Понятие социально - экономического развития региона. Основные показатели социально - экономического развития. Основные показатели социально-экономического развития региона

Социально-экономическое развитие – расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

Сегодня главной целью социально-экономического развития регионов является повышение качества жизни населения на всей территории страны, поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя следующие важнейшие составляющие: рост доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев и показателей , которые отражают достигнутые результаты. Традиционными интегральными показателями при оценке уровня развития регионов являются ВВП,ВРП, соответствующие душевые показатели. Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества.

Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, ВРП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе. В частности часто используют показатель ИРЧП , учитывающий величину душевых доходов с учетом покупательной способности, продолжительность жизни, уровень грамотности населения.

Кроме того систему показателей социально-экономического развития на уровне регионов составляют следующие показатели:

1. Население и труд: среднегодовая численность населения; среднегодовая численность занятых в экономике (в том числе по отраслям); уровень экономической активности населения; уровень безработицы; коэффициент естественного прироста; продолжительность жизни

2. Денежные доходы населения: среднедушевые денежные доходы населения; реальные денежные доходы населения (в % к предыдущему году); соотношение среднедушевых доходов с величиной прожиточного минимума; доля населения с доходами ниже прожиточного минимума; соотношение среднедушевых доходов со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг; коэффициенты дифференциации населения по доходам.

3. Основная фонды и инвестиции в основной капитал: стоимость основных фондов (в том числе по отраслям); степень износа основных фондов; инвестиции в основной капитал.


4. Финансовое обеспечение: доходы консолидированного бюджета; объем дотаций из федерального бюджета; темпы роста малого и среднего предпринимательства.

5. Потребительский рынок: оборот розничной торговли; объем платных услуг населению; объем регионального потребительского рынка; обеспеченность домашних хозяйств товарами длительного пользования.

6. Валовой региональный продукт: ВРП по отраслям, на душу.

7. Социальные показатели: площадь жилищ, приходящаяся на одного жителя; доля семей, состоящих на учете на получение жилья; численность врачей на 10000 человек; число больничных коек на 10000 человек; коэффициент смертности от самоубийств (число умерших на 100000 человек); число государственных дневных общеобразовательных учреждений; число посещений театров и музеев на 1000 человек населения; издание книг на 1000 человек населения; число зарегистрированных преступлений за год; состояние окружающей среды (ПДК, объем выбросов, затраченных средств на восстановление).

Совокупность данных социально-экономических индикаторов и показателей характеризует непрерывный воспроизводственный процесс экономической деятельности.

Для чего нужен? Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социально-экономической статистике используется система показателей. Статистический показатель является важнейшей категорией социально-экономической статистики . Это очень емкое и широко применяемое понятие. Оно насыщается конкретным содержанием, применительно к различным явлениям, их свойствам, формам. Статистический показатель - количественно-качественное понятие. Нельзя назвать конкретный статистический показатель без упоминания его качественного содержания. Например: показатели объема ВВП; реальных располагаемых денежных доходов; объема платных услуг; средней продолжительности жизни населения; индекс потребительских цен на товары и услуги. Поскольку социально-экономическая статистика изучает явления общественной жизни, в конкретных условиях места и времени, то всякий статистический показатель в виде конкретного числа содержит в свете пространственную и временную определенность. Например: численность населения Казахстана на 1 января 1999 года составляла 15,6 млн.чел.

Здесь численность населения - качественная определенность показателя: Казахстан - пространственная определенность. На 1 января 1999г. - временная определенность, 15,6 млн.чел. - количественная определенность.

Таким образом, показатель в социально-экономической статистике - это обобщение количественная характеристика качественно определенного социально-экономического явления.

Статистический показатель может относиться : к отдельному явлению (объекту), например к отдельному промышленному предприятий; к группе объектов одного и того же вида, например к совокупности предприятий определенной отрасли; ко всей совокупности явлений, например ко всему хозяйству страны.

В соответствии с этим показатели подразделяются на индивидуальные, групповые (частные) и общие. Последние две категории называют сводными показателями.

Показатели, относящиеся к части территории страны, называют региональными (или территориальными); показатели, относящиеся к отдельным отраслям хозяйства, - отраслевыми; а показатели, относящиеся к хозяйству в целом, - совокупными по стране.

Статистические показатели выражаются в форме абсолютных, относительных и средних величин.

Система показателей имеет иерархическую структуру . На вершине это системы находится блок наиболее общих макро-экономических показателей - СНС, состоящая из подсистем, каждая из которых представляет собой более подробную характеристику тех или иных аспектов экономического процесса. СНС и ее подсистемы связаны с другими блоками экономической статистики, что позволяет проводить более глубокий анализ по целому ряду направлений.

23. Предмет, метод и задачи сэс. Организация статистики в России.

Социально-экономическая статистика (СЭС)- самостоятельная отрасль знаний и практической деятельности, изучает количественную сторону различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны.

Предмет социально-экономической статистики

рассматривает производство, распределение и потребление материальных благ и услуг, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей.

Методы, применяемые в социально-экономической статистике

широко используются положения общей теории статистики, касающиеся методов исчисления индексов, обобщающих показателей.

системный подход предполагает разработку для изучения экономики системы показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности

Задачи социально-экономической статистики:

    предоставление сведений, государственным органам управления для принятия соответствующих решений

    информирование всех заинтересованных лиц о состоянии экономики государства.

    анализ государственного бюджета, исследование его структуры,

    исследование факторов, влияющих на норму сбережений..

    анализ деятельности денежного и фондового рынков и их воздействия на становление различных макроэкономических показателей.

    Наблюдение за состоянием окружающей среды,которые должны осуществлять контроль за истощением запасов природных ископаемых и предоставлять необходимую информацию о состоянии природных

В систему статистической информации входят сведения о:

    структура и развитие экономических ресурсов страны;

    численность населения,

    темпы экономического роста;

    распределение доходов;

    занятость и безработица и факторы, влияющие на них;

    динамика уровня жизни населения,

    инвестиционный процесс,

    финансовые операции,

    фондовый рынок;

    состояние окружающей среды.

Организация статистики в России

Статистической работой в России занимаются специальные государственные статистические органы, которые образуют единую систему - Статистическим комитетом выполняет ряд важных функций: разрабатывает единую статистическую методологию для стран - участников СНГ; организует обучение кадров; проводит семинары и другие мероприятия, организует сбор, обработку и представление научно обоснованной статистической информации, необходимой для осуществления государственного и хозяйственного руководства экономическим и социальным развитием страны.также совершенствование теории и практики международных статистических сопоставлений, анализ результатов выполнения комплексных программ экономической интеграции и научно-технического прогресса 24 Система показателей Социально-экономической статистик и

В социально-экономической статистике используются следующие показатели:

    показатели динамики цен;

    объема и себестоимости произведенной продукции;

    численности и состава населения;

    уровня жизни населения;

    доходов и расходов населения;

    трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

    производительности и оплаты труда;

    наличия основных и оборотных фондов;

    макроэкономические показатели.

