Границы вмешательства государства в экономику. Смотреть страницы где упоминается термин вмешательство государства

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет

Кафедра экономической теории и национальной экономики

Контрольная работа

по дисциплине

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Экономические блага. Вмешательство государства в рыночную экономику

1. Экономические блага и их классификация

Средства, служащие для удовлетворения потребностей, называются благами. Те блага, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, называются экономическими. Любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.

Экономические блага можно получить в ограниченном количестве относительно соответствующих потребностей, и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение количества и качества экономических благ. Необходимым условием для производства экономических благ являются экономические ресурсы или факторы производства. Факторы производства ― это ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг. Схематично это можно представить следующим образом:


В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами, т.е. продуктами труда, произведенными не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке. Особую роль среди экономических благ играют услуги.

Для классификации благ применяется множество критериев.

Например, то, как потребляются те или иные блага – индивидуально или коллективно. По этому критерию блага разделяют на индивидуальные и совместные. Благо называется индивидуальным, если использование его одним человеком исключает возможность его использования в это же самое время другим человеком. Например – продукты питания, если их съест один индивид, то они никому уже больше не достанутся.
И наоборот, свет фонаря на улице, не мешает одновременно нескольким людям пользоваться этим благом. Это уже совместное благо.

Другой критерий - можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты индивидов или нет (например, услугами правоохранительных органов пользуются все – и добросовестные налогоплательщики, и те кто уклоняется от уплаты налогов, а вход в музей возможен только по купленным билетам). Здесь различают блага исключаемые и неисключаемые.

Согласно этим двум критериям можно выделить четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные.

Исключаемые и индивидуальные называются частными благами. Исключаемые и совместные - это общие блага. Неисключаемые и совместные - это общественные блага. Неисключаемые и индивидуальные - так называемые блага свободного доступ, или квазиобщественные блага. Пример квазиобщественных благ - грибы в лесу. Трудно ограничить лес без больших издержек от доступа в него грибников, но уж если кто-то сорвал гриб, то другому он не достанется, т.е. доступ не ограничен, но конкуренция есть.


Эти типы экономических благ отражены в Таблице 1.

Товарами становятся в основном частные блага. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия. Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Классифицировать экономические блага можно и по другим критериям.

По назначению блага делятся на материально-вещественные (удовлетворяют многие естественные жизненные потребности людей - мебель, одежда, продукты питания и т.д.) и нематериальные (удовлетворяют духовные потребности - культура, знания, воспитание, творчество и т.д.)

По признаку долговечности: долговременные (предполагают многоразовое использование - книги, бытовая техника, видеофильмы и т.д.) и недолговременные (исчезают в процессе разового потребления - продукты питания, спички и т.д.)

По признаку взаимозаменяемости и взаимодополняемости: взаимозаменяемые товары-субституты (удовлетворяют потребности за счет друг друга, т.к. сходны по свойствам и назначению - мыло, стиральные порошки и пасты; авиационный, автомобильный и железнодорожный транспорт и т.д.) и взаимодополняемые товары (удовлетворяют потребности только в комплексе друг с другом, дополняя друг друга - чай и сахар; автомобиль и бензин и т.д.)

По параметру возможности потребителя блага оценить его качество до момента приобретения принято различать три типа благ: исследуемые блага (те блага, свойства которых легко, практически без издержек, оцениваются потребителем до момента собственного потребления – например, цветы), опытные блага (свойства которых можно без издержек оценить только в процессе потребления – например, автомобиль - мы можем оценить его характеристики, но лишь приобретя и поездив на нем; конечно, можно до момента покупки нанять эксперта, чтобы он проанализировал что-то, посмотрел, оценил, но за это нужно платить), доверительные блага (свойства которых можно оценить лишь много времени спустя после момента их приобретения – например, услуга здравоохранения).

Выделяют также блага настоящие (находятся в непосредственном распоряжении субъекта) и будущие (субъект может распоряжаться ими лишь в будущем); прямые (удовлетворяют какую-либо потребность непосредственно) и косвенные (удовлетворяют некоторую потребность опосредованно).

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства

Главная движущая сила рыночной экономики – индивидуальный интерес. Но человеческий эгоизм необходимо в некоторой степени ограничивать. И сделать это может государство – устанавливая правила хозяйственной деятельности, ограничивая возможный произвол.

Кроме того, рыночная экономика имеет некоторые негативные стороны, и государство может на них повлиять. Полностью искоренить негативные моменты невозможно, но государство может вмешаться в распределение недостатков и преимуществ рыночной экономики между различными социальными слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет важную функцию – обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность, и в государственных услугах, позволяя рыночной экономике функционировать более эффективно.

