Урок географии на тему:Мы познаем Японию-страну диспропорций. Диспропорции трудовых ресурсов в сельском хозяйстве

Территориальные диспропорции

Обеспечение рационального использования трудовых ресурсов сельского хозяйства во всех регионах страны составляет одну из важнейших задач социально-экономического развития хозяйственного комплекса России. Для ее решения требуется объективная оценка трудовых ресурсов, которыми располагает общество, потребностей хозяйственного комплекса в рабочей силе и путей наиболее эффективного и полного использования трудовых ресурсов в стране и регионах, исходя из интересов всего общества.

Имеют место территориальные диспропорции в распределении трудовых ресурсов сельского хозяйства по стране (только треть их приходится на Сибирь и Дальний Восток), уровню обеспеченности ими частей страны и уровню безработицы. По обеспеченности трудовыми ресурсами на территории страны выделяют три категории районов Береславская, В. А. Эффективность использования трудовых ресурсов и оптимизации оплаты труда / В. А. Береславская, Э. М. Гамова, А. А. Журбин // Экономический анализ: теория и практика, 2008. - N 14. - С. 50-55. - Библиогр.: с. 55: 1) трудоизбыточные (с высоким уровнем естественного и механического прироста и дефицитом мест приложения труда -- прежде всего Северный Кавказ, особенно национальные республики); 2) трудодефицитные (районы со сложными природно-климатическими условиями, низким уровнем развития сферы культурно-бытового обслуживания, но имеющие богатые запасы природных ресурсов -- это Север европейской части страны, Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток); 3) трудообеспеченные (районы, где имеется относительная сбалансированность между наличием мест приложения труда и численностью трудовых ресурсов, -- это Центральный, Северо-Западный, Волго-Вятский, Поволжский, Центрально-Черноземный и Уральский экономические районы).

Социально-демографические диспропорции

По данным Министерства сельского хозяйства РФ: Министерство сельского хозяйства РФ [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.mcx.ru

1. Наиболее урбанизированные регионы России. К этому типу относятся такие субъекты Российской Федерации, как Москва, Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Свердловская, Калининградская обл. Естественная убыль в этих регионах выше средней: население старое, а рождаемость самая низкая, так как институт семьи в крупных городах наиболее разрушен. В то же время убыль населения сравнительно невелика благодаря довольно интенсивному миграционному притоку. Привлекают население в эти регионы прежде всего широкие возможности для трудоустройства, так как здесь постоянно создается большое количество новых рабочих мест. Соответственно, уровень безработицы самый низкий в стране. Национальная и конфессиональная структуры за счет мигрантов отличаются максимальным разнообразием. Относительно хорошая социально-экономическая ситуация способствует повышенной ожидаемой продолжительности жизни. В то же время концентрация населения в крупных городах уже сейчас чрезмерна, что создает большие экологические проблемы и негативно влияет на генофонд жителей.

2. Менее урбанизированные регионы Центральной России. К этому типу относятся большинство субъектов Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского, Поволжского, а также ряд субъектов Северо-Западного, Уральского и Северо-Кавказского экономических районов. Эти регионы долгое время характеризовались оттоком населения. Поэтому сегодня здесь наиболее старая возрастная структура жителей и самый высокий уровень смертности.

Хотя в последние годы мигранты в эти регионы приезжают, но в большинстве их численность населения уменьшается быстрее среднего по России, так как миграционный приток не перекрывает естественной убыли. Особенно это характерно для сельской местности. В городах остро стоит проблема безработицы: уровень производства сократился очень сильно, и многие работники были сокращены. В сельской местности ситуация с занятостью лучше, сельское хозяйство оказалось более стабильным за счет снижения интенсивности и роста натуральности. Зато на селе сильнее всего нарушен генофонд, массово распространен алкоголизм, минимальна продолжительность ожидаемой жизни.

3. Регионы нового освоения на севере и востоке России. К этому типу относятся большинство субъектов Северного, Западно-Сибирского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного экономических районов. В предыдущие десятилетия они отличались миграционным притоком, поэтому возрастная структура населения здесь сравнительно молодая, во многих регионах отмечается естественный прирост населения. Однако в большинстве регионов число жителей быстро сокращается за счет очень интенсивного миграционного оттока населения, которое в новых социально-экономических условиях оказалось не заинтересованным переносить тяготы жизни в районах с суровыми природно-климатическими условиями. В итоге и так слабо заселенные территории с нехваткой трудовых ресурсов теряют перспективы дальнейшего освоения.

4. Национальные автономии на юге России. К этому типу относятся республики Северного Кавказа и юга Сибири. Они отличаются сравнительно высоким естественным приростом населения, поэтому численность жителей в них увеличивается, даже несмотря на миграционный отток. Возрастная структура населения молодая, ожидаемая продолжительность жизни наиболее высокая в стране, генофонд наиболее здоровый, в максимальной степени сохранена ценность института семьи. При этом на фоне слабого развития экономики ощущаются сильная перенаселенность и нехватка земли, особенно в сельской местности. Это приводит к высокому уровню безработицы, причем безработной оказывается, в основном, молодежь, постоянно пополняющая число трудовых ресурсов. В итоге формируется напряженная социально-экономическая ситуация с высокой вероятностью конфликтов на национальной и религиозной почве, что еще более осложняет развитие экономики.

Проведем анализ изменения занятого населения в селе и в городе по возрастным группам. Данными нам будет служить таблица, представленная в приложении 4. Росстат [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru

Из данной таблицы видим, что на сегодняшний момент в сельской местности больше всего рабочих кадров в возрасте от 40 до 44 лет. В то время как в городском населении диапазон рабочей силы больше 30-49 лет. Хотя число молодежи по всем годам анализируемого периода в селе практически в 2 раза выше, чем в городе, в итоге все-таки число трудоспособного населения в городе намного опережает сельскую местность. (74,5% и 67,0% соответственно на 2010 год).

Этот краткий анализ приводит к мысли, что происходящие в сельском хозяйстве процессы формируют у сельской молодежи отрицательные установки, и она предпочитает мигрировать в ближайшие города и посёлки, заниматься там любым делом, но только не сельским хозяйством. Причин тому немало, но главная - та, что из всех отраслей российской экономики самая низкая оплата труда - в сельском хозяйстве. Предельно низок и уровень реальных доходов. По данным опросов Института аграрной социологии, у 78-80% крестьян среднедушевой доход составил 5-27% от величины прожиточного минимума. И хотя в последние годы он несколько вырос, для 4/5 аграриев прожиточный минимум оставался недосягаемым. Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России // Правда. - 2010, 26-27 ок-

Резкое ухудшение материального положения большинства жителей села вместе с ломкой существовавшей ранее системы социальной защиты и распадом социо-культурной среды предельно обострили демографическую ситуацию, порождая такие явления, как депопуляция деревни. За период 2000-2012 гг. продолжительность жизни сельских женщин сократилась с 74 до 71 года, мужчин - с 62 до 57 лет. Показатель рождаемости за тот же период снизился в 1,5 раза, а смертность увеличилась в 1,3 раза. Долгушкин Н. К., Новиков В. Г., Староверов В. В. Проблемность современного сельского бытия и

пути его оздоровления // Социс. - 2012, №2.

Тема №3: Мы познаем Японию-страну диспропорций?

    Ф.И.О. – Петрова Людмила Анатольевна

    Место работы – Муниципальное бюджетное образовательное учреждения Средняя образовательная школа №3 г. Стрежевой.

    Должность -учитель.

    Предмет – география.

    Класс – 11.

    Раздел: Зарубежная Азия.Япония

    Тема - «Мы знакомимся с Японией». Урок №3.

    Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 кл. общеобразоват.учреждений/В.П.Максаковский.-15-е изд.-М.:Просвещение, 2007

    Цель урока: углубление и конкретизация знаний учащихся о неравномерности в территориальных размещениях внутри одной страны на примере Японии

    Задачи: Обобщить,закрепить и проанализировать имеющиеся знания по теме: Япония;

Сформировать умение работы с учебником, картами атласа и др.печатной информацией;

Установить причинно-следственные связи неравнозначности территориальной структуры социально-экономического устройства;

Сформировать умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации через

использование электронных образовательных ресурсов;

Сформировать умение коллективной работы учащихся, уважительного отношения к

истории культуре народов других стран.

    Формируемые УУД:

Личностные: Формирует действие смыслообразования;

Регулятивные: формирование умения организации своей учебной деятельности;

Познавательные:

    самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

    поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

    структурирование знаний;

    осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

    анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

    установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

    построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;

    доказательство;

    выдвижение гипотез и их обоснование.

    формулирование проблемы;

    самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера

Коммуникативные:

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи, современных средств коммуникации.

12. . Тип урока: Практический с использованием ЭОР и ЦОР, с элементами дискуссии, углубляющий знания по теме

13. Формы работы учащихся: индивидуальные, групповая и фронтальная.

14. Необходимое техническое оборудование - учебники, атласы 10 класс, компьютеры, интерактивна доска, проектор, Интернет

15. Используемые ЭОР и ЦОР:

Ресурс №1

Ресурс расположен на сайте Федерального портала «Российское образование» , позволяет он-лайн работать в контурной карте. Наносить условные знаки, делать подписи к ним и затем сохранять карту для проверки ее учителем.

Ресурс №2

Ресурс позволяет освоить курс «Социально-экономической географии 11 класс», богат теоретическим материалом по изучаемой теме, картами, схемами, иллюстрациями. Также имеются разделы: Практика и Тесты, позволяющие на практике применить изученный материал, а также проверить свои знания

Ресуср №3

Видео презентация:Япония .

Ресурс используется для вызова заинтересованности учащихся в изучении темы. Это видео альбом, где представлена Япония-современная страна с самобытными традициями и неповторимой природой. Может использоваться на различных этапах урока и с различной педагогической целью

Технологическая карта урока

Этап урока

Название

используемых

ЦОР и ЭОР (табл.2)

Деятельность

Деятельность ученика

Организационный момент

Ресурс №3

Объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы. Во время вступительных слов учителя-демонстрация видео презентации «Япония»

Настраиваются на активную деятельность

Актуализация знаний

Ресурс №2

В ходе фронтальной беседы актуализируют имеющиеся знания по теме

Учащиеся в ходе фронтальной беседы, работая по картам электронного учебника повторяют имеющиеся знания о Японии

Создание проблемной ситуации

Создает противоречие и проблемную ситуацию

Осознают выдвинутую гипотезу, попадают в проблемную ситуацию противоречия

Поиск путей решения проблемы

Ресурс №1,2

Предлагает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу, решить проблему в ходе самостоятельной работы

Класс делится на 3 группы, каждая группа получает свое задание в зависимости от формы работы:1) с учебником и электронной картой

2)с учебником и атласом

3)за компьютером с применением электронного учебника

Консультирует, следит за временем

Пытаются решить проблему

Решение проблемы

Ресурс №3, 1(при ответе учащихся демонстрация своей работы)

Учитель озвучивает проблемный вопрос урока и выслушивает доклад от каждой группы

Озвучивают своё мнение проблемной ситуации, подтверждают или нет выдвинутую гипотезу учителя.

Рефлексия

Ресурс №3

предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.

Высказывают свое мнение о собственной работе и работе группы в целом

Домашнее задание

Объявляет домашнее задание: п.4, тема Зарубежная Азия.Ответить на вопросы параграфа, подготовить презентацию о достопримечательностях Японии

Перечень используемых на данном уроке ЭОР и ЦОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Практика

Практическое решение проблемной ситуации

Электронный учебник «Экономическая и социальная география мира».

Информация

Теоритический, картографический статистический и иллюстративный материал

Презентация «Япония»

Информация

Визуальная информация, актуализация, стимулирование к деятельности

Представленный урок географии– урок обобщения изученной темы, при разработке которого учителю рекомендуется:

1. Спланировать учебный материал и систему вопросов по теме урока с использованием ЭОР и ЦОР;

2. Подготовить планы для работы с ЭОР и ЦОР;

3. Спланировать самостоятельную работу обучающихся по ЭОР и домашнее задание по теме урока с использованием ЭОР, заранее выставить ЭОР «Зарубежная Азия» на сайт электронного журнала Net -город

Конспект урока.

    Организационный момент : объявляется тема и цель урока, объясняется порядок работы учащихся и порядок оценки их работы.

    Учитель в ходе фронтальной беседы напоминает учащимся о географическом положении Японии, форме государственного устройства и особенности Японии, как о единственной стране Зарубежной Азии, входящей в « Большую восьмерку», занимающей 2 место по уровню развития экономики в мире, являющейся нашим ближайшим соседом.

    Учителем ставится проблемный вопрос: -Япония- совсем небольшая страна по своей территории и чтобы достичь таких высот в своем развитии, на этой территории должно быть очень компактное и практически сплошное размещение населения и различных производственных объектов(заводов, фабрик и т.д.)На самом деле, если посмотреть на карту Японии, то можно увидеть, что в территориальном размещении населения, транспортных путей, производства существует диспропорция и неравномерность. С чем они связаны? Не эти ли диспропорции и контрастность организовали Японию особым образом и сделали ее тем, что она есть сейчас?

    Учащимся предлагается доказать или опровергнуть поставленную проблему в ходе самостоятельной работы.

    Класс делится на 3 группы, каждой группе выдается задание, которое выполняется в течение 10-12 мин. Количество групп зависит от количества учащихся в классе и количества посадочных мест за ПК. В связи с этим набор заданий и время работы групп могут быть изменены учителем.

    Учитель следит за ходом работы учащихся, за временем, вовремя сменяя форму деятельности учащихся.

    В конце урока учитель опять возвращается к поставленной проблеме и предлагает учащимся высказаться, дать ответ на поставленную проблему, исходя из выводов, которые они должны были сформулировать в ходе своей работы.

    Рефлексия: Учитель предлагает учащимся высказаться по поводу затруднений, возникших в ходе выполнения заданий(обращается внимание на работу с электронной картой); наиболее трудных заданий, наиболее понравившихся заданий.

Задание №1: Работа с учебником- время работы 12 мин

Цель работы: Сравните отдельные районы Японии и приведите фактические доказательства различного уровня развития и размещения производства, отразить информацию на электронной карте пи помощи условных знаков

1. Рассмотрите в атласе карту «Япония» и конкретизируйте следующие положения учебника:

а) «Здесь находится большинство ТЭС и АЭС, металлургических,

нефтеперерабатывающих и химических комбинатов, машиностроительных заводов»;

б) «В его пределах находятся и многие главные районы интенсивного сельского хозяйства,

и главные транспортные магистрали, и важнейшие порты» .

2. Ответьте на вопрос письменно , подтвердите из карт:- о каком районе говорится в положениях?

Почему сложилась такая диспропорция в размещении производственных мощностей,

транспортных магистралей, с чем она связана?

Влияет ли такое территориальное размещение хозяйства Японии на уровень ее развития7

Как Япония старается сгладить диспропорции в размещении производительных сил

3. Отразите территориальное размещение основных мегаполисов и центров экономической и политической жизни Японии на электронной карте с помощью условных знаков. Сохраните подписанную карту для проверки на рабочем столе компьютера.

4. Сделайте вывод о наличии диспропорции в развитии и размещении

производительных сил или отсутствии такой диспропорции, запишите в тетрадь

ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

Задание №2:Работа с учебником и картами атласа.

Цель: используя учебник и карты атласа рассмотреть зависимость уровня экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала, объяснить, как это отражается в структуре внешнеэкономических связей Японии

    Рассмотрите карты атласа№4-9, запишите в тетрадь, какими видами ресурсов обладает Япония?

