Курсовая работа: Банковский контроль и надзор

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского контроля (или банковского надзора) нашла свое законодательное закрепление в законах о центральном банке и банковской системе.

Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так в Великобритании, Нидерландах и Италии центральные банки являются единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельностью финансово-кредитных институтов на территории государства. Однако чаще в мировой практике встречается система смешанного банковского контроля, когда центральный банк выполняет обязанности по надзору совместно с другими государственными органами. Так, во Франции помимо Центрального банка банковский контроль осуществляют Банковская комиссия, Комитет по банковской и финансовой регламентации, Комитет по кредитным учреждениям и инвестиционным компаниям; в Японии – Министерство финансов; в Германии – Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями; в США – Министерство финансов, Генеральное управление отчетности, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норвегии, Австрии государственные органы банковского контроля и надзора осуществляют функции контроля отдельно от центральных банков.

Главная цель банковского контроля – поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Для реализации этих задач контрольные органы наделены широкими полномочиями: а) запрашивают у проверяемой кредитной организации необходимую информацию о ее деятельности; б) проводят проверки документации и отчетности; в) издают в рамках своей компетенции акты нормативного и индивидуального характера; г) принимают на законных основаниях решения по разным аспектам деятельности банков.

Также необходимо отметить, что банковский контроль проводится в трех формах: внешний, административный и внутренний, каждый из которых имеет свои функции.

Внешний банковский контроль осуществляют центральный банк, органы банковского контроля и независимые аудиторы.

Формами внешнего банковского контроля являются лицензирование, регулирование и контроль за экономическими нормативами, инспекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Непосредственные проверки и ревизии кредитных организаций могут проводиться как центральным банком, так и специальными органами. В Германии такими полномочиями обладает Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями, во Франции – Банковская комиссия. Основной их задачей является контроль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение соответствующих санкций в отношении нарушителей с целью обеспечить стабильность банков ской системы. Для выполнения надзорных полномочий Банковская комиссия и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми организациями имеют право требовать от кредитных учреждений любые сведения и документы, которые они сочтут необходимыми. Банковский контроль в Западной и Центральной Африке по примеру Франции осуществляют наднациональные банковские комиссии, созданные в каждой эмиссионной зоне. Обе банковские комиссии обладают обширными полномочиями в сфере регулирования, лицензирования банковской деятельности и контроля за кредитными учреждениями. Кроме того, они обладают судебными полномочиями, они вправе налагать санкции вплоть до отзыва лицензии или увольнения руководителей. Решения банковских комиссий могут быть обжалованы в Совет министров Западноафриканского валютного союза или в Административный совет Банка центральноафриканских государств.

Кроме того, все кредитные учреждения обязаны представлять в эти органы отчеты о своей деятельности.

Что касается независимых аудиторов, то, как правило, банковское законодательство наделяет их следующими полномочиями: а) ревизия и сертификация годовых отчетов; б) проверка надежности публикуемой информации и деятельности банков; в) принятие мер по повышению квалификации самих аудиторов и др.

Административный банковский контроль осуществляют правление и (или) наблюдательный совет банка. Например, во Франции и Италии действует правило «четырех глаз», в соответствии с которым эффективное управление может быть обеспечено не менее чем двумя руководителями, от которых банковское законодательство требует осуществлять особый надзор за качеством учета и отчетности, финансовой информации, а также за методами внутреннего контроля.

Внутренний контроль, или самоконтроль, осуществляется каждым банком, каждым его подразделением при проведении любых операций. Это так называемый контроль первого уровня, который при необходимости может быть дополнен контролем второго уровня, например, в рамках создаваемых для решения тех или иных проблем комитетов.

