Смотреть страницы где упоминается термин валютная интеграция

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

Начиная со второй половины XX века, в мировой экономике все чаще можно встретить такое явление как валютная интеграция. Валютная интеграция имеет место как между промышленно развитыми странами, такими как страны Европейского союза и страны Северной Америки, так и в развивающихся странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Африки, а также в странах с переходной экономикой – таких как страны СНГ и Восточной Европы.

Между тем, как само понятие валютная интеграция, так и ее практическое воплощение появились еще в середине XIX века. В то время, поскольку в ходу были преимущественно серебряные и золотые монеты, целью валютных союзов между государствами было достижение единообразия чеканки таких монет, согласование проведения денежных эмиссий и количества денег в обращении.

Так, первым валютным союзом в Европе был Австро-германский валютный союз (1857- 1866 гг.). В 1857 г. Австрия заключила договор с членами Германского таможенного союза, по которому три различные валюты были связаны вместе условленным постоянным обменным курсом и общей единицей учета. Однако выпуск единых денег вместо национальных валют не предполагался. Не было наднационального органа или метода выработки соглашений для урегулирования спорных вопросов в случаях, когда одна из сторон не выполняла взятых на себя обязательств. При отсутствии реальной интеграции банковской и денежной систем союз оставался формальным обязательством поддерживать условленные обменные курсы. В 1866 г. политический конфликт между Австрией и Пруссией перерос в войну и союз распался.

Латинский валютный союз был создан по инициативе Франции в 1865 году и просуществовал до 1878 года. В него вошли Франция, Бельгия, Италия и Швейцария. Франция играла в нем доминирующую роль. Три остальные страны ко времени создания союза приняли французский биметаллический стандарт с фиксированным соотношением между серебром и золотом, и база для валютной кооперации уже существовала. Договор был направлен на достижение единообразия чеканки монет, которые должны были взаимно приниматься национальными казначействами как законное платежное средство. Эмиссия ограничивалась в соответствии с формулой, основанной на относительном размере населения каждой страны. Этот союз не мог быть успешным, так как не были учтены расширяющееся использование банкнот, о которых в договоре не упоминалось, а также временное падение стоимости серебра по отношению к золоту.

Скандинавский валютный союз (1875-1917 гг.) образовался в результате заключения соглашения между Данией, Норвегией и Швецией о выпуске одинаковых монет. Конвенция не содержала положений, касающихся обращения банкнот, хотя последние уже широко использовались в этих странах. Тем не менее их центральные банки вскоре начала принимать банкноты друг друга и пересылать их для кредитования текущего баланса, поддерживаемого каждым банком. Экономя на операциях с золотом и создав эффективный международный клиринговый механизм, союз успешно просуществовал до первой мировой войны. Первая мировая война расстроила экономическую и финансовую системы скандинавских стран. Несоответствие структур цен в этих странах и значительный приток золота привели к разрушительным последствиям для относительных обменных стоимостей их валют. В 1917 г. страны перешли к использованию во взаимных операциях исключительно золота, что привело к краху союза.

Идея валютной интеграции постепенно переросла в общемировую. Рост мировой экономики и международной торговли потребовал создания упорядоченной системы взаиморасчетов, выбора некоего общемирового эталона, на который могли бы равняться национальные валюты всех государств.

Таким образом была создана первая мировая валютная система. Она сформировалась стихийно в XIX в. после промышленной революции на базе золотого монометаллизма в форме золотомонетного стандарта. Юридически она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 г., которое признало золото единственной формой мировых денег.

Парижская валютная система базировалась на следующих структурных принципах:

  1. Ее основой являлся золотомонетный стандарт.
  2. Каждая валюта имела золотое содержание (Великобритания - с 1816г., США - 1837 г., Германия - 1875 г., Франция - 1878 г., Россия - с 1895-1897 гг.). В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото. Золото использовалось как общепризнанные мировые деньги.
  3. Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах золотых точек. Если рыночный курс валюты падал ниже паритета, основанного на их золотом содержании, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не иностранными валютами.

Постепенно золотой стандарт (в золотомонетной форме) изжил себя, так как не соответствовал масштабам возросших хозяйственных связей и условиям регулируемой рыночной экономики. Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валютной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы.

Вторая мировая валютная система была юридически оформлена межгосударственным соглашением, достигнутым на Генуэзской международной экономической конференции в 1922 г.

Генуэзская валютная система функционировала на следующих принципах:

  1. Ее основой являлись золото и девизы - иностранные валюты. В тот период денежные системы 30 стран базировались на золотодевизном стандарте. Национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. Однако в межвоенный период статус резервной валюты не был официально закреплен ни за одной валютой, а фунт стерлингов и доллар США оспаривали лидерство в этой сфере.
  2. Сохранены золотые паритеты. Конверсия валют в золото стала осуществляться не только непосредственно (США, Франция, Великобритания), но и косвенно, через иностранные валюты (Германия и еще около 30 стран).
  3. Восстановлен режим свободно колеблющихся валютных курсов.
  4. Валютное регулирование осуществлялось в форме активной валютной политики, международных конференций, совещаний.

Вторая мировая война привела к углублению кризиса Генуэзской валютной системы. Разработка проекта новой мировой валютной системы началась еще в годы войны (в апреле 1943г.), так как страны опасались потрясений, подобных валютному кризису после первой мировой войны и в 30-х годах. Англо-американские эксперты, работавшие с 1941 г., с самого начала отвергли идею возвращения к золотому стандарту. Они стремились разработать принципы новой мировой валютной системы, способной обеспечить экономический рост и ограничить негативные социально-экономические последствия экономических кризисов. Стремление США закрепить господствующее положение доллара в мировой валютной системе нашло отражение в плане Г.Д. Уайта (начальника отдела валютных исследований министерства финансов США).

В результате долгих дискуссий по планам Г. Д. Уайта и Дж. М. Кейнса (Великобритания) формально победил американский проект, хотя кейнсианские идеи межгосударственного валютного регулирования были также положены в основу Бреттонвудской системы.

На валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) в 1944 г. были установлены правила организации мировой торговли, валютных, кредитных и финансовых отношений и оформлена третья мировая валютная система. Принятые на конференции Статьи Соглашения (Устав МВФ) определили следующие принципы Бреттонвудской валютной системы:

  1. Введен золотодевизный стандарт, основанный на золоте и двух резервных валютах - долларе США и фунте стерлингов.
  2. Бреттонвудское соглашение предусматривало четыре формы использования золота как основы мировой валютной системы: а) сохранены золотые паритеты валют и введена их фиксация в МВФ; б) золото продолжало использоваться как международное платежное и резервное средство; в) опираясь на свой возросший валютно-экономический потенциал и золотой запас, США приравняли доллар к золоту, чтобы закрепить за ним статус главной резервной валюты; г) с этой целью казначейство США продолжало разменивать доллар на золото иностранным центральным банкам и правительственным учреждениям по официальной цене, установленной в 1934 г., исходя из золотого содержания своей валюты (35 долл. за 1 тройскую унцию, равную 31,1035 г). Предусматривалось введение взаимной обратимости валют. Валютные ограничения подлежали постепенной отмене, и для их введения требовалось согласие МВФ.
  3. Курсовое соотношение валют и их конвертируемость стали осуществляться на основе фиксированных валютных паритетов, выраженных в долларах. Девальвация свыше 10% допускалась лишь с разрешения Фонда. Установлен режим фиксированных валютных курсов: рыночный курс валют мог отклоняться от паритета в узких пределах (±1% по Уставу МВФ и ±0,75% по Европейскому валютному соглашению). Для соблюдения пределов колебаний курсов валют центральные банки были обязаны проводить валютную интервенцию в долларах.
  4. Впервые в истории созданы международные валютно-кредитные организации МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов мировой валютной системы, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

С конца 60-х годов наступил кризис Бреттонвудской валютной системы. Ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Кризис Бреттонвудской валютной системы породил обилие проектов валютной реформы: от проектов создания коллективной резервной единицы, выпуска мировой валюты, обеспеченной золотом и товарами, до возврата к золотому стандарту.