предметом социально-экономической статистики является изучение социально-экономических показателей в конкретных условиях места и времени, анализ их динамики и важнейших взаимосвязей.

Система статистических показателей – это совокупность взаимосвязанных статистических показателей, имеющая одноуровневую и многоуровневую структуру и нацеленная на решение конкретной статистической задачи.

Система показателей экономической статистики имеет следующие особенности:

    меняются условия жизни населения, общества – меняются и статистические показатели определенной экономической системы;

    совокупность методов расчета статистических показателей постоянно совершенствуется.

классификация видов статистических показателей:

1)По охвату отдельных единиц совокупности:

    индивидуальные статистические показатели , характеризующие отдельную единицу статистической совокупности;

    сводные статистические показатели , объемные статистические показатели, и характеризующие совокупный объем признака;

    расчетные статистические показатели , предназначенные для решения всевозможных аналитических вопросов.

2)По временному фактору:

    моментные статистические показатели, являются установленными и фиксированными на определенную дату;

    интервальные статистические показатели, которые являются установленными в определенном периоде времени.

3)По форме формулировки:

    абсолютные показатели , характеризующие величины экономических явлений и процессов,

    относительные показатели , показывающие равновесие между количественными характеристиками экономических процессов и явлений

    средний статистический показатель – это обобщенная количественная характеристика свойства в статистической совокупности, в определенных обстоятельствах, а также в конкретных условиях места и времени.

Транскрипт

1 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Дадыкина Ю. В., Рябова С. Г. (рук.) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» Саранск, Россия ANALYSIS AND DEVALUATION OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA Dadykina Y. V., Ryabova S. G. (leader) Ogarev Mordovia State University Saransk, Russia Социально-экономическое положение региона является объективным отражением эффективности управляющих воздействий, осуществляемых органами власти субъекта РФ. Оценка ситуации, складывающейся в регионе, дает представление не только об особенностях социально-экономического развития субъекта Федерации, но и опосредованно характеризует существующую систему управления регионом, выявляет её достоинства и недостатки, а также возможные направления её совершенствования. Мордовия является индустриально-аграрным регионом. За последние пять лет наиболее существенные структурные сдвиги в экономике республики обусловлены значительным снижением доли промышленности в объеме ВРП, с 41,8 % в 2004 г. до 25,9 % в 2009 г., а также транспорта и связи (на 1,7 процентных пункта) . Напротив, в наибольшей степени вырос вклад в ВРП сельского хозяйства (на 1,1 процентных пункта), оптовой и розничной торговли (на 5,3 процентных пункта), а также других отраслей (таблица 1). Социально-экономическая ситуация в республике в 2010 г. характеризовалась положительной динамикой в основных отраслях и секторах экономики, в том числе в сфере промышленного производства, инвестиций, строительстве, на потребительском рынке. Обеспечен рост (по сравнению с предыдущим годом) реальных денежных доходов населения, среднедушевых денежных доходов, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Вместе с тем имеется и широкий спектр проблем. Основными проблемами, требующими решения в среднесрочной перспективе, являются: износ основных фондов; низкая доля инновационной продукции; потребность в формировании долгосрочной политики по развитию промышленности республики; проблемы утраты конкурентоспособности предприятий в будущем (по причине нарастающей конкуренции со стороны иностранных и российских производителей); жесткая тарифная политика в энергетическом секторе, ограничивающая реализацию крупных инвестиционных проектов; необходимость создания благоприятных условий для прихода внешних инвесторов, в том числе потребность подготовки промышленных площадок, реализации инновационных проектов и прочие.

2 Таблица 1 Основные социально-экономические показатели Показатели 2006 г г г г г. Численность населения на конец года, тыс. чел. 847,6 840,4 833,0 840,6 833,3 Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. человек 396,6 395,3 393,9 387,1 385,0 Общая численность безработных (по методологии МОТ), тыс. человек 20,8 16,3 11,4 25,1 24,6 Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума - тыс. человек 242,2 205,1 167,7 160,8 162,8 - в % от общей численности населения 28,3 24,2 20,0 19,3 19,4 Фактическое конечное потребление домашних хозяйств, млн. рублей 42798,1 Среднедушевые денежные доходы населения в месяц, рублей 4878,5 6137,8 8384,2 9653,3 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. 6358,4 8103,1 Средний размер назначенных месячных пенсий, рублей 2561,6 3332,5 4090,4 5554,1 6820,6 Валовой региональный продукт - млн. рублей 57974,1 - на душу населения, рублей 68025,3 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млн. рублей: - добыча полезных ископаемых 59,7 182,0 188,5 164,4 229,8 - обрабатывающие производства 48726,1 - производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8879,4 8195,3 6667,2 7771,5 9627,7 Продукция сельского хозяйства, млн. рублей 18471,3 в том числе: - продукция растениеводства 7864,1 5695,9 - продукция животноводства 10606,4 Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс.кв. м 213,2 242,8 284,1 276,6 289,0 Пассажирооборот транспорта общего пользования, млн. пасс-км 589,0 537,0 507,0 398,0 497,0 Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. рублей 5618,9 9798,5-352,2 Прибыль прибыльных предприятий, млн. руб. 7954,6 5007,1 5967,0 Инвестиции в основной капитал, млн. руб,2 Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года), процентов 108,1 112,3 114,4 109,1 109,5 Индекс цен производителей промышленных товаров, процентов 115,3 119,9 106,0 92,5 121,5 Внешнеторговый оборот, млн. долл. США 189,5 285,1 546,3 417,4 404,0 в том числе: - экспорт 77,7 81,5 132,2 149,0 174,6 - импорт 111,8 203,6 414,1 268,4 229,4

