Решение о принятии программы ускорения развития ссср. Курс на ускорение социально – экономического развития страны. Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Ускорение социально-экономического развития страны предусматривает увеличение эффективности общественного производства на основе всемерной экономии материальных, трудовых и денежных ресурсов. Политика ресурсосбережения - реальный источник удовлетворения растущих потребностей общества. Для того, чтобы выполнить это в жизнь необходимо знать все тонкости учета наличия и движения ресурсов, в первую очередь материальных.

Одним из основных направлений аудита является аудит материально-производственных запасов, которые составляют основу деятельности предприятия. Для осуществления точного и полного отражения в системе бухгалтерского учета операций с материально-производственными запасами необходимо руководствоваться законодательными актами РФ, постановлениями Президента и правительства, нормативными документами и т. д. В системе материальных запасов предприятия часто встречаются нарушения и отклонения от действующих нормативных положений. Таким образом бухгалтерский учет и аудит с материальными запасами являются жизненно необходимым предприятиям, ведущим свою деятельность.

Наряду с актуальностью темы бухгалтерского учета и аудита материально-производственных запасов следует отметить недостающую освещенность вопросов данной темы в литературе. В основном в публикуемых изданиях рассматриваются нормативные документы без приведения практических примеров, кроме того не проанализированы новые документы. Большинство журнальных статей являются субъективным мнением автора, что не дает гарантии правильности тех или иных методов применения положений бухгалтерского учета на практике. Актуальность темы и, вместе с тем, ее недостаточная изученность предопределили наш выбор этой темы.

В качестве теоретической и методологической основой поведения исследования явились нормативные документы по вопросам организации бухгалтерского учета по теме дипломной работы . При этом были использованы источники учебной и периодической литературы, а также использованы фактические материалы по учету и отчетности.

В качестве объекта исследования послужило

Целью работы является рассмотрение организации учета постановки материалов, методов проведения аудиторской проверки на примере «Хлебокомбинат».

Следовательно задачами работы являются:

1. Рассмотрение материально-производственных запасов, как объекта учета и контроля, т. е. исследовать их:

§ Сущность;

§ Классификацию;

§ Оценку;

§ Нормативно-правовое обеспечение.

2. Изучить действующую практику учета материалов на исследуемом предприятии, т. е. анализ:

§ Документального оформления поступления, выбытия, расходования материалов;

§ Учета материалов на складе;

§ Взаимосвязи складского учета с бухгалтерским.

3. Разработать предложения и определить направления совершенствования организации учета.

Эти цели и задачи необходимо решить в ходе написания дипломной работы.

I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АУДИТА

1.1 Нормативно – законодательная база

Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» устанавливает следующее: Материально-производственные запасы – это часть имущества:

§ используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

§ предназначенная для продажи;

§ используемая для управленческих нужд организации.

Для изучения темы дипломной работы более подробно рассмотрим часть материально-производственных запасов, используемых при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг.

Рассмотрим наиболее общие понятия, необходимые нам для изложения материала. Введение в действие с 1 января 1999 года Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» изменило официальные трактовки некоторых из них.

Таблица 1

Основные понятия по учету материалов

Определение

Имущество предприятия

Все хозяйственные средства предприятия: внеоборотные и оборотные средства

Оборотные средства

Часть материально-производственных запасов, используемая в одном производственном цикле, поэтому вся их стоимость сразу относится на затраты (расходы) предприятия. В состав данной группы включаются готовая продукция и незавершенное производство.

Предметы труда

Оборотные средства предприятия

Т. о. рассматриваемые нами материально-производственные запасы используются в качестве предметов труда . Они вместе со средствами труда и рабочей силой обеспечивают производственный процесс предприятия, в котором они используются однократно . Себестоимость их полностью переносится на вновь созданный продукт.

Для правильной организации учета материально-производственных запасов огромное значение имеют научно-обоснованная их классификация, оценка и выбор единицы учета. В планировании, технологии и учете различают две важные группы , в основе которых лежат:

1) назначение и роль их в процессе производства;

2) технические свойства (сорт, размер, марка, вид, профиль).

В настоящее время при экономической нестабильности на рынке очень важное значение приобретает нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей.

Для более детальной проработки перечня законодательных актов и нормативных документов, а также для их систематизации составим таблицу

Таблица 2

Нормативно-правовое обеспечение учета материальных ценностей

Законодательный акт, нормативный документ (назв-е, кем, когда принят, номер)

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» Утвержден указом Президента Российской Федерации

от 21.11.96 г. № 000 ФЗ

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ1/98. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 9 декабря 1998 года

Положение по ведению бух. учета и бух. отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 01.01.01 года №34

Приказ Минфина СССР от 1.11.91 г. №56 «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и инструкции по его применению».

План счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 1 к Приказу Минфина СССР:

1) от 01.11.91 г №56 с изменениями и дополнениями

2) от 28.12.94 г № 000)

Инструкция по применения плана счетов бух. учета фин. хоз. деятельности предприятий (Приложение 2 к приказу Минфина СССР от 01.11.91 №56) с изм. и дополнениями (приказ Минфина РФ от 28.12.94 г № 000)

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции и о порядке формирования фин. результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 000; с изм. и дополн. Утв. Правительством РФ от 01.07.95 г № 000 и от 20.11.95 г № 000.

Основные положения по учету тары на предприятиях, производственных объединениях (Утв. Минфином СССР 30.09.85 г № 000)

Положение по бух. учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов (Приложение к письму Минфина СССР от 02.07.91 №40)

Инструкция о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности (Утв. Минфином СССР 14.01.67 №17)

Инструкция 2НС РФ от 11.11.95 №39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость »

Положение по ведению бух. учета и отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 15.06.98 г №25

На основании имеющейся нормативной базы и анализа специальной литературы можно выделить основные задачи учета материалов:

1) Контроль за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;

2) Правильное и своевременное документирование всех операций по движению материалов, выявление и отражение затрат, связанных с их заготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;

3) Систематизированный контроль за выявлением излишних и неиспользуемых материалов, их реализаций;

4) Своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов.

