Сфера отношений между субъектами экономики. Субъекты и объекты экономических отношений на микроуровне

- 89.99 Кб

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Параллельно с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага. Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.). Первую группу называют экономическими благами. К ним относятся продукты, созданные трудом человека.

Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов. Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Блага, созданные природой, называют свободными или даровыми. Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага - это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода - потоком.

Исходя из срока использования различают материальные блага: длительного пользования (их потребление распределено по времени, например, дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (продукты питания, электричество и т.п.).

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. Личные качества, способности людей А. Маршалл называет «внутренними благами», поскольку они заключены в самом человеке, а услуга направлена на других. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.

Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории.

  1. Коммуникационные - услуги транспорта, связи (способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации).
  2. Распределительные ~ торговля, сбыт, складское хозяйство (связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции).
  3. Деловые - финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. (Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений).
  4. Общественные - услуги органов государственной власти (обеспечивают стабильность в обществе).
  5. Социальные - услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения (направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности).

3. МИКРОЭКОНОМИКА

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются :

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

  • а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;
  • б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Фирма

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности че­ловека.

В данном учебнике термины “фирма” и “предприятие” рас­ сматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предпри­ятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Цели и функции фирмы

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки

Извлечение максимальной прибыли явля­ется конечной целью любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

Описание работы

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

МАКРОЭКОНОМИКА …………………………………………………..16
Основные проблемы, изучаемые
на макроэкономическом уровне ………………………………..…17
Модель круговых потоков ……………………………………...….18
Модель круговых потоков открытой экономики……………………………………………………..……..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….……………………..….20
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23

Понятие экономических отношений

Развитие человечества всегда сопровождалось усложнением и специализацией экономических отношений. Вся их совокупность представляет собой экономическую систему государства. Хозяйственная деятельность страны включает в себя создание, распределение, сбыт и доведение до покупателя экономического блага, представленного продукцией или услугами. Экономические отношения возникают в моменты совершения каких-либо этапов из данного цикла.

При этом субъекты сделок называются экономическими агентами. Как правило, они одновременно вступают во множество взаимосвязей с другими агентами. Если они вступают в экономические отношения постоянно, то эти отношения можно назвать устойчивыми.

В рыночной экономике, характерной на данном этапе для большинства стран мира, агенты взаимодействуют на договорной основе, при этом каждый из участников сделки стремится к получению выгоды.

Классическая экономическая теория рассматривает экономического агента, как носителя идеи получения выгоды или экономического эгоизма. Он имеет сходство с психологическим пониманием этого термина, однако, имеет материальную основу. То есть, продавец и покупатель при заключении сделки каждый действует в собственных интересах. Продавец хочет реализовать благо по максимально возможной цене, а покупатель стремится к получению блага, определяя его ценность с точки зрения предельной полезности для себя.

Замечание 1

Получается, что рыночная экономика представляет собой совокупность интересов всех участников экономических отношений. Чтобы управлять такой хозяйственной системой, необходимо найти эффективные пути воздействия на мотивы поведения экономических агентов. В рыночной экономике проявление экономического эгоизма выражается в свободе выбора, предпринимательства, частной собственности. При этом он имеет обратную сторону, влияя на неравномерность распределения получаемого дохода, ростом социального расслоения, как следствие, увеличением напряженности в обществе.

Вся совокупность экономических отношений обычно классифицируется относительно их роли в социуме на следующие категории:

  • производственные или социально – экономические;
  • технико-экономические;
  • организационно – экономические.

Основные участники хозяйственных отношений

В экономической теории принято рассматривать действие хозяйственной системы с микроэкономической и макроэкономической позиции. Микроэкономическая подсистема представлена участниками, которые сами осуществляют экономическую деятельность, а так же принимают решения, покупают и затрачивают ресурсы. Кроме того, от своей деятельности они получают экономический результат, представленный в виде дохода, созданного блага, либо полезности.

Такой участник несет ответственность за свою деятельность, действует в рамках этики и социальных норм, его благополучие зависит от рациональности и эффективности принятых им решений. При этом каждый из них совершает выбор в условиях ограниченности ресурсов. То есть, ресурсы могут быть использованы для производства других благ, либо потребитель может купить другой товар или услугу.

