Основные проблемы экономики кратко. Основные экономические проблемы и способы их решения. Проблемы экономики России и пути их решения

Казаков Иван Сергеевич
студент 3 курса
специальности Экономическая безопасность РАНХиГС
при президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина

Научный руководитель: Лучков Николай Андреевич
кандидат социологических наук,
профессор кафедры Корпоративной экономики РАНХиГС
при Президенте РФ ПИУ им. П.А.Столыпина
E-mail: [email protected]

Основные проблемы и задачи российской экономики на современном этапе

Актуальные экономические проблемы в РФ на современном этапе.

Пожалуй, следует начать с изменений в российской экономике за последние годы, а также с факторов, которые породили эти изменения.

В 2013 году экономический рост в России снизился под воздействием структурных проблем и снижения инвестиционной активности. Рост ВВП составил 1,3 %, инфляция - 6,5 %, рост промышленности - 0,8 %. Отток капитала из России за 2013 год составил $61 млрд.

В 2014 году стагнация экономики продолжилась. Экономический рост в России на 2014 год составил 0,6 %, инфляция - 11,4 %, рост промышленного производства - 1,7 %. Отток капитала из России за 2014 год составил рекордные $151,5 млрд.

В начале декабре 2014 года, с обвальным падением курса рубля по отношению к доллару США и евро, в России начался валютный кризис, вызванный введением экономических санкций и падением цен на нефть, содействовавший дальнейшему спаду в экономике.

В 2015 год экономика России высткпала с теми же проблемами: снижающиеся цены на нефть и сохранение экономических санкций. За первое полугодие 2015 года снижение ВВП составило 3,5 %.

Девальвация российской валюты и падение фондового рынка привели к тому, что рыночная капитализация российских компаний вернулась на уровень 2005 года.

По данным Банка международных расчётов (BIS), реальный эффективный курс рубля к сентябрю 2015 г. снизился относительно декабря 2013 г. на 30,4 %.

Ослабление рубля стало одним из основных факторов увеличения инфляции и, как следствие, способствовало снижению реальных располагаемых доходов населения и долговременному охлаждению потребительского спроса. По данным Минэкономразвития, по итогам 2014 года потребительская инфляция в России составила 11,4 %, продовольственная инфляция - 15,4 %. По итогам 2015 года, инфляция в России выросла до 12,91 %.

По данным Росстата на октябрь 2015 года, среднемесячная начисленная реальная заработная плата работников организаций в России сократилась в годовом исчислении на 10,9 %. Это стало самым существенным за период с 1999 года падением реальных доходов населения.

2016 год начался ослаблением и крайней нестабильностью курса рубля на фоне падения цен на нефть. В январе биржевой курс рубля по отношению к доллару несколько раз обновлял минимальные значения с так называемого «черного вторника» декабря 2014 года.

По данным Всемирного Банка, за 2015 год число бедных в России увеличилось на три миллиона. По оценке Внешэкономбанка, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным с 90-х годов 20-го века.

В августе 2016 года реальные доходы россиян сократились на 8,3%. Таким образом, темпы падения реальных доходов россиян достигли семилетнего максимума.

Отсюда мы можем резюмировать, что основными проблемами, с которыми столкнулась российская экономика на сегодняшний день, являются:

1. Цена на нефть.

2. Геополитическое положение. Экономические санкции против России со стороны США, Великобритании и ЕС (последний является крупнейшим торговым партнером России) за ее вмешательство в украинский кризис, разработаны таким образом, чтобы воспрепятствовать ее торговой деятельности.

3. Отток капитала.

4. Давление валютного рынка. Несмотря на экономические трудности России, ЦБ РФ полностью сделал курс рубля плавающим, открыв его для давления со стороны валют, господствующих на рынках. Руководство центрального банка России пообещало волну повышения процентных ставок с целью поддержки в случае на то необходимости российских банков и финансовых институтов. Однако еще предстоит увидеть, окажется ли этих мер достаточно.

5. Растущая инфляция

6. Падение уровня жизни населения

Глава Сбербанка Герман Греф назвал три главные проблемы экономики России. На его взгляд, ими являются обвал мировых цен на нефть, экономические санкции, а также отсутствие структурных реформ в экономике.

Фрагмент интервью с Антоном Даниловым-Данильяном (председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России», председатель Общественного совета Министерства промышленности и торговли Российской Федерации - прим. ред.)

Российская экономика с 2015 года продолжает демонстрировать отрицательный рост. Происходит снижение реальных доходов и потребление. Многие промышленные предприятия находятся в упадке. Главная проблема российских компаний заключается в финансировании. В условиях западных экономических санкций, введенных в связи с ситуацией на Украине, даже крупные компании вынуждены брать кредиты под очень большие проценты. Многие проблемы связаны с деятельностью административных органов, которые контролируют различные сферы. Очевидно, что административный контроль в отношении компаний излишне тщателен. Деятельность предприятий связана с большими ограничениями.

Замедление темпов развития китайской экономики напрямую не влияет на Россию, однако обвал цен на нефть, вызванный мировым экономическим кризисом, нанес серьезный удар по ней. Если российская экономика не сможет уйти от нефтяной и газовой зависимости, то она продолжит находиться под влиянием внешних факторов.

