Последствия депопуляции. Что такое депопуляция населения

//Корявцев П.М. Депопуляция в России: вымирание как результат. С-Пб.: 2006.

"И зачем нас побеждать,

Если нас легко продать?"

(С) О.Газманов

(альтернативная редакция)

В этой небольшой статье мы попытаемся вкратце рассмотреть совокупность факторов, приводящих к устойчивой депопуляции населения России на современном этапе. Особый интерес эта тема представляет в свете так называемых "национальных проектов", реализуемых в России сейчас.

Обратимся к определениям. В общем смысле депопуляция как демографическое понятие есть превышение смертности среди населения определенной географической области над рождаемостью на этой же территории. На бытовом уровне это называется вымиранием населения. Темпы депопуляции могут быть совершенно различными - от почти мгновенной по историческим меркам (например, в результате эпидемии или истребительной войны) до чрезвычайно длительной, растягивающейся на столетия, но приводящей в пределе к тому же результату. В качестве оценочного критерия темпа депопуляции можно использовать процентное отношение превышения смертности над рождаемостью за определенный календарный период к численности населения на начало этого же периода. По этому признаку депопуляцию можно условно подразделить на несколько классов:

  1. Ситуационная - до 0.3%. Может быть вызвана случайными причинами, действием кратковременных факторов.
  2. Умеренная - 0.3-10%. Встречается достаточно часто, перспективы прекращения процесса в целом благоприятные.
  3. Опасная - 10-20%. Характерна, например, для периодов массовых войн и социальных потрясений, восстановление популяции практически гарантировано.
  4. Агрессивная - 20-30%. Имеет место при скоротечном геноциде, популяция не теряет шансы на восстановление.
  5. Критическая - 30-60%. Шансы на восстановление численности популяции становятся сомнительными, сохранение популяции все еще реально.
  6. Обвальная - 60-80%. Прогноз неблагоприятный, реален переход к абсолютной депопуляции. Вымирание населения в обозримой перспективе.
  7. Абсолютная - 80-100%. Вымирание всего населения в краткосрочной перспективе.

Существенным оценочным признаком является также ускорение депопуляции как процентное отношение уровня депопуляции на начало и на конец определенного периода. Его также можно подразделить на несколько классов:

  1. Умеренное - до 20%.
  2. Опасное - 20-60%.
  3. Критическое - 60- 100%.

По степени продолжительности эффекта депопуляции на определенной территории явление может быть условно подразделено также на определенные классы:

  1. Краткосрочная - в пределах 1-3 лет.
  2. Длительная - от 3 до 10 лет.
  3. Систематическая - продолжительностью свыше 10 лет.
  4. Перманентная - до полного исчерпания демографических ресурсов.

По степени превышения относительной смертности над рождаемостью можно выделить еще несколько классов депопуляции:

  1. Минимальное - до 10%. Характерно для ситуационной депопуляции.
  2. Умеренное - 10-40%.
  3. Опасное - 40-60%.
  4. Критическое - 60-100%. Ведет к абсолютной депопуляции.

Таким образом, депопуляцию в каждом конкретном случае можно охарактеризовать исходя из соответствия ее данным конкретным классам. Отсюда же можно оценить и степень ее опасности.

Исходя из самой природы депопуляции, можно сделать вывод, что вызывается она двумя фундаментальными факторами, воздействующими в разной пропорции - снижением рождаемости и повышением смертности. Ниже мы попытаемся рассмотреть причины, вызвавшие проявление этих факторов в современной России.

Состоявшийся факт депопуляции населения России, начавшейся в 1992 году, сейчас уже не вызывает сомнения практически ни у кого из специалистов, за исключением разве что особо "идеологически упертых". Разнятся только оценки причин и перспектив развития этого процесса. Вместе с тем, данный факт является достаточно нелицеприятным для целого ряда публичных деятелей - государственных чиновников, политиков и т.д.. Отсюда проистекает и совершенно противоестественное количество спекуляций на данную тему. Отдельные именитые ученые доходят до отрицания самого факта, но гораздо большее их количество, пытается хоть как-то "научно аргументировать" якобы "естественное" и даже "закономерное" происхождение этого феномена. Широко известна например версия об "отложенной смертности", перешедшей на более поздние периоды после известной компании по "борьбе с пьянством и алкоголизмом". С другой стороны, темп этого процесса странным образом коррелирует с широко известными утверждениями некоторых западных деятелей о численности населения России в 15 миллионов как "экономически обоснованной".

Вопреки распространенному заблуждению, вызванному в том числе и ощутимым ростом относительной рождаемости, темп депопуляции в России в период 2000-2005 годов не снизился, а наоборот демонстрирует тенденцию к росту. Это вызвано тем обстоятельством, что относительная смертность росла еще быстрее. Так, согласно данным US Bureau of the Census, депопуляция в период 1997-2001 годов ускорилась на 25%, в дальнейшем началась некоторая коррекция этой тенденции. При этом относительный рост смертности за период 1998-2004 годов составил 13%. То есть упомянутая коррекция была следствием именно того самого наблюдаемого невооруженным глазом роста относительной рождаемости. Однако относительное превышение смертности над рождаемостью в этот же период стабильно держалось в пределах 45-50% с некоторыми отклонениями.

Таким образом, исходя из предложенной классификации, текущий этап депопуляции в России относится к классу B2cIII и вполне реален ее переход к классу B3dIV-C3dIV на что собственно и рассчитывает большинство как "цивилизованных" стран, так и их бурно развивающихся молодых конкурентов, испытывающих трудности с перенаселением.

