Основные социально-значимые проблемы современного общества. Национальные проблемы в России

Просмотры: 24 265

С развитием человечества и под воздействием новейших технологий появляются новые проблемы, о которых ранее люди даже не задумывались.

Они копятся и со временем начинают разрушать современное общество духовно и физически. Каждый человек слышал о мировых проблемах современного общества, таких как истощение полезных ископаемых, парниковый эффект, перенаселение и ухудшение экологического состояния нашей планеты. Помимо глобальных трудностей, любого гражданина могут коснуться, или уже касаются, социальные, нравственные, экономические и политические проблемы. К одной из них можно отнести различного рода зависимости. Ухудшение уровня жизни, потеря работы и отсутствие денежных средств многих приводят к стрессам и депрессиям. Люди хотят забыться и пытаются снять нервное напряжение алкоголем или наркотиками. Однако речь идет не только о вредных привычках, злоупотреблении спиртным или приеме наркотических средств. Современное общество, словно вирус, поразила зависимость от кредитов, компьютеров и интернета, а также лекарств, навязанных рекламой. При этом от одних современных проблем лучше избавиться или вообще их не иметь, к другим остается лишь приспособиться. Ведь часть из них – это обычные трудности, которые можно преодолеть и получить бесценный жизненный опыт.

“ Читайте также:

Наиболее распространенные проблемы общества

Социальное неравенство. Богатые и бедные граждане всегда были и есть. Однако сейчас между этими слоями населения огромная пропасть: у одних людей банковские счета с баснословными суммами, другим не хватает средств даже на мясо. По уровню доходов социум можно разделить на три группы:

  • Богачи (президенты, короли, политики, деятели культуры и искусства, крупные бизнесмены)
  • Средний класс (служащие, врачи, преподаватели, юристы)
  • Бедняки (неквалифицированные рабочие, нищие, безработные)

Рыночная нестабильность в современном мире привела к тому, что значительная часть граждан живет за чертой бедности. В результате происходит криминализация общества: грабежи, разбои, мошенничество. Однако при отсутствии сильно выраженного социального неравенства количество преступлений значительно меньше.

Кредитная кабала. Назойливые рекламные слоганы, призывающие брать сейчас, а платить потом, прочно засели в народных умах. Некоторые люди не глядя подписывают кредитный договор, поэтому не знают, чем опасны быстрые займы. Финансовая безграмотность не позволяет оценить собственную платежеспособность. Такие граждане имеют несколько кредитов, которые не могут своевременно погасить. К процентной ставке добавляются штрафные санкции, которые могут стать даже больше задолженности.

“ Читайте также:

Алкоголизм и наркомания. Эти болезни являются опасной социальной проблемой. Основные причины, по которым люди пьют: общая неустроенность, безработица и нищета. Наркотики обычно употребляют из любопытства или за компанию с друзьями. Прием этих веществ ведет к моральной деградации личности, разрушает организм и вызывает смертельные заболевания. У алкоголиков и наркозависимых часто рождаются больные дети. Асоциальное поведение для таких граждан становится нормой. Под воздействием алкоголя и наркотиков они совершают различные преступления, что негативно сказывается на жизни общества.

Уход от традиционных семейных ценностей. Каждому человеку семья дает необходимую психологическую поддержку. Однако в современном обществе наблюдается уход от традиционной семьи, который связан с пропагандой гомосексуальных отношений, так популярных в странах Запада. А легализация однополых браков в некоторых государствах, разрушает исторически сложившиеся гендерные роли. Ведь еще в каменном веке мужчина являлся основным добытчиком, а женщина – хранительницей очага.

Навязанные болезни и медикаменты. Производителям лекарств нужны нездоровые люди, ведь чем больше больных, тем лучше продается товар. Чтобы фармацевтический бизнес приносил стабильный доход, гражданам навязывают болезни и создают ажиотаж. Например, недавняя массовая истерия вокруг птичьего и свиного гриппа, сопровождалась ежедневными сообщениями в СМИ о новых жертвах заболевания. В мире началась паника. Люди стали скупать всевозможные лекарства, витамины, марлевые повязки, которые в пять-шесть раз возросли в цене. Так фармацевтическая индустрия постоянно получает колоссальную прибыль. При этом одни медикаменты не лечат, а лишь устраняют симптомы, другие – вызывают привыкание и помогают лишь при постоянном приеме. Если человек перестает их принимать, то симптомы возвращаются. Поэтому гражданам вряд ли когда-нибудь предложат по-настоящему эффективные лекарства.

Виртуальный мир. Большинство детей с раннего возраста имеют свободный доступ к компьютеру. Они проводят много времени в виртуальном мире и отдаляются от реальности: не хотят гулять, общаться со сверстниками, с трудом делают домашние задания. Даже в период каникул школьники редко встречаются на улицах. Сидя за компьютерами, дети уже не могут обходиться без мира иллюзий, в котором чувствуют себя безопасно и комфортно. Компьютерная зависимость – это зарождающаяся проблема в современном мире.

“ Читайте также:

Теракты. Серьезной общественной проблемой являются террористические акты в разных частях земли. Захват заложников, перестрелки, взрывы в метро и аэропортах, подрыв самолетов и поездов уносят миллионы человеческих жизней. Терроризм бывает глобальным, как, например, ИГИЛ и Аль-Каида. Эти группировки хотят завладеть оружием массового уничтожения, поэтому используют глобальные средства для достижения своей цели. Действуя по всему миру, они устраивают в разных государствах теракты с многочисленными жертвами. Террористами также могут быть одиночки, недовольные политикой своего государства, например норвежский националист Брейвик. Обе разновидности являются чудовищным преступлением, в результате которого гибнут невинные люди. Предугадать теракт невозможно, а его случайной жертвой может стать абсолютно любой человек.

Военные конфликты и вмешательство в дела других государств. В Украине страны Запада устроили государственный переворот, который заранее проплатили, оказали информационную и политическую поддержку. После чего США и ЕС приказали пойти войной на жителей Донбасса, не желавших подчиняться украинской власти. При этом западные страны, которые так любят кричать о правах человека, промолчали в сложившейся ситуации. А США финансово помогали Киеву и поставляли военную технику. Когда же Россия оказала помощь Донбассу, оружием и продовольствием, то мгновенно подверглась критике Запада и обвинениям во вмешательстве в дела Украины. При этом была возможность договориться о перемирии, однако Киев с подачи США и ЕС выбрал войну. Жертвами политических игр стали жители Донбасса. Тысячи людей благополучно жили и вдруг все потеряли, оставшись без крыши над головой. Это не единичный случай, США неоднократно вмешивались в дела стран Ближнего Востока и других государств.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации»

Кафедра: «История»

по дисциплине «История России»

«Социальные проблемы современной России»

Выполнил:

Студент группы СЦ 1-2

Пономарев Иван

Научный руководитель:

Пачкалов Александр Владимирович

Москва 2012

На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество различных проблем, социальные проблемы играют, как мне кажется, ключевую роль для понимания всей тяжести положения нашей страны. Проблемы бедности, алкоголизма, наркомании, мигрантов и это еще не полный список всех социальных проблем современной России

Бедность

Начну я, как и полагается, с самой острой и самой долговечной проблемы России, а именно, с бедности.

Эта проблема представлена в процентных показателях соотношения богатых слоев, средних и бедных, в том числе и по критериям ООН: в нищете живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения.

А разрыв между наиболее богатыми слоями (10%) и самыми бедными (10%) составляет 15-20 раз. При сравнении уровня минимальной оплаты труда в России с тем же показателем в развитых странах, выявляется разница в 10 раз. Взрослые трудоспособные люди составляют 30% всех бедных, а 61% бедных семей - семьи с детьми. Основная причина бедности - коррупция и экономическая политика властного класса.