Участниками микроэкономической подсистемы являются:

  1. Домашние хозяйства, к которым относят семьи. Они могут быть представлены одним человеком, ведущим свое хозяйство, планирующим доходы и расходы. Такие участники самостоятельно принимают решения, стремятся к максимальному удовлетворению собственных потребностей. При этом они являются владельцами рабочей силы, которую могут предоставлять работодателю. Домашние хозяйства обеспечивают воспроизводство человеческого капитала.
  2. Любые хозяйственные образования, оказывающие услуги, либо создающие экономические блага. Они действуют самостоятельно, проводят операции по инвестированию и накоплению капитала. Конечной целью этих участников является получение прибыли. Обычно они специализируются на производстве какого-либо одного товара или группы товаров, которые впоследствии реализуют на рынке, получая доход и вкладывая его в воспроизводство.
  3. Государство является экономическим агентом, основной задачей которого является регулирование экономических процессов в обществе. Основными функциями государства является закупка ресурсов, а так же предприятий и посредников сбыта, сбор налогов, реализация мероприятий по соблюдению законодательства всеми участниками экономических отношений.

Структура взаимоотношений между участниками

Агенты экономических отношений осуществляют свои взаимосвязи согласно движению экономического блага по цепочке его создания, распределения, обмена и потребления. Такое движение представляет собой экономический кругооборот, который сопровождается встречным получением денежных средств и доходов.

То есть, домашние хозяйства требуют удовлетворения своих потребностей, при этом предоставляют другим участникам факторы производства. Реальный сектор экономики нуждается в факторах и создает на них спрос, при этом предлагает создаваемые товары и услуги.

Замечание 2

Домохозяйство является основным поставщиком экономических ресурсов. Оно же является потребителем, обеспечивая выручку участникам производственного сектора. При этом предоставляя свои ресурсы предприятиям, домохозяйства получают взамен денежный доход.

Если рассматривать взаимодействие предприятий и домохозяйств с государством, то они выплачивают в пользу последнего налоги. При этом государство обеспечивает защиту интересов своих граждан и производителей, ведет трансфертные выплаты и выдает субсидии на поддержку бизнеса. При этом само государство выступает крупным потребителем ресурсов и экономических благ в целях обеспечения бюджетных форм экономической деятельности, социальных нужд общества и армии.

Экономическая теория рассматривает идеальную модель взаимодействия всех участников. Однако, в реальности происходят определенные перекосы в силу действия мотива удовлетворения собственных интересов и потребностей. Любой участник экономических отношений стремится к получению прибыли, выгоды или предельной полезности. Так они оказывают влияние на деятельность друг друга, что в конечном итоге приводит к саморегуляции экономической системы общества.

К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или , государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:
  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства — полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;
  • любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей (а не наращение прибыли), максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в и , продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Рынок ресурсов — место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов — место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

Полная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:
  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

Вывод : домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов . Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на . Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов , конечной продукции и услуг и в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являютсяодновременными и повторяющимися.

Принцип рациональности

При рассмотрении деятельности данных субъектов мы предполагаем, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность — это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

См.также

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ивановский филиал

Н.Т.Арефьева

В.С.Соков

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА:

Экономика и управление

Учебное пособие для студентов вузов

(в части дисциплины регионального компонента)

Иваново 2007


Учебное пособие рассматривает понятие, содержание, объекты социально-экономических отношений. Позволяет изучить студентам и владеть определенными понятиями, определениями, связанными со стратегией регионального развития, его экономическим потенциалом.

В каждом субъекте Федерации сформированы основы регионального управления и сложились основные социально-экономические характеристики, которые служат показателем устойчивого развития региона.

У каждого субъекта федерации – своя история и преимущества о которых обучающиеся студенты, с точки зрения гражданственности должны знать.

Пособие предназначено для студентов экономических специальностей, изучающих региональную экономику (в части дисциплин регионального компонента).

При написании данного учебного пособия авторы стремились раскрыть те новые процессы и явления в региональной политике и механизмы управления ею, которые порождены как общемировыми тенденциями социально-экономического развития территории, так и опытом российских региональных преобразований последних лет.