    Рассмотрите карты атласа №16-23,а также рис 69 , ответьте на вопросы:

В какие страны Япония экспортирует продукцию, а из каких стран - импортирует?

3. Ответьте на вопросы письменно:

Используя рисунок, дайте характеристику структуры экспорта и импорта Японии. Что

преобладает в импорте и экспорте Японии?

Как повлияла ограниченность природного и ресурсного потенциала на экономическое

развитие страны?

    Сделайте вывод, запишите в тетрадь: - Существует ли зависимость уровня

экономического развития Японии от богатства природно - ресурсного потенциала?

Является ли это диспропорцией? Положительно или отрицательно повлияла эта

диспропорция на уровень развития Японии?

ТЕМА УРОКА: ЯПОНИЯ- СТРАНА ДИСПРОПОРЦИЙ?

Задание №3:Работа с электронным учебником и контурной картой Internet.

Цель: продолжить обучение работе с контурной картой в режиме Internet, рассмотреть территориальные диспропорции в размещении главных городов и промышленных центров Японии, учиться анализировать карту.

    Рассмотрите карту атласа «Япония», нанесите на электронную контурную карту крупнейшие центры черной и цветной металлургии.

    Подпишите карту и сохраните в папке «11 кл.-Япония» на «Рабочем столе» для дальнейшей проверки.

    Ответьте на вопросы письменно в тетради: -Равномерно ли по территории Японии размещены центры черной и цветной металлургии?

В какой части они расположены?

Какие факторы размещения повлияли на такое их расположение?

4. Сделайте вывод : - Является ли такое расположение центров металлургии

Диспропорцией в территориальной организации производительных сил Японии?

Положительно или отрицательно влияет это на развитие Японии?

6.3. Формирование территориальных пропорций размещения производительных сил

Территориальные пропорции развития производительных сил отражают участие каждого субъекта в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее раз­вития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаи-


мосвязанные между собой производственную и и базируется на многочисленных, часто разнонаправленных предпосылок и развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного произ­водства России в течение многих десятилетий формировались в составе Союза Советских Социалистических Республик, народно­хозяйственный которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового ведения хозяйства.

Пропорции можно рассматривать как результат производ­ственной регионов или территориального разде­ления труда. Поскольку производственная служит стержнем хозяйственного развития любой территории, то мас­штабы развития предопределяют соотно­шения всех территориальных образований в общественном про­изводстве.

планомерное по территории стра­ны путем всемерного приближения его к источникам , энергии, и к районам ;

рациональное между экономическими рай­онами страны путем направленной и комп­лексного развития за счет наиболее полного использования ресурсов отдельных территорий в всего .

Необходимо отметить, что большинство размещения общественного производства являются действенными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения России в .

Территориальные пропорции экономического развития стра­ны устанавливаются по ее макрорегионам (зонам), а внутри мак­рорегионов - по отдельным регионам.

Сложившиеся в условиях планового тер­риториальные пропорции формировались под воздействием групп природного, социального, экономического и техничес­кого характера. С учетом их влияния складывались территориаль­но ные пропорции по следующим основным группам:

региональное природного ;

социально-экономические региональные пропорции;

территориальные пропорции промышленного ;

территориальные пропорции энергетического ;

территориальные пропорции агропромышленного ;

территориальное транспортного .

Природные ресурсы, их региональное , эконо­мика добычи и использования рассматриваются как базовый эле­мент формирования территориальных пропорций , ос­нова их достаточной устойчивости во времени в силу длительно­сти отработки вовлеченных в месторождений, высокой капитало - и освоения новых. Для условий России принципиально важна реальность сдвига основ­ных ресурсных баз в слабоосвоенные районы Востока, Севера и Северо-Востока РФ.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современ­ного использования и возможной вовлечения в хозяйственный в перспективе позволяет определить обес­печенность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции опреде­ляют территориальное населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, реги­ональные и национальные особенности проживания и формиро­вания трудовых навыков, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение в этой группе имеет разме­щение населения и . В современных условиях размещение , особенно квалифицированных кадров, становится одним из главных , определяющих территориальное развитие.

В социально-экономических пропорциях находят отражение особенности развития социальной - уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здра­воохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего време­ни районы Востока России значительно уступают по этим пока­зателям Западной зоне страны.

Территориальные пропорции составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособлен­ная система в , а с другой - как подсистема .

Технико-экономическое обоснование регионального развития базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ сте­пени влияния отдельных базируется на детальном изу­чении и направлений научно-технического прогресса, воз­можных изменений в . Оценка каждо­го фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных , уровня техники и технологии производства, стоимости производственных ресурсов.

Общеэкономические факторы отражаются в , которые накладываются на рассматриваемую . В первую очередь это относится к народного хозяй­ства в продукции конкретной , к социально-экономичес­ким условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назна­чения и т.д.

Количественный и качественный анализ суммарного воздей­ствия всей системы и предпосылок размещения произ­водительных сил заложен в основу и промышленных предприятий, которая позволяет выделить следу­ющие наиболее характерные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам и, следовательно, значительно связанные с размещением сырьевых ресурсов (предприятия, перерабатывающие многотоннажное , которого значительно дороже );

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии (предприятия этой группы характеризуются большой долей энергетических эксплуатационных и капи­тальных затратах , высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции);

отрасли, тяготеющие к районам (производства с высокой , а следо­вательно, с большой долей затрат в стоимости на , и т.п.);

отрасли, тяготеющие к районам продукции (производства, в которых затраты на доставку продукции по­требителям значительно превышают затраты на доставку , и топлива при одинаковой дальности , а также предприятия, производящие малотранс­портабельную, скоропортящуюся продукцию).

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведен­ным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготе­ния под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факто­ров). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воздействия всей системы , влияющих на их размещение.

Территориальные пропорции формируют­ся под воздействием групп : региональное природного ; социально-экономические пропорции; тер­риториальные пропорции промышленного и др. , их региональное , эконо­мика добычи и использования рассматриваются как базовый эле­мент формирования территориальных пропорций . в России размещены неравномерно. Распре­деление имеет две особенности: во-первых, ряд (алмазы, платина, золото, никель, сви­нец, цинк и др.) имеются не повсеместно, а в ограниченном чис­ле регионов (табл. 6.3.3). таблицы показывают, что Восточная зона (Западная и Во­сточная Сибирь и Дальний Восток) угля, 82,4% природного газа, 68% нефти, 65% медной руды, 97% свинцо-во-цинковых руд, 80% водных ресурсов, 80,5% гидроэнергетических ресурсов и 79,5% древесины. Западная зона выделяется за­пасами железных руд (88%), алюминиевым (79,5%), фосфор­ным (78%) и земельными ресурсами (78%) Социально-экономические региональные пропорции выра­жают территориальное населения, ­сов, миграционные процессы, региональные различия в затратах на проживание. Определяющее значение имеет размещение тру­довых ресурсов, особенно квалифицированных кадров. Оно явля­ется главным , определяющим территориальное разви­тие хозяйства региона. Уровень межрайонной подвижности населения в России до 1991 г. был относительно невысок. Межрайонная миграция насе­ления в нашей стране за 1970-90 гг. составила 2,5%, внутрирай­онная - 21%. За 1991-2000 гг. она увеличилась соответственно до 4,3 и 25% за счет миграции из северных районов, где условия жизни резко ухудшились. Помимо этого увеличился за 1996- 2000 гг. отток населения из Чечни, где ведутся военные действия; из этого региона почти полностью выехало русскоязычное насе­ление. За 1920-90 гг. не удалась попытка значительного увеличения населения Восточной зоны. В 2000 г. удельный вес этой зоны составил 21%, Западной - 79%. Социально-экономические пропорции отражают особенности развития соци­альной . Расчет показывает, что Восточная зона обеспечена ниже, чем Западная зона: на 35% - жилищным фон­дом, на 15% - объектами здравоохранения и на 22% - объекта­ми культуры. Уровень обеспеченности жилищного фонда газом, горячей водой и централизованным отоплением составляет 71% от уровня Западной зоны.