Внутренний контроль может принимать различные формы: инспекции, аудиторские проверки, общий контроль. Так, в США в 1990 г. был принят Закон о совершенствовании Федеральной корпорации страхования депозитов (вступил в силу с 1 января 1993 г.), предписывавший банкам с определенным размером активов создание аудиторских комитетов и публикацию генеральной дирекцией ежегодного отчета о внутреннем контроле. Персональную ответственность за подготовку и содержание доклада о внутреннем контроле, который публикуется вместе с годовым отчетом, несет президент банка. В докладе содержится также оценка эффективности внутреннего контроля. Декларация президента должна быть удостоверена подписью внешних аудиторов. Во Франции Комитет по банковской регламентации в 1990 г. принял специальный Регламент № 90 – 08 о внутреннем контроле в банках, в соответствии с которым служба внутреннего аудита отвечает за подготовку ежегодного доклада о внутреннем контроле, который представляется внешнему независимому аудитору (по его требованию) и в Банковскую комиссию.

Таким образом, благодаря всестороннему и многоступенчатому банковскому контролю возможны обеспечение и поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Особым видом финансового контроля является банковский контроль, который представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности. Организация банковского кон­троля (или банковского надзора) нашла свое законодательное за­крепление в законах о Центральном банке и банковской системе

Главная цель банковского контроля - поддержание стабильно­сти банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредито­ров. Для реализации этих задач контрольные органы наделены ши­рокими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор-

Банковский контроль осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, ин­спекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Внутрихозяйственный финансовый контроль.

Внутрихозяйственный финансовый контроль - контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае - необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет. Важнейшие функции внутрихозяйственного контроля: -формирование учетной политики, - ведение бухгалтерского учета, - составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности, - контроль за движением имущества и выполнением обязательств, - обеспечение соответствия всех осуществляемых предприятием (учреждением) хозяйственных операций законодательству. Внутрихозяйственный контроль осуществляется бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами. Ключевым звеном в системе внутрихозяйственного контроля является главный (старший) бухгалтер. При осуществлении своих функций главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю предприятия (учреждения), чьим приказом он назначается и освобождается от должности.

Независимый финансовый контроль.



Независимый финансовый контрол ь осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы. Объектом их контроля может быть деятельность всех экономических субъектов.

Аудиторские фирмы осуществляют :

Финансовые экспертизы;

Проверку ревизий финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности фирм и организаций;

Контроль правильности определения доходов, подлежащих налогообложению;

Консультирование по вопросам организации учета и управления, составление отчетности, проблем налогообложения.

Аудиторский контроль – регулируется Указом Президента от1995 г. «Об аудиторской деятельности». Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность, направленная на проверку финансово-хозяйственных документов любого юр. лица.

Аудит бывает двух видов:

Добровольный;

Обязательный.

Формы и методы финансового контроля

Формы проведения финансового контроля .

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления подразделяется на:

Предварительный;

Текущий;

Последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода.

Методы проведения финансового контроля.

По методам проведения финансового контроля, т.е. приемам и способам его осуществления, различают: проверки, обследования, надзор, анализ финансовой деятельности, ревизии, наблюдения (мониторинг).

1. Проверка

2. Обследование

3. Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и пофактор-ным.

4. Ревизия

Ревизии бывают:

Комплексные, которые охватывают все стороны деятельности предприятия;

Частичные (охватывают лишь ее отдельные стороны);

Тематические ревизии (одновременно проводятся в однотипных учреждениях по определенному перечню вопросов);

Плановые и внеплановые;

Сплошные и выборочные ревизии (в зависимости от полноты привлеченных документов).

5. Надзор

6. Наблюдение (мониторинг) .

Денежная система РФ

Современная денежная система России, как и большинства других стран, основана на неразменных на золото деньгах. Основные положения денежной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в редакции от 10 января 2003 г.).