В этом смысле восстановление российской экономики во многом зависит от нефтяных цен: они не должны быть ниже 45 долларов за баррель. Также важно избежать усиления западных санкций. Если ограничений станет больше, то сократятся проекты сотрудничества со странами Азии (Китай и другие страны), которые инвестируют в Россию.

Также беспокойство вызывает возможный мировой финансовый кризис. Исследования наших НИИ указали на симптомы мирового финансового кризиса. Дело в том, что общий объем финансовых продуктов с высокими рисками, предлагаемых основными инвестиционными банками мира, уже превысил уровень 2007 года, который предшествовал финансовому кризису 2008 года. Подобная ситуация вызывает серьезное беспокойство. Если разразится мировой кризис, то по рынкам быстроразвивающихся стран будет нанесен сокрушительный удар.

Экономическому росту также мешает столкновение интересов между Центробанком, экономическими ведомствами и различными министерствами. Если преодолеть эту проблему, то экономический рост должен зафиксироваться на уровне 1-1,5% в год.

Если реформировать неэффективную административную систему за счет либерализации рынка и избавиться от межведомственной конфронтации, можно достичь роста, который составит 3-4%. Более того, если провести всеобъемлющие административные реформы, улучшить производительность труда и простимулировать инвестиции, появится возможность для того, чтобы прийти к 10%-му росту.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы, зампред общественного совета при минфине:

Оптимизация расходной части бюджета на 10 процентов, как мне кажется, может быть проведена в основном за счет неэффективных трат на государственное управление и сокращения численности чиновников. Не исключено, что под сокращение могут попасть некоторые расходы на национальную экономику и правоохранительные органы.

Сценарии развития событий

Хотя сложившаяся ситуация не несет непосредственной угрозы, ближайшие три-четыре года будут играть решающую роль. Необходимо подчеркнуть, что основной проблемой российской экономики является не экономические санкции, не падение цен на энергоносители, а модель ее экономического развития. В перспективе 5-7 лет минимальный ежегодный рост ВВП должен составлять примерно 4%. Для достижения этой цели, правительству необходимо ввести эффективные меры бюджетной политики, которые не будут зависеть от цен на нефть. Как отметил исполнительный директор Сбербанка России Герман Греф, осуществление структурных реформ имеет ключевое значение.

Вместо того чтобы возлагать надежды исключительно на природные ресурсы, России следует задуматься о создании альтернатив для роста за счет диверсификации и введения инноваций. Положительный рост уже был отмечен в сельскохозяйственном секторе. Для уменьшения зависимости от энергии, которая лежит в основе экономической модели, необходимо воплощать в жизнь дальнейшие инициативы в этом секторе. Например, у России есть огромный потенциал для экспорта органических продуктов. Сибирь, широко известная благодаря месторождениям полезных ископаемых, имеет благоприятную экологию для выращивания органических продуктов питания. Россия могла бы использовать это в своих интересах.

В заключении можно сказать, путь России к восстановлению экономики и роста зависит от темпов проведения реформ, особенно в перспективе ближайших двух лет. Внедрение структурных изменений имеет особенно большое значение для стремления России одновременно реализовать демографическую и экономическую трансформацию в долгосрочной перспективе. Для осуществления реформ необходимо будет провести приватизацию отдельных секторов (например, текстильную), прозрачное и эффективное государственное инвестирование, усовершенствование таможенного управления, а также минимизировать торговые барьеры для повышения эффективности внутреннего рынка. В виду того, что реформы будут представлять политический риск, Путин вряд ли начнет их осуществление до завершения своего нынешнего срока полномочий.

Библиографический список

  1. Булатова А. И., Абелгузин Н. Р. Влияние санкций на экономику россии // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 3 (35). - С. 26-37.
  2. Гайнутдинова А.А. Основные проблемы экономики РФ и прогнозирование ее развития в 2016 году // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. - № 47. - С. 26-28.
  3. Горшков А.В. Экономика России: рост без развития // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - №№ 5. - С. 5-9.
  4. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Вопросы регулирования экономики. - 2014. - № 4 (5). - С. 63-67.
  5. Панферов К. Н. Проблемы экономического роста в России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2012. - № 1 (17). - С. 7-13.
  6. Суслова Ю. Ю., Демченко С. К., Демченко О. С. Сценарный прогноз экономического развития России на 2015-2017 годы и стабилизационная политика // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - № 1 (25). - С. 13-20.
  7. Щавинский А. В. Долгосрочные циклы развития экономики России // Вопросы экономики. - 2008. - № 2-3 (6). - С. 7-11.

После 1917 г. в России сложился особый экономический комплекс: производство работало не на человека, а само на себя («производство ради производства») и на политику. Государство оказывало значительное давление на экономику.

При строительстве новых предприятий проявлялась тенденция к «гигантомании». Существовала диспропорция между отраслями в пользу тяжелой промышленности. Ведущую роль играли отрасли топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Несмотря на огромные капиталовложения в , оно развивалось крайне медленно, экстенсивным способом.

Экспорт имел сырьевую ориентацию. Валютная выручка от экспорта топливно-энергетических ресурсов была фактически буфером, позволяющим смягчать последствия сбоев в экономике.

Показатели, характеризующие сферу услуг, были значительно хуже аналогичных в ведущих странах Запада. Отставание по уровню потребления было более существенным, чем по общему уровню экономического развития. Ученые-экономисты сравнивают хозяйство страны в 80-е годы с громоздким индустриальным зданием на слабом аграрном фундаменте и под дырявой сервисной крышей.