Конкуренция – основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции неизбежно приводит к тому, что экономическая власть сосредотачивается у отдельных хозяйственных субъектов. Возникает монополия и связанные с ней злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических интересов в ущерб обществу. Конкуренция подавляется. Тут государство также выполняет важную функцию – защищает конкуренцию. Государство контролирует монополии с помощью антимонопольного законодательства, регулирует цены «естественных монополий», устанавливает стандарты на услуги.

Рыночная система приводит к социальному неравенству, вызванному дифференциацией доходов и наличием нетрудоспособного населения. Социальное неравенство может вызвать социальную напряженность в обществе. В целях ее уменьшения государство вмешивается в механизм рынка и осуществляет трансфертные платежи в виде субсидий нуждающимся и безработным. Оно гарантирует право на труд и на доход, обеспечивает перераспределение дохода. Очевидно, что в данном случае вмешательство государства необходимо.

Кроме перераспределения ресурсов между различными слоями населения, государство также способствует более эффективному распределению ресурсов по стране.

Рыночная экономика подвержена экономической нестабильности, вызывающей инфляцию и безработицу. Вмешиваясь в экономику, государство пытается предупредить хроническую безработицу, стагнацию экономики, снизить инфляцию, сгладить промышленный цикл, стимулировать экономический рост. Макроэкономическая стабилизация рынка – главная функция государства в рыночной экономике.

Один из недостатков рыночной экономики – то, что она не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования – дорог, общественного транспорта, здравоохранения, образования и т.д. Она не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Она не ориентирована на создание социально необходимых товаров, хотя необходимость в таких товарах существует. Иначе говоря, рынок учитывает только индивидуальные потребности, и не выделяет (или выделяет недостаточно) экономических ресурсов для производства социальных благ. Поэтому государство определяет виды и объемы производства социальных благ, высвобождая для этого экономические ресурсы посредством налогов.

Государственное вмешательство

так в настоящее время называется обыкновенно прямое или косвенное воздействие государства на сферу народного хозяйства. Иногда, впрочем, термин Г. вмешательство употребляется в гораздо более широком смысле - в смысле ограничения сферы самоуправления или даже вообще расширения прав государственной или административной власти в противоположность развитию свободы граждан. Приурочиваемое к области народного хозяйства Г. вмешательство противополагается индивидуальной инициативе и полной свободе хозяйственной деятельности. Оно может иметь более или менее широкое содержание в зависимости от условий места и времени. Бесконечный спор, который до настоящего времени ведется экономистами двух противоположных направлений, т. е. сторонниками свободы и Г. вмешательства, никогда не будет разрешен, пока вопрос будет ставиться чересчур абсолютно, абстрактно и вне связи с исторически развившимися формами государственного общежития. Цели, задачи и средства Г. вмешательства постоянно изменялись, и сфера воздействия государства то расширялась, то суживалась. Всюду и всегда, однако, при наличности хотя бы только зародышей государственной власти последняя так или иначе отражалась на хозяйственной деятельности отдельных лиц. В эпоху патриархального быта, при отсутствии центральной государственной власти, старейший глава семьи и рода осуществляет многие из современных функций государственной власти, влияя, между прочим, и на хозяйственную деятельность зависящих от него членов семьи или рода. В дикой охотничьей или кочевой орде, живущей грабежом и насилием, подчинение членов власти военачальника есть не только зависимость дисциплинарная или политическая, но и совместная, соподчиненная хозяйственная форма предприятия. Дарование жизни побежденному врагу под условием превращения его в раба и принудительной работы на победителя есть грубейшее проявление силы или власти политической, видоизменяющееся в экономическое господство одного лица над другим. Грубое физическое насилие сменяется, прежде всего, родовыми и сословными формами зависимости и соответственного принуждения к труду. Так в государствах древнего Востока (Индия, Египет) строй хозяйства обусловливался делением всего народа на касты. Промышленная деятельность в этих странах была весьма строго регламентирована целым рядом предписаний, которым придавалось значение божественных законов. То же самое мы встречаем и в древней Иудее, где многие из законов Моисеевых регулировали хозяйственные и юридические отношения людей между собою и к государству. Таково установление годов субботних (для обеспечения отдыха земле через 7 лет) и юбилейных (для обеспечения равномерного распределения имуществ), установление жертвоприношений в пользу жрецов (первоначальный вид повинностей или налогов) и т. п.