В 2008 г. доля бедных в России составляла 16%, малообеспеченных - 56%, благополучных слоев населения - 28%. Малообеспеченность в России в настоящее время в большой степени, зависит от таких характеристик как тип населенного пункта, возраст, особенности домохозяйства и т.д. Социально-демографические характеристики определяют характер и масштаб расходов россиян, влияют на жизненные шансы в сфере потребления и на рынке труда. К примеру, иждивенческая нагрузка или плохое здоровье резко увеличивают затраты, и влияют на доступность для них эффективной занятости. Так, предпенсионный возраст, проживание в малых городах и селах или наличие в семье инвалида, требующего ухода, заметно снижают шансы на занятие привлекательных социально-профессиональных позиций. Особо значимой социально-демографической характеристикой, оказывающей влияние на уровень жизни населения является состояние здоровья. Но основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас этот минимум 120 евро, во Франции – 1200 евро, в Ирландии – 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии – меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв .

Главная позорная черта российской бедности – это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей – это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает моло дую семью в состояние бедности или в нищету.

Исходя из вышесказанного, можно легко понять, что сегодня наше государство не проводит практически никакой политики для решения проблемы бедности. Мы очень часто слышим, что мы стали жить лучше по сравнению с 90-ыми годами, но это же просто смешно и недопустимо, сравнивать современную Россию с той Россией, которая только начинала свое существование в 90-ые годы, я не считаю развитие России за эти 20 лет достижением, о котором можно было бы так много говорить, достаточно просто задуматься о том, что мы живем в самой большой по площади стране в мире, обладаем одними из самых больших запасов природного сырья и при этом уровень жизни во многих местах нашей страны можно сравнить с Африкой или бедными азиатскими странами.

Коррупция

Как говорил один из великих русских писателей М.Е. Салтыков-Щедрин: «Разбудите меня через 100 лет и спросите, что сейчас творится в России, и я вам отвечу сразу - пьют и воруют.»

Воровство- вечная проблема нашей страны.

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России – то успех гарантирован, если же проблема беспризорности – то шансов на решение мало.

По данным руководителя Следственного комитета прокуратуры А. Бастрыкина, сумма вреда, причинённого коррумпированными чиновниками, таможенниками, прокурорами и милиционерами – это толь ко по расследованным уголовным делам – приблизилась к 1 трлн р. При этом наибольшее количество преступлений коррупционной направленности совершено в сферах правоохранительной, контрольно-ревизионной деятельности и в органах местного самоуправления. По мнению К. Кабанова, председателя Национального антикоррупционного комитета, общая сумма реального коррупционного ущерба составляет 9–10 трлн р. в год. Это то, что касается коррупции в верхних эшелонах власти.

В целом же средний размер взятки в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился втрое и превысил 27 тыс. р. За прошлый год треть населения хотя бы раз давала взятки. В списке “некоррупционности” Россия находится на 146-м месте в мире, которое делит с Украиной, Кенией, Зимбабве. Хуже в этом плане только Афганистан, Ирак, Чад и Сомали.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить – “и разворовывании государственных средств”.

Проблема коррупци так же как и проблема бедности в нашей стране решается только во время предвыборных кампаниий или не решается вообще. Масштабы коррупции в России невероятны и, в основном, именно коррупция является главной причиной всех социальных проблем, даже простому человеку понятно, что эту проблему решать невыгодно, так как главная цель сегодняшней власти – это самообогощение, в нашей политике, по-моему, нет по настоящему “идейных” людей, нет патриотов, а у власти находятся “капиталисты” или, что еще хуже бывшие работники КГБ, ведь как показывает печальный опыт, эти люди не должны быть у власти.

Партия власти как социальная проблема

В продолжение предыдущей темы хочу сказать что:отсутствие политической конкуренции, противоречащее самой идее демократии, трактовалось идеологами партии власти как временная мера для быстрого, эффективного решения основных проблем общества “переходного периода”. Казалось бы, даже при сомнительной демократичности такого расклада политической жизни управлять страной в этой системе координат легче, эффективнее: без лишних дискуссий и парламентской демагогии начать строить дороги, каналы, вкладывать деньги в сельское хозяйство, строительство дешёвого жилья, развитие промышленности, помощь бедным, борьбу с болезнями. И всё это решительно и быстро. Президент ставит задачу, намечает программу, правительство всё рассчитывает, готовит проект закона, Дума его быстро принимает, исполнительная власть берёт на вооружение, деньги потекли, проблемы решаются. И действительно бывало, что этот цикл – особенно перед уходом Думы на летние каникулы – проворачивался за один месяц (достаточно вспомнить монетизацию льгот пенсионерам, на законодательное воплощение которой потребовалось всего 3–4 мес., если не считать летний каникулярный простой).

Что же при такой монополии на власть, управленческой свободе, обилии нефтяных и газовых денег правящей партии удалось сделать за десять лет в решении главных, острых проблем страны? Результаты, в основном, негативные.

Если в прошлом было принято списывать проблемы на тяжёлое прошлое или внешние факторы – “наследие царского режима”, “враждебное окружение”, “навязанную нам гонку вооружений”, “просчёты коммунистического правления”, “засилье олигархов 90-х”, то сейчас очевидно, что в последнее десятилетие проблемы не решались и только усугублялись. Власть и партия власти в этот период занимались лишь им одним ведомыми социальными проблемами.

Собственно, все властные полномочия – Государственной Думы и Правительства – монополизированы и сконцентрировались в руках одной правящей партии – “Единой России”. Отсутствие их публичного обсуждения (знаменитое “...Дума не место для дискуссий”) явилось главной причиной нерешения основных социальных проблем общества. Однако социальные проблемы, в отличие, например, от военных или внешнеполитических, требуют именно обсуждений и споров, поскольку в каждой из них кроются проблемы медицинские, экономические, экологические, психологические, педагогические, морально-этические, и в их решении заинтересованы совершенно разные слои общества, имеющие специфические, иногда противоречащие, интересы.

Всё написанное выше еще раз подтверждает, насколько сильно политика нынешнего государства не соответствует интересам большинства граждан и во многом противоречит Конституции РФ.

Алкоголизация

Алкоголь- наверное, самая страшная проблема современной России.

По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным – свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн зарегистрированных алкоголиков, 25–30 млн зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные.

Один из факторов роста алкоголизма – “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2–3 млрд долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” – за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов – растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Ещё одним фактором роста алкоголизма является, так называемое, спаивание населения. Существует очень много мнений подтверждающих то, что государству выгодно спаивать население, зависимость людей от алкоголя легко становится средством манипуляции и контроля, например: любой алкоголик за бутылку водки пойдет и поставит галочку в нужном месте во время голосования. Потребляя алкоголь, люди деградируют, они перестают быть заинтересованны в политической жизни страны и становятся аполитичными, люди просто глупеют, превращаются в стадо, ведь стадо легче контроллировать чем отдельно взятого образованного человека.

Наркомания

Проблема не менее страшная чем алкоголизация – наркомания.

Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране. Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11–40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков – основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С – 80% и гепатитом В – 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста.

На всю Федеральную целевую программу “Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005–2009 годы” было выделено 3,09 млрд р., в то время как в США ежегодно на эти цели тратится 34 млрд долл. Другая причина – “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина – наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, – человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие.

Вот мы снова видим, что важнейшая причина этой социальной проблемы это- коррупция. Если исчезнут все “наркокоррупционеры”, то наркоторговцы и наркомафия останется без необходимого им прикрытия и их будет гораздо проще вычислять и ловить.

Одна из социально-медицинских проблем это- вич и спид.

Ситуация характеризуется как эпидемия: в 2009 г. зарегистрировано 500 тыс. людей с ВИЧ-инфекцией, рост составил 13% по сравнению с прошлым годом. Среди населения в возрасте 15–49 лет 0,6% инфицированы ВИЧ, а по некоторым оценкам, число инфицированных превышает 1%. В прошлом году умерло больше 13 тыс. ВИЧ-инфицированных граждан, на 14% больше, чем в 2007 г. В силу отсутствия информации об эпидемии, в первую очередь по телевидению, большинство населения полагает, что СПИД – удел наркоманов и гомосексуалистов, отсюда неприязнь к ВИЧ-инфицированным, их дискриминация в образовании, медицинском обслуживании, приёме на работу. Соответственно, инфицированные люди скрывают свою болезнь, не идут на обследование. В то же время, хотя основной источник распространения инфекции (62%) – внутривенное употребление наркотиков, 34% получают инфекцию во время гетеросексуальных половых контактов, при этом растёт число детей, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей. В результате, к середине нулевых инфекция в стране достигла уровня эпидемии, но лишь в 2007 г. в стране был создан межведомственный совет по проблеме.

