Сущность и основные направления демографической политики рф на современном этапе

Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики. Настольный хоккей stiga купить .

В общем виде цели демографической политики можно свести к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели могут быть заданы в виде:

· целевого требования – словесное описание целей;

· целевого показателя – система показателей, достижение которых интерпретируется как реализация целей демографической политики.

Развивающиеся страны в качестве целевого показателя чаще всего выбирают снижение темпов роста населения за определенный период, снижение общего или суммарного коэффициента рождаемости. Во Всемирном плане действий в области народонаселения (Бухарест, 1974) и в Рекомендациях по его дальнейшему осуществлению (Мехико, 1984) странам с высоким уровнем смертности предлагалось использовать в качестве целей демографической политики достижение определенных уровней средней продолжительности жизни или снижение детской смертности.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются:

· господствующей идеологией;

· особенностями социальной системы;

· типом государственного управления;

· уровнем экономического развития и ресурсными возможностями;

· качеством жизни;

· культурными и религиозными нормами и традициями.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года определяет следующие ее цели и задачи.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической политики Российской Федерации являются:

1. В области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

· увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения за счет улучшения качества жизни, снижения преждевременной, особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

· улучшение репродуктивного здоровья населения;

· увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни, путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности;

· улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

2. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

· создание предпосылок для повышения уровня рождаемости путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

· всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации;

· создание условий для самореализации молодежи;

· социальная защита и материальное поощрение ответственного родительства.

3. В области миграции и расселения:

· регулирование иммиграционных потоков с целью создания действенного механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

· повышение эффективности миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава перспективам социально-экономического развития Российской Федерации;


Есть ли выход из демографического тупика? В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».
Этой цели призвана способствовать особая демографическая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприятий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения про-должительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствую-щих решению этой задачи, не только предполагается совер-шенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществить профилактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет миграции может сыграть совершенствование правовой базы, регу-лирующей миграционные процессы, создание системы эф-фективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной регио-нальной экономической политики, способствующей сохране-нию численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-
волят расширить привлечение рабочей силы из других ре-гионов страны на временной основе за счет мобильного тру-доспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.
Отдельное направление демографической политики связано с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им здесь достойные и безопасные условия жизни и работы.
Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газета. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены конкретные меры по осуществлению указанных шагов. Предложенная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зависит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие экономические и социальные реформы в России.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны. ¦В Основные понятия: демографическая политика. ¦ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство насе-ления.
Проверьте себя
1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии? 4) Какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-
- нальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации» отмечается: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблем комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».
Представьте в виде логической схемы указанные в при-веденном фрагменте факты и процессы.
2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз
раст?
3. По материалам периодической печати за месяц просле
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в 2002 г.
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и фор-мирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде
нии ребенка;
в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков в целях созда
ния действенных механизмов замещения естественной убы
ли населения Российской Федерации;
повышение эффективности использования миграцион
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское обще
ство и формирование толерантного к ним отношения.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.
Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели де-мографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.

Социально-демографическая политика в Россииявляется базовым элементом формирования концепции экономики страны.

От обеспечения трудовыми ресурсами зависит уровень социального благосостояния внутри страны и показатели ее внешнеэкономического положения как субъекта экономического мирового пространства.

Демографическая политика: что это

Цель этой сферы государственного регулирования - обеспечить необходимые для страны От этого зависит состояние всех важнейших форм социальной жизни: экономики, качества жизни разных социальных слоев населения, уровня обороноспособности страны. Какие показатели формируют социально-демографическую картину России:

  • уровень воспроизводства населения;
  • динамические показатели численности и структуры населения;
  • уровень смертности/рождаемости;
  • количество заключенных и расторгнутых браков;
  • миграционные показатели.

Все другие индикаторы о состоянии общества в государстве в динамике за 10-15 лет, на основании которых делается аналитический срез, выявляют проблемы, требующие незамедлительного решения, либо негативные тенденции и выработку мер по их нейтрализации.