В середине 1970-х годов в альтернативу Бреттонвудской системе была создана Ямайская валютная система, которая действует до сих пор. Соглашение (январь 1976 г.) стран – членов МВФ в Кингстоне (Ямайка) и ратифицированное требуемым большинством стран-членов в апреле 1978 г. второе изменение Устава МВФ оформили следующие принципы четвертой мировой валютной системы:

  1. Введен стандарт СДР вместо золотодевизного стандарта. Соглашение о создании этой новой международной счетной валютной единицы было подписано странами – членами МВФ в 1967 г. Первое изменение Устава МВФ, связанное с выпуском СДР, вошло в силу 28 июля 1969 г.
  2. Юридически завершена демонетизация золота: отменены его официальная цена, золотые паритеты, прекращен размен долларов на золото. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов.
  3. Странам предоставлено право выбора любого режима валютного курса.
  4. МВФ, сохранившийся на обломках Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

Причину валютной интеграции между отдельными странами мира в настоящее время экономисты видят, в первую очередь, в развитии мировой экономики. Во второй половине XX столетия глобализация и конкуренция достигли такого уровня, что возможности стран добиться экономического и социального роста на индивидуальной основе резко сократились.

Только в 1990-е годы на мировых финансовых рынках произошло, по крайней мере, два качественных сдвига: всеобщая либерализация движения капиталов и бурное развитие информационных технологий. Это привело к резкому увеличению оборотов на международных финансовых рынках и многократно усилило их неустойчивость. Первым свидетельством наступления эпохи финансовой глобализации стал кризис 1992-1993 гг., в ходе которого спекулятивным атакам подвергся целый ряд западноевропейских валют, многие из которых были девальвированы и были вынуждены уйти в свободное плавание. В 1997-1998 гг. финансовый кризис охватил огромный регион - Юго-Восточную Азию, Россию и Латинскую Америку. Теперь уже нет сомнений, что нестабильность и высокие риски - неизменные спутники глобализации.

Глобализация, стирая национальные границы, одновременно нарушает существовавшие веками оболочки, в которых развивались национальные хозяйства и обращались национальные валюты. Валюты многих государств мира теперь вынуждены конкурировать с более сильными иностранными валютами не только на внешних рынках, но и во внутреннем обороте. Уровень открытости национальных финансовых рынков постоянно растет, а для развивающихся стран и стран с переходной экономикой он вплотную приблизился к уровню, характерному для ведущих промышленно развитых стран мира.

В одиночку противостоять жесткой конкуренции, влиянию мировых валютных и финансовых рынков очень сложно, поэтому многие страны идут по пути создания различных международных объединений, в которых каждое отдельно взятое государство может найти защиту своих интересов и реализовать себя как полноправный субъект мирового сообщества.

В этой связи, под валютной интеграцией можно понимать сотрудничество стран в сфере международной торговли и финансов, которое призвано уменьшить или снять экономические барьеры между странами-участницами соглашения, повысить конкурентоспособность их производителей, укрепить валютно-финансовую систему и обеспечить экономический рост. Интеграция в валютно-финансовой сфере нужна еще и потому, что у стран, вступающих в интеграционный процесс, имеются определенные цели, реализовать которые поодиночке неизмеримо сложнее, чем сделать это на коллективной основе, совместными усилиями.

Обычно выделяют следующие основные цели валютной интеграции:

  • укрепить позиции национальных валют;
  • создать емкие финансовые рынки с полным набором инструментов, присущих рынкам высокоразвитых стран;
  • занять достойное место в мировой валютно-финансовой системе.

Валютная интеграция может происходить в различных формах. В данном случае все определяется уровнем развития и состоянием экономики стран – участников интеграционного процесса, а также планируемой и приемлемой для данных стран глубиной сотрудничества. В настоящее время в мире существует три основных пути регионального взаимодействия в валютной сфере. Условно их можно назвать западноевропейский, латиноамериканский и африканский.

Западная Европа шла к единой валюте несколько десятилетий. Главным предназначением европейской валютной интеграции было и остается обеспечение системы многосторонних расчетов, поскольку экономические связи в Европе всегда были многосторонними, а национальные хозяйства тесно переплетались. Уже в конце 50-х годов все члены только что образовавшегося Европейского экономического сообщества направляли и получали из стран-партнеров от 30 до 50% экспортно-импортных товаров.

В 1950-1959 гг. действовал Европейский платежный союз. В 70-е годы, когда мир перешел к плавающим курсам, каждая из европейских валют стала двигаться по индивидуальной курсовой траектории. Многосторонние расчеты снова оказались под угрозой. Тогда страны Сообщества создали "валютную змею", а позже - Европейскую валютную систему с собственной коллективной единицей ЭКЮ. Эти механизмы удерживали (хотя и не всегда) национальные курсы в рамках единого коридора.

В 90-е годы всеобщая либерализация движения капиталов резко снизила эффективность коллективной привязки курсов. Жесточайший кризис Европейской валютной системы 1992-1993 гг. показал, что держать в одной «упряжке» свыше десяти разных валют больше не получится. Оставалось либо «отпустить их на волю», либо отказаться от них, создав единую валюту.

В Латинской Америке в 60-80-е годы было создано несколько международных валютных организаций: Центральноамериканский валютный союз, Латиноамериканский экспортный банк, Механизм компенсации сальдо и взаимного кредитования Латиноамериканской ассоциации интеграции, Карибский стабилизационный фонд. Однако с общей расчетной единицей ничего не получилось. Соглашение 1964 года о создании Центральноамериканского валютного союза и Центральноамериканское валютное соглашение 1974 года были выполнены лишь в малой части: государствам-членам не удалось унифицировать национальные валютные системы. Созданная совместная валюта - центральноамериканское песо - использовалась лишь для взаимного зачета требований. Жестко был привязан к доллару США карибский доллар - расчетная единица Карибского общего рынка.

В 90-е годы в Латинской Америке быстро набирал обороты процесс долларизации. Толчком к этому послужило резкое ухудшение экономической ситуации в ряде стран региона и усиление соответствующего компонента внешнеполитической стратегии США. В 2000 году Эквадор отказывался от национальной валюты - сукре, поменяв ее на доллар США. В Аргентине Центральный банк готовит план замены на доллар аргентинского песо. Давно и полностью долларизованы денежные системы Панамы и Гаити. Центральный банк Аргентины официально предложил создать в Латинской Америке валютный союз, предусматривающий замену национальных валют на доллар США и передачу США прав регулирования эмиссионной и бюджетной политики.