3 Несмотря на кризисные явления в экономике, осуществлялась реализация ряда высокоэффективных инвестиционных проектов в области промышленности, строительства и АПК. Наиболее значимые из них: создание производственного комплекса по выпуску стального и чугунного литья (ООО «ВКМ- Сталь»), объем инвестиций 4,8 млрд. р.; развитие мясного животноводства (Группа компаний «Талина»), объем инвестиций 9,7 млрд. р.; создание производства оптического волокна (ЗАО «Оптиковолоконные системы»), объем инвестиций 3,4 млрд. рублей. Второй по значению отраслью экономики является сельское хозяйство, доля которого в валовом региональном продукте составляет более 17 процентов. Основными секторами специализации агропромышленного комплекса являются производство молочной (молока, сыров и молочных продуктов), мясной (развитие производства говядины, свинины), птицеводческой (производство яиц и мяса птицы) продукции, пищевая и перерабатывающая промышленность. Растениеводство специализируется на производстве зерновых культур, а также сахарной свеклы, картофеля, овощей и кормовых культур. За гг. продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась в 1,3 раза. За последние пять лет в сельхозорганизациях производство молока увеличилось в 1,3 раза, скота и птицы в 1,6 раза. Основной прирост достигнут за счет производства мяса свиней в 2,7 раза, птицы в 1,8 раза. За 2010 год производство молока в сельхозорганизациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах составило 293 тыс. т, с ростом к соответствующему уровню прошлого года на 8,9 %, скота и птицы 84,2 тыс. т или на 18,3 %, яиц 965,3 млн. шт., 16,9 процента. Надой на 1 корову возрос на 394 кг и составил 4303 кг. . В настоящее время на территории республики функционируют 94 крупных и средних сельскохозяйственных организации различных форм собственности, 1118 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан. В последние годы агропромышленный комплекс выделен в качестве одного из основных приоритетов экономической политики Республики Мордовия. На развитие сельскохозяйственного производства направлена реализация Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на годы. В 2010 г. сельхозтоваропроизводителями привлечено более 9,4 млрд. рублей кредитных средств. С начала реализации национального проекта «Развитие АПК» в сельское хозяйство инвестировано более 23,8 млрд. рублей субсидируемых инвестиционных кредитов. Поддержка сельского хозяйства республики важна еще и по причине большой доли занятого в нем населения (в сельской местности проживает около 40% жителей республики). Ситуация в строительном комплексе республики остается стабильной и прогнозируемой. Предприятиями и организациями всех форм собственности, а также индивидуальными застройщиками введено 1736 квартир общей площадью кв. метров, что на 19,3% больше, чем за аналогичный период 2010 г. Населением за счет собственных и заемных средств построено общей площади жилых домов в размере кв. м., что на 2,4% меньше соответствующего периода прошлого года. Доля индивидуального жилищного строительства в общем объеме жилья со-

4 ставила 35,1%. В сельской местности введено кв. метр жилья, из них по индивидуальному жилищному строительству кв. метров. В 2010 году объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» составил 17281,7 млн. рублей, что на 21,6% больше, чем в 2009 году. Инвестиции в основной капитал организаций, осуществляющих строительную деятельность в 2010 году составили 360,3 млн. рублей. Доля строительной отрасли в объеме ВРП составляет более 9 % . Республика Мордовия располагает развитой транспортной инфраструктурой. Протяженность железных дорог 0,55 тыс. км. По территории республики проходит железнодорожная магистраль Москва Самара, восточную часть республики пересекает железнодорожная линия Нижний Новгород Пенза. Республика имеет железнодорожное сообщение со всеми регионами Российской Федерации. Город Рузаевка (25 км от г. Саранска) крупная узловая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги. В г. Саранске функционирует аэропорт, способный принимать самолеты грузоподъемностью до 100 т. Воздушным транспортом за 2010 г. было перевезено 21 тыс. чел. По железным дорогам Мордовии осуществляются транспортные связи центра и юга России с регионами Поволжья, Южным Уралом, Сибирью, Казахстаном, Средней Азией, Дальним Востоком, через аэропорт г. Саранска проходят внутренние воздушные линии. Однако большие временные затраты на дорогу не позволяют максимизировать пользу от соседства с развитыми регионами страны и снижают инвестиционный потенциал республики. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэффициент Энгеля) составляет 32,2, при этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием равна 182,5 км на 1000 кв. км территории . За 2010 г. автомобильным транспортом общего пользования перевезено 70,5 млн. человек (122,2 % к соответствующему периоду прошлого года), пассажирооборот предприятий автомобильного транспорта составил 769,8 млн. пасс. км (128,9 %). Перевезено грузов 10,7млн. т (97,5 %), грузооборот 445,8 млн. т-км (103,8 %). Железнодорожным транспортом было перевезено 3585 тыс. тонн грузов и 1420 тыс. пассажиров. При этом необходимо отметить, что основные фонды объектов транспортной инфраструктуры, а также подвижной состав автотранспортных организаций имеют высокую степень износа. Оптимизация транспортных грузопотоков, улучшение транспортной инфраструктуры, повышение качества обслуживания, обновление автомобильного парка позволят в последующие годы обеспечить положительную динамику работы автотранспортных предприятий. Обеспечение потребности экономики и населения в услугах связи и устойчивую работу средств связи осуществляет Филиал в Республике Мордовия ОАО «Ростелеком». Функционируют 401 АТС общей мощностью 283,5 тыс. номеров с программным управлением. Внедрены современные поколения телефонной сети, электронные АТС, цифровые системы передачи информации, увеличивается число пользователей сети Интернет. Действуют 3 ведущих российских и 2 региональных оператора сотовой связи. В их числе «МТС», «Билайн», «Мега- Фон», «СМАРТС GSM», «ЗАО «НСС».

5 На основе проведенного анализа, характеризующего уровень экономического развития муниципальных образований Республики Мордовия, был составлен рейтинг муниципальных образований, результаты которого представлены в таблице 2. Среди лидеров по-прежнему остаются городской округ Саранск, Чамзинский и Рузаевский муниципальные районы. Стоит также отметить, что Ковылкинский муниципальный район немного сдал позиции, а Ардатовский наоборот, поднялся в рейтинговой таблице выше. Таблица 2 Рейтинг муниципальных образований Республики Мордовия по уровню экономического развития 2005 год 2010 год Муниципальные районы и Муниципальные районы и Рейтинг городской округ городской округ Рузаевский район 1 городской округ Саранск 1 городской округ Саранск 2 Чамзинский район 2 Чамзинский район 3 Рузаевский район 3 Атяшевский район 4 Атяшевский район 4 Краснослободский район 5 Ардатовский район 5 Зубово-Полянский район 6 Краснослободский район 6 Ковылкинский район 7 Лямбирский район 7 Лямбирский район 8 Ичалковский район 8 Ичалковский район 9 Зубово-Полянский район 9 Ардатовский район 10 Ковылкинский район 10 Торбеевский район 11 Ромодановский район 11 Ромодановский район 12 Дубенский район 12 Дубенский район 13 Старошайговский район 13 Ельниковский район 14 Торбеевский район 14 Старошайговский район 15 Ельниковский район 15 Инсарский район 16 Инсарский район 15 Большеберезниковский район 17 Кочкуровский район 17 Темниковский район 18 Темниковский район 17 Атюрьевский район 19 Атюрьевский район 19 Кадошкинский район 20 Кадошкинский район 20 Кочкуровский район 20 Большеберезниковский район 21 Теньгушевский район 22 Большеигнатовский район 22 Большеигнатовский район 23 Теньгушевский район 23 Рейтинг Несомненно, экономическое положение муниципальных образований республики характеризуется положительной динамикой в основных секторах экономики, вместе с тем сохраняется и ряд отрицательных тенденций: медленный рост конкурентоспособности экономики из-за высокой затратности производства, дефицита профессиональных кадров, недостаточного объема инвестиций, что сокращает возможности развития реального сектора экономики; значительный износ основных фондов в целом по отраслям экономики; отмечается пониженный уровень инновационного потенциала;