Древние классические государства Греции и Рим олицетворяют собой кульминационный пункт торжества идеи поглощения личности государством. Здесь трудно даже определить, где кончается сфера частной и где начинается сфера государственной жизни и деятельности. Даже теперь принципиальные противники Г. вмешательства нередко злоупотребляют примером этих своеобразных древних государств, желая этим запугать нынешние народы или правительства. На всех этих исторических ступенях широкое право Г. вмешательства покоилось на основах политической, кастовой или сословной зависимости, хотя интересы защищались и экономические - господствующих классов, жрецов, воинов, полноправных граждан и рабовладельцев. В средневековую и феодальную эпоху на место единой власти выступают отдельные властелины - феодалы, вотчинники - или власть целых сословий, как духовенства или соединенных в цеховые корпорации горожан и ремесленников. Настоящая государственная власть почти ничего не может да и не хочет никому предписывать, будучи слабой и не считая себя призванной заботиться о благе народа как одного целого. Права и функции этой власти переходят к представителям патримониальной, вотчинной юрисдикции - феодалам. Они регулируют барщинный труд своих крепостных и вообще к их земле приписанных лиц. Власть и права феодалов имеют своим первоначальным источником политическое начало - завоевание. Но затем постепенно все более и более проявляет свое значение экономический источник их властвования - принадлежность им земли, как своего рода первоначального капитала. Оба источника господства и зависимости - политический и экономический - здесь как бы взаимно уравновешиваются. То же и в ремесленном сословии, где необходимость солидарности в деле самозащиты политической, т. е. в борьбе с посягательствами на свободу горожан со стороны других сословий, вызывает строгую регламентацию хозяйственной деятельности. Это выражается в ограничении свободной конкуренции для устранения розни интересов внутри одного и того же сословия. Общегосударственное вмешательство выступает снова, и весьма ярко и определенно, в эпоху абсолютизма государственной власти. Цель этого вмешательства была сначала политическая: имелось в виду уничтожить внутреннюю цеховую дисциплину, обеспечивавшую солидарность интересов ремесленного сословия. Таково было значение первого, наиболее строгого ремесленного регламента (le livre de métier), изданного Людовиком IX в 1229 г.; прежние единые цехи были раздроблены на мелкие их подразделения, начавшие враждовать между собой на пользу абсолютизма. В момент наибольшего развития абсолютизма наличность вполне установленной политической зависимости эксплуатировалась уже как средство регулировать экономические отношения граждан, во-первых, в интересах всего народного хозяйства, во-вторых - прямо в интересах казны. В первом отношении, согласно указаниям теории меркантилистов, считалось необходимым всячески поощрять обрабатывающие отрасли промышленности для обеспечения наибольшего вывоза более ценных продуктов и привлечения этим путем наибольшего количества денег в страну. Ради этих целей промышленность строго регламентировалась в смысле установления способов производства товаров и улучшения их качества. Рядом с этим нередко преследовалось избыточное, по взглядам того времени, потребление ценностей, что выражалось в мерах против роскоши. При умелом руководстве этой политикой (Кольбер) результаты получались довольно удачные. В это же время развиваются и идеи протекционизма как системы покровительства внутренней промышленности путем высоких или даже запретительных таможенных тарифов. В конце концов все эти меры выродились в ряд фискальных стеснений промышленности и породили реакцию. На смену Г. вмешательству, вполне ограничивавшему свободу хозяйственной деятельности, явилось сперва учение физиократов, доказывавших преимущества полной свободы хозяйственной деятельности, создавших употребляемый доныне лозунг: laissez-faire, laissez-passer, но впавших в другую односторонность - именно, видевших единственный источник народного богатства в земледелии. В стране, раньше других осуществившей у себя идеалы политической свободы, - в Англии почти одновременно с учением физиократов, а отчасти еще ранее (Дэдлей Норт - малоизвестный экономист конца XVII в.) явилась более широкая и точная формулировка начал свободы торговли и промышленности, как отпор прежним регламентативным и протекционистским ее стеснениям и без указанной односторонности физиократов. Настоящий глава этого нового учения о преимуществах свободы хозяйственной деятельности, знаменитый Адам Смит, создал целую школу и имеет до сих пор рьяных, иногда даже до слепоты, приверженцев. Успех учения Смита и его школы обусловливался одновременно и параллельно развивавшимися политическими и юридическими учениями, ставившими превыше всего свободу индивидуальности во всех сферах жизни и отрицавшими целесообразность Г. вмешательства в каком бы то ни было отношении, кроме установления или, вернее, поддержания правового порядка. Таковы сходящиеся в этом отношении учения Канта, В. Гумбольдта, Руссо и большинства французских энциклопедистов. Последовательный ряд мирных переговоров и кровавых революций в разных западноевропейских странах имел своею целью устранить прежние формы чрезмерного Г. вмешательства и обеспечить более полную свободу граждан. Но установившийся там на новых началах строй государственной и хозяйственной жизни скоро стал вызывать необходимость различных поправок и улучшений. Критика нового общественного порядка на почве экономической выразилась наиболее резко в различных учениях социалистов и коммунистов. Первые все целиком и некоторые фракции последних (за исключением анархистов), стали снова требовать расширения функций и задач государства, желая заменить чисто хозяйственную деятельность, покоящуюся на свободной конкуренции, деятельностью государственною (см. Социализм и Коммунизм). Но и на почве основ существующего общественного порядка идея Г. вмешательства стала развиваться все больше и больше, как в смысле восполнения частной инициативы граждан, так и в смысле прямой замены некоторых отраслей частного хозяйства общественными или государственными формами. В наиболее общей, сравнительно, форме вопрос о Г. вмешательстве ставится теперь по отношению к свободе международной торговли или современному протекционизму. Отсюда и ходячее наименование противников Г. вмешательства школою свободной торговли, причем понятию торговли придается широкое значение хозяйственной деятельности вообще. Нередко еще употребляется наименование этой школы "манчестерской", по месту зарождения знаменитой Хлебной лиги, т. е. общества, боровшегося в 40-х годах за отмену английских покровительственных хлебных законов (см. Манчестерская школа, Протекционизм). Трудно перечислить все те стороны и вопросы народного хозяйства, в которых может проявляться и действительно проявляется теперь Г. вмешательство. Особенно серьезное значение оно приобретает в деле регулирования отношений хозяев и рабочих, или в борьбе труда с капиталом. Тут Г. вмешательство выступает на почву социальной политики (иногда называемой государственным социализмом), стремясь оградить и защитить интересы рабочих как стороны фактически слабейшей в борьбе за большее вознаграждение и лучшие условия работы. Относящиеся сюда законодательные меры носят общее название фабричного законодательства (см.), так как борьба эта наиболее обостряется в крупных промышленных предприятиях. Задачами этого законодательства служит охранение интересов подрастающего поколения и женщин или всех вообще рабочих установлением более коротких сроков работы, различных санитарных гигиенических мер и т. д. Особое и быстро развивающееся значение приобретает в настоящее время обязательное страхование рабочих от временных болезней, несчастных случаев, старости и вообще потери способности к труду (особенно в Германии и Австрии). В России рядом с развивающимся фабричным законодательством особенное значение ввиду преобладания сельскохозяйственной промышленности имеют регулирование порядка землевладения (общинного), организация переселения или расселения, меры по народному продовольствию, хлебной торговле, по устройству общественных элеваторов, по кустарным промыслам, содействие к приобретению крестьянами земель при помощи крестьянского банка и т. д. Наиболее резкий пример Г. вмешательства в форме замены частной инициативы государственною можно видеть в совершающейся почти везде замене частного железнодорожного хозяйства государственным или в строгом подчинении жел.-дор. тарифов государственному надзору или регулированию.