ЧАСТЬ 1. Введение в экономику региона. 6

1.1. Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений. 6

1.2. Основные направления региональной политики. 9

1.3. Задачи и цели региональной политики. 10

1.4. Основные функции региона. 17

Вопросы для самоконтроля. 22

ЧАСТЬ 2. Экономический потенциал региона . 23

2.1. Понятие экономического потенциала. 23

2.2. Экономический рост в регионе и возможности его обеспечения. 25

2.3. Взаимосвязь экономического роста региона и социальных индикаторов. 30

2.4. Экономико-социальное положение Центрального экономического района. 33

Вопросы для самоконтроля. 39

ЧАСТЬ 3. Основные социально-экономические характеристики Ивановской области. 40

3.1. Социальные характеристики субъекта. 40

3.2. Промышленный потенциал. 42

3.3. Развитие малого предпринимательства в Ивановской области. 45

3.4. Региональное развитие территории. 50

3.5. Принципы построения стратегии развития региона. 52

3.6.Участники процесса реализации стратегического плана развития территории 56

Вопросы для самоконтроля. 58

ЧАСТЬ 4. Основы регионального управления. 59

4.1.Сущность и цели регионального управления. 59

4.2.Система органов управления субъектами РФ. 61

4.3. Кадровая политика региона. 71

4.4.Информационное обеспечение управления регионом. 72

Вопросы для самоконтроля. 75

ЧАСТЬ 5. Становление Ивановского края. 76

5.1. История создания Иваново-Вознесенской губернии. 76

5.2. Государственно-церковные и национальные отношения. 78

5.3. Природные ресурсы края. 80

Вопросы для самоконтроля. 81

Список используемой литературы. 82

ЧАСТЬ 1. Введение в региональную экономику.

Понятия, содержания, объекты социально-экономических отношений.

Жизнь общества организована во времени и пространстве. Пространственная форма организации социальной жизни людей является важнейшим основанием структурирования общества, социальных процессов и связей.

Совокупность устойчивых социальных связей и отношений между людьми, возникающих в процессе их совместного проживания на определенной локальной территории и совместного использования ее природно-экономических и социальных ресурсов и условий порождает особую общность людей - социально-территориальную.

Социально-территориальная общность является устойчивым образованием людей, объединенных единством пространственных условий жизни, хозяйственного уклада, социально-экономических интересов, истории и культуры.

Социально-территориальная общность отличается:

1) относительной пространственной обособленностью;

2) целостностью и внутренней содержательностью социальных связей и отношений (преобладание «силовых полей» внутренних связей над внешними),

3) самодостаточностью внутренней жизни в рамках локальной территории, природно-ресурсный и хозяйственный потенциал которой обеспечивает социальное воспроизводство населения.

Понятие территории как части природного тела, ограниченного какими-то рамками пространства, относится к категории географии.

Поэтому для выражения социально-экономических форм организации территории, придающих ей черты, целостности, относительной обособленности и самодостаточности в социализации и экономике употребляться понятие «регион».

Таким образом, регион это социально-экономическая характеристика определенной локализованной территории, и это понятие выражает внутреннюю социальную структурированность общества.

Регионализм исторически всегда выступал в качестве фактора дифференциации и структурирования общества. Региональные условия и особенности жизни людей - хозяйственный уклад, тип расселения, образ жизни, повседневный быт и культура - выражают различия между отдельными социально-территориальными общностями, формируют социальную структуру общества «по горизонтали».

Этнические и конфессионные черты больших групп населения первоначально формируются в результате относительно длительного существования в определенной пространственной среде. «Социальность» территории поэтому во все эпохи и времена «кодировалась» проживающим на этой территории этносом, его конфессией, политическим устройством, образом жизни, культурой.

Таким образом, региональная политика позволяет понять пространственную форму организации социальной жизни людей, совокупность социально-экономических связей и отношений между ними, которые возникают в процессе совместного проживания их на определенной локализованной территории, совместного использования ее природно-экономических и социально-экономических ресурсов и условий.