6 высокая степень износа инженерной и коммунальной инфраструктуры; в сельскохозяйственном производстве неудовлетворительное финансовое состояние ряда сельскохозяйственных предприятий; недостаточный уровень развития малого и среднего бизнеса, особенно в реальном секторе экономики; сохраняется проблема убыточности организаций и др. Демографическая ситуация в республике характеризуется низкими параметрами воспроизводства населения и сокращением его численности. За 10 лет численность населения сокращалась в среднем 8-9 тысяч в год. На начало 2011 г. постоянное население Республики Мордовия, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010 г., насчитывало 833,3 тыс. человек. Сокращение численности населения происходило как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока населения. Только в 5-и муниципальных районах и в ГО Саранск из 22-х муниципальных районов республики отмечалось увеличение числа родившихся. Общий показатель рождаемости составил 9,5 родившихся на 1000 человек населения (14-е место в ПФО). Разрыв коэффициентов рождаемости по районам республики значителен: от 11,0 до 5,2. Снижение числа умерших зарегистрировано в 15 муниципальных районах и в ГО Саранск. В целом по республике превышение числа умерших над числом родившихся в 2011 г. составило 1,7 раза (в РФ 1,2 раза), при этом в Темниковском районе 4,4 раза, Дубенском 3,5 раза, Большеигнатовском - 3,2 раза, Ичалковском 3,1 раза, Большеберезниковском 3,0 раза. В республике, как и в целом по России, наблюдается демографическое старение населения. Главной причиной этого является спад числа родившихся и уменьшение доли детей во всем населении. Изменения в социально-экономической сфере негативно отразились на системе здравоохранения. Она нуждается в срочном реформировании. Многие показатели здоровья населения региона вызывают тревогу, так наблюдается рост общей заболеваемости, в расчете на 1000 чел. с 1138,9 случаев в 2000 году до 1340,4 случаев в 2010 году (на 16%); рост травм и травлений (на 13,4%). Проведенная оценка удовлетворенности населения 1 качеством медицинской помощи показала, что в среднем по республике существенных изменений в данной области за 2010 г. не произошло. Доля респондентов удовлетворенных качеством медицинской помощи, оказываемой им по месту жительства, незначительно снизилась и составила в 2010 г. 60,8% (63,5% в 2009 г.). Высоко оценивают работу медицинских учреждений респонденты Ардатовского (показатель общей удовлетворенности здесь составляет 88,9%), Теньгушевского (82,5%), Торбеевского (76,4%), Дубенского (74,1%), Ковылкинского (74,1%), Кочкуровского (70,9%) и Старошайговского (69,2%) муниципальных районов. Указанные районы составляют группу районов-лидеров. Самую низкую оценку качества медицинских услуг 1 Анализ общественного мнения основан на результатах социологических исследований, проведенных НЦСЭМ Республики Мордовия: «Резервы гармонизации социальных отношений в Мордовии», «Оценка населением Республики Мордовия эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов»

7 дали респонденты в Лямбирском (43,2%) и Темниковском (38,6%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (42,1%). Анализ отмечаемых респондентами недостатков в работе учреждений здравоохранения по итогам исследований (2009 и 2010 гг.) показал, что наибольшие нарекания вызывают очереди на прием к участковому врачу, к врачам-специалистам, недостаток врачей-специалистов, а также нехватка современного медицинского оборудования. Респонденты также обратили внимание на недостаточное оснащение муниципальных медицинских учреждений современным оборудованием. Существенный рост значения данного показателя к уровню 2009 года наблюдался лишь в Кадошкинском районе (на 11,4 п.п.). В связи с тем, что многие из опрошенных чаще отмечали альтернативу «нет недостатков» и реже указывали на проблемы с льготными лекарствами и недостатком врачей-специалистов. В пяти районах зафиксировано существенное снижение уровня общей удовлетворенности качеством медицинской помощи: в Атяшевском (на 27,1 п.п.), Ельниковском (на 16 п.п.), Темниковском (на 15,8 п.п.), Зубово-Полянском (на 12,6 п.п.) и Лямбирском (на 12 п.п.). Претензии населения в районах, где произошло значительное снижение данного показателя, связаны с: отсутствием больниц в населенных пунктах, сокращением ФАПов и медпунктов, нарушениями в проведении приема пациентов, отсутствием лекарственных препаратов . Одной из системообразующих составляющих социального развития является образование населения и его культурный уровень. Образовательный комплекс региона в 2010 г. включал: 231 дошкольное учреждение, 516 общеобразовательных учреждений, в том числе: 452 дневных и 6 вечерних общеобразовательных учреждений; 3 высших учебных заведений (в том числе 2 государственных), 31 государственное среднее специальное учебное заведение и 24 учреждения начального профессионального образования. Среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения услугами дошкольного образования в 2010 году составил 86,7% (в 2009 году - 86,5%). К районам, в которых значение данного показателя значительно выше среднего уровня относятся: Ичалковский (98,8 %), Ардатовский (95,8 %), Кочкуровский (93,8 %), Ромодановский (92,9 %), Атяшевский (92,6 %), Инсарский (91,9%), Торбеевский (91,6%), Ельниковский (91,1%), Теньгушевский (90,9%), Дубенский (88,5%), Старошайговский (87,9%), Лямбирский (87%). Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством дошкольного образования в Большеигнатовском (76,6%), Темниковском (77%) и Кадошкинском (77,4%) муниципальных районах . Уровень удовлетворенности населения качеством дополнительного образования детей в республике в 2010 году практически не изменился и составил 87,1%, что на 1% выше значения 2009 года. В 11 муниципальных образованиях значение данного показателя выше среднереспубликанского. Высокий уровень удовлетворенности качеством дополнительного образования сложился в Ардатовском (98,8%), Темниковском (95,5%), Торбеевском (94,6%), Ичалковском (94,3%), Ромодановском (92,4%), Атяшевском (91,2%), Большеберезниковском (91%) муниципальных районах и в городском округе Саранск (94,1%). Самые низкие зна-