Как писал Марк Твен: “Все говорят о плохой погоде, но никто не пытается её изменить”. В том же ключе можно выразиться и по поводу социальных проблем в России: все говорят, что в нашем обществе они существуют и их множество, но большинство из них так и остаётся нерешённым, а некоторые только обостряются. Особенно это характерно для последнего десятилетия. Мало того, нет единого мнения по поводу того, какие проблемы общества являются сегодня самыми острыми, требуя безотлагательного решения и денежных затрат государства, а какие могут подождать, не будучи особенно опасными.

Органы власти периодически высказываются о наиболее важных социальных проблемах, устанавливая приоритеты их решения, что, в частности, находит отражение в регулярных посланиях Президента Федеральному собранию. Свою позицию по данному вопросу озвучивают не только руководители государства, но и лидеры политических партий. В результате можно составить представление о неком официальном “рейтинге важности социальных проблем”, т.е. социальные задачи как бы ранжируются по степени срочности их решения, где под “важностью” понимается та срочность, с которой они должны быть решены.

Бедность, нищета населения

В списке проблем России лидирует бедность - как самая острая. Рост доходов всего населения “в среднем” за последние десять лет обеспечивался ростом доходности самой богатой пятой части населения и прежде всего самой верхушки общества, составляющей полпроцента. Три четверти населения за это время лишь обеднели, к медленно растущему “среднему классу” можно причислить только 15-20% населения. В нищете, по критериям ООН, живут 20-30% населения, в бедности - три четверти населения России. В отличие от западных стран у нас не происходило “просачивания” доходов от богатых к бедным (“trickle down”), скорее - “бедные беднели, богатые богатели”. Разрыв между наиболее богатыми слоями - верхними 10% населения - и самыми бедными 10% составляет, по разным оценкам, 15-20 раз.

Основная причина бедности, очевидно, не бедность самой богатой минеральными ресурсами страны, а экономическая политика властного класса. За последние десять лет законсервировались главные “обедняющие” параметры экономической политики. Прежде всего, официальный уровень минимальной оплаты труда, МРОТ, установлен на уровне в десять раз меньшем, чем в развитых странах: у нас величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г. на душу населения 8192 рубля, для трудоспособного населения - 8834 рубля, пенсионеров - 6717 рублей, детей - 7920 рублей. минимум 120 евро, во Франции - 1200 евро, в Ирландии - 1300 евро. От этой скромной базы рассчитываются пособия, льготы, штрафы, средние зарплаты, пенсии.

Соответственно, бизнесу разрешается платить среднюю зарплату в 500 долл. месяц, что, опять же, в разы меньше, чем в Европе и Америке. Отсюда и нищенские пенсии - меньше 25% средней зарплаты (в отличие от 44%, как в Европе). К тому же все минимальные доходы, поддерживаемые государством, исчисляются из “прожиточной корзины” 1991 г., предполагающей лишь физическое выживание. Все последующие повышения прожиточного минимума лишь как-то предотвращали вымирание самых бедных слоёв.

Главная позорная черта российской бедности - это взрослые трудоспособные люди, работающие или безработные, чьи зарплаты и пособия ниже прожиточного минимума, они составляют 30% всех бедных. Кроме того, у российской бедности “детское лицо”: 61% всех бедных семей - это семьи с детьми. При всех призывах властей к молодым семьям рожать больше детей, в реальности рождение ребенка, а тем более двух, погружает молодую семью в состояние бедности или в нищету.

Алкоголизация населения, пьянство

Алкоголизация населения - всеми признанная национальная проблема. По данным ООН, душевое потребление 8 л алкоголя в год уже приводит к деградации нации, у нас это потребление, по официальным оценкам, достигло 18 л, а по неофициальным - свыше 20 л. Народ вымирает в значительной мере от всеобщей алкоголизации. Свыше 80% употребляют спиртные напитки, треть регулярно пьёт водку, в стране 3 млн. зарегистрированных алкоголиков, 25-30 млн. зависимых от алкоголя, 75 тыс. ежегодно умирают от алкогольных отравлений, каждое пятое преступление совершается на почве пьянства. Эти факты уже признаются всеми, однако причины и меры борьбы называются самые разные.

Один из факторов роста алкоголизма - “левая”, теневая, водка, производимая без уплаты акциза и других налогов, продаваемая нелегально и приносящая производителям 2-3 млрд. долл. в год. Производство контрафактной водки всё время растёт, что рождает “статистический парадокс” - за последние двадцать лет официальное производство водки не растёт или снижается, а продажа, неизвестно из каких источников, увеличивается. Но такой водкой, хотя бы, как правило, не травятся, люди умирают от суррогатов - растворов бытовой химии на основе технического спирта, который “подкрашивают” чем придётся.

Распространение наркотиков, наркомания

Проблема, не менее острая, чем алкоголизация, - распространение наркотиков. Все знают, что такая проблема есть, первые лица государства называют это “нарковойной”, объявленной стране. Наркотрафик двигают интересы мощных криминальных сил, чьи доходы от нелегальной продажи наркотиков составляют свыше 15 млрд. долл. в год. За десять лет потребление наркотиков в России выросло в десять раз, в то время как в США за это время снизилось вдвое. Число наркоманов, зарегистрированных в диспансерах, составляет 550 тыс. человек, а, по оценкам, регулярно потребляют наркотики 5 млн. человек, или, по данным социсследований, свыше 7% населения в возрасте 11-40 лет. Это в восемь раз больше, чем в странах Евросоюза. Кроме того, потребители инъекционных наркотиков - основной источник ВИЧ-инфекции: среди этой группы ВИЧ поражены 18%, гепатитом С - 80% и гепатитом В - 27%.В структуре зарегистрированной преступности незаконный оборот наркотиков занимает второе место не только по объёму и интенсивности, но и по темпам их прироста .

Среди основных причин незаконного оборота наркотиков эксперты называют недофинансирование.

Одна из причин - “пробелы в законодательной нормативной базе”, регламентирующей борьбу с наркотрафиком и наркоторговлей: не хватает нужных законов и подзаконных актов. Важнейшая причина - наличие в структуре преступного оборота наркотиков ключевой фигуры “наркокоррупционера”, - человека в органах власти, обеспечивающего функционерам наркобизнеса надёжное прикрытие.

Вымирание населения

Демографическое явление, получившее в социологической терминологии название “русский крест”, было зафиксировано в России в 1992 г., когда кривая, изображающая смертность, резко пошла вверх и пересекла линию рождаемости. С тех пор смертность превышала рождаемость, временами в полтора раза: мы стали страной с европейской рождаемостью и африканской смертностью. По официальным прогнозам, к 2025 г. численность населения сократится до 120 млн. человек, а по некоторым оценкам, и до 85 млн. Россия - единственная из развитых стран, вымирающая в мирное время. Основные причины рекордной смертности - болезни, в том числе социально обусловленные, убийства и самоубийства, смерти на дорогах, алкогольные отравления.

Очевидно, не видя возможности реально снизить смертность, органы власти основной упор делают на увеличение рождаемости. Некоторый рост здесь произошёл - с минимума в 8,3 случаев на 1000 человек в 1999 г. до 12,5 случаев на 1000 человек в 2009 г. Часть прироста - за счёт увеличения числа потенциальных матерей, родившихся в относительно благополучные 80-е годы. Дальше этот рост замедлится.

Социальное сиротство

С ростом рождаемости возникают другие проблемы. Из-за растущего алкоголизма отцов, распада семей и бедности многие матери ещё в роддоме отказываются от своих детей, кроме того, родителей-алкоголиков и преступников лишают родительских прав. Возникло так называемое социальное сиротство: сироты при живых родителях. Таких социальных сирот сейчас свыше 700 тыс. Из 800 тыс. детей-сирот более 80% составляют социальные сироты.