С изменением существа и задач Г. вмешательства изменяется и внешняя форма его применения. Г. вмешательство теперь выражает собой преимущественно защиту и разграничение взаимно сталкивающихся интересов в народном хозяйстве. Место прежнего правительственного произвола заступает сознательное регулирование различных вопросов через посредство представительных и совещательных общественных учреждений. Относительно теоретической постановки вопроса о Г. вмешательстве трудно дать хотя бы самое сжатое общее литературное указание, так как один перечень сочинений общих и частных потребовал бы слишком много места. Особенно выдается в этом отношении немецкая литература, в которой теперь несомненно преобладает направление в пользу Г. вмешательства. Большие заслуги в этом отношении оказало учреждение там в 1872 г. учено-практического общества под названием Verein für Socialpolitik, разрабатывающего на своих периодических собраниях и в печатных изданиях ("Schriften des V. f. S. Р.") множество теоретических и практических вопросов. Во главе этого направления стоят наиболее выдающиеся современные экономисты, как Ад. Вагнер, Шеффле, Шмоллер, недавно умерший Лоренц Штейн и др. Развитие вопроса о Г. вмешательстве дает вообще более богатое содержание современной науке полицейского и административного права и отражается даже на чистой юриспруденции в области гражданского права и философии права стремящейся установить и выяснить значение "цели в праве" и существо интересов, защищаемых гражданско-правовыми институтами, которые теперь уже не столь резко, как прежде, противополагаются публично-правовым (в особенности благодаря трудам Иеринга). Правильной постановке вопроса о Г. вмешательстве много содействовали органические теории общественного развития, установившие смысл взаимодействия различных сторон общественной жизни. Наиболее последовательное развитие этой теории находится в сочин. Шеффле "Bau u. Leben des socialen Körpers". В то же время, однако, другой представитель органической теории, Герберт Спенсер, приходит к выводам, безусловно противным государственному вмешательству, и вообще вместе с Тэном представляется самым решительным противником идей Г. вмешательства вообще. Наиболее упорствует против признания Г. вмешательства до настоящего времени большинство французских экономистов, с Полем Леруа-Больё, Молинари и др. во главе. В молодой русской экономической науке большинство ученых и литераторов примыкают по своим взглядам к числу принципиальных сторонников Г. вмешательства, разрабатывая относящиеся сюда вопросы преимущественно на почве практических нужд и задач русского народного хозяйства.