8 чения данного показателя в Чамзинском (73%) и Кадошкинском (76,7%), Зубово- Полянском (77,9%) и Ковылкинском (79,6%) муниципальных районах. Респонденты неудовлетворенны материально-техническим оснащением образовательного процесса, отсутствием необходимого оборудования, мебели и капитального ремонта помещений, низкой активностью руководителей образовательных учреждений в области современных образовательных технологий и др. В 2010 году респонденты высоко оценивают качество общего образования детей: в среднем по республике уровень удовлетворенности составляет 82,9%. Наиболее высокий уровень удовлетворенности качеством общего образования в Ичалковском (93,5%), Ардатовском (93,1%), Теньгушевском (91%), Старошайговском (91,0%), Атяшевском (90%), Ромодановском (88,9%) и Торбеевском (88%) муниципальных районах. Развитие сферы культуры в регионе в последние годы характеризуется заметным оживлением. В настоящее время в республике действует 5 профессиональных театров, 24 музея, 549 массовых библиотек (снижение по сравнению с 2006 г. на 33 библиотеки), 554 клубных учреждения, парки культуры и отдыха. В 2010 году среднереспубликанский уровень общей удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры незначительно снизился и составил 63,6% (в 2009 году - 65,1%). В 12 муниципальных районах уровень удовлетворенности значительно выше среднереспубликанского. Самый высокий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры (качеством культурного обслуживания) отмечен в Ардатовском (87,1%), Ковылкинском (80,2%), Дубенском (76,5%) и Теньгушевском (72,5%) муниципальных районах. Самый низкий уровень удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры сложился в Зубово-Полянском (41,4%), Темниковском (48%), Атюрьевском (49%) и Кадошкинском (49,6%) муниципальных районах . Важным направлением социальной политики и положительным фактором для укрепления здоровья населения, развития культурной среды региона является развитие физической культуры, спорта и формирование здорового образа жизни. В настоящее время в распоряжении населения Республики Мордовия для занятий физкультурой и спортом имеется две с половиной тысячи спортивных сооружений. За последние годы в республике построены физкультурнооздоровительные комплексы в г. Саранске, Краснослободске, с. Кемля, п. Атюрьево, с. Ельниках, с. Ст. Шайгово и других. В 2010 году процент населения, занимающегося спортом, составил в Республике Мордовия около 30%, в то время как в 2003 году этот показатель составлял только 9,8. Можно предположить, что столь резкое увеличение числа людей занимающихся физической культурой и спортом в республике, обусловлено влиянием следующих факторов: ростом объемов финансирования отрасли из республиканского бюджета, ростом числа физкультурно-спортивных сооружений и др. Однако в экономически развитых странах показатель занимающихся физической культурой, спортом и туризмом составляет 40-60%, тогда как в республике около 30%. Проведенное исследование показало, что показатели, характеризующие уровень социального развития за последние несколько лет улучшились, однако

9 проблем, сдерживающих его развитие сферы немало. Составление рейтинга, характеризующего уровень социально развития муниципальных образований республики, лишний раз указало на то, сколь высок уровень территориальной дифференциации между муниципальными образованиями (таблица 3). Более высокий уровень социального развития наблюдается в Лямбирском, Чамзинском, Рузаевском муниципальных районах и в городском округе Саранск. Стоит также отметить, что состав явных аутсайдеров принципиально не меняется. Таблица 3 Итоговый рейтинг, характеризующий уровень социального развития в муниципальных образованиях Республики Мордовия 2005 г г. Муниципальные районы и Муниципальные районы и Рейтинг городской округ городской округ Лямбирский район 1 Лямбирский район 1 Рузаевский район 2 городской округ Саранск 2 Чамзинский район 2 Чамзинский район 3 Кочкуровский район 4 Рузаевский район 4 Ромодановский район 5 Ромодановский район 5 Ичалковский район 6 Теньгушевский район 6 Торбеевский район 7 Ичалковский район 7 городской округ Саранск 8 Кочкуровский район 8 Теньгушевский район 9 Краснослободский район 8 Дубенский район 10 Зубово-Полянский район 10 Инсарский район 11 Ардатовский район 11 Краснослободский район 11 Ельниковский район 12 Ельниковский район 13 Ковылкинский район 12 Ардатовский район 14 Торбеевский район 14 Большеигнатовский район 15 Атяшевский район 15 Старошайговский район 16 Старошайговский район 16 Кадошкинский район 17 Дубенский район 17 Большеберезниковский район 18 Инсарский район 17 Ковылкинский район 18 Большеигнатовский район 19 Зубово-Полянский район 20 Темниковский район 20 Атяшевский район 21 Кадошкинский район 21 Темниковский район 22 Большеберезниковский район 22 Атюрьевский район 23 Атюрьевский район 23 Рейтинг В заключении хотелось бы отметить, что проводимая социальноэкономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для республиканских производителей, государственную поддержку проектов по выпуску конкурентоспособной продукции и снижение инвестиционных рисков в экономике, дала определенные положительные результаты. Вместе с тем сохраняется и целый ряд проблем, сдерживающих устойчивое развитие республики. В сложившихся обстоятельствах основной задачей региональных органов власти по-прежнему остается поиск наиболее действенных механизмов обеспечения устойчивого развития региона и решение внутренних экономических проблем. Для успешного решения экономических проблем в республике необходимо:

10 сформировать эффективную систему предпринимательства, ликвидировать административные барьеры для малого и среднего бизнеса, стимулировать деловую активность, провести преобразование отраслей экономики на основе различных форм собственности и хозяйствования; создать современную инфраструктуру региона, модернизировать транспортную, информационную инфраструктуру; закупить и внедрить новые технологии, направленные на глубокую переработку сырья, развить перерабатывающие отрасли, кредитно-налоговое стимулирование внедрения инновационных технологий и т.п.; проводить более жесткую антимонопольную региональную политику по отношению к отраслям естественной монополии и др. Для решения данных задач на региональном уровне необходимо коренным образом повысить роль наукоемких производств, широко внедрять в производство передовые разработки, для чего необходимо проводить для таких предприятий льготную кредитно-налоговую политику; снизить долю первичных отраслей материального производства, сократить энерго- и материалоемкость на базе внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий; повысить долю внешнеэкономического оборота в общественном продукте, что обусловлено включением регионального комплекса в региональное разделение труда и внешнеэкономические связи; изменить структуру производимого продукта в сторону увеличения нематериального производства. Социальное развитие региона должно быть ориентировано на последовательное повышение уровня жизни населения, рост доходов, снижение социального неравенства, доступность населения к получению гарантированных социальных услуг, а экономическая политика должна ориентироваться на стабилизацию и преодоление кризисных явлений в экономике, а также создание предпосылок для устойчивого развития в посткризисный период. Это позволит заложить основы эффективного социально-экономического развития региона на средне и долгосрочную перспективу. Список литературы: 1. Доклад Меркушкина Николая Ивановича «О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Мордовия за 2010 год и их планируемых значениях на 3- летний период» 2. Иншаков О. В. Прикладные аспекты параметрической оценки типов социально-экономического развития регионов / О. В. Иншаков, А. В. Шевандрин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3, Экономика. Экология Вып С Мордовия: Стат. ежегодник./ Мордовиястат. Саранск, с. 4. О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от 22 декабря 2008 г Доступ из справочноправовой системы «ГАРАНТ».