Нормативная база, используемая для организации проверок, подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя нормативная база - соответствующие законы, положения, методологические материалы по учёту и отчётности, налогообложению и аудиторские правила (стандарты). Данные нормативные акты необходимы аудитору, чтобы выявить соответствие ведения бухгалтерского учёта и составления отчётности, проведения анализа, составления заключения. При наличии у аудитора или в аудиторской фирме современных персональных ЭВМ можно использовать различные информационно-справочные системы : «Гарант», «Консультант» и др., значительно облегчающие работу аудитора, ускоряющие процесс проведения проверок, повышающие их качество. В условиях рыночного труда можно применять вспомогательные таблицы, справочники. Внизу перечислены основные нормативные документы при аудите основных средств и НМА:

1. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №26н,

2. Гражданский кодекс РФ. Части 1 и 2.

3. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности и Инструкция по его применению.

4. Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №33н (в редакции от 01.01.2001г.).

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 01.01.2001г. №34н (в редакции от 01.01.2001г.),

6. Земельное законодательство

7. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика предприятий» (Утверждено Приказом Минфина России № 60 от 9 декабря 1998 г.

8. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 01.01.2001г. (в редакции от 01.01.2001г.),

9. О переоценке основных фондов на 1997 г. (Постановление Правительства РФ № 000 от 7 декабря 1996 г.).

Внутренняя нормативная база - это учётная политика, различные методические и инструкционные материалы по организации учёта на конкретном предприятии. Они подлежат анализу и сопоставлению с действующей методологией.

1.2. Порядок планирования и подготовки аудиторской проверки

В соответствии с нормативными и законодательными актами, реализующими операции с материально-производственными запасами, можно сформулировать следующие задачи и основные направления проверки:

1) Состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения контрольно-измерительными приборами; правильность приемки ТМЦ;

2) Сохранность ТМЦ; оформление материальной ответственности ;

3) Соблюдение порядка учета материалов и контроль за их использованием;

4) Правильность списания ТМЦ на производстве;

5) Своевременность и правильность проведения инвентаризации ТМЦ и отражение ее результатов в бухгалтерском учете;

6) Обеспечение сохранности и правильность учета драгоценных материалов, изделия и спирта на складах в производстве.

Источники проверки:

Нормы расхода сырья и материалов в производстве

Нормативы расходов и потерь

Первичные документы по оформлению движения

Отчеты об использовании материалов в производстве

Статистическая и бухгалтерская отчетности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Как свидетельствует обобщающая информация таблицы 1 о состоянии и динамике всех существенных показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности организации, к которой относятся не только различные виды прибыли, но и также важнейшие финансовые инструменты, как выручка от продаж, полная себестоимость произведенной и реализованной продукции, товаров, работ, услуг. В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась на 7,9%; себестоимость проданных товаров – на 4,3%. При этом валовая прибыль увеличилась на 58,6%; расходы по продажам уменьшились на 63,4%; прибыль от продаж увеличилась на 1,2%; убыток до налогообложения уменьшился на 32,3%, а непокрытый убыток – на 71,3%.

Данные таблицы 1 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечный финансовый результат.

В соответствии с действующим законодательством предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности . Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, включая земельные участки , здания, сооружения, инвентарь, сырье, продукцию, долги, права требования, а также на обозначения, индивидуализирующее предприятие , его продукцию, работы и услуги другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. Стоимостной и натурально-вещественный состав имущества предприятия определяется спецификой его производственно-хозяйственной деятельности и во многом определяет рыночный потенциал предприятия.

Анализ состава и динамики активов за годы произведен в таблице 2.

Таблица 2.

Состав и динамика активов за гг.

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к2002г.

1. Внеоборотные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Итого по разделу 1

2. Оборотные активы

Расходы будущих периодов

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Денежные средства

Итого по разделу 2

Валюта баланса

Из анализируемой таблицы видно, что на предприятии увеличилась общая сумма хозяйственных средств (на 21,8% по отношению к 2002 году). За отчетный год структура активов анализируемого предприятия несколько изменилась: увеличилась доля основного капитала на 13,7% по отношению к 2002 году, а оборотного соответственно уменьшилась. Следовательно, имущество предприятия вложено в основном в долгосрочные активы – это вложения средств с долговременными целями в недвижимость, облигации, акции, нематериальные активы . В итоге замораживается капитал, замедляется его оборачиваемость и, как следствие, ухудшается финансовое состояние.

Руководство предприятия должно иметь четкое представление, за счет каких источников ресурсов оно будет осуществлять свою деятельность, и в какие сферы деятельности будет вкладывать свой капитал. Забота об обеспечении бизнеса необходимыми финансовыми ресурсами является ключевым моментом в деятельности любого предприятия. Капитал – это те средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Формируется капитал как за счет собственных (внутренних), так и за счет заемных (внешних) источников. Анализ структуры источников формирования средств в за годы произведен в таблице 3. Из таблицы 3 видно, что на данном предприятии основной удельный вес в источниках формирования активов занимает заемный капитал – 84,2% в 2003 году. Значительно снизилась доля собственного капитала с 20,5% в 2002 году до 15,8% в 2003 году. Необходимость в собственном капитале обусловлена требованиями самофинансирования предприятий. Он является основой самостоятельности и независимости предприятия. Особенность собственного капитала состоит в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Так как доля собственного капитала низкая, то буфер , который защищает кредиторов от убытков и риска потери капитала слабый.

Таблица 3.

Анализ структуры источников формирования средств в за годы

В тысячах рублей

Показатели

Изменения 2003г. к 2002г.