В. Яроцкий.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Государственное вмешательство" в других словарях:

    См. государственное вмешательство … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем. По английски: State controlled market… … Финансовый словарь

    Вмешательство государства в процесс рыночного ценообразования с целью перераспределения прибыли между различными группами предпринимателей. По английски: State price adjustment См. также: Регулирование экономики Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    См. Регулирование государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Государственное регулирование рынка вмешательство государственных органов в функционирование рынка с целью перспективного воздействия на развитие общественного производства в нужном обществу направлении и/или решения социальных проблем … Википедия

    Право, в обширном смысле слова, тождественно с правомпубличным, а в тесном смысле означает совокупность правовых норм,определяющих устройство и формы деятельности государственной власти; исовокупность правовых отношений между правящими и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

На первых порах американской истории большинство политических лидеров было против излишнего вмешательства федерального правительства в частный сектор за исключением транспорта. В целом они принимали идею неограниченной свободы предпринимательства, которая выступает против вмешательства правительства в экономику за исключением необходимости поддержания правопорядка. Подобное отношение претерпело изменение в конце XIX века, когда представители малого бизнеса, фермеров и рабочего движения начали обращаться к правительству с просьбой вступиться за них.

Сформировавшийся к началу XX века средний класс относился с подозрением, как к деловой элите, так и довольно радикальным политическим движениям фермеров и наемных рабочих Среднего Запада и западных штатов. Получившие известность под названием Прогрессивной партии эти люди выступали за государственное регулирование деловой практики во имя конкуренции и свободы предпринимательства. Кроме того они боролись с коррупцией в государственном секторе. В 1887 г. Конгресс принял закон по регулированию железных дорог («Закон о торговле между штатами») и в 1890 г. «Антитрестовский закон Шермана» против установления контроля над целой отраслью крупными компаниями. Эти законы, тем не менее, проводились в жизнь не слишком усердно до тех пор, пока в период между 1900 и 1920 годами к власти не пришли президент Теодор Рузвельт от Республиканской партии (1901-1909 гг.), президент Вудро Вильсон от Демократической партии (1913-1921 гг.) и другие представители, разделявшие взгляды Прогрессивной партии. Именно в эти годы были созданы многие современные регулятивные ведомства такие, как Комиссия по торговле между штатами, Администрация по контролю за продуктами питания и лекарствами и Федеральная комиссия по торговле.

Наиболее заметный рост государственного вмешательства в экономику произошел в тридцатые годы XX века. Падение биржевого рынка в 1929 г. вызвало Великую депрессию (1929-1940 гг.) - самое серьезное экономическое потрясение в истории страны. С целью облегчения критической ситуации президент Франклин Делано Рузвельт (1933-1945 гг.) избрал политику Нового курса. Многие самые важные законы и институты, определяющие современную экономику США, восходят к эпохе Нового курса. Согласно законам Нового курса государственная власть распространилась на сферу банковского дела, сельского хозяйства и социального обеспечения. Эти законы устанавливали минимальную заработную плату и продолжительность рабочего дня и стали катализатором развития профсоюзов в таких отраслях, как сталелитейная, автомобильная и резиновая промышленности. Появились программы и ведомства, ставшие ныне неотъемлемой частью функционирования современной национальной экономики, а именно: Комиссия по ценным бумагам и биржевым операциям, регулирующая биржевой рынок; Федеральная корпорация страхования депозитов, гарантирующая банковские депозиты; и, что, пожалуй, наиболее знаменательно, система социального страхования, гарантирующая пенсии пожилым гражданам на основании вклада, внесенного ими, будучи частью рабочей, силы.

