категорий населения и т.д.

    Основополагающее значение для формирования государственной социальной стандартизации будет иметь Федеральный закон "О государственных минимальных социальных стандартах в РФ", над проектом которого продолжает работать Правительство РФ. Впервые в нашей стране делается попытка стандартизировать жизненные условия и жизнедеятельность человека по минимально необходимому уровню в рамках социальной системы, трансформировать в сферу права комплекс социальной политики.

    В то же время все острее ощущается необходимость разработки теоретико-методологических подходов и практического инструментария социальной стандартизации.

    Роль социальной стандартизации сводится к созданию нормативного обеспечения путем введения стандартизированной терминологии, классификаций, форм предоставления первичной информации, требований к социальным услугам. При этом социальную стандартизацию, как справедливо считает О.М. Пыркова, следует рассматривать как один из сервисных видов деятельности по отношению к экономике и социальной сфере общества.

    Главная цель социальной стандартизации - формирование и применение системы социальных стандартов для совершенствования управления социальной сферой, повышения эффективности регулирования качества и уровня жизни населения.

    Суть социальной стандартизации, объектом которой выступает одна из основных подсистем общества - социальная сфера общественной жизни, состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, повышению уровня и качества их жизни.

    Ставя во главу угла качество жизни человека, все уровни управления должны учитывать новые возможности для удовлетворения социальных потребностей, которые создаются в рыночной экономике.

    Система социальной стандартизации должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать нормальный уровень качества жизни населения, в том числе и планку социальной защиты на должном уровне.

    Социальная стандартизация - это деятельность, направленная на достижение оптимального уровня упорядочения социальной сферы общественной жизни посредством задания требований (правил, условий, обязательных для выполнения) к объектам стандартизации.

    Социальный стандарт рассматривается как нормативный документ, характеризующий целевые установки развития социальных процессов в обществе, устанавливающий основные требования к объему и качеству услуг (медицинских, образовательных, социально-культурных, жилищно-коммунальных и др.), порядку и условиям их оказания и выраженный социальными нормами и нормативами.

    По многим направлениям определение норм и нормативов затруднено, социальный стандарт следует рассматривать как научно обоснованный целевой ориентир, который выражает наиболее возможную рациональную величину развития общественных процессов. Это позволяет определить и ресурсы, и меры, необходимые для достижения определенного уровня обеспеченности и удовлетворения потребностей населения, ввести в практику нормативное финансирование отраслей социальной сферы.

    Исходя из количественных и качественных требований, социальный стандарт отражает минимальный, нормальный или рациональный уровень удовлетворения совокупности социальных потребностей населения при определенном уровне развития производства.

    Социальный стандарт выполняет следующие основные функции:

    • порождает вид деятельности - социальную стандартизацию, являющуюся сервисной по отношению к экономике;
    • является инструментом задания требований к объектам социальной стандартизации по выделенным направлениям.

    Необходимость ориентации социально-экономических преобразований на повышение качества жизни каждого человека обусловливает важность разработки стандартов качества жизни. Классификация социальных стандартов качества жизни разрабатывается для определения степени социального благополучия, для повышения степени обоснованности выбора стратегических целей социального развития региона и наиболее полно отвечает современным требованиям.

    Классификация наглядно представлена в виде трех блоков, охватывающих 14 групп социальных стандартов (рис. 1).

    Рисунок 1

    Классификация социальных стандартов качества жизни населения в регионе

    Социальные стандарты качества жизни
    населения региона
    Блок I
    Качество
    населения
    Блок II
    Уровень жизни
    населения
    Блок III
    Качество образа
    жизни населения
    - Здоровье
    населения
    - Образо-
    вание
    населения
    - Культура
    (духов-
    ность)
    населения
    - Уровень
    доходов
    населения
    - Потребление
    основных
    продуктов
    питания
    - Потребление
    отдельных
    непродово-
    льственных
    товаров
    - Потребление
    отдельных ви-
    дов услуг
    - Обеспечен-
    ность жильем
    - Занятость
    населения
    - Качество
    товаров и услуг
    - Качество
    жилищных
    условий
    - Социальная
    защита и со-
    циальное
    обслуживание
    - Экологическая
    безопасность
    жизни населения
    - Личная безо-
    пасность жизни
    населения

    Формирование номенклатуры стандартов качества жизни опирается на два основания:

    во-первых, они развернуты в соответствии с рекомендациями ООН и ученых Российской Федерации в той же плоскости, что и система показателей качества жизни;

    во-вторых, в качестве базы к построению перечня выступает заданный стратегическим выбором набор целей социального развития региона.