3. Капитал и резервы

Уставный капитал

Добавочный капитал

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

Долгосрочные обязательства

Займы и кредиты

Отложенные налоговые обязательства

Итого по разделу 4

Краткосрочные обязательства

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность

в том числе

поставщики и подрядчики

задолженность перед персоналом организации

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

задолженность по налогам и сборам

прочие кредиторы

Итого по разделу 5

Валюта баланса

Средства в годах были созданы в основном за счет краткосрочных обязательств . В 2003 году заемный капитал представлен в основном долгосрочными обязательствами, его доля составила 84,3% к источникам всех средств. Следовательно, финансовое состояние предприятия неустойчивое, так как с заемными капиталами необходима постоянная оперативная работа: контроль над своевременным их возвратом и привлечением в оборот на непродолжительное время других капиталов. К недостаткам этого следует также отнести сложность процедуры привлечения, высокую зависимость ссудного процента от конъюнктуры финансового рынка и увеличение в связи с этим риска снижения платежеспособности предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия – это совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, их рациональное использование являются ключевыми факторами успешной работы предприятия. Поэтому анализу использования трудовых ресурсов на предприятии должно уделяться большое значение.

Основными задачами анализа трудовых ресурсов являются:

1. анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами;

2. анализ движения трудовых ресурсов;

4. анализ производительности труда и трудоемкости продукции;

Количественная характеристика трудовых ресурсов измеряется таким показателем, как среднесписочная численность работников, которая определяется путем деления общего количества дней, отработанных всеми работниками списочного состава за период, на количество дней в периоде.

Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельность работников предприятия, который определяется отношением выручки от реализации на среднесписочную численность работающих за отчетный период. Для постоянной тенденции к увеличению производительности труда требуется целый комплекс мер (от применения новых технологий до сокращения персонала), индивидуально разрабатываемых на каждом предприятии.

Фонд оплаты труда предприятия представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера.

Рассмотрим динамику численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда в таблице 4.

Таблица 4.

Динамика численности работников, производительности труда и фонда оплаты труда за г. г.

В тысячах рублей

Показатели

измерения

Среднесписочная численность работников

Производительность труда

тыс. руб./чел.

Фонд оплаты труда

Среднегодовая заработная плата

Доля заработной платы в затратах от обычных видов деятельность

Из данных таблицы 4 видно, что в отчетном году производительность труда выросла в 1,1 раза. Рост производительности труда был достигнут за счет увеличения выручки от реализации. Рост производительности труда является исключительно позитивной тенденцией эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Заработная плата в 2003 году по сравнению с 2002 годом выросла в 1,2 раза, что свидетельствует о положительной тенденции на предприятии.

Эффективное использование основного капитала - важнейшее условие увеличения прибыли, получаемой предприятием.

Более полное использование основных средств приводит также к уменьшению потребности ввода новых производственных мощностей при увеличении объема производства, а, следовательно, к лучшему использованию прибыли предприятия (увеличение доли отчислений от прибыли в фонд потребления, направление большей части фонда накопления на механизацию и автоматизацию производства и управления и т. п.).

В процессе анализа необходимо изучить состав и структуру основных средств и дать оценку произошедшим изменениям (табл. 5).

Таблица 5.

Состав и структура основных средств за годы

В тысячах рублей

Показатели

Отклонение (+ ,-) по

сумма, тыс. руб.

сумма, тыс. руб.

сумме, тыс. руб.

Сооружения

Оборудование

Транспортные

Средства

Производственный и хозяйственный инвентарь

Другие виды основных средств

За анализируемый период в составе и структуре основных средств произошли следующие изменения. Стоимость зданий возросла на 13961 тыс. руб., и в удельном весе произошло снижение на 0,9%. Стоимость сооружений возросла на 2941 тыс. руб., и удельный вес в общей сумме основных средств снизился на 3,5%. Значительно возросла стоимость машин и оборудования, на 106551 тыс. руб. или 10,3%. Произошли незначительные изменения по остальным основным средствам: сумма производственного и хозяйственного инвентаря снизилась на 12 тыс. руб., стоимость транспортных средств снизилась на 28 тыс. руб., стоимость других видов основных средств также снизилась на 7469 тыс. руб.

В целом по предприятию стоимость основных средств, в 2003 году возросла по отношению к 2002 году на 115944 тыс. руб., в основном за счет приобретения нового оборудования.

Состояние и степень использования основных фондов определяют технический уровень производства, темпы и масштабы его развития, его эффективность. Таким образом, эффективность основных фондов формируется, во-первых, в процессе их создания и, во-вторых, в процессе их эксплуатации. Иначе говоря, эффективность основных фондов зависит от того, насколько целесообразно осуществляются капиталовложения , создаются и используются основные фонды. Анализ интенсивности и эффективности использования основных средств в за годы произведен в таблице 6. Анализ таблицы 6 показал, что в 2003 году среднегодовая стоимость основных фондов росла более быстрыми темпами, чем выручка от реализации продукции. В результате этого произошло снижение фондоотдачи и возрастание фондоемкости. Предприятию необходимо повышать эффективность использования основных фондов, это можно осуществлять в рамках имеющихся производственных возможностей и зависит от качества организации производства, его совершенства и оперативности.

В середине 80-х годов КПСС и Советское правительство выдвинули в качестве стратегической задачи курс на страны и качественного обновления на этой основе социалистического общества.