И хотя лидеры Нового курса заигрывали с идеей установления более тесных связей между деловыми кругами и правительством, некоторые из их усилий закончились сразу после окончания Второй мировой войны. С помощью «Закона о восстановлении национальной промышленности» - недолговечной программы Нового курса - пытались содействовать тому, чтобы конфликты между руководителями и рабочими разрешались под надзором правительства, тем самым повышая производительность и эффективность производства. Несмотря на то, что подобные взаимоотношения между работодателями, рабочими и правительством не привели к фашизму в Америке, как это произошло в Германии и Италии, инициативы Нового курса свидетельствовали о новом разделении власти между этими тремя ключевыми компонентами экономики. Подобное сосредоточение власти еще больше усилилось во время войны, когда американское правительство широко вмешивалось в экономику. В целях удовлетворения военных нужд производительный потенциал страны координировался Управлением военного производства. Военные заказы выполнялись перепрофилировавшимися производителями товаров широкого потребления. Так, например, автомобилестроители делали танки и самолеты, превращая США в «арсенал демократии». Стремясь помешать возникновению инфляции в результате более высокого национального дохода и нехватки потребительских товаров, только что созданное Управление по регулированию цен контролировало квартирную плату в ряде домов, нормировало распределение товаров широкого потребления, начиная с сахара и кончая бензином, и всячески старалось сдерживать рост цен.

Рыночный механизм свободной конкуренции имеет много достоинств, его возможности велики, но все же не безграничны. Существуют области, где механизм свободной конкуренции не срабатывает и требуется вмешательство государства. Во-первых, это правильная организация денежного обращения.

Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация, хлорирование питьевой воды и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.

В-третьих, устранение государством последствий внешних эффектов. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику. (Общественные товары и внешние эффекты будут рассмотрены в данной главе ниже.)

Функции, выполняемые государством по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции образуют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже идеальный свободный рынок.

Если обратиться к реальному конкурентному рынку, то обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику. Обозначим эти сферы.

Перераспределение доходов. Рынок признает справедливыми доходы, полученные в результате свободной конкуренции на рынках факторов производства, размеры доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (неимущие нетрудоспособные). Им нечего предъявлять на рынки факторов производства, они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Нетрудоспособными являются дети, люди преклонного возраста, инвалиды. В обществе существуют безработные, которые трудоспособны, но не могут найти рыночное применение своему труду. Даже людям, предъявляющим тот или иной фактор производства, рыночное распределение не гарантирует минимума доходов, обеспечивающих стандарт благосостояния. Рыночное распределение доходов неприменимо к тем, кто занят произ­водством общественных товаров, их содержание становится заботой государства, а не рынка.

Во всех перечисленных случаях государство вправе вмешаться в перераспределение доходов, ибо то, что справедливо с позиции рыночного механизма, несправедливо с общечеловеческих норм морали, нарушает право человека на достойное существование в обществе. Страны с развитыми рыночными хозяйствами испытали острые социальные конфликты, им понадобилось немало времени, чтобы прийти к общественному согласию, осознанию различными социальными слоями абсолютной ценности права человека на жизнь.

В результате расширились экономические функции государства, активно включившегося в перераспределение доходов.

Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим; что обеспечение указанного права не тождественно наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Выше отмечалось, что для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.

Монополизм и инфляция - тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в постоянно проводимой государством антимонопольной антиинфляционной профилактике.

Развитие фундаментальных научных исследований и связанных с ними крупных инвестиций с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь не обойтись без участия государства, которое стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Напротив, рынок эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов.

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое.

Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.

Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради кого государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности.

Основными направлениями экономической деятельности государства являются следующие.

Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших на путь восстановления рыночного хозяйства, государству также приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья администра­тивно-командного управления, образовывать действенную систему экономических регуляторов и многое другое.

Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и максимально допустимыми границами вмешательства государства в экономику. В решении этих экономических проблем рыночный механизм обнаруживает свою несостоятельность или неэффективность.

Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложе­ния, банковской системы и др.

Определение роли государства в экономике и социальной сфере является ключевым вопросом современной общественной жизни. История человечества не знает примеров независимости государства от существующей в стране экономической системы, а экономики - от существующей в стране социальной политики государства, формирующего свое экономическое пространство.

Оптимальные масштабы государственного влияния на жизнь общества не абсолютны, а исторически обусловлены. Происходящие в мировом хозяйстве процессы содействовали существенному возрастанию значимости теоретических построений в познании закономерностей и тенденций экономических отношений при разработке научно обоснованной экономической политики государства. Многое в теоретических построениях различных школ экономической мысли вступает в противоречия, главное из которых связано с взаимодействием государства и хозяйствующих субъектов любого уровня, власти и бизнеса, прагматизма и социализации отношений на рыночных принципах.