11 5. Об утверждении Программы по повышению эффективности расходов республиканского бюджета Республики Мордовия на период до 2013 года [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Республики Мордовия от г Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». 6. Социологический анализ качества оказания бюджетных услуг населению в Республике Мордовия: моногр. / науч. ред. проф. А.И. Сухарев; ред. сост. Е.И. Долгаева, В.П. Миничкина; Науч. Центр соц.-экон. мониторинга Республики Мордовия. Саранск, с. 7. Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года: [утверждена законом Республики Мордовия от З «О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года»]. Саранск: РЕДКОЛ, с.


Итоги социально-экономического развития Брянской области за 2014 год Объем валового регионального продукта в 2014 году оценивается в объеме 251,2 млрд. рублей или 102 процента в сопоставимых ценах к уровню

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА НАСЕЛЕНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ, УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Челябинской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Прогноз социально-экономического развития в соответствии с Бюджетным кодексом является основой

Просмотр данных по муниципальному прогнозу Территория: Сельское поселение Кузнецовское Источник данных: Данные муниципальных образований (прогноз) Показатели Отчет Оценка 1. Демографические показатели

П/п Показатель Ед.измер. 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 Экономика ВРП 2015 к 2006 1 Объем ВРП млн.руб. 23 903,3 31 860,0 37 283,1 48 792,7 57 993,8

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ Год образования - 1954 Территория - 27,1 тыс. км 2 Административный центр - Белгород Расстояние от Белгорода

ПРОГНОЗ социально-экономического развития Челябинской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов Министр экономического развития Челябинской области Мурзина Елена Владимировна 28 сентября

Аналитическая информация об итогах социально-экономического развития муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» за 2017 год и основных задачах на 2018 год Аналитическая информация

Социально-экономическое положение Курганской области за январь-октябрь 2017 года Промышленное производство. Индекс промышленного производства в январеоктябре 2017 года составил 101,6% к соответствующему

08.12.2016 34-е заседание 34/990 О прогнозе социально-экономического развития Тульской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Тульской

Проект Показатели Прогноз социально-экономического развития Губкинского городского округа на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов Единица измерения 2016 год отчет 2017 год оценка консерва -тивный

Краткая информация об экономико-географическом положении Республики Марий Эл Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна р. Волги и входит

Основные показатели социально-экономического развития г. Брянска за январь сентябрь 2012 года. п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 12. 14. 15. Показатели ДЕМОГРАФИЯ Численность населения Число родившихся

Министерство экономического развития Ростовской области мониторинг основных показателей социально-экономического развития Ростовской области в январе-марте 2016-2018 гг. (оперативные данные) ГАУ РО "Региональный

117 Е. В. НЕНЮКОВА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ СВИНОВОДСТВА КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Ключевые слова: свиноводство, свинина, экономическая эффективность,

АДМИНИСТРАЦИЯ ЩЁЛКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА Постановление от 09.10.2015 2721 г. Щёлково, Московская область О прогнозе социально-экономического развития Щёлковского муниципального района на 2016-2018

Приложение 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЛАГАНСКОГО РАЙОНА ПОКАЗАТЕЛИ Единица 2005 г п/п измерения 1 Общие сведения о муниципальном образовании Географическое положение внутри республики Удаленность муниципального

УДК 330.354 Лебедева А.В., МБОУ «Лицей-интернат» г. Великого Новгорода РФ, г. Великий Новгород Научный руководитель: Лебедева Г.В., к.э.н., доцент ОСНОВНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Оптимизация порядка предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ в Республике Мордовия. Тремасова Д. Д. Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва, экономический факультет,

ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ Численность постоянного населения (на конец года), тыс. человек 1354 1332 1290 1235 1214 1208 1201 1199 1196 1193 1191 в том числе в возрасте: моложе трудоспособного

1 Информация о социально-экономическом положении муниципального образования Камешковский район за январь-март 2017 года Производство товаров и услуг Оборот организаций по хозяйственным видам экономической

О прогнозе социально-экономического развития Новосибирской области на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Минэкономразвития НСО Октябрь 2017 года Разработка прогноза СЭР НСО на период 2018-2020

Республика Коми на общероссийском фоне и в сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа России по итогам 2012 года Промышленность Индекс промышленного производства в 2012 году в Республике

ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 216 ГОДУ В 216 году в Республике Татарстан, несмотря на сохранение геополитической напряженности и режима санкций, по основным макроэкономическим

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА МОСКВА 2012 СОДЕРЖАНИЕ Стр. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КАРТА) 5 СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ

РОССТАТ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Псковской области ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ (в графиках и таблицах) ПСКОВ 214 1 РОДИВШИЕСЯ

Предварительные итоги социально экономического развития города Владивостока за январь август 2009 года и ожидаемые итоги социально экономического развития города Владивостока за 2009 год. Несмотря на влияние

1 Информационно-аналитическая записка «Социально-экономическая ситуация в республике в январе-марте 2016 года» ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В январе-марте 2016 года индекс промышленного производства составил

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ДЕКАБРЕ 2015 ГОДА И ЯНВАРЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение

Экономика и менеджмент ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2014 г. Выпуск 4 (35). С. 64 69 64 УДК 911.373(571.122);631;338.43 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-ИЮНЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение и основные тенденции

С О Д Е Р Ж А Н И Е 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА, 2009... 13 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА, 2009... 15 3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

С О Д Е Р Ж А Н И Е СНГ В МИРЕ... 13 1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВАХ СОДРУЖЕСТВА, 2013... 17 2. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ И ВЕДУЩИХ СТРАНАХ МИРА, 2013... 19 3. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2016 год и о ходе выполнения поручений, содержащихся в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года 596-606 21 марта 2017 года

ЧИСЛЕННОСТЬ ПОСТОЯННОГО НАСЕЛНИЯ на 01.01.2017 2 708,8 тыс. человек ГОРОДСКИЕ ОКРУГА С ЧИСЛЕННОСТЬЮ НАСЕЛЕНИЯ свыше 100 тысяч человек сельское население 383,4 тыс. человек 14,2 % Кемеровский 556,9 Новокузнецкий

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ муниципального образования город Оленегорск с подведомственной территорией за 2014 год. Социально-экономическая ситуация Отдельные показатели, характеризующие уровень

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН (Башкортостанстат) При использовании данных ссылка на Башкортостанстат обязательна. Официальная статистическая

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ Начиная с итогов за январь 2017г., официальная статистическая информация разрабатывается Росстатом на основе внедряемых в статистическую практику новых версий классификаторов: Общероссийского

При использовании материалов органа государственной статистики в средствах массовой информации ссылка на источник обязательна Основные итоги социально-экономического развития Кировской области в январе