Но и у многих детей, живущих в семьях, печальная судьба. Конфликты в семьях и разводы, алкоголизм родителей, нищета вынуждают многих детей убегать из дома и скитаться по стране. Таких беспризорных детей - точной цифры никто не знает - около 1 млн. Еще больше - до 2 млн. - безнадзорных, тех, кто лишь ночует дома, но днём остаётся без надзора родителей и воспитывается улицей. В результате, в год около 330 тыс. преступлений совершается подростками, 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством.

Около половины выпускников детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие - преступниками. При этом государство не решает проблемы усыновления и опекунства. Бюрократия и низкая материальная поддержка семей, принявших ребёнка на воспитание, создают для них непреодолимые трудности.

В таких условиях повышение рождаемости имеет сомнительную ценность.

Мигранты, переселение соотечественников

Одной из мер решения демографической проблемы органы власти избрали приток населения из-за границы. В принципе, большинство экспертов сходятся во мнении, что без притока людей извне нам проблему депопуляции страны не решить. Основной выход видится в привлечении русских, оказавшихся из-за распада СССР в странах СНГ, а также и всех других, кто пожелает приехать жить в Российскую Федерацию, опять же, из бывших республик Союза. Однако никакой внятной дискуссии в обществе касательно политики в сфере миграции населения не произошло. Нет однозначного понимания, кто такие наши “соотечественники”. Это те, для кого родина - СССР, или - Россия, или - Российская империя, или это попросту русские, которым тяжело живётся в новой “загранице”, например в Прибалтике? В конце концов была выработана невнятная программа привлечения “соотечественников”, закреплённая федеральным законом, в котором материальные стимулы для переезда были более чем сомнительными. В результате, из запланированных программой переселенцев в количестве 300 тыс., реально переселились лишь около 10 тыс. человек. Люди в эту программу не поверили, сомнительными льготами не прельстились и численность россиян не увеличили.

Коррупция

Коррупция, собственно, не является отдельной социальной проблемой. Это системная болезнь общества, врождённый порок новой политэкономической системы, основа взаимоотношений власти и бизнеса и внутри самой власти. За последнее десятилетие коррупция выросла в десять раз, впрочем, она увеличивалась и в 90-е годы. Именно от коррупциогенности проблемы, ожидаемого “отката”, зависит её решение или нерешение: если это проведение какого-нибудь первенства мира в России - то успех гарантирован, если же проблема беспризорности - то шансов на решение мало.

Ущерб от коррупции представляет собой суммы, незаконно полученные чиновниками, и прибыль бизнесменов как результат сделки. Но практически, подавляющая часть финансирования на решение социальных проблем идёт из бюджетов государства разных уровней и, по многочисленным оценкам, в результате конкурсов, тендеров на распределение этих средств, половина из них уходит в “откат” коррупционным бизнесменам и чиновникам. Получается, половина социальной части государственного бюджета не попадает по назначению, т.е. разворовывается.

Неудивительно, что представители всех без исключения социально ориентированных отраслей экономики говорят о “недофинансировании” их сфер деятельности, резонно было бы добавить - “и разворовывании государственных средств”.

К результатам социальной политики в России можно отнести выделение некоторого процента бюджетных средств на социальные нужды, на пособия, выплаты малоимущим. Эти выплаты минимальны. Разрыв между минимальным размером оплаты труда и средней заработной платы в России огромен. Этот разрыв не может сравниться с мировой нормой. По существу жить на минимальную зарплату или на пособие приблизительно равное ему не возможно.

Правительство и государственная дума России постоянно принимают законы о повышении минимальной зарплаты, пенсий, вводят новые пособия. Но на практике эти законы не выполняются или выполняются не повсеместно и не в полном объеме. Это происходит из-за не хватки бюджетных средств в федеральном и местных бюджетах. Что не может не сказаться на уровне жизни основной массы населения страны.

Но по существу большинство социальных программ направлены на экстренное удаление проблем в социальной жизни общества, но не их решение. Проблема социальных нужд состоит из причины и следствия. Большинство, если не все попытки правительства улучшить жизнь населения является всего лишь смягчением следствий. Но эти действия не является решением проблемы. Например, малоимущего, бедного, безработного, не имеющего определенного места жительства можно бесплатно накормить, дать ему какую-либо одежду, предоставить приют на ночь. Но завтра они снова будут голодными, без одежды, без жилья. Это фактически означает, что деньги потрачены впустую. Для такого постоянного обеспечения не хватит ни каких бюджетных средств. Поэтому необходимо бороться с самим явлением нищеты, бедности - безработицы. Надо направить все силы на борьбу с причинами социальных проблем. А значит необходимо принять меры по недопущению закрытия, приостановки деятельности, к примеру, предприятий. Это уменьшит количество безработных, даст возможность людям самим заработать на жизнь. При этом и оплата труда должна быть на уровне, который позволял людям на него жить. Разработка и постоянное усовершенствование законодательства также может помочь этому процессу.

Реферат

по предмету:

Социология

На тему:

«Национальные проблемы»

Работу выполнила

студентка гр. Э-34 Саваровская Жанна

Введение………………………………………………………………………………………3

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России…………………….4

2. Причины национальных противоречий……………………………………………...5

3. Русские в ближнем зарубежье. Проблемы миграции………………………………...9

4. Сравнительное исследование положения русских в Эстонии и Узбекистане………11

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………………………………14

Введение

Россия представляет собой уникальное многонациональное образование. На «бескрайних просторах» сформиро­валась одна из наиболее сложных многонациональных систем, отличающаяся исключительным разнообразием своих элементов как по численности своего физического субстрата (от нескольких сотен людей до десятков миллионов), пространственно-географического расселения и природно-климатических условий существо­вания, так и по специфичности, своеобразию их национально-исторической культуры. К национально-структурным компонентам относятся и русские, численность которых по переписи 1989 г. составляла около 120 млн. человек, и такие этни­ческие группы, как ороки (179 человек) и энцы (198 чело­век). Общее же число народов России достигает 150.

Во-первых, это народы, большая часть которых живет в Российской Федерации и, как правило, имеет националь­но-государственные образования. К ним, помимо русских, относится большинство народов алтайской семьи: тюркская группа - татары, чуваши, башкиры, якуты, тувинцы, хакасы и др.; монгольская группа - буряты, калмыки и др.; тунгусо-маньчжурская группа - эвенки, эвены и др. Сюда же относятся уральская семья, включающая в себя финно-угорскую группу (мордва, удмурты, марийцы, коми и др.) и северо-кавказская семья, подразделяющаяся на нахско-дагестанскую группу (чеченцы, аварцы, лезгины, ингуши и др.), абхазо-адыгскую группу (кабардинцы, ады­гейцы, черкесы и др.) и другие этносы (народы).

Во-вторых, это народы стран «ближнего зарубежья» (т. е. республик бывшего Союза); представленные на тер­ритории России значительными этническими группами, нередко с компактным расселением. К ним относятся ук­раинцы, белорусы, казахи, армяне, азербайджанцы, мол­даване, грузины, узбеки и другие группы людей опреде­ленной национальности.

В-третьих, выделяемые специалистами мелкие под­разделения этносов, которые в большинстве живут за пре­делами России. Это - евреи, турки-месхетинцы, асси­рийцы, абхазы, каракалпаки, румыны, венгры, китайцы, курды и другие этнические группы.

В феномене национальной культуры происходит одновременно противоречивый процесс (способный при определенных условиях привести к этнокультурному конфликту) постоянного воспроизводства органичных для каждого народа способов его функционирования и развития в традиционно-охранительных формах.

1. Национальные культуры в конфликтных процессах в России

Национальная культура - это пространственная локализация и «персонификация» в специфически выраженной форме общечеловеческой культуры в границах определенного социального коллектива. Члены данного коллектива идентифицируются между собой не только единством языка с его внутриобщественными коммуникативными функциями, но и исторически сформировавшимися ценностями и нормами, воспринятыми в качестве обязательных для всех. В своем реальном существова­нии как общественный феномен национальная культура есть форма проявления содержания общечеловеческой культуры, соотносясь с ней как часть с целым.