Установка на ускорение социально-экономического развития была всесторонне обоснована на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС и развита на совещании в Центральном Комитете партии по вопросам научно-технического прогресса в июне 1985 г. Курс на ускорение предусматривал преобразование всех сторон жизни советского общества. Это обновление материально-технической базы на основе достижений научно-технической революции, совершенствование общественных отношений, позитивные сдвиги в содержании и характере труда и в условиях жизни людей. Курс на ускорение означал повышение темпов экономического роста страны, всемерную интенсификацию производства. Составными частями этого процесса должны были стать углубление научно-технического прогресса, внедрение более эффективных форм управления и организации труда. Важная роль в реализации курса на ускорение развития страны отводилась социальной политике партии, развитию социальной сферы, охватывающей интересы всех классов и групп, наций и народностей общества. В решении задач ускорения большое значение должно было иметь обновление форм и методов работы в сфере идеологии, совершенствование социалистической демократии.
Разработанный Коммунистической партией курс на ускорение социально-экономического развития был положен в основу проектов новой редакции Программы КПСС и Основных направлений экономического и социального развития страны на 1986 - 1990 гг. и на период до 2000 г. В этих документах подводились итоги пройденного советским народом пути и намечались перспективы дальнейшего развития советского общества. Были определены направления, методы и формы упрочения социализма, его планомерного и всестороннего совершенствования.
Октябрьский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС рассмотрел и одобрил проекты новой редакции Программы партии, изменений в ее Уставе, Основных направлений экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг. и на период до 2000 г. Пленум постановил вынести эти документы на общепартийное, всенародное обсуждение.
Опубликование проектов новой редакции Программы и Устава КПСС, Основных направлений экономического и социального развития страны на двенадцатую пятилетку и до 2000 г. вызвало большой интерес среди советских людей и за рубежом. Эти документы были рассмотрены на собраниях трудящихся. Только в обсуждении проекта Основных направлений приняло участие почти НО млн. человек. В проекты документов были внесены предложения, дополнения, редакционные уточнения.
Всенародное обсуждение документов показало высокую политическую зрелость советских людей, их поддержку разработанного партией курса на ускорение социально-экономического развития общества.

Перестройка в СССР.

1.УСКОРЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ - стратегический курс партии, нацеленный на качественное преобразование всех сторон жизни советского общества. Программа ускорения социально-экономического развития страны, выдвинутая апрельским (1985 г.) Пленумом ЦК КПСС, получила развернутое обоснование в решениях XXVII съезда партии, январского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС. Курс на ускорение социально-экономического развития страны предполагает глубокие преобразования в экономике, проведение активной социальной политики, последовательное утверждение принципа социальной справедливости, совершенствование общественных отношений, обновление форм и методов работы политических и идеологических институтов, углубление социалистической демократии, решительное преодоление инерции, застойности и консерватизма. В экономической области ускорение означает прежде всего решительное преодоление негативных тенденций, проявившихся в 70-80-е годы, и повышение темпов роста. В двенадцатой пятилетке намечено повысить темпы прироста производительности труда до 23 % по сравнению с 16,5 % в одиннадцатой пятилетке. Прирост национального дохода составит 22,1 %, реальных доходов на душу населения 14 % по сравнению соответственно с 16,5 и 11 %. Сущность ускорения состоит в достижении нового качества экономического роста, т. е. на основе всемерной интенсификации производства, научно-технического прогресса, структурной перестройки экономики, эффективных форм управления, организации и стимулирования труда. К 2000 г. намечено добиться удвоения национального дохода страны без увеличения численности работников материального производства и при снижении его металлоемкости в 2 раза и энергоемкости не менее чем в 1,4 раза. К середине этого периода предстоит стабилизировать фондоемкость продукции, а затем и снизить ее. В условиях интенсификации общественного производстза и последовательного осуществления политики ресурсосбережения ускорение социально-экономического развития предполагает ориентацию на повышение конечных народнохозяйственных результатов, улучшение качества продукции, выпуск принципиально новой, более производительной техники, быстрый рост эффективности общественного труда. Важные показатели ускорения - сокращение сроков обновления основных производственных фондов, ассортимента выпускаемой продукции, коренное повышение ее технического уровня и качества. Для ускорения социально-экономического развития страны приводятся в действие две группы резервов и источников. К первой из них относятся лучшее использование имеющегося производственного потенциала и наличных трудовых ресурсов, решительная борьба с потерями сырья и рабочего времени, наведение порядка, укрепление организованности и дисциплины. Мобилизация этих резервов не требует, как правило, значительных затрат и дает сравнительно быстрые результаты. В долговременной перспективе ускорение требует использования глубинных резервов экономического роста, решающая роль среди которых принадлежит научно-техническому прогрессу. Предстоит осуществить кардинальное преобразование производительных сил, опирающееся на овладение новейшими достижениями научно-технической революции. Первостепенное значение при этом имеет быстрое обновление производственного аппарата путем широкого внедрения передовой техники, наиболее прогрессивных технологических процессов и гибких производств, позволяющих оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции и дающих наибольший экономический и социальный эффект. Ускорение социально-экономического развития страны зависит также от дальнейшего совершенствования всей системы производственных отношений, перестройки ферм и методов хозяйствования, внедрения эффективных форм материальной заинтересованности и ответственности. Особое внимание уделяется демократизации всей общественной жизни, развитию социальной активности масс, воспитанию хозяйского отношения к труду и его результатам (см. также Темпы экономического развития, Экономическая политика КПСС).

Гласность - политический термин, обозначающий политику максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В узком смысле, в современном словоупотреблении, основной компонент политики перестройки, проводимый М. С. Горбачёвым во второй половине 1980-х в СССР и заключавшийся в существенном ослаблении цензуры и снятии существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. В конечном итоге именно гласность стала детонатором последующего распада советского строя и СССР.

Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в Россиив конце1850-х, обозначая ослаблениецензурногоконтроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти - прежде всего судов, в рамкахсудебной реформыАлександра II, пришедшей на смену «канцелярской тайне».

Митинг гласности- митинг, проведённыйдиссидентамии сочувствующими5 декабря1965года наПушкинской площадивМоскве. Стал первой публичной политической демонстрацией в послевоенном СССР.

Вошло в широкий обиход с 1987 годакак обозначение одного из ключевых направленийреформ(«гласность -перестройка-ускорение»), проводившихся в 1987-1991 годахМ. С. Горбачёвымна посту Генерального секретаряЦК КПССи ПрезидентаСССР, широко известных под общим названием «Перестройка». Тогда же возникли и лозунги момента: «Больше гласности! Больше демократии!». При этом «первым бликом зари гласности» называют статьюЕвгения Додолевав газете «Московский комсомолец» за ноябрь1986 года, получившую широкий резонанс.