В любой социально-экономической системе присутствуют естественные сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится принятая политика. В распределительной экономике обратная связь осуществляется через институт административных сигналов (обращений), в основе которого лежит право информирования "центра" всеми гражданами и хозяйствующими субъектами о состоянии системы и процессов, протекающих в ней, что проявляется во влиянии на общественные процессы. В рыночной экономике обратная связь осуществляется через институт конкуренции и общественного отбора потребительских свойств товарной продукции, что проявляется во влиянии на процессы хозяйственной деятельности.

В разных странах сообразно традициям и накопленному опыту строятся отношения между государственными органами (правительством) и хозяйствующими субъектами, характеризуя меру вмешательства государства в экономические отношения, экономику. О государственном вмешательстве или влиянии на экономику ныне следует говорить не в количественных оценках ("больше - меньше"), а с точки зрения качественной характеристики экономических результатов - эффективности деятельности.

Особенности современной экономической системы заключается в том, что производство рассматривается как "рог изобилия", из которого сыплется бесконечное количество ценностей. Каждый индивид имеет стремление потребить их больше. Производимые и реализуемые частным образом, они создают дискомфорт для социальной (разрыв богатые - бедные) и окружающей природной (здоровье - загрязнения) среды. Это расценивается как явный недостаток общественных услуг поддержания должного качества жизнедеятельности, отсутствие равновесия в обществе между потребляемыми частным образом товарами и общественными услугами.

Формулируя свою точку зрения на необходимость поддержания такого равновесия, Дж. К. Гэлбрейт признает необходимость государственного вмешательства в экономику и ее регулирования в целях защиты интересов общества.

В полемике переходного периода "вмешательство" трактовалось как "непрошенное и насильственное участие в чужих делах, противоречащее самостоятельности и независимости".

Такой подход соответствовал тенденциям представления о рынке как способе решения всех проблем экономики, базе совершенного саморегулирования экономического развития. Применительно к реальной экономической ситуации в стране возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка .

В современной обстановке государство органически встроено в рыночные отношения. Фактор государства в ею интересах органически присутствует в функционировании рыночной экономики. Поэтому методически обоснованно рассматривать аргументы о государственном регулировании рыночных отношений, как:

  • отсутствие в реальности совершенной конкуренции;
  • необходимость перераспределения общественного блага в соответствии с политическими и социальными факторами;
  • противодействие "теневой" экономике с ее интересами к вредным потребностям (наркотикам, алкоголю, табаку);
  • наличие внешних эффектов, которые требуют компенсационных действий.

Государственное вмешательство в экономику обусловлено необходимостью удовлетворения потребностей общества, обеспечением крупных структурных сдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономики.

Важным примером институционализма стал период "Нового курса" президента Ф. Рузвельта, когда усилия экономистов (Дж. Кларка, А. Беркли и Г. Минза) были сосредоточены не на разработке экономических моделей, а на переустройстве общества, формулировании и выдвижении предложений по осуществлению реформ:

  • поддержки финансово-банковских учреждений, промышленных и торговых предприятий на основе крупных займов и субсидий;
  • стимулирования частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизации падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственного регулирования уровня промышленного производства

Историческим примером в отечественной практике служит роль государства в преодолении Россией критической ситуации мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Государство обеспечило поддержку финансового сектора использованием своих резервов.

Государственное вмешательство основано на использовании стоимостных рычагов воздействия па процессы общественного развития. С помощью выделения бюджетных субсидий, гибкого налогообложения, предоставления налоговых льгот государство побуждает хозяйственные субъекты осуществлять те направления деятельности, в развитии которых заинтересовано общество. В силах государства обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности труда.

Рыночное хозяйство при всем разнообразии известных в мировой практике моделей с этническими и историческими особенностями дополняется государственным регулированием процессов экономических отношений в перемещении ценностей. В их структуре и механизме регулирования важная роль принадлежит ресурсам как базовому элементу реализации проводимой политики управления хозяйственной деятельности.

Ресурсы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, являются экономической категорией, определяющей технологические особенности деятельности. Будучи естественными благами, они формируют ценностную основу потребностей жизнедеятельности.

Государственное регулирование экономики включает в себя создание правовых институтов, упорядочивающих отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка и экономической политики, упорядочивающей хозяйственную деятельность.