В Африке на базе зоны франка существует два валютных союза - Валютный союз Центральной Африки и Западно-африканский валютный союз. Расчетной единицей этих объединений является франк африканского сообщества - франк КФА, который жестко привязан к французскому франку. Казначейство Франции гарантирует полную свободу конверсии валют по паритету, установленному французским правительством. Для этого Франция предоставляет африканским странам неограниченные кредиты во французских франках. Страны - участницы валютных союзов согласовывают валютную политику, определяют единые правила эмиссии единой денежной единицы, использования общих золотовалютных резервов, контроля над внешними расчетами, регламентирования деятельности банков. Франция широко представлена в высших эмиссионных институтах данных валютных союзов. По существу, французский франк является для африканских стран параллельной валютой, используемой для внешних расчетов.

В последние годы восемь государств Экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) разрабатывают программу введения коллективной денежной единицы - афро. Национальные политические элиты демонстрируют высокую степень заинтересованности в проекте. Уже согласованы экономические критерии, которые должны выполняться странами-членами, и принято решение о создании валютного института - прообраза будущего единого центрального банка Африки. Правда, до сих пор не ясно, что будет положено в основу новой валюты - национальные валюты государств-участников или более сильная валюта какой-либо промышленно развитой страны. Присутствие в формирующейся группировке крайне бедных стран и стран с напряженной внутриполитической обстановкой ставит под сомнение реалистичность всего проекта.

Нечто подобное собирается сделать Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН. Там изучается возможность создания коллективной счетной единицы, которая использовалась бы во внешних расчетах внутри группировки и помогла уменьшить зависимость от доллара США. Страны АСЕАН не собираются вводить новую валюту и в качестве расчетной единицы готовы принять самую устойчивую валюту в регионе - сингапурский доллар.

Таким образом, западноевропейский вариант валютного пространства - это валютный союз на базе экономического с единой валютой внутреннего - европейского происхождения. В Латинской Америке единое валютное пространство основано на внешней валюте, которая сначала используется для внешних расчетов, а потом вытесняет национальные деньги из внутреннего обращения. В Африке счетная единица привязана к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не проникает во внутренние; эмиссию коллективных денег финансирует бывшая метрополия. Разрабатываемые проекты африканского и азиатского валютных союзов комбинируют в разных сочетаниях элементы европейской и действующей африканской моделей.

Валютная интеграция на любом этапе ведет за собой создание единого экономического пространства между странами. Единое экономическое пространство создается по схеме, которая типична для любого интеграционного объединения. На современном этапе экономического развития принято выделять четыре этапа такой интеграции:

  • зона свободной торговли – договоренность между двумя государствами об отмене или ограничении таможенных пошлин;
  • таможенный союз – договоренность между участниками ЗСТ о единой таможенной политике в отношении третьих стран;
  • общий рынок – соглашение стран о свободном передвижении товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. В рамках ОР осуществляется согласование экономической политики стран участниц;
  • экономический и валютный союз – наивысшая форма интеграции, в его рамках осуществляется проведение экономической и валютно-финансовой политики.

Таким образом, очевидно, что в теоретическом плане любые процессы в области валютной интеграции между государствами в конечном счете должны приводить к экономическому и валютному союзу – по примеру Европейского союза. Однако, данного явления во многих случаях не происходит. Это объясняется тем, что нынешние процессы формирования валютных зон и объединений находятся в русле теории «оптимального валютного пространства», которую создал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл. В 1961 году он теоретически обосновал возможность и целесообразность отказа группы стран от национальных денежных знаков в пользу единой валюты. Эта теория послужила основой созданного в 1999 году Европейского экономического и валютного союза.

В работе Р. Манделла под «оптимальным валютным пространством» понимается группа государств, которые договорились проводить согласованную курсовую политику с целью ограничить взаимные колебания курсов национальных валют. Цель такой курсовой политики - развитие взаимных торговых и экономических отношений, содействие передвижению капитала между странами, обеспечение экономического развития.

Согласно теории, условиями создания оптимального валютного пространства являются следующие факторы:

Наличие политической воли. У стран Западной Европы такая воля была. В 1950 году они заключили соглашение о Европейском платежном союзе, в 1957-м был подписан Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (Общего рынка), а заключенный в 1991-м Маастрихтский договор дал начало Европейскому союзу. За полвека страны ЕС проделали в области валютно-финансового сотрудничества многотрудный путь от замкнутых неконвертируемых национальных денежных единиц к единой валюте, способной оспорить на мировых рынках позиции доллара.

Мобильность факторов производства (товаров, услуг, капиталов и рабочей силы) между странами. В странах Западной Европы правительства уделяли особое внимание поддержанию высокой динамики взаимного торгово-экономического сотрудничества, проводя политику либерализации торговых отношений, создавая благоприятные условия для перелива капиталов и передвижения рабочей силы. Однако до сих пор из-за языковых барьеров мобильность рабочей силы в странах ЕС остается невысокой.

Активное использование национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей и наличие развитых ликвидных валютных рынков. В странах Западной Европы взаимный товарооборот в основном осуществлялся в национальных валютах, в них же проводилась существенная доля внешнеторговых операций. Достаточно сказать, что в середине 90-х крупнейшие страны ЕС (Германия, Великобритания, Франция, Италия и Нидерланды) оценивали в национальных валютах от 40 до 75% национального экспорта и 40-50% импорта.

Обеспечение долговременной стабильности валютных курсов стран – участниц по отношению друг к другу, в том числе с помощью механизмов ограничения взаимных колебаний курсов. Страны Западной Европы продвигались к решению этой задачи в течение 25 лет: сначала в рамках «валютной змеи», потом при помощи механизма обменных курсов Европейской валютной системы и, наконец, в формате валютного союза.

В то же время, валютный союз с единой валютой вовсе не так безупречен. У него есть свои положительные и отрицательные стороны, которые необходимо учитывать странам при выборе именно такой формы интеграции. В этой работе говорится, что единое валютное пространство существенно отличается от валютного союза с единой валютой. По сравнению с валютным союзом единое валютное пространство обладает значительно большей гибкостью, его легче создать, и оно требует меньших предварительных условий. Во-первых, в рамках единого валютного пространства одновременно действует несколько сильных валютных центров, которые координируют свою деятельность между собой. Во-вторых, в рамках единого валютного пространства создаются совместные механизмы и программы, направленные на преодоление кризисных явлений. Эти программы общие для стран, входящих в такое пространство. Благодаря этому механизму государства-участники получают возможность сообща противостоять финансовым кризисам, вызванным внешними причинами. В-третьих, внутри единого валютного пространства происходит сближение систем торговли валютой (при существовании нескольких центров торговли, деятельность которых постоянно координируется), что позволяет значительно улучшить условия для развития взаимной торговли.