В чем заключается социальная политика

Цель социальной политики - улучшение качества жизни населения за счет реализации социальных программ и государственной поддержки определенных групп населения. Успешная социальная политика является условием для того, чтобы достигла цели демографическая политика России.

Так, например, программа «Материнский капитал» реализуется при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.

Однако социальная сфера не всегда готова обеспечить условия в этой области. Показательной является ситуация с ростом рождаемости, к которому привела демографическая политика России. 2013 год выявил дефицит количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, эта проблема остается актуальной на ближайшую перспективу. Дисбаланс может привести к нежелательным социальным последствиям. Кроме этих негативных моментов, нехватка мест в детских садах не позволяет родителям реализовывать в полной мере свой

Показатели воспроизводства населения в России

Несмотря на предпринятые мероприятия по повышению численности населения в России за последние десять лет, сохраняется тенденция к депопуляции населения.

Притом что уровень рождаемости имеет тенденцию к росту (в среднем на 15%), однако высокие показатели смертности оставляют нерешенным вопрос воспроизводства населения.

Демографическая политика России в начале века проявила свою неэффективность. Самый низкий уровень рождения был в 2000 году. В перспективе эта должна проявить себя к 2020 году, когда соотношение людей пенсионного и трудоспособного возраста достигнет критических пропорций.

Именно в период наименьшего воспроизводства населения была принята Концепция демографической политики до 2015 и перспективой до 2025 года по созданию условий для стабилизации процесса воспроизводства населения.

Миграционные процессы в современной России

В связи с фундаментальными изменениями в экономике страны за последние десятилетия, сокращением программ развития северных регионов отток из этих районов трудоспособного населения был значительным и составил больше восьми процентов от общего количества населения Крайнего Севера (более 1 млн человек).

Наблюдаютсясерьезные изменения в пропорции легального и незаконного миграционного потока жителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ). именно поэтому в Концепции демографического развития заложена задача по созданию программ привлечения перспективных молодых специалистов из СНГ, возвращению соотечественников из зарубежных стран.

Институт семьи и брака

Институт семьи и брака является базовой социальной ячейкой общества. Именно в ней закладываются принципы социального устройства, культура, взгляды, социальные воззрения, направленность личности.

Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака. Какие мероприятия должны способствовать укреплению этого важного Они предусмотрены программой поддержки института семьи и служат цели не только его укрепления, но и развития духовно-нравственных основ ячейки общества:

  1. Консультативная и психологическая поддержка семей, решающая задачу сохранения семьи и предупреждения разводов.
  2. Пропаганда ценности брака и воспитания детей, а также прием в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Снижение количества абортов.
  4. Повышение родительской ответственности за воспитание и развитие детей.

Концепция, программа, план и демографическая политика

Концепция - идеологическая позиция, которая является постулатом для всех иных документов и решений на федеральном, региональном и местном уровне. Общее видение ситуации по демографии страны и стратегические направления в решении выявленных проблем.

Демографическая политика России осуществляется в рамках программы по направлениям деятельности.

Определяется областью решения задач (охраны материнства и детства, поддержки лиц пенсионного возраста, профилактики асоциального поведения молодежи и иные) и организационными масштабами (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

План - пространственно-временная локализация деятельности в соответствии с разработанной программой. План выражается в конкретных цифрах и датах. По итогам года он подлежит анализу по отношению фактических показателей к плановым.

Какие приоритеты на современном этапе

В качестве приоритетов, согласно принятой Концепции, которые решает демографическая политика России 2014 года на настоящий период и до 2025 года, можно выделить следующие:

  1. Снижение уровня смертности (особенно материнской и младенческой).
  2. Повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста.
  3. Сохранение динамики повышения рождаемости.
  4. Укрепление института семьи.
  5. Привлечение трудовых мигрантов.