Территориальные пропорции развития и размещения предпри­ятий играют главную роль в формировании го­родов и рабочих поселков.

Большое влияние на размещение оказыва­ют природные условия и ресурсы, экономические условия, про­странственный фактор и др.

Наличие в регионе топливно-энергетических, минерально-сы­рьевых, земельных, водных илесныхресурсов позволяет решать стра­тегические задачи размещения различных промышлен­ного .

Природно-климатическиеусловия (климат, почвы, рельеф мест­ности, характер грунтов) оказывают значительное воздействие на строительства, населения, а также технологические характеристики производства.

К экономическим факторам размещения промышленных пред­приятий относятся население и , существующий производственный аппарат, и агломерационный эффект, отражающий результат влияния различных экономичес­ких при высокой их территориальной .

Инфраструктура - это здания, сооружения всех видов и ком­муникации (жилой , предприятия и учреждения по обслужи­ванию населения, внутригородской , улицы, дороги, мосты, инженерные сети, котельные и др.), учреждения и пред­приятия , которые обеспечивают функ­ционирование производственной и непроизводственной деятель­ности на данной территории, но не входят непосредственно в со­став промышленных предприятий.

Производственный аппарат и характеризуют размер и качественные особенности овеществленного труда на данной территории.

Высокая территориальная ряда экономических размещения промышленных предприятий и определен­ная их комбинация создают так называемый агломерационный эф­фект, который часто играет решающую роль при размещении об­рабатывающей .

Это связано с тем, что экономические факторы размещения, особенно , в основном носят межотраслевой ха­рактер, отличаются малой пространственной подвижностью, а так­же исключительно высокой стоимостью и очень длительным пе­риодом их создания. Межотраслевой характер части производ­ственного аппарата и почти всей обеспечивает возможность существенного снижения затрат этих на единицу производственной и непроизводственной деятельности в случае высокой пространственной последних. Не менее важны для возникновения агломерационного эффек­та взаимный обмен квалификационными кадрами инженерно-тех­нических работников и рабочих между предприятиями, а также легкость между предприятиями в области снабженчес-ко-сбытовых связей и обмена научно-техническими достижени­ями, наличие развитой научно-экспериментальной базы и общей индустриальной культуры населения. Взаимное расположение в пространстве всех экономических и природных условий играет особую роль для размещения предпри­ятий. Пространство, для преодоления которого необходим ­порт, воздействует на размещение производительных сил через соответствующий уровень . Большое значение при переходе к име­ет разработка регионального развития России, эффек­тивной территориальной хозяйства. В ней необходи­ мо сформулировать общегосударственную ­ку, нацеленную на рациональное размещение производительный сил, обеспечение различньтм регионам страны равных возможно­стей социально-экономического развития, создание и сохранение благоприятной для жизни людей окружающей среды, ­ное и рациональное использование . На современном этапе экономического развития большое рас­пространение в развитых странах (США, Япония, Италия и др.) получила «поляризованного» развития. Сущность ее в том, что в менее развитых в хозяйственном отношении регионах на слаборазвитых в экономическом отношении территориях со­вместными усилиями государства, частного сектора и местных властей формируются новые научно-производственные комплек­сы (НПК), которые в США называются технопарками, а в Япо­нии технополисами. Они призваны стать «полюсами » для регионов. Для ликвидации в научно-производственном развитии Западной и Восточной зон России необходим ­ный подход, предусматривающий сбалансированное развитие ма­териального производства, науки и социальной . В 1921-1990 гг. на территории страны производственные объек­ты, как правило, сооружались без соответствующей социальной, а зачастую и производственной , особенно в вос­точных регионах. Изменение пропорций - восток (центр - периферия) в пользу последнего должно стать отличительной чер­той экономического развития современной России. Важно при­менить такой подход при переходе к , так как самостоятельность в создании НПК поможет местным влас­тям проявить инициативу в области и из­бавиться от иждивенчества и провинциальности. Наряду с этим участие государства в реализации развития восточных регионов крайне необходимо. Оно должно стать координатором, а также принять на себя законодательную функцию. Нужен о содействии развитию НПК, в котором необходимо четко определить федеральных органов и местных властей, отбора территорий, место формиро­вания комплексов, финансовые условия их функционирования, объем , предоставляемых правительством, временное предприятий и научных учреждений, действующих в зонах комплексов. Необходимо создать единый координационный, информационный и учебно-методический центр, который собирал бы сведения о претендентах, предостав­лял местным властям необходимую , помогал в под­готовке специалистов по региональной . При разработке и принятии общегосударственной формирования НПК целесообразно определить лишь общие и промежуточные цели, примерные сроки достижения, создать фи­нансово-организационный механизм. Необходимо, чтобы каждый из регионов-участников имел право выбирать свой путь развития, намеченный общегосударственной . Последнее усло­вие особенно важно, так как многие наши региональные програм­мы, разработанные при централизованном , не смог­ли быть реализованы потому, что все регионы ставились в усред­ненные жесткие рамки плана, созданного в центре. Одна из важных целей НПК - базовых

Согласно Конституции РФ, органы государственной власти субъекта Федерации, обязаны обеспечить населению всех муниципальных образований района равный доступ к услугам социальной инфраструктуры, близкие уровни качества жизни, что является целью и результатом политики выравнивания территориальных диспропорций.

Социально-экономическое развитие многих российских регионов сопровождается значительными территориальными диспропорциями, которые необходимо учитывать при реализации региональной политики. Проблема поляризации пространства в последнее время привлекает к себе внимание, как исследователей, так и представителей органов власти. В настоящее время достаточно актуальным становится подход с позиций качества экономического пространства, его неравномерного развития, сохранения целостности национальной экономики в условиях исключительной пространственной неоднородности .

Территориальные пропорции (диспропорции) – определенное соотношение между двумя и более компонентами территориальных экономических систем, выражаются в межрегиональных различиях по различным социально-экономическим показателям. В пропорциях отражается исторический процесс хозяйственного освоения пространства страны, место страны в мировой экономике и финансах, совокупное воздействие на региональное развитие критериев экономической эффективности и социальной справедливости.

Основными причинами возникновения территориальных диспропорций явились разные стартовые условия, в которых оказались территории к началу 90-х годов ХХ века (объективные факторы), и то, как руководители территорий сумели провести экономическую и социальную политику, использовать ресурсы территорий и нивелировать влияние негативных факторов. Это обусловливает различия в налоговом потенциале, структуре бюджетных доходов и расходов, потребностях в финансовых средствах, в качестве жизни населения территорий, обеспеченности жителей поселений районов различного рода социальными услугами и т. д.

Управление асимметрией в социально-экономическом развитии муниципальных образований и конкретных территорий осуществляется с помощью политики выравнивания. Под «выравниванием» понимается сближение уровней социально-экономического развития территорий в свете уменьшения диспропорций их развития, приоритетного развития экономики и социальной сферы наиболее отсталых поселений, создания условий для экономического роста всех муниципальных образований района. Выравнивание может производиться за счет развития социальной сферы и инфраструктуры проблемных территорий, за счет перераспределения финансовых ресурсов в рамках межбюджетных отношений, а также стимулирования их опережающего экономического развития.

Таким образом, целью политики выравнивания диспропорций развития территорий является обеспечение устойчивого экономического роста района при постепенном сокращении дифференциации основных показателей развития экономики и социальной сферы территорий (ускоренном развитии наиболее отсталых, кризисных муниципальных образований) и предоставление базовых социальных гарантий населению всего района. При этом сохраняется требование к обеспечению устойчивого экономического роста района в целом.