Таким образом, несмотря на разнообразие форм валютной интеграции, а также различных стадий интеграционного процесса, на которых находятся сейчас международные экономические сообщества, для страны, вступающей в тот или иной экономический союз необходимо понимать, что в данном случае должны учитываться многие экономические и политические факторы, а также желание и политическая воля самой страны и ее цели на мировой арене и, в частности, в мировой экономике.

Отправить другу

Активизация интеграционных процессов России, Казахстана и Беларуси, начавшихся с таможенного союза, продолжающихся в качестве Единого экономического пространства и планирующихся как Евразийский экономический союз, включает поэтапное развитие экономической интеграции в различных сферах, в том числе и в сфере валютных и финансовых отношений трех стран. Валютно-финансовая область интеграции является одной из ключевых в процессе выстраивания архитектуры межгосударственного интеграционного объединения и, в то же время, наиболее важной в плане влияния на экономический и даже политический суверенитет стран-участниц. В связи с этим процессы интеграции в финансовой сфере должны прорабатываться с особенной тщательностью, а принимаемые решения - отличаться особой взвешенностью.

Рассмотрим более подробно возможные направления интеграции в данной сфере, основными из которых, по нашему мнению, могут быть следующие: Интеграция в валютной сфере стран ЕЭП. Формирование общих инвестиционных инструментов. Интеграция финансовых рынков. Интеграция в валютной сфере, как правило, отождествляется с единственной возможной формой - переходом стран ЕЭП на единую валюту, и является одной из наиболее острых и дискуссионных тем, поэтому данное направление потенциальной интеграции необходимо рассмотреть детальнее. К настоящему времени о целесообразности такой формы интеграции делались заявления на разном уровне, начиная с предложения Н.А.Назарбаева о наднациональной валюте «алтын».

По нашему мнению, введение единой валюты категорически нецелесообразно ни в какой форме интеграционного объединения и ни в какие сроки - ни через пять, ни через 10, ни через 20-30 лет. Одна валюта может быть только в одном государстве. Однако нецелесообразность введения единой валюты как общего платежного средства не означает бесперспективности других форм валютной интеграции, которые также могут быть, причем, достаточно многообразными. Среди таких форм можно упомянуть и переход на межгосударственные расчеты в какой-либо из валют стран ЕЭП, и использование валют стран-участниц другими членами ЕЭП в качестве резервных активов. Но, на наш взгляд, существуют также и перспективы для создания общей наднациональной валюты, выполняющей отдельные функции, но не замещающей национальные валюты стран-участниц - некоего аналога ЭКЮ или СДР МВФ. Основной функцией такой валюты может быть деноминирование в ней общих для нескольких стран в рамках ЕЭП инвестиционных инструментов, выпускаемых под общие же крупномасштабные совместные проекты. В перспективе такие финансовые инструменты, деноминированные в наднациональной валюте могут стать резервным активом, который будет постепенно замещать в портфелях центральных банков и суверенных фондов стран ЕЭП государственные облигации развитых стран, которые с каждым годом становятся все менее надежными в качестве резервов.

Формирование общих в рамках ЕЭП/ЕЭС инвестиционных инструментов является, на наш взгляд, весьма актуальным и перспективным направлением финансовой интеграции, что обусловливается рядом предпосылок, в том числе таких, как: - необходимость диверсификации рисков вложения средств из национальных резервов, которые в настоящее время практически полностью состоят из долговых обязательств развитых стран с крайне низким уровнем обеспеченности реальными активами; - возможность решения крупномасштабных задач развития экономики и инфраструктуры транснационального характера, для чего требуются значительные ресурсы долгосрочного характера и относительно низкой стоимости; - повышение влияния экономики ЕЭП/ЕЭС на мировой арене посредством вступления в клуб эмитентов резервных валют и инвестиционных активов, востребованных широким кругом международных инвесторов и укрепление на этой основе стран-участниц в качестве растущего центра мировой экономической силы.

Низкая обеспеченность долговых обязательств развитых стран ставит под серьезный вопрос сохранность резервов стран ЕЭП, хранящихся в данных обязательствах. На наш взгляд, тенденции эволюции долговой проблемы, которые наблюдаются в последние годы в таких странах, как Исландия, Ирландия, Греция, Италия свидетельствуют о высокой опасности продолжения т.н. «выборочных дефолтов» по государственным ценным бумагам и крупнейших развитых стран, долги которых в последние годы растут очень быстро и вышли далеко за пределы безопасных значений. Иными словами, весьма велика вероятность списания большой части долгов не только проблемных и небольших, но и крупнейших стран ЕС, а также США, поскольку перед лицом выбора между сохранением внутренней стабильности и выполнения обязательств перед внешними кредиторами политики данных стран неизбежно предпочтут интересы своих избирателей, что будет означать реструктуризацию большой части внешнего долга, тем более, что основными держателями этого долга являются крупные развивающиеся страны, становящиеся все более серьезными конкурентами для традиционных полюсов силы. Это значит, что в перспективе пяти - десяти лет страны ЕЭП могут столкнуться с резким уменьшением накопленных за последние годы валютных резервов.

Вторым фактором, обусловливающим необходимость создания собственных резервных активов и отказа от существующих, является необходимость развития на имеющиеся резервные ресурсы своих экономик вместо финансирования проектов США и ЕС, зачастую направленных против стран СНГ. Также можно обратить внимание на то, что, вкладывая средства государственных резервов в зарубежные активы, страны СНГ подвергаются риску «заморозки» этих активов странами-эмитентами в случае политических осложнений, примерами чего является предвоенное замораживание счетов Ливии, Ирака, Ирана и других стран, что нецелесообразно по соображениям обеспечения экономической безопасности.

При этом в самих странах СНГ/ЕЭП остаются нерешенными многие проблемы, на которые можно было направить резервы в случае создания адекватного инструментария их финансирования. Крупномасштабные инфраструктурные проекты, повышение обороноспособности, развитие научных учреждений, проекты по развитию человеческого капитала в здравоохранении, образовании и т.д., которые в настоящее время не реализуются из-за дефицита финансовых ресурсов, могли бы финансироваться посредством эмиссии новых инвестиционных инструментов, в которые бы направлялись резервы центральных банков стран ЕЭП. Кстати, такого рода вложения не противоречат имеющейся практике, так как и в настоящее время в портфелях резервов Банка России и Национального банка Казахстана имеются облигации, выпущенные национальными эмитентами, поэтому речь в данном случае идет не о революционно новом подходе, а о расширении существующей практики. Что же касается развитых стран, то для них размещение активов центральных банков и государственных средств в собственных государственных облигациях является нормой и носит гораздо более широкий характер.