    С позиций необходимости корректировки специальных стандартов нами была проанализирована социально-экономическая ситуация в Новгородской области.

    Несмотря на рост реальных денежных доходов и заработной платы за последние годы, население области беднеет. Бедность выросла в новую центральную проблему - денежные доходы почти одной трети населения области ниже величины прожиточного минимума.

    Наряду с угрозой массовой бедности возникает угроза резкого социального расслоения общества, усиливается имущественная дифференциация населения. Среднедушевые доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного в 16,9 раза. У одной пятой части населения сосредоточены 48% денежных доходов от общего объема денежных доходов.

    Произошло снижение потребления практически всех основных продуктов питания. Потребление мяса и мясопродуктов снизилось на 47%, молока и молочных продуктов на 46%. Потребление продуктов питания не отвечает рекомендуемым нормам питания (за исключением хлебных продуктов и картофеля).

    В области зарегистрировано значительное снижение ожидаемой продолжительности жизни с 72 лет до 65,9 года (у мужчин - 57 лет); снижение рождаемости; рост показателей смертности, главные причины которой бедность, скудное и некачественное питание, недоступность современной медицинской помощи.

    Сохранение отрицательных тенденций требует формирования и применения системы стандартов качества жизни для разработки стратегии социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу.

    Уровень дохода зависит от множества факторов. Существуют различные методы оценки такого влияния. В связи с отсутствием достаточной информационной базы наиболее приемлемой является построение многофакторной мультипликативной модели влияния следующих факторов на объем доходов населения:

    Д = Д / ВРП x ВРП / Чз.н x Чз.н / Чт.р x Чт.р / Чн = d дох x W x U x dtr x Чн,

    где Д - доходы населения;

    ВРП - валовой региональный продукт;

    Чз.н - численность занятых в экономике;

    Чт.р - численность трудовых ресурсов;

    Чн - общая численность населения;

    d дох - доля доходов в ВРП;

    W - общественная производительность труда;

    U - уровень занятости трудовых ресурсов;

    dtr - доля трудовых ресурсов в общей численности населения.

    Данные для расчетов прироста доходов населения представлены в табл. 1.

    Таблица 1

    Данные для расчета прироста доходов населения Новгородской области

    Показатели Обозн. 2000 2001 2002 2003 2004
    Доходы населения, млн. руб. Д 15495,7 20386,2 25145,1 30647,2 35997,8
    ВРП, млн. руб. ВРП 21476,0 28216,9 31858,2 41444,0 50610,0
    Численность занятых в
    экономике, тыс. чел.
    Чз.н 318,1 316,3 315,0 313,8 314,9
    Численность трудовых ресурсов,
    тыс. чел.
    Чт.р 445,7 440,6 432,5 425,9 416,0
    Общая численность населения,
    тыс. чел.
    Чн 719,4 710,9 702,7 692,1 682,6
    Доля доходов в ВРП d дох 0,72154 0,72248 0,78928 0,73949 0,71128
    Общественная производительность
    труда
    W 67,51336 89,20929 101,13710 132,07140 160,71770
    Уровень занятости трудовых
    ресурсов
    и 0,71371 0,71789 0,72832 0,73679 0,75697
    Доля трудовых ресурсов в общей
    численности населения
    dtr 0,61954 0,61978 0,61548 0,61537 0,60944

    Прирост доходов населения за счет отдельных факторов можно выразить следующим образом:

    DД = (d дох x W x U x dtr x Чн) - (d дох. x W x U x dtr x Чн.);
    1 1 1 1 1 0 0 0 0 0
    DД (d дох) = (d дох - d дох.) x W x U x dtr x Чн;
    1 0 1 1 1 1
    DД (W) = (W - W) x d дох. x U x dtr x Чн;
    1 0 0 1 1 1
    DД (U) = (U - U) x d дох. x W x dtr x Чн;
    1 0 0 0 1 1
    DД (dtr) = (dtr - dtr) x d дох. x W x U x Чн;
    1 0 0 0 0 1
    DД (Чн) = (Чн - Чн.) x d дох. x W x U x dtr .
    1 0 0 0 0 0

    Полученные результаты расчетов по Новгородской области представлены в табл. 2.