Решение поставленных демографических задач находится в прямой зависимости от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, снижение расслоения общества, создание благоприятных социальных условий и повышение уровня жизни населения.

Социально-демографическая политика в современной России, ее значение и перспектива

Для результативности и прогнозируемости заданных параметров важно предусмотреть не только успешное повышение количественных показателей роста народонаселения, но и обеспечить этот рост качеством социальной жизни. Демографическая политика в России предполагает в период до 2025 года:

  • Сократить смертность трудоспособного населения не менее чем в 1,6 раза.
  • Снизить уровень материнской и более чем в 2 раза.
  • Повысить показатели здоровья населения, сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни.
  • Повысить рождаемость в 1,5 раза, добиться воспроизводства численности населения за счет рождения второго и последующих детей.

На настоящий момент правомерность положений, которые декларирует демографическая политика России, подтверждается статистическими данными. Естественный прирост населения по данным 2012 года отмечен в сорока субъектах Российской Федерации. Уровень населения в 143 млн человек, который был запланирован на 2015 год, уже достигнут. Но цели продолжают оставаться актуальными.

Демографическая политика и специфика менталитета в России

Таким образом, демографическая политика России, кратко представленная в Концепции и развернуто изложенная в социальных программах, - это система влияния государства и социальных институтов на процессы в обществе с целью улучшения количественных показателей и демографического развития.

Демографическая политика в России не изменяет, а только развивает исконно российские традиции в понимании ценности семьи и семейного воспитания детей.

Российский менталитет всегда содержал духовно-нравственный принцип справедливости и равенства в обществе, доступности благ для всех его членов.

Исходя из этих приоритетов политика государства обречена на успех, поскольку тождественна российскому традиционному пониманию отношений человека и общества.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

  • 1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
  • 2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.
  • 3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
  • 4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
  • 5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

  • 1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
  • 2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
  • 3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий. В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:

  • - возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • - выплата "налога" за второго ребенка;
  • - более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • - отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.

Демографическая политика в Российской Федерации:

Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.

Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).

В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет). Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.

Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).

Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.

Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.

Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:

  • 1) наиболее общая - второй демографический переход, все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной;
  • 2) вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет;
  • 3) третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис я недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике. Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поэтому преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.

В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. В качестве областей демографического развития определены:

  • 1. укрепление здоровья и увеличение Продолжительности жизни;
  • 2. стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
  • 3. миграция и расселение.

Демографическая политика представляет собой систему разнообразных мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на естественный прирост населения, а также на решение специальных демографических задач для России и проблем с убылью населения. Необходимость проведения демографической политики в современных условиях развития общества обусловлена воздействием государства на процессы рождаемости, признан практически всеми развитыми и развивающимися странами Европейского союза, Азии, Америки, независимо от сложенной демографической ситуации и темпов прироста населения в каждой отдельной стране.

Основной целью демографической политики России является изменение и поддержка демографических тенденций существующих в определенной области и в данный период времени. В соответствии с поставленной целью по основным направлениям демографического развития страны формируются основные задачи и обосновываются приоритеты направлений развития демографической политики в будущем. Приоритетные направления реализации демографической политики в основном опираются на данные анализа демографической ситуации, которые подготавливает Федеральная служба государственной статистики РФ. Формулируются задачи демографической политик по всем основным ее направлениям с выбором приоритетов в рамках этих направлений, таких как рождаемость, поддержка семьи, поддержка материнства и детства, охрана здоровья, миграционный контроль и т.д.

Все существующие задачи демографической политики обусловлены целью демографического развития населения в Российской Федерации.

Реально оценивая демографическую ситуацию в России и в преобладающем большинстве её регионов, к числу наиболее общих задач могут быть отнесены: улучшение здоровья населения и рост его продолжительности жизни; повышение рождаемости и укрепление института семьи, материнства и детства; приведение миграционного баланса в соответствие с целями демографического развития.