Безусловно уровень депопуляции неравномерен в целом по России и значительно различается по конкретным регионам, даже соседним и находящимся в схожих экономических и географических условиях, что дает основания предполагать наличие существенного этносоциального слагаемого процесса, но здесь мы рассматриваем явление в целом по России.

В некотором роде современная депопуляция в России была даже "узаконена" на международном уровне. В рамках т.н. "Международной Конференции ООН по народонаселению и развитию" Россия приняла на себя международные обязательства по сокращению своего населения на 1 миллион ежегодно на период до 2050 года, соответствующие документы от имени России подписал вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам. При этом было совершенно непонятно - исходя из каких соображений Россия принимает на себя подобные обязательства и какими методами намеревается добиваться их реализации.

Одной из наиболее популярных у специалистов версией о происхождении депопуляции является так называемая теория о "конкурентном потреблении". То есть якобы наблюдаемая депопуляция является следствием опять же естественного процесса, когда имеющиеся у населения ресурсы направляются не на воспроизводство, а на расширение потребления. В пример при этом обычно приводятся развитые западные страны, переживающие аналогичные трудности, но вот почему-то последователи этой теории напрочь забывают о том, что в России "конкурентное потребление" имело место и ранее, а вот обвальная депопуляция началась только в 1992 году.

Другие специалисты, преимущественно гуманитарного профиля, склонны видеть первопричину явления в падении морали и нравственности, эрозии института семьи и разрушении традиционных межличностных отношений. Эти моменты тоже конечно нельзя сбрасывать со счетов, однако тем кто ратует например за запрещение в связи с этим абортов неплохо бы помнить, что в Западной Европе сейчас наименьшую степень воспроизводства населения демонстрируют как раз Испания и Италия - страны с традиционно негативным отношением общества к абортам.

Ниже попытаемся рассмотреть те причины, которые на наш взгляд действительно оказывают определяющее влияние на устойчивое воспроизведение негативной тенденции депопуляции в современной России.

В качестве основных можно указать на три существенных и взаимосвязанных социоэкономических фактора, это

чрезвычайно высокая и имеющая тенденцию к дальнейшему увеличению степень социального расслоения общества,

катастрофическая неэффективность существующей системы социальной защиты населения, и

крайняя неустойчивость реализованной в России экономической модели.

В рамках воздействия первого фактора в результате обвального разорения подавляющего большинства населения в первые два-три года экономических "реформ" только минимум жителей репродуктивного возраста (по разным оценкам - в пределах 2-3%) могут себе позволить обзавестись потомством без существенного ухудшения материального положения своей семьи и своих родственников. Однако в данной социальной прослойке в силу особенностей сложившихся поведенческих традиций и стереотипов наблюдается в лучшем случае простое воспроизводство.

Второй фактор приводит к тому, что даже формально успешная в социально-экономическом плане семья (взрослые представители которой имеют достаточные доходы) как правило несет на себе и значительную социальную нагрузку - это необходимость содержать на свой счет престарелых и нетрудоспособных родственников, которым государство не может (а в последнее время - и не считает нужным) обеспечить хотя бы минимально приемлемые условия для продолжения существования (ни для кого не секрет совершенно анекдотические размеры большинства социальных пособий в современной России), а также реально финансировать якобы "бесплатные" услуги в сфере здравоохранения, образования и т.д.. Нежелание воспроизводить нищету в подобных условиях вполне естественно для абсолютного большинства людей. Смыкается с этой проблемой и проблема сверхдороговизны жилья, когда подавляющее большинство населения просто не в состоянии в материальном плане обеспечить нормальные бытовые условия в случае увеличения семьи.

Кроме того, как-то принято забывать, что к сфере социальной защиты граждан относятся и обязанности государства по защите населения от противоправных посягательств - не только обычной уголовщины, но и "относительно честного отъема денег" в пользу тех или иных полукоммерческих и даже формально государственных структур. Ярчайший пример в этой области - ничем не оправданный запредельный рост тарифов ЖКХ в некоторых регионах России, не вызвавший ни малейшей заинтересованности у соответствующих органов. Оно и понятно - "обтрясать" ларьки и "крышевать" рынки не в пример проще и приятнее, а главное - существенно эффективнее для личного бюджета.

И наконец третий фактор вынуждает большинство населения планировать увеличение семьи с постоянной оглядкой на текущие общеэкономические условия, в результате люди просто не рискуют обзаводиться потомством в ситуации, когда в любой момент даже упомянутая средняя формально успешная в социально-экономическом плане семья может элементарно оказаться без средств к существованию из-за какого-нибудь очередного резкого изменения цен на энергоносители, неконтролируемого роста тарифов т.н. "естественных монополий", очередных "экспериментов" в кредитно-финансовой сфере и т.д..

Особенностью современно российской экономики являются и значительны противоестественные диспропорции представительства в бизнесе членов определенных этносов в сравнении с этнической структурой населения в целом. Они имеют объективную природу и сформировались благодаря совершенно различному отношению в традициях разных этносов (и, соответственно, перспективам адаптации их представителей) к реализованным на первоначальном этапе "реформ" условиям "дикого капитализма". В силу этого значительная, если не подавляющая, часть представителей российского крупного бизнеса подсознательно воспринимает свою коммерческую деятельность в России как временную, направленную в первую очередь во благо себе и своей "малой родине" (будь то историческая родина или приобретенные в иных странах объекты недвижимости и домовладения) и как следствие - строит свой бизнес в России как в своеобразной "колонии", естественно не отягощая его исполнением каких-либо социальных обязательств, за исключением разве что явно демонстративных по характеру (пресловутая "помощь сиротам" и т.д.). Кстати, в свое время именно это обстоятельство вызвало к жизни известную риторику левых политиков об "оккупационном режиме", установившемся в России.