    Таблица 2

    Оценка влияния различных факторов на величину доходов населения Новгородской области, млн. руб.

    Период Прирост
    денежных
    доходов,
    всего,
    млн. руб.
    В том числе за счет факторов
    Доля
    доходов
    в ВРП
    Производи-
    тельность
    труда
    Уровень
    занятости
    Доля трудовых
    ресурсов в общей
    численности
    населения
    Общая
    числен-
    ность на-
    селения
    В 2001 г.
    по сравнению
    с 2000 г.
    4890,5 26,70022 4951,484 89,62831 5,7756701 -183,088
    В 2002 г.
    по сравнению
    с 2001 г.
    4758,9 2128,127 2714,561 290,9926 -139,63217 -235,148
    В 2003 г.
    по сравнению
    с 2002 г.
    5502,1 -2063,8 7661,689 287,9263 -4,4115118 -379,306
    В 2004 г.
    по сравнению
    с 2003 г.
    5350,6 -1427,52 6670,685 819,8221 -291,717 -420,674

    Размер дохода практически во всех периодах увеличивается. В то же время это увеличение происходит за счет роста производительности труда и уровня занятости. Это, безусловно, положительный момент - прирост доходов за счет качественных интенсивных факторов. Отрицательное влияние на величину дохода оказали такие факторы, как доля доходов в валовом региональном продукте и снижение численности населения.

    Данная модель позволила определить основные тенденции изменения доходов населения Новгородской области.

    Для определения объема денежных средств, необходимых для сокращения уровня бедности в регионе, важно рассмотрение такого показателя, как дефицит дохода населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума. Наиболее приемлемой для исследования этого показателя является построение балансовой модели дефицита доходов бедного населения.

    Дефицит дохода представляет собой сумму денежных средств, недополученных малоимущим населением, до величины прожиточного минимума, он может быть рассчитан по следующей формуле:

    M
    Dd = SUM Ч x (ПМ - D)
    i=1 i i

    где Dd - дефицит дохода малоимущего населения, тыс. руб.;

    i - индекс группы населения в заданных интервалах по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц;

    т - число групп населения в заданных интервалах i по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц;

    Чi - численность населения i-й группы по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц, тыс. чел.;

    ПМ - величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц, руб.;

    Di - размер доходов населения i-й группы по уровню среднедушевых денежных доходов в месяц, руб.

    Величина прожиточного минимума населения представлена в табл. 3, распределение населения области по величине среднедушевых доходов представлены в табл. 4.

    Таблица 3

    Величина прожиточного минимума населения Новгородской области

    Таблица 4

    Распределение населения Новгородской области по величине среднедушевых денежных доходов

    Тысяч человек В процентах к итогу
    2000 2001 2002 2003 2004 2000 2001 2002 2003 2004
    Все население 727,1 719,4 710,9 692,1 682,6 100 100 100 100 100
    в том числе со
    среднедушевым
    денежным доходом,
    рублей
    до 500,0 31,2 12,2 5,7 2,2 1,0 4,3 1,7 0,8 0,3 0,1
    500,1 - 750,0 72,3 37,2 19,9 9,9 5,6 9,9 5,2 2,8 1,4 0,8
    750,1 - 1000,0 93,5 58,8 37,0 20,8 13,4 12,9 8,2 5,2 3,0 2,0
    1000,1 - 1500,0 177,5 140,0 103,8 68,4 50,7 24,4 19,5 14,6 9,9 7,4
    1500,1 - 2000,0 127,6 126,5 110,2 85,2 70,9 17,6 17,6 15,5 12,3 10,4
    2000,1 - 3000,0 133,3 168,0 174,9 160,3 149,2 18,3 23,3 24,6 23,2 21,9
    3000,1 - 4000,0 52,0 85,2 106,6 117,1 120,4 7,2 11,8 15,0 16,9 17,6
    свыше 4000,0 39,7 91,5 152,8 228,2 271,4 5,4 12,7 21,5 33,0 39,8

    Оценка объема денежных средств, необходимых для снижения уровня бедности в Новгородской области, представлена в табл. 5.