Каждый этнический коллектив, на протяжении столетий живущий в заданных природой климатических условиях (экологической нише) с набором тех или иных естественных ресурсов, влияющих на формирование структуры его производственной деятельности, вырабатывает в себе и определенный стереотип видения и воспроизводства действительности в присущих ему формах культурного освоения действительности. Причем для всех, особенно малочисленных народов, функционирующих в иноэтническом окружении и обладающих относительной ограниченностью внутриэтнической культурной информации, характерно стремление как сохранить наиболее существенные компоненты своей собственной культуры, так и заимствовать значительные по объему и количеству разнообразные элементы других - инонациональных культур.

Самобытность национальной культуры в системности ее характеристик выражается в единстве содержания и формы.

Национальные культуры разделены по видам и жанрам, в них преобладающую роль играет профессионально-специализированное культур­ное творчество, национальные культуры присущи круп­ным социально-этническим коллективам (от сотен тысяч до десятков миллионов людей), в которых обязательно наличие слоя интеллигенции. Они вбирают в себя дости­жения науки и технического производства, вытесняют местные диалекты и функционируют на основе обще­национального литературного языка. Крупные нации обладают дифференцирован­ным общественным сознанием с присущими ему предмет­ными формами с интегрирующей ориентацией в различ­ных сферах жизнедеятельности.

Различия между культурами оказы­вают большое влияние на возникновение и развитие кон­фликтных ситуаций во взаимодействии народов в Россий­ской Федерации.

В процессах этнокультурного взаимодействия народов России, других стран СНГ прослеживаются, усиливаясь особенно в последние годы, две взаимопротивоположные тенденции: прежде всего дифференциации, изоляции культур, возрастающего стремления сохранить свою куль­турно-языковую самобытность, роста национального самосознания и, с другой стороны - идущая снизу, от масс населения тенденция перехода культур, взаимокультурного смешения различ­ных элементов, интернационализации различных пластов куль­туры. Эти противоречия общесоци­ологического характера в нынешней российской действи­тельности и действительности всех стран СНГ переплелись с противоречиями конкретно-исторического содер­жания, указывающими специфику современных меж­национальных конфликтов.

2. Причины национальных противоречий

Нынешнее российское содержание национальных противоречий, в том числе в сфере взаимодействия куль­тур, связано с широким спектром причин, наиболее сущест­венными из которых, на наш взгляд, являются следующие.

Во-первых, это причины национально-исторического п орядка, охватывающие всю совокупность условий и факторов су­ществования и сосуществования народов России. После распада СССР как единого государства существенно из­менилась этнополитическая ситуация в соотношении рус­ских и нерусских во вновь образовавшемся суверенном государстве России: если в Союзе русских было около 50% всего населения, то в Российской Федерации их около 82%, а по этому показателю она сближается с такими стра­нами, как Франция и Великобритания, не относимых в официальных документах к многонациональным. Но Россия именно таковой остается.

Из 27 млн. человек нерусской национальности около 10 млн. - это представители так называемых «титуль­ных» народов, давших название российским республикам, автономным округам и автономной, области, причем во многих из них русские занимают численное большинство. Вместе с тем своеобразие исторического развития Рос­сии не дает основания считать наличие в этнополитической структуре России национально-республиканских и других компонентов «неудачным» решением националь­ного вопроса, а высказываемые предложения переиме­новать население Российской Федерации в «российскую нацию» являются необоснованными.

В последние годы были высказаны различные, порой противоположные точки зрения по поводу вхождения в состав России народов Сибири и Северного Кавказа. «Зна­менитая» Кавказская война, продолжавшаяся свыше 50 лет, происходила в двух основных районах Северного Кав­каза: на Востоке - Чечне и Дагестане, и на Западе - на­селенных адыгскими племенами (абадзехами, шапсугами, убыхами). В этой войне выполнялась поставленная Нико­лаем I «важнейшая» задача - «покорение горских наро­дов или истребление непокорных». В этническом само­сознании многих северокавказских народов из поколения в поколение экстраполировался совершенный по отноше­нию к ним стереотип исторической несправедливости, «обогащенный» сталинскими репрессиями 1944 г., т. е. массовыми депортациями этих народов в Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь. Исследователи отмечали, что у че­ченцев, например, в массовом сознании как бы спрессо­валось социальное время, в их представлениях слились воедино две разные эпохи, символизируя стремление на­рода к исторической самостоятельности. Последующие военные действия в Чечне подтвердили, что «антидудаевская» кампания 1994-1996 гг. лишь усилила у чеченцев желание полной суверенизации от России.

Другим примером наличия довольно глубоких пластов этнического самосознания, в котором может воспроизво­диться чувство «исторической несправедливости», явил­ся возникший с начала 90-х гг. конфликт в Татарстане, имевший в ряде своих аспектов характер межнационального противостояния между татарами и русскими в республике. Историческая память татар из поколения в поколение воспроизводила идею суверенно­го национального государства, «родного» для себя Казан­ского ханства, завоеванного Московским государством в середине XVI в. и ставшего одним из вассалов «Российс­кого царства».

В нашей недавней истории проводившаяся нередко на местах политика «тихой ассимиляции» камуфлировалась заботой «о расцвете и сближении наций». Несмотря на издававшиеся в бывших российских автономиях газеты и журналы, на функционирование национальных театров и фольклорных ансамблей, проводившиеся «декады куль­туры» различных народов, в реальности росло ощущение сворачивания национальных и этнических культур, суже­ния сферы употребления родного языка, особенно мало­численных народов.

Поэтому не случайно, что исторические причины со­временных межнациональных конфликтов тесно переплелись, во-вторых, с причинами национально-административно­го, культурно-автономизационного характера, выражающего стремление каждого народа приобрести статус национально-суверенного государственного образования.

На наш взгляд, попытки «выбить» для себя националь­но-государственный статус связаны не только с желаниями тех или иных этнократов приобрести должность «президентов» и ковровые дорожки в аэропортах, как об этом заявляют федеральные чины, но также со стремлением таким путем сохранить свою этнокультурную и языковую самобытность. При отсутствии закона о культурно-наци­ональных автономиях, в условиях продолжающейся не один год дискуссии о местном самоуправлении, не существует пока иного, чем наличие национально-административного суверенитета, действенного механизма защиты национальной атрибутики, даже несмотря на принятый в 1991 г. Закон «О языках народов РСФСР», в котором декларируется «создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов РСФСР.».

В реальности взаимоотношения различных народов в рамках единого государства превращаются, что было и до недавнего времени в России, в мощное давление одной культуры на другую.

К третьей группе причин межнациональных конфликтов мы относим национально-психологические, которые синтезируют в себе сложные механизмы формирования национального са­мосознания, выделения себя в качестве самостоятель­ного субъекта по принципу «мы - они». Острота межнациональных противоречий и конфликтов нередко обусловлена уровнем действительных интересов и возможностью их реализа­ции в сферах национального развития. Искаженные формы национальных интересов превращаются в национальную идею. Массовое ослеп­ление, убежденность в абсолютной значимости такой национальной идеи порождают агрессивные формы поведения, провоциру­ют различные группы людей определенной националь­ности на стремление доказать приоритет именно «своих» национальных интересов над всеми другими.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФГБОУ ВПО

«Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра экономики

Контрольная работа

по дисциплине «Регионалистика»

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОССИИ

Выполнила студентка первого курса

факультета заочного обучения

по специальности «экономика»

Малюк Ольга Николаевна

Чебоксары - 2013

Введение

1. Национальный состав населения

1.1 Национальная численность населения

1.2 Расселение народов по территории России

1.3 Языковые семьи и группы

2. Национальные проблемы России

2.2 Русско-чеченский конфликт

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Российская Федерация - многонациональное государство. В стране живут и работают множество народов и наций. Так как все мы живем в одном обществе, нам приходится сотрудничать, взаимодействовать. Но, как и в любом контакте, могут возникать проблемы в отношениях.