Данная ситуация с этническими диспропорций в бизнесе наряду с нелегальной и полулегальной миграцией служит естественной предпосылкой для развития ксенофобии (вообще-то абсолютно несвойственной для большинства населения России), о которой так любят рассуждать в последнее время. При этом опять же упускается из виду, что вал нелегальных мигрантов помимо прочего создает непосильную нагрузку на и так хилую систему социального обеспечения и здравоохранения, поскольку в результате на автохтонное население ложатся расходы и по соответствующему обеспечению "нелегалов", в массе своей не несущих никаких расходов ни по уплате большинства налогов, ни по перечислениям в социальные фонды.

Свой "посильный" вклад в общее дело депопуляции вносит также существующая система военной службы и комплектования армии по призыву - только невозвратные потери в современной российской армии (без учета вооруженных подразделений других ведомств), не ведущей сейчас боевых действий, в среднем сопоставимы с потерями во время ведения войны в Афганистане. Причем потери эти - как раз молодые люди репродуктивного и экономически активного возраста. Кроме того, потакая амбициям генералов, желающих сохранить непомерно раздутые штаты армии мирного времени и неиссякаемый источник дармовой рабочей силы, государственные власти пошли на резкое сокращение так называемых "социальных" отсрочек от службы в армии, в числе которых были и отсрочки для отцов малолетних детей. При этом для всех совершенно очевидно, что в созданных за прошедшие полтора десятилетия социальных условиях ни женщина на поздних сроках беременности, ни молодая мать практически не в состоянии содержать себя самостоятельно, без посторонней помощи. Таким образом данная мера совершенно явно направлена именно на увеличение темпов депопуляции.

К сожалению, упомянутая в самом начале данной статьи коррекция тенденции ускорения депопуляции в последние годы (заметьте, только коррекция!) вызвана не какими-либо положительными сдвигами в целом по проблеме, а банальным проявлением эффекта, известного в репродуктивной этологии под условным названием "отложенных рождений" - женщины определенного поколения, утратившие веру в перспективы социально успешного замужества, рожают просто для того, чтобы родить, сознательно идя на существенное ухудшение своего социально-экономического статуса.

Исходя из всего изложенного выше, рискнем предположить, что наблюдаемая нами ныне затяжная депопуляция в России все-таки имеет первопричиной именно комплекс экономико-социальных факторов, проявление воздействия которых в виде депопуляции стало возможным только благодаря принятому в начале 1990-х годов курсу на своеобразно понимаемую "либерализацию" и "монетаризацию" экономики. Следовательно, можно полагать, что прекращение депопуляции возможно только после устранения данных воздействий на население. И без этого решения никакие "национальные проекты", в том числе и в области здравоохранения, не способны положительно повлиять на ситуацию.

Депопуляция населения - это демографический процесс, связанный с устойчивым сокращением численности населения. При этом в исследовании депопуляции в обязательном порядке необходимо рассматривать результаты воспроизводства населения, связанные с естественным и миграционным движением общества, а также учитывать то обстоятельство, что она обусловлена влиянием как внутренних, так и внешних факторов, а также - социальной, экономической и общей политики государства .

В зависимости от особенностей развития процесса депопуляцию можно классифицировать следующим образом:

1) по частоте проявления:

а) разовая (наблюдаемая один раз за определенный период развития населения);

б) неоднократная (наблюдаемая несколько раз за определенный период развития населения);

в) непрерывная (непрекращающийся процесс сокращения численности населения в течение определённого периода времени);

2) по продолжительности периода развития:

а) краткосрочная (до 5-ти лет);

б) среднесрочная (от 5-ти до 10-ти лет);

в) долгосрочная (10-ть лет и более);

3) по глубине развития:

а) слабая (сокращение численности до 10‰ в год);

б) умеренная (сокращение численности населения от 10‰ до 20‰ в год);

в) сильная (сокращение численности населения свыше 20‰ в год);

4) по характеру развития;

а) стабильная (сохранение глубины депопуляции на одном уровне);

б) нарастающая (рост глубины депопуляции);

в) спадающая (снижение глубины депопуляции).

Россия -- одна из тех стран, которые ближе всех приблизились к краю пропасти, в которую нас толкает невидимая, но могучая сила депопуляции. Современный период сокращения численности населения не связан ни с какими катастрофическими событиями: ни с революциями и войнами, ни с эпидемиями и массовым голодом, а является итогом «внутренних» эволюционных изменений в воспроизводстве населения, являющихся прямым следствием кризиса семьи как социального института .

Сочетание сверхнизкой рождаемости и высокой смертности, наблюдающееся в России, является уникальным и не имеющим аналогов в современном мире. Особенно удручающе нынешние черты демографической ситуации в России выглядят на фоне наиболее развитых стран мира, в которых падение рождаемости не сопровождается ростом смертности и снижением средней продолжительности предстоящей жизни, и потому темпы депопуляции в них не столь высоки, как в России.

Трагизм современной демографической ситуации в России обусловлен теми негативными демографическими, экономическими, социальными, геополитическими и другими последствиями, которые несет с собой депопуляция .

В демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры.