Впервые о гласности заговорили на XXVII Съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.

Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии партноменклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.

К 1990 году положительно отзываться о чём-либо советском становится дурным тоном. В обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.

В период гласности были освобождены многие диссидентыи правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями; в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось; более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати; появлялись критические публикации.

С марта 1987 годав связи с объявленной гласностью в библиотеках началось возвращение книг из спецхранов в открытые фонды.

После публикации 13 марта1988 годав газете «Советская Россия» антиперестроечной статьи «Не могу поступаться принципами» публикациясталинистскихстатей в прессе, по мнению некоторых, стала пресекаться.

Некоторые деятели оппозиции считают, что период гласности закончился в период президентства Владимира Путина. Начиная с 2000 годазакрывались независимые телеканалы и газеты, из страны изгонялись олигархи, владевшие медиа-активами и отказывающиеся на депминговые сделки со ставленниками Путина по их перераспределению (Гусинский, Березовский и др.). Повсеместно вСМИпо указу «сверху» вводилась самоцензура. Медведев заявил, что гласность стране не нужна.

Ряд политологов говорит о начале Гласности-2 в связи с развитием Рунета и независимого блоггинга.

Перестройка - общее название нового курса советского партийногоруководства, совокупности политических и экономических перемен, происходивших вСССРс 1986 по 1991 годы.

Этот период напрямую связан с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачёва, инициировавшего большие, глубокие, неоднозначные перемены во всех сферах жизни советского общества. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январскомпленуме ЦК КПССперестройка была впервые объявлена новым направлением развития государства.

Перестройку условно можно разделить на три этапа:

Первый этап (март 1985 - январь 1987). Этот период характеризовался признанием некоторых недостатков существовавшей политико-экономической системы СССР и попытками исправить их несколькими крупными кампаниями административного характера (т. н. «Ускорение») -антиалкогольная кампания, «борьба с нетрудовыми доходами», введениегосприёмки, демонстрация борьбы с коррупцией. Какие-либо радикальные шаги в этот период пока не предпринимались, внешне практически всё оставалосьпо-старому. В то же время в 1985-86 годах была произведена замена основной массы старых кадров брежневского призыва на новую команду управленцев. Именно тогда в руководство страны были введены А. Н. Яковлев, Е. К. Лигачёв, Н. И. Рыжков, Б. Н. Ельцин, А. И. Лукьянов и другие активные участники будущих событий. Таким образом, начальный этап перестройки можно расценивать как своего рода «затишье перед бурей».Николай Рыжковвспоминал (в газете «Новый Взгляд», 1992):

В ноябре 82-го года меня - совершенно неожиданно - избрали секретарём ЦК, и Андропов ввёл меня в команду, готовившую реформы. Туда входили и Горбачёв, Долгих… Мы стали разбираться с экономикой, а с этого началась перестройка в 85-м году, где практически были использованы итоги того, что сделали в 83-84-х годах. Не пошли бы на это - было бы ещё хуже.

Второй этап (январь 1987 - июнь 1989). Попытка реформирования социализма в духе демократического социализма. Характеризуется началом широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. В общественной жизни провозглашается политикагласности- смягчение цензуры в СМИ и снятие запретов с того, что раньше считались табу. В экономике узаконивается частное предпринимательство в форме кооперативов, начинают активно создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями. В международной политике основной доктриной становится «Новое мышление» - курс на отказ от классового подхода в дипломатии и улучшение отношений с Западом. Часть населения охвачена эйфорией от долгожданных перемен и невиданной по советским меркам свободы. Вместе с тем, в этот период в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первыемежнациональные столкновения.

Третий этап (июнь 1989 - 1991). Заключительный этап,в этот период происходит резкая дестабилизация политической обстановки в стране: после Съезда начинается противостояние коммунистического режима с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими силами. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980-1990-х. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовымиантикоммунистическиминастроениями. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии ирыночной экономикикапиталистическоготипа. «Новое мышление» на международной арене сводится к бесконечным односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и статуссверхдержавы. В России и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы - начинается «парад суверенитетов».

2. Экономические реформы периода «перестройки».

а) Закон о государственном «предприятий (объединение)» (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 07.04.1989 - Ведомости ВС СССР, 1989, N 15, ст. 105; Законом СССР от 03.08.1989 -Ведомости СНД и ВС СССР, 1989, N 9, ст. 214)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические и правовые основы хозяйственной деятельности социалистических государственных предприятий (объединений) укрепляет государственную (общенародную) собственность на средства производства в промышленности, строительстве, агропромышленном комплексе и других отраслях, расширяет возможности участия трудовых коллективов в эффективном использовании этой собственности, в управлении предприятиями и объединениями, в решении государственных и общественных дел. Закон углубляет

централизованные начала в решении важнейших задач развития народного хозяйства как единого целого, предусматривает усиление экономических методов управления, использование полного

хозяйственного расчета и самофинансирования, расширение демократических основ и развитие самоуправления, определяет отношения между предприятиями (объединениями) и органами государственной власти и управления.

б) Закон о кооперации. Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" (с изменениями от 16 октября 1989 г., 6 июня, 25 декабря 1990 г., 7 марта 1991 г., 19 июня 1992 г., 8 декабря 1995 г., 8 мая 1996 г., 15 апреля 1998 г.)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией СССР определяет экономические, социальные, организационные и правовые условия деятельности кооперативов на основе развития ленинских идей о кооперации применительно к современному этапу строительства социализма в СССР.