Основные принципы политики выравнивания социально-экономического развития территорий:

Приоритетное использование экономических инструментов для решения социальных и политических проблем;

Достаточный объем помощи, адресность, проектная ориентированность, паритетное участие всех источников финансирования;

Сохранение экономического роста регионов-доноров при изъятии и перераспределении у них ресурсов;

Гласность и “прозрачность”, стабильность и предсказуемость, системность и программный характер выравнивающей политики;

Институциональная проработанность и законодательная закрепленность мер и механизмов выравнивающей политики.

Важнейшим этапом управления асимметрией развития территорий является выявление и мониторинг диспропорций, создание информационно-аналитической базы для проведения взвешенной политики выравнивания диспропорций. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки обоснованной политики регулирования развития муниципального района и для определения её приоритетов, для принятия в этой связи мер селективной (выборочной) поддержки тех или иных муниципальных образований и для реализации иных важнейших направлений политики социально-экономического развития района.

Невозможно проводить политику выравнивания территориальных диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований различных районов без аналитической базы, позволяющей оценить и сравнить текущее положение муниципалитетов, поселений, конкретных территорий, перспективы их развития, позволяющей выявлять и выравнивать диспропорции, указывать на важнейшие факторы, вызывающие диспропорцию, оценивать их влияние на уровень жизни населения и выявлять тенденции к росту (сокращению) диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований района. В настоящее время многие муниципалитеты не располагают систематизированными данными по социально-экономическому развитию каждого из существующих в структуре муниципальных образований, входящих в муниципальный район.

Поэтому для выработки обоснованных рекомендаций по выравниванию территориальных диспропорций муниципальных районов требуется организация районного мониторинга. Основными требованиями к системе районного мониторинга являются возможность горизонтального (межмуниципального) сравнения отдельных показателей развития территорий, сравнения данных показателей со средними (нормативными) параметрами и выявления отклонений (диспропорций), что позволит определить направления проведения политики выравнивания данных отклонений.

Задачами исследования социально-экономического развития территорий муниципального района являются:

Сбор общих сведений об экономике и социальной сфере территорий (городских, сельских поселений) района и определение системы показателей, характеризующих уровень их социально- экономического развития;

Группировка территорий по группам использованных показателей, что является выявлением асимметрии по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;

Определение групп территорий в зависимости от потребности в оказании государственной помощи;

Создание информационной базы для последующей выработки рекомендаций проведения политики выравнивания асимметрии развития различных территорий муниципального района по конкретным выявленным направлениям и/или отраслям социальной сферы и экономики территорий.

На основании данных, полученных в результате анализа социально-экономического состояния муниципального района должна быть сделана предварительная классификация поселений по уровню их адаптации к рыночным условиям хозяйствования по трем градациям - территории успешно работающие в рынке; территории среднеадаптированные к рыночным условиям; территории слабоадаптированные к рыночным условиям.

1. Территории успешно работающие в рынке. К ним можно отнести территории, для которых характерен относительно высокий экономический потенциал, достаточный для саморазвития. Выгодное географическое расположение, развитая транспортная инфраструктура. Хозяйственная специализация и отраслевая структура их хозяйства практически полностью соответствует требованиям рыночной конъюнктуры и развивается по ее законам. Экономический потенциал реформируется, привлекаются инвестиции, адаптируется структура городского хозяйства. Сохранен и развивается хозяйственный комплекс территорий. Их промышленные предприятия в основном работают стабильно, продукция и услуги – конкурентоспособные и ликвидные, работающие получают зарплату постоянно и вовремя. Наблюдается рост заработной платы. Предприятия развиваются: осваивают новые виды продукции, внедряют ноу-хау, осуществляют ввод производственных фондов, модернизируют производства, переходят на высокие технологии, развивается транспортная инфраструктура, портовое хозяйство. На их территории активно ведется новое промышленное строительство за счет инвестиций. Такие территории и предприятия, на них расположенные, являются основными налогоплательщиками в бюджеты всех уровней. География их хозяйственных связей широка. Хозяйственная деятельность диверсифицирована. Многие предприятия имеют четкую программу развития, инвестиционные проекты и бизнес-планы.

Для успешно действующих территорий характерны следующие признаки:

  • профилирующее производство ориентировано на внутреннее потребление, потребление в рамках субъекта Федерации, потребление в других субъектах Федерации и на экспорт;
  • территории, расположены в зоне влияния мегаполисов;
  • успешно работает малый бизнес;
  • территории являются центрами транзита транспортных потоков (морской порт, трассы федерального значения, железнодорожные пути);
  • территории обладают значительными запасами полезных ископаемых и промышленной базой для их переработки.

2. Территории среднеадаптированные к рыночным условиям. К ним можно отнести территории, чей экономический потенциал, ориентированный в прошлом на государственную распределительную систему, оказался значительно подорван за годы реформирования и не обеспечивает условия для саморазвития территории. Хозяйственная специализация и отраслевая структура этих хозяйств не противоречат требованиям рыночной конъюнктуры, но в условиях существующей налоговой и ценовой политики производимая на предприятиях этих поселений продукция реализуется по ценам иногда ниже себестоимости.

3. Территории слабоадаптированные к рыночным условиям. К данному типу территорий относитсятерритории, экономический потенциал которых был частично утрачен по различным политическим, экономическим и другим причинам. Экономический потенциал практически утрачен, хозяйственный комплекс территории находится в депрессии, утеряны специалисты высокого класса.

Различия между территориями одного муниципального образования наиболее существенно проявляются в объемах товарного производства на душу населения, включая промышленное и сельскохозяйственное производство, а также в инвестиционных вложениях в конкретные территории.

Одной из проблем, требующих решения, является использование имеющихся резервов территории - в том числе развитие деловой активности населения, развития предпринимательства на депрессивных территориях.

В депрессивных муниципальных образованиях наблюдается процесс замедления темпов развития малого предпринимательства, нет фондов поддержки малого предпринимательства, информационных и консультационных пунктов, систем микрофинансирования начинающих предпринимателей.

В качестве действенных мер, способствующих выравниванию территориальных диспропорций, предлагается освобождение от местных и областных налогов предприятий, создающих рабочие места в отдаленных поселениях на депрессивных территориях. Применение целевых субсидий, бюджетных кредитов и гарантий для инвесторов. Решения по этим вопросам необходимо будет принимать на областном и районном уровнях.

Для сельскохозяйственных предприятий и малого бизнеса выравниванию территориальных диспропорций будет способствовать создание гарантий в части административного регулирования, реализации контрольных объемов продукции, защита от монопольных проявлений. Основные решения по данным вопросам должны приниматься на федеральном, областном и районном уровнях.

Действенным механизмом выравнивания экономического развития территорий должны стать и комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований. Программы, разработанные на основе комплексного и системного анализа развития всех городских и сельских поселений за последние пять-семь лет, должны иметь все муниципальные образования.

На основе информации о текущем положении территории и заданных в стратегических документах муниципальных образований параметрах, можно стимулировать муниципальные образования к использованию и накоплению ресурсов, вытягивать отстающие звенья.

Программный подход позволяет увидеть те сектора жизнедеятельности городских и сельских поселений, в которых она отстает, как и сферы, где их позиции наиболее сильны, правильно распределить имеющиеся ресурсы и использовать их с максимальной эффективностью.

Социально-экономическое развитие реализуется эффективней там, где промышленные комплексы, отдельные предприятия оказывают содействие в решении выявленных проблемных социально-экономических вопросов территорий.

Уровень социально-экономического развития выше там, где имеются эффективно работающие, финансово устойчивые предприятия. На этих территориях высокая заработная плата, высокие поступления в бюджет, низкий уровень безработицы, высокий спектр оказываемых услуг населению и развитая социальная сфера.

Для территорий, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами по данным мониторинга, необходимо разработать и принять целевую программу «Поддержка депрессивных муниципальных образований».

Рассмотреть возможности реорганизации неблагополучных сельскохозяйственных предприятий с привлечением возможностей крупных и финансово-устойчивых предприятий.

По проблемным территориям необходимо принять постановления, которыми должны быть утверждены комплексные мероприятия социально-экономического развития депрессивных территорий муниципального района.