Экономические последствия депопуляции связаны прежде всего с абсолютным сокращением рабочей силы, того трудового потенциала, который общество может вовлечь в производство и экономическую активность вообще, а также со старением населения. Это может привести к замедлению экономического роста, сужению возможностей технического уровня производства, появления новых технологий и т. п.

Социальные последствия депопуляции весьма многообразны. Часть их также связана со старением населения. Последнее порождает новые требования к социальному обеспечению и медицинскому обслуживанию пожилых и старых людей. Усиливаются проблемы одиночества и депривации пожилых и старых людей, растет их отчужденность от более молодых поколений. В ряду социальных последствий депопуляции и снижения рождаемости специалисты называют и такую проблему, как инфантилизация подрастающих поколений .

Депопулирующим странам свойственно нарастание разрыва и отчуждения между поколениями, размывание межпоколенной солидарности. Солидарность поколений, их взаимопомощь и сотрудничество являются прежде всего результатом совместной (в первую очередь, трудовой) деятельности в семье. В современном обществе, где «дом» и «работа» отделились друг от друга, совместная трудовая деятельность стала невозможной или свелась к неким суррогатам, что делает практически неизбежным разрыв естественных связей между поколениями, а следовательно, и разрушение социальных связей вообще. В этом же направлении действует и получающий все большее распространение переход от солидарной пенсионной системы к накопительной. Как известно, это является одной из целей проводимой в нашей стране пенсионной реформы. Но надо ясно представлять себе, что реализация благого самого по себе замысла -- поставить размер пенсии в зависимость отличных усилий и достижений человека -- может привести к тому, что остатки экономических связей, пока еще соединяющие поколения друг с другом при солидарной пенсионной системе, окончательно порвутся, и в итоге рухнет еще одна (и, может быть, последняя) опора общественной солидарности и общества в целом .

Разрыв межпоколенной солидарности означает, с одной стороны, все то же одиночество и депривацию стариков, причем независимо от того, идет ли речь о благополучной Америке или Европе или о живущей в тисках экономического кризиса России. С другой стороны, образуется, говоря словами И.В. Бестужева-Лады, молодежная «антикультура», зверино враждебная господствующей культуре взрослых» и безжалостная по отношению к ним .

Депопуляция и снижение рождаемости имеют негативные последствия и для здоровья нации. Преобладание доли первенцев среди родившихся само по себе означает ухудшение психофизиологических характеристик населения, поскольку первенцы имеют худшие показатели здоровья по сравнению с детьми последующих очередностей. Высокая доля первенцев среди родившихся обусловливает рост вторичного соотношения полов, что может иметь своим следствием рост смертности и снижение ожидаемой продолжительности жизни.

Для такой страны, как Россия, с ее огромной территорией, депопуляция неизбежно будет означать ухудшение ее геополитического положения в мире. В ближайшие десятилетия снижение численности населения России будет в любом случае происходить на фоне роста населения большинства соседних стран. Это неизбежно вызовет сильнейшее миграционное давление на Россию, породит множество социальных проблем.

Велики и возможные негативные внутриполитические последствия депопуляции. Самое главное и самое страшное, -- это возможность появления попыток решения демографических проблем тоталитарными, антидемократическими методами. Современная действительность России говорит о большой вероятности такого варианта развития. Достаточно посмотреть на то, кто и как обсуждает проблемы населения страны.

До самого недавнего времени практически лишь т. н. «патриоты» говорили о демографическом кризисе и о демографической катастрофе в России, но и то, главным образом, в плане борьбы со своими политическими оппонентами, используя нынешнюю демографическую ситуацию как средство дискредитации экономических, социальных и политических реформ, которые, по их мнению, и являются единственной причиной депопуляции в России. Соответственно предлагаются и пути решения демографических проблем. Это, во-первых, возвращение во времена тоталитаризма и реставрация режима, который в течение нескольких десятилетий фактически осуществлял геноцид всех народов бывшего Советского Союза. Во-вторых, в рамках самой по себе «демографической технологии» -- это чисто репрессивные, запретительные меры, якобы направленные на подъем рождаемости, типа запрета разводов, запрета абортов, внутрисемейного регулирования рождаемости, восстановления налога на бездетность, введения в России многоженства и т. п. Словом, установление всеобъемлющего тоталитарного контроля над репродуктивным процессом, подобного тому, что проводится в Китае, только с противоположными целями .

А реформаторы, демократически ориентированная часть общества, фактически самоустранились от обсуждения демографических проблем страны, от поисков путей их решения. Эту часть общественности больше волнуют проблемы «демографического взрыва» в странах «третьего мира», чем реальные проблемы и опасности нарастающей депопуляции в собственной стране. Подобная позиция опирается на точку зрения некоторых демографов, полагающих, что странам с низкой рождаемостью выпала честь остановить демографический взрыв.

Некоторые отечественные демографы боятся любого обсуждения проблем стимулирования рождаемости и роста населения страны, полагая это бесперспективным и бесполезным.

Возникает закономерный вопрос о причинах возникновения, нарастания и обострения демографического кризиса в России, принявшего в наши дни поистине трагические формы. Какие социальные силы и факторы вызвали его и каковы, с другой стороны, перспективы его разрешения, каково, следовательно, демографическое будущее России? Поиск ответов на эти непростые вопросы определяет нынешнюю научную полемику в среде российских демографов и фамилистов и, более того, -- остроту политического и идеологического противоборства сил, заинтересованных в выборе того или иного пути развития страны, судьбы социально-экономических реформ в ней. Ясно, что ответы на эти вопросы предопределяют, и выбор и поиск мер соответствующей семейно-демографической политики.