Региональная политика выстраивает как бы территориальную проекцию социальных процессов и структурирования общества.

Объектом региональной социологии выступает различие социально-территориальной общности как особый уровень социальной организации общества, а предметом - закономерности и формы образования внутрирегиональных социально-экономических связей, отношений, структур, общностей.

Формами пространственной локализации жизни людей выступают различные региональные образования, возникающие на базе:

1) поселенческих структур (город, село, городская агломерация и т.п.);

2) территориально-административного устройства общества (область, губерния, край, муниципальный округ и т. п.);

3) производственно-экономических структур (экономический район, промышленный, транспортный узел, территориально - производственный комплекс, свободная экономическая зона и т. п.).

Однако независимо от типа регионального образования все они имеют общую внутреннюю системную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:

Природно-экономическая система (географическая зона - степная, горная, приморская и т. п.);

Производственно-экономическая система (хозяйственная специализация, структура экономики, тип технологического уклада, структура производственных сил, тип и эффективность экономики региона, транспортно-коммуникационная система, производственная инфраструктура и т. п.);

Социальная инфраструктура (уровни и характер различия отраслей обслуживания населения: здравоохранение, образование, наука, информация, культура и т. п.);

Система расселения (тип расселения населения по территории, структура городских и сельских поселений и т.п.);

Социально-демографическая система (тип и уровень воспроизводства населения, половозрастная динамика и т. п.);

Система регионального управления (территориально- административное деление, структура органов власти и управления и т. п.).

Однако регион, являясь относительно автономным социально-экономическим образованием, является открытой системой, т. е. многочисленными связями и отношениями вписан - включен в более широкую систему - общество в целом.

В этом своем качестве каждый регион включен в целостную национальную систему социально-экономических процессов - демографических (динамика расселения, миграционные процессы, социальная мобильность), экономических (кооперация и разделение труда и производства, национальный рынок, единая энергетическая система, общенациональный бюджет и т.п.), национальную региональную политику (бюджетные отношения в системе центр-регион, социальные трансферты, государственная поддержка проблемных регионов и т.п.)

Поэтому каждый регион, социально-территориальная общность, обладая признаками автономии и самодостаточности, одновременно является частью целого, выполняет и представляет интересы и потребности общества в целом, общенациональные функции и задачи.

В этой связи возникает комплекс социально-экономических отношений в системе "регион-центр" («центр» как представитель целого).

Дело в том, что социально-экономические интересы региона и центра совпадают и идентичны лишь в своей части.

В чем социальный интерес региона?

Прежде всего, в создании благоприятных условий для социального воспроизводства населения. Это главная социальная функция региона, любой социально - территориальной общности населения.

В системе централизованно-отраслевого управления и тотального огосударствления региональных ресурсов в регионах доминировали интересы развития производительных сил отраслей общесоюзной специализации и регион рассматривался преимущественно как производительный ресурс, какой то отрасли (или суммы отраслей), всего народного хозяйства.

Соответственно население региона в данном контексте выступало как «главная производительная сила» этой отрасли или народохозяйственного комплекса.

Социально-экономический статус региона в этой технократической системе организации социального пространства являлся вторичной, остаточной, так сказать компонентой в системе отношений «центр-регион».

В демократической системе территориальной организации социума, регионы выступают в качестве равноправного субъекта социально-экономических отношений и наделены собственностью, имуществом и правами для реализации социально-экономических интересов населения регионов - создания необходимых условий для его воспроизводства.

Одновременно центру делегируется выполнение общих социальных функций, важных для каждого региона, - обеспечение прав и свобод граждан, национальной целостности и безопасности государства, общих правил экономической жизни. Между центром и регионами устанавливаются отношения партнерства и взаимной ответственности. Одновременно регионам для выполнения своих воспроизводственных функций передается часть общенациональных ресурсов, собственности, доходов.

Регионализация социально-экономических процессов, собственности и управления - фундаментальная составляющая демократизации всей общественной жизни. В этом, в частности, состоит одна из тенденций проводимых экономических и социально-политических реформ в нашей стране.