К числу наиболее сложных и трудноразрешимых относятся этносоциальные (межнациональные) конфликты. Это форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому (национальному признаку). В повседневной практике при обсуждении межнациональных отношений, эффективности или неэффективности национальной политики государства, обычно имеются в виду определенные нации. При этом различные малочисленные этнические группы особо не выделяются, хотя их количество в России, довольно значительно. Межэтническая политика государства призвана регулировать социально-политические отношения с целью согласования интересов различных этнических и национальных групп и наиболее полного удовлетворения их потребностей.

Распад СССР и процессы, происходящие в российском обществе, поставили множество острейших практических и теоретических вопросов. Среди таких актуальных вопросов, бесспорно, находятся проблемы национальной политики. Постсоветская ситуация позволяет более широко и реалистично осмысливать политику межнациональных отношений, проводившуюся в КПСС во времена советской власти: сотрудничество и помощь друг другу, совместная борьба и победа над фашизмом, становление и развитие национальных культур целого ряда народов.

С распадом Союза у России в области национальных отношений остается еще много болевых, потенциально опасных зон: стремление к созданию этнических государств, политические амбиции национальных элит, этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов, территориальные претензии, отсутствие ясных приемлемых формул взаимодействия центра и регионов.

В советском обществознании уделялось большое внимание национальной проблематике. Определенная заданность исследований требовала раскрывать многосложную сферу межнациональных отношений с позиции прежде всего их классовой детерминации, бесконфликтности в условиях социализма, сближения народов и в перспективе их слияния.

В свете сказанного, представляется, что выбранная тема является научно значимой и актуальной.

Разработанность проблематики межнациональных конфликтов находится в российском обществознании пока еще в первоначальной стадии. Многие вопросы носят постановочный, общий характер и требуют дальнейших исследований.

Общественные процессы в условиях структурных преобразований и социальных реформ обретают во многих случаях национальную окраску, а нередко сопровождаются межнациональными конфликтами.

Постановка цели и задач курсовой работы.

Цель - анализ и классификация национального состава населения страны, а также анализ истоков и содержания межнациональных конфликтов в условиях современного российского общества, в нахождении возможностей устранения конфликтов и путей их разрешения.

· рассмотреть исторически сложившийся состав населения в России, в частности в Читинской области;

· рассмотреть межнациональные отношения в современном российском обществе с методологических позиций теории конфликтов;

· исследовать причины современных межнациональных конфликтов, порожденные условиями их длительного накопления и искусственного сдерживания и причины, порожденные реформированием общества и складыванием новых механизмов межнациональных отношений;

· обозначить роль политических элит и лидеров как в обострении, так и в урегулировании или преодолении конфликта;

· осмыслить состояние институциональных (государственные органы, партии и общественные движения) факторов в механизмах разрешения межнациональных конфликтов.

Основные понятия.

Население - это непрерывно возобновляющаяся в процессе воспроизводства совокупность людей, живущая на земле в целом или в пределах какой-либо ее части.

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов, позиций, стремлений. этноэгоизм, порождающий массовый отъезд русскоязычного населения из ряда регионов;

Этнос - народ, племя, группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих своими обычаями и укладом жизни, что отличает их от других групп.

Нация - это социально-историческая общность людей, совокупность граждан государства, имеющих общность территории и языка, социально-экономической и культурной жизни.

Межнациональный конфликт - конфликт между представителями разных наций, возникший в результате социально-политического неравенства, ущемления их прав, связанных с государственным устройством.

1. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ

1.1 Национальная численность населения России

региональный миграция межнациональный

К началу XX века территория Российской империи достигла 22,4 млн км2. Соответственно, с увеличением территории росла и численность населения и в этот период времени составляла 128,2 млн человек. Так, по данным переписи 1897 года в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русских составляла 44,3%.

В 1926 году по переписи населения СССР выделялось около 160 этносов, в том числе 30 ч численностью населения менее 1 тысячи человек. Характерной особенностью народов СССР было сильное различие их численности. Двадцать два из них, насчитывающие более 1 млн человек каждый, составляли 96% населения всей страны.

Что касается населения современной России, он также очень богат и разнообразен. Сегодня на территории российской Федерации проживает более 130 наций и народностей. Каждый народ отличается укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой, трудовыми навыками.

По данным переписи 1989 года, большинство населения составляли русские (более 80%), далее из многочисленных народностей, населяющих Россию, следует отметить следующие: татары (свыше 5 млн человек), украинцы (свыше 4 млн человек), чуваши, башкиры, белорусы, мордва и другие.

Что же касается национального состава Читинской области, то в переписи населения 1989 года было зафиксировано следующие данные (в процентах от всего населения региона): русские - 88,4%, буряты - 4,8%, украинцы - 2,8%, татары - 0,9%, белорусы - 0,7%, чуваши - 0,2%, башкиры - 0,2%, мордва - 0,1%, эвенки - около 0,1%, другие национальности - 1,9%.

Текущей статистикой было отмечено увеличение доли русских до 90,9%, бурят до 5,4%, эвенков до 0,2% и понижение доли представителей других национальностей.

Подавляющая часть представителей народов севера, в первую очередь, эвенки, проживает в Каларском, Тунгиро-Олёкминском и Тунгокоченском районах .

1.2 Расселение народов по территории РФ

Все народы, населяющие нашу страну, можно подразделить на три группы. Первая - этносы, большая часть которых живет в России, а за ее пределами составляют лишь небольшие группы (русские, чуваши, башкиры, татары, якуты, буряты, калмыки и другие). Они, как правило, образуют национально-государственные единицы в составе Российской Федерации.

Вторая группа - это те народы стран ближнего зарубежья (то есть республик бывшего СССР), а также некоторых других стран, которые представлены на территории России значительными группами, в ряде случаев компактным расселением (украинцы, белорусы, казахи, армяне, поляки, греки и другие).

И, наконец, третью группу образуют мелкие подразделения этносов, в большинстве случаев живущих за пределами России (румыны, венгры, абхазы, китайцы, вьетнамцы, албанцы, хорваты и другие).

Таким образом, около 100 народов (первая группа) живет в основном на территории РФ, остальные - представители второй и третьей групп - преимущественно в странах ближнего зарубежья или других государствах мира, но являются все же существенным элементом населения России.

Россия - многонациональная республика, по своему государственному устройству является федерацией, построенной по национально-территориальному принципу.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (Конституция РФ, 1993 год).

В состав РФ на 1 января 2007 года входят 86 субъектов, из них 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального назначения (Москва и Санкт-Петербург), 1 автономная область, 7 автономных округов.

Общая площадь 29 национальных образований (республик, автономных округов, автономной области) составляет 53% территории страны. В то же время здесь проживает лишь около 26 млн человек (среди них почти 12 млн русских).

Все национальные образования отличаются сложным составом населения. Причем доля основной или «титульной» нации в ряде случаев сравнительно невелика. Так, из 21 республики РФ лишь в шести основные народы составляют большинство (Ингушетия, Чувашия, Тува, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Чеченская Республика). В полиэтническом Дагестане десять местных народов (аварцы, даргинцы, кумыки, лезгины, лакцы, табасараны, ногайцы, рутульцы, агулы, цахуры) образуют 80% всего населения. В девяти республиках на народы «титульной» нации приходится менее одной трети населения (в том числе в Карелии и Калмыкии).

Существенно отличается картина расселения народов в автономных округах. Они заселены очень редко и в течение многих десятилетий привлекали мигрантов из всех республик бывшего СССР (русских, украинцев, татар, белорусов, чеченцев и других), которые приезжали на работу - осваивать богатейшие месторождения полезных ископаемых, строить дороги, промышленные объекты и города. В итоге «титульные» народы в большинстве автономных округов и в единственной автономной области составляют лишь небольшой процент в общей численности их населения. Например, в Ханты-мансийском автономном округе - 1,5%, в Ямало-Ненецком - 6 %, Чукотском - около 9%. Подробную национальную структуру населения автономий России можно проследить по данным таблицы 1.1 в приложении работы.

1.3 Языковые семьи и группы

Отличительный признак народа - его язык - важнейшее средство общения людей. По сходству языков народы объединяют в языковые группы, а близкие и родственные группы в языковые семьи. По языковому признаку все народы России можно объединить в 4 языковые семьи:

1. Индоевропейская семья (80% всех жителей страны). В эту семью входят: - славянская группа, наиболее многочисленная в России, включающая русских, украинцев, белорусов, поляков и других.