Описанную выше феноменологию глобальных семейных и демографических изменений, которые были привнесены в жизнь спонтанным ходом социально-экономического развития на основе рыночных, конкурентных процессов, однако при возрастающей роли государства, не отрицает никто из демографов и исследователей семьи, но оценка этих изменений различными учеными, как отечественными, так и зарубежными, оказывается принципиально различной.

При этом все разнообразие точек зрения на семейные и демографические изменения может быть сведено практически к двум основным аксиологическим перспективам, или парадигмам, в рамках которых интерпретируется вся семейно-демографическая проблематика и вырабатываются подходы к ее практическому разрешению.

Одна из них -- это парадигма модернизации (она же -- парадигма здравого смысла, парадигма помех). Другая -- парадигма кризиса семьи.

В рамках парадигмы модернизации как позитивные, так и негативные изменения семьи и населения воспринимаются и интерпретируются как частные, специфические проявления общего и положительного (прогрессивного) процесса модернизации семьи и воспроизводства населения, смены одного их типа («традиционного») другим («современным»). Модернизация семьи и воспроизводства населения при этом рассматривается как часть, проявление, элемент модернизации всего общества. Именно поэтому все характеристики этой последней автоматически и со знаком «плюс» переносятся на семью и воспроизводство населения. Именно поэтому в рамках этой парадигмы речь идет лишь о временных и локальных несоответствиях и проблемных ситуациях. Эти ситуации рассматриваются как результат действия в общем-то преходящих и поверхностных факторов.

Другая же парадигма -- парадигма краха семьи как социального института -- те же самые семейные и демографические изменения рассматривает как частные, исторически конкретные выражения глобального системного кризиса семьи, вызванного к жизни не какими-то случайными, временными несоответствиями, негативными явлениями и проблемными ситуациями, а коренными, сущностными, атрибутивными чертами индустриально-рыночной цивилизации. Кризис семьи и воспроизводства населения является ценностным кризисом общественного устройства, для которого сиюминутные интересы (извлечения прибыли, получения каких-то иных преимуществ экономического или неэкономического характера) выше интересов его собственного самосохранения .

Ослабление социально-нормативной регуляции семейности, трансформация культурных символов и образцов, снижение ценности брака, семьи с детьми, единства всех семейных поколений -- вот те социокультурные процессы, которые раскрывают сущность кризиса семьи и воспроизводства населения. Они же делают бесперспективной ориентацию социальной политики только на устранение или коррекцию негативных последствий их спонтанной эволюции.

Семья -- решающий фактор функционирования общества и социальных изменений в целом. Это -- фактор, который ныне лимитирует возможности и перспективы дальнейшего самосохранения человеческого общества. Однако современная индустриальная цивилизация нарушила складывавшийся столетиями баланс между интересами индивида, личности и семьи как первичной социальной общности. Сегодня мы наблюдаем невиданный прежде крен в сторону интересов и прав отдельной, индивидуалистически ориентированной эгоцентрической личности, сформированной за столетия существования западной цивилизации. Такая ситуация, когда интерес семьи оказался принесенным в жертву эгоистическому индивидуалистическому интересу, имеет глобальный характер.

Современный российский социально-экономический контекст при всей его остроте и значимости в детерминации положения семьи лишь обнажает и делает более болезненными и трагичными кризисные проявления, но, по сути, не прибавляет к ним ничего нового.

Соответственно, нельзя надеяться, что демографическая ситуация в России «исправится», как только закончится социально-экономический кризис и поднимется жизненный уровень российских семей. Опыт наиболее развитых стран Запада, где жизненный уровень населения не идет ни в какое сравнение с российским, доказывает, что процессы семейной деградации, негативные последствия изменений структуры и функций семьи, инициированные спонтанным ходом исторического развития, нарастание демографического кризиса и депопуляции можно преодолеть только с помощью специальной просемейной демографической политики, имеющей целью возрождение и укрепление семьи как социального института, преодоление депопуляции как явления, угрожающего самому существованию российского общества. Надеяться же на спонтанное, автоматическое разрешение демографического и семейного кризиса -- значит проявлять удивительную наивность и сверхоптимизм. Ведь в современном обществе отсутствуют имманентные механизмы, обеспечивающие спонтанное формирование потребностей индивидов в семье, семейном образе жизни, формирование семейных ценностей и фамилистической культуры.

Особенности исторического пути России стали причиной того, что демографическая политика рассматривается в нашей стране главным образом как социальная защита семей от нищеты, от вызванного инфляционным натиском снижения благосостояния. Отсюда -- представление о необходимости компенсации этого снижения путем предоставления семьям материальной помощи. Нехватка ресурсов делает эту помощь весьма скромной, лишь в малой мере компенсирующей падение уровня жизни большинства семей.

У федеральных властей до сих пор отсутствуют какие-либо представления о долгосрочном характере демографической политики, о необходимости системы мер, направленных на укрепление семьи как социального института и выход из депопуляции. Фактически то, что сейчас называют семейно-демографической политикой, будучи в содержательном плане материальной помощью бедным, концептуально и аксиологически отражает политическое предпочтение изолированной нуклеарной семьи с одним-двумя детьми. Спонтанный ход событий именно этот тип семьи делает самым массовым, модальным. Это само по себе резко ухудшает положение семьи как социального института, который предполагает плюрализм семейных структур, включая многопоколенные семьи с тесными родственными связями или по крайней мере нуклеарные семьи с несколькими детьми. Соответственно углубляется демографический кризис, все ближе достижение такой ее стадии, когда выход из нее будет невозможным .