Наконец, важным фактором для формирования собственных резервных активов является потенциал усиления интеграции стран ЕЭП на этой основе. Укреплению интеграционного взаимодействия будет способствовать многосторонних характер проектов, финансируемых за счет эмиссии предлагаемых облигаций, что позволит повысить интерес стран к сотрудничеству в рамках данного проекта. С другой стороны, необходимость обеспечения высокой надежности международных облигаций с тем, чтобы они соответствовали статусу резервного актива, означает, что потребуется также и высокая надежность эмитентов. Поскольку основой, гарантом или «кредитором последней инстанции» для таких инструментов в конечном итоге будут страны-участники проекта, то они должны будут на согласованной основе придерживаться высоких стандартов финансовой дисциплины. Это значит, что все страны, участвующие в проекте, будут придерживаться рамок здорового состояния государственных финансов и исключат, тем самым, возникновение проблем, аналогичных тем, которые в настоящее время испытывают страны ЕС, не выполняющие положения Пакта о стабильности. В свою очередь, согласованное выполнение странами ЕЭП норм финансовой дисциплины, обусловленное проектом нового мирового резервного актива, будет означать и стандартизацию всех экономических систем и процессов, что позволит более эффективно проводить экономическую интеграцию и в других сферах.

Ключевым вопросом в процессе создания нового класса резервных активов, эмитируемых в рамках ЕЭП, является проблема формирования адекватного механизма эмиссии. В данном случае возникает ряд серьезных проблем, без решения которых такие инструменты невозможны. К основным проблемам организации выпуска новых общих для стран ЕЭП облигаций, способных стать новым классом международных резервных активов, можно отнести следующие: проблема эмиссионного центра - органа, выпускающего данные облигации; проблема распределения средств от выпуска облигаций между странами-участницами; проблема валюты деноминирования данных финансовых инструментов.

На наш взгляд, решение данных проблем возможно в рамках механизма, предполагающего организацию специализированной межгосударственной организации в ЕЭП, которая бы эмитировала облигации. По нашему мнению, можно предложить создание в рамках ЕЭП Евразийского фонда развития (ЕФР - условное название), который бы занимался реализацией длительных многосторонних проектов стратегического характера, требующих больших объемов финансирования, масштабные инфраструктурные проекты, реализация фундаментальных научных исследований, создание крупных медицинских, образовательных центров и т.п. Этот фонд может быть создан странами-участницами ЕЭП по аналогии с Евразийским банком развития или Евразийским антикризисным фондом и стать эмитентом долгосрочных облигаций, средства от реализации которых будут направляться в совместные проекты, работающие на все страны-члены ЕЭП. Тот факт, что данный фонд будет межгосударственной структурой, за которой стоят страны с крепкими и здоровыми финансовыми системами, позволит обеспечить надлежащую репутацию и надежность эмитируемых облигаций в глазах инвесторов и через некоторое время данные инструменты станут достаточно привлекательными для того, чтобы войти в резервы многих стран мира, а также корпоративных институциональных инвесторов.

Проблема справедливого распределения бенефиций от участия в Евразийском фонде развития и эмиссии его облигаций может решаться на основе двух типов участия - долей участия в проектах, реализуемых на средства фонда, и участия в распределении выручки от продажи ценных бумаг. В том случае, если проект финансируется только странами-членами посредством вложения в него своих резервов, каждый из участников получает в проекте долю, пропорциональную вкладу. Если же к финансированию привлекаются третьи страны, облигации продаются широкому кругу участников, то страны-учредители фонда получают возможность участвовать в распределении будущих доходов в соответствии с долями в его уставном капитале. Возможны, впрочем, и другие варианты, особенно в тех случаях, когда облигации выпускаются под некоммерческие проекты - распределение подрядных работ, поставок товаров и услуг для проекта и пр. из стран в соответствии с их долями участия в уставном капитале фонда.

Таким образом, введение в рамках ЕЭП нового вида финансовых инструментов - облигаций, эмитируемых межгосударственной организацией - позволит решить ряд весьма актуальных проблем экономического развития - от обеспечения сохранности государственных резервов и аккумулирования крупномасштабных финансовых ресурсов в целях долгосрочного развития до формирования на основе данных инструментов нового полюса экономической силы, подкрепленного эмиссионным центром мировых резервных активов. Последний аспект позволит, по нашему мнению, существенно повысить конкурентоспособность объединенной экономики ЕЭП/СНГ в мировом балансе полюсов экономической силы, так как обеспечит ей недостающий в настоящее время фундамент в лице мировой резервной валюты, которая, в свою очередь, станет мощным фактором привлечения иностранных инвестиционных и иных потоков в страны ЕЭП.

Третьим важным направлением интеграции в финансовой сфере может стать углубление взаимосвязи между национальными финансовыми рынками трех стран. Можно отметить, что некоторые предпосылки для укрепления интеграции в этой области существуют - так, фондовые биржи России, Казахстана и Беларуси являются членами Международной ассоциации бирж стран , от Беларуси - БВФБ, БУТБ, от Казахстана - KASE и Центральный депозитарий, от России - РТС-ММВБ, СВМБ, СПВБ, СМВБ. Также достаточно обширна договорно-правовая база как ЕЭП, так и ЕврАзЭС - еще до начала формирования нормативной базы ЕЭП, в рамках ЕврАзЭС уже насчитывалось около двух десятков документов в области сотрудничества на финансовых рынках.

Несмотря на столь обширную нормативную базу, призванную сблизить регулятивное поле и обеспечить интеграцию финансовых рынков стран ЕЭП, до настоящего времени эта задача остается нерешенной. Национальные законодательства по-прежнему препятствуют взаимному проникновению участников рынков, эмитентов и инвесторов на сопредельные фондовые рынки. Так, согласно исследованию ЕАБР, 29% респондентов РК владеют ценными бумагами российских эмитентов, но при этом эти бумаги приобретаются не на российском рынке, а на международных биржах в виде GDR и ADR, что также свидетельствует о наличии существенных препятствий по выходу на рынок стран-партнера по ЕЭП по сравнению с участием на рынках третьих стран, с которыми нет никаких интеграционных объединений. Также достаточно велик и интерес российских участников рынка к казахстанских финансовым инструментам.

Очевидно, что при дальнейшей эволюции ЕЭП необходимо обеспечивать в данном объединении наряду с общим рынком товаров и рынком услуг также и функционирование общего рынка ценных бумаг, что предполагает, также, как и в предыдущих случаях равный доступ к участию в рыночных процессах на всей территории ЕЭП/ЕЭС участников, эмитентов и инвесторов из всех стран. Пока что существующие препятствия делают такой свободный доступ практически невозможным. Для формирования общего рынка ценных бумаг необходимы, на наш взгляд, следующие меры: обеспечение свободного выпуска и обращения на рынках стран - членов ЕЭП ценных бумаг эмитентов из этих стран; обеспечение свободного допуска профессиональных участников к торгам на фондовых биржах всех стран ЕЭП; стандартизация листинговых требований фондовых бирж России, Казахстана и Беларуси; интеграция кастодиальных систем и регистраторов для снятия ограничений по торговле инвесторов из стран ЕЭП/ЕЭС на рынках данных стран; гармонизация налогообложения инвесторов-нерезидентов из стран ЕЭП/ЕЭС с последующим приданием им статуса резидентов; упрощение процедур налогообложения и создание единого режима исчисления и уплаты налогов по операциям с ценными бумагами; техническая интеграция торговых систем стран ЕЭП/ЕЭС с целью обеспечения свободного доступа инвесторов на все биржевые площадки с единого брокерского счета.

Указанные меры позволят, на наш взгляд, обеспечить формирование в рамках будущего ЕЭС общего рынка ценных бумаг, что станет завершающим звеном в создании реально функционирующего общего экономического пространства и обеспечит возможности свободного перемещения капиталов и послужит дальнейшему углублению интеграции во всех сферах экономики на этой основе.