В целях организации наличного денежного обращения на него возложены следующие функции:

прогнозирование и организация производства банкнот и металлических монет;

создание резервных фондов банкнот и монет;

определение правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;

установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены и уничтожения денежных знаков;

утверждение правил ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Банковский контроль – один из видов финансового контроля, который имеет статус публично-правовой деятельности и представляет собой надзор за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны.
Объектами банковского контроля со стороны государства являются финансовые потоки , а основное русло передвижения этих потоков – банковские каналы. Основная причина государственного надзора за банковской деятельностью – стратегическое значение банковских институтов в социально-экономической жизни государства. В то же время, коммерческие банки позиционируют себя как предпринимательские структуры, у которых нет обязанностей выполнять функции контролирующих, государственных, налоговых органов, что усложняет борьбу с экономическими преступлениями, коррупцией.
Различают внутренний и внешний банковский контроль.

Внутренний банковский контроль

Осуществляется собственными ресурсами и по инициативе банка. Цели внутреннего контроля: укрепление платежной дисциплины, повышение эффективности управления доходами и расходами, бюджетными процессами банка, а , укрепление финансовой устойчивости банка, совершенствование системы управления.
Различают: предварительный, текущий и последующий контроль.
Внутренний банковский финансовый контроль проявляется как:
1) Выполнение финансовой политики банка;
2) Качество в управлении финансовыми потоками ;
3) Соблюдением установленных лимитов;
4) Эффективное управление ликвидностью, банковскими рисками ;
5) Проведение комплексного экономического и финансового анализа деятельности банка;
6) Формирование и корректировка бюджетов;
7) Создание и использование резервов , соблюдением финансовых нормативов.

Внешний банковский контроль

Имеет две основные формы:
Проверка – основная форма финансового контроля, представляет собой совокупность действий контролирующего органа по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.
Надзор - система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Ревизия - проверка работы банка на основе документального подтверждения законности его финансово-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности .
Центральный банк – основной орган, на который законодательством возложена надзорная функция.
ЦБ осуществляет контроль деятельности кредитных учреждений, организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки. Проверку банковских операций ЦБ осуществляет как непосредственно через своих представителей, так и с помощью уполномоченных аудиторских фирм.
Контрольные функции ЦБ выражаются в следующих действиях:
1) Обязательные для исполнения предписания банковским учреждениям об устранении нарушений, которые были обнаружены в ходе проверок.
2) Требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению, реорганизации (ликвидации) банка, замене его руководства в случае неисполнения предписаний Центробанка.
3) Взыскание денежных штрафов за нарушение банковского законодательства.
4) Повышение норм обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;
5) Право отозвать банковскую лицензию.
6) Возможность назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления.

Банковский надзор можно определить как наблюдение и проверку исполнения кредитными организациями требований законодательства. В литературе неоднократно отмечается, что банковский надзор как оценку деятельности кредитной организации с точки зрения законности и банковский контроль как деятельность Банка России по осуществлению мероприятий, направленных на осуществление режима законности в банковской системе, нужно разграничивать.

При этом основным методом банковского надзора следует считать невмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций, а банковского контроля - вмешательство в оперативную деятельность кредитных организаций с целью устранения допущенных нарушений. Реализация банковского контроля происходит в рамках отношений подчиненности с применением определенных санкций за выявленные в процессе надзора банковские правонарушения. Однако законодатель не разделяет эти две стороны управленческой деятельности Банка России и объединяет их одним термином - банковский надзор.

Предметом банковского надзора является банковская деятельность, соблюдение кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства в широком значении этого термина. Особое внимание Банка России как органа банковского надзора направлено на соблюдение кредитными организациями пруденциальных норм деятельности, к которым относятся предельные величины рисков, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнении которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций. В основе банковского надзора лежат данные, полученные в процессе банковского учета, в том числе бухгалтерского, и отчетности.

Формами банковского надзора являются наблюдение (документарный надзор) и проверка. Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ определяется инструкцией Банка России от 25 августа 2003 г.

№ 105-И1. Основная цель проверок - оценка на месте общего состояния кредитной организации или отдельных направлений ее деятельности, в том числе:

Оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России;

Оценка достоверности учета (отчетности);

Определение размера рисков, активов, пассивов кредитной организации;

Оценка качества активов кредитной организации;

Оценка величины и достаточности собственных средств;

Оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля;

Оценка финансового состояния и перспектив деятельности кредитной организации;

Выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков.