На самом же деле подлинная демографическая политика не имеет ничего общего с такой семейно-демографической политикой. Основные черты демографической политики, имеющей целью гарантированное преодоление депопуляции и ее последствий и обеспечение в дальнейшем устойчивого воспроизводства населения нашей страны, описываются ниже.

Основными принципами демографической политики являются: принцип суверенности семьи, принцип общественного договора, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, в частности рождения или отказа от рождения детей, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собственными целями и интересами. Принцип суверенности семьи, само собой разумеется, останется пустым звуком без соответствующей экономической базы.

Вместе с тем точно также, как семья суверенна по отношению к обществу и государству, так и они суверенны по отношению к семье. И свобода одной выбирать те или иные модели семьи и семейного поведения не может существовать без свободы другого открыто выражать свои предпочтения в этой сфере, не опасаясь абсурдных обвинений со стороны якобы ревнителей свободы и прав личности. Не является нарушением принципа суверенности пропаганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) поддержка их. Во всяком случае до тех пор, пока семья имеет возможность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рассматриваться как принуждение к чему-либо одному.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора, который означает наличие в обществе подлинной альтернативы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семейного поведения. Сейчас этой возможности выбора нет, как не было ее и в условиях господства многодетности. Демографическая политика должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реализовать любую альтернативу.

Принцип общественного договора означает договорно-правовую регламентацию взаимоотношений семьи как социального института и государства. Этот принцип особенно важен в условиях нашей страны, пытающейся преодолеть наследие тоталитаризма. Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовыми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого «продукта семейного производства» социальная система не может функционировать, не может существовать. Следовательно, общество должно испытывать потребность, заинтересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции воспроизводства новых поколений. Эта заинтересованность должна быть тем более сильной в наше время, когда все больше и больше ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересованность в рождении нескольких детей. В этих условиях семья может потребовать у общества и его представителя -- государства -- на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые способствуют эффективной реализации функций воспроизводства.

Принцип единства целей федеральной и региональной демографической политики означает, что ее цели едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей демографической ситуации на той или иной территории -- части одного и того же государства. Учет региональных особенностей может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели демографической политики, так и путем применения специфических средств ее достижения.

Принцип социального участия. Социальное участие -- это понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, той или иной затрагивающей их интересы социальной политики. В современных условиях полностью теряет смысл традиционное для тоталитарной эпохи представление о государстве как единственном субъекте целеполагания, формирования и реализации социальной (в частности, демографической) политики. В настоящее время как ее цели, так и пути их достижения должны в возрастающей мере формироваться также и в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социальной жизни -- семьи как малой группы, осуществляющей свою жизнедеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; разного рода социальных и территориальных общностей и объединений, формальных и неформальных; наконец, государства в лице его специализированных органов, и чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе, демографической как ее части. Иными словами, субъекты демографической политики -- это наряду с государством разнообразные объединения граждан -- партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т. п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно демографических интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес применительно к воспроизводству населения вообще.

Стратегической, долгосрочной целью демографической политики является преодоление депопуляции и ее последствий на основе укрепления семьи как социального института и снижения смертности и продолжительности жизни. Эта цель наиболее полно выражается в упрочении семейного образа жизни и требует переориентации всей социальной жизнедеятельности с интересов индивида, одиночки на интересы жизни в семье и семьей. Более определенное и конкретное выражение этой цели означает поддержку, поощрение со стороны общества и государства полной семьи с 3 -- 4 детьми, желательно многопоколенной, что отнюдь не сводится только к повышению рождаемости. Укрепление семьи, наряду с совершенствованием здравоохранения, развитием медицины и социальной гигиены, имеет своим результатом и снижение заболеваемости, уменьшение девиантных форм поведения, т. е. снижение смертности и повышение продолжительности жизни.

Помимо стратегической, долгосрочной цели демографическая политика имеет и краткосрочные, тактические цели. Возродить среднедетную семью как основной тип семьи возможно, лишь помогая отдельным, конкретным семьям решать их жизненные проблемы, преодолевать те трудности, которые могут возникнуть на тех или иных стадиях жизненного цикла семьи.

Поэтому краткосрочные цели демографической политики можно выразить как социальную поддержку семей, которые на стадии репродуктивного родительства сталкиваются с различными напряженными ситуациями, испытывая те или иные стрессы и проблемы, что может вести к их распаду, мешает им удовлетворить имеющуюся у них потребность в детях, ведет к росту заболеваемости и смертности их членов .

Сейчас, когда проблемы семьи и воспроизводства населения приобрели особую остроту, когда темпы депопуляции стремительно нарастают, когда, с другой стороны, возникла благоприятная демографическая конъюнктура в виде вступления в репродуктивный возраст поколений, родившихся в первой половине 80-х гг. прошлого века, на проблемы демографического развития нашей страны и на вопросы выработки адекватной демографической политики наконец-то обратили внимание и правительство, и парламент, и политические партии и движения.

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в последние десятилетия процесс депопуляции охватил многие развитые страны (в том числе, Россию) и является угрозой демографического и экономического развития этих стран.

Цель данной работы - выявление сущности депопуляции, анализ проблем депопуляции и перераспределения (миграции) населения.

Объект исследования - население.

Предмет исследования - процесс депопуляции, анализ причин и последствий.

  • 1) Выявить понятие депопуляции
  • 2) Рассмотреть причины и последствия депопуляции
  • 3) Сделать анализ тенденции развития ситуации в России.