А.А. Кодзасова

Исследование процесса валютно-финансовой интеграции стран предполагает определение сущности понятия «валютно-финансовая интеграция», ее исторических корней, изучение организационных и процедурных аспектов, выявление предпосылок и условий его протекания.

Согласно теории интеграция стран как процесс объединения, сближения их жизни, деятельности, усилий, развития может охватывать различные области, в том числе и финансовую.

До недавнего времени теоретические исследования западных ученых велись в основном в области торгово-экономической интеграции и сравнительной конкурентоспособности товаров и услуг. В последнее десятилетие исследования смещаются в сферу валютно-финансовых отношений и интеграции финансовых рынков. Это объясняется тем, что именно валютные рынки оказывают все более заметное влияние на процессы, происходящие в мировой экономике.

Валютные рынки по масштабам операций превосходят другие финансовые рынки и будут оказывать возрастающее влияние на движение товарных и финансовых потоков, на межгосударственные экономические и политические отношения.

Финансовая интеграция стран на этапе функционирования Платежного союза с дальнейшей перспективой введения единой валюты предполагает рассмотрение данного процесса как важнейшей составляющей более широкого понятия - экономической интеграции государств.

Можно выделить следующие взаимосвязи и преемственность понятий и, соответственно, логику исследования:

Экономическая интеграция в торговой, таможенной, инвестиционной и других сферах;

Валютно-финансовая интеграция в бюджетной, налоговой, кредитной областях, движении финансового капитала и т. д. на основе функционирования национальных валют стран СНСНГ, организации их выпуска, обращения, обеспечения их конвертируемости с перспективой введения единой валюты и создания единой системы финансовых расчетов.

При этом все последующие понятия включаются в предыдущие, т. е. являются их составляющими и не могут существовать отдельно от накопленного интеграционного опыта. Но в то же время каждый последующий этап представляет собой новый качественный уровень интеграционных отношений. Его можно достигнуть лишь на более глубокой качественной основе при обеспечении соответствующих предпосылок и условий, разработке и внедрении новых механизмов и процедур. Валютно-финансовая интеграция, безусловно, является частью, одним из направлений экономической интеграции. Однако страны могут и не достигнуть данного этапа, поскольку его реализация характеризуется весьма специфическими особенностями и требует специальных условий, а именно:

Создание общих финансово-кредитных институтов для целей разработки и проведения единой финансовой (бюджетной, налоговой) и денежно-кредитной (антиинфляционной, валютной, кредитной) политики, осуществление задач финансового регулирования;

Формирование единых централизованных фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий по реализации финансовой и денежно-кредитной политики;

Организация и введение в действие межнациональной системы межбанковских расчетов с соответствующей инфраструктурой, сетями, технологиями;

Либерализация и объединение фондовых, кредитных, денежных рынков стран-участниц, снятие ограничений на движение капиталов через национальные границы;

Разработка и принятие общего банковского и налогового законодательства, единых стандартов финансового контроля, банковского надзора, валютного регулирования.

При этом валютно-финансовая интеграция предполагает создание единого валютного пространства, создание валютного (денежного) союза. Однако этот этап является настолько сложным, противоречивым и долговременным, что его реализация рассматривается отдельно, хотя и в рамках финансовой интеграции.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «валютно-финансовая интеграция стран СНГ» - это экономический процесс объединения финансовых, кредитных, денежных, валютных систем и рынков стран СНГ на основе функционирования национальных валют с перспективой их замены на единую валюту и создания наднациональных финансово-кредитных регулирующих институтов, осуществляющих единую финансовую и денежно-кредитную политику СНГ.

Процесс валютно-финансовой интеграции стран СНГ включает ряд элементов:

Финансовую составляющую (формирование нового глобального финансового рынка СНГ). Финансовый рынок СНГ включает такие сегменты, как единый рынок ссудного капитала, акций, облигаций и др.

Валютную (или денежную) составляющую. Перспектива замены национальных валют единой общей для стран СНГ валютой предполагает формирование широкой зоны действия этой общей валюты, что в свою очередь может привести к появлению нового института - Евразийского центрального банка, проводящего единую денежно-кредитную политику, способного изменить всю систему денежного обращения и привести к формированию новой платежной системы.

Валютно-финансовая интеграция стран СНГ вытекает из более глобального процесса их экономической интеграции, обусловленной объективными причинами, которые можно сгруппировать по двум направлениям: внутренние и внешние. Традиционно принято различать пять уровней интеграционного процесса: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в настоящее время следует считать разработку единого механизма функционирования зоны свободной торговли и взаимодействия в банковской сфере, создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Поскольку не все государства СНГ готовы к такой тесной форме сближения, неизбежен переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Европе. В последние 3 - 4 года наблюдается тенденция перехода именно к такой модели интеграции в странах СНГ.

Критерии стабилизации государственных финансов (критерии конвергенции) играют важную роль. Их использование должно обеспечить эффективное функционирование единого валютного пространства стран СНГ на базе финансово устойчивых экономик с низким уровнем инфляции, здоровыми государственными финансами, стабильными обменными курсами национальных валют.

Также важен анализ показателей в соответствии с критериями конвергенции, которые были зарегистрированы у стран-кандидатов, позволяющий оценить разницу в уровне показателей по странам. Их можно рассматривать как пропускные критерии и своеобразные символы долгосрочного стремления стран-партнеров к реальному экономическому сближению.

В мировой экономической практике условно можно выделить три основных пути региональной валютной интеграции. Условно их можно назвать «западноевропейский», «латиноамериканский» и «африканский». Для стран СНГ наиболее привлекателен западноевропейский вариант валютной интеграции (создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц. При этом полномочия национальных денежных властей постепенно передаются на общеевропейский уровень.

Примером валютного объединения является экономический и валютный союз ЕС.

Одной из наиболее значимых проблем, возникающих при исследовании интеграционных процессов, протекающих в валютной сфере, является, на наш взгляд, выбор формы валютной интеграции, приемлемой для всех стран содружества. Анализ экономических источников позволяет выделить следующие формы валютно-финансовой интеграции.

Валютные зоны. Валютные зоны являются основной формой валютной интеграции. Простейшие из них возникли еще в VI в. до нашей эры. Города-государства Древней Греции заключали между собой соглашения, разрешавшие хождение на территориях двух или более полисов монет, выпущенных в каждом из них.

Валютные объединения в зависимости от соотношения сил между их участниками могут строиться на двух разных началах. В первом случае участники имеют равные (или почти равные) права, а валютная зона является их совместным детищем, а во втором случае страны со слабыми денежно-кредитными системами группируются вокруг государства с сильной международной валютой, которое определяет условия работы зоны. Одним из наиболее часто используемых вариантов подобной связи является долларизация.

Мировой опыт позволяет выделить пять основных типов валютных зон:

1. Взаимное соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц в качестве параллельного платежного средства на территории каждого из них.