Проведение проверок кредитных организаций (филиалов) и их информационное, организационное, методическое и иное обеспечение является инспекционной деятельностью Банка России. Организация инспекционной деятельности осуществляется Главной инспекцией кредитных организаций Банка России и инспекционными подразделениями территориальных учреждений Банка России.

Задание 6.2. Используя инструкцию Банка России № 105-И, выделите виды проверок кредитных организаций и порядок их проведения.

Банк России не вправе проводить более одной проверки по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности. Повторная проверка может быть проведена, если кредитная организация подлежит реорганизации или ликвидации или по мотивированному решению Совета директоров Банка России при участии представителей центрального аппарата Банка России в порядке контроля за деятельностью территориальных учреждений ЦБ РФ.

Банк России, обладая полномочиями банковского надзора, вправе как орган надзора применять к кредитным организациям меры воздействия в ответ на выявленные в процессе наблюдения и проведения проверок нарушения.

Еще по теме § 3. Банковский надзор и контроль: понятие, основные формы:

  1. 2. Формы контроля и надзора за оперативно-розыскной деятельностью
  2. 19. Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора, его полномочия
  3. Понятие и виды (организационно-правовые формы) обществен­ных объединений граждан по ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями на 29.06.2004 г.). Полномочия государства по контролю и надзору за организацией и деятельностью общественных объединений граждан.

Особым видом финансового контроля будет банковский контроль, кᴏᴛᴏᴩый представляет собой контроль за деятельностью банков с целью обеспечения безопасности вкладов и стабильности банковской системы страны. Банковский контроль имеет статус публично-правовой деятельности.
Организация банковского кон­троля (или банковского надзора) нашла ϲʙᴏе законодательное за­крепление в законах о Центральном банке и банковской системе.

Центральные банки играют значительную роль в проведении банковского контроля. Так, в Великобритании, Нидерландах и Италии Центральные банки будут единственными органами, уполномоченными осуществлять контроль и надзор за деятельно­стью финансово-кредитных институтов на территории государства. При этом чаще в мировой практике встречается система смешанного финансового контроля, когда Центральный банк реализует обя­занности по надзору совместно с другими государственными орга­нами. Так, помимо Центрального банка во Франции банковский контроль осуществляет Банковская комиссия, Комитет по банков­ской регламентации, Комитет кредитных учреждений, в Япо­нии - Министерство финансов, в Германии - Федеральное ведом­ство по надзору за кредитными учреждениями, в США - Мини­стерство финансов, Служба Генерального контролера, Федеральная корпорация страхования депозитов. В Швейцарии, Канаде, Норве­гии, Австрии государственные органы банковского контроля и над­зора отделены от Центральных банков.

Главная цель банковского контроля - поддержание стабильно­сти банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредито­ров. Стоит сказать, для реализации данных задач контрольные органы наделены ши­рокими полномочиями: запрашивают у проверяемой кредитной ор-

526 Раздел VII. Финансово-правовые институты за рубежом

Глава 24. Финасовый контроль в зарубежных странах 527

ганизации необходимую информацию о ее деятельности; проводят проверки документации и отчетности; издают в рамках ϲʙᴏей ком­петенции акты нормативного и индивидуального характера; прини­мают на законных основаниях решения по разным аспектам дея­тельности банков.

Банковский контроль осуществляется в виде лицензирования, регулирования и контроля за экономическими нормативами, ин­спекции и ревизии деятельности элементов банковской системы.