    Таблица 5

    Объем денежных средств, необходимых для снижения уровня бедности населения Новгородской области

    Предлагаемая балансовая модель дефицита доходов позволила дать оценку дифференциации населения по уровню среднедушевых доходов ниже величины прожиточного минимума и определить объем денежных средств, необходимых для снижения уровня бедности в регионе.

    Данные табл. 5 показывают, что с увеличением расходов бюджета области на социальную политику - на мероприятия по социальной защите в размере 4 - 6% в год доходы малоимущего населения вырастут до величины прожиточного минимума.

    Анализ частных коэффициентов эластичности показывает, что по абсолютному приросту наиболее существенным влияние на снижение уровня бедности оказывает темп роста ВРП: с ростом объема ВРП на 1 процентный пункт (п. п.) численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения сократится на 2,86 п. п. Увеличение же доходов от предпринимательской деятельности в общих доходах на 1 п. п. ведет к сокращению бедности на 0,42 п. п.

    Социальные стандарты и финансовые нормативы следует формировать по сферам предоставления услуг (здравоохранение, образование, социальная защита населения, культура, физкультура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.) по четырем направлениям.

    1. Потребители услуг - население, для которого социальные услуги предназначены (потребители услуг отражают спрос).
    2. Предоставляющие услуги учреждения - учреждения социальной сферы, предлагающие услуги, и их персонал (они отражают предложение).
    3. Затраты, возникающие в процессе потребления и предоставления услуг и определяющие объемы бюджетного финансирования социальной сферы (они отражают итоговую нагрузку на бюджет).

    Для уточнения затрат используются коэффициенты региональности, учитывающие специфику региона.

    В формировании коэффициентов региональности следует исходить из общих и специфических факторов. К общим относятся: численность населения; показатель среднедушевого дохода в различных вариациях; вклад в общий объем налогового сбора за ряд лет; транспортная удаленность; продолжительность отопительного сезона и пр. К специфическим факторам - удельный вес населения, живущего за чертой бедности.

    Коэффициенты региональности в основном должны корректировать три показателя затрат:

    1. "Бюджетные ограничители", отражающие реальные финансовые возможности региона. Создание системы бюджетных ограничителей позволяет привести нормативную потребность расходов на социальную сферу в соответствие с реальными финансовыми возможностями.

    Общий подход к определению критерия эффективности внедрения социальной стандартизации в регионе (Ксс). Ксс может быть представлен в виде соотношения:

    Э
    сс
    К = ----- ,
    сс З
    сс
    где Э - эффект от реализации социальной стандартизации;
    сс
    З - затраты, потребовавшиеся для достижения эффекта от реализации
    сс
    социальной стандартизации.

    В свою очередь, Эсс может быть представлен в виде прироста качества жизни населения. Что касается необходимых затрат (Зсс), то они зависят от специфики конкретных мероприятий по реализации социальной стандартизации и могут быть определены по известным в практике расчетов эффективности крупных инвестиционных проектов методикам.

    Литература:

    1. Пыркова О.М., Койнова Т.А. Разработка системы государственных социальных стандартов - важнейшее условие эффективного решения социально-экономических проблем в регионе // Социально-трудовая сфера: динамика, качество человеческого потенциала, проблема управления: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 26 - 27 мая 1998 г. Самара, 1998. С. 111 - 113.
    2. Пыркова О.М. Социальная стандартизация и социальные стандарты: методологический аспект // Вест. молодых ученых Самар. гос. экон. акад. 2001. N 2. С. 28 - 38.
    3. Жохов А.Н., Ренкас Н.Н. Актуальные вопросы прогнозирования качества жизни // Экономический вестник ИЭиУ НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2002. N 8.

    Стандарты качества жизни

    Качество жизни и разнообразные его индексы используются для характеристики благосостояния и благополучия общества. В отличие от, который характеризует только экономические и внешние условия существования человека, отражает состояние самого человека в хозяйственно-социальной реальности его фактической жизни. Российскими учеными, (демографами, медиками, философами, североведами, регионоведами, экономистами, социальными политиками, педагогами) разработаны различные комплексные индикаторы, включающий три блока параметров. Включаемые параметры должны отвечать следующим требованиям:

    Отражать наиболее важные социальные параметры, имеющие интегральное значение для общества и отражающие его собственное ощущение себя благополучным или неблагополучным;

    Однотипно восприниматься любым гражданином на всей территории России, объединяя всех единым пониманием;

    Обладать достаточной чувствительностью и способностью быстрого реагирования на факторы, изменяющие условия жизнедеятельности; - иметь доступные для стандартного измерения количественные характеристики, обеспечивающие возможность сравнительной оценки и слежения за динамикой. Кучуков, Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов / Р.А. Кучуков. - М.: Гардарики, 2004. - С. 176 - 179.