В результате реализации этих постановлений социальная сфера и собственная материальная база муниципальных образований должны получить существенный политический и финансовый импульсы к развитию.

Современная экономическая наука не ограничивается констатацией изучаемых явлений и факторов, а исследует их в развитии, причинных связях и взаимодействии друг с другом, оценивает с точки зрения хозяйственной практики общества и раскрывает объективные закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Вступление России на путь рыночных отношений внесло коррективы в сложившиеся методологические основы науки — одни теоретические положения утратили свое значение, другие сохраняются и их роль усиливается, появились и новые подходы к размещению производительных сил.

Закономерности размещения производительных сил представляют собой выявленные тенденции в размещении производства, обусловленные системой социально-экономических отношений, стадией экономического развития, научно-техническим прогрессом, требованиями экономической рациональности.

Они предполагают:
  • рациональное, наиболее эффективное размещение производства;
  • неразрывную связь между размещением производительных сил и развитием экономических районов;
  • научно обоснованную специализацию экономических районов на основе территориального разделения труда;
  • комплексное развитие хозяйства экономических районов.

Принципы размещения производительных сил — это основные исходные положения долгосрочной экономической политики, которыми руководствуются в процессе разработки программ перспективного регионального развития. На основе принципов размещения производительных сил с учетом конкретных факторов и условий осуществляются преобразования в территориальной организации производства производительных сил как одно из важных направлений социально-экономического развития страны. При этом размещение производительных сил рассматривается в неразрывной связи с развитием хозяйства страны как его пространственное выражение. Принципы размещения производительных сил достаточно динамичны и могут меняться в связи с изменением социально-политической ситуации в стране, стратегических аспектов развития отдельных территорий. Выделяют три группы принципов размещения производительных сил.

Первая группа принципов размещения производительных сил исходит из общей задачи повышения экономической и социальной эффективности общественного производства с учетом минимизации затрат на производство продукции и ее транспортировку до потребителя.

К ней относят:
  • принцип размещения производства с учетом близости источников сырья, энергии и потребителей конечной продукции;
  • принцип комплексности, в том числе комплексного рационального использования природных ресурсов, при учете задач охраны и преобразования природы и первичного освоения наиболее эффективных ресурсов;
  • рациональная пространственная концентрация (агломерация) в виде территориально-производственных комплексов и территориально-отраслевых комплексов, а также промышленных районов, зон и узлов;
  • кооперирование производства между различными предприятиями, сокращающее нерациональные перевозки, при максимально возможном комплексном развитии хозяйства районов размещения.

Экономические и стратегические интересы государства отражает принцип освоения зоны Крайнего Севера, расположенной в высоких широтах, отдаленной от крупных промышленных районов, обладающей суровыми природными условиями, неблагоприятными для сельского хозяйства, создающими затруднения для развития промышленности, транспорта, а также заселения. Экстремальные условия Крайнего Севера, занимающего почти 70% территории России, где проживает около 8% населения, обусловливают повышенные затраты на производство продукции и жизнеобеспечение населения. Несмотря на это, огромный ресурсный потенциал российского Севера обеспечивает получение 3/4 нефти, включая газовый конденсат, 9/10 газа, 1/7 угля, свыше 1/3 деловой древесины, 1/4 пиломатериалов, весь апатитовый концентрат, половину улова рыбы и добычи морепродуктов, 2/5 рыбных консервов в стране. Зона Крайнего Севера обеспечивает выпуск 1/6 объема промышленной продукции России, а ее вклад в общий экспорт Российской Федерации превышает 50%.

Важнейший принцип размещения производительных сил, который никогда не снимался с повестки дня — сдвиг народного хозяйства на восток , обеспечивающий рационализацию хозяйственных пропорций между европейскими и восточными районами. В восточных районах России сосредоточено 90% топливных, 70% рудных, 80% лесных ресурсов России, 94% запасов пресной воды и 95% гидроэнергоресурсов. Однако исключительно суровые климатические условия 75% территории страны ограничивают их заселение, где проживает лишь 21% жителей Российской Федерации, и эффективное освоение ресурсов. Поэтому на большей части территории восточных районов размещение населения и экономического потенциала носит очаговый характер.

Высокая территориальная диспропорция в размещении населения и основного экономического потенциала на западе страны, а топливно-энергетических и сырьевых ресурсов на востоке, сопряжена с крупными дополнительными транспортными расходами. При этом проблему сдвига на восток нельзя считать только экономической. Это комплекс социальных, политических, военно-стратегических и других проблем.

Вторая группа принципов обусловлена рациональным сочетанием природы и экономики. При размещении производительных сил обязательно должны учитываться такие принципы, как экологический — предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду; градостроительный - увязка с генеральными планами городов, недопущение чрезмерной концентрации промышленности и вытекающих отсюда отрицательных социальных последствий; комплексного развития хозяйства, обеспечивающий в каждом экономическом районе рациональное сочетание экономического и социального развития, наибольшее соответствие экономики каждого региона местным природным и экономическим условиям.

Третью группу принципов формируют основы, вытекающие из рациональной пространственной организации территории страны. Среди них выделяют: специализацию предприятий (в экономически целесообразных пределах) соответственно основной специализации районов их размещения; выравнивание уровней экономического и социального развития различных частей страны , так как внутренняя дифференциация столь огромная и уникальная для одного государства, что сопоставима только с различиями между самыми богатыми и самыми бедными странами мира; учет международного разделения труда и межгосударственной экономической интеграции - закономерного явления развивающейся глобализации экономики, умелое использование которого в современном мире позволит использовать геоэкономическое и геополитическое положение России (“евразийский мост”) для укрепления и развития экономического пространства страны.

Особый характер имеет принцип укрепления обороноспособности страны при размещении производительных сил и не основан на законах экономики. Он предусматривает ускоренное развитие промышленности в глубинных районах, создание сети предприятий-дублеров, обеспечение деятельности предприятий и мер по их защите в соответствии с требованиями системы гражданской обороны: а) запрещение строительства новых мощных промышленных предприятий в крупнейших и крупных городах; б) предупреждение чрезмерного разрастания крупнейших городов.

Методы изучения размещения производительных сил

Программно-целевой метод

Программно-целевой метод в условиях формирования рыночных отношений имеет важное значение для разработки комплексных программ по отраслям и территориям, охватывающим все этапы работы от сбора фактических данных, оценки свойств территориальных систем, установления закономерностей их функционирования, от прогноза развития до экспертизы проектов, связанных с изменением территориальных систем. Каждая программа должна разрабатываться с учетом адресности и временного ограничения, содержать задачи конкретным исполнителям и детально разработанную систему управления. Финансирование данных программ осуществляется из федерального и местного бюджета.

Метод системного анализа

Метод системного анализа основан на принципе поэтапности, включает определение целей, задач, постановку научной гипотезы, всестороннее изучение каждой из территориальных систем, особенности размещения и развития производительных сил (главным критерием оптимального размещения является эффективность производства, наиболее полное удовлетворение потребностей населения). Метод системного анализа рассматривает целостность системы, ее внутренние и внешние связи, увязывает сложные отраслевые и территориальные проблемы, что особенно важно в условиях суверенизации регионов при становлении рыночных отношений. Этот метод наглядно показывает хозяйственный комплекс страны в его единстве и многообразии.

Балансовый метод

Балансовый метод — один из основных методов исследования, который позволяет выбрать наиболее рациональные соотношения между отраслями, определяющими профиль хозяйства экономического района, и отраслями, дополняющими данный территориальный комплекс. Балансы необходимы при разработке вариантов размещения производств, их экономического обоснования, внутрирегиональных и межрегиональных связей. Используя балансовый метод, можно определить потребности регионов в ресурсах и товарах, в рабочей силе, оценить степень удовлетворения региона в продукции за счет собственного производства, объемы ввоза и вывоза необходимой продукции, а также выявить диспропорции в развитии хозяйственного комплекса региона и наметить пути по их устранению. Балансы позволяют оценить целесообразность размещения нового хозяйственного объекта на конкретной территории, определить его мощность и стоимость.