Кредитное учреждение может осуществлять ϲʙᴏю деятельность только при наличии лицензии на осуществление банковской дея­тельности или отдельных банковских операций. Законодательство каждого государства устанавливает ϲʙᴏй перечень требований, кото­рым должно ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать кредитное учреждение, желающее полу­чить лицензию. Важно заметить, что одним из обязательных условий выдачи лицензии будет положительный отзыв представителей того банковского союза, членом кᴏᴛᴏᴩого создаваемый банк намеревается стать. В Ве­ликобритании лицензированием банковской деятельности занимается Банк Англии, кᴏᴛᴏᴩый в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с банковским законом 1987 г. может отзывать или аннулировать лицензию любого банка, ограни­чивать срок действия уже выданной лицензии в случае систематиче­ских нарушений со стороны банка. Такими же полномочиями обла­дает Банк Японии в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом 1942 г. и Банк Италии в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с законом 1993 г. о банках. Во Франции согласно За­кону от 24 января 1984 г. правом выдачи и изъятия лицензий на осу­ществление банковских операций обладает Комитет кредитных учре­ждений. В Германии в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с Законом 1961 г. о кредитном деле таким правом обладает Федеральное ведомство по надзору за кредитными учреждениями. По общему правилу органы, занимаю­щиеся лицензированием банковской деятельности, выдают, приоста­навливают и отзывают лицензии на ведение банковских операций, регулярно получают информацию от кредитных учреждений о виде и объеме их деловой деятельности, следят за соблюдением ими бан­ковского законодательства. На основании полученной информации орган, осуществляющий лицензирование банковской деятельности, принимает решение о предоставлении, продлении или аннулирова­нии лицензии. Как правило, лицензия аннулируется, если учреждае­мый банк не в состоянии начать операции по истечении установлен­ного для ϶ᴛᴏго срока, или когда он осуществляет операции, не пре­дусмотренные лицензией, или не реализует содержащиеся в ней ус­ловия, нарушает законы или нормативные акты, осуществляет действия, наносящие ущерб интересам кредиторов и вкладчиков.

Под регулированием банковской деятельности понимается раз­работка и издание уполномоченными органами правовых актов, определяющих условия, структуру и способы осуществления бан­ковского дела. Такими полномочиями обладает во Франции Коми­тет по банковской регламентации, в США - Совет управляющих Федеральной Резервной Системы, в Германии - Немецкий Феде­ральный Банк. В их полномочия входят разработка нормативных

требований, установление единых форм счетов, правил бухгалтер­ского учета и отчетности, правил проведения банковских операций для субъектов нижнего уровня кредитно-банковской системы. Так­же они наделены правом применять индивидуальный подход к от­дельным кредитным институтам и временно устанавливать им не­сколько иные, чем обычно, нормативы при наличии достаточных к тому оснований.

Для обеспечения устойчивости кредитных организаций Центральные банки могут устанавливать обязательные нормативы, в частности минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собст­венных средств (капитала) для действующих кредитных организа­ций, минимальные размеры рисков, нормативы использования соб­ственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц, максимальный размер кредитов, гарантий и по­ручительств, предоставленных банком ϲʙᴏим участникам (акционе­рам)

Непосредственные проверки и ревизии кредитных организаций могут проводиться как Центральным банком, так и специальными органами. В Германии такими полномочиями обладает Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями, во Фран­ции - Банковская комиссия.
Стоит отметить, что основной их задачей будет кон­троль и надзор за точным исполнением кредитными учреждениями банковского законодательства и применение ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих санкций в отношении нарушителей с целью обеспечить стабиль­ность банковской системы. Для выполнения надзорных полномо­чий Банковская комиссия и Федеральное ведомство по надзору за финансовыми учреждениями имеют право требовать от кредитных учреждений любые сведения, объяснения и документы, кᴏᴛᴏᴩые они сочтут необходимыми. Исключая выше сказанное, все кредитные учреждения обязаны представлять в данные органы отчеты о ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение финансового контроля. Назовите его виды.

2. В каких формах осуществляется парламентский контроль в об­ласти финансов?

3. Каково правовое положение и компетенция счетных палат?

4. Какие органы в зарубежных странах осуществляют администра­тивный и финансовый контроль?

5. В чем заключается судебный финансовый контроль?

6. Что понимается под банковским контролем? Каковы его задачи, субъекты, осуществляющие контроль?