Главная полоса экономического развития соответствовала Главной полосе расселения. Здесь производилось 80% всей продукции, в том числе почти 100% аграрной.

Существовала ярко выраженная асимметрия в экономическом развитии европейского и азиатского макрорегионов. Занимая 1/4 площади страны, европейская часть сосредоточивала более 70% экономического потенциала. Основные экономические районы (Средняя , ), дающие более 40% валового внутреннего продукта (ВВП), имели «глубинное» географическое положение, то есть были удалены от морей, границ, мировых центров торговли.

Централизация производства привела к ярко выраженному контрасту между центром и периферией. Так, Москва, имея менее 6% всего населения, производила до 10% всей продукции. С конца 80-х годов центр начал уступать лидерство «срединному поясу» ( -Урал-Волга). Последний стал давать до половины экспортной продукции. Разные территории России существовали как бы в разных экономических эпохах — от доиндустриальной до постиндустриальной.

Негативные явления в экономике накапливались десятилетиями. Они были вызваны в значительной мере неправильной реакцией на изменяющиеся условия производства и требования научно-технического прогресса, господством командно-административных методов хозяйствования. Стремление экстенсивными способами сдерживать начавшееся падение роста производства привело к непомерным затратам на расширение топливно-энергетических отраслей, усиленному вовлечению в оборот новых природных и , их нерациональному использованию. Основные фонды оказались изношенными. Все это отрицательно сказалось на производительности труда, качестве продукции, экологической ситуации.

Кризис, охвативший экономику России в конце XX в., очень глубокий. В 1990-1999 гг. спад валового внутреннего продукта составил 47%, промышленного производства — 56, сельскохозяйственного производства — 42%. Кризис является одновременно и системным (охватившим все сферы жизни общества), и структурным (изменение пропорций и акцентов в экономике). В 1992 г. проблему дефицита заменила проблема дороговизны. Кризис еще более снизил покупательную способность населения. Обесценились сбережения людей, многие отрасли рухнули. Экономические реформы, начатые в 1992 г., идут медленно и с большим трудом. Предполагается, что на смену командно-административной экономике с ее государственным диктатом придет рыночная с многообразием форм собственности и свободной конкуренцией. Переход к рынку означает создание социально ориентированной экономики, поворот производства к запросам потребителя.

Преобразование экономики осуществляется по нескольким направлениям:

  • Либерализация , то есть снятие административных ограничений. Административная экономика эффективна в экстремальных для страны ситуациях- войны, восстановление разрушенного хозяйства. В обычных условиях ее «преимущества» теряются. Интересы производителя не соответствуют интересам потребителя, не поощряется внедрение новейших технологий, перекосы в структуре экономики порождают дефицит, качество товаров и услуг не соответствует международным стандартам, громадных размеров достигает управленческий аппарат. В России были сняты административные ограничения на хозяйственную деятельность и цены. Эта болезненная для населения мера привела, с одной стороны, к наполнению страны товарами, созданию массы малых предприятий, развитию предпринимательства и т. д., с другой — к падению уровня жизни основной массы людей из-за роста цен.
  • Стабилизация денежной системы . В результате непродуманной политики, зародившейся в 60-70-х годах, когда средства шли в военно-промышленный комплекс, нефтедоллары расходовались нерационально, часть средств уходила за границу, и по ряду других причин к концу 80-х-началу 90-х годов денежная система страны оказалась в глубоком кризисе. Рубль обесценился, страна стала валютным банкротом. Для восстановления экономики необходимо преодолеть финансовый кризис.
  • Демонополизация — процесс ликвидации монополий, диктующих условия рынку, направлен на создание свободной конкуренции как важного элемента рыночной экономики. В дореформенный период производство многих видов продукции и услуг было сосредоточено на ограниченном числе предприятий, а иногда и на одном предприятии, что не способствовало улучшению качества, снижению цен на продукцию и издержек производства. Но и в настоящее время роль естественных монополий в экономике России велика. Это снижает эффективность рыночных преобразований. В середине 90-х годов в стране действовало почти 500 предприятий-монополистов, производивших 1/5 всей промышленной продукции. Особенно велика их роль в металлургической, топливной, химической и и .
  • Приватизация — разгосударствление экономики, передача (продажа) государственных предприятий в руки коллективов или частных лиц — важный элемент реформ. Цели приватизации — пополнение государственного бюджета, формирование многоукладной экономики, производственно-экономическая самостоятельность товаропроизводителей. Пока государство остается собственником или совладельцем крупных промышленных объектов, играющих важную роль как в экономике, так и в обороноспособности страны.
  • Конверсия . Перестройка экономики России предусматривает ее демилитаризацию, то есть перевод части военных производств на выпуск товаров народного потребления.
  • Восстановление нарушенных экономических связей. Разрыв хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, произошедший после распада Союза, вызвал падение производства во всех постсоветских государствах.
  • Ресурсосбережение . Пока не существуют достаточные экономические стимулы к ресурсосбережению. Высок удельный вес ресурсоемких отраслей, в которых используются устаревшие технологии. Например, около 1/3 добываемых остается в отвалах, сгорает в факелах и т. д. Наблюдается большой
    перерасход сырья и топлива. Электроемкость и энергоемкость ВВП России в несколько раз выше соответствующих показателей ВВП , Западной . Низкая эффективность использования природных ресурсов может привести к возникновению их дефицита.
  • Переход к наукоемким технологиям , формирование сети технополисов. Кризис 90-х годов привел к ухудшению положения науки и снижению научно-технического потенциала страны. Наукоемкие производства и отрасли (авиакосмическая, лазерная, атомная, программное обеспечение и т. д.) не получали необходимой государственной поддержки. Структурный сдвиг в пользу привел к тому, что наукоемкие отрасли оказались в роли аутсайдеров.