Статистические методы

Основываясь на отчетной статистической информации, отраслевых и региональных банках данных, этот метод позволяет обеспечить систематизацию собранных данных, придать количественную характеристику факторам, влияющим на состояние объектов, сравнить между собой сами объекты по конкретным количественным и качественным характеристикам.

Картографический метод

Картографический метод, являясь частью моделирования, имеет в то же время и относительно самостоятельное значение и позволяет наглядно представить как временной срез процессов и явлений, так и их динамику. Любая карта представляет собой мысленное, идеальное создание и выступает как определенная система большей или меньшей сложности, отображающая ту или иную сторону объекта в качестве источника нового знания о нем.

Социально-экономическая карта адекватно отражает пространственные процессы и структуру, несет в себе подробную информацию о пространственной организации общества. Тематика социально-экономического картирования постоянно расширяется. Разработаны карты размещения и пространственно-временного изменения явлений и процессов, появились прогнозные карты, карты взаимосвязей и отношений.

Метод экономико-математического моделирования

Используется в связи с проблемами размещения производительных сил и развития хозяйства регионов, которые становятся более сложными, а отраслевые и территориальные связи — более трудноуправляемыми. Выделяют такие направления экономико-математического моделирования территориальных экономических процессов, как:

  • составление моделей территориальных пропорций развития хозяйственного комплекса России;
  • составление математических моделей по размещению различных отраслей хозяйства;
  • моделирование процессов размещения производительных сил в разрезе страны и отдельных регионов;
  • моделирование формирования хозяйственных комплексов регионов.

Составляя экономико-математические модели, можно отработать десятки и сотни вариантов территориальных сочетаний производительных сил, что дает оптимальное решение их территориальной организации.

Метод математического моделирования вносит значительные изменения и дополнения в существующие экономико-географические методы, которые исследуют пути формирования и развития общественного производства в региональном и отраслевом разрезе.

Сравнительный метод

Дает возможность сопоставить ряд территориальных единиц с помощью математических приемов.

Индексный метод

Используется для определения специализации экономических районов и экономической эффективности размещения производительных сил.

Метод таксонирования

Предполагает членение территории на сопоставимые или иерархически соподчиненные таксоны — равнозначные или иерархически соподчиненные территориальные образования (административные районы). Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием.

Вариантный метод

Чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов размещения отдельных отраслей экономики, различных уровней развития хозяйства территорий любого таксономического ранга.

Помимо этого используются и некоторые другие методы: геоинформационный метод — новейший метод, связанный с накоплением, обработкой, хранением и использованием геоинформации, методы социологических исследований, методы сопоставления уровня жизни населения и прогнозирования развития социальной инфраструктуры.

Применение вышеперечисленных методов позволяет обеспечить рациональное размещение производительных сил, создать более совершенную территориальную структуру хозяйства и способствует повышению эффективности развития отдельного региона и страны в целом.

Предмет, методология и задачи дисциплины “Размещение производительных сил”

Особенность России — ее огромная территория и разнообразные природные, экономические и социальные условия, оказывающие непосредственное воздействие на создание эффективной экономики. Естественно, что вопросы размещения отраслей хозяйства, развития отдельных территорий в новых экономических реалиях, формирование территориальных пропорций и единого экономического пространства приобретают особо важное значение.

Термин “размещение производительных сил” чаще употребляют в четырех значениях: как конкретное состояние распределения по территории каких-либо объектов; как форма организации производительных сил; как процесс сдвигов в распределении производительных сил по территории за определенный период и как одно из направлений социально-экономической политики. Однако при всей многозначности термина главное связано с отношением производительных сил к территории. Под территорией, как правило, понимают некоторое пространство, район, регион, принадлежность которого к конкретному уровню природного или экономического районирования не оговорена и характеризуется политико-административным, экономическим и природно-географическим единством.

Размещение общественного производства по территории (в пространстве) и развитие его во времени определяются способом производства материальных благ, социально-экономическими законами. Размещение общественного производства по территории имеет исторический характер, меняется в зависимости от уровня развития производительных сил и особенностей общественного строя.

Объективной основой организации экономики по территории служит общественное территориальное разделение труда , закрепляющее определенные отрасли производства за определенными районами и проявляющееся как в размещении отдельных отраслей хозяйства, формировании их производственных и сбытовых зон, так и в специализации стран, экономических районов и других территориальных единиц, особом сочетании их отраслей, а также в межгосударственных, межрайонных и внутрирайонных хозяйственных связях. Тем самым разделение труда выступает в двух неразрывно связанных между собой формах — размещенческо-отраслевой и районно-комплексной.

И отраслевое, и территориальное разделение труда характеризуются экономической системой, производящей и обменивающей различную продукцию. В первом случае составными звеньями такой системы служат отраслевые единицы, во втором — территориальные. Материальными элементами разделения труда между районами и странами являются промышленные и сельскохозяйственные предприятия, индустриальные центры, узлы и районы, сельскохозяйственные зоны, населенные пункты, транспортная сеть, территориально-производственные комплексы, экономические районы и зоны.

Россия отличается огромным внутренним рынком, который складывался на базе интеграционных процессов в экономике, сформировавшегося целостного народно-хозяйственного комплекса предприятий, отраслей и регионов, общего экономического пространства с согласованной системой денег, финансов, налогов, цен, таможенной и миграционной политикой и т. д. Необходимость в информации и прогнозах территориального характера возникает теперь повсеместно, а не только в органах управления. Поэтому изучению размещения производительных сил принадлежит важное место в таких областях деятельности, как государственное и муниципальное управление, логистика, аналитические исследования, консалтинг. Почти любое крупное экономическое исследование или хозяйственное решение останутся неполноценными и незавершенными, если в них не будет затронута и учтена такая существенная сторона общественного производства, как его размещение.

Таким образом, размещение производительных сил — динамическое состояние, характеризующее распределение производительных сил по территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных районов и определяемое особенностями территориального разделения труда, присущими данной социально-экономической системе .

При изучении условий размещения общественного производства особое внимание уделяют природно-ресурсному, производственному и научному потенциалу, населению и трудовым ресурсам, формам организации производства и уровню жизни населения отдельных территорий. Под особенностями размещения понимают структурные качества изучаемого явления (территориальная структура отраслей хозяйства, отраслевая структура хозяйства районов), а под эффективностью — экономическую, социальную и экологическую результативность размещения общественного производства.

Дисциплина “Размещение производительных сил” относится к системе экономических наук, получая от них обширную информацию. Производство изучается всей группой этих наук, которые исследуют или экономику отдельных отраслей, или более важные стороны и функции всего производства (экономическая теория, экономика промышленности, сельского хозяйства, экономика труда, экономическая статистика, экономико-математическое моделирование и т. д.). Размещение отраслей производства рассматривают также отраслевые экономики, а в курсе народно-хозяйственного прогнозирования — методы разработки территориального разреза отраслевых проектов и комплексных территориальных программ. Поэтому курс “Размещение производительных сил” взаимосвязан с широким кругом наук, изучает территориальную организацию производства в целом, комплексно, как единую систему, являясь обобщающей, синтетической наукой в данной области.

Поэтому главная задача дисциплины “Размещение производительных сил” — раскрыть методы экономического обоснования размещения и территориального развития производства как способа его регулирования со стороны государства.

Основные теории размещения хозяйства. Начало формирования теоретических концепций размещения хозяйства обычно связывают с выходом в свет в 1826 г. книги немецкого ученого Й. Тюнена “Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии” Этот фундаментальный труд был посвящен выявлению общих закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

В своих исследованиях Й. Тюнен рассматривал абстрактное, экономически изолированное государство, в пределах которого имеется центральный город — единственный рынок сбыта сельскохозяйственной продукции и источник обеспечения страны промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличалась от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимались прямо пропорциональными весу груза и дальности его перевозки. На основании этого положения Й. Тюнен доказывал, что оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических поясов разного диаметра вокруг центрального города, являющихся зонами различной специализации сельского хозяйства, а интенсивность сельскохозяйственного производства должна снижаться по мере удаления от города.