Депопуляция имеет длинную историю. Войны, голод, эпидемии регулярно приводили к массовой потере населения. Наложила свой отпечаток и колонизация земель. Однако, долгое время факт убыли населения не вызывал особой тревоги.

Сам термин "депопуляция" был введён французскими демографами, обеспокоенными сокращением рождаемости во Франции в течение всего XIX века. А уже в 30-е - 40-е годы XX века во многих странах Европы в связи с падением рождаемости начала проводится демографическая политика, которая в большинстве случаев смогла лишь замедлить темпы этого падения.

В связи с ухудшением демографической ситуации учёные всего мира вынуждены были вплотную заняться проблемой депопуляции, выявлением причин, прогнозированием и разработкой рекомендаций для улучшения демографической ситуации.

Понятие и сущность депопуляции

Понятие депопуляции населения, демографического кризиса

С точки зрения демографии существуют множество определений депопуляции, мало разнящиеся друг от друга.

Наиболее грамотное определение этого понятия содержится в демографическом энциклопедическом словаре.

Депопуляция - уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или территории, либо суженное его воспроизводство, при котором численность последующих поколений меньше предыдущих.

Сокращение численности населения с течением времени известное, как депопуляция, может быть вызвано несколькими причинами: низкая рождаемость (наряду с ограниченной иммиграцией), массовая эмиграция, болезни, голод и войны. История полна примеров масштабных депопуляций. До ХХ века сокращение численности населения наблюдалось в основном из - за болезней, голода и эмиграции. Чёрная смерть в Европе, появление в Америке болезней Старого Света, вторжение мухи цеце на плато Вотерберг в Южной Африке и Великий ирландский голод - все эти случаи вызвали значительное снижение численности населения. В наше время эпидемия СПИДа вызвала сокращение населения некоторых африканских стран. Иногда снижение населения вызвано геноцидом или массовыми убийствами, например, в 1970-е годы численность населения Камбоджи значительно упала за счёт широкомасштабной казни под руководством красных кхмеров.

Термин "депопуляция" обычно определяется, как состояние, в котором население страны сократилось слишком сильно, чтобы поддерживать нынешнюю экономическую систему. Примером использования экономического термина в развитых странах может служить изменение схем соцобеспечения, когда сокращающееся молодое трудоспособное поколение не в состоянии поддерживать растущее по численности старшее.

Однако, как считает российский демограф А.Б. Синельников, сокращение численности населения не всегда обозначают термином "депопуляция": по его мнению, не являются депопуляцией падения численности населения в период войн в результате миграционных процессов. Термин в таком случае следует применять лишь тогда, когда население сокращается в результате естественной убыли и превышении смертности над рождаемостью.

Динамика численности населения может меняться, прежде всего, под влиянием структурных факторов - колебаний численности женщин детородного возраста, которые во многом (наряду с воздействием социально - исторических факторов) формируют так называют демографическую волну, при чём эти волны не обязательно могут быть симметричны во времени по своей величине и даже знаку плюс или минус, как следствие факторов. С позиций проблем изучения депопуляции важно ещё раз подчеркнуть возможность "взлётов" и "падений" не только темпов изменения численности населения, но и в некоторых случаях эпизодического (на 2-3 года) уменьшения абсолютной численности населения по сравнению с предшествующей величиной. С позиций понятия перспектив развития населения и депопуляции, как уменьшения общей численности населения важно, насколько стабилен такой процесс уменьшения численности населения. Одно дело случай, когда это явление наблюдается эпизодически, т.е. в течение нескольких лет, а потом вновь начинается его рост. Конечно, и здесь важны степень и темпы падения общей численности населения, а так же вопрос, в какой мере и за какое время начавшийся "миграционный" рост населения может компенсировать снижение общей численности.

Более сложным является случай, когда общая численность населения региона начинает систематически, т.е. в течение многих лет, уменьшаться. Тогда многое зависит от темпов такого снижения и от того, насколько они устойчивы. Если они в статистическом плане несущественны, то такой процесс может идти длительное время без всяких видимых последствий, тем более, если естественная убыль полностью компенсируется миграцией. Если же такое снижение по своим темпах не только велико, но ещё и всё время увеличивается, как это имеет место в России последние десятилетия, то такой процесс может существенно сказаться на демографическом развитии. И в этом случае можно говорить уже о демографическом кризисе, особенно, если сама депопуляция сопровождается ухудшением качества населения, разрушением института семьи, нарастающими проблемами старения населения, снижением средней продолжительности жизни, ростом эмиграции и другими негативными событиями. Любые значительные колебания темпов прироста и общей численности населения вносят нестабильность в процессы развития населения, но если эти колебания невелики по размерам и заранее прогнозировались, то можно без особенно больших затрат минимизировать комплекс их негативных последствий. Медков В.М.; Демография: Учебное пособие. Серия "Учебники и учебные пособия". - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.

Если из всех причин депопуляции убрать такие факторы, как войны, катастрофы и неизлечимые массовые болезни (эпидемии) главными факторами депопуляции являются:

  • - рождаемость
  • - смертность
  • - миграционные процессы (эмиграция, иммиграция)

Понятие депопуляции

В обществе сегодня существует большое количество проблем, которые ведут к постепенному уменьшению ресурсов. Но одна из основных угроз для будущего земного шара – это депопуляция.

Определение 1

Депопуляция (от латинского populous – народ. Частица de имеет отрицательное значение, например, как в словах дегенерация, деформация). На языке демографии депопуляция означает сокращение численности населения в связи с тем, что уровень смертности превышает общий уровень рождаемости.