Технополисы — населенные пункты, в которых имеются научные и наукоемкие предприятия, соответствующие системы коммуникации. Основа технополиса — научный коллектив (НИИ, КБ, университет). В России более 60 населенных пунктов можно отнести к категории технополисов. Около половины из них — в Московской области.

Рассматривая проблемы российской экономики можно утверждать, что экономика сама по себе проблема. Понятно, что речь идёт о современной экономике, со всеми её характеристиками и атрибутами. Само собой разумеется, что и система мирового хозяйственного механизма, его структура и связи, и их взаимодействие, определяются экономической и финансовой стратификацией участников организованного экономического пространства. Проще говоря, ведущие страны устанавливают порядок в мировой экономике.

Любое сегодняшнее исследование российской экономики сводится к анализу экономического и финансового кризиса, по мнению одних экспертов уже угасающего, по мнению других, только разгорающегося.

Примем, что для рассмотрения сегодняшнего состояния, очевидны причины его возникновения и следствия. В той связи приведём собственные оценки и обобщения:

  • - Воздействие кризиса на экономику колеблется в диапазоне “от слабого до катастрофического”.
  • - Помимо общих характеристик и причин определились новые источники кризиса.
  • - Выявилась необходимость совместного решения и оказания помощи.

Воздействие экономического кризиса доказало прочность и в то же время хрупкость российской экономики; показало умение лидеров государственного и корпоративного руководства решать задачи управления в чрезвычайных ситуациях и, наконец, обнажило, слабые звенья хозяйственного механизма.

Почему Россия доля, которой в мировой экономики чрезвычайно мала, испытывает наибольший экономический урон в сравнении со странами Европы и со странами БРИКС - экономическому объединению развивающихся стран, куда её условно относят. Действительно ВВП в России за период кризиса сократился на 7,9% , тогда как в Европе на 2.6%, а в развивающихся странах был отмечен рост ВВП на 2%.

Фондовый рынок России обвалился вдвое в сравнении с фондовыми рынками развитых стран. Доходы Федерального бюджета сократились почти на 5трл. руб., с 9,3трл. до 4,4трл. Перечень можно продолжить. И причины известны: зависимость от экспорта, слабость банковской системы и малоизвестный - внешнеэкономический корпоративный долг, свыше 540,0 млрд. USD, который необходимо было обслужить в эти годы и т.п. Россиян может успокоить лишь одно: и США и Евросоюз тоже оказались не готовы к кризису. До последних дней перед началом кризиса раздавались бодрые уверения о благополучии в экономике и о радужных перспективах.

Бедствие? Но не для всех. Только за один 2009г. число миллиардеров в России увеличилось в два раза. Может быть, в этом и заключается “особенность” российского капитализма, “собственный путь” российской экономики. Справедливости ради нужно отметить, что российское правительство сберегло все социальные позиции, и не только сберегло, но и в ряде случаев улучшило. Правда не в той мере, на которую рассчитывали, малообеспеченные и беднейшие слои населения.

Особый интерес представляет то, что экономическая наука не заметила наступления кризиса. Зато после кризиса, о его причинах, последствиях и грядущих волнах экономического спада, рассуждают многие и экономисты, и аналитики, и политики. Говорят правильно и аргументировано, но поздно. Другое дело, что их выводы могут быть учтены и использованы при последующих, экономических кризисах различного происхождения.

Общеизвестно, что экономический кризис - явление не новое. Это принципиальная характеристика капиталистического производства. Капитализм создаёт и совершенствует индустрии, создаёт новые технологии, организует виртуальные финансовые системы, определяет роли субъектов в управлении мировым хозяйственном механизме.

И в то же время капиталистическое предпринимательство рождает источники и причины экономических провалов и катастроф локального, регионального, и, в последнее время, глобального характера.

Рассматривая эволюцию российской экономики, её обновление на инновационной базе, следует обратить внимание на общеизвестные в настоящее время факты, с позиций, коренившихся в них негативных и противоречивых начал.

Итак, во-первых, необходимо признать, что в целом наша экономика сегодня является экономикой бедной и слаборазвитой страны.

При этом необходимо оговориться: особенности исторического пути России обусловили своеобразие нашей бедности - при низком уровне жизни основной массы населения и в целом отсталой экономике в некоторых ее секторах были созданы серьезные заделы для производства более высокого уровня, чем уровень экономики в целом.

Огромен разрыв, отделяющий Россию от развитых стран в области создания современной инфраструктуры. В стране практически нет современных автодорог, а пропускная способность железных дорог низка и в последнее время практически не растет. Более половины населения не имеют домашнего телефона, около 85% никогда в жизни не пользовались компьютером.