Иранская группа, включающая таджиков, осетин, курдов.

Романская группа, в которую входят молдаване, цыгане, румыны.

Германская группа. К ней относят немцев, евреев.

2. Алтайская семья (6,8% всех жителей страны). В ее состав входят следующие группы: - тюркская группа, в состав которой входят татары, чуваши, башкиры, казахи, якуты, тувинцы, карачаевцы, хакасы, балкарцы, алтайцы, шорцы, долганы.

Монгольская группа, состоящая из бурят, калмыков.

Тунгусо-маньчжурская группа. К данной группе относят - эвенов, эвенков, нанайцев, удэгейцев и других.

Палеоазиатская группа, состоящая из чукчей, коряков.

3. Уральская семья (2% всех жителей страны). Подразделяют на группы: - финно-угорская группа, в которую входят мордва, эстонцы, удмурты, марийцы, коми, коми-пермяки, карелы, финны, манси, венгры, саамы.

Самодийская группа, включающая ненцев, селькупов, нганасанов.

Юкагирская группа (юкагиры).

4. Северокавказская семья (2% всех жителей страны). Также включает в себя несколько групп: - нахско-дагестанская группа. К ней относятся чеченцы, аварцы, даргинцы, лезгины, ингуши.

Картвельская группа · грузины.

Адыго-абхазская группа, включающая адыгейцев, абхазцев, черкесов, кабардинцев.

Кроме выше указанных семей, в России проживают представители чукотско-камчатской семьи (чукчи, коряки, ительмены); эскимосско-алеутской семьи (эскимосы, алеуты) и народы других языковых семей и народов (китайцы, арабы, вьетнамцы и другие).

Языки всех народов России полноправны, но языком межнационального общения является русский.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

Во многих многонациональных странах, существуют какие-либо межнациональные конфликты, и Россия принадлежит к их числу.

В Советском Союзе не было господствующей нации, ибо им правила номенклатура, воплощавшая в своей деятельности тоталитарную систему, как таковую. Путем насаждения “механического интернационализма” последняя глушила национальную жизнь. Национальный вопрос был объявлен решенным, что означало на практике сворачивание национальной культуры, для которой осталась только форма при идентичности для всех “национального содержания”.

В условиях отсутствия альтернатив люди во многом смирились с этой ситуацией и редко протестовали против нее. В новых же условиях, рожденных перестройкой, появились возможности для открытой и нелицеприятной реакции на сложившуюся ситуацию, и она оказалась неожиданно бурной и негативной. Некогда образованные волюнтаристским способом республики и автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических, по сути, стремлениях, к сожалению, были и есть перекосы. В частности, это проявилось в стремлении в ряде республик обеспечить приоритетные права коренной нации за счет других национальностей. И это вызвало отрицательную реакцию. Возникла напряженность, в том числе и в отношениях, например, между русскими и представителями коренных наций. За годы советской власти у русских сформировалось ощущение, что их родина - это вся страна, все социалистическое отечество - СССР. И именно это ощущение, подкрепленное сознанием своего истинного превосходства и роли “старшего брата” в семье советских народов, пришло сегодня в противоречие с реальным статусом русских в ряде республик, где они ощутили себя не только меньшинством, но и меньшинством дискриминируемым. “Мигранты”, “оккупанты” и другие не менее крепкие ярлыки не могли не задеть национального самосознания русских, не вызвать протеста с их стороны.

Сейчас мы начали новый виток своей истории и, чтобы мы могли сделать качественно новый шаг в своем развитии, нужно очень внимательно и заинтересованно посмотреть на свое прошлое и найти в нем источники силы и развития, способные обеспечить прогресс России.

Однако, по-прежнему, остаются актуальными некоторые проблемы, которые рассмотрим ниже.

2.1 Межнациональная напряженность в региональном аспекте

В наши дни появилась реальная угроза распада России на отдельные самостоятельные государства, в качестве которых не прочь провозгласить себя не только некоторые национально-, но и административно - территориальные образования. Естественно возникают вопросы: повторит ли она судьбу Союза ССР, возможно ли этого избежать и как? Чтобы ответить на них нужно, с одной стороны осмыслить состояние межнационального общения, определить истоки недовольства и напряженности в этой сфере, а с другой - выявить условия и факторы, составляющие интеграционный потенциал российской многонациональной государственности, выявить пути и механизмы консолидации наций, народностей, регионов.

На сегодняшний день в условиях постепенного ослабления экономической нестабильности Российское правительство в состоянии удерживать страну от развала. Однако пока существуют такие «горячие точки» как «республика Чечня» |Российское правительство не может гарантировать целостность, как и безопасность государства (тем более, что остальной мир называет этот «конфликт» войной).

2.2 Русско-чеченский конфликт

Русско-чеченский конфликт, который с перерывами продолжается уже десятый год, видится и оценивается очень по-разному в зависимости от положения наблюдателя. Для человека из России - это центральный политический конфликт страны.

Русско-чеченский конфликт называют “забытая война”. СМИ (Средства массовой информации) время от времени сообщают о потерях российских войск и иногда напоминают о тяготах и лишениях сотен тысяч беженцев из Чечни, но пока не происходит какой-либо сенсационный террористический акт, (взрыв на станции м. Пушкинская, «Норд-ост»…)интерес к этой войне падает до интереса, уделяемого армяно-азербайджанской распре из-за Карабаха или какому-либо аналогичному этническому столкновению в иных экзотических точках планеты.

В отличие от правительственных кругов мировое общественное мнение за последние годы выработало по чеченскому конфликту целую гамму позиций, весьма разнящихся между собой. И если в случае кризиса в Косово западное общественное мнение стало важнейшим фактором давления на правительства и НАТО, то в случае Чечни разнообразие позиций и подходов, эта разноголосица мнений по поводу чеченского кризиса позволила правительствам занять выжидательную позицию и проводить политику полного невмешательства.

Социал-демократические группировки также поддерживают идею права наций на самоопределение и осуждают действия российского правительства в Чечне, однако обосновывают свою критику грубейшими и повсеместно распространенными нарушениями прав человека в русско-чеченском конфликте. Социал-демократы осуждают применение войск, призывают к перемирию в Чечне и настаивают на мирных переговорах с участием международной общественности. Учитывая ведущее положение социал-демократов в большинстве правительств Западной Европы, эта позиция вполне могла бы быть, подкреплена практическими мерами. Она, однако, напротив, заметно ослабла в последнее время из-за укрепляющихся связей чеченского сепаратизма с миром исламского фундаментализма. Чем больше ход военных событий в Чечне толкает чеченскую сторону к сближению с миром исламского терроризма, заставляя полагаться на его финансовую и военную поддержку, тем менее влиятельным становится социал-демократическая позиция защиты прав человека в Чечне.

В либерально-демократических кругах Запада существует достаточно ясное понимание, что чеченская война отбрасывает Россию назад, задерживая ее модернизацию и ограничивая российские возможности участия в международной политике.

Никто на Западе не желает продолжения русско-чеченской войны. Ее окончание было бы воспринято с общим удовлетворением. Но, наблюдая за тем, как была развязана война, как она ведется, и, главное, видя неспособность политического класса России окончить ее, либерально-демократические силы Запада приходят к выводу, что в настоящий момент эта война - меньшее из зол. Война высветила такие характеристики российской политической элиты, как ее отсталость, непросвещенность, неспособность к постановке долгосрочных задач, глубоко укоренившиеся анти-западнические установки и зараженность бреднями о существовании особого русского пути развития. Простая мысль, которую с детства усваивают граждане развитых демократических стран, что величие и влияние государства определяется не только и не столько его географическими размерами и военной мощью, сколько показателями экономического благосостояния, уровнем культуры, качеством системы образования и здравоохранения, общим жизненным уровнем населения, и уровнем консолидации - еще не стала прочной характеристикой российского массового сознания.