П/п 1. Основные показатели экономического и социального положения района Показатели Ед. измер. 2007г. 2008г. 2009г. 1 Объем промышленного производства 703,27 974,16 471,5 2 Продукция сельского хозяйства

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-АПРЕЛЕ 2016 ГОДА 1 Социально-экономическое положение Республики Саха

Итоги социально-экономического развития Брянской области в 2017 году Объем валового регионального продукта в 2016 году составил 285,9 млрд. рублей или 100,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2015

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ЯНВАРЕ-МАЕ 2016 ГОДА Социально-экономическое положение и основные тенденции

Информация о х социально-экономического развития Курганской области и уровня жизни в регионе в сравнении с соответствующими ми в среднем по Уральскому федеральному округу и по Российской Федерации за 2015

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ БЕЛООЗЁРСКИЙ» Воскресенского муниципального района Московской области ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30.09.2016 г. 115 О предварительных итогах социально-экономического

ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО Из промышленных производств в области наиболее распространены обрабатывающие производства. В 2015 году на них пришлось порядка 88% объема отгруженных товаров собственного производства,

Меры государственной поддержки семей с детьми в Республике Мордовия САРАНСК 2015 Подробности на сайте 2 Дорогие друзья! Для того чтобы получить те или иные выплаты, Вы должны написать заявление. Также

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ (СТАВРОПОЛЬСТАТ) 74 от 11.09.2017 г. ПРЕСС-РЕЛИЗ Основные

ИНФОРМАЦИЯ «О CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАКАРОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ» ЗА ЯНВАРЬ-АВГУСТ 2012 ГОДА» г. МАКАРОВ 2012 год Социальная сфера. Численность постоянного населения

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ В 2012-2013 ГОДАХ Валовой региональный продукт города Москвы (далее - ВРП) основной показатель, характеризующий развитие экономики города

Об экономической ситуации в Республике Беларусь в январе мае 2012 г. Стабилизация в ценовом секторе экономики наряду с высокими результатами во внешней торговле способствовали достижению в январе мае 2012

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОМЕСЯЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ

УДК 314.153(470.345) Логинова Н. Н. 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ На примере Республики Мордовия рассматриваются факторы и проявления демографического кризиса в современной России. In

ÑÒÀÒÈÑÒÈÊÀ Ñèáèðñêèé ôåäåðàëüíûé îêðóã ñòàòèñòè åñêèå ïàðàìåòðû ðàçâèòèÿ Сибирский федеральный округ статистические параметры развития 9 А.А. КИСЕЛЬНИКОВ, доктор экономических наук, руководитель Новосибирскстата,

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ СТАТИСТИКА ПРИВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА СТАТИСТИЧЕСКИЙ СБОРНИК

КОМОВ П. В., ФЕДОТОВ Ю. Д. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Аннотация. В статье представлено комплексное исследование территориальной организации строительного комплекса

А.А. Кисельников доктор экономических наук, руководитель Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области Динамика и тенденции развития г. Новосибирска Доклад

Экономический мониторинг города Владивостока, характеризующий состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности,за 2014 год 1 Потенциал города в крае за отчетный период

1. ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Административно-территориальное деление Российской Федерации на 1 января 2001 г. (картограмма) 1)............................. 29

Основные показатели социально-экономического развития г. Брянска за январь-декабрь 1. 2. 3. 4. 5. ДЕМОГРАФИЯ Численность Число родившихся в расчете на 1000 человек Число умерших в расчете на 1000 человек

Социально-экономическое развитие Российской Федерации и ее субъектов зависят от большого количества факторов, о динамике которых органы официальной статистики приводят ежегодные отчеты. Ряд показателей отражают состояние социальной сферы, уровень жизни населения и дают возможность определить достигнутый уровень социально-экономического развития (валовой региональный продукт, доходы и расходы консолидированных бюджетов, инвестиции в основной капитал, среднедушевые денежные доходы, уровень безработицы и т. п.). Другие дают более детальное представление о тех же сферах, уточняя конкретные процессы (число посещений музеев, площади сельхозугодий и пашни, число амбулаторно-поликлинических учреждений, выпуск специалистов из высших и средних учебных заведений и т. п.).

Объективную количественную оценку социально-экономического развития субъекта Российской Федерации за определенный период времени дают комплексные показатели, учитывающие одновременное влияние ряда показателей социально-экономического развития. При этом основной целью комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации является определение возможности решения текущих и долгосрочных задач на основе имеющегося потенциала и источников экономического роста, а также эффективности мер по реализации региональной политики.

Источниками информации является годовая статистическая отчетность Федеральной службы государственной статистики РФ, статистики федеральных ведомств: Министерства связи РФ, Министерства финансов РФ, Министерства природы РФ, Федерального казначейства и Центрального банка РФ, материалы, полученные от субъектов Российской Федерации в ходе осуществления мониторинга и разработки прогнозов социально-экономического развития регионов.

Базовыми индикаторами комплексной оценки уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации являются:

  • валовой региональный продукт на душу населения;
  • объем инвестиций в основной капитал надушу населения;
  • объем внешнеторгового оборота надушу населения;
  • финансовая обеспеченность региона с учетом паритета покупательной способности на душу населения;
  • доля среднесписочной численности работников, занятых в малых предприятиях;
  • уровень зарегистрированной безработицы;
  • соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;
  • доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (процентов) в общей численности населения;
  • суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете на душу населения;
  • основные фонды отраслей экономики надушу населения;
  • коэффициент плотности автомобильных дорог;
  • показатели уровня развития отраслей социальной инфраструктуры.

Показатели социально-экономического развития регионов отражаются в ежегодном мониторинге «Об итогах социально- экономического развития Российской Федерации», проводимом Министерством экономического развития РФ. Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики включает в себя оценку текущей экономической ситуации, характеристику изменения факторов и тенденций развития, макроэкономический анализ структурной, энергетической, агропродовольственной, инвестиционной, инновационной, денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, социальной и других аспектов государственной социально-экономической политики, а также результаты краткосрочного прогноза макроэкономики до конца текущего года. В разделе мониторинга «Региональное развитие» проводится анализ и оценка следующих показателей:

промышленного производства. Приводятся перечень федеральных округов и субъектов Российской Федерации, где за отчетный период наблюдается его рост или сокращение;

объема производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей, в том числе сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, населением;

объема строительных работ , в том числе его роста / снижения по регионам, а также состояния по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;

оборота розничной торговли , в том числе его структуры, увеличения / снижения по федеральным округам и субъектам;

объема платных услуг населению ,

индекса потребительских цен на продовольственные, непродовольственные товары;

стоимости условного (.минимального ) набора продуктов питания

реальных денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации;

среднедушевых денежных доходов населения, в том числе его вариации по субъектам Российской Федерации; анализа бюджетной системы РФ;

уровня регистрируемой безработицы, в том числе субъектов с минимальным и максимальным значением;

суммарной задолженности по заработной плате; демографической сферы в регионах.