    Первый блок параметров качества жизни характеризует здоровье населения и демографическое благополучие, которые оцениваются по уровням рождаемости, продолжительности жизни, естественного воспроизводства. Второй блок отражает удовлетворенность населения индивидуальными условиями жизни (достаток, жилища, питание, работа и др.), а также социальная удовлетворенность положением дел в государстве (справедливость власти, доступность образования и здравоохранения, безопасность существования, экологическое благополучие). Для их оценки используются социологические опросы представительных выборок из населения. Объективным индикатором крайней неудовлетворенности служит уровень самоубийств. Третий блок параметров оценивает духовное состояние общества. Уровень духовности определяется по частоте нарушений общечеловеческих нравственных заповедей. В качестве единиц измерения используются данные официальной статистики о социальных аномалиях, которые считаются против соответствующих заповедей: убийства, грабежи, тяжкие телесные повреждения, брошенные пожилые родители и дети, алкогольные психозы.

    Для проведения международных стандартизованных сравнений предлагается различные упрощенные показатели качества жизни. Он включает три основных параметра: продолжительность жизни взрослого населения, самоубийства и убийства. Важной стороной качества жизни является уровень миграции.

    Эти показатели близки к принятому в ООН с 1990 года Индексу человеческого развития (ИЧР), который вычисляется как среднее взвешенное долголетия, образованности и материального благосостояния и позволяет ранжировать страны на основе сравнения фактической ситуации с наилучшими и наихудшими достижениями и другими существующими и уже достаточно хорошо опробованными в мировой практике индексами и критериями. Очень важно, что качество жизни задает содержательные основания для хозяйствования и экономики, является важнейшим внеэкономическим показателем правильности и основательности региональной и локальной экономической политики.

    Одновременно качество жизни является интегральным показателем организации жизни в регионе в целом, во всех ее сферах. Это позволяет говорить о целесообразности использования параметров и стандартов качества жизни для организации региональной страховой политики крупных страховых компаний. Под стандартами качества жизни имеются в виду предельно вариативные стандарты, крайне разнообразные, многоадресные и типологически организованные для разных групп населения и под разные схемы работы.

    Такие стандарты включают следующие показатели: рождаемость и смертность, количество браков и разводов, реализуемость права ребенка жить и воспитываться в семье, перспективность детства и жизни, доступность образования, качество образования, разнообразие образовательных услуг, доступность объектов культурного назначения Развитость социальной инфраструктуры и социальных служб, развитость системы социального обеспечения неимущих и пожилых, доступность медицинских услуг и их качество, разнообразие систем профессионализации, наличие перспектив занятости.

    Подобная стандартизация впервые позволяет организовывать российскую систему страхования, включающую адресную работу с самыми различными группами населения, при этом риск страховых операций сводится к минимуму, а круг потенциальных потребителей адресных, страховых услуг значительно расширяется.

    Важнейшим шагом по пути к мировой державе могло бы стать создание системы обеспечения лучшего в мире качества жизни в России и особого индекса, определяющего соотношение качества жизни в России и в других территориях мира. Такой российский индекс и стандарт качества жизни мог бы стать особым, символом и показателем того, как в наше время жить полноценно, достойно, перспективно и на мировом уровне. Качество жизни является интегральной характеристикой, в которую входит согласованный комплекс параметров: наличие возможности высококвалифицированного и интересного труда для каждого взрослого человека, уровень жизни (сегодня надо - в ближайшие два года надо его довести до хотя бы 300 - 400 долларов в месяц на человека), свободное время и качество этого свободного времени (досуг), число и характер самоубийств (особо выделяя самоубийства детей и подростков), смертность и структура смертности, перспективность и безопасность детства, семейность, количество детей в семье, частота разводов, здоровье и образование детей, качество питания, качество одежды (особенно ежедневной), качество информации с точки зрения ее достоверности и полноты, ценовая и техническая доступность передвижения по стране, безопасность на транспорте и общая безопасность, отсутствие криминального давления, элементарная чистота и порядок и пр.