Производственная, транспортная и (особенно) жилищно-коммунальная инфраструктуры находятся на низком техническом уровне и сильно изношены физически; условием их обновления и модернизации являются крупные единовременные вложения, несопоставимые с размерами бюджета государства. Сильно пострадал и научно-технический потенциал страны, невостребованность которого в последние десять-пятнадцать лет привела к его дезорганизации и заметной деградации.

Во-вторых, налицо доминирующая роль сырьедобывающего сектора в экономике России.

Хотя непосредственно доля сырьевых отраслей в формировании российского ВВП сравнительно невелика, именно на него приходится основная часть финансовых ресурсов, которыми располагают российские компании, денежных потоков и производственных инвестиций. В промышленности на электроэнергетику и экспортноориентированные топливно-сырьевые отрасли приходится почти 80% всех капиталовложений, а доля инвестиций в перерабатывающих отраслях (машиностроении, легкой и пищевой промышленности) не превышает 15%. В экспорте доля продукции топливно-сырьевых отраслей (включая промышленную продукцию неглубокой переработки) составляет 70% и имеет тенденцию к повышению. При этом более половины всего объема экспорта приходится на сырую нефть и природный газ. Именно благодаря этим отраслям в последние годы поддерживается и активное внешнеторговое сальдо, без которого было бы невозможно обслуживание крупного внешнего долга, накопленного за последние десятилетия. Сырьевой сектор является крупнейшим генератором денежных доходов населения. Более того, именно вокруг сырьевых компаний и на их базе окончательно консолидируется современная российская олигархия: компании сырьевого профиля начинают прямо или косвенно управлять все более значительной частью совокупных финансовых потоков в российской экономике. В сферу, так или иначе подконтрольную этим компаниям, попадают уже не только потоки, непосредственно связанные с добычей и экспортом природных ресурсов, но и задействованные в смежных или обслуживающих их секторах, а то и просто в производствах с повышенной рентабельностью, технологически никак не связанных с основным профилем деятельности этих компаний.

Кроме того формально у нас - правовая рыночная экономика со всеми ее атрибутами и даже «архитектурными излишествами». Мы имеем своды законов, позволяющие экономическим субъектам свободно использовать ресурсы, конкурировать между собой и богатеть за счет более производительного и эффективного труда.

Правовая система регулирования административных отношений на практике не действует. Важнейшие вопросы деятельности властей решаются на основе личных решений и «консультаций», практически вне связи с существующими формальными нормативными актами. Права контроля над теми или иными прибыльными сферами, особенно на региональном уровне, открыто распределяются узким кругом лиц, обладающих фактической властью.

Государство фактически устранилось от функции гаранта исполнения контрактного права. Обеспечение выполнения партнерами обязательств по контрактам является в наших условиях заботой и проблемой самих заинтересованных хозяйствующих субъектов, которые вынуждены полагаться в этом только на собственную силу или силу своих покровителей, но не на силу закона и государства. Таким образом, и характер российской экономики, и особенности ее современной хозяйственной системы снижают возможности и значимость ставших традиционными для экономик стран Запада инструментов макроэкономического регулирования и, соответственно, повышают роль и значение институциональных преобразований, а также мер полуадминистративного регулирования на отраслевом уровне, которые можно обозначить как «промышленная политика». Констатацию этого факта совершенно ошибочно считают у нас чуть ли не «коммунистической ересью» или по крайней мере оппозицией курсу на реформы. В реальности дело обстоит как раз наоборот - сведение реформ к отказу государства от ответственности за состояние экономики и к использованию им только узкого набора инструментов кредитно-денежного регулирования, эффективность которых в наших условиях более чем сомнительна, на деле означает отказ от подлинных рыночных реформ, так как обрекает страну на роль вечной отсталой периферии в целом динамично развивающегося мирового хозяйства.

В настоящее время можно выделить некоторые принципиальные положение прошедшего или текущего экономического кризиса.

Произошла территориальная локализация источников и причин кризиса, приведших или способных привести к кризису.

Определились страны, преодолевшие кризис и понесшие экономический урон.

Выявлены европейские страны, в которых кризис не прекратился. Спасение этих стран является актуальной задачей ЕС.

Следует отметить и такие характеристики глобальных экономических явлений, как:

  • - Фрагментарность или дифференциация общих, присущих кризису, показателей и параметров. Так в одной стране, это могут быть, высокие долговые государственные и/или корпоративные обязательства; в другой - неверно избранный экономический курс и финансовая политика; в третьей не конкурентоспособная экономика и т.д.
  • - Неравномерность преодоления кризиса различными странами в т.ч входящими в региональные экономические объединения.
  • - Социальная напряжённость и конфликтность в странах и в период кризиса и после кризиса. Практически нет ни одной страны, в т.ч. и удачно перенесших экономические потрясения, где бы не отмечались социальные волнения.

Естественно, что перечисленные факторы связаны, и как уже говорилось, причины их проявления разные - а последствия одинаковые. Социальная напряжённость является серьёзнейшей угрозой восстановлению экономики.

Принципиальным положением разрушительных потрясений в экономике следует считать капиталистическую сущность самой экономики.

Основной мотивацией производства является получение прибыли и потребительская модель существования общества. К положительным принципам капиталистического производства относятся постоянный поиск путей и решений, обеспечивающих увеличение доходов и сокращение расходов на базе совершенствования производительных сил, введения новых технологий, как в производстве, так и в организации и управления.