В целом оценка данных показателей дает представление о тенденциях регионального развития страны и используется в аналитических записках и отчетах на разных уровнях государственной власти.

Комплексная оценка региональных социально-экономических показателей используется при прогнозировании развития страны и регионов на долгосрочный период. Так, Правительством РФ утверждено постановление от 11.11.2015 № 1218 «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период». Этим постановлением утверждены Правила разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период.

В пункте 37 раздела III «Разработка долгосрочного прогноза» отмечено, что Министерство экономического развития РФ включает в состав долгосрочного прогноза ряд показателей и характеристик, среди которых приводятся основные показатели регионального развития на долгосрочный период, в том числе величина валового регионального продукта субъектов Российской Федерации, прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов на территории субъектов Российской Федерации на долгосрочный период. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.06.2014 № 172- ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании).

В целях типизации регионов, которая отражает политику регионального развития, выделяются основные составляющие или блоки показателей:

  • социально-экономическое развитие региона;
  • инвестиционная привлекательность региона;
  • инновационное развитие экономики региона.

Показатели, включенные в данные три блока, в отличие от

других рейтингов регионов, в максимально возможной мере охватывают ключевые сферы экономики и социальной жизни регионов прежде всего с позиции готовности их хозяйственных комплексов к инновационному пути развития. Они доступны на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики РФ.

Международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из них является индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный в рамках Программы развития ООН. Он отражает основные характеристики человеческого потенциала территории и является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов.

Индекс публикуется в рамках Программы развития ООН в ежегодных отчетах о развитии человеческого потенциала с 1990 г.

Данный показатель ранжирует страны по восходящей от нуля до единицы. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

  • 1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • 2) доступ к образованию, измеряемый уровнем грамотности взрослого населения и совокупным валовым коэффициентом охвата образованием;
  • 3) достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового внутреннего продукта на душу населения (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США).

Российская Федерация в рейтинге 2015 г. занимает 50 место с ИЧР 0,798, открывая список стран с высоким уровнем человеческого развития и разделив это место с Беларусью. Основные показатели России таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 70,1 лет, средняя продолжительность получения образования - 14,7 лет, валовой национальный доход на душу населения -22 352 дол. в год (по паритету покупательной способности, выраженному в долларах США в ценах 2011 г.). В стране проживают около 142,5 млн человек. В целом на показатели России негативное влияние оказывают социально-экономическое неравенство среди населения, экологические проблемы, относительно низкая продолжительность жизни (особенно среди мужчин, свойственная скорее неблагополучным странам). Следует также учитывать, что нынешние показатели России рассчитаны по итогам относительно благополучных 2013-2014 гг., тогда как в 2015 г. к негативным факторам прибавились значительные экономические проблемы, которые сейчас оказывают существенное отрицательное влияние на развитие государства и благополучие его населения. Тем не менее Россия пока опережает в рейтинге своих соседей по группе крупнейших государств с быстрорастущей экономикой (БРИКС), где Бразилия занимает в рейтинге 75 место, Южная Африка - 116, Индия - 130.

Показатели социально-экономического развития региона используются в ходе анализа неравномерности социально-экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Наряду с объективными факторами существенное влияние на развитие субъектов Российской Федерации оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Большое значение имеет то, насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет скрытых потенциальных резервов. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Российские рейтинговые агентства («РИА „Рейтинг 44 », «Эксперт РА», «Профиль» и др.) на основе анализа агрегирования ключевых показателей регионального развития, формируют позиции регионов на экономической карте России. Результаты рейтинга позволяют не только дать комплексную сравнительную оценку позиций регионов, но и определить динамику их развития, которая очень неравномерна.

Так, рейтинговое агентство «РИА „Рейтинг 44 » определяет позиции регионов на основе рейтинга социально-экономического положения регионов, который строится на основе агрегирования групп показателей, характеризующих экономическую, социальную и бюджетную сферы. Каждая группа показателей включает ряд количественных индикаторов.

Показатели масштаба экономики: объем производства товаров и услуг, объем доходов консолидированного бюджета, численность занятых в экономике.

Показатели эффективности экономики: объем производства товаров и услуг на одного жителя, инвестиции в основной капитал на душу населения, доля прибыльных предприятий, отношение задолженности по налогам к объему поступивших налогов и сборов в бюджетную систему РФ.

Показатели бюджетной сферы: доходы консолидированного бюджета на одного жителя, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов консолидированного бюджета, отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета, дефицит бюджета к налоговым и неналоговым доходам.

Показатели социальной сферы: отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, уровень безработицы, ожидаемая продолжительность жизни при рождении, уровень младенческой смертности.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» анализирует конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность регионов на основе разработанной методики. Инвестиционная привлекательность в рейтинге оценивается по двум параметрам: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Потенциал показывает, какую долю регион занимает на общероссийском рынке, риск - какими могут оказаться для инвестора масштабы тех или иных проблем в регионе. Суммарный потенциал состоит из девяти частных: трудового, финансового, производственного, потребительского, институционального, инфраструктурного, природно-ресурсного, туристического и инновационного. Интегральный риск - из шести частных рисков: финансового, социального, управленческого, экономического, экологического и криминального. Вклад каждого частного риска или потенциала в итоговый индикатор оценивается на основе анкетирования представителей экспертного, инвестиционного и банковского сообществ.

В ходе исследования эксперты дают ретроспективу российских регионов по итогам года. По итогам анализа социально- экономического положения регионов агентство выделяет «узкие места» и новые факторы роста экономики. Например, по итогам 2014 г. отмечено, что годом ранее одним из сдерживающих факторов являлись издержки, существенно превышающие европейский уровень. Но резкое обесценение национальной валюты радикально изменило ситуацию. Резкая девальвация рубля дает новые стимулы для развития экономики страны, делая ее вполне конкурентоспособной с точки зрения издержек производства. В 2014 году российские тарифы намного снизились. Такая же или близкая к ней ситуация складывается и по другим видам затрат. Основное резюме за 2014 г. состоит в том, что в отсутствие внешних драйверов главным фактором минимизации рисков становится качество управления регионом. От профессионализма властей зависит эффективность использования таких новых шансов для развития, как девальвации рубля и санкции.

Таким образом, показатели социально-экономического развития региона, используемые в ходе анализа, оценки и прогнозирования экономики, повышают возможность информационной прозрачности субъектов Российской Федерации, а также дают возможность реализовать востребованность информации со стороны потенциальных инвесторов, власти и бизнеса о реальном положении дел в регионах и перспективах роста.

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально - экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально - экономическое развитие.

Социально - экономическое развитие (ЭСР) - расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала. Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель - здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).