Закон призван раскрыть огромные потенциальные возможности кооперации, возрастание ее роли в ускорении социально-экономического развития страны, усилить процесс демократизации хозяйственной жизни, придать новый импульс колхозному движению, создать условия для вовлечения в кооперативы широких слоев населения. Он направлен на всемерное использование кооперативных форм для удовлетворения растущих потребностей народного хозяйства и населения в продовольствии, товарах народного потребления, жилище, разнообразной продукции производственно-технического назначения, работах и услугах. Закон устанавливает основные принципы развития кооперативной демократии, определяет отношения государства и кооперации, гарантирует свободный выбор форм хозяйственной деятельности кооперативов, открывает широкий простор для инициативы и самоуправления, повышает ответственность членов кооператива за результаты своего труда.

Закон гарантирует гражданам право добровольного вступления в кооператив и свободного выхода из него, участия в управлении всеми делами кооператива; самостоятельность коллективного хозяйствования и независимость кооператива в принятии решений по выполнению его уставных задач; социальную справедливость и социальное равенство в праве на труд; личные доходы, соответствующие количеству и качеству труда, и на социальное обеспечение.

Закон о кооперации в СССР направлен на равноправное взаимодействие государственного и колхозно-кооперативного секторов социалистической экономики, способствует дальнейшему развитию политической и экономической систем СССР.

в) Экономическая программа В.С. Павлова. Валентин Сергеевич Павлов (26 сентября 1937 - 30 марта 2003) - Премьер-министр СССР (единственный, занимавший должность с таким названием) с 14 января 1991 года по 22 августа 1991 года, член ГКЧП. Основная статья: Денежная реформа 1991 года в СССР .

Принимал участие в создании Пенсионного фонда, налоговой инспекции, в формировании коммерческих банков, привлечении первых инвестиций, в регулировании первых кооперативов и совместных предприятий.

Одной из оставшихся в памяти народа акций Павлова стало изданное через восемь дней после его назначения (22 января 1991) распоряжение об изъятии банкнот в 50 и 100рублей в ограниченный во времени период (три дня) и замену их на купюры нового образца, что привело к значительному ажиотажу и росту недовольства в стране. Эта «реформа» была выполнена через три года после аналогичной реформы денежной системы в Бирме, проведённой в 1987 Сейн Львином - тогда результатом реформы стали серьёзные волнения, долгосрочная дестабилизация положения в стране с кровопролитиями и обвалом экономики. См. История Бирмы.

Вторая подобная акция - подъём в 2-3 раза цен на основные потребительские товары со 2 апреля 1991 г. согласно Постановлению Кабинета министров СССР. До этого момента цены были постоянны в течение десятилетий (со времен Хрущёва). После этого момента постоянным спутником экономической жизни стала инфляция.

1985-1991 годы - особый период в истории СССР. Предпосылками начала «перестройки» стало нарастание в начале 1980-х гг. кризисных явлений во всех сферах советского общества, в том числе и в экономике. Факты, свидетельствующие о нарастании кризиса:

· падение темпов экономического роста до уровня простого воспроизводства (около 2 % в год);

· достижения научно-технического прогресса практически не находили применения в советской экономике;

· быстрый рост «теневой экономики», проникавшей во все сферы хозяйственной жизни;

· резкое сокращение притока в производство новой рабочей силы в связи со снижением рождаемости, исчерпания трудовых ресурсов деревни и ростом образовательного уровня населения (основной приток работоспособного населения пошел в сферу услуг и другие непроизводственные области);

· снижение с начала 1980-х гг. на мировом рынке цен на энергоносители уменьшило количество поступающих в страну «нефтедолларов».

М.С. Горбачев и его сторонники считали, что социализм имеет неиспользованные резервы, которые необходимо ввести в действие и догнать капиталистические страны. Таким образом, реформы не должны были затронуть основы социалистической плановой экономики. В данной главе мы рассмотрим экономическую политику М.С. Горбачева в эпоху перестройки в СССР.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Горбачев унаследовал страну с огромным комплексом внутриполитических и внешнеполитических проблем.

Шла изнурительная война в Афганистане. На поддержание военного паритета с США уходило около 40% всех ресурсов страны. Экономика СССР уже несколько лет держалась только за счет широкой продажи сырья.

Ключевым звеном Горбачеву представлялась проблема темпов экономического роста.

В первое послевоенное десятилетие экономический рост Советского Союза составлял примерно 10% в год.

Во второе десятилетие он сократился до 7%, но все же это был внушительный среди индустриальных стран рост. Ситуация стала кризисной к 1980-м гг. Когда Горбачеву принесли разметку на очередную пятилетку, там предусматривался рост в 2,8% в год. Горбачев положил в основу политики идею ускорения развития, т. е. повышение темпов экономического роста. За 15 лет предполагалось увеличить национальный доход почти в 2 раза при удвоении производственного потенциала, повысить производительность труда в 2,3-2,5 раза. Руководство страны обещало также проводить социальную политику, основанную на принципах социальной справедливости. Было выделено две приоритетные проблемы - продовольственная и жилищная - и определены сроки их разрешения Воронцов В.А. Новейшая история России. Шоки без терапии эпохи Ельцина. - М.: Академический проект, 2009. - с. 36..

Продовольственную проблему предполагалось решить к 1990 г., жилищную по принципу «каждой семье благоустроенную отдельную квартиру» - к концу ХХ в.

Новый генеральный секретарь сразу же отверг концепцию развитого социализма, которая к тому времени не соответствовала реальности. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля - 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция не предусматривала конкретных социально экономических обязательств партии перед народом, окончательно сняла задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуемый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал как идеал общественного устройства, а его появление перенесено в неопределенно далекое будущее. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны История государственного управления России: Учебник. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 136..

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, пообещав народу круто повернуть экономику «лицом к человеку», новое руководство СССР разработало план Двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками - с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом СССР после распада / Под ред. О. Маргания. - М.: Экономическая школа, Высшая Школа Экономики (Государственный Университет), Экономикус, 2007. - с. 23..

Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, внедрить новый класс машин в народное хозяйство, придав ему ускорение - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета министров СССР в 1985 - 1990 гг.) в 1985 - 1986 гг.

Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю, мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных партией задач. Энтузиазм молодого поколения надеялись направить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, добиться ускорения.

Предполагалось использовать следующие резервы:

· полностью загрузить действующие мощности, повсеместно переведя их на многосменную форму работы;

· укрепить трудовую дисциплину, равняясь на опыт передовиков;

· силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, предлагалось повысить качество продукции.

Действовали привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидавшегося эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. Ввело государственную приемку по примеру существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военного ведомства Современная историография новейшей истории России и истории СССР. - М.: РИВШ, 2007. - с. 53..

Начало перестройки было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причинами катастроф стали халатность конкретных исполнителей в результате падения дисциплины Мухаев Р.Т. История государственного управления в России. - М.: Юнити-Дана, 2007. - с. 89..

Однако ключевым для судеб ускорения оказалось падение цен на нефть осенью 1985 г. Валютная выручка СССР сократилась сразу на две трети. Уже одно это неминуемо вызывало экономический кризис. Но на падение цен на нефть накладывались затраты на ликвидацию последствий чернобыльской аварии, позже - землетрясения в Армении, увеличение капиталовложений в машиностроение, потери бюджета из-за снижения торговли алкоголем. При этом нехватка валюты привела к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987-1988 гг. была частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное - пришло осознание того, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

· повышение экономической самостоятельности государственных предприятий;

· развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным»;

· привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий Шестаков В.А. Новейшая история России. - М.: АСТ, Астрель, ВКТ, 2008. - с. 164..

Курс на "ускорение"

В марте 1985 г. руководящие посты в государстве были перераспределены следующим образом: Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко (с июля), Председателем Совета Министров СССР до осени 1985 г. оставался Н.А. Тихонов, которого затем сменил Н.И. Рыжков. Руководство взяло решительный курс на активизацию внутренней и внешней политики СССР, на восста­новление и укрепление авторитета партии и государственной власти в советском обществе и на международной арене.

Впервые новый курс был провозглашен в апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС, конкретизирован и одобрен на XXVII съезде КПСС (1986 г.) и воплотился в план 12-й пятилетки (1986- 1990 гг.). Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития".

Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходи­мость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные за­дачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производ­ства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ - стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной эко­номической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях от западных поставок); наконец, задача пре­кращения падения темпов развития, сползания экономики к кризи­су, создания образцовой экономической политики.

Как понималось ускорение? Прежде всего, как повышение тем­пов экономического роста. В 1986--1987 гг. М.С. Горбачев не уставал предупреждать, что национальный доход должен расти темпами не ниже 4% в год, иначе пятилетка будет сорвана. Далее, ускорение понималось и как новое качество роста, т.е. рост на базе научно-технического прогресса за счет повышения произво­дительности труда, интенсивного развития.

Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении прин­ципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985- 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две - продовольственная и жилищ­ная. Продовольственная считалась приоритетной внутриполити­ческой задачей и ее решение должно было осуществиться к 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.


С чего начали ускорение? Как и в предыдущие пятилетки, с тя­желой промышленности. Машиностроению была отведена роль "ключевого звена" реконструкции народного хозяйства. Перейти от производства отдельных станков к производственным ком­плексам, промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение - таков был пер­вый порыв. Он требовал больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. В сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ве­теранами стахановского движения и молодыми передовиками производства М.С. Горбачев призвал не сводить дело к рублю и мобилизовать энергию молодежи на решение поставленных пар­тией задач. Энтузиазм "молодого поколения" надеялись напра­вить на приведение в действие "скрытых резервов" роста, чтобы уже сейчас, сегодня, не дожидаясь нового класса машин, добить­ся ускорения.

Решить эту задачу было намечено, используя следующие ре­зервы. Полностью загрузить действующие мощности, переведя их на двух-четырехсменку. Укрепить трудовую дисциплину, рав­няясь на опыт передовиков. Силами местных рационализаторов и изобретателей проводить механизацию и автоматизацию своего производства. Наконец, немедленно повысить качество продук­ции. С этой целью создавалась еще одна контролирующая ин­станция - госприемка.

Для ускорения предполагалось:

1.научно-технический прогресс

2.техническое перевооружение машиностроения (производство оборудования должно превышать другие отрасли в 1,7 раза)

3.активизация человеческого фактора

4.совершенствование устоявшейся системы, выправка отдельных деформаций в системе производства

5.наведение порядка, повышение трудовой дисциплины

6.повышение ответственности управленческих кадров

7.подтягивание отстающих отраслей.

В 1985-1986 гг. темпы производительности труда в промышленности и строительстве превысили показатели предыдущей пятилетки в 1,3 раза, на железнодорожном транспорте – в 3 раза. В 4 раза увеличились капиталовложения в социальную сферу.

Однако ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала ава­рия на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколе­ний. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надви­гающейся на общество и государство.

С 1985 года начинается антиалкогольная кампания. Сократившая производство алкоголя в 2 раза. Это привело к повышению производительности труда, снижению бытовой преступности. Однако госбюджет с 1985 по 1988 год не досчитался 67 млрд. рублей, стало процветать самогоноварение, спекуляция, отравление некачественной алколгольной продукцией и росла социальная напряженность.

Чернобыльская катастрофа. Весной 1986 г. произошло событие, оказавшее шоковое воздействие на советское общество. 26 апреля слу­чилась авария на Чернобыльской атомной электростанции, где при проведении эксперимента взорвался четвертый энергоблок. Первона­чально не было ясного понимания, что произошедшее - катастрофа не только национального, но и мирового масштаба, однако по мере накопления информации приходило осознание трагизма случившего­ся. Радиационному загрязнению подверглась значительная часть Укра­ины, но самый тяжелый удар пришелся на Белоруссию (23% террито­рии, пострадал каждый пятый житель); впоследствии заражение об­наружено в Брянской и Тульской областях.