Итак, социально-экономические интересы региона состоят в создании условий для социального воспроизводства населения:

Эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы региона;

Обеспечение занятости, роста доходов и уровня жизни населения;

Развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения;

Создание условий для социокультурного развития проживающих на территории региона этносов и народов;

Обеспечение взаимодействия региона в системе межрегиональных экономических связей и национальных рынков капиталов, товаров, услуг, роста вклада населения региона в экономику страны.

Реализация региональных интересов предполагает наличие субъектов социально-экономических отношении, действующих на уровне региона и соответствующей активной региональной политики. Основными субъектами социально-экономических отношений на уровне региона являются:

Население;

Органы власти и управления;

Хозяйствующие субъекты (экономически агенты):

Регионалное правительство.

Построение определенной системы поведения и форм взаимодействия между всеми субъектами региональных социально-экономических отношений является основной функцией региональной политики.

Под региональной политикой понимается система целей и задач, согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления по обеспечению условий социального воспроизводства населения региона и его эффективного функционирования как составной части государственной социально-экономической системы.

Региональное хозяйство (в том числе все отрасли социального обслуживания населения) в отличие, например, от отдельного предприятия или отрасли производства не может быть механически ликвидировано.

Особенностью его функционирования в случае неблагоприятных обстоятельств является нарушение пропорции социального воспроизводства, демографических процессов и т. п., что превращает регион в депрессивную социальную структуру. При этом речь идет о муниципальных территориальных образованиях, в пределах которых наблюдается спад производства, снижение уровня жизни и рост безработицы, нарастание демографических «сбоев» и др.

Жизнедеятельность региона - постоянный фактор. Она не может быть прекращена. Поэтому региональная политика направлена, прежде всего на реализацию интересов и потребностей населения региона.

Экономические отношения и их субъекты

В ходе использования экономических ресурсов люди вступают в определенные связи и отношения. Совокупность последних образует систему экономических отношений.

Экономические отношения имеют две формы: социально-экономическую и организационно-экономическую.

Социально-экономические отношениявозникают между людьми как представителями определенных социальных групп. Эти отношения определяют место людей в социальной структуре общества, характер всей экономики, особенности ее функционирования.

Организационно-экономические отношениявозникают между людьми как функциональными субъектами процессов производства, распределения, обмена и потребления. Они определяют конкретные способы осуществления хозяйственной деятельности людей, их место и поведение в функциональной структуре экономики.

С учетом особенностей экономические отношения можно подразделить на отношения производства, или производственные отношения, на отношения распределения, обмена и потребления.

Производственные отношениявозникают в процессе производства по поводу использования факторов производства и создания необходимых обществу благ. Они носят как социально-экономический, так и организационно-экономический характер.

Отношения распределениявозникают как в процессе распределения экономических ресурсов, превращаемых в факторы производства, так и в процессе распределения произведенных с помощью данных факторов благ. Социально-экономические распределительные отношения определяют социальный характер распределения. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы распределения.

Отношения обмена возникают между людьми, как по поводу результатов производства, так и в процессе самого производства. Социально-экономические отношения определяют характер обмена. Он может быть, например, плановым или стихийным. Организационно-экономические отношения определяют конкретные формы обмена, например, обмена продукции в форме бартера, с отсрочкой платежа и т.д.

Отношения потребления возникают в процессе потребления произведенных благ. Правда, если это блага производственного назначения, то их потребление означает процесс производства, а отношения предстают как производственные. Поэтому в полном смысле отношения потребления возникают по поводу благ потребительского назначения. Социально-экономические отношения определяют характер, структуру, объем потребления представителей различных социальных групп, а организационно-экономические отношения - его конкретные формы и способы.

Отношения производства, распределения, обмена и потребления тесно связаны друг с другом, взаимно обусловливают друг друга, образуя системное единство, которое представлено на рис.8.

Производственные Отношения

отношения распределения


Отношения Отношения

потребления обмена

Рис.8. Система экономических отношений

В качестве субъектов экономических отношений выступают не просто люди, но экономические агенты. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы (предприятия) и государство

(правительство).

Домохозяйство - основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. Она может состоять из одного или более человек.

Фирма - деловое предприятие, функционирующее с целью получения прибыли.

Государство, как экономический агент, представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.