Как вечный двигатель, как вечный стимул, погоня за прибылью и жажда наживы управляют мировым хозяйственным механизмом. Естественно и общество организуется с целью гармонизации производительных сил и производственных отношений. В государствах нашедших нужный баланс взаимодействия и экономическая и социальная обстановка может считаться удовлетворительной. В противном случае мы наблюдаем, обнищание масс, увеличивающийся разрыв между бедными и богатыми, и социальные противоречия, доходящие порой до социальных взрывов.

Главной характеристикой российской экономики становится неопределённость: и состояние её неопределённо и будущее непредсказуемо.

Сегодня, когда экономическая наука дискредитирована, когда не устранены многие причины, вызвавшие кризис управление хозяйственным механизмом может осуществляться только в режиме “ручного управления”, только на базе коллективных решений и в режиме “реального времени”. И такая практика укрепляется на наших глазах. Однако принесёт ли и такая экономическая политика положительные результаты в ближайшей перспективе, ответить затруднительно.

Доверять прогнозам тоже нет оснований. Дело в том, что реальные прогнозы строятся на статистической базе, многофакторном анализе и экспертных оценках. Но как реально оценить эгоистическую политику банков и транснациональных компаний, как предвидеть непродуманную политику руководства отдельных стран, как согласовать, порой противоположные, интересы участников открытого рынка, противоречивые позиции на валютном рынке?

Определённый ответ, обеспечивающем новое качество экономике, дать легко, но исполнить мероприятия такого масштаба невозможно.

Приведём по этому поводу пусть очевидные, пусть общеизвестные высказывания, но с ними нельзя не согласиться. “Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто”. “Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными”,

В заключение отметим: причины, приведшие к мировому экономическому кризису, не устранены. В одних странах они смягчены, в других обострились.

Будущее российской экономики зависит, прежде всего, от политической воли руководства страны, от мер и действий, определяемых этой волей.

Экономическая ситуация в Российской Федерации всегда была далека от идеальной. За века своего существования Россия (изначально - Империя, затем - Советский Союз и современная РФ) практически всегда сталкивалась с самыми различными проблемами. Однако каждый этап кризиса имел и имеет свои нюансы.

Ниже IQReview разберется с тонкостями текущего экономического кризиса и его основными причинами.

Д ля начала - общее состояние экономики на данный момент.

Статистические данные:

    6 место в мире по уровню ВВП по ППС (паритету покупательской способности);

    48 место по ВВП на душу населения;

    инфляция: 5% (за январь 2017 года);

    экспорт и импорт: 333.5 и 177.3 миллиарда долларов (за 2015 год).

Сферы занятости граждан:

    Сфера услуг: 58.1%.

    Промышленность, производство: 32.9%.

    Сельскохозяйственный сектор: 9%.

Общие тенденции: каковы основные проблемы экономики РФ?

В России сейчас можно выделить такие основные экономические трудности:

    Сильно выраженная сырьевая направленность.

    Монополизация экономики.

    Экономическая централизация.

    Низкий уровень государственного контроля в экономике.

    Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах.

    Высокий уровень правонарушений в области экономики (коррупция, взяточничество, казнокрадство, влияние родственных связей при трудоустройстве).

    Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик.

    Раздутый банковский сектор, в который вливается большое количество средств.

    Несбалансированное финансирование рабочих.

    Проблемы образования (в том числе и отсутствие жесткого контроля за подготовкой специалистов).

    Слабая государственная заинтересованность в социально-общественном развитии.

    Слабый (практически отсутствующий) контроль государства за работой госаппарата.

    Низкий уровень медицинского обслуживания.

    Низкий уровень внимания к науке.

Перечисленные выше причины экономических трудностей существуют не первое десятилетие. Они тесно переплетаются друг с другом, и в совокупности ухудшают состояние и самого государства, и качество жизни каждого гражданина в отдельности.

Ниже разберем перечисленные причины экономических трудностей более подробно.

Сильно выраженная сырьевая направленность

Государственный бюджет РФ очень сильно «завязан» на экспорте нефти и газа. Вспомните 2014-2015 годы: цена барреля поползла вниз - вместе с ней поползла вниз и экономика России.

Это крайне серьезная ошибка: в такой ситуации стабильность всей страны прямо зависит от ситуации на нефтяном рынке. Во второй половине «нулевых», когда цена нефти была устойчиво высокой, это было плюсом - государство много продавало сырья и получало много средств. Как следствие - это привело к росту благосостояния. Однако, когда наступил кризис, быстро проявилась и негативная сторона.

Сырьевая направленность

Вдобавок, сырьевая направленность пагубно влияет на прочие секторы экономики. Государство ориентируется на экспорт нефтегазовых продуктов как на самый выгодный способ. В результате «задвигаются» прочие отрасли, которые финансируются в десятки раз хуже.

Получается серьезный перекос - компании, занимающиеся нефтью и газом, быстро богатеют, и в них охотно вкладываются инвесторы. А прочие отрасли промышленности и сельского хозяйства стагнируют. Чтобы восполнить недостающую потребность в продукции (которую сама страна не производит или производит в малом количестве), приходится ее импортировать, еще больше усложняя работу отечественным предприятиям, приводя на рынок конкурирующие иностранные производства.