Для ликвидации последствий аварии была создана специальная правительственная комиссия, которая координировала эту работу в масштабах всей страны. Уже в первые после катастрофы дни действовала сеть медицинской помощи, охватившая почти миллион человек. Принято было решение о выселении жителей из города энергетиков Припять. Сначала эвакуировали людей из 10-, а затем и из 30-километровой зоны. Это оказалось чрезвычайно трудным делом: многие не хотели уезжать, их пришлось перемещать принудительно. В первых числах мая было переселено 135 тыс. человек и установлен контроль над всем районом. В район аварии перебросили войска химической защиты, со всей страны прибывала техника. В Москве, Ленинграде, Киеве круглосуточно работали научные институты, срочно решая целую серию необычных проблем. В послечернобыльские месяцы про­явились лучшие качества советских людей: самоотверженность, чело­вечность, высокая нравственность. Многие просили направить их в район Чернобыля, предлагали бескорыстную помощь.

Ликвидация последствий взрыва только в 1986 г. обошлась в 14 млрд. рублей; требовала миллиардных затрат и в последующие годы. Организованными усилиями удалось ограничить число пострадавших и локализовать аварию. К июлю была разработана концепция «саркофа­га», а затем в сжатые сроки возведено уникальное укрытие для по­врежденного реактора с постоянно функционирующей системой кон­троля за его состоянием. По сути вторая половина 1986 г. прошла под знаком Чернобыля.

«Перестройка» 1987-1991 гг.

В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987-1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновле­ние" идеологии.

Идея экономической реформы начала складываться еще с 1970-х гг., когда в научно-экономических кругах заговорили о необходимости усиления роли ры­ночных, товарно-денежных отношений в социалистической экономике. В кон­це 1970 - начале 1980-х гг. был проведен так называемый "экономический эксперимент", в ходе которого ряд отраслей (прежде всего, бытового обслужи­вания и примыкающих к ней) переводились на хозрасчет. При Ю.В. Андропове экономисты - "товарники" стали более настойчиво проводить идею расшире­ния рыночных отношений в экономике страны, однако с приходом к власти в феврале 1984 г. группировки консервативно настроенных членов ЦК КПСС во главе с "брежневцем" К.У. Черненко эксперимент был свернут, идеи "рыночно­го социализма" перестали поддерживаться правительством. Однако уже во вто­рой половине 1980-х гг. тенденция усиления рыночных факторов стала шаг за шагом одерживать победы в экономической политике СССР. Идея перевода жестко централизованного, плано­во-государственного хозяйства на рыночную, то­варно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государст­венном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший зна­чительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяй­ственными единицами, составив основу рыночного сектора эко­номики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хоз­расчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Це­ны же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хо­зяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в т.ч. создания совместных предприятий и свободной продажи своей продукции на рынке, в т.ч. и внешнем. Государство таким образом частично отступало от своей монополии на внешнюю торговлю. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях всю производимую продукцию, государство включило в госзаказ, вывело из свободной продажи, лишило предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано постепенно госзаказ снижать, втягивая предприятия в хозрасчет­ные отношения. Трудовые коллективы получили право (через несколько лет ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля за деятельностью администрации.

Однако к желаемому эффекту подобные мероприятия не привели, а лишь усугубили ситуацию в экономике, т.к.

1.освободившись от опеки министерств, предприятия столкнулись с отсутствием системы реализации и сбыта товара;

2.разрушалась плановая система, нарушалось взаимодействие между предприятиями;

3.выборы директорского корпуса привели в руководство предприятий некомпетентных людей, которые растратили основные фонды на социальные нужды, что в дальнейшем привело к остановке предприятий;

4.система производства разбалансировалась. Нарушилось взаимодействие между производством и потребителем;

5.предприятия вышли из единой системы НТП, потеряли связь с научными центрами (в дальнейшем предприятия начнут борьбу за госзаказ, чтобы окончательно не остановить производство).

Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности ми­нистерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнер­ские" отношения министерств с предприятиями. Однако центр своих прав уступать не хотел.

В 1988 г. были приняты еще два закона, открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства: Закон о коопера­ции и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД).

Закон о кооперации привел к расцвету «черного рынка», налоги стали уходить мимо государства, за счет различных махинаций госпредприятия начали выпускать продукцию для частников, которая реализовывалась по рыночным ценам, минуя государственную налоговую систему и оседая в карманах организаторов махинаций (на государственном сырье и оборудовании производили продукцию для «черного рынка»). Снижалось качество производимой продукции, выкачивались финансовые ресурсы из карманов советских граждан.

60 предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноября Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частную деятельность и создание кооперативов в некото­рых видах производства товаров и услуг. Осенью 1986-го было разра­ботано, а 13 января 1987 г. принято постановление о создании и де­ятельности на территории СССР совместных предприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательства го­сударства в деятельность предприятий.

В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втя­нут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также отказаться от борьбы с личным под­собным хозяйством, развернутой в 1986-1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. При­знавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхо­зов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хо­зяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).

Однако государство отказалось от дотаций сельскому хозяйству, от системы планирования, централизованных закупок и сбыта. Это привело к разрушению системы сельского хозяйства, перед страной стал возникать вопрос о продовольственной безопасности.

Признание целесообразности, а затем необходимости строи­тельства фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о понимании руководством страны серьезно­сти кризиса сельскохозяйственного производства. Поскольку к концу 1980-х гг. стало очевидно, что "важнейшая внутриполитическая задача" - Продовольственная программа - провалена, она была перенесена на 1990-е гг. К ее решению подключились все типы сельских хозяйств и горожане, любители садов и огоро­дов. Руководство СССР не осмеливалось отказаться от обещания "накормить народ", опасаясь окончательного падения подорван­ного авторитета власти.

Разрушение централизованной системы коллективных хозяйств и неспособность создать фермерские хозяйства, привело к снижению сельхозпродукции, что нанесло непоправимый ущерб сельскому хозяйству.