Государство содействует выполнению экономической подсистемой своих функций в обществе, а при необходимости берет часть из них на себя. Это содействие означает также, что государство стремится поддерживать стабильность экономических отношений, поскольку спонтанные процессы самоорганизации далеко не всегда приводят к позитивным, с точки зрения всего общества, результатам.

Как представитель интересов общества в целом, государство заинтересовано в том, чтобы возможные негативные тенденции не привели к разрушительным последствиям в экономике и в обществе в целом, т.е. чтобы по возможности сохранялось гармоничное взаимодействие общественных подсистем. Государственное регулирование экономических процессов должно обеспечить выполнение экономикой своей главной функции - производства необходимого количества благ и услуг, удовлетворяющих потребности и индивидов, и общество в целом.

В результате формируются и главные функции государственного регулирования:

Анализируя проблему государственного участия в процессах развития своей страны, В. И. Кушлин обращает внимание на два аспекта стратегии :

  • 1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом - соизмерение желания с возможностями. Там, где государство располагает ограниченными ресурсами, формы и методы государственного регулирования должны быть ориентированы на принцип экономичности и поиск возможностей результативно участвовать в международном обмене разделения труда;
  • 2) активизацию общественных институтов в укреплении потенциала государства путем борьбы с коррупцией и развитие разнообразных форм общественного контроля. В стране общественный контроль должен распространяться и на предпринимательский корпус, и на работу органов государственного и муниципального управления. Па мировом уровне он должен быть обеспечен деятельностью международных организаций по отношению к ТНК и наиболее сильным государствам с их интегрированным капиталом.

Достижению целей государственного регулирования способствует упорядочивание отношения между экономическими агентами с гарантиями соблюдения установленного порядка в хозяйственной деятельности.

Правовые аспекты регулирования служат преодолению конфликтных ситуаций между частными интересами групп влияния и общественными интересами, подчинению государственных действий частным коммерческим интересам влиятельных кланов. Их отсутствие или слабая результативность порождают состояние перманентной социальной напряженности и политической нестабильности, парализуют созидательную активность большей части населения, способствуют его деградации, провоцируют бегство капитала и умов из страны.

Структурная политика в большей степени влияет на долгосрочную динамику экономики и связана с воздействием на совокупное предложение, стимулирующее рост эффективности распределения ресурсов между конкурирующими областями их применения, повышение эффективности использования факторов производства. Сюда относятся поддержка государством конкуренции (в том числе антимонопольная политика, приватизация), налоговые реформы, реформа финансовой системы (банковская система, фондовые биржи), совершенствование рынков труда и занятости.

Научные споры о роли государства в развитии экономики породили большой круг проблем "государство и бизнес", где наиболее популистскими стали вопросы об использовании государством права насилия и принуждения в экономике. Это касается правонарушений в экономике и дискуссий по институту налогообложения.

В проблеме государственного регулирования особую социально-экономическую нишу занимают отношения к "общественному благу", которое понимают обычно как общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством.

При равном доступе к общественному благу его не становится меньше от того, что все им пользуются. Проблема заключается в том, как покрывать издержки производства этого общественного блага.

Когда люди могут получить благо независимо от того, заплатили они за него или нет, у них меньше стимулов платить. У них есть соблазн стать "безбилетниками": людьми, которые пользуются выгодами, не оплачивая свою долю издержек, связанных с обеспечением этих выгод.

Приходится сталкиваться с сильным сопротивлением попыткам убедить людей, что каждый ничего не будет делать во имя общих интересов, если это не совпадает с его собственным интересом. Если нет стимула платить, то ни у кого не будет стимула обеспечивать эти выгоды. В результате блага не будут производиться, несмотря на то, что каждый оценивает их выше, чем издержки, связанные с их производством.

Производство внешней выгоды и возможности ее безвозмездного использования способны стать основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование. Существует моральный риск, особенно в условиях совместного труда - работы командой, когда вклад каждого не может быть четко отделен от усилий других членов команды, тем более если потенциальные возможности каждого полностью не известны. Оппортунистическое поведение может принять форму вымогательства или шантажа, когда становится очевидной роль тех участников команды, которых нельзя заменить другими. Используя свои относительные преимущества, такие члены команды могут требовать для себя особых условий работы или оплаты, шантажируя других угрозой выхода из команды.

Здесь существуют два решения: либо найти способы отстранить их от пользования данными благами, либо заставить заплатить за создание общественных благ всеми участниками социальных отношений. Прерогатива в решении проблемы "безбилетника" отводится государству, т.е. механизмам принуждения, хотя существует мнение, будто идеология приводит к ненасильственному разрешению проблемы "безбилетника" за счет создания однородных представлений в обществе.