Монополизация

П рактически в каждой крупной отрасли экономики сейчас можно найти игрока-монополиста. Это крупное предприятие, которое занимает огромную долю рынка в своем сегменте. С одной стороны, это хорошо - есть большая и стабильная компания, которая много производит, много продает, дает работу тысячам граждан.

С другой стороны, это пагубно воздействует на компании поменьше - им очень сложно конкурировать с таким гигантом. Крупное предприятие, чтобы выдавить конкурентов, легко может держать наценку всего в 1-2% от себестоимости изделий, все равно оставаясь на плаву за счет объемов. Для населения это хорошо - граждане могут покупать товары по сравнительно низкой стоимости. Для бизнеса это плохо - убивается конкуренция, и маленькие предприятия вынуждены закрываться.

В результате высокий уровень монополизации (и отсутствие жесткого государственного контроля за ситуацией на рынке) приводит к тому, что в малый бизнес сложно войти. Как следствие - открывается меньше компаний, которые могли бы придумывать что-то новое, давать новые рабочие места, экспортировать продукцию за рубеж.

Также монополизация является причиной:

    роста цен;

    роста инфляции;

    задания определенных условий в «своих» сегментах деятельности.

Экономическая централизация

Текущее положение дел в стране выглядит примерно так: регионы зарабатывают деньги, а делит их Москва. Как следствие - формируется слабая заинтересованность регионов в экономическом развитии. Вдобавок растет недовольство такой формой распределения средств, и процветает теневая экономика с сокрытием доходов.

Низкий уровень государственного контроля в экономике

Сейчас со стороны государства очень слабо осуществляется контроль за качеством выпускаемой продукции. Как следствие - на внутренний рынок поступает существенное количество второсортных изделий. Из-за низкой цены они все равно находят своего покупателя, и при этом создают конкуренцию более качественной продукции.


Снижение себистоимости

Это приводит к тому, что некоторые предприятия сознательно начинают ухудшать качество - с целью снижения себестоимости изделий. Такие действия вредят покупателям, которые страдают от низкопробной продукции.

Непродуманное и нестабильное законодательство в экономической и других сферах

Человеку, который не учился на юридическом факультете (или не изучал самостоятельно юриспруденцию), будет крайне сложно разобраться во всех тонкостях законов и правил, связанных с экономическим сектором. Помимо того, что их очень много - в них находятся различные лазейки, неточности и неопределенности.

Такая ситуация способствует возникновению нескольких проблем:

    Начинающим предпринимателям сложно разобраться в тонкостях законодательства. Они либо боятся начинать свое дело, либо их развитие существенно замедляется.

    Случайно (или намеренно) допускаются ошибки, нарушающие законодательство.

Высокий уровень правонарушений в области экономики

По статистике, страны бывшего СССР стабильно являются высококоррумпированными. По итогам 2016 года, РФ занимает 136 место из 174 наравне с Нигерией, Ираном, Киргизией, Ливаном (то есть входит в двадцатку самых коррумпированных государств).

Коррупция стабильно присутствует во всех сферах экономики и на всех ее уровнях. От пожарного инспектора и до региональных представителей власти - взятки берут везде, и за деньги решают самые различные вопросы.

Сильно выраженное смешивание государственной и коммерческой экономик

Ситуация, когда государство и коммерческий сектор тесно связаны, является одной из самых главных причин возникновения коррупции. Это приводит к тому, что государственный аппарат на всех уровнях имеет свой интерес в коммерческих структурах. Как следствие - чиновники из всех инстанций оказывают влияние на бизнес, получая от его представителей деньги.

Раздутый банковский сектор

Из-за высокой сложности предпринимательства компании неохотно вкладывают деньги в дальнейшее развитие. Очень часто юридические лица, получающие прибыль, вместо реинвестирования несут ее в банк.

Такой капитал приносит доход только своему владельцу. Он ничего не производит, не создает рабочих мест, не предоставляет услуги. Возможно, для отдельного предприятия это выгодно, но для государственной экономики в целом это вредно.

Несбалансированное финансирование рабочих

Сравните зарплату врача в небольшом городе и зарплату менеджера в Газпроме. И затем сравните, сколько пользы обществу приносят эти два человека.

Отсутствие баланса, даже приблизительного, приводит к перекосу на рынке труда. Граждане охотно идут туда, где высокие зарплаты и есть большие перспективы. И наоборот - мало желающих занять должности, где мало платят, плохие перспективы, но есть высокая ответственность.

Помимо того, что наблюдается недостаток специалистов в ряде отраслей, в них же присутствуют и другие проблемы:

    Низкий уровень профессионализма.

    Плохое качество оказания услуг.

    Отсутствие у сотрудников мотивации к дальнейшему развитию, повышению квалификации.

    Сложности при поиске нового сотрудника.

Ситуацию усугубляет то, что низкооплачиваемыми являются как раз одни из самых важных отраслей. В первую очередь - это медицина и образование.

Проблемы образования

Помимо «прямых» причин экономического кризиса существуют еще и косвенные факторы. К таким относятся и проблемы образования:

    Низкий уровень зарплат у педагогов в заведениях всех категорий - от детских садов до университетов.

    Высокий уровень коррупции.

    Устаревшие программы, которые обновляются с существенным запозданием.