Таким образом, общество сталкивается с самой главной угрозой- угрозой катастрофического снижения уровня человеческого ресурса, ведь именно человек как разумное существо способен вести трудовую, профессиональную и иную деятельность, которая приносит пользу всему остальному обществу.

Безусловно, депопуляция может коснуться абсолютно любой страны, находящейся на любом этапе своего развития: и в неразвитых государствах, и в промышленно-развитых. Но именно в странах второго типа она ощущается особо сильно. Связано это с тем, что сокращение рабочего населения, его быстрое старение и отсутствие подрастающей смены говорит о том, что передача опыта и знаний невозможно, а это приводит к стагнации и последующему регрессу.

Причины депопуляции

Рассмотрим основные причины, которые приводят к сокращению рождаемости в промышленно-развитых странах.

Безусловно, количество детей в семье – это дело каждого человека, его личная проблема. Но ее решение заложено в социально-экономических факторах. В общем это можно сформулировать следующим образом: чем выше материальный достаток и социальное положение семьи, чем выше культурный уровень общества, тем ниже рождаемость.

Подобная причина может противоречить некоторым наблюдениям, особенно из повседневной жизни. Мы привыкли к тому, что если у семьи есть стабильный достаток, нет причин для беспокойства, то и планирование ребенка является не самой большой проблемой, поскольку его так же можно обеспечить и вырастить в достатке. Но исследователи говорят об обратном: когда человек ощущает свою состоятельность, то он не испытывает потребности в продолжении рода. Таким образом, снижение рождаемости идет рука об руку с улучшением жилищных условий и ростом зарплаты. Имея практически все, о чем можно мечтать, люди удовлетворяют свои желания, и планы о детях в эти желания не входят.

Еще одна причина – так называемый «демографический переход». В недалеком прошлом страны делились на промышленно-развитые и слаборазвитые. Собственно, сегодня существуют три основные категории:

  1. Развивающиеся страны;
  2. Среднеразвитые страны;
  3. Промышленно-развитые страны.

Определение 2

Среднеразвитые страны – это те страны, которые открыты для модернизации. В них растет городское население, сравнительно высокий уровень грамотности, достаточно высокий доход на душу населения. Именно изменения в стране с традиционного на современный, ее состояние такой «среднеразвитости» называют демографическим переходом.

Отсутствие внутренних конфликтов, умение распоряжаться своими ресурсами, ощущение безопасности, высокий уровень экспорта, что помогает людям наконец достичь высокого уровня доходов – все это говорит о росте благосостояния и культурного уровня. Находясь в состоянии традиционного общества, в семье было много детей, но все они жили достаточно бедно, некоторые не доживали до своего совершеннолетия. Но с общественными изменениями рождаемость так же снизилась, поскольку люди ощутили необходимость в построении собственного благополучия, нашли смысл в образовании и карьере.

Изменение в укладе жизни привело к изменениям в мировоззрении и мироощущении, смене приоритетов.

Но в тех странах, где население достигло высокого уровня благосостояния, а также с учетом снижения рождаемости оно постарело. Старение вызвано следующими факторами:

  1. Низкая рождаемость (депопуляция);
  2. Увеличение продолжительности жизни.

Последствия депопуляции

Поскольку рождаемость находится в точке минимума, то стареющее население ложится тяжелым бременем на работоспособных. Сегодня каждый работающий, грубо говоря, содержит двух пенсионеров. По прогнозам специалистов, в 2050 году он будет содержать уже 5-6 нетрудоспособных.

Также в семьях сократится число внуков, а вот число бабушек и дедушек увеличится. Пожилые дети будут вынуждены заботиться о престарелых родителях.

Правительства решают эту проблему достаточно прагматично: надо обеспечить женщине материальные стимулы и льготы, что подтолкнет ее к деторождению.

Замечание 1

Например, в Германии правительство оплачивает работающей женщине двухмесячный отпуск до и после родов, во Франции, Италии и Польше – денежные выплаты при рождении ребенка и ежемесячное пособие многодетным матерям.

В России еще в 2006 году В.В. Путин огласил «Программу стимулирования роста населения до 2020 года». Положение в России, как мы могли отметить, было критическим, и программа оказалась достаточно выгодной и щедрой. В ней предусматривались длительные оплачиваемые отпуска как до, так и после рождения ребенка, денежные гранты матери при рождении второго и третьего ребенка, субсидии на детские сады, льготы на медицинское обслуживание, а также перспективы улучшения жилищных условий и доплата многодетной работающей женщине к пенсии.

Министерство экономического развития осмелилось не только озвучить последствия, но и сделать некоторые прогнозы: к 2025 году население страны стабилизируется на уровне 142-145 миллионов человек, а затем начнется планомерный рост. Средняя продолжительность жизни достигнет 75 лет, Россия приблизится к порогу естественного воспроизводства населения, без учета миграционных цифр.

Но все же, некоторые считают такие поощрительные меры кратковременными, поскольку женщина родит одного ребенка с учетом созданных условий, и на этом остановится. Так что, если депопуляция и старения необратимы, то единственным способом решения данной проблемы является иммиграция. Это значит, что в обществе произойдут серьезные этнокультурные сдвиги, во главу встанут так называемые «интернациональные браки». Одна проблема породит другую, но это сведет к минимуму ту, что мы актуализировали – уровень рождаемости вырастет, также возрастет уровень трудоспособного молодого населения.