Параллельное хождение денежных знаков характерно для эпохи полноценных (металлических) денег. При неразменных бумажных деньгах этот инструмент теряет эффективность и соответственно распространение. Поэтому параллельное хождение валют на постсоветском пространстве не рассматривается как возможный вариант.

2. Взаимное соглашение между независимыми государствами о переходе на денежную единицу одного из них.

Согласованный переход на сильнейшую национальную валюту в практике валютного рынка практиковался довольно редко.

К ним могут быть отнесены союзы, где малое зависимое государство переходило на валюту сильного, сохраняя свою денежную единицу. С некоторыми оговорками к ним можно отнести зону южноафриканского рэнда, созданную в 1974 - 1980 гг. (ЮАР, Лесото и Свазиленд).

Данная форма валютного сотрудничества, на наш взгляд, также не представляет интереса для СНГ.

3. Объединение с коллективной расчетной единицей (РЕ), которая существует наравне с национальными деньгами государств-членов.

Этот метод активно использовался в Европе еще с XIV в. Особенно широкое распространение он получили после Второй мировой войны. Так, свою расчетную единицу фиксированную к золотому содержанию доллара, имели в свое время ЕПС, ЕЭС (ЕРЕ). С 1 января 1970 г. Международным валютным фондом были введены специальные права заимствования - СДР, которые привязывались к доллару США, а с середины 1974 г. стали исчисляться на базе корзины из 16 валют. Свою расчетную единицу - переводной рубль - имел Совет экономической взаимопомощи. Больше десятка расчетных единиц создали страны Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее значимыми из них стали арабский расчетный динар Арабского валютного фонда и андское песо Андского пакта. Введение РЕ, с нашей точки зрения, выступает необходимым элементом, лежащим в основе механизма ЕАВС. Можно предложить три варианта для расчета РЕ. Первый вариант, на наш взгляд, наиболее эффективный - использование российского рубля в качестве расчетной единицы в системе безналичных расчетов между странами СНГ. Однако особенности социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в СНГ, делают рассматриваемый вариант маловероятным. А ситуация, сложившаяся между Белоруссией и Россией, это наглядно демонстрирует.

Наиболее реальный вариант предусматривает создание РЕ по примеру ЭКЮ, т. е валютной корзины, курс которой ежедневно определяется на основе биржевых котировок валют, входящих в корзину. Валютная корзина «экю СНГ» может включать все 12 валют стран-членов, а удельный вес отдельной страны в ней устанавливается в соответствии с ее долей в мировой торговле, скорректированной на объемы внутриторгового оборота. Квоту каждой из валют-компонентов можно также определить экономическим потенциалом государства, его долей в совокупном ВВП ЕАВС и товарообороте Содружества. На основании данного подхода фиксируются 12 валютных компонентов, которые служат для расчета стоимости «экю СНГ» в основных резервных валютах (доллар, евро, иена) и других национальных валютах. Корзина «экю СНГ» на первоначальном этапе может включать шесть валют крупнейших стран: российский рубль, украинская гривна, белорусский рубль, казахстанский тенге, узбекский сум, туркменский манат.

Курс РЕ может быть как постоянным и не зависеть от котировок валют в корзине, так и регулярно изменяться вместе с курсами валют, входящих в ЕАВС. Более привлекательным выглядит постоянная фиксация, при которой пересмотр корзины происходит лишь раз в несколько лет. Валютные компоненты пересматриваются через текущие курсы к определенной валюте, и полученные эквиваленты дают в сумме курс данной валюты к «экю СНГ». При этом страны должны поддерживать фиксированные курсы национальных валют к «экю СНГ».

Привязку курсов валют к РЕ можно осуществлять по следующей схеме:

Зафиксировать паритет РЕ в виде суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют;

Определить паритет каждой из национальных валют стран-партнеров в РЕ, а также ее центральный обменный курс;

Определить значения двусторонних обменных соотношений на основе известных центральных курсов для каждой отдельно взятой валюты;

Выявить пределы колебаний, допустимые для рыночных обменных курсов национальных валют; причем эти пределы ограничить лимитом в 6 %.

Третьим вариантом (наименее предпочтительным, как нам видится) является предложение Г. Шагалова использовать евро в качестве валюты расчета. По его мнению, евро - это та валюта, которая применяется для обслуживания торговых потоков большинства стран Европы. Основным аргументом в пользу данного предложения выступает то, что страны Европейскою союза являются на сегодняшний день основными торговыми партнерами стран СНГ. По нашему же мнению, использование евро вызовет смещение акцентов с использования доллара на евро, сохранив зависимость СНГ от валютной политики зарубежных стран.

4. Экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет собой национальные денежные единицы государств-членов.

Введение единой валюты требует от участников региональной группировки значительно больших усилий, чем выпуск расчетной единицы. Евросоюз - единственное на сегодня интеграционное объединение, дошедшее до этого этапа интеграции.

В СНГ сейчас «де факто» не действует даже таможенный союз. Кроме того, нет реальных предпосылок для создания единого внутреннего рынка. Поэтому в ближайшие 10 лет, как нам видится, введение единой валюты в странах СНГ нереально. Данный процесс, учитывая опыт стран ЕС, весьма длителен и трудоемок.

5. Одностороннее решение государства о замене национальной денежной единицы валютой другого государства.

Одностороннюю замену национальной валюты на иностранную валюту, как правило, имеющую статус международной, используют бывшие колонии, протектораты, небольшие острова и карликовые государства. Подобный сценарий неприемлем для стран Содружества, особенно теперь, когда все они добились стабилизации национальных валют и активно выводят иностранные денежные единицы из внутреннего оборота.

Стабилизация валютных курсов. Стабилизация валютных курсов может осуществляться через: увеличение совместного пула золотовалютных резервов; расширение пределов допустимых колебаний валют; введение двусторонних интервенций и сигнальных курсов и т. д.

Сотрудничество в целях стабилизации обменных курсов может развиваться не только в рамках сложившихся интеграционных группировок. В конце 90-х гг. XX в., еще до появления евро, в США стала популярной идея увязки курсов основных мировых валют. Одновременно в научной среде появились многочисленные исследования о таргетировании курсов (target zones). И поскольку инициатива не была реализована, проблема стабилизации актуальна до сих пор.

Очевидно, что данная идея базируется на принципе европейской «валютной змеи» с тем отличием, что кредитные линии для проведения интервенций существуют самостоятельно - без валютного коридора. Очевидно, его введение наложило бы слишком жесткие обязательства на участвующие страны и одновременно повысило бы уязвимость всего механизма. Установленные границы (как это уже было много раз) сделались бы мишенью для валютных спекулянтов.

Системы трансграничных расчетов. Системы трансграничных расчетов существуют в двух основных видах: неттинговые (многосторонний клиринг) и системы брутто (или валовых) расчетов. По итогам взаимных платежей за определенный период взаимные требования и обязательства будут в максимально возможной степени взаимозасчитываться по принципу многостороннего клиринга. Многосторонний клиринг предусматривает, что двусторонние требования и обязательства каждой из стран по отношению ко всем остальным странам суммируются и вычисляется общее их сальдо. Таким образом, каждая из стран имеет единое сальдо в рамках многосторонней платежной системы (МПС). Это сальдо представляет собой сумму задолженности страны перед МПС в целом (в случае торгового дефицита) либо чистых требований к нему (в случае активного торгового сальдо). Благодаря этому каждая страна - член МПС получает суммарную платежную нетто-позицию, вместо того чтобы иметь такую позицию с каждой из стран - торговых партнеров.