В зависимости от демографической ситуации существует два основных принципа формирования демографической политики:

  • 1. Политика направлена на повышение рождаемости - для экономически развитых стран.
  • 2. Снижение смертности населения - для развивающихся стран.

На практике осуществление демографической политики сталкивается с определенными трудностями, такими как нехватка финансирования, морально-этические проблемы. В арсенале финансовых мер присутствуют денежные выплаты семьям с детьми и одиноким матерям, пособия на ребенка и последующих рожденных детей в семье, повышение престижа материнства, оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком. В некоторых экономически развитых странах государство находит поддержку католической и православной церквей, и по религиозным требованиям обсуждаются законы предусматривающие ответственность за отказ от рождения детей и т.д.

Простое воспроизводство населения, или «нулевой рост» цель демографической политики в развивающихся регионах теоретически возможен. При этом если каждая семья будет иметь в среднем 2,3 ребенка, так как есть люди, не вступающие в брак, семьи, не имеющие детей, смерть в раннем возрасте из-за несчастных случаев. Но достижение такого положения автоматически не означает немедленной стабилизации численности населения, поскольку росту населения присуща инерция, которую сложно переломить. В детородный возраст вступают люди, родившиеся при высоком коэффициенте рождаемости. Кроме того, если вследствие демографической политики произойдет резкое уменьшение рождаемости, для половозрастной структуры населения будут характерны периоды резкого колебания численности населения, весьма «неудобные» для стабильного развития экономики.

В современном развитии общества и населения комплекс мер демографической политики формируется по трем основным направлениям:

  • * обеспечению необходимого миграционного прироста и совершенствованию привлечения и использования трудовых мигрантов;
  • * повышению рождаемости и укреплению института семьи;
  • * улучшению здоровья и росту его продолжительности жизни.

Отечественный и зарубежный опыт осуществления демографической политики по стимулированию рождаемости и укреплению семьи показывает, что наиболее распространенными являются различные денежные пособия, выплачиваемые единовременно или ежемесячно различным категориям нуждающихся семей, а также обязательные пособия вне зависимости от обеспеченности семьи на данный момент времени.

Рисунок 1.2. Основные направления демографической политики в России

Суммарная величина ежемесячного пособия, как правило, нарастает по мере увеличения числа детей в семье, поскольку в большинстве стран данное направление политики рассматривается, как обязанность государства в максимально возможной степени компенсировать расходы семьи, возникающие в связи с рождением, воспитанием и образованием ребенка. В частности, в Люксембурге существует специальное пособие на детей моложе 2 лет, основной целью которого является обеспечение семьи минимальный доход при условии, что женщина в этот период не будет работать. Самые высокие семейные пособия выплачиваются в Бельгии до 70% от среднемесячной зарплаты Илышев А.М. Демографическая ситуация до 2025 года: вызовы времени и альтернативность развития / А.М. Илышев, А.П. Багирова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - №6. - С. 7-19., но при этом учитываются не только и не столько число детей в семье, сколько уровень материального благосостояния.

Необходимость проведения активной демографической политики во всех субъектах Российской Федерации обусловлена ситуацией которая сформировалась в конце ХХ века, в вопросах рождаемости, смертности, а также миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья. Соответственно, региональная специфика демографической политики детерминируется особенностями этнического, геополитического, экономического и природно-географического статуса той или иной территории как субъекта РФ.

Все изданные нормативные и законодательные акты, призванные регулировать демографические процессы, должны соответствовать основным целям демографического развития страны, особенно в миграционной сфере. Большая часть нормативных актов в области регулирования миграции зачастую противоречат цели демографического развития России. Чтобы исключить такую ситуацию, необходимо чтобы Концепция демографического развития РФ стала основополагающим документом, которым руководствуются в своей деятельности законодательные, исполнительные и иные органы власти. Идеология Концепции демографического развития РФ должна пронизывать всю нормативно-правовую базу в сфере воспроизводства и миграции населения страны.