Другой немецкий ученый - В. Лаунхард исследовал (1882 г.) оптимальное размещение отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Решающим фактором размещения производства, так же как и у Й. Тюнена, явились транспортные издержки. Производственные затраты принимались равными для всех точек исследуемой территории. Место оптимального размещения предприятия находилось в зависимости от весовых соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Большой вклад в теорию размещения производства внес немецкий экономист А. Вебер . В своей работе “О размещении промышленности: чистая теория штандорта”, опубликованной в 1909 г., он в дополнение к транспортным издержкам ввел в теоретический анализ новые факторы размещения производства, ставя более общую оптимизационную задачу: минимизацию общих издержек производства, а не только транспортных. А. Вебер разработал подробную классификацию факторов размещения производства по их влиянию, степени общности и проявления. Основным фактором размещения он называл экономическую выгоду, которая выявляется для хозяйственной деятельности в зависимости от ее месторасположения. Эта выгода заключается в сокращении издержек по производству и сбыту определенного промышленного продукта и означает возможность выбора оптимального места изготовления продукта с наименьшими издержками по его производству. А. Вебер анализировал три группы штандортных факторов (факторов размещения): транспорт, рабочую силу и все остальные условия, влияющие на размещение предприятия, которые он синтезировал в понятие “агломерационного эффекта” (совместное их воздействие на выбор места размещения).

В. Кристаллер разработал теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве. Основные ее положения опубликованы в книге 1933 г. “Центральные места в Южной Германии”. Автор исходил из условия равномерности расселения населения на однородной территории. В этом случае территория разбивалась на правильные шестиугольники, являющихся зоной сбыта продукции центрального города, в который население приезжает за покупками. При подобной организации сбыта обеспечивалась минимизация средних расстояний поездок покупателей. Модель В. Кристаллера предусматривала иерархию центральных мест (малые, средние, крупные и крупнейшие), в соответствии с которой происходила и дифференциация функций по центрам обслуживания разной величины, разного ранга.

Главный труд немецкого ученого А. Леша “Пространственная организация хозяйства” вышел в 1940 г. А. Леш, отталкиваясь от идей В. Кристаллера, пришел к выводу, что фирмы должны размещаться в вершинах кристаллеровской решетки, и каждая фирма должна обслуживать покупателей в пределах “своего” правильного шестиугольника. Он расширил предмет теории размещения, перейдя от микроуровня (отдельные предприятия и поселения) к проблемам формирования экономических районов.

А. Смит и Д. Рикардо исследовали международное территориальное разделение труда на основе торговли. А. Смит выдвинул теорию абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна для производства какого-либо товара. Д. Рикардо дополнил эту теорию относительными (сравнительными) преимуществами, утверждая, что именно они являются главными при специализации стран в международном территориальном разделении труда. В дальнейшем шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин усовершенствовали теории А. Смита и Д. Рикардо, введя в анализ соотношение основных взаимозаменяемых факторов производства (труда, капитала, земли и др.).

В. Леонтьев , уже много позже, скорректировал допущения и интерпретации теории Хекшера- Олина. Он установил, что для выбора целесообразной структуры вывоза и ввоза товаров помимо прямых затрат в сфере производства необходимо учитывать и косвенные — сконцентрированные в потребляемом сырье и материалах. Эту аналитическую задачу В. Леонтьев реализовал на основе метода межотраслевого баланса, при этом одним из центральных направлений анализа явилась модель “затраты- выпуск”, отражающая идеи равенства между наличными ресурсами и их использованием.

Одним из новых направлений изучения особенностей размещения производительных сил является теория “диффузии инноваций (нововведений)” шведского ученого Т. Хагерстранда , согласно которой весь процесс социально-экономического развития — следствие возникновения и распространения (диффузии) инноваций. Диффузия нововведений — пространственно-временной процесс, сущность которого заключается в том, что в рамках макроэкономического и регионального развития, связанного со сменой ведущих отраслей производства в ходе “длинных волн” Н. Д. Кондратьева, важнейшую роль играет возникновение очагов инноваций и скорость их диффузии в экономическом пространстве.

Широкое признание получила теория “полюсов роста” французского экономиста Ф. Перру , во многом соприкасающаяся с теорией производственно-территориальных комплексов (энерго-производственных циклов) Н. Н. Колосовского. В основе теории лежит представление о ведущей роли в структуре экономики лидирующих отраслей, создающих новые товары и услуги. Те центры и ареалы экономического пространства, где размещаются предприятия лидирующих отраслей, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Отсюда и территориальная концентрация предприятий, обусловливающая формирование полюсов экономического роста.

Большой вклад в развитие идей Перру внесли Х. Р. Ласуэн , который анализирует процессы урбанизации на основе полюсов роста и диффузии нововведений, и Д. Дарвент , разработавший классификацию полюсов роста и предложивший перейти к изучению конкретных центров и отраслей.

Значительная территория России, разнообразие природно-ресурсного потенциала и социально-экономических условий — безусловно, требовали научных исследований в области размещения производительных сил. Интерес к территориальному экономическому и государственному устройству проявляли великие русские ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. И. Арсеньев, Д.И. Менделеев, Д. И. Рихтер, Н. Г. Чернышевский и многие другие. В ХIХ- начале ХХ столетия основные территориальные исследования экономики касались природного и экономического районирования, проблем региональных рынков, естественных производительных сил.

С 1920-х гг. изучение размещения производительных сил осуществлялось под сильным воздействием государства, так как были ориентированы на задачи планового управления. С одной стороны, обеспечивались возможности научного обоснования размещения производительных сил в масштабе всего народного хозяйства, с другой — подчинение требованиям централизованной административно-командной системы порождало многочисленные трудности в полирегиональной и многоконфессиональной стране для комплексного развития отдельных территорий.

Теоретические исследования в области размещения производительных сил в России в советский период концентрировались на трех направлениях:
  • выявление закономерностей, принципов и факторов размещения производительных сил, которыми занимались видные российские ученые Ю. Г. Саушкин, А. Е. Пробст, Я. Г. Фейгин;
  • экономическое районирование и образование региональных комплексов, которые нашли отражение в плане ГОЭЛРО, пятилетних планах развития народного хозяйства страны, трудах Н. Н. Баранского, Н. Н. Колосовского, П. М. Алампиева;
  • разработка методов планирования и регулирования территориального и регионального развития, осуществляемая Комиссией по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданная академиком В. И. Вернадским в 1915 г. и Советом по изучению производительных сил (СОПС) с 1930 г.

Наибольшую известность получили работы Н. Н. Колосовского, посвященные теоретическим обоснованиям экономического районирования, где ключевым было понятие энергопроизводственного цикла. Н. Н. Колосовский выделил восемь устойчиво повторяющихся совокупностей производственных процессов, являющихся основой для выделения крупных экономических районов и экономических подрайонов.

При этом в подходах к построению теории и в назначении теории между западной и российской школами размещения производительных сил существуют определенные различия.

Во-первых , в отличие от традиций западных теорий размещения и пространственной организации хозяйства, где отправными моментами являются абстрактные ситуации, российская школа ориентировалась на обобщение эмпирики и решение задач, поставленных практикой.

Во-вторых , если западные теории концентрируют внимание на рациональном поведении экономических субъектов в экономическом пространстве, то российские теории были нормативными, т. е. искали решения вопросов: где в интересах народно-хозяйственного комплекса необходимо размещать новые производства, куда нужно перемещать население, какие новые регионы необходимо осваивать? Безусловно, отечественные исследования в области размещения производительных сил были ориентированы на более масштабные проблемы, чем на западе.