2.3 Проблема миграции и беженцев

Во время недавнего разговора с руководителем пограничной службы ФСБ Владимиром Проничевым президент поинтересовался, как обустроена наша граница. «Надо честно сказать, никак», - последовал ответ. «Больше десяти лет ничего нет, да как же так!», - возмутился тогда президент. Справедливости ради надо отметить, что Проничев возглавляет погранслужбу всего несколько месяцев, поэтому возмущение главы государства было, скорее всего, адресовано ее прежним командирам - генералам Николаеву и Тоцкому (один из них сегодня занимается делами обороны в Госдуме, второй - представляет Россию в НАТО). А начальник миграционной службы МВД Александр Чекалин, выступая перед депутатами, признал, что на территории России находится более 5-ти миллионов нелегальных мигрантов, в основном из стран СНГ.

Необустроенность границ и нелегалы в России: не связаны ли эти два явления? Вот что говорит об этом советник мэра Москвы Константин Затулин.

К. Затулин: Безусловно, связаны. В ФПС долгое время торжествовала доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ, бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении, конечно, - дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша собственная граница с бывшими братскими республиками.

Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что миллионы людей из этих государств, хлынули в Россию (из Азербайджана, например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России никто не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное - где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.

Так где же выход?

Меры должны приниматься в первую очередь на федеральном уровне. Тем более, что не только милиция, но миграционная служба и служба трудоустройства теперь выведены из под прямого подчинения московских властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных, нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство, создание им возможностей для обустройства.

2.4 Проблема миграции в Москву

Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством города, и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых правозащитников. Имеется в виду наличие в Москве специальных норм регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый десятый человек фактически находится на нелегальном положении.

Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными общинами. Москва - интернациональный город, и она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления совершают одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.

2.5 Причины международной миграции рабочей силы

Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические.

Заключение

Россия - страна многонациональная. Конечно же, Вы можете сказать, что существуют страны с ещё большим количеством народов, и будете совершенно правы. Однако Россия всегда была и остаётся страной особенной. Огромное количество этносов (более 100 - я даже не могу себе представить столько различных лиц!) уже долгое время живут вместе и, что самое главное, уживаются! Даже, несмотря на существующие неприятные конфликты, в целом, отношения между различными народами в стране нельзя назвать плохими. А ведь сколько политиков пытаются добиться обострения ситуации.

В целом Советский Союз (а теперь и Россия) был не «плавильным котлом», как США, где множество народов переплавлялись в единую американскую нацию, а, наоборот, своего рода полигоном не только сохранения, но и дальнейшего развития наций. Здесь шел по сути, двуединый процесс: с одной стороны, осуществлялся процесс модернизации, приведший к превращению аграрных обществ в аграрно-промышленные и городские; с другой - росли и укреплялись единство и консолидация титульных наций, от которых получили свои названия союзные республики.

Особенно, важное значение имеет то, что почти все аспекты и стороны жизни подавляющего большинства народов России к настоящему времени подверглись глубокой трансформации на путях секуляризации (т. е. освобождения от церковного влияния) и модернизации. Они глубоко затронули не только социальные, экономические и политические структуры, но и сам образ жизни, систему ценностей, ориентаций и установок. К концу ХХ в. многосторонние связи, пронизывающие экономические, культурные, образовательные, духовные, политические и иные реальности, стали утвердившимся и необходимым фактором жизни всех без исключения республик и регионов России, и его нельзя ни отменить, ни игнорировать, не задевая и не подрывая жизненные интересы любого народа. Подавляющее большинство народов бесповоротно освоили и интегрировали важнейшие аспекты и атрибуты общероссийского образа жизни.

Проявившееся в некоторых регионах в 60-70-х годах пренебрежительное отношение к национальным языкам и культурам имело для большинства из них далеко идущие отрицательные последствия. Наблюдающийся в последние годы заметный всплеск интереса к местным языкам, культурам, истории, традициям у всех без исключения народов России как раз и призван преодолеть эти последствия и не допустить в будущем перекосов в национальной политике. Вместе с тем нельзя не признать, что для подавляющего большинства народов русский язык является не просто языком межнационального общения - он стал вторым родным, а для многих и единственным родным языком (независимо от того, какая политика проводилась в межнациональных отношениях по вопросу о языках). Данный факт в неизмеримо большей степени верен применительно к народам, населяющим национальные республики самой России.

Государственная политика призвана стать в большей мере национально-региональной, учитывающей специфику и Северного Кавказа, и Поволжья, и Сибири, и Дальнего Востока. Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от унитарного государства, каким был Советский Союз, к федеративному, каким стремится стать новая Россия. Укрепление самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя Центру, но сотрудничающих с ним, ведет к приоритету национальных ценностей, приближает реализацию общенациональной задачи -- возродить великую и сильную державу с демократическими порядками и социально ориентированной экономикой. Убедительный пример консолидированного региона являет собой ассоциация "Сибирское соглашение", объединившая 19 сибирских областей и национальные центры от Тюмени до Читы. На этой необозримой земле проживают свыше 16 млн человек, она располагает богатейшими природными ресурсами, здесь имеются развитая промышленность и множество научных учреждений.

Все это даст возможность не только правильно оценить сложившуюся ситуацию, но и во многом предвидеть ее развитие, а значит -- предупредить межнациональные трения и конфликты.

Список используемой литературы

1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. - М.: Аграф, 2000. Т.3.

2. Богоявленский Д.Д. Вымирают ли народы Севера? // СОЦИС: Социологические исследования. - 2005. - N 8.

3. Журнал «Русский Архипелаг» статья «Демографическая ситуация в стране и мире», Анатолий Вишневский. 2006.

4.Заславский Виктор «Русско-чеченский конфликт глазами запада» 2001 год.

5. Российская многонациональная цивилизация: единство и противоречия / отв. ред. Трепавлов В.В. - М.: Наука, 2003.

6. Тишков В.А. Народы России. М.: "Большая Российская Энциклопедия", 2004.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические и нормативно-правовые основы проведения статистики численности и состава населения, применяемые методы и инструменты исследования. Национальный состав и расселение населения России, его уровень жизни и доходы. Демографические сценарии.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2013

    Понятие и разновидности миграции населения. Современные миграционные процессы в России и их изучение, проблема управления. Меры по регулированию внутренней миграции в стране. Современные показатели миграции сельского населения, проблемы и пути их решения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Анализ современной демографической ситуации в российском обществе, основные причины его депопуляции. Сущность понятия "русский крест" и его значение на сегодня. Тенденции, разнообразие решений изменений численности населения российских регионов.

    реферат , добавлен 24.11.2010

    Миграции населения – перемещения людей, связанные с изменением постоянного места жительства; типы, классификация, причины. Численность иностранной рабочей силы в РФ и граждан, выехавших за границу, миграционный прирост населения; современные тенденции.

    презентация , добавлен 17.05.2011

    Показатели и оценка тенденций развития демографической ситуации в России. Анализ итогов переписей 1989 и 2002 годов, причины депопуляции. Оценка опасности алкоголизации населения России. Динамика численности населения в России, показатели миграции.

    научная работа , добавлен 09.02.2009

    Статистические данные о численности, составе и естественном движении населения в России, его состав по основным демографическим признакам. Основные показатели, характеризующие численность, состав и воспроизводство (естественное движение) населения.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2010

    Сущность и структура демографической политики. Анализ современной демографической ситуации в России. Динамика численности населения России. Показатели естественного движения населения. Естественный прирост и убыль населения. Сокращение уровня смертности.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2014

    История проведения всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Учёт демографической динамики населения в России. Увеличение продолжительности жизни и миграционный прирост по данным 2006-2010 гг. Плотность населения России по субъектам.

    творческая работа , добавлен 19.05.2012

    Анализ этнического (расового, национального, лингвистического) состав населения, понятие и теории этноса (этничности). Этнолингвистическая классификация народов мира. Классификации этносов по территориальной форме существования и причинам формирования.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Проблема изучения различий в материальной обеспеченности населения России в региональном аспекте. Анализ социально-экономических процессов. Общий принцип кластерного анализа. Построение кластерной модели социально-экономического положения по регионам РФ.