    Низкий уровень контроля за работой образовательных учреждений.

    Низкий уровень контроля за знаниями выпускников.


Трудности экономики

Как следствие, это приводит к следующим проблемам:

    Низкий уровень знаний специалистов, причем во всех сферах деятельности.

    Получение знаний, которые оказываются бесполезны на практике.

Слабая заинтересованность государства в социально -общественном развитии

Какая-то социально-общественная деятельность более-менее активно ощутима лишь в нескольких самых крупных городах. Речь идет о различных соревнованиях, развитии детских спортивных секций, проведении субботников.

Напрямую это не влияет на экономическую ситуацию в стране. Однако такие меры могли бы благоприятно сказываться на настроении населения.

Слабый контроль государства за работой госаппарата

Работу государственного аппарата по всем инстанциям ругают повсеместно. Чиновники всех уровней и всех сфер мало того, что берут взятки - свою работу выполняют спустя рукава. Это приводит к тому, что решение многих бюрократических вопросов серьезно замедляется или требует денежной «стимуляции».

Подобная обстановка мешает не только рядовому гражданину. На экономике такая ситуация отражается ростом уровня коррупции. «Сверху» это контролируется очень слабо - в основном вышестоящее начальство периодически устраивает показной разбор полетов, чтобы продемонстрировать свою работу. В большинстве случаев все факты плохой работы государственного аппарата остаются без внимания.

Низкий уровень медицинского обслуживания

Бесплатная медицина в России официально существует - в каждом городе есть как минимум 1 муниципальное оздоровительное заведение. Другое дело, что работают они из рук вон плохо. Плохое обслуживание проявляется во всем - от качества оказания услуг до отношения сотрудников к пациентам. В большинстве своем более-менее тяжелые заболевания приходится лечить в платных клиниках.

Это приводит к тому, что население, на налоги которого содержатся бесплатные больницы, вынуждено тратить свои деньги на платную медицину.

Низкий уровень внимания к науке

Научно-исследовательские организации в Российской Федерации со стороны государства финансируются крайне слабо. Страна проявляет интерес лишь к нескольким отраслям (космическая, военная, нефтегазовая), выделяя минимум средств (или не выделяя вообще) на остальные.

В какой-то мере на научно-исследовательские мероприятия деньги дают частные инвесторы. Такой вариант частично улучшает обстановку, но направлен только на определенные сегменты промышленности. Это ослабляет и замедляет технический прогресс, заставляя государство тратить бюджет на покупку технологий и оборудования вместо того, чтобы самостоятельно разрабатывать необходимые технологии.

Об основных экономических трудностях (видео)

Главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности возможностей, которая обусловлена беспредельными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Располагая информацией о своих производственных возможностях, любое общество должно найти ответы на следующие три вопроса.

Что из товаров и услуг должно быть произведено и в каком количестве?

Как эти товары и услуги надо производить?

Кто купит и сможет потребить (использовать) эти товары и услуги?

Что производить?

Отдельный человек может обеспечить себя нужными товарами различными путями: произвести их самостоятельно, обменять на другие блага, получить их в качестве подарка. Общество в целом не может получить все и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Развитые страны, например, прилагают немало усилий к улучшению производства ограниченного круга товаров для достижения определенного успеха в конкурентной борьбе с другими странами. Это могут быть автомобили, ЭВМ или другие товары.

Иногда выбор может быть очень трудным. Так называемые «слаборазвитые страны» настолько бедны, что усилия большей части рабочей силы тратятся на то, чтобы только накормить и одеть население страны. В таких странах поднять жизненный уровень можно путем наращивания производства. Но поскольку рабочая сила занята полностью, то увеличить уровень общественного производства нелегко. Можно, конечно, провести модернизацию оборудования с целью увеличения объема производства. Но для этого необходима перестройка национального хозяйства. Часть ресурсов будет переключена с производства потребительских товаров на производство капитальных товаров, строительство производственных зданий, выпуск машин и оборудования. Такая перестройка производства снизит жизненный уровень во имя его будущего повышения. Однако в странах с низким жизненным уровнем даже незначительное снижение выпуска товаров массового потребления может поставить большое число людей на грань нищеты.

Как должны быть произведены товары и услуги?

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. Кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Посредством какой организации производства? По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, по разным проектам можно выпускать автомобили, использовать участок земли. Здание может быть и многоэтажным, и одноэтажным, автомобиль можно собрать на конвейере или вручную, участок земли можно засеять кукурузой или пшеницей.

Одни здания строят частные лица, другие - государство (например школы). Решение о строительстве автомобилей в одной стране принимает государственный орган, в другой - частные фирмы. Использование земли может осуществляться либо по желанию фермеров, либо с участием или решением государственных органов.

Для кого произведен продукт?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения. Кто должен пользоваться этими продуктами и услугами, извлекать полезность? Должны ли все члены общества получать одинаковую долю или должны быть бедные и богатые, какова должна быть доля тех и других? Чему должен быть отдан приоритет - интеллекту или физической силе? Решение данной проблемы определяет цели общества, стимулы его развития

Еще по теме § 3. Основные экономические проблемы, стоящие перед обществом:

  1. Тема 3. Основные проблемы экономической организации общества
  2. ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
  3. 3.1. Триада основных проблем экономического развития общества