Урегулирование сальдо платежей каждой из стран в рамках МПС может ориентироваться на известный лимит или квоту, установленную на индивидуальной основе. Квоты должны определяться в процентном отношении к торговому обороту каждой из стран с другими странами - членами многосторонней платежной системы и фиксироваться в расчетной валюте. Конкретная процедура урегулирования платежного сальдо будет определяться с учетом соотношения между страновой квотой и фактическим размером торгового сальдо. Общий принцип урегулирования торгового сальдо состоит в том, что страна с пассивным сальдо погашает часть обязательств перед МПС в РЕ и кредитуется на оставшуюся часть. В свою очередь, страна, имеющая активное сальдо, получает его часть в РЕРЕ, в то время как другая часть оформляется в виде кредитов, предоставленных этой страной МПС.

Для бесперебойного функционирования многосторонней платежной системы необходимо создание специального резервного фонда. Цель этого фонда состоит в регулировании платежных отношений между индивидуальными странами-кредиторами и должниками, с одной стороны, и МПС в целом, с другой. С нашей точки зрения, создание подобного фонда может быть критически важным, для того чтобы система взаимных платежей оказалась в состоянии эффективно стимулировать экономическую интеграцию между членами Содружества независимых государств. Приоритетной задачей является определение размера этого фонда. От решения этого вопроса будут во многом зависеть процедуры формирования резервного валютного фонда.

Предполагается, что страновая квота должна быть равна 15-20 % торгового оборота конкретной страны с другими странами СНГ.

Механизм урегулирования торгового сальдо может действовать следующим образом. Если это сальдо пассивное, то 80 % процентов суммы, равной первым 20 % страновой квоты, оформляется в форме кредита МПС, а оставшиеся 20 % погашаются платежами в РЕРЕ. Чем выше пассивное сальдо, тем ниже доля кредитов, в которые оформляются дополнительные ее суммы; соответственно доля платежей в РЕ. Если размер пассивного сальдо превышает квоту, установленную для конкретной страны, это превышение в полном объеме погашается платежами в РЕ. Подобная система урегулирования пассивного сальдо, при которой доля платежей в РЕ неуклонно повышается в соответствии с ростом его размера, позволит предотвратить чрезмерное нарастание пассивного сальдо и будет стимулировать соответствующие страны наращивать экспорт, при этом ограничивая рост импорта.

В свою очередь, при урегулировании активного сальдо его доля, которую страна получает в РЕ, увеличивается с ростом размера сальдо.

В принципе функционирование многосторонней платежной системы принесло бы наибольший выигрыш странам с наиболее высоким потенциалом для расширения производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, не имеющей стабильного выхода на внешние рынки.

Предлагаемая система была бы особенно выгодна странам, которые могут поддерживать высокую долю продукции обрабатывающей промышленности (в первую очередь машин и оборудования) в экспортных поставках. В связи с этим можно предположить, что такие страны, как Россия Украина и Белоруссия, которые традиционно обеспечивали значительную долю поставок продукции обрабатывающей промышленности на рынки бывших советских республик, получат наибольший выигрыш.

Консолидация валютных и финансовых рынков.

Консолидация валютных и финансовых рынков включает различные меры, которые условно можно разделить на три типа. К первому относится снятие валютных ограничений и барьеров на пути движения капиталов. Второе направление - устранение валютных ограничений и консолидация рынков финансовых услуг. Третье направление связано с развитием рыночной инфраструктуры. Сюда можно отнести: согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных валютах, совместное привлечение иностранных инвестиций, мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

Государствам-партнерам следует решить, насколько далеко они хотят пойти по пути своей региональной интеграции. Если их целью является составить в XXI в. конкуренцию Европе, США и Японии (возможно, с их партнерами), то нельзя ограничиваться системой, лишь поддерживающей взаимную стабильность обменных курсов разных валют: нужен переход к единой валюте.

Таким образом, современная валютно-финансовая интеграция в СНСНГ, строительство единого валютного пространства - процесс отнюдь не случайный. Он имеет и серьезную экономическую подоплеку, и мощную историческую базу.

В настоящее время международная экономическая интеграция приняла необратимый характер, в том числе и в рамках СНГ. Интеграционные процессы в свою очередь являются важнейшим фактором, благоприятствующим стабильному эволюционному развитию российского общества. Кроме того, они представляют собой некий единый внутренний потенциал общества, который при грамотном управленческом воздействии возможно эффективно использовать во благо населения, тем более, что уникальна специфика российской интеграции - объединение ранее единых комплексов.

- (англ. harmonization of monetary policies) - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Одна из объективных тенденций совр. междунар. экономии, отношений - формирование регион, интеграц. объединений, порождаемое научно-технич. революцией, интенсивной централизацией и концентрацией произ-ва и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мирохоз. связей, с одной стороны, и существованием отд. относительно обособл. национально-хозяйств. комплексов - с другой.


В.и. - неотъемлемая составная часть регион. интеграции. Термин В.и. используется в отечеств, научной лит-ре неск. десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку англ. слово «monetary» и его эквиваленты на др. языках означают не только «валютная» , но и «денежная» .


Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хоз-ва и конвертируемости валют грань между инструментами ден. и валютной политики провести сложно. Следовательно, В.и. происходит как в валютной, так и в ден. сфере. В.и. в системе мирохоз. связей принадлежит особое место, обусловл. тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть регион, интеграции в целом, в основе к-рой лежит интеграция произ-ва; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы.


В результате В.и. теснее связа-нас процессами воспроиз-ва и оказывает на них более сильное воздействие, чем ост. валютные отношения. Налицо прямая и обратная связь между регион, эко-номич, интеграцией и неразрывным с ней процессом В.и.


Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хоз. жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономия, интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков.


В процессе В.и. создается специфич. валютный механизм на межгос. и наднац. основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, В.и. приводит к формированию регион, группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений.


Развитие интеграц. процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации гл. аспектов хоз. политики стран-членов интеграц. объединения. Материальной основой, на к-рой может быть обеспечено согласование целей и инструментов гос. регулирования экономики, служит выравнивание экономим, показателей и сближение уровней экономич. развития и экономич. структур, т.к. только в этом случае появляются общие цели политики. Т.о., одна из закономерностей регион. В.и.-экономическая конвергенция, под к-рой понимается тесная координация макроэкономических политик и сближение экономич. показателей на базе их общего улучшения.


Другой закономерностью В.и. выступает сочетание межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования рынка при постеп. возрастании наднационального элемента. Уровень наднациональности повышается, с одной стороны, постепенно, по мере возникновения для этого необходимых предпосылок; с др. - он неодинаков в разл. слоях интеграции. Формирование наднац. органов сопровождается острыми противоречиями между странами относительно определения границ их компетенции. Высшей ступенью В.и. является экономический и валютный союз (см., напр., Европейский экономический, валютный и политический союз ).